Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Еманова, Татьяна Владимировна

  • Еманова, Татьяна Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 199
Еманова, Татьяна Владимировна. Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 1998. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Еманова, Татьяна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Педагогические основы музыкального образования учащихся

1.1 Философско-педагогические основы проявления этноса в исторических традициях национальных культур.

1.2 Генезис музыкального образования и музыкальной педагогики в России.

1.3 Характеристика национальных особенностей музыкальной культуры Осетии.

ГЛАВА 2. Психолого-педагогические характеристики музыкального образования

2.1 Музыкальное образование как процесс, происходящий в педагогической системе.

2.2 Изучение профессиональных качеств учителя, подготовка учителя по вопросам национальных особенностей осетинского искусства.

2.3 Педагогические основы содержания и реализации программы «Музыкальное искусство Осетии» (фундаментализация музыкального образования учащихся 1 класса начальной школы].

2.4 Педагогическое совершенствование музыкального образования в начальной школе и старших классах.

ГЛАВА 3. Экспериментальная часть исследования

3.1 Общая характеристика содержания и структуры экспериментального исследования.

3.2 Эффективность внедрения программы

Музыкальное искусство Осетии».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона»

Проявления этноса многообразны. Это относится и к духовному миру человека в широком смысле слова, и к системе межличностных отношений на всех уровнях, в различных социальных средах и сущностях, и к особенностям социоэкономических отношений и культуры в целом, в отдельных её областях, это относится и к системе образования, и к педагогическим взглядам.

Одной из важных задач современного общества является развитие и совершенствование личности. Статья № 43 Конституции Российской Федерации гласит [108, с.64], что каждый человек имеет право на образование и может пользоваться культурным наследием своего народа. В культуре диалектически объединено национальное, интернациональное и общечеловеческое. Из лучших достижений национальных культур складывается общечеловеческая культура.

Проблема пробуждения интереса к учению — одна из фундаментальных проблем педагогики, но особое значение она приобретает в области искусства. Музыкально- педагогическая работа со школьниками, изучение музыкальной культуры, ценных трудов музыкантов педагогов и исследователей (В.Н. Шацкой, H.JI. Гродзенской, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлу-гиной, Д.Б. Кабалевского, Б.В. Асафьева, В.К. Белобородова, М.А. Румер, Г.С. Ригиной) показывают, что музыка — не простое развлечение и не добавление к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Поэтому перед общеобразовательной школой стоят широкие задачи музыкально- эстетического воспитания учащихся, позволяющие музыке в полную меру выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Ещё педагог Я. А. Коменский [105], создав целостную теорию образования и воспитания, осмыслив и обобщив, накопленный семьей и школой, впервые предложил систему массового музыкального образования и воспитания на всех уровнях обучения. Его наиболее ценные и перспективные идеи нашли воплощение в трудах и деятельности И.Г.Песталоцци [142], Ж-Ж.Руссо [151], Л.Н.Толстого [166], К.Д.Ушинского [167], М.Монтессори и других выдающихся педагогов прошлого и настоящего.

В обстановке социально-политического напряжения в обществе, ломки старых стереотипов, представлений, межнациональных конфликтов особую актуальность приобретает проблема обновления образования.

Развитие духовности личности невозможно без определения себя как части своего народа, своей культуры. Реализация задач духовного развития подрастающего поколения предполагает необходимость актуализации исследований в области теории и практики эстетического воспитания учащихся, в том числе на материале национального музыкального творчества, так как музыкальный фольклор является непосредственным отражением жизни народа, его национального своеобразия, исторического опыта. Разностороннее изучение учащимися лучших образцов многовекового музыкального творчества родного края должно привести их к постижению глубоких взаимосвязей музыкальной культуры с его историей, бытом.

Обращение к духовному опыту человечества, к национальной музыкальной культуре способствует нравственному, эстетическому и художественному воспитанию современных школьников, обогащая их духовный мир, развивая чувства взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, творческие способности и потребности. Эта мысль прослеживается в исследованиях Б.В.Асафьева [29], Б.Бартока [135], З.Кодая [135], Д.Б.Кабалевского [92], Л.В.Горюновой [72] и др.

Теоретическим проблемам нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения посвящены работы философов: В.К.Арсенкина, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, С.Х.Раппопорта, Е.Г.Яковлева и других.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников посредством освоения традиций национальной музыкальной культуры значительную роль играют исследования в области психологии. Например, теории психологии творчества и художественно-эстетического развития, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрытые в трудах Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.А. Мелик-Пашева, А.З. Рахимова, С.Л. Рубина, В.Г. Ражникова, JI.JI. Бочкарева, A.JI. Готсдинер, получили дальнейшее развитие в современной педагогической практике.

Анализируя достижения теории и практики музыкального воспитания и образования, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований проблема музыкально-эстетического воспитания школьников посредством освоения традиций национальной музыкальной культуры своего народа и других национальностей остается недостаточно разработанной. Сохраняя общность основных принципов методики музыкального воспитания школьников, многие национальные регионы решают проблему, связанную с особенностью музыкальной культуры данного региона, так как музыкальное воспитание на основе национальной музыки дает возможность лучше понимать и оценивать музыку других народов, что является одним из важнейших путей интернационального воспитания детей (Юзбашян Ю.В. [184], Цкитишвили Р.Г. [175], Кашапова Л.М. [98], Раннап Х.Я. [146], Кульманова Ш.Б. [114]).

Проблеме образования школьников Республики Северная Осетия -Алания (далее РСО-А) в документах правительства уделяется определенное внимание [47, 65, 109, 144]. Однако имеются противоречия между объективной необходимостью музыкально- эстетического воспитания подрастающего поколения средствами национальной музыкальной культуры и неразработанностью содержания, форм, методов и средств её использования в практике общеобразовательной школы. В процессе исследования мы столкнулись с тем, что до сих пор в практике современной общеобразовательной школы не сложилась система использования всех многожанровых традиций национальной культуры, духовного наследия народов Осетии, не 5 изучается их творческое развитие в условиях современной этнокультур и этносоциальной ситуации. Сложившиеся условия требуют положительного решения данного вопроса во всей многоуровневой системе непрерывного образования.

Актуальность проблемы определяется возросшими требованиями к самосовершенствованию, саморазвитию личности, ее эстетической культуры; необходимостью наибольшего использования национально-особенного в культурном достоянии народа, в целях овладения личностью богатством общечеловеческой культуры. Актуальность исследования также обосновывается и теми существенными недостатками, которые характерны для музыкального образования национальных регионов. Ее практическая значимость, недостаточность теоретической и методической разработки определили тему исследования: «Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона».

Для эффективной реализации данной проблемы необходимо было: разработать модель и технологию многоуровневого музыкального образования, пересмотреть систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, наполнить её современным содержанием, и новыми формами и подходами; разработать учебно-методический комплекс учителям и учащимся по музыкальной культуре Северной Осетии.

Цель исследования — педагогически обосновать и разработать содержание, формы и методы музыкального образования учащихся средней школы с учетом этнических особенностей региона (на примере Северной Осетии - Алании).

Объект исследования — музыкальное образование учащихся средней школы РСО-Алания.

Предмет исследования — педагогические закономерности музыкального образования и воспитания средствами осетинской народной и профессиональной музыки в практике современной общеобразовательной школы РСО-Алания.

В основу нашего исследования положена гипотеза о том, что формирование интереса учащихся к традициям национальной культуры как неотъемлемой части духовного опыта человечества, повышения уровня музыкальных знаний и умений, их общей музыкальной культуры, обязательно предполагает: разработку и реализацию системы музыкального образования школьников с учетом психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей; создание модели и технологии музыкальной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; определение возможных путей совершенствования музыкального образования и воспитания школьников в реализации решений Закона об образовании подрастающего поколения.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования определились следующие задачи:

1. Изучить историю, теорию и практику использования традиций национальной музыкальной культуры Осетии в системе образования школьников (сделать обобщенные выводы).

2. Осуществить анализ современного состояния преподавания музыки в школах Осетии с учетом национального компонента (подготовить соответствующие рекомендации).

3. Определить педагогические условия использования традиций осетинской национальной культуры в практике современной общеобразовательной школы с учетом психолого-возрастных, регионально-этнических особенностей учащихся и способы экспериментальной проверки и эффективности.

4. Раскрыть сущность педагогических аспектов музыкального образования с учетом национальных особенностей региона.

Методологическую основу нашего исследования составили: философские аспекты влияния фольклора на духовную культуру народа и на отношение его к наследию прошлого, на своеобразие и самобытность культурных традиций разных народов (П.И. Чайковский, Б.В.Асафьев, В.И. Абаев, С.И. Миропольский, B.C. Виноградов, Н.Г. Шахназарова, О.В. Лебедева, М.Е. Тараканов, А.Х. Магометов, Ю.Б. Борев и др.); психологическая теория художественного воспитания и музыкальных способностей (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский, Р.С.Немов, В.В. Медушев-ский, Э.М. Бурвина, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Н.А. Ветлугина, В.Г. Ражников, Г.С. Тарасов и другие); концепция взаимодействий социальных и этнопсихологических функций музыкального искусства (А.В. Луначарский, А.Н. Сохор, Э.В. Алексеев, Д.Б. Кабалевский и другие); идеи демократизации, гуманизации, гуманитаризации и дифференциации образования и воспитания (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Н.А. Бердяев и другие).

Для решения обозначенной проблемы исследования использовались следующие теоретические и эмпирические методы: изучение и теоретический анализ литературы в области общей и музыкальной педагогики и психологии, философии и истории, эстетики и социологии, архивных материалов и фонозаписей национальной музыки, монографий, материалов международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференций, совещаний (советов СевероОсетинского Республиканского института повышения квалификации работников образования (далее СОРИПКРО) и коллегий министерства образования Республики Северная Осетия - Алания), связанных с проблемами образования и воспитания; изучение, обобщение и распространение передового опыта музыкально-эстетического воспитания школьников средствами национальной музыкальной культуры, а также обобщение двадцатипятилетней деятельности автора исследования в общеобразовательной школе и системе повышения квалификации педагогических кадров; целенаправленное изучение состояния преподавания музыки в школах региона, анкетирование и педагогические наблюдения за деятельностью учащихся, собеседования с администрацией школ с целью выявления отношения респондентов к проблеме исследования; констатирующий и формирующий эксперименты с математической обработкой полученных материалов.

Исследования проводились в три взаимосвязанных этапа: Первый этап (19S7- 1989 годы): изучение научной и специальной литературы по теме исследования, опыта работы учителей музыки школ республики по использованию национальной музыкальной культуры в учебно-воспитательном процессе;

Второй этап (1989 -1992 годы): проведение констатирующего эксперимента, заключающегося в установлении имеющихся знаний учащихся в области осетинской народной и профессиональной музыки;

Третий этап (1992 - 1997 годы): анализ, систематизация и обобщение материалов, полученных в результате исследования, их математическая обработка, литературная обработка диссертации.

Экспериментальной базой исследований явились:

Школы № 6, 16, 38 г. Владикавказа;

Школа с. Камбилеевское, школа № 2 с. Гизель Пригородного района; Школа-интернат г. Алагира, школа с. Фарн Правобережного района;

Школа станицы Луковской Моздокского района Северной Осетии.

Кроме того, экспериментальной базой исследования стала ежегодная непрерывная система повышения квалификации педагогических кадров (семинары, спецкурсы — 36 часов, краткосрочные курсы — 72 часа, и месячные курсы по 144-часовой программе).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены содержание, формы и методы приобщения школьников к традициям национальной музыкальной культуры в учебно-воспитательном процессе, формирования их музыкальных взглядов и чувств. На этой основе разработана программа и технология музыкально-этнографической подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Изучены и проанализированы имеющаяся специальная музыкальная литература, малоизвестные источники из области становления системы музыкального образования Осетии, а также материалы архивов НИИ РСО -Алания, учреждений культуры и образования; изучен и обобщен в различных публикациях автора передовой опыт работы учителей музыки по художественно-эстетическому образованию и воспитанию школьников средствами национальной музыкальной культуры.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что на примере музыкального наследия осетинского народа разработаны: содержание, формы и методы исследования национальной музыкальной культуры и их использование в практике современной общеобразовательной школы; научно-методические материалы, рекомендации, применяемые работниками образования на уроках музыки общеобразовательных школ, во внеклассной деятельности, в средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации педагогических кадров РСО-Алания.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается выбором методологической основы и комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; достаточной экспериментальной базой; длительностью и многоплановым характером исследования; целенаправленным анализом массовой музыкально-педагогической практики и многолетним опытом работы автора диссертационного исследования в качестве учителя музыки общеобразовательной школы и методиста Республиканского Института повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Разработанное на основе диалектического единства всеобщего, особенного и единичного теоретико-методическое обоснование использования традиций национальной культуры и положений этнопедагогики в системе музыкально-эстетического воспитания школьников с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.

2. Необходимое использование в современной общеобразовательной школе системы изучения музыкальной национальной культуры как неотъемлемой части духовного опыта человечества.

3. Определение педагогических условий использования традиций осетинской национальной культуры в учебно-воспитательном процессе и критериев определения уровня сформированности национального музыкально- эстетического мышления учащихся в процессе их усвоения.

4. Разработка автором модели и технологии музыкально-этнографической подготовки и повышения квалификации педагогических кадров является условием эффективности осуществления художественно-эстетического образования и воспитания учащихся средствами осетинского фольклора и профессионального музыкального искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования.

1. Организован и проведен педагогический эксперимент на базе средних общеобразовательных школ РСО-Алания по внедрению в школы республики методических рекомендаций, изложенных в авторской программе «Музыкальное искусство Осетии» (автор Еманова Т.В.).

2. Результаты исследования были апробированы на базовых курсах повышения квалификации, спецкурсах «Духовная культура осетинского народа» и «Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла» при СОРИПКРО.

3. Результаты исследования были обсуждены и положительно оценены на заседаниях кафедры осетинского языка и литературы, советах СОРИПКРО, коллегии Министерства общего и профессионального образования РСО-Алания (1990 г.), профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова, на научно- методологических семинарах аспирантов и соискателей. На ежеквартальных методических объединениях учителей музыки средних общеобразовательных школ республики, а также ежегодных научно-практических конференциях по обмену опыта работы учителей музыки по данной проблеме в процессе работы курсов повышения квалификации на базе СОРИПКРО; научно-методических конференциях по совершенствованию музыкального образования и воспитания учащихся Владикавказского педагогического училища (ВПУ) № 2 (1992, 1995, 1997 г.г.) и общественного института эстетического воспитания Северо-Осетинского отделения педагогического общества РСФСР (1990 г.). Материалы исследования изложены в 7 публикациях, общим объемом 5 п.л., нашли отражение в рубрике «Твоя позиция, учитель» телепередач Северо-Осетинского телевидения (1983-1985г.г.), результаты исследования использовались в практике музыкального образования и воспитания учащихся региона.

Интонации человеческой речи, лежащие в основе музыкального образа, всегда эмоционально насыщены, сотканы из человеческих чувств. Это накладывает печать на особенности музыки, которая умеет говорить с людьми на непередаваемом языке души, волнует человека, вызывает у него бесконечное многообразие эмоций и их оттенков. Музыка включает в себя звукоподражание, есть в ней и изобразительные моменты, но не они определяют её специфику. Музыкальный образ лишён непосредственной видимости живописи и конкретности слова, он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает события.

Музыка — не столько изображение предметного мира, сколько отображение, человеческих чувств и мыслей. А мысль, по мнению Б. Асафьева, чтобы стать звуковыраженной, становится интонацией [30, с.215].

Музыка по своей природе динамична. Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний.

Как считали древнекитайские натурфилософы третьего века до нашей эры, музыкальные звуки должны быть согласованы с возможностями восприятия человека [165, с.52]. «Пьянящая» музыка, разумеется, не может • создать оптимальных условий для жизни общества, поэтому она оказывается за пределами «правильного» искусства. Жизнь под такую музыку уподобляется льду, тающему под лучами жаркого солнца. Она не радует сердце, а смущает его и тем самым делает невозможным восприятие блага, распространяемого движением гармонического эфира. Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы в жизни.

А в произведениях J1. Бетховена звучат отголоски суровых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революци-ф онных маршей.

На музыку как на особо сложный вид искусства, образы которого обладают развитой изобразительностью, опирались интуитивистские эстетические концепции.

Рационалисты определяли музыку как скрытое арифметическое упражнение духа. По А. Шопенгауэру [182, с.68], музыка есть тайное метафизическое упражнение души, о котором она не может философствовать, непосредственный образ слепой, вездесущей воли; музыка чужда познанию видимого мира, поскольку она независима от него и могла бы существовать, если бы мира не было, чего нельзя сказать о других искусствах.

С современной точки зрения, музыка — отражение реальной действительности в эмоциональных переживаниях, в окрашенных чувством идеях, выражаемых через звуки особого рода, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи. Это не только связь всех выразительных средств музыкального языка — мелодико-интонационного строя, оркестровки, ритма, тембра, динамики, композиции, гармонии, это — гармония неба, земли, космоса. Это согласие, настроенность. Настоящая великая музыка — то, чем с радостью любуются все. Это радость от уравновешенности музыки.

Уравновешенность как свойство способно гармонизировать все крайности, исправлять дисбаланс в любой вещи, что всегда восхищало наиболее тонко чувствующих эстетов древнего Китая (таких художников -философов, как JIao-цзы [165, с. 50]).

Музыка обладает чувственной собственной природой. И там, где правит благородство, там и музыка зовет к высокому, а где правит грубость, там и музыка способствует грубости нравов. Не случайно современные философы обращаются к мифологии-истории, иллюстрирующей взаимосвязь между упадком музыки и крахом царств. Восстановление былого могущества и единства должно было начинаться не с военных успехов, а с возрождения музыкальной культуры. Культура совершенствует человека.

И общее состояние музыкальной культуры можно оценить лишь с учетом взаимодействия всех наций, в контексте творчества народного и композиторского.

Народ — это не только объект, но и субъект искусства. Он участвует в самом процессе художественного творчества. «Создает музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем», — писал М.И. Глинка, отец русской национальной классической музыки [183, с.197]. Просветители Дж. Вико, И.Гердер, В.Гумбольдт и другие, одними из первых начавшие разработку категории народности, подчеркивали связь профессионального художественного творчества с народным мышлением, фольклором.

Ключевой проблемой в развитии музыкальной культуры многонациональной общности людей является необходимость единства национального и интернационального как единичного, особенного и всеобщего. Само собой разумеется, что любая национальная культура не может развиваться обособленно, без освоения мировой музыки. Включиться в художественный мировой процесс отдельные (единичные) национальные культуры могут лишь в случае, если им удастся отстоять свою самобытность, сохранить опору на народные традиции, коренящиеся в народе, его фольклоре, народно профессиональном творчестве, если они будут действительно способствовать этому процессу. Без национальных корней, без этнической духовности — душевная пустота.

Этнопедагогизация процесса воспитания подрастающего поколения в настоящее время является ведущей концепцией дальнейшего развития общества, общеобразовательной национальной школы. Национально-ориентированное музыкальное образование в общей системе образования и воспитания учащихся должно знакомить с лучшими образцами национальной культуры, в частности — с шедеврами осетинского народа, с закономерностями и особенностями многожанрового национального искусства. Это должно способствовать формированию художественного вкуса детей, реализации национально - культурных запросов подрастающего поколения, вводить их в мир всеобщих, глубинных начал человеческой цивилизации.

Национальная культура должна переплавлять два встречных потока обогащение национального общечеловеческим и общечеловеческого национальным (особенным и единичным). Проявления этноса многообразны. Это относится к духовному миру человека в широком смысле, к системе межличностных отношений на всех уровнях, в различных социальных средах и общностях, к особенностям социоэкономических отношений и культуры в целом, в отдельных её областях, к системе образования и педагогическим взглядам. При рассмотрении проблем развития национального образования, национальной культуры возникают вопросы методологического плана:

Каковы механизмы этого развития?

Как психологически воспринимаются проявления этноса людьми, стоящими на разных позициях в системе межнациональных отношений? —Как можно управлять проявлением этноса в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на эти механизмы?

В Музыке проявляются два основных аспекта этноса: с позиции взаимодействия и взаимовлияния единичного, особенно и общего; с позиций системы социальных отношений, формирующихся, установившихся при данном общественном устройстве.

Первый аспект имеет, несомненно, гносеологическую направленность. Он отражает существенные стороны диалектики познания того или иного феномена.

В философской литературе принцип восхождения от единичного к общему и обратно, проблема взаимодействия единичного и общего освещены обстоятельно. Подчеркивается, что исторически познание развивается от единичного к общему, что отдельные вещи и явления при всей единичности, индивидуальности представляют собой единство единичного и общего, что в процессе сравнения общее отделяется от единичного, выделяется из отдельного и мыслится как таковое, как общее. В процессе такого движения совершается переход от менее к более общему. Может показаться, что то, что было общим в одном отношении, окажется особенным в другом. В конечном счете, движение направлено к всеобщему.

Удерживается ли все многообразие особенного при выделении общего из отдельного?

Поддерживая мнение профессора Г.Н.Александрова [12], можно сказать, что ни одно общее понятие не может включать в себя богатство особенного хотя бы потому, что это богатство проявляется в связи с изменением обстоятельств, конкретных условий существования тех или иных явлений, а все подобные обстоятельства, конкретные условия и их изменение заранее знать нельзя. Переход от общего к особенному в каждом случае требует изучения всех конкретных обстоятельств, в которых будет функционировать то или иное положение.

Философы считают ограниченным для процесса познания использование только восхождения от единичного к общему, а затем к всеобщему. И эта ограниченность, допускаемые ошибки и неточности связаны, прежде всего, с природой данного знания, которое касается внешних сторон, свойств и связей объекта. Отделить необходимое от случайного на эмпирической стадии развития познания путём перехода от единичного к общему невозможно. Поэтому, подчеркивает А. Шептулин в одной из своих работ («Диалектический метод познания» [181]), указанный метод дает лишь вероятностное знание, способен описать явление, но не сущность. Очевидно, этот метод должен выступить в органическом единстве с методами движения от общего к особенному и единичному. Путь к сущности идет обязательно через первоначальную стадию познания, предполагающую движение от единичного к всеобщему.

Проиллюстрируем смысл сказанного на некоторых частных примерах.

Всеобщее для нас представляет все то, что собрано историей, сохраняется в общечеловеческой культуре и является её достижением независимо от этнической принадлежности, тех или иных характеристик, обычаев, проявлений. Всеобщее впитывает все лучшее, прогрессивное, принадлежащее всем народам.

Общее — это некоторый предшествующий этап всеобщего, это уже принадлежащее всем народам, но еще не вошедшее в общечеловеческое со статусом нормативного. Что касается музыкального искусства, то оно необходимо людям для осуществления всех потребностей — либо в качестве участника и помощника в практических действиях, либо в качестве самостоятельной эстетической силы.

Ещё в первобытном обществе существовала традиция использования музыки в производственных процессах. Она помогала координировать коллективные трудовые действия и ритмически организовывать индивидуальные. Она нужна для полноценного отдыха, который тоже есть обязательное условие полноценной жизни человека. Точно так же музыка участвует в воспитании людей и преобразовании общества, формируя интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждая и стимулируя в нем творческие силы и способности, содействуя социализации личности, то есть её включению в общество.

Например, в эпоху Возрождения путь к развитию музыки, к системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения своим творчеством открыли выдающиеся мастера течения «Аре нова» («Новое искусство»).Выдающимся мастером «Нового искусства» был Франческо

Ландино по прозвищу «Слепой Франческо - органист» (1325-1397гг.) [23], композитор, поэт, автор двух-трехголосных баллад и мадригалов. Во Франции «Новое искусство» возглавил композитор и поэт Гильом де Ма-шо (1300- 1377 гг.), основоположник целой школы многоголосой песни, способствовавший расцвету светской вокальной и инструментальной музыки в своей стране. Данный период знаменателен формированием национальных школ также в Германии, Англии, Испании, Польше, Чехии, Нидерландах и др.

Таким образом, человечество использовало музыку в познавательных целях, дабы постичь внутренний мир её творцов, а через него — идеологию, особенно психологию общества и тем самым лучше познать самого себя.

Особенное характеризует то, что присуще группе народов, национальностей, близких по своим традициям, языку, условиям жизни. Художественные традиции ранних общественных формаций исключительно устойчивы, на много веков они определяют специфику фольклора. В типологии музыкальных культур различаются явления, общие для всех культур, того или иного региона, для группы культур (ареальные и локальные диалектные особенности). В современной фольклористике нет единой точки зрения на ретональную классификацию народной музыки.

Наиболее убедительна классификация, идущая от широких межэтнических регионов к внутриэтническим диалектам. Все народные музыкальные культуры в своей основе монодические и многоголосные. Каждая музыкальная культура имеет традиционный звуковой идеал и ладовые нормы, которые определяются не только по звуковому ряду, но и по соподчинению ступеней, различному для каждого лада, а также по соответствующим каждому ладу мелодическим формулам. Если в музыке разных народов звукоряды могут совпадать, то ладовые мелодические формулы отражают специфику народной музыки, того или иного эпоса. В профессиональной музыке народное искусство обретает новые формы, проявляясь, в частности, в ориентации композиторского языка на традиции национального фольклора, на социально значимые « интонационные накопления» (Б. В. Асафьев) [29].

Народность искусства внутренне диалектична: в ней объединяются национальная самобытность определенной музыкальной культуры и общечеловеческое значение художественной концепции произведения.

И, наконец, единичное — это то, что присуще отдельным народам, представителям тех или иных национальностей.

Для фольклора всех народов Северного Кавказа, к примеру, характерен идеал рассудительного, отважного, самостоятельного, заботливого и вместе с тем почтительного отношения к старикам героя, а также мудрая, сообразительная, трудолюбивая и пользующаяся всеобщим уважением героиня. В чертах характеров героев фольклора важны синтезированные нравственно - эстетические и педагогические идеалы народов. В.И. Абаев вполне справедливо отмечает черты общности народного поэтического творчества северокавказских горцев и не только позднейших, но и древнейших музыкально- поэтических жанров, включая жанры нартовского эпоса [1]. Если обратимся к содержанию сказаний, то и здесь найдем значительную общность и единство сюжетов, сходство композиций между вариантами осетинскими, кабардинскими, балкарскими.

Таким образом, перед нами весьма редкий, пожалуй, единственный случай эпоса, не связанный какими- либо определенными национальными рамками и имеющий в масштабе Северного Кавказа ясно выраженный характер. При этом следует отметить, что народы, донесшие до нас нартов-ский эпос по языку и происхождению, имеют между собой мало общего и относятся к трем различным этническим группам: осетины — к иранской; балкарцы и карачаевцы — к турецкой, кабардинцы, ингуши и чеченцы — к яфетической (кавказской).

Национальное в жизни людей никогда не существует само по себе, а всегда в тесном и сложном взаимодействии с политикой, идеологией, эпохой, классовой структурой общества. И поэтому в историческом становлении и развитии культур различных народов выявлялись черты не только различия, но и общности, обусловленной двумя факторами: сходством социально- исторических и социально - экономических условий существования различных наций; постоянным их взаимодействием и взаимовлиянием.

Нельзя рассматривать человеческую культуру в целом как простое механическое сложение отдельных, изолированно развивающихся культур. Очевидно, такой общностью ряда культур и их взаимосвязанностью в процессе развития объясняется явление зональности культур, когда в музыке мы довольно отчетливо можем выделить зоны, объединенные близостью, например, ладового мышления, эмоционального тонуса музыки. Именно песенный жанр благодаря своим коммуникативным свойством, обращенным к массовой аудитории, приобрел особое значение в музыкальной жизни всех республик и регионов. Ведущее положение заняла песня фольклорного типа, которая по складу, средствам, приемам вокального интонирования соответствует укоренившейся в народе традиции. При рассмотрении культуры региона надо учитывать одно обстоятельство: в певческой и музыкально - танцевальной культуре разных народов Северного Кавказа подчас обнаруживается гораздо больше общего, нежели в поэтическом творчестве. В частности, уникальные формы архаического многоголосия, когда мелодия развертывается на фундаменте выдержанных тонов, получили распространение как у осетин, так и у балкарцев.

Песня, танец служат мощным средством преодоления этнически-языковых барьеров: в них наряду с национально-специфичным находит выражение и северокавказская общность, сказывающаяся в процессе взаимообогащения различных культур данного региона. И очень важно при национально-ориентированном образовании подрастающего поколения не догматизировать те или иные формы проявления этнического своеобразия, а раскрывать его содержание в сравнении с интернациональным музыкальным искусством. Речь идет о том, что отличает одну культуру от другой, что определяет своеобразие вклада каждого народа в сокровищницу общечеловеческой культуры. Так как в культурном развитии народов мира выявляются не только их различия, но и сходство, они постоянно взаимодействуют, общаются друг с другом и в процессе такого общения взаимно обогащаются.

Во всем облике европейской культуры, в золотом её фонде проявляется национальный образ мышления композиторов, характеризующийся непосредственно ощущением фольклора. И в этом особенность развития всей европейской цивилизации. В культурфилософии конца 20 века утвердилось представление о равноправии культур, основанное на том, что каждая культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, вносит свой вклад в сокровищницу мирового искусства (П.С. Гуревич, С. П. Мамонтов) [42].

В музыкальном творчестве того или иного народа есть произведения, достижения национальной культуры, которые «переступают» границы своей страны и приобретают интернациональное значение. Приобретая общий характер, они становятся проявлением существеннейших черт национального характера, выражением строя, чувств народа, выступают как результат высокоразвитого национального самосознания. В осетинской культуре это, несомненно, творчество Коста Хетагурова, известное далеко за пределами Осетии, России, а также деятельность дирижеров Вероники Дударовой и Валерия Гергиева, композитора Жанны Плиевой, хоровой капеллы под управлением Агунды Кокойти.

Интернациональным источником их творчества служат древнейшие произведения кавказского и в первую очередь осетинского фольклора, в чем находит взаимодействие единичного, особенного и общего. Своеобразие народного музыкального искусства Северного Кавказа издавна поражало воображение русских композиторов. Достаточно вспомнить о лезгинке из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Танцевальная культура, народная хореография осетин описаны в литературе достаточно полно. В работе художника М. С. Туганова даже сделаны попытки классификации осетинских танцев [70].

Одной из вершин осетинской хореографии является «Симд», древнейший танец осетин, подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства. Эту высокую оценку разделяют такие прославленные хореографы, как И. Моисеев, И. Арбатов, В. Кригер, причисляя осетинский «Симд» по его эмоциональному и композиторскому содержанию к шедеврам мирового танцевального искусства. Здесь единичное приобретает благодаря своим качествам черты всеобщего. I

Таким образом, национально-ориентированное образование и воспитание подрастающего поколения в наиболее доступной форме должно осуществлять передачу сложившихся в течение веков эстетических и нравственных идеалов, понятий об окружающем мире. Откристаллизирован-ный временем музыкальный фольклор лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности если, конечно, во-первых, этот процесс не выпячивается изолированным, особенным, а тем более единичным способом наряду с несравненно совершенной русской и зарубежной классикой, создавая благоприятную почву для национального экстремизма; и если, во- вторых, национальное своеобразие музыки, отраженное в проведенном исследовании, включающее в себя специфику художественного образа как единства объективного и субъективного, создает основу для интернационального, которое появляется как результат расцвета национального искусства, способствуя сближению наций, усилению связи между народами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Еманова, Татьяна Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа философско-педагогических основ проявления этноса в исторических традициях национальных культур, генезиса музыкального образования в России, характеристики национальных особенностей музыкальной культуры осетин, психолого-педагогических характеристик музыкального образования; музыкального образования как процесса, происходящего в педагогической системе, изучения профессиональных качеств учителя и подготовки его по вопросам национальных особенностей осетинского искусства и культуры; педагогических основ содержания программы « Музыкальное искусство Осетии» и совершенствования музыкального образования в начальной школе и старших классах; экспериментального исследования эффективного внедрения программы по музыке мы пришли к следующим выводам и практическим рекомендациям:

1. Разработанное на основе диалектического единства всеобщего, особенного и единичного теоретико-методическое обоснование использования традиций национальной культуры и положений этнопедагогики в системе музыкально-эстетического воспитания школьников с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей нашло отражение в системе изучения традиций национальной осетинской культуры, как неотъемлемой части духовного опыта человечества, в современной общеобразовательной школе.

2. Национально-ориентированное образование и воспитание подрастающего поколения в наиболее доступной форме должно осуществлять передачу сложившихся в течении веков эстетических и нравственных идеалов, понятий об окружающем мире.

3. Успешность массового музыкального образования зависит от понимания принципиальной установки на признание самоценности музыкального искусства, как специфического вклада в социальный заказ общества — формирование всесторонне развитой личности.

4. Программа по музыке предопределяет организацию учебно-познавательной деятельности учащихся и творческую работу учителя музыки.

5. Музыкальное образование как процесс, происходящий в педагогической системе, подразумевает определенные задачи, предполагающие для их решения репродуктивную, репродуктивно-преобразовательную и продуктивную деятельность учащихся, при обязательном взаимодействии всех видов познавательной деятельности и при условии, что продуктивная познавательная деятельность станет ведущей в организации музыкальных занятий на основе содержания конкретной программы « Музыкальное искусство Осетии».

6. Музыкальные произведения, вошедшие в программу «Музыкальное искусство Осетии», дают возможность школьникам на каждом этапе музыкальной познавательной деятельности в школе познакомиться с многожанровым музыкальным искусством родного края, в содействии музыкальных культур народов России и мира.

7. Полученные учащимися знания, умения и навыки, составляющие основу ориентации школьников в различных жанрах музыкального искусства, преломляются через творческую деятельность учащихся в тематической зависимости и целостности.

8. Результаты нашего исследования, обучающего и проверочного экспериментов показали, что учащиеся овладели языком музыкального искусства, приобрели навыки исполнения песен на осетинском языке, научились понимать и любить национальную музыку, что создало основу для положительного отношения учащихся к музыке других народов, музыкальной классики, занятиям музыкой.

9. Разработанная модель и технология методологической, музыкально-теоретической подготовки учителей музыки в системе повышения квалификации педагогических кадров, достаточно эффективна для совершенствования педагогической деятельности учителя, как процесса формирования решения учебно-предметных задач, создания педагогических ситуаций и нахождения наиболее эффективных средств для их решения.

10. Использованная группа педагогических методов ( словесных, наглядных, организации музыкально-исполнительской, музыкально-игровой; стимулирования и мотивации деятельности) и форм способствовали художественно-эстетическому образованию и воспитанию школьников средствами осетинского фольклора и профессиональной музыки, формированию не только национальной культуры, но и общей музыкальной культуры.

11. Комплексное применение методики организации учебно-воспитательного процесса, взаимодействие урочной, внеклассной и внешкольной музыкальной деятельности учащихся органично связаны с традиционными и новыми формами обучения и воспитания в семье, всех видов искусств, технических средств обучения.

Проделанная нами работа позволяет вынести следующие рекомендации:

1. Продолжить внедрение действующей программы «Музыкальное искусство Осетии» в общеобразовательные школы РСО-А с последующим обновлением и расширением объема теоретического и практического материала, основанного на осетинском фольклоре и профессиональной музыке.

2. Изучение народной музыки должно быть включено в содержание дошкольного, общего, специального и профессионального образования, так как именно оно создает основу для интернационального воспитания подрастающего поколения, которое проявляется как результат расцвета национального искусства, способствующего сближению наций.

3. Предусмотреть улучшение педагогических условий для эффективной реализации всех форм уроков музыки и внеклассной работы в учебно-образовательном процессе школ Осетии.

4. расширить историко-педагогические исследования, посвященные проблеме воспитательной роли устного народного и музыкального творчества с целью выявления и использования положительного опыта в практической деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Еманова, Татьяна Владимировна, 1998 год

1. Абаев В.И. Нартовский эпос //Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института.-Т. 10. Вып. 1.- Дзауджикау, 1995.119 с.

2. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949,- 601 с.

3. Абаев В.И. Осетинская героическая песня. В кн. «Осетинские народные песни». - М.: Музыка, 1964.- С. 18-25.

4. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки Научно-методические материалы.- М.: МИРОС, 1992.- 72 с.

5. Абдуллин Э.Б., Тарасов Г.С. Музыка в начальной школе: Пособие для учителя /Под. ред. Д.Б. Кабалевского. М.: НИИ школ 1979 (вып. доп. 1980). - 164 с.

6. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 106 с.

7. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. «ЦТ» Санкт-Петербург, 1994.- С. 11-25.

8. Актуальные вопросы формирования интересов в обучении./Под ред. Щукиной Г.Н. М.: Просвещение, 1984.

9. Актуальные проблемы музыкального образования. Сб. статей / /Сост. И.А. Котляревский, Ю.А. Полянский. Киев: Муз. Украина,1986- 125 с: нот. иллюстр.

10. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: (Сб. статей/ Сост. и автор предисловия Ф.Г. Арзаманов). -М.: ГМПИ, 1977. (вып.дан. 1978). -157с. граф., нот. илл.

11. Алборов Б. И. Изучение и гармонизация осетинской народной песни. // Известия Северо-Осетинского НИИ краеведения. Выпуск 2.- Владикавказ, 1926.- 524 с.

12. Александров Г.Н. Научные основы умственного труда студентов, мышление, организация и планирование самостоятельной работы (методические указания).- Орджоникидзе, 1987.- 33 с.

13. Александров Г.Н. Научные основы умственного труда студентов, учебная деятельность и память (метод указания). Орджоникидзе, 1987.-С. 16-23.

14. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры,-М.:Советский композитор, 1988.- 237 с.

15. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Метод, пособие для учителей начальной школы. М.: Просвещение, 1978. - 175 е., нот.

16. Алмазов Е.И., Орлова Н.Д. О некоторых причинах плохого интонирования у учащихся 1-2 классов. М.:Изд. АПН РСФСР, 1959, вып. 100,- С. 233-258.

17. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во Мин. Ун-та, 1990. - С. 103-108.

18. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии. Уч. записки /Ленингр. пед. ин-т. им. Герцена, 1946, т.53. С. 155-173.

19. Ананьев И.В. О психологии искусств.// Психологический журнал, 1981. Т. 2, №4.-С. 137 -141.

20. Анохин П.К. Эмоции,- М. БМЭ. 2 -е изд., 1964, Т.35.-С. 339-357.

21. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Изд -во АН СССР, 1971. - 61 с.

22. Античная музыкальная эстетика // Вступит, очерк и собрание текстов А.Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960. - С.129,194.

23. Антонова О.А., Кузнецова 3.И. Музыкальное искусство и религия / Философско- исторический очерк.- Томск: ТГУ, 1986. 200 с.

24. Антология мировой философии. В 4 томах.- М., 1971. Т. 3.- С. 691693.

25. Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявления неверно поющих детей и методы работы с ними. В кн.: Музыкальное воспитание в школе.-М.,1975, вып. 10.- С. 104-113.

26. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение».-М.:Просвещение, 1983. 224 е., нот. илл.

27. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973. - 144 с.

28. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунан-баева. JL: Музыка, 1987. - 248 с.

29. Асафьев Б.В. Интонация / Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Д., 1963. С. 211-365.

30. Аспилунд Д.Л. Развитие певца и его голоса / Под ред. М. Львова -М; Л.: Музгиз, 1952. -152 с.

31. Бактигулова Л.Б. Национальная музыка (народная и композиторская) в нравственном воспитании младших школьников: (На примере уроков музыки в школах Каз. ССР): Дис. .к.п.н. наук: М., 1989. - 114 с. -Библиог.: с. 102- 114.

32. Баренбойм Л.А. Еще раз о воспитании молодых исполнителей/ Ба-ренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. -С. 206-216.

33. Батагова Т.Э. Роль фольклора в становлении осетинской профессиональной музыки. / Материалы 1 международной конференции «Осетиноведение история и современность». Владикавказ, 1991.-С.11-13.

34. Батагова Т.Э. На юбилейных вечерах (О композиторе З.С. Хабало-вой)// «Советская музыка», 1990.- 139 с.

35. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: 1995.- 336 с.

36. Бзаров Р.С. Рассказы по истории Северной Осетии. Орджоникид-зе>Ир, 1990. - 96 с.

37. Блиев М.М., Тургиев Т.Б. История Северной Осетии. Ч. 1. Методические указания,- Орджоникидзе, 1989.- С. 63 65.

38. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности.- Л., Музыка, Ленингр. отд., 1974.- 144 с.

39. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. -544 с.

40. Богомолова Л.В. Методические рекомендации по диагностике эффективности экспериментального обучения: Художественно-эстетическое направление.-М.: Просвещение, 1992.- 50 с.

41. Борев Ю.В. Эстетика. Изд. 4., дополненное.-М.: Издательство политической литературы, 1988.- 450 с.

42. Борисова Н.Г. Взаимодействие пения и речи — основа музыкальной и речевой культуры учащихся первого класса. В. кн.: Воспитание и обучение первоклассников в новых условиях. Тула, 1970.-С.103- 120.

43. Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт. 3-е изд. -М.Издательство стандартов, 1989. -192 е.: илл.

44. Брянцева В.Н. Мифы древней Греции и музыка. -М.: Музыка, 1974. 48 е., илл.

45. Бурвина Э.М. Ассоциативный метод в преподавании музыки. Автореферат .к.п.н. М., 1990.- 16 с.

46. Вагина В.Ф. Деятельность партийных органов Северного Кавказа по подготовке учительских кадров (1920-1932 г.г.) -В кн.: Ставропольская краеведческая межвузовская научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Пятигорск, 1972. -С. 13-18.

47. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка.- Л.: Художник РСФСР, 1977.- 223 с.

48. Вейс П.Ф., Ригина Г.С., Головина М.Н. Методические разработки к проведению уроков музыки в первом классе: (Первое полугодие)/ НИИ ХВ АПН СССР.- М., 1972. -173 с.

49. Вендрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе, 1989, № 3.- С. 10-16.

50. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость.- В кн. Восприятие музыки / Ред. сост. В.Н. Максимов. - М.,1980,- С. 229243.

51. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -415 с.

52. Виноградов B.C. Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР / Сбор, статей.- М. Сов. композитор, 1961.- 330 с. с нот. иллюстр.

53. Возрастная и педагогическая психология. /Под редакцией А.В.Петровского.- 2-е изд. испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979.

54. Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения.- СПб. Знание,1996.-128 с.

55. Воспитание музыкой: Из опыта работы /Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Иго рева. М.: просвещение, 1991, - 205 с. - (Библиотека учителя музыки).

56. Выготский JI.C. Мышление и речь. М., Л.:Соцэккиз, 1934.-324 с.

57. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологии развития ребенка. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -519 с.

58. Габеев А.Я. Основные этапы народного образования в Осетии (1740-1917гг.) //Материалы по истории народного образования в Осетии,- Орджоникидзе, 1942.- С.3-24.

59. Габисова С.З. Осетинские революционные песни. //«Мах дуг», 1965, №8.- С. 9- 73.

60. Габисова С.З. Отражение социалистической действительности в осетинских народных песнях.(1917-1945 гг.) Автореферат . к.ф.н.-Махачкала, 1967.- 20 с.

61. Габисова С.З. Фольклор и этнография осетин в трудах ученого-путешественника Г.Ю.Клапрота (первое десятилетие 19 века). В книге Проблемы взаимосвязей литератур,- Орджоникидзе, 1977.- С. 178-192.

62. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. -М.,1989. 192 с.

63. Галаев Б.А. Осетинская народная музыка. В книге «Осетинские народные песни». М.: «Музыка», 1964. - С. 7-20.

64. Галазов А.Х. Народное образование Северной Осетии. Орджоникидзе, 1971. Отдельный оттиск из «Известий» СОНИИ, т.28. С.36-45.

65. Гегель Г.Ф. Характер содержания музыки. Воздействие музыки/ Гегель Г.Ф. Эстетика. Т.З. М., 1971.- С. 288-296.

66. Гембицкая Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся 58 классов общеобр. школы.- М.: Музыка,1970. -56с.

67. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./ Ответ. Редактор-составитель П.В.Алексеев.- М. Школа-Пресс, 1995.- 448 с.

68. Гиоев П. « На крыльях песни».// Растдзинад,- Орджоникидзе, 1965, № 36,- С. 3.

69. Гиреев Д.А., Туганов Э.М. Махарбек Туганов. Литературное наследие.- Орджоникидзе Ир, 1977.- С. 68-94.

70. Глаголь С. Музыка Северной Осетии.// Пролетарии Осетии, 1934, № 113.

71. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника «Музыка»: Пособие для учителя/ НИИ школ М., 1986. -143 с.

72. Государственный образовательный стандарт основного общего образования.// Учительская газета, 1997, № 1.- С. 8-9.

73. Гродзенская H.J1. И петь и слушать: (Вопросы муз. обучения в об-щеобр. школе) Сов. педагогика, 1966, № 4.- С. 101.

74. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. (В связи с общностью проблемы традиционных педагогических культур народов Северного Кавказа). -Нальчик: Эльбрус, 1997.- 136 с.

75. Дзантиев А.А. Художники Северной Осетии. Л.:Художник РСФСР, 1988.- 208 е., ил.

76. Дзуцев Х.В. Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин.- Владикавказ, 1994. 112 с.

77. Дмитриев Л.Б. Об акустической природе некоторых физиологических приспособлений голосового аппарата при пении. В книге «Проблемы физиологической науки».- М.- Л., 1955, т.З.- С. 35-44.

78. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.-М.:Музыка,1968.- 675 с.

79. Добровольская Н.Н. Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: Музыка, 1972. - 36 с.

80. Долидзе В.И. Осетинская народная музыка./ Известия СевероОсетинского НИИ, вып. 2. -Орджоникидзе, 1960. С.173-184.

81. Езерская Н.А. Художники Северной Осетии.- М. Искусство, 1959.38 с. с илл.

82. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.- СПб, 1997.- 190с.

83. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.Просвещение, 1968. -175 с.

84. Злобин К.В. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов. Л.: Медгиз, 1958. - 136 с.

85. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ Сост. О.А.Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. 207 с. (Библиотека учителя музыки).

86. Изучение музыкального фольклора: Межвуз.Сбор.науч.тр.Ростов н/д госпед. институт; Редкол. Н.К. Пархоменко (отв. ред.). Ростов н/д: РГПИ, 1986. 103 е., нот.

87. Искусство и школа.Книга для учителя / Сост. А.К.Василевский.-М.: Просвещение, 1981. 288с.

88. Кабалевский Д.Б. Про тех китов и про многое другое. Книжка о музыке. (Для ср. И ст. Возраста). Рис. Р. Вольского. М. Дет. литер. 1972. 224с. с илл.

89. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья: (Сборник) Послесл. В.Викторова, изд 2. М.: Молодая гвардия, 1979. - 191с. 9 л. илл.

90. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке ? изд.2.-М.: Сов. композитор, 1982. - 214 с. 14 л. илл.

91. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. изд.2.,испр.и доп.-М.: Просвещение, 1984. -206с., илл.

92. Кабалевский Д.Б. Избранные статьи для музыки. -М., «Сов. композитор», 1963,- 363 е., с порт, и нот. илл.

93. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа по музыке (с поурочной метод, разработкой) для общеобр. школ. 1-3 классы.-М.,1983. -110 с.

94. Кабалевский Д.Б. «Ровесники»: Беседы о музыке для юношества.-М.: Музыка, 1981.-20 с.

95. Каган М.С. О месте музыки в современной культуре // Сов. музыка. 1985, №11.

96. Карпушина Л.П. Педагогические основы освоения мордовского музыкального фольклора: (на примере первого класса четырехлетней нач. нац. школы): Дис.канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1996. -170 с.

97. Кашапова Л.М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобр. школе: Дис. канд. пед. наук: Уфа, 1996. - 186 с.

98. Ковин Н. Пение и музыка в единой трудовой школе. В сб. «Музыка в единой трудовой школе,- Пг., 1919,- С.5-8.

99. Кокиев Г.А. Осетины во второй половине 18 века по наблюдениям путешественника Штедера,- Орджоникидзе, 1940.- С. 60.

100. Кокиев Г.А. Нормы осетинской морали. // Проблемы этнографии осетин.- Орджоникидзе, 1989.- С. 50-63.

101. Кокойти Т.Я. Коста и музыка. \ «Растзинад», Ордж-зе, 1965, № 125.- С.З.

102. Колесников Е.А. Осетинский музыкальный фольклор.- Орджон-кидзе Ир, 1948.- 96 с.

103. Колесников Е.А. Сборник песен для осетинских школ без сопровождения.- Орджоникидзе Северо-Осетинское книжное изд-во.-1960.- 155 с.

104. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.: Учпедгиз, 1955.- С.161-376.

105. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования: Сб. науч. тр. М., 1986. В надзаг.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.

106. Композиторы Северной Осетии. Справочник /Составитель JIo-лаева ТТ./.- М., 1973.- 106 с.

107. Конституция Российской Федерации.-М. К 65 Юридическая литература., 1993.-С. 17.

108. Корниенко М., Смирении В. Развитие педагогического образования в Северной Осетии за годы Советской Власти. -«Известия» СОНИИ, т.29, 1971. -С. 197-224.

109. Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки. -М., Музгиз, 1963. -60 с.

110. Кубланов Б. Эстетика и психология //Содружество наук и тайны творчества./Под ред.Б.С. Мейлаха. -М.:Искусство, 1968. -С. 99-113.

111. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л., 1967,- С.11.

112. Кузьмина Н.В. Гинецинский В.И. актуальные проблемы профессиональной педагогической подготовки учителя. //Сов. педагоги-ка.1982. № 3.- С. 63-66.

113. Кульманова Ш.Б. Формирование русского произношения, у учащихся.- казахов в начальной школе в процессе обучения пению (наматериале уроков музыки в 1 классе). Автореферат дис.к. п. н,1. М. 1982. 15с.

114. Лебедева О.В. Использование национального компонента содержания. образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков. Автореферат дис.к.п.н. - М, 1992.- 20 с.

115. Леонтьев К.Л. Музыка и цвет. -М., «Знание», 1961 63 е., с илл.

116. Ливицкая Л.Д. Илья Габараев.- Орджоникидзе Изд. «Ир»., 1981.45 с.

117. Литвиненко О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Автореферат дис. к.п.н. М., 1987. - 16 с.

118. Лихачев Д.С. Непрофессионально об искусстве.// Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет.- Л., 1989.

119. Луначарский А.В. В мире музыки. М., 1971.

120. Магометов А.Х. Из прошлого народной культуры осетин. -Орджоникидзе, 1960. 12 с.

121. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Песенно-музыкальное творчество.- Орджоникидзе Ир, 1968. С. 545 -552.

122. Магометов А.Х. Народные таланты. О народных певцах -сказителях: Б. Дзугутове, Х.Гусове, Х.Дзампаеве, и гармонисте К. Мерденове. / «Советская Осетия», Орджоникидзе, 1960. С. 227 -234.

123. Мамулов П.Б. Осетинская народная музыка/ «Известия СОНИИ», вып. № 1, Владикавказ. 1925. С. 365 -370.

124. Маркова А.К. Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения:Книга для учителя (Психологическая наука школе). - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

125. Маслова JI.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки. Дис. к.п.н. -М., 1994. -192 с.

126. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М.: Музыка, 1976. 254 с.

127. Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста. // Музыкальное воспитание в школе. Сост. О.А. Апраксина. М.: Музыка, 1979. - Вып. 15.- С. 1223.

128. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. (Репринтное издание).- Владикавказ, 1992.- 480 с.

129. Миропольский С.И. Народная песня в воспитании // Беседа.-1872. № 10.

130. Музыка в 4-7 классах: Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1986.- 237с.

131. Музыка на тексты Коста. О произведениях осетинских композиторов на тексты K.JI. Хетагурова / «Соц. Осетия», Орджоникидзе, 1938.

132. Музыкальная культура автономных республик РСФСР/Под ред. Г.Н.Литинского.- М.: Музгиз, 1957. -407 е., нот.

133. Музыкальное воспитание в современном мире / Отв.ред. Д.Б. Кабалевский. М.,«Сов. композитор», 1973,- 416 с.

134. Музыкальное воспитание в Венгрии. Будапешт, 1964. -С.4-5.

135. Музыкальный энциклопедический словарь./Гл. Ред. Г.В.Келдыш.-М.:СЭ, 1991.-672 с.,илл.

136. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: 1972.-383 С.

137. Неменский Б.М. Искусство и отношение к миру / Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: (Книга для учителя).-М., 1987. С. 13-23.

138. Неменский Б.М. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 классы (с краткими методическими рекомендациями).- М.'.Просвещение, 1994.- 174 с.

139. Опыты художественной обработки народных песен. /В сб. «Мелодии народов для голоса с фортепьяно». Под ред. А.Доливо-Соботницкого.- М.:Госиздат, 1928, № 10,- С. 25.

140. Панасян П.Ф.Музыкальная культура Северной Осетии за 50 лет.//Советская Осетия, 1967, № 31.- С. 238-245.

141. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения в 3-х томах. Том 2.-М. Изд-во АПН РСФСР, 1963.- С. 391- 426.

142. Предтеченская JI.M. Программа факультативного курса для средней школы «Мировая художественная культура».- М.'.Просвещение, 1985.- С.1-80.

143. Прохуренко Л.И. Народное образование в Северной Осетии в послевоенный период. Отдельный оттиск из «Известий» СОНИИ. 1951.-С.152.

144. Ражников В.Г. Исполнительство как творчество// Советская музыка, .1978, № 2. С. 70-74.

145. Раннап Х.Я. Музыкальное воспитание в эстонских школах: Автореферат дис.д.п.н. -М., 1985.- 49 с.

146. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. -М., 1979. С. 190- 226.

147. Ригина Г.С. Вокальные импровизации в первом классе. В книге: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. -М., 1978. - С.82-91.

148. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором классах / Под ред. Л.Б. Занкова. -М.: Просвещение, 1979.-160 с.

149. Русская музыкальная педагогика конца 19- начала 20 века и современные проблемы музыкального образования. Межвузовский сборник научных трудов,- Пермь, 1984,- 50 с.

150. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или О воспитании.- М., 1896.- 324 с.

151. Сведения об осетинских школах Владикавказского округа ведомства общества восстановления православного христианства на Кавказе.// Материалы по истории осетинского народа. Т.5.- Владикавказ, ЦГА, 1880.-С. 149.

152. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа/ Под ред. JI.A. Баренбойма. Д.: Музыка, 1970. -212 с.

153. Соколов В.Г. Вокально-хоровые упражнения в самодеятельном хоре. -В книге: Работа в хоре. М. 1977. - С. 17-22.

154. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. -М.:Музгиз, 1961.-134с.

155. Сохор А.Н. Социальная функция искусства и воспитательная роль музыки / Изд.2,доп. -Д., «Музыка» 1975.

156. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. статей.-Л.: Сов. композитор, 1980.

157. Сухарников А.Ф. Дудар Хаханов. Орджоникидзе. Ир, 1983. -63 с.

158. Сухомлинский В.А. Музыка. /Избр. пед. М., 1979. - С. 512-515.

159. Тараканов М.Е. Музыкальная культура РСФСР /ВНИИ искусствознания. М.: Музыка, 1987. - 363 с.

160. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности: (На материале музыкального восприятия).- М.: Наука, 1979. 191 с.

161. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие по курсу «Педагогика» / ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1986. 48 с.

162. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей./ Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1985. С. 42-209.

163. Тихонов И.А. О перестройке школьного образования в СевероОсетинской АССР (1959-1965 гг.) В книге «Культурная революция в СССР, 1917-1965 гг.»- М., 1967.- С. 312-318.

164. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. Исследования по фольклору и мифологии Востока.- М. Наука, 1990.- С. 50-51.

165. Толстой Л.Н. Об искусстве. /Собр. сочинений в 20 т. Т. 15.- М., 1964.- С.40-43.

166. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8 -М,- Д., 1950.- С. -12.

167. Хадарцева А.А. От национального к интернациональному. К вопросу о формировании интернационализма в творчестве К.Хетагурова. -Полит. Собеседник. 1989, №18, -С.23-26.

168. Хамицаева Т.А. Осетинские народные исторические песни. Автореферат дис. .к.и.н.-М., 1968. 24 с.

169. Хаханов Д.С. Осетинские народные песни. Автореферат дис. .к.и.н.-Ереван, 1972.-20 с.

170. Хаханов Д.С. Осетинские народные песни на стихи Коста Хета-гурова./ Вопросы осетинского советского искусства. Т. 38.- Орджоникидзе, 1981.-С. 79-100.

171. Хетагуров К.Л. Поэзия.-М. Советская Россия, 1986.- 352 с.

172. Хизбулаев М.М. Совершенствование содержания и методов музыкального образования и воспитания различных типов национальных школ. (На материале. Дат. АССР): Дисс. канд. пед. наук: М., 1987.- 170 с.

173. Цатурян К.А. Педагогическое освоение учащимися нового музыкального материала: Автореферат дис.к.п.н. -М, 1984. -16 с.

174. Цкитишвили Р.Г. Роль грузинской народной музыки в гуманистическом воспитании уч-ся младшего школьного возраста.: Автореферат дис. к.п.н.-М., 1991. -26 с.

175. Цхурбаева К.Г. Некоторые особенности осетинской народной музыки.- Орджоникидзе. Северо-Осетинское книжное изд-во, 1959.79 е., с нот. илл.

176. Цхурбаева К.Г. Об осетинских героических песнях.- Орджоникидзе Северо-осетинское книжное изд-во, 1955. 199с. с нот. илл.

177. Цхурбаева К.Г. Творчество композиторов Осетии.- Орджоникидзе Северо-Осетинское изд-во, I960.- 19 с.

178. Чайковский П.И. О народном и национальном элементе в музыке. Избр.отрывки из писем и статей/ Сое.- ред. И.Ф.Кунина. -М., Муз-гиз, 1952. 107 с.

179. Шахназарова Н.Г. О национальном в музыке. -М.:Музгиз, 1963.120 с.

180. Шептулин А.П. Диалектический метод познания.- М.: Политиздат, 1983.- С. 42.

181. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.//Антология мировой философии в 4-х т. Т. 3.- М., 1971.- С. 67- 80.

182. Энциклопедический словарь юного музыканта (Сост. В.В.Медушевский, И.О.Очаковская).- М:. Педагогика, 1985.- С. 197.

183. Юзбашян Ю.В. Национальная музыка как одна из основ музыкального воспитания уч-ся начальных классов армянских школ: Автореферат дис. . к.п.н. М., 1981. -16 с. I

184. Ядых П.А. Его величество оркестр: 50 лет Государственному симфоническому Оркестру Республики Северная Осетия-Алания. -Владикавказ: ИПП им. В.А. Гассиева, 1995 207 с.151.

185. Яновский А. Осетия./Обозрение Российских владений за Кавказом., Ч.2.- Спб, 1836.- С. 225.

186. Frith S. Sound effects. Youth, leisure, and the politics of rock 'n 'roll.2. New York, 1995,-p.40.

187. Смогли бы Вы самостоятельно изучить вопросы национально-музыкальной культуры осетинского народа в практической деятельности?

188. Необходима ли Вам научно-методологическая подготовка в вопросах национальной культуры ?

189. Считаете ли Вы необходимым изучение вопросов в общей и музыкальной педагогике, а также возрастной психологии учащихся ?

190. Используете ли Вы труды ученых музыкантов, педагогов, методистов в решении проблем совершенствования преподавания музыки в школе ?

191. Изучали ли Вы труды К. Хетагурова, В. Абаева, М. Туганова, В.Долидзе, Б. Галаева об осетинском народном творчестве ?

192. Можете ли Вы самостоятельно разучить осетинскую песню на родном языке ?

193. Систематически ли Вы используете национальный музыкальный фольклор осетин во внеклассной работе ?

194. Удается ли Вам обобщить опыт своей работы по решению проблем национальной музыкальной культуры и поделиться им с коллегами ?

195. Можете ли Вы принять участие в эксперименте по внедрению в школы республики курса изучения национальной музыкальной культуры Осетии?1. АНКЕТАi определение профессионального урощя учителя музыки:ответьте словами «Да» или «Нет»)

196. Вы считаете, что организация урока — путь к успешному учебно-воспитательному процессу ?

197. Вы постоянно формулируете учебно-воспитательные задачи урока в конспектах занятий по музыке ?

198. Вам не нужно составлять конспект урока, планировать цель, задачи, идею урока так как Вы помните их и не забываете на протяжении занятий?

199. Для успешного ведения урока Вам необходима лишь структура его (этапы и их последовательность, взаимосвязь по содержанию)?

200. Вы всегда стремитесь логически связать этапы музыкальных занятий в соответствии с ретроспективой и перспективойтематического построения урока, четверти, полугодия, программы?

201. Вы на каждом уроке осуществляете взаимосвязь теории с практикой ?

202. Вы четко знаете, когда и где нужно использовать межпредметные связи, и когда интеграцию предметов гуманитарного цикла?

203. Вы постоянно определяете объем, доступность и место в уроке домашнего занятия (его дачу и проверку)? Вы успешно применяете проблемные ситуации как способ активизации мыслительной деятельности учащихся и повышения интереса к музыке?

204. Вы постоянно используете наглядность в каждом виде деятельности урока?

205. Вы не будете проводить занятия без технических средств обучения в целях не эффективности усвоения программного материала ?

206. Вы в совершенстве овладели профессией учителя музыки и нет постоянной необходимости повышать общую, профессиональную и музыкальную культуру ?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.