Педагогический аспект православно-ориентированной среды в отечественном образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Трухов, Виталий Евгеньевич

  • Трухов, Виталий Евгеньевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 200
Трухов, Виталий Евгеньевич. Педагогический аспект православно-ориентированной среды в отечественном образовании: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Великий Новгород. 2004. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Трухов, Виталий Евгеньевич

Введение.

Глава I. Междисциплинарный подход к изучению понятия «среда».

1.1. Теоретический анализ средовой проблематики

1.2. Педагогическая характеристика православно-ориентированной среды

1.3. Структура православно-ориентированной среды в современной школе

Выводы по I главе.

Глава II. Особенности православно-ориентированной среды в современных общеобразовательных государственных школах России

2.1. Организация социального взаимодействия субъектов образовательного процесса.

2.2. Варианты реализации православно-ориентированной среды в основном и дополнительном образовании.

2.3. Реализация педагогических возможностей православно-ориентированной среды на уроке

Выводы по II главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогический аспект православно-ориентированной среды в отечественном образовании»

Актуальность исследования. В современной педагогике ведется активный поиск новых подходов к решению проблемы воспитания и развития личности современного школьника. В динамике современных условий приобщение подростка к духовным и материальным культурным ценностям приобретает принципиально новое содержание.

В России как многонациональном государстве в последнее время происходит интенсивное взаимодействие нескольких культур - восточной, западной и русской. Динамика пол и культурных взаимодействий приводит к тому, что человек перестает ощущать собственную национальную принадлежность, становясь «гражданином мира». Так как национальная культура традиционно является хранителем духовно-нравственных ценностей нации, воспитание подрастающего поколения в школе не получает необходимой культурологической базы. Это является одной из предпосылок таких проблем современного общества, как подростковая преступность, наркомания и алкоголизм и др. Таким образом, общественно оправдан и необходим научный поиск путей воспитания подрастающего поколения, основу которого составляли бы традиции национально-культурологического воспитания.

Обращенность к теме исследования определяется также изменениями в сфере образования. Во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получило преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов православной культурологической направленности ("Основы православной культуры", "Православная традиция", "Основы православия", "Традиционная русская культура", "Православная этика", "Православное искусство" и др.). С одной стороны, в основе данного процесса лежат объективные обстоятельства, связанные со значением православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, местом православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии. Росту интереса существенной части учащихся и их родителей к изучеиию православной культуры способствуют также новые социальные условия - открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации светского образования, наметившаяся в последние годы тенденция ориентации российской школы на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании (Л.В.Сурова, И.Н.Мошкова, С.Ф.Иванова и др.), восстановление в системе образования, особенно в практике преподавания социально-гуманитарных дисциплин, исторической и культурной преемственности (В.М.Меньшиков). Вместе с тем еще недостаточно исследованы организационно-дидактические условия организации практики преподавания православно-культурологических дисциплин в государственных образовательных учреждениях.

Теоретическое осмысление и практический опыт духовно-нравственного становления личности, которые хранились Православной Церковью в Священном Писании, творениях святых Отцов и учителей Церкви (свт. Тихон Задонский, прп. Амвросий Оптинский, прп. Иосиф Волоколамский), в работах священников-педагогов (игумен Иоасаф (Полуянов), Артемий Владимиров, Алексий Уминский, Константин Островский, Аркадий Шатов, Сергий Гомаюнов, Алексий Сысоев и др.) и православных педагогов (проф. В.В.Зеньковский, С.А.Рачинский, К.П.Победоносцев, Н.И.Пирогов, Н.Е.Пестов, А.Рогозянский, С.С.Куломзина, Л.В.Сурова, И.Н.Мошкова, С.Ф.Иванова и др.), позволят обогатить отечественную педагогику традиционными духовно-нравственными ценностями.

В данном исследовании речь идет о широком понимании среды как факторе развития личности, а также как совокупности различных сред («культурно-историческая среда», «развивающая среда», «образовательная среда» и т.п.). Остается неизученным феномен православно-ориентированной среды, а также использование ее педагогического потенциала в развитии личности школьника.

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами выявлены противоречия, актуализирующие значение рассматриваемых вопросов:

- между стихийным включением в общеобразовательный процесс специальных учебных предметов и курсов православно-культурологической направленности и отсутствием разработанного механизма организации практики преподавания дисциплин православно-культурологического характера.

- между появлением научных исследований, направленных на изучение возможности использования ориентации российских школ на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, на историческую и культурную преемственность и отсутствием историко-педагогических исследований православно-ориентированной среды в отечественной теории и практике образования.

Все вышеизложенное определило выбор темы диссертационного исследования: «Педагогический аспект православно-ориентировапной среды в отечественном образовании».

Объект исследования - среда как фактор развития личности.

Предмет исследования - развитие и реализация педагогического аспекта православно-ориентированной среды.

Цель исследования - раскрыть сущность православно-ориентированной среды и показать ее развитие в истории отечественной педагогики, а также реализацию в современной образовательной практике.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к среде в контексте исторического и современного общественного развития.

2. Определить содержание понятий «среда», «православная культура», «православно-ориентированная среда».

3. Выявить и охарактеризовать основные этапы и особенности развития православно-ориентированной среды в истории образования.

4. Раскрыть структурные особенности понятия «православно-ориентированная среда» и выявить ее педагогические возможности в современной общеобразовательной государственной школе.

5. Рассмотреть различные варианты реализации православно-ориентированной среды в современной общеобразовательной школе.

6. Провести диагностику ориентации учащихся, учителей и родителей на личностные изменения субъектов образовательного процесса в рамках изучения православной культуры.

Теоретико-методологической основой исследования является:

- общая и педагогическая антропология, гуманистическая психология и педагогика с использованием средового, системного и аксиологического подходов с опорой на принципы историзма и развития, природо- и культуро-сообразности;

- положения общей методологии науки и педагогических исследований (В.И.Вернадский, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, I КД.Никандров,

A.М.Новиков и др.);

- положения гуманистической педагогики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.Корчак, Р.Штейнер, М.Монтессори, С.Френе,

B.Г.Белииский, А.Н.Радищев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, В.И.Водовозов, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Л.Н.Толстой,

B.А.Сухомлинский, В.Н.Сорока-Росинский и др.);

- современная философия образования (Ш.А.Амонашвили, Н.Б.Крылова, Л.М.Лузина, В.А.Разумный, Л.К.Рахлевская, В.И.Слободчиков и др.);

- тенденции развития образовательных систем в условиях гуманизации (З.И.Васильева, В.А.Караковский, Л.И.Новикова, А.Н.Тубельский, Е.Я.Ямбург, Т.И.Шамова и др.);

- принципы и методы экологической психопедагогики (В.А.Ясвин,

C.Д.Дерябо);

- культурологические подходы к образованию (Е.В.Бондаревская, В.А.Конев, Н.Б.Крылова, М.Князева, В.М.Розин и др.);

- идеи становления общеобразовательной школы с этнокультурным (национальным) компонентом образования (С.Ф.Иванова, М.М.Безрушех, О.И.Лазаренко, А.В.Ястребов, О.С. Орлов и др.);

- средовой подход (С.Т.Шацкий, В.М.Бехтерев, С.С.Моложавый, П.Ф.Каптерев, В.М.Шульгин, П.В.Вахтеров, А.В.Мудрик, Л.П.Буева, В.АЛсвин, В.Г.Воропцова, Ю.С.Мануйлов и др.).

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, коитент-апализ школьной документации, классификация, наблюдение, опрос, тестирование, изучение и обобщение опыта и продуктов деятельности педагогов и учащихся, методы качественной и количественной обработки результатов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2000 - 2001 гг.) был посвящен разработке исходных теоретических позиций, формулированию целей и задач исследования, определению его объекта, предмета, гипотезы, изучению философской, социологической, психологической и педагогической литературы.

Второй этап (2001 -2002 гг.) заключался в написании теоретической части и проектировании экспериментальной части исследования, включавшей разработку диагностических материалов.

Третий этап (2002 - 2003 гг.) решал задачи по проведению экспериментальной части, анализу и обобщению получеппых данных, включая обоснование выводов и оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследовании:

- раскрыто понятие «православно-ориентированная среда» как единство прострапственпо-временного, специфического и отпошенческого компонентов, где православная культура реализует системообразующую функцию;

- раскрыта сущностная характеристика православно-ориентированной среды как фактора духовно-правствеиного развития личности школьника, способствующая развитию таких качеств, как милосердие, терпение, трудолюбие, взаимопомощь и т.п.;

- определены основные этапы развития феномена православноориентированной среды:

I этап (X-XIV века) - этап принятия и распространения христианства на Руси.

II этап (XV-XVII века) - эмпирический этап становления феномена православно-ориентированной среды.

III этап (XVIII - середина XIX века) - этап разведения научного образования (развитие естественно-научных дисциплин) и духовного воспитания.

IV этап (середина XIX - начало XX века) - этап теоретической разработки феномена православно-ориентированной среды.

V этап (20-е - 90-е годы XX века) — этап отказа от феномена право-славно-ориентированиой среды в теории и практике отечественного образования.

VI этап (середина 90-х годов до настоящего времени) - этап возрождения, многоаспектного развития и реализации феномена православно-ориентированной среды в современном образовании.

- выявлены педагогические возможности православно-ориентированной среды, способствующие воспитанию духовно-нравственных качеств личности в условиях современной общеобразовательной государственной школы: ориентирующие (формирование определенных понятийных и нравственных координат в личности школьника), направляющие (избирательная направленность деятельности и поведения школьника), смыслообразующие (придание определенным идеям и деятельности того или иного личностного смысла).

Теоретическая значимость исследования:

- осуществлен теоретический анализ средовой проблематики;

- определены в русле исследования понятия «среда», «православно-ориентированная среда»;

- представлены уровни становления православно-ориентированной среды: микроуровепъ (содержание урока в рамках учебной дисциплины и взаимоотношения субъектов образовательного процесса в пространстве конкретного учебного класса); мезоуровень (содержание основного и дополнительного образования, а также взаимоотношения субъектов образовательного процесса в пространстве школы); макроуровень (содержание образовательной и воспитательной деятельности школы, взаимоотношения субъектов образовательной деятельности учебного заведения, а также взаимодействие школы с социальными институтами на пространстве микрорайона).

Практическая значимость исследовании:

- разработаны диагностические методики, выявляющие влияние православно-ориентированной среды на личностные изменения субъектов образовательного процесса;

- результаты исследования могут быть использованы для обогащения содержания образования в высшей и средней школе, в системе дополнительного профессионального образования.

Апробация результатов исследования осуществлялись на ежегодных научно-практических конференциях МовГУ (Великий Новгород, 2002) Знаменских (Великий Новгород, 2001; Великий Новгород, 2002) и Никитских чтениях (Великий Новгород, 2001; Великий Новгород, 2002), на заседаниях кафедры педагогики НовГУ и аспирантских семинарах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Среда представляет собой единство пространственно-временного, специфического и отиошепческого компонентов, в которой системообразующее явление локализуется в пространстве и времени, обуславливая своими особенностями отношения внутри и взаимодействие данной среды как с равпоуровпевыми, так и со средами более низкого или высокого уровня.

2. Православно-ориентированная среда - совокупность компонентов пространственно-временного, включающего пространство класса, школы и микрорайона, специфического, включающего изучение православной культуры в образовательном процессе, и отношенческого, включающего взаимодействие субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей и родителей), в которой православная культура, выступая средообразующим явлением, обогащает и преображает как образовательный процесс (на микро-, ме-зо- и макроуровне), так и отношения между его субъектами.

3. Педагогические возможности православно-ориентированной среды включают в себя следующие возможности: ориентирующие (формирование определенных понятийных и нравственных координат, которые позволяют человеку ориентироваться в мире - в понимании себя, других людей, событий жизни, принятии решений), направляющие (избирательная направленность деятельности и поведения человека), смыслообразующие (придание определенным идеям и деятельности того или иного личностного смысла).

Особенностью исследования является анализ и обобщение опыта деятельности современных общеобразовательных школ исходя из концептуального понимания сущности православно-ориентированной среды.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Трухов, Виталий Евгеньевич

Выводы но II главе

Анализ и обобщение опыта деятельности российских школ по организации православно-ориентированной среды позволили выделить следующие ключевые моменты:

1. Основными направлениями в становлении православно-ориентированной среды являются введение в учебный план школы курса «Основы православной культуры» (ОПК) и организация в современной школе православно-ориентированной среды на микро-, мезо- и макроуровне.

2. Проведенное исследование показало, что процесс становления православно-ориентированной среды в школе проходит па всех уровнях, однако степень содержания данного процесса различна.

3. Представленный анализ православно-ориентированной среды школы позволил выявить следующие содержательные особенности: возможности создания православно-ориентированной среды связаны не только с содержанием учебной дисциплины («православное краеведение»), но и с созданием особой «ауры», включающей пространственно-временной и отпошен-ческий компоненты среды, что в совокупности влияет не только па усвоение учащимися знаний, но и на их эмоционально-нравственную сферу.

4. Явное проявление отрицательных моментов в образовательном процессе с православно-культурологической направленностью в нашем исследовании не выявлено. Нами также не отмечено активных протестов в связи с изучением православной культуры, как со стороны родителей, так и самих учеников. Этому способствует устоявшийся имидж православно-ориентированного учебного заведения.

5. Анализ эмпирических данных позволил сделать следующие выводы:

• Родители приводят своих детей в школу благодаря православно-культурологической специфике и благоприятному психологическому климату, которые характерны для школ подобного типа.

• Учителя и учащиеся отмечают высокий уровень положительного влияния православно-культурологической направленности школы на учащихся, на их взаимоотношения с учениками и учителями. Отмечается положительная динамика развития таких качеств личности ученика как трудолюбие, доброта, терпимость и т.д. Именно сюда со всего города приводят родители своих детей в надежде, что православная культура поможет измениться их ребенку к лучшему. Не случайно 89% родителей отмечают, что в данном учебном заведении их ожидания сбылись частично или полностью.

Заключение

Разносторонний анализ педагогического аспекта православно-ориентированной среды в отечественном образовании, проведенный как с учетом его внутренней сущности, так и социально-педагогического контекста его развития, позволил сделать ряд обобщающих выводов.

1. В динамике современных условий запрос общества (личности) на изучение православной культуры как системы духовно-нравственных ценностей приобретает принципиально новое содержание.

2. Современное образование характеризуется, с одной стороны, стихийностью процесса духовно-нравственного воспитания, с другой стороны, ростом числа образовательных учреждений, обогащающих процесс обучения и воспитаиия православно-культурологическим содержанием.

3. Теоретическое исследование дало возможность более широкой трактовки среды и выделения феномена «православно-ориентированная среда». Православно-ориентированная среда представляет собой совокупность компонентов пространственно-временного, включающего пространство класса, школы и микрорайона, специфического, включающего изучение православной культуры в образовательном процессе, и отношенческого, включающего взаимодействие субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей и родителей), в которой православная культура, выступая средооб-разующим явлением, обогащает и преображает как образовательный процесс (на микро-, мезо- и макроуровне), так и отношения между его субъектами.

4. Православно-ориентированная среда в современной школе реализуется на трех уровнях: микроуровне (содержание урока в рамках учебной дисциплины и взаимоотношения субъектов образовательного процесса в пространстве конкретного учебного класса), мезоуровне (содержание основного и дополнительного образования, а также взаимоотношения субъектов образовательного процесса в пространстве школы) и макроуровне (содержание образовательной и воспитательной деятельности школы, взаимоотношения субъектов образовательной деятельности школы, а также взаимодействие школы с социальными институтами па пространстве микрорайона).

5. Процесс становления православно-ориентированной среды в современных школах идет по двум направлениям: 1) введение православпо-кулыпурологических дисциплин (например, курса «Основы православной культуры») и культурологическое обогащение содержания образования в действующей образовательной школе. Так, в настоящее время более чем в двадцати регионах России предмет «Основы православной культуры» введен в учебный план (Московская, Курская, Самарская, Смоленская и др. области). Во многих российских школах (Иваново (школа №44), Кемерово (школа №79), и др.) по просьбе родителей данный учебный предмет присутствует в расписании уроков па правах школьного компонента базисного содержания образования; 2) открытие новой общеобразовательной государственной школы с этнокультурной (православно-культурологической) направленностью (прогимназия «Пересвет» (Москва), школа №20 имени Кирилла и Мефодия (Великий Новгород).

6. Православно-ориентированная среда в современной школе реализует следующие педагогические возможности: ориентирующие , направляющие и смыслообразующие.

7. Ориентирующие педагогические возможности православно-ориентированной среды направлены на формирование у учащихся определенных понятийных и нравственных координат (по мнению учащихся, православие - важная сторона жизни русского человека (69,3%), необходимый для старшеклассников образ жизни (50%)). 70,7% старшеклассников не считает православие набором устаревших ценностей.

8. Эффективность направляющих педагогических возможностей православно-ориентированной среды находит свое выражение в избирательной направленности деятельности и поведения учащихся - учащиеся соотносят свои поступки с нравственными ценностями православной культуры (42,7%); начали посещать богослужения (64%); стали трудолюбивее (45,3%).

9. Смыслообразующие педагогические возможности православно-ориентированной среды проявились в определении учащимися своих взаимоотношений со сверстниками и окружающими людьми - стали дружелюбнее (68%); добрее (62,7%); терпимее относиться (54,7%) друг к другу; стараются больше времени проводить вместе (50,7%).

10. Современная образовательная реформа в России в настоящее время ищет нестандартные ответы на те вопросы, которые разворачиваются сегодня в отечественном и мировом образовании. Поиск этих ответов может осуществляться, на наш взгляд, путем развития того бесцепного педагогического потенциала православно-ориентированной среды, который основан па изучении православной культуры как неотъемлемой части истории народа и его образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Трухов, Виталий Евгеньевич, 2004 год

1. Амфилохий (Радович), митрополит Основы православного воспитания. Сборник статей, Пермь, 2000. - 208 с.

2. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащихся педагогических колледжей и студентов вузов: В двух томах. T.I / сост. В.Г.Безрогова, О.И.Варьяш. М. АО «Аспект Пресс», 1994. -400 с.

4. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащихся педагогических колледжей и студентов вузов: В двух томах. T.II / сост. В.Г.Безрогова, О.И.Варьяш. М. АО «Аспект Пресс», 1994. -352 с.

5. Антоний (Храповицкий), митрополит Словарь к творениям Достоевского. Не должно отчаиваться. -М. 1999, 194 с.

6. Аристотель, Сочинения, в 4 т. Т. 1. М., 1976. 391 с.

7. Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.-288 с.

8. Бердяев Н.А. Самопознание. -J1.: Лениздат, 1991. 398 с.

9. Берестов А, свщ., Горская Е.М., Николаев Н.Н. Обольщение о биодобавках, «Русский хронограф», М. 1999. - 111 с

10. Берсенева Т.А., Ильющенков В.В. Воспитание здорового ребенка. Хрестоматия. СПб, 1998. 164 с.

11. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские размышления о жизненных проблемах). -М.: Знание, 1990. 62 с.

12. Бобровская О.А., Осухова Н. Г. Исследование психотерапевтических функций христианства, http://doklad.ru/monika/doklad/view/zip-5226.html

13. Бобрышев С.В. Духовно-нравственные основы воспитания в педагогической теории В.В.Зеньковского // ХиО 2000. с. 73-76

14. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: (Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.) / Моск. Пед. ун-т им. В.И.Ленина. -М., 1991. 32 с.

15. Буева Л.П. Социальная среда и личность. Автореферат, дис. на соиск. учен, степени д-ра философских наук. -М., 1968. -36 с.

16. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М., Изд. Моск. Унта, 1968.-268 с.

17. Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. -М., 1971.-48 с.

18. Буева Л.П. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. -М.: Наука, 1983. 281 с.

19. Буева Л.П. Социология и педагогика. -М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР 1971.-27 с.

20. Буева Л.П., ред. Становление личности в общественном процессе. -М.: 1985.-93 с.

21. Булгаков Сергий, свящ. Православие. Очерки учения православной церкви, Paris, YMCA-PRESS. 406 с.

22. В доме отца моего. Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. Прот. В.Зеньковский. Прот. А.Ельчанинов. Прот. С.Четвериков. И.А.Ильин. Сост. А.Рогозянский. М.,2001. 304 с.

23. Вальков К.И. Проблема синтеза духовного и светского образования // Материалы научно-практической конференции «Духовные традиции в современной школе», СПб.: Изд-во СпбГУ пед. мастерства, 1997, с. 24-27

24. Волков Ю.Г. Проблема целостной личности: сущность, социальный механизм формирования: Автореф. на соиск. учен. степ, д-ра филос. Наук (09.00.02).-М., 1984.-39 с.

25. Вопросы православной педагогики (сборник статей) / под общ. ред. свщ. Артемия Владимирова, -М.: «Радонеж», 1992. 77 с

26. Вопросы православной педагогики / под общ. ред. свщ. Артемия Владимирова, -М.: "Радонеж", 1992. 78 с.

27. Воскресная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», Сборник педагогических материалов, опубликованных в 1998 году, 1998.- 128 с.

28. Вульфов В.З., Иванов В.Д. Основы педедагогики в лекциях, статьях, первоисточниках: Уч. Пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. - 228 с.

29. Гессен, С.И. Основы педагогики : Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

30. Гомаюнов С., свящ. Метод православной педагогики,' http://classicschool.orthodoxy.ru/doklad/gomayn.htm

31. Горычева С.Н. К проблемам открытого образования. в кн. Ученые записки ИНПО, вып.З, кн. 1, Великий Новгород, 2001 - с. 155-156

32. Григорьева J1.A. О методологическом равноправии религиозной и светской педагогики // ХиО 2000, с. 29-32

33. Громыко, М.М. О воззрениях русского парода / М.М.Громыко, А.В.Буганов. М.: Паломникъ, 2000. - 541 с.

34. Губанова Наталья Все начинается с детства, http://w\vw. mega.kemerovo.su/\veb/html/3139. htm

35. Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия : (Пробл. нравственной философии).- 2-е изд.- М.: Мол. гвардия, 1989. 318 с.

36. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. Программа и конспект лекций, -СПб.: «Общественная организация общество памяти Игумении Таи-сии» 2000,- 110 с.

37. Дорофеев Виктор, свящ. Опыт введения предмета "Основы православной культуры" в общеобразовательных учреждениях Ногинского (Богородского) района Московской области, http://www.zaural.ru/orthodox/obraz/opit.htm

38. Дубинин А., свящ. Ребенок в мире TV и компьютеров. -М.: Даниловский благовестник, 1997. 80 с.

39. Духовные начала русского искусства и образования, Материалы Всероссийской научной конференции, Великий Новгород, 2002. 284 с.

40. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. научных трудов. Петрозаводск : Изд-во Петрозавод. ун-та, 1998.- Вып.2. - 551 с.

41. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород: НИМБ, 1997. -607 с.

42. Елкии С.М. Идея народности в контексте глобального образования. — в кп. Ученые записки ИМПО, вып. 3, кн. 1, Великий Новгород, 2001 с.4-6

43. Елкин С.М. развитие идеи народности в истории педагогической мысли России. в кн. Ученые записки ИНПО / Сост. О.С.Орлов. - Великий Новгород: НовГУ им. Я.Мудрого, 1999. - 200 с.

44. Елкин С.М., Кульков Я.В., Певзнер М.Н. Развитие идеи народности в отечественном образовании: Монография. Великий Новгород: НовГУ им. Я.Мудрого, 2000,- 71 с.

45. Закон Божий для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 725 с.

46. Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни. М.: Сретенский монастырь; «Новая книга», «Ковчег», 1998. 704 с.

47. Закон Божий. Первая книга о православной вере, -М.: Изд-во Московской Патриархии, 1990. 275 с

48. Закон Божий: в 2 т. Т. 1: Книги 1,2,3, о православной вере. -М.: Терра, 1997.-432 с.

49. Закон Божий: в 2 т. Т. 2: Книги 4, 5 о православной вере. -М.: Терра, 1997.-400 с.

50. Захарченко М.В. Традиции в истории: опыт типологической интерпретации. СПб, СПбГУПМ, 2002 189 с.

51. Звяглова М.В. Социальное воспитание: определение понятия. в кн. Ученые записки ИНПО, вып.З, кн.2. - 2001, с.8-11

52. Звяглова М.В. Школа, открытая социуму, в традициях «общинного образования» в кн. Ученые записки ИНПО. Вып.4: В 2-х книгах - Великий Новгород: НовГУ им. Я.Мудрого, 2002, кн.1 - 200 е., с. 16-24

53. Земска М. Семья и личность, М.: «Прогресс», 1986. - 136 с.

54. Зеньковский В.В., свящ. Педагогика, -М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. 154 с.

55. Зеньковский В.В., свящ. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии, -М.: изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. 224 с.

56. Иванов Е.В. Педагог в системе свободного воспитания (начала XX века) / // Монитор №1, 1999, с.26

57. Иванов Е.В. Пути реформирования общеобразовательной школы: адаптивная модель // Монитор, №2, 1999, с. 52

58. Иванов Е.В., Иванова Jl.il. Адаптивная модель муниципальной общеобразовательной школы. в кн. Ученые записки ИНПО / Сост. О.С.Орлов, Великий Новгород, НовГУ, 1999. - 200 с.

59. Иванов П., свящ. Развитие государственно-церковных отношений в области образования (опыт Московской епархии), http://www.rel.org.ru

60. Игумен N Воспитание питание души (о фундаментальных принципах воспитания) // Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников. -М.: Даниловский благовестник, 2000, с. 5-21

61. Илларион (Алфеев), игумен Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие, изд-е 2-е, перераб., Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. 304 с

62. Илюнина J1.A. Современные православные подвижники о воспитании детей // Материалы научно-практической конференции «Духовные традиции в современной школе», СПб.: Изд-во СпбГУ пед. мастерства, 1997, с. 54-67

63. Иоасаф (Полуянов), игумен Свет христов просвещает всех, http://www.synergia.itn.ru/cdrm/o-cdrm/stat/s-kat.htm

64. Иувеналий, Архиепископ Курский и Рыльский. О формах взаимодействия духовных и светских властей по православному просвещению учащихся в современных условиях (Из опыта работы Курской области) http://oroik.netda.ru/chten98/iuvenal.htm

65. Как избежать ошибок в религиозном воспитании детей (по работам В.Зеньковского) / сост. А.Рогозянский, -СПб.: "Сатисъ", 2000. 96 с.

66. Каледа Глеб, свящ. Задачи, принципы и формы православного образования в-современных условиях // Православная педагогика. Сборник статей. М.: Интернет-издание Вэб-Центра «Омега», 2000, Выпуск №1

67. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение р-ка к социальному миру. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 223 с.

68. Козлова С.А. теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед-ий / С.А.Козлова, -М.: Academia, 1998. 156 с.

69. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов дошк. отделений н. фак. -М.: Academia, 2000. — 414 с.

70. Козлова С.В. Социологический анализ научных коммуникаций ученых: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.09). -М., 1979. -21 с.

71. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

72. Коменский Ян Амос Материнская школа, пер. с нем. И.Н.Воскресенской, СПб, Типография училища глухонемых, 1892. 64 с.

73. Кон И.С. Психология ранней юности. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989.-255 с.

74. Конституция РФ, Глава 2. Права и свободы гражданина и человека, http://constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

75. Концепции современного естествознания: Сер. «учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1999. 576 с.

76. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты, Фонд «Благовест», М.: 1999.-268 с.

77. Куликов А.С. Актуализация содержания современного образования в отечественной педагогике // ХиО 2000-2, с. 58-59

78. Куломзина С.С Наша Церковь и наши дети. -2-е изд. -М.: Мартис, 1994. 160 с.

79. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети, http://wwvv.synergia.itn.ru/kerigma/vosp-det/kulomzin/nasha/gl5.htm

80. Купач Т.Ю. Идеи художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в русской пед-ке середины 19-начала 20 веков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. / Исслед. центр эстет, воспитания вс. акад. образования.-М., 1995.- 18 с.

81. Купач Т.Ю. Культурно-историческая среда в социальном воспитании дошкольников / Купач Т.Ю., «Радетели просвещения», 1998. -147 с.

82. Куприянчик J1.J1. Психология любви. -Д.: Сталкер, 1998.-416 с.

83. Кураев А., диакон Наследие Христа, -М.: Фонд «Благовест». 1998. 223 с.

84. Кураев А., диакон Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления. -М.: Издательский совет РПЦ, 2003. -64 с.

85. Кураев А., диакон Протестантам о православии, Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. 296 с.

86. Кураев А., диакон Школьное богословие, изд. 2-е, испр. и доп., фонд «Благовест», -М., 1999. 367 с.

87. Левицкий К.Е. Теория и практика реализации христианской парадигмы воспитания // ХиО 2000-2, с. 60-63

88. Лсвчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы, http://wvvw.syncrgia.itn.ru/kerigma/vosp-det/potap/stat/potO l.htm

89. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (Х1-Х1Х вв.), СПб.: Изд-во Фроловой Т.В., 1999. 395 с.

90. Лисицкая В.П. Исследование среды как педагогическая проблема в концепции С.С.Моложавого. Сб.науч.трудов / Сост. Л.Богомолова и др. Владимир, 1995

91. Лисицкая В.П. Методы изучения среды в отечественной педагогике 20-30х годов. Автореферат. Владимир, 1996, 24 с.

92. Лисицкая В.П. Социальная педагогика в исторической перспективе. в кн. Ученые записки ИНПО / Сост. О.С.Орлов, Великий Новгород: НовГУ им. Я.Мудрого, 1999.-200 с.

93. Лоргус А., свящ.Христианское учение о личности // ХиО 2000-2, с. 83-85

94. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. И авт. Вступит. Статьи В.С.Хелемендик. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с

95. Материалы научно-практической конференции «Духовные традиции в современной школе», СПб.: Изд-во СпбГУ пед. мастерства, 1997. 158 с.

96. Матсен Рональд Эрлинг О совместимости критического мышления с христианством // Вечное слово, 2000, №3(7), с. 10-11

97. Махнач В. Православная этика и политика, http://www.archipelag.ru/text/074.htm

98. Менчипская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные труды. М.: Пед-ка, 1989. - 224 с.

99. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен : В 2 т. / Научи, ред., вст. ст. М.В.Захарченко / СЗО РАО.- Спб.: Алетейя, 2000.-Т.2. 920 с.

100. Моисеев Д.А. Православная школа как форма церковной общины // Материалы научно-практической конференции «Духовные традиции в современной школе», СПб.: Изд-во СпбГУ пед. мастерства, 1997, с. 94-99

101. Мороз А. Музыка преисподней, АОЗТ «Вектор», Нижний Новгород, 1998.-31 с.

102. Мороз А., свящ. Безрукова B.C. Образ русской школы. СПб, Сатис, 2002. 160 с.

103. Мороз Р., свящ. Проблемы религиозного образования в современной России // ХиО 2000-2, с. 70-72

104. Мошкова И.Н. Семья и воскресная школа, http://www.synergia.itn.ru/kerigma/vosp-det/inoshkova/stat/f&s.htm

105. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. -М., Институт практической психологии, 1997. -365 с.

106. Мудрик А.В. Коллектив, общение, личность: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. пробл. восп-я. -М.: АПН СССР, 1989. 149 с.

107. Мудрик Л.В. Личность школьника и его воспитание в коллективе. —М.: Знание, 1983.-96 с.

108. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. -М.: «Просвещение», 1976.- 176 с.

109. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.п. -Л., 1981. -37 с.

110. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. -М., Знание, 1979. 39 с.

111. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». -М.: Знание, 1991. 80 с

112. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. -М.: О-во «Знание» РСФСР, 1990. -39 с

113. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. -М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1997.-96 с.

114. Мудрик А.В. Социальная, педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластешша. М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 184 с.

115. Мудрик А.В. Формирование личности школьника в процессе общения: Метод, разраб.: (Для обсуждения)/ АПН СССР, НИИ общ. пед-ки. -М.: АПН СССР, 1987.-21 с.

116. Муховой С. 2000 лет и 10 заповедей// Университет и школа, 2000, №1, с. 22-24

117. Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников. -М.: Даниловский благовестник, 2000. 160 с.

118. Нечаев В.Я. Предметная область социологии образования: методологические и теоретические предпосылки: Автореф. дис. па соиск. учен. степ. д. социол. н. / МГУ им. М.В.Ломоносова, социол. фак. -М., 1993. -47 с.

119. Образование Великого Новгорода как открытая система / под ред. М.И.Певзнера. Великий Новгород: НовГУ им. Я.Мудрого, 2000. - 82 с.

120. Опыты православной педагогики: «Античная культура» в современной классической гимназии. Уроки по Пушкину («Евгений Онегин»). Уроки по Достоевскому («Преступление и наказание»), М.: «Русский хронограф», 1999.-432 с.

121. Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога: Учебник. Великий Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2002.-120 с.

122. Основы соц. работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: Инфра, -М.: 1998.-368 с.131.0сорииа В.М. Секретный мир детства в пространстве мира взрослых.-СПб, 2000. 288 с.

123. Панченко A.M. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999.-520 с.

124. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ПГУП, 1999. -592 с.

125. Пед. энциклопедия гл. ред.- И.А. Каиров и Ф.Н. Петров, т.2. М., «Советская энциклопедия», 1965. 912 с.

126. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. М. Рос.пед.агенство, 1995. 637 с.

127. Пестов Н.Е.Путь к совершенной радости. Воспитание детей, -М.: «Даниловский благовестник», 1995. 206 с.

128. Петропавловский М., свящ. Как повысить воспитательную значимость урока (факторы и критерии работы) // Церковь, дети и современный мир / сост. Рогозянский, изд-е 3-е, изд-во Московской Патриархии, 2000, с. 85-105

129. Печерица Э.И. Поиски направлений в решении проблем духовно-нравственного воспитания // ХиО 2000-1, с. 65-67

130. Повышение эффективности учебно-воспитательной работы в средней школе: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. Редактор М.И.Денисова. Рязань: Изд-во Ряз.гос.пед.ин-та, 1992. 184 с.

131. Поликарпов B.C. Философский анализ роли символов в научном познании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. п. (09.00.08). -М., 1985. — 30 с.

132. Поучения Ирипея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей. Екатеринбург, Типография Ф.К.Хомутова, 1901. -78 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.