Онтологические основы морали: Комплексный подход в исследовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Фотиева, Ирина Валерьевна

  • Фотиева, Ирина Валерьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 121
Фотиева, Ирина Валерьевна. Онтологические основы морали: Комплексный подход в исследовании: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Москва. 1999. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фотиева, Ирина Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Научное обоснование морали как одно

из направлений этической мысли

§ 1. Поиск источника морали как теоретико-философская

проблема

§2. Эволюционная этика и другие попытки естественно-научного обоснования морали

§3. Философская мысль Х1Х-ХХ вв в поисках объективного источника морали

Глава II. Мораль как социальная форма проявления универсальных закономерностей бытия

§ 1. Естественнонаучные подтверждения природно-объективного характера моральной детерминации

§2. Мораль как форма проявления глобальных эволюционных принципов

§3. Проблема правомерности применения общенаучных

подходов и результатов к исследованию морали

§4. Специфика морального сознания в свете авторской

гипотезы об источнике морали

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологические основы морали: Комплексный подход в исследовании»

ВВЕДЕНИЕ

Ученые, мыслители всех стран, анализируя современную действительность, все чаще говорят о глобальном кризисе западной цивилизации. Отдельные его проявления, такие, как экологический, энергетический кризисы, уже очевидны. Поиск путей выхода из сложившейся ситуации требует, очевидно, анализа глубинных причин происходящих кризисов. И очень симптоматичной представляется тенденция обращения в этом поиске к самому человеку, его внутреннему миру, системе ценностей. По-новому начинает осознаваться тот простой факт, что причины проблем человечества - в проблемах человека.

Так, в резолюции I Международной конференции "Алтай - Космос - Микрокосм" отмечается: "Масштабы разработки земных недр, развитие техники и науки, вторжение в космическое пространство, обострение экологической, демографической ситуации, проблемы войны и мира - носят глобальный характер и требуют коренного изменения в культуре мышления и жизнедеятельности человеческого сообщества. Многие современные мыслители указывают на реальную угрозу самому существованию человечества на Земле, если ему не удастся преодолеть растущую разобщенность во всех сферах бытия - в познании мира, в межчеловеческом общении, и, самое главное, во внутреннем мире самого человека, дисгармоничного, утерявшего духовные ориентиры." (55, с. 190).

И параллельно указанным глобальным кризисам, закономерно сопровождая их, идет кризис морали, а точнее выражаясь, девальвация основных нравственных ценностей, существовавших тысячелетиями и составлявших ядро большинства моральных учений прошлого.

Возможно, данное утверждение покажется спорным. Казалось бы, напротив, идущие процессы интеграции дают возможность все

большему числу людей ощутить себя членами мирового сообщества, ответственными за его существование. XX век впервые приступил к практическому решению вопроса о правах человека; правители многих государств провозглашают примат общечеловеческих ценностей и т.д. Но параллельно этим процессам, хотя и неоднозначным, но в целом: по-видимому: позитивным, идут и негативные. В них, наряду с прочими, можно выделить две показательных тенденции.

Первая тенденция связана с тем, что в течение очень долгого периода времени существовал социальный институт, одной из прямых задач которого было утверждение определенных моральных норм в обществе - церковь. Разумеется, эта функция выполнялась и другими социальными институтами, но именно церковь брала на себя роль, так сказать, официального "законодателя морали" в обществе, провозглашая безусловность и обязательность моральных норм. И хотя, конечно, можно спорить о степени эффективности этой «религиозной пропаганды», о сложном взаимодействии ее с общим социальным, политическим, культурным и т.д. уровнем того или иного общества, о борьбе с альтернативными формами мировоззрения, - тем не менее, по-видимому, нельзя отрицать тот факт, что так называемое массовое сознание во многом формировалось под воздействием религии, во всяком случае, в степени, достаточной для обеспечения хотя бы минимальной регуляции морального уровня социума. Сейчас же ситуация иная. С одной стороны, большой авторитет в обществе завоевала наука, развивающееся научное мировоззрение. С другой

о п и "

стороны появился мощный соперник церкви, властвующий над душами и умами многих людей - средства массовой информации, формирующие массовое сознание. Таким образом, появились "легальные" альтернативы религиозному мировоззрению (и, соответственно, образу жизни); альтернативы, признанные обществом и, как минимум, не менее распространенные, чем религия. Но в этих новых

альтернативах отсутствует "моральное ядро", столь же определенное и ясное, как в религии. Более того, сами успехи демократии, борьба за права человека, требования "свободы личности" встают в неявное (а иногда и явное) противоречие с требованием соблюдения общепринятых моральных норм. И если с теоретической стороны этические проблемы, в том числе и вопрос об обоснованности, абсолютности или относительности моральных ценностей, остаются предметом дискуссий между различными философскими (и даже психологическими) школами; то проблемы морального выбора каждого конкретного человека значительно усложнились при практическом отсутствии общепризнанных ориентиров. В результате уже появились беспрецедентные тенденции "узаконивания" в массовом сознании явлений, ранее всегда воспринимавшихся если не крайне отрицательно, то как неизбежное зло, например, проституции, о чем свидетельствует даже поверхностный обзор статей и передач средств массовой информации. И эти тенденции нельзя считать случайными; напротив, они усилились до такой степени, что это вызвало попытки законодательно регулировать эту сферу, принять закон "О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации".

Вторая тенденция выражается в растущем неприятии антропоцентристского характера традиционной морали. Многие ученые-естественники, особенно экологи, все чаще говорят о том, что он способствовал отрыву человека от природы, появлению глобальных разрушительных процессов, о чем шла речь вначале. Не случайно так называемое "зеленое движение", начав с выступлений по конкретным экологическим вопросам, естественно перешло к обсуждению фундаментальных проблем взаимоотношения человека и природы, неразрывно связанных с эгоистической, потребительской ориентацией

западного общества, к признанию необходимости "экологизации" морали (См. 16, с.38-41; 23, с.37-42; 74; 78, с.131-139; 126, с.131-134).

В современном обществе, ментальность которого во многом определяется наукой, точными знаниями, большинство людей уже не может слепо принимать на веру моральные постулаты, подчиняясь какому-либо авторитету. Поэтому, может быть, сейчас, как никогда актуальна задача теоретического исследования вопроса об объективных источниках морали, о возможности научного обоснования фундаментальных моральных ценностей. При всей сложности указанной задачи, можно говорить о том, что в настоящее время имеются определенные предпосылки к ее решению. По-видимому, путь к нему лежит через синтез накопленных знаний о человеке в различных областях не только науки, но и искусства, философии, религии; а также в различных культурах.

Нужно сказать, что вопрос об источнике морали входил в большинство этических школ. Решение этого вопроса лежит в основе критерия для многих вариантов типологизации моральных учений. Так, в истории этической мысли выделяются натуралистическое направление, выводящее мораль из природы человека и имманентно присущих ему потребностей (гедонистическая и эвдемонистическая этика, связанная прежде всего, с именами Аристиппа, Демокрита, Эпикура; этические учения эпохи Возрождения в работах Дж.Бруно, Б.Телезио; эволюционная этика в работах Г.Спенсера, Т.Гексли, П.А.Кропоткина, Э.Геккеля, К.Каутского; социобиологическая этика в трудах У.Д.Гамильтона, Р.Л.Триверса, М.Рьюза, Э.Уилсона, К.Лоренца, В.П.Эфроимсона и др.; утилитаристические концепции И.Бентама, Дж. Милля и Дж.Ст.Милля, а также Дж.Роулса, Дж.Смарта, ДжДаррисона и пр., развивавших вариант нового утилитаризма в XX в.; теории общественного договора Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо и пр.); так называемое космологическое направление, рассматривающее мораль как проявление

общемирового закона (Гераклит, стоики, Б.Спиноза, П.Т.де Шарден, П.Сорокин и пр.; трансцендентное направление, постулирующее мораль как сверхприродный (в частности, божественный) закон - направление , восходящее еще к Гераклиту, Платону, наиболее полно воплощающееся в этике средневековья, в работах св.Августина, Фомы Аквинского и других теологов; в трудах И.Канта, Г.Гегеля и др. В XIX-XX вв. в России сформировалось направление, получившее затем название русского космизма. Русские религиозные философы, работавшие в рамках этого направления - С.Н.Булгаков, Л.П.Карсавин, Н.А.Лосский, В.С.Соловьев, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, и др. выдвинули целый ряд идей, которые, будучи переосмысленными на новом научно-философском уровне, могут лечь в основу нового подхода к решению вопроса об источнике морали - идей о единстве мирового целого и направленности его развития, о преображении человеческой природы на основе совершенствования ее духовно-нравственной составляющей. На Западе в этот же период развивался подход, акцентированный на выяснении различных аспектов морали как способа нормативной регуляции, как социального института, как языка суждений, как способа познания (А.Айер, П.Ноуэлл-Смит, Б.Рассел, Ч.Стивенсон, Р.Хеар и др.). Одновременно с этим нравственные проблемы решались в рамках экзистенциализма (М.Бубер, А.Камю, Г.Марсель, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.).

Среди отечественных философов советского периода прежде всего следует назвать С.Ф.Анисимова, Р.Г.Апресяна, Л.М.Архангельского,

A.A. Гусейнова, Ю.Н.Давыдова, О.Г.Дробницкого, В.П.Ильина, Л.П.Коновалову, Т.А.Кузьмину, Ф.А.Селиванова, А.И.Титаренко,

B.А.Титова, К.А.Шварцман, которыми были разработаны многие теоретические проблемы этики, в особенности вопросы функционирования морали в обществе, генезиса морального сознания и т.д. Разумеется, дать сколько-нибудь подробный перечень авторов и

школ, так или иначе касавшихся вопроса об источнике морали, не представляется возможным именно в силу фундаментальности этого вопроса для этической мысли.

Но нужно отметить, что несмотря на столь длительную историю этого вопроса , он по-прежнему остается открытым. Одна из причин, на наш взгляд, заключается в неизбежной односторонности подходов к исследованию данного вопроса, которая, в свою очередь, связана с общей тенденций к дифференциации знания. С прошлого века предпринимались систематические попытки так называемого научного обоснования морали, также страдавшие определенной ограниченностью, узостью подхода. Сейчас же представляется наиболее плодотворным и перспективным комплексный, синтетический подход к проблеме. Данный подход определяет цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертации является обоснование авторской гипотезы об онтологической основе (источнике) морали на основе комплексного философского анализа и синтеза достижений философско-этической мысли и соответствующих результатов естественнонаучных дисциплин.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

1. Провести сравнительный обзор и анализ основных этических учений, в той или иной мере постулирующих и обосновывающих существование объективно-природных закономерностей, лежащих в основе морали

2. Используя основные достижения современной философской и естественнонаучной мысли, сформулировать и обосновать авторскую гипотезу об источнике морали.

3. Продемонстрировать применение авторской гипотезы об источнике морали к решению некоторых традиционных этических проблем.

Методологическую основу диссертационного исследования составил системно-философский подход к анализу основных проблем этики и к разработке авторской гипотезы об источнике морали. В диссертации использованы также некоторые принципы диалектической методологии (принцип всесторонности рассмотрения предмета, единства исторического и логического), а также общенаучные принципы глобального эволюционизма и нелинейности процессов самоорганизации.

В проведенном исследовании получен ряд новых результатов, которые обобщены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Мораль является специфическим проявлением на социальном уровне развития материи глобального эволюционного принципа единства Вселенной, неразрывно взаимосвязанного с принципами гармонии и оптимальности. Данные принципы находят свое отражение в духовно-нравственных идеалах человеческого единения и любви, внутренней и внешней гармонии. С одной стороны, указанные принципы предстают эволюционно более ранними, "низкими", предшествующими появлению человека с его человеческими, духовными потребностями. Но с другой стороны, учитывая современные научные выводы о направленности эволюции, которая выражается, в частности, в закономерном появлении жизни и сознания, они являются как бы предзаданными человеку, указывая направление максимального раскрытия его человеческой сути и потенциала.

2. Данные естественнонаучных исследований все больше подтверждают, что принцип единства, лежащий в основе морали, лежит также в основании природных законов, регулирующих развитие

человечества как биологического вида. Следовательно, человеческое бытие в определенной степени детерминируется указанным принципом единства через биопсихические механизмы (еще недостаточно изученные) таким образом, что серьезные отклонения человеческого поведения и мышления от гуманистической ориентации, переходящие в соответствующие личностные качества, на определенной стадии начинают вызывать нарушения психического, а, как следствие, часто и физического здоровья индивида.

3. Мораль, в ее личностном аспекте, является основным интегрирующим фактором сознания и духовной жизни индивида. Моральное познание можно рассматривать как синтез рациональной и интуитивной форм познания на духовно-нравственной основе, как особую способность "улавливать равнодействующую" множества факторов сложной жизненной ситуации и принимать максимально правильное, "оптимальное" по критерию «максимизации добра», решение. Иными словами, с развитием морального сознания возрастает способность все более адекватной, системной оценки себя, людей, мира в их сложнейшей взаимосвязи; и, как следствие, оптимального поведения, направленного в самой своей основе на гармонизацию отношений людей друг с другом и с миром, разумную творческую деятельность по преобразованию Вселенной в соответствии с ее фундаментальными законами. Таким образом, мораль призвана оптимизировать весь путь развития человечества, постоянно удерживая фокус сознания человека именно на его человеческой - духовной сути.

4. Можно отметить два уровня моральной оптимизации: внешний (отношения: человек - природа, общество) и внутренний (обеспечение единства всех сторон личности на морально-духовной основе). Противоречие между должным и сущим объективно является движущей

силой моральной эволюции. Субъективно оно, на определенном этапе нравственного развития, начинает восприниматься как естественое, имманентное природе человека стремление ко все большему раскрытию своего потенциала, в том числе и морального.

Каждое из положений содержит научную новизну, которую вкратце можно сформулировать следующим образом:

1. Сформулирована гипотеза о морали как проявлении на социальном уровне развития материи глобального эволюционного принципа единства Вселенной, неразрывно взаимосвязанного с принципами гармонии и оптимальности, отражающихся в большинстве духовно-нравственных идеалов.

2. Обоснована детерминация человеческого бытия указанными принципами, проявляющаяся через биопсихические механизмы и выражающаяся в том, что стойкие отклонения в поведении от гуманистической ориентации вызывают нарушения психического здоровья индивида.

3. Показано, что развитие морального сознания проявляется в возрастании особой способности находить "равнодействующую" множества факторов ситуации и принимать максимально правильное,

II и «

оптимальное решение, направленное на гармонизацию отношении людей друг с другом и с миром, разумную творческую деятельность по преобразованию Вселенной в соответствии с ее фундаментальными законами.

Конкретное раскрытие и обоснование выдвигаемых на защиту положений приводится в самом диссертационном исследовании.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Фотиева, Ирина Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная мировая ситуация характеризуется усложнением социальных отношений, нарастанием целого спектра глобальных проблем и в связи с этим - реальной опасностью возникновения глубоких социальных конфликтов. Требуется пристальное внимание к создавшейся ситуации и поиск научно обоснованных путей гармонизации различных сфер общественной жизни на рубеже XXI в. Роль морального измерения общества среди факторов, определяющих социальные процессы, трудно переоценить.

При этом нужно отметить, что концептуальная мораль, то есть, нормативный аспект господствующей теоретической модели морали (по терминологии В.М.Соколова), оказывает, через идеологию, несомненное влияние на реальный уровень морального сознания общества, служа базой для образовательных программ соответствующего профиля, через них так или иначе утверждая себя в социальных институтах, в различных формах контроля за средствами массовой информации и т.д. Это влияние, очевидно, тем сильнее, чем более обоснованными предстают моральные нормы в общественном сознании того или иного исторического периода. И, как уже было сказано во введении, начиная с конца прошлого столетия можно наблюдать рост потребности в научном обосновании моральных норм, - потребности, наблюдаемой в самых различных социальных слоях населения.

Даже поверхностный анализ социальных процессов дает основания для этого вывода. Так, многие писатели и социальные деятели прошлого века отмечали перемену в общественном сознании, которая была связана с падением авторитета религии, в связи с ростом научного знания и увлечения некоторыми его неправомерными и поспешными обобщениями, особенно среди молодежи. «Если Бога нет

- все позволено», как образно формулировал эту ситуацию Достоевский, и в определенном смысле она повторяется сейчас.

Интуитивное чувство без-условности морали, по-видимому всегда испытываемое наиболее чуткой частью любого общества, находило свое выражение в непрекращающихся попытках нахождения объективного источника морали, сначала в идеалистических, теологических этических учениях, затем - в естественнонаучных, и наконец, в концепциях, которые можно условно назвать синтетическими. Эти концепции, на наш взгляд, в наибольшей степени могут служить основой для дальнейшего развития этической мысли. Их создатели, во-первых, стремятся к синтетическому философскому обобщению результатов других областей знания; во-вторых, в них в той или иной степени прослеживаются идеи единой (не являющейся фатально непримиримой) материально-духовной природы человека; а также развития, эволюции самой сущности человека, не только биологической, но и духовной. В-третьих, они ставят свой задачей изучить мораль как часть единого Универсума, в единой системе отношений: Вселенная - общество -человек. Иными словами, авторы этих концепций стремятся дать целостную картину мира, выявить место морального закона в ней, показать взаимосвязь различных сторон и уровней морали в индивидуально-личностном и социальном бытии человека. Некоторые примеры таких концепций были нами рассмотрены в первой главе данной работы.

В продолжение этой, на наш взгляд, очень перспективной линии, требуется дальнейшее развитие моральной теории на базе современных результатов, полученных не только в области философского, но и общегуманитарного, и естественнонаучного знания. Не следует пренебрегать и недостаточно изученным наследием восточной мысли, все более начинающим привлекать к себе внимание ученых, среди которых, пожалуй, пока трудно встретить философов-этиков. Среди обширного поля исследований, особое место принадлежит, по нашему мнению, вопросу об источнике морали, закономерно считавшемуся в числе основных. Развитие некоторых подходов к его решению явилось основной целью данного диссертационного исследования.

Безусловно, в рамках работы не было возможности достаточно полно осветить всю панораму этической мысли, исследовавшей возможность нахождения объективного источника морали, и проанализировать основные результаты в этой области. Также невозможно было даже тезисно представить наиболее интересные и важные для темы нашей работы результаты исследований, проводимых в естественных науках. Тем не менее, сама многочисленность подобных исследований, непрекращающиеся попытки ученых интерпретировать мораль с научной точки зрения, несмотря на определенную односторонность этих попыток и получаемых результатов, также, по нашему мнению, свидетельствует о закономерности самой тенденции. И в связи со всем сказанным представляется, что комплексный, синтетический подход к проблемам морали может оказаться достаточно перспективным, что отчасти подтверждается полученными результатами.

Подводя итоги данного диссертационного исследования, сформулируем основные результаты работы.

1. Мораль является специфическим проявлением на социальном уровне развития материи глобального эволюционного принципа единства Вселенной, неразрывно взаимосвязанного с принципами гармонии и оптимальности. Данные принципы находят свое отражение в духовно-нравственных идеалах человеческого единения и любви, внутренней и внешней гармонии. С одной стороны, указанные принципы предстают эволюционно более ранними, «низкими», предшествующими появлению человека с его человеческими, духовными потребностями. Но с другой стороны, учитывая современные научные выводы о направленности эволюции, которая выражается, в частности, в закономерном появлении жизни и сознания, они являются как бы предзаданными человеку, указывая направление максимального раскрытия его человеческой сути и потенциала.

2. Данные естественнонаучных исследований все больше подтверждают, что принцип единства, лежащий в основе морали, лежит также в основании природных законов, регулирующих развитие человечества как биологического вида. Следовательно, человеческое бытие в определенной степени детерминируется указанным принципом единства через биопсихические механизмы (еще недостаточно изученные) таким образом, что серьезные отклонения человеческого поведения и мышления от гуманистической ориентации, переходящие в соответствующие личностные качества, на определенной стадии начинают вызывать нарушения психического, а, как следствие, часто и физического здоровья индивида.

3. Мораль, в ее личностном аспекте, является основным интегрирующим фактором сознания и духовной жизни индивида. Моральное познание можно рассматривать как синтез рациональной и интуитивной форм познания на духовно-нравственной основе, как особую способность «улавливать равнодействующую» множества факторов сложной жизненной ситуации и принимать максимально правильное, «оптимальное» по критерию «максимизации добра», решение. Иными словами, с развитием морального сознания возрастает способность все более адекватной, системной оценки себя, людей, мира в их сложнейшей взаимосвязи; и, как следствие, оптимального поведения, направленного в самой своей основе на гармонизацию отношений людей друг с другом и с миром, разумную творческую деятельность по преобразованию Вселенной в соответствии с ее фундаментальными законами. Таким образом, мораль призвана оптимизировать весь путь развития человечества, постоянно удерживая фокус сознания человека именно на его человеческой - духовной сути.

4. Можно отметить два уровня моральной оптимизации: внешний (отношения: человек - природа, общество) и внутренний (обеспечение единства всех сторон личности на морально-духовной основе). Противоречие между должным и сущим объективно является движущей силой моральной эволюции. Субъективно оно, на определенном этапе нравственного развития, начинает восприниматься как естественное, имманентное природе человека стремление ко все большему раскрытию своего потенциала, в том числе и морального.

Отмеченные результаты, как полагаем, могут использоваться для дальнейшего комплексного исследования феномена морали, и в перспективе - создания единой синтетической концепции морали, адекватно отражающей сложную современную моральную практику. Выводы диссертации могут быть учтены в педагогической практике, при подготовке школьных и вузовских пособий по философии, этике, проблемам теории познания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фотиева, Ирина Валерьевна, 1999 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, СО, 1989 - 272с.

2. Агни-Йога: В 3 т. - Самара: Тольяттинское рериховское общ-во, 1992. Т.1 - 624 е., Т.2 - 617 е., Т.З - 623 с.

3. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985 - 158 с.

4. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта.// Вопросы философии. - N 8. - 1993. - С.37-42.

5. Апресян Р.Г. Идея морали. - М.: Изд-во ИФРАНД995 г. - 348с.

6. Архангельский JI.M. Марксистская этика: Предмет, структура, основные направления. - М.Мысль, 1985. - 239 с.

7. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: "Refl- book", 1994.-314 с.

8. Астафьев В.И., Горский Ю.М. Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. Введение. - Новосибирск: Наука, 1990.-С. 6-19.

9. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Наука, 1981.-356 с.

10. Балашов Ю.В. "Антропные" аргументы в современной космологии //Вопр.философии. - 1988. - N7. - С. 117-127.

11. Бергсон А. Два источника морали и религии. - М.: "Канон", 1994. -384 с.

12. Бергсон А. Творческая эволюция. - М:.Мусагет, 1909. - 360с.

13. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека.: Опыт персоналистической философии. - Париж: ИМКА-Пресс, 1939. - 222 с.

14. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. - М.: Наука, 1990а. - 222 с.

15. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л.:Лениздат, 1992. - 399 с.

16. Блекстоун У.Т. Экологическая наука и этика // Отчет о работе советской делегации на XVI Всемирном философском конгрессе (27 авг.-2 сент. 1978 г., г. Дюссельдорф, ФРГ). - М.: НФПК, 1979. - С.38-41.

17. Бобров М.Я., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. "Причины, пути и перспективы антропного движения в социологии и философии XX века". - Барнаул: изд-во АТУ, 1996. - 59 с.

18. Бойко B.C. Предпосылки и начало самооорганизации // Филос.науки. 1988.- N 10. - С.104-107.

19. Бондарев A.C., Мажолис Е.Т. "Гомеостатические взаимодействия человека, общества, природы и мышления" //Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. - Новосибирск: Наука, 1990. - С.84-99.

20. Бородкин В.В. Диалектика, гомеостатика и способы самоорганизации систем. //Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. - Новосибирск: Наука, СО, 1990. -С.75-83.

21. Буданов В.Г. Синергия гармонии - ключ к эволюции формы и ритма. // Мир огненный N 3 (14). - М.: изд-во МЦР и ЛО МЦРД997. -С.22-31.

22. Булгаков С.Н. Исследование о природе общественных идеалов.- В 2т.-М., 1911.-Т.1 -303 е.; Т.2-313 с.

23. Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму //Вопросы философии. - 1995. - N 3. - С.37-42.

24. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли: Формирование основ мировоззрения и менталитета. - М.: Наука, 1989. - 309 с.

25. Васильева Т.С. Вступ.статья// П.Сорокин. Главные тенденции нашего времени. - М.: Ин-т социологии РАН, 1993. - 195 с.

26. Вернадский В.И. Начала и вечность жизни. - М.: Советская Россия, 1989. - 74 с.

27. Вернадский В.И. Письмо к И.М.Гревсу от 4 октября 1933 г. // Мочалов И.И. В.И.Вернадский. - М.: Наука, 1982. - С.278-279.

28. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

29. Винограй Э.Э. Основы общей теории систем. - Новосибирск: Зап.-Сиб.отд. Философского Общ-ва России , 1993. - 239 с.

30. Гвишиани Д.М. Системная природа перестройки // Вопросы философии. 1988. - N7. - С.3-15

31. Геккель Э. Мировые загадки. - М.:Наука, 1937. - 157 с.

32. Горелик Г. О чувстве прекрасного, или физико-этические проблемы мироздания//Знание-сила. - 1990. - N10.-С.50-57.

33. Горский Ю.М. Системно-информационный анализ процессов управления. - Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1987. - 326 с.

34. Горский Ю.М. Гомеостатика: модели, свойства, патологии. // - С. 2067.

35. Григорьева Т.П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений // Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М.: Наука, 1983.-С.6-16.

36. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. - М.: Наука, 1992. -424 с.

37. Гундарев И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? (факты и аргументы). - М.:"Медиа Сфера", 1995. - 99 с.

38. Гусейнов A.A. Введение в этику - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 208 с.

39. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 269 с.

40. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. - М.:Изд-во МГУ, 1974. - 157 с.

41. Гусейнов A.A. Вступнт.статья //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения /Редкол.:А.А.Гусейнов и др. - М. ¡Политиздат, 1990.-С.12-13

42. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк.-М.: Наука, 1977. - 333 с.

43. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М.:Наука, 1977.- 333 с.

44. Дробницкий О.Г. Философия и моральное воззрение на мир//Философия и ценностные формы сознания: Критический анализ буржуазных концепций природы философии. - М.: Наука, 1970. - 348 с.

45. Дубко, Е.Л., Титов В.А.. Идеал, справедливость, счастье. - М.:Изд-во МГУ, 1989.- 188 с.

46. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М.: СП "Соваминко", 1989. - 280 с.

47. Дэвис П. Суперсила: Поиски единой теории природы. - М.: Мир, 1989.-272 с.

48. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. -М.: Наука, 1977. - 168 с.

49. Иванов A.B. Изучение парадоксальной реальности сознания как жизненно-практический вопрос //Тезисы 4-й конф. "Алтай - Космос -Микрокосм". - Барнаул: Изд-во АГИИК; Фонда "Алтай-21 век".-С.13-18.

50. Иванов A.B. Сознание и мышление. - М.: изд-во МГУ, 1994. - 129 с.

51. Иванов В.Г. История этики древнего мира. - СПб: Изд-во Лань, 1997. - 256 с.

52. Идлис Г.М. От антропного космологического принципа к единому всеобщему разумному первоначалу на высшем уровне естественной самоорганизации материи // Тезисы докладов I Международной конференции "Алтай - Космос - Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. -С.45-48.

53. Идлис Г.М. Структурная бесконечность Вселенной и Метагалактика как типичная обитаемая космическая система (Тезисы доклада) //Труды

VI совещания по вопросам космогонии (Москва, 5-7 июня, 1957г.). Внегалактическая астрономия и космология. М.: АН СССР, 1959г.С.270-271.

54. Истоки альтруизма. [Матер.дискуссии, организ. редакцией журнала "Человек"] // Человек. - 1995. - N 6. - С.26-36.

55. Итоговые документы 1-й международной конференции "Алтай -Космос - Микрокосм". - Барнаул: Ак-Кем, 1994. - С. 190.

56. Казначеев В.П. Институт человека или человечества? (К программе МИКА "Юпитер"// Вестник МИКА. - 1994. - N 1. - С.9-11.

57. Казначеев В.П. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука, 1991. - 302 с.

58. Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей.- Новосибирск:Наука,СО, 1985. -181 с.

59. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Феномен человека: Комплекс социоприродных свойств //Вопр.философии. - 1988а. - N7. - С. 29-36.

60. Казначеев В.П., Трофимов A.B. Новые данные о взаимодействии человека с информационным полем Земли в приполярных районах//Бюллетень СО РАМН. - 1992. - С. 46-48.

61. Казначеев В.П., Трофимов A.B. Проблемы новой космогонии (выживание в живом пространстве): Препринт/ СО РАМН. - 1993.

62. Казютинский В.В. Социокультурный и научный универсализм: нетрадиционные контексты. // Тез. докл.II Междунар.конфер."Алтай -Космос - Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1995. - С. 19-23.

63. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпози. - Минск: Белорусский фонд Рерихов, 1997. - 812 с.

64. Коновалова Л.В. Критика методологии современной буржуазной этики в решении проблем морального сознания и поведения // Мораль: сознание и поведение. - Отв.ред. Н.А.Головко. - М.:Наука, 1986. - 208 с.

65. Крутова О.Н. Нравственное сознание и моральные отношения //Мораль: сознание и поведение. - М.:НаукаД986. - 208 с.

66. Кулаков Ю.И. Какой представляется мне на данном этапе высшая цель науки. // Тез.докл.II Междунар. конф."Алтай - Космос Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1995. - С.120-125

67. Кюнг X. Религия на переломе эпох // Иностр. лит-ра. -N 11. -1990. -с.223-229.

68. Лао Цзы. Книга о Пути и Силе. - Спб.:"Новый Мир", 1994.- 127с.

69. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность. //Психология личности. Тексты. - М.: изд-во МГУ, 1992. - С.71-79.

70. Лосев А.Ф. В.С.Соловьев. - М.Мысль, 1994. - 231 с.

71. Мамонова М.А. Запад и Восток. Традиции и новации рациональности мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 103-104.

72. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.[в 30-ти т.]. - М.: Политиздат, 1958. -Т.З. -787 с.

73. Марутаев М.А. О законах гармонии//Тезисы докладов II Международной конференции "Алтай - Космос - Микрокосм". Барнаул: Ак-кем, 1994, с.52-54.

74. Меденцева М.П. Этические проблемы науки. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976. - 146 с.

75. Мельников Г.П. Разум и биосфера (взгляд системолога).// Дельфис -N3.- 1998. с.55-61.

76. Михеева И.Н. Проблема взаимосвязи нравственных и внеморальных мотивов поведения личности.// Мораль: сознание и поведение. - Отв.ред. Н.А.Головко. - М.:Наука, 1986. - 208 с.

77. Моисеев Н.И. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI века // Обществ.науки и современность. - 1994. - N 6. - С.131-139.

78. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. -351 с.

79. Моисеев H.H. Человек, среда, общество. - М.:Наука, 1987. - 240 с.

80. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. -М.: Прометей, 1989. - 287с.

81. Нарликар Дж. Неистовая Вселенная. - М.:Мир, 1985. - 256 с.

82. Немировский JI.H. Мистическая практика как способ познания: Конспект лекций /Московский инженерно-физический институт.-М.,1993.- 116 с.

83. Олдак П.Г. Введение в метасоциальный анализ. Теория экологически устойчивого общественного развития. - Новосибирск: изд-во НГУ, 1992. - 129 с.

84. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопр.философии. - N 3. 1989.-С.119-121.

85. Петропавловский Р.В. Значение и ценность морали для личности.//Мораль: сознание и поведение. - Отв.ред. Н.А.Головко. -М.:Наука, 1986. - 208 с.

86. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.

87. Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 431 с.

88. Разин A.B. Ценность плюрализма и множественности в основаниях бытия личности //Моральные ценности и личность/ Под ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева. - М.: Изд-во МГУ, 1994 - С.26-42.

89. Разумовский О.С. Вселенная человека и человек во Вселенной. // Тез. докл.П Междунар.конф."Алтай - Космос - Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1995. - С.62-53.

90. Разумовский О.С. Оптимальность как выражение единства ценностного и рационального в системах живой природы и общества. // Гуманитарные науки в Сибири. Сер.:Философия и социология. - 1995. -N2. -С.21-27.

91. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию. // О человеческом в человеке. - М.: Изд-во политической лит-ры, 1991. - С.22-39.

92. Рерих Е.И. Письма: В 3 т. - Новосибирск: "Вико", предприятие "Алгим", 1993.-Т.1 -510 с.

93. Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. - Рига: Виеда,

94. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика //Вопросы философии.-1987. -N1.-C. 100-104.

95. Рыков В.В. Этизация гуманитарного образования школьников// Тез. междунар, научно-практич.конф."Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт. Барнаул: Ред.-изд.отдел Барнаульского высшего пед. училища-колледжа, 1997. -С.90-91.

96. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-пресс, 1992.- 190 с.

97. Семенова С.Г. Русский космизм. Вступ.статья // Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

98. Семенцов B.C. Бхагаватгита в традиции и в современной научной критике. - М.: Наука, 1985. - 236 с.

99. Смирнов Б.Л. Санкхья и Йога // Махабхарата. - Вып. VII, ч. 2. -Ашхабад: Ылым, 1981а. - С.79-214.

100. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. -М.:Изд-во МГУ, 1989. - 200 с.

101. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. - 225 с.

102. Соловьев B.C. Оправдание добра. - М.: Республика, 1996. - 478 с.

103. Соловьев B.C. Смысл любви. - Киев: "Лыбидь" - АСКИ, 1991. - 63 с.

104. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. /АН СССР, Ин-т философии.-М. Мысль, 1990. - Т.1 - 894 е., Т.2 - 824 с.

105. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. - М.: Ин-т социологии РАН, 1993. - 195 с.

106. Сорокин П.А.. Нормативная ли наука этика и может ли она ею быть? //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - С. 213232.

107. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. -Минск: Совр.литератор, 1998. - 1407 с.

108. Субетто А.И. Закон кооперации как основной закон развития мировой цивилизации в XXI веке. Возрастание роли аграрного сектора жизни в развитии мировой цивилизации. // Субетто А.И. Библиография опубликованных работ. Избранные статьи.- СПб-М.: Исслед.центр проблем качества подготовки специалистов, 1977. - С. 103-116.

109. Субетто А.И. Синтетическая революция, кризис истории и человековедение //Мир человека. Петровская академия наук и искусств. Общероссийская академия человековедения. Период, издание научн.раб. Выпуск 1. - Н. Новгород: Изд-во НАС А, 1993. - С.22-43

110. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. - М.: "Ренессанс" СП "ИВО-СиД", 1992.- 311 с.

111. Тейяр де Шарден П. Избранные мысли // П.Тейяр де Шарден. Божественная среда. - М.: "Ренессанс" СП "ИВО-СиД", 1992. - 311 с.

112. Тейяр де Шарден П. Как я верую// П.Тейяр де Шарден. Божественная среда. - М.: "Ренессанс" СП "ИВО-СиД", 1992. - 311 с.

113. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - 240 с.

114. Тейяр де Шарден П. Христос эволюции// П.Тейяр де Шарден. Божественная среда. - М.: "Ренессанс" СП "ИВО-СиД", 1992. - 311 с.

115. Титов В.А. Мораль познающая. - М.: Знание, 1988. - 64с.

116. Топоров В.Н. О Брахмане: К истокам концепции // Проблемы истории языков и культуры народов Индии. - М.:Наука, 1974. - С.20-73.

117. Торчинов Е.А. Учение Гэ Хуна о Дао: человек и природа // Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М.: Наука, 1983.-С. 36-56.

118. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. - М.: Мысль, 1974. - 230 с.

119. Урманцев Ю.А. Формы постижения бытия - их тождество и различие //Тез.докл.I Междунар. конф."Алтай - Космос - Микрокосм". -Барнаул: Ак- кем, 1993. - С. 120-125.

120. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция. Космос. Человек: Общие законы развития и концепция антропокосмизма. - Кишенев: Штиинца, 1986. - 270 с.

121. Ушакова Е.В. Общая теория материи (основы построения). 4.2-Барнаул: Алтайское отд. Философского общ-ва РАН, Алтайский гос.аграрный университет, 1992. - 284 с.

122. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм// Богословские труды. -Сб. XXIV.-М:. Изд-во Московской патриархии, 1983.-С.230-241.

123. Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. - Т. 1 - М: Мысль, 1994. - 797 с.

124. Фотиева И.В. Что есть личность // Тезисы докладов 2-й Междунар.конф."Алтай - Космос- Микрокосм" (Барнаул, 1994 г.).-Барнаул : Ак-Кем, 1994. - С. 30-33.

125. Фотиева И.В. К вопросу о природе морали // Тезисы докладов 3-й Междунар. конф. "Алтай - Космос - Микрокосм" (Барнаул, 1995 г.). -Барнаул: Ак-Кем, 1995. - С. 80-85.

126.Фотиева И.В. Утверждается Человек //Ак-Кем: Междисциплинарный научно-художественный альманах. - Барнаул: Ак-Кем, 1994. - С.50-51.

127. Фотиева И.В. Экологическая этика и современная теория морали // Сб.трудов межрегионального совещания "Экологическое образования для устойчивого развития" - Барнаул: изд- во Алтайского гос. политехнического университета, 1997. - С. 131-134.

128. Фотиева И.В. Нравственное воспитание личности и теория морали. //Тез. междунар. научно-практич. конф."Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт. Барнаул: Ред.- изд.отдел Барнаульского высшего пед.училища-колледжа, 1997. - С. 56-58.

129. Фотиева И.В. Мораль как культурогенетический фактор устойчивого развития. //Тез. межрегион, совещ."Проблемы устойчивого развития общества и эволюции жизненных сил населения Сибири на рубеже XX - XXI вв. - Барнаул, изд-во АТУ, 1998. - С. 25-27.

130. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981. - 304 с.

131. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. -510 с.

132. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

133. Фролов И.Т. Перспективы человека. _М.:Политиздат, 1983. - 350 с.

134. Фромм Э. Душа человека. М.:Республика, 1992. - 429 с.

135. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 330 с.

136. Фромм Э. Искусство любви. - Минск: "Полифакт", 1990.- 77 с.

137. Фромм Э. Человек для себя // Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя - Мн.ЮОО "Поппури", 1998. - 672 с.

138. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. - М.: Мысль, 1973. - 322 с.

139. Хлуновский А.Н. О современной медицинской парадигме // Сознание и физическая реальность - М.: ФОЛИУМ, 1997. -Т. 1 -С.1 -13.

140. Хорни К. Женская психология. - СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993. - 220 с.

141. Хорни К. Культура и невроз. //Психология личности. Тексты.- М.: изд- во МГУ, 1992. - С. 97-98.

142. Цветков В.Д. Золотое творчество природы.// Дельфис - N 3. - 1998. -С. 64-68.

143. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. - М.: Паимс, 1992. - 256 с.

144. Чайковский Ю.В. Молодежь в разнообразном мире //Социологические исследования. - 1988. -N 1. - С.76-84 .

145. Черникова И.В. Идея глобального эволюционизма как основы метафизики гармоничного космоса // Тезисы докладов II Международной конференции "Алтай - Космос - Микрокосм". -Барнаул: Ак-кем, 1995. - С. 36-37.

146. Чижевский A.JI. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. - М.: Мысль, 1995. - 715 с.

147. Шабельников В.К. Психика как функциональная система. - Алма-Ата:"Мектеп", 1986. - 271 с.

148. Шварцман К.А. Современная буржуазная этика: иллюзии и реальность. М.: Мысль, 1983. - 215 с.

149. Швебс Г.И. Духовность мироздания. - Одесса:изд-во ТПО "Аспект", 1995. - 105 с.

150. Швейцер А. Культура и этика. - М.:Наука, 1973. - 356 с.

151. Шердаков В.Н. Нравственное самоопределение как проблема истории духовной культуры//Мораль: сознание и поведение. - Отв.ред. Н.А.Головко. - М.:Наука, 1986. - 208 с.

152. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность: Историко-критический очерк. - М.:Мысль, 1979. - 268 с.

153. Шрейдер Ю. Этика - компонент методологии науки // Вестник высшей школы. - 1991. - N 6. - С.47-51.

154. Щербак Ф.И. Мораль как духовно-практическое отношение (методологический аспект). - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1986. - 175 с.

155. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. - СПб:Талисман, 1995. -281 с.

156. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. - 1971. - N10. - С. 193213.

157. Южаков В.Н. Организация процесса развития. Объективные закономерности, познание и управление. - Саратов: Изд-во СГУ, 1986. -158 с.

158. Юм Д. Собр.соч. в 2 т. - Т.2. - М.:Мысль, 1965. - 780 с.

159. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий.- М.: "Медиум", 1994. - 242 с.

160. Capra F. The Tao of physics. - 2ed. -Boulder:Schambhala,1983. - 346 p.

161. Hamilton W.D. The Genetical Evolution of Social Behavior //The Journal of Theoritical Biology, 1964. - N 7. - P. 1-16.

162. Huxley J. Essays of a humanist. Harmonds North, 1966.

163. Lorenz K. The Functional Limits of Morality // SBD. 309 p.

164. Trivers R.I. The Evolution of Reciprocal Altruism // Sbd. P. 213-226.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.