Особенности мировоззрения новгородских старообрядцев-беспоповцев в традиционной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Воскресенская, Татьяна Александровна

  • Воскресенская, Татьяна Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 202
Воскресенская, Татьяна Александровна. Особенности мировоззрения новгородских старообрядцев-беспоповцев в традиционной культуре: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Великий Новгород. 2007. 202 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности мировоззрения новгородских старообрядцев-беспоповцев в традиционной культуре»

Гл.1 Мировоззрение как категория культуры 14

1.1 Мировоззрение как способ организации бытия 17

1.2 Особенности мировоззрения культуры старообрядцев 31

Гл. 2 Структура и содержание мировоззрения старообрядцев- 52 беспоповцев

2.1 Религиозная обрядность в реализации пути спасения 54

2.2 Принципы взаимоотношений старообрядчества с 91 государством и официальной церковью

2.3 Единоверец и иноверец как категории, определяющие форму 106 социального взаимодействия

2.4 Труд и отдых как категории, определяющие ритм жизни 118 старовера

Гл. 3 Особенности культурной репрезентации вещного бытия 132 старообрядцев-беспоповцев

3.1 Костюм как способ сохранения культурной самобытности 134

3.2 Символическая оформленность пищи и утвари в культуре 142 старообрядчества

Заключение 156

Список использованной литературы 162

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования

Основа отличий одной культуры от другой лежит в сфере ментальных установок ее представителей и определяется сложившейся картиной восприятия окружающего пространства и его наполнения, которая фиксирует место самого человека в этом окружении, характеризует цели и смыслы его существования, регламентирует его поведение. Каждая историческая эпоха, каждая субкультура порождает свое видение мира, что ведет к многообразию мировоззрений и культур.

Причиной непонимания, а вследствие этого разобщенности в обществе может быть не только расовая или этническая, но и конфессиональная принадлежность его членов. Россия является не только многонациональным государством, но и страной, где проживают представители многих религиозных объединений. Противостояние некоторых из них продолжается на протяжении уже нескольких столетий. Ярким примером этого служит история старообрядчества.

Старообрядчество - это одно из явлений русской культуры, привлекающих к себе всеобщее внимание и до конца сегодня не изученных. С одной стороны, старообрядчество является наиболее традиционным, консервативным течением православия, а потому дает нам возможность соприкоснуться с некоторыми чертами русской культуры допетровского времени. С другой, исследователи открывают в нем «особую подвижность, особую интуицию»1 на новшества, необходимость появления которых вызвана, в том числе, особенностью восприятия ими окружающей действительности.

Внимание исследователей старообрядчества традиционно сосредоточено в основном на изучении наиболее известных идеологических центров староверия, таких как Керженец, Ветка, Стародубье, общины Рогожского и Преоб

1 Поздеева, И. В. Личность и община в истории русского старообрядчества /И. В. Поздеева // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5. - М.: Изд-во МГУ, 1999. -16. раженского кладбищ Москвы, Выго-Лексинское общежительство, Невельская община и т.д. В тоже время многие региональные городские и сельские старообрядческие сообщества остаются малоизученными. Особый интерес привлекают старообрядцы-беспоповцы, у которых отсутствует централизованное управление. В результате этого в их мировоззрении и бытовой культуре сохраняются старые и возникают новые локальные особенности, связанные с принципами вероучения основателей и руководителей той или иной старообрядческой общины. Одним из таких региональных центров старообрядцев-беспоповцев является территория Новгородской области, ставшая родиной так называемого «федосе-евского согласия». Необходимость обращения к изучению этого явления именно сегодня, вызвана еще и тем обстоятельством, что староверие, как особое культурное явление, постепенно утрачивается, поскольку уходят из жизни исконные носители этой культуры, которые познакомились с ней непосредственно от своих отцов и дедов.

Степень научной разработанности темы

Для всестороннего исследования мировоззрения новгородского старообрядчества необходимо рассмотрение целого комплекса научных исследований, посвященных философско-культурологическому анализу понятия «мировоззрение» • и смежных с ним терминов; философских основ религиозного мировоззрения в целом и мировосприятия рассматриваемой социальной общности, в частности, исследований по истории раскола русской церкви, а также специальных трудов исторической и этнографической направленности, изучающих старообрядчество, в том числе и новгородское.

Проблема раскрытия сущности такого феномена как «мировоззрение» на протяжении нескольких столетий занимает умы как зарубежных, так и отечественных исследователей. Первоначально исследование этого феномена ограничивалось интересом к отдельным аспектам мировоззрения или выделением и рассмотрением различных его видов (И. Кант, М. Шелер, Г. Гегель, В. Дильтей, Ф. Шеллинг и др.). Так, Г. Гегель в «Феноменологии духа» и «Лекциях по эстетике» говорит о «теоретическом миросозерцании», «моральном мировоззрении», «религиозном миросозерцании». В. Дильтей выделил религиозное, поэтическое, метафизическое мировоззрение и дал классификацию мировоззрений по трем основным типам личности.

Мировоззрение как явление духовной жизни общества, его положение в структуре общественного сознания активно рассматривается наукой XX века. А. Швейцер отмечает необходимость создания культуротворческого мировоззрения. Взглянуть на мировоззрение как на целостное явление, определить его сущность, выявить структуру и основные функции попытались в рамках своих исследовательских работ P.A. Арцишевский, В.Н. Сагатовский, A.C. Богомолов, Т.Н. Ойзерман, Ю.Н. Назаров, Г.Н. Федоренко и др. Некоторые исследователи (С.С. Гусев, Б.Я. Пукшанский и др.) особое внимание уделяют рассмотрению феномена обыденного мировоззрения.

В настоящее время ученых, интересующихся современным положением сознания российского общества и перспективами его развития, прежде всего, волнует проблема изучения этого феномена как фактора деятельной сущности человека (JI.A Курбатова, B.C. Хазиев и Е.В. Хазиева), как необходимого источника регулирования человеческой активности.

Религиозное мировоззрение в его христианской трактовке как особый способ восприятия действительности рассмотрено в работах В.В. Зеньковского, Р.Г. Майорова, В.В. Соколова, М.Н. Громова, Н.С. Козлова. Основные установки собственно старообрядческого мировоззрения раскрыты в трудах В.П. Рябушинского и С.А. Зеньковского, выявить причины их появления, предприняв систематическое философско-религиоведческое исследование старообрядческой доктрины, впервые попытался М.О. Шахов в своей книге «Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и социальная позиция».

Общее представление о сущности раскола, породивших его причинах, структуре старообрядчества мы находим в трудах представителей официальной православной церкви (ректора Петербургской Духовной Академии Макария (Булгакова), протоиерея А. Иоаннова (А.И. Журавлева), Ф.В. Ливанова). Несмотря на то, что их исследования носят антистарообрядческий характер, они содержат обширный фактический материал, позволяющий рассмотреть начальную историю староверия. Проявления раскола, влияние его на общественную жизнь стали темой исследований, проведенных представителями дореволюционной исторической науки (А.П. Щапов, С.М Соловьев, Н.И. Костомаров). Староверие второй половины XIX - начала XX века вызывало интерес у таких публицистов как A.C. Пругавин, В. Сенатов, В.И. Ясевич-Бородаевская.

Проблема порождения раскола рассматривается и в некоторых общих работах по истории церкви (Н.М. Никольский). Советские исследователи В.Ф. Мило-видов и А. Катунский анализируют староверие с точки зрения атеистической пропаганды, а также характеризуют положение старообрядчества в России в XX веке. Первый период существования раскола, в том числе и новгородского, описан B.C. Румянцевой в работе «Русское антицерковное движение в России в 17 веке». Анализу взаимоотношений старообрядцев с государственными институтами посвятила свою монографию «Старообрядчество и власть» О.П. Ершова.

Значительное увеличение исследовательского интереса к проблеме староверия отмечается в конце XX века. Так в Москве и Сибири существуют группы ученых, которыми проводятся изыскания исторической, культурологической, лингвистической, искусствоведческой, этнографической направленности. По результатам их деятельности проходят научно-практические конференции, публикуются сборники «Мир старообрядчества. История и современность» (19951999) и «Старообрядчество: история, культура, современность» (1993-2002).

Особое внимание уделяется исследованию Выго-Лексинского общежитель-ства (Е.М. Юхименко, В.Г. Платонов, М.И. Бацер, Н.С. Гурьянова, Н.В. Понырко и другие), которое являлось не только оплотом поморского согласия беспоповцев, но и одним из ведущих центров староверия в России.

Несмотря на возросший сегодня интерес к старообрядцам, до сих пор превалируют работы, выполненные в рамках узкоспециальных дисциплин. Достаточно редко встречаются исследования монографического плана, соединяющие в себе мировоззренческий и бытовой срезы старообрядческой культуры. Примером подобных исследований являются труды профессора петербургской Духовной

Академии И.Ф. Нильского «Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней» (1863 г.) и «Семейная жизнь в русском расколе» (1869 г.).

Указанные особенности в полной мере характерны и для исследований по Новгородской губернии. Работа О.М. Фишман «Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы» (2003 г.) содержит богатый фактический материал по локальной этнической группе карел-старообрядцев, переселившихся в новгородские земли после 1617 года, а также затрагивает вопросы, связанные с бытованием в Новгородской губернии старообрядцев-федосеевцев.

Отдельные аспекты бытования и современного положение старообрядчества в Новгородской области рассматриваются в немногочисленных публикациях современных авторов. С. Фенченко акцентирует свое внимание на положении старообрядчества на новгородских землях во второй половине XVII века: описывает «сыск» 1682-1684 годов, говорит о судьбе новгородских проповедников и сторонников старой веры, описывает выделение в среде беспоповцев федосеевцев и фи-липповцев. В.В. Шамарин дает характеристику распространения староверия в Новгородской области в советский период, делает акцент на рассмотрении истории старообрядческих общин г. Старая Русса, д. Дубки и д. Нароново Маловишер-ского района. М.К. Бурьяк характеризует историю старообрядческих деревень Гуськи и Эваново Пестовского района, описывая практику проведения общественных богомолений, традиции колядования, прославления Христа, обычаи празднования Масленицы и Пасхи.

А.В. Панкратов дает характеристику источников, позволяющих провести изучение старообрядчества «исторической Новгородской епархии». В своих статьях он описывает отношение новгородцев к церковной реформе 1652-1667 годов, выделяет факторы, повлиявшие на судьбу новгородского староверия, определяет роль Новгорода в судьбе митрополита Никона, характеризует митрополита Макария как охранителя «древлего благочестия», в целом подчеркивает особое значение старообрядчества «исторической Новгородской епархии» в истории России, и необходимость изучения региональных центров новгородского староверия.

Как показывают представленные материалы, нами предпринимается первое специальное философско-кулыурологическое исследование мировоззренческих основ традиционной культуры новгородского беспоповского староверия второй половины XIX - начала XX веков.

Объектом исследования становится религиозное мировоззрение как категория, определяющая традиционную культуру социума.

Предметом нашего исследования является мировоззрение новгородских старообрядцев-беспоповцев как специфической социальной группы, находящее выражение в традиционной культуре.

Цель исследования состоит в раскрытии определяющего воздействия мировоззренческих установок старообрядцев-беспоповцев на их традиционную культуру.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

• выявить характер воздействия мировоззренческих установок на поведение человека и его бытовую культуру;

• проследить константные идеи мировоззрения старообрядцев-беспоповцев как особой конфессиональной общности;

• определить основные ценности, влияющие на поведение и поступки старовера;

• осуществить культурологический анализ образа жизни старообрядцев-беспоповцев в контексте мировоззренческих принципов на примере отношения к богу, церковной обрядности;

• выявить способы бытования в их среде таких важных элементов христианской жизни как крещение, именины, исповедь, свадьба, похороны;

• определить мировоззренческие представления, повлиявшие на формирование отношения староверов к таким институтам как государство и официальная церковь и проследить историю становления взаимоотношений этих институтов со староверием;

• выявить взаимоотношения категорий «свой-чужой», «старовер-инославный» в рамках повседневного общения старовера;

• раскрыть мировоззренческие представления, определяющие ритм жизни старовера, на примере категорий «работа», «досуг», «праздник»;

• выявить религиозные основания в использовании костюма у представителей этой социальной группы;

• рассмотреть влияние мировоззренческих представлений новгородских старообрядцев-беспоповцев на культуру питания.

Источниковую базу исследования составляют, прежде всего, полевые материалы, собранные в ходе этнокультурологических экспедиций Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и командировок автора 2001-2004 годов в г. Старую Руссу, п. Крестцы, Крестецкий и Поддорский районы Новгородской области1. Некоторые этнографические материалы о жизни староверов в конце XX века собраны сотрудниками Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и хранятся в его научном архиве.

В исследовании также используются статистические данные о новгородских старообрядцах, данные уголовных дел и указы, касающиеся борьбы со староверием, находящиеся среди материалов Государственного исторического архива Новгородской области и его фондов: Новгородской Духовной Консистории (Ф. 480), Канцелярии Новгородского губернатора (Ф. 138), Уполномоченного по делам религий по Новгородской области (Р. 4110) и других. Различные сведения о повседневной жизни староверов на новгородских землях во второй половине XIX века опубликованы на страницах газет «Голос», «Новгородские губернские ведомости»; журналов «Новгородские Епархиальные ведомости»; «Братское слово»; «Церковный вестник»; «Руководство для сельских пастырей» и др.

1 Материалы хранятся в архиве учебио-научной лаборатории этнологии и истории культуры Центра изучения культуры Гуманитарного института НовГУ.

Методологическую основу исследования составляют теоретические исследования сущности и специфики феномена мировоззрения, а также историко-культурологические и этнографические исследования, раскрывающие специфику существования феномена старообрядческого мировоззрения. В связи с этим были применены следующие методы:

• феноменологический, позволяющий выявить бытование изучаемого явления в собственной традиции и адекватного этой традиции восприятия объекта исследования;

• историко-сравнительный, применение которого дает возможность ретроспективного рассмотрения изучаемого объекта;

• структурно-функциональный, позволяющий выделять и рассматривать отдельные элементы культуры и раскрывать их взаимодействие в рамках единой системы культуры.

Комплексное использование данных методов позволило выработать целостный философско-кулыурологический подход, раскрывающий влияние мировоззренческих установок на бытовые особенности старообрядцев-беспоповцев.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту

В настоящей работе рассмотрено определяющее воздействие мировоззренческих принципов на формирование традиционной культуры новгородских старообрядцев-беспоповцев, основанных на представлении о себе как о последних «истинных хранителях веры» вследствие отступления официальной русской церкви от православного вероучения. В рамках работы:

• рассмотрено религиозное мировоззрение как структура, определяющая систему восприятия окружающего социального и природного мира и оказывающая влияние на поведение человека во всех сферах обыденной жизни, доминантным основанием которой является принцип служения трансцендентному началу - божеству, установленному им порядку, зафиксированному в религиозных догматах и заповедях;

• определены формы религиозного служения в реалиях наступления «последнего времени» через практику индивидуального общения с богом и проведения общественных богослужений лицами, не имеющими духовного звания; проанализированы формы существования у новгородских старообрядцев-беспоповцев церковных таинств в условиях отступления православной церковью от истинной веры и определены альтернативные способы получения божьей благодати в сложившихся условиях, сводящиеся к поиску каждым старообрядцем пути спасения через строгое выполнение христианских этических норм и поддержание духовной и телесной чистоты; обозначена созданная новгородскими беспоповцами форма общения с окружающим миром, в том числе с государством, официальной церковью и обществом, возникшая как результат отождествления нестарообрядческого мира с миром еретическим; рассмотрено значение труда, как необходимого элемента существования беспоповцев определенное осознанием безнравственности, а в сложившихся условиях и невозможности для старовера, жизни за счет чужого труда и подкрепленное представлением о значимости его результатов для спасения веры; выявлено особое значение в жизни старовера воскресных и праздничных дней как способа ритуального воспроизводства времени, предназначенного для общения с богом, духовного роста и коммуникации внутри конфессиональной общности; определено значение одежды в традиционной культуре данной конфессиональной группы, в связи с доминированием в их жизненной практике религиозного начала, как признака приверженности истинной вере, выявлено значение мировоззренческих установок на строгое соблюдение постов, употребление пищи со своей специальной посуды, отказ от новшеств в отношении пищи у новгородских старообрядцев-беспоповцев как практическое осуществление религиозно-догматического понятия «чистоты».

Научно-практическая значимость исследования

Выдвигаемые в диссертации методологические и теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем развития как религиозного мировоззрения, так и мировоззрения старообрядцев-беспоповцев, выяснения сущности и механизма действия мировоззренческих оснований на традиционную культуру.

Положения, выводы и материалы диссертации способствуют расширению и углублению знаний о причинах и последствиях религиозного раскола, и о старообрядчестве как особой конфессиональной общности. Кроме того, могут послужить основой для проведения дальнейшего всестороннего исследования такого явления как новгородское старообрядчество.

Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при разработке методических пособий и программ, подготовке лекционных курсов, семинарских и практических занятий, факультативов культуро-ведческого, религиоведческого, исторического или краеведческого характера.

Апробация работы

Основные положения диссертации изложены в публикациях и прочитаны в виде докладов на конференциях: «Прошлое Новгорода и Новгородской земли» (ГИ НовГУ, 11-13 ноября 2002); IX научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (15-19 апреля 2002); «Прошлое Новгорода и Новгородской земли» (ГИ НовГУ, 18-20 ноября 2003); XI научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (5-10 апреля 2004); XII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (4-9 апреля 2005); «Прошлое Новгорода и Новгородской земли» (ГИ НовГУ, 15-17 ноября 2005); «Первой научно-практической конференции молодых ученых Гуманитарного института НовГУ» (3 марта 2006); ХШ научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (3-8 апреля 2006); Международной научно-практической конференции «Новгородика. К 100-летию Д.С. Лихачева» (В. Новгород, 2006).

Проект диссертационного исследования был отмечен дипломом победителя «Конкурса грантов Санкт-Петербурга для студентов, аспирантов и молодых специалистов 2003 года» (АСП № 303064, Санкт-Петербург 2003 год).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории культуры философского факультета ГИ Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого и была рекомендована к защите. Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка, приложения, общим объемом 177 страниц [7,6

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Воскресенская, Татьяна Александровна

Заключение

В ходе исследования, мы пришли к выводу, что старообрядческое мировоззрение, как религиозное мировоззрение отличается догматичностью в своей ориентированности на служение трансцендентному началу, как православное мировоззрение основано на моральных принципах духовного развития человека, выполнение которых дает верующему возможность вернуться к богу, достичь идеала. Собственно старообрядческое мировоззрение, во многом построено на представлении об отпадении, в результате церковной реформы патриарха Никона, церкви и государства во главе с монархом от истинной веры и наступлении в связи с этим «последнего времени». Подобная оценка сложившейся ситуации привела к тому, что старообрядцы-беспоповцы, старавшиеся сохранить устои церкви доникановского периода, воспринимали себя последними истинными хранителями и носителями праведной православной веры. Тем самым, они сами возложили на себя ответственность за сохранение веры и спасение всего человечества. Эта установка старообрядческого сознания, стала той доминантой, вокруг которой формировалась их традиционная культура.

Старообрядцы, продолжая традицию патриотического философствования православной церкви, считают неразрывными внешнее и внутреннее, сверхъестественное и его материальное воплощение, крепкую веру и четкое исполнение ее обрядовой составляющей, подчеркивают значение слова и его деятельност-ного воплощения. Этот иной взгляд на мир не только реализовался в богослужебной практике староверов, но и стал причиной последующего непонимания культуры этой части общества человеком, сформированным традициями мировосприятия нового времени.

Староверы-беспоповцы, отвергнув, по их мнению, исказившее веру священство, были вынуждены изменить некоторые формы богопочитания. Когда ушли из жизни последние рукоположенные еще до реформы священники, староверы сознательно исключили из богослужебной практики те элементы, совершать которые мирянин не может. В своей практике они ограничивались «духовным восполнением» утраченного, поэтому искренняя вера и скрупулезное исполнение обрядовой стороны богопочитания, на сколько это возможно в сложившейся ситуации, дополненная строгим соблюдением христианских заповедей как этического, так и аскетического плана, является для старовера-беспоповца главным источником благодати.

Молитва, как воплощение любви к богу, сопровождает всю жизнь старовера: с нее начинается день, ею он заканчивается, она сопровождает прием пищи, она служит началом любого дела, она является оберегом от иноверного мира, она наполняет праздничную культуру старообрядцев. Большое значение для старовера играла на ряду с личной общая молитва. На общественные богомоле-ния новгородские старообрядцы-беспоповцы собираются в праздничные и воскресные дни. Службу ведут члены общины, отличающиеся своей образованностью, грамотностью в вопросах веры и духовной чистотой («наставники» и «книжники»). В своей практике они пользуются только дониконовскими богослужебными книгами, используют двуперстное перстосложение, молятся только на иконы старинного письма или созданные единоверцами, поклоняются восьмиконечному кресту. При обращении к богу старообрядцы используют специальные четки («лестовки») и коврик для положения земных поклонов («подручник»).

Отсутствие священства у старообрядцев-беспоповцев приводит к тому, что они не имеют возможности совершения всех семи таинств православной церкви. На практике, как они определяют, «по нужде» староверы исполняют таинство крещения и покаяния, которые могут в исключительных обстоятельствах совершать и люди, не имеющие духовного звания.

Истинным староверы считают крещение, совершаемое полным троекратным погружением в «живую», то есть не гретую воду. Поэтому предпочитают крестить как младенцев, так и взрослых в естественных водоемах. Кроме креста на младенца надевают пояс, который является важнейшим атрибутом облачения старовера.

Ежегодная исповедь также считается староверами обязательным элементом их земной жизни, поскольку непосредственным образом влияет и на их посмертное существование. Чаще всего новгородские староверы исповедуются во время Великого поста, чтобы достойно встретить светлое Христово Воскресенье. Исповедь сопряжена у староверов с необходимостью несения наказания за совершенные грехи - «епитимии», назначаемого наставником или налагаемого на себя самим исповедующимся. Таинства, совершаемые официальной церковью, они не приемлют. Часть согласий беспоповцев создает свой брачный устав, основными компонентами которого являются сватовство, благословение родителей, обручение, передача приданого, свадебная трапеза. Другие остаются верными решениям первых новгородских старообрядческих соборов и предпочитают безбрачие.

Похоронная обрядность новгородских беспоповцев имеет также некоторые отличительные черты. Так, смертная одежда старовера обязательно включает саван и лестовку, и совершенно исключает новомодные, в основном, пришедшие в Россию из других стран, одежды, которые если и входят, по данным И. А. Нильского, со второй половины XIX века как исключение в повседневную жизнь старовера, то при этом являются запретными во время любого обращения к богу. Хоронят староверы на третий день. До этого момента, тело покойного располагают в доме таким образом, чтобы он смотрел на иконы, и лишь при выносе тела поворачивают его ногами к выходу. Прощание с умершим происходит дома или в «моленной», на кладбище гроб несут закрытым. Староверы своих единоверцев погребают на специальных кладбищах. На могилу ставят деревянный крест (имеющий отличную от распространенной в официальной церкви форму) или кладут камень, куда врезают медную иконку, никаких надписей обычно не делают. Новгородские старообрядцы-беспоповцы четко соблюдают правила поминальной обрядности. Они не поминают единоверца в воскресенье, праздники, постные дни. Основным поминальным блюдом является «кутья», то есть ошпаренная пшеница с медом.

Старообрядцы четко разделяли мир, их окружавший на мир чистый, праведный, то есть старообрядческий и мир, отступивший от Христа, еретический как они его называют «никонианский» или «мирской». Признаки осквернения этого мира староверы видели, прежде всего, в его стремлении воспринять чуждую православию светскую культуру западного типа, которая в новое время стала оказывать влияние на все сферы жизни русского человека, от одежды, пищи, увеселений, поиска истины вплоть до религии.

При этом любое соприкосновение с этим миром могло привести старовера, по его мнению, к «замирщению», то есть потере необходимого уровня чистоты. Вследствие чего, по законам веры были установлены запреты на сообщение с этим миром и его представителями (как с еретиками) в пище и питье, дружбе, любви и молении. Само общество новгородских старообрядцев-беспоповцев было разделено на «рабных», то есть в их среде были выделены наиболее истовые последователи веры, четко следовавшие всем канонам веры, и «замирщен-ных» («навожоных» и «мирских»). Последние не являлись полноправными членами общины. Они не могли молиться вместе со всеми на общественных бого-молениях, принимать от наставника благодать через «каждение» фимиамом, и употреблять пищу с одной посуды с «рабными».

Жизнь старовера была четко разграничена сменой воскресных, праздничных и обычных дней. Первые давали ему возможность для непосредственного общения с богом, осуществления коммуникации внутри общины единоверцев, вторые позволяли староверу трудиться и тем самым накапливать земные блага.

Такие атрибуты повседневной жизни человека как пища и одежда становятся в старообрядческой среде символами принадлежности к истинной и праведной вере. Новгородские беспоповцы достаточно консервативно относятся к внешнему облику верующего, стараясь не искажать образ божий в человеке ни посредством бритья бороды, ни излишним украшательством своего тела дорогими украшениями или модными новинками. Для общения с богом у староверов существует одеяние особого кроя, сохраняющее архаические черты. Кроме обычая соблюдать четыре основных христианских поста, староверы постятся еженедельно по средам и пятницам для воспоминания мучений Христа. Староверы сознательно стараются исключить из своей жизни все греховное или связанное с дьяволом, нечистой силой для того, чтобы сохранить свою духовную и физическую чистоту. Среди новгородских беспоповцев существует запрет на употребление в пищу таких продуктов, как чай, сахар, кофе, который объясняется пагубностью их употребления в связи с особенностями их происхождения или греховностью самих растений. Староверы ограничивают себя в употреблении хмельных напитков. У федосеевцев, ревностно заботившихся о своей чистоте, была разработана система очищения перед употреблением продуктов, покупаемых у «никониан».

Как мы видим, старообрядческой мыслью был создан идеал человека религиозного и хорошего хозяина, в целом человека, способного до конца выполнить свою функцию последнего носителя истинной веры, который они пытались реализовать, в том числе, и в рамках системы воспитания. И хотя повседневная жизнь часто была далека от этого идеала, но само стремление к нему, наполняло жизнь старовера истинным смыслом, и приближала его к абсолюту.

Полученные в рамках диссертационного исследования данные, позволяющие нам рассмотреть региональный аспект традиционной культуры старообрядцев-беспоповцев в связи с их мировоззренческими представлениями дают нам возможность как можно ближе подойти к пониманию и определению в региональных границах новгородской губернии такого феномена как староверие. Вместе с тем, привлечение новых источников по данной проблеме как архивных, так и этнографических, на наш взгляд, позволит в дальнейшем прояснить некоторые спорные моменты, касающиеся состава новгородского беспоповства, его региональной представленности, а, следовательно, выявить локальные мировоззренческие особенности представителей различных групп этой конфессиональной общности.

В процессе работы, нами были определены новые проблемные направления. Среди них: проследить процесс динамики мировоззренческих принципов новгородских старообрядцев-беспоповцев и обозначить причины происходящих изменений; выявить на примере новгородских материалов специфику существования старообрядчества в рамках различных этнических образований (русские, карелы), заостряя внимание на соединении конфессиональных и этнических мировоззренческих принципов; составить более полную картину современного положения старообрядчества в новгородской области; определить черты отличающие приверженца старой веры в начале XXI века, а вместе с тем попытаться обозначить причины сокращения численного состава этой конфессиональной группы в указанный период.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Воскресенская, Татьяна Александровна, 2007 год

1. Алексеев, П. В. Наука и мировоззрение / П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1983.-367 с.

2. Арцишевский, Р. А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие / Р. А. Арцишевский. Львов : Вища школа, 1986. -197 с.

3. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания Электронный ресурс. / П. Бергер, Т. Лукман.: Режим доступа: http: // www.beresten 1.narod.ru.

4. Биллингтон, Д. X. Икона и топор: Опыт истолкования истории русской культуры / Д. Биллингтон. М.: Рудомино, 2001. - 880 с.

5. Богомолов, А. С. Основы теории историко-философского процесса / А. С. Богомолов, Т. И. Ойзерман. М.: Наука, 1983. - 285 с.

6. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; перевод с фр. С. Зенкина. М.: Рудомино, 1995. -174 с.

7. Болонев, Ф. Ф. Календарные обычаи и обряды семейских / Ф. Ф. Болонев. -Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1965. 96 с.

8. Боровиковский, А. О семейном праве раскольников / А. Боровиковский // Журнал Гражданскаго и Уголовнаго права. -1873. Книжка IV (Июль). - С. 143-155.

9. П.Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: в 2 т. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель. М.: Прогресс, 1986 - 622 с.

10. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983. -412 с.

11. Брудный, А. А. Понимание как философско-психологическая проблема / А. А. Брудный // Вопросы философии. 1975. - №10. - С. 109-117.

12. Бурьяк, М. К. Обычаи отцов / М. К. Бурьяк // Чело. 2000. - №3. - С. 89-94.

13. Варсонофий (Лебедев В. П.). Старообрядцы безпоповцы, обличенные в неправоте своей веры в своей же моленной / иеромонах Варсонофий. -Новгород : Губернская тип., 1902. 23 с.

14. Варсонофий (Лебедев В. П.). Москва погубит старообрядцев поморцев своим собором / архимандрит Варсонофий. Новгород : Новгородское миссионерское братство, 1910. - 8 с.

15. В. Н. Раскол в г. Крестцах / священник В. Н. // Церковный вестник. 1877. -№ 44. - С. 8-9.

16. Г-ев, Д. О раскольническом замирщении в ястии и питии / псаломщик Д. Г-ев // Тобольския епархиальныя ведомости. -1889. № 6. - С. 122 -126.

17. Громачевский, А. Движение раскола в Новгородской губернии / А. Громачевский // День. 1864. - № 46. - С. 6-8.

18. Громогласов, И. О сущности и причинах русскаго раскола, так называемого старообрядчества / И. Громогласов. Сергиев Посад : 2-ая тип. А.И. Снегиревой, 1895. - 56 с.

19. Громов, М. Н. Русская философская мысль X XVII веков / М. Н. Громов, Н. С. Козлов. - М.: изд-во МГУ, 1990. - 285 с.

20. Гудинг, Д. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире / Д. Гудинг, Д. Леннокс. Ярославль : Норд, 2001. - 382 с.

21. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. 2е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

22. Гусев, С. С. Обыденное мировоззрение: Структура и способы организации / С. С. Гусев, Б. Я. Пукшанский. СПб.: Наука, 1994. - 88 с.

23. Движение раскола в Новгородской губернии // Петербургская газета. -1867. № 169. - С. 1-2; № 172. - С.2; № 173. - С.2; № 177. - С. 1-2.

24. Документы разрядного, посольскаго, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России, 1654-1684. М. : Институт истории СССР, 1990. -146 с.

25. Дронова, Т. И. Таинство исповеди в обрядовой практике нижнепечорских староверов / Т. И. Дронова // Старообрядчество: история, культура, современность. № 9. - М., 2002. - С. 38-44.

26. Дьяченко, Г. Вера, надежда, любовь. Катехизические поучения: в 3 т. Т. 2. / протоиерей Г. Дьяченко. М. : Донской монастырь: Товарищество «АРП Инт. Ко», 1993.-С. 476-637.

27. Е. Л. Раскольники Новгородской губернии. Спасово согласие / Е. Л. // Новгородские губернские ведомости. -1895. № 55. - С.2; № 56. - С. 2-3.

28. Ершова, О. П. Старообрядчество и власть / О. П. Ершова. М. . Уникум-Пресс, 1999. - 204 с.

29. Журнал собеседования с раскольниками, бывшаго 4го июня 1895 в д. Шуе Зимогорскаго прихода валдайского уезда / иеродиакон Варсонофий (Лебедев) // Новгородские епархиальные ведомости. 1895. - № 14. - С. 812-815.

30. Зарин, С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению / С. М. Зарин. М.: Паломник, 1996. - 693 с.

31. Зеньковский, В. В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский. -М.: Канон+, 1997.-560 с.

32. Зеньковский, С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века / С. А. Зеньковский. М.: Церковь, 1995. - 527 с.

33. Зеньковский, С. А. Русское старообрядчество: В двух томах / сост. Г. М. Прохоров ; общ. ред. В. В. Нехотина. М. : Институт ДИ-Дик, 2006. - 688 с.

34. Иванов, В. Г. Физика и мировоззрение / В. Г. Иванов. JI. : Наука, 1975. -118 с.

35. Ивановский, Н. И. Критический разбор учения безпоповцев о церкви и таинствах / Н. И. Ивановский. Казань : Н. И. Ивановского, 1892. - 381 с.

36. Иванчикова, О. Д. Старообрядчество как предмет культурологического анализа: Автореф. дис. канд. культуролог, наук / О. Д. Иванчикова. М. , 1999.-23 с.

37. Из быта раскольников в новгородской епархии // Новгородские епархиальные ведомости. 1895. - № 6. - С.342-344.

38. Иоаннов, А. (Журавлев А. И.). Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах / протоиерей А. Иоаннов. СПб. : В.А. Терсков, 1855. - Ч. 2. - 74 е.; Ч. 3 - 46 с.

39. История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М. : РГГУ, 1996. - 255 с.

40. Календарь Древлеправославной Поморской церкви на 1991. М. : Издание Единого Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, 1990.

41. Календарь Древлеправославной Поморской церкви на 2001. М. : Издание Единого Совета Древлеправославной Поморской Церкви, 2001.

42. Календарь Древлеправославной Поморской церкви на 2002. М. : Издание Единого Совета Древлеправославной Поморской Церкви, 2002.

43. Карсавин, Л. П. Основы средневековой религиозности в ХП ХШ вв. преимущественно в Италии / Л. П. Карсавин. - Пг. : Научное дело, 1915. -360 с.

44. Каргашев, А. В. Очерки по истории русской церкви : в 2 т. / А. В. Каргашев. М. : Терра, 1992. - Т. 1. - 565 е.; Т. 2. - 685 с.

45. Касаткин, H. И. Рассказ бывшаго странника о своем уклонении в раскол и возвращении в православную церковь / Н. И. Касаткин // Братское слово. -1875.-кн. 1. -№4.-С. 294-332.

46. Катунский, А. Е. Старообрядчество (Современные религии) / А. Е. Катунский. М. : Политиздат, 1972. -120 с.

47. Кваскова, Е. В. Национальный характер как компонент ментальности / Е. В. Кваскова // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты (Межвузовский сборник научных трудов). Саранск : СВМО, 2000.-256 с.

48. Кимелев, Ю. А. Философия религии: Систематический очерк / Ю. А. Кимелев. M. : Nota bene, 1998. - 424 с.

49. Козьякова, М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века / М.И. Козьякова. М. : Весь Мир, 2002. - 360 с.

50. Культура староверов Выга: К 300-летию основания Выговского старообрядческого общежительства / сост. А. А. Пронин ; вступит, ст. Е. М. Юхименко и др. Петрозаводск : АО «Карпован сизарексет», 1994 -119 с.

51. Курбатова, JI. А. Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека: Автореф. дис. канд. философских наук. / JI. А. Курбатова. М., 1999. - 38 с.

52. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс ; пер. с фр. В. В. Иванова. М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.

53. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. / Ж. Ле Гофф ; пер. с фр./общ. ред. Ю. Л. Бессмертного; послесл. А. Я. Гуревича. М.: Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.

54. Лелеко, В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В. Д. Лелеко; Санкт-Петербургскиий гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2002. -320 с.

55. Ливанов, Ф. В. Раскольники и острожники : в 4 т. / Ф. В. Ливанов. СПб. -Т. 1. - 1869; Т. 2. -1870; Т. 3. - 1871.

56. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.) / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 1994.-399 с.

57. Ляпина, А. Ю. Универсальная картина мира в философии XX века / А. Ю. Ляпина // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты (Межвузовский сборник научных трудов). Саранск : СВМО, 2000.-256 с.

58. Маерова, К. В. Лингвокультурологическое описание женской одежды старообрядцев Алтая / К. В. Майорова // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5 / отв. ред. И. В. Поздеева. М.: изд-во МГУ, 1999. -С. 289-311.

59. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии / Г. Г. Майоров. -М. . Мысль, 1979-431 с.

60. Макарий (Булгаков М. П.). История русского раскола, известного под именем старообрядчества / епископ Макарий. СПб. : Тип. Королева и К0, 1855.-368 с.

61. Макаров, И. Ю. Статистика старообрядчества и сектанства в Российской империи в XIX / И. Ю. Макаров // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М., 1996. - С. 60-63.

62. Макаров, И. Ю. Экспедиция Ю. К. Арсеньева в Новгородскую губернию 1853-1854 (К вопросу о статистическом исследовании старообрядчества в

63. России) / И. Ю. Макаров // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 3. - М., 1995. - С. 2-8.

64. Малышев, Й. Миссионерские известия / священник И. Малышев // Братское слово. -1888. № 1/2. - С. 75-90.

65. Марков, Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б. В. Марков. СПб.: Лань, 1997. - 257 с.

66. Марченко, Е. Е. Старообрядчество в Санкт-Петербурге во второй половине XIX в.: Автореф. канд. историч. наук / Е. Е. Марченко. СПб., 2001. - 25 с.

67. М. С. Посад Сольцы /М. С. //Голос. -1863. № 281. - С. 1107-1108.

68. Миловидов, В. Ф. Современное старообрядчество / В. Ф. Миловидов. М.: Мысль, 1979. - 126 с.

69. Молзинский, В. В. Научно-историческое наследие старообрядчества / В. В. Молзинский // Старообрядчество: история, культура, современность. М. , 2000.-С. 13-25.

70. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль ; перевод с фр., вступит, ст., ред. и примечания Б. В. Бирюкова. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.

71. Мурашова, Н. С. О некоторых особенностях бытования духовных стихов в старообрядческой среде / Н. С. Мурашова // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М, 1996. С. 129-131.

72. На переломе. Философские дискуссии 20х годов: Философия и мировоззрение / сост. П. В. Алексеев. -М.: Политиздат, 1990. 528 с.

73. Н. К. Раскол в Новгородской губернии / Н. К. // Церковный вестник. 1877. -№42.-С. 5-7.

74. Назаров, Ю. Н. Русское мировоззрение: мифология, идеология, философия. Теоретический очерк и учебно-методические материалы к спец. курсу / Ю. Н. Назаров. Шуя: изд-во Шуйского ун-та, 1998. -186 с.

75. Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский ; вступит, ст. Н. С. Гордиенко. 3 изд. - М.: Политиздат, 1983. - 448 с.

76. Нильский, И. Ф. Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней / И. Ф. Нильский. СПб.: Типография департамента уделов, 1863. - 72 с.

77. Нильский, И. Ф. Семейная жизнь в русском расколе. Вып. 1-2. / И. Ф. Нильский.- СПб.: Типография департамента уделов, 1869. - Вып. 1. - 406 е.; Вып. 2. - 256 с.

78. Новикова, Н. Л. Повседневность как феномен культуры / Н. Л. Новикова ; науч. ред. проф. В. А. Юрченков Саранск : изд-во Мордовского ун-та, 2003. -120 с.

79. Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. 1991 / отв. ред. А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1991. -192 с.

80. Одиссей. Человек в истории. Историк и время. 1992 / отв. ред. А. Я. Гуревич. М.: Кругъ, 1994. - 224 с.86.0сенняя поездка о. Малышева к старорусским федосеевцам / священник И.

81. Малышев // Церковный вестник. 1876. - № 44. - С. 9-10; № 48. - С. 6-9. 87.0стровский, Д. Выговская пустынь и ея значение в истории старообрядческого раскола / Д. Островский. - Петрозаводск: Олонецкая губернская типография, 1914. -139 с.

82. Ответы миссионера Саратовской епархии, священника Павла Шалкинскаго, на 24 вопроса старообрядцев-поповцев / священник П. Шалкинский // Саратовския епархиальные ведомости. -1893. № 18. - С. 491-493.

83. Панкратов, А. В. От востока направо: История, культура, современные вопросы старообрядчества / А. В. Панкратов. М., 2000. - 230 с.

84. Панкратов, А. В. Новгородский контекст истории и культуры русского старообрядчества / А. В. Панкратов // Чело. 2002. - № 2. - С. 19-22.

85. Панкратов, А. В. Великий Новгород и Новгородская земля в истории и культуре русского старообрядчества. К постановке научной проблемы / А. В. Панкратов // Новгородский исторический сборник. № 10 (20). - С. 236-251.

86. Панов, Г. Различныя взгляды на безпоповщинские браки / протоиерей Г. Панов // Прибавление к тульским епархиальным ведомостям. 1890. - № 23. -С. 365-374.

87. Пардалоцкий, Ф. Наказание за неверие и обращение от раскола в православие / Ф. Пардалоцкий // Новгородские губернские ведомости. -1873.-№43.-С. 5-6.

88. Плотников, К. История русского раскола, известного под именем старообрядчества / К. Плотников. изд. 2, перераб. - СПб. : тип. Катанского и К0,1894.-240 с.

89. Поздеева, И. В. Личность и община в истории русского старообрядчества / И. В. Поздеева // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5. - М.: изд-во МГУ, 1999. - С. 3-28.

90. Попов, К. В мире старообрядцев / священник К. Попов // Саратовские епархиальные ведомости. -1888. № 16. - С. 521-525.

91. Попов, К. Из расколышческаго быта (Смерть, похороны и поминки именитаго раскольника) / священник К. Попов // Церковный вестник. 1890. -№18.-С. 306-309.

92. Попов, К. Ночь под Пасху (Из быта раскольников безпоповцев) / священник К. Попов // Кормчий. 1893. - № 13. - С.199-200.

93. Пругавин, А. С. Раскол и сектанство в русской народной жизни. С критическими замечаниями духовного цензора / А. С. Пругавин. М. : тип. И. Д. Сытина, 1905. - 94 с.

94. Пругавин, А. С. Старообрядчество во П половине XIX века: Очерки из новейшей истории раскола / А. С. Пругавин. М. : отдел, тип. товарищества И. Д. Сытина, 1904. - 280 с.

95. Пушкарев, И. И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношении. Т. 1, тетр. 1. Новгородская губерния / И. И. Пушкарев. СПб.: тип. К. Жернакова, 1844. -149 с.

96. Пушкарев, Л. Н. Старообрядчество как явление менталитета / Л. Н. Пушкарев // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М., 1996.-С. 101-104.

97. Раскол в Новгородской губернии // Прибавление к Церковным Ведомостям. -1890. №33. - С. 1095-1097.

98. Раскольническое замирщение // Церковный вестник. 1889. - № 14. - С. 271.

99. Распределение старообрядцев сектантов по толкам и сектам / Разработано Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел по данным первой всеобщей переписи 1897 года. СПб. : центральный статистический комитет МВД, 1901.

100. Рассказ бывшей раскольницы Е. В. Игуменцевой, записанный священником А. Жезловым // Братское слово. 1893. - Т. 1. - № 7. - С. 526529.

101. Рахманова, М. П. О церковном уставе и о церковном пении. Письмо М. А. Кузмина Г. В. Чичерину. 1900 год / М. П. Рахманова // Старообрядчество: история, культура, современность. № 7. - М., 1999г. - С. 33-45.

102. Розанов. О. И. 10 лет Новгородской общине / О. И. Розанов // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год. М., 1998. - С. 67-68.

103. Розанов. О. И. Михеевой Лидии Афанасьевне 70 / О. И. Розанов // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год. - М., 1998. -С. 68-73.

104. Рощин, М. Старообрядчество и труд / М. Рощин // Грани. -1994. №173. -С. 237-245.

105. Румянцева, В. С. Русское антицерковное движение в России в XVII в. / В. С. Румянцева М.: Наука, 1986. - 262 с.

106. Рябушинский, В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / В. П. Рябушинский. М.: Иерусалим : Мосты, 1994. - 239 с.

107. Савицкая, О. Н. Старообрядчество Южного Зауралья в XIX / О. Н. Савицкая // Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. М.: РОССПЭН, 1998. - С. 291-298.

108. Сагатовский, В. Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 2 ч. Ч. 1 : Введение: Философия и жизнь / В. Н. Сагатовский. СПб.: изд-во СПб Ун-та, 1997. - 223 с.

109. Сахаров, В. Увещание поморян новоженов - федосеевцев в Старорусском уезде / священник В. Сахаров // Руководство для сельских пастырей. -1867. - №36. - С. 19-28; № 40. - С. 138-149; № 43. - С. 251-258.

110. С-в, В. Несколько слов о раскольниках в Старорусском уезде / В. Св-в // Новгородские губернские ведомости. 1869. - № 25 - С. 183; № 28 - С. 196; №29-С. 203.

111. С-в. Заметки о жизни и быте раскольников местечка Городец Старорусского района / С-в // Новгородские губернские ведомости. 1873. -№ 1 - С. 5-6; №2-С. 6-7.

112. Сведения о раскольниках, извлеченныя из указов в Новгородскую губернскую канцелярию и Олонецкую воеводскую // Чтение в обществе истории и древностей российских. -1862. кн. 5. - С. 11-32.

113. Сенатов, В. Философия истории старообрядчества / В. Сенатов. М.: изд. Союза старообрядческих начетников, 1908. - Вып. 1. - 104 с.; Вып. 2. - 95 с.

114. Сенгаева, М. Н. Роль мировоззрения в проблемном поле философии образования / М. Н. Сенгаева // Социально-гуманитарные исследования:теоретические и практические аспекты (Межвузовский сборник научных трудов). Саранск: СВМО, 2000. - 256 с.

115. Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича Электронный ресурс.: Режим доступа: http: //www.beresten 1.narod.ru.

116. Словцов, Н. Поучение православной пастве пред миссионерской беседой со старообрядцами / диакон Н. Словцов // Новгородские епархиальные ведомости. 1895. -№ 12. - С. 673-683.

117. Смелов, П. О богослужениях и обрядах раскольников / П. Смелов // Новгородские губернские ведомости. 1877. - № 21. - С. 7-9.

118. Соколов, К. Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть / К. Б. Соколов, В. С. Жидков ; Государственный институт искусствознания. СПб.: Ателейя, 2001. - 634 с.

119. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. Кн. 13. Т. 25-26 / С. М. Соловьев. М.: Соцэкгиз, 1965. - 647 с.

120. Старообрядческий учебник по закону Божию. Курс для основных школ. Репринтное издание. Старая Русса. -104 с.

121. Старообрядческая и сектанския понятия о врачах и медицине // Воскресное чтение. -1893 № 9/10. - С. 158-160.

122. Старообрядчество в России (XVII-XXbb) / под ред. Е. М. Юхименко. М.: Языки русской культуры, 1999.- 456 с.

123. Статьи о расколыциках, из Стрелецкого приказа присланные в Новгородский приказ в 1686 году // Чтение в обществе истории и древностей российских. 1871.- кн. 4. - С. 201-206.

124. Усинин, А. А. Впечатления и мысли очевидца раскольничьих похорон в г. Ст. Руссе / А. А. Усинин. Ст. Русса: Тип. Н.Г. Осипова, 1889. -12 с.

125. Устав Солецкой общины старообрядцев Поморского согласия, признающего браки. Псков, 1907. -12 с.

126. Федоренко, Г. Н. Мировоззрение как категория философии и феномен сознания: Автореф. дис. канд. философских наук / Г. Н. Федоренко. -Краснодар, 2000. 23 с.

127. Фенченко, С. Новгородское старообрядчество П половины 17-1 половины 18 вв. / С. Фенченко // София. -1996. № 2 (18). - С.11.

128. Филиппов, И. Ф. История Выговской старообрядческой пустыни / И. Ф. Филиппов. СПб.: Д. Е. Кожанчиков, 1862. - 480 с.

129. Фишман, О. М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы / О. М. Фишман. М.: Индрик, 2003. - 408 с.

130. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия / протоиерей Г. В. Флоровский. Киев : христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991.-599 с.

131. Хазиев, В. С. Мировоззрение как субъективная реальность Электронный ресурс. / В. С. Хазиев, Е. В. Хазиева.: Режим доступа: http: // www.beresten 1.narod.ru.

132. Хайдеггер М. Время картины мира Электронный ресурс. / М. Хайдеггер.: Режим доступа: http: // www.beresten 1.narod.ru.

133. Христианство: Энциклопедический словарь : В 3 т. / под ред. С. Аверинцева. М. : Большая Российская энциклопедия. - Т.2. - 1995. - 670 е.; Т.3.-1995.-780 с.

134. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор / К. В. Чистов. JI. : Наука, 1986.-304 с.

135. Чувьюров, А. А. Таинство крещения коми старообрядцев беспоповцев / А. А. Чувьюров // Старообрядчество: история, культура, современность. № 9.-М., 2002.-С. 30-37.

136. Шалкинский, П. Догмат веры и обычаи церковные / священник П. Шалкинский // Саратовския епархиальные ведомости. 1893. - № 19. - С. 529-538.

137. Шамарин, В. В. Староверие в Новгородской области / В. В. Шамарин // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год. М., 1998. -С. 68-73.

138. Шамаро, А. Ревнители древлего благочестия / А. Шамаро // Наука и жизнь. 1994. - № 12. - С. 100-107.

139. Шангина, И. И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь / И. И. Шангина. СПб. : Азбука - классика, 2003. - 688 с.

140. Шангина, И. И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия / И. И. Шангина. СПб. : Азбука - классика, 2003. - 560 с.

141. Шарапов, В. Э. Намогильные резные иконы и деревянные кресты у коми-старообрядцев беспоповцев / В. Э. Шарапов // Старообрядчество: история, культура, современность. № 9. - М., 2002. - С.25-29.

142. Шахов, М. О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция / М. О. Шахов. М. : РАГС, 2001. - 267 с.

143. Шахов, М. О. Философские аспекты староверия / М. О. Шахов. М. : Третий Рим, 1997. - 208 с.

144. Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры. Избранное / А. Швейцер. -М. : Прометей, 1993. 512 с.

145. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. М. : Гнозис, 1994. - С. 3-14.

146. ПЬоц, А. Структура повседневного мышления Электронный ресурс. / А. Щюц. : Режим доступа: http: // www.beresten 1.narod.ru.

147. Щапов, А. Земство и раскол / А. П. Щапов. СПб. : Д.Е. Кожанчиков, 1862.

148. Юрганов, A. JI. Категории русской средневековой культуры / А. Л. Юрганов. М. : МИРОС, 1998. - 448 с.

149. Юхименко, Е. М. Правительственная политика «борьбы с расколом» и история старообрядческого движения 17 начала 20 вв. / Е. М. Юхименко // Старообрядчество : история, культура, современность. Вып. 9. - М., 2002. -С. 2-5.

150. Яковцевский, Г. Борьба с расколом в новгородской епархии / священник Г. Яковцевский // Новгородские епархиальные ведомости. 1895. - № 5. - С. 281-284.

151. Ясевич-Бородаевская, В.И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектанству в его последовательном развитии / В. И. Ясевич-Бородаевская. СПб. Государственная типография, 1912. - 528 с.

152. Crummey R. The Old end the World of Antichrist. The Vig community and the Russian state. 1694-1855. / R. Crummey. Madison, Milwaukee, London, 1970.

153. Pascal, P. Awacum et les débuts du Raskol. La crise religieuse au XVII siècle en Russie / P. Pascal. Paris, 1938.

154. Vieux-croyants et les secte russes du XVIIe siecle à nos jours. Paris, 1997.