Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Дупенко, Анатолий Никитич

  • Дупенко, Анатолий Никитич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 160
Дупенко, Анатолий Никитич. Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 1999. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дупенко, Анатолий Никитич

Введение.

Глава /. Ритуальность как социальный и социальнопедагогический феномен.

§ 1. Сущность и основные функции ритуала.

§ 2. Ритуальное поведение и ритуальное общение.

§ 3. Генезис ритуальных действий.

Глава IL Пути и средства реализации социокультурных и социологических функций ритуалов в современных празднично-обрядовых программах.

§ 1. Ритуальность и современность.

Социологический аспект.

§ 2. Ритуальное поведение в фольклорном театре.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре»

Актуальность исследования. Использование ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре и технологии, применяемые в этом процессе, обладают высокой степенью значимости. Духовное обновление общества, совершаемое на наших глазах, требует особого внимания к этому явлению. Отправление праздников и обрядов, связанных с ценностями и традиционными основами культуры, свидетельствуют о соблюдении особых норм, правил поведения, нормативного выражения эмоций. В таких ситуациях технологическая основа ритуалов становится связующей все поколения и всех участников оригинальной композицией, позволяющей присутствующим лучше понять друг друга, включится в общий процесс торжества и более качественно провести его. В силу этого использование ритуалов выступает как сложный многогранный и многофункциональный процесс, смысл которого заключается в изучении, постижении и применении условных действий и актов, знаков и символов в процессе целостного развития и воспитания личности. Решая задачи ввода эмоционально-психологического состояния личности в определенные социальные рамки, давая разрядку психологическому напряжению, благотворно влияя на сферу жизнедеятельности технологии использования ритуалов организуют две основные позиции на которых концентрируется внимание исследования - ритуальное поведения и ритуальное общение.

Вместе с тем, знание технологического процесса использования ритуалов сохраняется сейчас лишь в незначительной части населения, в большинстве случаев - менеджеров и аниматоров, занятых организацией указанных праздников и обрядов, что приводит не только к выключению значительной части населения из их поля деятельности, к распаду единого терминологического словаря представителей определенной поселенческой общности, но и к сужению параметров национальной культу* ры. Противоречия, сложившиеся между ценностными позициями образцов национальной культуры и наличной социокультурной ситуацией, чрезвычайно актуализируют представленную в качестве диссертационного исследования проблему.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ литературных источников по исследуемой теме показал, что интерес к ритуализации в последние годы был довольно устойчив, к нему обращались ученые гуманитарии: философы, социологи, этнографы, психологи и педагоги, которые в центр своего внимания ставили проблемы ритуала и ритуальности. Конструктивный вклад в научный анализ философского аспекта проблемы внесли работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Д.С. Лихачева, А.И. Арнольдова, М.С. Когана, А.И. Ма-заева, Н.С. Мансурова, А.Ф. Некрыловой, В.А. Разумного, И.В. Суханова, Л.А. Тульцевой, И.В. Чичерова.

В данной работе соискатель опирался на труды, касающиеся происхождения, развития, функциональной направленности, форм выражения и других вопросов народной обрядности таких историков и этнографов, как А.Н. Афанасьева, А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, А.В. Руднева, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, Д.М. Угриновича, Т.А. Кудриной.

В исследовании широко использовался этнографический материал о календарных и семейных обрядах Тамбовщины, представленный в работах И.И. Дубасова, Ю.М. Соколова, а также использовались труды ученых ТГУ А.М. Кальницкой, Л.Ю. Евтихиевой, В.В. Жилкина.

Социологическая сторона проблемы освещалась в работах Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Б.Г. Мосалева, З.А. Петровой, О.В. Ромах, В.А. Ядова.

В педагогической науке к данной проблеме обращались Ю.П. Азаров, Т.И. Бакланова, Т.А. Берштам, С.Т. Заградская, A.JL Карамышев, Л.И. Шалунова. Проблемам формирования культуры межличностных отношений посвящены работы Ю.А. Стрельцова.

Фольклорные и игровые традиции в театрализованных обрядах и праздниках нашли свое отражение в работах В.И. Бруцного, В.В. Вересаева, В.Н. Гагина, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.А. Коновича, А.С. Каргина, Ю.Н. Кротовой, В.Е. Триодина, А.И. Чечетина, а также в диссертациях И.Ю. Беронтайте, Н.Т. Ултургашевой, Г.П. Черного, которые посвятили свои исследования методическому, методологическому и педагогическому аспекту организации и проведения обрядов и праздников.

Объектом исследования является процесс использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре.

Предметом - процесс организационно-педагогического воздействия г»чт\/яттгт г"*;—

Цель исследования - выявить организационно-педагогические основы использования ритуалов в празднично-обрядовых формах культуры.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач: - ^

- определить социально-исторические условия развития ритуалов в народной культуре южных регионов России;

- раскрыть методы организационно-педагогического воздействия ритуалов на празднично-обрядовые формы культуры;

- произвести классификацию уровней ритуального поведения и ритуального общения;

- разработать методику использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре.

Гипотеза исследования исходит из того, что в современной системе праздников и обрядов возможно использование ритуальных структур, которые:

• усилят развивающие и рекреативные воздействия празднично-обрядовых программ;

• сделают оптимальной педагогическую направленность сценарного материала;

• способствуют совершенствованию композиционной целостности праздников и обрядов;

• содействуют усилению организационной деятельности современных менеджеров и аниматоров празднично-обрядовой культуры;

• стимулируют развитие этнокультурного сознания участников творческих постановочных коллективов;

• активизируют рост научных исследований в освоении потенциала народной культуры региона.

Базы исследования: клубные учреждения гг. Тамбова, Моршанска, Котовска, Уварова, сельские Дома культуры Тамбовской, Воронежской и Липецкой обл., фольклорные коллективы "Иван-да-Марья" ТГУ, "Сельчаночка" ОНМЦ.

Методологическую основу исследования составили идеи гуманизации и демократизации общества, идеи, которые указывают на роль культуры в жизни народа и роль личности в развитии и становлении культуры (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев). Каждое поколение использует и преобразует в соответствии с новыми условиями результаты предшествующей деятельности. Деятельность является единственно возможным условием приобщения индивида к куль-* туре и его пребывание в ней. (М.М. Громыко, И.В. Суханов, Р.А. Руднев, Д.М. Угринович).

Методы исследования базировались на системе взаимосвязанных и взаимодополняющих приемов социологического и социально-психологического, педагогического анализа и включали:

• теоретический анализ литературных источников, документальных, методических разработок и сценариев;

• анализ эмпирических данных, полученных в более 40 культурно-просветительных учреждениях с использованием материалов различных совещаний, конференций и семинаров, а также различные модификации включенного и опосредованного программированного наблюдения;

• опрос, тестирование и анкетирование респондентов;

• опытно-экспериментальную работу по постановке обрядов, досу-говых программ и праздников.

Организация исследования. Соискатель проводил исследовательскую работу в 4 этапа.

На первом этапе (1980-1985 годы) собирался, накапливался и систематизировался опыт работы учреждений культуры по подготовке массовых мероприятий, праздников и театрализованных обрядов в городах Тамбове, Воронеже, Моршанске, Котовске, а также в РДК, СДК Тамбовской области. На этом этапе осуществлялась разработка программы, инструментария и методики исследования, одновременно изучались социально-исторические условия, определяющие особенности развития народной культуры Тамбовского края.

На втором этапе (1985-1990 годы) проводился теоретический анализ специальной литературы по исследуемой теме, отбирался соответствующий материал периодической печати. В результате была сформулирована методологическая и социально-историческая часть диссертации и ее процедурный раздел.

На третьем этапе (1991-1993 годы) было проведено комплексное социологическое исследование по выявлению особенностей бытования ритуалов и досуговых предпочтений на Тамбовщине. Методом опроса по случайной квотовой выборке обследовано 153 человека, жителей города Тамбова и области. Респондентам предлагался опросный лист из 18 вопросов, касающихся ритуалов, традиций, обычаев, и занятий по интересам в свободное время. На этом этапе была проведена корректировка темы диссертации с ориентированием ее на культурно-досуговую деятельность.

Четвертый этап работы ( 1993-1996 годы) носил формирующий характер. На этом этапе осуществлялись постановки опытно-экспериментальных программ: "Свадьба будет" по Е.С. Барыбину и фольклорного спектакля "Тамбовская свадьба". Оценка опытных мероприятий была получена при помощи бесед с участниками и зрителями представлений. Полученный и накопленный ранее материал подвергся структурированию, систематизированию и редактированию в настоящее диссертационное сочинение.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• определено влияние социально-исторических условий развития ритуала на современную празднично-обрядовую культуру Тамбовского края; этническое своеобразие Тамбовщины сохраняемое в ритуалах, языке, костюмах, прикладном творчестве является богатым источником социокультурных, педагогических, творческих и рекреативно-развивающих качеств при организации широкого спектра праздников и обрядов; выразительность и разнообразие ритуальных действий, богатство пластических образов, стиль языка дают большие возможности проявить важнейшие организационно-педагогические качества ритуалов: коллективности, импровиза-ционности, ориентации на содержательный и композиционный компоненты; впервые раскрыта сущность, структура и особенности ритуалов как этокультурных архетипов, феноменов социокультурной и со-циопедагогической деятельности, формирующих константные модели духовной жизни общества; ритуалы в исследовании анализируются как поведенческие акты двух типов: реально-практические и идеально-условные; ритуалы рассматриваются в широком и узком смысле, в широком - это уклад жизни и быта того или иного сообщества, в узком - это комплекс кодированных поступков и знаковых психо-физических действий субъектов; проведена классификация главных составляющих воспитательного потенциала ритуальности: ритуального поведения и ритуального общения; ритуальное поведение в зависимости от насыщенности поступками автонимического характера классифицируется по трем уровням:

1) антонимическое поведение;

2) знаковое поведение;

3) церемониальное поведение;

• ритуальное общение анализируется как особый процесс обмена информацией, ключевыми моментами в этом процессе являются факторы благотворного самоформирования и саморазвитие личности; в зависимости от ведущей функции выделяются три вида общения: информационное общение, аффективное общение, регулятивное общение;

• разработана методика использование ритуальности в системе современного празднично-обрядового творчества; на основе проведенного эмпирического исследования выработан компле-правил, которые базируются на обеспечении единства этического и эстетического, синтеза реальных, художественных и символических элементов действий, всесторонней реализации принципа интерактивности, на умелом регулировании совместного эмоционального реагирования на происходящее; аниматоры празднично-обрядового творчества используют ритуальность в смысло-содержательной, композиционно-монтажной и воспитательной работах, при этом они должны руководствоваться следующими положениями: все участники будущих программ должны быть ознакомлены с смыслом ритуальных действий и их последовательностью; количество ритуальных действий и их место в композиционной структуре будущей программы ограничено (начало, центральные эпизоды, кульминация, финал); ритуальные действия требуют от их исполнителей навыков актерского мастерства (сценического внимания, мышечной свободы, фантазии и т.д.); важное место вводимых элементах ритуальности играют детали-посредники (в том числе и вербальные), символические предметы, знаки, художественное решение костюма, места проведения, музыкальное оформление.

Практическая значимость исследования заключается в применении методических рекомендаций, предложений и выводов по совершенствованию подготовки праздников и обрядов, театрализованных форм досуговой деятельности в южных регионах России (гг. Тамбов, Воронеж, Кирсанов, Мичуринск).

Внедрение в практику культурно-досуговых центров г. Тамбова и области педагогических технологий использования ритуалов, которые способствуют повышению эффективности нравственно-эстетического и эмоционального воздействия разрабатываемых и проводимых спортивных праздников, фестивалей народного творчества, праздников городов, театрализованных обрядов народных гуляний и т.д.

Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть применены в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы и социальных педагогов, а также в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства в процессе преподавания курсов: "Основы сценарного мастерства" и "Методика подготовки культурно-досуговых программ".

Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, организацией и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения, практические выводы и рекомендации, отражающие особенности применения ритуалов в досуговой деятельности, были опубликованы соискателем в статьях и методических разработках. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях:

Актуальные проблемы организации досуга населения на современном этапе", Тамбов, 1988 г.;

Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы", Тамбов, 1990 г.;

Культурная жизнь Тамбовского края", Тамбов, 1995 г.;

4>"Державинские чтения", Тамбов, 1995, 1996, 1998 гг.;

Совершенствование профессиональной и гуманитарной подготовки режиссеров любительских театров" Тамбов, 1995 г.

Результаты исследования нашли свое применение в многолетней практической работе соискателя по подготовке специалистов социокультурной деятельности высшего и среднего уровня.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Оптимальное организационно-педагогическое использование ритуала в системе празднично-обрядовой культуры возможно при освоении и сохранении этнокультурных традиций и духовных ценностей той или иной поселенческой общности (региона).

2. Технологии использования ритуала включают наряду с принятыми в практике половозрастными, национальными, профессиональными, образовательными и характерологическими качествами аудитории следующие факторы:

- реальные досуговые предпочтения и духовно-познавательные интересы объекта воздействия;

- взаимосвязь традиционной культуры региона с творческой жизнью постановочных, фольклорных коллективов;

- использование результатов научно-исследовательской работы в области этнографии, лингвистики, прикладной культурологии и краеведения в творческом процессе создания сценариев праздников и обрядов;

3. Ритуальное поведение и ритуальное общение составляют основу празднично-обрядовых действий. Они вводят эмоциональное состояние личности в определенные социально-культурные рамки, дают разрядку психологическому напряжению, влияют благотворно на сферу жизнедеятельности (встреча хлебом-солью, земное поклонение, присвоение почетных званий и т.д.). Ритуальное поведение и ритуальное общение подразделяются по уровням и функциям.

4. Методика подготовки и проведения мероприятий празднично-обрядового комплекса использует организационно-педагогическое воздействие ритуала в смысло-содержательиом, композиционно-сюжетном и воспитательном аспектах. Устроители и участники таких программ знакомятся с ритуальными действиями, изучают их последовательность, готовят реквизит, костюмы, художественное оформление, осваивают тем-по-ритмический рисунок и т. д.

5. В социально-педагогическом плане основой воспитательного воздействия в обрядово-церемониальных ситуациях является возбуждение, формирование и трансляция определенных социальных чувств и социальных настроений. Основная функция аниматора заключается в обеспечении адекватно-происходящему совместного эмоционального реагирования, что достигается через социально-педагогическую регуляцию механизмов сопереживания, подражания и заражения.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации: Введение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Дупенко, Анатолий Никитич

Выводы по I главе

Материалы данной главы раскрывают сущность, структуру и особенности ритуала как феномена социально-культурной деятельности. На основе рассмотрения ритуала как поведенческого акта можно выделить два вида:

1) в широком смысле ритуал понимается как уклад жизни и быта определенного сообщества;

2) в узком смысле ритуал понимается как комплекс поступков и психофизических действий индивида (ритуальное поведение).

Ритуализация рассматривается как производное от ритуала и представляет сложный многогранный и многофункциональный процесс, смысл которого в изучении, постижении и привнесении условных знаков, актов и символов в процесс целостного развития и воспитания личности. Составляющими этого процесса являются ритуальное поведение и ритуальное общение. В зависимости от насыщенности поведенческого акта поступками автонимического характера выделим три уровня ритуального поведения:

1. Автонимический.

2. Знаковый.

3. Церемониальный.

Ритуальное общение выступает как особый процесс обмена информацией, как естественное стремление личности к вступлению в контакт с другими людьми. Важным моментом в этом процессе является фактор благотворного самоформирования и саморазвития личности.

На основе проведенного в данной главе анализа сделаем еледующий вывод: ритуал представляет собой систему, которая как целостное образование существует, развивается и умирает по определенным законам. Системный подход к проблемам ритуала и ритуали-зации форм и методов досуговой деятельности связан с решением следующих задач:

- обеспечение единства целей и задач, принципов и содержания, форм и методов в организации и проведении социально-педагогической работы в свободное время*,

- стабилизирование активно-деятельноетной позиции личности;

- накопление опыта общественно ценного поведения;

- закрепление норм и правил общения;

- использование различных форм и уровней ритуального поведения, как средств педагогического воздействия на личность с учетом половых, возрастных и психологических особенностей.

Конкретные научно-методические рекомендации по оптимизации процесса ритуализации форм и методов досуговой деятельности разрабатываются в следующей главе.

- 88

Глава I. Пути и средства реализации социокультурных и социологических функции ритуалов в современных празднично-обрядовых программ § 1. Ритуальность и современность. Социологический аспект.

В рамках диссертационного исследования соискателем совместно с научно-методическим центром народного творчества и культпросвет работы Тамбовской области и отделением социологии СК Факультета культурологии ТГУ в течение 1995 года было проведено комплексное социологическое исследование. Методом опроса по случайной квотовой выборке было обследовано 153 человека с целью выявления особенностей бытования ритуалов, традиционных промыслов, а в целом этнохудожественного сознания в регионе. Для достижения этой цели были выдвинуты четыре исследовательских задачи:

- исследовать социально-демографические проблемы бытования ритуалов. Обрядов и художественных традиций;

- дать характеристику приоритетных направлений возрождения региональной народно-художественной культуры; обосновать демографические и этнические особенности ритуализации культурно-досуговой деятельности; выработать практические рекомендации по применению технологии ритуализации в культурно-досуговых программ.

В исследовании принимали участие жители города Тамбова и области (Кирсановский, Моршанский и Инжавинский районы), 88 женщин и 65 мужчин. Из общей массы можно выделить три возрастные категории респондентов: до 25 лет. - 60 человек (39%), 25-40 лет - 42 человека (27,5%) и старше 40 лет - 51 человек (33,5%).

Исследовательской группой была разработана анкета (опросный лист) комплексного исследования "Ритуалы, оъычаы и тд,ии.иоииые ремесла края". 1/. Анкета содержала 18 вопросов, которые касалась ритуалов, обрядов, традиций, ремесел и технологии ритуализации, бытующих в культурно-досуговой среде Тамбовщины. Вопросы были сгруппированы в блоки; для выявления следующих аспектов проблемы:

1) установление особенностей ритуального поведения в семейном досуге;

2) определение интересов и духовных предпочтений населения города и села в свободное время;.

3) уточнение возрастных социально-психологических и демографических особенностей населения региона.

Первый вопрос был направлен на то, чтобы выявить, знают ли наши респонденты о с%оей родословной. В ходе опроса выяснилось, что 66,6% женщин и 72,5% мужчин хорошо знают ее, собирают биографические данные родственников. Вместе с тем, значительная часть респондентов - 33,3% женщин и 27,4% мужчин не знают своей родословной. Заслуживает внимания тот факт, что из проживающих с рождения в городе положительно ответило на этот вопрос 2/3 опрошенных и лишь 1/3 - отрицательно. Идентичная ситуация наблюдается у людей, проживающих в городе 20 лет и от 5 до 10 лет. Лица, проживающие в городе 10 и более лет, свою родословную знают чуть лучше - 70%, те же, кто в городе не проживают и пяти лет, имеют самый низкий процент: 55% - знают, а 45: - нет. В возрастной

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое и практическое осмысление проблем ритуализации форм и методов досуговой деятельности в настоящий момент необходимо для становления и дальнейшего развития всей социально-культурной сферы. Современные изменения экономических, политических и социальных структур в нашем государстве требуют новых решений в культурно-досуговой деятельности. Есть все основания утверждать, что технология ритуализации предполагает непрерывность социально-педагогического влияния на человека во всех формах жизнедеятельности и в первую очередь в сфере досуга. В этой связи заметно возросла роль организаторов досуга и тех проектов и программ, которые предлагаются аудитории.

Культурно-досуговая деятельность наполняется ярко выраженным воспитательным, нравственным и рекреативным смыслом. Конкретизация и даже персонификация всей досуговой деятельности использует в числе ведущих факторов не только демографические, социально-психологические особенности участников, ной разносторонние духовные интересы и запросы, доеуговые предпочтения.

Современная действительность многообразнее и гораздо противоречивее недавнего прошлого, она вносит в проблемы технологии ритуализации новые аспекты: экономические, этические и этнические. Следует отметить, что каждая программа, проект решают вопросы создания среды инициативы и активности населения региона, формирования условий для творческого развития индивидов, а иногда даже реализации конкретных, жизненных, бытовых проблем. .

Особый интерес представляет досуговая деятельность в историко-культурных и особо-экологических районах. Организация такой деятельности следует рассматривать как мощное стабильное звено по формированию этнохудожественного сознания. Культурная жизнь периферии, исторически складывалась в усадьбах и поместьях, где были определенные очаги культуры. Там зарождался особый психологический климат, формировались нравственные и этические правила, торжествовал свой этикет и церемониал. В настоящее время логично предположить, что динамика развития досуговой деятельности в провинции изберет русло семейного, поместного, усадебного направления. Возрождая ритуальные традиции в регионе, мы возрождаем прежде всего устои крепкой, дружной семьи. Нельзя быть счастливым в одиночку,- непременный закон этнокультурного сознания. На Тамбовщине уже создано несколько региональных программ возрождения и сохранения ритуалов, обрядов, народных промыслов. Такие программы требуют координации и концентрации местных культурно-творческих сил, которые осуществляются в настоящий момент в двух центрах краеведения, основанных на базе ТГУ и краеведческого музея. Вовлечение творческой молодежи (аспирантов, студентов, учащихся) в работу этих центров позволяет надеяться на эффективность освоения приемов ритуализации в формах и методах досуговой деятельности.

На основе проведенных анализов в исследовании ритуализация форм и методов досуговой деятельности выступает как сложный многогранный и многофункциональный процесс, смысл которого в постижении и применении осмысленных приемов поведения и взаимоотношения. Ритуализация является способом привнесения в реальную культурно- досуговую деятельность условных актов, символов, помогающих каждому субъекту выразить свое эмоционально-чувственное состояние. Ритуализация позволяет обществу найти самый выразительный, действенный вариант поведения, адекватный неповторимости момента. Так же как и ритуал, ритуализация выполняет важную роль в процессе социального воспитания индивидов, приобщая к коллективным нормам жизни. В данный период такой способ может реально выступать как форма социальной регуляции в обществе или в отдельной социальной группе. При этом она выполняет те же функции, что и ритуал, а именно:

1) регламентирует поведение индивидов;

2) приобщает личность к культурному и социальному наследию

3) поддерживает внутригрупповую сплоченность;

4) освящает объекты и отношения.

Результаты проведенных анализов, длительное фиксированное наблюдение за работой постановочных коллективов обрядов и Праздников, а так^же практическая работа диссертанта в качестве режиссера-постановщика обрядов, ритуалов, спортивных праздников и народных гуляний в г.Тамбове, дают возможность сопоставить гипотезу, данные, полученные в результате исследования,и сделать следующие выводы.

Ритаулизация в сфере досуговой деятельности является носительницей идей гуманизации, подчиняя стихию природную стихии общественной, духу мыслящего человека. Ритуализация - творческое целенаправленное преобразование действительности в соответствии с национальными традициями, идеалами, она является мощным социально-педагогическим приемом и выступает как действенный лj способ формирования этнохудожественного сознания. Все факторы этого сознательного процесса играют важную смыслообразуклцую роль. Это прежде всего относится к качественным характеристикам аудитории. Возраст, социально-психологические особенности, досуговые предпочтения и духовные интересы существенно влияют на ритуальное поведение и общение. Подготовка досуговой программы или проекта (комплекса программ) требует от постановщиков прежде всего учета и использования особенностей досугового поведения: самодеятельного характера, творческой активности, традиционных форм и инновационного варианта решения. Из вышесказанного можно констатировать, что все положения гипотезы нашли подтверждение в данном исследовании.

Практически это осуществлялось так.

В первой главе диссертации проведен анализ сущности понятия "ритуал". Рассмотрены различные точки зрения и подходы теоретиков к определению этого явления и его роли в культурно-досуговой сфере общества.

Ритуалы, обычаи и традиции являются социльно-педагогически-ми каналами общества и выполняют общие для них функции:

1) являются средствами стабилизации утверждающихся в данном обществе отношений;

2) осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

В культурно-досуговой сфере ритуалы понимаются двояко: в широком и узком смысле. В первом случае ритуал выступает как уклад жизни и быта определенного сообщества. Во втором - как комплекс поступков и психофизических действий индивида. В целом, ритуал можно рассматривать как поведенческий акт, используя который человек- и общество сохраняют энергию для дальнейшего рационального познания мира.

Структуру ритуала составляют последовательные, строго регламентированные действия, в том числе и вербальные.

Для проводимого, исследования важно, что ритуал в системе общественных отношений выступает как реальная, конкретно-историческая практика, как осознанное, целенаправленное и активное поведение людей. Привнесение качеств ритуала в культурно-досуго-вую деятельность называется ритуализацией. Ритуализация выступает как сложный, многогранный и многофункциональный процесс, смысл которого в изучении, постижении и применении условных знаков, актов, символов в процессе целостного развития и воспитания личности. Задачи ритуализации - ввести эмоционально-психологические состояния личности и общества в определенные социокультурные рамки, предоставить разрядку психологического напряжения, удовлетворить потребности индивида и благотворно повлиять на общую жизнедеятельность. Данные задачи осуществляются по двум технологиям: ритуальному поведению и ритуальному общению.

Ритуальное поведение имеет несколько уровней, которые зависят от насыщенности поведения поступками автонимического характера. Диссертант предлагает выделить три уровня ритуального поведения:

1. Автонимическое поведение - это поведение на уровне привычки, навыка, унаследованной традиции.

2. Знаковое поведение - это поведение по предписаниям и правилам.

3. Церемониальное поведение - это канонизированный традиционный акт, обязательный для безукоризненного выполнения.

Ритуальное поведение в различных театрализованных формах, обрядах, праздниках, доеуговых программах проявляется по-разному, но его педагогическое воздействие едино и осуществляется по следующим этапам:

1. Молодое поколение вырабатывает необходимые духовные качества путем подчинения своей жизни требованиям старших.

2. В дальнейшем происходит осмысление и усвоение правил, норм и принципов морали, эстетических и политических взглядов.

3. Заключительный этап - .формирование собственных нравственных качеств (чувств, привычек, убеждений).

Социальная функция и роль ритуального поведения в сущности едина: служить обновлению и усилению групповых связей, являться напоминанием и подчеркиванием духовных ценностей, служить объединению и скреплению, предоставлять повод для игр, радости, эмоциональной разрядки, давать возможность для восстановления духовных и физических сил.

Из всего вышеизложенного закономерен следующий вывод - ритуальное поведение является одним из действенных механизмов поступательного исторического процесса, представляет особую форму символических действий, выражает связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и, практически, не имеет какого-либо утилитарного или самоценного значения.

Общение в ритуальном поведении представляет частный случай коммуникаций, как особый своеобразный процесс обмена информацией. Современная наука рассматривает общение как естественное стремление личности к вступлению в контакт с другими людьми. При этом проявляются следующие функции общения: информационная, аффективная и регулятивная. Первые две функции обеспечивают обмен рациональной и эмоциональной информацией, последняя, регулятивная, при своей реализации обеспечивает проявление ритуального поведения, подчиняет действия общающихся установленным правилам ритуала и осуществляет необходимую корректировку при коллективных действиях. На этой основе достигается в ритуальных действиях сплоченность, согласованность, а при необходимости и единство субъектов, действующих в группе. Особенно следует отметить значение ритуального общения как фактора благотворного самоформирования и саморазвития личности. Постигая или осуществляя тот или иной ритуал, человек готовит себя к определенным "правилам игры", он готовится "выйти на люди", на "зрителя", а это возможно при условии большой внутренней работы над собой, когда человек находится в творческом уединении, когда формируется и создается свое "Я", свое собственное лицо.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: ритуальное общение необходимо рассматривать как социально-педагогический процесс самосовершенствования, как долгою и упорную работу ума, совести, эмоциональной памяти, нравственных заповедей, как культивирование ростков добра.

В историческом плане самые разнообразные ритуальные действия могут быть (рассмотрены) представлены как поступки одной темыи одного содержания. Единое содержание - мировая история, а объединяющая тема - смысл человеческой жизни. Годичный круг ритуалов был повторением священной истории предков. У многих народов на ранних стадиях развития общества в их культуре формируются прежде всего семейные ритуальные комплексы. Сначала обрядовое оформление и ритуальное решение получают действия похоронного акта. В дальнейшем, сложившиеся на общей психологической и религиозной базе отдельные семейные обряды и ритуалы формируют единый цикл (годичный круг ритуалов). Таким образом, через ритуализированные формы можно определить мир духовных ценностей народа, постигнуть его образ жизни.

Вторая глава исследования посвящена проблемам оптимизации процесса ритуализации в досуговой деятельности. Эти проблемы исследуются на материале экспериментальной постановки ритуального спектакля "Тамбовская свадьба" в фольклорном театре ТГУ "Иван-да-Марья" и на анализе комплексного социологического исследования, которое проводилось отделением социологии СК факультета культурологии ТГУ совместно с областным научно-методическим центром народного творчества и культпроеветработы. Исследование проводилось в 1995 году по комплексной программе "Народные ритуалы, обычаи и традиционные ремесла края". В данном исследовании изучались следующие аспекты проблемы:

1) наличие особенностей ритуального поведения в' семейном досуге;

2) определение интересов и духовных предпочтений населения города и села в свободное время;

3) выяснение возрастных, социально-психологических и демографических особенностей населения региона.

В проводимом исследовании принимали участие жители города Тамбова и области (Кирсановский, Моршанский и Инжавинский районы). Методом опроса по случайной квотовой выборке было обследовано 153 человека* (88 женщин и 63 мужчины,!. Из общей массы выделено три возрастные категории респондентов: до 25 лет - 60 человек (39%), 25 - 40 лет - 42 человека (27,5%), свыше 40 лет - 51 человек (35,5%).

Исследовательская группа (студенты отделения Социологии СК и работники областного научно-методического центра народного творчества и культпроеветработы) разработали анкету (опросный лист) комплексного исследования, которая содержала 18 вопросов, касающихся ритуалов, традиций, обычаев, ремесел и технологии ри-туализации, бытующих в культурно-досуговой среде Тамбовщины.

В результате были получены следующие выводы:

1. Уровень этнохудожественного сознания в Тамбовском крае (как в городе, так и на селе) находится на довольно высокой••. уровне.

2. Демографические, социально-психологические, этнические особенности накладывают заметный отпечаток на выбор досуговых предпочтений в той или иной социальной группе и на особенности ритуального поведения в семье.

3. Ритуалы, обычаи, художественные традиции и ремесла живут на Тамбовпдане и продолжают развиваться.

4. Ритуальное поведение всех уровней занимает в жизни города и села метдаквг/место (более 50%), причем, в жизни молодежи процент снижается, но все же довольно высок - 38%.

5. Каждый третий респондент считает необходимым возрождение и бытование ритуалов, обычаев, традиций и не только через этно-педагогичеекие кружки и курсы. Велика роль культурно-досуговых программ и проектов в формировании этнохудожественного сознания населения.

Режиссерско-театрь^яоведческий анализ спектакля "Тамбовская свадьба" начинается с обширного исторического экскурса по этапам развития фольклорного театра (от народных игрищ, ритуалов и праздников до современного этнолингвистического изучения традиционных форм постановки различных фольклорных программ и проектов).

Процесс эволюции театрального действия происходит по линии усложнения изобразительных форм и углубления содержания. Утрата синкретичности, обрядово-ритуальной и скоморошеской культуры компенсируется усложнением жанрового состава драматических представлений, изменением стилистики и языка.

Художественные средства фольклорного театра соответствуют сложным законам народной эстетики. Среди основных тенденций следует назвать стремление к разнообразию и одновременно к простоте. События развиваются в виде последовательных насыщенных мимическими и пластическими красками действий.

Изощренность языковых форм, сочетается с ориентацией на демократические пласты лексики и гармонические конструкции. Эклектичность, демократизм, эмблематичность психологии персонажей, ориентация на разработанность деталей, условность, стилизация, .пестрота комического и трагического - вот характерные черты выразительных средств фольклорного театра.

Сценический образ всего спектакля отвечает таким типологическим свойствам^ как фольклорность;, этнографичность^и создает двуединый символ хоровода - солнца, объединяющий исполнителей и зрителей в единую общность крестьянской деревни и.собственно символ свадьбы, как акт породнения и объединения. Это неоднократно подчеркивается в мизансценическом и художественно-оформио тельском решении.

Воссоздание традиционных обрядов, ритуалов, бытовых сцен прошлого - это возможность целостного представления не только о культуре ушедшей, но и настоящей и будущей, так как несмотря на глобальные изменения в образе и стиле жизни, мы не перестаем быть русскими, тамбовскими, ивановскими и так далее. Изучение ритуального поведения - основы ритуалов, обрядов и праздников дает истинное понимание образа мыслей наших предков, мотивов их поведения и законов творчества. И если можно сказать, что устарели формы взаимоотношения отцов и детей, юношей и девушек, но не устарело желание любить и быть любимым, а это всегда актуально для молодого поколения. Тоска по доброте и искренности, по простодушию - вот питательная среда интереса к традиционной культуре. В этой связи можно считать, что работа над постановкой фольклорного спектакля и его показ на аудитории выступает как один из реальных методов оптимизации процесса ритуализации досу-говых программ и проектов.

Представленная форма синтеза традиций русского фольклорного театра в конкретном спектакле может рассматриваться как один из возможных и перспективных вариантов воплощения обрядово-ритуальной и бытовой действительности на сцене. Перспективы здесь неисчерпаемы.

Таким образом, результаты диссертационных исследований подтверждают положения, вынесенные на защиту:

1. Специфика досуга, в отличие от профессионально-трудовой и учебно-воспитательной деятельности, детерминируемых едиными общечеловеческими технологиями и вытекающими из них отношениями, проявляет наибольшее различие в ритуалах, обрядах, праздниках, во всевозможных формах самовыражения (традиционных ремеслах), которые представляют широкие возможности для сохранения этнокультурных традиций и утверждения духовных ценностей региона.

2. Социально-педагогические условия ритуализации форм и методов досуговой деятельности включают наряду с принятыми в прак

• тике половозрастными, национальными, профессиональными и характерологическими особенностями аудитории следующие факторы, воздействия:

- реально проявляемые досуговые предпочтения и духовно-познавательные интересы;

- взаимосвязь и взаимообогащение творческой жизни самодеятельных фольклорных коллективов с традиционной культурой региона, которые воплощаются в фольклорные спектакли, культурно-досу-говые программы и проекты;

- активное влияние научно-исследовательской работы в области этнографии, лингвистики, прикладной культурологии и так далее на формы и методы досуговой деятельности.

Для более углубленного изучения проблем целесообразности, возможности возрождения и условий внедрения в практику досуговой деятельности ритуалов, обрядов и фольклорных традиций диссертант предлагает использовать разработанную им анкету совместно с Областным научно-методическим центром народного творчества и куль-тпросветработы и кафедрой социально-культурно деятельности ТГУ. 1/.

3. Ритуальное поведение и ритуальное общение составляют основу ритуалов, обрядов и праздников и подразделяются по уровням и функциям.

4. Методика подготовки и проведения, досуговых программ должна основываться на включении ритуала в смысло: -содержательную, композиционно-сюжетную и воспитательную работу в творческих фольклорных коллективах. При этом постановщики руководствуются следующими правилами:

4.1. Все участники будущей программы должны быть ознакомле

3>

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дупенко, Анатолий Никитич, 1999 год

1. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. -М., 1995.-С.121.

2. Андреев А. Разомкнуть порочный круг.//"Народный депутат",1992, -N3. С.88-93.

3. Аникеева Н.Н. Воспитание игрой. -М., 1967.

4. Арнольгдов А.И. Человек и мир культуры. -М., 1992.

5. Архангельский А. Ритуал в фольклорных и раннелитературных па$мятниках. -М., Наука, 1988.

6. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека.-Л.,1989.

7. Байбурин А.К. Ритуал: между биологическим и социальным. //Фольклор и этнографическая деятельность. -С.-Пб., 1992. -С.18-28.

8. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в университетской гуманитарной образовательной системе. -М., 1994.

9. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба.-М., 1985.

10. Балушок В.Г. Годовой цикл обрядности украинских городских ремесленников эпохи феодализма.//"Советская этнография", 1990, N4. -С.54-64.

11. Барыбин Е.С. Свадьба будет. -Л., 1974. -С.43.

12. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и1. Ренессанса. -М., 1990.1314,15

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.