Особенности развития скульптуры Татарстана: истоки, становление, продолжение традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Кривошеева, Татьяна Николаевна

  • Кривошеева, Татьяна Николаевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 320
Кривошеева, Татьяна Николаевна. Особенности развития скульптуры Татарстана: истоки, становление, продолжение традиций: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2010. 320 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кривошеева, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОКИ ПЛАСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ РЕГИОН А.

1.1. некоторые особенности монументальной скульптуры тюрков.

1.2. Каменная резьба. Надгробия Волжской Булглрии и Казанского ханства как образцы пластического искусства.

1.3. Архитектоника произведе! nifi декоративно-прикладного искусства Волжской Булглрии и Казанского xai ictba.

1.4. русская скульптура в казанской губернии (XVIII - XIX вв.).

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СКУЛЬПТУРЫ В ТАТАРСТАНЕ (КОНЕЦ XIX В. - 90-Е ГОДЫ XX В.).

2.1. Зарождение академической школы.

2.2. Развитии и становление академической школы в Казани.

2.3. Характеристика пластически о искусства Татарстана периода социалистического реализма (1930-60 гг.).

2.4. Тематическое и жанровое своеобразие станковой и мемориальной скульптуры.

2.5. Приобщение к мировым тендеш 1иям современной пластики ( 60-е - 80-е годы XX века).

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПЛАСТИКЕ ТАТАРСТАНА (ПОСЛЕДНЕЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЕ XX ВЕКА - НАЧАЛО XXI ВЕКА).

3. (.Возрождениеакадемической школы.

3.2. Этническая составляющая в творчестве современных скульпторов.

3.3. Казанские симпозиумы как пример синтеза пластических школ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности развития скульптуры Татарстана: истоки, становление, продолжение традиций»

Благодаря своеобразному географическому положению и этническому разнообразию народов Среднего Поволжья культура Татарстана богата многовековыми вливаниями других культур и современной открытостью всему новому. Она в равной степени открыта как огромному ареалу восточных цивилизаций, так и западноевропейским традициям, создавая на своей почве своеобразную интегрированную формацию.

Пластика всегда занимала одно из важных мест в жизни народа и на территории Татарстана, несмотря на специфические черты развития региона и бытующее мнение о том, что скульптура в крае находится в глубоком арьергарде по сравнению с другими видами искусства, такими как, например, живопись и графика. В разные периоды истории обретали силу те или иные жанры скульптуры, совершенствовались различные грани пластики, и всегда направление развития ее отражало сокровенные процессы, происходившие в жизни народа. Как пишет JI.H. Гумилев, именно творения человека (особенно скульптуры) открыты непосредственному наблюдению, благодаря которому Науке доступно понимание явлений невидимых, но умопостигаемых1. А в каждом из нас живет генетическая память, не ощущаемая в повседневности, по подсознательно проявляющаяся. Этнически ориентированная татарская скульптура связана с пластическим наследием древних тюркских изваяний, прикладным искусством домонгольской Булгарии, орнаментальностью и эпиграфикой ислама. Имманентная сущность пластического мышления татарской скульптуры, в тот или иной период почти теряющаяся или принимающая новые черты, проявляется в этнических традициях, национальном характере пластики и на современном этапе.

Актуальность исследования. Демократические изменения в стране, переоценка ценностей на рубеже веков создали условия для актуализации

1 Гумилев Л.Г. Древняя Русь и Великая Степь. - М.: Айрис Пресс, 2007. - С. 629. традиций. Подъем национального самосознания в 1980-90-е годы в Татарстане дал всплеск возрождения на всех уровнях культурной жизни. В изобразительном искусстве произошли важные изменения, связанные с одной из любимых тем постмодернизма — мифом и культурной памятью, регионализмом. На современном этапе наблюдается тенденция соединять западноевропейские традиции, русский авангард с художественными достижениями татарского национального искусства. Проблема национального своеобразия при этом приобретает духовно-мировоззренческий аспект, происходит осмысление философских, эстетических, художественных категорий, присущих национальной культуре.

Есть объективная необходимость в рассмотрении концепции пластического искусства Татарстана в отдельном исследовании начиная с древнейших времен по сегодняшний день. Это особенно актуально для российского искусствоведения, поскольку Татарстан представляет собой пример государственности одного из самых древних и многочисленных народов на территории Евразии.

В настоящее время скульптурные отделения Казанского художественного училища и филиала МГАХИ им. Сурикова в Казани готовят новое поколение скульпторов, для плодотворной творческой деятельности которых необходимы не только технические и материальные возможности, но и осмысление опыта прошлого для творческого поиска и самоидентификации в культурном пространстве.

Поскольку монументальная скульптура наиболее, по сравнению с другими искусствами, идеологизирована и зависит от политического заказа, есть необходимость в формировании общественного мнения, с которым заказчик вынужден будет считаться. Для этого нужно представить объективное исследование, которое отразило бы наследие и высветило перспективу развития.

Степень изученности темы исследования. Обобщающие сведения и исследования по истории духовной и материальной культуры татарского народа и края содержатся во многих грудах исторического, археологического и культурологического содержания. Таковы книги Г.М. Давлетшина1, Н.А. Розенберг2, Р.Г. Ахметьянова', Д.М. Исхакова4.

Скульптура в большинстве искусствоведческих трудов рассматривалась в контексте общей истории искусства, занимая очень скромное место в сравнении с живописью и даже прикладными видами искусств. Наиболее фундаментальные исследования такого рода принадлежат Ф.Х. Валееву', Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой6, С.М. Червонной7, Д.К. Валеевой8. Ф.Х. Валеев в книге «Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья» дает подробное описание древнего прикладного искусства края от добулгарского периода до XV века, им впервые и наиболее полно собраны и систематизированы орнаменты казанских татар. В совместном труде Ф.Х. Валеева и Г.Ф. Сулеймановой-Валеевой «Древнее искусство Татарин» также соблюдена хронологическая описательная система прикладного искусства по

Давлетшнн Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление, развитие). - Казань, Таткнигоиздат: 2004. - 431с., табл. и рис.

2 Розенберг Н.А. Прорубить окно в Азию. Учебное пособие. - Ижевск; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Изд. дом «Удмуртский университет», 2001. - 194 е.; он же. Веротерпимость как основа культурного развития Волжской Булгарии и Золотой Орды // Этно-нациопальные доминанты в культуре и искусстве Урало-Поволжья. - Ижевск, 2001. -С. 40-54.

3 Ахметьяпов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. -М„ 1981.

4 Исхаков Д.М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа). - Казань: Таткнигоиздат, 2005. - 159 с.

5 Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. - Й.-Ола: Map. кн. изд-во, 1975.

6 Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. - Казань: Таткнигоиздат, 1985.

Червонная С.М. Искусство Татарии: История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. - М.: «Искусство», 1987. - 352 е., илл.; она же. Искусство Советской Татарии. - М.: «Изобразительное искусство», 1978. - 294 е.: она же. Изобразительное искусство Советской Татарии. - М.: «Советский художник», 1983.

8 Валеева Д.К. Искусство Татарстана (XX век). - Казань: Изд-во «Туран», 1999. — 321 е.; она же. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (XIII - XV вв.). - Казань: «Фикер», 2003.-240 с. периодам и материалам. Скульптура как самостоятельный вид искусства не рассматривается, а существует в контексте прикладного искусства.

С.М. Червонная в книге «Искусство Татарии: История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года», вышедшей в свет в 1987 г., также дает характеристику пластических искусств в общем историческом контексте, а в книге «Искусство Советской Татарии» (1978) отводит скульптуре отдельную объемную главу. Особенности скульптуры новых городов Татарстана анализирует P.P. Султанова в своем комплексном исследовании1.

Ряд научных трудов посвящен анализу некоторых аспектов древнего искусства. Д.К. Валеева, давая характеристику искусства волжских булгар периода Золотой Орды, также рассматривала пластику в контексте прикладного

-у искусства". Упоминая о половецких балбалах, она подчеркнула влияние их на культуру булгар.

Древняя кочевническая тюркская скульптура, которую мы рассматриваем в качестве творческого источника этнически ориентированных скульпторов, достаточно подробно атрибутирована и стилистически описана учеными-историками. В работе мы пользовались научной исторической, археологической и искусствоведческой литературой, в частности исследованиями С.А. Плетневой3, Г.А. Федорова-Давыдова4, К.И. Красильникова5, С.В. Иванова6, Я.А. Шера7, А.Х. Халикова8, Е.П. Казакова1,

Султанова Р. Р. Искусство новых городов Татарстана. - Казань, 2000. - 194 е., ил.

2 Валеева Д.К. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (XIII - XV вв.). -Казань: «Фикер», 2003. - 240 с.

3 Плетнева С.А. Половецкие каменные изваяния / Свод археологических источников. Вып. Е4-2. -М.: Наука, 1976.

4 Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. - М.: «Искусство», 1976.-228 с.

5 Красильников К.И. Древнее камнерезное искусство Луганщины. - Луганск: «Шлях», 1999.- 136 с.

6 Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар // XVIII - первая четверть XX века. - Л.: Наука, 1979. - 194 с.

7 Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья. - М.; Л.: Наука, 1966. - 139 с.

8 Халиков А.Х. Маклашеевская всадница//С А. - 1971,-№ 1.-1971.-С. 106-117. искусствоведческими трудами Ф.Х. и Г.Ф. Валеевых2, С.М. Червонной3, Ариеля Голана4, Сиявуша Дадаша\

Г.А. Федоров-Давыдов дал общую характеристику тюркской скульптуре и искусству Золотой Орды, Я.А. Шер посвятил исследования скульптуре Семиречья, западную скульптуру Луганщины исследовал К.И. Красильников. Пластике Алтая посвящены труды С.В. Иванова, В.Д. Кубарева6.

Некоторые шедевры прикладного искусства Волжской Булгарии анализируются в монографии А.А. Трофимова7, статье J1.C. Клейна8.

Ариель Голан, комплексно исследуя древние знаки и рисунки, отмечает их условную графическую фиксацию религиозных понятий и отличие небуквальной «этнической психологии» от конкретно-визуальной культуры греко-римского развития. Способность человеческой натуры воспринимать мир «внутренним оком», рассказ, а не показ он относит к одному из основных принципов восточного искусства.

Эту же особенность восточного искусства положил в основу своей теории Сиявуш Дадаш. Исследователь впервые сформулировал принципы изобразительной структуры тюркского искусства, которые применимы, как мы увидим, не только для других видов искусства, но и для монументальной скульптуры.

О Мирзаджане Байкееве, первом татарском скульпторе-профессионале, есть несколько публикаций в местной периодике. М.Н. Лебель отмечает

Казаков Е.П. Волжская Булгария и финно-угорский мир // FU. - 1997. - № 1. — С.33

54.

2 Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Указ. соч.

3 Червонная С.М. Указ. соч.

4 Голан Ариель. Миф и символ. - М.: Русслит, 1993. - 375 е., илл.

3 Дадаш Сиявуш. Теория формального изобразительного языка тюркской миниатюры. — Стамбул: «Мега», 2006. - 124 е., илл.

6 Кубарев В.Д. Древние стелы и изваяния в обрядах и суевериях народов Центральной Азии // Урал - Алтай через века в будущее. Материалы Всерос. науч. конф. - Горно-Алтайск, 2005.-С. 8-16.

7 Трофимов А.А. Искусство. Избранные труды. - Чебоксары: ЧГИГН, 2005. — 604 с.

8 Клейн JI.C. Сарматский тарандр и вопрос о происхождении сарматов // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. - М., 1976. - С. 228-234. деятельность М.Байкеева в статье о скульптурных реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа1.

История становления скульптурного отделения в Казанской художественной школе подробно освещена Е.П. Ключевской, которая дала общую характеристику методики преподавания.2

История и система преподавания в Академии художеств первой и второй половины XIX в., времени обучения двух поколений скульпторов, связанных с Казанской художественной школой (далее - КХШ), а затем и воспитанников скульптурного отделения, отражена в статьях М.А. Керзина в тематических сборниках Академии художеств. Вопросы преподавания и теоретические основы Академии художеств освещаются в статьях О.В. Калугиной4, С.М. ЧервопноГг. Уникальным источником для изучения истории КХШ является рукопись П.М. Дульского6.

Творчество ряда скульпторов многократно рассматривалось и упоминалось в разных контекстах искусствоведами и другими специалистами. Так, в русскоязычной и татароязычной прессе и монографиях освещались произведения Баки Урманче7, Ахсана Фатхутдинова1, Асии Минул иной2, Рады

Лебель М.Н. Реставрация скульптуры и произведений из цветного камня: Эрмитаж. История и современность. - М., 1990. - С. 317-322.

Ключевская Е.П. Из истории скульптурного отделения Казанской художественной школы (1904 - 1925 гг.) // Вопросы художественного образования. - Л., 1985. Вып. 39. - С. 50-59.

3 Керзин М.А. Преподавание скульптуры в Академии художеств конца XIX - начала XX в. // Вопросы художественного образования. - Л., 1974. Вып. X. - С. 42-52; он же. Преподавание скульптуры в Академии художеств второй половины XIX в. // Вопросы художественного образования. - Л., 1974. - Вып. IX. - С. 54-86.

4 Калугина О.В. Скульптурный класс пореформенной Академии художеств. К проблеме традиций и новаторства // Русское'искусство нового времени. Исследования и материалы. Сб. ст. - М., 2005. - Вып. 9. - С. 317-339.

5 Червонная С.М. Академия художеств и регионы России. - М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX, 2004. — 288 е.; она же. Роль Академии художеств в развитии национальных художественных культур народов СССР // Вопросы художественного образования. - Л., 1983. - Вып. XXXV. - С. 77-83.

6 Дульский П.М. История Казанской художественной школы. Рукопись // НА ГМИИ РТ, ф. 4, оп. 2, ед. хр. 92-191.

7 Новицкий А.И. Баки Урманче. - Казань: Таткнигоиздат, 1994. - 192 с.

Нигматуллиной3, Ильдара Ханова4, Кадима Замитова5. Сами художники пишут воспоминания и заметки об истории этого вида искусства в регионе, а также о методах создания своих произведений6.

Формирование новой художественной среды, начавшееся в конце XX века, продолжается. Открываются новые галереи (например, «Хазинэ»), в которых проходят скульптурные выставки, проводятся скульптурные конкурсы (памятник С. Сайдашеву, памятник павшим защитникам Казани и т.д.), скульптурные симпозиумы, в которых участвуют не только местные, но и скульпторы из Москвы, Петербурга и других регионов. Особым событием стало открытие скульптурного отделения в филиале МГАХИ им. Сурикова в Казани. Все эти события определяют новую тенденцию активизации этого вида искусства, актуализации его. Эта тенденция требует нового переосмысления истории и эволюции татарской пластики, осознания ее корней для поступательного движения.

Однако анализ проведенных до сих пор искусствоведческих трудов Татарстана свидетельствует, что скульптура региона не была предметом отдельных научных исследований. Поэтому, несмотря на освещение темы как составной части изобразительного искусства республики и отдельных персоналий, очевидна недостаточная ее изученность. Нам представляется необходимым отдельное комплексное исследование, включающие в себя

Баки Урманче. Живопись, скульптура, графика. К 110-летию со дня рождения. Каталог выставки. - Казань: Заман, 2007. - 112 е., нлл.

1 Шагеева Р.Г. Ахсап Фатхутдинов. - Казань: «Рухият», 2002. - 220 е., илл.

2 Кривошеева Т.Н. Сокровенная поэзия творений Аси Минулиной // «Казань». 2006. — №8-9.-С. 215-223.

3 Хисамова Д.Д. Рада Нигматуллина. - Казань: «Заман», 2005. - 144 е., илл.

4 Султанова P.P. Искусство новых городов Татарстана. — Казань, 2000. - 194 с.

5 Шагеева Р.Г. Кадим Замитов. Буклет. - Казань, ЭХО «Инициатива», Музей национальной культуры Татарстана.

6 Урманче Б. Габдулла Кариев бюстын ясаганда // Г. Кариев турында истэлеклэр; Абдрашитов А.Х. Зеркало души и времени. - Казань: Паритет, 2007. - 194 е.; он же. Размышления об установленных скульптурных памятниках в Казани с 1898 г. по 2005 г. — Казань. 2005. - 52 е.; он же. Калейдоскоп личностей. - Казань: Паритет, 2007. - 136 с. анализ стилистических особенностей, международный и общеэтнический контекст этого вида искусства.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является искусствоведческий и историко-культурный анализ скульптуры Татарстана, в том числе в ее историческом и территориальном контексте.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: выявление истоков пластического искусства и выделение его характерных черт на протяжении пяти периодов его развития: 1) доисламский период; 2) период Золотой Орды и Казанского ханства; 3) губернский период в составе Российского государства; 4) советский период; 5) современный период; художественно-стилистический анализ основных источников пластики региона; историко-искусствоведческий анализ основных наиболее значимых произведений татарской скульптуры; характеристика особенностей становления и развития скульптурного отделения в Казанской художественной школе, его влияния на развитие этого вида искусства в регионе, роли Академии художеств в формировании педагогических методов преподавания; на основе изучения творчества различных поколений скульпторов определение основных этапов становления и развития скульптуры в республике, определение места и роли в развитии скульптуры творчества наиболее ярких мастеров; раскрытие типологического сходства и различий между скульпторами различных поколений и на этой основе - общих закономерностей и ведущих тенденций развития скульптуры в Татарстане; рассмотрение татарского пластического искусства в контексте общетюркской культуры, западноевропейского и русского искусств; выявление основных этно-социальных, религиозных и политических факторов, влияющих на развитие пластических искусств региона. и

Объектом исследования является «круглая» скульптура Татарстана. Под понятием скульптуры Татарстана подразумевается искусство, выражающее этнопластические особенности художественной культуры татар, сложившиеся в творчестве художников татарской и других национальностей региона. Предмет исследования - пластические концепции круглой скульптуры Татарстана. Автор не претендует на полноту охвата всего материала, учитывающую все персоналии и предметы и виды пластики1.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование посвящено проблемам становления и развития академической школы скульптуры в начале и середине XX в. и, главным образом, анализу современных тенденций в скульптуре Татарстана конца XX - начала XXI в. Однако в целях показа истоков пластического искусства автор обращается к весьма отдаленным временам. Были исследованы, в частности, предметы пластического искусства эпохи раннего железа, Тюркских каганатов - общего государства тюркоязычных народов региона начиная с VI в. н.э., каменные изваяния половцев - кыпчаков доисламской поры; привлечены также материалы по более поздним периодам. Широкий хронологический диапазон исследований позволяет более выпукло показать специфику зарождения и дальнейшего развития профессионального искусства скульптуры у татар нового и новейшего времени.

Методологией и методикой исследования является комплексный подход к пониманию процесса эволюции скульптуры и искусствоведческий анализ конкретных художественных произведений с углубленным рассмотрением технологических приемов, а также историко-художественное осмысление пластических тенденций.

В настоящей работе использованы следующие методы:

1 Прерванная исламом скульптурная традиция приняла другие формы - орнаментированная резьба и литье в различных материалах (камень, ганч, дерево, металл). В этом заключается усложненность изучения развития этого вида искусства в регионе. метод формально-стилистического анализа произведений скульптуры с целью выявления и теоретического обоснования основных пластических тенденций в татарской скульптуре;

- сравнительно-исторический метод с целью сопоставления и анализа образно-пластического языка скульптуры на разных исторических этапах; типологический метод с целью выявления и анализа основных пластических решений в скульптуре XX века;

- описательный метод с целью выявления индивидуальных авторских подходов к образно-пластическому воплощению основных тем и решению пластических проблем на разных этапах развития скульптуры.

Научная новизна работы обусловлена самой постановкой проблемы. Впервые в отечественном искусствознании поставлена проблема эволюции татарской скульптуры. Впервые осуществлен анализ особенностей образно-пластического языка татарской скульптуры в его историческом развитии, что позволило выявить ее основные морфологические признаки в разные периоды и тенденции развития на современном этапе.

Наряду с известными именами, которые рассматриваются в контексте общетюркской и мировой культуры (С. Ахун, Б. Урманче, Н. Адылов, Р. Нигматуллина, И. Ханов, А. Минулина и др.), вводятся в научный оборот малоизвестные факты, касающиеся творчества малоизученных скульпторов, таких как М. Кац, М. Байкеев, В. Кудряшев и др., а также ранее неизвестные архивные документы. Впервые в контексте русского пластического наследия анализируются образцы русской церковной скульптуры сел Аркатово Пестречинского района и Б. Кабаны Лаишевского района.

В работе впервые рассматриваются в качестве основных пластических предпосылок развития татарской скульптуры половецкие каменные изваяния, каменная резьба и надгробия Казанского ханства, некоторые предметы прикладного искусства домонгольской Булгарии. Рассмотрение половецких каменных изваяний, несмотря на скудость сохранившегося материала в регионе, принявшем ислам в X в.1, обусловлено тем, что эти тюркские языческие скульптуры имели важное значение в сложении татарского пластического языка на современном этапе.

Источниковая база. В диссертационном исследовании использованы скульптурные произведения, экспонаты Булгарского заповедника, НКЦ «Казань», ГМИИ РТ, ГИМ РТ, галереи «Хазинэ», музея Б.И. Урманче; экспонаты периодических выставок; произведения в мастерских скульпторов; композиционные работы студентов отделений скульптуры, художественной керамики и художественной обработки металла; неопубликованные материалы, хранящиеся в Научном архиве ГМИИ РТ, Национальном архиве РТ; каталоги вышеперечисленных музеев; профессиональные периодические издания (ДИ, «Дина», «Араис», «Казань» и т.д.); научная и научно-популярная литература по археологии, культурологии, истории, лингвистике (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты, диссертации и т.д.); сведения, полученные из интернет-порталов.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы:

- как источниковедческая основа для научных исследований, связанных с изучеиием татарской скульптуры;

- как учебно-методический материал для лекционных курсов и семинарских занятий;

- в практической работе скульптурного отделения КХУ им. Н.И. Фешина и филиала МГАХИ им. В.И. Сурикова в Казани;

- для дальнейшей разработки проблем национального пластического творчества.

Положения, выносимые на защиту:

- Создана целостная картина развития скульптуры региона с древнейших времен.

1 Только голова каменного изваяния, найденная в Булгаре, спорная во временной атрибуции.

- Определены в качестве стилеобразующих тенденций две основные художественные традиции: академический реализм (европейская школа) и этническая составляющая (восточная, «прототюркская»).

- Сформулированы основные принципы, формирующие художественную образность современной скульптуры в Татарстане.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования получили отражение в двенадцати публикациях и докладах:

- на научных конференциях аспирантов и молодых ученых ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова (Казань, 2005 г., 2006 г.);

- на международной конференции, посвященной 120-летию Г. Тукая (Казань, 2006 г.);

- на международной конференции, посвященной 100-летию татарского театра (Казань, 2007 г.);

- на XVII Алпатовских чтениях PAX, посвященных 250-летию Академии художеств (Москва, 2007 г.);

- на Российской научно-теоретической конференции «Развитие декоративно-прикладного и народного искусства как составная часть сохранения традиционной народной культуры» (Санкт-Петербург, 2007 г.);

- на международной научно-практической конференции «Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов», посвященной 150-летию со дня рождения педагога-просветителя и художника Шакирджана Тагирова (Казань, 2008 г.);

- на международной конференции «Татарская культура в контексте европейской цивилизации» (Казань, 2009 г.), а также в преподавании художественных дисциплин на отделениях керамики и скульптуры, на семинарских занятиях для педагогов художественных школ республики, художественных училищ Поволжья и Приуралья.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Кривошеева, Татьяна Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В историческом процессе национальное своеобразие развития татарского пластического искусства проявилось в различных стилевых тенденциях.

С древних времен татарская пластика находится в поисках достойного источника творческих идей, в том числе в мифологических представлениях и верованиях. Этнически ориентированная татарская скульптура связана пластическим языком с древними тюркскими изваяниями, прикладным искусством Волжской Булгарии, мусульманскими традициями. Принятие ислама прервало древнюю языческую традицию, но, в отличие от Европы и немусульманского Востока, не заменило языческие источники творчества религиозными. Актуальным стало использование в архитектуре, прикладном искусстве узорчатого рельефа в форме геометрического и растительного орнаментов, арабески и каллиграфии как орнамента (фрагмент камнерезного орнамента г. Булгара; мусульманские надгробия).

Присоединение Казанского ханства к Российскому государству открыло новые возможности взаимодействия культур, но не принесло заметных творческих идей: татарская национальная традиция развивалась в собственном русле, а удаленность Казани от столицы Российского государства препятствовала реализации серьезных монументальных проектов русско-европейской школы.

На основании сравнительного анализа источников выделены два направления русской культуры, развивавшиеся в регионе до конца XIX века: культовая деревянная резная скульптура в стиле барокко (деревянное убранство Смоленско-Богородицкой церкви села Аркатово, Троицкой церкви Свияжска, Спасо-Преображенской церкви села Б. Кабаны.) и светская мемориальная городская скульптура, тяготеющая к классицизму (Г. Гальберг, В. Шервуд, М. Диллон).

Появившаяся па рубеже ХТХ-ХХ веков возможность творческого общения с признанными культурными центрами российского государства открыла новые источники художественной образности: в скульптуре это проявилось в творчестве первого татарского профессионального скульптора Мирзаджана Байкеева, создававшего в основном портреты деятелей татарской культуры.

Основание в Казани художественной школы способствовало становлению профессионального скульптурного образования, освоению местными авторами русско-европейских принципов пластики, отличающихся следующими характерными особенностями: скульптура воспринимается со всех ракурсов (а не только фронтально), ей присуще сложное пространственное движение; произведения акцентированы на сюжете;

- пластические формы трактуются реалистически (Дзюбанов П.В., Кац М.И.,Богатырев B.C., Козлов Г.А., Кудряшев В.В. и др.).

Художественная жизнь Казани в эти годы теснейшим образом связана с духовными процессами, происходящими в России, что обуславливало синкретический характер творчества художников начала века (В.В. Кудряшев, Н. И. Фешин). Впоследствии эти черты проявились в творчестве Б. Урманче (1960 - 70-е гг.), И. Ханова (1970 - 80-е гг.).

Некоторые художники вошли в историю татарского искусства одной-двумя работами. Автор открывает творческий портрет М. Каца подробностями, неизвестными до настоящего времени.

Монументальная пластика в стиле социалистического реализма выдающимися достижениями не представлена В этот период татарскими скульпторами больше внимания уделялось малой пластике и портретному жанру:

- портреты основоположников идеологии, вождей и героев (Богатырев B.C., Урманче Б.И., Новоселов И.А.,; идеализированно обобщенные портреты рядовых строителей нового общества (Кудряшев В.В., Козлов Г.А.);

- реалистичные образы выдающихся деятелей истории и культуры (Урманче Б.И., Нигматуллина Р.Х., Адылов Н.И.); свободно-опоэтизированные любимые народом литературные, фольклорные, исторические персонажи (Ламмерт В.В., Урманче Б.И., Адылов

Н.И.); выполненные в глубоко личностной, психологической манере частные портреты (Урманче Б.И., Адылов Н.И.).

С начала шестидесятых годов XX века благодаря «оттепели» в политической обстановке в стране, произошел перелом и в пластическом искусстве Татарстана. В этот период были созданы заметные произведения монументальной скульптуры, в которых их авторами - В. Маликовым («Завет» ил. 145) и И. Хановым («Расстрел», «Родина-Мать», «Энергия», «Ангел-хранитель», «Древо жизни») - были освоены и применены не исчерпавшие себя в ' начале XX века общеевропейские художественные методы и формы модернизма, в частности кубизма и символизма. Монумент В.М. Маликова на Арском поле характеризуется тем, что впервые был использован новый образный язык и новаторское применение материала (алюминий). Скульптурное творчество И. Ханова феноменально тем, что отразило все течения и направления мирового пластического авангарда (А. Архипенко, Г. Мур, О. Цадкин, В. Сидур, Э. Неизвестный). Используя тенденции модернизма, он передал через форму этнический архетип формообразования, объемного мышления национальной архаики. Мастер своим творчеством формально открыл пути дальнейшего развития скульптуры Татарстана в русле постмодернизма.

Освобождение творцов от жесткой идеологической опеки на рубеже XX-XXI веков дало значительный импульс творческим поискам. Символический язык, ранее присущий только мелкой пластике, зазвучал не только в станковых и малых формах, но и в монументальных произведениях («Хоррият» К. Замитова и «Древо поэзии» И. Ханова), а признаки древнего монумента проявились в станковой скульптуре (Н. Гайфуллин, А. Фатхутдинов, А. Минулина, К. Замитов, А. Кислов, X. Латыпов, Р. Габбасов и ДР-)

В современном искусстве трудно следовать одной традиции, авангардистские направления русского и мирового искусства открыли путь к синтезу культур. Эстетика постмодернизма также осваивается и приобретает новые формы в рамках родового мышления. Это тоже своеобразный путь развития национальной традиции, которая проявляет себя сама исподволь не только в формальном языке, архетипе, но и в недосказанности, многозначности, которая свойственна искусству Востока и художественному мышлению татар, когда в одном произведении синтетически сочетаются приемы древней этнической стилистики и русскоевропейской школы.

Таким образом, в результате исследования на основании анализа совокупности существенных признаков автором была выявлена этническая традиция или национальный характер пластики. Кроме того, был изучен процесс освоения татарской скульптурой общемирового художественного опыта, выделены характерные исторические периоды, обусловленные социокультурными, религиозными, идеологическими факторами. Создана источниковедческая база для дальнейшего изучения татарской скульптуры. Изучены методологические основы преподавания скульптуры в Казанской художественной школе, прослежена преемственность основных принципов, заложенных Академией художеств в конце XIX века. Введены в научный оборот новые архивные документы (переписка М. Каца с П. Дульским, переписка Вильям-Кудряшевой с П. Дульским, документы из архивов Татарского отделения ХФ СССР, СХ СССР, ВООПиК), рассмотрена еще не подвергавшаяся искусствоведческому анализу храмовая скульптура с. Аркатова и с. Б. Кабаны.

Автором творчески распространен на произведения монументальной скульптуры метод искусствоведческого анализа Сиявуша Дадаша1. Изучены образцы древней пластики, выделены наиболее значительные и актуальные для современной этнически ориентированной скульптуры особенности ее морфологии такие как небуквальность, неизобразительность; показ, знак (в противоположность описанию, рассказу); фронтальность; связь с линией, письменами, тяготение к рельефу (барельефу); цельность, монолитность; симметрия (нарушенная, неабсолютная, живая); наличие внутреннего и внешнего пространства, участвующего в композиции, а также неморфологические, но присущие татарскому искусству в целом - полихромия и арабеск.

1 Дадаш Сиявуш. Теория формального изобразительного языка тюркской миниатюры. -Стамбул: «Мега», 2006. - 124 е., илл.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кривошеева, Татьяна Николаевна, 2010 год

1. Абдрашитов А.Х. Зеркало души и времени. — Казань: Паритет, 2007.- 194 с.

2. Абдрашитов А.Х. Размышления об установленных скульптурных памятниках в Казани с 1898 по 2005 гг. Казань, 2005. - 52 с.

3. Абдрашитов А.Х. Калейдоскоп личностей. Казань: Паритет, 2007.- 136 с.

4. Абдрашитов А.Х. Храм Вселенский // Звезда Поволжья. 2008. -10-16 апр.; 16-22 апр.

5. Аксенов В. Новые находки коньковых подвесок в салтовских захоронениях на Харысовщине // Finno-Ugrica. 1998. - № 1 (2). - С. 3-13.

6. Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. -М., 1981. 153 с.

7. Баки Урманче. Живопись, скульптура, графика. К 110-летию со дня рождения: Каталог выставки. Казань: Заман, 2007. - 112 с.

8. Бариев Р.Х. Волжские булгары: история и культура. СПб., 1999.314 с.

9. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Токсубаева JI.C. Декоративное оформление сельского жилища в Казанском Поволжье. Казань: Таткнигоиздат, 1986. - 127 с.

10. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1975.

11. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии.- Казань: Таткнигоиздат, 1987. 166 с.

12. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе (с углубленным изучением истории и культуры ислама): учеб. пособие. Казань: Магариф, 2008. - 223 с.

13. Валеева Д.К. Художественная резьба в архитектуре и эпиграфике золотоордынских булгар // Татарская археология. — 1998. — № 1 (2). — С. 88-98.

14. Валеева Д.К. Искусство Татарстана (XX век). Казань: Изд-во ДЦ фонда «Туран», 1999. - 321 с.

15. Валеева Д.К. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (XIII-XV вв.). Казань: Фикер, 2003. - 240 с.

16. Власова О.М. Храмовая скульптура Пермского региона: Автореф. . канд. искусствоведения. М., 2003.

17. Воронин А. Храм Ильдара Ханова // Казань. 2001. - № 3. - С. 100—106.

18. Гайфуллин Надир. Магнитогорская картинная галерея: Буклет.1997.

19. Гинзбург И.В. Реформа Академии художеств 1893 года // Вопросы художественного образования. Вып. X. Л., 1974. - С. 3-10.

20. Голан Ариель. Миф и символ. М.: Русслит, 1993. - 375 с.

21. Головин В.П. От амулета до монумента: книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 128 с.

22. ГРМ. Скульптура XVIII начала XX в.: Каталог // JL: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1988.-320 с.

23. Давлетшин Г.М. Откуда к нам пришел барс. // Татарский мир. -2006. № 1 (6265). С. 4, 7. '

24. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (Истоки, становление, развитие). Казань: Таткнигоиздат, 2004. - 430 с.

25. Дадаш Сиявуш. Теория формального изобразительного языка тюркской миниатюры. Стамбул: Мега, 2006. - 124 с.

26. Даричева Е.Н. Традиции художественного образования в подготовке специалистов в профильных ССУЗ: Дис. . канд. пед. наук, рукопись. — 160 с.

27. Дульский П.М. История Казанской художественной школы: рукопись //НА ГМИИ РТ. Ф. 4. Оп. 2. Ед. хр. 92-191.

28. Дульский П.М. Памятник Г.Р. Державину в Казани: Очерк к столетию со дня смерти поэта. Казань, 1916. — 12 с.

29. Елькович JI. Татарская АССР: Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1973. - С. 281.

30. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей. Справочная книжка города. Казань: Типолитография Императорского университета, 1895.

31. Зулкарнаева Л. Монумент национальному духу // Араис. № 5 (13).- С. 8-9.

32. Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар // XVIII первая четверть XX века. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. - 194 с.

33. Измайлов И.Л. Предметы мусульманского культа в археологической культуре Волжской Булгарии // Наследие ислама в музеях России: пространственные границы и образы. Материалы науч.-практ. конф. 10-11 дек. 2008 г. Казань, 2009. - С. 47-57.

34. Ильина М.Е. Маликов Васил Маликович // Татарская энциклопедия.- Казань: Институт Татарской энциклопедии. — Т. 4. — С. 42.

35. Историко-культурный атлас Республики Татарстан // Академия наук Республики Татарстан, Институт истории им. Ш. Марджани. Казань, 2004. — 163 с.

36. Исхаков Д.М. Татары: популярная этнография (этническая история татарского народа). Казань: Таткнигоиздат, 2005. - 159 с.

37. Казаков Е.П. Волжская Булгария и финно-угорский мир // Finno-Ugrica. 1997. - № 1. - С. 33-54.

38. Калугина О.В. Скульптурный класс пореформенной Академии художеств. К проблеме традиций и новаторства. PAX. Русское искусство нового времени. Исследования и материалы. Сб. статей. Вып. 9. — М.: Памятники исторической мысли, 2005. - С. 317-339.

39. Каталог выставки «Золотая Орда. История и культура» — СПб.: Славия, 2005.-264 с.

40. Каталог выставки «Се человек». Европейская деревянная скульптура. — М.: Галарт, 1999. 128 с.

41. Каталог собрания ГТГ, серия «Скульптура XVIII-XX вв.». Скульптура XVIII-XIX вв. М.: Красная площадь, 2000. - Т. 1.-351 с.

42. Каталог собрания ГТГ, серия «Скульптура XVIII-XX вв.». Скульптура первой половины XX века. М.: Красная площадь, 2002. - Т. 2. — 527 с.

43. Каталог собрания ГТГ, серия «Скульптура XVIII-XX вв.». Скульптура второй половины XX века. М.: Красная площадь, 1998. - Т. 3. — 360 с.

44. Керзин М.А. Преподавание скульптуры в Академии художеств конца XIX начала XX века // Вопросы художественного образования. Вып. X. -Л., 1974.-С. 42-52.

45. Керзин М.А. Преподавание скульптуры в Академии художеств второй половины XIX века // Вопросы художественного образования. Вып. IX. -Л., 1974.-С. 54-86.

46. Клейн Л.С. Сарматский тарандр и вопрос о происхождении сарматов // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976.-С. 228-234.

47. Клюева И.В. Художественно-педагогическая деятельность Степана Эрьзи. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2007. - 204 с.

48. Ключевская Е.П. Из истории скульптурного отделения Казанской художественной школы (1904-1925 гг.) // Вопросы художественного образования. Вып. XXXIX. Д., 1985. - С. 50-59.

49. Ключевская Е.П. Из истории художественной жизни Среднего Поволжья в конце XIX 1-й трети XX века (Роль казанской художественной школы в подготовке мастеров изобразительного искусства): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. - Д., 1985.

50. Ключевская Е.П. Казанская художественная школа 1895-1917 гг. (к 90-летию основания) // НА ГМИИ РТ. Ф. 8. On. 1. Ед. хр. 25. С. 13-14.

51. Кляшторный С. Кимаки, кипчаки и половцы // История татар с древнейших времен. В 7 т. Народы степной Евразии в древности. — Казань: Рухият, 2002. Т. 1. - С. 328-346.

52. Ковалевская С.А. Советская декоративная скульптура. — М.: Знание (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство»; № 4), 1985. 48 с.

53. Кокорина Н. Керамика усадьбы гончара из Иски Казани // Татарская археология. 1999. - № 1-2 (4-5). - С. 77-103.

54. Крамаровский М. Печать конца XIII—XIV вв. с исламским вариантом христианской легенды об отроках из Эфеса // Татарская археология. 1999. — № 1-2 (4-5). - С. 39-49.

55. Красильников К.И. Древнее камнерезное искусство Луганщины. -Луганск: Шлях, 1999. 136 с.

56. Кубарев В.Д. Древние стелы и изваяния в обрядах и суевериях народов Центральной Азии // Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы Всероссийской науч. конф. Горно-Алтайск, 2005. — С. 8-16.

57. Лебель М.Н. Реставрация скульптуры и произведений из цветного камня: Эрмитаж. История и современность. -М., 1990. С. 317-322.

58. Лобашова И.Ф. Дары Императорской Академии художеств Казанской художественной школе: Вступительная статья к каталогу выставки. -Казань, 2003.-47 с.

59. Ляхов С.М. // Н.И. Фешин. Документы, письма, воспоминания о художнике. Л.: Художник РСФСР, 1975. - С. 119.

60. Малышева О.Л. В эру язычества (Религиозные представления древних булгар) // Татарстан. 1995. - № 11-12. - С. 50-53.

61. Милашевский Г.А. «Мы памятник ему снесли чудесный, вечный.» // Казань. 2009. - № 5-6. - С. 110-112.

62. Миннигулова Ф.М. Скульптура Башкортостана второй половины XX века. Проблемы становления и развития: Дис. . канд. искусствоведения. -М., 2009.

63. Мордвинова А.И. Деревянная церковная скульптура в Чувашии XVI- начала XX вв.: Автореф. . канд. искусствоведения. — М.: PAX, 2004.

64. Мусина P.P. С любовью к Тукаю // Казань. 2007. - № 3. - С. 87-92.

65. Недашковский Л., Ракушпн А. Средневековые металлические зеркала с Увекского городища // Татарская археология. 1998. - № 1 (2). - С. 32.

66. Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве // Казань: Фэн, 2002. — 176 с.

67. Нигматуллина Ю.Г. Мир глазами Ильдара Ханова // Казань. 2008.- № 7. С. 119-127.

68. Новицкий А.И. Баки Урманче. Казань: Таткнпгоиздат, 1994. - 192с.

69. Новицкий А.И. Ленину В.И. памятник // Татарская энциклопедия. -Казань: ИТЭ, 2006. Т. 3. - С. 594.

70. Новицкий А.И. Лобачевскому Н.И. памятник // Татарская энциклопедия. Казань: ИТЭ, 2006. - Т. 3. - С. 631.

71. Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1988. - 184 с.

72. Овсянников О.В. О замках «болгарского типа» // Советская археология. 1971. -№ 1. - С. 258-260.

73. Плетнева С.А. Половецкие каменные изваяния // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е4-2. — М.: Наука, 1974. 200 с.

74. Розенберг Н.А. Веротерпимость как основа культурного развития Волжской Булгарии и Золотой Орды // Этнонациональные доминанты в культуре и искусстве Урало-Поволжья. Ижевск, 2001. - С. 40-54.

75. Розенберг Н.А. Прорубить окно в Азию: учеб. пособие. Ижевск: ИД «Удмуртский университет»; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. -194 с.

76. Розенберг Н.А. Степан Эрьзя. Аргентинский период: на пересечении культурных традиций. СПб., 2007. — 112 с.

77. Руденко К. Защитные пластины Предуралья и Зауралья // Finno-Ugrica. 2003-2004. - № 1 (7-8). - С. 27-36.

78. Саттарова Л.И. Путешествие на восток // Дизайн и новая архитектура. 2000. - № 5-6-12. - С. 49.

79. Саттарова Л.И. Скульптор и город // Дизайн и новая архитектура.1999.-№2, 8.-С. 28-31.

80. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1967. - 47 с.

81. Синцов Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре. -Казань: Фэн, 2003. 304 с.

82. Сулейманова-Валеева Г.Ф, Творчество Б. Урманче в архитектуре // Искусство, рожденное Октябрем. Казань, 1989. - С. 27—32.

83. Султанова P.P. Древо жизни Ильдара Ханова: Альбом. Казань,2000,- 112 с.

84. Султанова P.P. Восхождение // Казань. 2006. - № 8-9. - С. 224235.

85. Султанова P.P. Искусство новых городов Татарстана. Казань, 2001. - 194 с.

86. Трофимов А.А. Искусство: избранные труды: сб. статей. -Чебоксары: ЧГИГН, 2005. 604 с.

87. Трофимов А.А. Народная монументальная культовая скульптура чувашей и дунайских болгар. Проблемы исторической общности и художественной целостности. Чебоксары: ЧГИГН, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003.- 156 с.

88. Улемнова O.JT. Выбор В.В. Кудряшева: замысел и воплощение // Владимир Кудряшев. Рисунок, живопись, скульптура. — М., 2006.

89. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М.: Искусство, 1976. - 228 с.

90. Файзрахманова Г.Р. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана: Автореф. дисс. на соискание степени кандидата искусствоведения. Екатеринбург, 2007.

91. Файнберг А.Б. Художники Татарии. Л., Художник РСФСР, 1983.232 с.

92. Хабибуллин Ф. Далекое близкое. Неоконченный портрет на фоне Эрмитажа Электронный ресурс. // Республика Татарстан. - 2006. - № 171.-26 авг.

93. Халиков А.Х. Маклашеевская всадница // Советская археология. -1971.-№ 1.-С. 106-117.

94. Хисамова Д.Д. Рада Нигматуллина. Казань: Заман, 2005. - 144 с.

95. Хисамова Д.Д. Науфаль Адылов // Казань. 2003. - № 2. Приложение.

96. Хисамова Д.Д. Живописные сады Тукая. — Казань: Заман, 2006.304 с.

97. Червонная С.М. Академия художеств и регионы России. НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX. — М., 2004. - 288 с.

98. Червонная С.М. Искусство Советской Татарии. М.: Изобразительное искусство, 1978. - 294 с.

99. Червонная С.М. Искусство Татарии // История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. М.: Искусство, 1987.-352 с.

100. Червонная С.М. Роль Академии художеств в развитии национальных художественных культур народов СССР // Вопросы художественного образования. Вып. XXXV. JL, 1983. - С. 77-83.

101. Червонная С.М. Художники Советской Татарии (Мастера изобразительного искусства Союза художников ТАССР). Казань: Таткнигоиздат, 1984. - 462 с.

102. Червонная С.М. Изобразительное искусство Советской Татарии. — М.: Советский художник, 1983.

103. Червонная С.М. Современное искусство народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 552 с.

104. Червонная С.М. Современное исламское искусство народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 552 с.

105. Червонная С.М. Художники Татарии. Татарстан рэссамнары (на рус. и тат. яз.). Казань: Таткнигоиздат, 1974.

106. Чижевский А. Еще раз об ананьинских (постмаклашеевских) стелах. Вопросы планиграфии и хронологии // Finno-Ugrica. 2003-2004. - № 1 (7-8). -С. 5-17.

107. Шагеева Р.Г. Ахсан Фатхутдинов. Казань: Рухият, 2002. - 220 с.

108. Шагеева Р.Г. Кадим Замитов. Буклет. Казань: ЭХО «Инициатива», Музей национальной культуры Татарстана.

109. Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья. М.; JI.: Наука, 1966. —139 с.

110. Энциклопедия города Набережные Челны (о скульптурах И. Ханова). 2007. - С. 324, 375.1. На татарском языке

111. Ахметзянов М.И. Борынгы балбал // Из истории Альметьевского региона. Вып. 1. Альметьевск: Татполиграф, 1999. С. 314— 318.

112. Омирхан Еники. Шэхес: Бакый Урманченыц тууына 100 ел // Казан утлары. 1997. -№ 1. - 136-140 б.

113. Эхмэтова-Урманче Флора. Дырла зле, Бакый абый // Казан. -1997. -№ 10-11.-41-47 6.

114. Эхмэтова-Урманче Флора. Рэссамныц сэгадэт мэркэзе // Мирас. 1997. - № 3. - 58-63 б.

115. Эхмэт Раджа. Гасыр курке. Халык рэссамы: Бакый Урманченыц тууына 100 ел // Шэхри Казан. 1997.

116. Эхсэн Фэтхетдин. Нэхыш, агачны ут ясау, сыннар. — Казан: Рухият, 2002.-219 б.

117. Батулла Рабит. Бакыйлыкта кала Бакый // Идел. — 1999. — № 8. 12-21 б.

118. Батулла Рабит. Бакыйлыкта кала Бакый // Идел. 1999. - № 9. - 12-28 б.

119. Вэлиева Динэ. Ж^ырлый торган агач: скульптор Нэуфэл Адыловка 70 яшь // Мэдэни ж;омга. 2003. - 24 гыйнвар. - 11-12 б.

120. Вэлиева-Селэйманова Гузэл. Гап-гади хакыйкать: яцарышчы останыц чишмэ башы // Казан. 1997. - № 10-11. - 14-19 б.

121. Галиев Эхмэт. Бер Ьэйкэлнец тарихы // Казан утлары. — 1998. -№2.- 131-139 6.

122. Гарипов Марсель. Динислам Юсупов // Идел. 2005. - № 1.37 6.

123. Гайнетдинов X. Маннардан туган сыннар // Ялкын. 1972. — №2.-16-17 6.

124. Ильина Марина. Сэнгатьлэр тарихы буенча сэяхэт итэм // Идел. 2003. - № 1. - 56-57 б.

125. Ишморат Риза. Татар скульпторы Мирзаждн Байкиев // Казан утлары. 2006. - № 2. - 27-30 б.

126. Ключевская Екатерина. Дэвер Ьэм шэхес: Бакый Урманченыц ижат тэжрибэсе // Казан. 1997. - № 10-11. - 38-^Ю б.

127. Захир Марат. Ж^анныц бар моцы сынга куча // Идел. 2000. -№ 11.-70-72 6.

128. Закир Марат. Бэгырь бишеге // Идел. 2000. - № 12. - 72-73б.

129. Мамаков И. Илдар Хановньщ «шигърият агачы» // Мэдэни ж;омга. 2009. - 17 апр.

130. Мицлебаев Кыяси. Исемсез «олуг» исем иясе // Казан утлары. -2001.-№9.- 166-169 6.

131. Мицлебаев Кыяси. Бакый Урманче // Татарстан. 2000. - № 8. -34-38 б.

132. Монасыйпов Шамил. Рэссам Ьэм рух: Урманченын, рухи деньясындагы серлэр // Казан. 1997. - № 10-11. - 27-37 б.

133. Монасыйпов Шамил. Урманченыц рухи деньясы // Казан утлары. 1999.-№ 1.- 151-156 6.

134. Монасыйпов Шамил. Моцлы Сэйдэш Иэм гамьле Урманче // Сеембикэ. 2000. - № 12. - 6-7 б.

135. Нэжмиев Тэлгать. Туган ж;ирем дэ, туган конем дэ — икэу // Казан утлары. 2006. - № 12. - 143-148 б.

136. Сэйдгуллипа Гузэл. Акыл иялэренэ ни кирэге? // Казан. — 1997.-№ 10-11.-23-24 б.

137. Султанова P.P. Чорлар аша Кол Галилэр бага // Мэдэни ж;омга. 2007. - 13 апр.

138. Урманче Б. Карт татар скульпторы Мирзажан ага Байкиев // Баки Урманче и татарская культура. Академия наук РТ. Казань: Фон, 2005. -631 с.

139. Урманче Б. Карт татар скульпторы Мирзажан ага Байкиев // Безнец Юл. 1929. - № 1. - 67 б.

140. Урманче Б. Мэрмэр таш ничек жднланды? // Ялкын. 1961. — №4,- 13 б.

141. Фэйзуллин Равил. Нарасый Хэким // Казан утлары. 1999. -№6.- 145-149 6.

142. Фэйзуллин Равил. Нарасый Хэким // Мэйдан Чалы. — 2003. — № 10.-55-58 б.

143. Фэрхетдинова Чулпан. Сынга эверелгэн симфония // Мэдэни жомга. 2000. - № 31. - 4 авг. - 5-12 б.

144. Нэж;ми Т. Туган ж;ирем дэ, туган конем дэ икэу // Казан утлары. - 2006. - № 12. - 143-148 б.

145. Камалов Б. Ж^ан ж;ылысы // Казан утлары. 1984. - № 12. -179-180 б.

146. Шэйхи М. ШэЬэргэ бирелгэн яшьлек (скульптуры А. Фатхутдинова для детского сада в Нижнекамске) // Социалистик Татарстан. 1978. - 2 янв.1. На иностранных языках

147. Одробшский Ю. Еволюция антропоморфного образу «людини-воша» в монументальнш скифськш скульптур! (на укр. яз.). — Академия мистецтв Украши, Мисцетвознавство Украши, збирник наукових праць, випуск восьмий. Кшв, 2007. - 407 с. - С. 52-62.

148. Marlies Bilz. Orient an aer Wolga // Zenith (Zeifsehrift far den Orient). 2007. № 4. - C. 57-58.1. АРХИВЫ

149. Национальный архив Республики Татарстан (Казань).

150. Фонд 98, опись 1, е.х. 201 (протоколы и др. документы Губисполкома и городского Совдепа 1920-е гг.).

151. Фонд р 732, опись 1, е.х. 126 (протоколы и др. документы Губисполкома и городского Совдепа 1920-е гг.).

152. Фонд 1431, опись 2, дело 34а, 34, 47 (отчеты и другие документы КХУ 1950-е гг.).

153. Фонд 7064, опись 1, е.х. 40, 15, 2, 76, 85, 88, 101 (документы татарского отделения Союза художников СССР).

154. Фонд р 1402, on. 1, е.х. 26 (материалы татарского отделения ВООПиК).

155. Научный архив Государственного Музея Изобразительных Искусств Республики Татарстан (Казань).

156. Фонд 8, опись 3, е.х. 6/1, 6/3,опись 1, е.х. 25.

157. Фонд 4, опись 2, е.х. 92, дела 150, 144, 146, 147, 148, 168, 169, 185, 190, 191, 192, 193, 195, 196, 197, 198, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210,211, 309,304.

158. Условные обозначения и сокращения.

159. АХРР Ассоциация художников революционной России, с 1928 года — АХР.

160. Основана в 1922 году, распущена в 1932

161. ВДНХ — Выставка достижений народного хозяйства

162. Всскохудожник» Всесоюзное кооперативное товарищество «Художник» с 1931 по 1953, с 1953 по 1958 - Художественный фонд СССР, с 1958 по 1992 -Художественный фонд РСФСР

163. ВХУТЕИН — Высший государственный художественно-технический институтс 1922 по 1930-Ленинград; с 1927 по 1930-Москва)1. ВХУТЕМАС

164. ГМИИ РТ Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

165. ГРМ Государственный Русский Музей.

166. ГТГ — Государственная Третьяковская Галерея.1. ДК Дом Культуры.

167. ДХШ детская художественная школа

168. ДЛИ декоративно-прикладное искусство.

169. ИЖСА Институт живописи, скульптуры и архитектуры.

170. КХШ Казанская художественная школа

171. КХУ Казанское художественное училище

172. МУЖВЗ Московское училище живописи, ваяния и зодчества. История МУЖВЗ начинается в 1832 г. В 1918 году училище было преобразовано во

173. Вторые государственные свободные художественные мастерские, впоследствииэти Мастерские были реорганизованы в Московский художественный институтимени Сурикова и Московский архитектурный институт

174. НМ РТ Национальный музей Республики Татарстан

175. НА РТ Национальный архив Республики Татарстан

176. НА ГМИИ РТ Научный архив ГМИИ РТ

177. НКЦ Национальный культурный центр

178. PAX Российская Академия художеств1. РТ Республика Татарстан

179. РСДРП Российская социал-демократическая рабочая партия

180. РСФСР — Российская советская федеративная социалистическая республика1. РФ Российская федерация

181. Совнарком — Совет народных комиссаров

182. СССР — Союз Советских Социалистических Республик.

183. ССХ — Союз советских художников1. СХ Союз художников

184. ТАССР Татарская автономная советская социалистическая республика Тат АХРР - Татарский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР). Был создан в феврале 1923 года в Казани ХФ — Художественный фонд

185. ТТПК Татарский творческо-производственный комбинат.

186. ЦК КПСС — Центральный Комитет коммунистической партии Советского1. Союза

187. НКГМ Нижнекамский государственный музей НЧКГ - Набережночелни некая картинная галерея1. СЛОВАРЬ ХУДОЖНИКОВ.

188. АБДРАШИТОВ Альфрет Хайруллович, скульптор. Родился 18 июля 1940 годав г. Чимкенте Казахской ССР. В 1962 году окончил Алма-Атинскоехудожественное училище, мастерскую народного художника Казахстана X.

189. Москве, зональных выставок «Большая Волга» (1970-90-е гг.), выставок в Казании Алма-Ате. В 2000 персональная выставка в Казани (совместно с сыном

190. Аделем Абдрашитовым). Произведения находятся в ГМИИ РТ, НМ РТ, ГМИ

191. Республики Казахстан. Работает в жанрах монументальной, портретной истанковой скульптуры:

192. Чабан из Казахстана» (карагач, 1962);

193. М. Джалиль и Н. Жиганов» (кованая медь, 1981);

194. Хайдар Бигичев» (гипс, 1999);

195. Марджани» (бронза, 70x45x45, 1999);

196. Туфан Минуллин» ( бронза, 1999);

197. Салих Сайдашев» (дерево, 2000);

198. Ильдар Зарипов» (гипс, 2000);

199. Академик Мансур Хасанов» (гипс, 2000).

200. Монументальные произведения:

201. АБДРАШИТОВ Адель Альфретович (род. 12.06.1970 года в Казани), скульптор. В 1990 году окончил Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого. С 2001 года член Союза художников РФ. Живет и работает в Казани.

202. Чернобыль» (бронза, 61x67x55).

203. АБДРАШИТОВ Альберт Альфретович (род. 12.04.1967 года в Казани), скульптор. В 1992 году окончил Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого. С 2005 года член Союза художников РТ. Живет и работает в Казани.

204. Народный артист СССР Шаукат Биктемиров» (бронза); «Композитор Назип Жиганов» (красное дерево, 72x60x57).

205. Четки», «Исми азан» (99 имен Аллаха) (керамика, 1990 год), «Птичка» (керамика, 1999 год); «Распутин» (керамика, 1996 год), «Материнство» (гипс тонир., 1997 год),

206. Первая любовь», «Материнство», «Танец», «Цыганка» (бронза 1998), «Мулла» (гипс тонированный, 2001 год), «Пастух» (гипс тонированный. 2001 год), «Крестьянская девушка» (гипс тонированный, 2001 год),

207. Служитель мечети» (цветной пластилин, 2002 год) и другие. Сейчас в творчестве Винеры Абдуллиной новый всплеск татарской темы новые сюжеты, иные задачи. Появились композиции

208. Сабантуй», «Мужской танец», «Бабай», «Куколка», «Молодая женщина с коромыслом» (гипс).

209. АДЫЛОВ Науфаль Исмагилович (03.12.1932 Казань 2004, Казань), скульптор.

210. Народный художник ТАССР, 1950 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Жил и работал в Казани с 1931 по 1951 годы.

211. БАЙКЕЕВ (БАЙКИЕВ) Мирзаджан Курмашинович (Хурамсиевич) (18681942), скульптор-реставратор.

212. Известно, что лепил и станковые работы — портреты татарских деятелей культуры.

213. Бюст Ш.Марджани (гипс, 1926).

214. БАШИРОВ Анвар Калимович (1924 ), скульптор. Родился в Архангельске. Окончил КХУ (1950 - 1954) и один курс Львовского института прикладного и декоративного искусства (1954 - 1955). Член СХ СССР. Участник ВОВ. В.И.Ленин (кованая медь) 1980.

215. Преподавал в КХШ с 1911 года, после революции преподавал в высших художественно-технических мастерских — Казанском художественно-техническом институте.

216. БОГОРОДСКАЯ Галина Владимировна. Художник декоративно-прикладного искусства. Родилась в Казани в 1949 году. В 1975 году окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское). С 1982 года — член СХ СССР. Живет и работает в Казани.

217. Мальчик, пускающий мыльные пузыри» (1826, гипс, НИМ PAX) удостоен звания академика. Работал преимущественно как портретист. В 1830 -е создал галерею портретов современников. Снял посмертную маску А.С.Пушкина (1837).

218. Первому татарскому театру посвящается. Гипс (бронза, тон.), 51x35x36, 1990;

219. КАЦ Яков-Моисей (Янкель-Мовша) Евелевич (Иевелевич) (1887-1964), скульптор.

220. Жил в С.-Петербурге Петрограде, Москве, после 1924 года — в Италии, Англии,

221. Лит.: Бубнова Л., Б. Д. Королев, М., 1968. (БСЭ)

222. КУДРЯШОВ Андрей Андреевич, 1960 г.р., мастер ДПИ.

223. Родился в 1960 году в Казани. Учился в строительно-художественном училищена отделении резьбы по дереву. Работает в манере народной резной скульптуры.

224. Участник всероссийской выставки ДПИ (2005, Москва), региональной выставки

225. Большая Волга» (2008, Чебоксары-Самара)1. Основные работы:панно «Чаепитие» (1997);

226. Бабай с Кораном» (1999, 15 см., собственность ТГАТ им. Г.Камала); « Бабай с четками» (1999, 20см., собственность ТГАТ им. Г.Камала); «Купец» (2002, 105 см., собственность дирекции Татспиртпрома); «Дворник» (2006, 23 см, собственность ГМИИ РТ).

227. Китайская Красная армия», «Парижская коммуна», «Материнство» (все- гипс, 1930-е гг.)

228. Создал проекты памятников А.С.Пушкину, А.С.Грибоедову.

229. Участник Великой Отечественной войны, автор антифашистских плакатов и листовок.

230. Горький у булочника Семенова в Казани» (1946); «Революция» (1947);

231. МОРМОНЕ У.(Г.-?)И. первый преподаватель скульптуры в КХШ в 1902 г.

232. Колыбельная» (1979, дерево, 36на106на45);

233. Был бы мир на земле» (1980, бронза, 68,5на214на56,2)

234. Федор Шаляпин» (эскиз памятника в соавторстве с М.Нигматуллиной, гипс, 67x60x55, 1997).

235. Создает работы из различных материалов: дерева, бронзы, камня и других. Ряд монументальных работ скульптора были возведены в Петрозаводске, Вологде, а также в Московской и Рязанской областей.

236. ФАСХУТДИНОВ Фагим Нурутдинович (род. 25.01.1944 года в с. Аюкидерген

237. Апастовского района Республики Татарстан), скульптор. В 1968 году окончил

238. Елабужский педагогический институт. С 1992 года член Союза художников РФ,с 1996 года — Заслуженный деятель искусств РТ. Живет и работает в Казани.

239. Кол Гали» (гипс, 32x14x18);1. Дардманд» (шамот);

240. Г. Тукай» (керамика, 29x28x22, 1986).

241. ФАТХУТДИНОВ Ахсан Саримович (род. 07.06.1939 года в пос. Вагаповка

242. Республики Татарстан. Живет и работает в г. Нижнекамске.

243. Жар-птица» (сосна, 160x50x50, 1977);

244. Мальчик с луком» (липа, 35x25x15, 1980);

245. Вдвоем» (тополь, 120x130x40, 1982);1. Цикл «Шурале»;1. Цикл «Третированные»;1. Цикл «Ияляр» («Обереги»).

246. Капустница, 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург;

247. Черемисская свадьба, 1908, Институт Карнеги, Питтсбург;

248. Обливание, 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань; Бойня, 1910-е годы, там же; Варя Адоратская, 1914;

249. Отец художника, 1918, оба портрета там же; Салаватулла (1920-е гг., дерево, 33x20,5x20, ГМИИ РТ);

250. Большая Ия (1927-1933 гг., бронза, отливка с оригинала в дереве 1976, 31x28x16,5, ГМИИРТ);

251. Большой Иван (отец) (1927-1933 гг., бронза, отливка с оригинала в дереве 1976, 30,5x18,15, ГМИИ РТ).

252. ШИКОВА Раиса Даниловна (род. 05.09. 1941 г. в г. Фрунзе), скульптор.

253. В 1965 году окончила Алма-Атинское художественное училище, в 1973 году Московский художественный институт им. В.И.Сурикова. С 2005 года -член Союза художников РФ. Живет и работает в Казани. Основные работы:1. Яна» (гипс, 60x30x30);

254. А.С.Пушкин» (красное дерево, 60x40x30);1. Чудо чтения» (100x50x30).

255. ХАБИБРАХМАНОВ Равиль Мирзагитович данные уточняются.

256. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани.

257. С 1902 по 1906 год учился в МУЖВЗ у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. С 1906 по 1914 год скульптор жил в Италии и Франции.

258. Портрет русской женщины (1948); Женский портрет (1949); Москвичка (1953); Любовь (1955); «Портрет студентки» (1954).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.