Национальный колорит в произведениях для духового оркестра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Чугреев, Владимир Сергеевич

  • Чугреев, Владимир Сергеевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 215
Чугреев, Владимир Сергеевич. Национальный колорит в произведениях для духового оркестра: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 1999. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чугреев, Владимир Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ПЕРВИЧНЫХ

ФАКТОРАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА. а. Цитатное использование фольклорного материала. б. Преломление фольклорных интонаций. в. Проявление национальной специфики в ладо-гармонической основе. г. Заимствование метро-ритмической организации фольклорного мелоса.

Глава II. ТЕМБРОВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО

ВЫРАЖЕННОГО ТЕМАТИЗМА. а. Роль тембра в национально-образной сфере сочинений конца XIX - начала XX века. б. Роль тембра в выражении национальных черт сочинений 30-40-х годов нашего столетия. в. Тембровое воплощение национально-выраженного тема-тизма в творчестве послевоенных лет.

Глава III. СЛУЧАИ ОСОБОЙ РОЛИ ОРКЕСТРОВЫХ СРЕДСТВ

В РАСКРЫТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ. а. Претворение тембровой специфики народного инструметария.

1). Тембровое цитирование.

2). Имитация звучания народных инструментов. б. Тембро-фактурное обрамление тематического материала. в. Случаи особой активности тембрального фактора.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальный колорит в произведениях для духового оркестра»

Многовековая история развития профессионального музыкального искусства характеризуется неразрывной связью композиторской практики с фольклорной первоосновой. На протяжении веков композиторские плеяды, опираясь на народное творчество, своим талантом рождали национальные образы и характеры, способствовали становлению национальных музыкальных школ. И если рассматривать с подобной точки зрения творчество выдающихся мастеров прошлого и современности, вряд ли возникнут сомнения в том, что музыка Баха - немецкая, Шопена - польская, Дебюсси - французская, Бартока - венгерская, Гершвина - американская. Об этом непосредственно свидетельствуют как их творческое наследие, так и музыковедческие изыскания, проводимые в данной области.

Среди культур, несущих на себе неповторимую печать национального, существенное место занимает наша отечественная музыкальная культура. Имена таких композиторов, как М.Глинка, М.Мусоргский, М.Бородин, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский, С.Рахманинов и др. служат достойным образцом тесной связи профессионального композиторского творчества с жизнью своего народа, опора на его национальные традиции и фольклорное наследие.

Эстетические принципы, заложенные великими мастерами прошлого, нашли достойное продолжение в творчестве современных композиторов, и сегодня в музыке С.Прокофьева, Н.Мясковского,

Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Р.Щедрина, В.Гаврилина, равно как и многих других авторов, со всей очевидностью прослеживается глубокое и всестороннее отражение средствами музыкального искусства национальной специфики своего народа.

Среди музыкальных жанров особой близостью к народным истокам проникнута духовая музыка. В основе подобного явления лежит специфика выполняемой ею общественно-эстетической функции, которая обуславливает не только определенные концертные формы выступлений, но и соответствующую репертуарную практику, обращенную к самым широким слушательским аудиториям.

Еще в 1867 году, давая оценку роли духовой музыки, В.В.Стасов в статье «Европейский концерт» писал: «Разве не заключается большая важность в военных оркестрах в том, что они играют и как играют?! Теперь нельзя более смотреть на эти оркестры свысока, презрительно; это была бы непростительная близорукость. Нынче нельзя уже оставаться при мнении, что военная музыка - ну она и существует для военных. Нет, это неправда, роль ее ныне уже не та. Военные оркестры - проводники не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в процессии, в каждом народном или национальном торжестве, кого же народ всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь из музыки, как не через него?»/! 55, с. 177-178/ И в этой связи не случайно, что несмотря на доминирование военно-прикладной функции, равно как и преобладание в армии иностранных капельмейстеров, духовая музыка того времени все же нередко базировалась на фольклорной основе. Об этом свидетельствуют такие произведения как «Фантазии на русские песни» А.Львова, «Фантазия на русские песни» А.Дерфельдта, «Увертюра на русские темы» («На Родине») В.Шуберта, «Фантазия на славянские народные песни» А.Циммермана и многие другие сочинения авторов тех лет.

Существенным стимулом активизации национального элемента в отечественной духовой музыке послужили новые социальные условия послеоктябрьского периода развития нашего государства. Демократичность жанра в обстановке, когда искусство выходило, по словам Б.Асафьева, «из замкнутых помещений на вольный простор»/15, с.22/ предопределила духовой музыке роль одного из ведущих проводников демократического искусства.

При всей своей спорности и противоречивости, социально-политические тенденции тех лет оказали позитивное влияние на развитие творчества для духового оркестра. Новая общественная функция духовой музыки выдвинула на одно из ведущих мест вопрос обновления репертуара духовых оркестров. Благодаря творчеству Н.Мясковского, С.Василенко, М.Ипполитова-Иванова, Р.Глиэра, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Н.Ивано-ва-Радкевича, В.Кручинина, А.Дзегеленка, С.Чернецкого и многих других видных отечественных композиторов на смену примитивным меланхоличным «садовым» вальсам, легковесным полькам и галопам, многочисленным попурри из шлягерных песенок иностранного происхождения постепенно появлялись произведения, сочетающие в себе глубину драматургического замысла с доступностью музыкального языка.

Уже в первых сочинениях для духового оркестра («Украинские марши» С.Чернецкого, «Походный марш Красной Армии» С.Василенко, «Увертюры на темы песен народов СССР» Н.Иванова

Радкевича и др.) определились такие существенные черты последующего этапа развития отечественной духовой музыки, как опора на народные истоки и традиции русской классической музыки, обращение к богатому своим разнообразием фольклорному творчеству других народов.

Укрепление связей с фольклорной первоосновой, углубление драматургической содержательности произведений, возрастание эстетических требований к духовому оркестру и многие другие факторы, сопровождающие последующий исторический период развития духовой музыки, позволили ей в дальнейшем превратиться в самостоятельный, подлинно народный жанр музыкального искусства. И сегодня лучшие сочинения этого жанра характеризуют ярко выраженная национальная окраска и колоритность музыкального языка, то есть «. те неуловимые, ускользающие свойства, которые сообщают творениям печать неповторимости.»/153, с.42/

В научно-теоретических работах, посвященных проблемам духовой музыки, вопросы проявления национальной характерности в произведениях для духового оркестра стали занимать по праву одно из ведущих мест. Это объясняется не только тем, что «музыки -согласно высказывания Н.А.Римского-Корсакова - вне национальности не существует, и в сущности, всякая музыка, которую принято считать за общечеловеческую, все-таки национальна»/145, с.20/, но и самой спецификой духовой музыки. Для нее опора на фольклорно-национальные истоки является краеугольным камнем, лежащим в основе демократичности и общедоступности жанра.

Именно благодаря этому в отечественной духовой музыке реже встречаются сочинения с нивелированной национальной спецификой, где «живительный родник» фольклорного мелоса не составлял бы основу образного содержания. И здесь представляется уместным подчеркнуть, что наличие столь огромного количества сочинений с национальной окрашенностью свидетельствует о принципиальной важности затрагиваемых в диссертации положений для духовой музыки, ибо они касаются самого существа репертуара духовых оркестров, эстетических взглядов работающих в данном жанре композиторов.

Среди аналитических исследований, посвященных методу цитатного использования народного тематизма, выделяются статьи «Народная песня в маршах» З.Городецкой и Л.Маганизер и «Русская народная песня в произведениях советских композиторов для духового оркестра» В.Тутунова. В последней работе, при рассмотрении цитатного метода использования народного мелоса в концертных и танцевальных пьесах, а также маршевой литературе, В.Тутунов в ряде случаев обращает внимание на тесную связь ладо-гармонической основы анализируемых сочинений с народным творчеством.

Весомую лепту в раскрытие национальных граней внес диссертационный труд Л.Дунаева «Творческое наследие Н.П.Иванова-Радкевича - новый этап в развитии инструментовки для духового оркестра». В нем сквозь призму рассмотрения творческой практики одного из наиболее видных композиторов, работавших в жанре духовой музыки, Л.Дунаев не только акцентирует внимание на всесторонней связи тематического материала с фольклорной первоосновой, но и раскрывает новаторскую грань в подходе композитора к преломлению фольклорного мелоса. «Важная черта стиля композитора, - отмечает Л.Дунаев, - тесная связь тематизма и всего музыкального языка с фольклором. Начав с цитирования,

Н.Иванов-Радкевич пришел к овладению складом русского народного творчества, что является новым в практике духовой музыки» /67, с.60/.

В плане затронутой темы несомненный интерес представляет и работа В.Худолея «Стилистические черты инструментовки для духового оркестра в творчестве советских композиторов 40-х - 80-х гг.». Анализируя оркестровую фактуру, трактовку инструментов и оркестровых групп в сочинениях М.Готлиба, Г.Калинковича, Б.Кожевникова, Е.Макарова, Г.Сальникова, автор статьи нередко связывает свои теоретические положения с фольклорной первоосновой, с национальной спецификой воплощаемых композиторами образов. При этом В.Худолей констатирует , что «.заметной тенденцией становится учет композиторами в момент формирования замысла конкретных тембро-выразительных и технических свойств инструментов: в лучших образцах тембр инструментов не просто усиливает выразительность мелодии, но составляет неотъемлемую сторону звукового целого, не менее важную, чем интонационная и фактурная.» VI72, с. 136/

Отдельные положения по взаимодействию профессионального композиторского творчества с фольклором находят отражение в диссертационных исследованиях Е.Макарова («Концертные сочинения советских композиторов для духового оркестра и их роль в развитии духовой музыки в СССР»), Б.Ноздрунова («Русская военная музыка во второй половине XIX века»), Е.Аксенова («Новое в инструментовке советского военного марша»), В.Емельянова («Трактовка тембра в современных увертюрах советских компози

1 Здесь имеется в виду и музыкальный материал национально-выразительного свойства. торов для духового оркестра»). Сюда же можно отнести статьи В.Цуккермана («Произведения для духового оркестра» 1947г.), Г.Корнилова («К вопросу о взаимодействии фактуры и тембра в музыке для духового оркестра»), а также Л.Магазинер, Б.Нозд-рунова, В.Тутунова, опубликованные в сборнике «Советская военная музыка» и посвященные творчеству советских композиторов в этой области.

Ни в коей мере не умаляя достоинств всех вышеперечисленных исследований, все же приходится констатировать, что вопросы, связанные со специфическим отражением в сочинениях для духового оркестра национального колорита, еще не получили, как нам кажется, должного научного обоснования. Подобное положение и послужило одним из стимулов обращения диссертанта к данной теме.

Говоря о проблеме национального колорита в произведениях для духового оркестра, следует подчеркнуть, что явление это чрезвычайно сложное и многогранное. Отсюда понятно что поставленный вопрос не может претендовать на всеобъемлемость его освещения в рамках одного диссертационного исследования. В этой связи представляется целесообразным оттенить те положения, которые, по мнению автора, способны внести ясность в постановку проблематики настоящей работы.

Известно, например, что в музыкальном искусстве национальная определенность находит свое наиболее яркое проявление в первичных факторах музыкальной выразительности - мелодии (интонационном строе), ладо-гармонической и метро-ритмической основах. Их приоритетность в общем ряду экспрессивных средств отмечал, в частности, Н.А.Римский-Корсаков. Работая над материалами для учебника оркестровки, он писал: «Мелодия, гармония и ритм суть главные - первичные деятели музыкальной фактуры или сложения.

Окраска звука (колорит) и оттенки выразительности (экспрессии) суть деятели побочные - вторичные.»/141, с.791/

Важность выше перечисленных факторов в процессе передачи средствами духового оркестра национальной самобытности, конечно же, не может оказаться вне поле зрения исследовательского анализа. Поэтому в настоящей работе первичным деятелям музыкального сложения уделено самое пристальное внимание.

Вместе с тем, в последние десятилетия в целом ряде сочинений отечественной и зарубежной духовой музыки наметилась устойчивая тенденция повышения роли инструментовки в процессе раскрытия творческого замысла композитора.

Благодаря этому инструментовка становится так же одним из факторов отображения национальной специфики, способного не только оказывать заметное влияние на характер передачи национального колорита, но в ряде случаев и выступать в качестве одного из важнейших факторов передачи присущих тому или иному фольклору черт.

В этой связи нельзя не упомянуть работу известного музыковеда А.Дмитриева «Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки». В ней, анализируя специфику оркестрового мышления основоположника русской музыкальной классики, автор в частности, отмечает: «К сожалению следует констатировать печальный факт, что проблема народности в музыкально-теоретических «концепциях» не распространяется на инструментально-оркестровую сферу музыки Глинки. Подобное положение в корне не верно. Более того, оно нетерпимо, так как является значительным тормозом в деле развития современной науки об оркестре.»/62, с.23-24/.

Таким образом, исходя из предыдущих положений, главная цель диссертации, помимо рассмотрения первичных факторов музыкальной речи заключается в выявлении возможностей инструментальных средств духового оркестра оказывать воздействие на характер передачи национальных черт, на процесс раскрытия специфического драматургического замысла сочинений.

Определенный отпечаток на изложение материала налагает и то, что исследуемые принципы и закономерности отражения в духовом оркестре национального колорита носят в значительной мере универсальный характер и потому могут быть направлены на передачу специфического своеобразия любой национальной культуры. Но вследствие чрезмерной обширности темы, автор сознательно ограничивает себя анализом произведений прежде всего с ярко ощутимым русским колоритом, что, впрочем, не мешает в отдельных случаях обращаться к иным партитурам, в том числе принадлежащим композиторам зарубежных стран, в которых с большой убедительностью отражаются черты других национальных культур.

Затрагиваемая данной работой проблема предполагает непосредственную опору на теоретические исследования в самых различных областях музыкознания - фольклористики, инструментовки, истории и теории музыки и т.д. Поэтому в диссертации находят отражения такие труды, как: «Русская народная песня как предмет науки» А.Серова, «Русская народная музыка в ее строении мелодическом и ритмическом» П.Сокальского, «Заметки об инструментовке» М.Глинки, «Основы оркестровки» Н.Римского-Корсакова, «О подражании в музыке» Г.Берлиоза, «Речевая интонация» Б.Асафьева,

О мелодии» Л.Мазеля, «Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки» А.Дмитриева, «Трактовка инструментов оркестра»

A.Веприка, а также ряд работ В.Стасова, В.Одоевского, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Д.Лихачева, Е.Назайкинского, В Медушев-ского, В.Холоповой, В.Щурова, Ю.Тюлина, С.Скребкова, Т.Поповой, И.Земцовского, А.Кастальского, Ф.Рубцова, Г.Головинского, С.Евсеева, Г.Дмитриева, Д.Житомирского, В.Цуккермана, Т.Бога-новой, А.Рудневой, С.Василенко, З.Городецкой, Л.Магазинер, Г.Сальникова, Е.Аксенова, Е.Макарова, В.Тутунова, Л.Дунаева,

B.Емельянова, В.Худолея и многих других авторов.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Чугреев, Владимир Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показал анализ произведений для духового оркестра, одной из наиболее характерных черт их образного содержания выступает самобытная национальная окрашенность музыкального материала. И действительно, на разных этапах исторического процесса становления и развития отечественной духовой музыки ярко выраженная этническая определенность сочинений этого жанра всегда находилась в центре внимания репертуарной политики духовых оркестров. Именно ей обязана духовая музыка той притягательной силой, позволяющей уже на протяжении столетий заинтересовывать, увлекать слушательские аудитории как у нас в стране, так и за рубежом. Именно через эту особенность духовой музыки мы получаем возможность прикоснуться к живительным родникам народной мудрости, насладиться удивительным ароматом национального колорита того или иного народа.

Фундаментом, на который опирается при воплощении национальных образов духовая музыка, служит богатейший опыт всего предшествующего периода развития отечественного и зарубежного музыкального искусства и особенно оперно-симфонического жанра.

При всей стилевой и сюжетной разноплановости сочинений для духового оркестра фольклорной ориентации, их роднит стремление композиторов проникнуть через образную драматургию в саму суть национальной специфики, воплотить и донести до слушателей наиболее типичные ее черты.

Объединенные своей национальной направленностью, данные сочинения вместе с тем заметно различаются между собой. Даже при поверхностном анализе партитур разных авторов и разных исторических периодов становления духовой музыки очевидным становится тот факт, что в силу индивидуальности творческого процесса, влияния господствующих эстетических воззрений, характер раскрытия национальных образов может приобретать самые различные формы проявления. По разному определяется и доля участия в этом процессе имеющихся в распоряжении композиторов богатого арсенала выразительных средств, что порождает в свою очередь различную силу художественного воздействия сочинений на слушательское восприятие. И если в одних случаях национальная самобытность получает довольно поверхностное отражение, несет на себе печать декоративности, «экзотики», то в других случаях наоборот - воплощаемые национальные образы приобретают практически достоверные очертания, раскрывая перед слушателями непередаваемую на словах прелесть специфического национального колорита.

Несомненно, что сама по себе идея обращения к проблеме национальной самобытности оригинальных сочинений для духового оркестра не нова. Вместе с тем отличительной чертой настоящего исследования стал принципиально иной подход к выявлению закономерностей в создании национальной колоритности.

Главная особенность данного подхода заключается в установлении того факта, что национальная самобытность может проявляться не только с помощью первичных факторов (мелодическая, ладо-гармоническая, метро-ритмическая основы), но и путем участия в этом процессе оркестровых средств.

Такое пристальное внимание к воздействию инструментальных средств духового оркестра на характер передачи национальных черт далеко не беспочвенно. Оно является отражением наметившейся, особенно в последние десятилетия, общей устойчивой тенденции к повышению роли инструментовки при решении творческих замыслов композиторов.

При всей сложности теоретического обоснования проблемы реализации в творческой практике такого непередаваемого на словах понятия, как национальный колорит, можно с уверенностью говорить, что данный процесс подчинен ряду объективно существующих закономерностей.

Естественно, что первоосновой воплощения национальной самобытности в произведениях для духового оркестра (по аналогии с симфонической музыкой) служит тесная связь профессионального композиторского творчества с музыкальным фольклорным наследием. Формы, посредством которых здесь осуществляется передача национальных черт, могут носить самый различный характер. Градация их простирается от наиболее распространенного в композиторской практике цитатного метода использования народных песен до творческого подхода к постижению и усвоению столетиями сложившихся в фольклоре характерных интонаций, оборотов, попе-вок, ладо-гармонических и метро-ритмических признаков, типичных для той или иной национальной культуры.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть роль прогрессивных тенденций, сопровождавшие процесс развития духовой музыки.1

1 Сюда можно отнести рост профессионального композиторского мастерства, психологическую заостренность воплощаемых художественных образов, завоевание симфонизма, как метода оркестрового мышления и мн.др.

Активно воздействуя на характер использования народно-песенного материала, они наметили перемещение акцента с цитатного использования фольклорного мелоса в сторону творческого освоения специфики народного музыкального языка. При этом самобытные элементы народного тематизма не просто копируются, но чаще всего трансформируются, сливаются с авторским образно-выразительным замыслом, приобретая новое, современное звучание.

Таким образом, одним из основополагающих условий создания национально выраженного музыкального материала выступает активное использование композиторами откристаллизовавшихся в народной практике наиболее типичных свойств музыкальной речи. Благодаря такой связи образуется своеобразный мост между народным и профессиональным творчеством, позволяющий даже неискушенному слушателю проникнуть в художественный замысел произведения, ощутить национальное своеобразие создаваемой композитором мелодической основы. Как не вспомнить при этом высказывание Н.Римского-Корсакова указывавшего на то, что если воплощаемая в народном духе мелодия не будет хотя бы частично напоминать фольклорный мелос, она, образно выражаясь, рискует потерять свое национальное лицо, оказаться вне слушательских ассоциативных представлений.

Национальная определенность произведений духовой музыки -явление сложное и многогранное. И не случайно, отдавая должное важности роли первичных факторов музыкальной речи, следует иметь в виду, что сфера воплощения национально-характерных черт не ограничивается рамками мелодической, ладо-гармонической и метро-ритмической основ.

Принципиально важное значение для передачи национальной самобытности имеет непосредственно связанная с процессом инструментовки тембровая сфера духового оркестра. Обладая широким спектром средств воздействия на слушательское восприятие, инструментальная палитра может принимать самое различное участие в воплощении национальных образов, способствовать обогащению музыкальной ткани ярко выраженным этническим колоритом. При этом со всей очевидностью прослеживаются определенные тенденции, в рамках которых эти качества тембра находят свое художественное преломление.

Одной из таких тенденций является способность тембровой организации духового оркестра оказывать опосредованное воздействие на характер восприятия национально-окрашенного музыкального материала. Оркестровые средства в данном случае еще не несут в себе конкретные черты национальной определенности. Вместе с тем, инструментальное воплощение придает мелодической основе своеобразную художественно-выразительную рельефность, убедительно подчеркивает и способствует выявлению внутренне присущих тема-тизму экспрессивных свойств. Или, выражаясь словами М.И.Глинки, можно сказать, что инструментовка здесь как бы дополняет, дорисовывает музыкальную мысль. Тембровая окраска воспринимается как своего рода подтекст национально-образного строя сочинения, в той или иной степени усиливающего воздействие фольклорного мелоса на характер слушательского восприятия.

Обуславливаемая эстетическими воззрениями на инструментовку, эта тенденция неоднозначно проявлялась на разных этапах развития духовой музыки. И если в XIX веке (у А.Львова,

А.Дерфельдта, Ф.Эккерта, а также ряда авторов более позднего периода) связь тембра с национальной спецификой сочинений ограничивается созданием более или менее удачного звуковысотного варианта, то последующее эволюционное развитие (включая и современный период развития духовой музыки) приводит к качественно иному участию инструментальных средств в передаче национального содержания произведений. Об этом, в частности, наглядно свидетельствуют лучшие страницы партитур Н.Иванова-Радкевича, Б.Кожевникова, Е.Макарова, М.Готлиба, Г.Сальникова, Г.Чернова, Д.Салиман-Владимирова, В.Шепелева и многих других авторов.

Основополагающим условием практической реализации нового подхода выступает метод творческого отношения к использованию тембровых качеств духового оркестра, осознание того, «.что выбор инструмента в том или другом случае имеет чрезвычайную важность, чрезвычайное влияние на эффект музыки.»/54, с. 11/. Иными словами, инструментальное воплощение образного строя начинает зависеть не столько от технико-динамических характеристик инструментов, сколько от решаемых композитором в каждом конкретном случае художественных задач. Тесно связанный с процессом конкретизации значения тембра в оркестровой ткани, данный подход позволил максимально приблизить соответствие характера инструментального звучания характеру национально окрашенного тематизма в данном конкретном его выражении. В результате такого взаимодействия воплощаемые национальные образы приобретают значительно большую эмоциональную определенность, конкретную художественную выразительность, многообразие в трактовке изначального образа.

Наряду с вышеизложенной способностью инструментальных красок выступать в роли усиливающего фактора в проявлении национальных черт, тембральная организация сочинения может выполнять и более сложные в художественном отношении задачи. Речь идет о такой функциональной предназначенности оркестровой палитры в воплощении национального замысла, при которой звуковая сфера инструментария становится важнейшим средством раскрытия национальной драматургии сочинения. В этом случае могут выявляться определенные закономерности, в силу которых происходит данная трансформация.

Одной из таких закономерностей является способность инструментальных средств участвовать в создании специфического по своей национальной природе тембро-фактурного обрамления мелодической основы. Данный фактор музыкальной драматургии может иметь самые различные формы проявления. Это и простое звукоподражание, художественно передающее звуковую гамму народного быта, и воссоздание экспрессивной атмосферы, сопровождающей то или иное народное действо и многое другое. Не являясь самоцелью, оно призвано решать важные задачи, связанные с привнесением в музыкальную ткань характерных компонентов, выражающих национальную принадлежность музыки. Тем самым тембральные краски получают возможность не только оказывать непосредственное воздействие на национальную значимость мелодии, но и создавать вокруг тематического материала колоритную среду, которая с достаточной глубиной и изобразительной убедительностью подчеркивает своеобразие национального образа.

Другой важной закономерностью, при которой тембровая сторона музыкального целого становится выразителем национальных признаков сочинения, является обращение композиторов к самобытным чертам звучания бытующих в народной практике инструментов. Данное положение нашло свое практическое воплощение как в подсказанном художественным замыслом включении в музыкальную ткань подлинных народных инструментов, так и в методе их имитации. В обоих случаях создаваемая в рамках музыкального целого специфическая звуковая экспрессия по силе своего ассоциативного воздействия может быть практически приравнена к цитатному методу использования фольклорного мелоса и способна направлять слушательское восприятие в необходимое для автора национальное русло.

Важно подчеркнуть и то, что помимо общих закономерностей, в композиторской практике трудно установить (в силу творческого характера) определенную систему или конкретные правила преломления звуковой природы народных инструментов. Каждый конкретный случай подобной тембровой имитации несет на себе печать уникальности и неповторимости, так как обуславливается образным строем произведения, его внутренней драматургией, окрашивается индивидуальностью оркестрового мышления композитора.

Помимо вышеизложенных закономерностей, благодаря которым уже сама по себе звуковая экспрессия тех или иных инструментов выдвигается на первый план и превращается в активного носителя национального начала в музыке, существует и еще одна, не менее важная закономерность. Сущность ее раскрывается прежде всего в таком функциональном подходе к тембровой специфике, при котором палитра красок духового оркестра совместно с тематическим материалом образуют (в драматургическом отношении) единую интонационную целостность. Возникающая в результате этого зависимость музыкального целого от условий тембрового порядка» /39,с.20/ и является тем основополагающим фактором, который оказывает определяющее воздействие на характер передачи национальной выразительности того или иного воплощаемого образа.

Следует отметить, что как и в предыдущем случае, здесь не представляется возможным говорить о какой-либо сумме правил, так как вариантность творческого процесса не знает строго очерченных рамок проявления. Можно лишь констатировать отдельные случаи, где принцип активного участия тембровых свойств в раскрытии национальной образности нашел свое наиболее полное преломление. Это, в частности, «Прибаутки» Е.Макарова, «Русская сюита» Г.Чернова, «Вариации на японскую народную песню» Х.Лийнсхоотена, сочинения рада других авторов.

И все же есть ряд объективно существующих условий, в силу которых это происходит. К наиболее существенным среди них можно отнести следующие два:

1. Использование тембро-фактурного потенциала духового оркестра не только как средства усиления драматургической выразительности тематического материала но и в качестве неотъемлемого компонента раскрытия образной драматургии сочинения. Иначе говоря, превращение инструментальных красок из усиливающего фактора выявления национальных черт в неотъемлемую часть самих музыкальных мыслей.

2. Способность творческого мышления композиторов выявлять наиболее типичные сочетания черт характера того или иного народа, темперамента, манеры его поведения, особенностей устной речи, культурных традиции и т.д., и через тембровые качества духового оркестра доносить до слушателя определенные грани этой, богатой своими проявлениями, гаммы ассоциаций национального свойства.

Последняя из перечисленных закономерностей воплощения национальной специфики в сочинениях для духового оркестра, благодаря которой инструментальная палитра становится активным носителем образной драматургии сочинения, представляется наиболее ценной. И дело здесь не только в том, что она отражает в себе черты современного этапа развития духовой музыки, связанные со становлением тембрового мышления, осознанием инструментальной экспрессии, как неотъемлемого элемента интонирования. Главная художественная ценность данной функциональной предназначенности звуковой экспрессии заключается прежде всего в способности с наибольшей глубиной и выразительностью раскрывать национальные образы, отличающиеся предельной достоверностью, яркостью выражения, эстетической утонченностью, непередаваемым на словах ароматом национального своеобразия.

Подводя итоги исследования, важно подчеркнуть и тот факт, что, несмотря на общую тенденцию все более полного воплощения национальных образов посредством тембровой драматургии, было бы ошибочно считать, что все сочинения современного периода развития отечественной и зарубежной духовой музыки написаны именно в этом ключе. Да, активное участие тембровых качеств в раскрытии образной драматургии - чрезвычайно важный фактор воплощения национального замысла. Однако не следует забывать, что в силу индивидуального характера процесса инструментовки, далеко не все композиторы склонны подходить к решению вопроса национальной колоритности с позиций данной закономерности. Одни предпочитают рассматривать палитру духового оркестра как фактор углубления национальных качеств тематизма, другие для достижения ощущения национальной самобытности широко используют принцип тембро-фактурного обрамления тематической основы, звукоизобразительности и т.д. Не случайно поэтому в сочинениях современного периода можно встретить самые разнообразные приемы и закономерности в создании национального колорита.

В целом же, затронутые в диссертации вопросы говорят о необходимости комплексного подхода при обращении композиторов к воплощению национальных образов, отражения в творческой практике такого чрезвычайно емкого понятия как национальный колорит. Данная комплексность подхода характеризуется активным участием в реализации драматургии сочинения всех средств выразительности, их единством и строгим подчинением внутренней логики развития музыкальной мысли. Лишь при этом условии, как представляется, возможно достижение в творчестве той высокой художественности и удивительной притягательности в воплощении национальных образов, которое чутко передает саму суть национальной специфики того или иного народа.

Диссертант надеется, что выявленные в процессе исследования принципы и закономерности преломления в произведениях для духового оркестра национальной специфики помогут композиторам, работающим в жанре духовой музыки, в их стремлении ко все более полному проникновению и отражению в своем творчестве наиболее характерных черт того или иного народа, будут способствовать осознанию роли и места в этом процессе оркестровых средств. Наряду с этим, автор будет рад, если затронутые диссертацией вопросы найдут свое дальнейшее теоретическое развитие в научных трудах других авторов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чугреев, Владимир Сергеевич, 1999 год

1. Абдуллаева С.А. Народные музыкальные инструменты Азербайджана. Баку.: Азернешр, 1972. - 36 с.

2. Агажанов А.П. Русские народные музыкальные инструменты и народно-инструментальная музыка: Дис. . канд. искусствоведения. -М., 1952. 227 с.

3. Адигезалова К.Л. О претворении песенных тем в русской советской симфонической музыке: Дис. . канд. искусствоведения. -Л.,1967. 217 с.

4. Аксенов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша/Пруды факультета. М., 1970. - Вып. 10. - 131 с.

5. Аксенов Е.С. Победный рубеж духовой музыки России: Доклад на конференции музыковедов 22 мая 1995г. М.: ВДФ, 1995. - 11 с.

6. Аксенов Е.С. Проблемы теоретической инструментовки (на правах рукописи). М.: ВДФ, 1969. - 41 с.

7. Аксюк С. Творчество и фольклор//Советская музыка. -М., 1956. -№5. С.27-33.

8. Альшванг А. Народность в русской классической музыке//Со-ветская музыка. М., 1938. - №5. - С.5-8.

9. Андреев В.В. Великорусский оркестр и его значение для народа. -П., 1917. -4 с.

10. Ю.Апресян Г. О национальной специфике музыки //Советская музыка. М., 1952. - №8. - С.40-46.

11. КАрановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений //Проблемы музыкального мышления /Составитель и редактор М.Г.Арановский. -М.: Музыка, 1974. С.252 - 271.

12. Арутюнов Д.А. Роль оркестровой драматургии в формировании 2-й симфонии А.Хачатуряна //Вопросы музыкальной формы./Под ред. В.Протопопова. М., 1972. - Вып.2. - С.311

13. В.Асафьев Б.В. М.И.Глинка. Л.: Музыка, 1978. - 311 с.

14. Н.Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. - 279 с.

15. Асафьев Б.В. Композиторы поспешите! //Избранные труды. Т.5. - М.: Академия наук СССР, 1957. - С.20-22.

16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга первая и вторая. Л.: Музиздат, 1963.- 379 с.

17. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

18. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М-Л.: Музыка, 1965. - 136 с.

19. Ашхаруа-Чолокуа А.Г. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия //Эстетические очерки. М., 1979. - Вып.5. -С. 137

20. Балакирев М.А. Сборник русских народных песен. Лейпциг, 1895. - 81 с.

21. Барток Б. О значении народной музыки//Советская музыка. М., 1965. -№2. -С.98-100.

22. Беляев В.М. Очерки по истории музыки народов СССР. М.: Музгиз, 1962-1963. - Вып. 1-2.

23. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке: В 2т. /Пер., ред., вступит, статья и комментарии С.П.Горчакова. М.: Музыка, 1972. - 527 с.

24. Берлиоз Г. О подражании в музыке //Гектор Берлиоз. Избранные статьи. М., 1956. - С.88 - 99.

25. Беров Л.С. Молдавские музыкальные народные инструменты. -Кишинев : Картя молдовеняскэ, 1964. 188 с.

26. Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни. Л.: Музгиз, 1961. 153 с.

27. Благодатов Г. И. Русская гармоника: Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре /Под ред. Ф.А.Рубцова. Л.: Музгиз, 1960. - 182 с.

28. Блинова М.П. Физиологическая сущность некоторых законов музыкальной драматургии//Вопросы теории и эстетики музыки. МЛ., 1964. Вып.З. - С. 114.

29. Блудова В. В. Природа и структура художественного восприятия// Эстетические очерки /Редактор составитель С.Х.Раппопорт. -М., 1977. -Вып.4. -С.114-152.

30. Блюм Д. Краткий курс инструментоведения. М-Л., 1947. - 100 с.

31. ЗГБоганова Т.В. Национально-русские традиции в музыке С.С.Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1961. - 163 с.

32. Британов Г. Ф. Русские народные инструменты в советской музыкальной культуре: Дис. . канд. искусствоведения. Л., 1978. -189 с.

33. Брюсова Н. Русская народная песня в русской классике и советской музыке. М.-Л.: Музгиз, 1948. - 133 с.

34. Брюсова Н. Я. Вторичная жизнь русской народной песни в операх советских композиторов//Советская музыка. М., 1946. - №8-9. - С.57-68.

35. Брюсова Н. Я. Русская народная песня в русской классике и советской музыке. М-Л.: Музгиз, 1948. - 131 с.

36. Василенко С. Н. Инструментовка для симфонического оркестра. -Т.1. М.: Музгиз, 1952. - 396 с.

37. Василенко С. Н. Инструментовка для симфонического оркестра. -Т.2. М.: Музгиз, 1959. - 624 с.

38. Веприк А. М. Очерки по вопросам оркестровых стилей. 2-е, испр. изд. - М.: Сов. композитор, 1978. - 427 с.

39. Веприк А. М. Трактовка инструментов оркестра. 2-е изд. - М.: Музгиз, 1961. - 302 с.

40. Вертков К. А Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975 - 280 с.

41. Вертков К. А. Русская роговая музыка. Л-М.: Музгиз, 1948. -84 с.

42. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Музыка, 1975. - 399 с.

43. Ветлицына И.М. Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века. Об истоках оркестра в России до Глинки. М.: Музыка, 1987. - 91 с.

44. Видор Ш. Техника современного оркестра /Перевод с седьмого французского издания, редакция и дополнения Дм.Рогаль-Левицкого. М.: Музгиз, 1938. - 488 с.

45. Витачек Ф. Е. Очерки по искусству оркестровки XIX в. М.: Музыка, 1979. - 151 с.

46. Вопросы музыкальной культуры Узбекистана//Сборник статей /Составитель и научный ред. И.Н. Карелова. Ташкент, 1961. -Вып. 1. - 311 с.

47. Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки. 2-е изд. доп. - Баку: Азмузгиз, 1957. - 114 с.

48. Геварт Ф. Методический курс оркестровки /Перевод В.Ребикова. М.-Лейпциг: П.Юргенсон, 1900. - 350 с.

49. Геварт Ф. Новый курс инструментовки Ф.А.Геварта. Директора консерватории в Брюссел /Перевод Н.Арса. М.-Лейпциг: П.Юргенсон, 1913.- 345 с.

50. Геварт Ф. Руководство к инструментовке. М.: П.Юргенсон, 1866. - 163 с.

51. Гиро Э. Руководство к практическому изучению инструментовки /Перев. с франц. Г.Конюса. Новая ред. и доп. Дм.Рогаль-Левицкого. 3-е изд. - М.: Музгиз, 1934. - 350 с.

52. Гиршман Я.М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. -М.: Сов. композитор, 1960. 179 с.

53. Глебов И. Чайковский. Опыт характеристики. Петроград: Све-тозар, 1922. - 51 с.

54. Глиика М.И. Заметки об инструментовке. М.: ВУВД, 1949. - 13 с.

55. Глинка М.И. Литературные произведения и переписка /Подготовила А.С.Ляпунова. 1т. - М.: Музыка, 1973. - 483 с.

56. Головинский Г.Л. Композитор и фольклор. М.: Музыка, 1981. -279 с.

57. Головинский Г.Л. Мусоргский и фольклор. М.: Музыка, 1994. -220 с.

58. Городецкая 3., Магазинер Л. Народная песня в маршах //В помощь военному дирижеру. М.: ИВД, 1956. - Вып.З. - С.31-53.

59. Гусев В.Е. Актуальные проблемы современной фольклористики: Сборник статей и материалов. Л.: Музыка, 1980. - 224 с.

60. Дмитриев А.Н. Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки: К 100-летию со дня рождения Л., 1957. - 126 с.

61. Дмитриев Г. П. О драматургической выразительности оркестрового письма. М.: Советский композитор, 1981. - 176 с.

62. Должанский А.Н. Избранные статьи. М.: Музыка, 1973. - 109 с.

63. Долидзе Л. И. Некоторые проблемы национального в психологии музыкального творчества (на примере инструментальных произведений Стравинского и Прокофьева) : Дис. . канд. искусствоведения. М., 1977. - 199 с.

64. Дубравин В. В. К вопросу о взаимосвязи текста и напева в русских былинах //Поэзия и музыка. М.: Музыка, 1973. - С.84.

65. Дунаев Л. Ф. Творческое наследие Н.Иванова-Радкевича новый этап в развитии инструментовки для духового оркестра //В помощь военному дирижеру. - М.: ВДФ, 1974. - Вып. 14. - С.7-61.

66. Евсеев С. В. Народные песни в обработке П.И. Чайковского. -М.: Музыка, 1973. 137 с.

67. Евсеев С. В. Русская народная полифония. М.: Музгиз, 1960. -128 с.

68. Евсеев C.B. Народные и национальные корни музыкального языка С.И.Танеева. М.: Музгиз, 1963. - 126 с.

69. Евсеев C.B. Римский-Корсаков и русская народная песня. М.: Музыка, 1970. - 175 с.

70. Елатов В. И. Ладовые основы белорусской народной музыки. -Минск: Наука и техника, 1964. 216 с.

71. Елатов В.И. Теоретические основы белорусской народной музыки: (Лад, ритм, мелодика): Дис. .д-ра искусствоведения. Минск, 1974. - 383 с.

72. Емельянов В. Н. Трактовка тембра в современных увертюрах советских композиторов для духового оркестра: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1986. - 215 с.

73. Ихильчик Г.И. Руководство к военной инструментовке. М.Лейпциг: Юргенсон. - 60 с.

74. Ищенко Ю.Я. Тембровая драматургия в симфониях Б.Лято-шинского: Дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1977. - 148 с.

75. Калинкович Г.М., Кожевников Б.Т. Научно-теоретические труды в области инструментовки для духового оркестра//Советская военная музыка. М.: ВОС МО СССР, 1977. С.371-382.

76. Каре А. История оркестровки /Перев. с англ. Е.П.Ленивцева и

77. B.Э.Фермана. Под ред. М.В.Иванова-Борецкого. М.: Музгиз, 1932.- 259 с.

78. Кастальский А. Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. М.: Музгиз, 1961. - 91 с.

79. Кацахян М. Г. К вопросу о соотношении изобразительности и выразительности в музыке: Дис. . канд. философ.наук Ереван, 1967. - 180 с.

80. Келдыш Ю. О народности русской классической музыки// Советская музыка. М., 1948. - №10. - С.6-15.

81. Клебанов Д.Л. Искусство инструментовки. Киев, 1972. - 219 с.

82. Кожевников Б.Т. Материалы по истории русской военной музыки в XVIII веке //Труды института. М.: ИВД, 1957. - Вып.4.1. C.161-191.

83. Кожевников Б.Т., Хаханян Х.М. Материалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX века //Труды факультета. -М.: ВДФ, 1961. Вып.5. - С.82-132.

84. Кон Ю.Г. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации. Ташкент: Фан, 1979. - 99 с.

85. Крейн Ю.Г. Стиль и колорит в оркестре. М.: Музыка, 1964. -107 с.

86. Кулаковский JI.B. О русском народном многоголосии. M-JL: Музгиз, 1951. - 114 с.

87. Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской монодиче-ской музыки. Л.: Музгиз, 1958. 626 с.

88. Ладыгина А. О народности советского искусства (музыки): Дис. . канд. философ.наук. М., 1955. - 260 с.

89. Листопадов A.M. Автобиографические заметки //Советская музыка. М., 1948. -№7. -С.50-54.

90. Лихач ев Д.С. Заметки о русском. 2-е изд., доп. - М.: Советская Россия, 1984. - 62 с.

91. Лобанов М.А. Претворение стилевых черт русской народной песни в мелодике А.К. Глазунова (на материале симфонических произведений): Дис. . канд. искусствоведения. Л., 1975. - 177 с.

92. Ляшенко И.Ф. Национальные традиции в музыке как исторический процесс: Автореф. дис. . д-ра. искусствоведения. -. Киев, 1971. 81 с.

93. Магазинер Л.Л. Музыкальные жанры: Увертюра //В помощь военному дирижеру. М., 1959. - Вып.5. - С.5-73.

94. ЮО.Магазинер Л.Л., Тутунов В.И., Ноздрунов Б.М. Творчество для духовых оркестров //Советская военная музыка. М.: ВОС МО СССР, 1977. -С.269-370.

95. Ю1.Мазель Л.А. О Мелодии. М.: Музгиз, 1952. - 300 с.

96. Мазель Л.А. Об общенародном русском музыкальном языке// Советская музыка. М., 1951. - №2. - С.37-39.

97. ЮЗ.Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. - 751 с.

98. Ю4.Макаров Е.П. Концертные сочинения советских композиторов для духового оркестра и их роль в развитии духовой музыки в Советском Союзе: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1949. - 265 с.

99. Макаров Е.П. Симфония: Для большого духового оркестра /Вступ. статья Л.Б.Римского. Партитура. - М.: Сов. композитор, 1982. - 112 с.

100. Юб.Мамедалиев P.M. Проблема народности в музыке: Дис. . канд. философ.наук Баку, 1973. - 165 с.

101. Мартынов И. Композитор и фольклор //Советская музыка. М., 1958. - №7. - С.42-48.

102. Масловская Т.Ю. О национальной сущности произведений Г.Свиридова: (На прим.кантат.- оратор.сочинений): Дис. . канд. искусствоведения. М., 1984. - 133 с.

103. Ю9.Матвейчук В.П. Военные оркестры на Тихоокеанском флоте и развитие музыкальной культуры Дальнего востока (1860-1990) : Дис. . канд. искусствоведения. М., 1996. - 242 с.

104. Ю.Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры: Автореф. дис. . д-ра. искусствоведения. Киев, 1990. - 47 с.

105. КМедушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. -268 с.

106. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки? //Эстетические очерки /Редактор составитель С.Х.Раппопорт. - М., 1977. - Вып.4. - С.79-113.

107. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 253 с.

108. Мелик-Шахназарова Н.Г. Национальная традиция и композиторское творчество. Эволюция взаимодействия: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. М., 1988. - 46 с.

109. Москаленко В.Г. Принципы претворения фольклора в современной симфонической музыке: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1972. - 25 с.

110. Музыка России /Ред. сост. Е.Грошева. - М., 1976. - Вып 1. -452 с.

111. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.

112. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

113. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М.:Музыка, 1965. -95 с.

114. Назайкинский Е.В. О некоторых методах изучения наиболее общих закономерностей в народной музыке //Музыкальная фольклористика /Редактор составитель А.А.Банин. - М.: Сов. композитор, 1973. - С. 174-186.

115. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 338 с.

116. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. статей и материалов: В 2ч./Союз композиторов РСФСР. Комис. музыковедения и фольклора; Под общ.ред. Е.В.Гиппиуса. М.: Сов. композитор, 1987 - 1988.

117. Нестьев И.В. Народная песня как основа музыкального искусства. М.: Сов. композитор, 1961. - 43 с.

118. Николаева Е.А. Лад и гармония в русской советской музыке фольклорного направления, 60-70-е годы: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1988. - 247 с.

119. Новгородские былины. М.: Наука, 1978. - 456 с.

120. Новожилов В.В. Претворение русского инструментального фольклора в современной музыке для баяна, конец 1950-х 1980-е годы: Дис. . канд. искусствоведения. - М., 1996. - 213 с.

121. Новосельский А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. М., 1931. - 45 с.

122. Ноздрунов Б.М. Русская военная музыка во второй половине XIX века (пореформенный период): Дис. . канд. искусствоведения. М., 1965. - 254 с.

123. Одоевский В.Ф. Избранные музыкальные критические статьи. М.-Л.: Музгиз, 1951. 120 с.

124. Одоевский В.Ф. Письмо любителю музыки об опере «Жизнь за царя» Глинки//Северная пчела. 1836. - №280.

125. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под общей ред. докт. фил.наук, проф. Н.Ю.Шведовой. 14-е изд., стереотипное. - М.: Русский язык, 1983. - 816 с.

126. Петров В.И. Увертюры советских композиторов для военно-духового оркестра: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1954. -80 с.

127. Попова Т.В. Русская народная песня в русской классической музыке. М-Л.: Музгиз, 1950. 24 с.

128. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. 2-е изд., перераб. - Т.1. - М.: Музгиз, 1962. - 384 с.

129. Проблемы музыкознания. Сборник /Сост. проф. М.А.Смирнов -М., 1975. Вып.1. - 160 с.

130. Пушкина С.И. Некоторые особенности ритмики русских народных песен //Музыкальная фольклористика /Редактор составитель А.А.Банин. - М.: Сов. композитор, 1973. - С.66-83.

131. Рабинович A.B. Музыкальные инструменты в войске древней Руси и народные музыкальные инструменты //Советская этнография. М., 1946. - №4. - С.20-22.

132. Райляну Л.А. Симфоническое творчество молдавских композиторов и его связи с народными инструментальными традициями: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1984. - 228 с.

133. Рахимов Р.Г. Виды фактурной организации в современной башкирской народно-инструментальной культуре: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1994. - 210 с.

134. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. -5-е изд., испр. и доп. М.: Музгиз, 1935. - 396 с.

135. Римский-Корсаков H.A. Полное собрание сочинений. Т.З. Основы оркестровки/Подгот. А.Н.Дмитриев - М., 1959. - 805 с.

136. Римский-Корсаков H.A. Сто русских народных песен. М.: Музыка, 1977. - 223 с.

137. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. М.-Л.: Сов. композитор, 1973. - 218 с.

138. Руднева A.B. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. М.: Сов. композитор, 1990. - 224 с.

139. Русские классики о народности //Советская музыка. М., 1952. -№12. - С. 13-23.

140. Сальников Г.И. О русской школе оркестровки //Советская музыка. М., 1984. - №6. - С.95-97.

141. Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки/Общ.ред. и примеч. А.С.Оголевец. М.: Музгиз, 1952. - 64 с.

142. Серов А.Н. Избранные статьи /Под общ. ред. Г.Н.Хубова. Т.1.- М.- Л.: Музгиз, 1950. 628 с.

143. Серов А.Н. Избранные статьи /Под общ. ред. Г.Н.Хубова. Т.2.- М.- Л.: Музгиз, 1957. 734 с.

144. Серов А.Н. Музыка южно-русских песен. М.: Музгиз, 1953. -36 с.

145. Скребков С. О народных темах в советской музыке//Советская музыка. -М., 1949. -№10. -С.37-41.

146. Скребков С. О национальном своеобразии в советской музы-ке//Советская музыка. М.,1959. - №5. - С.8-13.

147. Советская музыка на современном этапе: Статьи. Интервью /ВНИИ искусствоведения М-ва культуры СССР; Сост.: Г.Л.Головинский, Н.Г.Шахназарова М.: Сов.композитор, 1981. -406 с.

148. Сокальский П.П. Русская народная музыка великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки. Харьков: тип. А.Дарре, 1888. - 394 с.

149. Стасов В.В. Европейский концерт //Избранные сочинения: В Зт.- Т.1. М.: Искусство, 1952. - С.174-187.

150. Тертерян P.A. О роли тембра и тембровой драматургии в современной советской симфонии (на прим. арм: симфон. музыки) Дис. . канд. искусствоведения. Л., 1985. - 210 с.

151. Тигранов Г.Г. Александр Афанасьевич Спендиаров. М.: Муз-гиз, 1959. - 330 с.

152. Тосин С. Русский колокольный звон: возродить традиции //Музыкальная жизнь. М., 1988. - №23. - С.6-7.

153. Тутунов В.И. Русская народная песня в произведениях советских композиторов для духового оркестра //В помощь военному дирижеру. М.: ВОС МО СССР, 1978. - Вып. 17. - С. 114-140.

154. Тюлин Ю.Н. Краткий теоретический курс гармонии. 3-е изд. перераб. и доп. - М., 1978. - 167.161 .Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1966. - 223 с.

155. Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. М.: Музыка, 1976. - 390.

156. Финкельштейн И.Б. Некоторые проблемы оркестровки. Напряженность оркестрового тембра и оркестровая динамика. М.-Л.: Музыка, 1964. - 40 с.

157. Финкелыптейн И.Б. Оркестровка как один из факторов формообразования: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1967. -29 с.

158. Хачатурян А.И. Как я понимаю народность в музыке //Советская музыка. М., 1952. - №5. - С.39-43.

159. Хачатурян А.И. Статьи и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1980.- 422 с.

160. Холопова В.Н. Музыкальный ритм: Очерк. М.: Музыка, 1980. -71 с.

161. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. М., 1978. -170 с.

162. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. композитор, 1983. - 281 с.

163. Холопова В.Н. Фактура: Очерк М.: Музыка, 1979. - 87 с.

164. Христиансен Л.Л. Некоторые черты народно-национального в русской советской музыке 50-60 годов («Новая фольклорная волна»): Дис. . канд. искусствоведения. Саратов, 1970. - 209 с.

165. Худолей В.Р. Стилистические черты инструментовки для духового оркестра в творчестве советских композиторов 40-х 80-х гг.//В помощь военному дирижеру. - М.: ВДФ, 1987. - Вып.25. -С.98-163.

166. ПЗ.Цуккерман В.А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М.: Музгиз, 1957. - 497 с.

167. Цуккерман В.А. Произведения для духового оркестра //Очерки советского музыкального творчества. Т. 1. - M-JL, 1947. - С.277-318

168. Цуккерман В.А. Римский-Корсаков и народная песня//Советская музыка. -М., 1937. -№10-11. -С104-110

169. Цурцумия Р.И. Проблема отношения композитора к фольклору на примере грузинской инструментальной музыки: Дис. . канд. искусствоведения. Тбилиси, 1983. - 215 с.

170. Цытович В.И. О специфике тембрового мышления Бела Барто-ка: Дис. . канд. искусствоведения. JL, 1972. - 176 с.41. 1987. - 260 с.42. 1988.-325 с.

171. Чагадаев A.C. В.В. Андреев. - 2-е изд. - М.: Музгиз, 1961. - 35 с.

172. Чайковский П.И. и народная песня: Избранные отрывки из писем, статей /Сост., ред., предисл. и коммент. Б.И.Рабиновича. -М., 1963. 159 с.

173. Чайковский П.И. Музыкальные критические статьи /Вступ. ст. М.Овчинникова. 4-е изд. - Д.: Музыка, 1986. - 364 с.

174. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Т.7. Письма 1878 /Подгот. Е.Д.Гершовским и И.Г.Соколинской. - М.: Музгиз, 1962. - 644 с.

175. Чернова Т.Ю. Теоретические проблемы музыкальной драматургии: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1979. - 225 с.

176. Шахназарова Н.Г. О национальном в музыке. 2-е изд., испр. -М.: Музыка, 1968. - 86 с.

177. Шостакович Д. Беседа с молодыми композиторами //Советская музыка. М., 1955. - №10. - С.10-17.

178. Шумская И. Претворение традиций народного инструментализма в оркестровом письме украинских советских композиторов (на материале инструм. симфон. жанров) : Дис. . канд. искусствоведения. - Киев, 1987. - 201 с.

179. Щедрин Б. Некоторые вопросы музыкального языка концертных сочинений советских композиторов для духового оркестра 6070 годов // В помощь военному дирижеру. М.: ВОС МО СССР, 1975. - Вып.16. - С.77-122.

180. Щедрин Р.К. Озорные частушки: концерт для большого симфонического оркестра /Вступит, ст. Д.Ромадинова. Партитура. М.: Сов. композитор, 1971. - 123 с.

181. Щуров В.M. Несимметричные ритмические структуры в русской народной песне //Проблемы композиции народной песни /Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 10. -М., 1997. - С.4-32.

182. Щуров В.М. О ладовом строении южнорусских песен //Музыкальная фольклористика /Редактор составитель А.А.Банин. - М.: Сов. композитор, 1973. - С.107-137.

183. Щуров В.М. О явлениях полиморфизма в русской народной песне //Проблемы композиции народной песни /Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 10. - М., 1997. -С.32-41.

184. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М: Московская государственная консерватория, 1998. - 464 с.

185. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М.: Сов. композитор, 1987. - 304 с.

186. Ярешко А. Колокольные звоны один из истоков национального своеобразия творчества русских композиторов: Дис. . канд. искусствоведения. - М., 1996. - 175 с.

187. Ястребцев В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания: В 2т./Под ред. чл.-корр.Акад.наук СССР А.В.Осовского. Т.1-2. - Л.: Музгиз, 1959-1960.

188. Collinson F. The Tradition and National Musik of Schotland. London: Routledge and Kegan Paul, 1966.

189. Elschek O. Die slowakische Volksmusikinstrumente. Leipzig: VEB Deutscher Verlag fur Musik, 1983.

190. Hoerburger F. Musica vilgaris. Lebensgezetze der instrumentalen Volksmusik. Erlangen - Nürnberg: Universitatsbund, 1966.

191. Holy D. Probleme der Entwiklung und des Stils der Volksmusik. Brno: Universita. J.Purkine, 1969.

192. Kaufman N. Die instrumentale Voiksmusik der Bulgaren aus Bessarabien und Tauren. // SIMP, III. Stockh.: MHM, 1974.

193. Kunz L. Die Volksmusikinstrumente der Tschechoslowakei. T.I.- Leipzig: Deutsch. Verl. f. Musik, 1974.t1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ

194. Заиграй моя волынка" (М. Балакирев. „Сборник русских народных песен " M 25)у ff J —--— 1. Г V '

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.