Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Якимович, Ирина Геннадьевна

  • Якимович, Ирина Геннадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Брянск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 187
Якимович, Ирина Геннадьевна. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Брянск. 1997. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Якимович, Ирина Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

Теория и практика формирования гуманистической культуры личности.

§ 1. Формирование гуманистической культуры личности как социальнопедагогическая проблема.

§2. Сущность гуманистической культуры личности и ее связь с процессом развития подростков.

§3. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростков.

ГЛАВА 2.

Пути и условия оптимизации процесса формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности.

§1. Система формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности.

§2. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе формирования гуманистической культуры личности подростка.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности»

Преобразование общества связано с активизацией деятельности по развитию духовного облика человека, по формированию его социально значимых нравственных качеств. Не решив этой задачи, невозможно рассчитывать на достижение позитивных результатов ни в изменениях в народном хозяйстве, ни в осуществлении демократизации общества, ни в улучшении материального благосостояния народа, ни в решении социальных, межнациональных, экологических, внешнеполитических проблем. В настоящее время существует острая социальная потребность в высокоразвитой нравственной культуре людей, которая призвана стать важной частью духовного возрождения общества.

Целью осуществляемых преобразований и необходимым условием благополучия общества и его граждан является обеспечение индивидуального счастья человека. Таким образом, можно сделать вывод о начале нового этапа нравственной истории общества, о формировании новой концепции морали, суть которой заключается в практическом осознании той истины, что среди ценностей человека самой важной является право на достойную жизнь.

В современных философских работах Л.П.Буевой, Т. П. Фролова, Э. Н. Егоровой, М. А. Кирьязевой, Э. А. Бирюковой подчеркивается значимость гуманизации личности, обосновывается изменение содержания внутренней духовной культуры человека вместе с развитием общества, видоизменением этического идеала; утверждается, что если ранее основой нравственной культуры провозглашалось марксистско-ленинское мировоззрение, то теперь ее основу составляют общечеловеческие ценности; подчеркивается ценность формирования нравственной культуры для развития самой личности.

Гуманизация воспитательного процесса в середине 90-х годов рассматривается с позиции формирования культуры личности как качественной характеристики социального субъекта на той или иной стадии его развития (Е. В. Боголюбова, Э. В. Соколов, Н. В. Фролова), основанной на прочном фундаменте гуманистического мировоззрения (В. М. Коротов, В. М. Рогова).

Опираясь на философские, социологические и психологические исследования, педагогическая наука все активнее ищет пути формирования гуманного человека. При этом она использует многовековые традиции прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Н. А. Бердяев, J1. Н. Толстой).

Их усилиями созданы концепции целей и средств воспитания гуманного человека в детстве; они были едины в стремлении защитить и утвердить человеческое достоинство, свободу, индивидуальность, найти пути гуманизации человека и условий его существования. Представители прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики стремились воспитать гуманного человека в деятельности, видели возможность приобщения к общечеловеческим ценностям новых поколений в процессе воспитания.

В разработке теоретических основ исследования мы опирались на труды П.П. Блон-ского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого.

Они внесли значительный вклад в решение проблемы гуманизации подрастающего поколения, заложили фундамент теории и практики основ нравственного воспитания школьников, раскрыли сущность и особенности формирования чуткого к человеческой жизни человека, придавая особое значение в этой работе активной позиции личности ребенка.

В социалистической России революционный гуманизм, базирующийся на марксистско-ленинском мировоззрении, как единственно верная и общепризнанная государственная и педагогическая концепция, наиболее полно воплощен в опыте А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого. Отличительной чертой созданных ими воспитательных систем, является гуманизм, целью нравственного воспитания в них — формирование основного, по их мнению, качества — гуманизма Труды В. А. Сухомлинского, соединившего теорию и практику гуманистического воспитания, являются важным руководством в формировании нравственных качеств подрастающего поколения, в том числе гуманистической культуры личности.

Согласно логике формирования личности социалистического типа и вопреки естественному стремлению многих педагогов строить демократическую советскую школу, официальная педагогика была подчинена догматическим, авторитарным установкам, характерным для тоталитарного государства. Она имела установку на обоснование классового подхода в воспитании и авторитарности школы, которые во многом затрудняли реализацию принципа гуманизации на основе общечеловеческих ценностей. Это отразилось в теории и практике отечественной школы на длительный период нашей истории.

Теория и методика гуманизации личности ребенка опирается на научные труды Ю. К. Бабанского, Н. И. Болдырева, И. А. Каирова, И. С. Марьенко, Т. Е. Конниковой, И. Ф. Харламова.

Эти ученые разработали теоретические и методологические основы нравственного воспитания школьников в различных видах деятельности.

Разработкой принципа социалистического гуманизма как ведущей основы содержания учебно-воспитательного процесса в школе занимались в 40—50-е годы такие видные педагоги, как И. А. Каиров, 3. И. Равкин, Ф. Ф. Королев.

Работы педагогов 60—70-х годов методологически ориентированы на реализацию принципа гуманизма в советской школе в контексте идей всестороннего формирования личности в коллективе и классового подхода к воспитанию (Н.И. Болдырев, С.Ф. Збан-дуто, Т. Е. Конникова и др.). Выдвинув задачу гуманизации личности ребенка, эти педагоги представили диагностические методики по выявлению развития такого морального качества, как гуманность, развили технологию его формирования, но не показали систему работы в целом.

Представление об отдельных сторонах сложного процесса воспитания гуманности у учащихся дают диссертационные исследования: если в 50-е годы особо исследуется идеологическая и политическая стороны ее содержания (А. Д. Митрофанова, С. Ф. Збандуто); в 60—70-е годы — гуманистические отношения, чувства, убеждения детей разных возрастов и процессы организации их воспитания в различных типах школ и коллективов (К. М. Аргеткина, Т. Е. Конникова, А. В. Тихонова, JI. В. Руднева). В 80-е годы идет поиск эффективных путей и средств воспитания социалистической гуманности у учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, общественно-политических организаций (Н. Ф. Буганова, Г. М. Трифачева).

Принципиальное значение для разработки проблемы формирования гуманистической культуры личности имеют работы 3. И. Васильевой, В. Г. Иванова, Ф. К. Мухаметзянова, в которых вскрывается тесная зависимость между гуманистическими взглядами, представлениями, чувствами, убеждениями и гуманным поведением и качествами личности. В педагогических исследованиях выявляются общие условия воспитания гуманности как сложной личностной характеристики, состоящей из совокупности компонентов и качеств.

Чрезмерный государственный акцент на политизацию педагогики привел (по мнению известных ученых Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского) к нарушению гуманистического характера воспитания. Они обращают внимание на необходимость дальнейшего осмысления проблемы гуманистического воспитания детей.

В 90-е годы в связи с кардинальными общественными изменениями деятельность школы оценивается с позиции общечеловеческих ценностей.

Анализ специальных работ последних лет в избранной нами области показывает, что исследовались различные аспекты проблемы формирования гуманности как качества личности: сущность, содержание, методы, принципы и формы ее воспитания (К. В. Гавриловец, А. В. Кикнадзе). Особенности воспитания гуманности у младших школьников раскрыты в исследованиях Н. И. Гусляковой, Н. М. Трофимовой.

Целый ряд ученых изучают отдельные стороны процесса гуманизации личности подростков: С. А. Дзенушкайте, Н. А. Кичатинова, Г. Ф. Похмелкина, Е. П. Кутузова, Н. Т. Лакашия, Д. М. Гришин, М. А. Вейт.

Вопросу формирования гуманных отношений в коллективах школьников посвящены работы Н. Н. Тарасевич, В. П. Шумейко, П. С. Дементьева, В. С. Мхитарян, А. В. Скиндер.

На наш взгляд, одним из условий, стимулирующих процесс гуманизации личности, является формирование гуманистической культуры личности, выражающей единство и взаимообусловленность всех ее компонентов, основанных на гуманистической идеологии.

Большую роль для характеристики процесса гуманизации личности имеет теория зависимости между нравственным поведением и сознанием (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. Г. Якобсон, Д. Б. Эльконин), учет возрастных особенностей школьников в этом процессе (Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, Б. С. Брагусь).

Анализ результатов педагогических исследований последних лет свидетельствует о том, что педагогической наукой получены данные, раскрывающие сущность отдельных компонентов гуманистической культуры личности: гуманных отношений, гуманистических убеждений, чувств, гуманистической направленности, ее гуманистических качеств. Изучены взаимосвязь этих компонентов между собой, своеобразие их развития на различных возрастных этапах, выявлены и обоснованы условия воспитания и формирования с учетом возрастных особенностей детей, но, однако, проблема гуманизации личности подростка не является еще полностью решенной.

Остаются вопросы, которые недостаточно исследованы: это сущность гуманистической культуры личности как интетрагивной, синтетической характеристики личности с позиции целостного подхода к ней; возможности внеурочной деятельности и других факторов, влияющих на ее формирование; пути формирования гуманистической культуры личности; а также психолого-педагогические условия, позволяющие сделать процесс формирования гуманистической культуры личности наиболее успешным.

Необходимость исследования этих вопросов вызвана новой морально-психологической обстановкой в обществе, в развитии которой приоритетное значение в настоящее время отводится общечеловеческим ценностям, где гуманизм является ядром и связующим центром.

Превращение общечеловеческих ценностей в основу морали общества и норму нравственности его членов — процесс болезненный и длительный. Сейчас наблюдается резкая трансформация социально-нравственных и эстетических эталонов и ориентиров, которые по отношению к конкретному человеку выступают в качестве силы, оказывающей влияние на развитие личности.

В обществе наблюдаются тревожные симптомы таких явлений, как дестабилизация экономики и падение жизненного уровня, обеднение морально-психологического облика, эгоизм, равнодушие. Они несут в себе опасный потенциал социальной и нравственной деградации личности юных граждан. На фоне свободы и равенства просматриваются огульное охаивание всего прошлого, все большее ухудшение элементарных условий жизни, взрыв национального самосознания, превратившийся во многих местах в крайнюю непримиримость к другим народам, захлестнули юные неокрепшие души.

Спекуляция и псевдокоммерция, беззаботное и безбедное прожигание жизни, не знающая предела жадность к "легким бешеным деньгам", срастание с мафией и рэкетом, меркантилизм — все это деформирует мотивационную сферу детей, занимающихся псевдопредпринимательской деятельностью, порождая у них отстраненное отношение к ценностям культуры и нравственности.

Одной из причин социального кризиса в современных условиях, его психологического аспекта является резкая смена социальных ролей: появление новых, исчезновение старых, перемена статуса оставшихся. Статус высшего образования упал. Изменился статус торговли: если еще недавно занятие ею, особенно на рынке, не одобрялось, то теперь она стала одним из самых престижных дел, включая и перепродажу. Эти и сходные процессы свидетельствуют об изменении социальных ценностей. На смену повышенному статусу государственной должности, ученого звания, общественного признания приходит статус имущественного положения, проще говоря, денег. Деньги вошли в ранг социальных ценностей.

За сменой приоритета социальных ценностей встает еще более капитальная по последствиям смена ценностных ориентаций: коллективистская ориентация сменяется индивидуалистической.

Таким образом, общество погрузилось в нравственный вакуум: старые ценности рухнули, новые еще не проникли в самосознание. Анализ духовного мира современного школьника свидетельствует об остроте поставленной проблемы формирования гуманистической культуры личности и ее чрезвычайности. Мы стоим перед опасностью получить поколение "детей перестройки", разуверившихся во всем и во всех, исполненных негативизма, тотального отрицания и тихого отчаяния, несущих в себе в лучшем случае нравственную глухоту и жестокий эгоизм.

Нравственная дезориентация, потеря связей между прошлым и будущим, духовная пустота — все это чревато формированием безнравственного поколения, которое в условиях рынка будет руководствоваться лишь стяжательством, эгоизмом, жаждой наживы. С этой точки зрения выдвинутая реформаторами задача построения рыночной экономики, демократической системы, правового государства и гражданского общества вряд ли будет выполнима без рационального заполнения опасного нравственного вакуума.

Процессы девальвации нравственных ценностей и социальная потребность в возрождении духовно-нравственной культуры россиян ставят важнейшую педагогическую проблему — гуманизации индивида, на базе осмысления общечеловеческих ценностей, когда становится возможной приостановка процессов дегуманизации личности, прежде всего в условиях школьного воспитания.

В условиях острейшей необходимости гуманизации общественно-политических процессов, возрождения общечеловеческих ценностей и культурно-национальных традиций актуализируется проблема гуманистического совершенствования личности, нравственные процессы, происходящие в обществе на современном этапе, лишь подчеркивают ее глубокий социально-педагогический смысл. Все это выдвигает перед школой большие и ответственные задачи по воплощению духовной ориентации на общечеловеческие ценности в практическую деятельность.

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности" определены в законе "Об образовании" Российской Федерации как основные принципы государственной политики в области образования. (53)

Сердцевиной общечеловеческих ценностей выступает формирование гуманистической культуры личности.

Демократизация и гуманизация всех основных сфер жизни усиливают потребность в научной разработке проблем формирования личности, гуманистической по своему мировоззрению, по отношению к действительности, по своему поведению.

Формирование гуманистической культуры личности растущего человека представляется нам стержнем современного воспитания. Решение проблемы станет возможным, когда в общественной практике будет реализована идея о приоритете личности перед обществом и государством. Лишь тогда такие ценности, как доброта, милосердие, терпимость, гуманность, наконец, главная — человек как мера всех вещей могут стать подлинным регулятором жизни общества, отношений в нем. Тем не менее различные общественные силы и воспитательные институты предпринимают попытки преодолеть негативные тенденции в общественной нравственности, в нравственном воспитании. Работу по формированию гуманистической культуры личности нужно вести постоянно, не дожидаясь создания более благоприятных социальных условий.

Педагогической наукой пересматриваются проблемы целей образования и воспитания, активно ведется поиск моделей воспитательных систем, используются новые технологии воспитания, обеспечивающие демократизацию и гуманизацию жизни школы. Но в государственной политике по отношению к детству утвердился принцип вторичности, формализм, консерватизм по отношению к детским и юношеским формированиям. Это вызвало резкое отчуждение детей и подростков от детских и юношеских организаций, воспитательно-образовательных учреждений. Воспитательные возможности традиционной общеобразовательной школы сейчас не столь сильны, как хотелось бы. Слабость позиций общественного воспитания связана прежде всего с нежеланием большинства лиц, представляющих официальную педагогику, им заниматься. Для школы характерно многолетнее пренебрежение развитием духовного мира личности, тенденция к снижению уровня воспитательной работы в школе. Данные опроса 450 родителей и учащихся школ города Брянска, проведенного нами в 1996 году, свидетельствуют о том, что более 50 % детей и родителей не удовлетворены организацией школьного образования и прежде всего его односторонностью, сугубо дидактической направленностью, отсутствием внеурочной жизни. Помимо кризиса всей системы социальных институтов воспитания, резкого ухудшения положения ребенка в обществе, крайне медленно идет процесс восстановления воспитательных функций семьи.

Разрешение этих противоречий сегодня — одна из наиболее актуальных и глобальных социально-педагогических проблем. Осознание фундаментальной значимости гуманистической культуры личности требует радикального изменения всей педагогической системы, цель которой — создание условий для развития в каждом молодом человеке свободной, гуманной, самосозидающейся личности, для формирования ее гуманистической культуры.

Выход школы из кризисного состояния возможен путем гуманизации социальной среды, воспитательных отношений, самой личности, путем создания педагогических условий для успешного формирования гуманистической культуры личности.

Декларируя единство обучения и воспитания школьника, взаимосвязь различных форм урочной и внеурочной деятельности, многие учителя, к сожалению, не могут реализовать эти положения в своей работе по гуманизации личности ребенка. Мы считаем, что нужно воспитывать школьника и на уроке, и вне его. Классному руководителю необходимо организовывать внеурочную деятельность учащихся, обеспечивающую обогащение их опыта гуманного поведения, формирование гуманных качеств и в целом гуманистической культуры личности. Внеурочная практическая деятельность предполагает непосредственное участие детей в той или иной организуемой вне урока работе, выполнение связанных с ней конкретных заданий или поручений и приобретение соответствующих умений и навыков. Значительными возможностями, по нашему мнению, в деле организации работы по формированию гуманистической культуры личности обладает клубное объединение. Проведенный нами анализ работы школ №34, 25, 26, 33 города Брянска показал, что в настоящее время отсутствует целенаправленность, систематичность и оперативность в педагогическом управлении процессом формирования гуманистической культуры личности школьника. Классные руководители теоретически и методически не подготовлены к ее формированию, о чем и свидетельствуют данные анкетирования, проведенного среди учителей школ №25 и 34.

Внеурочная деятельность недостаточно используется для формирования гуманистической культуры личности, в то же время нынешнее общество нуждается в личности, ею обладающей.

Разрешение этой задачи зависит от усилий классных руководителей, родителей по организации внеурочной деятельности, а также от степени разработанности проблемы в теоретическом плане.

Возрождение духовно-нравственных ценностей общества на практике при объективной необходимости гуманизации личности подрастающего поколения осуществляется весьма медленно, противоречиво и при недостаточной теоретической разработанности данной проблемы. Это противоречие наблюдается между объективной необходимостью в гуманизации личности ребенка и отсутствием научно обоснованных педагогических условий успешного осуществления этого процесса, недостаточной подготовке к нему классных руководителей.

В теории и практике воспитания идет поиск методов и приемов, направленных на гуманизацию личности ребенка. Но в массовой воспитательной работе процесс формирования гуманистической культуры личности не приобрел еще планомерного, системного характера. Именно его отсутствие приводит подчас к серьезным изъянам в гуманистическом развитии подростков и к возникновению ряда противоречий: между образом должного, социально значимым общечеловеческим идеалом и реально существующей системой ценностей современного подростка, между внешними требованиями общечеловеческой морали и внутренними гуманистическими установками, требованиями личности к самой себе, когда подросток знает ценности гуманистической морали, декларирует их, но в реальной практике поступает вопреки им.

Педагогический процесс может быть организован как осознание молодежью и педагогами жизненных противоречий, осмысление и организация совместной деятельности по их преодолению. Разрешение противоречий становится действенным средством формирования гуманистической культуры личности.

Следовательно, важнейшей социальной задачей школы сегодня является обеспечение системности в организации гуманистического воспитания подрастающего поколения. Ее решение требует от педагогов знания структуры гуманистической культуры личности, закономерностей, педагогических условий и технологии ее формирования. В целях разрешения противоречий, а также учитывая актуальность проблемы и ее недостаточную теоретическую разработанность, мы определили тему нашего исследования: "Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности".

Формирование гуманистической культуры личности рассматривается нами в структуре нравственного воспитания, при этом гуманистическая культура предстает как неотъемлемое свойство человека, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом в условиях гуманизации общества и человека. Гуманистическая культура проявляется прежде всего в сознании, в уровне гуманистической образованности и информированности, в убеждениях, а также в деятельности, мотивах поведения, направленности поступков, в мере устойчивости и гибкости ориентации. Таким образом, мы рассматриваем гуманистическую культуру личности как синтетическую, интегральную личностную характеристику. Чем выше уровень развития гуманистической культуры личности, чем более осознанно и глубоко усвоены ею принципы общечеловеческой морали, тем более активно, творчески относится она к выполнению своих гражданских прав и обязанностей, что, в свою очередь, способствует прогрессу общества.

Наиболее благоприятным и ответственным периодом для формирования гуманистической культуры личности следует считать подростковый период, во время которого наблюдается интенсивное формирование личности, ее нравственных качеств, и потому этот период требует особого внимания педагогов и родителей. В подростковом возрасте происходит также формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, убеждений. Конкретный и неустойчивый характер идеалов младших школьников постепенно приобретает черты все большей синтетичности, обобщенности и устойчивости у подростков. Формируется стремление сравнивать себя с идеальными образами, сознательно следовать им. Возрастает значение "внутренних условий", понимаемых психологами как система складывающихся психических свойств личности, через которую осуществляется воздействие на нее внешних условий. Подростки стремятся к самостоятельной и активной деятельности, интересуются вопросами морали и права, хотят утвердить себя в глазах взрослых и товарищей, но они не всегда умеют применить знание моральных норм в реальных поступках, в повседневном поведении. Они склонны к общению, и поэтому включение подростка в специально организуемую разнообразную деятельность закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий повышения эффективности процесса формирования гуманистической культуры личности во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности.

Объект исследования: гуманистическая культура личности подростка и особенности ее формирования во внеурочной деятельности.

При проведении исследования мы исходили из гипотезы о том, что процесс формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности становится более успешным, если: педагогами ведется работа по организации и оптимальному функционированию воспитательного коллектива; обеспечиЬаются гуманные отношения между учителями и учащимися; единство действий с семьей учащихся; внедряется модель гуманистической культуры личности, позволяющая создать соответствующую систему внеурочной деятельности по формированию гуманистической культуры личности; он осуществляется подготовленными классными руководителями в системе воспитательной работы, предполагающей использование разнообразных форм внеурочной деятельности; научно обоснованное этическое просвещение подростков сочетается с коллективной общественно ценной деятельностью, воздействующей на эмоциональную сферу подростков и способствующей активизации их самовоспитания; реализуется индивидуально-дифференцированный подход к воспитуемым.

Исходя из цели, были определены следующие задачи исследования: изучить и проанализировать философскую, педагогическую, психологическую литературу с целью выявления состояния проблемы исследования в науке и определения ее концептуальной основы; определить структуру и теоретически обосновать модель гуманистической культуры личности и критерии ее формирования; выявить и обосновать педагогические условия эффективного педагогического руководства процессом формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности; разработал, и практически проверить систему формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности.

Методологическую основу исследований составляют теоретические положения философии, психологии, педагогию!, раскрывающие сущность гуманизма, ориентированные на рассмотрение процесса гуманизации личности и общества с позиции общечеловеческих духовных ценностей, в ряду которых человек — не средство, но цель субъективного развития (Л.П. Буева, К. Н. Вентцель, Д. С. Лихачев), основные положения теории нравственного воспитания, обращенные к проблемам человеческого взаимодействия, общения, совместной деятельности и взаимоотношений людей (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. А. Бердяев и др.). В процессе формирования гуманистической культуры личности мы опирались на личностно-деятельный подход. Методология системного анализа дала возможность рассматривать формирование гуманистической культуры личности как целостный объект исследования.

Выдвинутые задачи и гипотеза обусловили использование как теоретических, так и эмпирических методов исследования. Среди теоретических—анализ и изучение философской, педагогической и психологической литературы с целью выявления состояния проблемы в науке и определения концептуальной основы исследования. Эмпирические методы включают: наблюдение, массовое анкетирование и интервьюирование учащихся, учителей, родителей; анализ письменных работ учащихся (мини-сочинения, сочинения-исповедь, сочинения-самоанализ, сочинения на "заданную тему", "неоконченные предложения", анализ проблемных ситуаций, тезисы и мнения по ним), психологические методики "Выбор" и др., методика построения практической ситуации; проектирование и реализация целостной программы подготовки классных руководителей к работе по формированию гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности, конструированию ими форм и способов взаимодействия с детьми в рамках клубного объединения (спецсеминар "Учим добротворчеству"); педагогический эксперимент, изучение и обобщение массового педагогического опыта.

Базой исследования были коллективы учащихся 6—9 классов школ № 34, 25 Брянска.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1992—1993 гг.) проводился теоретический анализ проблемы. Изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература и передовой педагогический опыт по гуманизации личности учащихся, что позволило сформулировать теоретические основы данного исследования. Были определены предмет, задачи, методы исследования, разрабатывалась гипотеза исследования. Кроме того, был проведен констатирующий (диагностический) эксперимент для выявления данных об уровне сформированности гуманистической культуры подростков и характере затруднений, имеющихся у классных руководителей школ.

На втором этапе (1993 — 1995 гг.) проводилась дальнейшая разработка категориального аппарата исследования, разрабатывалась теоретическая модель гуманистической культуры личности, была создана и проверена на практике система формирования гуманистической культуры личности подростков во внеурочной деятельности, апробация смоделированных форм занятий и идей по гуманизации личности подростка в процессе разработки и проведения занятий спецсеминара для учителей и классных руководителей "Учим добротворчеству".

На третьем этапе (1996 — 1997 гг.) осуществлялись: завершение опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистической культуры личности подростка, подведение итогов опытно-экспериментальных данных, их обобщение и окончательное оформление результатов проведенного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

Гуманизация, как объективное явление современной культуры, в личностном плане воплощается (или не воплощается) в гуманистической культуре личности, которая предстает как неотъемлемое свойство человека, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом. Гуманистическая культура личности, как специфический мировоззренческий и нравственный феномен, занимает важное место в духовном освоении мира человеком, служит его нравственной характеристикой.

Модель "гуманистической культуры личности", предусматривающая содержание, сущность понятия "гуманистическая культура личности". Гуманистическая культура личности представляет собой интегративную характеристику личности, основанную на гуманистическом мировоззрении, характеризующую определенный уровень ее гуманистических потребностей и интересов, сознания и поведения, мышления и деятельности. Элементами гуманистической культуры личности являются: гуманистическая образованность, гуманистическая сознательность, гуманное поведение. Она воплощает в себе единство знания, переживания, практического действия. Педагогическими условиями эффективного педагогического руководства процессом формирования гуманистической культуры личности подростка являются: организационно-педагогические (касаются выработки оптимальных путей и средств в педагогической деятельности по гуманизации личности подростка и подготовки к этому процессу педагогов); морально-психологические (обеспечивают благоприятное морально-психологическое самочувствие ребенка в процессе формирования гуманистической культуры личности); личностные (обеспечивают активное участие самого подростка в формировании гуманистической культуры личности).

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждены данными, полученными в результате опытно-экспериментальной работы, свидетельствующими о повышении уровня гуманистической культуры личности подростков под влиянием педагогически управляемого процесса по ее формированию во внеурочной деятельности; проверкой результатов путем использования их в школьной практике.

Научная новизна исследования состоит в следующем: разработана теоретически обоснованная модель гуманистической культуры личности и определены критерии сформированности ее у подростков; разработана система формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности и экспериментально проверена методика по формированию этой синтетической характеристики личности в клубном объединении; определены педагогические условия, способствующие формированию гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что на его основе разработана методика организации внеурочной деятельности подростков по гуманизации их личности, в том числе в рамках школьного клуба. Материалы исследования использованы в ходе создания учебно-методического пособия по планированию и организации внеклассной воспитательной работы, распространенного среди школ Брянска. Теоретические разработки проблемы и конструктивно преобразующая часть исследования использованы на занятиях "Родительского всеобуча", действующего в школах Володарского района Брянска. Разработана система подготовки педагогических работников к осуществлению процесса формирования гуманистической культуры личности подростка. Подготовлен и апробирован спецсеминар для учителей и классных руководителей "Учим добротворчеству", направленный на формирование гуманистической культуры личности подростков. Материалы исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по педагогике, в спецкурсах, в системе повышения квалификации педагогов, непосредственно в школьной педагогической практике.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в средней школе № 34 Брянска Основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях в Брянске (1994, 1995, 1996, 1997 it.), на открытых педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому, в Ярославле (1995), на 10 Всероссийском семинаре по курсу "Граждановедение" в Геленджике (1997), в ходе участия в проекте по граждановедению "Общественная политика в российской школе" (Фонд Кеттеринга, США, 1997), на педагогических совещаниях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Якимович, Ирина Геннадьевна

Результаты исследования свидетельствуют о том, что для повышения уровня сформированности гуманистической культуры личности имеет значение единство всех указанных ее компонентов.

Исследование показало, что гуманистическая культура личности проявляется, развивается, формируется в различных видах деятельности, но одним из необходимых условий ее формирования является преднамеренная, целенаправленная, систематическая деятельность. Внеурочная воспитательная деятельность как раз предусматривает такую деятельность, охватывающую всех подростков, которая направлена не только на овладение подростками знаниями о гуманизме и гуманности, умениями и навыками гуманного поведения, но, главным образом, на самореализацию личности. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на изменение личности подростка, его нравственных качеств, психических сил и мотивационной сферы. В процессе внеурочной воспитательной деятельности у подростков вырабатываются общественно значимые черты современного человека, формируется его активная нравственная позиция. По тому, как подростки участвуют в различных видах внеурочных дел (благотворительных акциях, актах милосердия), можно судить об уровне гуманистической сознательности и уровне их гуманистической культуры.

На формирование гуманистической культуры личности подростков во внеурочной деятельности, как показывает анализ педагогической литературы, практика работы школ и опытно-экспериментальная работа, оказывает воздействие целая группа взаимообусловленных факторов: организационные формы и методы, приемы воспитания, личность учителя, его педагогическое мастерство, уровень развития гуманистической культуры, морально-психологический климат школы, а также активность подростков. Следует отметить тот факт, что указанные воспитывающие факторы, их единство и взаимосвязь обеспечивают эффективное влияние как на интеллектуальную, так и на эмоциональную и поведенческую сферы школьников и поэтому способствуют формированию у них высокого уровня гуманистической культуры личности.

Исследование также показывает, что процесс формирования гуманистической культуры личности подростков протекает наиболее эффективно, если внедряемая система внеурочной деятельности основывается на модели гуманистической культуры личности, а задачи и содержание ее вытекают из принципа взаимосвязи основных элементов гуманистической культуры личности: гуманистической образованности, гуманистической сознательности и гуманного поведения.

В целях наиболее глубокого изучения проблемы формирования гуманистической культуры личности подростков в качестве основной была использована форма школьного клуба, в рамках которого действовала "Школа добротворчества", осуществляя этическое просвещение подростков, и использовались такие формы организации внеурочной деятельности подростков, как праздники, акции помощи, операции милосердия. Система формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности включала следующие направления: организация усвоения знаний о гуманизме и гуманности; помощь в осмыслении ребенком я-концепции, структурирование образа себя; формирование доброжелательного гуманного отношения к другим и развитие специальных умений, связанных с взаимодействием; отработка первичного опыта гуманного поведения; фиксация опыта гуманного поведения в рамках социально мотивированных и значимых видов деятельности. В опытно-экспериментальной работе применялись такие методы, как беседа, тренинговые упражнения, ролевая игра, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, общественно-ценные творческие дела.

В ходе исследования были разработаны критерии и показатели уровня сформированности гуманистической культуры личности подростков, что позволило нам изучить реальный уровень сформированности данной личностной характеристики у наблюдаемых подростков. Мы использовали принцип комплексного, интегрально-аналитического изучения личности, при котором интегративный подход выполнял роль ведущего метода при изучении уровня развития гуманистической культуры личности подростка, а функциональный — роль подсобного.

Выявлены критерии уровня гуманистической культуры подростков: наличие гуманистической направленности личности и ее устойчивость; полнота представлений и понятий о гуманизме и гуманности; глубина осознания социально-личностной значимости стержневых норм гуманистической морали; уровень реального гуманного поведения подростка и его умение совершать гуманные поступки. Показатели проявления сформированности гуманистической культуры личности подростков расположены в таблице характеристик, по которой можно судить об уровне проявления каждого из показателей.

Каждый из выделенных типов гуманистической направленности личности (синтетический показатель) определенным образом связан с частными (функциональными) характеристиками личности, образуя тот или иной тип гуманистической культуры личности. Причем показателей сформированности гуманистической культуры личности четыре, и они соответствуют четырем уровням сформированное™, которые обозначены от 4 до 1 (от высокого уровня до очень низкого).

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что созданная система, намеченные в ней организационные формы и методы формирования гуманистической культуры личности способствовали тому, что уровень сформированное™ гуманистической культуры личности подростков экспериментальных классов повысился с низкого (2,3; 2,5) и приблизился к высокому (4,0; 3,9).

В ходе исследования были решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования, связанные с теоретаческим обоснованием и экспериментальной проверкой педагогических условий повышения эффективности процесса формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности, обоснованием модели гуманистической культуры личности, ее структуры и критериев формирования, а также практической проверкой системы формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельное™.

В заключение следует отметить, что проведенное нами исследование не претендует на полное и всестороннее изучение проблемы формирования гуманистической личности, гуманизации личности ввиду ее сложности и многозначности в новой политической и социально-экономической ситуации. Дальнейшей научной разработки требует исследование процесса формирования гуманистической культуры личности учащихся младшего и старшего школьного возраста, выявление условий преемственности в формировании гуманистической культуры личности у школьников на разных возрастных этапах; изучение процесса формирования гуманистической культуры личности подростков в других формах организации внеурочной и урочной деятельности. Ждет своей разработки проблема формирования гуманистической культуры личности в единстве действий семьи и школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования гуманистической культуры личности приобретает особую остроту в связи с размыванием духовно-ценностных ориентиров на современном этапе развития общества и необходимостью построения нашей школы на демократических и гуманистических началах. Гуманизация общественных отношений, возрождение духовно-нравственных ценностей, развитие и изменение этического идеала, когда основу духовной культуры составляют общечеловеческие ценности, приводит к тому, что формирование гуманистической культуры личности рассматривается потребностью воспитательного и социального процесса.

Формирование гуманной личности выделяется современной педагогикой как базовый компонент воспитания. Школа как особый государственно-общественный механизм играет важную роль во внедрении гуманистических начал в жизнь общества путем формирования гуманистической культуры личности у подрастающего поколения.

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что гуманистическая культура личности является одной из основополагающих и стержневых характеристик личности современного человека, которая занимает одно из ведущих мест в структуре личности в целом.

Гуманистическую культуру личности мы определяем как синтетическую, интегральную, личностную характеристику, в которой отражается степень усвоения ею общечеловеческих моральных ценностей, их реализации в различных видах социальной практики. Гуманистическая культура личности позволяет в целостности представить развитие гуманистического сознания, гуманного поведения людей, их гуманных отношений, зафиксировать относительно устойчивую связь между этими компонентами на определенный момент времени, раскрыть механизм развития и проявления индивидуальных гуманных качеств в практической деятельности, установить преемственность в гуманизации общества и личности.

Анализ психолого-педагогической литературы, опытно-экспериментальной работы показали, что наиболее ответственным и эффективным периодом формирования гуманистической культуры личности является подростковый возраст.

В подростковом возрасте происходит существенная перестройка организма подростков, их психических процессов, всей их жизнедеятельности. Подросток впервые, в отличие от младшего школьника, начинает сознательно взаимодействовать с социальной средой, при этом изменяется его положение в семье, школьном коллективе, в обществе. Он активен, стремится к большей самостоятельности, пытается утвердить себя в глазах сверстников и взрослых, начинает осознавать себя взрослым — личностью, сознательно оценивать свою деятельность и деятельность окружающих людей, предъявлять им высокие требования морального характера, пытается найти свое место в жизни. Все это создает широкие возможности и благоприятные условия для формирования высокого уровня гуманистической культуры личности в подростковом возрасте.

В ходе опытно-экспериментальной работы был выявлен реальный уровень гуманистической культуры подростков, который находится на низком (2) уровне. 73% испытуемых подростков отличает слабое знание гуманистических понятий, общечеловеческих норм и ценностей, лишь у 21% из них сформировано и развито положительное отношение к гуманистическим понятиям, представлениям, общечеловеческим нормам, гуманным поступкам людей; зачастую, имея гуманистические представления, понятия об общечеловеческих ценностях, гуманных поступках, подростки не умеют правильно оценить их; отличить гуманные поступки от антигуманных, и потому выбирают неправильный способ поведения. В повседневной жизни они не всегда поступают в соответствии с общечеловеческими нормами нравственности, не всегда осознают связь между ними и реальным поведением, жизнью. У 80% испытуемых распространена пассивная позиция по отношению к нормам гуманистической морали. Можно сделать вывод о том, что поведенческий компонент гуманистической культуры личности сформирован у подростков наиболее слабо.

Анализ работы ряда школ города Брянска показал, что работа по формированию гуманистической культуры личности подростков ведется классными руководителями явно недостаточно. Это объясняется прежде всего недостатками в плане реальной методической помощи классным руководителям по формированию гуманистической культуры личности подростков. Методические пособия по воспитательной работе практически не направляют классного руководителя на воспитание гуманной личности, они не раскрывают реальных возможностей организационных форм и методов в целях формирования гуманистической культуры личности. Кроме того, одним из серьезных недостатков является слабая подготовленность самих учителей к решению воспитательных задач в процессе внеурочной деятельности: они не вооружены методикой формирования гуманистической культуры подростков, которая бы знакомила их с особенностями, условиями, формами и методами осуществления данного процесса. Это приводит к тому, что формирование гуманистической культуры подростков практически не находит себе места во внеурочной деятельности или протекает стихийно, поскольку нет преднамеренной, целенаправленной, продуманной системы работы классного руководителя по формированию данной характеристики личности. Проведенное обследование показывает, что зачастую классные руководители не знают, какие качества личности следует воспитывать у учащихся, слабо представляют себе воспитательные возможности различных форм и методов внеурочной работы. Все это, безусловно, отрицательно отражается не только на формировании гуманистической культуры личности, но и на внеурочной воспитательной деятельности, на формировании личности в целом, ибо только преднамеренная, целенаправленная, систематическая организация воспитательного взаимодействия дает высокий уровень сформированносги гуманистической культуры личности, высокий уровень ее воспитанности.

Анализ педагогической литературы, изучение опыта работы школы, результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня гуманистической культуры личности подростков позволили обнаружить недостатки в области нравственного воспитания подрастающего поколения и причины их возникновения, а также выявить некоторые условия, способствующие наиболее эффективному формированию гуманистической культуры личности подростков во внеурочной деятельности. Среди условий мы выделили: организационно-педагогические, касающиеся выработки оптимальных путей и средств в педагогической деятельности по гуманизации личности подростка, а также подготовки к осуществлению данной деятельности педагогов; морально-психологические, обеспечивающие наиболее благоприятное для формирования гуманистической культуры личности морально-психологическое самочувствие ребенка; личностные, обеспечивающие активное самочувствие самого подростка в формировании гуманистической культуры личности.

Назовем некоторые из них: овладение классными руководителями знаниями и методикой формирования гуманистической культуры личности; внедрение модели гуманистической культуры личности, что позволяет создать соответствующую систему внеурочной деятельности по формированию гуманистической культуры личности; использование разнообразных форм организации внеурочной деятельности; сочетание научно обоснованного этического просвещения с организацией общественно ценной деятельности; организация воспитательного коллектива и его оптимальное функционирование; создание стиля гуманных отношений в школьном коллективе; учет индивидуальных особенностей подростков; воздействие на эмоциональную сферу подростка и формирование у него культуры чувств; активизация нравственного самовоспитания подростков; развитие рефлексивной позиции у подростков и обеспечение обратной связи в педагогической системе формирования гуманистической культуры личности подростка.

В ходе исследования было установлено, что в формировании гуманистической культуры личности нужно учитывать три взаимосвязанных ее элемента: гуманистическую образованность, гуманистическую сознательность, гуманное поведение.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы и результаты исследования позволили построить модель гуманистической культуры личности, которая дала нам новые сведения об объекте и была положена в основу экспериментальной работы. Данная модель включила в себя не только элементы, но и компоненты гуманистической культуры личности, тесно взаимосвязанные между собой. Гуманистическая образованность предполагает вооружение личности элементами гуманистической идеологии, знаниями о гуманизме и гуманности. Личностное отношение подростка к полученной информации этического содержания выражается в гуманистических представлениях, ориентациях, гуманных чувствах, которые закрепляются в его гуманистических убеждениях. Результатом гуманистического убеждения выступает гуманистический идеал, главным компонентом которого являются гуманные отношения; из системы представлений, взглядов, ориентаций, убеждений личности вытекает гуманистическая направленность личности как интеграционная характеристика нравственной позиции личности по отношению к гуманизму.

В целом гуманистическая сознательность личности выражается в гуманном поведении, компонентами которого являются: мотивы гуманного поведения, отвечающие соответствующим потребностям; результатом их служат гуманные поступки, в ходе которых приобретаются привычки гуманного поведения и проявляются гуманистические качества личности. Гуманное поведение предполагает наличие активной гуманной позиции.

Перечисленные нами элементы и компоненты гуманистической культуры личности находятся в состоянии постоянной взаимосвязи и взаимообогащения, что обеспечивает непрерывное осуществление процесса гуманизации личности.

Объективно существующие общечеловеческие ценности "проникают" в сознание личности через его потребности, чувства, которые, развиваясь и обогащаясь в ходе познавательной деятельности, принимают форму гуманистических ориентаций, убеждений, а последние, в свою очередь, через согласование с конкретными условиями жизнедеятельности определяют содержание мотивов гуманного поведения. Гуманистические ориентации в структуре индивидуального сознания тесно взаимосвязаны с соответствующими убеждениями, благодаря которым осуществляется "перевод" ценностного отношения, сформированного на уровне сознания в реальные поступки. На уровне оценки и самооценки результатов гуманного поведения личность как бы возвращается к гуманистическим потребностям, мотивам, ориентациям, обусловившим данные гуманные поступки, согласовывает их с изменившимися жизненными обстоятельствами, в результате чего происходит формирование новых гуманистических потребностей, но уже более высокого порядка, которые детерминируют последующую деятельность по уровню и реализации гуманистической морали. Чем более возвышенный характер носят гуманистические потребности личности, тем выше уровень развития всех остальных компонентов ее гуманистического сознания и поведения, а следовательно, и богаче по своему содержанию в целом ее гуманистическая культура. Таковы, по нашему мнению, контуры идеальной "модели" преобразования общечеловеческой морали в индивидуальную гуманистическую культуру личности.

В реальной жизни процесс гуманизации личности очень сложен и противоречив, он происходит в соответствии с развитием всех элементов и компонентов гуманистической культуры личности. Для высокого уровня сформированности гуманистической культуры личности характерна хорошая гуманистическая осведомленность, полная гуманистическая убежденность, высокоустойчивый тип гуманистической направленности личности, которые проявляются в положительном и устойчивом опыте гуманного поведения, направленном на широкий круг людей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Якимович, Ирина Геннадьевна, 1997 год

1. Александрова В. Г. Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса в системе работы школьного центра эстетического воспитания. Дис. канд. пед. наук.— М., 1993.

2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.— Минск: Университетское, 1990.— С. 450.

3. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера.— Л., 1949.— С. 75.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания //Сов. педагогика.— 1965.— № 1.— С. 36.

5. Аргеткина К. И. Процесс воспитания гуманных чувств, убеждений и привычек поведения у учащихся 5—6 классов. Дис. канд. пед. наук.— М., 1966.

6. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию.— М.: Изд-во МГИК, 1992.— С. 107.

7. Архангельский Л. М. Сущность и специфика моральной культуры.— В кн. "Нравственная культура: сущность, содержание, специфика.— Вильнюс: Минтис, 1981.— С. 11—12.

8. Бабанский Ю. К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростками.— М.: Знание, 1979.

9. Бабосов Е. М. Нравственная культура личности.— Минск: Наука и техника, 1985.— С. 124.

10. Белинский В. Г. Избранные пед. соч. /Под ред. А. Ф. Смирнова.— М.: Педагогика, 1982.— С. 77.

11. Белинский В. Г. О детских книгах. — Поли. собр. соч.: В 13-ти т.— Т. 4.— М., 1954.— С. 83—84.

12. Бердяев Н. А. Самопознание.— Л., 1991.— С. 27.

13. Бирюкова Э. А. Влияние новых подходов к соотношению классового и общечеловеческого на процессы гуманизации общества.— М., 1990.

14. Блонский П. П. Мои воспоминания.— М.: Педагогика, 1971.

15. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах.— Т. 1 /Под ред. А. В. Петровского.— М.: Педагогика, 1979.— С. 59—63.

16. Блюмкин В. А. Этика и жизнь.— М.: Политиздат, 1987.— С. 111—113.

17. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах.— М.: Просвещение, 1975.— С. 82.

18. Боголюбова Е. В. Культура и общество. Вопросы истории и теории.— М.: Изд-во МГУ, 1978.

19. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.— Л., 1965.— С. 49—51.

20. Бодалев А. А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения/ /Вопросы психологии.— 1989.—№ 6.— С. 21.

21. Божович Л. И. Психологические особенности развития личности подростка.— М.: Знание, 1979 —С. 12.

22. Бойко В. В. Доброта в нас и вокруг нас.— М.: Знание/ /Новое в жизни, науке, технике, 1988.— № 9.

23. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории.— М.: Педагогика, 1979.

24. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя.—М.: Просвещение, 1984.— С. 143.

25. Бралусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М.: Просвещение, 1977.

26. Братусь Б. С. Психология нравственного сознания в контексте культуры.— М.: Менеджер, Роспедагентство, 1994.— С. 8.

27. БугановаН. Ф. Становление и развитие гуманистических основ воспитания в советской школе. Дис. канд. пед. наук. — М., 1963.

28. Буева Л. П. Общественный прогресс и гуманизм.— М.: Знание //Новое в жизни, науке, технике. Философия.— 1985.— № 8.— С. 36—38.

29. Быховский Б. Э. Сигер Брабантский. — М., 1979.— С. 16.

30. Васильева 3. И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности.— Л., 1973.

31. Вейт М. А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы. Дис. докт. пед. наук.— М., 1987.

32. Вейт М. А., Соколова Л. П. Воспитание школьников в духе гуманистической морали.— Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1987.— С. 18—19.

33. Веников В. А. Теория подобия и моделирование. Учебное пособие для вузов.— Изд. 2-е, доп. и перераб.— М.: Высш. школа, 1976;

34. Вентцель К. Н. Сборник избранных трудов.— М., 1993.— С. 135.

35. Выготский JI. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова.— М.: Педагогика, 1991.— С. 253—257.

36. Гавриловен К. В. Развитие у подростков гуманизма// Советская педагогика.—1984.— №9.

37. Гавриловен К. В. Воспитание человечности: Книга для учителя.—Минск: Нар. асвета, 1985.— С. 18.

38. Гавриловец К. В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям. Дис. канд. пед. наук.— JI., 1989.

39. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся.— Киев: Радянська школа, 1982.

40. Герцен А. И. О воспитании. Избранные педагогические высказывания /Сост. М. Ф. Шибаева. Под ред. Н. А. Константинова.— М.: Учпедгиз, 1948.

41. Герцен А. И. Публичные чтения г-на профессора Рулье. Собр. соч. в 30-ти т.— М., 1954.—Т. 2.

42. Герцен А. И. Сыну моему Александру. Собр. соч. в 30-ти т.— М., 1955.— Т. 6.

43. Гордин JI. Ю. Организация классного коллектива.—М.: Просвещение, 1984.— С. 172;

44. Гришин Д. М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Дис. докг. пед. наук.— Калуга., 1980— С. 300.

45. Гусейнов А. А. Советская этика: проблемы соотношения классового и общечеловеческого.— В кн. "Этика и мораль: философско-этические проблемы воспитания.— М., 1979.— С. 189, 194.

46. Гуслякова Н. И. Воспитание социалистической гуманности у младших школьников. Дис. канд. пед. наук.— М., 1984.

47. Дементьев С. П. Формирование гуманистических отношений подростков в группе продленного дня. Дис. канд. пед. наук.— М., 1987.

48. Джидарьян И. А. О соотношении нравственных и эстетических чувств.— В кн. Проблемы этики.— М., 1964.— С. 80.

49. Дзенушкайте С. А. Идеал гуманных отношений среди подростков и его формирование в работе классного руководителя. Дис. канд. пед. наук.— Вильнюс, 1978.

50. Добрынин Н. Ф. Об активности сознания.— В кн. Проблемы сознания.— М., 1966.— С. 61;

51. Егорова Э. Н. Духовная жизнь современного человека //Социально-политический журнал.— 1992.— № Ю.— С. 44—45.

52. Жемайтис В. Теоретические вопросы исследования нравственной культуры.— Вильнюс, 1980.

53. Закон Российской Федерации "Об образовании" //Учительская газета.— 1996.— 30 января и 6 февраля.

54. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений.— М., 1982.— С. 105.

55. Збандуто С. Ф. Некоторые вопросы воспитания социалистического гуманизма в школе.— Кишинев, 1951.

56. Зейлигер-Рубинпггейн Е. И. Педагогические взгляды А. И. Герцена.— Л., 1958.— С. 37.

57. Зосимовский А. В. Воспитание общественной активности школьников-подростков / Под ред. В. Е. Гмурмана.— М.: Йзд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.

58. Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика.— 1992.— № 11—12.— С. 22—26.

59. Иванов В. Г. Мораль коллективистская, гуманистическая, деятельная.— М.: Знание, 1987 //Новое в жизни, науке, технике.— Этика.— 1987.— № 8.

60. Иващенко А. В. Основы процесса нравственного самовоспитания старшеклассников: Дис. канд. пед. наук.— М., 1971.— 271 с.

61. Изотов А. В. Как стать лучше?— Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1992.

62. Казалиева А. К. Воспитание у старшеклассников социалистического гуманизма. Дис. канд. пед. наук.— М., 1991.

63. Каиров И. А. Идейно-политическое воспитание учащихся.— М.—Л., 1947.

64. Каиров И. А. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И. А. Каирова.— М.: Просвещение, 1975.

65. Каиров И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /

66. Под ред. И. А. Каирова.— М., 1979.

67. Календа Ч. Историческая специфика нравственной культуры //Вопросы нравственной культуры.— 1987.— № 4.— С. 45—46.

68. Кант И. Трактаты и письма.— М.: Наука, 1980 — С. 448—450.

69. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. Научно-гуманистическое объединение.— М., 1992.

70. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности—основа целостного учебно-воспитательного процесса.— М., 1993.— С. 77.

71. Кикнадзе А. В. Искусство быть человеком.— М.: Педагогика, 1987.

72. Киричук В. А. Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников во внеурочной деятельности. Дис. канд. пед. наук.— Киев, 1988.

73. Кирьязева М. А. Нравственная норма — гуманизм.— М.: Знание, 1989.

74. Кичатинова Н. А. Основные проблемы воспитания гуманности у подростков. Автореферат канд. дис.— Иркутск, 1971.

75. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека.— М.: Мысль, 1984.— С. 252;

76. Коменский Я. А. Законы хорошо организованной школы. Изб. пед. соч.— М., 1955.— С. 581.

77. Коменский Я. А. Великая дидактика. В кн.: "Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А. И. Пискунов. — М., 1971.— С. 247.

78. Кон И. С. Психология старшеклассника.— М.: Просвещение, 1982.— С. 67.

79. КонниковаТ. Е. Проблемы воспитания подростков.— М.: Знание, 1972.

80. Конникова Т. Е. Общая характеристика методов воспитания. В кн.: Теория и методика коммуникативного воспитания в школе.— М.: Просвещение, 1974.— С. 69—70.

81. Конникова Т. Е. Проблема методов нравственного воспитания //Советская педагогика.— 1975.— № 1.

82. Королев Ф. Ф. Общие основы педагогики /Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана.— М.: Просвещение, 1967.

83. Коротов В. М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Книга для учителя.— Самара, 1994.— С. 130—131.

84. Крупская Н. К. Воспитательная работа учителя. Пед. соч.: В 10-ти т.—Т. 3.— 1959.— С. 266.

85. Крупская Н. К. Как воспитывать детей. Пед. соч. в 10-ти т.— М., 1959.— Т. 6.

86. Крупская Н. К. К вопросу о целях школы. Пед. соч. в 10-ти т.—М.: Педагогика, 1978.— Т. 2.

87. Крутецкий В. А. Понимание и оценка школьниками некоторых моральных качеств личности // Вопросы психологии.— 1956.— №2.

88. Культура и развитие человека. Очерк философско-методологических проблем /В. П. Иванов, В. П. Козловский, Е. К. Быстрицкий и. др.— М., 1972.

89. Кутузова Е. П. Формирование гуманистических качеств личности младшего школьника в учебной деятельности. Дис. канд. пед. наук.— М., 1991.

90. Лазар М. Г. Этика науки: Философско-социологические аспекты соотношения науки и морали.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985.— С. 113.

91. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. Уч. пособие для студентов пед. институтов.— М.: Просвещение, 1964.

92. Ленин В. И. О народном образовании /Сборник. Предисл. М. А. Прокофьева.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1980.— С. 235.

93. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.— Т. 2.— М.: Педагогика, 1983 — С. 222;

94. Линд Э. И. К проблемам воспитания молодежи и школьников. Пособие для учителя.— Изд. 1-е.—Уфа: КИТАП, 1994.—С. 112—113.

95. Личностно-ориентированное обучение и воспитание: Тез. докл. межвуз. науч. конф. 26—27 окт. 1994 г.— Волгоград: Перемена, 1994.— С. 73.

96. Локашия Н. Т. Воспитание гуманности у подростков на прогрессивных традициях народной педагогики. Дис. канд. пед. наук.— М., 1988.

97. Луначарский А. В. О воспитании и образовании.— М.: Педагогика, 1976.— С. 483.

98. Лысенко В. Концепция глобального образования. Российский вариант //Народное образование.— 1993.— №9—10.— С. 6.

99. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Пед. соч.— М., 1951.— Т. 5.

100. Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т.— Т. 5.— М., 1960.— С. 446.

101. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Избр. пед. соч.—М., 1978.—Т. 1.

102. Макаренко А. С. Проектировать лучшее в человеке. /Авт. коммент. JL Ю. Гордина и др.— Минск: Университетское, 1989.— С. 372.

103. Малиновская Н. М., Перерва Г. Ф. Приоритетные общечеловеческие ценности.— М., 1991.— С. 11.

104. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство.— Соч.— Т. 2.— С. 145—146.

105. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.— М.: Просвещение, 1980.— С. 183.

106. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника.— М.: Педагогика, 1985.— С. 66—72.

107. Межуев В. М. Проблемы философии культуры. Опыт философского анализа.— М.: Мысль, 1984.

108. Митрофанова А. К. Воспитание советского гуманизма у учащихся 5—7 классов школы: Дис. канд. пед. наук.— М., 1953.

109. Монич К. И. Процесс воспитания гуманистических убеждений и гуманного поведения у учащихся старших классов: Дис. канд. пед. наук.— М., 1967.

110. Монич К. И. Воспитание гуманизма у школьников.— Минск: Нар. асвета, 1973.

111. Монич К. И. Доброта начинается с детства.— Минск: Нар. асвета, 1978.— С. 37.

112. Мораль и образование. Доклады Российско-американской конференции /Под ред. И. С. Мацковского (Россия) и А. Эллиса (США).— М.: Международный центр общечеловеческих ценностей. Университет Сиэтл Паспорик США, 1993.

113. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников.— М.: Просвещение, 1986.— С. 25.

114. Мухаметзянов Ф. К. Воспитание социалистической гуманности у старшеклассников.— Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.— С. 34—35.

115. Мухина В. С. Детская психология. Учеб. для пед. ин-тов /Под ред. JI. А. Венгера.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.— С. 28.

116. Мхитарян В. С. Формирование гуманистических отношений у старшеклассников. Дис. канд. пед. наук.— Ереван, 1991.

117. Неверова Н. И. Формирование опыта нравственного поведения подростков в процессе внеурочной деятельности.— М., 1986.

118. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.—М.: Просвещение, 1991.

119. Основные направления воспитания школьников. Учебно-методическое пособие по планированию и организации внеклассной воспитательной работы /Отв. за выпуск Петрушкин С. Ф.— Брянск: Изд-во БГПИ им. акад. И. Г. Петровского, 1995).

120. Основы гражданского образования.— Н.-Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.—С. 10.

121. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921—1931.— М., 1961.

122. Першуткин Б. О новых подходах к понятию "воспитание"/ /Воспитание школьников.— 1994.— №6.— С. 3.

123. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина.— М.: Педагогика, 1981.

124. Петров А. К. К вопросу о педагогическом аспекте гуманизма. Ученые зап. МОПИ им. Н. К. Крупской.— М., 1968.— Вып. 14.— Т. 201.— С. 40.

125. Петровский А. В. Психология о каждом из нас.— М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992,— С. 92.

126. Петрушкин С. Ф. Модельный подход к подготовке студентов к воспитательной работе.— Брянск: Изд-во БГПИ, 1987.

127. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики.— М.: Новая школа, 1996.— С. 11—12.

128. Похмелкина Г. Ф. Воспитание гуманистической направленности у младших подростков в процессе театрального творчества школьного класса. Дис. канд. пед. наук.— М., 1992.

129. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения.— М.: О-во "Знание", РСФСР, 1991.— С. 7—8.— (В помощь лектору. Секция педагогических и психологических знаний).

130. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов.— М.: Российское педагогическое агентство, 1995.— С. 29.

131. Равкин 3. И. Воспитание детей в семье. Книга для родителей /Под ред. 3. И. Равкина.— М.: Учпедгиз, 1959.

132. Рогова Р. М. Становление гуманистического мировоззрения личности. Пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. докт. пед. наук проф. Роговой.— М.: Ин-т развития личности Рос. акад. образования, 1994.

133. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1.— М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.— С. 277.

134. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание.— М., 1957.— С. 222—263.

135. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии.— М.: АН СССР, 1959.— С. 138.

136. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т.— Т. II.— М.: Педагогика, 1989.— С. 113.

137. Рувинский Л. И. Проблема управления процессом нравственного воспитания/ / Советская педагогика.— 1976.— № 8.— С. 36.

138. Руднева Л. В. Воспитание коммунистической гуманности у учащихся 1—3 классов. Дис. канд. пед. наук.— Алма-Ата, 1973.

139. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании.— СПб, 1913.— С. 55.

140. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. /Под ред. Г. Н. Джибладзе.— М.: Педагогика, 1981.— Т. 1.

141. Рута О. И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы.— Красноярск, 1959.— С. 47.

142. Рыбакова В. Моральные отношения и их структура.— JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.—С. 83.

143. Рыбакова Н. В., Назарова Т. Ф. Нравственное воспитание и культура личности.— Л.: Знание, 1984.

144. Рыбакова Н. В., Протанская Е. С. Моральная надежность личности.— М.: Знание, 1984.

145. Семенов В. Д. Быть собой.— М.: Знание, 1989.— Новое в жизни, науке, технике.— №2.— С. 39.— (Сер. "Педагогика и психология").

146. Сило. Письма к друзьям. Письмо шестое.— М., 1994.— С. 103.

147. Симонов П. В. Сознание, подсознание, сверхпознание //Наука и жизнь.— 1975.— №12.— С. 184.

148. Скиндер А. В. Воспитание гуманных отношений в коллективе подростков. Дис. канд. пед. наук.— Псков, 1971.

149. Советская школа в период социалистической индустриализации /Под ред. гл. корр. акад. пед. наук В. 3. Смирнова.— М.: Учпедгиз, 1959.

150. Соколов Э. В. Культура и личность.— Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1972.

151. Соловьев В. С. Русский национальный идеал. Соч. в 2-х т.— Т. 2.— М., 1989.— С. 287.

152. Становление гуманистического мировоззрения личности. Пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. докт. пед. наук проф. Р. М. Роговой.—М.: Институт развития личности Рос. акад. образования, 1994.— С. 5—6.

153. Сухомлинский В. А. Воспитание личности в советской школе.— Киев, 1965.— С. 6.

154. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.— Киев, 1969.— С. 205—206.

155. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. Избр. пед. соч. в 3-х т.—М.: Педагогика, 1979.—Т. 1.

156. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5-ти т.— Т. 3.— Киев, 1979.— С. 247.

157. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. Избр. пед. соч. в 3-х т.— М.: Педагогика, 1980.— Т. 2.

158. Сухомлинский В. А. Письма к сыну.— М.: Просвещение, 1987.

159. Тарасевич Н. Н. Формирование гуманных отношений в классных коллективах младших подростков. Автореф. дис. канд.— М., 1969.

160. Титаренко А. И. Роль чувств в морали, принципа сенсуализма в этике //Вопросыфилософии.— 1984.—№8 — С. 72.

161. Тихонова А. В. Воспитание младших школьников в духе коммунистической гуманности: Дис. канд. пед. наук.— М., 1969.

162. Трофимова Н. М. Формирование гуманистических взаимоотношений младших школьников в процессе учебной деятельности. Дис. канд. пед. наук.— М., 1980.

163. Тэроути С. Кризис чувствительности/ /Вопросы психологии.— 1994.—№ 6.— С. 141.

164. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования.— М., 1966.— С. 366.

165. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Собр. соч.— М.— Л., 1948.—Т. 2.

166. Ушинский К. Д. Пед. соч. Н. И. Пирогов. Собр. соч.—Т. 3.—М.—Л., 1948.—-С. 8—11.

167. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова. Собр. соч.— М.—Л., 1948.— Т. 3

168. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Собр. соч.— М.—Л., 1948.— Т. 2.

169. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для учащихся. Собр. соч.— М.—Л., 1949.—Т. 6.

170. Философский энциклопедический словарь.—М.: Сов. энциклопедия, L983.—С. 130.

171. Фомин Г. М. Гуманизм и основные закономерности его развития.— Свердловск, 1969.— С. 176.

172. Фролов Т. П. О человеке и гуманизме.— М.: Наука, 1989.— С. 381.

173. Фролова Н. В. Оптимизация освоения нравственных ценностей школьной молодежью.— М., 1994.

174. Хайдегтер М. Письмо о гуманизме. Проблема человека в западной философии.— М., 1988.—С. 319.

175. Харламов И. Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе.— Минск: Нар. асвета, 1967.

176. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания. Современная проблематика и основные педагогические идеи.— Минск: Изд-во БГУ, 1972.

177. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей.— М.: Просвещение, 1983.

178. Хойлова А. Г. Формирование гуманных отношений у учащихся старших классов в процессе общественно-полезной деятельности. Автореф. канд. дис.— М., 1970.

179. Целикова О. П. Моральные ценности и современность //Вопросы философии, 1983.— №11.

180. Целикова О. П. Нравственная целостности личности.— М.: Наука, 1983.

181. Цуканова Н. И. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. — Липецк, 1984.

182. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование.— М.: Педагогика, 1981.— С. 37.

183. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения /Ред. коллегия: А. Н. Волковский и др. //Сост. и вступ. статья М. П. Малышева и Д. С. Бершадской.— М.: Учпедгиз, 1958.— С. 274.

184. Шацкий С. Т. Бодрая жизнь. Избр. пед. соч.— М., 1980.— Т. 1.

185. Шацкий С. Т. Советская школа, ее теория и практика. Избр. пед. соч.—М., 1980.— Т. 2.

186. Шацкий С. Т. Что такое клуб?— Избр. пед. соч. в 2-х т.— Т. 1.— М., 1980.— С. 266.

187. Шацкий С. Т. Педагогика: Учеб. пособие для пединститутов /Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1988.

188. Шевченко Г. П. Духовное развитие учащихся //Советская педагогика.— 1984.—№8.— С. 26.

189. ШепельВ. М. Социально-психологические проблемы воспитания.—М.: Московский рабочий, 1987 —С. 237—238.

190. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников.— М.: Педагогика, 1990.

191. Шквопу И. К. Формирование нравственных убеждений личности в процессе овладения общечеловеческими и национальными ценностями. Дис. д-ра пед. наук.— Киев, 1991.

192. Штофф В. А. Моделирование и философия.— М.—Л.: Наука, 1966.

193. Штофф В. А. Роль моделей в познании.— Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1963.— С. 64, 69.

194. Шумейко В. П. Формирование гуманистических взаимоотношений в классном коллективе школы-интерната. Автореф. канд. дис.— М., 1981.

195. ЩурковаН. Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми.— 2-е изд., перераб.— М.: Новая школа, 1994.

196. Эльконин Д. Б. Проблемы общей психологии.— М., 1973.

197. Элыеонин Д. Б. Основные вопросы современной психологии детей в школьном возрасте . Проблемы общей возрастной и педагогической психологии.— М., 1979.

198. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989.— С. 312.

199. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.— М.: Просвещение, 1963.

200. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей.— М.: Педагогика, 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.