Педагогические аспекты подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Литвиненко, Юлия Александровна

  • Литвиненко, Юлия Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 159
Литвиненко, Юлия Александровна. Педагогические аспекты подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2010. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Литвиненко, Юлия Александровна

введение.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА проблема стрессовых состояний в теории и практике преподавания музыки.

§ 1. Стрессовые состояния в различных видах профессиональной деятельности.

§2. Публичное выступление музыканта-исполнителя: атрибутивные качества и свойства.

§3. Психолого-педагогические компоненты подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению.

§4. Теоретико-методические рекомендации.

ВТОРАЯ

ГЛАВА подготовка учащегося-музыканта к публичному выступлению: опытно-экспериментальное исследование.

§ 1. Педагогические наблюдения.

§2. Педагогические беседы, интервью, анкетирование.

§3. Обучающий (формирующий) эксперимент. выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические аспекты подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению»

Актуальность исследования. Подготовка современного специалиста в области музыкального образования включает в себя ряд важных компонентов, предполагает широкий спектр знаний, умений и навыков. Необходимы, в частности, готовность и способность молодого специалиста выступать перед широкой аудиторией, причем выступать не только с вербальными сообщениями типа лекций, докладов, разного рода устных отчетов. Не менее важно уметь исполнять — и на достаточно высоком профессиональном уровне музыкальные произведения (фортепианные, вокальные; хоровые и др.). Практика свидетельствует, что для этого недостаточно владеть техникой игры- на музыкальном инструменте; пения, дирижирования и т.д. Необходимо« владеть также и особыми, специфическими приемами - техникой психической саморегуляции, при отсутствии которой выступления перед аудиторией имеют, как правило, немного шансов на успех.

Эффективный самоконтроль, самообладание, эмоциональная стабильность — все это, по единодушному мнению квалифицированных специалистов (музыкантов-исполнителей, психологов, педагогов), составляет в совокупности то, что обеспечивает успешность данного вида деятельности, закладывает прочную базу в ее основание.

В значительной мере успешность, о которой идет речь, зависит естественно от природных данных того или иного учащегося, его общих и специальных способностей. В то же время опыт свидетельствует, что самоконтроль, самообладание, умение владеть собой поддаются развитию, причем помощь со стороны педагога может сыграть в данном случае весьма существенную роль.

Между тем, психолого-педагогические аспекты подготовки учащегося-музыканта к публичным выступлениям изучены недостаточно. Отсутствуют прочные теоретические основания решения этой проблемы, нет, по сути, детально разработанной методики сценического «антистресса». Отсюда актуальность настоящего исследования.

Противоречие существующей практики обучения музыке в том, что обеспечивая в той или иной мере профессионально-исполнительскую (техническую) готовность учащегося к встрече с аудиторией, преподавателями уделяется значительно меньше внимания психолого-педагогической составляющей этой подготовки.

Сказанным определяется цель исследования: теоретико-методическая разработка комплекса вопросов, связанных со сценическим волнением учащегося-музыканта и его негативными последствиями для соответствующего вида деятельности.

Объект исследования: феномен сценического волнения в его базовых характеристиках, атрибутивных особенностях и свойствах.

Предмет исследования: содержание обучения, формы и методы педагогической работы, сориентированные на нейтрализацию негативных аспектов сценического волнения учащихся-музыкантов.

Задачи исследования:

• изучить феномен сценического волнения как динамично соподчиненную систему причинно-следственных связей и отношений в деятельности учащбгося-музыканта; определить основные детерминанты и признаки этого явления;

• отработать пути и способы аккумуляции и творческой переработки учащимися-музыкантами опыта нейтрализации негативных стрессовых состояний в ходе публичного исполнения музыкальных произведений;

• выработать у учащихся умение экстраполировать приемы и способы профессиональной саморегуляции в различные виды музыкально-исполнительской практики;

• разработать дидактический инструментарий, обосновать приемы и способы оптимизации нервно-психического состояния учащегося в ходе публичного исполнения музыкальных произведений;

• проверить экспериментальным путем эффективность и целесообразность использования авторской методики подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению.

Гипотеза исследования:

1. Сценическое волнение — естественная реакция на сам факт выступления музыканта-исполнителя перед слушательской аудиторией (экзаменационной или конкурсной комиссией, публикой и т.д.). Аффективное психическое состояние, возникающее от одного лишь предвидения трудности появления перед слушателями, резко усиливается по мере приближения этой ответственной ситуации.

Следует учитывать в то же время, что сценическое волнение может иметь — в разных соотношениях и пропорциях - как негативные, так и позитивные моменты.

2. Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства.

Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональных красок.

3. Доминирование тех или иных внутренних состояний перед публичным выступлением или в самом процессе исполнения зависит от разных причин. Важную роль играет предрасположенность индивида к публичной деятельности, наличие у него качества, определяемого как артистизм, - либо, напротив, отсутствие соответствующих качеств и свойств.

Имеют значение и действия педагога (их «психотерапевтическая составляющая», в частности), от которых во многом зависит психологический «статус» учащегося в преддверии выступления.

4. Действия педагога, направленные на устранение психологических барьеров, возникающих в экстремальных условиях публичного выступления, либо еще на подступах к нему, складываются в основном из двух методологических блоков. Один из них вбирает в себя воздействия психологического свойства, и прежде всего укрепление у учащегося уверенности в себе, в своих силах; наряду с этим снижение планки сверхзначимости происходящего, которая в представлении учащегося стоит обычно непомерно1 высоко, что само по себе травмирует психику, инициирует разного рода стрессы, гиперволнение и т.д.

Другой блок состоит из мероприятий практического свойства, также эффективных в данной ситуации (среди них - предварительное «обыгрывание» учащимся концертной программы в присутствии посторонних лиц, что моделирует ситуацию публичного выступления, позволяет учащемуся, в известной мере адаптироваться к ней).

Методологическую основу исследования составили: а) психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме стрессовых состояний, их детерминантам, формам проявления и особенностям (Г. Селье, A.M. Прихожан, H.A. Подымов, В.Е. Рожнов, М.Е. Бурно, Ю.В. Щербатых и др.); б) труды музыкантов-педагогов и методистов, занимавшихся аналогичной проблематикой на материале музыки, обобщавших как собственный профессиональный опыт, так и опыт своих коллег (J1.A. Баренбойм, JI.JI. Бочкарев, A.JI. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, Г.М. Коган, JI.A. Маковец, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, Г.М. Цыпин и др.); в) работы специалистов в области музыкального воспитания и образования, затрагивающие различные аспекты психологии музыкальной деятельности (Э.Б. Абдуллин, A.C. Базиков, A.A. Базикова, Т.И. Бакланова,

A.B. Малинковская, Т.Г. Мариупольская, А.И. Николаева, Е.В. Николаева, б

A.B. Торопова, О.П. Радынова, Г.П. Стулова, М.С. Старчеус, П.А. Хазанов и ДР-)

Методы исследования: а) теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, теория и методика обучения игре на музыкальных инструментах); б) изучение научно-исследовательских подходов к проблеме саморегуляции в педагогике и педагогической психологии; в) обобщение передового музыкально-исполнительского и музыкально-педагогического опыта в области подготовки музыканта к публичному выступлению; г) ретроспективный анализ и обобщение личного профессионального опыта автора исследования; д) методы эмпирического уровня (опросы, наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент).

На защиту диссертации выносятся следующие положения:

1. Среди части музыкантов-исполнителей и педагогов распространено убеждение, что противостоять сценическому волнению практически невозможно, что потери от него — фатальная неизбежность; что если бы не волнение, качество исполнительской «продукции» было бы более высоким («волнение «мешает», «ухудшает», «разрушает»).

Однако есть основания утверждать, что при необходимой компетенции педагога и соответствующей направленности его действий психологические барьеры, возникающие перед учащимся в ходе публичного выступления, вполне преодолимы. Исключения, разумеется, встречаются, но они достаточно редки.

2. Принципиально важен сам подход к проблеме волнения. Суть не в том, чтобы подавить, ликвидировать эмоционально-стрессовые состояния, возникающие на сцене (этого можно было бы добиться с помощью сильнодействующих медикаментозных средств, на что по понятным причинам музыканты не идут). Проблема в том, чтобы сделать волнение управляемым, изменить его эмоционально-психологический модус, использовать имеющийся у него конструктивно-мобилизующий творческий потенциал.

3. Стратегический путь преодоления деструктивных психологических состояний заключается в выработке способности сосредотачиваться на процессе деятельности, в данном случае на исполнении музыки. Сосредоточение «на деле» (на «производственном процессе») - это решающее условие, при котором становится возможным разрубить «гордиев узел» психологических и профессионально-технических проблем.

Формирование сосредоточенности у учащегося-музыканта - особая психолого-дидактическая задача. Ее решение отчасти выходит за рамки данного исследования, но отчасти входит в его-структуру, в связи с чем, этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем.

4. В контексте проблематики, связанной, так или иначе, со стрессовыми состояниями на сцене, особое значение приобретают усилия педагога, направленные против чрезмерной амбициозности учащегося, эгоцентристской ориентации в его деятельности. Принимать во внимание тут следует не только соображения морально-этического свойства, но и тот факт, что эгоцентризм, другими словами, ориентация на «Я» в творческой практике (любой!) существенно повышает «коэффициент нервозности» в деятельности, увеличивает градус психической напряженности человека, занимающегося этой деятельностью.

Новизна исследования:

• дан теоретический анализ категории «сценическое волнение музыканта-исполнителя (учащегося)»; определен генезис этого феномена, его основные детерминанты, характеристики, атрибутивные качества и свойства;

• рассмотрены воззрения и практические рекомендации выдающихся российских педагогов и методистов (Г.Г. Нейгауз, Л.А. Баренбойм, С.И. Савшинский и др.), направленные на устранение негативных проявлений сценического волнения, ликвидацию разного рода психологических барьеров в ходе публичного исполнения музыкальных произведений;

• изучен спектр различных стрессовых состояний, возникающих у исполнителей в процессе публичных выступлений: от позитивно окрашенных, конструктивно-мобилизующих — до отрицательно заряженных, деструктивных по своему действию; рассмотрены условия, способствующие изменению эмоциональной окраски психических состояний, трансформирующих их из одного модуса в другой;

• проанализированы потенциальные возможности педагога в процессе оптимизации психического самочувствия учащегося накануне выступления; выявлены в этой связи два блока возможных действий педагога: суггестивно-психологический («психотерапевтический») и практически-операциональный, связанный с организационными аспектами подготовки учащегося к публичному выступлению;

• рассмотрены явления иррадиации и концентрации внимания учащегося в процессе публичного выступления; проанализированы природа и сущность этих явлений; обозначены основные профессиональные приемы и способы, посредством которых решается проблема концентрации внимания учащегося на объекте музыкально-исполнительской деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

Рассмотрен широкий круг вопросов, связанных со стрессовыми состояниями в деятельности музыканта-исполнителя (учащегося). Выявлены факторы, как усиливающие, так и ослабляющие психическое напряжение учащегося в ходе публичного исполнения музыкальных произведений. Проанализированы позитивные, творчески активизирующие потенции сценического волнения; рассмотрены в то же время и отрицательные явления, порождаемые волнением. В связи с анализом неблагоприятных внешних и внутренних воздействий (стрессоров) на психику музыканта-исполнителя в процессе публичного выступления, определены теоретические основы деятельности педагога, направленные на устранение основных психологических барьеров в соответствующей деятельности учащегося.

Практическая значимость исследования:

Автором диссертации расширен спектр знаний педагогов-музыкантов, связанных с противостоянием отрицательным последствиям сценических стрессов, возникающих в процессе публичного исполнения музыки. Выявлен и апробирован комплекс практических приемов и способов воздействия на учащегося, нормализующих общее состояние его нервной системы и психики как перед выходом на- сцену, так и в самом процессе исполнения музыки. Результаты исследования могут быть использованы в ходе учебно-воспитательного процесса в классах индивидуального обучения музыке (фортепиано, сольное пение, дирижирование и др.), а также в рамках лекционных курсов1 «Теория и практика обучения игре на музыкальных инструментах», «Методика преподавания музыки», «История исполнительства».

Достоверность результатов исследования обеспечена: а) методологией работы, адекватной ее проблематике, специфическим особенностям и свойствам исследуемого материала; б) опорой' на широкий круг отечественных и зарубежных научно-литературных источников, связанных с психолого-педагогическими аспектами музыкальной деятельности; в) итогами опытно-экспериментальной работы, включавшей в себя такие виды эмпирической деятельности как лонгитюдные педагогические наблюдения, разного рода опросы испытуемых, обучающий (формирующий) эксперимент.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: а) в процессе опытно-экспериментальной работы в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова; б) на заседаниях кафедры специального фортепиано и кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке; в) в ходе педагогической деятельности в Музыкальном колледже МГИМ имени А.Г. Шнитке (класс фортепиано); г) в Детской школе искусств им. С.И. Мамонтова г. Москвы; д) в выступлениях и докладах на научно-практических конференциях, посвященных проблемам музыкального образования (Саратов - 2005; Москва - 2007, 2008, 2009, 2010).

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Литвиненко, Юлия Александровна

выводы

1. Настоящее исследование показало, что убежденность части педагогов-музыкантов и учащихся о неизбежном снижении качества исполнения в процессе публичного выступления, о фатальных «потерях» в ходе этого процесса, не имеет под собой достаточных оснований. Существуют вполне эффективные (при условии их практической адаптации) приемы и способы оптимизации нервно-психического состояния исполнителя, в результате чего преодолеваются психологические барьеры, возникающие в ходе публичного выступления.

21 Ириемы и способы- педагогического воздействия на учащегося делятся* в основном на два методологических блока. В1 одном из. них воздействия1 психологического свойства (основанные, как правило; на' «психотерапевтической аргументации»), в другом. - мероприятия практически-деятельностного плана (предварительное «обыгрывание» учащимися концертной программы, в присутствии посторонних лиц и др.).

3. У части музыкантов-исполнителей волнение обнаруживается в виде страха, болезненной тревожности, панического состояния; у других трансформируется в,подавленное расположение духа, апатию, пониженность эмоционального тонуса. В то же время, у индивидуумов,- генетически предрасположенных к публичной деятельности, волнение зачастую проявляет себя с позитивной стороны, вызывая празднично приподнятые, возбужденно радостные чувства.

Однако и такие индивидуумы нуждаются в отработанной технике самоконтроля и психологической самоорганизации.

4. Проведенное исследование показало ошибочность точки зрения, согласно которой задача исполнителя должна заключаться в нейтрализации эмоционально-стрессовых состояний на эстраде, в «уходе» от сценического волнения. Реальная проблема в том, чтобы перевести волнение в модус управляемого, контролируемого состояния, использовать имеющийся у него конструктивно-мобилизующий потенциал. Решение данной проблемы зависит в ряде случаев от соответствующей компетенции педагога и учащегося.

5. Стратегический путь противостояния деструктивным, разрушительным последствиям волнения - развитие способности всецело сосредотачиваться на музыкально-исполнительском процессе, на выполнении того, что было предварительно задумано, на решении тех или иных конкретных профессиональных задач.

Формирование и развитие способности концентрировать внимание на процессе творческой деятельности — особая задача, решение которой принципиально важно с разных точек зрения и прежде всего в плане конструктивного подхода к проблеме сценического волнения в ходе публичного выступления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Литвиненко, Юлия Александровна, 2010 год

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. — 186 с.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Музыка, 2006. - 336 с.

4. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. -М.: Академия, 2004. 336 с.

5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.

6. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб. науч. трудов. Саратов: Научная книга, 2003. - 238 с.

7. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1961. -272 с.

8. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. -М.: Музыка, 1991.-104 с.

9. Алексеев A.B. Себя преодолеть! М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

10. Ю.Алексеева A.A. Методы изучения музыки XX века в теоретических курсахмузыкального училища (исполнительские специальности): автореф. дис . канд. пед. наук. М., 1995. - 26 с.

11. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2004.-117 с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

13. Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России: основныепротиворечия и пути их преодоления: учеб. пособие. Тамбов: ТГМПИ, 2002.-310 с.

14. М.Базикова A.A. Сущность и содержание аутопсихологической компетентности музыканта-исполнителя: Методические рекомендации для студентов средних и высших (профессиональных) музыкальных учебных заведений. Тамбов: ТГМПИ, 2002.-15 с.

15. Бакланова Т.И. Музыка для детей. Музыкальные звуки и образы. М.: ACT, 2010. -126 с.

16. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1992. - 160 с.

17. Баланчивадзе JI.B. Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, №1. - С. 126-134.

18. Баланчивадзе JI.B. Мотивация музыкально-исполнительской деятельности // Вопросы психологии. 1983. - №6. - С.50-57.

19. Баренбойм JI.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969.-288 с.

20. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.

21. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учеб. пособие для аспирантов и студентов-дипломников. — М.: Академический Проект, 2008. 194 с.

22. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. -М.: МПСИ, 2008. 320 с.

23. Белан Е.А. Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства: автореф. дис. . канд. психол. наук. — Краснодар, 2006. — 24 с.

24. Берман Л.Н. Годы странствий. Размышления музыканта. М.: Классика-ХХ1, 2006. - 240 с.

25. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918—1922 г. — М.: Искусство, 1952. 180 с.

26. Беседы о педагогике и исполнительстве: К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории: Сб. статей / сост. В .Г. Цыпин. — Вып. 1.-М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1992. 59 с.

27. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т профессионального образования.России, 1995. - 336 с.

28. Благой Д.Д. О музыке . вне музыки // Советская музыка. — 1972. №5. -С. 62-66.

29. Благой Д.Д. Роль эстрадных выступлений в, обучении музыкантов-исполнителей4 ' // Методические записки по вопросами музыкального образования: Сб. статей. -Вып.2. -М'.:Музыка, 1979.-С. 166-183.

30. Бочкарев JI.JI. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту // Проблемы высшего музыкального образования: Сб. трудов. Вып. 19. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. - С. 43-58.

31. Бочкарев JT.JI. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. 1975. - №1. - С. 68-79.

32. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: ИП РАН, 1997. -352 с.

33. Бурно М.Е. О характерах людей: Психотерапевтическая книга: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2006. - 608 с.

34. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М.: Когито-Центр, 2001. - 384 с.

35. Вицинский A.B. Беседы с пианистами. -М.: Классика-ХХ1, 2007. 232 с.

36. Вицинский A.B. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. -М.: Классика-ХХ1, 2003. 100 с.

37. Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных / Отв. ред. Б.Л. Кременштейн. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. -168 с.

38. Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. Клайпеда. -1985.-100 с.

39. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. трудов. Вып.7. -М.: МПГУ, 2001. - 137 с.

40. Воспоминания о Г.Г. Нейгаузе. -М.: Классика-ХХ1, 2002. 540 с.

41. Вспоминая Софроницкого. М.: Классика-ХХ1, 2008. - 424 с.

42. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.

43. Гапонова С.А., Павлов А.Н. Психологические условия^ оптимизации подготовки студентов1 исполнительских факультетов консерватории, к концертной деятельности // Психологическая наука и образование. 2005. -№1. — С. 64-72.

44. Гинзбург Г.Р. Статьи, воспоминания, материалы. -М., 1984. -288 с.

45. ГолубовскаяН.И. О музыкальном исполнительстве: Сб. статей и материалов. Л.: Музыка, 1985.- 142 с.

46. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. -М.: Музыка, 1965. - С. 35-71.

47. Гордон Г.Б. Эмиль Гилельс. За гранью мифа. М.: Классика-ХХ1, 2008. - 352 с.

48. Горлинский В.И. Идея свободы и современный учебно-познавательный процесс 11 Музыка и время. 2003. - № 8. - С. 18-21.

49. Горностаева В.В. Два часа после концерта. Дубна: Свента, 1991. - 224 с.

50. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. -М.: «N13 Магистр», 1993. 194 с.

51. Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей. Вып. 3. -М.: Музыка, 1991. - С. 182-192.

52. Готсдинер А.Л. Стимулирование творческого потенциала учащихся // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов: Межвуз. сб. науч. трудов. -М.: Изд-во ГИТИС, 1984. С. 161-173.

53. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. -М.: Музгиз, 1961.-224 с.

54. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Магнитогорск, 1998. - 156 с.

55. Гринберг М., Пронин В. В классе П.С. Столярского // Музыкальное исполнительство. Вып. 6. - М.: Музыка, 1970. - С. 162-193.

56. Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: ИМП «Изд-во Магистр», 1998.-436 с.

57. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. М.: «Когито-Центр», 2003. - 187 с.

58. Демченко > А.И. Портреты выдающихся мастеров музыкального исполнительства. — М., 2003. — 104 с.

59. Дьяченко Н.Г. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. — Киев: Муз. Украина, 1987. — 110 с.

60. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. - 512 с.63 .Исполнительское искусство зарубежных стран. — Выпуск 5. М.: Музыка, 1970.-208 с.

61. Как учат музыке за рубежом. М.: Классика-ХХЕ, 2009. - 208 с.

62. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические проблемы современной концертной жизни. Л.: Музыка, 1985. - 160 с.

63. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты-ХХ1 век, 2004. - 496 с.

64. Киященко Н.И. Эстетика жизни. Учебное пособие. В 3-х ч. М.: ФОРУМ: ИФРА-М, 2000. - 24 п.л.

65. Клещов С. Волнение на эстраде //Советская музыка. 1936. №11. - С.61-65.

66. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. - 304 с.

67. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Классика-ХХ1, 2004. - 204 с.

68. Коган Г.М. У врат мастерства. -М.: Классика-ХХ1, 2004. 135 с.

69. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 175 с.

70. Кожухар В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. 216 с.

71. Копгев JI.H. Истоки творческой готовности актера. СПб.: СПбТИС, 1998. -289 с.

72. Корредор Х.М. Беседы с Пабло Казальсом: — JL: Госмузиздат, 1960. -371 с.

73. Корыхалова Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением, в фортепианном классе. СПб.: Композитор• Санкт-Петербург, 2006. — 552 с.

74. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в буржуазной эстетике. Л.: Музыка, 1979. - 208 с.

75. Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. М., 2000. - 242 с.

76. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты -М.: Ось-89, 2003. 224 с.

77. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2009. - 464 с.

78. Лазарев B.C., Сгавринова ПН Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности //Педагогика. -2006. -№2.-С.51-59.

79. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. М., 2002. - 224 с.

80. Леви В.Л. Искусство быть собой. -М.: Знание, 1977.-208 с.

81. Леви В.Л. Приручение страха. -М.: Метафора, 2008. — 192 с.

82. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во Смысл, Издательский центр «Академия», 2004.-352 с.

83. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика: из неизд. тр. проф. С.М. Майкапара. Челябинск: MPI, 2006. - 224 с.

84. Маккиннон Л. Игра наизусть. М.: Классика-ХХ1, 2004. - 152 с.

85. Маковец Л.А. Педагогические аспекты подготовки будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией: дис. . канд. пед. наук. М., 1997.-139 с.

86. Макуренкова Е.П. Всеобщая музыкальная грамотность и активизация профессионального музыкального образования. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2003.-268 с.

87. Малинковская A.B. Класс основного музыкального инструмента: Искусство фортепианного интонирования: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Владос, 2005.-381 с.

88. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. 256 с.

89. Малкжов А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М.: Прометей, 1993. - 136 с.93 .Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М.: Прометей, 2002. — 201 с.

90. Мастерство музыканта-исполнителя, / сост. Я.И. Милынтейн. Вып. 2. -М.: Сов. композитор, 1976. -335 с.

91. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

92. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Музгиз, 1963.-96 с.

93. Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сборник статей. -М.: Сов. композитор, 1983. —266 с.

94. Моздыков A.B. Личностно-ориентированное профессиональное общение в процессе воспитания, музыканта // Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика: Сб. науч. трудов. -Тамбов: Изд-во ТГМПИ, 2004. Вып. 6.- С. 19-26.

95. Моздыков A.B. Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2001. - 24 с.

96. ЮО.Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». -СПб.: Речь, 2009.-250 с.

97. Мордкович В.З. О нашем учителе: к 100-летию профессора П.С. Столярского // Сов. музыка. 1972, -№3. - С. 86-89.

98. Морозова З.П: Основы педагогики для учащихся-музыкантов. М.: МГИМ, 2001.-78 с.

99. ЮЗ.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. -192 с.

100. Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тез. междунар. науч.-практ. конф. 4.1. - Тамбов: ТГМПИ, 2005. - 120 с.

101. Музыка. Творчество, исполнение, восприятие: Сб. научных трудов. -М.:МГК, 1992.-150 с.

102. Юб.Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей / сост. Т.А. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. - 240 с.

103. Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей / сост. М.А. Смирнов. М.: Музыка, 1988. - 319 с. - Вып.1.

104. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / сост. Г.М. Цыпин. — Белгород: Белгор. обл. тип., 2007.-412 с.

105. Ю9.Мюнш Ш. Я дирижер. - М.: Музыка, 1982. - 63 с.

106. О.Наумов JI.H. Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной. -М.: РИФ «Антиква», 2002. 329 с.

107. Ш.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. -М.: Классика-ХХ1, 1999.-232 с.

108. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., 1975. - 526 с.

109. З.Николаев Л.В. Несколько слов об исполнительстве // Советская музыка. -1935.-№7-8.-С. 112-113.

110. Н.Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: Монография. -М.: МПГУ, 2003.

111. И 5.Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. М.: Прометей, 2002. - 236 с.

112. Павлов А.Н. Психологические условия оптимизации подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности: автореф . дисс. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2001. - 23 с.

113. Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения. — М.: Классика-XXI, 2002.-152 с.

114. Перельман Н.Е. Научить размышлять у рояля // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — Л.: Наука, 1983. С. 186-188.

115. Петрушин В.И. Артистизм это и тренировка. О психологической подготовке музыканта к выступлению // Советская музыка. - 1971. —№12. — С. 67-73 .

116. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

117. Петухов В.В., Зеленкова Т.В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей, психической функции // Вопросы психологии. 2002. - №3.- С. 20-32.

118. Подуровский В.М. Психологическая коррекция профессиональной музыкально-педагогической деятельности. -Теория,, проблемы; практика. -М.: МГИМ, 2000: -248 с: . ;

119. Подымов H.A. Психологические барьеры в профессиональнойдеятельности учителя: Учебное пособие. Курск.: КГПУ, .1996. - 131 с.

120. Понукалин A.A. Состояние готовности к труду в условиях: проблемной ситуации // Психологические проблемы профессиональной! деятельности. -М.: Наука, 1991.-С. 136-144.

121. Прихожан А.М. Психология тревожности: Дошкольный^ и школьный возраст. СПб: Питер, 2009. - 192 с.

122. ЗО.Проблема субъект-субъектного взаимодействия' в теории, и Г методике воспитания / ред. Е.А. Леванова. Калининград: БИЭФ, 1999. — 68 с.

123. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз): Сб. трудов / сост. М.М. Берлянчик. Вып. 2. -Новосибирск, 1984.-152 с.

124. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1970. - 90 с.

125. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 480 с.

126. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Изд-во Института практической психологии, 1996. 256 с.

127. Психологические аспекты подготовки спортсменов: Сб. науч. трудов. -Смоленск: СГИФК, 1980. 113 с.

128. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. трудов. Вып. 4. - Новосибирск:, 1986. - 152 с.

129. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.

130. Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.-494 с.

131. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию В'> спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1969. 88 с.

132. Равичер Я.И. Василий Ильич Сафонов. М.: Музгиз, 1959. - 367 с.

133. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: Учебное пособие для студентов вузов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». -М.: Владос, 1997. -Ч. 1.-602 е.; Ч. 2.-398 с.

134. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.- М., 1994. 141 с.

135. РахимбаеваИ.Э. Управление качеством образования на художественно-творческих факультетах педвузов: автореф. дис. . д-ра пед. наук. -Москва, 2009. 43 с.

136. Рахманинов C.B. Письма. -М.: Музиздат, 1955. 603 с.

137. Рожнов В.Е. Гипноз от древности до наших дней. М.: Советская Россия, 1987.-304 с.

138. Нб.Рубинштейн А.Г. Автобиографические рассказы (1829-1889). -СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2005. 80 с.

139. Сабанеев JI.JI. Воспоминания о Скрябине. М.: Классика-ХХ1, 2004. - 400 с.

140. Савпшнский С.И. Пианист и его работа. JL: Сов. композитор, 1961.-272 с.

141. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.: Классика-ХХ1, 2004. 192 с.

142. Селье Г. Стресс без дистресса. М: Прогресс, 1982. - 128 с.

143. Серякова С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М., 2006.-40 с.

144. Силантьева И.И., Клименко Ю.Г. Актёр и его Alter Ego. М.: Грааль, 2005.-564 с.

145. Слуцкая JI.E. Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей: Из опыта работы фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского: автореф. дис. . канд. искусств. М., 2000. - 24 с.

146. Смирнов М.А. Воспитание музыканта-исполнителя // Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе: Сб. науч. трудов. М.: МГТС им. П.И. Чайковского, 1978. - С. 18-34.

147. Смирнова Н.М. Авторский стиль и вопросы формирования исполнительского мышления пианистов. — Саратов: Изд-во Юл, 2002. — 387 с.

148. Спортивная' психология в трудах отечественных специалистов. — СПб: Питер, 2002. 3 80 с.

149. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: ACT, 2009. - 608 с.

150. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8 т. — Т. 3. — М.: Искусство, 1955.-387 с.

151. Старчеус М.С. Слух музыканта. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2003. -640 с.

152. Степанова М. Специфика профессионального самосознания музыканта-исполнителя // Музыкальная академия. 2003. - №3. - С. 84-98.

153. Струве Б., ТокарскийБ. Эстрадное волнение в музыкальном исполнительстве // Советская музыка. 1936. — №11. - С. 66-72.

154. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: ВЛАДОС, 2002.- 176 с.

155. Сулейманов Р.Ф. Психологические основы профессионального мастерства музыканта-инструменталиста. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. -170 с.

156. Сухова Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы. — Тамбов: ТГМПИ, 2004. 277 с.

157. Тарасов Г.С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза // Вопросы психологии. -1983.- №3. С.73-76.

158. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. - 384с.

159. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. -М.: Музыка, 2009. 168 с.

160. Токина H.H. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества: Саратов: Изд-во СГУ, 1972. - 33 с.

161. Торопова A.B. Музыкально-психологическая антропология как смыслонесущая координата музыкального образования // Психология искусства: образование и культура: Межвузовский сборник науч. трудов. Самара: СГПУ, 2002. - 362 с.

162. Узнадзе Д.Н. Общая психология. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 413 с.

163. Федоров Е.Е. Ветер судьбы. Новосибирск: «Манускрипт», 2006. — 228 с.

164. Федоров Е.Е. К вопросу об эстрадном волнении // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: Сб. трудов (межвузовский). Вып. 43. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979. - С. 107-118.

165. Федорова А'.Г. К вопросу о преодолении^ сценического стресса // Здоровье, музыка, психология. -2007. -№3.

166. Федорович E.H. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2001. - 43 с.

167. Флеш К. Искусство скрипичной игры. М.: Классика-ХХ1, 2007. - 304 с.

168. Хазанов П.А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью). М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2006.-281 с.

169. Христозов X. Попытка физиологического изучения эстрадного волнения// Вопросы психологии. 1962. - № 1. - С. 143-147.

170. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2008. — 386 с.

171. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). — Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во «Нобелистика», 2008. 284 с.

172. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. -СПб.: Алетейя, 2001. 320 с.181 .Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988. 384 с.

173. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся муз. отделений пед. вузов и консерваторий. — М.: Интерпракс, 1994. 374 с.

174. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. — М.: Музыка, 2010.-128 с.

175. Черникова O.A. Эмоциональные состояния в спорте // Психологические аспекты подготовки спортсменов: Сб. науч. трудов. Смоленск, 1980. -С. 73-78.

176. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Душа и маска. Пермское книжное издательство, 1969. - 372 с.

177. Шафран Д. Виолончель соло. М.: ACT, 2001.-416 с.

178. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. -М.: Музыка, 1996.-206 с.

179. Шнабель А. Моя жизнь и музыка// Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 3. - М.: Музыка, 1967. - С. 63-193.

180. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом! М.: Классика-ХХ1, 2004. -336 с.

181. Шулы1яков О.Ф; Скрипичное исполнительство, и педагогика. -СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2006:-496 с:

182. Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собр. статей. В 2-х т. - М.: Музыка, 1975,1978.

183. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. М.: Музыка, 1968.-248 с.193Щапов А.П: Фортепианная педагогика. М.: Сов. Россия, I 960; - 171 с.

184. Щетинская: Н.Б. Развитие личностной1: саморегуляции музыканта-исполнителя. в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дисс. . канд. пед. наук. Краснодар, 2005. - 23 с.

185. Юдин А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века. М.: Прометеи, 2004. - 247 с. ■

186. Яворский Б.JI. Статьи, воспоминания,, переписка / Под общ. ред. Д.Д. Шостаковича В 2-х т. М.: Сов. композитор, 1964, 1972.-711 е., 366 с.

187. Якобсон П.М: Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. -М.: Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОД ЭК, 1998. 304 с.

188. Gordon S. Mastering the Art of Performance: A Primer for Musicians. New York: Oxford University Press, 2006. - 217 p.

189. Parncutt R., & McPherson G. The Science and Psychology of Music Performance: Creative Strategies for Teaching and Learning. New York: Oxford University Press, 2002. - 400 p.

190. Rink J. Musical Performance. A Guide to Understanding. London: Cambridge University Press, 2002. - 245 p.

191. Rink J. The Practice of Performance: Studies in Musical Interpretation. — London: Cambridge University Press, 2005. 304 p.

192. Stewart G. Mastering the Art of Performance. New York: Oxford University Press, 2006.-210 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.