Особенности воспитания учащихся на примере культуры казачества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Быковский, Владимир Николаевич

  • Быковский, Владимир Николаевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Тула
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 268
Быковский, Владимир Николаевич. Особенности воспитания учащихся на примере культуры казачества: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Тула. 2002. 268 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Быковский, Владимир Николаевич

Введение

Глава 1. Социально-педагогические предподсылки становления и развития казачества как педагогического и культурного феномена

П. 1.1. Социально-сословная и педагогическая самобытность казачества

П. 1.2. Обще-культурные и педагогические истоки педагогики казачества

П. 1.3. Народное просвещение в казачьих регионах

П. 1.4. Основы народной педагогики казачества

Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование организации воспитания на примере культуры казачества в Пензенском регионе

П. 2.1. Педагогический мониторинг готовности региональной системы образования к реализации казачьей модели воспитания

П. 2.2. Методика организации воспитания в региональных учебно-воспитательных учреждениях с использованием элементов культуры казачества

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности воспитания учащихся на примере культуры казачества»

ф Актуальность исследования определяется двумя факторами: во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого; во-вторых, актуальность определяется социо-культурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности школы, открыло перспективы для радикальных перестроек в воспитании подрастающих поколений.

Развитие современного общества и его социальных институтов должно ^ основываться на всестороннем анализе истоков отечественной культуры, духовных ценностей, накопленных в процессе социо-культурного развития народов России. Использование имеющегося богатейшего опыта народного воспитания в процессе модернизации учебно-воспитательного процесса требует всестороннего обоснования культурно-исторических, духовных ценностей нашего прошлого и их роли в формировании мировоззрения россиян.

Анализ структуры и содержания развития отечественной народной ^ педагогики базируется на выявлении качественных характеристик всех ее составляющих, к которым несомненно относится педагогика казачества. Педагогика казачества - специфическая ветвь русской народной педагогики, которая бытовала в общественно-экономических условиях, отличавшихся от средних общероссийских.

Исследование общекультурных и педагогических истоков педагогики казачества в нашей работе опиралось на фундаментальные основы этнопедагогики, разработанные Г.Н. Волковым. Существенное теоретико-# методологическое значение имело положение Г.Н. Волкова о выделении трех сторон научного подхода к предмету народной педагогики: исторической, теоретической и практической.

Вопросы народной педагогики на протяжении многих столетий привлекали большое внимание ученых и просветителей своего времени, ф Исследованием этой проблематики занимались В.Г. Белинский, А. Дистервег,

Я.А. Коменский, Я. Корчак, М.В. Ломоносов, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, А.Н. Радищев, Г.С. Сковорода, В.А. Сухомлинский, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский. Методологические научно-методические проблемы народной педагогики рассматривают в своих работах и наши современники: A.C. Алексеев, В.Г. Бочарова, Р.Б. Вендровская, Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, Л.Ю. Гордин, А.Л. Гуран, А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев, П.И. Люблинская, Л.И. Новикова, И.Т. Огородников, Е.Г. Оссовский, ^ М.М. Плоткин, И .Я. Яковлев. Художественно-иллюстративное описание народных традиций воспитания и обучения подрастающего поколения можно найти в произведениях Ч. Айтматова, И.В. Бестужева-Лады, Б.М. Бим-Бада, И.В. Гете, Ф.М. Достоевского, С.А. Есенина, А.П. Чехова, «Поучении Владимира Мономаха детям», «Слове о полку Игореве». Различные аспекты народного воспитания современной молодежи рассматриваются в работах М.К. Азадовского, М.И. Алдошиной, И.Я. Богуславского, А.Л. Бугаевой, М.А. Гориновой, Л.Д. Гошуляк, A.A. Даниловой, Б.М. Добровольского, • Р.Х. Мингазова, Е.А. Мясоедовой, Л.Г. Савенковой, Е.А. Самойлова,

Ю.Б. Стракача. Роль обрядов, традиций в воспитании молодежи анализируют:

A.B. Борчук, А.Е. Зубарев, Анализ роли социального взаимодействия в воспитании личности рассматриваются в работах: Л.В. Байбародовой, Л.П. Буевой, И.С. Кона, H.A. Лупановой, В.В. Новикова, М.И. Рожкова,

B.В. Сохранова, Л.Ф. Спирина. Разные стороны регионолистики в плане культурного и этнического фактора анализируют в своих работах: И.Я. Богуславская, Г.Н. Бочаров, Г.Н. Волков, А.П. Лиферов. щ При всем многообразии исследований народной педагогики и ее роли в отечественном воспитании, вопрос реализации культуры казачества в современном учебно-воспитательном учреждении изучен недостаточно.

Продолжает оставаться актуальным поиск принципов, условий, путей и методов соотнесения культуры казачества с процессом воспитания личности ф современного школьника, как в массовой школе, так и в специализированных образовательных учреждениях, ориентированных на военно-патриотическое воспитание учащихся.

Кроме того, решение данной педагогической задачи затрудняется рядом обстоятельств: не определена специфика культуры казачества; не выявлен комплекс психолого-педагогических условий и средств, способствующих продуктивному использованию культуры казачества в воспитательном процессе.

Таким образом, обнаруживаются противоречия между: значимостью народных традиций в формировании личности и качеством их использования в современном воспитательном процессе региона; активизацией казачества как социального института, попытками возродить тип казачьего воспитания и недостаточным теоретическим обоснованием этого процесса; все возрастающей значимостью культуры казачества в воспитательном потенциале региона и фактическим уровнем ее использования в региональном педагогическом процессе; реальным уровнем готовности педагогов к ^ организации народного воспитания и задачами, сформулированными в

Концепции модернизации российского образования.

Необходимость разрешения этих противоречий и обусловила проблему исследования. Ее недостаточная научная разработанность, теоретическая и практическая значимость для современного воспитания определили выбор темы исследования: «Особенности воспитания учащихся на примере культуры казачества».

Объект исследования: педагогический процесс в кадетском учебно-§ воспитательном учреждении.

Предмет исследования: особенности реализации культуры казачества в условиях кадетского учебно-воспитательного учреждения.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить условия эффективного использования культуры казачества в педагогическом процессе кадетского учебно-воспитательного учреждения.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитательный процесс в кадетском учебно-воспитательном учреждении на основе культуры казачества будет эффективным, если:

- разработана специальная концепция организации педагогического процесса в кадетском учебно-воспитательном учреждении;

- педагогическая система учебно-воспитательного учреждения основана на особенностях жизнедеятельности казачества;

- педагог учебно-воспитательного учреждения проявляет в педагогическом действии готовность к соотнесению личностного опыта с культурой казачества;

- взаимодействие участников педагогического процесса имеет личностно-ориентированный и развивающий характер;

- в качестве основных педагогических технологий будут задействованы вербальные, ролевые и деятельностные.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

- изучить состояние исследуемой проблемы, раскрыть особенности организации воспитания на основе культуры казачества;

- на основе имеющихся концепций организации воспитания личности определить сущность, структуру и содержание воспитания учащейся молодежи на основе культуры казачества;

- описать и опытно-экспериментально проверить модель воспитания учащихся на основе народной педагогики казачества в кадетском учебно-воспитательном учреждении; выявить педагогические условия, содержание, цель и средства реализации модели воспитания в кадетском образовательном учреждении.

В качестве первичных источников исследования использовались:

1) устное народное творчество казачества;

2) научная и художественно-публицистическая литература о культуре и народной педагогике казачества;

3) русская литература XVIII-XIX в.в., литературно-критическая публицистика;

4) Библия;

5) Домострой, Стоглав;

6) нормативная документация, определяющая правовой и общественный статус казачества в современном обществе;

7) архивные материалы, официальные краеведческие материалы, протоколы казачьих съездов и кругов;

8) материалы периодической печати казачества современного периода: воспоминания казаков старших поколений, ветеранов народного образования, культуры.

Теоретико-методологической основой исследования служат современные концепции образования и культуры, опирающиеся на принципы научности, историзма и объективизма; базирующиеся на психолого-педагогических концепциях целостного процесса развития личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн); идеях о становлении и развитии национальной школы (А. Дистервег, В.О. Ключевский, J1.H. Толстой, К.Д. Ушинский); труды по общей теории культуры (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Н.С. Злобин и др.); о развитии творческих способностей через искусство, живопись, народные ремесла (Д.Б. Кабалевский, Б.М, Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.); общих основах гуманистического подхода к организации личностно-ориентированного обучения и воспитания (А.И. Аверьянов, Ш.А. Амонашвили,

E.B. Бондаревская, Л.Ю.Гордин, B.B. Краевский, А. Маслоу, К. Роджерс, В.В. Сериков, Ю.П. Сокольников, И.Л. Федотенко); антологиях по истории и ф теории социальной педагогики (И.Н. Адреева, П.П. Блонский, И. Златоуст,

A.B. Мудрик, В.А. Сластенин, Митрополит Московский Макарий (Невский)). Частно-методологическую научную базу исследования составляют концепции педагогической и психологической наук: о педагогических системах (В.Г. Афанасьев, О.В. Заславская, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачёв, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников); о природе творчества профессионального действия (Н.В. Бочкина, Дж. Гилфорд, В.В. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, Н.Д. Никандров, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн, В.Н. Харькин); о # продуктивности профессионально педагогического общения (A.A. Бодалёв,

B.П. Беспалько, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, A.B. Мудрик); о задачном подходе при анализе эффективности педагогической деятельности (Е.П. Белозерцев, A.A. Орлов, В.А. Сластенин, В.В. Сохранов, Л.Ф. Спирин, И.М. Фрумкин, Т.А. Шайденко).

Сложность исследования проблемы обусловила необходимость применения комплекса научно-исследовательских методов: ретроспективный анализ научной литературы по проблеме и теме исследования; изучение и Ф обобщение педагогического опыта кадетского корпуса по организации воспитательного процесса на основе культуры казачества; анализ нормативных основ построения и деятельности этнических учебно-воспитательных учреждений; педагогическое моделирование и мониторинг; традиционные педагогические методы исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, анализ результатов деятельности участников педагогического процесса, игры, задачное моделирование, метод педагогического конфликта); констатирующий и формирующий педагогический эксперимент с ф использованием статистических методов обработки полученного массива данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: общеобразовательное учреждение «Кадетская школа № 46 г. Пензы.

41 Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус»; муниципальное учреждение дополнительного образования «Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус»; казачьи кадетские классы ПТУ № 13 города Каменка Пензенской области. Всего в исследовании приняли участие 823 ученика, 96 воспитателей и учителей, 378 членов казачьего общества.

Исследование проводилось в три этапа:

- на первом этапе (1995-1998 гг.) осуществлялся сбор и обработка материалов, характеризующих предпосылки и социально-экономические

Ф' условия развития казачьей педагогики, анализировались литературнохудожественные и научные источники, характеризующие казачество, изучались фольклорные материалы, краеведческие архивы;

- на втором этапе (1998-2000 гг.) конкретизировалась цель и основные задачи исследования, выявлялся уровень теоретической разработанности этнопедагогических проблем казачества, анализировались этнографические источники, протоколы казачьих Кругов и съездов, ведомственные инструкции, статистические материалы, проводился констатирующий эксперимент;

• - на третьем этапе (2000-2002 гг.) проводились: опросы в форме анкетирования, стандартного интервью, беседы; общий обзорный анализ результатов исследования; опытно-экспериментальные мероприятия (проведение формирующего эксперимента), связанные с анализом реализации казачьей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе; оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: ф — уточнена сущность и структура педагогического процесса кадетского учебно-воспитательного учреждения, отражающего особенности культуры казачества; выявлена совокупность особенностей продуктивного влияния культуры казачества на педагогический процесс кадетского учебно-воспитательного учреждения (ориентация на создание единой системы, основанной на личностно-ориентированном побуждении молодежи к осмыслению и освоению культуры казачества; соотносимость общепедагогического процесса с педагогикой казачества по цели, методам и технологиям формирования личности учащихся; социально-педагогическая востребованность культуры казачества в содержании регионального педагогического процесса; системное использование элементов народной культуры в педагогическом процессе кадетского учебно-воспитательного учреждения; наличие элементов культуры казачества в профессионально-педагогическом самовыражении преподавателей и воспитателей кадетского учебно-воспитательного учреждения); разработаны технологии, позволяющие педагогу кадетского учебно-воспитательного учреждения соотносить личностный опыт педагогической деятельности с основами воспитания личности в культуре казачества; выявлен комплекс условий, позволяющих обеспечить личностно-ориентированный и развивающий характер взаимодействия участников педагогического процесса кадетского учебно-воспитательного учреждения (готовность участников педагогического процесса к диагностике и самодиагностике уровня воспитанности, обученности и развития; наличие у педагогов умений целеполагания, структурирования, оценочно-результирующих и прогностических навыках; готовность организационно-содержательных структур педагогического процесса кадетского учебно-воспитательного учреждения к реализации личностно-ориентированного и развивающего воспитания).

На основе изученного материала и проведенной опытно-экспериментальной работы разработан спецкурс для студентов «Особенности организации воспитательного процесса в современной школе на основе народной педагогики казачества».

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут использоваться в системе общего образования при формировании личности обучающегося. Материалы исследования также могут быть использованы в кадетских учебно-воспитательных учреждениях; педагогических вузах при подготовке студентов к проведению воспитательной работы; в системе повышения квалификации и методической работе с учителями и воспитателями.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась: исходными теоретическими положениями; адекватностью совокупности методов исследования цели, задачам и предмету исследования; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы; всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных; разносторонней апробацией и внедрением результатов исследования в практику казачьих учебно-воспитательных учреждений; личным участием соискателя на всех этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выработала существенные качественные основы духовности и нравственности личности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личностной направленности воспитания, приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные ценности. Использование культуры казачества в воспитании учащихся может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной школы.

2. Востребованность потенциала культуры и педагогики казачества возможна не только в казачьих учебных заведениях, но и, при разработке соответствующей теоретической базы, в массовой общеобразовательной школе для решения проблем воспитания и социализации в современном, динамично развивающемся, обществе. Специфика организации воспитания на основе казачьей народной педагогики в кадетском образовательном заведении, таким образом, будет заключаться в следующем:

- военная профилированность обучения и воспитания;

- направленность воспитания на формирование чувства долга, патриотизма, товарищества, гражданственности;

- отношение к труду как к самодостаточной ценности;

- опора на внутрисемейную культуру взаимоотношений детей и родителей.

3. Эффективная организация воспитательного процесса на основе культуры казачества возможна при условии:

- проведения педагогической диагностики готовности преподавателей и воспитателей кадетского учебно-воспитательного учреждения к целостному развитию личности учащихся, представляющемуся в виде взаимопроникновения духовности, самодостаточности и готовности личности к активному социальному действию;

- организации целостного педагогического процесса, формирующего личностно-необходимые и общественно-значимые качества, свойства и умения личности;

- реализации принципа дифференциации и личностной направленности воспитательного процесса;

- направленности воспитания на формирование патриотизма, трудолюбия, активности и самостоятельности учащихся;

- готовности учащихся к самовоспитанию, реализуемой на основе осмысления культуры казачества.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через публикации (программы, статьи, тезисы); проведение семинаров и тренингов со студентами физико-математического факультета Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, учителями и воспитателями Пензенского ИПК и ПРО; выступления на научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге, Самаре, Пензе, Рязани, Туле. Опубликовано 11 работ.

Результаты проведенной работы использовались для: коррекции воспитательного процесса в казачьих учебных заведениях Пензенской области и в целом Волжского казачьего войска; профессиональной подготовки будущих педагогов в Пензенском государственном педагогическом университете им. В.Г. Белинского; переподготовки учителей и воспитателей в Пензенском ИПК и ПРО. В указанных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях соискатель непосредственно участвовал в педагогическом процессе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Быковский, Владимир Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основополагающим выводом является утверждение о том, что казачество - это особая народность с самобытной педагогической культурой. Актуальной в данном исследовании является прежде всего сама постановка вопроса о народной педагогике казачества и ее использование в учебно-воспитательном процессе кадетского образовательного учреждения. Большинство вопросов педагогики казачества рассматривалось целостно, что позволило выявить достаточную полноту изучаемого объекта.

В диссертации уделено значительное внимание взаимосвязям народной и научной педагогики. Этот вопрос разрабатывался также в порядке постановки проблемы, ее более объективного теоретического видения. Совершенно очевидно, что развитие народной педагогики требует комплексного методологического обоснования взаимовлияния народного и научного знания.

Исследование показало, что самобытность казачества - историческая реальность, которая проявляется и в современной культуре казачества, включая его педагогические воззрения, опыт социализации подрастающих поколений.

Анализ источников и опытно-экспериментальная работа показали, что казачество имело четко поставленную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволявшие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества.

Проведенное исследование показывает, казачество - это очевидный факт не только истории России, но и ее нынешняя объективная реальность. Сегодня очевидно только одно: казачество возрождается. Дальнейшие пути и судьбы этого процесса трудно предсказуемы.

Другой вопрос - культура казачества. Это самобытная часть культуры русского народа, отражение его психологии и характера. Казачья педагогика -общее культурное достояние россиян.

Нам представляется крайне необходимым изучение вопросов, связанных с особенностями развития основ казачьей педагогики за почти вековой период воздействия государственной системы воспитания на культуру казачества.

Данное исследование выявило актуальные проблемы, требующие дальнейшего изучения культуры и педагогики казачества. Таковыми, например, являются проблемы соотнесения казачьих воспитательных традиций с современным опытом воспитания молодёжи в казачьих и не казачьих регионах.

Изменения, происходящие в общественно-экономическом строе, государственном устройстве нашей страны коренным образом повлияли на содержание подготовки подрастающих поколений к жизни. Серьезным испытаниям и трансформациям подверглись теория и практика воспитания. Изменение сущности воспитательного процесса актуализировало интерес к истории воспитания, к народной педагогике. К процессу этой актуализации, в частности, можно отнести и педагогику казачества, прогнозировать прикладное значение которой проблематично.

Изложенные в диссертации выводы не претендуют на окончательность. Вместе с тем, проведенный эксперимент выявил: востребованность идей казачьей педагогики в современном обществе; значительный педагогический потенциал казачьей культуры, проявляющийся в формировании патриотизма, товарищества, гражданственности, трудолюбия и других морально-нравственных качеств у учащихся кадетских образовательных учреждений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Быковский, Владимир Николаевич, 2002 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994. -336 с.

2. Абульханова-Славская K.JI. Деятельности и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1980.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.

5. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. — М., 1982 г. -336 с.

6. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: «Академия», 2000. -264 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высшей школы. -М.: Аспект Пресс, 1998. 373 с.

8. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14-17 вв. М.: Педагогика, 1985. - 367 с.

9. Асов А.И. Славянская астрология. М., 2001. - 592 с.

10. Астапенко М., Левченко В. «Будет помнить вся Россия» //Молодая гвардия, 1986. № 6. - 127 с.

11. Астапенко М.Н. Краткое пособие по истории донского края. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1995. 48 с.

12. Ауский С. Казаки: особое сословие. СПб.: Нева, 2002. - 447 с.

13. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М.: Правда. - 1982. - 576с.

14. Афанасьев А.Н. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979.

15. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

16. Байбородова JI.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. - 380 с.

17. Байкова Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт. Рязань, 2000. - 248 с.

18. Баркова H.H. Нравственный идеал в русской педагогике /вторая половина 19 начало 20 вв. //Педагогика, 1998. - № 2. - С. 70-75.

19. Батурина Г. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания //Педагогика, 2000. № 3. - С. 106-107.

20. Белинский В.Г. Горе от ума //Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1981.

21. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя //Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1981.

22. Белинский В.Г. Общий взгляд на народную поэзию и ее значение.

23. Белинский В.Г. Письмо к Н.В. Гоголю //Избр.пед.соч. М.: Педагогика, 1982.

24. Белогуров А.Ю., Белогуров Ю.А., Елканова Г.М. Гуманизация и этнизация: у реалий современной педагогики //Педагогика. 1996. - № 3. -С. 125-126.

25. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях //Педагогика, 1999.-№ 6.-С. 19-25.

26. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. - 383 с.

27. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988. - 400 с.

28. Бигдай A.B. Песни кубанских казаков. Т. 1. Песни черноморских казаков. Краснодар: Кн. изд-во, 1992. - 447 с.

29. Бигдай A.B. Песни кубанских казаков. Т. 2. Песни линейных казаков. Краснодар: Кн. изд-во, 1995. - 510 с.

30. Блонский П.П. Педология. М., 1999. - 288 с.

31. Богомолова H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки //Теоретические и методологическиепроблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977. - С. 183-204.

32. Богославский М.В. Педагогика «другой» России //Педагогика, 1983. -271 с.

33. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

34. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика. М.-Р.-на-Д., 1999.

35. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М., 1991. - 80 с.

36. Бреарэ И. Казаки. М.: Воениздат, 1992. - 205 с.

37. Ш 37. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983. -412 с.

38. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 350 с.

39. Бухвалов В.А., Плинер Я.Г. Педагогическая экспертиза школы. М., 2001.- 160 с.

40. Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования //Педагогика, 1999.-№5.-С. 22-26.

41. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Советская педагогика, 1989. -№ 7.ф 42. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш.кн.изд., 1974. 376 с.

42. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чуваш.кн.изд., 1966.-341 с.

43. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследования. Л., 1970. - 88 с.

44. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.

45. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.т 479 с.

46. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -341 с.

47. Гавриляченко С. Казачья памятка //Родина, 1993. № 4.

48. Гарин-Михайловский Н.Г. По Сибири и Дальнему Востоку. Собр.соч. в 5-ти т. Т. 5. М.: Гослитиздат, 1958. - 634 с.

49. Герцен А.И. Избранное. М., 1974.

50. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995. - 448 с.

51. Глассер У. Школы без неудачников /Общ. редакция и предисл. В .Я. Пилиповского. М., 1991. - 184 с.

52. Гоголь .Н.В. Тарас Бульба //Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Худ. лит-ра, 1965. -С. 238-351.

53. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.- 160 с.

54. Гоноболин Ф.Н. Психология. М.: Просвещение, 1973. - 240 с.

55. Гончаров Н.К. Методология и методы педагогики как науки. М., 1968.

56. Гордеев A.A. История казаков. В 4-х т. Т. 1. М.: Страстной бульвар, 1992.- 181 с.

57. Гордин Л.Ю. Воспитания и социализация //Советская педагогика, 1991.-№2.

58. Гошуляк В.В. Конституционное и уставное законодательство субъектов РФ. М., 1999. - 439 с.

59. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технологии управленческой деятельности заместителя директора школы. М., 2000. - 160 с.

60. Губин А.Т. Молоко волчицы. М.: Современник, 1984. - 421 с.

61. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998. - 336 с.

62. Даль В.И. Уральский казак //Русские очерки. М.: ГИХЛ, 1956.

63. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: ГИХЛ. - 1957. - 992 с.

64. Добролюбов H.A. Уральцы. Очерки быта уральских казаков /И. Железнов/. Собр. соч. в 9-ти т. Т. 4. М., 1993.

65. Добролюбов H.A. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту / И. Попко /. Собр. соч. в 9-ти т. Т. 4. М., 1993.

66. Дорофеев В.А. Теоретические и эмпирические аспекты социологических исследований проблем казачества. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999. - 208 с.

67. Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях /Под ред. В. А. Беляевой. Рязань, 2000. - 182 с.

68. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994. - 280 с.

69. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. -М., 1991.-64 с.

70. За други своя или все о казачестве. М.: Изд. Международного фонда славянской письменности и культуры, 1993. - 230 с.

71. Иванченков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург: ДИМУР, 1999. 291 с.

72. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 253 с.

73. Изюмов А.И. Школьное дело в Уральском казачьем войске //Педагогика, 1998. № 8. - С. 84-91.

74. Ильин E.H. Герой нашего урока. М., 1991. - 288 с.

75. Казачий вестник. Уральское казачье общество. Уральск, 1992. -№ 10.

76. Казачьи войска. Справочная книжка Императорской Главной Квартиры. По 1-е Апреля 1912 года /Под ред. В.Х. Шенк.

77. Казачий круг /Под ред. B.JI. Левченко. М.: Карьера, 1991. - 94 с.

78. Казаки России (Прошлое, настоящее, будущее). М.: Изд-во ИЭиА РАН, 1992.- 140 с.

79. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. - 154 с.

80. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). М., 1986.- 176 с.

81. Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти т. Т. 3 /Курс русской истории/. -М.: Мысль, 1988.

82. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса //Советская этнография, 1974. № 2. - С. 32-37.

83. Коленкур А. де. Мемуары. Смоленск: Смядынь, 1991. - 368 с.

84. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-350 с.

85. Коменский Я.А. Материнская школа //Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982.

86. Кон И.С. Этнография детства. М., 1983.

87. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - 269 с.

88. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М.: Экономика, 1993. 397 с.

89. Краснов П.Н. Казачьи песни. Р.-на-Д.: Памятники отечества, 1989. -64 с.

90. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы.-М., 1983.-48 с.

91. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. - 271 с.

92. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. -136 с.

93. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ситуаций (СЖО). М., 1992.16 с.

94. Лермонтов М.Ю. Казачья колыбельная //Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Правда, 1990.

95. Листопадов A.M. Песни донских казаков. М.: Музгиз, 1953.

96. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996. - 462с.

97. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. - 282 с.

98. Лихачев Д.С., Благово Н.В., Белодубровский Е.Б. Школа на Васильевском. М., 1990. - 159 с.

99. Лихоносов В. Избранное. М.: ТЕРРА, 1993. - 670 с.

100. Лиферов А.П. Региональные аспекты реинтеграции образовательного пространства стран СНГ. М., 2001. - 166 с.

101. Ломов Б.Ф. Психология восприятия. М.: Наука, 1989. - 194 с.

102. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж,1993.- 152 с.

103. Магомедов A.M. Кодекс чести в традициях кавказских горцев //Педагогика, 19999. № 1. - С. 56-59.

104. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. - 685 с.

105. Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов A.B. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. Спб., 1982. - 80 с.

106. Макговен Д. Англичанин о казаках //Новый журнал литературы, искусства и науки. Т. 2. СПб, 1907 - С. 242-253.

107. Малышевский А.Ф. Мир человека. М., 1995. - 192 с.

108. Мануйлов А.Н. Пространственно-временная организация мифологемы доли /Кубанское казачество: История, этнография, фольклор. -М.: РАН, 1995. С. 273-364.

109. Маришук В.Л. Блудов Ю.М. Методика психодиагностики в спорте. -М. 1990.-256 с.

110. Марченко Г.И. Этнополитология как наука //Социал-полит. журнал.1994. №№ 3, 4, 5, 6. - С. 70-76.

111. Матвеев О. Слово о кубанском казачестве. Краснодар: Советская Кубань, 1995.-342 с.

112. Матвеев О. К разработке концепции казачьего образования //Педагогика, 2000. № 4. - С. 100-102.

113. Методы социальной психологии /Под ред. Е.С. Кузьминой, В.Е. Семенова. Л., 1977. - 247 с.

114. Методы этнопсихологического исследования: Спецпрактикум по социальной психологии /Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколов; МГУ. Факультет психологии. М.: МГУ, 1993. - 79 с.

115. Методология и методы педагогических исследования //Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина и др. М.: Школа-Пресс, 1998. - С. 93-111.

116. Мудрик A.B. Введение в социальную психологию. М.: Ин-т практической психологии, 1997, - 365 с.

117. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

118. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учебник для ст-в пед.вузов. — М.: Академия, 2000. 191 с.

119. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983. - 240 с.

120. Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов //Педагогика, 1994. № 1. - С. 44-46.

121. Мукаева О.Д. О традиционной педагогической культуре калмыков //Педагогика, 1996. № 4. - С. 49-53.

122. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее //Психол. журнал. 1994-Т 15, № 3. - С. 42-49.

123. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований //Педагогика, 1995. № 5. - С. 44-49.

124. Новикова A.M. Русская поэзия 18 первой половины 19 вв. и народная песня. -М.: Просвещение, 1982. - 126 с.

125. Общая психодиагностика /Под ред. A.A. Бодалева и В.В. Столина. -М., 1988.-304 с.

126. Орлов A.A. Управление средней общеобразовательной школой. -М., 1979.-64 с.

127. Орлов А.Н. Общеобразовательная культура. М., 1986. - 143 с.

128. Основы школоведения /В.В. Сохранов и др. Пенза, 1993. - 162 с.

129. Основы социально-психологической теории /Под редакцией A.A. Бодалева, А.Н. Сухова. М.: Между нар. пед. акад., 1995. - 419 с.

130. Оссовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья //Педагогика. 1995. - № 3 - С. 41-47.

131. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец 19 начало 20 вв. - М.: Педагогика, 1991. - 445 с.

132. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.

133. Петрищев В.И. Великобритания: Социализация молодежи на рубеже 90-х годов XX века. Красноярск, 1992. - 145 с.

134. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969. — 659 с.

135. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2000. - 640 с.

136. Пидкасистый П.И., Портнов М.А. Искусство преподавания. М., 1998.- 184 с.

137. Пирогов Н.И. Циркуляр по управлению Киевским учебным округом № 10 // «Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ». Ч. 3. СПб, 1862.

138. Писарев Д.И. Значение матери в юношеском воспитании //Избр.пед. соч. М.: Педагогика, 1984.

139. Плахова J1.M. Как сделать хорошую школу. М., 2000. - 160 с.

140. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. -630 с.

141. Политология /Под редакцией В.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. - 589 с.

142. Психодиагностика: теория и практика /Общ. ред. Н.Ф. Талызиной. -М., 1986.-207 с.

143. Психологический словарь /Под редакцией A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., Педагогика. — 450 с.

144. Пушкин A.C. О народном воспитании //Педагогика, 1999. № 4. — С. 78-80.

145. Пушкин A.C. История пугачевского бунта //Собр. соч. в 10-ти т. Т. 4. М: ГИХЛ, 1962.Платонов К.К. Проблема способностей. - М., 1972. - 312 с.

146. Ригельман А.И. История о донских казаках. Р.-на-Д., 1992. - 180 с.

147. Российская эмиграция: вопросы воспитания молодежи /тезисы выступлений //Педагогика. 1996. - № 6. - С. 67-71.

148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. - Питер, 2000. -712 с.

149. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 416 с.

150. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989. - 200 с.

151. Семенов В. Из истории Оренбургского казачьего войска. -Оренбург, 1991.-27 с.

152. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. М., 1999. - 46 с.

153. Сластёнин В.А. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

154. Слободчиков В.И., Исаев Е.А. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.-383 с.

155. Смирнов Н. Слово о забайкальских казаках. Волгоград: Комитет по печати, 1994. - 608 с.

156. Современное казачество. Информационно-аналитический бюллетень № 2, октябрь 1999 г. 150 с.

157. Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Т. 19-20. М.: Мысль, 1993. -751 с.

158. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. - 543 с.

159. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991.

160. Социальная работа с пожилыми в США. Тула, 2002. - 308 с.

161. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. -М., 1997.-174 с.

162. Столин В.В. Самосознание личности. М. 1983. — 284 с.

163. Тайчинов М.Г., Ашихмина Л.П. Этнопедагогика и современная школа //Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.-С. 465-470.

164. Теория и практика педагогического эксперимента /Под редакцией А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М., 1979. - 208 с.

165. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 48. М., 1952.

166. Толстой Л.Н. Казаки. — Ростов-на-Дону: Рост. кн. изд-во, 1978. -173 с.

167. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Этническая принадлежность //Социология. -М., Львов, 1998.-С. 105-138.

168. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1988. - 184 с.

169. Управление качеством образования /Под ред. М.М. Поташника. -М., 2000.-448 с.

170. Управление персоналом /Под ред. А .Я. Кабанова и Л.В.Ивановской. -М., 1999.-352 с.

171. Уставные документы образовательного учреждения /Р.Г. Андрейчук и др.-Пенза, 1998.-96 с.

172. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 2. М.-Л., 1948.

173. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Пед. соч. в 6-ти т. Т. III. M.: Педагогика, 1988.

174. Фролов С.С. Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос, 1997. - 357с.

175. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. - 336 с.

176. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Кн. изд-во, 1997.

177. Харламов В.А. Казачья доля. Ростов-на-Дону: Памятники отечества, 1990. - 16 с.

178. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997. - 506 с.

179. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсон A.B. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994. - 64 с.

180. Цалагова З.Б. Педагогическая культура в пословицах и поговорках //Педагогика, 2000. № 10. - С. 48-53.

181. Целеполагание в педагогике //Педагогика: Уч. пособие для студентов пед. уч .заведений /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. об-во России, 1998.-С. 62-82.

182. Чаусов И.Н. Дух казачий /Казачество мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. — Р.-на-Д., 1992.

183. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т. 4. М., 1948.

184. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М, 2001. - 384 с.

185. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999. - 512 с.

186. Шестун Е. Православная педагогика. М., 2001. - 560 с.

187. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М., 1994. -240 с.

188. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. — М., 1983. 158 с.

189. Шолохов М.А. Тихий Дон. В 4-х т. Ростов-на-Дону, 1986.

190. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. В 2-х. Т. 2. -Екатеринодар: Печатник, 1913.-856с.

191. Щербина Ф.А. Факты казачьей идеологии и творчества /Казачество мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. - Р.-на-Д., 1992.

192. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. - 359 с.

193. Этнография. Учебник для исторических факультетов вуза. М.: Высшая школа, 1992. - 320 с.

194. Этнометодология и социальная психология. Сводный реферат // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология/РЖ. 1999.-№ 1.-С. 107-111.

195. Юнг К. Психологические типы. М., 1995. - 716 с.

196. Якубов З.Я. Традиции трудового и нравственного воспитания в дагестанской семье //Педагогика, 1996. — № 5. С. 31-34.

197. Ярошенко Л. Традиции воспитания в среде казачества //Педагогика, 1994. -№ 1.-С. 122-123.1. Стр.

198. Концепция психологической службы Пензенского казачьего генерала Слепцова кадетского корпуса 159

199. Устав Пензенского казачьего генерала Слепцова кадетского корпуса 1723. Правила приёма 200

200. Правила внутреннего распорядка 202

201. Сценарий проведения церемонии торжественного посвящения в кадеты 227

202. Текст торжественного обещания 230

203. Учебный план по курсу «История и культура казачества» 231

204. Тематический план по предмету «История казаков» 232

205. Тематический план по предмету «История казачьих войск» 237 Ю.Программа помощи в адаптации первоклассникам и вновьпоступившим учащимся 23911 .Образец творческой работы учащегося 2450

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.