Образование как ценность европейской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Кукина, Екатерина Анатольевна

  • Кукина, Екатерина Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 230
Кукина, Екатерина Анатольевна. Образование как ценность европейской культуры: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2017. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кукина, Екатерина Анатольевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Идея ценности образования в классической философии

1.1. Возникновение идеи образования в классической греческой философии

1.2. Возрождение идеи ценности светского образования в Ренессансе

и в Новое время

1.3. Классическое европейское понимание ценности образования и его значения для человека и общества в английском Просвеще-

нии

Глава 2. Идея образования, ее трансформация в эпоху французского

и немецкого Просвещения конца ХУШ - начала XIX в

2.1. Идея образования во французском Просвещении

2.2. Идея образования во взглядах немецких просветителей

Глава 3. Роль и значение идеи ценности классического образования в конце XX - начале XXI в

3.1. Влияние постмодернистских тенденций современной культуры

на образование

3.2. Трансформация идеи ценности классического образования в европейской культуре конца XX - начала XXI в

Заключение

Библиографический список

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование как ценность европейской культуры»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день одним из значимых вопросов российской духовной бытийности является поиск детерминант современного образования. В условиях современного общества перед образованием встает задача поиска корней, фундамента, которые обнаруживают себя в идее образования классического типа, отвергнутого философией постмодерна, востребованной сегодня. Философия и культура постмодернизма, меняя приоритеты, идеалы, парадигму образования в контексте информационного общества: внедряя многообразие инновационных форм и методов обучения, ориентирована прежде всего на создание и воспроизводство «информационно-грамотных» людей. Однако современная образовательная модель также характеризуется ценностной наполненностью и трансформацией идей, выработанных на протяжении многовековой истории европейской культуры. Такой подход позволяет провести комплексное исследование аксиологической составляющей образования, открывая возможности для целостного понимания европейских образовательных систем, включая российскую, что свидетельствует об актуальности темы исследования. Отечественное образование содержит аксиологические составляющие, заложенные еще античностью, и сохраняет культурные нормы, проявляющиеся в накопленных веками политических, правовых, моральных, эстетических, религиозных ценностях европейской цивилизации.

В данном диссертационном исследовании образование рассматривается как непреходящая ценность европейской культуры. Такое понимание образования складывалось исторически и на каждом этапе развития имело свои особенности. Автор вводит термин «идея образования», представляющий фундаментально заложенный античностью аксиологический концепт, актуальный и востребованный в последующих эпохах развития евро-

пейской культуры (о чем свидетельствуют А.И. Марру, В. Йегер, А.Ф. Лосев).

Образование, существовавшее на протяжении различных эпох как необходимый, всеобщий и долговременный фактор, поддерживающий незыбленность духовных оснований человечества, является значимым феноменом европейской культуры. Именно по данной причине актуализируется потребность в рассмотрении истоков и особенностей современного образования в философско-культурологическом, ценностном контексте.

Степень научной разработанности темы диссертации подтверждает ее значимость и современность. Автор при исследовании опирается на труды, посвященные анализу античного наследия в аспекте темы диссертации. Это работы таких ученых как: В. Йегер, А.И. Марру, Ф.К. Кессиди, А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, М. Фуко, Г.Е. Жураковский, С.А. Мальцева, Т.Н.Матулис, М.Канто-Спербер, Ф. Коплстон, Ж-П. Вернан, Б. Кассен, Э.Д.Фролов, В. Дюрант, А. Боннар, А. Доватур, В.П. Бузескул, С.Я. Лурье. В их трудах рассмотрены вопросы становления и развития греческого (античного) образования в рамках «пайдейи» и «техне» - основных форм классического становления образования, культуры, обучения. Показана роль Греции в формировании западноевропейского общественного устройства.

Рамки диссертационного исследования не позволили автору акцентировать внимание на детальном анализе наследия средних веков в сфере представлений о ценности образования. Так как с одной стороны, трактовки теологов, включающие в себя многочисленные наслоения (неоднозначные и противоречивые по содержанию), неоправданно расширили бы текст диссертации. С другой стороны, средневековый «замысел» образования -это тема другой работы (не предусмотренной в рамках целей и задач настоящего исследования). Поэтому автор дает крайне сжатое представление об идее ценности образования в названный исторический период.

Механизмы становления светского образования в рамках «культурного» возрождения античной традиции отражены в трудах ученых: Л.М. Бат-кина, Л.М. Брагиной, Я. Буркхардта, П.П. Гайденко, И.К. Горского, А.Х.Горфункеля, М.А. Гуковского, В.И. Рутенбурга, А.К. Дживелегова, Л.М. Косаревой, М.С. Корелина, А.Ф. Лосева, Н.В. Ревякиной, В.В. Соколова, В.П. Шестакова, А. Шастеля, Г. Барона, Г. Фойгта, Д. Саитты.

Особенности возрождения идеи ценности светского образования в Новом времени отражены в работах П.Д. Шашкевича, В.В. Соколова, Л.М.Косаревой, В. Виндельбанда, К. Фишер, П. Дюкро, Д. Антисери, Д.Реале, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева, М.И. Найдорфа, В.П. Большакова, К.Ф. Завершинского, Н.И. Кареева. В трудах Ж. Делюля, Э. Чемберлена, рассмотрены философско-эстетические особенности Ренессанса, влияющие на оценку и содержание образования Нового времени.

Автор специально останавливается на проблемах, связанных с пониманием сути образования и воспитания в Великобритании конца Нового времени и начала Новейшего времени (XIX в.).

Английское духовное наследие в данном контексте представлено в работах О. Хаксли, Т. Смита, И. Тэна, Г. Пичема, Т. Элиота, Ж. де Мена, А.Ливингстона, Р. Стила, Д. Милля, Д. Дефо, Ч. Диккенса, Чосера, Б. Бар-бера, К.С. Льюиса, У. Теккерея, Э. Бульвер-Литтона, Р. Олдингтона.

Исследования О.Ю. Захаровой, Н.Д. Крючковой, Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой, Н.И. Никитиной, С.А. Расчетиной, М.П. Алексеева, Е.Ф. Литвиновой, А.П. Пинкевича раскрывают особенности становления английского «совершенного» человека (образ-идеал джентльмена в контексте «духа» Нового времени - призвание в противовес происхождению). Здесь важны труды мыслителей: Э. Хобсбаума, Ложеля, У. Беджгота, С. Рапопорта, В. Боткина, которые посвящены анализу общественно-политического устройства Англии.

Исследования, посвященные анализу французского Просвещения проведены в работах ученых: П. Монро, В.П. Волгина, Н.И. Кареева, Е.Н. Во-

довозовой, А.П. Пинкевича, В. Виндельбанда, Б.Н. Чичерина, В.Ф. Асмуса, В.М. Кларина, А.Н. Джуринского, Д. Реале, Д. Антисери, А.И. Пискунова, П. Дюкро, Т.Л. Занадворовой, Х.Н. Момджяна, В.А. Гольцева, М.А. Алпатова, Л. Пинского, Я.В. Абрамова, Ф. Хофмана, Т.Л. Лабутиной, Ф. Гизо, Г.В. Драча, А.З. Манфреда, а также Ж.-М. Шьяппы, М.Ц. Арзаканяна, А.В.Ревякина, П.Ю. Уварова.

Используется литература, отражающая исторические аспекты эпохи французского Просвещения. Ф. Гизо, М.Ц. Арзаканян, А.В. Ревякин и П.Ю. Уваров занимались исследованием истории Франции, Х.Н. Момджян - предпосылок французского Просвещения. Н.И. Кареев, В.П. Волгин, М.А. Алпатов, А.П. Пинкевич, Ж.-М. Шьяппа, Н.Б. Маньковская, А.З.Манфред анализировали события Франции в предреволюционный и революционный период, их влияние на образование. Труды названных авторов представили значительный интерес для работы.

Трансформация классической идеи образования в эпоху немецкого Просвещения показана в работах Н.И. Кареева, П.Л. Лаврова, В. Виндельбанда, К. Фишера, Б.М. Бим-Бада, Г.Б. Корнетова, А.Н. Савельева, Э. Кас-сирера, А.К. Дживелегова, В.Н. Перцева, А.И. Пискунова, Л.Н. Модзалев-ского, Г.В. Драча, О.А. Зотовой.

Необходимой основой для понимания развития идеи образования в Германии (немецкое Просвещение) послужили работы В. Виндельбанда, А.К. Дживелегова, В.Н. Перцева, Э. Кассирера, Ф. Меринга, Н. Даденкова, А.И. Пискунова, Ф. Паульсена, Ф. Карсена, Б.М. Бим-Бада.

Развитие классической идеи ценности образования, ее актуальности в современных условиях интерпретировано в трудах исследователей прошлого столетия: М. Хайдеггера, К. Ясперса (непрерывное обучение), в конце XX - начале XXI вв. В.И. Астаховой, О.В. Архиповой (непрерывное образование), Е.И. Дудкиной, А.К. Луковцевой, И.А. Тюплиной, Е.А. Солодовой, Н.Э. Эмих, Я.М. Нейматова (принцип гуманизма), Г.К. Сайкиной, З.З. Ибрагимовой, В.А. Казаковой, И. Кучуради (принцип «пайдейи»),

П.Аубенкю, А.Н. Чумакова (принцип «пайдейи» и «техне»). Здесь также явились значимыми труды ученых: Н.А. Поповой, Е.В. Сапрыкиной, Н.М.Ознобина, А.С. Павлова, Г.И. Зинченко, Л.Т. Кузина, Р.Ф. Абдеева, Н.З. Алиевой, Е.Б.Ивушкиной, О.И. Лантратова, Д. Белла, Д. Тапскотта, Э.Тоффлера, В.А. Емелина, которые посвящены анализу постмодернистских ценностей образования в контексте информационного общества.

В диссертационном исследовании используется литература, отражающая «постмодернистские» аспекты современной эпохи. Ученые Л.В.Арутюнова, А.А. Борисов, О.С. Головачева, И.Л. Бабич, О.В. Родионова, У. Кимлика, Г. Терборн, В.А. Мамонова занимались исследованием «мультикультурной» идеологии постмодернизма через призму образовательного подхода. М. Мор, Д. Пирс, Д. Хьюз, В.Н. Катасонов, Н. Бостром характеризовали технологию «трансгуманизма» как форму создания принципиально нового типа образования (виртуальное, сетевое, дистанционное, открытое). В трудах А.В. Хуторского, Е.С. Вентцеля, Д.А. Богдановой, А.А. Федосеева, Т.П. Ворониной, В.П. Кашицина, О.П. Молчановой, А.Н.Тихонова, Г.А. Красновой, А.А. Андреева, Ж.Н. Зайцевой, А.Э. Говор-ского проанализирован плюралистический подход к современному образованию.

Исследования Ю.В. Пушкарева, Е.А. Пушкаревой, Ю. Нарижного, Г.Ильина, Н.В. Волоховой, О.Н. Четвериковой, А.Г. Асмолова, Е.С. Юрковой, М.Д. Щелкунова, А.В. Петрова, Д.Б. Сандакова, А.И. Фурсова раскрывают причины, особенности, последствия кризисной ситуации современной системы образования. Напротив, в работах Ф.А. Шогеновой, Е.Н. Левченко, Г.А. Монаховой, А.П. Валицкой, В. Груздева, В. Груздевой, Н.И.Гендиной, анализируются возможности преодоления кризисного явления в образовании в виде парадигмы «инновационного» образования.

В отечественной педагогической литературе дана достаточно целостная картина становления идеи ценности образования. Это исследования таких отечественных ученых, как А.Н. Джуринский, Г.М. Каджаспирова,

В.А. Капранова, В.Г. Кинелев, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, М.А. Маза-лова, Т.Н. Матулис, Л.Н. Модзалевский, Н.И. Никитина, С.А. Расчетина,

A.И. Пискунов, В.А. Рыбин, К.И. Салимов, Т.Д. Скуднова, Л.А. Степашко,

B.Г. Торосян. Данная научная литература оказалась необходимой для изучения темы диссертации, являясь ее базовым компонентом при проведении концептуального анализа аксиологических составляющих образовательных систем.

В работе учитывается комплекс исследований, посвящённых философии образования: Б.С. Гершунского, Н.Э. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой, О. Долженко, А.П. Булкина, А.В. Духовневой, Л.Д. Столяренко, Г.Л.Ильина, А.П. Огурцова, В.М. Розина, Н.Р. Сидорова, Д.С. Русскова,

C.П. Русскова. Концептуальный анализ образовательных систем позволил выяснить, как постепенно, под влиянием культурно-исторических условий менялась идея ценности образования.

Среди исследований последних лет, относящихся к проблеме изучения влияния образования на формирование личности, автор использовал следующие кандидатские диссертации: «Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии Жана-Жака Руссо (17121778)» О.В. Герасимовой (2007), «Эволюция идей духовно-нравственного воспитания в педагогике Германии конца XVIII - начала XX вв.» О.А. Зотовой (2009), «Зарождение идеи личностно-ориентированного образования в педагогических системах Руссо и Толстого» Т.П. Колодяжной (2001), «Пути формирования философии образования России и Германии второй половины XIX - начала XX века: (сравнительный анализ)» О.В. Дмитриевой (2004), «Идея образования человека в контексте европейского светского гуманизма XIX - XX вв.» С.Я. Сидоренко (1999), «Образ жизни британской элиты в третьей четверти XIX века» Н.Д. Крючковой (2004), «Образ «Джентльмен» как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты» Г.В. Абиловой кызы (2014), «Пайдейя как образование личности» Е.С. Уемляниной (2001), «Античное наследие и

Европейский гуманизм: культурная зависимость» Т.С. Чермантеевой (1991), «Факторы становления и развития информационно-технологической образовательной системы» О.В. Волченсковой (2009).

Теоретико-методологические основы исследования.

Автор использует концептуальный подход к исследованию образовательного процесса, предполагающий интерпретацию довольно значительных периодов развития в образовании на основе общей идеи его ценности.

В диссертации используется аксиологический подход, позволяющий исследовать концепции образования в европейской культуре. Методологической основой диссертационного исследования также явились системный, герменевтический подходы.

Инструментом для выявления специфики предмета исследования послужили сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы, позволяющие провести исторические параллели, анализируя особенности трансформации идеи ценности образования в различные культурно-исторические эпохи.

В ходе исследования использовались логические методы (обобщение, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, индукция), а также эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение), с целью выявления степени распространения постмодернистских тенденций в современном отечественном образовании. Результаты эмпирических данных отражены в Приложении к диссертационному исследованию.

В качестве теоретической базы использовались работы зарубежных и отечественных философов, педагогов, историков, культурологов.

Объект исследования - образование как ценность культуры.

Предмет исследования - трансформация идеи ценности образования в европейской культуре: от античности до наших дней.

Гипотеза исследования. Автор исходит из предположения, что концепт образования, предложенный античностью, транслируется в каждую последующую эпоху развития европейской культуры с известными изменениями, отражающими сущность и исторические особенности этапов.

Цель диссертационной работы - раскрыть закономерности трансформации основных культурных парадигм, выраженных в концепциях ценности образования в контексте проблем: целей образования, взаимовлияния ценностей (общественно-политических, этических, эстетических) европейской культуры.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

- проанализировать генезис идеи ценности образования в античности;

- выявить специфику идеи ценности светского образования в европейской культуре Возрождения и Нового времени;

- раскрыть классическое европейское понимание ценности образования и его значения для человека и общества в английском Просвещении;

- рассмотреть особенности идеи образования во французском Просвещении;

- показать характерные черты идеи образования во взглядах немецких просветителей;

- рассмотреть влияние постмодернистских тенденций современной культуры на образование;

- показать трансформацию идеи ценности классического образования в европейской культуре конца XX - начала XXI в.

Научная новизна диссертации:

Аксиологические составляющие европейских образовательных систем становятся объектом специального системного концептуального исследования образования как механизмы, синтезирующие данные из области политики, морали, эстетики.

Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом:

- проанализирована история идеи ценности образования в европейской культуре и философии образования;

- выяснены содержательные особенности становления и развития концепций ценности образования в европейской культуре в определенные периоды ее развития;

- систематизированы различные подходы к определению идеи ценности образования в классической и современной философской мысли;

- уточнена содержательная связь политической жизни греческого полиса с идеей ценности образования;

- показана транслируемая связь идеи ценности светского образования античности и Возрождения;

- освещены механизмы теории «природного господства» гуманистического знания в Новое время в контексте идеи ценности образования;

- выяснены особенности идеи «совершенного» человека, джентльмена в английском Просвещении XVII - XVIII вв.;

- показан процесс трансформации идеи образования во Франции XVIII в., механизмы распространения немецкой народно-национальной политики Просвещения;

- рассмотрены механизмы влияния постмодернистских тенденций современной культуры на образование и освещен аспект аксиологической наполненности современного образования идеями классического образца, показана связь транслируемых ценностей с современностью.

- показана типология концепций ценности образования в европейской культуре.

Содержание новизны раскрывается в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Идея ценности образования в европейской культуре возникла в Древней Греции, в V - IV вв. до н.э., когда полисная демократия потребовала политического самовыражения, выдвинув необходимость обоснования претензии на привилегию управления городом-государством. Практическое оформление идеи заключалось в привитии государственным деятелям философских знаний («пайдейи») и навыков политического искусства

(«техне»), распространенных и доступных не только «аристократу крови», но и человеку «высшей пробы» представителю духовной элиты - «аристократу духа» в рамках реализации норм естественного права. В античности прослеживается генетическая связь идеи ценности образования с политической жизнью античного города-государства, с потребностями политической практики.

2. В средневековой культуре идея ценности светского образования не является востребованной в силу господства теоцентризма. Идеал рационально постигаемого мира сменяется на понимание знания как откровения. Античная культура и философия активно воспроизводятся и становятся актуальными в эпоху Возрождения и Нового времени, где участвуют в создании новой системы духовных ценностей. Ренессанс, вобравший в себя наследство греков в рамках «техне», «пайдейи», выдвигает идею универсального человека. Сочетание образованности-учености, таланта и одаренности причисляло человека-гражданина к рангу исключительности, а его синтезированный образ (благородно-светский, политико-благородный, универсально и всесторонне сведущий человек) становился показателем личной доблести человека в рамках естественного признания его прав и привилегий.

3. Идея образования как ценности культуры отвечала социально-политическим запросам Нового времени. Значимым субъектом Нового времени становится человек-ученый, оперирующий практическим знанием, предназначением которого является господство над природой. Новое понимание роли образования в социуме было сведено к опытно -практическому познанию, находящему базу в естественных науках и опирающемуся на разумное осмысление. Научное знание становится главной ценностью образования, а формирование духовно-совершенного человека его целью, реализация которой выразилась в английском Просвещении в концепциях образования и воспитания, вырабатывающих идеал светского человека (джентльмена), в котором элитарность «духа» противопоставлена

элитарности «происхождения». В основе становления идеи ценности английского образования положен образец-эталон светского человека-джентльмена как новой элиты. Характерная черта такой элиты - духовное самовыражение и практические деловые навыки дельца-предпринимателя, претендующего на роль аристократа.

4. В конце XVIII в. под влиянием транслируемой античной и ренес-сансной традиции происходит трансформация идеи образования, проявившаяся во Франции в понимании ценности образования как просвещении народа. Характерной чертой французского Просвещения является политизация идеи ценности образования, выраженная в значимых категориях времени: права гражданина, естественное равенство, свобода, независимость, подчиненных на практике социально-культурным задачам французского общества - свободно жить и свободно творить в различных сферах экономической, политической и правовой жизни вне зависимости от сословной принадлежности. Естественное право граждан - основа всеобщей национальной идеологии. Данная идеология была реализована в виде распространения идеи необходимости всеобщего обучения благодаря наличию изначальной природы (духовно-внутренних задатков человека) и внешней природы, в сочетании с фундаментом интеллектуального и физического развития - техническим обучением.

5. Германия конца XVIII - начала XIX вв. представлена учениями немецких просветителей, выдвинувших оригинальную идею ценности образования в становлении национального единства, народности, которая воплощалась в форме образовательной политики государственно-просвещенного абсолютизма. Аксиологизация идейного немецкого наследия представлялась в виде синтеза классических идей античной и ренес-сансной школы, английского и французского просвещения, прошедшего идеологическую трансформацию. Практическое воплощение немецкой идеи образования заключалось в «филантропическом мышлении»: провозглашался «полезный человек» - член общества, практико-

ориентированный гражданин, реализующий всеобщее обучение. Просвещение включало идеи внутреннего обучения (пайдейевтического и божественно-духовного) и внешнего (технократическое владение практическими навыками). Идея немецкого просвещения сведена к идеологической задаче - объединению всего народа в нацию посредством широкого распространения знаний, а образование - к механизму национального возрождения.

6. Постмодернистские тенденции современной культуры проявляются в образовании, прежде всего, в плюрализме - одновременном существования разнообразных образовательных парадигм, включающих методы и технологии виртуального, сетевого, дистанционного, открытого обучения. Виртуальная реальность признаётся новой образовательной средой, где главной ценностью выступает умение ориентироваться в информационном потоке. Интеллектуальные технологии становятся источником нововведения технологического прогресса (поиск, обработка информации, формальные и неформальные коммуникационные сети) при использовании компьютера. Перед субъектом образования XXI в. ставятся задачи, продиктованные современным рыночным обществом: быть информационно-компетентным, конкурентоспособным специалистом, уметь работать в новых социально-экономических условиях, быть интеллектуально развитым, самостоятельно мыслить в стремительно меняющихся условиях, уметь быстро адаптироваться к новой ситуации.

7. Развитие идеи образования в современной культуре отражает кризисные его состояния, что актуализирует необходимость обращения к классической идее образования как ценности. Это обусловлено генетической связью с европейской традицией, ее духовным, нравственным, моральным ценностным наполнением, транслируемым в современную действительность. Идея ценности классического образования способствует трансляции идейно-аксиологического наследия предыдущих эпох, в основе которого формирование образа-идеала - гуманного, этически развитого,

образованного, свободного, толерантного, светски-компетентного гражданина. В данном контексте, европейской культуре предоставляется шанс преодоления негативных последствий научно-технического прогресса, проявившихся в «духовном кризисе современной цивилизации», охватившем и сферу образования.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. В результате проведенного исследования получены выводы, связанные с идеей взаимовлияния ценностей европейского образования с ценностным «полем» социокультурного и политического пространства.

Результаты диссертационной работы позволили углубить теоретические представления о человеке, его образовании, культуре, обществе. Разработанные положения можно рассматривать как развитие одного из перспективных направлений - философии образования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве учебного пособия и применены при подготовке и чтении базовых и факультативных курсов по дисциплинам: «Философия», «Философия науки», «Философская антропология», «Философия культуры», «Социальная философия», «Философия образования», «История образования», «Культурология», а также в научной работе при выполнении курсового, дипломного, диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования. По материалам диссертации опубликовано 9 статей (в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России - 4) общим объемом 3,26 п.л. Результаты содержания диссертации также были представлены на международных научно-практических конференциях: «Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика» (Новосибирск, 2015), «Достижения вузовской науки» (Новосибирск, 2015), «Актуальные аспекты современной науки» (Липецк, 2014), «Наука и совре-менность-2010» (Новосибирск, 2010).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры «Философия и мировые религии» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в Ростове-на-Дону.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, 1 Приложения. Работа иллюстрирована шестнадцатью таблицами.

В библиографический список включены цитируемые и упоминаемые труды, научные работы, которые повлияли на создание концепции исследования. Всего 336 источников (в том числе 3 на иностранных языках). Объем диссертационного исследования - 230 страниц машинописного текста.

ГЛАВА 1. ИДЕЯ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кукина, Екатерина Анатольевна, 2017 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абилова Гюнай Видади кызы. Образ «Джентльмен» как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты. Дисс. .канд. филолог. наук. Ставрополь, 2014. 205 с.

2. Абрамов Я.В. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь и педагогическая деятельность. СПб: Типография «Общественная польза», 1893 [Режим доступа: http://libatriam.net/read/104023/].

3. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Учебное пособие. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века. М.: ВЛАДОС, 1994. - 58 с.

4. Адо П. Что такое античная философия. М: Изд-во гуманитарной литературы, 1999. - 320 с.

5. Алексеев М.П. Честерфилд и его Письма к сыну. Максимы. Характеры. М.: Наука, 1978. - 197 с.

6. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования. Изд-во Академия Естествознания, 2008. - 168 с.

7. Алпатов М.А. Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 85 с.

8. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. - 196 с.

9. Античный полис. Проблемы социально - политической организации и идеологии античного общества / Под ред. Э.Ф. Фролова. Межвузовский сборник. СПб.: Изд-во СПУ, 1995. - 268 с.

10. Античное наследие в культуре Возрождения / Горфункель А.Х., Рутенбург В.И. М., 1984. - 303 с.

11. Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. Книга 3. СПб.: Пневма, 2002. - 880 с.

12. Аристотель. Соч.: в 4 т. Т.4. Политика. М.: Мысль, 1983. - 779 с.

13. Аристотель / Сост. Г.Б. Корнетов. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили: МГПУ, 2004. - 224 с. (Антология гуманной педагогики).

14. Арзаканян М.Ц. История Франции: учебник / Арзаканян М.Ц., Ревякин

A.В., Уваров П.Ю. М.: Дрофа, 2005. - 475с. (Высшее образование).

15. Архипова О.В. Идея образования в контексте постнеклассической культуры. Автореф. дисс. ... докт. философских наук. СПб, 2012. - 50 с.

16. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. Проблемы современного образования. 2010. №4.

17. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1998. - 400 с.

18. Асмус В.Ф. И. Кант. М.: Высшая школа, 2005. - 439 с.

19. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. - 318 с.

20. Астахова В.И. Некоторые вопросы теории и практики становления непрерывного образования. Гуманитарные науки. 2011. №3.

21. Байрон Джордж Гордон. Избранное. М.: Правда, 1982. - 432 с.

22. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. - 114 с.

23. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. - 272 с.

24. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. - 448 с.

25. Барт П. Элементы воспитания и обучения. Часть педагогическая /Волкович

B.А. СПб, 1913. - 168 с.

26. Беджгот У. Государственный строй Англии. М., 1905. - 371 с.

27. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1911. - 280 с.

28. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения /Бердяев Н.А. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999.- 624 с.

29. Бердяев Н. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. М.: Феникс: ХДС-пресс, 1991. - 83 с.

30. Бессонова Л.А. Приоритеты и ценности современного образования. Вестник ТИСБИ. 2002. - №2.

31. Белл Д. Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза. М.: Экзамен, 1973.

32. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999. - 949 с.

33. Бим-Бад Б.М. Педагогика и педагогическая антропология Иоганна Готлиба Фихте [Режим доступа: //http://www.bim-bad.ru/biblioteka /article_full.php?aid=195/2014/12/08.html].

34. Бим-Бад Б.М. Социальные проблемы воспитания личности в педагогике Запада (конец XVIII-конец XIX в) // Вестник УРАО. №2 (20). 2003.

35. Бим-Бад Б.М. Педагогические идеи в ранних произведениях Гегеля [Режим доступа: http: //www.bim-bad.ru/biblioteka/ article_full. php?aid= 198/2014/12/08.html].

36. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории педагогики [Режим доступа: //http://www.bimbad.ru/docs/Studies_in_history_of_education/studies_in_history _of_education].

37. Богданова Д.А., А.А. Федосеев. Проблемы дистанционного образования в России / Информатика и образование. 1996. №3.

38. Боннар А. Греческая цивилизация. Том первый. От Илиады до Парфенона. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 269 с.

39. Бондаренко Ю.А. Социально-экономическое развитие Германии в XVII-XVIII веках и его влияние на формирование идей природосообразного воспитания. Педагогика и психология. №3. 2013.

40. Боткин В. Две недели в Лондоне / Русский вестник. 1860. № 1.

41. Большаков В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней: Учебное пособие / Под ред. В.П.Большакова. Великий Новгород: НГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. -98 с.

42. Большая советская энциклопедия. М.:1969-1978.

43. Брагина Л.Н. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М.: Высшая школа 1977. - 257 с.

44. Бульвер-Литтон Э. Пелэм, или Приключения джентльмена / Пер. А.Кулишер и Н. Рыковой. М.: Правда, 1988. - 768 с.

45. Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб: ИЦ Гуманитарная Академия, 2003. - 480 с.

46. Бузольт Г. Очерк государственных и правовых греческих древностей. Харьков. 1890. - 325 с.

47. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 208 с.

48. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1-2. СПб, 19041906. Изд-во: Интрада. - 544 с.

49. Бэкон Ф. Соч.: в двух томах. Т.! М.: Мысль (Философское наследие), 1971.

- 590 с.

50. Бэкон Ф. Соч.: в двух томах. Т.2. М.: Мысль (Философское наследие), 1978.

- 575 с.

51. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук / Соч.: В 2 т. М., 1977. - 578 с.

52. Вернан Ж-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.

- 224 с.

53. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.1. От Возрождения до Канта. СПб, 1902. - 464 с.

54. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М.: Канон-пресс, 1998. - 496 с. (Канон философии).

55. Виппер Р.Ю. История древнего мира. Изд-во Республика, 1993. - 511 с.

56. Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr].

57. Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действия для удовлетворения базовых образовательных потребностей. Всемирная конференция по образованию для всех. Джомтьен, Таиланд, 5-9 марта 1990 г. [Ре-

жим доступа:

http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/j omtien.pdf]

58. Волгин В.П. Развитее общественной мысли во Франции в XVIII веке. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 203 с.

59. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1988. - 751 с.

60. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху НИТ. М.: АМО, 1995. - 220 с.

61. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания. Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, ИФ РАН, 1997. - 319 с.

62. Гайденко П.П. История Греческой философии в ее связи с наукой. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. - 264 с.

63. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика //Гегель Г.В. Работы разных лет: В 2 т. - М.: Мысль, 1971. (Философское наследие). - 630 с.

64. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: «Мысль», 1977. - 452 с.

65. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. - М., 1978.

66. Гельвеций К.А. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1973. Т.1. - 647 с. Т.2. - 687 с.

67. Герасимова О.В. Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии Жана-Жака Руссо (1712-1778). Автореф. дисс. .канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2007. - 22 с.

68. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. - 607 с.

69. Гирко Л.В. Культура как «образ мира» в философии немецкого просвещения. Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. М.: Наука, 1991.

70. Головашин В.А. Очерки истории мировой культуры (культурология): Учебное пособие. В 3 ч. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. Ч.1. - 248 с.

71. Гольцев. В.А. Воспитание, нравственность. Право. Сборник статей. М., 1897. - 160 с.

72. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. - 368 с.

73. Грехнев В.С. Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе. Философия и общество, 2010. №3.

74. Греческая философия / Под ред. М. Канто-Спербер. Т.1. М.: Греко-Латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. - 499 с.

75. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Ленинград.: ЛГУ, 1990. - 624 с.

76. Гусинский Н.Э., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. - 248 с.

77. Гуманистическая мысль итальянского Возрождения. Рождение гуманизма / Отв. ред. Л.М. Брагина. М.: Наука, 2004. - 360 с.

78. Даденков Н. Новое педагогическое направление в Германии. Киев, 1912. -87 с.

79. Данилов А.А. Высшее образование для XXI века: V международная научная конференция. Москва, 13-15 ноября 2008 г.

80. Данте А. Сочинения [Режим доступа: /http://www.litres.ru/ pages/biblio_book/?art=138094].

81. Доватур А. Политика и политии Аристотеля. М.-Л.: Изд-во «Наука», 1965. -390 с.

82. Документы истории Великой французской революции. Учебное пособие. В двух томах. Т.1 /Отв. ред. А.В. Адо. М.: Изд-во МУ., 1990. - 528 с.

83. Долженко О. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995. -239 с.

84. Декарт. Избранные произведения. Изд-во: Госполитиздат, 1950. - 715с.

85. Декарт Р. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989-94 г. (Т.1. - 656 с., Т.2. - 635 с.). Серия: Философское наследие.

86. Декларация Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, 09 октября 1998 г.). Всемирная конференция ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры». [Режим доступа: http://www.nic.gov.ru/ru/docs/foreign/other/declaration_1998]

87. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Резолюция № 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года [Режим доступа: http : //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl. shtml ].

88. Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека. Резолюция № 66/137 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 2011 года [Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hr_education.shtml].

89. Делюлю Ж. Цивилизация Возрождения. Изд-во: У-Фактория, 2006. - 720 с.

90. Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М.: Книгоиздательство Польза, 1925. - 218 с.

91. Дживелегов А.К. История современной Германии. Часть I. (1750-1862). СПб, 1908.

92. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.: Вла-дос-Пресс, 2003. - 400 с.

93. Джуринский А.Н. Зарубежная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2008. - 688 с.

94. Дидро Д. Сочинения: в 2 т. М.: «Мысль», 1986 (Т.1), 592 с., 1991 (Т.2), - 604 с. Серия: Философское наследие.

95. Дидро Д. Т.Б. Длугач. М.: Мысль, 1986. - 191 с. Серия: Мыслители прошлого.

96. Дидро Д. Собрание соч.: В 10 т. М.: Художественная литература, 1947.

97. Диккенс Ч. Собр. соч:. В 30 т./Под. ред. А.А. Аникста. Т.25. М.: ГИХЛ. 1957-1963.

98. Диккенс Ч. Большие надежды. М.: Московский рабочий, 1980. - 480 с. (Школьная библиотека).

99. Дмитриева О.В. Пути формирования философии образования России и Германии второй половины XIX-начала XX века: (сравнительный анализ): Ав-тореф. дисс. ...канд. филос. наук. Мурманск, 2004. - 19 с.

100. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003. - 318 с.

101. Духовнева А.В., Л.Д. Столяренко. История зарубежной педагогики и философия образования. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 276 с.

102. Душин А.В. Софисты как основатели интеллектуального образования /Вестник ВЭГУ. № 1 (57). 2012.

103. Дюрант В. Жизнь Греции. М.: Крон-Пресс, 1997. - 704 с.

104. Дюкро П. Энциклопедисты. СПб.: Типография И.Н. Схороходова, 1906.

105. Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии. Автореф. дисс. .канд. филос. наук. Москва, 1999.

106. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 509 с.

107. Зайцева Ж.Н., Говорский А.Э. Открытое образование - перспектива дистанционного обучения [Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ vconf/files/3283.rtf].

108. Запесоцкий А. Образование: Философия, Культурология, Политика. М.: Наука, 2003. - 456 с.

109. Занадворова Т.Л. Теория Руссо о возвращении к природе. Французский ежегодник 1979. М.: Наука, 1981.

110. Захарова О.Ю. Государственный церемониал как программа власти. М.: Изд-во Центр-полиграф, 2014. - 382 с.

111. Зинченко Г.И. Социологические проблемы НТР. М.: Мысль, 1975.

112. Зотова О.А. Эволюция идей духовно-нравственного воспитания в педагогике Германии конца XVШ-начала XX вв. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. - 20 с.

113. Зотова О.А. Влияние эпохи просвещения в Германии на развитие идей о духовно-нравственном воспитании. Известия ДГПУ. Дагестан, 2008. №3.

114. Зотова О.А. Прогрессивное наследие немецкого филантропизма. Российское образование в 21 веке: Проблемы и перспективы: Сборник статей во всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2007.

115. Идеи эстетического воспитания, Т.! Античность, Средние века. Возрождение. М., 1973. - 408 с.

116. Идеалы «Пайдейи» в Евразийских Реалиях Начала XXI века. Академия Социальных и гуманитарных наук Р.Ф. Философское общество РТ. Казань: [Б.и.], 2002. - 85 с.

117. Из истории зарубежной школы и педагогики: Сборник статей: Известия Академии педагогических наук РСФСР / Отв. ред. Н.А.Константинов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 429 с.

118. Ильин Г.Л. Философия образования: (Идея непрерывности) / Г.Л.Ильин. М.: Вузовская книга, 2002. - 223 с.

119. История культуры стран западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.

120. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зеркало, 2000. - 568 с.

121. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья, Возрождения / Т.Н. Матулис. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004. - 593 с.

122. Исторический очерк развития образования в Германии / Ф. Паульсен. М., 1908. - 364 с.

123. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / А.И. Пискунова, 2001. - 512 с.

124. История философии. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 736 с. (Высшее образование).

125. История философии. Древняя Греция и Древний Рим / Ф. Коплстон. М., 2003. - 319 с.

126. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. эстетические учения ХУП-ХУШ в. Изд-во Искусство, 1964. - 836 с.

127. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV- первой половины XV века. Пер. Н.В. Ревякиной. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Новосибирск, 1975.

128. Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников /Н.В. Ревякина. М., 2007. - 264 с.

129. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Пер. с нем. А.И.Любжина. М., Греко-Латинский кабинет, 2001. - 594 с.

130. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб, 1997. - 205 с.

131. Казакова С.В. Рациональность как предпосылка и принцип европейского образования. Ростов, 2003.

132. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль. Философское наследие, 1994. - 591 с.

133. Кант И. Соч.: В 6 томах. Т.6. М.: Мысль, 1966. - 743 с.

134. Кант И. Соч.: В 6 томах. Т.4. М.: Мысль, 1965. - 544 с.

135. Кант И. Спор факультетов. Собрание соч.: В 8 т. Т.7. М.: Чоро, 1994. - 495 с.

136. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. - 712 с.

137. Кареев Н.И. Великая Французская революция. М., 2003. - 487 с.

138. Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. Т.1. Переход от средних веков к новому времени СПб, 1892. - 565 с.

139. Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. Т.3. Восемнадцатый век и Французская революция. СПб, 1893. - 658 с.

140. Карсен Ф. Современные опытные школы в Германии, 1924.

141. Кассен Б. Эффект софистики. Пер. с фр. А. Россиуса. М.-СПб.: Московский философский фонд, 2000. - 252 с.

142. Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 400 с.

143. Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли. М.: Алетейя, 2001. - 288 с.

144. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПб: Алетейя, 2003. - 360 с.

145. Кессиди Ф.Х. Сократ. СПб: Алетейя, 2001. - 352 с.

146. Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 2007. - 276 с.

147. Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. М.: Владос-пресс, 1998. - 520 с.

148. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.

149. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Владос-пресс, 2005. - 224 с.

150. Колодяжная Т.П. Зарождение идеи личностно - ориентированного образования в педагогических системах Руссо и Толстого. Дисс. .канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001. - 138 с.

151. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. -416 с.

152. Коменский. Я.А. Сочинения. Предвестник всеобщей мудрости. М.: Наука, 1997. - 480 с.

153. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982.

154. Конвенция о правах ребенка. Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [Режим доступа: http: //school40kirov.ru/Roditelyam/NeobhodimoZnat/konvencij a_o_pravakh_reb enka.doc].

155. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года ООН по вопросам образования, науки в культуры [Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat].

156. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 668 с.

157. Константинов Н.А., Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

158. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. М.: ЦСП, 2006. - 264 с.

159. Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн. М.: АСТ: Астрель, 2006. - 64 с.

160. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII- XIX вв. /Под ред. П.Н. Галанзы. - М.: Гос. изд-во юр. лит-ры, 1957. - 587 с.

161. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html].

162. Кончакова С.В. Динамика концепта «джентльмен» в английском национальном сознании (на примере романа Ч. Диккенса «Большие надежды»). Вестник МГУ. Сер.19. М, 2006. - №3.

163. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. М.: АСОУ, 2011. - 260 с. (Серия «Историко-педагогическое знание», Вып. 38).

164. Корелин М.С. Очерки итальянского Возрождения. М., 1896. - 372 с.

165. Корнющенко Д.И. Элитарная концепция пайдейи в философии Фридриха Ницше: Опыт философского исследования. М., 2007-2009.

166. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. Философский аспект проблемы. М.: Наука, 1989. - 160 с.

167. Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие. М.: ВШ, 2001. - 333 с.

168. Косминский Е.А. Историография средних веков. V в.-сер. XIX в. Лекции. Изд-во МУ, 1963. - 430 с.

169. Крючкова Н.Д. Образ жизни британской элиты в третьей четверти XIX века. Дисс. .канд. ист. наук. Ставрополь, 2004. - 247 с.

170. Ксенофонт Афинский. Воспоминания о Сократе. Изд-во: Наука, ИФ РАН. М., 1993. - 592 с.

171. Кузин Л.Т. Основы кибернетики. М.: Энергия, 1973. - 597 с.

172. Культура эпохи Просвещения / Под ред. А.Н. Торопцевой. М.: Наука, 1993. - 213 с.

173. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского просвещения XVIII в. Изд-во МУ, 1965. - 276 с.

174. Кукина Е.А. «Пайдейя»: сущность, значение, в историческом и современном понимании [Электронный ресурс] / Е.А. Кукина.// Гуманитарные и социальные науки. 2009. №5. URL: // http://www.hses-online.ru/2009/05/09_00_13/03.pdf

175. Кукина Е.А. Образование как припоминание в контексте идей Платона [Электронный ресурс] / Е.А. Кукина.// Гуманитарные и социальные науки. 2010. №1. URL: // http://www.hses-online.ru/2010/01/09_00_13/04.pdf

176. Кукина Е.А. Принцип свободы в философии образования [Электронный ресурс] / Е.А. Кукина.// Гуманитарные и социальные науки. 2010. №6. URL: // http://www.hses-online.ru/2010/06/09_00_13/14.pdf

177. Кукина Е.А. Теория Ланкастера, ее модификация в образовании // Наука и современность-2010: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Часть 3 / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010.

178. Кукина Е.А. Роль и значение идеи ценности классического образования в конце XX - начале XXI в. [Текст] / Е.А. Кукина.// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. №4.

179. Кукина Е.А. Роль и значение идеи ценности классического образования к. XX н. XXI вв. [Текст] / Е.А. Кукина. // Актуальные аспекты современной науки. Сборник материалов IV международной научно-практической конференции (г. Липецк, 25 апреля 2014 г.). / Отв. ред. Мосолова. Липецк: Ра-Души, 2014.

180. Кукина Е.А. Греческое образование как «политический феномен» софистов в работах исследователей середины XX - начала XXI в. [Текст] / Е.А. Кукина.// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №1.

181. Кукина Е.А. Образ «джентльмена» в контексте духовного наследия Великобритании [Текст] / Е.А. Кукина.// Достижения вузовской науки: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции /Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, ЦРНС, 2015.

182. Кукина Е.А. Трансформация идеи античного образования в Британском гуманитарном образовании Филиппа Честерфилда [Текст] / Е.А. Кукина.// Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015.

183. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. д. филос. н., проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 416 с. (Высшее образование).

184. Кушнаренко Я.В. К Вопросу о формировании аксиологической стратегии образования. Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318. №6.

185. Кучуради И. Пайдейя как субъективное условие разумного осуществления прав человека. Вопросы философии /1999. №8.

186. Лавровский В.М. Сборник документов по истории Английской буржуазной революции XVII века. М.: Высшая школа, 1973. - 342 с.

187. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в двух томах. Т.1. АНСССР. Институт философии. М.: Изд-во СЭЛ Мысль, 1965.

188. Латышина Д.И. История образования и педагогической мысли. М.: Гарда-рики, 2002. - 603 с.

189. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М.: Изд-во ПРИОР, 2001. - 428 с.

190. Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий / Редкол.: М.Б. Митин (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1979. - 260 с.

191. Ложель. Англия в политическом и социальном отношениях. СПб, 1874.

192. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1960.

193. Локк Д. Соч.: В 3 т. Т.1. Опыт о человеческом разумении. (Философское наследие. Т.93). М.: Мысль, 1985. - 621с.

194. Лосев А.Ф. Истории античной эстетики в 8 томах. М.: Изд-во: Фолио, 2000. - 880 с.

195. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики возрождения. М., 1998. - 750 с.

196. Лосев А.Ф., А.А. Тахо-Годи. Платон. Аристотель. М.: Мол. гвардия, 1993. -383 с. Серия: Жизнь замечательных людей.

197. Лурье С.Я. История Греции. СПб, 1993. - 680 с.

198. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты / Пер. с англ. М.: Республика, 1992. - 432 с.

199. Мазалова М.А. История педагогики и образования. М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.

200. Маньковская Н.Б. Марксистская эстетическая мысль в современной Франции. М.: Знание, 1985. - 64 с.

201. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. - 427 с.

202. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.7. М.: Политиздат, 1956.

203. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.19. М.: ГИПЛ, 1961.

204. Марфенин Н.Н. Чему и как учить в современном мире? XV Международная конференция «Образование в интересах устойчивого развития» Россия, СПб, 27-28 июня 2009 г.

205. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983. - 191 с.

206. Мальцева С.А., Д. Антисери, Д. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье, 1-2. СПб, 2006.

207. Манфред А.З. Великая Французская революция. М.: Наука, 1983. - 432 с.

208. Медведева И.Н. Регрессивные социоцентрические идеи воспитания немецких педагогов филантропистов. Материалы международной заочной - практической конференции «Тенденции развития педагогической науки», 23 октября 2010.

209. Меринг Ф. История Германии. С конца средних веков. М.: Красная новь Политпросвет, 1924. - 286 с.

210. Моисеев В.И. Философия и методология науки. М.: Экзамен, 2005. - 239 с.

211. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. Очерки / Руссо. М.: Мысль, 1983. - 447 с.

212. Монро П. История педагогики: В 2 ч. М.: Мир, 1911. - 372 с.

213. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М.: Наука, 1990. - 208 с.

214. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения. Новейший период христианско-гуманного воспитания. Ч.2. СПб.: Алетейя, 2000. -496с.

215. Мошняга В.П. Гуманитарная деятельность международных организаций в современном мире. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №3. 2011.

216. Наторп П. Философия как основа педагогики. М., 1910. - 107 с.

217. Найдорф М.И. Введение в теорию культуры. Историко-культурный процесс: Учебник. О.: Оптимум, 2004. - 254 с.

218. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы: монография. Москва: Алгоритм, 2002. - 480 с.

219. Немилов А.Н. Культура итальянского Возрождения. Европа // Культура и общество Италии накануне Нового времени. М., 1993.

220. Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Наука, 1977. - 152 с.

221. Никитина Н.И., Расчетина С.А. Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX веков: Материалы к спецкурсу. Великий Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 80 с.

222. Николаева Н.Н. Гуманистическая школа Витторино де Фельтре. Гуманистическая мысль. Школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. Сборник научных трудов / Под. ред. К.И. Салимовой, В.Г.Безрогова. М.: АПН СССР, 1990.

223. Новейший философский словарь. Кондрашов В.А. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 668 с.

224. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья (от глиняной таблички к университету) / Т.Н. Матулис. М.: Изд-во РУДН, 2008. - 531 с.

225. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной палаты Российской Федерации (2007) /Вопросы образования. 2007. №4.

226. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». Изд-во ЮНЕСКО, 1996.

227. Огурцов А.П. Образы образования. Западная философия образования XX века. 2004. - 520 с.

228. Ознобин Н.М., Павлов А.С. Комплексное планирование научно-технического прогресса. М.: Мысль, 1975. - 263 с.

229. Олдингтон Р. О вы, джентльмены Англии! Серия «Кроткие ответы», Ч.4. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961.

230. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М.: Прогресс, 1987. - 528 с.

231. «Пайдейя»: философия в воспитании человечества. XX Всемирный философский конгресс. Бостон, 10-16 августа 1998 г.

232. Педагогические идеи Великой Французской революции /А.П. Пинкевича. Изд-во Работник Просвещения. М., 1926. - 283 с.

233. Петрарка Ф. Из «Писем о делах повседневных». Перевод с латинского В.Бибихина. Франческо Петрарка. Лирика. Автобиографическая проза. М.: «Правда», 1989.

234. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Возрождение. М.: Учебная литература, 2011. -480 с.

235. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2 т. Т.2 М.: Педагогика, 1981. - 416 с. (Педагогическая библиотека).

236. Пинкевич А.П. Песталоцци. М.: ЖГО, 1933 [Режим доступа: http://litread.ru/web/568316/535000-536000].

237. Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. Пролетарий, 1930.

238. Пинский Л. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: РГГУ, 2002. - 832 с.

239. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогической мысли. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 198 с.

240. Платон. Диалоги. Государство. М.: АСТ, 2003. - 381 с.

241. Платон. Антология гуманной педагогики. Изд. Дом Ш. Амонашвили. М., 2000.

242. Платон. Собрание соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1972.

243. Платон. Собрание сочинений. Соч.: В 4 т./А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. СПб, 2006.

244. Подписная научно-популярная серия. Эстетика. 11/1991. Эстетика Иммануила Канта и современность. М., 1991.

245. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. М. Попов. М.: Изд-во: Типография Товарищества И.Д. Сытина. М., 1911. - 466 с.

246. Попова Н.А., Сапрыкина Е.В. Постмодернистские тенденции в образовании в контексте информационного общества. Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4.

247. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html].

248. Проблема метода в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт) / Под ред. А.В. Бубличенко. М., 2003.

249. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепции, исследования) / Педагогика. 1995. №5.

250. Рапопорт С. Деловая Англия. М., 1903. - 291 с.

251. Рассел Б. История западной философии. М.: Академический проект, 2006. -1008 с.

252. Реале Д., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб.: Петрополис, 1997. - 336 с.

253. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000.

254. Ревякина Н.В., О.Ф. Кудрявцев. Образ человека в образе гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV -XVII вв.). М.: Изд-во Урао, 1999. - 400 с.

255. Роттердамский Э. Похвала глупости. - М.: ГИХЛ, 1960. - 68 с.

256. Роттердамский Э. Воспитание христианского государя / Перевод А.В.Тарасовой. М.: Мысль, 2001. - 368 с.

257. Розин В.М. Философия образования. Этюды-исследования. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2007. - 576 с. (Серия «Библиотека студента»).

258. Ру Ж. Речь о причинах несчастий Французской республики Французский ежегодник, 1959. М.: 1960. - 21 с.

259. Руссков, Д.С. Педагогическая философия / Д.С. Руссков, С.П. Руссков. Чебоксары: ЧГПУ, 2010. - 333 с.

260. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. (Сер. Литературные памятники). М.: Наука, 1969. -710 с.

261. Руссо Ж.-Ж. Юлия или Новая Элоиза. М.: Художественная литература, 1968. - 772 с.

262. Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981.

263. Руссо Ж.-Ж. Руссо. Сочинения. Рассуждения о науках и искусствах /Пер. с фр. Н.И. Кареев. Калининград, 2001.

264. Руссо. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 2002. - 224 с. (Антология гуманной педагогики).

265. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970.

266. Рыбин В.А. Нравственно-гуманистическая педагогика Нового времени. М.: Логос, 2006. - 456 с.

267. Сапрыкин Д.Л. Значение и смысл понятия «образования» (на примере немецкой философии конца XVIII-XIX вв.). Вестник МГУ. Серия 7. Философия. №1. 2008.

268. Сидоров Н.Р. Философия образования. Введение. СПб: «Питер», 2007. - 304 с. (Серия «Учебное пособие»).

269. Сидоренко С.Я. Идея образования человека в контексте европейского светского гуманизма XIX-XX веков. Дисс. ... кандидата философских наук. Ростов н/Д, 1999. - 106 с.

270. Скуднова Т.Г. Философские основы антропологизации педагогического образования. Ростов н/Д, ЮФУ, 2007. - 352 с.

271. Словарь античности / Пер. с нем. М.: СП «Внешсигма», 1992. - 704 с.

272. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф. СПб., 1907. - 370 с.

273. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 1600 с.

274. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1984. - 448 с.

275. Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени. Субъект-объектная парадигма: [Моногр.]/В.В.Соколов. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 335 с.

276. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. № 56; № 15. М., 2013. - 344 с.

277. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. М.: Академия, 2003. - 384 с.

278. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Изд-во МУ, 1985. - 384 с.

279. Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Флинта МПСИ, 2003. - 316 с.

280. Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи: время расцвета демократии. М.: Наука, 2008. - 383 с.

281. Суриков И.Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. - 376 с.

282. Суслова Л.А. Философия Канта (методологический анализ). Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1988. - 224 с.

283. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. М.: Рефл-бук, 1999. - 403с.

284. Теккерей Я. Ярмарка тщеславия. Роман без героя. Собр. соч.: В 12 т. Т.4. М.: Изд-во Художественная литература, 1968. - 816 с.

285. Теккерей У. Книга снобов, написанная одним из них. Т.3. М.: Художественная литература, 1975. - 70 с.

286. Тихонов А.Н. Цементирующая основа общества и государства. Проблемы развития отечественного и международного законодательства обучение образовании // III Межд. Научно-практ. конф. Часть I, 1998.

287. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.

288. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М.: Владос-пресс, 2012. - 352 с.

289. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2001.

290. Трубецкой С. Метафизика в Древней Греции. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю.Романа., 1890. - 516 с.

291. Тэн И. Очерки Англии. СПб, 1872. - 320 с.

292. Тюплина И.А. Ценности образования в дискурсе новой парадигмы. Теория и практика общественного развития. 2010. № 3.

293. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.: Мысль, 1979. - 372 с.

294. Умственное и нравственное воспитание детей. От первого проявления до школьного возраста / Е.Н. Водовозовой. СПб, 1907.

295. Уемлянина Е.С. Пайдейя как образование личности. Автореф. дисс. .канд. филос. наук. Архангельск, 2002.

296. Федеральный Закон «О народном образовании» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kprf.ru/dep/101738.html

297. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2015 г. М.: Эксмо, 2015. - 160 с. (Законы и кодексы).

298. Фихте И.Г. Соч.: В 2 т. Т.2. СПб, 1993. - 798 с.

299. Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1989. - 448 с.

300. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. СПб.: Наука, 2009. - 349 с.

301. Философия науки: учебное пособие для аспирантов / Т.П. Матяш. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 496 с. (Высшее образование»).

302. Философия в энциклопедии Дидро и Даламбера. М.: Наука, 1994. - 720 с.

303. Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. Флинта, 2011.

304. Философский словарь / Под редакцией И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

305. Фишер К. История новой философии: введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Верлуамский: реальная философия и его эпоха. М.: Издательство АСТ, 2003. - 541с.

306. Фишер К. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. СПб.: Мифрил, 1994. - 560 с.

307. Фишер К. Гегель его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. М.: Л.: ГСЭИ, 1933. (История новой философии. Т.8). - 612 с.

308. Фишер К. История новой философии. Фихте, жизнь, сочинения и учение. Т.6. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии [РХГА], 2004. - 722 с.

309. Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики. Общество, Личность, Власть. СПб: Издательский Центр Гуманитарная Академия, 2001. - 602 с.

310. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Ленинград, 1991. - 442 с.

311. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Издание второе. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2004. - 266 с.

312. Фюстель де Куланж Н.Д. Гражданская община древнего мира. СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1906. - 459 с. (Издание «Популярно-Научная Библиотека»).

313. Харвест М. Антология мировой философии. Античность. М.: ООО Издательство ACT, 2001. - 934 с.

314. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. - 464 с.

315. Хайдеггер М. Учение Платона об истине. Историко-философский ежегодник. 1986. М.: Наука, 1986. - 302 с.

316. Хобсбаум Э. Век капитала, 1848-1875. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 480 с.

317. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: Очерки развития педагогической теории. М.: Педагогика, 1979. - 158 с.

318. Хоркхаймер М., Т.В. Адорно. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб.: Медиум, Ювента, 1997. - 312 с.

319. Худушин Ф.С. Эстетика. 9/1985. Эстетический идеал. М., 1985.

320. Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм // EIDOS-LIST. 1999. Вып. 1 (5) [Режим доступа: http://www.eidos.techno.ru/list/serv.htm].

321. Чемберлин Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура. М.: ЗАО Центр-полиграф, 2006. - 239 с.

322. Четверикова О.Н. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. М., 2015.

323. Чермантеева Т.С. Античное наследие и Европейский гуманизм: культурная зависимость. Автореферат дисс. ... кандидата философских наук. Ростов н/Д, 1991. - 24 с.

324. Честерфилд Ф.С. Письма к сыну. М.: Прогресс, 1987. - 250 с.

325. Чичерин Б.Н. История политических учений. Часть вторая. Новое время, 1872.

326. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. М.: Гарда-рики, 2001.

327. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М.: Мысль, 1976. - 301 с.

328. Шьяппа Ж.-М. Французская революция (1789-1799). М., 2006. - 336 с.

329. Эмих Н.А. Современное российское образование. Формирование ценностных приоритетов. М.: Эдиториал УРСС, 2011. - 112 с.

330. Яркина Т.Ф. Критика идейных позиций буржуазной педагогики и школы. М.: Знание, 1976. - 45 с.

331. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Пер. с нем. К.В.Лощевской. СПб: Наука, 2000. - 272 с.

332. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1932. - 296 с.

333. Ясперс К. Смысл и назначение истории. (Мыслители XX в.) / Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

334. Defoe D. The complété English gentleman. London, 1890.

335. Francesco Petrarca. Opera quae extant omnia. (De remediis utriusque fortunae, I, 16).

336. Vergerii Petri Pauli. nobilium puerorum educatione libellus gravissimus. Lipsiae, 1604.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.