Оперная культура современного Китая: проблема подготовки исполнительских кадров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Лю Цзинь

  • Лю Цзинь
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 173
Лю Цзинь. Оперная культура современного Китая: проблема подготовки исполнительских кадров: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2010. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лю Цзинь

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Музыкальный театр Китая.

§1.Традиционный музыкальный театр стран Азии.

§2.Происхождение Пекинской оперы.

§3 .Европейская опера в Китае.

§4.Китайская национальная опера.

ГЛАВА II. Мастерство артиста Пекинской оперы и система подготовки исполнительских кадров.

§1.Технический арсенал исполнительского мастерства артиста Пекинской оперы.

§2.Мастерство артиста Пекинской оперы как художественная система.

§3.Обучение артистов Пекинской оперы: традиционные и современные формы.,.

ГЛАВА III. Проблема подготовки артистов европейской и национальной оперы в Китае.,.„„„„„„.

§1.Подготовка оперных исполнителей в консерваториях Китая.

§2.Европейский опыт формирования оперных исполнителей: структура и методологические принципы образовательного процесса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оперная культура современного Китая: проблема подготовки исполнительских кадров»

Актуальность исследования. Музыкальный театр является наиболее важной областью художественной культуры Китая. Зародившийся в глубокой древности и сложившийся к XII веку н.э., он объединил все виды искусства, породил множество разновидностей, широко вошел в жизнь народа, стал ее органической частью, выражением и отражением сущностных сторон национального характера и менталитета. В силу своей значимости музыкальный театр всегда находился в поле пристального внимания государства. В настоящее время оно активизировалось в свече целого ряда причин. Главная из них — стремительный прорыв Китая последних двух десятилетий в области экономической и научно-технической, выход в число лидеров мировых держав, со всей остротой поставивший перед страной проблему духовной жизни и национального самосознания народа. Два прошедших столетия в истории страны были отмечены экспансией западной культуры. В числе ее важнейших ценностей Китай воспринял европейский музыкальный театр, представленный прежде всего оперой. Традиционная музыкальная драма — Пекинская опера, западноевропейская опера, родившаяся под ее влиянием китайская национальная опера в настоящее время представляют оперную культуру Китая. В целом она является тем важнейшим культурным полем, значение которого в формировании менталитета и приобщении к духовным ценностям Востока и Запада трудно переоценить. Поскольку главными проводниками этой культуры являются артисты, то подготовка исполнительских кадров для столь многоликого, контрастного в стилевом отношении явления, каким сегодня является оперный театр Китая, приобретает значение его ключевой проблемы.

Степень изученности проблемы. Проблема подготовки исполнительских кадров для оперного театра Китая в обозначенном ракурсе, то есть как комплексная, в специальной литературе — китайской и зарубежной - не только не разработана, но даже не поставлена. Лишь отдельные, 4 имеющие к ней отношение вопросы получили освещение в ряде книг и статей. К ним относятся работы Ван Чжи-чэн, Ин Ай-чин, Лю Синь-синь, Лю Вэн-цин, Цзюй Ци-хун и других, посвященные характеристике высшего музыкального образования страны.

Как отмечалось выше, сложность проблемы подготовки оперных исполнителей в Китае обусловлена генетической неоднородностью его музыкального театра. Стилистика — типизация голосов, манера пения и сценического поведения артиста, художественное оформление спектакля Пекинской и европейской оперы совершенно различны. В китайской национальной опере они сочетаются в разной мере. В связи с этим в решении проблемы подготовки исполнителей необходима с одной стороны четкая профилизация учебных учреждений, программ и методов работы с будущими артистами, с другой — определенная мера. стилевого контакта в процессе обучения. И осознание этой необходимости должно опираться на исторические и теоретические представления о каждом из трех феноменов оперной культуры. Литература о музыкальном театре Китая включает значительное количество работ. Абсолютное их большинство посвящено традиционной музыкальной драме и ее основной в последние почти 200 лет разновидности, получившей на Западе название Пекинской оперы. О традиционном музыкальном театре Китая писали Бай Юнь-шэн, Е Чан-хай, Лю Сяо-чжон, Сюй Му-юнь, У Го-цинь, Хай Чжэнь, Чжан Шуин,Тау Дун, Шэн Пэн Ниань и другие. Из зарубежных исследователей - Васильев Л.С, Виноградова Т.И., Малиновская Т.А., Малявин В.В, Образцов С.В, Рифтин Б.Л, Серова С.А, Сорокин В.Ф, У Ген-Ир, Ли Чао, Серова С.А, Сюй Чэн-бэй, Шидфар Б.Я и другие. Значительно меньше исследована история европейской оперы в Китае. С отдельных сторон она освещена ВанЧжи-чэн, Ван Юй-хэ, Лю Синь-синь, Лю Вэн-цин, Цзюй Ци-хун, Чжэн Бин-и, ЦзяБэньТайцзы. Китайской национальной опере посвящены исследования Бай Го-цзе, Ван Чжэн-цзе, Ван Я-нань, Ли Ли, Тянь Чуань, Цзинь Сян, Цзюй Ци-хун, Цай Мэн, Цио Я-чжон, Я Гэ.

Разработка проблемы подготовки кадров оперных исполнителей требует с одной стороны характеристики сложившейся в Китае системы образования, с другой — сравнения ее с высшими мировыми достижениями в этой области. Материалом сравнительного исследования послужили учебные планы, программы, статьи и монографии, содержавшие обобщение достижений специалистов зарубежных стран. В настоящем диссертационном исследовании такими стали работы Багадурова В.А., Дмитриева Л:Б., Ярославцевой Л.К., Стахевич A.M., Тимохина В.И. и других.

Объектом исследования в настоящей работе является оперная культура современного Китая, представленная гремя ее направлениями — традиционной музыкальной драмой — Пекинской оперой, европейской оперой, китайской национальной оперой.

Предмет исследования — подготовка кадров оперных исполнителей, обусловленная содержательно-стилевым своеобразием каждого из направлений.

Цель работы: характеристика состояния оперной культуры и подготовки кадров оперных исполнителей в современном Китае.

Задачи исследования: формирование представления об оперной культуре современного Китая как о целом, ее сложной струюуры и стилевой разнородности; характеристика особенностей исполнительского мастерства и обусловленной им специфики подготовки артистов традиционного китайского и европейского оперного театров;

- выявление существенных проблем подготовки оперных исполнителей и определение путей их решения.

Теоретико-методологической основой диссертации стали труды китайских и зарубежных ученых, посвященные истории музыкального театра Востока и Запада, истории и теории вокального исполнительского исскусства.

Методы исследования: реферативный, аналитический, генерализации и обобщения, сравнительно-исторический.

Гипотеза: в подготовке оперных исполнителей Китая последних десятилетий наряду с несомненными достижениями обозначилась проблемная ситуация: уровень консерваторского образования, по сравнению с признанными европейскими вузами носит в определенном смысле подготовительный характер - овладение высоким, мастерством на уровне мировых стандартов требует продолжения образования за рубежом, что в итоге приводит к оттоку из страны лучших кадров. В связи с этим необходимо совершенствование образовательной системы, основными направлениями которого должна стать адаптация высших мировых достижений в области организации учебного процесса, вокальной и сценической подготовки оперных артистов.

Основные положения, выносимые на защиту:

- современная оперная культура Китая — исторически сложившееся сложное явление, представленное и "чистыми" со стороны генезиса и стиля направлениями, и синтезом их стилевых особенностей;

- подготовка оперных исполнителей в условиях современной оперной культуры Китая должна сохранять в качестве основы четкую профилизацию, но при этом включать элементы профессиональных умений восточного и западного музыкального театра;

- сложившаяся к настоящему времени система подготовки оперных исполнителей, организованная на основе профильного принципа, требует совершенствования. Преобразования должны обеспечить:

- внедрение в консерваторскую систему Китая принципов организации учебного процесса ведущих европейских центров подготовки певцов, наиболее эффективных вокальных методик;

- возрождение основополагающих принципов и технологий воспитания артистов традиционной музыкальной драмы;

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в комплексном подходе к освещению оперной культуры современного Китая. Впервые Пекинская опера, европейская опера, 7 китайская национальная опера рассмотрены как три элемента целого в исторической обусловленности своего появления, контрастности и обозначившихся отдельных чертах взаимодействия. Во-вторых, впервые на основе комплексного подхода рассмотрена и подготовка кадров оперных исполнителей, выявлены достоинства и недостатки сложившихся систем.

Теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в том, что:

- обобщен и на основе причинно - следственных связей сведен в единую картину значительный исторический и теоретический материал, позволивший представить как целое и современную оперную культуру Китая, и систему подготовки оперных исполнителей;

- выявлен круг проблем, актуальных для развития оперной культуры Китая, подготовки кадров оперных исполнителей.

Практическая значимость настоящего диссертационного исследования состоит в том, что его результаты можно успешно применять в деятельности, связанной с совершенствованием системы подготовки кадров оперных исполнителей, механизмов функционирования оперной культуры.

Материалы настоящего исследования могут быть использованы при разработке курсов исторических и теоретических дисциплин средних и высших музыкальных учебных заведений, связанных с подготовкой специалистов в области оперной и шире — музыкальной культуры Китая, в культурно-просветительной работе, а также на уроках музыки в старших классах общеобразовательных школ.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в содержание учебных дисциплин "История музыкальной культуры Китая", "Китайский музыкальный театр", "Традиционная музыкальная драма Востока", "История китайского музыкального образования", "Основы теории музыкального обучения", "Педагогика школьного воспитания", использованы в научных работах, деятельности 8 специальных семинаров, при составлении учебных программ.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в докладах на международных научно-практических конференциях.

Структура работы. Диссертация (173 с.) состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Лю Цзинь

Заключение

Материал основного раздела настоящего диссертационного исследования позволяет сделать ряд обобщений, выводов; высказать рекомендации по решению рассмотренных проблем.

Характеристика оперного искусства современного Китая дает основание считать, что три ее составляющие — традиционная музыкальная драма, представленная Пекинской оперой, европейская опера и китайская национальная опера — сегодня являются активными факторами культуры страны. Свою инфраструктуру — систему образования, исполнительские кадры, сценические площадки, публику - имеет Пекинская опера. Относительно европейской и китайской национальной они совмещены, что обусловлено общностью основополагающих стилевых черт — характера драматургии, способа передачи содержания, вокального стиля исполнения.

Однако, историческая судьба каждого из этих видов музыкального театра обусловила разное состояние феноменов сегодня.

Пекинская опера унаследовала многовековую изощренную культуру китайской традиционной музыкальной драмы с ее отточенной поколениями мастеров стилистикой, актерской техникой, образным строем и репертуаром. Плоть от плоти национальной культуры, она вошла в новую историческую эпоху в жизни страны как одно из трех ее наиболее ценных достояний, в XX веке завоевавшем и мировое признание, оцененное и как достояние мировой культуры.

В силу специфики воспроизводства, "секреты" которого находятся в руках мастеров, Пекинская опера может жить и развиваться только в Китае. Поэтому ответственность за сохранение этого культурного достояния, несет страна.

Тревожным симптомом неблагополучия в этой области является падение интереса к жанру у широкой публики. Всеобщий в прошлом, сегодня, как показывает опрос общественного мнения, он значительно снизился. В

142 вебсайт китайский введена анкета, задающая 100 зрителям вопрос: любите ли вы Пекинскую оперу?

Получены ответы: очень люблю - 11%; можно посмотреть - 42%; не интересуюсь - 43%; вообще не люблю - 4% [109].

Безусловно, свою роль в этом играет стремительно расширившееся в XX веке поле музыкальной культуры, отвлекающее слушательско-зрительский интерес от исконно национальных жанров. Но анализ действующей ныне системы образования артиста Пекинской оперы показывает, что она в рамках образовательных учреждений — училищ и одного в стране института — не дает всего комплекса знаний и умений, не способна обеспечить высокую технологическую культуру исполнения. Как известно в искусстве нет ничего более губительного для восприятия шедевра, чем его несовершенное или искаженное представление. В искусстве Пекинской оперы именно современная многогранная исполнительская техника оказывала в прошлом магическое воздействие на публику. Эстетическое наслаждение было главным фактором приобщения к содержанию. Именно совершенство исполнения великих мастеров поры высочайшего расцвета этого искусства в 1-ой половине XX века вызвало восхищение публики Старого и Нового Света, не знающей ни китайского языка, ни языка символов традиционной музыкальной драмы. Те же законы восприятия действуют и в самом Китае. Поэтому правомерно предположение, что падение интереса к национальному традиционному искусству обусловлено в значительной мере и падением исполнительского уровня артистов. Причины этого явления на наш взгляд, заключаются в недостаточном финансировании и коммерциализации образовательной системы.

Стремление расширить контингент студентов, не увеличивая финансирования, привело:

- к более позднему началу обучения (в прошлом — с 5-6 лет, сейчас — с 12-13), при этом выпал самый необходимый для развития двигательной пластики возрастной период;

- к групповому методу овладения и элементами мастерства, и ролей в целом;

- к изъятию из программы обучения дисциплин, связанных с овладением ряда умений профессионального комплекса.

Учитывая все это, трудно предположить, что исполнительское искусство Пекинской оперы не понесло утрат. Информация о падении к нему интереса публики воспринята правительственными органами как сигнал к действию. Культурно-просветительная работа в этой области, среди учащейся и рабочей молодежи в последние годы развернута в самых разных формах. В перспективном плане реформирования школьного музыкального воспитания (2005г.) освоению стиля Пекинской оперы уделяется значительное время. Но все-таки ключевым звеном решения проблемы по нашему мнению является состояние самого искусства: И пока еще есть мастера, в совершенстве им владеющие; необходимо сделать все возможное для возрождения традиций образования артиста Пекинской оперы, а значит и былого уровня исполнительского мастерства.

Проблема европейской и национальной оперы в Китае нами рассматривалась, во-первых, в историческом контексте развития в стране каждой из них, во-вторых, со стороны исполнительского искусства как единая. Возможность последнего продиктована содержательно-стилевым подобием: именно в китайской национальной опере произошло кардинальное сближение западного и восточного музыкального театра. В связи с этим возникла необходимость освоения манеры пения и характера сценического воплощения содержания, сложившихся в Европе.

И вокальное, и сценическое мастерство европейских исполнителей формируется в консерваториях. В Китае консерватории появляются в то же время, что и опера — в первой трети XX века и также становятся главными образовательными учреждениями оперных исполнителей. Качество их

144 подготовки в стенах консерваторий и оценивается в настоящем диссертационном исследовании.

Характеристика сложившейся в Китае системы, сравнение ее с российской и итальянской позволили выявить как достижения в этой области, так и проблемы.

Основные'достижения связаны с созданием сети из 9-ти консерваторий, пропорционально охватывающей регионы страны. При консерваториях открыты музыкальные школы и училища. Взаимодействие учебных заведений образует 3-х-ступенчатую систему образования. Разветвленная сеть этих по-существу комплексов способствует выявлению одаренной молодежи, является одним из условий доступности образования.

К педагогической деятельности в консерваториях привлечен ряд выдающихся вокалистов, многие из которых совершенствовали исполнительское мастерство за рубежом, обладают опытом сценической работы [Приложение III].

Проблемы же связаны со структурой и содержанием консерваторского образования оперных артистов. Ряд из них сродни тем, которые нами были отмечены в государственной системе образования артистов Пекинской оперы: катастрофически малое количество часов на индивидуальные занятия с педагогом (400 — за весь период обучения, тогда как в России — 1600, в Италии они ежедневны, а в частных формах — 2-3 раза в день); присутствие группового способа обучения; сокращенная за счет "усеченности" необходимых как раз для оперной подготовки дисциплин образовательная программа (сценическая подготовка, оперный класс, сценическая практика). Последнее вступает в противоречие с основной тенденцией развития современного оперного искусства: ".сейчас можно говорить об оперном мастерстве вообще, не разделяя его на вокальное и актерское, ибо требования к оперному театру возросли настолько, что эти два компонента, даже доведенные до совершенства, не могут удовлетворить современного зрителя, если выступают порознь" [Ю8].

Все перечисленное во многом обусловлено недостаточным финансированием консерваторского образования. Но многолетнее пребывание в жестких финансовых условиях оказало влияние и на сложившиеся подходы к самому главному — вокальной подготовке оперных исполнителей. По существу отсутствует методологическое и методическое обеспечение учебного процесса, соответствующее мировым достижениям в этой области. Результатом стала многолетняя неконкуретность вокального консерваторского образования Китая. И это при том, что нация обладает великолепными природными вокальными ресурсами.

Осознание недостаточности профессиональной подготовки в консерваториях Китая вызывает у многих, особенно одаренных выпускников желание продолжать образование. В связи с этим широко распространены обучение и стажировки за рубежом. В этом преимущественным правом пользуются выпускники двух ведущих музыкальных вузов: большинство выпускников-вокалистов Шанхайской и Центральной консерватории имеют возможность получить стипендию для обучения за рубежом. Чаще всего они выбирают музыкальные вузы России, Германии, Италии, Франции, Великобритании. Но такую возможность сложно получить выпускникам семи периферийных консерваторий. Поэтому многие из них, чтобы повысить свою профессиональную квалификацию, поступают на стажировку в ведущие образовательные учреждения Китая — то есть в Центральную Китайскую и Шанхайскую консерватории.

Эта спонтанно сложившаяся практика подготовки оперных исполнителей породила самостоятельную проблему, которая оказывает значительное влияние на художественный уровень оперного театра Китая: талантливая молодежь остаётся жить и работать за границей. На ведущих оперных сценах мира выступают прославленные оперные звезды мирового значения Лян Нин, Дилибайэр, Фанъ Цзин-ма, Тянь Хао-цзян и другие [Приложение П].

Та же тенденция оггока наиболее одаренных и профессионально

146 подготовленных музыкантов в настоящее время наблюдается и в области композиторского творчества: наиболее интересные, современно мыслящие, смело экспериментирующие в синтезе европейских и национальных традиций мастера оперного жанра, признанные в западном мире, у еебя на родине не известны. Их сочинения звучат в Китае очень редко и собирают весьма о гран и ченну ю аудитор и ю.

Неприягие широкой аудиторией и большой частью композиторского сообщества современной музыки конечно объясняется и неподготовленностью массового слушательского восприятия, и стилевой дистанцией композиторов старшего (40-е 60-е гг.) и младшего поколений (80-е-нач. 2000-х гг.). Но первопричина отюка из страны наиболее одаренных, профессиональных оперных композиторов видится, прежде всего, в системе образования, не предоставляющей возможности приобщения к высшим достижениям современной музыкальной культуры.

В целом же, перефразируя известное определение, относящееся к чешекой музыкальной культуре XVII — XIX веков, современную ситуацию, сложившуюся в оперной культуре Китая, можно- назвать китайской музыкальной эмиграцией.

К чести китайского руководства страны нужно сказать, что ситуация в области художественной культуры в целом и оперной в частности, ее состояния, доступности широким слоям населения, влияния на массовое сознание и духовный мир нации в самые последние годы тщагельно проанализирована. По результатам анализа приняты решения, способные кардинально изменить и ситуацию в целом, и в области оперной культуры, подготовки ее кадров:

- запланировано во всех провинциях страны построить новые оперные театры — всего 30;

- уже развернута широкая культурно-просветительная работа по приобщению различных слоев населения к оперной культуре —

147 традиционному музыкальному театру, европейскому, современному китайскому;

- приобщение к оперной культуре расширяется и в системах образования — от общеобразовательной школы до вузовской, независимо от профиля подготовки специалиста;

- наконец, может быть самое главное, на все это, и особенно на преобразование системы подготовки кадров музыкантов — исполнителей и педагогов - выделяются огромные средства.

Учитывая имеющийся потенциал и открывающиеся возможности его реализации, можно утверждать, что будущее оперной культуры Китая перспективно.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лю Цзинь, 2010 год

1. Литература на русском языке:

2. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики. — М.: Музгиз,1956. -268с.

3. Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1. М.: Музсектор, 1929. -248с.

4. Васильев Л.С. История Востока: В2т. — М.: Высшая школа, 1976. -495с.

5. Виноградова Т.И. Китайская классическая драма. СПб.: Северо-запад Пресс, 2603. -414 с.

6. Гобби Т. Мир итальянской оперы. М.: Музыка, 1989. -320с.

7. Дмитриев Л. Голосообразование у певцов. М.: Радуга, 1962. -56с.

8. Дмитриев Л.Б. О воспитании певцов в Италии и возможности использования этого опыта в советской вокальной педагогике // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Межвузовский, сборник трудов. Вып. ХХХП. ГМПИим. Гнесиных, М., 1977. / -С.129-134. .

9. Китайская Народная Республика: Справочник. М.: Политиздат, 1989. -274с.

10. Классическая драма Востока. Библиотека всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1976. -879с.

11. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб.: Лань, 1999, -416с.

12. Ли Чао. Пекинская опера. Танец. Музыка. Пантомима. СПб., 2003. -266с.

13. Малиновская Т. А. Очерки по истории китайской классической драмы в жанре цзацзюй (XIV XVII вв.). СПБ.: Издательство СПБГУ, 1996. -240с.

14. Малявин В.В. Китай в XVI — XVII веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. -288с.

15. Образцов С. Китайский театр. М., 1957. -220с.

16. Пласидо Доминго. Мои первые сорок лет. М., 1989. -303с.

17. Паваротги JL, Райт У. Мой мир. М.: Вагриус, 1995. -352с.

18. Рифтин Б. JI. От мифа к роману: Эволюция изображения персонажа в китайской ли тературе. М.: Наука, 1979. -360с.

19. Рифтин Б. JI. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре. М.: Изд-во вост. лит., 1961. -246с.

20. Розанов А. Полина Виардо. Л.: Музыка, 1969. -472с.

21. Серова С.А. "Зеркало Просветленного духа" Хуан Фань-чо и эстетика китайского классического театра. М.: Наука, 1979. 224с.

22. Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество XVI XVH вв. М.: Наука, 1990. -278с.

23. Серова С.А. Пекинская музыкальная драма: (середина XIX — 40-е годы XX в.). М.: Наука, 1970. -195с.

24. Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма ХП1 — XTV вв.: Генезис, структура, образы, сюжеты. М.: Наука, 1979. -334с.

25. Стахевич А. Вокальное искусство Западной Европы: творчество, исполнительство, педагогика: Исследование. М.: НМАУ mi. П.И. Чайковского, 1997. 272с.

26. Сюй Чэн-бэй. Пекинская опера / Пер. с кит. Сан Хуа и Хэ Жу. Пекин: Межконтинентальное издадельство Китая, 2003. -136с.

27. Тимохин В. Мастера вокального искусст ва XX века. М.: Музыка, 1974. -173с.

28. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока. СПБ.: Изд-во РГПУ, 2005. 342с.

29. Фучито С. Бейер Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо. Л.: Композитор, 2004. -56с.

30. Шидфар Б .Я. Театр и культура стран Азии.// Культуры. Диалог народов мира. Культура народов Востока. Документы. Ж. unesco, No3, 1985. — C.ll 6-122.

31. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы. М.: ГМПИ, 1981.-90с.

32. Ярославцева Л. Опера, певцы, вокальные школы. М.: Изд. дом "Золотое Руно", 2004. -200с.

33. Литература на русском языке (переводы с китайского языка)

34. Мэй Ланъ-Фан. Пекинская музыкальная драма. Пекин, 1959. -364с.

35. Мэй Лань-Фан. Сорок лет на сцене. М., 1963. -499с.

36. Литература на китайском языке

37. А Цзя. Новейшие исследования исполнительских канонов китайского музыкального театра. Пекин, 1990. -ЗНэс. (М^3 Й1. Ш Жж. 1990)

38. Бай Го-цзе. Развитие китайской национальной оперы и некоторые мысли по этому поводу // Китайская периодика Вансия. Аньхуэй, 2006.1. С.155-156. (ЙШ& "Ш 2006)

39. Бай Юнь-шэн. О выработке актерских навыков в традиционном музыкальном театре. Пекин, 1957. -70с.1. ШШ 'Ш 1957)

40. Ван Чжи-чэн. Музыканты русской эмиграции в Шанхае. Шанхай, 2007. -579с. 2007)

41. Ван Чжэнцзе. Кратко о влиянии западной оперы на современную китайскую оперу. Ляньюгань, 2000. С. 26-27. РЩ

42. Ван Юй-хэ. История китайской музыки в новое время. Пекин, 1994. -468с.($£ШЙ ФШШ^Я^ Ш 1994)

43. Ван Я-нань. История создания оперы "Седая девушка". Пекин, 1950.-30с. (^ШЩ Й^&ЙШ* -1Ш 1950)

44. Гао Син. Становление Пекинской оперы. Шанхай, 2006. 191с. (й1. Ш ШШШ ±Ш 2006)

45. Гуан Дин-и. История исскуства европейского вокала. Пекин, 2005. -359с. {ШШШ 2005)

46. Да Я. Путешествие в Пекин.Пекин, 2006. -250с. 2006)

47. Ду Вы-сиан. Направление развития Пекинской оперы. Пекин, 2005. 265с. (ШШШ ЖШШ 4Ш 2005)

48. Е Сию-шан. Старая китайская драма. Пекин, 2007. -495с. (Н'З^Ш2007)

49. Е Чан-хай, Чжан Фу-хай. История китайской традиционной драмы. Шанхай, 2004.- 473с. СЗДяМ^ й"НШ ±Ш 2604)

50. И Биань. Китайская Пекинская опера. Пекин, 2005. -145с. (ШШ Ш1 ^-ФИЖШ 2005)

51. Ин Ай-чин. Методика музыкального образования. Пекин, 2009. -285с. 2009)

52. Ли Вэй-бо. Краткая история, развития вокала на Западе. Пекин, 1999. -228с. (ШМ 1-999)

53. Ли И-ман. Очарование Пекинской оперы. Пекин, 2006. -210с.й ШШШ -Ш 2006) .

54. Ли Ли. О связи между манерой пения и созданием образа в национальной опере // Шэньдонъ. Газетам Хэцза, 2001. N02. С.92-93. Шш&жштттштмшштк¿ш ш-. 2001)

55. Ли Су-сяо. Летопись западной культуры в Харбине.Харбин, 2000.-зз5с. ^штш^ 2000)

56. Ли Су-сяо. Евреи в Харбине. Харбин, 2003.-370с. Ид^С^ ЕЖА 2003)

57. Ли Чгоань. Войти в европейскую оперу. ГуанЧжон, 2008. -222с.1. Ж йдШШ 2008)

58. Лю Синь-синь, Лю Вэн-цин. История европейской музыки в

59. Харбине. Харбин, 2002. -403с. фЖШ, М75Ш 2004)

60. Лю Сяо-чжон, Го Сиань-дон. Уханьская традиционная музыкальная драма. Ухань, 1987. 347с. (20/.Ь 4», ШШШ ЙШЗШ^ ШИ. 1987 )

61. Лю Чин-су. Искуство музыкального театра: опера. Ланчжоу, 2000.-471с. ъ-^тт^ ш\ 2000)

62. Лю Цзинь-юань. Краткая история развития искусства Пекинской оперы. Аньхуэй, 1984. -217с. (*!Шп ЗШ^ЗШЗ&ШЙ Щ

63. Лю Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае. СПБ., 2010. -108с. (ЭД^Р Ш^ФИ^ЭДШ"и'^ОТ Ш1. ШМШ 2010)

64. Лю Янъ-цзюнъ. Биография Мэй Лань-фана. Баодин, 1998. 462с. ФШШ Ш^Щ ЪШЁЕ 1998)

65. Музыкальная энциклопедия. Шанхай , 2004. 700с. (Ж^/^й^Й2004)

66. Оу Лан. Классическая европейская опера. Нанцзинь, 2003. -306с.ш шж 2008)

67. Сун Ци-нань. Ли Цзинь-хуэй и его музыка. Шанхай, 2007. -353с. {Ш^ШЩШШ'Ш^ 2007)

68. Сюй Му-юнь. История китайской традиционном музыкальной драмы. Шанхай, 1938. -328с. (ШШ^Х 1938)

69. Сюй Чэнь-бэй. Пекинская опера в Китае. Пекин, 2003. 128с. {^Ш № ФйзШ 1Ш 2003)

70. Сюй Чэнь-бэй. Сто конкретных вопросов о Пекинской опере. Пекин, 1990. -263с. ШНИЖ 1990)

71. Тан И-цай, Ян Цин-Ван и др. Пекинская опера: пособие для начинающих зрителей. Харбин, 1995. -261с. (ШШ^Г, ЖМШйЛП Рп^К^ 1995)

72. Тань Фань. Рассказы об актерах. Шанхай, 1995. -214с. («Л {Ш ±Ш 1995)

73. Театральное училище китайской музыкальной драмы. Методическое пособие для выработки актерских навыков в Пекинской опере. Пекин, 1962. -68с. (ФШЯШ^ ШШШ1&ШЖ Ш Ш 1962)

74. Тянь Чуань, Цзин Лань. Сборник статей о китайской опере. Пекин,1990. -720с. (ш;п, тш Фтзтяжзж зш 1990)

75. У Гань. Прекрасная Пекинская опера. Пекин, 2007. -328с. (^сйУ > Ш ВШЗШ 2007)

76. У Го-цинь. Изобразительные элементы в китайской музыкальной драме и ее специфический признак — описание настроения // Периодика Пекинской оперы в Китае. Пекин, 1992. N0.4. С.45-48. (^РЩ 41 (И^ГШЙ^Ьш)

77. У Сяо-жу. Сборник статей о музыкальном театре. Пекин, 1995. -282с. (Зк'Ш ^'ШЖШХЖ 1-995)

78. У Цзюнь-да. Изучение вокальной' мелодики Пекинской оперы. Пекин, 1995. -284с. (Ш&Ш ^ЬЖ 1995)

79. Хай Чжэнь. История театральной музыки. Пекин, 2003. 284с. (Ш Ш Ш 2003)

80. Хоу Си-жэнь. Сценические площадки Пекинской оперы. Пекин, 1999.-355с. 1999)

81. Ху Чжи-фнэ. Феномен китайской музыкальной драмы и ее специфические черты. //Китайская периодика Пекинской оперы. Пекин, 1993.

82. N0.1. (Й^Д тш^ш^шмшш фижш ш 1993)

83. Цай Мэн. Обзор музыкального творчества в Китае в XX веке. Опера // Китайское музыкальное образование. N012. Пекин, 2001. С. 26-29. (I® XX ШйФ ФШШШ Ш 2001)

84. Цзинь Сян. Сомнения и поиск (современная китайская национальная опера). Шанхай, 2003. 498с.(^УШ Щ 2003 )

85. Цзюй Ци-хун. История китайской музыки 1949-2000. Хунанъ, 2002. -238с. (Ш№ 1949-2000 ШШ 2002)

86. Цзюй Ци-хун. Китайская музыка XX века. Шаньдун, 1992. 258с. СШШ ХХЙ^ВФШ^А 1992)

87. Цзюй Ци-хун. Общий обзор эстетики европейской оперы. Хэфы, 2003. -383. (М'Ш 1Ш 2003)

88. ЦзяБэньТайцзы. Музыкальный город Шанхай. Шанхай, 2003. ^302с.(ШЯМ? -±3$ 2003)

89. Цио Я-чжон. Теория и практика вокального исскуства в китайской' национальной опере. Хэнань, 2009. -363с. (£|Ж/Н Ф (IIштшт 2009)

90. Чжан Ли-чжэнь. Современная китайская опера (история и перспективы развития). Автореф. на соиск. уч.степ. кандидата искусствов. СПБ., 2010. -22с.

91. Чжан Хон-дау. История европейской оперы XX века. Пекин, 2007. -679с. 20 11ШШШШ» 2007)

92. Чжан Шуин, Тау Дун, Шэн Пэн Ниань и другие. Театральное искусство Пекина/ Большая китайская энциклопедия. Пекин, 1983. 659с. (Ф1. ШШ Ш 1983)

93. Чжон Ши-бин, Гон Чжэн. Анализ западного музыкального образования. Шанхай, 2007. -372с. Ж1Е1. Ш 2007)

94. Чжэн Бин-и. Историческая концепция китайской музыки. Чжон Чин, 2007.- 354с. (ВШХ ФШ^ЗШЗЖШ Ж2007)

95. Чиан Июан, Лин Хуа. Общий обзор европейской оперой культуры. Шанхай, 2003. -352с. 0Ш, ШФ 1ШШ& -Ш 2003)

96. Шэн Хуа,Цзан Лишэнь. Грим Пекинской оперы. Пекин, 2004. -339с. (ШР ЖШШИШ Ш 2004)

97. Ян Бо-хуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая. СПБ., 201-0. -131с. (ШШФ Ш^ФШ^Гн^1. Ш'Й ^ШШШ 2010 )

98. OO.http://www.studychinese.ru/readarticle.php?articleid=l 5 (Немного о Пекинской опере, на русском языке.)101.http://www.chinabaike.com/article/sort0525/sort0533/2007/20070727147820 3.html

99. Образование традиционной музыкальной драмы, на китайском языке.)102.http://www.dongdongqiang.com/news/zhaosheng2007.doc

100. Условия приема и обучения на первой ступени демонстрирует среднее театральное училище при Китайском театральном институте, на китайском.языке.) 103 .http://www.nacta.edu.cn/defaultaspx

101. Китайский театральной институт, на китайском языке.) 104.http://www.ccom.edu.cn/jxjg/yjsb/zsxx/sszs/

102. Условия приема и обучения Китайской Центральной консерватории в 2010-м году.)105 .http://news.guqu.net/News/20080927170726241813 .html (Китайский композитор Го Вэнь-цзни, на китайском языке.)

103. Ю6.Ь«р://шопеуЛ63.сот/07/Ю26/03/ЗБ1Ми8СОР0025248С.Мт1

104. Ситуация Пекинской оперы в Китае и как сохранять традиционную культуру, на китайском языке.)110.http://www.ccom.edu.cn/

105. Китайская Центральная консерватория, на китайском языке.) 111 .http://hi.baidu.com/%CB%D7%C8%CB%CB%F6%CA%C2/blog/item/29d2f 97b71c2a5e42f73b329.html

106. Формирование и развитие китайской музыкальной драмы, на китайском языке.)J

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.