Тенденции развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан, 1960-1990 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Султанова, Рауза Рифкатовна

  • Султанова, Рауза Рифкатовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 323
Султанова, Рауза Рифкатовна. Тенденции развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан, 1960-1990 гг.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2000. 323 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Султанова, Рауза Рифкатовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НОВЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.

ГЛАВА II. РОЛЬ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ (1960-1970-Е ГОДЫ).

2.0. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ГОРОДАХ.

2.1. ЗЕЛЕНОДОЛЬСК.

2.2. АЛЬМЕТЬЕВСК.

2.3. БУГУЛЬМА.

2.4.ЛЕНИНОГОРС К.

2.5. НИЖНЕКАМСК.

2.6. ЕЛАБУГА.

2.7. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ.

ГЛАВА III. ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА И ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (19801990-Е ГОДЫ).

3.0. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

3.1 .ЖИВОПИСЬ.

3.1.1. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА.

3.1.2. ПЕЙЗАЖ.

3.1.3. ПОРТРЕТ.

3.1.4. НАТЮРМОРТ.

3.2. ГРАФИКА.

3.3. МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.

3.4.СКУЛЫ1ТУР А.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тенденции развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан, 1960-1990 гг.»

Темой данной диссертации является формирование и развитие изобразительного искусства новых промышленных городов Татарстана -Альметьевска, Бугульмы, Лениногорска, Зеленодольска, Нижнекамска, Елабуги, Набережных Челнов в период с 1960-х по 1990-е годы.

Эта тема предполагает единство искусствоведческого и урбанистического видений. С одной стороны, в работе учитывается, что город в процессе его индустриальной урбанизации является условием возникновения и развития искусства в регионе. С другой стороны, само искусство выражает духовную сторону этого индустриального процесса1.

Это искусство сформировалось сравнительно позже чем общетатарстанское искусство, тем не менее стало его неотъемлемой частью и более того, благодаря своим особенностям, внесло новые импульсы в общекультурный процесс.

Чтобы определить цель и задачи исследования, необходимо дать краткий обзор состояния изученности данной темы.

История изобразительного искусства Татарстана получила достаточно широкое освещение в советском искусствознании. Ф.Х.Валеев, Д.К.Валеева, Г.Ф.Валеева-Сулейманова, П.М.Дульский, Л.Я.Елькович, П.Е.Корнилов, Г.А.Могильникова, А.И.Новицкий, А.Б.Файнберг, Н.В.Черкасова, С.М.Червонная в своих обобщающих, монографических трудах внесли большой вклад в изучение проблемы.

В истории искусствоведческой мысли Татарстана можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1920-30-е гг.) связан с именами П.М.Дульского и о

П.Е.Корнилова , которые вели большую организаторскую, исследовательскую и просветительскую работу в послеоктябрьское десятилетие. Расцвет их деятельности тесно связан с общей атмосферой подъема художественной жизни Казани в те годы.

Дальнейший этап (1940-60-е гг.) исследовательской работы связан с новым подъемом художественной жизни в республике, начавшимся во 2-й половине 50-х годов. В этот период несколько обзорных статей на татарском языке публикует первый татарский искусствовед С.Ш.Ишмуратова4. Большую исследовательскую и организаторскую работу ведут А.И.Новицкий5, Г.А.Могильникова6.

В связи с подготовкой первой декадной выставки татарского искусства в Москве значительную исследовательскую работу в Казани проводит московский искусствовед Н.В.Черкасова7. Ее вступительная статья в альбоме "Изобразительное искусство Советского Татарстана" (Казань, 1957) по сути явилась первым глубоким исследованием изобразительного искусства республики в послевоенные годы. В ней проанализированы достижения в живописи и графике ведущих татарских мастеров до конца 50-х годов. Но в силу идеологических причин была дана отрицательная оценка творчеству художников 1920-х годов, работавших в рамках авангардного искусства, что, конечно же, не отражает реальную значимость их роли.

Несколько позднее развертывается организаторская и исследовательская работа Л.Я.Ельковича (1953). Он публикует монографии "Лотфулла Фаттахов" (1960) и "Н.Кузнецов" (1962), в которых анализирует творчество данных мастеров8. Во вступительной статье к альбому "Художники Татарии" (Л., 1965) он отражает положительные сдвиги в искусстве республики, связанные с идеей "нефтяного барбизона" и созданием творческого коллектива в нефтяных районах республики, анализирует творчество одного из первых профессиональных художников в крае М.М.Хаертдинова9.

С конца 1960-х годов к изучению искусства Татарии приступает московский искусствовед С.М.Червонная. В ее первой книге "Художники Татарии" (1974) больше, чем у предшественников, уделено внимания татарскому народному прикладному искусству как одному из источников обогащения современного искусства10. Как дополнение к этой работе Червонная опубликовала биографический справочник "Художники Советской Татарии", в котором содержатся сведения о 304 художниках и краткая библиография11. Он представляет собой ценное справочное пособие.

Помимо этих трудов большой интерес для исследователя представляют труды Ф.Х.Валеева, в которых рассматривается татарское декоративно-прикладное искусство12.

В 60-е-70-е годы расширяется подготовка искусствоведческих кадров.

13

Новое поколение искусствоведов: Д.К.Валеева , А.Б.Файнберг, Н.З.Саттарова, А.Сысоев, В.А.Цой, Е.П.Ключевская14, Г.Ф.Валеева-Сулейманова, Р.Г.Шагиева регулярно комментируют в местной печати творчество ведущих художников, дают характеристику выставок.

1980-е годы отмечаются новым подъемом искусствоведческих кадров, ростом их квалификации. Наметилась дифференциация научных интересов. С.М.Червонная продолжает исследование творчества художников республики и пишет несколько монографий15. В книге "Искусство Советской Татарии" (1978) ею рассматривается история изобразительного искусства Татарской АССР с углубленным анализом социально-исторического фона 16.

17

В 1983 году вышла монография А.Б.Файнберга "Художники Татарии" . В их трудах основное внимание уделено изучению творчества Казанских художников круг имен художников сосредоточен главным образом на казанских художниках. Это и закономерно. Вплоть до 70-х годов Казань была единственным центром в республике, где сосредотачивались профессиональные художественные силы, были учебные заведения, проходили крупнейшие выставки.

Уже в начале 1970-х г, как это справедливо отмечает С.М.Червонная и А.Б.Файнберг, произошли заметные изменения в общей расстановке сил художников: Казань уже не является единственным центром профессиональной художественной культуры республики. В Альметеьвске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Лениногорске, Зеленодольске складываются местные коллективы художников. Из искусствоведов А.Б.Файнберг и С.М.Червонная впервые обращают внимание на творчество художников промышленных городов. Если у Файнберга анализ творчества художников периферии ограничивается констатацией наличия определенного круга тем и жанров, то в работе Червонной дается подробный анализ творчества ведущих художников-монументалистов, живописцев, скульпторов гг. Наб. Челны, Нижнекамск, Зеленодольск. Но хронологические рамки данных исследований подведены к началу 80-х годов. Со времени выпуска этих монографий прошло почти двадцать лет. В условиях бурного роста промышленных городов многое изменилось и в их искусстве.

Сегодня среди новых промышленных районов в республике особо выделяется Юго-восточный регион, с центром в Наб. Челнах. В этом городе сложился огромный творческий коллектив, насчитывающий в своем составе около двухсот художников - почти вторую часть Союза художников Татарстана. Начиная с 80-х годов художники Челнинского региона все более утверждают свою образно-стилистическую программу, связанную с многообразием индивидуальных манер, значительным углублением и расширением проблематики отдельных жанров, усложнением собственных художественных задач, а также более свободным обращением к традиционным стилям прошлого. Все это выводит искусство этого края на качественно новый уровень. В республике промышленные города выделяются в последние годы особо и выставками республиканского уровня: регулярно стали проводиться выставки "Художники Зеленодольска", "Художники Прикамья", "Художники нефтяного края". Популярными стали межрегиональные выставки "Два автограда" (Тольятти - Набережные Челны), зарубежные выставки как в Европе (Франция, Голландия, Германия), так и на мусульманском Востоке (Турция).

История культуры новых промышленных городов разных периодов изучена и освещена в литературе неравномерно. Литература, посвященная древней культуре Предволжья, где расположен город Зеленодольск, достаточно обширна18. В основном эта литература, касающаяся древнерусской монументальной живописи (стенописи)19.

Значительно меньше работ, посвященных искусству юго-востока республики. Это объясняется определенной отдаленностью региона от центра и относительно поздним началом исследований (конец 60-х). Вместе с тем литература, посвященная древним культурам, существовавшим в Нижнем

20

Прикамье, достаточно разнообразна. (См.труды: Е.П.Казакова ,

21 22 Г.Н.Гарустовича , П.Н.Старостина ).

23

В монографии Айдаровой-Волковой Г.Н. рассматриваются особенности и закономерности развития архитектурно-градостроительной культуры регионов республики. Ценные сведения о территориальных и этносоциальных особенностях материальной культуры можно встретить в трудах этнографов:

24- 25 26

С.В.Сусловой, Ф.Л.Шарифуллиной , Ф.Ш.Сафиной , Н.А.Халикова ,

27

Ю.Г.Мухаметшина .

Народные художественные традиции в современном монументально-декоративном искусстве рассматриваются в книге Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой "Монументально-декоративное искусство Советской Татарии" (Казань, 1984). В ней дается подробный анализ творчества художников-монументалистов из г.Набережные Челны - К.Сафиуллина, Р.Вахитова (стенопись), М.Шайдуллина (художественная обработка металла); из г.Нижнекамска - А.Фатхутдинова, Ю.Галузина (резьба по дереву).

В изучении профессионального искусства большой научный интерес представляет монография того же автора, посвященная исследованию современного декоративного искусства Татарстана (1920- начало 1990 годов)

28 Здесь поэтапно раскрывается развитие основных видов этого искусства, представляется целостная картина стилевых тенденций, исследуется творчество профессиональных художников, мастеров декоративного искусства в основном юго-восточного региона: по художественному ткачеству: войлок -Д. и Р.Рахматуллиных ; гобелен - Х.Шарипова, Г.Анютиной, А.Карпенко; роспись и аппликация по ткани - Х.Шарипова, З.Бикташевой; керамике -Б.Шубина, Х.Латыпова, Г.Миргалимова; металлу - М.Шайдуллина, резьбе по дереву А.Фатхутдинова, Р.Кругляковой, Я.Зинатуллина. Между тем, почти не исследованным остается народное творчество.

Произведения прикладного искусства татар, русских, мордвы, чувашей, мари, живущих на этой территории и донесших до наших дней свои традиции, частично собраны местными историко-краеведческими музеями, но они еще не подвергались серьезному научному анализу29.

Более разнообразно в искусствоведческой литературе освещены проблемы живописи. Творчество современных мастеров представлены в работах В.А.Цой, Р.Г.Шагеевой (г.Казань), М.Г.Пашковой, Л.Л.Поляковой (г. Наб. Челны), Н.М.Горюновой (г.Лениногорск). Более содержательными, с искусствоведческой точки зрения, представляются статьи В.А.Цой, М.Г.Пашковой. Ими осуществлен последовательный анализ произведений в основном челнинских художников (В.Акимов, В. Анютин, В.Морозов, В.Сынков).

Попытки рассмотрения явлений, близких к теме данной диссертации,

30 сделаны в статьях В.А.Цой . Существенное значение в контексте диссертационного исследования имеет статья С.М.Червонной "Насущные проблемы времени" ("Художник". 1988, № 11), в которой впервые отмечена культурно-географическая децентрализация в искусстве Татарстана и высказана мысль о невозможности представления художественной культуры республики без индустриального востока и понимания неповторимого своеобразия именно татарской национальной школы31.

Большим подспорьем для нас явились труды искусствоведов, которые рассматривают развитие художественных процессов в новых промышленных

32 городах России, характерное и для Татарстана .

Ценный материал представляет собой литература, посвященная широким проблемам российского и мирового искусства, в которых рассматриваются проблемы национального своеобразия, выражения этнического самосознания в от искусстве . Хотелось бы в первую очередь выделить труды Ю.Г.Нигматуллиной, посвященные национальному своеобразию художественного мышления на примере сопоставительного изучения литературы нескольких народов34.

Историко-теоретической базой для диссертационной работы явились

3 5 труды социологов, посвященные проблемам города и искусства , проблемам л с культуры молодых городов , а также материалы международной конференции

37

ЮНЕСКО "Культура молодых городов"(1993 г., г. Набережные Челны) .

К сожалению, систематическое изложение истории художественной жизни в новых городах в современной искусствоведческой литературе отсутствует. Поэтому возникает необходимость специального изучения художественной культуры в новых промышленных городах. Предметом рассмотрения в связи с этим являются не только мастера, но и художественная культура молодых городов, как сложная, многосоставная и динамичная метаструктура. Следует заметить, что молодые города и поселки городского типа, как Арск, Азнакаево, Менделеевск, Джалиль, Заинек не являются предметом нашего исследования, в силу того, что самостоятельная художественная жизнь делает здесь первые робкие шаги (мало или почти нет профессиональных художников, художественные школы открыты совсем недавно). Чистополь - самый старый город (с 1781 г.) - выпадает из поля нашего зрения по той же причине.

Краткий обзор литературы показывает, что изучение художественной жизни отдельно взятых регионов создает определенную базу для будущих обобщающих трудов.

Имеющаяся литература по искусству республики не дает полную картину об общих закономерностях становления и развития искусства в условиях отсутствия профессиональных традиций искусства, музеев, выставок, художественных школ, самой художественной среды. Поэтому при оценке деятельности художников новых промышленных городов будет учитываться взаимовлияние различных художественных школ. При анализе современных художественных процессов приходится учитывать и этнополитическую ситуацию, которая определяет некоторые особенности развития изобразительного искусства Юго-Востока - нацеленность на развитие этнонационального искусства, высокую активность Набережночелнинского отделения художников Татарстана. Проблемы местного своеобразия, этнокультурных особенностей в современном изобразительном искусстве, авторской индивидуальности в искусстве до сих пор ни в одном издании специально не рассматривались.

Именно эта нерешенность ряда актуальных вопросов побуждает автора обратиться к теме данной диссертационной работы. Она не претендует на полноту охвата всего доступного материала. Основной целью является определение места и роли искусства промышленных городов: Зеленодольска, Альметьевска, Бугульмы, Лениногорска, Нижнекамска, Елабуги, Наб.Челнов в культуре Татарстана и их вклада в общий процесс развития искусства республики.

В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:

1) историко-искусствоведческий анализ художественной жизни крупных промышленных городов РТ в контексте общекультурных условий;

2) оценка идейно-эстетической значимости творчества ведущих художников и искусствоведческий анализ тех работ, которые обладают качествами профессионализма, творческого новаторства;

3) на базе изучения творчества различных поколений художников выявление основных этапов становления и развития станковой живописи, графики, монументального-декоративного искусства, скульптуры; определение места и роли в их становлении наиболее ярких мастеров, выявление типологического сходства и различия между художниками разных поколений и на этой основе - общих закономерностей развития и ведущих тенденций ;

4) определение национального своеобразия творчества как татарских, так и русских художников.

Под "тенденциями" мы имеем в виду направление развития, направление поисков художниками нового тематического содержания и новой стилистики.

Методология исследования.

Методология работы носит комплексный характер: в диссертационном труде эмпирический материал исследуется в сравнительно-типологическом плане, в сочетании искусствоведческого, культурологического, социологического, исторического подходов.

В нашей работе выбран процессуальный аспект исследования: параллельное изменение по видам и жанрам искусства, с одной стороны, а с другой - изучение творческой эволюции разных художников. На фоне общей характеристики художественного процесса выделены наиболее яркие творческие индивидуальности, крупные мастера.

Исследование строится на материалах собрания музея ИЗО Татарстана, картинных галерей гг.Наб.Челны, Альметьевска, историко-краеведческих музеев гг. Нижнекамска, Лениногорска, архивных материалов (фонды музея изобразительных искусств Татарстана, художественного фонда г.Набережные Челны). Изучались произведения, экспонировавшиеся на различных выставках, а также являющиеся собственностью художников. В качестве дополнительных источников послужили записи бесед с авторами и результаты анкетирования, проведенного диссертантом в 1996-97 годах. В воссоздании хроники художественной жизни впервые широко использован материал местной периодической печати, а также архивы художников. Выявлены публикации, в той или иной мере освещающие творчество художников, а также выставочную деятельность.

Эмпирический материал включает много имен. Творчество небольшой части художников ранее изучено в той или иной степени (в основном мастеров монументально-декоративного искусства), однако большая часть художников оставалась вне поля зрения исследователей. Мы сочли целесообразным охватить возможно больший круг имен, ввести в искусствоведческий оборот новые имена и произведения. Необходимость такого широкого охвата обусловлена нашей исследовательской установкой: восстановить объективную картину художественного процесса (хотя бы в небольшом объеме написать об этих "неизвестных" художниках в соответствующих разделах), выявить тенденции его развития не только через магистральные линии, но и через едва заметные пути и тропинки художественного процесса. Итоги этой работы будут представлены в виде графической ретроспективной модели развития тенденций изобразительного искусства в новых промышленных городах.

Фактический материал в диссертации будет исследован как в диахронном (по этапам: I этап - 60-70-е годы, II этап - 80-90-е годы), так и в синхронном плане по видам искусства (станковая живопись, графика, монументально-декоративное искусство, скульптура).

При рассмотрении развития видов искусства в этих двух аспектах будет учитываться содержательная сторона (отношение художника к отображаемому жизненному материалу) и формально-стилистическая сторона (особенности художественного языка, образной системы и структуры).

Для обозначения той или иной тенденции развития искусства

38 использованы термины, уже введенные в искусствоведческий оборот , но в отдельных случаях использованы собственные обозначения.

Следует также особо отметить рассмотрение динамики развития искусства в соотнесенности с искусством республики и, по мере возможности России, тем самым подчеркивая региональные особенности развития татарстанского искусства.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Впервые в поле зрения искусствоведческой науки Татарстана введена проблема специфики развития искусства в новых промышленных городах (вне Казани) и роли творческой индивидуальности художников в идейно-образном, жанрово-тематическом развитии и обогащении регионального искусства, выявлены его основные тенденции.

2. Прослежены индивидуальные авторские подходы к образно-пластическому воплощению основных тем и решению проблем татарского искусства на разных этапах.

3. Впервые рассматривается творчество художников края в диалектике соотношения национальных традиций, традиций российского и западного искусства (в живописи, графике, скульптуре) .

4. Впервые создана летопись художественной жизни новых промышленных городах РТ, создан словарь девяноста художников.

Практическая ценность работы.

Диссертация может быть использована в качестве материала для дальнейших комплексных исследований современной культуры Татарстана, а также в лекционных курсах по татарскому искусству современного этапа. Результаты исследования могут служить вспомогательным материалом при организации пропаганды современного художественного процесса и в просветительской деятельности.

Структура работы.

Собранные и систематизированные в работе материалы позволяют определенным образом выстроить ее композицию, состоящую из введения, трех глав, которые раскрывают особенности развития изобразительного искусства в новых промышленных городах, и общего заключения.

Рассмотрение темы в диссертационной работе идет от выяснения общих предпосылок (I глава) через определение роли художников старшего поколения в становлении и развитии изобразительного искусства (2 глава), жанрово-структурный анализ искусства промышленных городов к выяснению определенных этапов и основных тенденций этого процесса (3 глава). По объему главы диссертационной работы не одинаковы: материал I главы "Историко-культурные предпосылки развития изобразительного искусства в новых промышленных городах Республики Татарстан" самый короткий, тем не менее выделен нами в самостоятельный раздел ввиду особой важности рассмотрения факторов, определяющих художественный процесс в новых городах. Текст диссертации дополнен приложениями - альбомом (иллюстративный материал), библиографией, справочным материалом о художниках и летописью основных событий художественной жизни промышленных городов.

За пределами рассматриваемого в данной диссертации материала остались другие области художественной культуры края, а также смежные виды искусства, требующие специальных исследований: архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественная промышленность, дизайн, сценография.

Отдельные факты и некоторые вопросы творчества мастеров этих смежных видов искусства лишь частично затрагиваются в связи с необходимостью дать представление о синтезе искусства в различных ансамблях или о многогранности творчества того или иного художника.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Султанова, Рауза Рифкатовна

Выводы по III главе

В 80-90-е годы в новых промышленных городах республики намечается рост всех видов изобразительного искусства. В этот период сформировалась плеяда талантливых художников, значительно расширивших проблемно-тематический круг, обновивших образно-пластическую структуру, диапазон используемых традиций и продолжающих творчески перерабатывать разнообразные традиции мирового художественного опыта (искусства авангарда начала века, советского искусства 20-30-х годов, в особенности творчества П.Кузнецова, А.Древина, В.Гаврилова, средневековой восточной миниатюры, немецкого экспрессионизма, французского импрессионизма, сюрреализма и т.д.) и народного искусства.

Довольно обширная группа художников, воспитанная на традициях реализма (А.Фатхутдинов, О.Кульпин, М.Яруллин, М.Закиров - старшее поколение, А.Саттаров, Ф.Валиуллин - в живописи, Э.Бусова, Т.Самойлова, Б.Марданов, А.Кротов - в графике, А.Петров, Л.Зимина - в скульптуре) в эти годы сохранила приверженность к натурной основе творчества, но с отступлениями от академически строгого рисунка и приемов имитационного воспроизведения реальной предметно-пространственной среды, а также развернутой сюжетной повествовательности. Многие из них стали допускать работу по воображению и представлениям, форсирование цвета, деформацию форм (А.Фатхутдинов, Э.Бусова, В.Мышов, В.Морозов).

На этом пути стали вырабатываться свои штампы: сугубо утилитарный подход в раскрытии религиозных тем, этнонациональных мотивов, неумеренное использование национального орнамента.

Центральной темой в этот период стала тема духовной отчужденности от природы, земли, окрашенная острым чувством потребности духовной взаимосвязи с нею. Новое творческое поколение наряду с разработкой традиционных, сквозных тем природы, труда, войны, выдвинуло темы нравственно-психологических размышлений, этнокультурной памяти, нарастающих социально-экономических драм, особенно - драматических аспектов городской действительности. В преобладающей образной концепции художников город представлен как монстр, а не как прекрасный город, с которым связаны надежды, ожидания людей (В.Акимов, Ю.Свинин, В.Анютин, В.Сынков, А.Халдеев).

Если целостно представить картину развития татарского искусства, то можно заметить, что именно в промышленных городах, художники острее переживали и выражали проблемы периода застоя и распада советского социума, кризис общественной и духовной жизни.

В искусстве этого периода все более усиливается отмеченный нами ранее (в связи с "семидесятниками") субъективно-личностный, исповедальный момент.

У ряда живописцев и графиков, таких как В.Акимов, Ю.Свинин, В.Анютин, В.Сынков, А.Халдеев, в начале 80-х преобладает явное неприятие окружающей жизни, критическое осмысление действительности. Типологически эту тенденцию можно назвать "критической", хотя и очевидно, что данный термин не исчерпывает собой все возможности этого направления. Критическая программа этих художников осуществляется в 2-х направлениях -художник средствами реалистической живописи доводит метод соцреализма до логического конца, его перевертыша - соц-арта - как метод ироничной эстетизации советского, постсоветского социума (Ю.Свинин). Гротеск, высмеивание, сатирические розыгрыши, свободные заимствования любых приемов и стилей - вот основы их художественного языка.

У некоторых острый анализ социальных противоречий нередко приобретает сверхреальный характер. Тогда для обличителей пороков основой является стилистика сюрреализма: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные состояния форм - вот особенности их искусства. Они не боятся деформированного рисунка, темного колорита, чтобы показать негероические трагедии повседневности, судьбы, затронутые моральной деградацией, социальными недугами.

Немного иные, но похожие состояния найдем в творчестве В.В.Никольского, А.Халдеева, В.Анютина, А.Горюнова, у которых очевидно нарастание драматического пафоса.

Таким образом, преобладание негативного отношения, критического анализа налицо. Однако все чаще встречаются картины, которые дают возможность художнику выразить идеалы духовного очищения общества. Намечается утверждение общечеловеческого начала в искусстве. Художники заговорили о ценностях обыкновенных человеческих отношений. Заметно и стремление найти истинное, доброе, постоянное.

В этой опоре на "естественные" ценности, находящие свое наибольшее полное воплощение в образах деревни, сельского жителя, пейзажа, ощутима авторская ориентация на романтические традиции, всплеск интереса к которым вообще заметен в лирико-философском искусстве последнего времени. Тяготение к естественно-природному началу, нам представляется, помогает вырваться из сегодняшнего мира социальных бед и разочарований, увидеть современность в общекультурном, общеприродном пространстве.

Новым в этот период является появление религиозной тематики, которая во главу угла ставит вопросы духовных ценностей (С.Кузьмин, Г.Шмаков, В.Акимов, А.Петров). Художники-татары обращаются к религиозному народному искусству - шамаилям, каллиграфии, но уже на профессиональном уровне. Русские художники используют сюжеты и образы из христианской мифологии и некоторые стилистические приемы иконописи.

С этой лирико-романтической линией соприкасается еще одна: тенденция мыслить антиномиями - макрокосм-микрокосм, перевод при этом всех объективных явлений в фантастический план, стремление уйти от окружающего мира в инобытие, т.е. - создание иной реальности.

Преобладание эмоциональных и интуитивных элементов, повышенная роль воображения, различные мистификации (сны, полеты, сновидения В.Сынкова, Р.Латыпова, Б.Грабенко), тяготение к первоистокам, интерес к фольклору, жанру нового мифотворчества (А.Фатхутдинов, Х.Шарипов, З.Низамутдинов, И.Муртазин, Б.Грабенко) - характеризует это направление в живописи.

Наджитейская одухотворенность, некая высшая гармония угадывается и в графических листах. Эмоционально-напряженный накал графической формы - сильнейший признак индивидуального почерка офортов А.Халдеева.

Форма, фактура, градации одного-двух цветов дают экспрессивную звучную образность монотипий И.Нурмыева. Пастели Р.Мухаметдинова наполнены энергией форм, цвета, музыкально-выразительными ритмами.

Космическими" представлениями отмечено творчество скульптора И.Ханова. Эту линию в искусстве можно было назвать "фантастической". Но как чистая фантастика это искусство не имеет смысла. Это скорее метафорическое творчество, ибо только метафора обладает способностью с помощью одних вещей говорить о других. О предчувствиях пласта подсознания можно говорить лишь языком метафор. Поэтому главным определяющим признаком в данном случае мы считаем расширение объекта искусства. Эту линию в искусстве можно назвать "космической".

Важное изменение, которое произошло в структуре художественного произведения в начале 70-х годов - смещение акцента с объекта искусства на художника - имеет свое продолжение на следующем этапе (в конце 80-х-начале 90-х годов) и четко связано с одной из любимых тем постмодернизма -мифом и культурной памятью. Важную роль здесь сыграл подъем национального самосознания, быстро развивающиеся политические события.

Знаменательно, что в рассматриваемый период наблюдается тенденция соединить претворение западноевропейских традиций, русского авангарда начала века с использованием художественных достижений народного искусства.

Одна сторона явления - это острое ощущение народной основы, которая находит свое яркое выражение в искусстве примитива. Можно отметить несколько эстетических линий в освоении художественного наследия народа. Одна из них связана с творчеством Х.Шарипова, опирающегося в своем творчестве на стилистику татарской вышивки, узорного ткачества. Лаконизмом живописных приемов он близок П.Клее, Х.Миро.

Другая линия наиболее ярко проявляется в творчестве М.Хазиева, З.Низамутдинова, Р.Хайруллиной. В своих поисках они ориентируются на достижения французского импрессионизма (Матисса, Сезанна).

Некоторые точку опоры ищут в искусстве модерна (Б.Гильванов, Р.Мухаметдинов), "бубнововалетцев" (Р.Саляхов). Не чужды им искания французского постимпрессионизма с его тяготением к декоративности и ориентализму.

Восточные реминисценции сказались в творчестве Б.Гильванова, З.Низамутдинова, Ф.Гирфанова, М.Мингалеева (графика). Традиции Востока сказались и в монументально-декоративном искусстве: и в варьировании сюжетов, и стилизации восточной миниатюры (Ю.Галузин, Ю.Емельянов). Всех этих художников, которые в своих поисках идут по линии сближения "своих", "чужих" традиций, объединяет стремление к обобщенным, несколько даже огрубленным формам, сильным в своей выразительности контурам, насыщенным цветовым пятнам, живописным фактурам, увлечение примитивом, переплетение фантастического и реального, использование традиционных символов и создание своих символических образов.

В аспекте обращения к национальному художественному наследию интересными являются скульптурные произведения А.Фатхутдинова, И.Ханова, созвучные основному направлению поисков в живописи и графике.

Сказавшиеся в их творчестве понимание пластики объема, трактовка образа, условность композиционного решения ближе к народному искусству.

Как региональную особенность татарских художников можно отметить их совершенно равнодушное отношение к классическому абстракционизму, крайнему экспрессионизму с их субъективной фантазией. Больше их интересует конкретная "мифология". В этом, на наш взгляд, кроется этническое художественное чувство, которое реализуется в творчестве опосредованно и своеобразно. Оно ярко сказывается и в этническом спокойствии полотен без ярко выраженных композиционных доминант. Как правило, работы татарских художников не перегружены формами и сдержанны по колористическому решению. Они склонны к многократному варьированию одних и тех же или близких мотивов, в основном в жанре натюрморта и пейзажа.

Одни из них интуитивно, другие вполне сознательно находили эти основные принципы, питающие общие корни, уходящие в самые недра народной художественной культуры прошлого: в музыкальном, словесном фольклоре, в прикладном искусстве.

Мы согласны с исследователями, которые считают, что в стиле художественного мышления татарских художников проявляется такая особенность психического склада, как сдержанность и внутренняя эмоциональность. Ч.Бахтиарова в статье, посвященной особенностям музыкального мышления татар, замечает: "Татарам свойственна некоторая внешняя суровость, сдержанность чувств при душевной мягкости, доходящей порой до сентиментальности. Они не любили открыто выражать свои чувства. И горе, и радость народ переживал про себя, внутренне, стараясь скрыть свои

ЛГЛ чувства от других" .

Черты общности с аналогичными явлениями в других национальных школах, выявленные нами в ходе исследования, должны быть объяснимы не только процессом взаимовлияния, взаимодействия, но и общей принадлежностью к одной эпохе - последней четверти XX века.

Заключение

Современная ситуация характеризуется сменой ориентиров во всех областях, в том числе и в искусствоведческой науке, которая становится все более регионально ориентированной.

Изобразительное искусство в новых промышленных городах (вне столицы) как система имеет свою историко-культурную динамику, отличающие ее от других регионов.

Эта динамика детерминирована процессами развития татарстанского, русского и мирового искусства, географическим и геокультурным пространством региона.

Общей для всех видов современного изобразительного искусства к концу XX столетия стала русско-европейская традиция как универсальная основа. Однако, в каждой национальной культуре проявляются и локальные этнокультурные изобразительные традиции. Они в большей степени выражены в монументально-декоративном искусстве, имеющем древние корни в народном искусстве.

Взаимодействие этнонациональных и инонациональных традиций происходит на всех уровнях: тематическом, образно-содержательном, композиционном.

В целом система изобразительного искусства развивалась, была неоднородна и на каждом историческом этапе имеет свои особенности.

Разные виды искусства развиваются неравномерно. Живопись и графика в 60-70-е годы существуют, не всегда сохраняя свою специфику, не всегда осознавая различие между собой. Если в 80-е годы интенсивно развиваются все виды искусства, то в начале 90-х намечается спад в монументально-декоративном искусстве, связанный с общей экономи-ческой ситуацией в стране.

При всех индивидуальных различиях в мировосприятии, художественных концепциях, при наличии многообразных направлений у художников разных поколений можно уловить некоторые общие моменты, выраженные в специфической форме.

В той или иной мере всем им свойственно обостренное ощущение своего "я", лирико-романтическое восприятие мира. Однако оно на каждом этапе проявляется по-разному.

На первом этапе лирической доминантой является чувство светлого оптимизма, влюбленно внимательное отношение к миру. Художники, как правило, стремились к ясному и понятному раскрытию замысла, в котором большое значение придавалось повествовательности.

Те признаки, которые критики отмечали в союзном искусстве в 60-70-е годы: многослойность образного высказывания, тяготение к знакам-символам, аллегориям - у художников этого региона появятся позднее. Данный факт "запоздания" объясняется тем, что пафосу новостроек в большей степени соответствовала концепция "сурового стиля" с ее монументальностью и публицистичностью. Акцент на особенной индустриальной романтике, на декоративных эффектах, заключенных в красках, в ритме трудового процесса, сделан в картинах А.Вашурова, Ф.Корнилова, М.Хаертдинова. Здесь нет никакого диссонанса, разлада между человеком и заводской стихией, между рабочим и средой. Лирическое, просветленно возвышенное состояние - главное в "формуле творчества" живописцев А.Юдина, О.Кульпина, И.Насретдинова, В.Гецева, работающих в русле традиций русского реалистического искусства, и у графиков Э.Бусовой, Я.Зинатуллина, Д.Садретдинова, развивающих традиции казанской школы (Г.Рахманкуловой, Б.Урманче и др.). Всем этим художникам присуща способность извлекать из натуры одухотворенную красоту.

Но на фоне современной, весьма изменчивой, нестабильной, внутренне драматичной действительности эта традиция имеет определенные пределы.

Работы В.Морозова, А.Фатхутдинова, З.Миннахметова, А.Горюнова в конце 70-х как бы перекидывают мост к творчеству художников более молодых поколений. В их работах восторженное восприятие действительности все больше и больше сочетается с чувством беспокойства, с экспрессией, улавливающей динамику современности. В их эмоциональном искусстве, далеком от воспевания "вахтенных будней", трудовых свершений, раскрывается сложный и противоречивый мир художника, не только радость бытия, но и драматические конфликты, моменты внутреннего неблагополучия, существующие в современном обществе.

Это направление, берущее начало у "семидесятников", условно названное нами "критическим", получает свое логическое завершение в начале 80-х в творчестве более молодых художников, заостряющих внимание на отрицательных сторонах урбанизированного мира (В.Акимов, Ю.Свинин, В.Анютин). Здесь взаимно дополняют друг друга разные стилистические направления (соц-арт, сюрреализм, примитивизм).

Многое из того, что выявлено нами в жанре тематической картины, выходящей порой на самый стык нерешенных экономических, социальных, нравственных проблем, существенных для современного мира, оказывается характерным и для других жанров. И все же графических работ, в которых углубленно разрабатывались бы современные "ситуативные" мотивы, мало.

Непосредственно с критической тенденцией граничит драматическое направление, представляющее современную жизнь как непрерывную цепь конфликтов - с природой, с окружающим миром, с собственной душой, в той или иной степени связанное с темой природы, деревни. Творческое решение эта тема получает в двух аспектах. Часть произведений отличается бытовой конкретностью каждой детали, точностью рисунка (В.Никольский, В.Акимов). На другом полюсе - экспрессивная манера, опирающаяся на традиции примитивизма (А.Фатхутдинов, Х.Шарипов, З.Миннахметов). Эсхатологическое мироощущение, в основе которого лежит идея "конца света", ощущение разрушительной, гибельной силы, утраты себя, отмечаемое исследователями как главная проблема накануне конца тысячелетия, явственно просматривается в работах большинства художников новой генерации (Г.Шмаков, И.Муртазин, А.Янкин и др.).

Отмеченное субъективное ощущение утраты внутренней целостности личности сказывается и в специфике эстетического художественного восприятия. Так, развивается повышенное эмоционально-чувственное ощущение цвета, линейного ритма, фактуры и т.д. В связи с этим возникает так называемое "пейзажное" или "натюрмортное" восприятие, преобладание декоративного подхода в решении многих живописных задач. Все это приводит к стиранию межжанровых различий.

Несомненно, такой подход к решению жизненных проблем интересен и значителен в контексте с иными подходами, с принципиально иными творческими концепциями. Особое место среди них занимает линия возвышенной поэтической идеализации духовной силы народа. Она в определенной степени уравновешивает драматическую сторону восприятия жизни. В духовной атмосфере эпохи - конца тысячелетия - напряженного ожидания грядущих перемен и мировых катаклизмов - даже мир привычной реальности часто воспринимается художниками как загадочный, мистический. В той или иной мере им свойственно ощущение несовместимости с окружающей действительностью, ее неприятие, а отсюда тенденция поиска метафоричности, богатства внутреннего подтекста, сложности поэтических ассоциаций (Б.Грабенко, Е.Грабенко, И.Нурмыев, А.Халдеев). В поисках новой модели мира художники обращаются и к древним мифам, сказкам, а также старым стилям, приемам, фольклорным примитивам, к арсеналу народного творчества. Эту линию ассоциативного творчества, питающегося подобными настроениями, мы условно назвали "космической". Понятие "космическое" мы ввели для того, чтобы подчеркнуть существенные изменения в мироощущении художников, расширение горизонтов видения мира, ощущение своей судьбы как судьбы человека Вселенной, представление об истории своего народа как о части истории человечества. То, что мы имеем дело с новой модификацией романтического миросозерцания на новом этапе, подтверждается большим тяготением татарских художников к символизму, модерну, а также увлечением творчеством французских импрессионистов.

Результаты рассмотрения тенденций развития изобразительного искусства в новых промышленных городах республики Татарстан представим в виде графической модели, где горизонталь X обозначает этапы развития, вертикаль А - виды искусства, цветные линии - основные художественные направления. При их определении учитываются: а) объект изображения, б) отношение художника к объекту, в) метод изображения.(См. с. 23 < )260

Как видно из ретроспективной модели, лирико-романтическое направление характеризует развитие искусства на обоих этапах, хотя доминирующее положение во всех видах оно занимает в 60-70-е годы, позднее уступая место космическому и критическому направлениям.

Критическое направление характеризует развитие искусства в 80-90-е годы, и в большей степени свойственно живописи, графике и скульптуре. На монументально-декоративном искусстве это критическое направление не отразилось.

Зачатки" космического направления заметно выделяются еще в конце первого этапа, ранее всех - в монументально-декоративном искусстве, а затем оно охватывает все виды и жанры, являясь перспективным направлением.

Конкретные приметы каждого направления в разных видах искусства выражены неравномерно. Лиризм оказывается на всех эатпах, во всех видах искусства одним из основных качеств, сочетающихся с обостренным национальным чувством.

Во всех направлениях более пестрой картина оказалась по третьему признаку, т.е. по методу и стилю изображения. Эти признаки неравномерно распределяются по этапам и по видам искусства, что свидетельствует о стремлении художников разных направлений к синтезу различных методов и стилей.

Следует отметить, что негативное отношение к действительности и ирония выражены в основном в живописи и графике.

Итак, несмотря на различный выбор объекта изображения и на многообразие методов и стилей, общим для всех художников на всех этапах является повышенная эмоциональность, выражающая обострение национального чувства.

Подобное обстоятельство носит несомненный отпечаток этнонационального своеобразия в развитии культуры и связано с некоторыми закономерностями развития татарского искусства.

После нескольких десятилетий, прошедших под знаком ассимиляции художественных традиций, появилась потребность в поисках в области национальной художественной формы. Именно народное творчество оказалось первым импульсом в освоении национальных традиций.

На разных этапах развития татарского искусства в разных стилевых тенденциях национальное своеобразие проявляется по-разному. На ранних этапах национальное чаще всего выражалось в этнографизме, механическом использовании технических приемов народного—искусства. В последнее десятилетие проблема национального своеобразия приобретает духовно-мировоззренческий аспект, происходит осмысление \ философских, эстетических, художественных категорий, присущих национально^культуре.

В поисках пластического эквивалента художественным и эстетическим ценностям своей культуры, художники стремятся к синтезу национальных традиций и современной стилистики. Подобную функцию, на наш взгляд, выполняют традиции примитивизма, выраженные в символике народного искусства. Мы отметили несколько эстетических линий в освоении художественного наследия (стилизаторские приемы, интерпретация орнамента, фольклорных мотивов и т.д.). Однако основным во всех случаях является достижение ассоциативности восприятия, которое особенно соответствует "нюансовому" художественному мышлению татар.

Здесь мы сталкиваемся с современным подходом к проблеме традиции, которая на нынешнем этапе имеет одну существенную особенность. Бывали случаи, когда традиция развивалась однолинейно, когда искусство преимущественно "подпитывалось" лишь одним историческим образцом.

В современном искусстве использование национальных традиций в "чистом" виде представляется проблематичным. Авангардистские направления русского, европейского искусства открыли своеобразные пути для развития национальных традиций в творчестве татарских и русских художников. В плане содержания общим моментом в их творчестве является: интерес к проблемам национального возрождения и интернационализм, веротерпимость, уважение к традициям другого народа и стремление их творчески осмыслить, критическое отношение к пережиткам соцреализма. Разумеется, в их творчестве эти общие моменты проявляются своеобразно. Русские художники в поисках путей духовного возрождения обращаются к христианской мифологии, а татарские художники - к народному творчеству, к восточным традициям и к мусульманской религиозной культуре. Последнее объясняется тем, что татарская культура с древнейших пор являлась частью адаптивного типа цивилизации арабо-мусульманского мира261.

Татарские художники, воспитанные на русских традициях (это в основном художники, приехавшие из других регионов России), более остро переживают утрату национальных корней, и их поиск национального стиля в искусстве носит более концептуальный характер (Х.Шарипов, З.Низамутдинов и др.).

Различие в стилистическом плане: русские художники в большей степени стремятся использовать стилистические приемы крайних течений авангарда (сюрреализма, абстракционизма и т.д.). Для татарских художников характерно

230 стремление слить в единый поток различные стилевые течения, но с опорой на национальные традиции.

Проведенный анализ произведений художников в новых промышленных городах республики Татарстан позволяет сделать вывод о том, что профессиональное изобразительное искусство здесь находится на стадии становления и формирования школы.

Своеобразие школы нельзя свести к какому-либо одному признаку, оно заключается в неповторимом и изменчивом сочетании целой группы признаков, каждый из которых в отдельности является общим,

262 интернациональным достоянием .

На фоне продолжающейся интеграции культур в регионе следует ожидать дальнейший подъем национального изобразительного искусства.

В перспективе изучения данной темы видится привлечение нового материала (декоративно-прикладного искусства, театрально-декорационного искусства, промышленного дизайна и архитектуры). Обобщенный в работе материал позволит воссоздать более объективную картину развития регионального изобразительного искусства в общем историко-культурном процессе и приблизит ученых к рассмотрению современного искусства в компаративистском аспекте, в частности, откроет перспективы в изучении роли культурной периферии в мировом художественном процессе.

Ретроспективная модель развития основных тенденций развития изобразительного искусства в новых промышленных городах РТ Л (1960-90-е годы).

Живопись X % \

Графика ят "Ч!1 И|||ц|||| || / / А/

Монументально- декоративное искусство \ X Ч X /

Скульптура ^

60-е годы 70-е 80-е 90-е

Условные обозначения: 1>этапы развития, А-виды искусства.

Линии синего цвета-лирико-романтическое направление: а) поэтизация действительности (героизация), б) повышенная эмоциональность (лиризм), в) натурность и живописность;

Линии красного цвета-критическое направление: а) негативное отношение к действительности, б) ирония, в) деформирование, отход от натуры, реализм.

Линии зеленого цвета-космическое направление: а) создание новой реальности, б) обостренное национальное чувство, в) символизация и знаковость.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Султанова, Рауза Рифкатовна, 2000 год

1. Абдулвалеева Ж. Поэзия Тукая кистью художников //Аргамак, № 7, 1998, с. 187190.

2. Акимов В. Обретение лица (Почему винегреты челнинских художников острее казанских) //Казань, № 1-2, 1994, с. 108-110.

3. Ахметшина А. Как сама жизнь //Аргамак, № 6, 1994.

4. Ахметшина А. Архитектура и декор мечетей восточного Татарстана /Ислам в России,-М„ 1997, с.113-121.

5. Ахсанов И. Иялер иясе (об А.Фатхутдинове) //Татарстан, № 7-8, 1992, с.99-101.

6. Блинов JI. За окном чувств //Казань, № 7, 1997, с. 105-106.

7. Билалов Р. Катастрофа переносится //Аргамак, № 7,1994.

8. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар,- Казань, 1969.

9. Валеева Д. Все богатство палитры /В кн. Цвети, мой Татарстан.- Казань, 1980, с.286-299.

10. Ю.Валеева Д. У женщины свое отношение к миру //Идель, № 3, 1993, с.79.

11. Валеева Д. Творчество художников Татарии в контексте традиции /Искусство Татарстана: пути становления.- Казань, 1985, с.93-96.

12. Валеева Д.К. Искусство Татарстана (XX век). Казань, Издательство ДЦ фонда «Туран», 1999, 321 с.

13. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920- начало 1990-х годов).- Казань, Изд-во «Фэн», 1995, 188 с.

14. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Монументально-декоративное искусство Советской Татарии.- Казань, Таткнигоиздат, 1984, 120 с.

15. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Национальная культура Татарстана: пути возрождения //Татарстан, 1993, № 2, с.47-52.

16. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Традиции и современность в монументально-декоративном искусстве /Сб. Взаимодействие интернационального и национального в изобразительном искусстве Татарстана. Казанский филиал АН ССР.- Казань, 1981, с.22-42.

17. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Народные художественные традиции в современном монументально-декоративном искусстве Татарстана /См.: Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана.- Казань, Татарское книжное издательство, 1984, с.144-158.

18. Гайнутдинова Ф. Возвращаясь к истокам (размышления после выставки) //Аргамак, № 5-6, 1995, с.138-145.

19. Галлямов P.A. Многонациональный город: этносоциологические очерки/Рос. АН, Центр социологии межнац. отношений ИСПИ, Отд. народов Урала, с МАЭ УНЦ; Отв. ред В. Н. Иванов,- Уфа; Гилем 1996, -199 с.

20. Город Болгар. Очерки истории и культуры,- М., Наука, 1987, 229 с.

21. Город и искусство: субъекты социокультурного диалога/Рос. АН, Науч. совет по имстории мировой культуры; Редкол.: Э.В. Сайко (отв. ред.) и др., -М.: Наука, 1996, 286с.

22. Доронин А. Волжский самородок (о К.Васильеве) //Огонек, № 2, 1987, с.8-9.

23. Доронин А. Руси волшебная палитра,- М., «Молодая гвардия», 1992, 400 с.

24. Доронин А. К.Васильев М., Молодая гвардия, 1999. (Серия ЖЗЛ)

25. Иванов М.Д. Максим Покалев. Взлет волшебного карандаша //Казань, № 7-8, 1998,с.128.

26. Изобразительное искусство автономных республик РСФСР (автор раздела «Татарская АССР», Л.Елькович).- Л., 1973, с.282.

27. Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Альбом. Вступительная статья В.В.Ванслова и др.- Л., «Художник РСФСР», 1973, 449 с.

28. Иконников А. Проблема формирования среды в условиях современной художественной культуры // Советское монументальное искусство. — М., «Советский художник», 1984, №5, с.38-59.

29. Исхаков Д. Татарстан и урбанизация //Аргамак, № 1, 1994, с.142-150.

30. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Татары //Из истории Альметьевского района. Альметьевская энциклопедия. Казань, Татполиграф, 1999, с.22-23.

31. Исламшина Т., Хамзина Г. В молодых городах склонны к радикализму //Татарстан, №9, 1993, с.22-24.

32. Каштанова Ф. Театру "Мастеровые" 20 лет //Аргамак, № 1, 1996, с.210-218.

33. Константин Васильев (Художник по зову сердца). Альбом.- М., 1996, 255 с.

34. Концепция развития национальной культуры //Известия ТОЦ, 1982, № 8, 16-21июня.

35. Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира (автор раздела «Изобразительное искусство Татарской АССР». А.Файнберг).- М., т.З, 1971, с.503-504.

36. Крылов А. Город тысячи художников //Казань, № 7, 1997, с.97-99.

37. Культура молодых городов. Материалы и заключительный отчет международный конференции ЮНЕСКО. Набережные Челны, 1994, с. 1-23.

38. Материалы международной научно-методической и практической конференции по архитектуре и дизайну. Казань, КГАСА , 1999 , 208 с.

39. Мержанов Б. Новый город: содружество архитектора и художника // Советское монументальное искусство 75-77. М., Советский художник, 1979, с. 134-141.

40. Пашкова М. Батик Галины Анютиной //Аргамак, № 3, 1997, с. 114-124.

41. Пашкова М. Вечная актуальность красоты //Аргамак, № 9, 1996.

42. Пашкова М. Мастерская Акимова //Аргамак, № 12, 1998, с.162-174.

43. Пашкова М. Размышления о творчестве художника (В.Анютин) //Аргамак, № 7, 1995, с.94-105.

44. Пашкова М. Странный художник (о творчестве В.Сынкова) //Аргамак, № 12, 1996, с.109-115.

45. Полякова Л. Диво-дивное Л.Роменского //Аргамак, № 5-6, 1998, с. 127-136.

46. Полякова Л. Шамаили Ришата Саляхутдинова //Аргамак, № 2, 1998.

47. Пронин Г. Отныне и навсегда (Как рождалась первая в Казани городская Картинная галерея К.Васильева) //Казань, № 7, 1997, с. 100-103.

48. Пудакова О. Поиски позади //Аргамак, № 12, 1994, с.66-67.

49. Ремакль Андре Один памятник и много плакатов /Сказание о КамАзе в сб. По советскому союзу, Вып.1.- М., "Прогресс", 1979, с.200-204.

50. Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане (воспроизводство этничности в Татарстанском обществе на рубеже 1980-1990-х гг.) Казань, 1998, 167 с.

51. Сафина 3. Зерцало памяти народной // Аргамак, №5-6, 1998, с. 173-182.

52. Султанова Р. Глазами сердца//Аргамак, № 7, 1995, с. 107.

53. Султанова Р. Дорога, ведущая в небо //Идель, № 12, 1995, с.63.

54. Султанова Р. Изостудия «Мета-3» -15 лет//Аргамак, № 8, 1995, с.174-179.

55. Султанова Р. Интерверсия выставка молодежи //Аргамак, № 1, 1995, с.160-163.

56. Султанова Р. Симфония разума и сердца//Аргамак, № 3, 1993, с. 104-112.

57. Султанова Р. Зримая связь времен //Татарстан, № 9, 1997, с.84-88.

58. Султанова Р., Шимановский В., Комзолова Н., Гончаренко О. Тетраптих о творчестве Макаровой // Аргамак, № 7, 1999, с. 121-125.

59. Толстой В. Монументальное искусство СССР.- М., Советский художник, 1977 (альбом).

60. Толстой В. Исторический опыт и перспективы монументального искусства СССР (к 60-летию Октября) // Советское монументальное искусство 75-77. М., Советский художник, 1979, с. 6-34.

61. Травкин Н. И тьма не объяла его //Казань, № 7,1997, с.103-105.

62. Тухватуллин Р. Дом Максима Покалева //Казань, № 7-8, 1998, с.129-136.

63. Файнберг А. Художники Татарии.- JL, Художник РСФСР, 1983, с.107-110.

64. Федосенко М. На пути к истине (о Галузиных) //Идель, № 7, 1993, с.40.

65. Художники народов СССР. Библиографический словарь. М., т.2, 1972, с.214.

66. Хузин Ф.Ш. Итоги и перспективы изучения булгарского домонгольского города //Археология Волжской Булгарии: проблемы, поиски, решения. /АНТ ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова, Казань, 1993, с.5-25.

67. Художник и город,- М., Советский художник, 1973.

68. Цой В. Живопись сплав души художника с реальностью (В.А.Анютин) //Татарстан, № 1, 1996, с.84-87.

69. Цой В. Житие художника Акимова //Татарстан, № 1-2,1995, с.140-147.

70. Цой В. Красная корова эпохи постперестройки //Татарстан, № 7, 1994, с. 128-134.

71. Цой В. Художники Набережных Челнов /Сб. Сотворение души.- Казань, 1998, с.2329.

72. Червонная С.М. Керамический рельеф «Сабантуй». // Декоративное искусство СССР, №6, 1981, с.18-19.

73. Червонная С.М. Искусство Татарии.- М., Искусство, 1987, 345 с.

74. Червонная С.М. Художники Татарии.- Казань, 1974.

75. Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977).- М., 1978, с.87-150.

76. Червонная С.М. Искусство Советской Татарии,- М., Изобразительное искусство, 1978, 291 с.

77. Червонная С.М. Художники Советской Татарии (мастера изобразительного искусства союза художников ТАССР).- Казань, Таткнигоиздат, 1984, 450 с.

78. Червонная С.М. Там вековая тишина? //Искусство, № 7, 1998.

79. Червонная С.М. Традиции советского изобразительного искусства и их развитие в современном творчестве. Насущные вопросы времени //Искусство, № 11, 1998.

80. Червонная С.М. Этические и эстетические концепции ислама в современном искусстве тюрко-мусульманских народов России //Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. Сост. С.М.Червонная- М., 1998, с.367-400.

81. Червонная С.М. Исламское искусство в России: границы, принципы, особенности //Ислам в России,- М.: ЦИМО, 1997, с.96-108.

82. Червонная С.М. Взаимодействие художественных культур народов СССР (Проблемы соцреализма).- М., Изобразительное искусство, 1982, с.135-136.

83. Червонная С.М. Изобразительное искусство Советской Татарии,- М., Советский художник, 1983 (Альбом).

84. Червонная С.М. Традиционные мусульманские шамаили /Все наши боги с нами и за нас. Этническая идентичность и этническая мобилизация в современном искусстве народов России.- М.,1998, с. 168-186

85. Червонная С.М. На КамАЗе делают так //Агитатор, 1976, № 5, с.56.

86. Шамсулин В. Сам он не местный. Но много в Татарии натворил (об И.Ханове) //Современные отечественные записки, № 1, 1999, с. 44-46.

87. Шарипов X. Значение творчества Б.Урманче //Аргамак, № 8,1998.

88. Шарипов X. Узелок на золотой нити, или есть ли у татар своя школа живописи.-Казань, № 1 -2, 1994, с. 106-107.

89. Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники.- Казань, Изд-во имп. Ун-та, 1877.

90. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику.- М.-Л., 1980.

91. Яку нов X. КамАЗ зовет художников //Дружба народов, № 4, 1977.на татарском языке

92. Вэлиди А. Иялэр иясе //Аргамак, № 12, 1993.9Я.Вэлиди А. Иялэр иясе (рэссам Эхсэн Фэтхетдинов) // Аргамак, № 12, 1993, 131-1346.99 .Вэлиуллин Р. Кояшлы рэсемнэр (М.Хаертдинов о Д.Садретдинове, Я.Зинатуллине) //Идел, № 20, 1988, с.73-76.

93. ЮО.Гыймазетдинов Ь. Ватандарлык рухы (О М.Шайдуллине) II Аргамак, № 3, 1998, 74-76 б.101 .Исхаков Д. ЮНЕСКО Чаллыны сайлады //Аргамак, № 7, 1993, с.21-25.102 .Иялэр иясе (рэссам Эхсэн Фэтхетдинов турында) II Татарстан, № 7,8, 1992, 99-101 б.

94. Иялэр, албастылар, убырлар (рэссам Эхсэн Фэтхетдинов турында) II Казан утлары, № 9, 1992.

95. Дэулэтшина 3. Ищат эше бэхет ул (о М.Мингазове) // Аргамак, № 8, 1994, с.133-137.

96. Ризванов С. Илдар Хановньщ тормыш агачы II Казан утлары, № 3-4, 1995, 14-17 6.

97. Сафуанов И. Рэссам II Аргамак, № 6-7, 1993.

98. Султанова Р. Шигьри хиссиятле рэссам (О М.Хазиеве) //Татарстан, № 4, 1999, с.58.

99. Султанова Р. Эхлакый кыйбла //Сеембикэ, Ш 1, 1999, с.48-49.

100. Фэтхетдинов А. Кешедэге бар яхшылык табигатьтэн килэ (рэссамнын, куен дэфтэреннэн) //Идел, № 3, 1989, 64-65 б.

101. Хермэтова Н. Хыял кошы (о К.Сафиуллине) //Аргамак, № 10, 1994, с.72-76. 111 .Хэкимова Ф. Куцэл иясенэ дэшик (Рэссам Э.Фэтхетдинов турында)

102. Сеембикэ, № 10, 1992, 24-25 б.

103. Чаллы КамАЗныц сул кабыргасы (Ю.Платонов белэн интервью) //Аргамак, № 4-5, 1993, 86-87 б.

104. Шапиева Р. Аньщ доньясы //Казан утлары, № 8, 1994, с. 190. 1 ХА.ШаМева Р. Кубарылу //Сеембикэ, № 1, 1995, с.34.115 .Шапиева Р. Тес hdM акэц балкышы (о творчестве З.Низамутдинова) //Сеембикэ, № 9, 1997, с.35.

105. Иб.Шэрипов В. Рэссам яшьлеге (об Ахсане Фатхутдинове) //Азат хатын, №4, 1978г., 4 б.

106. ХП.Эхсэнов И. Иялэр: шигырь (рэссам Эхсэн Фэтхетдиновка) //Казан утлары, 1995, №8, 94 б.

107. Юнысова А. Иялэр иясе //Татарстан, № 7-8, 1992, 99-101 б.на иностранном языке

108. Lia Zavialova. Те deseamos éxitos, Ildar // URSS / Boletín de información de la embajada de la. No 11, 1981, 32-33.

109. Nadir Devlet. 25. Gun-Olag nustu Bir insan. //Idil-Ural Ekspedisyonu. Tatarlar-Baskurtlar-Suvaslar. Ankara, 1998, s. 105-106.

110. На японском языке: //Интурист, №7, 1980, c.38-41 (о творчестве И.Ханова)

111. Tatar Ressemlar Yesevide // Yesevi. Vil: 4Savi: 46, 1997, c.45.(o выставке художников OXT в Турции).1. Каталоги

112. А.Вашуров ( К 70-летию со дня рождения). Живопись. Вступительное слово И.Куршина,- Набережные Челны, 1995.

113. А.Петров. Буклет к выставке в Казани /Автор вступительной статьи Р.Р.Султанова,-Казань, 1997.

114. А.Фатхутдинов. Живопись, деревянная скульптура /Авторы вступительной статьи и текста каталога А.Шакиров, Н.Шишкова.- Набережные Челны, 1993.

115. Анютина /Автор вступительной статьи М.Г.Пашкова.- Набережные Челны, 1996.

116. В.Акимов. Каталог к выставке в Москве /Авторы вступительной статьи Р.Шагеева, Л.Полякова.- Москва, 1994.

117. В.Анютин. Буклет /Автор вступительной статьи М.Г.Пашкова.- Набережные Челны,1996.

118. Выставка произведений художников г.Альметьевска. Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство,- Альметьевск, 1963.

119. Выставка произведений художников Татарии (автор вступительной статьи Р.Шагиева). Дни литературы и искусства Татарской АССР в Чувашской АССР, июнь 1987, Новочебоксарск.

120. Выставка «Большая Волга».- Казань, 1979.

121. Ю.Галерея «Адель». Каталог. /Сост. Ф.Валиуллин, Р.Сунгатуллина, В.Морозов, К.Бадамшин.- Нижнекамск, 1996.

122. П.Диля Барышева. Батик /Автор вступительной статьи Б.Алексеев. Набережные Челны, 1995.

123. Два автограда. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство /Автор вступительной статьи О.Пудакова. Набережные Челны, 1995.

124. Два автограда. Каталог выставки художников г.Тольятти и г.Набережные Челны /Авторы вступительных статей А.В.Кузьмина, М.Г.Пашкова, составители И.М.Попова, М.Г.Пашкова, Г.М.Землякова,- Тольятти Набережные Челны, 1993.

125. М.Искусство народов СССР (1960-1977).- М., Изобразительное искусство, 1982.

126. Маснави Хаертдинович Хаертдинов. Буклет в подборке «Искусство Советской Татарии. Народные художники» /Автор текста буклета В.Аршинов, составители В.Аршинов, Ю.Петров.-Казань, 1980.

127. Р.Галиуллин. Каталог выставки в Казани /Автор вступительной статьи В.Аршинова.- Казань, 1987.

128. Р.Галиуллин Живопись. Графика (буклет). Зеленодольск /Автор вступительной статьи Д.Барышева.

129. Р.Латыпов. Живопись. Буклет /Автор вступительной статьи Т.Дронова,-Набережные Челны, 1992.

130. Петр Ядрышников. Живопись,- Набережные Челны, 1998.

131. Республиканская юбилейная выставка (составитель каталога и автор вступительной статьи А.Файнберг). Казань, 1971.

132. С.А.Цыганов, В.С.Наймушин, В.В.Хрулев, Г.Л.Уразайкин. Каталог выставки художников г.Заинска /Составители Л.М.Симонова, А.М.Габдрахманова.- Заинек, 1993.

133. Фатхутдинов A.C. Персональная выставка. Нижнекамск, 1976.

134. Художественная выставка «Возвращаясь к истокам» (выставка художников ОХТ) /Автор вступительной статьи Ф.М.Гайнутдинова, составители М.Ш.Хазиев,- Набережные Челны, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.