Особенности и развитие нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Рублик, Вера Иннокентьевна

  • Рублик, Вера Иннокентьевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2008, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 196
Рублик, Вера Иннокентьевна. Особенности и развитие нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Иркутск. 2008. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Рублик, Вера Иннокентьевна

Введение

Глава 1. Проблема нравственности и нравственных представлений в за- 10 рубежной и отечественной психологии

1.1. Понимание морали, нравственности и нравственных представлений 10 в науке

1.2. Зарубежная психология о развитии нравственных представлений у детей

1.3. Отечественная психология о развитии нравственных представлений 37 у детей

1.4. Выводы по главе

Глава 2. Особенности и развитие нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ

2.1. База и методы исследования

2.2. Особенности развития нравственных представлений у младших школьников, обучающихся в светской и православной общеобразова- 76 тельных школах

2.3. Особенности развития нравственных представлений у старшеклассников, обучающихся в светской и православной общеобразовательной школах

2.4. Выводы по главе

Глава 3. Организация учебно-воспитательной работы, направленной на развитие нравственных представлений учащихся. 130 3.1. Выводы по главе 3 155 Заключение 158 Литература 165 Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности и развитие нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ»

Актуальность исследования. Современное российское общество переживает нравственный кризис, в основе которого лежит снижение роли нравственных ценностей, искажение нравственных представлений, подчинение морали политико-идеологическим интересам. Симптомами данного кризиса являются рост коррупции, детская безнадзорность, криминализация детского сознания и языка, жестокость взрослых в обращении с детьми, социальное сиротство и другие негативные явления нашего общественного бытия.

При этом нравственное неблагополучие общества самовоспроизводится, так как социокультурные условия, в которых воспитываются современные дети, далеки от утверждения ценностей морали и нравственности. Так, например, информационные характеристики современной российской социокультурной среды, в которой происходит процесс становления личности, содержательно характеризуются искажением традиционных нравственных ценностей, агрессивностью и сексуальностью.

В этих обстоятельствах насущной необходимостью современной школы является обращение к культурным истокам российского образования, традиции которого были фактически насильственно прерваны после Октябрьской революции 1917 года. Это не способствовало сохранению традиционной для России социокультурной среды.

Ситуация, в которой оказалось наше образование и воспитание, в значительной степени зависит от того, что мы не определились с пониманием нашей национальной, российской духовности. И фактически не учитываем накопленные духовные богатства наших отцов и дедов, россиян, от которых мы получили в наследство наши земли, нашу государственность и нашу культуру. Однако, необходимо признать, что семантическая связь слов «отечество» и «отец» несет в своей основе бытийную, духовную связь, без которой теряется персональный смысл жизни. Известно, что в основе нашей духовности, нашего национального единства и надежды сохранить государство российское лежит православная культура.

В настоящее время многие люди России переживают период возвращения к истокам православной культуры, православным ценностям и к православной вере. Важную роль в этом процессе играет возрождающееся православное образование, то есть образование, стремящееся строить процесс обучения и воспитания в соответствии с православным вероучением, православным пониманием жизни. По всей стране открываются православные общеобразовательные школы, в университетах организуются религиоведческие факультеты, в рамках региональных образовательных программ в светских школах вводится предмет «Основы православной культуры». Однако этот процесс протекает трудно, что, бесспорно, является одним из препятствий на пути духовно-нравственного оздоровления общества.

В связи с этим большое значение имеет теоретическое осмысление и эмпирическая проверка психолого-педагогической наукой эффективности и целесообразности использования в процессе организации обучения и воспитания школьников многовекового опыта православного образования, а также изучение влияния образовательной среды на особенности и развитие нравственных представлений у учащихся.

Все сказанное выше и определило выбор темы исследования.

Цель исследования: установить особенности нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ и их развитие в процессе обучения и воспитания.

Объект исследования: нравственные представления школьников.

Предмет исследования: особенности и развитие нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ.

Гипотеза исследования. В исследовании проблемы мы исходили из предположения, что нравственные представления у учащихся православных школ могут отличаться от нравственных представлений учащихся светских школ по ряду особенностей. Мы также полагаем, что большое влияние на особенности и развитие нравственных представлений учащихся оказывает образовательная среда, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме развития нравственных представлений.

2. Выявить особенности нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ.

3. Установить на основе сравнительно-сопоставительного анализа особенности организации процесса обучения и воспитания школьников как в светских, так и в православных общеобразовательных школах, и выявить факторы, способствующие развитию нравственных представлений у учащихся.

Методологической основой нашего исследования являются следующие положения культурно-исторической концепции JI.C. Выготского. Во-первых, это положение, что центральным фактом психологии является факт опосредования, не учитывая которого невозможно объяснить способность человека владеть собой и понять природу нравственных поступков личности. Во-вторых, положение, согласно которому всякий медиатор (слово, символ, знак, миф, другой) первоначально функционирует в интерпсихической сфере, а затем в ин-трапсихической. В-третьих, мы основывались на положении о том, что без посредничества другого не происходит «встраивания», «вращивания» посредников. Осмысливая данные положения культурно-исторической психологии, мы учитывали принципы опосредования непосредственного, единства самоопределения и определения другим, взятые нами из концепции JI.C. Рубинштейна, соотнося их с посреднической функцией образовательного пространства в становлении нравственной личности.

Кроме того, при определении методологической основы нашего исследования мы опирались на такое понимание основ антропологии, которое было заложено православным вероучением.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы:

- теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и философской литературы по изучаемой проблеме;

- сравнительно-сопоставительный анализ;

- психодиагностические методики: модифицированная цветовая методика «Домики» (О.А. Орехова), семантический дифференциал (Ч. Осгуд), методика «Выбор», методика «Ситуации» (Д. Моррис).

При обработке и интерпретации полученных данных использовались методы математической статистики, в том числе факторный и кластерный анализ.

База исследования. Исследование проводилось на базе Православной общеобразовательной школы во имя Святой Троицы г. Ангарска и Православной женской гимназии г. Иркутска (ПШ), а также на базе одной из светских общеобразовательных школ г. Ангарска (СШ). В исследовании приняло участие 388 человек. Из них 309 учеников 1-5 классов (190 учеников, обучающихся в ПШ и 119 обучающихся в СШ) и 79 учеников (ПШ - 35 человек, СШ - 34 девушки и 10 юношей) обучающихся в 9, 10 классах.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием методов диагностики, позволяющих операционализировать критериальные показатели развития нравственных представлений у учащихся светской и православной школ (особенности семантики нравственных представлений, иерархия нравственных ценностей и специфика нравственных суждений, обусловленная качественными особенностями нравственных представлений); применением методов математической обработки, соответствующих характеру распределения данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ секулярного и православного психолого-педагогических подходов к становлению нравственной личности;

- установлены особенности нравственных представлений у учащихся православных и светских школ, которые проявляются в различной иерархии нравственных ценностей, специфике нравственных суждений, семантике нравственных представлений и т.д.;

- выявлены различия и сходство в организации и содержании образовательной среды светской и православной общеобразовательных школ, которые послужили основой для создания модели целостной системы школьного воспитания;

- определены условия организации образовательного пространства школы, способствующие развитию нравственных представлений у учащихся;

- адаптированы психодиагностические методики, позволяющие изучать нравственные представления у учащихся общеобразовательных школ.

Теоретическая значимость исследования:

- раскрыто значение понятия «нравственное представление», отражающее предмет исследования;

- полученные результаты открывают новые теоретические аспекты в изучении проблемы развития нравственных представлений, которые могут быть использованы при организации дальнейших исследований;

- теоретически обосновано и на эмпирическом материале показано, что в современном обществе нравственное становление личности, проявляющееся в том числе и в развитии ее нравственных представлений, протекает более благоприятно в условиях образовательного пространства, организованного в соответствии с принципами многовековых традиций православного российского образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы:

- при организации процесса обучения и воспитания как в светских, так и в православных общеобразовательных школах;

- при подготовке педагогов к работе в общеобразовательной школе;

- при разработке учебных пособий и практических рекомендаций по совершенствованию процесса обучения и воспитания.

На основе полученных материалов подготовлено методическое пособие для педагогов и психологов «Развитие нравственных представлений учащихся в условиях светской и православной общеобразовательных школ» и разработана сравнительная модель целостной системы школьного образования.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Нравственное представление — это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру. Важным условием развития нравственных представлений является образовательная среда, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека. Этому требованию в наибольшей степени соответствует обучение и воспитание детей в православной школе.

2. Учащиеся православных и светских общеобразовательных школ различаются особенностями развития нравственных представлений (семантикой и иерархией нравственных ценностей, количеством семантических универсалий, характеризующих нравственные представления, спецификой нравственных суждений).

3. В качестве решающего фактора положительного влияния православной образовательной среды на развитие нравственных представлений учащихся выступает лежащий в её основе принцип духовно-нравственной доминанты, с учетом которого определяются цели, задачи и содержание образования.

Апробация работы и внедрение результатов.

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии Иркутского государственного педагогического университета.

Результаты исследования докладывались на: Областной научно-практической конференции «Образование и православие» (Иркутск - 2005);

- Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии воспитания» (Иркутск - 2005);

- Первых августовских педагогических чтениях педагогов православных школ Иркутской области (Ангарск - 2004);

- На областном семинаре «О соотношении религиозного и светского в организации учебно-воспитательного процесса православной школы» (Ангарск - 2005);

- XXIII Международных рождественских образовательных чтениях (Москва - 2005);

- Областной научно-практической конференции «Православие. Образование. Культура.» (Иркутск - 2007).

По теме диссертации опубликовано 11 работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, списка литературы (189 источников) и приложения. В тексте диссертации представлены 19 таблиц и 23 рисунка. Общий объем диссертации 196 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Рублик, Вера Иннокентьевна

Выводы по главе 3

1. Организация образовательного пространства в школе, основанная на принципах православной педагогики, во-первых, отвечает стоящей перед образованием задаче развития нравственной личности; во-вторых, соответствует требованиям психолого-педагогической экологичности, так как принципы православной педагогики укоренены в отечественной культуре; в-третьих, позволяет научно обосновать, реализовать, откорректировать и системно отследить эффективность реализации традиционных для русской православной культуры педагогических принципов в современных условиях.

2. Сравнение двух образовательных систем позволяет нам сделать вывод, что светское образование и воспитание, несмотря на то, что в разные времена определялись разные идеологические приоритеты, главной целью ставило и ставит подготовку ребенка, прежде всего и только к объективной реальности жизни; в отличие от него, православное образование и воспитание расширяет представление ребенка о мире ином, о его субъективной реальности как подлинном смысле жизни человека. Принципиальное отличие секуляризованной и православной педагогики состоит не в противоположности целей, а в наличии у последней более высокой цели.

3. Важное значение в формировании и развитии нравственных представлений учащихся имеет: во-первых, выбранный учеником путь обретения знаний (светская или православная общеобразовательная среда); во-вторых, средства духовно-нравственного развития, в основе которых заложены цели и ценности жизни человека (содержание обучения и воспитания, жизнь школы и классного коллектива, отношения и т.д.). Православная образовательная среда более благоприятна для формирования и развития нравственных представлений в силу того, что в основе организации и содержании учебно-воспитательного процесса лежит принцип духовно-нравственной доминанты. Учитывая тот факт, что сами по себе нравственные представления и понятия не определяют морального поведения, но существенно влияют на него, необходимо, чтобы очень сложный процесс их усвоения был планомерным и целенаправленным.

158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методологической основой исследования явились основные идеи, развиваемые в культурно-исторической концепции и в деятельностном подходе, а также положения святоотеческого учения о человеке.

Теоретико-методологический анализ рассматриваемой проблемы осуществлялся в три этапа. Каждый из этапов представлен в соответствующем параграфе теоретической главы. На первом этапе мы рассмотрели понятия «мораль», «нравственность», феномен «нравственные представления». На втором этапе проанализирована проблема развития нравственных представлений у детей в зарубежной психологии. На третьем - рассматривались взгляды отечественных психологов по проблеме развития нравственных представлений у детей. Проведенный теоретико-методологический анализ позволил прийти к следующим выводам:

Проблема природы нравственных представлений обычно рассматривается с двух позиций. Позиция первая: нравственные представления имеют культурно-историческую, социальную природу. В силу чего природа нравственных норм относительна, для каждого времени характерны свои нравственные нормы. Позиция вторая: нравственные представления представляют собой феномен, в котором проявляется человеческая личность. При этом личностное начало в человеке заложено изначально и в процессе становления проявляется и развивается. Поэтому поступать нравственно - значит поступать в соответствии со своей человеческой сущностью, значит становиться тем, кем ты действительно являешься. Таким образом, в данном случае личностное становление и нравственное развитие оказываются в значительной степени взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами. Соответственно в рамках данного подхода нравственные нормы выходят в план вечности. Нам думается, что только второй подход позволяет адекватно решить проблему нравственных норм. Так как невозможно представить, чтобы нравственные нормы имели договорной характер, ибо в этом случае для принятия нравственных норм необходимы некие нормы, на основании которых человек может их принять. В то время как совершенно очевидна невозможность принятия некой нормы без критерия, на основании которого эта норма принимается. При этом данный критерий иерархически должен иметь приоритет над человеческой личностью, так как иначе личность не может оказаться в ситуации вины относительно данного критерия. Приняв данное положение, невозможно не согласиться с православным пониманием природы нравственного критерия, издавна характерным для русского человека, соответственно которому, нравственность человеческой природы проявляется в том, что человек сотворен по образу Божьему и призван к уподоблению с Творцом.

В то же время человеческое в человеке не может быть проявлено без взаимодействия, без общения, без со-бытия с другими людьми, без посредничества другой человеческой личности. В силу чего формирование и развитие нравственного сознания, нравственных представлений оказывается связанным с процессом обретения общности с другими людьми, с процессом социализации.

Главная роль, значение нравственных представлений заключается в том, что они выступают ориентиром в сфере человеческих отношений, помогают человеку управлять своим поведением. Позволяют ему поступать в соответствии со своей человеческой природой, то есть быть тем, кем человек действительно является. При этом главное отличие нравственных представлений от других представлений заключается в том, что это представления не об отражаемом, а о том, как к отражаемому относиться, то есть это представление о должном отношении.

Для того чтобы осознать это должное отношение необходимо вступить в отношения, необходимо отнестись к другому самому и пережить некое отношение другого. Таким образом, развитие нравственных представлений может протекать только в условиях взаимоотношений с другим человеком.

Познание мира, познание отношений в мире и развитие нравственных представлений взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Так как период активного постижения мира, время, когда ребенок учится в школе, является временем выработки мировоззрения, периодом, когда развиваются нравственные представления. Соответственно образовательная среда является важным фактором, влияющим на становление нравственной личности. А важнейшим показателем нравственного становления личности является развитие нравственных представлений, так как именно они позволяют личности осознанно управлять своим поведением. При этом образовательная среда может быть сообразна или не сообразна личностной, нравственной природе человека. В наибольшей степени соответствует человеческой природе именно православное образование.

Проверяя нашу гипотезу о том, что у учащихся, обучающихся в православных образовательных учебных заведениях по сравнению с учащимися обычных школ должно наблюдаться более благоприятное развитие нравственных представлений, мы операционализировали такой конструкт как развитость нравственных представлений посредством таких четырех методик как семантический дифференциал, цветовая методика, методики «Выбор» и «Ситуация». При этом последние три методики использовались нами при изучении нравственных представлений учащихся 1-5 классов и все методики при изучении нравственных представлений учащихся 9, 10 классов. Дополнительно к цветовой методике мы использовали семантический дифференциал для изучения особенностей семантики используемых в исследовании цветов. Исследование проводилось на базе Православной школы г. Ангарска, Православной женской гимназии г. Иркутска и одной из средних школ г. Ангарска.

В ходе исследования нами было установлено, что для учащихся обычных школ характерно наличие нравственных представлений, имеющих как принято считать, чисто религиозное происхождение. Так, например учащиеся всех школ и всех возрастов в целом положительно относятся к такой нравственной ценности как «любовь к Богу». Таким образом, ясно, что большинство современных исследований направленных на изучение ценностно-смысловой и нравственной сфер личности, как правило, используют нерепрезентативные наборы ценностей, так как исключают из рассмотрения религиозные ценности.

При этом нами было установлено, что между учащимися православных и светских школ существует ряд достоверных различий, свидетельствующих в пользу выдвинутой нами гипотезы. Так учащиеся 1-5 классов православных школ, в отличие от учащихся светских школ, относятся более негативно к нравственным представлениям: «гордость», «зависть», «равнодушие» и более позитивно к таким как «любовь к Богу», «доброта», «милосердие», «скромность». Кроме того, они более склонны к оказанию помощи, нуждающемуся в ней человеку, и выше оценивают меру своего долженствования перед своими друзьями. Таким образом, развитие нравственных представлений у учащихся 1 - 5 классов православных школ происходит более благоприятно, чем у учащихся светских школ.

Изучение семантики нравственных представлений учащихся 9,10 классов позволяет утверждать, что полученное факторное решение в разных выборках является идентичным не только по количеству факторов, но и по факторной структуре. При этом выделенные факторы могут быть идентифицированы как факторы «Оценки», «Силы» и «Активности». Между девушками православной женской гимназии и светской школы существуют достоверные различия по шкале «Оценка» шести нравственных представлений: нравственные представления «гордость» и «блуд» оцениваются девушками православной женской гимназии более негативно; нравственные представления «честность», «щедрость» и «вежливость» оцениваются ими, по сравнению с девушками светской школы, менее позитивно; нравственное представление «смирение» оценивается девушками православной женской гимназии более позитивно. Следует учесть, что среди девушек православной женской гимназии больше доля тех, кто оценивает нравственное представление «смирение» более позитивно, чем нравственное представление «гордость».

Кроме того, такие нравственные представления как «доброта», «милосердие», «любовь к Богу», «честность», «верность», «любовь к Родине» в выборке девушек православной женской гимназии получили более высокую оценку, а такое как «зависть» более низкую по шкале «Сила». Таким образом, в представлении девушек православной женской гимназии, упомянутые выше положительные нравственные ценности, оказались более сильными и глубокими, чем в представлении девушек светской школы. Кроме того, такие нравственные представления как «человеколюбие», «радость», «предательство» рассматриваются девушками православной женской гимназии как более активные, а «смирение» и «скука» как более пассивные. Таким образом, нравственные представления направленные, ориентированные на другого человека, воспринимаются как более активные, а ориентированные на себя как более слабые. Можно предположить, что различие в данном случае связанно с преобладанием интерсубъектности или интрасубъектности нравственных представлений.

Сопоставление специфики и количества семантических универсалий, характеризующих изучаемые нами нравственные представления, свидетельствует о том, что они у девушек православной женской гимназии семантически более богаты. Кроме того, если у девушек православной женской гимназии по всем нравственным представлениям выделено не менее двух семантических универсалий, то у девушек светской школы по четырем нравственным представлениям «чревоугодие», «равнодушие», «смирение», «блуд» не удалось выявить ни одной семантической универсалии.

Для девушек православной женской гимназии «блуд» - горький, печальный, плохой, грязный, уродливый. «Смирение» - глубокое, спокойное, чистое, мягкое. «Чревоугодие» - противное, плохое, грязное. «Равнодушие» - печальное и холодное. Это свидетельствует о том, что у девушек, обучающихся в светской школе, не сформировались устойчивые личностные смыслы данных нравственных представлений. Предположительно причиной этому может быть отсутствие целенаправленной работы по нравственному воспитанию. В то время как у девушек православной женской гимназии сложилось определенное отношение к данным нравственным представлениям.

При этом у девушек светской школы не сформировано не только представление о смирении, но и представление о гордости как антиподе смирения.

Так, если для девушек ПШ «гордость» — холодная, тяжелая, грязная, суровая, то для девушек СШ «гордость» — сильная.

Кроме того, сравнив, с использованием кластерного анализа, имеющуюся в сознании девушек семантическую структуру взаимоотношений нравственных представлений, можно отметить, что у девушек светской школы отмечается совершенно неадекватное размещение нравственного представления «смирение» в семантическом пространстве нравственных представлений, так как оно входит в один кластер с такими нравственными представлениями как «чревоугодие», «блуд», «гордость». Данный результат подтверждает и углубляет результаты, полученные с использованием метода выделения семантических универсалий и свидетельствует о том, что у девушек светской школы фактически не сформировано представление о такой нравственной ценности как «смирение».

Анализ результатов цветового шкалирования нравственных представлений позволяет утверждать, что девушки православной женской гимназии в сравнении с девушками светской школы выразили более позитивное отношение к таким нравственным представлениям как «смирение», «любовь к Родине» и более терпимое, более снисходительное к такому нравственному представлению как «зависть». Кроме того, девушки православной женской гимназии проявили более негативное отношение к таким нравственным представлениям как «гордость» и «блуд», а также менее значимое отношение к таким нравственным представлениям как «честность» и «вежливость».

Девушки православной женской гимназии, выполняя задание по методике «Выбор», реже, чем девушки светской школы отнесли к пятерке самых положительных такие нравственные представления как «доброта» и «счастье» и чаще такие нравственные представления как «любовь к Богу» и «любовь к Родине». Кроме того, девушки православной женской гимназии чаще, чем девушки светской школы включали в пятерку самых плохих нравственных представлений понятие «блуд».

Девушки православной женской гимназии по результатам методики «Ситуация» высказали более негативный прогноз, связанный с тем, что дети, придя в кино и увидев нищего, дадут ему милостыню, в силу чего не пойдут в кино. В то же время, ими был высказан более позитивный прогноз о том, что ученик, увидев, что у его одноклассника нет тетради, поделится с ним. Нам представляется, что это связанно с более реальным подходом к решению жизненных ситуаций.

Таким образом, между девушками 9, 10 классов обучающихся в православной женской гимназии и светской школе имеется ряд различий, которые свидетельствуют о том, что у девушек, обучающихся в православной женской гимназии, многие нравственные представления развиты и сформированы лучше, чем у девушек светской школы.

В качестве решающего фактора положительного влияния православной образовательной среды на развитие нравственных представлений учащихся выступает лежащий в её основе принцип духовно-нравственной доминанты, с учетом которого определяются цели, задачи и содержание образования. В светской же образовательной среде духовно-нравственные ориентиры процесса воспитания выражены в настоящее время в меньшей степени.

Таким образом, полученные нами результаты, во-первых, позволяют считать выдвинутую нами гипотезу доказанной. А, во-вторых, позволяют говорить о том, что использование некоторых принципов православного образования в светской школе и других образовательных учреждениях может оказать существенную помощь в решении ряда вопросов, связанных с формированием нравственного облика нашего общества.

Проведенное исследование, конечно, не исчерпывает весь круг вопросов, связанных с решением данной проблемы. В перспективе предметом изучения могут стать такие вопросы как выявление конкретных условий, способствующих переносу образовательных принципов православной школы на процесс обучения в светской школе, изучение психологических механизмов формирования и развития нравственных представлений у разных категорий обучаемых и некоторые другие вопросы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Рублик, Вера Иннокентьевна, 2008 год

1. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ 1.-1: Педагогика. Психология. - М.: Изд-воПСТГУ, 2005.-С. 103-113.

2. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. — 1986. — № 4 С. 27-36.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997. - 704 с.

4. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М.: Лодья, 2001. - 285 с.

5. Аверинцев А.А. О морали и нравственной ситуации в стране // Этическая мысль. Научно-публицист. чтения. М.: Политиздат, 1988. - С. 370-374.

6. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975. - 320 с.

7. Алексий II. Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Проникнуться идеей духовного обновления жизни // Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. — 2006. № 2 — С. 3-7.

8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 494 с.

9. Антилогова Л.Н. Нравственное сознание человека и его проявление в поведении, деятельности и отношениях человека с другими людьми // Гуманит. исследования. Ежегодник. — Омск: ОГПУ, 1998. С. 122-131.

10. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы нравственного сознания личности. Диссертация на соискание ученой степени докт. псих. наук. — Новосибирск: НГУ, 1999. 400 с.

11. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. - С. 3-20.

12. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. — М.: Смысл, 1999.-350 с.

13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Ба-банский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

14. Бадмаев Б.И. Психология в работе учителя: в 2 кн. М.: Владос, 2000. - Кн. 1.-240 с.

15. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М.: Знание, 1979. - 64 с.

16. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». — М.: Просвещение, 1981.- 143 с.

17. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: «Когито — Центр», 2000. - 350 с.

18. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? — М.: Академия, 1996. 240 с.

19. Белова Е.Н. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры // Директор школы. 2006. - № 1 - С. 37-41

20. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. - 152 с.

21. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1990. — М.: Политиздат, 1988. - С. 16-57.

22. Библия. Священное Писание, Синодальный перевод. «Свет на Востоке», русское издание, 1998. 2051 с.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под редакцией А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - Т. 1. -327 с.

24. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.- 160 с.

25. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шемшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. — 111 с.

26. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995.-209 с.

27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-463 с.

28. Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Вопросы психологии воспитания // Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов. Под ред. А.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1969. - С. 106-183

29. Божович Л.И., Конникова Г.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. — № 3. - С. 78-93.

30. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.

31. Большой толковый психологический словарь в 2т. Ребер Артур. М.: Вече, ACT, 2000. - Т. 2. - 560 с.

32. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17

33. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. - С. 71-79.

34. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М.: Знание, 1977. 64 с.

35. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. — М.: Менеджер. Роспедагенство, 1994. 60 с.

36. Братусь Б.С., Воейков В.Л., Воробьев С.Л. Начала христианской психологии. М.: Наука, 1995. - 236 с.

37. Бушелева Б.В. Моральная ориентация и ее место в структуре социальной активности // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. -М.: АПН СССР, 1988. С. 68-80.

38. Веккер Л.М. Психические процессы: в 3 т. — Л.: ЛГУ, 1974. Т. 1. —375 с.

39. Вестник Православного Свято — Тихоновского Гуманитарного Университета // Педагогика. Психология. IV: 1 М.: Изд-во ПСТГУ, - 2005. - 134 с.

40. Витковская Н.С., Джола Д.Н., Щербо А.Б. Формирование культуры поведения младших школьников. К.: Рад. шк., 1988. - 144 с.

41. Владета Еротич. Психологическое и религиозное бытие человека // Богословие и наука. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004.-212 с.

42. Владимиров Артемий, свящ. Учебник жизни. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 189 с.

43. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.

44. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников / Под ред. И.С. Марьенко. М.: Просвещение, 1982. - 159 с.

45. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы. М.: Педагогическое общество России, 1995. - 135 с. .

46. Выготский JT.C. История развития высших психических функций. Собрание соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 367 с.

47. Выготский JT.C. Педагогическая психология. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.

48. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 512 с.

49. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 45-51.

50. Гальперин П.Я. Инстинкт и мораль //Экология и жизнь. 2002. — № 5. С. 11-14

51. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. — М.: КДУ, 2005. 400 с.

52. Гасанова Н.К. Проблемы морального становления личности // Психология личности: теория и эксперимент. Сб. науч. трудов. М.: АПН СССР, 1982.-С. 20-26.

53. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. М.: Мир, 1992. - Т.2. - 376с.

54. Горская Г.А. Психологические условия становления школьника как субъекта нравственного развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих, наук Киев: НИИПУ, 1991. - 19 с.

55. Грэйс Крайг. Психология развития. 7-е международное издание. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 992 с.

56. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: Смысл, 1998. - 286 с.

57. Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. -2001. -№ 5 -С. 3-32.

58. Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. и вступ. Очерки А. Красило и А. Новгород-цевой. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 151-168

59. Денисовская Т.М. К проблеме развития личности // Психологический журнал. 1981. - Т. 2. - № 6. - С. 37-43.

60. Добротолюбие: в 5-ти т. Т.2. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. - 736 с.

61. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 333с.

62. Духовная основа развития российской школы XXI века (проект концептуальных и базисных положений). Екатеринбург — Москва, 2007. - 122 с.

63. Ельницкий К.В. О воспитании // Золотой фонд педагогики. / Авт. — сост. Л.Ю. Стрелкова. М.: Школьная Пресса, 2004. - 192 с.

64. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. -М.: Флинта, 1998. 232 с.

65. Закон РФ «Об образовании». М.: Омега - Л, 2006. - 61 с.

66. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М.: МГУ, 1984. -138 с.

67. Захарова А.В. Роль рефлексии в формировании личности младшего школьника // Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза: ПГПИ им. В.Г. Белинского, 1993. - С. 21-30

68. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. - №1. - С. 5-14

69. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. 1981. - № 1 (125). - С. 72-74.

70. Зеньковский В.В. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 222 с.

71. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 272 с.

72. Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: Академия, 1995. 265 с.

73. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Канон + , 1997.-560 с.

74. Зинченко В.П. Проблемы психического развития // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 117-130.

75. Зосимовский А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей // Советская педагогика. 1973. № 10 - С. 12—20

76. Зосимовский А.В. Критерии моральной воспитанности личности // Проблемы управления процессом формирования личности / Под ред. А.В. Зо-симовского, Л.И. Рувинского. -М.: МГУ, 1972. С. 50-57

77. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ, 1982. - 200 с.

78. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. — Томск: ТГУ, 1984. 247 с.

79. Иващенко Ф.И. Психология воспитания. Мн.: Университетская, 1999.- 136 с.

80. Игнатий Брянчанинов // Жития и творения русских святых. М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2002. — 1072 с.

81. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч.: в 10 т. — Т.1. — М.: Русская книга, 1993. 478 с.

82. Иоанн (Маслов), схиархимандр. Симфония. По творениям святителя Тихона Задонского. М.: Самшит, 1998. - 1180 с.

83. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Мн.: Харвест, 2003. —896 с.

84. Кант И. Из лекций по этике // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. -М.: Политиздат, 1990. — С. 96-332

85. Кант И. Собр. сочин.: В 6 т. -М.: Мысль, 1965. Т.4. - 501 с.

86. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб.: Алетейя, 2004.560 с.

87. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие.- Мн.: Минский городской совет педагогического общества, 1987. 82 с.

88. Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. Иркутск: ИГУ, 1998.-325 с.

89. Кикнадзе Г.И. Значение примера в нравственном воспитании // Антология педагогической мысли Грузинской ССР. Сост. Д.Х. Гургенидзе, Н.В. Кордзахия, Е.Г. Медзмариашвили, Г.Ф. Сихарулидзе. М.: Педагогика, 1987. -С. 396-398

90. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1982. 656 с.

91. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра). М.: «Планета 2000», 2003. - 63 с.

92. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М.: Наука, 1984.-335 с.

93. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. - С. 85-113.

94. Кон И.С. Психология доброго поступка // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. -М.: Политиздат, 1990. С. 46-60.

95. Кондратов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 512 с.

96. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского, А.ГЛрошевского. — М.: Политиздат. 1998. 512 с.

97. Креч. Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии. Нью-Йорк, 1974.-372 с.

98. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976. — 303 с.

99. Крысько В.Г. Психология и педагогика в таблицах. Мн.: Харвест, 1999.-384 с.

100. Крэйн Ульям. Секреты формирования личности. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

101. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964. - 477 с.

102. Лейтес Н.С. Проблемы общих способностей в возрастном аспекте. // Вопросы психологии. 1969. - № 2 - С. 15-22

103. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

104. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под редакцией В.В. Давыдова и др.-М.: Педагогика, 1983.- Т.1.-318 с.

105. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1972. -с. 476.

106. Лихачева Л.С. Моральная индивидуальность личности и нравственное воспитание // Нравственное воспитание в системе формирования нового человека. Сборник научных трудов. Свердловск: УрГУ, 1985. - С. 82-91

107. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. - 175 с.

108. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. - 296 с.

109. Макаренко А.С. Отношения, стиль, тон в коллективе // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. / Сост. В.В. Ми-роненко, под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. С. 346-349

110. Макаровкая А.П. Усвоение младшими школьниками нравственных норм и правил поведения // Актуальные вопросы обучения и воспитания младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. — Иркутск: ИГПИ, 1984.-с. 58-69.

111. Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1978.- Т. 1. -543 с.

112. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. — М.: Самшит—издат, 2006. 504 с.

113. Махова М.Ю. Возрастные особенности рефлексивных механизмов нравственного сознания школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих. наук. Л.: РГПУ, 1991. - 19 с.

114. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Избранные психологические труды. Под редакцией Е.Д. Бо-жович. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 2004.-512 с.

115. Мороз Алексий, свящ., В.С.Безрукова. Образ русской школы. -СПб.: Сатисъ, 2002. 159 с.

116. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. Том 16 № 1. - М.: «Наука», 1995. - С. 3-14.

117. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. Том 16 № 2. — М.: «Наука», 1995. - С. 3-18.

118. Нефедов Геннадий, прот. Основы христианской нравственности. — М.: Паломник, 2006. С. 51.

119. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. — М.: Школа-Пресс, 1994.- 192 с.

120. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед.вузов и системы повыш. квалиф. пед.кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. - 272 с.

121. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Педагогика, 1979. - 192 с.

122. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1998.-352 с.

123. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.

124. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: «Речь», 2002. - 112 с.

125. Отцы, матери, дети // Православное воспитание и современный мир. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.-460 с.

126. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

127. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Издательство Московского университета, 1997. - 400 с.

128. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.

129. Практическая педагогика // Вестник церковной педагогики. Волгоград: Издание Свято-Сергиевского епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики. - 2002. - № I - II. — 89 с.

130. Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: ИП РАН, 2004. - 304 с.

131. Рачинский С.А. О воспитании // Золотой фонд педагогики. / Авт. — сост. Л.Ю. Стрелкова. М.: Школьная Пресса, 2004. - 192 с.

132. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

133. Рогава Н.В. Нравственное поведение и психологические закономерности его формирования в школьном возрасте. Автореферат на соискание ученой степени докт. псих. наук. Тбилиси: Институт психологии им. Д.Н. Узнадзе АН Грузинской ССР, 1980. - 50 с.

134. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

135. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание // Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.-512 с.

136. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. -713 с.

137. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. - С. 340-345

138. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

139. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. — М.: Институт практической психологии, 1996. -41с .

140. Рувинский Л.И. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1981. 150 с.

141. Саламатов М.А. Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников. Диссертация на соискание ученой степени канд. псих. наук. Иркутск: ИГПУ, 2003. - 160 с.

142. Светлова Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы. Автореферат на соискание ученой степени канд. псих. наук. М.: МГЛУ, 2003. - 24 с.

143. Светова Т. Что есть духовность // Природа и человек. 2005. - № 8 -С. А6-Л1.

144. Серкин В.П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. -2007 с.

145. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие «Основы нравственности». -М.: ПРО-ПРЕСС, 2003. 64 с.

146. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. 800 с.

147. Соколова Н.П. Социальная среда и формирование нравственных качеств личности // Человек и среда. Сб. науч. трудов. Свердловск: УрГУ, 1975.- С. 135-173.

148. Сороцкая О.Н. Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках чтения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.: АПН СССР, 1973. - 24 с.

149. Столин В.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983. 285 с.

150. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. М.: Паломникъ, 1999.-572 с.

151. Субботский Е.В. Исследование морального развития ребенка в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1975. № 6. - С. 149-155.

152. Субботтский Е.В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии. 1979. - № 3, С. 47-55

153. Сурожский Антоний, митропол. О встрече. — СПб.: Сатисъ, 2002. —284 с.

154. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М.: Педагогика, 1971.- с. 249.

155. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа,1973.- 443 с.

156. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М.: Мысль,1974.-278 с.

157. Титова С.В., Балмасова Ю.Д. Формирование представлений о коллективизме у учащихся начальных классов // Актуальные вопросы обучения и воспитания младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. — Иркутск: ИГПИ, 1984. С. 69-77.

158. Толстой JI.H. Не убий никого // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1991. - М.: Политиздат, 1992. - С. 154-167.

159. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения.- М.: Педагогическое общество России, 1999. 264 с.

160. Управление процессом нравственного воспитания / Под ред. Л.И. Рувинского. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 140 с.

161. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения. М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

162. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988. Т.1. - 416 с.

163. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. - Т.2. - 496 с.

164. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. - Т.5. - 528 с.

165. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, бе изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

166. Френе С. Нравственное и гражданское воспитание // Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990. - С. 139-176

167. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М.: Институт практической психологии, 1997. — 288 с.

168. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Совершенство. 1998. - 432 с.

169. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

170. Чеснокова И.И. Проблема сознания в психологии. М.: Наука, 1977.- 143 с.

171. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. - 80 с.

172. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологические исследования. — М.: Педагогика, 1981. — 208 с.

173. Шакирова Г.М. Методика изучения нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации // Вопросы психологии. 1984. — №2-С. 83-89

174. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. М.: Владос, 1999. - 112 с.

175. Шестун Евгений, прот. Православная школа. Самара.: Самарский Дом печати, 2004. - 368 с.

176. Шестун Евгений, свящ. Православная педагогика. М.: Православная педагогика, 2001. — 560 с.

177. Шефер О.Р. Обучение и воспитание в общеобразовательной школе // Завуч. 2005. - № 8 - С. 82-92

178. Шеховцева Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. СПб.: Речь, 2005. - 252 с.

179. Школьник Г.И. Особенности процесса формирования убеждений // Сов. Педагогика. 1983. - № 12 - С. 25-27

180. Шполянский Михаил, свящ., С.С.Куломзина. Христианское воспитание детей в современном мире. — М.: Отчий дом, 2004. — 205 с.

181. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

182. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М.: Педагогическое общество России, 1994. — 123 с.

183. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с.

184. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.

185. Эльконин Д.Б. Детская психология / Ред.сост. Б.Д. Эльконин. -М.:Академия, 2004. 384 с.

186. Юркевич П.Д. О воспитании // Золотой фонд педагогики / Авт. -сост. Л.Ю. Стрелкова. -М.: Школьная Пресса, 2004. 192 с.

187. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М.: Педагогика, 1984. 143 с.

188. Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности. — М.: Мысль, 1981. С. 320-327.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.