"Парижский текст" в художественном сознании А. Ахматовой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Рыбакова, Наталья Васильевна

  • Рыбакова, Наталья Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Сургут
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 161
Рыбакова, Наталья Васильевна. "Парижский текст" в художественном сознании А. Ахматовой: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Сургут. 2006. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Рыбакова, Наталья Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПАРИЖ В РЕЦЕПЦИИ А. АХМАТОВОЙ.

§1. «Текст в тексте» и становление «парижского текста» в русской литературе.

§2. «Настоящий Париж» в художественном сознании Ахматовой.

§3. «Бодлеровский» Париж в ахматовской лирике.

§4. «Погибший» Париж в лирике Ахматовой.

ГЛАВА II. ТЕЗАУРУС «ПАРИЖСКИХ» МОТИВОВ В ЛИРИКЕ

АХМАТОВОЙ.

§1. Мотив «костра».

§2. Мотивы «полночи», «тишины».

§3. Мотив «луны».

ГЛАВА III. «ФЛОБЕРОВСКИЙ ТЕКСТ» В ТВОРЧЕСТВЕ

АХМАТОВОЙ.

§1. Эмма Бовари - «змея» как поэтическое зеркало «парижского текста» Ахматовой.

§2. Мотивы «обмана»/«измены», «тела»/«души» как воплощение любви-смерти» в лирике Ахматовой.

§3. Мотивы «сладости», «утоления», «томления» как «Нсутоляющее питьё» поэзии А.А. Ахматовой.

§4. Образ «любовника» (Родольф и Леон) в контексте лирики

Ахматовой.

§5. Флористический код «шиповника» и «жасмина» в лирике

Ахматовой.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Парижский текст" в художественном сознании А. Ахматовой»

Область совпадений столь же огромна, как область заимствований и подражаний»

В.К. Шилейко)

Понятие «текст в тексте» является общепринятым в новейших литературоведческих исследованиях. На его основе можно проследить сквозные мотивы в художественной литературе и взаимосвязи творческих индивидуальностей. Одной из составляющих этого понятия является «город-текст» как система много- и разноуровневых текстуальных символьных перекличек, вскрывающих механизм жизни города, сущность его бытия. Наряду с уже известными в литературоведении «городами-текстами» важное место занимает и «парижский текст».

Парижский текст» - гипертекст эпох и сознаний, генетически и исторически связанный с мировым культурными комплексами в синхронии и диахронии времени. Реальная действительность Парижа (улицы, памятники искусств, исторические события, быт и т.д.), входя в художественный пласт Города, образует устойчивое пространство знаков-символов, представляющих «настоящее» бытие Парижа. Будучи открытой символьной системой, способной к постоянной генерации и трансформации смыслов, Париж является городом-турбулентом, проникающим и связывающим все сферы жизни человека. Поэтому наблюдаемые в истории культуры стремления уловить и прочесть изменчивую сущность Города создали так называемый «миф» о Париже.

Изучение «парижского текста» представляется актуальным, научно-продуктивным, ибо Париж как «город-текст» аккумулировал в себе разнообразные культурные интенции поэтов и писателей Серебряного века.

Новизна работы заключается в том, что тема Парижа (отдельные образы, мотивы, факты истории), сквозная в русской литературе, не имела целостного осмысления в литературоведении. Поэтому, исследование «парижского текста» в лирике А. Ахматовой обладает определённой новизной.

Целью исследования является обнаружение своеобразия художественного отклика Ахматовой на сложившийся в мировой культуре «миф» о Париже и выявление составляющих элементов «парижского текста» поэта.

Представленная цель обусловила ряд конкретных задач:

1. проследить этапы становления «парижского текста» в русской литературе;

2. указать особенности поэтической рефлексии Ахматовой на Париж;

3. выявить темы, мотивы, образы, позволяющие увидеть знаки и символы Парижа Ахматовой;

4. обнаружить своеобразие «парижских» зеркал лирики Ахматовой и специфику их художественной трансформации в сознании поэта;

5. выявить составляющие компоненты «флоберовского текста» в творчестве Ахматовой и показать уровни их контекстуального взаимодействия в лирике поэта.

Объектом исследования является лирический «текст» Ахматовой, в котором вычленяется «парижская» тема в наиболее ярко выраженных «рубежных» смыслах, а также мемуарная проза, системно рассматриваемая в актуальных аспектах общего контекста всего творчества А.А. Ахматовой, и автобиографические записи поэта. При этом ахматовский контекст связывается с целостностью культуры рубежа XIX-XX столетий.

Предметом исследования является контекстуальное пространство «парижского текста» Ахматовой, включающее разноуровневую многомерность культурных символов разных эпох и сознаний контаминационно и корреляционно представляющих целостность эпохи и художественного сознания поэта.

Парижский текст» в художественном сознании Ахматовой отличен от «петербургского», «московского» «текстов» русской литературы. Прежде всего, ахматовский «парижский текст» - поэтическая рефлексия, диалог с «текстом» французской культуры в целом. Не город Париж как «текст» является предметом осмысления Ахматовой, а уже созданные «тексты» в поэзии, прозе, искусстве, воплощающие образ Парижа, становятся объектом художественной рецепции Ахматовой. Темы, мотивы, ценностные ориентиры героев, сюжетные и композиционные включения входят в контекст Ахматовой как одно из составляющих её многопластовой лирики. «Парижский текст» в лирическом сознании Ахматовой носит автобиографический характер.

Методология данной диссертации мотивирована спецификой самого «парижского текста», раскрывающего символическую многоуровневость и семантическую неоднозначность Парижа. С одной стороны, Париж как гипертекст мировой культуры требует историко-культурного подхода при интертекстуальном и системном методе анализа. С другой, — специфика ахматовского письма - поиск своих отражений в разных зеркалах эпох и сознаний - выявляет необходимость мотивного анализа с элементами мифопоэтического подхода. В целом, учитывая «тайнопись» Слова Ахматовой и Парижа, постоянно развивающегося «текста» культур, неоднозначного и не всегда чётко уловимого, амбивалентного в художественных воплощениях и постоянно создающего внутреннее движение различных смысловых параллелей при их, казалось бы на первый взгляд, алогичных взаимодействиях, создаётся необходимость герменевтического подхода как способа «тайное» сделать явным.

В качестве методологической базы были использованы работы М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, В.В. Абашева, Н.Е. Меднис, а также известные работы по ахматоведению - А. Хейт, Э. А. Герштейн, Р. Тименчика, Т.В. Цивьян, С.В. Бурдиной и др.

Положения, выносимые на защиту.

1. «Парижский текст» Ахматовой является художественным откликом на уже существующие «тексты» о Париже (Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Золя, Г. -де Мопассана, Ж. де Нерваля, Г. Флобера, Фр. Вийона).

2. Образ Парижа видится Ахматовой в антиномичности «уходящего настоящего» и уже ставшего «страшного будущего» как «умирания» культуры и «торжества» цивилизации в непримиримой борьбе Духа и Плоти, Добра и Зла.

3. Поэтические зеркала, - Сандрильона, Жанна д'Арк, Саломея, Клеопатра, Эмма Бовари, - становясь художественно-биографическими рудиментами творчества поэта, вводят поэтические миры Ахматовой в разные временные и пространственные контексты европейской культуры, позволяя говорить о «парижском тексте» как о метатексте эпох и сознаний, контаминирующихся и коррелирующихся в границах целостности культуры Серебряного века.

Практическая ценность работы.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке проблематики творчества А. Ахматовой, лекционных курсов, практических занятий по истории русской литературы первой половины XX века, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных творчеству А.А. Ахматовой, а также в процессе руководства курсовыми и дипломными работами в вузах. Апробация работы.

Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях аспирантского семинара кафедры, излагались в виде докладов на межвузовской научной конференции «Реальность. Человек. Культура» (Омск, 2002, 2003 гг.), на II межвузовской научной конференции «Исторические тенденции развития общества на рубеже XX-XXI веков» (Омск, 2004 гг.), на Всероссийской научной конференции «Семантическое поле культуры: генетические связи, типологические параллели, творческие диалоги» (Омск, 2005 г.), на межрегиональной научно-практической конференции «Социальные коммуникации и социальные науки в Сибирском регионе» (Омск, 2006 г.).

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Рыбакова, Наталья Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении обратим внимание на специфические черты «парижского текста» в художественном сознании Ахматовой.

Прежде всего, в «парижском тексте» проявлен принцип «зеркального» письма Ахматовой. Уже устоявшаяся художественная позиция поэта - «быть» в разных зеркалах эпох и сознаний, обретает и своё смысловое наполнение в обнаружении составляющих «парижского текста».

Поэтические зеркала - Сандрильона, Жанна д'Арк, Саломея, Клеопатра становятся художественными отображениями многопластовости «парижского текста». Каждое из поэтических зеркал, имея в истории литературы и искусства символическую направленность, в контексте лирики Ахматовой приобретает новое звучание.

В образе Сандрильоны благодаря введению сомнамбулического подтекста заметным образом смещены смысловые акценты французского первоисточника. В частности, Ахматова, учитывая контекст Ш. Перро «Золушка», используя значимый хронотоп «полночь», выстраивает в своём художественном пространстве «встречу-разлуку» красавицы Сандрильоны и принца как «встречу» «во сне», а «разлуку» «наяву». Более того, введением в эту же текстуальную реальность события баллады Жуковского «Светлана» -приход «мёртвого жениха» «во сне» - наполняет образ «принца» инфернальным смыслом («другом» «с улыбкой неживой»), в целостности образа которого заметны биографические черты Н. Гумилёва.

В образе Жанны д'Арк, легендарной героини Франции XV века, у Ахматовой, прежде всего, видна тема «жертвенности пути», где «чувство Родины» и поэзии слиты воедино.

Образы, получившие свою художественную трансформацию в «текстах» мировой литературы и искусства в целом, у Ахматовой прочитываются как ключевые составляющие балетов «Танец Саломеи» и «Клеопатра», ставших значимыми событиями дягилевских сезонов в Париже 10-х гг. Саломея и Клеопатра, будучи сквозными в контексте эпохи и в художественном сознании Ахматовой, становятся воплощением как личностно-биографического начала, так и обозначают сущность «сладострастного» Парижа-Вавилона.

Вследствие этого, Сандрильона, Жанна д'Арк, Саломея, Клеопатра, становясь художественно - биографическими наполнениями её творчества, вводят поэтические миры Ахматовой в разные временные и пространственные контексты мирового культурного континуума. Это позволяет говорить о «парижском тексте» Ахматовой как о метатексте эпох и сознаний, контаминирующихся и коррелирующихся в художественной целостности культуры Серебряного века.

Парижский текст» Ахматовой становится и поэтической рефлексией на уже существующие «тексты» о Париже Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Золя, Г. -де Мопассана, Ж. де Нерваля, Г. Флобера, Фр. Вийона. Данные контексты позволяют видеть, с одной стороны, Париж как «настоящий» - «Старый Париж», воплощённый у Бодлера в образе «умирающего лебедя», ставшего для Ахматовой символом Парижа, вечно изменяющегося и вечно хранящего память культурного прошлого; Париж «артистического духа» Сен - Жермена, «центра духовности и просвещения» эпохи Людовика XV, Париж «артистической богемы» Монмартра и Монпарнаса. С другой, - Париж «плоти», символически соотносимый с апокалипсически «гибельным» Петербургом / Ленинградом и просматривающийся в ликах «Пляски смерти» (сквозном сюжете эпохи), становится для Ахматовой «страшным» «будущим» Парижа, генетически несущим в себе семантику «проклятости» (Парижа как наследник Рима и Вавилона). В связи с этим, в антиномичности «уходящего настоящего» и уже ставшего «страшного будущего» видятся Ахматовой-Кассандрой «умирание» культуры и «процветание» цивилизации как непримиримая борьба Духа и Плоти, Добра и Зла, живым воплощением которой является жизнь и творчество Амедео Модильяни.

Синонимом гибели эпохи - «старой» культурной Европы - для Ахматовой-Кассандры становится и «погибший Париж» («Август 1940»). Называя событие «гибели» Парижа как «погребение эпохи» и соотнося с верленовским Парижем-«Элладой теней», а также с «траурным» Петербургом, «городом-кладбищем», Ахматова тем самым непосредственно вводит «погибший Париж» в «текст» Некрополя эпохи - в «гипертекст» «Поэмы без героя», в «текст» «теней» и «зеркал» своей лирики, являющийся, в целом, «текстом» Памяти о Прошлом.

Флоберовский текст» в творчестве Ахматовой будучи поэтической рефлексией на роман Г. Флобера «Мадам Бовари» представляет возможность обнаружить ещё одно «парижское» зеркало лирики Ахматовой - Эмму Бовари. Образ Эммы Бовари в поэтико-биографическом облике Ахматовой художественно демонстрирует сущностные начала («змеиность» и «лунность») страстной и в то же время роковой натуры А.А. Ахматовой, жаждущей, как и героиня Флобера, воплощения Истинной любви - Встречи с Ромео. Целая система мотивов («сладости», «утоления», «томления», тела» / «души», «обмана» / «измены»), воплощающая всю полноту плотской жизни и стремлений Эммы Бовари и обернувшаяся неминуемыми для неё последствиями физической смерти, становится для Ахматовой-поэта Любви «неутоляющим питьём» в «жизни»-«смерти» её Поэзии.

Флористический код «шиповника» и «жасмина» в стихах Ахматовой, ориентируя темой любви на контекст романа Флобера, позволяет увидеть целостный образ «любовника»: флоберовские герои Родольф и Леон как литературные подтексты лирики Ахматовой, воплощая тему «холодности» и «властности» любви (Родольф), «любви» как «мучительной пытки» (Леон) проявляют биографические фигуры А. Блока и Б. Анрепа.

В целом, «парижский текст» у Ахматовой, вбирая разные сознания и эпохи, контаминируя разные образы, символы, знаки французской (и мировой) литературы и искусства, а также её русской рефлексии, становится одним из пластов лирики, вплетаясь в художественное сознание поэта как органическая составляющая её культурной целостности.

Данная работа не преследовала цель выявить все составляющие «парижского текста» Ахматовой. Помимо указанных, есть необходимость углубить «бодлеровский», «верленовский» «тексты», а также более полно раскрыть поэтическую рефлексию Ахматовой на художественную ситуацию Парижа 10 —х. гг., в частности, на смысловое взаимодействие с «парижской школой» (Пикассо). Более того, используя специфику «парижского текста» Ахматовой, есть возможность расширить поле исследования до особенностей «парижского текста» в культурной целостности Серебряного века. Выстроенная парадигма «текста» позволит углубить и расширить набор символов и знаков, раскрывающих специфику художественного диалога русской и французской культур, разных в ментальной направленности, но составляющих единый метатекст эпохи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Рыбакова, Наталья Васильевна, 2006 год

1. Ахматова А.А. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 1. / А.А. Ахматова; вступ. ст., сост. и подгот. текста, примеч. М.М.Кралина. - М.: Цитадель, 1997. -448 с.

2. Ахматова, А.А. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2. / А.А. Ахматова; вступ. ст., сост. и подгот. текста, примеч. М.М.Кралина. М.: Цитадель, 1997. -432 с.

3. Ахматова, А.А. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1 .Стихотворения, 19041941 / А. А. Ахматова; сост., подгот. текста, коммент. Н.В. Королёвой. -М.: Эллис Лак, 1998. 966с.

4. Ахматова, А.А. Собрание сочинений. В 6 т. Т.З. Поэмы; Pro domo mea; Театр / А.А. Ахматова; сост, подгот. текста, коммент., ст. С.А. Коваленко.- М.: Эллис Лак, 1998. 765 с.

5. Ахматова, А.А. Собрание сочинений. В 6 т. Т.5. Биографическая проза, domo sua. Рецензии. Интервью. / А.А. Ахматова; сост, подгот. текста, коммент., ст. С.А. Коваленко.- М.: Эллис Лак,2001. 798 с.

6. Блок, А.А. Собр. соч.: В 8т, Т.2. / А.А. Блок; под общей ред. В.Н. Орлова и др.. М.: Гослитиздат, 1971. - 466 с.

7. Блок, А.А. Собр. соч.: В 8т. Т.З./ А.А. Блок; под общей ред. В.Н. Орлова и др.. М.: Гослитиздат, 1971. - 714 с.

8. Блок А.А. Собр. соч.: В 8т. Т.4. / А.А. Блок; под общей ред. В.Н. Орлова и др.. -М.: Гослитиздат, 1971. 597 с.

9. Бодлер, Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе. Дневники. Статьи об искусстве: пер. с фр. / Ш. Бодлер; предисл. Г. Мосешвили; сост. О. Дорофеева. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. - 960 с.

10. Ю.Брюсов, В .Я. Собрание сочинений. В 7 т. Т.1. / В.Я. Брюсов; под общей ред. Л.Г. Антокольского; вступ. ст. Л.Г. Антокольского, подгот. текстов Н.С. Ашукина и др., примеч. Н.С. Ашукина [и др.]. М.: Худ. лит., 1973.-496 с.

11. П.Верлен Поль Калейдоскоп: стихотворения: пер. с франц. / П. Верлен; сост. B.C. Лютикова, вступ. ст. Г. Шенгели. М.: ТОО «Летопись», 1990. -286 с.

12. Верлен, П. Избранное: пер. с франц. / П. Верлен; сост., вступ. ст., коммент. М. Яснова. М.: ТЕРРА - Книжный клуб,1999. - 480 с.

13. Вийон, Ф. Баллада повешенного /Ф. Вийон; предисл. О.Э. Мандельштама, ред. Р.В. Грищенков, сост. Я.Р. Криворучкина. СПб.: ООО «Изд-во «Кристалл», 2000. - 496 с.

14. Вийон, Ф. Лирика / Ф. Вийон; пер. с франц. Ф. Мендельсона, И. Эренбурга; вступ. ст. И. Эренбурга; примеч. Ф. Мендельсона. М.: Худ. лит., 1981. - 174 с.

15. Гумилёв, Н.С. Собрание сочинений. В Зт. Т.1. / Н.С. Гумилёв; сост., вступ. ст. и коммент. И.А. Панкеева. М.: ОЛМА-ПРЕСС,2000. -512 с.

16. Иванов, В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия / В.И. Иванов; вступ. ст. А.Е. Барзаха, сост., подгот. текста и прим. Р.Е. Помирчего. СПб.: Академический проект, 1995. - 480 с.

17. Малларме, С. Собрание стихотворений / С. Малларме; пер. с фр. М. Талова; сост. и послесл. М.А. и Т.М. Таловых. М.: Худ. лит., 1990. - 110 с.

18. Мандельштам, О.Э. Полное собрание стихотворений / О.Э. Мандельштам; сост., подгот. текста, примеч. А.Г. Меца; вступ. ст. М.Л. Гаспарова, А.Г, Меца. СПб.: Академ, проект, 1997. - 718 с.

19. Мопассан, Г. де Новеллы: пер. с франц. / Г. де Мопассан; вступ. ст. И. Лилеевой. М.: Правда,1982. - 560 с.

20. Мопассан, Г.де. Статьи о писателях / Г. де Мопассан; перевод с франц. Е.М. Шишмарёвой и др.; коммент. С.П. Емельяникова. М.: Гослимтиздат,1957. - С.3-42.

21. Нерваль, Ж. де. Дочери огня: новеллы. Стихотворения: пер. с франц. / Ж.де. Нерваль; сост. и вступ. ст. Н. Жирмунской; примеч. Н. Жирмунской, Ю. Голубца. Л.: Худ. лит. Ленинград, отд-ния, 1988. - 447 с.

22. Нерваль, Ж. де. Избранное: стихи. О театре и литературе. Театр. Хроника: пер. с франц. / Ж. де Нерваль; сост. и коммент. М. Кудинова. М.: Искусство, 1984. - 423 с.

23. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений. В 17 т. Т. / А.С. Пушкин. -М.: Воскресение, 1994. 700 с.

24. Рембо, А. Пьяный корабль /А. Рембо. СПб.: Терция: Кристалл, 1999. -448 с.

25. Уайльд, О. Избранное / О. Уайльд; сост. и вступ. ст. С. Бэлза; примеч. А. Зверева; рис. О. Бердслея. М.: Правда, 1989. - 732 с.

26. Уайльд, О. Избранное / О. Уайльд; сост., вступ. ст. и коммент. А. Зверева. М.: Худ. лит., 1986. - 639 с.

27. Уайльд, О. Избранное / О. Уайльд; сост., послесл. и примеч. Б.И. Колесникова, O.K. Поддубного. М.: Просвещение, 1990. - 382 с.

28. Уайльд, О. Избранное. / О. Уайльд; вступ. ст. В. Бабенко. Свердловск.: Изд-во Урал, ун-та, 1990. - 444 с.

29. Уайльд, О. Избранное: В 2-х т / О. Уайльд; сост. и вступ. ст. Н. Пальцева; примеч. В. Мурат. М.,1993. - Т.1. - 557 с.

30. Уайльд, О. Избранное: В 2-х т. / О. Уайльд; сост. и вступ. ст. Н. Пальцева; примеч. В. Мурат. М.: Республика, 1993. Т.2. - 542 с.

31. Уайльд, О. Избранные произведения. В 2 т. Т.1./ О. Уайльд; предисл. А. Аникста. М.: Гослитиздат, 1960. - 399 с.

32. Уайльд, О. Полное собрание стихотворений и поэм / О. Уайльд; перевод с английского Е.Д. Фельдмана; предисл., сост. Е.В. Витковского. Спб.: Евразия,2000. - 428 с.

33. Уайльд, О. Портрет Дориана Грея. Саломея и др. / О. Уайльд; пер. с франц.; сотс. А. Севастьяновой. М.: Худ. лит., 1993. . с текстом Саломеи.

34. Фет, А.А. Сочинения. В 2-х т. Т1. / А.А. Фет. М.: Худож. лит., 1982. -383 с.

35. Флобер, Г. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1. / Г. Флобер; вступ. ст. А. Пузикова М.: Правда, 1971.

36. Шекспир, У. Собрание сочинений. В 8 т. Т.5. / У. Шекспир; сост., авт. вступ ст. И.О. Шайтанов. М.: Интербук, 1997. - 550 с.

37. Шекспир У.Полное собрание сочинений. В 8 т. Т.5. / У. Шекспир / под ред. С.С. Динамова и др. М.: ACADEMIA, 1936.

38. Аверинцев, С.С. Вещунья, свидетельница, плакальница / С.С. Аверинцев // Родина. 1989. - №5. - С.42.

39. Адамович, Г. Мои встречи с Анной Ахматовой / Г. Адамович // Звезда. -1989. -№6. -С.49-55.

40. Адамович, Г. Мои встречи с Анной Ахматовой / Г. Адамович. // Воспоминания о Серебряном веке / сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. -М.: Республика, 1993. С.254-260.

41. Айхенвальд, Ю. Анна Ахматова / Ю. Айхенвальд. // Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова. -М.: Сов. писатель, 1991.

42. Альми, И.Л. О лирических сюжетах Пушкина в стихотворении Анны Ахматовой // «Свою меж вас оставив тень.»: ахматовские чтения. М.: Наследие, 1992. Вып.З. - С.5-19.

43. Анреп, Б. О чёрном кольце / Б. Анреп // Литературное обозрение. 1989. -№5. - С.57-63.

44. Ардов, В.Е. Королева бродяга / В.Е. Ардов // Юность. - 1999. - №6. -С.2-5.

45. Ахматова в записях Дувакина / сост., вступ. ст. и коммент. О.С. Фигурновой. М.: Наталис,1999. - 367 с.

46. Ахматова, А. Автобиографическая проза / А. Ахматова // Литературное обозрение. 1989. - №5. С.7.

47. Ахматова, A.: Pro el contra: Антология / А. Ахматова; сост., вступ. ст., примеч., Св. Коваленко. СПб.: РХГИ,2001. - 964 с.

48. Бабаев, Э. Трилистник (о поэзии Ахматовой) / Э. Бабаев // Вопросы литературы. 1996. - №3. - С.304-317.

49. Бабаев, Э.Г. «Одна великолепная цитата»: Цитаты в творчестве А. Ахматовой / Э.Г. Бабаев // Русская речь. 1993. - №3. - С.3-6.

50. Бабаев, Э.Г. Воспоминания / Э.Г. Бабаев. СПб.: ИНАПРЕССДООО. - 333 с.

51. Бабаев, Э.Г. Пушкинские страницы Анны Ахматовой / Э.Г Бабаев // Новый мир. 1987.- №1. - С.153-166.

52. Баженов, М.Н. «Свою меж вас ещё оставив тень.». Москва и москвичи в судьбе А. Ахматовой / М.Н. Баженов // Русская словесность. 1993. - №5. - С.69-75.

53. Бергольц, О. Военные стихи А. Ахматовой / О. Бергольц // Знамя. 2001. -№10. - С.139-149.

54. Берштейн, И.А. Скрытые поэтические циклы в творчестве Анны Ахматовой / И.А. Берштейн // Изв. А.Н. СССР. Сер. лит. и яз. 1989. -Т.48,№5. - С.418-423.

55. Бобышев, Д.В. Ахматова и эмиграция / Д.В. Бобышев // Звезда. 1991. -№2. - С.177-181.

56. Бродский, И. Скорбная муза / И. Бродский // Юность. 1989. - №6.- С.65-68.

57. Бурдина, С.В. «Полночная гофманиана» поэмы А.А. Ахматовой «Путём всея земли» / С.В. Бурдина // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, Филология. -2002.-№3.-С.121-128.

58. Бурдина, С.В. «Реквием» А. Ахматовой как «петербургский текст» русской литературы / С.В. Бурдина // Вестник Моск. ун. Сер. 9, Филология. 2003. - №5. - С. 148-158.

59. Бурдина, С.В. Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием» / С.В. Бурдина // Филологические науки. 2001. - №6. - С. 312.

60. Виленкин, В. Образ «тени» в поэтике Анны Ахматовой / В. Виленкин // Вопросы литературы. 1994. - Вып.1. - С.57-76.

61. Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова. М.: Сов. писатель, 1991. - 718с.

62. Герштейн, Э. А. Ахматова и JI. Гумилёв: размышление свидетеля / Э.А. Герштейн // Знамя. 1995. - №9. - С. 152.

63. Гончарова, Н.Г. «Фаты лебедей» А. Ахматовой / Н.Г. Гончарова. -М.;СПб.: Летний сад,2000. 677 с.

64. Грякалова, Н.Ю. Фольклорная традиция в поэзии А. Ахматовой / Н.Ю. Грякалова // Русская литература. 1982. - №1. - С.47-63.

65. Жирмунский, В.М. Творчество Ахматовой / В.М. Жирмунский; вступ. ст. Е. Эткинда. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние,1973. - 184 с.

66. Жолковский, А. А. Ахматова 50 лет спустя / А.А. Жолковский // Звезда. - 1996. - №9. - С.211-227.

67. Кац, Б. «Скрытые музыки» в ахматовской «Поэме без героя» / Б.Кац // Советская музыка. 1989. - №2.С.69-75.; №6. - С.97-106.

68. Кац, Б. Дальнее эхо. Отзвуки творчества Шумана в ахматовской «Поэме без героя» / Б.Кац // Литературное обозрение. 1989. - №5. - С.76-81.

69. Кац, Б.А. Анна Ахматова и музыка: исследовательские очерки / Б.А. Кац, Р.Д. Тименчик. Л.: Сов. Композитор, Ленингр. отд-ние,1989. - 334 с.

70. Кихней, Л.Г. Мотив святочного гадания на зеркале как семантический ключ к «Поэме без героя» А. Ахматовой / Л.Г. Кихней // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1996. - №2. - С.27.

71. Кихней, Л.Г. «Поэма без героя» А. Ахматовой и поэтика постмодернизма / Л.Г. Кихней, О.Р. Тимиришина// Вестник Моск. ун-та. Сер.9,Филология. -2002. -№3. С.53-64.

72. Колобаева, Л.А. Ахматова и Мандельштам / Колобаева Л.А. // Вестник Моск. ун-та. Сер.9,Филология. 1993. - №2. - С.3-11.

73. Коржавин, Н. Анна Ахматова и «серебряный век» / Н. Коржавин // Новый мир. 1989. -№7. -С.240-261.

74. Королёва, Н.В. «Могла ли Биче словно Дант творить.» / Н.В. Королёва // «Свою меж вас ещё оставив тень.»: ахматовские чтения. М.: Наследие, 1992. -Вып.З. - С.93-111.

75. Кралин, М.М. «Хоровое начало» в книге Ахматовой «Белая стая» / М.М. Кралин // Русская литература. 1989. - №3. - С.97-108.

76. Кралин, М.М. Победившее смерть слово: статьи об Ахматовой и воспоминания о её современниках / М.М. Кралин. Томск: Водолей, 2000.-383 с.

77. Кузьмин, А.И. «Царскосельская статуя» А.Ахматовой о влиянии творчества Пушкина на поэзию Ахматовой. / А.И. Кузьмин // Русская речь. 1979. -№1.

78. Курт, А. «Гость из Будущего» / А. Курт // Литературное обозрение. -1989. -№5. -С.78.

79. Левинсон, А. Анна Ахматова русская Марселина / А. Левинсон // Литературное обозрение. - 1989. - №5. - С.52-56.

80. Лекманов, О.А. Н. Гумилёв в «Реквиеме» А. Ахматовой / О.А. Лекманов // Русская речь. 2000. - №3. - С.26-28.

81. Лелина, В. Петербургские тупики / В: Лелина // Нева. 1998. - №3.-С.240-245.

82. Лиспянская, И. «У шкатулки ж тройное дно.»: заметки о «Поэме без героя» / И. Лиснянская // Литературное обозрение. 1989. - №5. - С.34-36

83. Лиснянская, И.Л. Музыка «Поэмы без героя» Анны Ахматовой / И.Л. Лиснянская. М.: Худ. лит., 1991. — 155 с.

84. Лиснянская, И.Л. Новогодняя ночь: из книги «Музыка» / И.Л. Лиснянская // Литературная учёба. 1993. - Кн.2.- С.210-218.

85. Лосев, Л.В. «Страшный пейзаж»: маргиналии к теме Ахматова / Достоевский / Л.В. Лосев // Звезда. 1992. - №8. - С.148-155.

86. Лукницкий, П.Н. Дневник / П.Н. Лукницкий // Наше наследие. 1989. -№3. - С.68-81.

87. Мейлах, М.Б. Ахматова и Данте / М.Б. Мейлах, В.Н. Топоров // Interrationale journal ot Slavie linquistics and poetics. Monbon. 1972. - T XV. - C.46.

88. Молок, Ю. Вокруг ранних портретов / Ю.Молох //Литературное обозрение.- 1989.- №.5. С.81-83.

89. Мочульский, К. Поэтическое творчество Анны Ахматовой / К. Мочульский // Литературное обозрение. 1989. - №5. - С.44-52.

90. Найман, А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. /А.Г. Найман. М.: ВагриусД999.-431 с.

91. Об Анне Ахматовой: стихи. Эссе. Воспоминания. Письма / сост. М.М. Кралин. Л.: Лениниздат,1990. - 574 с.

92. Полтавцева, Н.Г. Анна Ахматова и культура «серебряного века» («Вечные образы» культуры в творчестве Анны Ахматовой) / Н.Г. Полтавцева// Царственное слово: ахматовские чтения. М.,1992. Вып.1.

93. Попова, Н.И. А. Ахматова и Фонтанный Дом / Н.И. Попова, О.Е. Рубинчик. СПб.: Невский диалект,2000. - 159 с.

94. Приходько, И.С. Мифопоэтика «Песии судьбы» А. Блока / И.С. Приходько // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1993. - Т.52, № 6-С. 38-51.

95. Пьяных, М. «Меня, как реку, суровая эпоха повернула»: о поэзии А.Ахматовой второй половины 30-х -первой половины 40-х гг. / М. Пьяных // Звезда. 1989. - №6. - С. 145-201.

96. Рецептер, В. «Это для тебя на всю жизнь» А. Ахматова и «шекспировский вопрос» / В. Рецептер // Вопросы литературы. 1987.-№3. - С.195- 210.

97. Рожицин, В. Птица-тоска: (о стихах Анны Ахматовой) / В. Рожицин // Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова. — М.: Сов. писатель, 1991.

98. ЮЗ.Руденко, М.С. Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой / М.С. Руденко // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1995. - №4. - С.66-77.

99. Симченко, О.В. Тема памяти в творчестве А. Ахматовой / О.В. Симченко // Изв. АН СССР. Сер. лит и яз. 1985. - т.44, №6. - С.506-517.

100. Синельников, М. Там, где сочиняют сны / М. Синельников // Знамя. -2002. -№7. -С.151-176.

101. Сомова, С. Тень на глиняной стене: Ахматова в Ташкенте. 4.2 / С. Сомова//Москва. 1986. -№10. - С. 180-187.

102. Срезневская, B.C. Воспоминания / B.C. Срезневская // Искусство Ленинграда. 1989. - №2. - С.45-58.

103. Степанов, А. Петербург Ахматовой / А. Степанов // Нева. 1991. - №2. -С.180-184.

104. Тайны ремесла: ахматовские чтения. М.: Наследие, 1992,- Вып. 2.-281 с.110. «Таким я вижу облик Ваш и взгляд» // Литературное обозрение. 1989. -№5. - С.37 -44.

105. Тименчик, Р. Неизвестное стихотворение Ахматовой / Р. Тименчик // Октябрь. 1989. -№10.-С. 182-184.

106. Тименчик, Р. О «библейской» тайнописи у Ахматовой / Р. Тименчик // Звезда. 1995. - №10. - С.201-207.

107. Тименчик, Р. О трудах и днях Ахматовой / Р. Тименчик // Новое литературное обозрение. 1998. - №1. - С.409-428.

108. Тименчик, Р. После всего / Р. Тименчик // Литературное обозрение. -1989. №5.-С. 22-25.

109. Тименчик, Р.Д. Неопубликованные прозаические заметки Анны Ахматовой / Р.Д. Тименчик // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1984. -Т.43, №1. - С.65-76.

110. Тропкина, Н.Е. Фольклоризм в творческих исканиях А. Ахматовой: автореферат дис. . канд. филол. наук / Н.Е. Тропкина. Л.:ЛГПИ,1985. -18 с.

111. Урбан, А. Образ Анны Ахматовой / А. Урбан // Звезда. 1989. - №6. -С.8-18.

112. Финкельберг, М. О герое «Поэмы без героя» / М. Финкельберг // Русская литература. 1992. - №3. - С.207-224.

113. Фрезинский, Б. Эренбург и Ахматова: взаимоотношения, встречи, письма, автографы, суждения / Б. Фрезинский // Вопросы литературы. -2002. №2. - С.243-291.

114. Хазан, В.И. «.Одна великолепная цитата»: о некоторых параллелях в творчестве О.Мандельштама и А. Ахматовой / В.И. Хазан // Филологические науки. 1993. - №1. - С.19-31.

115. Хейт, А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие / А.Хейт // А. Хейт. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой: пер с англ. / предисл. А. Наймана; коммент. В. Черных. М.: Радуга,1991. - 382 с.

116. Хлодовский, Р.И. Анна Ахматова и Данте / Р.И. Хлодовский // «Свою меж вас оставив тень.»: ахматовские чтения- М.: Наследие, 1992. -Вып.З. С.75-91.

117. Ходасевич, В. Бесславная слава / В.Ходасевич // Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова. -М.: Сов. писатель, 1991.

118. Царственное слово: ахматовские чтения. М.: Наследие, 1992. - Вып.1. -234 с.

119. Цивьян, Т.В. Кассандра, Дидона, Федра / Т.В. Цивьян // Литературное обозрение. 1989. - №5.

120. Червинская, О.В. Мифотворчество А. Ахматовой / О.В. Червинская // Вопросы русской литературы. Республиканский научный сб. Львов, 1989.-Вып. 2(54). - С.3-12.

121. Чуковская, JT.K. «После конца»: из «ахматовского» дневника / Л.К. Чуковская // Знамя. 2003. - №1. - С. 154-167.

122. Чуковская, Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Т.1. / Л.К. Чуковская // Нева. 1989. - №6.-С. 3-74.

123. Чуковская, Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Т.2. / Л.К. Чуковская // Нева. 1993. - №4,7,9. - С.57-123.

124. Чуковская, Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Т.З / Л.К. Чуковская // Нева. 1996. -№8,9,10.

125. Чуковский, К.И. Ахматова и Маяковский // Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова. -М.: Сов. писатель, 1991.

126. Эткинд, Е. «.Как Феникс из пепла»: поэзия А. Ахматовой на Западе. Германия и Франция / Е. Эткинд // Иностранная литература. 1989. - №2. - С.226-232.

127. Раздел 3. Теория и история литературы и искусства

128. Абашеев, В.В. Пермь как текст: Пермь в русской культуре и литературе XX века / В.В. Абашев. Пермь,2000.

129. Аверинцев, С.С. «Но ты, священная свобода.»: отзвуки Великой французской революции в русской культуре / С.С. Аверинцев // Новый мир, 1989. - №7.-С.185-188.

130. Алексеев, М.П. Русская культура и романский мир: избр. труды / М.П. Алексеев; отв. ред и авт. послеслов. Ю.Б. Виппер, П.Р. Заборов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - 542 с.

131. Алпатов, М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М.В. Алпатов. М.: Искусство, 1976. - 287 с.

132. Алпатов, М.В. Этюды по всеобщей истории искусства / М.В. Алпатов // Избран, искусствоведческие работы. Западно-европейское искусство.

133. Русское и советское искусство / вступ. ст. Д.И. Сарабьянова. М.: Сов. художник, 1979. - 287 с.

134. Андреев, Л.Г. Импрессионизм / Л.Г. Андреев. М.: Изд-во МГУ, 1980. -249 с.

135. Андреев, Л.Г. История французской литературы: учеб. для филол. спец. вузов / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косяков. М.: Высшая школа,1987. - 542 с.

136. Аникст, А. А. Творчество Шекспира / А.А. Аникст. М.: Изд. худ. лит.,1963. - 615 с.

137. Анненков, П.В. Парижские письма / П.В. Анненков. М.: Наука, 1983. -608 с.

138. Аркин, Д. Париж. Архитектурные ансамбли города / Д. Аркин; М.: Искусство, 193 7.

139. Асоян, А.А. Достоевский и Вл. Ходасевич: идеологемы «Европейской ночи» //Ф.М. Достоевский и современность. Актуальные вопросы изучения творчества: Сб. науч. статей и материалов. Сургут,2002.

140. Асоян, А.А. Орфей и Эвридика / А.А. Асоян // Гуманитарные исследования: ежегодник: сб. научн. ст. / под ред. А.А. Асояна. -Омск, 1999. -Вып.4, Кн.1.

141. Афанасьев, А. Поэтические воззрения славян на природу. В Зт. / А. Афанасьев. М.: Индрик,1994.- Т1. - 800 с.

142. Мб.Баканова, Т.П. Поль Верлен и Артур Саймонз: из истории англофранцузских связей / Т.П. Баканова // Филологические науки. 1987. -№6. - С.34-39.

143. Балашова, Т.В. Александр Блок и Франция / Т.В. Балашова // Русская литература. 1974. - №2. - С. 74-82.

144. Балашова, Т.В. Французская поэзия XX века / Т.В. Балашова. М.: Наука,1982. -390 с.

145. Бауэр, Ф. Энциклопедия символов / Ф. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин; пер. с нем. Г. Гаева. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 502 с.

146. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин- М.: Худ. лит., 1986.-541 с.

147. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986.- 445 с.

148. Белавина, Е.М. Верлен: музыка воображаемого / Е.М. Белавина // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, Филология. 2002. - №6. - С.56-69.

149. Белоусов, Р. Дельфина Деламар и Эмма Бовари: к истории создания романа / Р. Белоусов// Литературная учёба. 1981. - №6. - С. 225-229.

150. Бенуа, А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. / А.Н. Бенуа; изд. подгот. Н.И. Александровой и др.; предисл. Д.С. Лихачёва; послеслов. Ю. Стернин. -М.: Наука, 1980. Т. 1, кн. 1,2,3.-711 с.

151. Бенуа, А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. / А.Н. Бенуа; изд. подгот. Н.И. Александровой и др.; предисл. Д.С. Лихачёва; послеслов. Ю. Стернин. -М.: Наука, 1980. -Т.2, кн.4,5,- 743 с.

152. Берберова, Н. Курсив мой: автобиография / Н. Берберова; ред. В.П. Кочетов; вступ. ст. Е.В. Витковского; коммент. В.П. Кочетова, Г.И. Мосешвили. М.: Согласие, 1996. - 735 с.

153. Бердслей, О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее / О. Бердслей; вступ ст., сост. текстов, примеч. А. Басманова. М.: Игра-техника, 1992. - 287 с.

154. Бердяев, Н.А. Эрос и личность: философия пола и любви / Н.А. Бердяев. М.: Прометей, 1989. - 159 с.

155. Берлин, И. Встречи с русскими писателями в 1945-1956 гг. / И. Берлин //Звезда, 1990. - №2.

156. Блок, A.: Pro et contra: личность и творчество Александра Блока в критике и мемуарах современников: антология / А. Блок; сост., вступ. ст., примеч. Н.Ю. Грякаловой. Спб.: РХГИ,2004. - 735 с.

157. Божович, В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX нач. XX в. / В.И. Божович; отв. ред. А.В. Бартошевич. - М.: Наука, 1987. - 319 с.

158. Бокадорова, Н.Ю. А.С. Пушкин и Жермена де Сталь как реформаторы литературной куль туры / Н.Ю. Бокадорова // Филологически науки -1999. №6.

159. Борисовская, Н.А. Лев Бакст / Н.А. Борисовская. М.: Искусство. 1979. - 119 с.

160. Брюсов, В. Поль Верлен / В. Брюсов // Верлен П. Избранное: пер. с франц. / П.Верлен; сост., вступ. ст., коммент. М. Яспова. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 1999. - С.393-402.

161. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. М.:Республика,1994. - 415 с.

162. В мире Блока: Сб. статей / сост. А. Михайлова, С. Леспевской. М.: Сов. писатель, 1980. - 535 с.

163. Виленкин, В. Я. Амедео Модильяни / В.Я. Виленкин. М.: РеспубликаД996. - 267 с.

164. Винникова, Г.Э. Тургенев и Россия / Г.Э. Винникова. М.: Сов. Россия, 1986.-411 с.

165. Владимирова, М.М. Романный цикл Золя «Ругон Маккары»: художественное и идейно- философское единство / М.М. Владимирова. -Саратов,1984. 257 с.

166. Вольперт, Л.И. Пушкин в роли Пушкина: творческая игра по моделям французской литературы. Пушкин и Стендаль / Л.И. Вольперт. М.: Языки русской культуры, 1998. - 327 с.

167. Вышеславцев, Б.П. Этика преображённого Эроса / Б.П. Вышеславцев; вступ. ст., сост. и коммент. В.А. Сапова. М.: Республика, 1994.-368 с.

168. Вяземский, П.А. Записные книжки (1813-1848) / П.А. Вяземский; изд. подгот., послеслов. B.C. Нечаевой. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. -507 с.

169. Галанов, Б.Е. Души изменчивой приметы.: литературно-критические очерки / Б.Е. Галанов. М.: Сов. писатель, 1982. - 247 с.

170. Гаспаров, M.JI. Поэт и культура (три поэтики О. Мандельштама) / M.JI. Гаспаров // Гаспаров, M.JI. Избранные статьи / M.JI. Гаспаров. М.: Новое литерат. обозрение, 1995. - С.327-371.

171. Гаспаров, M.JI. Поэтика серебряного века / M.JI. Гаспаров // Русская поэзия серебряного века 1890-1917:Антология / сост. И. Багдасарьян и др.. М.: Наука,1993. - С.5-44.

172. Гершензон, М.О. Грибоедовская Москва / М.О. Гершензон // Грибоедов А.С. Горе от ума. М.,1994. - С. 119- 215.

173. Гзовская, О. А.А. Блок в московском театре: о работе над постановкой пьесы А.А. Блока «Роза и крест» / О. Гзовская // Русская литература. -1961. №3. - С.197-205.

174. Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII в.: учеб. для вузов. / Г.А. Гуковский; вступ. ст. А. Зорина. М.: Аспект Пресс, 1999. - 453 с.

175. Гумилёв, Н.С. «Наследие символизма и акмеизм» / Н.С. Гумилёв // Гумилёв Н.С. В огненном столпе / Н.С. Гумилёв; вступ. ст., сост., лит,-ист. коммент. B.JI. Полушина. М.: Сов. Россия,1991. - С. 294-298.

176. Гумилёв, Н.С. Поэзия Бодлера / Н.С. Гумилёв // Гумилёв Н.С. В огненном столпе / Н.С. Гумилёв; вступ. ст., сост., лит.-ист. коммент. В.Л. Полушина. М.: Сов. Россия,1991. - С.322-327.

177. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский; сост., послеслов. и коммент. С.А. Вайгачёва. М.: Книга, 1991. - 574 с.

178. Дарио, Р. Поль Верлен / Р. Дарио // Иностранная литература 1996 .№7. - С.201-203.

179. Дживелегов, А.К. Итальянская народная комедия / А.К. Дживелегов. / отв. ред. А.А. Губер. -М.Изд-во Академии, наук. СССр,1954. 296 с.

180. Дюришин, Д. Теория сравнительного изучения литературы: пер. со словац. / Д. Дюришин; предисл. Ю.В. Богданова. М.: Прогресс, 1979. -320 с.

181. Дягилев С.П. и русское искусство: статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2т. Т.1. / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. М.: Изобр. искусство, 1982.- 493 е.,

182. Дягилев С.П. и русское искусство: статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2т. Т.2. / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. М.: Изобр. искусство, 1982.- 574 с.

183. Егоров, Н.С. А.П. Чехов во Франции / Н.С. Егоров. Л.:Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1975. - 59 с.

184. Ерофеев, В. Миф Чехова о Франции / В. Ерофеев // Чеховиана: Чехов и Франция. М.: Наука, 1992. - С. 19-25.

185. Жирмунская, Н. Жерар де Нерваль. Судьба и творчество. // Нерваль Ж.де. Дочери огня. Новеллы. Стихотворения / Ж. де Нерваль. Л., 1985. -С.3-26.

186. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы: избр. труды / В.М. Жирмунский. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1978. -423 с.

187. Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии / В.М. Жирмунский. СПб.: Азбука-классика,2001. - 485 с.

188. Заборов, П.Р. Русская литература и Вольтер: XIII первая треть XIX в / П.Р. Заборов. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - 246 с.

189. Зарубежная литературная критика: вопросы теории и истории: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ,1985. - 123 с.

190. Затонский, Д.В. Европейский реализм XIX в.: Линии и лики / Д.В. Затонский Киев: Наук, думка, 1994. - 279 с.

191. Затонский, Д.В. Искусство романа и XX в./ Д. В.Затонский М.: Худ. лит., 1973. ~ 535 с.

192. Зенкин, С.Н. Работы по французской литературе / С.Н. Зенкин. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. 1994. 317 с.

193. Золотницкий, Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях /Н.Ф. Золотницкий. -Репринтное воспроизведение. -М.: Агропромиздат.,1991. 297 с.

194. Зурабян, Т. Краски разных времён / Т. Зурабян. М.: Сов. Россия, 1970. -206 с.

195. История русской литературы: XX века. Серебряный век / под ред. Ж.Нива и др.. М.: Прогресс- Литера, 1995. - 704 с.

196. Кайуа, Роже Миф и человек. Человек и сакральное: пер. с фр. / Роже Кайуа; вступ. ст. С.Н. Зенкипа. М.: ОГИДООЗ. - 293 с.

197. Калитина, Н.Н. Встречи с искусством Франции / Н.Н. Калитина. Л.;М.: Искусство, 1963. - 159 с.

198. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин; вступ. ст. Г. П. Макогоненко, примеч. М.В. Иванова. М.: Правда, 1988. - 540 с.

199. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин; вступ. ст. и примеч. В.А. Грихина. М.: Сов. Россия, 1983. - 511 с.

200. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин; изд подгот. и примеч. Ю. М. Лотмана. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984.-717 с.

201. Карко, Ф. Верлен / Ф. Карко; пер. с франц. Е.В. Баевской. СПб.: Искусство-СПб., 1999. - 229 с.

202. Карсавина, Т.П. Театральная улица. Воспомииания: пер. с анг. / Т.П. Карсавина; предисл. В. Красовской. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1971. - 247 с.

203. Катаев, В. Франция в судьбе Чехова / В. Катаев // Чеховиана: Чехов и Франция. М.: Наука,1992. - С.8-19.

204. Керлот, Х.Э. Словарь символов / Х.Э. Керлот. М.: Refl-book,1994. -604 с.

205. Кирнозе, З.И. Страницы французской классики / З.И. Кирнозе. М.: Просвещение, 1992. - 223 с.

206. Климец, И.В. Жанр и стиль Ги де Мопассана: автореф. дисс. канд. фил. наук И.В. Климец. Л., 1982. - 18 с.

207. Князевская, Т. Образ Франции / Т. Князевская // Чеховиана: Чехов и Франция. М.: Наука,1992.- С. 25-32.

208. Коваленко, Ю.И. Москва Париж: очерки о русской эмиграции; профили и силуэты: очерки / Ю.И. Коваленко. - М.: Известия, 1991. - 381 с.

209. Кокто, Ж. Портреты воспоминания / Ж.Кокто; пер. с фр. В. Кадышева, Н. Мавлевич; сост., предисл. И коммент. В. Кадышева. - М.: Известия, 1985.- 159 с.

210. Костиков, Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» / Г.К. Косиков / Г.К. Костиков // Бодлер, Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники: пер. с франц. / Ш. Бодлер. М.: Изд-во,1993. - С. 5-40.

211. Косиков, Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон / Г.К. Костиков // Поэзия французского символизма. М.: Изд-во МГУ, 1993. - С.5-62.

212. Кравчук, А. Закат Птолемеев / А. Кравчук; перевод с польского, послесл. А. Павловской. М.: Наука, 1973.- 216 с.

213. Красовская, В.М. Анна Павлова. Страницы жизни русской танцовщицы / В.М. Красовская. Л.;М.: Искусство, 1964. - 218 с.

214. Креспель, Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо 1900-1910 / Ж.-П. Креспель; перевод с фр. Т.В. Балашовой; под ред. Л.И.

215. Кайсаровой; науч. ред. и предисл. А.П. Лавандовского. М.: Молодая гвардия: Классик,2000. - 246 с.

216. Крючкова, В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия. 1870-1900 / В.А. Крючкова.- М.:Искусство,1994.

217. Кучборская, Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции / Е.П. Кучборская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 426 с.

218. Лекманов, О. Из заметок об акмеизме / О. Лекманов // Новое литературное обозрение . 1998. - №31. - С.263-271.

219. Лекманов, О. Из заметок об акмеизме / О. Лекманов // Новое литературное обозрение. 2000. - №41. - С.218-228.

220. Лекманов, О.А. Книга об акмеизме и другие работы / О.А. Лекманов. -Томск: Водолей,2000. 704 с.

221. Лившиц, Н.А. Французское искусство XV-XVIII вв.: очерки / Н.А. Лившиц. Л.: Сов. художник, 1967. - 167 с.

222. Липатов, В. Крылатый путник / В. Липатов// Юность. 1994. - №9. -С.66.

223. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / собр. текстов, вступ. ст. и общ. ред. А.С. Дмитриева. М.,1980. - 638 с.

224. Лотман, Ю.М. «Езда в остров любви» Тредиаковского и функции переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. О русской литературе / Ю.М. Лотман. -СПб.,1997. С. 168-176.

225. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М. Лотман Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние,1972. - 271 с.

226. Лотман, Ю.М. Карамзин. Сотворение Карамзина: статьи и исследования 1957-1990. Заметки и рецензии / вступ. ст. Б.Ф. Егорова / Ю.М. Лотман. -СПб.:Искусство-СПб., 1997. 832 с.

227. Лотман, Ю.М. Литература в контексте русской культуры XVIII века / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. О русской литературе: статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы / Ю.М. Лотман.-СПб.: Искусство-СПб., 1997.- С. 118-168.

228. Лотман, Ю.М. Русская литература на французском языке / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В Зт.Т.2. Статьи по истории русской литературы XVIII первой половины XIX века / Ю.М. Лотман. -Таллинн: «Александра», 1992. - С.350-369.

229. Лотман, Ю.М. Текст как семиотическая проблема / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. Таллинн: «Александра», 1992. - С. 129-248.

230. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. Таллинн: «Александра», 1992. - С. 191-200.

231. Лотман, Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т.Т.2. Статьи по истории русской литературы XVIII первой половины XIX века / Ю.М. Лотман. - Таллинн: «Александра», 1992. - С. 9-22.

232. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М.: Искусство, 1970. - 384 с.

233. Лотман, Ю.М. Текст в тексте / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. Спб., 1998. - С.423-436.

234. Лотмановский сборник. В 2т. Т.2.; / ред.- сост. Е.В. Пермяков. М.: Изд-во РГГУ,1995.-860 с.

235. Лувр. Париж: альбом. / авт. текста и сост. Ю. Золотов. М.: Изобр. искусство, 1971. - 191с.

236. Лувр. Париж. Musee du Louvre: скульптура: альбом. / сост. и авт. текста. З.Г. Борисова. М.: Изобр. искусство, 1984 - 130с.

237. Лурье, А. Детский рай. / А. Лурье // Воспоминания о Серебряном веке; / сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1993. - С.273-280.

238. Малларме, С. Лебедь. / С. Малларме // Литературная учёба. 1981. - №5.

239. Мандельштам, Н.Я. Воспоминания / Н.Я. Мандельштам; послесл. Н. Панченко; примеч. А. Морозова. М.: Книга, 1989. - 478 с.

240. Мандельштам, Н.Я. Воспоминания / Н.Я. Мандельштам; ред. В. Кочетов; предисл. Н. Панченко; примеч. А. Морозова. М.: Согласие, 1989. - 552 с.

241. Мандельштам, Н.Я. Вторая книга: воспоминания об О. Мандельштаме и его литературном окружении / Н.Я. Мандельштам; подгот. текста, предисл., примеч. М.К. Поливанова. М.: Московский рабочий, 1990. -559 с.

242. Мандельштам, О.Э. Слово и культура: сб. / О.Э. Мандельштам; сост. и примеч. П. Нерлера; вступ. ст. М.Я. Полякова. М.: Советский писатель, 1987. - 319 с.

243. Мартен-Фюжье, А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж», 1815-1848 / А. Мартен-Фюжье; пер. с фр. В.А. Мильчиной, О.Э. Гринберг; вступ. ст. В.А. Мильчиной. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.-487 с.

244. Медведев, П.Н. «Роза и крест» / П.Н. Медведев // Медведев П.Н. В лаборатории писателя / вступ. ст. С. Добина. Л.: Сов. писатель, 1971. -С.234-278.

245. Меднис, Н.Е. Венеция в русской литературе / Н.Е. Меднис. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. 392 с.

246. Мейерхольд, В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2 частях. / В.Э. Мейерхольд; сост., ред. текстов и коммент. А.В. Февральского, общ. ред. и вступ. ст. Б.И. Ростоцкого. М.: Искусство, 1968.- 4.1, 1891-1917. - 350 е.,

247. Мейерхольд, В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2 частях. / В.Э. Мейерхольд; сост., ред. текстов и коммент. А.В. Февральского, общ. ред. и вступ. ст. Б.И. Ростоцкого. М.: Искусство, 1968. - 4.2, 1917-1939. - 643 с.

248. Мейлах, М.Б. Язык трубадуров/ М.Б. Мейлах. -М.: Наука, 1975.-239 с.

249. Мерсье, J1.-C. Картины Парижа: пер. с фр. / Л.-С. Мерсье; М.: «Прогресс-Академия», 1995. - 400 с.

250. Минц, З.Г. Блок и русский символизм: избр. труды. В 3 кн. Кн. 1. Поэтика Александра Блока. / З.Г. Минц. СПб.: Искусство-СПб., 1999. -727 с.

251. Минц, З.Г. Блок и русский символизм: избр. труды. В 3 кн. Кн.2. Александр Блок и русские писатели. СПб.: Искусство-СПб.,2000. - 783 с.

252. Минц, З.Г. Блок и русский символизм: избр. труды. В 3 кн. Кн.З. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПб., 2004. - 478 с.

253. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.

254. Моруа, А. Литературные портреты / А. Моруа; пер. с фрапц; сост. и авт. предисл. Ф. Нарпирьер. М.: Прогресс, 1970. - 454с.

255. Моруа, А. Поль Верлен / А. Моруа // Иностранная литература. 1996.-№ 7. - С.204-207.

256. Москва Париж, 1900-1930: каталог выставки. В 2т. / ред. М.А. Бессонова и др.; предисл. В. Полевого. - М.: Искусство, 1981. Т. 1. - 1981. -383 е.; Т.2.- 1981.- 157 с.

257. Моэм, У.С. Искусство слова: о себе и других: литературные очерки и портреты / У.С. Моэм; вступ. ст. В.А. Скороденко. М.: Худ. лит., 1989. -398 с.

258. Муравьёва, О.С. Наполеон / О.С. Муравьёва// Звезда. 1999. - №1.

259. Мурьянов, М. Символизм розы в поэзии Блока / М. Мурьянов // Вопросы литературы. 1999. - Ноябрь- декабрь. - С. 98-128.

260. Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе: пер.с англ. / В.В. Набоков; / под ред. В. Харитоновича. М.: Независимая газета, 1998.- С. 183-238.

261. Над Сеной и Уазой: Франция глазами французских писателей. Художественная публицистика: пер. с франц / сост. и авт. предисл. Т.В. Балашова; коммент. 3. Кирнозе, Т. Чугуновой. М.: Прогресс, 1985. - 524 с.

262. Назаренко, В. История одной встречи: о взглядах К. Станиславского на пьесу А. Блока «Роза и крест» / В. Назаренко // Москва. 1967. - №6. -С.21-217.

263. Наппельман, Л. Парабола Флобера / Л. Наппельман // Литературная учёба. 1983. - №3. - С. 191-194.

264. Науман, М. Литературное произведение и история литературы: сб. избр. работ: пер.с немец. / М. Науман; вступ. ст. С. Рожновского. М.: Радуга,1984. - С.308-326.

265. Нордау, М. Вырождение. Современные французы: пер. с немец.- М.: Республика, 1995. 400 с.

266. Носик, Б. Прогулки по Парижу. Левый берег и острова / Б.Носик. М.: «Радуга»,2001. -344 с.

267. Носова, В.В. Балерины: об А. Павловой и Е. Гельцер / В.В. Носова. -М.: Молодая гвардия, 1983. 286 с.

268. Огнева, Е.А. «Роза и крест» А. Блока: (автобиографические основы) / Е.А. Огнева // Русская литература. 1976. - №2. - С. 136-143.

269. Орлов, В.Н. Поэт и город: А. Блок и Петербург / В.Н. Орлов. Л.: Лениниздат,1980. - 270 с.

270. Орлова, Е. Николай Недоброво: судьба и поэзия / Е. Орлова// Вопросы литературы. 1998. - №1 (январь-февраль). - С. 134-155.

271. Париж изменчивый и вечный: сб. / сост. и авт. вступ. ст. и заключ. В.Е. Балаконов; сост. и авт. коммент. Н.И. Полторацкая. Д.: Изд-во ЛГУ, 1990. 629 с.

272. Пастернак, Б. Поль-Мари Верлен / Б. Пастернак // Верлен П. Избранное: пер. с фр. / П.Верлен; сост., вступ. ст., коммент. М. Яснова. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 1999. - С.402-406.

273. Пикассо. Графика Пикассо: альбом репрод. / авт. очерков о жизни и творчестве Пабло Пикассо И.Г. Эренбург и М. В. Алпатов. М.,1967.

274. Платон. Диалоги / Платон; пер. с древнегреч. С.Я. Шейман.; сост., ред. и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; авт. примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль,2000. - 607 с.

275. Плутарх, Исида и Осирис. М., 2000.

276. Плющикова, Н.В. Раздел «Страшный мир» (1909 1916) в поэтической системе А. Блока / Н.В. Плющикова // Филологические науки. - 1988. -№1. - С.14-19.

277. Полушин, В.Л. Рыцарь русского Ренессанса / В.Л. Полушин // Гумилёв Н.С. В огненном столпе. М., 1991. С.5-50.

278. Поэтические течения в русской литературе к. XIX нач. XX в.: литературные манифесты и художественная критика: хрестоматия / сост. А.Г. Соколов. - М.: Высшая школа,1988. - 367с.

279. Райцес, В.И. Жанна д' Арк: популярный очерк / В.И. Райцес. Л.: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние,1959. - 96 с.

280. Райцес, В.И. Жанна д' Арк: факты, легенды, гипотезы / В.И. Райцес. -СПб.: Евразия, 2003. 243 с.

281. Рак, И.В. Легенды и мифы Древнего Египта / И.В. Рак. СПб.: Журнал «Нева»: Летний сад, 1999. - 191 с.

282. Реизов, Б.Г. Французский роман XIX века / Б.Г. Реизов. М.: Высшая школа, 1969. - С. 117-215.

283. Розанов, В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства / В.В. Розанов. Репринтное воспроизведение 2-го издания, 1913 г. - М.: Дружба народов, 1990. - 297 с.

284. Розанов, В.В. Метафизика христианства / В.В. Розанов. М.: ООО «Изд-во АТС»: Харьков: «Фолио», 2001. - 544 с.

285. Россия XVIII в. глазами иностранцев: сб. / подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. Ю.А. Лимонова. Л.: Лениниздат,1989. - 542 с.

286. Русская литература XX века. 1890-1910. / под ред. С.А. Венгерова. -М.:ХХ1 век Согласие,2000. - Кн. 1- 511 с.

287. Русская литература XX века.1890-1910. / под ред. С.А. Венгерова. -М.:ХХ1 век Согласие,2000. - Кн. 2. Т.2,3 - 471 с.

288. Русская литература XX века: исследования американских учёных: сб. ст.; пер. с анг. / ред. Б.Аверин, Э. Нитраур. Спб.: Петро-РИФ: Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1993. - 574 с.

289. Русская поэзия серебряного века: 1890-1917: антология; / сост. И. Багдасарьян и др.; вступ. ст. М.Л. Гаспарова. М.:Наука,1993. - 782 с.

290. Сартр, Ж.-П. Ситуации: антология литературно- эстетической мысли / Ж.-П. Сартр; сост. и предисл. С. Великовского. М.: Ладомир,1997. -С.353-364.

291. Сент-Бёв, Ш. Литературные портреты: пер. с франц. / Ш. Сент-Бёв; сост. авт. ст. и коммент. М. Трескунова. М.,1970. - С.448-465.

292. Слонимский, Ю. Фокин и его время / Ю.Слонимский // Фокин, М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма / М.М. Фокин. Л.-М.Д967.

293. Сон и смерть // Мифы в искусстве. Старом и новом (по Рене Менару). -М.,1993. С.29-36.

294. Стилистические проблемы французской литературы: сб. науч. статей / ред. В.П. Григорьев. Л.: ЛГПИ,1975. - С.176-190.

295. Страда, В. Москва Петербург - Москва / В. Страда // Лотмановский сборник. -М., 1995. - Т.2. - С.503-515.

296. Томашевский, Б.В. Пушкин и Франция / Б.В. Томашевский; предисл. В. Бурсова. Л.: Сов. писатель, 1960. - 498 с.

297. Топер, П. Трагическое в искусстве XX в./ П. Топер // Вопросы литературы. 2000. - №2. - С. 3-46.

298. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ.: исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс-Культура, 1995. - 624 с.

299. Топоров, В.Н., Цивьян Т.В. Нервалианский слой у Ахматовой и Мандельштама / В.Н. Топоров, Т.В. Цивьян. М., 1990.

300. Флоровская, О.В. Мопассан новеллист / О.В. Флоровская; ред. Д.К. Царик. - Кишинёв:Штиинца, 1979. - 91 с.

301. Фокин, М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма / М.М. Фокин; ред., сост. и авт. вступ. ст. Ю.И. Слонимский, коммент. П.С. Линде и др. Л.;М.: Искусство, 1967. - 639 с.

302. Фрейд, 3. Художник и фантазирование: пер. с немец. / под ред. Р.Ф. Додельцева и др. / 3. Фрейд. М.: Республика, 1995. - 400 с.

303. Халфина, Н.Н. Культурно-исторические мотивы в творчестве И.С. Тургенева / Н.Н. Халифна // Художественные процессы в русской культуре 2-й половины XIX в. / ред. Г.Ю. Стернин. М.: Наука, 1984. -190 с.

304. Ханзен-Лёве, А. Русский символизм: система поэтических символов. Ранний символизм / А. Ханзен-Лёве; пер. с нем. С. Бромерло и др. / ред. А.В. Лавров. СПб.: Академ, проект, 1999. - 507 с.

305. Художники русского театра. 1880-1930. М.: Искусстов,1994. - 423 с.

306. Цвейг, С. Жизнь Поля Верлена / С. Цвейг // Нева.- 1991. №9. 312.Чалмаев, В.А. Иван Тургенев / В.А. Чалмаев. - М.: Современник, 1986.-396 с.

307. Чегодаев, А. Мои художники: избр. статьи об искусстве от времён Древней Греции до двадцатого века / А. Чегодаев; вступ. ст. А. Аникста.-М.: Художник, 1974. С.155-158.

308. Чегодаев, А.Д. Наследники мятежной Вольности: Пути художественного творчества от Великой французской революции до середины девятнадцатого столетия / А.Д. Чегодаев. М.: Искусство, 1989. -302 с.

309. Чернейко, Н.Г. Движение мира у А. Блока / Н.Г. Чернейко // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, Филология. 1993. - №1. - С.51-56.

310. Шарафадина, К.И. «Алфавит Флоры» в образном языке литературы пушкинской эпохи (источники, семантика, формы): Научная монография / К.И. Шарафадина. СПб.: Петербургский институт печати,2003. - 320 с.

311. Элиаде, М. Очерки сравнительного религиоведения: пер. с англ. Ш.А. Богиной и др. / отв. ред. В.Я. Петрухин/ М. Элиаде. М.: Ладомир, 1999.-488 с.

312. Элиаде, М. Трактат по истории религий. В 2т. / М. Элиаде; пер. с франц. А. Васильева.- СПБ.:Алетейя, 1999. Т.1- 392 е.,

313. Элиаде, М. Трактат по истории религий. В 2 т. / М. Элиаде; пер. с франц. А. Васильева.- СПБ.: Алетейя,1999. Т.2.-415 с.

314. Эренбург, И.Г. Портреты русских поэтов / И.Г. Эренбург; подгот. А.И. Рубашкин, отв. ред. М.Ф. Пьяных. СПб.: Наука,2002. - 351 с.

315. Эренбург, И.Г. Французские тетради: Заметки и переводы / И.Г. Эренбург. М.Сов. писатель, 1959. - 221 с.

316. Эткинд, Е. Лирика Поля Верлена / Е. Эткинд // Верлен П. Избранное. -М.,1999. С.406-418.

317. Эткинд, Е. Пушкин и Ламартин / Е. Эткинд // Русская литература . -1999.-№2.

318. Ярустовский, Б.М. Игорь Стравинский / Б.М. Ярустовский. М.: Сов. композитор, 1969. - 319 с.

319. Ярустовский, Б.М. Игорь Стравинский. Краткий очерк жизни и творчества / Б.М. Ярустовский. М.: Сов. композитор, 1963. - 294 с.

320. Яснов, М. Миры Поля Верлена / М. Яснов // Верлен П. Избранное: пер. с франц. / П. Верлен; сост., вступ. ст., коммент. М. Яснова. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 1999. - С.5-19.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.