Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Гирина, Дарья Сергеевна

  • Гирина, Дарья Сергеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 478
Гирина, Дарья Сергеевна. Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 478 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гирина, Дарья Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

1.1.Зарубежный опыт применения информационных технологи в образовании.

1.2.0сновные тенденции информатизации Российского образования.

1.3.Художественная обработка материалов, художественное конструирование (проектирование, дизайн) и информационные технологии в технологическом образовании.

1.4.Художественное проектирование и метод проектов в технологическом образовании.

1.5.Методика использования информационных технологий в художественной обработке материалов и проектировании в технологическом образовании: анализ передового опыта отечественных специалистов.

1.3.Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1.Общая методика обучения компьютерному проектированию художественных изделий.

2.1.1.Методика использования современного программного обеспечения на поисково-исследовательском этапе выполнения проекта.

2.1.2.Методика применения компьютерных технологий на этапе художественно-конструкторского поиска в учебном проектировании.

2.1.3. Методика использования компьютерных технологий на стадии разработки эскизного проекта.

2.1.4. Методика применения компьютерных технологий на этапе разработки про-ектно-конструкторской документации.

2.1.5.Дидактические принципы обучения компьютерному проектированию художественных изделий.

2.1.6. Методы, целесообразные при обучении компьютерному проектированию художественных изделий.

2.2.0рганизационно-содержательная модель формирования знаний и умений в области компьютерного проектирования художественных изделий и программы «Художественная обработка металлов и основы компьютерного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства», «Трехмерное моделирование изделий декоративно-прикладного искусства».

2.3.Специальная методика обучения компьютерному проектированию художественных изделий из металла на основе использования средств трехмерной компьютерной графики. 149 2.4.Экологические и психофизиологические аспекты использования информационных технологий в обучении компьютерному проектированию художественных изделий.

2.5.Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ГНА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ)

3.1.Экспериментальная работа по проверке целесообразности разработанной программы и эффективности предлагаемой методики.

3.1.1.Констатирующий этап эксперимента.

3.1.2.Поисковый этап исследования.

3.1.3. Обучающий этап эксперимента.

3.2.Статистическая обработка экспериментальных данных.

3.3.Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства»

Вторая половина XX - начало XXI века - является переломной эпохой в развитии человеческого общества. Рубежи веков не раз были связаны с глобальными изменениями в специфике философского понимания окружающей действительности; такова была эпоха реформации, просвещения, индустриализации и т. п. Современный этап называют информационным, иногда, согласно Элвину Тоффлеру, «третьей волной» [211, с.12], и характеризуется он, прежде всего, глубоким переосмыслением природы человеческого знания, законов функционирования человеческого общества, места индивидуума в системе человеческой цивилизации. «Третья волна» характеризуется постоянно нарастающими темпами использования интеллектуальных технологий в производственной, научной, образовательной сферах, то есть всесторонней информатизацией человеческого общества. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является продуцирование, сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.

Информатизация образования - массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых. Информатизация образования является совокупностью содержательных, организационных и методических мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы обучение, воспитание, управление, дополнительное образование и др.) информационных средств, информационных технологий и информационной культуры [182, с.148].

Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Этот процесс связан, во-первых, с совершенствованием механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей; во-вторых, с совершенствованием методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, процесс информатизации образования связан с созданием методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-четвёртых, с созданием и использованием компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых. Информатизация образования выражается, прежде всего, во внедрении в образовательные учреждения персональных компьютеров (ПК), а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

В соответствии с этими изменениями важнейшей задачей школы стало формирование информационной культуры учащихся - формирование умений получать, хранить и оперировать информацией, умений использовать современные информационные технологии в различных сферах профессиональной деятельности. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технологии становятся своего рода "продолжениями" человека в современном мире, гарантом его успеха. Поэтому в задачи высшей школы входит подготовка квалифицированных педагогических кадров, которые могут на практике решать задачи информатизации в каждой образовательной области. При этом важно понимать, что компьютеризация и информатизация вуза, в частности педагогического, должна реализовываться не только как повышение качества технических средств обучения (ТСО) и развитие методов их использования, но и как формирование принципиально новой методологии, нового типа знаний, осваиваемого в новой информационной среде. Как и всегда стоит задача подготовки всесторонне развитых специалистов, способных вести самостоятельную творческую деятельность в той или иной сфере науки, техники, культуры, ему необходим широкий кругозор, любознательность, упорство, постоянное стремление к самосовершенствованию, «способность аналитически видеть и слышать» [9, с. 328].

В России проблема информатизации образования актуальна достаточно давно. В СССР термин "информатизация образования" в середине 80-х гг. употреблялся в узком смысле. В 1988 группой учёных под руководством А.П. Ершова была разработана первая отечественная концепция информатизации образования - «формирование компьютерной грамотности как элемента общеобразовательной подготовки человека; обучение профессиональному использованию новых информационных технологий (НИТ); развитие содержания и методов обучения на основе ПИТ; использование НИТ в качестве орудий труда; досуговое применение ЭВМ; использование ЭВМ в управлении образованием» [235, с. 118]. С 90-х гг. стала преобладать концепция, отражавшая более общее понимание информатизации образования, её связь с информатизацией общества, к основным направлениям стали относить: массовое освоение НИТ; проведение исследований по их педагогическому внедрению и т.д. Развитие высоких технологий Президент В.В. Путин назвал стратегической задачей России, призванной способствовать диверсификации и модернизации ее экономики. Глава государства призвал повышать долю информационных технологий в ВВП страны и устранять неравенство между регионами в развитии этой сферы [201]. В выступлении на заседании президиума Государственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации» 16 февраля 2006 года В.В. Путин подчеркнул, что, что рост отрасли информационных технологий должен повлечь за собой развитие фундаментальной науки, а также целого ряда прикладных исследований в смежных отраслях. В рамках процесса модернизации российской системы образования в последние годы принимаются меры по улучшению материально-технической базы учебных заведений (запланировано, что к 2008 г. все школы будут подключены к Интернету), оптимизации методов обучения, а также повышению профессионального уровня преподавательского состава. Постоянное пополнение объема знаний в области информационных технологий становятся необходимым фактором адекватности сложившимся условиям жизни и бизнес-деятельности.

В составе содержательного направления информатизации образования сейчас выделяют следующие наиболее важные задачи:

• формирование в обществе новой информационной культуры;

• подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества, владеющих новыми информационными технологиями;

• фундаментализация образования за счет большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики [91].

В постановлении правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. N 89, подписанным М. Фрадковым [137], «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» указано, что должна оказываться государственная поддержка учреждениям высшего профессионального образования, внедряющим инновационные образовательные программы.

Согласно Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования изучение информационных технологий в общеобразовательной школе может происходить на занятиях по информатике и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) и на занятиях по технологии [218]. Изучение основ работы с ПК происходит на уроках информатики. Технологическое образование позволяет познакомиться с прикладным использованием информационных технологий в разных сферах человеческой жизни, в том числе в области дизайна, декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, что открывает широкие возможности для развития личности учащегося, его интеллектуальных и творческих способностей. Во многих разделах подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства присутствуют требования, связанные с изучением классических способов художественной обработки материалов, элементов дизайна и информационных технологий. Задачи эстетического воспитания и овладения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности ставит перед собой изобразительное искусство. Но именно в ходе получения технологического образования имеется уникальная возможность познакомиться с практическим применением информационных технологий в самых разных сферах человеческой жизни, в том числе в области дизайна и художественного творчества при создании изделий декоративно-прикладного искусства. Каждый раздел технологии требует индивидуального подхода в научно-педагогическом осмыслении проблемы информатизации, прежде всего с точки зрения реформации системы знаний, с точки зрения содержания образования и методики преподавания. В высокой степени это касается разделов, связанных с творческой деятельностью и эстетическим воспитанием. В обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии входит раздел, посвященный созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов. Данный раздел предусматривает изготовление учащимися «изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов». Другой раздел - «Черчение и графика» должен формировать умения выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием различных средств компьютерной поддержки. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии также регламентируют изучение декоративно-прикладного искусства (в том числе художественной обработки металла и дерева) и информационных технологий (в том числе компьютерной графики). Общеизвестным является пожелание, чтобы модули программы имели компьютерную поддержку - возможность для учащихся выполнять соответствующие части проектно-практической деятельности, используя современные информационные инструменты. Работа над созданием изделий декоративно-прикладного искусства предполагает использование знаний из области художественного проектирования (художественного конструирования).

В государственном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 050502 (технология и предпринимательство) 2005 г. [71, 72, 73] среди требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника указаны наименования дисциплин и их основные разделы. В частности, раздел «Информатика» подразумевает изучение понятия информации, общей характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов и пр. По разделу «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» предусмотрено изучение методик обработки древесины, металлов, обработки тканей, методики кулинарии, художественной обработки материалов, а так же методика использования информационных технологий на уроках технологии и методика руководства проектной деятельностью учащихся. В ГОС ВПО также предусмотрено изучение особенностей использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Выделено направление изучения методических аспектов использования информационных и коммуникационных технологии в школе. По разделу «Графика» предусмотрено получение общих сведений о графическом дизайне и компьютерной графике [73, с. 132]. В разделе «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества» изучается понятие творческой деятельности, виды творческой деятельности, этапы решения творческих задач, проектная деятельность школьников и др. Рассматривается понятие о дизайне как профессиональной деятельности на стыке искусства и инженерного проектирования, основы эргономики, моделирование и конструирование, основы цветоведения и композиции в дизайне, потребительские показатели качества промышленных изделий, влияние на формообразование изделий стилей и моды. В данный раздел также входит изучение художественного моделирования изделий и использование информационных технологий при проектировании и моделировании изделий. Декоративно-прикладное искусство рассматривается как часть национальной художественной культуры, изучаются виды и жанры декоративно-прикладного искусства. Применительно к декоративно-прикладному творчеству рассматриваются основы художественного изображения, соотношение функций и декора в изделиях, изучаются основы художественного конструирования, взаимовлияние функции, формы (в том числе закономерности формообразования) и материала при создании художественных изделий прикладного назначения. Среди требований к уровню подготовки выпускника по специальности 050502 в области учебно-воспитательной деятельности указано такое требование как использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения технологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий.

В данном контексте необходимо конкретизировать некоторые ключевые для данного исследования понятия.

Проектирование (в педагогике) - это создание проектов новых учебных планов, лабораторий и студий, новых образовательных программ [241]. Художественное проектирование (художественное конструирование, дизайн-процесс здесь являются понятиями-синонимами) - процесс конкретного решения проектной задачи с применением категориального аппарата дизайна: анализа объекта, разработки концепций, вычленения конкретных целей, проведения операций проектирования (в данном случае имеется в виду моделирования, макетирования и пр.), разработки проектной документации [122, с. 211]. «Художественное конструирование может быть рассмотрено как специфическая система закономерностей (принципов) формообразования и как последовательно развивающийся творческий акт в процессе проектирования. Проектирование, таким образом, может быть представлено в виде системы понятий и принципов, закладывающих основу профессионального проектного мышления, а также системы проектных действий, предписываемых существующими методиками художественного конструирования» [27, с. 49]. Художественное конструирование (дизайн) - вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами [189, с. 20]. Дизайн (от англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование [189, с. 20]. Таким образом, наиболее общим понятием является проектирование. Дизайн - это вид проектировочной деятельности, при этом проектирование серийной продукции в промышленности чаще всего носит название художественное конструирование; художественное проектирование в свою очередь не обязательно связно с промышленным производством, но всегда опирается на методику художественного конструирования.

В данном исследовании дизайн, художественное проектирование и художественное конструирование рассматриваются как понятия-синонимы, ввиду того, что в контексте технологического образования не изучается создание промышленного дизайна, поэтому строгая дифференциация понятий дизайн, художественное проектирование и художественное конструирование не является оправданной. Профессиональное проектирование и учебное проектирование имеют ряд серьезных отличий: источник формулировки технического задания (заказчик - автор проекта), специфика разработки технической документации (узкая специализация при выполнении различных этапов проектирования - выполнение всего цикла операций по разработке автором или авторами проекта), требования стандартизации к проектной документации (обязательно соблюдение ГОСТов и других нормативных документов - соблюдение только того минимума аспектов стандартизации, который необходим при выполнении единичного учебного проекта), специфика конечного результата (комплекс проектной документации при частом отсутствии опытного образца вследствие повышения материальных затрат - выполненное в материале изделие, на создание которого и направлена проектная деятельность), специфика производства, изготовления (производство серийной продукции на промышленном оборудовании - преимущественно ручные способы изготовления или использование учебного оборудования) и пр. Так как в настоящее время персональный компьютер играет решающую роль в организации профессионального дизайна, предлагается ввести понятие учебного компьютерного проектирования художественных изделий (КПХИ) как вида проектной деятельности, направленного на формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды и основанного на использовании современных информационных технологий (ИТ). В контексте технологического образования КПХИ можно рассматривать как элемент проектной деятельности в рамках традиционного для данной образовательной области проектного метода и как фактор формирования проектной культуры учащихся. Согласно Ю.Л. Хотунцеву [225, с.218] под проектом в технологии понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя оставление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Проектная культура в технологической подготовке обучающихся - это знания, умения и готовность к самостоятельной деятельности по выполнению проекта. Таким образом, существует определенная взаимосвязь и важные различия между компьютерным проектированием и созданием проектов в технологическом образовании. Учебное КПХИ не подразумевает выполнения всего комплекса операций по проектированию, принятого в технологическом образовании; КПХИ в большей степени связанно с методологией дизайна, под которой понимается специализированная, внутренне дифференцированная область знаний с присущими ей законами, понятийным каркасом, научными методами и пр., описывающую закономерности художественного проектирования объектов предметного мира. Методология (от греч. methodos - метод и logos - учение) - в широком смысле учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [189, 20]. При этом учебное КПХИ обязательно должно включать методологию дизайна докомпьютерной эпохи, методологию современного компьютерного дизайна, элементы искусствоведения и истории искусств, декоративно-прикладное искусство, материальные технологии (технологии художественной обработки материалов).

Среди современных исследователей в области технологического образования, чьи работы посвящены использованию ИТ в технологическом образовании нужно назвать Богатырева А.Н., Богуславского А.А., Некрасову Г.Н., Павлову А.А., Симоненко В.Д., Хотунцева Ю.Л., Каймина В.А., Крысинскую Е.М., Лейбова A.M., Мочалова Г.А., Ставрову О.Б., Соловьеву И.Б.и др.

На схеме 1 показана общая структура введенного нами термина «учебное компьютерное проектирование художественных изделий». и й о * X я 1 о. и 2 о is ж Е К ш £ « й н 3 к

Е И [ с ч

18 - 1 6 « ц Н — о я * s о о SC 5? 2 ^ 5 g в S ! К я

Mr

§ о § я к £ 111 & в £

§ s и § as

П а

I I се о в о Ч о. с Лю а X о к sa & so" и 1 5 S s I в и *

0 в s

1 h 5 X О р г» а о н «ю

Учебное компьютерное проектирование художественных изделий

Метод проектов в технологическом образовании

Схема 1. Общая структура термина «учебное компьютерное проектирование художественных изделий»

В современном мире персональный компьютер является основным инструментом дизайнера, главным связующим звеном между проектом и производством. По сравнению, например, с 70-80 гг. прошлого столетия, специфика организации и осуществления дизайнерской деятельности характеризуется увеличением доли работы на компьютере по отношению к ручному труду (выполненные вручную красками и тушью авторские эскизы, плакаты, сборочные чертежи, технический рисунок, макеты, презентационные планшеты, и т.п.). Еще в 1979 году А. А. Белов, один из авторов известного учебного пособия «Художественного проектирование» (под. ред. Б.В, Нешумова, Е.Д. Щедрина, для пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд») писал, что художественное проектирование - это деятельность, которая «не ограничивается традиционным чертежным способом проектирования, «экспериментированием» на чертежах. Передовыми для 1979 года являлись методы, сокращающие сроки проектных разработок и одновременно повышающие их качество и эффективность. В числе подобных методов А.А. Белов приводит использование различных «вычислительных и рисовальных автоматизированных машин, снабженных устройствами ввода и вывода графической информации» [134, с. 102]. В настоящее время тенденция ускорения творческого и производственного процессов относительно сложности ставящихся задач, выполняемых в максимально сжатые сроки, характеризует все современные (2007-8 гг.) методы проектирования. Успех решения таких задач современного дизайна преимущественно обусловлен коренным изменением специфики художественного проектирования, опирающейся на использование информационных технологий. Известные специалисты в области дизайна В.Ф. Рунге и В.В. Сеньковский пишут о развитии дизайна в последние десятилетия XX века: «компьютерный дизайн переходит из сферы прикладного состояния, обслуживающего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования в самостоятельный вид творчества.» [176, с.13]. Таким образом, компьютерный дизайн является самостоятельной частью классического дизайна, более того в настоящее время в профессиональной среде понятие «дизайн» подразумевает именно компьютерную интерпретацию, так как подавляющее большинство проектировочных и конструкторских работ сейчас выполняется на компьютере.

Итак, в соответствии с реальным состоянием современного производства, науки и культуры, в образовательной области «Технология» при изучении в ряде разделов теоретических основ художественного проектирования (художественного конструирования, дизайна) и решении практических конструкторских задач необходимо опираться на использование компьютерных технологий. Основным средством, оптимально позволяющим решить задачи учебного компьютерного проектирования, является персональный компьютер, с использованием возможностей современной компьютерной графики и методики профессионального компьютерного дизайна. В тоже время процесс формирования современной проектной и информационной культуры в технологическом образовании, связанный с компьютерной поддержкой проектирования творческих изделий, является недостаточно разработанным, как с точки зрения содержания образования, так и с точки зрения методики преподавания; отсутствует достаточная подготовка педагогических кадров, что связано с отсутствием в обязательном минимуме содержания высшего образования единой системы обучения художественно-проектной (дизайнерской) деятельности, основанной на современных тенденциях производства, отвечающей требованиям глобальной информатизации образования. Олег Генисаретский, заместитель директора Института человека РАН, пишет, что проектная культура - это «высший уровень сферы дизайна, надстраивающийся над текущим проектным процессом преобразования и/или воссоздания среды. это надуровень проектного процесса. совершенствование системы художественно-конструкторских работ, развитие методологии дизайн-программирования и науки о дизайне. приблизили к необходимости обратить внимание на достигнутое состояние проектной культуры, на ее методологические проблемы и социально-культурные перспективы» [35, с. 6]. Отечественное образование в области компьютерного дизайна сильно отстало от уровня развитых стран, академическая школа современного дизайна, основанного на передовых компьютерных технологиях, в нашей стране отсутствует. Хотя проблема модернизации системы преподавания дизайнерских дисциплин выходит далеко за рамки образовательной области «Технология», данное исследование предполагает частично разрешить эту проблему, применительно к ряду разделов ООТ и в первую очередь в области художественной обработке материалов.

Согласно введенной терминологии, основным нормативным документам и означенной выше проблематике нами была создана аналитическая схема 2, демонстрирующая сквозную значимость настоящего исследования для ряда разделов подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

Анализ государственных стандартов основного общего образования и высшего профессионального образования

Федеральный компонент стандарта основного общего образования по технологии

ГОС ВПО по специальности 050 502

Разделы обязательного минимума соержания основной образовательной программы по технологии

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов проектирование полезных изделий из конструкционных материалов

Графика изготовление и графическое отображение изделий с использованием чертежных инструментов и средств компьютерной поддержки выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов и средств компьютерной поддержки

Разделы обязательного минимума соержания основной образовательной программы подготовки выпускника федеральный компонент) W

Информатика общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технологические и программные средства реализации информационных процессов

Теория и методика обучения технологии и п ред п р и н и м ател ьств v методика использования информационных технологий па уроках технологии обучение обработке материалов метод и ка ооучения художественной обработке материалов Q

Черчение и графика общие сведения о графическом дизайне и компьютерной графике

Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества этапы понятие о дизайне как решения профессиональной дея-творче- тельности па стыке ских искусства и задач инженерного проектирования использова- * ние ИТ при | s проектировав с нии и моде- . ej лнровании изделий основы художественного конструирования

Создание творческих работ, изделий, проектов, изучение закономерностей творческой и проектной деятельности, прикладное использование компьютерных технологий, привлечение знаний из области графики для решения прикладных задач

МЙ W

Противоречие между требованием информатизации технологического образования и недостаточной разработанностью методики использования ИКТ в ряде разделов

Разработка методики учебного компьютерного проектирования как составляющей части методики преподавания по указанным разделам и как методики преподавания возможной самостоятельной дисциплины в составе федерального компонента) О - увеличивает эффективность обучения по указанным разделам Q - поднимает уровень и качество технологическогообразования

Результат: наукоемкая практико-оринтированная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства, отвечающая запросам современного обества

Схема 3. Анализ государственных стандартов основного общего образования и высшего профессионального образования

В последние годы в содержании обучения школьников технологии четко обозначились две тенденции: увеличение доли учебного времени, отводимого на художественную обработку материалов (ХОМ), изготовление изделий декоративно-прикладного искусства (ДЛИ), применение ИТ, в том числе в творче-ско-проектной деятельности. В то же время среди учителей немногие готовы к эффективному и целесообразному применению компьютера для обучения школьников ХОМ. Большинство педагогов использует компьютер для решения вспомогательных задач (создание и размножение на бумажных носителях дидактических материалов, технологических карт, контрольных заданий, создание презентаций в Microsoft Office PowerPoint, создание баз данных иллюстративной и текстовой информации и пр.), а не для творческого развития школьников, не для повышения эффективности работы над художественными проектами и не для демонстрации школьникам современных видов дизайна в рамках знакомства с миром профессий. Это объясняется как отсутствием у учителей технологии соответствующей подготовки, так и отсутствием необходимых учебно-методических материалов. Таким образом, можно говорить о несоответствии между потребностью учителей в знаниях и умениях в области применения компьютера в художественной обработке материалов и отсутствием соответствующей подготовки на факультетах технологии и предпринимательства (ФТиП) и, следовательно, о противоречии между высокими требованиями к уровню подготовки выпускников, продиктованными задачами информатизации российского образования, и недостаточным уровнем исследования вопроса компьютерного проектирования художественных изделий в контексте подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства (ТиП), в частности по дисциплинам ГОС В ПО «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» (ОПД.Ф.04), «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества» (ДПП.Ф.07), «Графика» (ДПП.Ф.05). Таким образом, актуальность исследования на тему «Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства» можно сформулировать как вопрос - какой должна быть методика обучения будущих учителей технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий, чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества.

Объектом исследования является процесс обучения в контексте дисциплин «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству», «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества».

Предмет исследования — методика обучения студентов факультетов технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий.

Целью исследования является научное обоснование и разработка методики обучения студентов факультетов технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий.

Гипотезой исследования является предположение о том, что обучение студентов факультетов технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- содержание обучения 1) должно соответствовать уровню современного компьютерного дизайна и быть связанным с содержательной методологией классического художественного проектирования и профессионального компьютерного дизайна; 2) должно включать подразделы, связанные с изучением материальных технологий художественной обработки различных материалов (металла, древесины, стекла, керамики, текстиля, природных материалов и пр.) и элементов искусствоведения в виде сведений об основных стилистических направлениях, школах, представляющих изобразительные возможности изучаемой технологии обработки; 3) должно соответствовать материальным возможностям школы и вуза.

- методика обучения 1) должна отвечать требованиям личностно-ориентированного обучения; 2) должна опираться на широкое использование поисково-проблемных методов и методов самоуправления учебной деятельностью; 3) должна быть направлена на формирование познавательного интереса и творческой активности студентов.

На основании сформулированных проблемы, объекта, предмета исследования и выдвинутой гипотезы определены задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы обучения студентов факультетов технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий в теории и педагогической практике.

2. Обосновать критерии отбора содержания и разработать содержание обучения компьютерному проектированию художественных изделий.

3. Разработать общую методику обучения студентов компьютерному проектированию художественных изделий (включающую все направления художественной обработки материалов).

4. Разработать организационно-содержательную модель обучения (модель формирования ЗУН) компьютерному проектированию художественных изделий (на примере художественной обработки металла).

5. Разработать программы обучения компьютерному проектированию художественных изделий, создать необходимое дидактическое обеспечение.

6. Разработать специальную методику компьютерного проектирования художественных изделий для художественной обработки металла.

7. Провести опытно-экспериментальную проверку разработанной методики.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются философские представления о сущности информационного общества (Вернадский В.И., Капица С.П., Костельс М., Тоффлер Э., Турен А., Хобермас И. и др.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года), нормативные документы и постановления правительства РФ, общие педагогические принципы дидактики (Архангельский С. И., Ба-банский Ю.К., Беспалько В.П., Вербицкий А.А., Краевский В.В., Лернер И.Я., Матюшкин A.M., Скаткин М.Н., Сластенин В.А., Тхоржевский Д.А. и др.), научные работы в области теории и методики технологического образования (Атутов П.Р., Богатырев А.Н., Жучков В.М., Павлова А.А., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. и др.), научные труды, ориентированные на практику применения информационных технологий в образовании (Беспалько В.П., Глушков

B.М., Машбиц Е.И., Роберт И.В., Селевко Г.К. и др.), в частности в технологическом образовании (Богатырев А.Н., Богуславский А.А., Крысинская Е.М., Мочалов Г.А., Некрасова Г.Н., Ставрова О.Б., Соловьёва И.Б., Хотунцев Ю.Л. и др.), в области художественной обработки материалов, научные работы в области обучения дизайну (Аристова У.В., Бандуристый Ф.Ф., Воронов Н. В., Ко-вешникова Е.Н., Ковешников А.И., Минервин Г.Б., Нешумов Б.В., Сомов Ю.С., Сидоренко В.Ф., Холмянский Л.М, Щедрин Е.Д. и пр.) и использования прикладного программного обеспечения в современном компьютерном дизайне (Мак-Клелланд Д., Мердок. К., Ратнер П., Ли К., Дронов В. А., Д., Пономаренко

C. И. и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) Аналитические - анализ философской, научной, психолого-педагогической литературы и периодических изданий, образовательных и научно-популярных ресурсов Internet, анализ материалов тематических выставок, научно-практических конференций, семинаров и круглых столов в области технологического образования и современного компьютерного дизайна, анализ и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта применения информационных технологий в образовании. 2) Метод моделирования (создание организационно-содержательной модели обучения компьютерному проектированию художественных изделий). 3) Опытно-экспериментальные методы - проведение устных опросов, анкетирования, тестирования, педагогический эксперимент, обобщение личного педагогического опыта и опыта работы в области профессионального компьютерного дизайна.

Научная новизна исследования:

1. Обоснована целесообразность включения в содержание методической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства компьютерного проектирования художественных изделий.

2. Обоснованы критерии отбора содержания обучения студентов компьютерному проектированию художественных изделий (взаимосвязь с классическим художественным проектированием и современным компьютерным дизайном, с материальными технологиями, историей искусств и элементами искусствоведения).

3. Разработана общая методика обучения студентов компьютерному проектированию художественных изделий (отобрано дидактически обоснованное программное обеспечение процесса компьютерного проектирования художественных изделий для этапов предпроектного исследования, художественно-конструкторского поиска, разработки эскизного проекта и подготовки необходимой конструкторской документации, предложена последовательность действий на каждом этапе с применением соответствующего программного обеспечения, конкретизирована последовательность операций при решении типовых задач, отобраны методы, которые целесообразно использовать при обучении студентов компьютерному проектированию художественных изделий).

4. Разработана организационно-содержательная модель формирования знаний и умений в области компьютерного проектирования художественных изделий, включающая цель, этапы, уровни и критерии сформированности знаний и умений.

5. Разработана специальная методика обучения компьютерному проектированию художественных изделий в области художественной обработки металла (углубленно рассмотрена методика применения программного обеспечения для осуществления процесса компьютерного проектирования на этапах художественно-конструкторского поиска, разработки эскизного проекта, предложена последовательность действий на каждом этапе и конкретизирована последовательность операций при компьютерном проектировании изделий с применением различных техник обработки металла).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

1. Показана целесообразность включения обучения компьютерному проектированию художественных изделий в содержание подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

2. Обоснованы критерии отбора содержания обучения будущих учителей технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий.

3. Предложена организационно-содержательная модель формирования знаний и умений в области компьютерного проектирования художественных изделий.

Практическая значимость результатов исследования:

1. Разработаны учебные программы спецкурсов «Художественная обработка металлов и основы компьютерного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства» и «Трехмерное моделирование изделий декоративно-прикладного искусства» (основная программа и программа-сопровождение).

2. Разработан комплект дидактических материалов для обучения студентов компьютерному проектированию художественных изделий из металла, включающий: пошаговую иллюстрированную методику работы по созданию компьютерных проектов, систему творческих учебных заданий для студентов, позволяющую реализовать личностно ориентированный подход к обучению, комплект тестовых заданий и критерии оценки для проверки уровня сформированное™ знаний и умений, банк иллюстративной информации для лекционной части программ.

3. Разработано тематическое планирования проведения спецкурсов, разработано содержание лекционных и практических занятий, сформулированы рекомендации по проведению занятий для преподавателей.

Применение созданных в ходе исследования дидактических и методических материалов позволяет организовать мотивированное обучение студентов компьютерному проектированию художественных изделий из металла.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компьютерное проектирование художественных изделий целесообразно включить в содержание подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства.

2. Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будет эффективным, если содержание обучения 1) будет соответствовать уровню современного компьютерного дизайна; 2) будет связано с содержательной методологией классического художественного проектирования и профессионального компьютерного дизайна; 3) будет включать подразделы, связанные с изучением материальных технологий художественной обработки различных материалов, истории искусств и элементов искусствоведения; 4) будет соответствовать материальным возможностям школы и вуза и т.п.

3. Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будет эффективным, если методика обучения 1) будет отвечать требованиям личностно-ориентированного обучения; 2) будет опираться на использование поисково-проблемных методов и методов самоуправления учебной деятельностью; 3) будет направлена на формирование познавательного интереса и творческой активности студентов.

Апробация результатов исследования производилась на различных этапах исследовательской работы в ходе выступлений, обсуждений, при участии в выставках, в научных конференциях и круглых столах: на международных конференциях по технологическому образованию: «Технологическое образование школьников в начале XXI века» (13-15 декабря 2005 года, Брянск), на XII Международной конференции по технологическому образованию школьников «Проблемы технологического образования в школе и ВУЗе» (Москва, 2006), на Всероссийских научно-практических конференциях: «Технологическое образование подрастающего поколения: современные подходы» (15-17 ноября 2004 г., Ульяновск), «Технологическая подготовка в школе и вузе в условиях модернизации образования» (2005 г., Стерлитамак), «Технологическое образование в школе и вузе» (30-31 января 2006 года, Москва), на Всероссийских выставках научно-технического творчества молодежи (НТТМ): 7-10 июля 2004 г. и 29 ию-ня-3 июля 2005 г. В 2005 году автор награжден дипломом «За новаторский подход в создании проекта и демонстрацию его на выставке НТТМ-2005» и медалью «За успехи в научно-техническом творчестве», на Всероссийских форумах «Образовательная среда-2004» 29 сентября - 2 октября 2004 г., 26-30 сентября 2006 г., Москва, ВВЦ. В 2006 г. автор награжден нагрудным знаком «Участник ВВЦ», на научных семинарах аспирантов ХГФ, ФТиП и заседаниях кафедры ДЛИ МПГУ и кафедры ОТД МПГУ (2004-2007 гг.), на конференции по итогам научно-исследовательской работы МПГУ: ХГФ, секция декоративно-прикладного искусства (4 марта, 2004 года); на «Второй научно-практической конференции молодых учителей и студентов по итогам учебно-исследовательской работы в области технологического образования» (18 марта 2004 г., Москва), на городских семинарах учителей технологии и мастер-классе городского семинара учителей технологии «День учителя технологии» (22 марта 2006 года) - секция «Интеграция материальных и ИТ», на Рождественских чтениях 2005-2006 гг. (секция «Русская культура в образовательной области «Технология»»): (25 января 2005 г., 2 февраля 2006 г.), на круглых столах «Проблемы преподавания ОО «Технология» и практические пути их решения» (октябрь, 2003 г., 15 октября 2004 г.), Москва, ХГФ МПГУ, на городских конкурсах «Московская мастерица» (16 ноября 2005 года, Москва), 14 сентября 2006 года, г. Москва, где экспонировались учебные работы студентов ФТиП в области художественной обработки металла в номинации: «Художественный сувенир».

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 9 приложений. Общий объем работы: 477 стр. Диссертация состоит из двух томов. Объем первого тома -216 стр., объем второго тома - 261 стр. Основной текст работы составляет 216 стр. Работа включает 7 таблиц, 6 графиков, 7 диаграмм, 3 схемы, 183 рисунка. Список литературы составляет 255 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Гирина, Дарья Сергеевна

3.3. Выводы по третьей главе

Для проверки гипотезы данного диссертационного исследования нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов (констатирующий, поисковый и обучающий этапы).

В результате констатирующего эксперимента нами был выявлен абсолютный приоритет использования компьютерной техники как основного инструментального средства в профессиональной дизайнерской деятельности; была выявлена целесообразность модернизации содержания и методики обучения по дисциплинам ГОС ВПО «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» (ОПД.Ф.04), «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества» (ДПП.Ф.07), «Графика» (ДПП.Ф.05). Эти результаты позволили сделать заключение об имеющейся потребности в разработке новых педагогических технологий, связанных с компьютерным проектированием художественных изделий, при подготовке квалифицированных педагогических кадров нового поколения.

Целью поискового этапа эксперимента являлся отбор педагогических технологий, приемлемых для преподавания КПХИ из различных материалов. Были сформулированы основные задачи: определить содержание обучения в области КПХИ при подготовке студентов ФТиП, определить эффективные методы обучения; апробировать всё программное обеспечение, которое предполагается задействовать в ходе обучающего эксперимента, сформулировать методические рекомендации по использованию каждой программы, уточнить содержание программ «Художественная обработка металлов и основы компьютерного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства»; «Трехмерное моделирование изделий декоративно-прикладного искусства». В ходе поискового эксперимента было выявлено, что при обучении КПХИ необходимо сочетать методологию традиционного художественного проектирования и современного компьютерного дизайна; занятия учебным проектированием должны ориентироваться на выполнение художественного изделия в материале. На каждом этапе компьютерного проектирования приемлемы определенные программные средства и соответствующая методика работы. В результате поискового эксперимента: 1) отобраны и протестированы программные средства, целесообразные для осуществления учебной деятельностью по компьютерному проектированию (Microsoft Office, пакет Adobe Design Premium CS3, Corel DRAW Graphics Suite X3, Corel Painter, пакет Autodesk и др.), созданы демонстрационные образцы и разработана общая методика обучения КПХИ; 2) предложена организационно-содержательная модель формирования ЗУН по КПХИ из металла; 3) разработаны критерии и показатели сформированности ЗУН по КПХИ из металла; 4) сформировано лекционно-практическое содержание программы «Художественная обработка металлов и основы компьютерного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства»; 5) отобраны общепедагогические методы и разработана специальная методика, рекомендованная для преподавания КПХИ из металла.

На обучающем этапе эксперимента проводилась апробация разработанной методики и модели формирования ЗУН с целью проверки их эффективности. Из общего числа участвующих в эксперименте студентов (194 человека) 90 человек было включено в контрольную группу (КГ) и 104 в экспериментальную (ЭГ). Распределение учащихся на контрольную и экспериментальную группы производилось случайным образом, что позволило предположить некоторую исходную однородность групп по признаку интеллектуальных и творческих способностей их членов. Контрольная и экспериментальная группы обучалась по одному и тому же плану, но в экспериментальной группе широко применялись компьютерные технологии при проектировании учебных заданий, а в контрольной группе использование компьютерных технологий не являлось обязательным, предпочтительным было использование традиционных графических техник.

Для проверки эффективности обучения перед проведением обучающего эксперимента и после его завершения была проведена сравнительная оценка теоретических знаний учащихся в КГ и ЭГ на основании выполнения трех видов комплексных тестов: тестирование №1 было посвящено техникам и технологии художественной обработке металла, тестирование №2 - основным положениям теории художественного проектирования, тестирование № 3 было ориентировано на проверку теоретических знаний в области компьютерного дизайна. Тестирование оценивалось следующим образом: по одному баллу за каждый правильный ответ. Результаты предварительного тестирования свидетельствовали о приблизительно равном уровне знаний студентов в обеих группах.

Итоговое тестирование, проведенное в конце семестра, свидетельствовало о возросшем уровне знаний студентов, как в КГ, так и в ЭГ, но поскольку в ЭГ широко применялся компьютер для демонстрации дидактического материала, выполнения практических упражнений по компьютерному проектированию и проектных материалов индивидуальных творческих проектов - уровень теоретических знаний ЭГ оказался более высоким. Для контроля и сравнения практических знаний и умений студентам были предложены темы проектов. Оценка творческих работ производилась на основе разработанных критериев и показателей оценки, дифференцированных в соответствии превалирующими в изделии техниками художественной обработки. Оценка творческих работ по разработанным критериям (критерии композиции, формообразования, эргономичности, декорировки, компьютерной грамотности выполнения элементов проектной документации, степени соответствия проектных материалов выполненному изделию и пр.) были суммированы с результатами тестирования. Педагогический эксперимент показал возросший уровень знаний и умений студентов, особенно в экспериментальной группе. Для проверки достоверности результаты эксперимента были подвергнуты частичной статистической обработке, которая подтвердила достоверность гипотезы исследования, что позволило нам заключить, что разработанная в данном исследовании методика обучения КПХИ более эффективна, чем обучение на основе традиционных педагогических технологий.

Заключение

Информатизация является магистральным направлением модернизации Российского образования. Важнейшей задачей школы стало формирование информационной культуры учащихся, а в задачи высшей школы входит подготовка квалифицированных педагогических кадров, которые могут на практике решать задачи информатизации в каждой образовательной области.

Рассмотренные в первой главе нормативные документы и аспекты информатизации Российского образования подтвердили значимость данного диссертационного исследования в контексте общей модернизации образовательной сферы и развития технологического образования, так как существует несоответствие между потребностью учителей в знаниях и умениях в области применения компьютера в художественной обработке материалов и отсутствием соответствующей подготовки на факультетах технологии и предпринимательства и, следовательно, противоречие между высокими требованиями к уровню подготовки выпускников, продиктованными задачами информатизации российского образования, и недостаточным уровнем исследования вопроса компьютерного проектирования художественных изделий в контексте подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, в частности по дисциплинам ГОС ВПО «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» (ОПД.Ф.04), «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества» (ДПП.Ф.07), «Графика» (ДПП.Ф.05). Недостаточная подготовка Российских педагогических кадров в области компьютерного проектирования художественных изделий связана с отсутствием в системе высшего технологического образования содержания и методики художественно-проектной деятельности, основанной на использовании компьютерных технологий и современных тенденциях производства. Методика использования компьютерных технологий в проектировании изделий в рамках художественной обработки материалов, в частности в металлообработке, является новым и неразработанным направлением.

Обучение компьютерному дизайну должно быть системным и последовательным и руководствоваться основными положениями дидактики. В главе 2 «Методика компьютерного проектирования художественных изделий при подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства» рассмотрены: общая методика обучения КПХИ, организационно-содержательная модель формирования знаний и умений в области КПХИ, учебно-методическое обеспечение модели (программы спецкурсов, комплект дидактических материалов, методика и пр.).

Общая методика обучения КПХИ подразумевает методику применения дидактически обоснованного программного обеспечения на основных этапах КПХИ (на поисково-исследовательском этапе выполнения проекта, на этапе художественно-конструкторского поиска, на стадии разработки эскизного проекта, на этапе разработки проектно-конструкторской документации) вне зависимости от вида изучаемых материальных технологий, так как обобщает все направления ХОМ. В составе общей методики конкретизирована последовательность операций при решении типовых задач, отобраны методы, которые целесообразно использовать при обучении студентов КПХИ.

Модель формирования знаний и умений включает цель, этапы, уровни и критерии сформированности знаний и умений. Для характеристики сформированности знаний и умений в области КПХИ у студентов были выявлены 3 уровня: низкий, средний и высокий, каждому из которых присвоено определенное количество баллов.

В ходе исследования были разработаны программы спецкурсов «Художественная обработка металлов и основы компьютерного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства» и «Трехмерное моделирование изделий декоративно-прикладного искусства», которая является программой сопровождения для основной программы - «Художественная обработка металлов.» - и может быть реализована при наличии резервных учебных часов или в составе параллельного спецкурса.

В соответствии с целями и задачами программ, моделью формирования знаний и умений в области КПХИ, а также общей методикой и на основе теоретических заключений первой главы были обоснованы и разработаны основные критерии отбора содержания обучения КПХИ из металла: 1) опора на содержательную методологию классического художественного проектирования и профессионального компьютерного дизайна (согласно фундаментальным педагогическим принципам научности, фундаментальности и прикладной направленности, продуктивности и надежности обучения); 2) наличие подразделов, связанных с изучением материальных технологий художественной обработки материалов металла; 3) включение элементов истории искусств и искусствоведения в виде необходимых сведений об основных эпохах в истории художественной обработки металла, крупнейших стилистических направлениях, школах, авторах, представляющих изобразительные возможности изучаемой технологии и др. В соответствии с данными критериями было разработано содержание лекционно-практического курса к основной экспериментальной программе.

При использовании опыта разработки общей методики КПХИ была создана специальная методика обучения КПХИ из металла, включающая методические рекомендации по обучению компьютерному проектированию художественных изделий из металла на основе использования средств трехмерной компьютерной графики, где углубленно рассмотрено применение программного обеспечения на этапах художественно-конструкторского поиска, разработки эскизного проекта, предложена последовательность действий на каждом этапе и конкретизирована последовательность операций при компьютерном проектировании изделий с применением различных техник обработки металла. Мы сочли целесообразным строить обучение студентов так, чтобы подготовить их к руководетву проектной деятельностью школьников, поскольку проектный метод является ведущим методом преподавания технологии в школе.

Широкое распространение компьютерной техники в современном обществе выявило ряд проблем, связанных с психологическими, педагогическими, биолого-медицинскими, экологическими аспектами работы с компьютером. Чтобы грамотно и эффективно организовать работу по созданию компьютерных проектов художественных изделий, были изучены экологические аспекты использования компьютерной техники, специфика психофизиологического воздействия компьютера на пользователя, в частности, на студента и на школьника. Подготовленный материал рекомендуется нами как часть теоретического содержания обучения студентов компьютерному проектированию.

Для проверки гипотезы данного диссертационного исследования нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов (констатирующий, поисковый и обучающий этапы). На обучающем этапе эксперимента проводилась апробация разработанной методики и модели формирования ЗУН с целью проверки их эффективности. Из общего числа участвующих в эксперименте студентов (194 человека) 90 человек было включено в контрольную группу (КГ) и 104 в экспериментальную (ЭГ). Распределение учащихся на контрольную и экспериментальную группы производилось случайным образом, что позволило предположить некоторую исходную однородность групп по признаку интеллектуальных и творческих способностей их членов. Контрольная и экспериментальная группы обучалась по одному и тому же плану, но в экспериментальной группе широко применялись компьютерные технологии при проектировании учебных заданий, а в контрольной группе использование компьютерных технологий не являлось обязательным, предпочтительным было использование традиционных графических техник.

Педагогический эксперимент показал возросший уровень знаний и умений студентов, особенно в экспериментальной группе.

Для проверки достоверности результаты эксперимента были подвергнуты частичной статистической обработке, которая подтвердила достоверность гипотезы исследования, что позволило нам заключить, что разработанная в данном исследовании методика обучения КПХИ более эффективна, чем обучение на основе традиционных педагогических технологий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гирина, Дарья Сергеевна, 2007 год

1. Гирина, Д.С. Совершенствование методики нренодавания нроектирования изделий декоративно-прикладного искусства при исиользоваиии комньютериых технологий в системе подготовки будущих учителей технологии и преднрииимательства [Текст] Д.С. Гирина Наука и школа. 2007, —№3. 26-27. 0,3

2. Гирина, Д.С. Художественная обработка металла и компьютерное проектирование на факультете технологии и предпринимательства МПГУ [Текст] Д.С. Гирина Материалы XII Международной конференции по технологическому образованию школьников «Проблемы технологического образования в школе и ВУЗе», М.: МИОО. 2006. С 309-311,0,3 П.Л.

3. Гирина, Д.С. Моделирование изделий декоративно-прикладного искусства в программе 3D Studio Мах [Текст] Д.С. Гирина школа и производство. 2005. J4. —С.45-56, 1,2п.л.

4. Гирина, Д.С. Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов) [Текст] Д.С. Гирина Школа и производство. 2006. №5. 6676,1,2п.л.

5. Гирина, Д.С. Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов, продолжение) [Текст] Д.С. Гирина Школа и производство. 2006. №6.-С.71-79,1п.л.

6. Гирина, Д.С. Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов, продолжение) [Текст] I Д.С. Гирина Школа и производство. 2006. №7. —С. 43-48,0,6 П.Л.

7. Гирина, Д.С. Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов, продолжение) [Текст] Д.С. Гирина Школа и производство. 2006. Го8. —С.48-55,0,9п.л. 26 Н.Л.

8. Гирина, Д.С, Компьютер в проектной деятельности (художественная обработка материалов, окончание) [Текст] Д.С. Гирина Школа и производство. 2007. .№4. 60-67, 0,7 П.Л.

9. Сергеева, Д. Г. (авторский псевдоним Гирина Д.С.) Художественная обработка металла на ФТиП МПГУ [Текст] Д.С. Гирина, Д.О, Цапин Школа и производство. 2006. №8. 44-47, 0,4 п.л., (авторских 90%).

10. Гирина, Д.С. Электрохимические способы обработки металла [Текст] Д.С. Гирина, Д.О. Цапин Школа и производство. 2004. №4. 30-37, 0,9 п.л. (авторских 85%).

11. Гирина, Д.С. Поздравительная открытка ко дню победы [Текст] Д.С. Гирина Школа и производство. 2005. №3. 28-39, 1,3 п.л.

12. Гирина, Д.С. Компьютерное моделирование декоративно-прикладных изделий непрямоугольной формы [Текст] Д.С. Гирина Школа и производство. 2005. №.7. 28-36, О, 9 п.л.

13. Гирина, Д.С. Моделирование одежды на компьютере [Текст] Д.С. Гирина Школа и производство. 2006. №1. 56-62, 0,7 п.л.

14. Гирина, Д.С. Моделирование одежды на компьютере [Текст] Д.С. Гирина Школа и производство. 2006. №2. 56-63, 0,8 п.л.

15. Гирина, Д.С. Моделирование одежды на компьютере [Текст] Д.С. Гирина Школа и производство. 2006. N23. 54-62, 1 п.л.

16. Гирина, Д.С. Художественная обработка металлов. Электрохимические способы [Текст] Д.С. Гирина, Д.О. Цапин Инструментальный мир. 2005. Х21/8. 30-32, 0,4 П.Л., (авторских 85%).

17. Гирина, Д.С. Гальванопластика [Текст] Д.С. Гирина, Д.О. Цапин Инструментальный мир. 2005. №2/9. 20-21,0,3 п.л., (авторских 85%).

18. Гирина, Д.С. Электрохимическое травление [Текст] Д.С. Гирина, Д.О. Цапин Инструментальный мир. 2005. №3/10. 18-19, 0,2 п.л., (авторских 95%).

19. Гирина, Д. НТТМ-2005: Молодым везде у нас дорога [Текст] Д.С. Гирина, Д.О. Цапин Инструментальный мир. 2005. №3/10. С 36, 0,3 п.л., (авторских

20. Гирина, Д.С. XIX Вознесенский праздник кузнецов [Текст] Д.С. Гирина, Д.О. Цапин //Инструментальный мир. 2005. №4/10. 32-33, 0,3 п.л., (авторских

21. Гирина, Д. Особенности обучения школьников художественной обработке металлов на примере электрохимического гравирования [Текст] Д.С. Гирина Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. Серия: гуманитарные науки. Сборник статей, М.: Прометей. 2005. 760-765,0,3 п.л.

22. Гирина, Д. Оптимизация обучения студентов ХГФ проектированию орнаментального декора на занятиях по художественной обработке металла [Текст] Д.С. Гирина Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета, серия: естественные науки. Сборник статей, М.: Прометей. 2005. 618-621,0,1 П.Л.

23. Гирина, Д. Использование программы 3DS Мах на занятиях по созданию изделий из конструкционных материалов [Текст] Д.С. Гирина Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. Серия: естественные науки. Сборник статей, М.: Прометей. 2005. 616-618,0,2 п.л.

24. Гирина, Д. Использование средств компьютерной графики при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства [Текст] Д.С. Гирина Технологическая подготовка в школе и вузе в условиях модернизации образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов: Стерлитамак: Типография Стерлитамакской государственной педагогической академии. 2005. 177-179, 0,1 П.Л.

25. Гирина, Д.С. Факультативный курс «Электрохимическая обработка металлов» для школьников старших классов (факультативный курс для школьников старших классов)» [Текст] Д.С. Гирина, Д.О. Цапин Материалы докладов и сообщений Вто- 27

26. Гирина, Д.С. Использование программы 3DS Мах на занятиях по созданию изделий из конструкционных материалов [Текст] Д.С, Гирина Технологическое образование подрастающего поколения: современные подходы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 15-17 ноября 2004 года, Ульяновск: «Симбирская книга». 2005, С, 25-27, 0,2 п.л.

27. Гирина, Д.С. Проблема декора при изготовлении изделий декоративноприкладного назначения из металла цекст] Д.С. Гирина Технологическое образование подрастающего поколения: современные подходы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 15-17 ноября 2004 года. -Ульяновск: «Симбирская книга». 2005. 138-140, 0,2 п.л,

28. Гирина, Д.С, Компьютерное проектирование изделий на занятиях по художественной обработке материалов [Текст] Д.С. Гирина Технологическое образование щкольников в начале лХ1 века: Материалы XI Международной конференции по технологическому образованию щкольников, (13-15 декабря 2005 года). Брянск: РИО БГУ. 2005. С, 151-154, 0,2 П.Л.

29. Гирина, Д.С, Использование компьютерного моделирования в бисероплетении [Текст] Д,С, Гирина, Е,В, Садакова Технологическое образование школьников в начале XXI века: Материалы XI Международной конференции по технологическому образованию щкольников, (13-15 декабря 2005 года), Брянск: РИО БГУ, 2005, 154-155,0,2 п,л„ (авторских 70%).

30. Гирина, Д, С, Научно-педагогическое обоснование принципов преподавания художественного проектирования с использованием компьютерных технологий [Текст] Д,С, Гирина Технологическое образование в школе и ВУЗе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции МИГУ (30-31 января 2006 года), К 25-летию Факультета технологии и предпринимательства МИГУ. М,: Апарт, 2006.-С, 307-314,0,4 п,л,

31. Гирина, Д, С, Методика использования возможностей 3D STUDIO МАХ для моделирования формы (формообразования) художественных изделий на основе тел вращения [Текст] Д,С, Гирина //Технологическое образование в школе и ВУЗе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции МПГУ (30-31 января 2006 года), К 25-летию Факультета технологии и предпринимательства МПГУ, М.: Апарт, 2006, С, 314-318, 0,3 п.л.

32. Гирина, Д.С, Факультативный курс «Электрохимическая обработка металлов» в системе дополнительного образования» [Текст] Д.С, Гирина, Д.О. Цапин Образовательная среда сегодня и завтра: Тезисы докладов Всероссийской научнопрактической конференции, (29 сентября 2 окрября 2004 г,), М.: Рособразование, 2004. С, 213-214, 0,1 п,л„ (авторских 65%).

33. Награжде- на медалью «За успехи в научно-техническом творчестве» и дипломом «За новатор- 28 34. Художественное проектированне изделнй декоратнвно-прнкладного искусства и информационные технологии в технологическом образовании 1.

35. Развитие содержания профессионального образования, повышение его качества в неразрывной связи с наукой;

36. Научно-образовательные инновации;

37. Технология обработки конструкционных материалов.

38. Элементы машиноведения.

39. Культура дома (например, Photoshop прически).

40. Технологии обработки ткани выкройки, базы данных.

41. Технологии обработки пищевых продуктов базы данных.

42. Электронные технологии (электротехника, радиоэлектроника, автоматика, робототехника, цифровая электроника), в т.ч. в начальной школе.

43. Информационные технологии, в т. ч. в начальной школе.

44. Художественная обработка материалов.

45. Основы предпринимательства.

46. Домашняя экономика.

47. Области общественного производства и профессиональное самоопределение.

48. Производство и окружающая среда.

49. Компьютерное делопроизводство как часть информационных технологий.

50. Техническое творчество.

51. Метод проектов, в т. ч. в начальной школе. На страницах научно-методического журнала «Школа и производство» неоднократно публиковались статьи известного специалиста в области внедрения ИТ в ООТ д.п.н. Г.Н. Некрасовой (Вятский ГНУ), в частности, в публикации «Уроки технологии с использованием компьютера» [131], раскрыты основные направления использования компьютера в школьном технологическом образовании. Г.Н. Некрасова выделяет шесть основных направлений: 58

52. Возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога компьютеры можно объединить в локальную сеть, то в режиме диалога могут быть использованы различные организационные формы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная).

53. Возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне использование компьютера позволяет намного полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов),

54. Возможность моделирования объектов на основе динамики изобра- жения и высокой степени наглядности (используя моделирующие возможности информационных систем, школьники могут не только выбрать заинтересовавшую их самоделку из большого числа представленных образцов, но изготовить ее в желаемом масштабе и оформить по своему усмотрению, проявив при этом творческие способности),

55. Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия вре- мени (использование на занятиях по технологии компьютера позволяет увеличить опыт работы с конструкционным материалом, так как облегчает выполнение технических рисунков, расчетов, технологической документации).

56. Доступ к большому объему информации, представленному в занима- тельном виде за счет средств мультимедиа.

57. Ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды, причем вне зависимости от того, возникли ли они сами собой, в ходе исторического роста среды, или были встроены в нее согласно воле проектировщиков. Это и образы, наблюдаемые в среде, и образы, замышляемые и как-то документируемые проектировщиками. Важна их принципиальная средовая отнесенность, принадлежность среде. Это экологическая составляющая проектной культуры.

58. Творческие концепции, являющиеся содержанием

59. Мыслимые, чувствуемые, осязаемые ценности данной проектной культуры и достижимые в ней ценностные состояния творческого сознания/воли, 69

60. Изучить объекты проектирования и исходные данные, выполнить чертежи внешней формы. Изучить внутреннее устройство.

61. Построить перспективный рисунок с учетом воздушной перспективы, отштриховать форму минимальными средствами (свет, тень, полутень, рефлекс) (подготовительный рисунок).

62. Выполнить перспективное изображение в цвете с описанием (наименование, назначение, область применения, принцип работы, технические характеристики; чистовой характер изображения и шрифтовой графики, тщательная проработка композиции листа).

63. Начать творческое проектирование: сделать зарисовки в разных ракурсах объекта проектирования, осуществить поиск объемного решения формы, исходя только из знания функции и внешней формы объекта.

64. Сделать рентген-схему. На основе перспективного рисунка необходимо выполнить графически законченный лист (в черно-белой графике) объекта с внутренним устройством (представить корпус прозрачным), указать основные узлы и детали внутреннего устройства и их наименование.

65. Провести информационный поиск. Используя все доступные информационные возможности (справочники, каталоги, проспекты и др.), найти аналоги объекта, в том числе косвенные. Нарисовать, сфотографировать, сделать копии и выполнить лист «Аналогии» (допускается коллаж) с указанием справочной информации.

66. Выполнить взрыв-схему. На основе рентген-схемы выполнить графический черно-белый лист с объектом, вынося основные узлы по линиям (осям) сборки с указанием наименований деталей.

67. Провести образное проектирование. Используя образное мышление, выполнить зарисовки объекта с поиском особого индивидуального стиля (образа). 72

68. Ниже изложены основы общей методики компьютерного проектирования художественных изделий на каждом этапе проектирования. 2.

69. Предпроектное исследование завершается составлением перечня научно обоснованных требований к изделию и его основных проектных характеристик, выявленных в результате предпроектного исследования. 2.1.

70. Методика иримеиения компьютерных технологий на этапе художественно-конструкторского поиска в учебном проектировании Содержанием

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.