Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг.: Сравнительный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мустафина, Лилия Фаатовна

  • Мустафина, Лилия Фаатовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 163
Мустафина, Лилия Фаатовна. Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг.: Сравнительный анализ: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2001. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мустафина, Лилия Фаатовна

Введение.

Глава I. Просвещение татар как общественно-политическая и социально-педагогическая проблема (1917-1935 г г.)

Национальная политика и проблемы просвещения татар.

1.2.Состояние татарского просвещения в Поволжье и Приуралье.

Глава II. Деятельность Наркомнаца РСФСР, его местных органов и общественно-педагогических учреждений

2 Л.Организаторская работа Наркомнаца РСФСР и его местных органов по просвещению татар.

2.2.Система подготовки национальных педагогических кадров Поволжья и Приуралья.

2.3.Татарское Педагогическое общество как научно-методическая основ а создания и функционирования национальной школы.

Глава III. Становление и развитие общеобразовательных и средне-специальных учебных заведений в 20-30-е годы

3.1Формирование и функционирование национальных общеобразовательных и средних специальных учебных заведений в 20-30-е годы.

3.2.Научно-педагогические и методические основы разработки программ, учебников и литературы для татарских школ.

3.3.Вклад педагогических журналов в формирование татарской школы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг.: Сравнительный анализ»

Актуальность проблемы исследования. В условиях трансформации российского общества происходит ломка стереотипов в осмыслении социально-педагогических явлений, событий и фактов. В истории образовательной парадигмы Татарстана складываются новые концептуальные положения, основанные на анализе исторического опыта деятельности национальных школ в 20-30-е годы XX века. Данный период был ознаменован переходом с арабского на новый латинский алфавит (1929-1938 г г.), а с 1939 года на кириллицу и стал критическим в процессе ликвидации безграмотности среди татарского взрослого населения и детей. Сравнительный анализ региональных особенностей просвещения татар в рассматриваемый исторический период, представляет собой ценнейший материал для современной национальной татарской духовной культуры, вцелом и историко-педагогической мысли, в частности.

В настоящее время проблемы развития просвещения народов Поволжья и Приуралья (чувашского, мордовского, марийского, удмуртского и других малочисленных народов) в сопоставительном аспекте изучены недостаточно. Анализ основных тенденций, вопросы просвещения татарского народа, изучение истории татарской школы после октябрьских перемен в контексте сравнительно-исторического анализа также находятся по существу на начальной стадии, о чем свидетельствует обзор историко-педагогических исследований проблемы просвещения татар 20-30-х годов XX века. В настоящее время продолжается интенсивное осмысление позитивных тенденций в общественно-политической жизни общества, исторической панорамы национальной татарской школы, её становления и развития в начале XX века.

В истории национальной татарской педагогики наиболее изученным оказался дооктябрьских период. О состоянии просвещения, культуры татар в дооктябрьский период написано немало научных работ.1 Однако, остаются нерас

1 Абдуллин Я.Г. Татарская просветительная мысль. - Казань: Таткнигоиздат, 1976.-319 е.; Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань: Таткнигоиздат, 1941,- 232 е.; Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. - Казань: Таткнигоиздат, 1974.214 е.; Махмутова.А.Х. Становление светского образования у татар. — Казань: Таткнигоиздат, 1982.227 е.; Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья. - Казань: крытыми проблемы просвещения татар, переосмысливаемые с позиций национальной науки и культуры и не выявлена региональная специфика просвещения в зависимости от места компактного проживания на территории Российской Федерации. Недостаточное изучение потребностей образования в татарских национальных кадрах деформирует изучение становления и развития национальной татарской школы в Поволжье и Приуралье. Не исследована также проблема ликвидации безграмотности татар в период гражданской войны, разрухи и коллективизации, принесших народу огромный материальный и духовный ущерб.

Статус национальных школ объяснялся низким уровнем научно-методического обеспечения содержания преподавания, что привело к сдерживанию развития национальных языков на долгие годы. В конечном итоге игнорирование татарами своего родного языка стало одной из причин ликвидации большинства национальных школ. Изменение социально-политической ситуации способствовало невостребованности национальной культуры, образования и языка. Таким образом, сложилось противоречие между творческим потенциалом татарского национального просвещения и недостаточностью теоретических исследований основ национальной педагогической культуры, обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию татарского просвещения в XXI веке.

Актуальность проблем определили выбор темы исследования: «Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья (1917-1935 г.г.) (сравнительный анализ)»

Объект исследования -история татарского народа Поволжья и Приуралья.

Предмет исследования- история просвещения татарского народа в Поволжье и Приуралье в период с1917по 1935 годы. Именно в этот период складывалось многомерное пространство татарской национальной культуры, чему способствовала благоприятная социально-экономическая и политическая ситуация: строительство школ, подготовка и переподготовка кадров, разработка

Таткнигоиздат, 1972,- 256 е.; Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья. - Казань: изд-во Казанского университета, 1979.-314 е.; Ханбиков Я.И. Из истоновых учебных планов, программ, издание необходимой учебно-методической литературы и т.д.

Цель исследования - теоретический анализ и обоснование развития просвещения татарского народа Поволжья и Приуралья в контексте сравнительно-исторического анализа в период с 1917 по 1935 годы с учетом новых социально-экономических условий и общественно-политических реалий.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. Выявить в сравнительном аспекте приоритетные тенденции эволюции татарского национального просвещения в 20-30-е годы в регионах Поволжья и Приуралья;

2. Показать обеспеченность татарских национальных школ Поволжья и Приуралья учительскими кадрами, научно-методическими комплектами и т.д.

3. Раскрыть вклад татарской педагогической журналистики, печати в развитии просвещения в регионах Поволжья и Приуралья.

Общую методологию исследования составляет аксиологический подход, согласно которому изучение истории развития просвещения татарского народа проживающего в Поволжье (включая Татарстан), так и Приуралье, становится необходимой составляющей духовного национального возрождения.

Конкретную методологию исследования составляет изучение исторической, философско-этической, педагогической, социологической, архивно-педагогической, психологической, искусствоведческой, языковедческой, ди-дактико-методической и страноведческой литературы; анализ и синтез истори-ко-архивных данных; имитационное моделирование; сравнительно-педагогический и логический анализ; мысленный эксперимент; методы структурно-системного анализа; методы эмпирического уровня (целенаправленное наблюдение и т.д.).

Теоретико-методологической основой исследования являются современные научные концепции в философии, педагогике, психологии, культуролории педагогической мысли татарского народа. - Казань: Таткнигоиздат, 1967.- 231 е.; Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии. - Казань: Таткнигоиздат, 1968.-135 с. и т.д. гии, развивающие преимущества гуманизации национального просвещения, исторического опыта и социально-педагогической практики.

Источниковедческой базой исследования являются историко-педагогические материалы архивного характера ЦГАЛИ (Центральный архив литературы и искусств при Совмине СССР), НА РТ (Национальный Архив Республики Татарстан), Научный архив ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова и др. В исследовании изучены материалы, раскрывающие содержание многоплановой деятельности Наркомнаца РСФСР по руководству просвещения татар, а также малочисленных народов (чувашей, марийцев, удмуртов и др.). Изучены также следующие материалы: переписка Татнаркомпроса и ОблОНО и т.п., отчеты, распоряжения, протоколы, методические рекомендации, программы и учебники данного периода.

Этапы исследования:

Первый этап (1996-1998 гг.) - сбор, анализ, систематизация эмпирического и теоретического материала по проблеме исследования; осмысление и анализ понятийного аппарата; разработка программы работы и определение основных методов получения информации.

Второй этап (1998-1999 гг.) - выявление педагогически наиболее значимых особенностей социально-исторических процессов обусловливаемых состояние развития татарского национального просвещения Поволжья и Приура-лья в 1917-1935 гг.; сравнительный анализ процессов, происходящих в регионах Поволжья и Приуралья в исследуемый период; определение тенденций развития, содержания, форм и методов организации татарского национального просвещения Поволжья и Приуралья с 1917-1935 гг.

Третий этап (1999-2000 гг.) - подведение итогов диссертационной работы, обобщение материалов исследования и оформление диссертации.

На защиту выносятся:

- сравнительно-исторический аспект концепции просвещения татар Поволжья и Приуралья (1917-1935г г.);

- поэтапное становление национального татарского просвещения в рассматриваемый период развития общества;

- условия, способствующие преобразованию татарской национальной школы, определившие её особенности; система планирования развития татарского просвещения в 20-30-е г.г. и ее организация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- дан сравнительный анализ просвещения татар Поволжья и Приуралья, включающий совокупность концептуальных положений на конкретном историческом этапе (1917-1935г г.), рассмотрена совокупность концептуальных целей, задач, содержания, методов, педагогических условий татарского национального образования и их реализация с учетом региональной специфики;

- раскрыт процесс перехода конфессиональных учебных заведений (медресе, мэктебэ) в светские школы нового типа;

- проанализирована подготовка педагогических кадров для регионов компактного проживания татар.

Практическое значение исследования заключается в сравнительном анализе развития татарского просвещения в различных регионах компактного проживания татар на территории РФ; ликвидации пробелов в истории развития татарской национальной педагогики, открытием и изучением малоизвестных учительству исторических документов и фактов. На основе исследования в практический оборот вводятся малоизвестные материалы о работе татарского Педагогического общества, определяется его роль в повышении уровня учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в повышении квалификации учителей, улучшении качества учебных программ и пособий. Подробно анализируются используемые учителями татарские научно-методические журналы, изданные в 20-30-е годы центральными и местными (республиканскими) издательствами. Материалы исследования могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории педагогики в вузах, при составлении учебных пособий по истории просвещения татарского народа.

Апробация работы: результаты настоящего исследования использовались в учебном процессе Казанской академии культуры и искусств, Казанском государственном педагогическом университете, Институте повышения квалификации работников образования, а также в 7 публикациях. Итоги исследования докладывались на республиканской научно-практической конференции «Народная педагогика и ее место в современном учебно-воспитательном процессе» (Казань, 1990 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономические и нравственно-этические аспекты развития социально-культурной сферы в условиях рыночной экономики» (Казань, 1998 г.); на межвузовской научно-практической конференции «Социально-культурный потенциал системы образования» (Казань, 1999 г.); на Всероссийской научно-методической конференции «Потребности в кадрах социокультурной деятельности: состояние, перспективы изучения» (Казань, 2001 г.) и т.д.

Структура и содержание диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мустафина, Лилия Фаатовна

Выводы, сделанные в результате сравнительного анализа состояния просвещения Поволжья и Приуралья позволяют предположить, что развитие просвещения татар в этих регионах имело свои типологические особенности:

1. Региону Приуралья как полинациональной среде характерна многочисленность национальностей при малочисленности каждой из них, их территориальная разбросанность и разобщенность. Это не позволяло в равной мере проводить просветительские мероприятия, затрудняло процесс национального просвещения (в частности татарского просвещения). Как следствие, школьная сеть развивалась медленнее, чем в Поволжье. Сложнее реализовывалась программа ликвидации безграмотности. Из-за недостатка специалистов во многих татарских школах преподавание шло на русском языке. Тогда как в Поволжье, особенно в Татарии, обучение велось на родном языке каждой национальности. Это приводило к тому, что национальный фон среды менялся, стирались национальные различия и это не способствовало развитию татарской национальной школы. Организация культурно-просветительных мероприятий в Приура-лье также находилось на более низком уровне (из-за нехватки средств, плохой организации и других как объективных, так и субъективных причин). В повышении уровня просвещения исключительную роль сыграли организованные в 20-х годах татаро-башкирские районы.

Регион Поволжья как полинациональная среда характеризуется компактностью проживания достаточно большой по численности той или иной национальности. Это положительно влияло на процессы развития просвещения не только татар, но и народов других национальностей (чувашей, мордвы и др.). Одинаковая языковая среда позволяла быстрее проводить в жизнь решения съездов, конференций; возрастало количество национальных школ, процесс ликвидации безграмотности также осуществлялся более успешно.

2. В Поволжье (в Татарии в особенности) развитие просвещения татар 1 проходило активнее, т.к. после создания Татарской АССР Казань стала координирующим центром, где были сконцентрированы национальные культурные j ценности, художественная интеллигенция, широко развита сеть типографий (издательств), которые печатали учебники, художественную литературу, выпускали газеты, журналы и т.д. В столице республики проходили национальные съезды, конференции. Перед Татарской республикой была поставлена задача оказывать помощь и поддержку в развитии просвещения и культуры татар, проживающих в различных регионах России. ТАССР обеспечивала Поволжье, Приуралье и другие более отдаленные регионы необходимой литературой, готовила национальные педагогические кадры. Различия в" произношении, в употреблении терминов, в орфографии, бытующие в различных регионах страны, затрудняли процесс обучения татарскому языку и литературе. Необходимо было унифицировать произношение и правописание. Опыт показал целесообразность перехода издательского дела в руки Таткнигоиздата, так как создание оригинальных учебников было невозможно без учета единых учебных планов и программ. Огромную роль в повышении уровня развития и состояния национальной культуры сыграли деятельность Наркомнаца РСФСР и Татнаркомпроса, которые занимались проблемами просвещения не только татар, но и других народов. Предпринимаемые усилия позволили увеличивать почти втрое количество учителей через каждые пять лет.

Достижения, полученные в Поволжье, активизировали позитивные процессы, происходящие в Приуралье. В районах Приуралья также велась работа по ликвидации безграмотности, расширялась сеть школ и других учебных заведений, развивалось типографское дело, но в силу территориальной отдаленности от г. Казани эти процессы протекали сложнее. Основной причиной этого являлась слабая связь с Татнаркомпросом, отсутствие в этом регионе национальных педагогических кадров, необходимой учебно-методической литературы и т.д. Подобная картина прослеживалась и в некоторых районах Поволжья. В отдельных регионах Урала местные власти уделяли недостаточно внимания проблемам национальных школ. Это свидетельствовало о недооценке развития национального просвещения, что впоследствии стало одной из причин недостаточного внимания к национальным школам и привело к исчезновению обучения татарских детей на родном языке.

3. Развитие промышленности на Урале вызвало огромную потребность в рабочей силе и квалифицированных кадрах. Среди переселенцев было немало татар. Для того времени они имели достаточно высокий уровень образования и культуры, что впоследствии сыграло положительную роль в развитии национальной культуры региона. Однако, разбросанность татарского населения по всему Уралу и сам процессмиграции объективно явились серьезным препятствием на пути повышения уровня национальной культуры среди татар.

В этом отношении коренной состав населения ТАССР, оказался в лучших условиях в плане сохранения и развития своих традиций (в частности развития просвещения) по сравнению с теми, кому пришлось мигрировать в другие регионы. Голод и разруха в Поволжье, а также искреннее желание участвовать в индустриализации страны не дают оснований оценивать миграцию населения как отрицательный фактор в развитии национального просвещения. Таким образом, миграция татарского населения явилась процессом, осложнившим развитие просвещения татарского народа, но была оправдана с точки зрения социально-экономической стратегии государства.

4. В регионах Поволжья и Приуралья социальный состав татарского населения был неоднороден, а следовательно, отличался неодинаковым уровнем культуры. Архивная статистика показывает, что в Поволжье (особенно в Татарии) татарская интеллигенция количественно и качественно превосходила татарскую национальную интеллигенцию в Приуралье. Поскольку Татарская республика являлась национальным культурным центром, здесь сосредоточено большое количество технической и художественной интеллигенции, и как следствие, динамичный рост количества высших учебных заведений, педтехни-кумов и других образовательных институтов.

5.С ростом и развитием национальных сети татарских школ связано становление и развитие профессионально-технических учебных заведений. В При-уралье этот процесс проходил активнее. Это было связано с тем, что в регионе 1 происходило интенсивное развитие промышленности и возникала актуальная потребность в создании широкой сети учебных заведений, особенно специальных (ФЗС - фабрично-заводские семилетки, ФЗУ - фабрично-заводские ученичества и т.д.). В Приуралье активней происходила урбанизация татарского населения. В Поволжье (в частности в Татарии), татарское население в основном сосредоточено на селе. Молодежь в основном обучалась в сельскохозяйственных учебных заведениях. Поэтому возрастало количество учебных заведений, связанных с работой на селе (например, ШКМ - школы крестьянской молодежи). Жизнь на селе более устойчива и менее подвержена модернизации, поэтому здесь сильное влияние оказывали народная педагогика и общий жизненный уклад.

Исследование не исчерпывает всех пробелов, связанных с татарским национальным просвещением. В нем обобщен и проанализирован материал, на основании которого можно будет вести дальнейшие исследования для эффективного и творческого использования опыта татарского национального просвещения.

155

Заключение

В диссертации исследованы проблемы развития просвещения народов Поволжья и Приуралья, изучены некоторые факты самой истории татарской школы после октябрьских перемен.

Процесс создания и развития татарского просвещения шел неравномерно и сопровождался осложнениями. Особую роль в просвещении татарского народа (равно как и других народов) сыграла деятельность Наркомнаца РСФСР, его местных органов и общественно-педагогических учреждений.

Просвещение татар Приуралья до Октябрьского переворота находилось в состоянии начинающегося возрождения национальной культуры вцелом (книгопечатание, рост новых типов учебных заведений и т.д.). Причем, татары Поволжья стояли на более высокой культурной ступени, по сравнению с теми татарами, которые проживали в Приуралье, т.к процент грамотности еще до октябрьских перемен был выше. Неравномерность распределения культурных сил, развития типографского дела и т.д., территориальная разбросанность татарского народа по многим регионам страны не позволяли организованно проводить культурно-просветительные мероприятия. Это отрицательно сказывалось на равномерности развития просвещения и культуры народа вцелом.

В результате действия объективных (разрухи, голода (1921 г.), эпидемий) и субъективных факторов (невнимания и недальновидности руководящих работников народного образования) уровень культурного образования татарского народа в Поволжье уже нельзя было назвать высоким. Основанные на рубеже XIX-XX вв. медресе и мектебэ были заменены школами, в которых преподавание велось в основном на русском языке. Особенно это коснулось тех регионов России, которые были территориально отдалены от Татарской республики. Начался распад национальных традиций в области просвещения татар. Реформы по замене арабского шрифта на латинский затянули и запутали процесс образования. Нововведения, неподкрепленные учебно-методическим комплексом, надолго отбросили татар от ядра базового образования. Одно за другим поколения теряли преемственность. Появилась острая необходимость в целой системе мер, направленных на возрождение татарской национальной школы.

Тем не менее, в первые же годы после 1917 года были определены концепция системы подготовки и содержание работы с национальными педагогическими кадрами для учебных заведений РСФСР.

Главной основой подготовки учительских кадров являлись педагогические отраслевые средние и высшие учебные заведения. Для срочного удовлетворения растущей потребности в учительских кадрах организовывались новые учебные заведения по линии Наркомпроса РСФСР, Татнаркомпроса, губернских, уездных отделов народного образования.

Курс, взятый на всемерное укрепление средних и высших педагогических учебных заведений, максимальное повышение научного и практического уровня их работы по подготовке педагогических кадров для татарских национальных школ, позже толчок к появлению новых форм обучения. Это и заочное обучение, и курсы повышения через Всесоюзные институты повышения квалификации кадров народного образования, и через Татарский институт усовершенствования учителей и местных отделов народного образования Поволжья и Приуралья, через Педагогическое общество Республики и татарскую педагогическую печать.

Усилиями всех этих звеньев количество учителей через каждые пять лет увеличивалось втрое.

Среди общественных педагогических учреждений выделялась Репертуарная комиссия при Академцентре, которая занималась вопросами организации библиотечного дела, музеев, архивов, краеведения, содержанием планов театров, обеспечением национальной литературой татарских вузов. Существовали Отдел социально-правовой защиты детей, которые нуждались в опеке и Отдел национальных меньшинств, который руководил культурно-просветительной работой малочисленных народов Республики. Отдел национальных меньшинств как непосредственный орган Татнаркомпроса вел подготовку работайков просвещения, проводил съезды, создавал культурно-просветительные учреждения, разрабатывал типовые учебные программы и т.д.

В подготовке национальных кадров определенную роль сыграли совпартшколы, выпускники которых направлялись создавать сеть общеобразовательных и профессионально-технических школ, курсы, театры и клубы.

Коллегия Наркомнаца выполняла роль посредника между Центральным аппаратом и местными органами просвещения. В ее обязанности входило выполнение решений по поднятию культурного уровня народов, проживающих на окраинах России.

Исключительное место в подготовке и переподготовке, повышении квалификации учителей в те годы занимало Педагогическое общество Татарии. Система и содержание работы Педагогического общества были построены на основе разработанной концепции свободного творческого развития личности, сотрудничества учителя и ученика на базе достижений отечественной науки и национальной педагогики. Педагогическое общество становится мощной педагогической организацией, охватившей тысячи научно-педагогических кадров (педагогов-практиков, методистов, ученых) Московского, Минского, Ленинградского и других университетов. Свою работу Педагогическое общество строило в соответствии с интересами Наркомпроса Татарии и различных 06-лОНО. Большую роль в организации деятельности сыграл его первый председатель языковед и методист татарского языка проф. М.Х.Курбангалиев (18731941 гг.). Педобщество оказывало большую помощь в разработке программ, пособий и т.д. для чувашских, марийских и других школ Республики. Оно имело огромное влияние на ход учебно-воспитательного процесса в школах Поволжья и Приуралья. Но в середине 30-х г г. деятельность Татарского Педобще-ства начинает постепенно угасать.

Формированию национальной школы в 20-30-е г г. способствовала татарская педагогическая печать.

Важным фактором в развитии системы функционирования татарских учебных заведений являлось обеспечение национальных школ необходимыми пособиями, учебниками и т.д.

Первые книги на татарском языке в послеоктябрьский период стали выпускаться Центральным мусульманским комиссариатом Наркомнаца РСФСР с января 1918 года. Одновременно на татарском языке книги издавались как в уездных, так и в крупных городах России. В 1922 году создается Восточное издательство, в 1924 году - Центральное издательство народов СССР, которое имело филиалы во многих городах (Свердловске, Оренбурге, Астрахани и др.). К январю 1921 года в Татарии насчитывается 28 полиграфических предприятий. Только на татарском языке издается 19 названий книг, а по детской литературе — 50 наименований.

Выросло и количество издаваемых журналов. Наибольшее популярность приобретает « Магариф». Появляются журналы «Просвещение на Урале» («Уралда магариф», Свердловск), «Народное просвещение» («Халык магариф», Астрахань) и др. Несмотря на свое недолгое существование, они сумели стать достойной трибуной учительства.

В историю педагогической прессы вошли детские журналы «Кечкенэ иптэшлэр» («Юные товарищи», Москва), «Октябрь баласы» («Дитя Октября», Москва), «Ялкын» («Пламя», Казань).

К началу 1932 года в Татарии в основном было осуществлено всеобщее начальное обучение. К 1934 году в школах 1-й ступени обучение велось на родном языке каждой национальности, проживающей в Татарии. В татарских и других национальных школах со второго года обучения преподавался русский язык, а с пятого года обучения в русских школах преподавался татарский язык. В целях ускоренного овладения неродным языком проводятся объединения школ различных национальностей со строгим сохранением преподавания на родном языке.

Архивные и другие документы показывают, что по сравнению с 1920 годом в 1930 году расходы на народное образование увеличиваются в 2,5-3 раза. Позитивные сдвиги в области просвещения татар особенно заметны были на Нижней Волге. Так, в 1930-1931 учебном году на родном языке обучалось 92,2% детей.

Историческое развитие национальных школ показало неоценимую роль русского языка в деле повышения образовательного уровня детей-татар. Преподавание было построено таким образом, что наряду с восточной культурой был использован богатейший опыт русской и европейской культуры. Это дало возможность приобщиться татарской интеллигенции к мировой культуре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мустафина, Лилия Фаатовна, 2001 год

1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительная мысль. - Казань: Таткнигоиз-дат, 1976.- 319 с.

2. Александров Д.А Казанская школа-коммуна и её воспитанники. Казань: Таткнигоиздат, 1973.- 208 с.

3. Архив ИЯЛИ ф.10, оп.2, ех.ЗО, л.4-5.

4. Ахмадйев Т.Х. Башкирия в Союзе СССР//Статистический сборник. Уфа. 1972,-215 с.

5. Ахмеров З.С. Из истории борьбы за светскую школу в Татарской АССР //Советская педагогика.-1961.- №12.- С.112-114.

6. Бакеев С. Очерки по истории развития школьного образования среди татар Горьковской области (1917-1969 г г.).- Казань: Тат Госиздат, 1941.- 243 с.

7. Башкирия за 50 лет. Статистический сборник (Сост. Белялов Г.Б.).- Уфа, 1969.-295 с.

8. Биргер Л.И. Введение всеобщего начального обучения на Средней Волге/Леченые записки.- Куйбышев, Вып. 51.- 117-121 с.

9. Богданов А. Характеристика национальной грамотности главнейших народов СССР//Просвещение национальностей. 1930. № 4-5.- С.82-85.

10. Ю.Богданович Я. Вопросы преподавания русского языка в тат. школах и школах нацменьшинств//Магариф.-1927.-№2.- С. 17-18.

11. Н.Бройдо Г. Наша национальная политика и очередные задачи Наркомнаца // Жизнь национальностей: Материалы конференции. М., Кн.2, февраль 1927.-С.5-7.

12. Брук С.И., Набузан В.М. Миграция населения в России в XVIII начале XX века (численность, структура, география)//История СССР.- 1984.- № 4.- С.58-69.

13. З.Воробьев Н.И. Фукс К.Ф. первый исследователь казанских татар// ВНОТ.-1927.-№6.- С.28-30.

14. Газизов Р. Синтаксис русского языка для татарских школ. Казань: Тат-книгиздат, 1926.-173 с.

15. Гайнанов Р. Журналисткая деятельность М.Джалиля//Совет мэктэбе.- 1966,-№ 2.-С.14-17.

16. ГАОО ф.1, оп.1, д.5, л.160.

17. ГАОО ф.45, оп.1,ед.хр. 241, л.2-5.

18. ГАОО ф.88, оп.5, д.5, л.1.

19. ГАОО ф.186, оп.1, д.52, л.27-29.

20. ГАОО ф.186, оп.1, д.52, л.44. 21 .ГАОО ф.264,оп. 1, д. 110, л.З.

21. ГАОО ф.422, оп.1, ед.хр.210. л.2.

22. ГАОО ф.450, оп.1, ед.хр.248, л.4.

23. ГАОО ф.450, оп.1, ед. хр. 248, л.5.

24. ГАОО ф.450,оп.1, ед. хр.248, л.8.

25. ГАОО ф.450, оп.1,.ед.хр.248, л. 12.

26. ГАОО ф.450, оп.1, ед. хр. 248, л. 13.

27. ГАОО ф.450, on. 1, ед.хр. 1, д.994, л.7.

28. ГАОО ф.450, on. 1, ед.хр.996, л.42-43.

29. ГАОО ф.450,оп.1, ед.хр.996, л.25.

30. ГАОО ф.453, оп.1, д.52, л.763-764.

31. ГАОО ф.512, оп.1, д.398, л.221.

32. ГАОО ф.1235, оп.121, д.61, л.2.

33. Горохов В.И. Казанский татарский педтехникум им.К.Насыри ко дню 10-летия Татарстана//Лед агогия хэбэрлеге.-1930.-№5-6.-С.27-29.

34. Джалиль М. Сочинения в 4-х томах. М.: Просвещение, 1976, т.4.- 343с.

35. Жизнь национальностей: Материалы конференций. -М., Кн. 1 январь 1923. -241с.

36. Жизнь национальностей: Материалы конференций. —М., Кн.2, февраль 1927.- 282с.

37. Илларионов И.И. Национальные меньшинства. Самара: Средне-Волжский Центриздат, 1931.- 320с.

38. Ибрагимов Г. Сочинения в 8 томах. Казань: Татарское книжное издательство, 1973, т.5.- 279с.

39. Известия (Орган ВЦИК).- 1918.-№27. 30 июня.

40. Известия (Орган ВЦИК).- 1924.-№152.- 22 января.

41. Известия ЦИК и ВЦИК//Сборник документов -М., 1932.- 355с.

42. Каримуллин А.Г. Татарская книга XX в. -Казань:Тат.Книж.издательство, 1974.- 214 с.

43. Коммунар (Орган Оренбургского губкома РКП (б) и губисполкома Советов).- 1924.-№23.- 4 февраля.

44. Крупская Н.К. В поисках новых путей//Сборник статей. М.: Работник просвещения, 1924.- 296с.

45. Крупская Н.К. Политико-просветительская работа// Сборник статей (19201923 г г.).- М.: Работник просвещения, 1924.- 281с.

46. Курбатов Т.Я. Из истории педагогического образования татар в дореволюционной России.- Казань: Тат.книж. издательство, 1972.-310 с.

47. Кулыурная революция в Татарии (1917-1937г г.). Документы и материалы (Отв. ред. М.К.Мухарямов).-Казань: Таткнигоиздат, 1986.- 480 с.

48. Культурное строительство в СССР//Статистический сборник.- M.-JL, 1940.375 с.

49. Магариф (Просвещение).-1921.- № 1-2.- 115с.

50. Магариф (Просвещение).-1921.- № 7-8.- 121с.

51. Магариф эшчесе (Работник просвещения).- 1920.-№ 1.-.134с.

52. Магариф эшчесе (Работник просвещения).-1930.- № 5-6.- 127с.

53. Магариф эшчесе (Работник просвещения).- 1930. № 7-8.- 130с.

54. Махмутов М.И. Размышления о судьбах национальной школы// Народное образование. 1989.- № 7,- С.55-57.

55. Махмутова А.Х. Становление советского образования у татар. -Казань:Таткнигоиздат, 1982.-227 с.

56. Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья. Казань: изд-во Каз. универ-та, 1979.- 314 с.

57. Мищенко Ф.Г. О задачах педагогического общества при Казанском университете. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1901.- 183с.

58. Мустафин Ф.И. Муса Джадиль педагог. - Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1986.199 с.

59. Надеев И.С. К вопросу организации массового изучения учебной книги// Просвещение национальностей. 1931.- № 3.- С.86-89.

60. Народное образование в СССР//Сборник документов за 1917-1973.- М.: Просвещение. 1973.- №1- 245с.

61. ПАОО ф. 1, on. 1, д.51, л.46.

62. ПАОО ф.1, оп.1, д.214, л.37.

63. ПАОО ф.1, оп.1, д.214, л.40.

64. ПАОО ф.208, оп.208,ед.хр.610, л.22.

65. Полиграфия Татарской АССР за 10 лет//Сборник документов. Казань: Тат-книгиздат, 1930.- 208с.

66. Правда.- 23 мая 1918.-№100.

67. Просвещение на Урале. 1929.- № 7-8.- 141с.

68. Просвещение на Урале. 1930.- № 3-4.- 127с.

69. Просвещение национальностей. 1929.-№1.- 128с.

70. Просвещение национальностей. 1930.- №7-8.- 131с.

71. Просвещение национальностей. 1930.-№ 9-10.-126с.

72. Просвещение национальностей. 1932.-№1- 129с.

73. Просвещение национальностей. 1932.- № 2-3.- 132с.

74. Просвещение Сибири.-1927.- № 3.- 131с.81 .Петь лет Центриздата//Сборник документов.-М.гЦентриздат, 1929.- 324с.

75. Резолюция по вопросу подготовки работников в области культурного и хозяйственного строительства среди национальных меньшинств на Ура-ле//Просвещение на Урале.-1929.-№7.-С.7-11.

76. Саид-Галиев Татарская автономная республика//Жизнь национальностей -1922.-№1.-С.37-40.

77. Сборник декретов и постановлений Рабоче-Крестьянского правительства по народному образованию .- М.: Изд-во Наркомпроса, 1919.- Вып. 1.-156с.

78. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства СССР.- 1930.-№30.- 258с.

79. Скачков И. Всеобуч ликбез среди национальных меньшинств составная часть социального наступления//Просвещение национальностей.-1931 .-№2.-С.27-31.

80. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства СССР//Сборник документов. 1930.- № 39.- 258с.

81. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1922г.//Сборник документов.-М.:Центриздат.-1923.- №45.- 205с.

82. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1923 г.//Сборник документов.-М.:Центриздат.-1924.- № 48.- 214с.

83. Советкин Ф. Новые программы и активный метод работы в нац. Шко-ле//Просвещение национальностей.-1932.- №2.- С.15-16.

84. Советкин Ф. По-новому строить национальный политехнический учеб-ник//Просвещение национальностей.- 1932.- № 4.-С.30-31.

85. Социальное строительство Башкирии за 15 лет//Зкономикочпэтистический справочник.-М, 1934.- 283с. ' ■ *

86. Татар педагогия жэмгыяте хэбэрлеге (Вестник татарского педобщества) при программно-методическом секторе Татнаркомпроса.- 1929.- № 3.-162с.

87. Татар педагогия жэмгыяте хэбэрлеге (Вестник татарского педобщества) при программно-методическом секторе Татнаркомпроса,- 1930.- № 4.- 157с.

88. Татар педагогия жэмгияте хэбэрлеге (Вестник татарского педобщества) при программно-методическом секторе Татнаркомпроса.- 1930.- № 5-6.-153с.

89. Труды и протоколы//Сборник Педобщества.- Казань: Типолитография Императорского университета.- 1913.-Вып.3.-Т.2.- 151с.

90. Труды и протоколы//Сборник Педобщества.- Казань: Типолитография Императорского университета.- 1914.- Вып.4.-Т.2.-144с.

91. Труды и протоколы//Сборник Педобщества.- Казань: Типолитография Императорского университета.- 1915.-Вып. 1.-Т. 3,- 170с.

92. Уралда мэгариф (Просвещение на Урале).- Свердловск, 1929.- № 7.- 123с.

93. Уралда мэгариф (Просвещение на Урале).- Свердловск, 1930.- № 5.-135с.

94. Уралда магариф (Просвещение на Урале).- Свердловск, 1930.- № 1.- 137с.

95. Устав Педобщества, состоящего при Императорском Казанском Университете.- Казань: Типолитография Императорского университета, 1901.- 178с.

96. Хайрутдинов Р.Г. На путях к автономной советской Казани. -Казань: Тат.книж.издательство, 1972.- 232с.

97. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань: Тат.книж.издательство, 1967,- 223 с.

98. Хасанов М. Галимжан Ибрагимов.- Казань: Таткнигоиздат, 1986.- 283с.

99. ЦГА БАССР ф.797, оп.1, д.14, л.21.

100. ЦГА БАССР ф.801, оп.1, д.151, л.28-33.

101. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф. Казанского учебного округа, д.58, л. 15.

102. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.15,оп.36,ед.хр.12,л. 141-143.

103. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.15, оп.36,ед.хр.17, л.193.

104. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф. 121, on. 1 ,ед. хр. 1844, л.89.

105. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед.хр.17,л.11-18.

106. ЦГА ТАССР (НАРТ) ф.128, д.74,л.2-11.

107. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, д.87, л. 152.

108. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 118, л.25-27.

109. ЦГА ТАССР (НАРТ) ф.128, оп.1, ед.хр. 119,л.53.

110. ЦГА ТАССР (НАРТ) ф.128, оп.1, ед.хр. 119,л.88.

111. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 223, л. 12-16.

112. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 223, л.29.

113. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 252, л.3-5.

114. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 363, л.24.

115. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 386, л.305. Отчет о деятельности

116. Наркомпроса ТАССР, т.2, апрель 1923.

117. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 386, л.424.

118. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 386, л.434.4 125. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 504, л.11.й у 126. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед.хр.504, л.455.

119. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 1143, л.17.

120. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 1143, л.75.

121. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1,ед. хр. 1155, л.20-22.

122. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, ед. хр. 1391, л.4-10.

123. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.128, оп.1, д.2120, л.110.

124. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.271, оп.1, д.6, л.11.

125. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф. 273, оп.1, д 42, л.2-4.» 134. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.273, оп.1, д.42, л.41.

126. Г i а j 135. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.373, оп.4, д.42, л.2-4.

127. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.700, д.11, л.18-19.

128. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.868, д.114, л.195-197.

129. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.868, д.173, л.22.j 139. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.858, д.541, л.98.

130. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.868, д.557, л.6.

131. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.1282, оп.1, ед. хр. 119, л.186-189.

132. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.1282, оп.1, ед. хр. 119,л.191.

133. ЦГА ТАССР (НАРТ) ф.3128, оп.1, ед. хр. 1155, л.20-22.

134. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3612, оп.1, ед. хр. 8, л. 12.

135. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3612, оп.1,ед. хр. 8, л.18.

136. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 8, л.9.

137. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, on. 1, ед.хр. 8, л. 18.

138. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, on. 1,ед.хр. 78, л.З.

139. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, on. 1, ед.хр.72, л.24.

140. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед.хр.72, л.ЗЗ.

141. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 203, л.7.

142. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 203, л.20.

143. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 224, л.80.

144. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, on. 1, ед. хр. 464, л.47.

145. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 464, л.60.

146. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, on. 1, ед.хр.504, л.455.

147. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 573, л.24-25.

148. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 573, л.40.

149. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 693, л.1.

150. ЦГА ТАССР (НАРТ) ф.3682, оп.1, ед.хр.748, л.1.

151. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 1141, л.З.

152. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 1141, л.69.

153. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 1141, л.92

154. ЦГА ТАССР (НАРТ) ф.3682, оп.1, ед.хр. 1141, л.123. «165. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед. хр. 1771, л.230.

155. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед.хр.2058, л.7.

156. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед.хр.2807, л.10.

157. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.1, ед.хр.2807, л.22-23.

158. ЦГА ТАССР (НА РТ)ф.3682, оп.1, ед. хр.2807, л.41-42.

159. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.3682, оп.4, д. 31, л.61.

160. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.4822, оп.11, д.5, л.56-57.

161. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.5852, on. I, ед.хр.334, л. 7-9.

162. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.5852, on. I, ед.хр.334, л. 38.

163. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.6066, on. 1, д.395, л. 6.

164. ЦГА ТАССР (НА РТ) ф.6066, on. 1, д.448, л. 29.

165. ЦГАОО ф.1235, оп.121, д.61, л.2

166. ЦГАОР ф. 1318, on. 1, д.99, л.44.

167. ЦГАОР ф. 1318 оп.1, д. 112, л.44.

168. ЦГАОР ф.5677, оп.2, д.З, л. 10.

169. ЦГАОР и СС ф.1235, оп.1, д.20, л.ЗЗ.

170. ЦГАОР и СС ф.1235, оп.123, д.134, л.26.

171. Юрень И. Национальный вопрос на Урале.- М.:Госиздат, 1930.- 248

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.