Онтологические и гносеологические основания эсхатологических представлений в процессе философского осмысления истории тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Акулова, Ирина Сергеевна

  • Акулова, Ирина Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 146
Акулова, Ирина Сергеевна. Онтологические и гносеологические основания эсхатологических представлений в процессе философского осмысления истории: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Магнитогорск. 2008. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Акулова, Ирина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.С.

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В ПРОЦЕССЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.С.

§ 1.1. Исторические донаучные формы эсхатологических воззрений: мифологическая и религиозная картины мира.С.

§ 1.2. Эсхатологические мотивы в философии античности и средневековья.С.

§ 1.3. Эсхатологические представления в новой и новейшей философии .С.

ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ.С.

§ 2.1. Онтологические основания идеи «конечности истории».С.

§ 2.2. Гносеологические основания концепта «конец истории».С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологические и гносеологические основания эсхатологических представлений в процессе философского осмысления истории»

Актуальность темы исследования.

Тема настоящего диссертационного исследования обозначена как «Онтологические и гносеологические основания эсхатологических представлений в процессе философского осмысления истории». Актуальность этой темы во многом обуславливает тот интерес к эсхатологической проблематике, который наблюдается в современную эпоху. Для того чтобы объяснить причины такого феномена, необходимо вычленить те онтологические и гносеологические основания, которые вызывают появление эсхатологических элементов в различных социальных, политических и философских воззрениях. Обозначим лишь некоторые факторы, обусловившие актуальность вопросов «конца истории» и интерес к этой тематике.

Прежде всего, следует назвать политические изменения в современном мире, связанные с окончанием «холодной войны» и распадом СССР. По сути, человечество зафиксировало распад всего послевоенного миропорядка, базировавшегося на решениях Потсдамской конференции. Уже само по себе прекращение острого соперничества двух социальных систем дало основания Ф. Фукуяме говорить в своей нашумевшей статье о некоем «конце истории», понимаемом им, правда, скорее, в культурологическом смысле. Американский философ считал, что после поражения СССР в «холодной войне» вопросы общественного устройства потеряли свою смыслополагающую функцию, а значит, мы имеем дело с концом прежней истории и началом истории новой, или культуры, в которой смыслопорождающую функцию выполняет не война, а философия.

Однако Фукуяма оптимистично заблуждался относительно истинной роли войн в будущем мире. Смена двухполюсной системы мира на монополярную сопровождается чередой военных, этнических, политических, социальных и религиозных конфликтов, появлением таких явлений как международный терроризм, распространение оружия массового поражения за пределы, обозначенные мировым сообществом; глобализм и антиглобализм.

Эти явления еще отчетливее обозначили как свершившийся факт переход современной цивилизации в новую фазу своего развития.

Другим моментом, характеризующим современную эпоху, является смена парадигмы мышления. Контуры новой парадигмы обозначились еще не в полной мере, однако, уже сегодня можно судить о том, что прежние (во многом еще линейно-позитивистские) подходы к описанию развития общества и истории, в настоящий момент практически не работают, что, наряду с интенсивным поиском новых методов осмысления исторического процесса, порождается ощущение некоей трагичности и переломного драматизма.

В принципе, смена парадигмы мышления продолжается уже довольно давно. Практически вся вторая половина XX столетия прошла под знаком утраты позиций позитивистски ориентированных школ. Модернизм как образ мышления оказался несостоятелен в изменяющемся мире, наглядным свидетельством чему стало широкое распространение в литературе и искусстве различных явлений под флагом постмодернизма. Если мы прибавим к этому укрепление в обществе (не только в России) определенного нравственного релятивизма (дополняющего релятивизм эстетический), кризис многих разделов фундаментальной науки (связанный с появлением очередной «границы научного знания»), обострение так называемых глобальных проблем человеческой цивилизации (экология, демография и т.д.), то получающаяся картина производит впечатление именно своей апокалиптичностью и невозможностью представить для нее какое-то линейное развитие.

Следует сразу же оговориться, что термины «апокалиптичный» и «эсхатологический» употребляются здесь вне связи с религиозным содержанием этих понятий и христианской догматикой. Употребление их обусловлено, в первую очередь, попыткой показать, что эсхатологическое восприятие мира далеко выходит за рамки религиозного сознания и в той или иной форме присутствует в большей части философских исследований исторического процесса, как причисляемых к концепциям «конца истории», так и формально не относящимся к таковым.

Так как в работе затрагивается и религиозное мировоззрение, то следует отметить, что и в данной области в последнее время наблюдается рост эсхатологических настроений. Зафиксировано появление множества эсхатологических сект и течений, причем значительная их часть имеет ярко выраженный деструктивный характер. Растут эсхатологические настроения и в традиционных конфессиях. Это подтверждает тот факт, что появляются и распространяются все новые различные толкования христианской эсхатологии, воскрешаются «к жизни» и более древние эсхатологические представления, растет обращение людей к псевдонаучным и различного рода мистическим концепциям, в том числе и эсхатологического характера.

В науке и философии вопросы направленности исторического процесса, его возможного конца, были актуальны во все времена. Не утратили они своей актуальности и сейчас. Наоборот, столкнувшись с таким явлением, как мировой организованный терроризм и современные ученые, и обыватели как никогда ранее ощущают возможность «конца истории», поэтому эсхатологические настроения и в науке, и в обществе только усиливаются. «Мысль о конце истории интригует, - и не только из-за абсолютной неясности сроков. Богословские системы, исходящие из авраамической традиции (иудаизм, христианство, ислам), содержат пророчества о неких знамениях, которые будут предшествовать концу времен. Естественно, все последующие поколения, пристально вглядываясь, пытаются их различить. Если взглянуть еще глубже, весть о воскресении мертвых, за которым последует суд, взывает к верующим и провоцирует к тревожащим выводам неверующих. В конечном счете, эсхатология - достаточно чувствительная проблема, рождающая вопросы, обращенные и к каждому человеку, и к любому сообществу на протяжении всей истории». 1

Проблемы развития истории, направленности исторического процесса, с полным правом можно отнести к сквозным для истории философии.

1 ДеЛобьеП. Эсхатология. - М., 2004.-С.5-6.

Практически каждый крупный философ любой эпохи, так или иначе, затрагивал эти темы в своем творчестве. Постоянная актуальность проблематики «цели и назначения истории» напрямую вытекает из самой природы затронутой темы. На каждом этапе развития человечества мыслители неизменно находят новые ответы на вопросы о направлении и цели истории, что дает основания отнести такого рода проблемы философии истории к числу неразрешимых. Подобные вопросы нельзя не назвать подлинно философскими, поскольку они обращаются, в конечном итоге, к онтологическим началам человеческого существования вообще.

Необходимо отметить и аксиологический аспект проблемы смысла истории, особенно когда речь заходит о так называемом «конце истории». Таким же образом как физическая смерть индивидуума является важнейшим ценностным ориентиром и смыслообразующим моментом для жизни отдельного человека, точно так же понятие «конца истории» для всего человечества придает определенный смысл и значение историческому процессу. «Эсхатология», от греческого слова еБсЬаШБ, означающего «вершина» или «бездна», - термин сравнительно новый: в богословии им стали пользоваться лишь в XIX веке. Примерно сто лет оно находится в центре важного экзегетического спора по поводу слов Христа о конце времен, в котором приняли участие многие протестантские и католические богословы. Ныне этот термин получил более общее значение: он обозначает рефлексию о конце и целях истории». 1

Изучение философского наследия прошлого, равно как и работ современных авторов, позволяет говорить о том, что эсхатологические мотивы присутствуют в мировоззрении людей самых разных эпох. Другое дело, что основания и причины таких взглядов в различные исторические периоды заметно отличались. На появление и развитие эсхатологических представлений в разные эпохи и у разных народов напрямую влияли именно ими

1 Де Лобье П. Эсхатология. - М., 2004. - С. 8-9. сформированная мифология и именно им присущее религиозное мировоззрение.

Так древнейшие азиатские цивилизации (индийская и китайская) представляли историю в виде космических циклов, на протяжении каждого из которых происходит возникновение, развитие и гибель миров. «Умозрительный гений индусов, в отличие от греческого, не отличает сакральное (сфера божественного) от профанного (сфера обыденного); его внушительные космогонии суть в то же время и теогонии. Ритм этих огромных по времени космических циклов задают жизнь и смерть, а вместе с тем борьба добра и зла. Когда зло берет верх, мироздание разрушается, а воссоздание мира происходит под знаком добра и света, символом которых служит золотое яйцо». 1 В древнекитайской философии и мифологии также присутствует принцип циклического движения мироздания: путем чередования «инь» и «ян» мир оформляется от хаоса к порядку. В буддизме эсхатология применима не к мирозданию вообще, а только к индивидуальной жизни человека, который должен стремиться достичь «нирваны» - избавления от страданий и конца существования в земном мире.

Древнегреческий философ Гесиод считал, что в процессе развития истории происходит моральная и физическая деградация людей. Его понимание истории как регрессирующего процесса, безусловно, является эсхатологическим. Теория Гесиода о том, что «золотой век» сменился «серебряным», а он в свою очередь «медным», который затем сменился веком «железным», неизбежно наводит на мысль о конце истории. «Судя по тому, что здесь выдвигается на первый план моральная точка зрения, Гесиод, по-видимому, хочет сказать, что люди постепенно морально разлагаются, развращаются, становятся хуже; но почему это происходит и почему люди своему первоначальному блаженству и беззаботности сами же начинают ДеЛобьеП. Эсхатология. -М., 2004. - С. 12-13. предпочитать жизнь злую, полную горя и забот, им же самим ненавистную, это остается у Гесиода невыясненным». 1

Средневековое мировоззрение, вне всяких сомнений, можно целиком назвать эсхатологичным, так как оно было основано на религиозных догматах, в которых конец света является закономерным и неизбежным явлением. С точки зрения христианства, люди, хоть и созданы по образу и подобию Бога, являются существами слабыми и греховными, постоянно нарушающими Божественные заповеди. Бог уже уничтожал одну «неправильную» историю человечества (Всемирный потоп), продолжающаяся же греховность людей и накопление Зла в мире делают конец света неизбежным.

Мыслители Нового Времени, в меньшей степени ориентированные на христианскую догматику, находили для идеи «конца истории» рациональное обоснование. Ведь очевидно, что если у какого-то явления есть начало, пусть не Божественное, а природное, естественное, то у него, неизбежно есть и конец. Ни одно природное явление, никакие физические, химические или космические явления и процессы не берутся ниоткуда и не длятся вечно. Следовательно, и человеческая история имеет и отправную точку, и конечную.

Рубеж XIX - XX веков с его сменой философской и научной парадигм, а также достижением войнами поистине апокалипсических масштабов, также не мог не вызвать эсхатологических представлений. H.A. Бердяев вообще называл свою философию «эсхатологической» и считал, что «конец истории» неизбежен. И основную причину этого он видел в развитии техники, которая порабощает и уничтожает человека. Свою эпоху Бердяев называл «катастрофической», а в 1-ой Мировой войне он видел предвестие «конца истории».

К. Ясперс, переживший ужасы 2-ой Мировой войны, также считал, что рано или поздно человечество само себя уничтожит бесконечными войнами. Помимо этого, эсхатологические мотивы в философии истории Ясперса так же,

Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М., 1977. - С. 24. как и у Бердяева связаны с развитием техники и применении ее для уничтожения людей. По мнению немецкого мыслителя, людям в будущем грозят катастрофы и природные и техногенные. «Если вообще допустима какая-либо аналогия с открытием огня и изготовлением орудий, то использование атомной энергии в самом деле можно как будто рассматривать как аналогию открытия огня: оно также таит в себе огромные возможности и огромную опасность. Однако о том начальном времени нам ничего не известно. Теперь, как и тогда, человечество вступает на совершенно новый путь - или, быть может, его ждет власть разрушительных сил и мрак небытия». 1

И сегодня проблема «конца истории» вызывает немалый интерес, как философов, так и представителей других отраслей гуманитарного знания. Например, уже упоминавшийся выше Фрэнсис Фукуяма посвятил этой проблеме уже не одну книгу. В своих работах он утверждает, что существует несколько причин «конца истории». Одна из них - политическая: западное общество пришло к либеральной демократии, а это - конечный пункт политического развития, так как более совершенного общественного строя, по мнению Ф. Фукуямы, не существует. Другая причина, которая может привести к «концу истории» - развитие биотехнологий: генная инженерия может выйти из-под государственного контроля, стать дешевой и массовой, и кардинально изменить природу человека вообще. Тогда прямо молено говорить о «конце человеческой истории» и наступлении «истории постчеловеческой». Это может быть совершенно другой этап развития живых организмов на земле, но людьми, в нашем понимании этого понятия, будущих существ назвать будет сложно. Из их природы могут исчезнуть такие моральные императивы, как «добро» и «зло», «справедливость» и «самопожертвование», и вся предыдущая история и культура человечества будет им казаться непонятной, а созданная уже ими история будет в нашем понимании «не человеческой».

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. -С. 116.

Степень разработанности проблемы.

Тема «конца истории» получила довольно серьезное развитие в истории философии и философии истории. Существует богатая традиция постановки этой проблемы и ее решения в работах многих авторов. Эсхатологические мотивы прослеживаются в философских концепциях уже в древности. Их можно встретить в трудах Оригена, Гесиода, Фалеса, Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Парменида, Демокрита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей.

Все дальнейшее развитие философии сопровождалось темой «конца истории», которая присутствует в работах Бл. Августина, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Т. Гоббса, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Мора, И. Гердера, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов.

Более близкие нам по времени конец XIX века и XX век также обогатили историю философии различными концепциями исторического развития, во многих из которых мы можем проследить эсхатологические мотивы, присутствующие в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса, Э. Тоффлера, Э. Фромма и других авторов.

Немалое внимание данной проблеме, а также кризису мировоззрения и краху духовных ценностей, тесно связанных с темой «конца истории», уделялось в работах русских философов, таких как Н. А. Бердяев, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, Н. Ф. Федоров и других. И это, уже не говоря о колоссальном опыте творческого, художественного осмысления этой проблемы в произведениях русской литературы.

Современная философия не только не перестала обращаться к проблеме «конца истории», а выдвинула вышеназванную проблему на первый план. Эсхатологические мотивы в современных концепциях развития истории мы можем проследить в работах Дж. Гэлбрейта, М. Кастельса, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона и других.

В то же время, специальных работ по эсхатологии существует немного. Чаще эсхатологические мотивы рассматриваются в качестве элементов различных мифологических преданий и религиозных учений. Изученные автором труды отечественных и зарубежных философов, историков и религиоведов посвящены лишь отдельным эсхатологическим учениям. Подавляющее большинство ученых обращаются к анализу только христианского эсхатологического учения.

Если говорить о конкретных персоналиях, то необходимо отметить работы в области эсхатологии В.И. Бестужева-Лады, который достаточно подробно проанализировал эсхатологию индуизма. 1 За рубежом достаточно известной является работа по скандинавской эсхатологии А. Олрика. В отечественной науке существует также интересное исследование влияния зороастрийских мифов на эсхатологические представления обских угров, о которое было осуществлено сибирским исследователем В.Б. Яшиным.

В последнее время налицо интерес к проблемам эсхатологии в уральской школе философии. Следует упомянуть интересные работы на эту тему Д.В. Пивоварова 3, О.В. Кузнецова 4, Ф.Н. Петрова 5. Так Ф.Н. Петров в своей работе определил основные характеристики сущности и формы эсхатологии как части индивидуального миропонимания и как явления общественной жизни. Автор представил философско-религиозный анализ этапов развития эсхатологических представлений; реконструировал историческое развитие эсхатологических представлений и несохранившихся мифов; проанализировал эсхатологический миф как важный элемент индивидуального и общественного эсхатологического сознания; представил критический анализ существующих философских концепций сущности и смысла эсхатологии и предложил собственную модель решения данной проблемы.

1 Бестужев-Лада И.В. Эсхатология индуизма (футурологический аспект) // Индуизм: традиции и современность. - М., 1985. 2

Яшин В.Б. О возможных истоках некоторых обугорских представлений // Источники по истории Западной Сибири. - Омск, 1987. 3

Пивоваров Д.В. Эсхатология // Современный философский словарь. - М., 1996. 4

Кузнецов О.В. Истоки и смысл «катастрофического» сознания в западной культуре. Автореферат дисс. .докт. филос. наук. - Екатеринбург, 2000.

Петров Ф.Н. Эсхатология: философско-религиозный анализ (исторический аспект). Автореферат дисс. . канд. филос. наук. - Екатеринбург, 2001.

Поэтому с одной стороны мы можем констатировать достаточно высокую степень разработанности данной проблематики, и в этом смысле наличие эсхатологических мотивов (в том числе и с религиозным оттенком) во многих подобных концепциях новостью, конечно же, не является. С другой стороны, многие концепции философии истории формально никогда не относились к теориям «конца истории», авторы их об этом никогда не заявляли, а выражения «конец истории» и «эсхатология» могут никогда не встретиться на страницах произведений данных авторов. И, тем не менее, проследить определенные эсхатологические мотивы представляется возможным и в концепциях, не относящимся к теориям «конца истории». Кроме того, в известных нам работах по эсхатологии не ставилось целью выявить именно онтологические и гносеологические основания идеи «конечности истории».

Таким образом, мы можем видеть, что проблема «конечности исторического процесса» не теряла своей актуальности на протяжении практически всей истории человечества в силу ее объективного, онтологически и гносеологически значимого характера. Все вышеизложенное определяет выбор объекта и предмета диссертационного исследования. В качестве объекта исследования выступает исторический процесс. Предметом исследования являются эсхатологические воззрения в процессе философского осмысления истории

Целью данного исследования определяющей его научно-теоретическую новизну, является поиск онтологических и гносеологических оснований появления концепций «конца истории» и эсхатологических мотивов в тех или иных социально-философских теориях. Считаем, что всякий ретроспективный взгляд на историю человеческого общества, попытка вычленить некие закономерности его развития, так или иначе, приводит к появлению представлений о завершенности исторического пути. Это, в свою очередь, способствует появлению эсхатологических мотивов практически в любом историко-философском анализе (включая футурологические построения).

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть исторические донаучные формы эсхатологических представлений (мифологическое и религиозное мировоззрение);

2. Вычленить эсхатологические мотивы, проявляющиеся в трудах различных мыслителей на протяжении всей истории философии - от античности до современности;

3. Выявить наличие онтологических оснований идеи «конечности истории»;

4. Выявить гносеологические основания концепта «конец истории»

Теоретические и методологические основания диссертации представлены анализом основных концепций исторического развития и прошлых эпох, и современных теорий. Автор использует широкий круг литературы и источников, принадлежащих как к истории философии; так и к современной социальной философии. Это позволило вычленить даже не совсем явные эсхатологические мотивы, проявляющиеся в трудах различных мыслителей, размышляющих о направленности и смысле исторического процесса. Применение диалектического метода, обращение к различным, порой крайне противоположным, философским концепциям, позволило автору уйти от однозначных интерпретаций тех или иных явлений и представлений и рассмотреть проблему заявленного исследования во всей ее многогранности. Помимо этого, исследование включает в себя применение следующих научных методов и принципов: метод системного анализа, метод феноменологического анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Научная новизна исследования.

- обосновано, что эсхатологические мотивы отчетливо проявляются уже в самых ранних формах человеческого мировоззрения;

- обнаружено и доказано, что многие историко-философские и социально-философские теории (от древности до современности) в скрытом или явном виде содержат в себе эсхатологические мотивы и идеи «конца истории»;

- определены онтологические и гносеологические основания эсхатологических представлений в философии истории;

- выявлена роль аберрации в формировании эсхатологических представлений в ходе осмысления исторического процесса

Положения, выносимые на защиту.

1. Эсхатологические мотивы присутствуют в содержании- древних мифов различных народов, в процессе создания которых люди пытались осмыслить истоки и направленность исторического процесса.

2. Появившееся позже религиозное мировоззрение, несомненно, несет в себе эсхатологические представления в виде идеи «конца света». В иудейской, христианской и мусульманской религиях явно проявляются апокалипсические настроения. «Конец истории» - это важный религиозный концепт, он представляет собой результат развития человечества вообще и отдельной личности в частности.

3. Как правило, философские учения содержат в себе эсхатологические представления так как именно такое понимание истории позволяет создать целостную картину человеческого существования и попытаться выявить смысл развития исторического процесса.

4. Онтологические основания концепта «конец истории» заложены с самой бытийственности' человека, в конечности его индивидуальной жизни. Кроме того, на возникновение эсхатологических воззрений в процессе философского осмысления истории влияют конечность и завершенность всех явлений и процессов в природе и социуме.

5. Гносеологические основания идеи «конечности истории» неизбежно возникают в процессе познания человеком мира. Здесь, прежде всего, следует назвать несоответствие индивидуального опыта человека (или целых поколений) масштабу объекта осмысления (в данном случае, исторического процесса), а также свойственную человеку особенность преувеличивать значение недавних событий и преуменьшать значение событий отдаленного прошлого.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты будут способствовать адекватному пониманию закономерностей появления феномена «конец истории», и, как следствие, закладывают предпосылки использования их в исследованиях по онтологической, гносеологической и социально-философской проблематике.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в рамках преподавания дисциплины "Онтология и теория познания", а также могут стать основой для разработки спецкурсов по методолого-гносеологической тематике.

Структура диссертации определена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Акулова, Ирина Сергеевна

Заключение

Целью данного диссертационного исследования являлось обоснование тезиса о том, что практически всякий ретроспективный взгляд на историю человеческого общества приводит к появлению представлений о завершенности исторического пути, а также поиск онтологических и гносеологических оснований появления концепций «конца истории» и эсхатологических мотивов в тех или иных социально-философских теориях. Наличие этих оснований способствует не только появлению эсхатологических мотивов в религиозном мировоззрении, но и практически в любом историко-философском анализе (включая футурологические построения). В работе исследованы теории мыслителей, посвященные философии истории, начиная с античности и заканчивая современным временем.

В ходе исследования были рассмотрены исторические донаучные формы эсхатологических представлений - мифологическое и религиозное мировоззрение. Мифы были исторически первой попыткой познания мира, при этом мифологическое мировоззрение не было «застывшим», оно прошло стадии развития от фетишизма до антропоморфизма. Доказано, что уже в исторических донаучных формах человеческого знания наблюдаются явные эсхатологические мотивы. Это вызвано стремлением древних людей понять и познать окружающий их мир, со спецификой именно человеческого сознания -фиксированием и переживанием феномена смерти. Наблюдая конечность всех явлений природы, фиксируя индивидуальную смерть животных и людей, человек приходит к выводам о конечности мира вообще, что и доказывает наличие многочисленных космогонических и эсхатологических мифов у самых разных народов.

Религиозное мировоззрение (как продолжение мифологического мировоззрения) в процессе своего развития становится все более эсхатологическим, так как все развитые религиозные системы стремятся к созданию полной, законченной и всеохватывающей картины мира (от начала мира, до его конца). И если древнегреческая политеистическая религия еще не несла в себе явных представлений о «конце мира», то в иудаизме, христианстве и исламе эсхатология становится важнейшим элементом этих религиозных систем. И чем больше люди наблюдали за факторами и явлениями природы, понимая их конечность, тем больше в религии проявлялись эсхатологические установки. К тому же, чем дальше развивалась религия, тем больше она пыталась регулировать общество. Идея «конца света» возникла и всячески поддерживалась церковью именно как некий «отчет» верующих за их земные дела.

Также для достижения поставленной цели исследования были вычленены эсхатологические мотивы, проявляющиеся в трудах различных мыслителей на протяжении всей истории философии - от античности до современности. Следует отметить, что уже в самой древней (античной) философии в попытках понять развитие и направленность мира вообще, и человеческой истории в частности, присутствуют эсхатологические мотивы. Древние греки пытались создать и осмыслить историческую картину мира, они привнесли в нее идею «цикличности». Но даже при наличии такой идеи они вовсе не полагали, что человеческий мир и история будут существовать вечно. Именно в древнегреческой философии были впервые разработаны категории становления, движения и органического развития. Эти категории представлены в древнегреческой философии настолько обстоятельно, что они легли в основу всей античной философии истории, и не только античной.

В средневековой философии, как выразительнице христианских идей, эсхатологические моменты присутствуют со всей очевидностью. Можно утверждать, что эсхатологическая идея - это основа христианской религии и средневековой философии, без которой мир остался бы без очень важного основания. В средневековом мировоззрении Царство Небесное вводилось в историю как ее предел. Оно мыслилось как реализация абсолютного блаженства, достижение идеального состояния, требующего в качестве своего условия предварительного уничтожения всего сущего и его воссоздания на новых основаниях. История оборвется, жизнь окончится, только тогда наступит совершенно иная жизнь, в которой уже не будет зла. В средневековом мировидении была сильна идея эсхатологии, конца мира, конца не в смысле полной преходящести, но в смысле необходимости преображения, в результате которого праведники телесно восстают ради новой жизни, а неправедные полностью гибнут, так как разлучаются с Богом.

Эсхатологические мотивы занимают важное место и во многих других философских теориях, посвященных направленности и цели исторического процесса. Эта тенденция прослеживается в различных философских школах, начиная от учений эпохи Возрождения до современных философских концепций. Так мыслители эпохи Возрождения и Нового времени, хотя и не являлись уже философами-теологами (как в средневековье), но все же в их воззрениях чрезвычайно сильны религиозные установки. Принимая христианский взгляд на развитие истории (от сотворенного начала до реального Конца света), они также понимали историю как некий линейный процесс, который когда-нибудь завершится. При этом предполагается, что мир движется, а у любого движения должно быть как начало, так и окончание.

Эсхатологические мотивы во взгляде на направленность человеческой истории наблюдаются и в немецкой классической философии, представители которой рассматривали историю как некий процесс, который выражает собой развертывание высшего разума. Для немецких классиков было необходимо найти и зафиксировать смысл и цель исторического развития. И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель считали неприемлемым отсутствие в человеческой истории движения и рационального наполнения. Гегель попытался создать универсальную схему развития истории, в которой присутствует и смысл и высокая цель - развитие свободы духа. Но именно это самое стремление установить некое целеполагание в истории и приводит к эсхатологической, по сути, идее об окончании этого процесса. По этой же причине эсхатологические- -мотивы можно заметить и в философии К.Маркса, который попытался также создать общий и законченный «сценарий» развития мировой истории. Наличие, пусть в очень отдаленном будущем идеального состояния общества — коммунизма - слабо детерминирует дальнейшее развитие человеческой истории, так как все конфликты и противоречия в таком обществе исчезнут.

Русская религиозная философия конца XIX - начала XX века также развивала христианский взгляд на историю. К тому же на мировоззрение мыслителей того времени чрезвычайно сильно повлияли трагические события в российском обществе данного периода. И Н.Бердяев, и В. Соловьев, и Н. Федоров и другие русские религиозные философы полагали, что человеческая история движется в направлении Царства Божьего. Только наступление его они предлагали приблизить разными способами: у Бердяева таким способом является возрастание свободы творческой деятельности человека в процессе развития истории; у Соловьева это - формирование соборности, через любовь и единение всех людей в Церкви; у Федорова таким способом является некое мистическое воскрешение прошлых поколений людей. Таким образом, в теориях всех вышеуказанных русских мыслителей присутствуют установки о завершении в будущем человеческой истории.

В современной философии эсхатологические мотивы не только занимают важное место, но и являются существенной характеристикой новейших философских парадигм. Рассуждения о «конце истории» прослеживаются в работах Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона и других. Предпосылкой активизации эсхатологической тематики в XX веке следует считать кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, последствия которых люди зачастую даже не успевают полностью осмыслить. Кроме того, минувшее столетие характеризовалось бурным развитием техники и технологии, в том числе военной, что привело к самым жестоким войнам в истории человечества. Современное развитие медицины и биотехнологий (клонирование, суррогатное материнство, эвтаназия, генное вмешательство в природу растений, животных и человека) позволяют говорить об изменении традиционной природы человека, что также ослабляет оптимизм мыслителей нашего времени в их попытках прогнозировать ход человеческой истории.

Другой ключевой задачей настоящего диссертационного исследования стала попытка выявить концептуальные основания эсхатологических воззрений в философии истории. Очевидно, что представления о законченности исторического процесса явились следствием тех или иных предпосылок, которые коренятся в глубинных основания человеческого бытия и особенностях познавательной деятельности человека. По своей специфике эти основания можно разделить на онтологические и гносеологические. Как показано на многочисленных примерах, основной важнейшей предпосылкой появления эсхатологических взглядов в философском осмыслении исторического процесса является конечность индивидуального существования человека. Именно смертность индивидуумов заставляет переносить ограниченность человеческого существования на закономерности развития человеческих общностей, и на весь исторический процесс.

Еще одним глубинным онтологическим основанием исторической эсхатологии служит конечность, изменчивость и преходящий характер всех феноменов окружающей действительности, что не позволяет рассматривать развитие истории в качестве исключения из этого универсального закона. Кроме того, весь исторический опыт человечества свидетельствует о временной ограниченности всех форм человеческого общества, история которых является непрерывным процессом возникновения, развития и гибели государств и цивилизаций. Подобная повторяемость событий не может не способствовать апокалипсическим умонастроениям и эсхатологическим представлениям в той или иной форме.

Помимо этого, можно отметить еще одну предпосылку для подобного взгляда на направленность исторического процесса, которая связана с попыткой придать истории осмысленность и целостность. По мнению многих мыслителей, смысл истории лежит за ее пределами и предполагает ее завершенность. Именно конечность всех исторических процессов придает смысл истории, в противном случае череда исторических событий, фактов и явлений становится бессмысленной. Отсюда следует неизбежный вывод о том, что настоящая философия истории может быть только эсхатологической.

Кроме того, в настоящем диссертационном исследовании проанализированы гносеологические причины возникновения эсхатологического взгляда на историю, напрямую вытекающие из особенностей познавательной деятельности человека. Здесь, прежде всего, следует назвать трудность осмысления столь масштабного явления, как история в целом. Исторический опыт отдельного человека или даже целых народов имеет ограниченный характер, вследствие чего объект познания, в данном случае исторический процесс, приобретает характер, схожий с антиномиями И. Канта.

Другой существенной гносеологической предпосылкой следует рассматривать аберрация дальности - расплывчатость далеких явлений, что создает ложное впечатление их незначительности. Вследствие этого прежние времена представляются в позитивном свете, что приводит к идее постепенной деградации и эсхатологическому мироощущению. Обратной стороной этого явления выступает аберрация близости - преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними.

Еще одним гносеологическим основанием эсхатологических представлений в философии истории служит имеющая место подмена понятий, при которой гибель конкретного исторического общества или цивилизации экстраполируется на весь исторический процесс. Следует отметить еще один момент. Особенностью познания человеком мира является наличие время от времени возникающих научных кризисов. При этом кризис представлений о мире бессознательно переносится на сам объект изучения, что также может служить одним из гносеологических оснований возникновения эсхатологических представлений. Таким образом, совершенно очевидно, что эсхатологические воззрения в отношении исторического процесса не возникают на пустом месте, а имеют вполне конкретные причины, вытекающие из онтологических оснований человеческого сознания и гносеологических особенностей познавательного процесса человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Акулова, Ирина Сергеевна, 2008 год

1. Августин Бл. О Граде Божьем / Августин Бл. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. - 1294 с.

2. Авдулов, А. Н., Кулькин, А. М. Контуры информационного общества / А. Н. Авдулов, А. М. Кулькин. М.: ИНИОН РАН, 2005. - 126 с.

3. Андрюшенко, М. Т. Познание и вера / М. Т. Андрюшенко. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. - 164 с.

4. Апокрифические апокалипсисы СПб.: Алетейя , 2001. - 278 с.

5. Аристотель. Соч. в 4 т. / Аристотель. Т. 1. — М.: Мысль, 1975. - 550 с.

6. Аристотель. Соч. в 4 т. / Аристотель. Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - 651 с.

7. Ахиезер, А., Клямкин, И., Яковенко, И. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. М: Новое издательство, 2005. - 708 с.

8. Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. / Н. А. Бердяев. М.: Наука, 1990. -224 с.

9. Бердяев, H.A. Опыт эсхатологической метафизики // Дух и реальность / Н. А.Бердяев. -М.:АСТ, Киев: Фолио, 2006. -688 с.

10. Бердяев, Н. А. Самопознание / H.A. Бердяев. Л.: Лениздат, 1991. - 398 с.

11. Бердяев, H.A. Смысл истории. Новое средневековье / Н. А. Бердяев. М.: Канон +, 2002. - 448 с.

12. Бестужев-Лада, И. В. Эсхатология индуизма (футурологический аспект) // Индуизм: традиции и современность / И. В. Бестужев-Лада. М.: Наука,1985.-263 с.

13. Библия. -М.: Российское Библейское общество, 2007. 1326 с.4

14. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок. М.: Наука,1986. -254 с.

15. Бойцов, М., Шукуров, Р. История средних веков / М. Бойцов, Р. Шукуров. М.: МИРОС, 1995. - 480 с.

16. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер; пер. с нем. М. И. Левин и др. М.: Республика, 1995. - 464 с.

17. Булгаков, С.Н. Апокалиптика и социализм. Соч. в 2 т. / С. Н. Булгаков — М.: Мысль, Т.2., 1993. - 603 с.

18. Бэкон, Ф. Соч. в 2 т./Ф.Бэкон.-М.: Мысль, -Т. 2., 1972.-584 с.

19. Васильев, Л. С. История религий востока / Л.С. Васильев. М.: Высшая школа, 1983. - 368 с.

20. Вернадский, В. И. Труды по философии естествознания / В. И. Вернадский; ред. К. В. Симаков, С. Н. Жидовинов, Ф. Т. Яншина. — М.: Наука, 2000. 504 с.

21. Волков, Ю. К. Идея «болезней» и «смерти» общества и государства в истории философско-социологической мысли / Ю. К. Волков // Философия и общество. 2005. - № 1. - С. 50 - 64.

22. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Психология: Сб. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -С. 14-120.

23. Гаджиев, К. С. Масса. Миф. Государство / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 2006. - № 6. - С. 3 - 20.

24. Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман; пер. с нем. Ю. В. Медведевой.-СПб.: Наука, 2003. -640 с.

25. Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков / П. Гиро. — С-Пб.: АЛЕТЕЙЯ, 1995. -468 с.

26. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В. Ф. Гегель. С-Пб.: Наука, 2000. - Кн. 1. - 347 с.

27. Гегель, Г. В.Ф. Лекции по философии религии / Г. В. Ф. Гегель / Философия религии: в 2 т. М.: Мысль, 1977. - Т.1. - С. 205-530.

28. Гече, Г. Библейские истории / Г. Гече. М.: Политиздат, 1988. - 367 с.

29. Гоббс, Т. Соч. в 2 т. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - 622 е.; 1991. -Т. 2.-731 с.

30. Голубев, С. В. Учение Платона об идеальном государстве / С. В. Голубев // Философия и общество. 2005. - № 1. - С. 156 -173.

31. Гумилев, J1.H. Древняя Русь и Великая степь / JI. Н. Гумилев. — СПб.: Кристалл, 2001. -768 с.

32. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М.: Институт ДИ-ДИК, 1997. - 640 с.

33. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт. М.: Издательство ACT: Транзиткнига, 2004. - 602 с.

34. Декарт, Р. Соч. в 2 т. / Р. Декарт. М.: Мысль, 1989. - 654 с.

35. Де Лобье, П. Эсхатология / П. Де Лобье. М.: Издательство Астрель: Издательство ACT, 2004. - 158 с.

36. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. М.: Эксмо, 2007. - 800 стр.

37. Из глубины (сборник статей о русской интеллигенции). М.: Новости, 1991. -344 с.

38. Ильин, В.В. Философия истории / В.В. Ильин. Изд-во Московского университета, 2003. - 384 с.

39. Ильин, И. А. О грядущей России / И. А. Ильин // Наука и религия. 1994. -№5. - С. 3 - 17.

40. Иорданский, В. Б. О структуре архаичного коллективного представления / В. Б. Иорданский // Вопросы философии. 2006. - № 8. - С. 29 - 40.

41. Ингарден, Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования / Р. Ингарден // Вопросы философии. 2006. - № 12. - С. 147 - 163.

42. История древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989. - Кн. 1. - 470 с.

43. Каган, М. И. О ходе истории / М. И. Каган. М.: Языки славянских культур, 2004. -704 с.

44. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

45. Кант, И. Соч. в 8 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1994. - Т. 3. - 645 с.

46. Кант, И. Соч.: в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1965. - Т. 4. - Ч. 1. - 544 с.

47. Карамзин, Н. М. Предания веков / Н.М. Карамзин. — М.: Издательство Правда, 1987. -768 с.

48. Карсавин, JI. П. Философия истории / Л. П. Карсавин. СПб.: Комплект, 1993.-352 с.

49. Каутский, К. Происхождение христианства / К. Каутский. М.: Мысль, 1990.-463 с.

50. Кацис, JI. Русская эсхатология и русская литература / JI. Кацис. М.: Гарант, 2000. - 656 с.

51. Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов / В. Е Кемеров. М: Академический Проект, 2001. -314 с.

52. Кириллин, В. А. Страницы истории науки и техники / В. А. Кириллин. -М.: Наука, 1989.-497 с.

53. Киселев, Г. С. Смыслы и ценности нового века / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 2006. - № 4. - С. 3 - 16.

54. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля / А. Кожев. М.: Наука, 2003. - 792 с.

55. Кожев, А. Идея смерти в философии Гегеля / А. Кожев. М.: Логос, 1998.-208 с.

56. Конец света. Эсхатология и традиция / Под ред. А. Дугина. М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1997. - 408 с.

57. Коран. М.: ACT, СПб.: Северо-Запад Пресс, 2005. - 522 с.

58. Косидовский, 3. Сказания евангелистов / 3. Косидовский. М.: Политиздат, 1981.-262 с.

59. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и Средние века (исследования и переводы) / Общ. ред. П. П. Гайденко, И. В. Петрова. -М.: Прогресс-традиция, 2005. 880 с.

60. Крапивенский, С. Э., Фельдман Э. Девальвация личности / С. Э. Крапивенский, Э. Фельдман // Философия и общество. — 2004. № 2. -С. 24-47.

61. Крекшин, И. В разломе бытия. Пролегомены к антроподицее позднего C.JI. Франка / И. Крекшин // Вопросы философии. 2006. - № 8. - С. 78 -92.

62. Кузанский, Н. Соч. в 2 т. / Н. Кузанский. М.: Мысль, 1979. — Т.1., -488 с.

63. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века / В.Н. Кузнецов. - М.: Высшая школа, 1989. -480 с.

64. Кузнецов, О.В. Истоки и смысл «катастрофического» сознания в западной культуре: Автореферат дисс. .докт. филос. наук: 09.00.13. / О. В. Кузнецов — Екатеринбург, 2000. 48 с.

65. Кукарцева, М. А. Опыт чтения текстов в лингвистической философии истории / М. А. Кукарцева // Философия и общество. 2005. - № 1. - С. 115-132.

66. Кулаковский, Ю.А. Эсхатология и эпикуреизм в античном мире. Избранные работы / Ю. А. Кулаковский. СПб.: Алетейя, 2002.-256 с.

67. Кун, H.A. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А Кун. — Симферополь: «Реноме», 1998. 480 с.

68. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1975.- 288 с.

69. Лаврин, А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти / А. Лаврин.- М.: Московский рабочий, 1993. -512 с.

70. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. — М.: Терра, 1999.-392 с.

71. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М.: Эксмо-Пресс, 2001.-512 с.

72. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. М.: Прогресс-Академия, 1992.-376 с.

73. Лекторский, В. А. Эпистемология в контексте теоретического мировоззрения: 20 лет спустя // Эпистемология & философия науки / В. А. Лекторский.- М.: ИФ РАН, 2004. Т. 2. - № 2. - 262 с.

74. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин. М.: Политиздат, 1979. -384 с.

75. Ломоносов, Ю. Л. «Конец истории» как социофилософская проблема: Дисс. . канд. филос. наук: 09.00.11. / Ю.Л. Ломоносов. М.: МГУ, 2002. -151 с.

76. Лосев, А.Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1977. -208 с.

77. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. — М.: Издательство политической литературы, 1991. —526 с.

78. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. М.: Республика, 1994. -432 с.

79. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра: основы этики. Характер русского народа / Н. О. Лосский М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

80. Любутин, К. Н. О философии Маркса, о философии Энгельса / К. Н. Любутин // Философия и общество. 2004. - № 1. - С. 166-184.

81. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М., Изд-во политической литературы, 1956. 612 с.

82. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.-304 с.

83. Мильдон, В. И. История и утопия как типы сознания / В. И. Мильдон // Вопросы философии.-2006. № 1. -С. 15-24.

84. Меркулов, И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход): в 2 т. / И. П. Меркулов. СПб.: ИФ РАН, 2003. - Т. 1. - 472 с.

85. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

86. Мошков, В.А. Механика вырождения / В.А. Мошков. Варшава. 1910. http://www.velesova-sloboda.org/antrop/moshkov2.html (28.02.08).

87. Мусаелян, Л. А. Марксово учение об историческом процессе и теория постиндустриального общества / Л. А. Мусаелян // Философии и общество. -2005.- №2.-С. 39-59.

88. Немировский, А.И. История древнего мира / А. И. Немировский. М.: Владос, 2000. - 448 с.

89. Ницше, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1999. - Т. 1. - 829 с.

90. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. МН.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. - 1280 с.

91. Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории. Курс лекций / Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Аспект Пресс, 1999. - 400 с.

92. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гассет. М.: Радуга, 1991.-640 с.

93. Осипов, Г. В., Тощенко, Ж. Т. Современный мир и религия / Г. В. Осипов, Ж. Т. Тощенко // Вопросы философии. 2007. - № 6. - С. 3 -16.

94. Панфилова, Т. В. Проблема смысла истории / Т. В. Панфилова // Вопросы философии.-2006. — № 12. -С. 11-23.

95. Петров, Ф. Н. Эсхатология: философско-религиозный анализ (исторический аспект): Автореферат дисс. . канд. филос. наук: 09.00.13 / Ф.Н.Петров. -Екатеринбург, 2001. -23 с.

96. Пивоваров, Д.В. Эсхатология // Современный философский словарь / Д. В. Пивоваров. М. - Бишкек - Екатеринбург: Одиссей, 1996. - 608 с.

97. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. - 656 с.

98. Плютто, П. А. Иллюзия аутентичного мифа: революция и литература / П. А. Плютто // Вопросы философии. 2007. - № 12. - С. 28 - 40.

99. Полторацкий, Н. Бердяев и Россия: (Философия истории России у H.A. Бердяева) / Н. Полторацкий. Нью-Йорк, 1967. - 262 с.

100. Постижение истории. Онтологический и гносеологический подходы. -Минск: БГУ, 2002. -291 с.

101. Преп. Иустин (Попович) Догматика Православной Церкви: Эсхатология / Иустин. М. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.- 144 с.

102. ЮЗ.Пригожин, И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И, Стенгерс. М.: Эдиториал УРСС, 1997.- 448 с.

103. Рассел, Б. История западной философии. В 2-х т. / Б. Рассел. М.: МИФ, 1993.-Т. 1.-506 е.,-Т. 2.- 444 с.

104. Рассел, Б. Человеческое познание: Его сфера и границы / Б. Рассел; пер с англ. Н. В. Воробьева. — Киев : Ника-Центр, 2001. — 560 с.

105. Розанов, В.В. Апокалипсис нашего времени / В. В. Розанов. М.: Захаров, 2001.- 256 с.

106. Розанов, В.В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Опыт критического комментария // Уединенное / В. В. Розанов. М.: Эксмо-Пресс, 1998. - 912 с.

107. Россия перед вторым пришествием (Материалы к очерку Русской эсхатологии). Краматорск: Тираж-51, 2002. -612 с.

108. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. - 655 с.

109. Рязанцев, С. Танатология наука о смерти / Рязанцев С. - СПб.: Восточно — Европейский Институт Психоанализа, 1994. - 384 с.

110. Сапожников, Е. И. Общество потребления в странах Запада / Е. И. Сапожников // Вопросы философии. 2007. - № 10. - С. 53 -63.

111. Селезнев, А. М. Всемирно исторический процесс: общественно-экономические формации, цивилизации и межформационные революции / А. М. Селезнев // Философия и общество. - 2005. - № 2. - С. 18 - 38.

112. Семенов, В. С. Диалектика взаиморазвития общества, культуры, цивилизации / B.C. Семенов // Философия и общество. 2006. - № 2. — С. 68-93.

113. Семенов, В. С. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке / В. С. Семенов // Вопросы философии. 2007. -№ 7. - С. 94-113.

114. Семенов, Ю.И., Гобозов, И.А., Гринин, JI.E. Философия истории. Проблемы и перспективы / Ю. И. Семенов, И. А. Гобозов, JI. Е. Гринин. -М.: КомКнига, 2007. 272 с.

115. Современный словарь по общественным наукам / Под общ. ред. О. Г. Данильяна, Н.И. Панова. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. - 528 с.

116. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. М.: Прогресс, 1979.-439 с.

117. Соловьев, B.C. Соч. в 2 т. / В. С. Соловьев. М., 1988. - Т. 1., - 892 е., -Т. 2., -822 с.

118. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза. Минск: Харвест, М.: ACT, 2001. - 336 с.

119. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1990.- 398 с.

120. Тиллих, П. Динамика веры // Избранное. Теология культуры; пер с англ. / П. Тиллих. М.: Юрист, 1995. - 479 с.

121. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

122. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. М.: Политиздат, 1990.-622 с.

123. Томпсон, М. Философия религии / М. Томпсон. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. -453 с.

124. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: Издательство ACT, 2002.- 776 с.

125. Тронский, И.М. История античной литературы / И. М. Тронский. JL: УЧПЕДГИЗ, 1946. -496 с.

126. Угринович, Д.М. Психология религии / Д. М. Угринович. — М.: Политиздат, 1986. 366 с.

127. Унамуно, М. О трагическом чувстве жизни у людей и народов / М. Унамуно. М.: Символ, 1997. - 416 с.

128. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. - 1056 с.

129. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С Аверинцев, Э.А Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. -815 с.

130. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Издательство Наука, 1989. - Ч. 1.,-575 с.

131. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М.: Республика, 1992.-511 с.

132. Франк, С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / С. Л. Франк. -М.: Изд-во Правда, 1990. 214 с.

133. Франк, С.Л. Смысл жизни / С. Л. Франк. М.: ACT, 2004. - 160 с.

134. Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл. СПб.: Ювента, 1999. -496 с.

135. Фрезер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрезер. М.: ACT, 1998. - 784 с.

136. Фрезер, Дж. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. 2-е изд. / Дж. Фрезер, М.: Политиздат, 1989. - 542 с.

137. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; Пер. с нем. Э. Телятниковой. — М.: Издательство ACT, 2004. 635 с.

138. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. - 430 с.

139. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М.: Республика, 1993. -415 с.

140. Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. под общ. ред. А.В Александровой. -М.: Издательство ACT, 2003. 474 с.

141. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. М.Б. Левина. М.: Изд-во ACT, 2004. - 588 с.

142. МЗ.Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. М.Б. Левина. -М.: Издательство ACT, 2004. 349 с.

143. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. -М.: Высшая школа, 1981. -376 с.

144. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / Чанышев А.Н. — М.: Высшая школа, 1991. -512 с.

145. Что такое классика? Онтогносеология. Смысл мира. Истинная середина / Публ. В. М. Герман, А. М. Пичикян, В. Г. Арсланова. М.: Искусство XXI век, 2004. - 496 с.

146. Швырев, В. С. От классической гносеологии к современной эпистемологии / В. С. Швырев // Философские исследования. 1999. - №3. -С. 14-21.

147. Шеллинг, Ф. В. Й. Соч. в 2 т. / Ф. В. Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1989. - Т. 2. -675 с.

148. Шестаков, В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры: Учеб. пособие / В.П. Шестаков. М.: ВЛАДОС, 1995. - 208 с.

149. Шинкао, М.А. Смерть как социокультурный феномен / М. А. Шинкао. -Киев: Ника-Центр, 2003. 320с.

150. Шопенгауэр, А. Соч. в 2 т. / А. Шопенгауэр. Минск: Попурри. 1999. - 832 с.

151. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. М.: Мысль, 1993. - 663 с.

152. Щедровицкий, П. Г. Изменения в мышлении на рубеже XXI столетия: социокультурные вызовы / П. Г. Щедровицкий // Вопросы философии. — 2007.-№7. -С. 36 -54.

153. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: ACT, 2003. - 503 с.

154. Хайтун, С. Д. Социальная неотения как механизм эволюционного прорыва (Ветхий завет, Древняя Греция и Возрождение) / С. Д. Хайтун // Вопросы философии. 2007. - № 12. - С. 97 - 113.0/1^

155. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. — СПб.: Академический проспект, 2005. 224 с.

156. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде. М.: Ладомир, 2000. -414 с.

157. Эпштейн, М. Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории / М. Эпштейн // Вопросы философии. 2006. - № 10. - С. 55 - 68.

158. Янкелевич, В. Смерть / В. Янкелевич. М. Издательство Литературного института им. A.M. Горького, 1999. - 448 с.

159. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. / К. Ясперс. -М.: Республика, 1994. 527 с.

160. Яхнин, Е. Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) / Е. Д. Яхнин // Вопросы философии. 2006. — № 5. - С. 165 — 175.

161. Яшин, В.Б. О возможных истоках некоторых обугорских представлений // Источники по истории Западной Сибири / В. Б. Яшин. Омск: Омский университет, 1987. - 236 с.

162. Giarini, О., Stahel, W. К. The limits tocertainty / О. Giarini, W. К. Stahel. -Dordrecht (Netherlands), 1989.-P. 113- 126.

163. Harvey, D. The Condition of Postmodernity / Harvey D. Cambridge MA, Oxford UK, 1990. -P. 11-28.

164. Fukuyma, F. America at the Crossroads. Democracy Power, and the Neoconservative Legacy / F. Fukuyma. New Haven (Ct.), London. - Yale Univ. Press, 2006. - xiv +226 pp. (

165. Margolis, J. The Rationality of Science / J. Margolis, M. Krausz, R. M. Burian // Rationality, Relativism and the Human Sciences. Dordrecht, 1986. - P. 126-147.

166. Minois, G. Histoire des enfers / G. Minois. Fayard, 1991. - 212 p.

167. Mumford, L. The Transformation of Man / L. Mumford. Chicago, 1999. - 124 p.

168. Popper, K. The Open Society and its Enemies / K. Popper. L., 1973. - 372 p.

169. Shils, E. Faith, utility, and legitimacy of science / E. Shils // Science and its public. -Dordrecht; Boston, 1976.-P. 1-15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.