Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия: На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Топоркова, Жанна Викторовна

  • Топоркова, Жанна Викторовна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 1996, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 223
Топоркова, Жанна Викторовна. Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия: На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Москва. 1996. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Топоркова, Жанна Викторовна

Введение.

Глава 1 Анализ исследований этнического самосознания в зарубежной и отечественной психологии и смежных науках.

1 Анализ исследований этнического самосознания в трудах зарубежных ученых.

2 Анализ исследований этнического самосознания в трудах отечественных ученых.

Глава 2 Методы исследований этнического самосознания

1 Описание и обсуждение методов исследования этнического самосознания ,используемого в психологических работах.

2 Описание и обоснование методов изучения этнического самосознания в настоящем исследовании.

Глава 3 Результаты исследования этнического самосознания детей.

1 Результаты исследования этнического самосознания детей проективным методом иконической идентификации посредством этнографических портретов.

2 Результаты исследования особенностей этнического самосознания детей проективным методом депривации структурных звеньев самосознания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия: На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп»

Актуальность исследования определяется тем, что в силу исторического момента развития России отечественная психология получила социальный заказ - установить особенности формирования этнического самосознания в условиях межэтнического взаимодействия людей.

Обострение межэтнических конфликтов на территории бывшего Союза требует пристального изучения особенностей формирования этнического самосознания начиная с самых ранних этапов онтогенеза.

В психологии установлено, что с отображением в психике особенностей "своего" и "другого" этноса связаны детерминация поведения личности, ее эмоционально-оценочная сфера (К.П.Абульханова -Славская, В.С.Агеев, А.А.Бодалев, Ю.В.Бромлей, В. П. Левкович, В. С.Мухина, Б.Ф.Поршнев, Н.Г.Панкова, А.Г.Спиркин, Т.В.Таболина и др.). В последние десятилетия были проведены исследования, в результате чего получен богатейший фактический материал (А.А.Деркач, В.Г.Крысько, В.С.Мухина, Р.Нойман, Г.У.Солдатова и др.), подтверждающий важность межэтнического обособления для формирования этнического самосознания. Для нас особенно важны те из них, которые раскрывают механизмы идентификации со "своим" этносом и обособления от "другого" и их влияние на формирование этнического самосознания (Б.Ф.Поршнев, В.С.Мухина, Г.В.Старовойтова, Б.Г.Шулындин и др.).

Многочисленные исследования этнографов и этнопсихологов показали, что начало формирования этнического самосознания приходится на детский возраст (6-10 лет). Именно в это время начинают формироваться механизмы этнообъединительных и этноразграничительных представлений. Причем отмечено, что в районах со сложной этнической структурой формирование этнического самосознания идет быстрее (В.П.Левкович, В.С.Мухина, И. А. Снежкова, и др.), что обусловлено более интенсивным межэтническим взаимодействием.

В своей работе мы исходим из разработанного В.С.Мухиной положения о том, что характер межэтнических взаимодействий влияет на становление этнического самосознания всех этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве.

Цель настоящего исследования - выявление особенностей этнического самосознания детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия на материале русской, мордовской и татарской этнических групп в период обострения в России межнациональной напряженности (1992-1994гг). Реальный ход работы потребовал конкретизации цели исследования, которая заключается в изучении особенностей восприятия детьми "своего" и "других" этносов, а также особенностей этнического самосознания в условиях определенного проективного контекста, то есть в условиях депривации звеньев структуры самосознания сверстниками "своего" и "других" этносов.

Предмет исследования - особенности этнического самосознания детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия.

Объект исследования - дети в возрасте от 6 до 10 лет русской, мордовской и татарской этнических групп, проживающие на территории Республики Мордовия. Всего в исследовании приняли участие 720 детей - 360 городских и 360 сельских, которые по национальному признаку (русские, мордва, татары) были разделены по 120 человек, а по половому - по 60 (мальчики и девочки поровну). Были определены 3 возрастные группы: 6-7, 7-8, 9-10 лет. Все они одинаково представлены в общей выборке (по 120 человек в городской и сельской группах, по 40 - в каждой этнической группе и по 20 в каждой группе, выделенной по половому признаку).

Исследование проводилось с 1992 по 1995 год (сбор материала с 1992 по 1994 г.). В нем участвовали учащиеся 1-3-го классов средних школ г.Саранска (N 3, 20, 25, 32, 36, 39) и учащиеся 1-3 -го классов сельских школ (села Горяйновка, Кочкурово, Лямбирь, Подлесная Тавла, Старые Турдаки) Республики Мордовия, а также воспитанники детских садов г. Саранска (N 1, 2, 3, 53, 54, 83, 87, 89,) и сельских детских садов (села Большая Елховка, Кочкурово, Лямбирь).

Методологической базой исследования явились положение Б.Ф.Поршнева об этническом противопоставлении, как основном компоненте этнического самосознания и концепция структуры самосознания, разработанная В.С.Мухиной. Самосознание личности, согласно названной концепции, представляет такое в самой себе понятое единство, которое находит выражение в структурных звеньях самосознания. Самосознание личности в зависимости от культуры и этнической принадлежности человека имеет различное наполнение каждого звена.

Структурные звенья самосознания В.С.Мухина понимает как глобальные ценностные ориентации, соответствующие наиболее важным сферам ценностно-ориентационной деятельности личности в окружающем мире. Ценностно-ориентационная природа самосознания личности предполагает, что его отдельные звенья представляют собой не модули личности, а включены в целостную систему. Этническое самосознание, в этом контексте, понимается В.С.Мухиной как глобальная ценностная ориентация личности, пронизывающая все звенья самосознания.

Гипотеза исследования. Предполагается, что этническое t

-ч самосознание у детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия базируется на психологическом отталкивании, обособлении от этнического "другого", причем отношение к этническому "другому" коррелирует по степени близости - удаленности культур.

В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.

1. Определить особенность восприятия " своего" и "других" этносов у детей 6-10 лет русской, мордовской и татарской этнических групп, проживающих на территории Республики Мордовия.

2. Выявить особенности этнического самосознания детей русской, мордовской и татарской этнических групп в условиях деп-ривации звеньев структуры самосознания со стороны "своего" и "других" этносов (проективная ситуация).

В соответствии с поставленными задачами были применены следующие методы.

1. Проективный метод иконической идентификации, направленный на выявление особенностей восприятия "своего" и "другого" этноса, и выявление особенностей этнической идентификации (В.С.Мухина). Метод при сохранении теоретичсеских основ, представлял собой модификацию стимульного материала в виде этнографических кукол. В нашей модификации использовался стимульный материал в виде этнографических портретов мужчины и женщины трех исследуемых этносов.

2. "Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания" (В.С.Мухина, К.А.Хвостов).

Результаты психологических исследований обрабатывались методами математической статистики. Был использован критерий X. Уровень значимости различий 10%

Этапы исследования.

1. Теоретический анализ проблемы (1993-1994 гг.).

2. Эмпирическое исследование этнического самосознания детей русской, мордовской и татарской этнических групп в условиях межэтнического взаимодействия (1993-1994 гг.).

3. Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования этнического самосознания детей русской, мордовской и татарской этнических групп в условиях межэтнического взаимодействия (1994-1996ГГ.).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью взаимоудостоверяющих методов, проведением содержательного анализа результатов, полученных по репрезентативной выборке испытуемых, а также использованием методов математической статистики для обработки данных.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в том, что были установлены особенности этнического самосознания детей 6-10 лет разных этнических групп в условиях межэтнического взаимодействия, а именно - в ситуациях депривации звеньев структуры самосознания у детей наблюдается усиление межэтнического обособления которое коррелирует по степени близости - удаленности культур.

Практическое значение исследования связано с возможностью использования полученных нами данных для целенаправленной работы над коррекцией негативных образований этнического самосознания в деятельности социальных педагогов, практических психологов и других специалистов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика этнического самосознания детей в возрасте 6-10 лет русского, мордовского и татарского этносов заключается в том, что в ситуациях депривации звеньев структуры самосознания у детей наблюдается усиление межэтнического обособления, проявляющееся в увеличении количества негативных реакций по отношению к "другим".

2. В проективных ситуациях депривации сверстниками "своего" дети дают выраженные реакции агрессии. В случаях депривации сверстниками "других" этносов эта тенденция усугубляется, причем агрессивные проявления по отношению к "другим" этносам зависят (коррелируют) от близости - удалённости культур. К этносам с более близкой культурой дети более лояльны, чем к этносам с более отдаленной культурой (Критерием близости-удаленности культур служит близость традиций в обыденной жизни, общность религии, межэтнические браки).

3. родтверждается сформулированное в возрастной психологии t положение о том, что в ситуации депривации "своим" и "другими" этносами городские дети более агрессивны, чем их сельские сверстники.

4. У мальчиков выражена тенденция к более высокой агрессии, чем у девочек. У девочек больше неадакватно-лояльных реакций, чем у мальчиков.

5. Наибольшее количество правильных этнических самоидентификаций на основе фенотипических признаков отмечается у русских и татар. Выраженное предпочтение фенотипическим признакам "своего" этноса проявляют русские и татары. Мордва обнаруживают тенденцию к предпочтению фенотипических признаков русского этноса.

Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в четырех публикациях автора, в докладе на второй научно-практической конференции молодых ученых Института развития личности РАО.

Внедрение в практику. Результаты исследования используются в работе практических психологов в школах Республики Мордовия, в спецкурсе и лекциях по возрастной психологии

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Топоркова, Жанна Викторовна

- 174 -ВЫВОДЫ

Подводя итоги можно сказать, что дети 6-10 лет в ситуациях межэтнического взаимодействия, как правило, уже достаточно четко осознают свою этническую принадлежность и коррелируют свое отношение к представителям "других" этносов по "близости" и "отдаленности" культур. Так, дети русской и мордовской этнических групп, подвергая наибольшей депривации представителей татарского этноса, более лояльны друг к другу. Это можно объяснить, по нашему мнению, исторически сложившейся близостью культур и общностью религий у русских и мордвы, тогда как татарский этнос обладает более отличающейся культурой и другой религией.

У детей-татар примерно одинаковый уровень негативной активности по отношению к русским и мордовским сверстникам, которые воспринимаются как одинаково "другие", хотя некоторый перевес агрессивных реакций идет в сторону мордвы.

Особенности этнических культур накладывают также отпечаток "на возрастную динамику проявления реакций. Например, среди детей -татар в возрастной динамике у мальчиков отмечается рост активных реакций, а у девочек - пассивных, тогда как и у мальчиков, и девочек русского и мордовского этноса с возрастом происходит увеличение количества активных реакций. По всей вероятности, усиление пассивности татарских девочек можно объяснить особенностями женской роли, предписываемой татарской культурой.

- 175

ЗАКЛЮЧЕНИЕ d

В результате проведенной работы мы можем сделать следующие выводы:

1.Проведенное исследование подтвердило данные психологической науки о том, что этническое самосознание у детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия находится в стадии активного формирования. Дети, как правило, знают свою этническую принадлежность и выделяют ее значимые признаки.

2. Специфика этнического самосознания детей в возрасте 6-10 лет русского, мордовского и татарского этносов заключается в том, что в ситуациях депривации звеньев структуры самосознания у детей наблюдается усиление межэтнического обособления, проявляющееся в увеличении количества негативных реакций по отношению к "другим".

3. Дети 6-10 лет в проективных ситуациях депривации сверстниками "своего" этноса дают выраженные реакции агрессии. В случае депривации сверстниками других этносов эта тенденция усугубляется, причем отмечается дифференциация отношения к представителям "других" этносов, которая коррелирует с объективной степенью близости - удаленности культур. По отношению к представителям "своих" этносов у детей русской, мордовской и татарской этнических групп больше неадекватно-лояльных реакций, чем по отношению к представителям "других" этносов. К представителям этносов с более близкой культурой дети более лояльны.

4. У детей русской, мордовской и татарской этнических групп представители "других" этносов в нейтральных ситуациях вызывают большую фрустрацию, чем представители "своего" этноса. Причем на

- 176 иболыней фрустрации со стороны детей русской и мордовской этнических групп подвергаются татары, а со стороны детей татарской этнической группы - мордва.

5. Нашло подтверждение уже установленное в предшествующих исследованиях положение о том, что в ситуациях депривации "своим" и "другими" этносами городские дети более агрессивны, чем их сельские сверстники.

6. У мальчиков всех этнических групп выражена тенденция к более высокой агрессии, чем у девочек. Русские мальчики более агрессивны , чем мальчики мордвы и татар по отношению как к "своему", так и к "другим" этносам. У девочек всех этнических групп сильнее, чем у мальчиков выражены неадеквано-лояльные реакции.

7. Наибольшее количество правильных этнических самоидентификаций на основе фенотипических признаков отмечается у русских и у татар. Выраженное предпочтение "своему" этносу проявляют русские И татары. Мордва обнаруживает тенденцию к предпочтению русского этноса. 4

На основании проведенного исследования мы можем утверждать, что использованные нами методы могут применяться в качестве диагностических и коррекционных при проведении индивидуальной и групповой работы с детьми с целью развития их этнического самосознания и коррекции межэтнических взаимоотношений. Метод депривации структурных звеньев самосознания в работе с детьми может быть использован как основа для формирования адекватного этнического самосознания, коррекции этнических стереотипов и формирования новой этики межэтнических взаимоотношений, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей

-177

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Топоркова, Жанна Викторовна, 1996 год

1. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности.1. М.: Наука, 1973. 287 с.

2. Авдиева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов. Краснодар, 1975. - С.10-12.

3. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965. - 286 с.

4. Агаев А.Г. Судьбы народностей. М.: Политиздат, 1978. -112 с.

5. Агеев B.C. Механизмы социального восприятия. // Псих.кжурн. 1989. - Т.10, N 2. - С.63-70.

6. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком. // Вопр. психологии. 1985. - N 3. -С.135-140.

7. Актуальные проблемы развития наций и национальных отношений. / Ю.В. Бромлей и др. М.: ВИНИТИ, 1982. - 202 с.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Изд-во МГУ,1980. 415 С.I

9. Арутюнов С.А. Современная зарубежная этнопсихология.I

10. Сер.: Проблемы всеобщей истории АН СССР. М.: Наука, 1979. -253 с.

11. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. Дис.д-рафилос. наук. М.: 1969.-178 с.

12. И. Арутюнян С.М. Об общем и национально-особенном в культурной жизни народов СССР. Вильнюс; Вильно, 1982. - 10 с.

13. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия- 178 национальный характер." М.: Наука, 1973. - 14 с.

14. Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М.: Политиздат, 1982. - 336 с.

15. Байбурин А.К. Этнические стереотипы поведения. Л.:1. Наука, 1985. 325 с.

16. Байрамов А.С. Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку; Азернешр, 1985. - 67 с.

17. Бахарева Н.В. Социально психологическое изучение национальных особенностей // Социальная психология. - Л., 1979.1. С.219-226.

18. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. - 205 с.

19. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.:Изд-во МГУ, 1982. 200 с.

20. Бодуэн-де Куртене. Национальный и территориальный признак автономии. СПб.: Типогр. им. М.М. Стасюлевича, 1913. 84 с.

21. Боронаев А.0. Основы этнической психологии. СПб.:1. СПбГУ,1991. 401 с.

22. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Сов. этнография. 1983. - N3. -С.67-75.

23. Бромлей Ю.В., Продольный Р.Г. Человечество это народы. - М. : Мысль, 1990. - 397 с.

24. Бромлей Ю.В. Этнопсихологические исследования за рубежом. Критические очерки. М.: Наука, 1973.

25. Бромлей Ю.В. Этнопсихологические процессы в современномiмире. М.: Наука, 1987.

26. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, - 1973. -280 с.

27. Бугаева А.Л. Прогрессивные идеи и традиции народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников // Пробле- 179 мы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе, сб. ст. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. -С.19-30.

28. Весна Е.Б. Национальное сознание подростков. // Нации разные, но мир един / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Наука,1922. С.54-55.

29. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика - Пресс, 1993. -224 с.

30. Вундт В. Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества. СПб., 1913.311 с.

31. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1982. - 181 с.

32. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. - 445 с.

33. Гегель Г. Сочинения: в 15-ти т. М., 1956. т.III Энциклопедия философских наук,ч.III Философия духа.- М.,1959.- 368 с.

34. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев.: Вища школа, 1984. - 152 с.

35. Губогло М.Н. Языковые контакты и элементы этнической идентификации. М.: Наука, 1973. - 12 с.

36. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история прироIды. М.: Экопрос, 1993. - 544 с.

37. Дашдамиров А.Ф. Национальные моменты индивидуального сознания. Дис. канд. филос. наук. М.: 1968. - 187 с.I

38. Дашдамиров А.Ф. Проблема личности в марксистско-ленинской теории наций и национальных отношений. Баку: Азернешр, 1984. - 115 с.

39. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. М.,1979. С.23-44.- 180

40. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата.: Казгосиздат, 1971. - 76 с.

41. Джунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. Ташкент: Узбекистан, 1980. - 280 с.t

42. Диянова З.В., Щеголева Г.М. Самосознание личности. -Иркутск.: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. 56 с.

43. Дреев 0.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Л.; Наука , 1982. - 68 с.

44. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональное отношение // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. - С.153-163.

45. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Истори-ко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981. - 263 с.

46. Дробижева Л.М. Тенденция изменения межэтнических установок // Проблемы социального развития: Сб. 4.1. М., 1978.1. С.154-166.

47. Замалеев А.Ф. Три лика России // Россия глазами русского. СПб., 1991. - С.5-19.

48. Калтахчан С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей.- М.: Наука, 1969.- 381с.

49. Калтахчан С.Т. Марксистско-ленинская теория наций и современность. М.: Политиздат, 1983. - 367 с.

50. Ключевский В.0. О русской истории. М.: Просвещение, 1993. - 574 с.

51. Кожанов А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления. М.:Изд-ВО АН СССР, 1977. - 12 С.

52. Козлов В.И. Проблемы этнического самосознания и ее место в теории этноса // Сов. этнография. 1974.- N 2. - С.12-24.

53. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. - С.122-153.- 181

54. Кон И. С. Национальность феномен более существенный, чем казалось.// Человек. - 1990. - N 6. - С.7-17.

55. Кон И.С. Психология предрасудка // Новый мир. 1966.1. N 9. С.45-60.

56. Кон И. С. Ребенок и общество. Историко этнографические перспективы. - М.: Наука, 1988. - 269 с.

57. Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М.: Наука,1970. -100 с.

58. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Теория и методология 4.1. М. : ВПА, 1992. - 142 с.

59. Кузнецов И.М. Об обыдененных этнокультурных психологических представлениях // Сов. этнография.- 1983.- N 2.- С.6'8-73.

60. Кушнир A.M. Особенности ценностных ориентации и самосознания личности детей народностей севера (на материале изучения школьников саами):Дисканд. психол. наук. М., 1986.-182 с. ■

61. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этническихстериотипов // Психол. журн. 1986. - Т. 7, N 2. - С. 36-48.

62. Кцоева Г.У. Этнические стериотипы в системе межэтнических отношений. М., 1985. - 24 с. .

63. Кемпбелл Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: эволюционный аспект // Психологическиемеханизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 1. С.76-102.

64. Ле Бон'Г. Психологические законы эволюции народов. -М.: Наука, 1966. 148 с.

65. Ле Бон Г. Психология народов и массы. СПб.: Типограф.1. Пойкина, 1896. 153 с.

66. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов //

67. Сов. этнография.1973. N 5. - С. 123-131.66. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические- 182 аспекты проблемы этнического самосознания // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. - С.138-143.

68. Левкович В. П. Социально психологические аспекты этнического самосознания // Сов. этнография.- 1983. - N 4.- С.75-78.

69. Леонтьев А.А. Личность как историко этническая категория // Сов. этнография. - 1981. - N 3. - С.68-76.

70. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Россия глазами

71. РУССКОГО. СПб., 1991. - С.157-204.

72. Липман У. Общественное мнение. М.: Вопросы труда.1922. 64 с.

73. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М.: Мысль, 1983. -206 с.

74. ЛосскийН.0. Характер русского народа. Кн.1,11. М.: Ключ.- 1990.- 62 е.,90 с.

75. Лурия А.Р. Психология как историческая наука ( к вопросу об исторической природе этнических процесссов) // История ипсихология. М., 1971. - С.36-62.

76. Лурье С.В. От магии пения к магии порядка ( об этническом сознании финов-товастов) // Человек. 1991.- N 5.- С.14-24.

77. Мавродин В. Формирование русской нации: Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Ленинграде 7 июля 1947г. Л.: Тип. им. Володарского, 1947. - 36 с.

78. Мамхегова Э.М. Скажи кто твой друг.// Нации разные, но мир един / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1992. - С.51-54.

79. Мегёря О.П. Духовная сфера межнационального общения // Нации разные, но мир един / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.,1992.- С. 15-22.

80. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.429 с.

81. Монахов Н.А. Биология национализма // Человек. 1990.-N 6. - С.17-28.- 183

82. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка //I

83. Психол. жур. 1980. - T.I, N 5. - С.43-53.

84. Мухина B.C. Проблемы генеза личности. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1985. - 106 с.

85. Мухина В.С. Рождение личности. М.: Прогресс, 1984. -286 с.р

86. Никонов В.А. Этнонимы Дальнего Востока СССР. Этническая ономастика. М.: Наука, 1984. - 88 с.

87. Ниязалиев Ш. О месте национальной псилогии в формировании и развитии личности. Л.: Мысль, 1972. - 23 с.

88. Новикова Н.А. Национальность и дети // Нации разные, но мир един / Под редакц. Д.И.Фельдштейна. М., 1992. - С.49-50.

89. Нургалиев К.А. Этнопсихологические особенности решения проблемных ситуаций. М.: Наука, 1989. - 189 с.

90. Ньюком T.M. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов // Современная социальная психология: тексты. М., 1984. - С. 18-27.

91. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Автореферат. Якутск, 1978. - 24 с.

92. Платонов Ю.П., Пачебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб.: Учебное пособие С-Петербург. ун-та, 1993.>109 с.t

93. Платонов Ю.П. Страницы истории этнической психологии в России // Актуальные проблемы этнической психологии. Тверь.,1992. С.24-27

94. Платонов Ю.П., Харитонов М.В. Этническое поле личности. Психолого педагогические аспекты перестройки образования // Актуальные проблемы этнической психологии. - Тверь, 1992.- 109 с.

95. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. - 13 с.

96. Пачебут Л.Г. Этническое и социальное в природе человека- 184

97. Актуальные проблемы этнической психологии. Тверь, 1992.- С.

98. Ренан Э. Что такое нация ? Соч. К.;К.Б.Фукс , 1902. -Т. 6. - 164 с.

99. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -М.: Прогресс, 1988. 256 с.

100. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества. М., 1983.

101. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М.: Наука, 1988. - С.111-125.

102. Соловьев B.C. Русская идея // Россия глазами русского.- СПб., 1991. С.202-236.

103. Соловьев С.М. Об истории Древней России. М.: Просвещение, 1992. - 432 с.

104. СЬсновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979. - 156 с.

105. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

106. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. - С.127-138.

107. Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии // Сов. этнография. 1983.- N 3. - С.78-85.

108. Стефаненко Т.Г. и др. Методы этнопсихологического исследования. М.:Изд-в0 МГУ, 1993. - 68 с.

109. Суворова Д.Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии: Автореф.канд. филос. наук1. Алма-Ата, 1971.- 27 с.

110. Токарев С.А. Проблемы типов этнических общностей // Вопр. философии. 1964. - N4. - С.54-68.- 185

111. Трусов В.П., Стрикленд Л.Х. Социальная психология в

112. Канаде // Психол. журн. 1983. Т.IV, N 5. - С.46-59.

113. Фихте И. Избранные сочинения: Т.1. М., 1916.- 174 с.

114. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я". // "Я" и "ОНО". T.I. Тбилиси: Мерони, 1991. - С.71-139.

115. Фрейд 3. Тотем и табу // "Я" и "ОНО" T.I. Тбилиси: Мерони, 1991. - С.193-351.

116. Фулье А. Характер рас и будущность белой расы. Одесса; Г.Бейлевон и И.Юровский, 1895. - 48 с.

117. Цамерян И.П. Актуальные вопросы марксистской теории нации // Вопр. истории. 1967. - N 7. - С.7-34.

118. ИЗ. Чаадаев П. Я. Философские письма // Россия глазами русского. СПб., 1991. - С.19-139.

119. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Россия глазами русского. СПб., 1991. - С.139-155.

120. Чаганова Г.Я. Влияние фактора "свой" на процесс восприятия и оценки действий человека: Автореф.канд. психол. наук.- Тбилиси: Мецниереба, 1978. 28 с.

121. Ширяев Э.Б., Филиппов А.С. Межэтническая социальная перцепция // Вестн. Ленингр. Ун-та. Серия 6. 1990. - Вып.2. -N 13. - С.23-48.

122. Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной психологии // Вопр. философии.- 1971.- N 5.- С.68-77.

123. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М.: Правда, 1989.- 601 с.

124. Штейнталь Г., Лацарус М. Мысли о народной психологии.- СПб., 1865. 227 с.

125. Шулындин П.П. Национальная психология: сущность, структура, социальная роль. Дис. канд. филос. наук. Горький,1986.- 198 С.

126. Adorno Т. The Authoritarian Personality. N. Y.:- 186

127. Harper and Brothers, 1950. 997 p.

128. Allport G.W. The Nature of Prejudice. N. Y., 1954 .

129. Allport, G.W. & Kramer, B.M. Some Roots of Prejudice

130. J.Psychol. 1946. - 22. - P.9-39.

131. Asch, S.E. Effects of Group Pressure upon the Modification and Distortion of Judgement // Groups, Leadership and Men / H.Guetzkow (ed.). Pittsburgh, 1951. - P.10-41.

132. Baker, K.E. & Macklnsosh, I. The Influence of Past Associations upon Attributive Colour Judgments // J.Exp.Psychol.- 1955. 49. - P. 281-286.

133. Banton M. The Idea of Race. L.: Tavistock, 1973 -190 p.

134. Bauner, J.S. On Perceptual Readiness // Psychol. Rev.- 1951. 64. - P.123-151.

135. Bauner, J.S. & Goodman, C.C. Value and Need as Organizing Factors in Perception // J. Abnorm. Soc. Psychol.1947. 42. - P. 133-144.

136. Berger P. Lucmann T. The Social Construction of Reality.- Harmondeworth: Penguin Books, 1973.- 220 p.

137. Berkowitz, L. Frustretion, Comparison and Other Sources of Emotion Arousal as Contributors to Social Unrest // Journal of Social Issues. 1972. - 28. - P. 77-91.

138. Bovard, E.W. Group Structure and Perception // J. Abnorm. Soc.Psychol. 1951. - 46. - P. 398-405.

139. Brittan A. Meanings and Situations. L.: Routledge and Kegan Paul, 1973.- 284 p.

140. Bruner, J.S. & Rodrigues, J.S. Some Determinants of Apparent Size // J. Abnorm. Soc. Psychol.- 1953.- 48.- P. 17-24.

141. Bruner, J.S. & Tajt61, H. Cognitive Risk and Environmental Change // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1961. - 62. -P. 231-241.- 187

142. Campbell, D.T., Hunt, W.A. & Lewis, N. A. The Effects of Assimilation and Contrast In Judgements of Cllnikal Materials // Amer. J. Psychol. 1957. - 70. - P. 47-60.

143. Carter, L.F. & Schooler, K. Value, Need, and Other Factors in Perception // Psychol. Rev. 1949. - 56. - P. 200207.

144. Cobbon A. The Nation State and National Self-determination.- N.Y. : Crowell , 1970.- 247 p.

145. Dashefsky A., Shapiro H.M. Etnic Identification Among American lews. Socialisation and Social Structure.- Lexington: Mess, 1974.- 290 p.

146. Davidon, R.S. Shifts in Adaptation Levels Induced by a Multi-dimensional Standart, one Dimension of Which is Madeи

147. Relevant to the Judgements (Abstract) // Bull. Brit. Psychol. Soc. 1960. - 41, 10 A (unsert) .

148. Dollard J. Caste and Class in Southern Town. N.Y.: Doudleday Anchor Books, 1957 .

149. Duijker, H.C. and Freyd N.H. National Character and National Stereotypes.: A Trend Report Prop,for the Intern. Union of Sclent. Psychology.- Amsterdam: North-Holland pub1. со., 1960. XI,238 p. - (Confluence. Surveys of Research in the Social

150. Scien ces. Vol. 1).- Bibliogr.: P. 170-221, 232-238.

151. Durkheim E. The Division of Labor in Society. N.Y.: Free Press.- 1953 - 477 p.

152. Erikson E.N. Childhood and Society. N.Y., 1963. Erikson E.N. Identity: Youth and Crisis. - N.Y.: W.W.Norton,1968. 175 p.

153. Fitzgerald Т.К. Social and Cultural Identity // Southern Antropological Society Proceeding. 1974. - N 8. - P. 1-8 .

154. Foot N. Identification as the Basis for a Theory of- 188

155. Motivation // American Sociological Review. 1951. - N 4. -P.32-40

156. Gabriel I., Ben-Tovim G. The Conceptualization of Race Relations in Sociological Theory // Ethnic and Racial Studies.1979. Vol.2, N 2. - P.237-349

157. Gellner E. Nations and Nationalism. Oxford: Blackwell, 1983.

158. Glaser D. Dynamics of Ethnic Identification //American Sociological Review. 1958. - Vol. 23, N 1. - P. 31-40.

159. Goffman E. Stigma. Englewood Cliffs, 1963 .

160. Gordon M.M. Assimilation in American Life: The Role of Race Religion and National Origins. N.Y.: Oxford University Press, 1964.- 163 p.

161. Hallowell A.I. Cultural Factors in the Structuraliza-tion of Perception // Social Psychology at the Crossroads / Roh-rer, J.N. & Sherif, M. (eds.): N.Y.: Harper, 1951.

162. Hansen M. L. The Problem of the Third Generation Immigrant.- Rock Island: II., Augustana Historical Society,1937.

163. Ibrahim S.M. Cross-Culturial Interaction and Attitude Formation Before and After a Major Crisis // Sociological Focus on Attitudes. 1971. - Vol. 4, N 3. - P. 1-16.

164. Le Ylne R., Campbell D. Ethnocentrism : Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behavior. N.Y.: John Wiley and Sons, 1972.

165. Levin K. Resolving Social Conflicts. N.Y., 1948.

166. Lindsmith A.R., Strauss A.L. Social Psychology. -N.Y., 1968.

167. Lipman Y. Public opinion. N.Y., 1966.

168. Lyman S.M., Douglass W.A. Ethnicity: Strategies of Collective and Individual Impression Management // Social- 189

169. Research. 1973. - Vol. 40, N 2. - P. 344-365.

170. Marguet J.J. The Premise of Ineguallty In Ruanda. -L.: Oxford University Press, 1961.

171. Obidinski E. Methodological Considerations In the

172. Definition of Ethnicity // Ethnicity. 1978. - Vol. 5, N 3.1. P. 213-228.

173. Park R.E. Race and Culture. N.Y.: The Free Press,1950.

174. Patterson S. Dark Strangers. A Study of West Indians in London. Harmondsworth: Pengyin, 1965.

175. Rommetveit, R. Selectivity, Institution and Halo Effects in Social Perception. Oslo: University Press, 1960.

176. Rose A., Rose S.B. (eds) Minority Problems. -N.Y.,1965.

177. Sherif, M. & Hovland, C.I. Social Judgement, Assimilation and Contrast Effects in Communication and Attitude Change.- New Haven and London: Yale University Press, 1961.

178. Sumner W.G. Folkways. L., 1906.- 364 p.

179. Tajfel, H. Value and the Perceptuall Judgement of

180. Magnitude // Psychol. Rec. 1957. - 64. - P. 192-204.

181. Tajfel, H. Quantitative Judgement in Social Perception // Brit. J. Psychol. 1959a. - 50. - P.16-29.

182. Tajfel, H. The Anchoring Effects of Value in a Scale of Judgements // Brit. J. Psychol. 1959b. - 50. - P.294-304.

183. Tajfel, H. &c Cawasjee, S.D. Value and the Accentuation- 190 of Differences: A confirmation // J. Abnorm. Soc. Psychol. -1959. 59. - P. 436-439.

184. Tajfel H. Social and Cultural Factors in Perception. // The Handbook of Social Psychology / G.Lindzey, E.Aronson (Eds.).-2nd. ed.-Mass.: Addison-Wesley. 1968. - Vol.3.-P.315-394.

185. Tajfel H. Cognitive Aspects of Prejudice // J. Social Issues. 1969. - Vol. 25. - P. 79-97.

186. Terhune K. From National Character to National Behaviour: A Reformulation // J. Confl. Resol. 1970. -Vol.XVI, N 2. - P. 203-263.

187. Vetman N.R. Steel C.H. Majority and Minority: The Dynamics of Racial and Ethnic Relations. Boston: Allun and Bason1. Jnc., 1971.- 297 p.

188. Vinacke E.W. Stereotypes as Social Concepts // J. Social Psychology. 1957. - Vol. 46, N 1-2. - P. 229-243.

189. Von den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. N.Y.:

190. Academic Press, 1981 .- 308 p.

191. Weber M. Birtschaft und Gesellschaft. Berlin, 1964.98 s.

192. White N.R. Ethnicity, Culture and Cultural Pluralismh

193. Etnic and Racial Studies. 1978. - Vol. 1, N 2. - P.7-29.

194. Znaniecki F. Social Groups in the Modern World // Freedom and Control in Modern Society / Ed. by M. Berger, T.Abel, C.H.Page. N.Y.: Octagon Press, 1954 .- 180 p.- 191

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.