Онтология религиозного праксиса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Городнёва, Марина Станиславовна

  • Городнёва, Марина Станиславовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 169
Городнёва, Марина Станиславовна. Онтология религиозного праксиса: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Саратов. 2009. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Городнёва, Марина Станиславовна

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНОГО ПРАКСИСА

§ 1. Религиозный праксис в онтологических моделях религиозно-философских систем

§ 2. Феноменология Э. Гуссерля как методологический вариант анализа религиозного праксиса

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН РЕЛИГИОЗНОГО ПРАКСИСА В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

§ 1. Универсальные структуры праксиса в традиционных религиозных онтологиях

§2.Духовностъ как телеологическая доминанта философского и религиозного праксиса ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтология религиозного праксиса»

Актуальность темы исследования

Проблемное поле онтологии на протяжении всей истории развития философской мысли в ее многообразии, не теряет своей фундаментальности. Каждая эпоха со свойственной ей спецификой мировосприятия, исходя из своих особенностей, ставила и решала вопросы о бытии, познании, сознании, месте субъекта в структуре бытия, соотношении сознания и бытия, о том, каким способом возможно существование в бытии, каков механизм праксиса. Проблематика праксиса представляет собой целое направление праксиологии в рамках онтологии, и является перспективной в современной философии.

На протяжении последнего столетия, мы стали свидетелями новой концепции существования человечества, в рамках которой происходит сознательная выработка и практическая реализация проектов человека. Именно это и заставило обратить внимание на сложность практического воплощения идеальных элементов в сфере наличного бытия, а так же, задуматься над тем, каков онтологический статус практической деятельности, что есть праксис как бытийный феномен. Вместе с тем, очевидным остается то, что структуры праксиса и структуры онтологических моделей в нашем сознании, имеют устойчивую взаимосвязь.

Таким образом, праксис как источник некоего преобразования мира, следует относить не к свойствам материи, а к фундаментальным свойствам человеческого духа. Измерение праксиса, в первую очередь, связано с духовной природой субъекта. В своей познавательной деятельности человек стремиться к предельным основаниям бытия. Данный посыл реализуется в различных стратегиях праксиса. Понятие духовного праксиса предельно широко и объединяет в себе объективное и субъективное в рамках понятия духа. Однако, само представление о духе не нашло должного отражения в науке в качестве осмысленной онтологической категории.

В связи с этим, видится необходимым обратиться к сфере человеческого рефлексивного опыта, каковым является религия, поскольку духовная сфера изначально для нее была однозначной и приоритетной. Именно в ней праксис подробно изучался и рассматривался как элемент духовного бытия субъекта. Опредмеченная область духовного проявляется в религии как рефлексивная сфера духовного опыта, где бытие есть бытие духа. В первую очередь научный интерес представляют механизмы взаимодействия сознания и бытия, а так же, этапы трансформации сознания от соприкосновения с бытием.

В религиозно - философских системах представлены различные варианты бытийных концепций, что запечатлевается в ментальных матрицах, конструирующих картину мироздания той или иной культурной традиции и, даже эпохи. В этом отношении видится необходимым исследование праксиса в фундаментальных религиозных онтологиях в контексте современности. Через поиски смысла человек способен преодолеть бессмысленность окружающего мира, свою конечность и отчужденность, почувствовав себя необходимой частью бытия, не менее существенной и важной, чем окружающий мир. Эти поиски и составляют незримый фундамент того, что именуется философским поиском, любовью к мудрости. Философия, «вопрошая» о бытии, об истине, как и прежде, отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживая уникальность своего предмета исследования, который до конца не сводим ни к эмпирической очевидности, ни к вере.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема праксиса появляется в донаучный период развития философского знания и затрагивает весьма широкий круг исследований, в которых рассматриваются отдельные аспекты этой темы. В данной работе наибольший интерес вызывает проблема, прежде всего, духовного праксиса как некой духовной деятельности, в результате осуществления которой происходит онтологическая трансформация субъекта и бытия. Одной из фундаментальных характеристик такого духовного праксиса является обращение субъекта к непосредственно предельным бытийным основаниям.

Данная ориентация начинает проявляться в античной философской традиции1. У элеатов оформляется представление о чистом бытии, которое не смешано с явлениями сущего2. Та же тематика встречается в работах о

Аристотеля . Это бытие Абсолютно, едино, несубстратно, неизменно, не допускает делимости, относительности и количественной градации. В учении Платона и Плотина необходимой основой, высшим началом бытия выступает идея Единого и Блага. Совершенное прекрасное бытие постигается как Истина. Следуя за Сократом, Платон тесно связывает истинное бытие с добром. Душа как элемент бытия, содержит знание истины и обладает внутренней способностью постигать добро как гармонический строй истинно сущего бытия4. Таким образом, концептуальное оформление вектора, осмысления предельных оснований бытия, оформляется в рамках античной традиции. А чуть позже эта концептуализация переносится в рамки традиции религиозно — богословской. В христианстве встречается диалектика творца и творения вследствие непреодолимой онтологической границы5 и вариант решения ее преодоления посредством энергийного духовного восхождения6.

В историко - философском и научном дискурсе проблема религиозного праксиса не рассматривалась напрямую. Однако интерес к подобной проблематике возникает в философской антропологии, психологии, культурологии, религиоведении, социологии. С начала 90-х годов XX века

Гераклит. Пифагор. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, 1989; Анаксагор. О природе. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, 1989; Эмпедокл. О небе. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, 1989.

2 Ксенофан. О природе. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, 1989; Парменид. О природе. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, 1989.

3 Аристотель. Метафизика. М.: Изд-во Эксмо, 2006; Аристотель. Категории. Соч.: В 4 т. М., 1978; Аристотель. О душе // Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1975.

4 Платон. Теэтет. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1990; Платон. Филеб. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1990; Платон. Парменид. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1990; Платон. Государство. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1990; Плотин. Эннеады. К.: Уцим-Пресс, 1995.

5 Новый Завет. Библия. M.: Российское библейское общество, 2008; Августин. О граде Божием // Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4. СПб., Киев: Алетейя, УЦИММ-Пресс, 1998; Августин Аврелий. Исповедь //

Абеляр П. История моих бедствий. М. 1992; Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Григория Паламы. М.,1996; Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1995. сЕп. Феофан Затворник. Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучении св. Отцов и опытных ее делателей. Составитель игумен Валаамского монастыря. M., 1992; Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих, M., 1996; Протоирей И. Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие: (Конспекты лекций). Мн.: Лучи Софии, 2001; Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. M.: ДАРЪ, 2006. ряд авторов проявляет интерес к категории «духовная практика»7. Наибольший вклад в развитие данной категории внес С.С. Хоружий, подробно разработавший сводную характеристику понятия «духовная практика» посредством анализа техник и состояний в рамках разнообразных культурно - религиозных традиций Востока и Запада. Подобная работа свидетельствует о расширении сферы современного гуманитарного знания посредством внесения в рамки философского изучения феномена религиозного праксиса в качестве объекта исследования.

В онтологическом анализе феномена религиозного праксиса можно выделить несколько основных подходов. Для анализа смыслообразующих явлений философского и религиозного праксиса используется методология, выработанная в рамках классической гуссерлианской феноменологии8. Феноменологический метод Э. Гуссерля позволил сделать феномены внутренней жизни предметом дисциплинарного философского анализа, поскольку он содержит исследовательскую установку «вынесения за скобки» всех аспектов, не относящиеся к «эйдосу» исследуемого феномена. Результатом феноменологической редукции в конечном счете, становится выявление внутренней фундаментальной компоненты субъекта практики — «Я есмь», которая является центровым смыслообразующим, объединяющим, конституирующим деятельность сознания элементом, а так же интенциональной первоосновой «моего» мира. В рамках единства ноэматико - нозтического содержания сознания как единства переживания с позиций содержания и осуществления, предмет обретает свою бытийную значимость9.

7 Вильданов У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ. Уфа: РИО БГУ, 2006; Хоружий С.С. О старом и новом. Трилогия Границы: три текста о Духовной практике. СПб.: Алетейя, 2000; Торчинов Е.И. Религии мира: опыт Запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр Петербургское востоковедение. 1998.

8 Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. СПб.: Владимир Даль, 2004.; Феноменология // Логос. 1991. №1; Картезианские размышления. СПб.: Наука: Ювента, 1998; Гуссерль Э. Кризис европейского человечества. Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994; См: Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994.

9 Husserl Е. Husserliana (Gesammelte Werke): Auf Grund des Nachlasses veruffentlicht vom Husserl-Archiv (Louvain) unter Leitung von H. L. van Breda. Den Haag: Nijhoff, 1950-1975; Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994.

Психоаналитический подход изучает онтологическую проблематику в контексте психоаналитической трактовки психических и культурных

10 п процессов . В рамках данного подхода практические научные исследования трансперсональных состояний применительно к феноменам мистического опыта разрабатывается в трудах ряда западных психологов: К. Юнг, У.Джемс, Ньютон Мэлони, С. Гроф, Ч. Хензел, Ш. Карагулла, Ж.Лакан11.

В рамках философии жизни и неокантианства был поднят вопрос о самостоятельности статуса объекта наук, изучающих проявления

12 /-ч человеческого духа . С помощью указанной методологии можно продуктивно исследовать формы духовного праксиса. В экзистенциальной философии поднимается проблема взаимоотношения человеческой субъективности и мира. Укорененность человека в бытии, его ситуация, по мнению экзистенциалистов, является первостепенным вопросом, поскольку нет смысла вопрошать о предельных основаниях, когда не решен вопрос о человеке. В этом отношении экзистенциальная философия затрагивает проблематику духовного праксиса, поскольку речь идет о глубине человеческой субъективности, трансформирующей себя на основе интенций собственного духа13.

Специфический концептуально яркий феномен духовного праксиса, сочетающий в себе и философские и религиозные аспекты, был проявлен в

10Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М., 1992; Фрейд 3. Тотем и табу // Фрейд 3. «Я» и «Оно» / Труды разных лет. Тбилиси, 1991. иЮнг К.Г.О психологии восточных религий и философий. М.: Московский философский фонд. Изд-во «Медиум» 1994.; Юнг К.Г. Архетип и символ. M., 1991; Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1992.; Хензел Ч. Парапсихология М.: «Мир», 1970.; Карагулла Ш. Прорыв к творчеству. Киев: София, 1993.; Ньютон Мэлони Г. Религиозный опыт: феноменологический анализ уникального поведенческого события // Человек. 1992. №4; Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. M.: Изд-во Трансперсонального института, 1993; Гроф С. Холотропное сознание. М.: ACT: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002; Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. M: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001; Лакан Ж. Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. М.: Гносис, Логос, 1999.

12Дильтей В. Введение в науки о духе. Критика исторического разума. СПб.: Алетейя, 1996; Дильтей В. Категории жизни.Переписка В. Дильтея с Э. Гуссерлем // Вопросы философии. 1995. №10; Виндельбандт В. Избранное. Дух и история. M.: Юрист, 1995; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1988.

13 Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм. В кн.: Сумерки богов. M.: Политиздат, 1989; Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.: Эксмо, 2006; Ясперс К. Всемирная история философии. СПб.: Наука, 2000; Бубер M. Я и Ты. Два образа веры. М.: Республика, 1995. процессе разработки христианской религиозной онтологии русской философией серебряного века, во многом стимулирующей развитие исследовательского интереса автора в данной области. Особо следует выделить работы Н.А. Бердяева, В.Соловьева, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, И.Ильина, Л.П. Карсавина, В. Лосского, С.Л. Франка, П.Д. Юркевича и др14.

Постнеклассическая парадигма определяет объект своего рассмотрения нелинейность и нестабильность как неотъемлемую характеристику бытия. В интерсубъективном подходе анализируется феномен трансцендирования15. Мистический опыт является феноменом трансгрессии, поскольку относится к фактам перехода непроходимой границы налично данного. Понимание феномена духовного и мистического опыта как феномена трансгрессии заключает в своем содержании идеи нелинейной динамики, что отражено в синергетическом подходе16. Синергетический подход, базовый для постнеклассических исследований, позволяет обратиться к проблемам самоорганизации и идеям нелинейной динамики духовной онтологической трансформации сознания и бытия.

Среди современных российских ученых, изучающих проблематику религиозных практик и связанных с ними состояний сознания, следует выделить исследования Е.А. Торчинова, У.С. Вильданова, Б.И. Кузнецова,

17

Д.Д. Дебольского . В контексте энергийной антропологии С. Хоружий

14Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994; Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994; Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990, №4; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ООО «Издательство ACT», 2002; Карсавин Л.П. Noctes petropolitanae. СПб.,1922; Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. М.: Харвест, 1999; Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991; Франк С.Л. Непостижимое. Сочинения Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000; Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Собрание сочинений в 4-х томах. T1.; Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека. Философские произведения. М., 1990.

15 Бланшо М. Последний человек. СПб.: Алетейя, 1997; Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997.

1бПригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.,1986; Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.,1999; Астафьева О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002; Лесков Л.В. Постижение непредсказуемого: бифуркационное пространство XXI века // ОНС: Общественные науки и современность. 2001. №6. С. 167- 175.

Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1998; Торчинов Е.А.Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: «Азбука-классика», занимается разработкой проблемы духовного опыта и практик, используемых в религиозных традициях Христианства и Восточных религий18.

Кроме того, отдельные аспекты исследуемой проблемы обсуждались в трудах зарубежных и отечественных авторов, принадлежащих к различным дисциплинам и методологическим направлениям и рассматривающих проблему существования смыслообразующей онтологической основы в качестве одного из вариантов объяснения картины мира19.

Проблематика духовного праксиса в контексте религиозной онтологии входит в круг научных интересов представителей саратовской философской школы: В.А. Фриауф, З.В. Фомина, И.А. Дорошин, С.И. Мозжилин, Д.Б.

9 Г)

Петров, В.В. Афанасьева, О.В. Шимельфениг .

Петербургское Востоковедение», 2005; Вильданов У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ. Уфа: РИО БГУ, 2006; Дебольский Д.Д. К познанию Абсолюта. Духовный опыт индийских и христианских мистиков. М., 1996; Кузнецов Б.И. Ранний буддизм и философия индуизма по тибетским источникам. СПб.: издательская группа «Евразия», 2002.

18Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции // Вопросы философии. 1998; Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998; Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. 1999; К антропологической модели Третьего Тысячелетия // Вестник РГНФ. 1999, № 3.

19Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997; Сартр Ж. П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000; Основы онтологии. СПб., 1997; Бытие: Коллективная монография. Уфа, 2000; Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. М.: Республика, 1997; Гайденко П.П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистическая категория трансценденции. В кн.: Современный экзистенциализм. М., 1966; Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во Московского университета. 1986; Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001; Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. АН АрмССР. Ин-т философии и права. Ер.: Изд-во АН Арм. ССР, 1987.

20Фриауф B.A. Язык. Сознание. Человеческая реальность.Абсолютно другое. Саратов: Научная книга, 2005; Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1997; Дорошин И.А. Философский дискурс проблемы богопознания в учении отцов Церкви // Социокультурные аспекты взаимодействия личности и общества в современном мире. Саратов: Изд-во СГАУ, 2002. С. 113118; Дорошин И.А. Культура ума как исходный принцип восточно-патристического миросозерцания в становлении религиозной философии серебряного века // Социокультурные аспекты взаимодействия личности и общества в современном мире. Саратов: Изд-во СГАУ, 2003. С. 74-78; Мозжилин С.И. «Я» и феномен духа // Человек и социум в современном трансформирующемся мире. Саратов, 2005; Мозжилин С.И. Проблема духа и человеческого Я в постклассической философии // Человек и власть в современной России. Саратов. Вып. 10; Петров Д.Б. Социальное и религиозное в структуре субъекта // Вестник-Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина. 2008. №1 (14). С. 106-111; Афанасьева B.B. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ. Саратов: Научная книга, 2002; Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: от физики к философии. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2001; Шимельфениг О.В. Живая Вселенная. Сюжетно-игровая картина мира. XXI век: «САМОЗАВЕТ» или «САМОАПОКАЛИПСИС». Саратов: Научная книга, 2005; Шимельфениг О.В. «Самозавст» или «Самоапокалипсис» как следствие выбора в альтернативе: «духовное - материальное» // Интеллигенция и мир: Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. 2007. № 4. С.82-101.

В современной онтологии недостаточно разработана проблема религиозного праксиса. Анализ литературы свидетельствует, что онтология исследуется довольно интенсивно, однако до сих пор не предпринимались попытка разработать концепт «религиозного праксиса» с использованием метода классической феноменологии. Дальнейшей разработки требуют вопросы, направленные на выявление и анализ форм проявления религиозного праксиса в социокультурном пространстве. Для более адекватного понимания методологического, аналитического и мировоззренческого значения категории «религиозный праксис» требуется синтез имеющихся достижений для раскрытия всей полноты этого многоаспектного явления.

Объект исследования

Объектом исследования является онтологический статус религиозного праксиса.

Предмет исследования

Предметом исследования являются онтологические модели религиозного праксиса в христианской и в восточных культурах.

Основная цель исследования

Цель исследования заключается в выявлении онтологического статуса религиозного праксиса, что определило логику решения ряда исследовательских задач:

1. Исследовать феномен духовного праксиса в философском и религиозном аспекте как особого рода взаимодействия человека с бытием, показать ключевые элементы общности их истока, взаимообусловленность и причины расхождения;

2. Применить метод классической феноменологии для изучения смыслообразующего истока феномена религиозного праксиса, при котором субъект праксиса на уровне трансцендентальной субъективности испытывает единение с бытием. Дать концептуальный анализ ментальных матриц, возникающих в ходе и подобного взаимодействия (фиксация, осмысление духовного опыта), которые впоследствии составляют онтологические основы конкретных религиозных систем;

3. Изучить стратегию духовного совершенствования человека как диалогичный, синергийный процесс взаимодействия со смыслообразующим истоком религиозного праксиса в соответствии с целью конкретной религиозной практики;

4. Обозначить концептуальную базу онтологии религиозного праксиса.

Теоретическая и методологическая основа исследования представлена характерными для теоретического уровня познания формами и методами исследования и аргументации, приемами анализа, сопоставления, обобщения данных и построения выводов. Разработка ключевых категорий и анализ теоретического материала осуществляется на основе научно-рационального мышления с доминированием логико-теоретической составляющей познания.

Методологическую основу исследования составили принципы компаративистского анализа, а также историко-аналитический, сравнительно-типологический, структурно-функциональный, герменевтический и феноменологический метод познания. Осуществление методологического синтеза исследования фундаментальных онтологических моделей основывается на философском принципе дополнительности. В работе используется системный подход, рассматривающий бытие как развивающуюся систему, совокупность множества атрибутов, а так же диалектическое единство общего, особенного, единичного, которое не только неразрывно объединяет свои части, но и внутренне присутствует в каждой из них.

При анализе истока и цели религиозного праксиса используется метод классической феноменологии Э. Гуссерля. Данный подход позволяет исследовать фундаментальные структуры религиозного праксиса и архетипические значения элементов онтологических моделей религиозных систем.

В исследовании используется методологическая и теоретическая база психоаналитических школ. В частности, концепция бессознательного 3. Фрейда, теория архетипов, коллективного бессознательного и понятие психической энергии К. Г. Юнга, а также трансперсональный подход к феномену трансгрессии, в рамках которого духовный опыт, относящийся к антропологической границе, является онтологически пограничным и выражается в онтологической трансформации фундаментальных предикатов наличного бытия.

Методологический синтез проявляется на уровне сопряжения феноменологического, структурно-функционального, историкоаналитического, сравнительно-типологического и энергийно-антропологического подходов в процессе рефлексии над бытийными и антропологическими измерениями религиозного праксиса.

Исследование феномена религиозного праксиса требует проведения категориальных разработок, необходимых для его концептуального оформления. Опираясь на разработки философских и религиозных направлений, в рамках которых осуществлялась работа по категориальной концептуализации духовного опыта, проведена попытка выведения этих категориальных рядов в область исследования проблематики духовного праксиса (Единое, Бог, Абсолют, Внеположный Исток, Нуминозное, Трансцендентное, Сверхбытие). Применены некоторые положения энергийной антропологии, развитые в сочинениях С. Хоружего.

Существенное влияние на формирование авторской концепции религиозного праксиса оказали теоретические разработки Парменида, Платона, Плотина, И. Канта, М. Бубера, Ж.П. Сартра, B.C. Соловьева, Л.П. Карсавина, М. Хайдеггера, К. Ясперса, П.П. Гайденко.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке вопроса об онтологическом статусе религиозного праксиса. В нем впервые представлена концептуализация онтологического статуса феномена религиозного праксиса в контексте классической феноменологии. Результаты, заключающие в себе научную новизну исследования, состоят в следующем:

• Проведено с учетом различия способов миропонимания, сопоставление рациональных и иррациональных мотивов в рамках философского и религиозного праксиса, а также осуществлен компаративистский анализ концептуальных построений фундаментальных философских и религиозных моделей бытия;

• Выделена посредством феноменологического подхода базовая структура религиозного праксиса, установлена разница религиозных онтологических моделей бытия в качестве причины различия телеологической компоненты конкретных религиозных практик;

• Обосновано положение о том, что принцип энергийности является важнейшей предпосылкой классического феноменологического подхода при рассмотрении феномена религиозного праксиса, служит основанием для категориального анализа составляющих конкретных религиозных практик и концептуального анализа религиозных моделей бытия;

• Доказывается утверждение об универсализации онтологических компонент религиозного праксиса в вариантах религиозных практик и целесообразности нахождения и продуцирования духовной антропологической компоненты на уровне современной философской концептуализации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Философский и религиозный праксис являются вариантами духовного праксиса и возникают из интенционального поиска предельных оснований бытия, на что указывает специфика структуры моделей бытия в рамках философского и религиозного дискурсов. Научно-рациональная концептуализация подобного рода феноменов в философском дискурсе достигается выделением в качестве категориального основания Первоистока Бытия. Обращение субъекта праксиса на уровне трансцедентальной субъективности к поиску предельных оснований бытия, приводит к конституированию модели бытия. Реализация сценария данной модели в последствии позволяет оформить и осуществить энергийное взаимодействие с бытием, вследствие чего происходит бытийная трансформация субъекта. Религиозный праксис по изначальным целям и стратегии субъекта практики сопоставим с философским праксисом, однако отличается по методике реализации. Религиозный праксис представляет собой вариант отношения сознания и бытия, что предполагает выявление определенных признаков: спецификация структуры религиозного опыта в рамках конкретной религиозной школы; прохождение субъектом структурных этапов практики, трансформирующих его, наличие сходных онтологических вех восхождения сознания в различных религиозных традициях.

2. Посредством классического феноменологического подхода становится возможным выявить единую структурную модель религиозного праксиса, а так же установить в качестве причины различия телеологической компоненты практик разницу в религиозно - онтологических моделях. Последовательное применение феноменологического подхода позволяет установить онтологическую структуру взаимодействия сознания и бытия на уровне трансцедентальной субъективности, что представляется продуктивным методологическим основанием для философской концептуализации феномена религиозного праксиса.

Согласно феноменологической установке, сущность феномена независима от фактичности, однако ноэтическая активность, лежащая в основе ее конституирования, требует чувственного материала, который используется ноэтической активностью сознания для конституирования этой сущности. Соответственно исток религиозного праксиса постигается как желанная потенциальная данность духовно — энергийного взаимодействия, и воспринимается субъектом практики не в эссенциальном смысле как замкнутая субстанциальность, но как смысловая сущность феномена. Смысловой конституируемой компонентой религиозного праксиса является «данность» сознанию идеи непостижимого сверхрационального Первоистока бытия и необходимость утверждения отношения с Ним. Чувственно переживаемая данность Первоистока бытия с точки зрения феноменологии есть «пра-опыт», который интуитивно улавливается субъектом как импульс Единства, Вечности и Бесконечности. Единый вектор интенционально -переживательным актам задает трансцендентальная субъективность («Я есмь») как источник активности и смыслообразования. Утвержденный смысл (ноэма) порождает внутреннюю активность субъекта практики, выраженную в поиске реализации стратегии отношения с Первоистоком (ноэза), что указывает на взаимообусловленность процесса образования мыслеформ и интенциональной активности субъекта. Однако смысловые содержания конкретных практик в достаточной степени различаются, что объясняется разнообразием онтологических моделей.

3. Религиозный праксис в аспекте «действие - отношение» начинается с принятия субъектом внутренней онтологической направленности к взаимодействию с Первоистоком бытия. Исследуемая форма праксиса как энергийная деятельность представляет собой активную целеустремленность сознания к цели праксиса. Основанием экстраполяции принципа энергийности в феноменологию для анализа религиозного праксиса является общность предмета исследования методологий Э. Гуссерля и С. Хоружего, в качестве которого выступают феномены духа. Категория энергии при концептуализации религиозного праксиса обретает свое значение в -пространстве субъекта и рассматривается как энергия импульсов субъекта праксиса (воля, чувство, мысль, устремленность), что в классической феноменологии соотносится с понятием интенциональность. Эти энергии (импульсы субъекта) ведут к определенным событиям, которые для субъекта оформляются в состояния, связанные с прохождением этапов конкретной практики. Интенциональная активность сознания субъекта праксиса может рассматриваться в качестве источника творения религиозных символов и ценностей. В процессе интенционального акта взаимодействия сознания с бытием, происходит оформление, конституирование духовного опыта. Этот процесс осуществляется в чистых переживаниях сознания и характеризуется смыслополаганием интендированных образов. Результатом подобной деятельности для сознания становится достижение ясно оформленной смысловой структуры объекта, на который было направлено внимание. Различные религиозные традиции представляют свои варианты концептуализации феномена Первоистока бытия и стратегии отношения с ним. В йогической практике реализация импульса Первоистока бытия происходит посредством интенциональной направленности субъекта на природу психики, при этом, субъект способен заключить в скобки внешние структуры личности и постичь свою внутреннюю духовную природу. Постижение себя на уровне трансцедентальной субъективности актуализирует, делает очевидным укорененность субъекта в едином бытии, что отражено в феномене Самадхи. Цель умного делания заключается во всецелой интенциональной направленности на объект практики, что отражено в исихастской традиции как «стяжание благодати Духа Святого». Сравнительный анализ практик показывает наличие общей структуры духовного делания, ведущих к определенным трансперсональным состояниям сознания. Однако при наличии сходных техник смысловые содержания конкретных практик в достаточной степени различаются, что объясняется разнообразием онтологических моделей.

4. Выяснение онтологического статуса духовной реальности человека позволяет обосновать определяющую роль духовных начал в человеческой жизни, а так же определить бытие как живую целостность с приоритетом духовной доминанты. Анализ различных подходов относительно методологии исследования духовных феноменов показывает фундаментальную дихотомию научного методологического аппарата по принципу «наук о природе» и «наук о духе». «Науки о духе» ориентированы на жизненный опыт субъекта, а эмпирическая реальность у них раскрывается как тотальность жизненно важных связей и значений, что отражается в понятийно-категориальных построениях. В «науках о духе» невозможно провести непреодолимую черту между духовным миром познающего субъекта и познаваемой им объективированной духовностью. «Науки о духе» опираются на изначальный фундаментальный опыт сознания, в котором отсутствует субъекно — объектное разделение. Обозначенный способ восприятия предельных оснований аналогичен уровню трансцедентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля. Это перцептуальное целое схватывается и закрепляется с помощью понимающей способности разума.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется необходимостью концептуального исследования феномена религиозного праксиса с привлечением методологического базиса классической феноменологии. Полученные результаты исследования позволяют обратиться к построению комплексного подхода к исследуемому феномену и его конкретным проявлениям.

Практическая значимость работы заключается в более глубоком понимании истоков и динамики религиозного праксиса с точки зрения его включенности в общую структуру бытия, а так же, с позиции субъективного восприятия этого процесса. Положения и выводы, изложенные в диссертации, способствуют пониманию специфики имманентного механизма онтологической трансформации в конкретной религиозной традиции. Разрабатываемые в данном диссертационном исследовании категориальные ряды могут выступать методологической основой прикладных исследований в рамках онтологии, истории философии, культурологии, религиоведения, философской антропологии, социологии и других смежных дисциплин.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности, а также для разработки образовательных программ в области фундаментальной философской проблематики, способствуя методологической, категориальной и содержательной проработке новых учебных курсов.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры религиоведения и философской антропологии СГУ им. Н.Г.Чернышевского, на аспирантском семинаре в 2006 - 2009 гг.

Отдельные выводы, теоретические положения и результаты исследования апробированы в выступлениях и научных докладах на девяти конференциях, в том числе: межвузовская научная конференция «Человек в научном и религиозном мире; проблема внутреннего диалога» (Саратов, декабрь 2005); всероссийская научная конференция «Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития», проведенной Региональным отделением Философского общества РФ (Саратов, июнь 2006); межвузовская научная конференция «Общество риска. Цивилизационный вызов и ответ человечества» (Саратов, декабрь 2006); международная научная конференция «Философское наследие C.JI. Франка и современность» (Саратов, май 2007); международная научно-практическая конференция «Формирование гражданской личности в современной России: потенциал и модели межнационального и межконфессионального взаимодействия» (Саратов, июнь 2007); четвертые межрегиональные Пименовские чтения (Саратов, декабрь 2007); межвузовская научная конференция «Мифология нового тысячелетия опыт социально-гуманитарной экспертизы» (Саратов, апрель 2007); межвузовская научная конференция «Жизнь: бытийственный, ценностный и антропологический аспекты» (Саратов, декабрь 2008); международная научно - практическая конференция «Славянский мир: общность и многообразие» (Саратов, май

2009). Полученные в диссертации научные результаты представлены в 7 авторских публикациях общим объемом 3,25 п.л. Структура работы

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы помещен библиографический список используемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Городнёва, Марина Станиславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании проведена попытка онтологического анализа одной из форм духовного праксиса — религиозного с позиций классического феноменологического подхода. Феноменологический метод Э. Гуссерля позволяет выявить онтологические истоки взаимодействия сознания и бытия на уровне трансцендентальной субъективности. Человек духовно сопричастен единому бытию и воспринимает свою укорененность через чувство единства, вечности и бесконечности, что является импульсом, выходящим за пределы налично данного бытия.

Такой импульс, ведущий к изменению стратегии жизни и впоследствии к онтологической трансформации, должен быть импульсом, не относящимся к предметному миру. Это дает основание сделать вывод о существовании Первоистока бытия, который является причиной подобных ощущений. Феноменологический подход позволяет рассмотреть сущность феномена религиозного праксиса безотносительно к конкретной религиозной традиции.

В рамках философского дискурса данная работа предлагает применение феноменологической методологии для анализа онтологических моделей и практик конкретных религиозных систем. Религиозный опыт основан на чувственных данных, но соотносится с онтологической матрицей традиции. Различные религиозные традиции представляют свои варианты концептуализации феномена Первоистока бытия и стратегии отношения с ним. В йогической практике реализация импульса Первоистока бытия происходит посредством интенциональной направленности субъекта на природу психики, при этом особо важной областью становится сердце как духовный центр человека. Через постижение природы психики, субъект способен заключить в скобки внешние структуры личности и постичь свою внутреннюю духовную природу. Постижение себя на уровне трансцендентальной субъективности актуализирует, делает очевидным укорененность субъекта в едином бытии, что отражено в феномене Самадхи. Цель умного делания заключается во всецелой интенциональной направленности на объект практики, что отражено в исихастской традиции как «стяжание благодати Духа Святого». В качестве следствия происходит изменение природы человека - обретение «образа и подобия Божия».

Проведенный онтологический анализ реализации отношений с

Первоистоком бытия в вариантах конкретных религиозных практик позволяет сделать вывод о наличии общих духовных истоков, о чем свидетельствует язык и психические механизмы реализации религиозного праксиса. Сравнительный анализ практик показывает наличие общей структуры духовной практики, ведущей к определенным трансперсональным состояниям сознания. Однако при наличии сходных техник смысловые содержания практик различаются, что объясняется многообразием онтологических моделей.

В контексте всего гуманитарного знания ставится вопрос о необходимости подойти к изучению феноменов духа с позиции реальности духовного измерения человеческого бытия. Видится необходимым концептуализация религиозных феноменов посредством языка, выражающего духовные состояния человека. Философская концептуализация смысла религиозного праксиса позволит внести данный феномен в качестве объекта изучения в научный дискурс.

Феноменологический метод Э. Гуссерля позволяет продуктивно анализировать религиозные онтологии. В сочетании с комплексом методологии «наук о духе», он открывает новые измерения в онтологических исследованиях. Данный метод позволяет оценить не только бытийственную завершенность и гармоничность религиозных систем, но и выделить специфику, а так же рассказать о ней имманентным языком традиции.

Следует заметить, что современная наука и человеческий разум все явственней и острее нуждается в подобном знании. Но несмотря на всю важность, концепция «наук о духе» так и не получила распространение. Обращение исключительно к перцептуально-рациональному способу познания ограничило человека в его повседневной познавательной деятельности. Вопросы, связанные с духовной жизнью и духовным действием в рамках данного подхода оказались вытесненными в лучшем случае в область психологии. Феноменология обратила внимание на самодостаточность и экзистенциальную необходимость изучения духовной деятельности человека.

Именно поэтому особое внимание хотелось бы обратить на необходимость создания специфической методологии «наук о духе», в рамках которой духовная сфера воспринималась бы в качестве бытийственной константы. А вся категориальная и концептуальная наполненность данного метода выражалась языком духовного мироощущения. В перспективе именно эта методология поможет создать отдельный корпус наук о духовном бытии человека. Впоследствии это поможет формированию иного типа научной рациональности, что в свою очередь может повлиять на появление новой научной картины мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Городнёва, Марина Станиславовна, 2009 год

1. Августин Аврелий. Исповедь // Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. - 335 с.

2. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977. 271 с.

3. Акчурин И. А. «Новая фундаментальная онтология» и виртуалистика //Вопросы философии. 2003. № 9. С. 30 39.

4. Анисов А. М. Типы существования // Вопросы философии. 2001. № 7. -С. 110-113.

5. Антоний Великий. Наставления о жизни во Христе. Добротолюбие. Т.1.М.: «Русский духовный центр», 1993. 180 с.

6. Аристотель С. Метафизика. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 608 с.

7. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. 960 с.

8. Аристотель. О душе // Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1975. С. 271-390 с.

9. Аристотель. Физика, Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999.-1056 с.

10. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. 452 с.

11. П.Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.-140 с.

12. Астафьева О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002. 165с.

13. Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ. Саратов: Научная книга, 2002. 246с.

14. Н.Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: от физики к философии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 214 с.

15. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 188 с.

16. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. 166 с.

17. Бахтин М. М. К философии поступка. СПб.: Азбука, 2000. 144 с

18. Бёме Я. Christosophia, или путь ко Христу. СПб.: A-cad, 1994. 224 с.

19. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики: (Творчество и объективация) // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 144-277.

20. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -479с.

21. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни // Угодник Божий Серафим. М., 1993. С. 63-65 с.

22. Бибихин В. В. Материалы к исихастским спорам. М., 1992. 111 с.

23. Бибихин В.В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1988. 577 с.24.Библия. М., 1995. 1376 с.

24. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2004. 635 с.

25. Бланшо М. Последний человек. СПб.: Алетейя, 1997. 155 с.

26. Блох Э. Принцип надежды//Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. М., 1991. 568 с.

27. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. 234 с.

28. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. -176с.

29. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990. — 416 с.31 .Брахмабинду Упанишада. Из истории гуманистической мысли Востока. М.: Просвещение, 1997. 160 с.

30. Бубер М. Я и Ты. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 462 с.

31. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. -415с.

32. Бхагавадгита. Священные писания. Тексты. Вып.1.: «Тетрада», 1998. -318с.

33. Бытие: Коллективная монография / Ответ, ред. А.Ф. Кудряшев. Уфа: Изд-во УЮИ МВД РФ, 2000. 253 с.

34. Вебер А. Избранное. Кризис европейской культуры. СПб.: Унив. Кн., 1999.-565с.

35. Вениаминов В. Краткие сведения о жизни и мысли св. Григория Паламы // Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.: Канон, 2003. С. 344-380.

36. Вивекананда Свами. Философия йоги. Магнитогорск.: Амрита, 1992. — 512с.

37. Вильданов У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ. Уфа: РИО БГУ, 2006. 420 с.

38. Виндельбандт В. Избранное. Дух и история. М.: Юрист, 1995 - 687 с.

39. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990, №4. С. 62-87.

40. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-704 с.

41. Гадамер Х.Г. Хайдеггер и греки // Логос. Философско литературный журнал. М., 1991. №2. - С.56 - 68.

42. Гайденко П. П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура. М., 1999. 275 с.

43. Гайденко П. П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей // Вопросы философии. 2002. №7. С. 131 - 143.

44. Гайденко П. П. Понимание бытия у Фомы Аквинского. М., 1985. -175с.

45. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997. -495с.

46. Гайденко П.П. Проблема единого и много и решение ее Платоном. http://www. philosophy.ru/library/gaid/gaid.html

47. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. №7. — С. 114-141.

48. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии. 2003. №9. -С. 134-151.

49. Гайденко П.П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистическая категория трансценденции. В кн.: Современный экзистенциализм. М., 1966. - С. 77-108.

50. Гараджа А.В. Критика метафизики в неоструктурализме. М.: ИНИОН, 1989.-50 с.

51. Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб.: Наука, 2003. 639с.

52. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник'88. М.: Наука, 1988. С. 135-201.

53. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб.: Наука, 1994.-432 с.

54. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495 с.

55. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.— 346 с.

56. ГейзенбергВ. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987. 366 с.

57. Гиренок Ф. И. Ускользающее бытие. М.: Наука, 1994. 310 с.

58. Глядков В. А. Метаморфозы философской мысли. М., 1998. 159 с.

59. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев: София, 1993. -137с.

60. Григорий Богослов. Творения. В 2 т. СПб., 1911. Т. 2. 105 с.

61. Григорий Палама, св. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1996.-383 с.

62. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. -498с.

63. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. 328 с.

64. Гроф С. Холотропное сознание. М.: ACT: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 267 с.

65. Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. М.: Прогресс, 1995. 199 с.

66. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.-205 с.

67. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология// Логос. Философско литературный журнал. М., 1992. №3. - С. 62-80.

68. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.

69. Гуссерль Э. Избранная философская переписка. М.: Феноменология -Герменевтика, 2004. 309с.

70. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука: Ювента, 1998. -320с.

71. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. Спб.: Владимир Даль, 2004. 480 с.

72. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. 357.

73. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. Философско — литературный журнал. М., 1991. №1.- С. 12-21.

74. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994.-357 с.

75. Дебольский Д.Д. К познанию Абсолюта. Духовный опыт индийских и христианских мистиков. М., 1996. 104 с.

76. Декарт Р. Сочинения в 2 т. T.l. М.: «Мысль», 1989. 654 с.

77. Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: «Мысль», 1989. 633 с.

78. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1992.-418с.

79. Джохари Хариш. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. Киев.: София, 1999. 264 с.

80. Дильтей В. Введение в науки о духе. Критика исторического разума.СПб: Алетейя, 1996. 155 с.

81. Дильтей В. Категории жизни.Переписка В. Дильтея с Э. Гуссерлем // Вопросы философии. 1995. №10. С. 129 - 144.

82. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Изд-во «Мысль», 1998. 576 с.

83. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии/Вступ. ст. и пер. Г.М. Прохорова. СПб., 1995. — 112 с.

84. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии / Вступ. ст. Г.В. Флоровского. СПб., 1996. 66 с.

85. Длугач Т. Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. М., 2002. 345 с.8 8. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. 247 с.

86. Дорошин И.А. Философский дискурс проблемы богопознания в учении отцов Церкви // Социокультурные аспекты взаимодействия личности и общества в современном мире. Саратов: Изд-во СГАУ, 2002. С. 113118.

87. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. Л.: Наука. Т.15: «Братья Карамазовы». Кн.11-12. 624с.

88. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 432 с.

89. Дюркгейм Д., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс С.М. Общества. Обмен. Личность. М.: Восточная литература, 1996. С. 6 -73.

90. Евдокимов М. Сердце в восточной традиции и в «Мыслях» Паскаля // Страницы. 1996, №1. С. 28-37.

91. Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19-20 веках. Русская философия в поисках Абсолюта. Часть 1. СПб., 2000. 415 с.

92. Еп. Феофан Затворник. Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений св. Отцов и опытных ее делателей. Составитель игумен Валаамского монастыря. М., 1992. 455 с.97.3аратустра. Учение огня. Гаты и молитвы. М.: Эксмо, 2007. 496 с.

93. Зотов А.Ф. «Ранний» Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии // Логос. Философско -литературный журнал. М., 1991. №2. С. 41-52.

94. Иванова Н.Н. Бытие как история: онтологическое открытие // Метафизические исследования. Вып. 2. СПб.: СПГУ, 1997. С. 35-46.

95. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия. Киев, 1980.-176 с.

96. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ООО «Издательство ACT», 2002 590 с.

97. Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Киев, 2001. 320 с.

98. Исторические типы рациональности. В двух томах. T.l. М.: ИФРАН, 1995.-350 с.

99. Йога сутра Патанджали. Комментарии. — Минск: Изд-во «Ведантамала», 2006. - 388 с.

100. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия: К постановке вопроса // Вопросы философии. 2001. № 6. С. 52-68.

101. Казютинский, В.В. Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации // Философия, наука, цивилизация. М: Эдиториал УРСС, 1999. С. 337 -348.

102. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М.:Политиздат, 1990. 414 с.

103. Канселье Эжен. Алхимия. Несколько очерков по Герметической символике и Философской Практике. М.: Энигма, 2002. 300 с.

104. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 592 с.

105. Карагулла Ш. Прорыв к творчеству. Киев.: София, 1993. 183с.

106. Карнап Р. Философские основания физики. М.: Прогресс, 1971. -376с.

107. Карсавин Л.П. Noctes petropolitanae .П6Д922. 176с.

108. Карсавин Л.П. Saligia. Сочинения. М., 1993.-102 с.

109. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992.-325с.

110. Кимелев Ю.А. Философский теизм: типология современных форм. М.: Наука, 1993.-128 с.

111. Классическая йога («Иога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. - 263 с.

112. Климков О.С. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов. СПб., 2001. 285 с. СПб: Алетейя , 2001. — 285с.

113. Князева Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. М.: Наука, 1994. 236 с.

114. Косыхин В.Г. Нигилизм и диалектика. Саратов: научная книга, 2009. 226 с.

115. Кохановский В.П. Основы философии науки. Ростов н/Д. 2006. -603 с.

116. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М: Академический Проект: Альма Матер, 2005. 944 с.

117. Красников А.Н. Методология классической феноменологии. //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №1. 2004. -С. 74-97.

118. Кротков Е.А., Манохин Д.К. Парадигма деконструктивизма: философско-методологический анализ // Общественные науки и современность, 2006, № 2. С. 58-71.

119. Кузанский Н.Об ученом незнании. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, 1979. Т.1.-488 с.

120. Кузнецов Б.И. Ранний буддизм и философия индуизма по тибетским источникам. СПб., 2002. — 223 с.

121. Курбанов P.O., Солодухо Н.М. Философия небытия // Вопросы философии. 2004. №6. С. 177 - 179.

122. Кутырёв В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. №8. — С.56 65.

123. Лакан Ж. Семинары. Кн. 5. Образование бессознательного (1957/58). М.: Гнозис, Логос, 2002. 417 с.

124. Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4-х т. Т. 1. М.: «Мысль», 1982. -636с.

125. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения в 2-х томах. Т. 1. М.: Наука, 1960. С. 31-277.

126. Лосев А. Ф. Бытие Имя - Космос. М.: Мысль, 1993. - 400 с.

127. Лосев А. Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность. М.: Наука, 1994. - С. 375-490.

128. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.

129. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. -288 с.

130. Лосский Н. О. Ценность и бытие // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 255 с.

131. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. 400 с.

132. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979. 300 с.

133. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1994. 144 с.

134. Максим Исповедник, св. Творения. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1993. -121с.

135. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М.: Классика, 1999.-280 с.

136. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.-368 с.

137. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993,- 215с.

138. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997. 244 с.

139. Маркова Л. А. Наука как способ рационального постижения Бога // Вопросы истории естествознания и техники. 1996, № 3. С. 144-152.

140. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс, 1992. 447 с.

141. Мейендорф И., прот. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. XXIX. Л., 1974. С. 291-305.

142. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. 235 с.

143. Михель Д.В., Михель И.В. Античная философия эпохи эллинизма. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. — 84 с.

144. Мозжилин С.И. «Я» и феномен духа // Человек и социум в современном трансформирующемся мире. Саратов, 2005. С. 56 - 64.

145. Мосин Ю. Понятие «нафс» в суфийской практике. Беседа с Шаабаном. //Alquimia. 2005. С. 66 - 82.

146. Мудрагей Н. С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант-Шопенгауэр) // Вопросы философии. 1999. № 1. С. 105 - 124.

147. Назаретян, А.П. Синергетическая модель антропогенных кризисов и количественная верификация гипотезы техно-гуманитарного баланса // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 458 467.

148. Никитин Е.П. Скрытая антропологизация // Вопросы философии. 2001. № 10.-С. 88-99.

149. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: Мысль, 1994. 170 с.

150. Новый Завет. Библия. М.: Российское библейское общество, 2008. -1178с.

151. Ньютон Мэлони Г. Религиозный опыт: феноменологический анализ уникального поведенческого события. // Человек. 1992. №4. С. 12-22.

152. Овчинников Н.Ф. Парменид чудо античной мысли, и непреходящая идея инвариантов // Вопросы философии. 2003. №5. - С. 81-96.

153. Основы онтологии. Под ред. Вяккерев Ф. Ф., Иванов В. Г., Липский Б. И., Марков Б. В. СПб. 1997. 167 с.

154. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М.: ДАРЪ, 2006.-432 с.

155. Петров Д.Б. Социальное и религиозное в структуре субъекта // Вестник Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина. 2008. №1 (14).-С. 106-111.

156. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. М.: «Прогресс», 1986.- 144с.

157. Пигалев А.И. Рене Жирар и Мартин Хайдеггер: О смысле «преодоления метафизики» // Вопросы философии. 2001. № 10 С. 152 -169.

158. Платон. Диалоги. Кн.2. М.: Эксмо, 2008. 1360 с.

159. Платон. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 1056с.

160. Плотин. О том, увеличивается ли счастье со временем. О первом благе и других благах. Об изведении. // Вопросы философии. 2003. №9.-С. 163- 170.

161. Плотин. Эннеады. К.: Уцим-Пресс, 1995. 392 с.

162. Плотин. Космогония. М.: Киев: Pefl-book: ваклер, 1995. 300 с.

163. Плотников Н. С. Жизнь и история. Философское наследие Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. 1995. №5. С. 108 - 112.

164. Повилайтис В.И. Философия Льва Карсавина// Культурный слой. Исследования по истории европейской культуры. Вып.З. Калининград, 2002. 268 с.

165. Поппер К. Открытое общество и его враги. T.l. М.: Феникс, 1992. 446 с.

166. Поэзия и проза древнего Востока. М.: Из-во «Художественная литература», 1973. 736 с.

167. Преп. Феофан Затворник // Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений св. Отцов и опытных ее делателей. Составитель игумен Валаамского монастыря Харитон. Изд-во З.М., 1992. 108с.

168. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991, №6.-С. 46-52.

169. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; Перевод с англ. Ю.А. Данилова; Общ. ред. и послесл. В.И. Аршинова и др. М.: Прогресс, 1986. 431 с.

170. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.-544 с.

171. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.-199 с.

172. Радхакришнан С. Индийская философия Т.2. М.: Миф, 1993. -735с.

173. Радхакришнан С. Индийская философия. T.l. М.: «Миф», 1993. -516 с.

174. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996. 272с.

175. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1988.-416с.

176. Риккерт Г, Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени. СПб.: Академия, 1922. 167с.

177. Рожков, В.П. Запад и Россия. Философские основания цивилизационной константы общественного сознания. Саратов: Научная книга, 1998. 244 с.

178. Романенко. Ю.М. Философия в отсвете мифа: метафизика как поэтика мысле-образов. (Отклик на статью Ж.Ж. Вюнанбурже «Принципы мифопоэтического воображения») // Метафизические исследования. Вып. 15. СПб.: Алетейя, 2000. С. 32 - 55.

179. Рыбаков Н. С. Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург, 1994. -298с.

180. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.

181. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. В кн.: Сумерки богов. М. Политиздат, 1989.-356с.

182. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих, М., 1996. -363 с.

183. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. АН АрмССР. Ин-т философии и права. Ер.: Изд-во АН Арм. ССР, 1987.-99 с.

184. Сенека JI.A. Нравственные письма к Луцилию. Кемерово: Кем. кн. изд-во, 1986. 270 с.

185. Слинин Я. А. Э. Гуссерль и его «Картезианские размышления» // Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: «Наука», «Ювента», 1998.-С. 3-55.

186. Слободчиков В. И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 48 - 58.

187. Смирнов Г.А. Онтология и теория: две парадигмы знания // Общественные науки и современность. 2003. № 6. С. 56 - 64.

188. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Соч. в 2т. Т.2. М.: Мысль, 1988.- С. 140 288.

189. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. М.: Харвест, 1999. — 910с.

190. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира //Вопросы философии. 2001. №6. С. 176 - 185.

191. Спенсер Г. Научные основания нравственности. СПб.: И. Иванов и И. Перевозников, 1986. — 560 с.

192. Спиноза В. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом. Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 608 с.

193. Столович Л.И. Мудрость и знание // Вопросы философии. 2003. №11 -С. 151-160.

194. Сурмава А.В. К теоретическому пониманию жизни и психики // Вопросы философии. 2003. №4 С. 119 - 133.

195. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Устойчивый мир, 2001.-232 с.

196. Тибетская «Книга Мертвых». Бардо Тхёдол. М.: Эксмо, 2007. -400с.

197. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1998. 384 с.

198. Торчинов Е.А.Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2005. 480 с.

199. Устьянцев, В.Б. Человек, жизненное пространство, риски: ценностный и институциональный аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2006.-184с.

200. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2т. М., 1955. Т1. 852с.

201. Фихте И.Г. Основа общего наукоучения. В кн.: И.Г.Фихте. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1995.- 284 с.

202. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1997. — 190 с.

203. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, 1989. -576 с.

204. Франк C.JI. Непостижимое. Сочинения Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 800 с.

205. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 2. Тбилиси: Мерани, 1991.-432 с.

206. Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: «Алетейя», 1997. 672 с.

207. Фриауф В.А. Религиозные истоки философских идей. Православный миссионерский форум ПФО. Православная культура как основа духовного возрождения России. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2007. С. 84-91.

208. Фриауф В.А. Язык. Сознание. Человеческая реальность.Абсолютно другое. Саратов: Научная книга, 2005. 230 с.

209. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-центр, 1986. 208 с.

210. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Колледж де Франс 1982 г. Выдержки // Социо-логос. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991. -С. 284-311.

211. Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. 1993, № 5. -С. 43-53.

212. Хайдеггер М. Бытие и время. M.:AD MARGINEM, 1997. 451с.

213. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.

214. Хайдеггер М. О существе и понятии фиоц. Аристотель, «Физика», b-1. М., 1995.-103 с.

215. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Введение // Метафизические исследования. Вып. 2. СПб.: СПБУ, 1997. — 186-214 с.

216. Хайдеггер М. Отрешенность // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. М.: «Высшая школа», 1991. 192 с.

217. Хестанов З.В. трансцендентальная феноменология и проблемы истории // Логос. Философско литературный журнал. М., 1991. №1. — С. 67-75.

218. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.: Гуманитарная литература, 1998. 352 с.

219. Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 53 - 69.

220. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. // После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 276-411.

221. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. 1999, № 3. — С. 44-53.

222. Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии // Вопросы философии. 1995, № 9. С. 80-94с.

223. Хоружий С.С. К антропологической модели Третьего Тысячелетия // Вестник РГНФ. 1999, № 3. С. 44-51.

224. Хоружий С.С. о старом и новом. Трилогия Границы: три текста о Духовной практике. СПб.: Алетейя, 2000. 476 с.

225. Хоружий С.С. Опыт как органон // Философские науки. 1999, №1. — С. 12-20.

226. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа временности в «бытии и времени» М. Хайдеггера // Вопросы философии. 1998. №1. — С. 122-126.

227. Цвейг С. Врачевание и психика. Ф. Месмер, М. Беккер-Эдди, З.Фрейд. СПб.: Гамма, 1992. 240с.

228. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М.: Канон, 1996. -336 с.

229. Чанышев А. Н. Аристотель. М.: Мысль, 1987. 220 с.

230. Чанышев А.Н. Начало философии. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.-С. 119-164.

231. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. №10. — С. 158-166.

232. Чумаков, А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 432 с.

233. Шадевальд В. Понятия «природа» и «техника» у греков//Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 91-93.

234. Шеллинг Ф.В.И. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1989. 596 с.

235. Шимельфениг О.В. «Самозавет» или «Самоапокалипсис» как следствие выбора в альтернативе: «духовное материальное» // Интеллигенция и мир: Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук, 2007. № 4. - С. 82-101.

236. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991.- 192 с.

237. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. М.: Прогресс, 1987. 311с.

238. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. СПб.: Алетейя, 1998.-249с.

239. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1993. 144с.

240. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Прогресс, 1995.- 194 с.

241. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 243 с.

242. Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения. Мн.: «Харвест», 2003. 576 с.

243. Юнг К.Г.О психологии восточных религий и философий. М.: Московский философский фонд. Изд-во «Медиум», 1994. -256с.

244. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека. Философские произведения. М., 1990. С. 69-103.

245. Якобе В. Происхождение зла и человеческая свобод^—или трансцендентальная философия и метафизика // Вопросы философии. 2004.№1. С. 102 — 11.

246. Ясперс К. Всемирная история философии. СПб.: Наука, 2000. -272с.

247. Dahlstrom, Daniel O. Heidegger's Critique of Husserl // Reading Heidegger From the Start. Albany: State University of New York Press, 1994.-P. 231-244.

248. Erricker C. Phenomenological Approaches // Approaches to the Study of Religion. London: Cassell, 1999. P. 73-104.

249. Feher, Istvan M. Phenomenology, Hermeneutics, Lebensphilosophie: Heidegger's Confrontation with Husserl, Dilthey, and Jaspers // Reading Heidegger From The Start. Albany: State University of New York Press, 1994.-P. 73-90.

250. Harrison V.S. Internal realism, religious pluralism and ontology. Philosophia 36(1). Deposited on: 03 December 2007. Glasgow ePrints Service, http://eprints.gla.ac.uk

251. Hugh B. Urban. Tantra. Sex, Secrecy, Politics and Power in the study of Religion. Los Angeles: University of California press, 2003. - 372 p.

252. Mohanty J.N. Phenomenology and Ontology. «Phenomenologica» 37, Haag, 1970.-254 p.

253. Richard P., Gianni V. What is Religion is future after metaphysics?//The Future of religion. New York: Columbia university press, 2005.-P. 55-83.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.