Поэтическая концептосфера лирики М. Волошина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Курбанова, Ольга Владимировна

  • Курбанова, Ольга Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 167
Курбанова, Ольга Владимировна. Поэтическая концептосфера лирики М. Волошина: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Махачкала. 2009. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Курбанова, Ольга Владимировна

Введение.

Глава 1. Функционально-эстетические характеристики поэтического текста.

1.1 Общая характеристика текста как лингвистического объекта.

1.2 Текстовые категории.

1.3 Поэтический текст как объект исследования.

1.4 Динамика энергетических потоков поэтического текста.

1.5 Психоэстетическая форма реализации авторской энергии.

Выводы.

Глава 2. Эвалюативность как уровень реализации экспрессивной энергетики поэтического текста.

2.1 Экспрессивность как объект лингвистического исследования.

2.2 Взаимодействие оценочного и эмотивного компонентов в поэтическом тексте.

2.3 Фоносемантическая эвалюативность поэтического текста.

2.3.1Синестэмия как проявление звукового символизма.

2.4 Психолингвистическая экспертиза (ВААЛ).

2.4.1 Цветофоносемантический анализ звукового текста.

2.4.2 Цветофоносемантический анализ реализации поэтического образа.

Выводы.

Глава 3. Эмоционально-эвалюативная характеристика концеитосферы ряда произведений М.Волошина.

3.1 Понятие концепта в лингвистической литературе.

3.1.1. Языковая реализация концепта.

3.1.2. Языковые средства выражения художественного концепта.

3.2. Система лексико-семантических средств выражения концептов одни и другие в творчестве М.Волошина.

3.3. Трансформация концепта огонь.

Выводы.

Глава 4. Репрезентация концепта Родина (Русь, Россия).

4.1. Концептосфера ядерного концепта Родина.

4.2. Лексическое поле субконцепта Русь.

4.3. Лексическое поле субконцепта Россия.

4.4. Фоносемантическая оценка поэтического текста, реализующего субконцепты Русь и Россия.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтическая концептосфера лирики М. Волошина»

М.А. Волошин (1877-1932) представляет собой уникальное явление в русской культуре Серебряного века. Волошин — один из крупнейших поэтов первой трети XX века, литературный критик и блестящий лектор, художник, знаток европейского искусства и родной Киммерии, философ, переводчик, журналист, астроном и астролог.

В конце XX — начале XXI вв. возрос интерес исследователей к языковой и речевой деятельности писателя. Выявление особенностей идиостиля М.А. Волошина способствует пониманию авторской картины мира, так как внешняя реальность преломляется под углом авторского видения и эксплицируется на сознание читателя.

В большинстве работ, посвященных исследованию идиостиля писателя, правомерно уделяется- внимание изучению особенностей семантики и лингвопоэтики его поэтического наследия, вопросов стиховедения и теории литературы, определению специфики литературной критики и научной эссеистики (Е.А. Давиденко, A.C. Карпов, И.Г. Киреева, А.П. Люсый, Ю.Б. Орлицкий, С.М. Пинаев, И.Г. Соколова, В.И. Цветков, А.О. Шелемова и др.).

Несмотря на то, что творчество М.А. Волошина с точки зрения когнитивной лингвистики уже стало предметом научного исследования, тем не менее, конЦептосфера его поэтического наследия, созданного в самый переломный и трагический период в истории России, еще не была подвергнута лингвистическому анализу. Самобытность поэта, философская глубина его произведений, глубоко и всесторонне реализованные в поэтическом тексте, требуют внимательного и детального исследования. Поэт мыслил теми лексико-семантическими составляющими, которые позволили ему максимально эксплицитно отразить окружающую действительность. Поэтический текст позволяет объективировать мысль автора, вынести за пределы индивидуального творчества его знания о мире и человеке. Он включает в себя не только поэтическое слово, но и психологию, культуру, ментальность эпохи. Вот почему поэтический текст не может рассматриваться автономно.

Возможно выделение нескольких аспектов его изучения: о стиховедческий (способствует изучению формально-просодических элементов: ритма, рифмы, метра и др.; о стилистико-риторический (позволяет изучать стилистические особенности функционирования различных выразительных средств); о системно-структурный и структурно-смысловой анализ, при помощи которого поэтический текст исследуется как система и где реализуются все языковые единицы (от фонемы до предложения); о психолингвистический, посредством которого выявляются особенности, возникновения и восприятия поэтического текста. Поэтический текст рассматривается как результат- ассоциативно-смысловой речевой деятельности, отражающей особенности общественной ментальности указанного периода; о культурологический аспект (позволяет проследить роль и место данного поэтического текста в сложной системе социально-исторических, культурных и антропологических факторов); о эстетический, при котором изучение поэтического текста происходит с позиций единого эстетического объекта, содержащего центр, ряд и фон.

Личность писателя представляет научный интерес в динамике его творческого развития и осознания своего места в общей картине мира, в трансформации экспрессивно-образного восприятия мира и в отражении этих метаморфоз в индивидуально-авторской стилистике. В связи с вышесказанным в данном исследовании анализ поэтических текстов будет осуществляться в трех аспектах: в психолингвистическом, стилистическом и структурно-смысловом.

Основополагающие постулаты исследования языковых особенностей авторского изображения действительности были заложены в трудах В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Е.М. Галкиной-Федорук, Д.Н. Шмелева Л.В. Щербы и других выдающихся лингвистов.

Особенности лексико-семантического состава художественного текста давно привлекали внимание ученых: первые лингвосемантические исследования художественного текста были осуществлены такими выдающимися учеными, как Ю.М. Лотман, Ю.И. Левин, Л.Г. Бабенко, Н.С. Болотнова и др. «Составив словарь того или иного стихотворения, мы получаем - пусть грубые и приблизительные - контуры того, что составляет мир, с точки зрения поэта.» [Лотман 1996: 91]. Одну и ту же мысль можно выразить по-разному, отобрав для этого различные лингвосемантические средства выражения. То, каким образом выражает свои мысли человек, возможно сравнить с неповторимостью его почерка, походки, дактилоскопическим узором. Анализируя языковые особенности поэтического текста, возможно представить человека в его реализации в социуме, адаптации к жизненным реалиям, нравственной имплицитности. Логосфера поэта представляет собой отражение внутреннего мира неординарной личности. Исследование лексического состава отдельных поэтических произведений М. Волошина дает представление о мировосприятии поэта, о картине мира в том ее виде, в каком она существует в сознании поэта.

В настоящее время активно развиваются идеи звукового символизма в работах таких ученых, как C.B. Воронин, Н.Л. Львова, Н.И. Толстой и многих других. Звукосимволизм (символизм звука, звуковой символизм, фонетический символизм) - закономерная, фонетически мотивированная связь между фонемами слова и положенным в основу номинации незвуковым (обонятельным, дактильным, вкусовым и т.д.) коннотативным признаком денотата. Поэтическому тексту присуще обращение к этому средству выражения авторского замысла вследствие ограниченности объема произведения и максимальном при этом его психоэкспрессивном воздействии.

На современном этапе развития науки используются различные новейшие психолингвистические экспертные системы, которые призваны на высоком научном уровне решить проблемы, связанные с психоэтическим воздействием текста на подсознание адресата. С появлением компьютеров представилась возможность проводить в считанные часы исследования, которые из-за своей трудоемкости занимали месяцы и годы. В данном случае мы имеем в виду те программы, которые ставят своей целью анализ индивидуально-авторского стиля (идиостиля) писателя. Вместе с тем, нельзя преувеличивать значение психолингвистических экспертных систем, так как единицы лексического уровня функционируют не изолированно, а в смысловом пространстве поэтического текста, созданного поэтом — индивидуально-психологическим субъектом, преломившим через свое мировосприятие окружающий мир и представившим адресату результат своих нравственных исследований.

В центре субъективно-авторского познания и анализа окружающего мира находится концепт. Концепт (concepius) представляет собой «обобщенное, абстрактное представление о предмете или явлении» [Эффективная коммуникация 2005: 830]. Концепт собирает, концентрирует в себе, формулирует некий семантический потенциал, характерный для конкретной ментальности. Так постепенно слово, представляющее концепт, начинает выступать не только как элемент лингвистики, но и как номинативный элемент культуры. Затем сфера его применения расширяется до лингвосоциального поля, вследствие чего концепт реализует проблему экспликации фундаментальных характеристик национального менталитета. В современной лингвистике учение о концептах как объекте междисциплинарного исследования было сформулировано С.А. Алексеевым-Аскольдовым в 1928 г. Сложная проблема концепта носит интердисциплинарный характер, так как «она включает в себя не только философские и лингвистические аспекты, но и аспекты этнопсихологии, этнографии и культурной антропологии» [Эффективная коммуникация 2005: 830].

Ядерные концепты создают обширные периферические поля, на которых формируются концептосферы субконцептов. Лексические фоны субконцептов должны взаимодействовать, находиться в определенной когезии (в единстве или противопоставлении). Данный симбиоз различных субподчинительных периферических систем безусловно расширяет понятие основного ядерного концепта. Вместе с тем, структурно-семантические особенности организации поэтического текста диктуют свои требования к поэтическому творчеству как процессу.

Концептологическая система такого поэта-философа, как Максимилиан Волошин, представляет развернутую и глубокую картину мира, осмысление которой особенно значительно с позиций современника событий и экстраполяция которой на подсознательное восприятие читателя является коммуникативной прямой, объединившей в своем движении судьбы, события, нравственные ценности.

Актуальность данной работы обусловлена постановкой самой проблемы, а именно: исследованием антропоцентризма языка, языковой личности и экспрессивно-оценочной, эвалюативной авторской стилистики, что в настоящее время является важным аспектом межпредметного комплексного изучения личности и общества. Актуальность исследования заключается также в том, что в настоящее время большое значение придается энергетике художественного слова, воздействующего на реципиента на подсознательном уровне. Это в большей степени соответствует поэтическому тексту, так как слово в поэтическом тексте семантически объемнее этого же слова в общеязыковом тексте.

Выбор цветовой гаммы писателем, помимо собственно изобразительных задач, несет огромную смысловую нагрузку, поэтому рассмотрение колористической лексики в поэтическом тексте помогает выявить индивидуальные характеристики цветовидения. В то же время цвет обладает и относительной обобщенностью, независимо от того или иного реального предмета. Подобное сочетание делает колоративную лексику чрезвычайно важным средством формирования образного мира художественного произведения и, в частности, индивидуально-авторской картины мира, чем и обусловлена актуальность данного исследования. '

Цель работы заключается в рассмотрении поэтических текстов. М.А. Волошина через призму главной категории когнитивной лингвопоэтики — концептосферы. В связи с этим необходимо выявить и описать базовые концепты мировосприятия вышеуказанного автора, которые отражают его внутреннюю картину мира.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

1. Выявить и описать базовые концепты мировосприятия М. Волошина, отражающие его внутреннюю картину мира.

2. Уточнить типологию концептов авторского сознания.

3. Описать функционально-эстетические характеристики поэтического текста, выявив его основные стилеобразующие свойства.

4. Исследовать процесс реализации авторской модальности, процесс энергетической реализации авторской психоэстетической модели мира.

5. Расширить понятие эвалюативности, сопоставив его с понятием оцепочпости и эмотивности.

6. Охарактеризовать концептосферу ряда произведений М.А. Волошина в русле эмоционально-эвалюативного подхода.

7. Исследовать концептосферы ядерного концепта Родина.

8. Проанализировать лексический уровень языкового поля поэтического текста и определить его значение для усиления авторской энергии.

Объект исследования — фонолексикосемантические средства выражения этико-эстетических концептов в поэтическом тексте М.Волошина.

Предмет исследования - фонолексикосемантические характеристики авторского идиостиля поэта-философа, отразившего картину мира в период его наиболее трагических общественно-политических преобразований.

Источники исследования представлены поэтическими произведениями Максимилиана Волошина периода революции и Гражданской войны в России. Эмпирическую основу работы составили 306 опубликованных стихотворений автора.

Материал работы представлен экспрессивно окрашенными лексико-семантическими фрагментами поэтического текста (фонемой, лексемой), образуя картотеку, включающую более 2 ООО единиц.

Новизна работы связана с материалом исследования. До сих пор концептосфера поэтической семантики М.А. Волошина еще не подвергалась лингвистическому исследованию. Новизна работы также заключается и в тех современных приемах анализа, которые были использованы при исследовании цветофоносемантической структуры поэтических произведений. 1

Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении таких лингвистических вопросов, как идиостиль, эвалюативность авторской стилистики, цветофоносемантический анализ слова и текста с привлечением для исследования поэтического текста современных психолингвистических программ (ВААЛ и \\Ю1Ш8ТАТ).

Практическая ценность данного исследования состоит в возможности использования диссертационных материалов для составления спецкурсов и спецсеминаров, более углубленного исследования проблем авторского стиля на семинарских занятиях по стилистике, при написании научно-исследовательских студенческих работ в русле данной проблемы, а также для подготовки семинаров по современным психолингвистическим технологиям.

Теоретико-методолгическую базу работы составили научно-теоретические труды по различным проблемам фоносемантики, антропоцентрической лингвистики, а также учение о логосфере как средстве реализации человеческого интеллекта. Основополагающими работами в данной области являются исследования Л.Г. Бабенко, В.П. Белянина; В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Л.С. Выготского, Е.М. Галкиной-Федорук, Н.И. Жинкина, Ю.В. Казарина, Ю.Н. Караулова, Ю.И. Левина, Ю.М. Лотмана, Д.Н. Шмелева, Л.В.Щербы, Е. Г. Эткинда и др.

Методы, используемые в работе, продиктованы теми задачами, которые поставлены в исследовании, а именно: описательный метод, включающий, как известно, приемы наблюдения, анализа, сопоставления и обобщения различных фактов одного ряда, метод лексико-семантического анализа. При анализе авторских текстов мы также использовали современные методы, включающие метод доминантного анализа, кластерного анализа, выделения концепта как результат сжатия конкорданса, метод фоно-семантической оценки по биполярной шкале (ВААЛ) и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторская энергия отражает динамику энергетических потоков поэтического текста.

2. Цветофоносемантический анализ поэтического языка М.Волошина способствует воздействию поэтического текста на подсознание адресата в том аспекте, в котором требует авторский замысел.

3. Лексико-семантические средства выражения авторской экспрессии в текстах Максимилиана Волошина реализуют индивидуально-авторскую систему, отражающую его оценку картины мира.

4. Образование концептосфер путем наложения периферических полей способствует созданию нескольких инвариантов поэтического дискурса.

5. Концептосфера поэтического мира М. Волошина многогранна. Она подвергается столь динамичному изменению, что не всегда укладывается в рамки современной психолингвистической экспертизы.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в научных статьях, наиболее значимыми из которых являются «Синестэмия звукового символизма стихотворения «Мир» Максимилиана Волошина» (Махачкала, ДГТУ, 2006), «Лексико-фонетический тезаурус стихотворения М.Волошина «Сочилась желчь.» из цикла «Киммерийские сумерки» (Волгоград, ВГПУ, 2007), «Языковые средства выражения противостояния в лирике М.Волошина» (С-Пб, Аспирантские тетради, №27(61), 2008), «Эмоционально-экспрессивные средства отражения авторской эвалюативности (на материале стихотворения Максимилиана Волошина «Красная Пасха») (Челябинск, ЧТУ, 2008) и др.

Материалы исследования обсуждались на международных, всероссийских, республиканских и вузовских научно-практических конференциях и заседаниях кафедры русского языка Дагестанского государственного технического университета.

Перспектива исследования видится нам в дальнейшем изучении творчества М.А. Волошина (дискурса его критических статей, портретных характеристик, историко-теоретических работ). Произведения М.А. Волошина целесообразно исследовать в следующих аспектах: стиховедческом, системно-структурном, стилистико-риторическом, культурологическом, психолингвистическом и др. Наследие М.А. Волошина - это огромный лингвосемантический мир, требующий целостного анализа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Курбанова, Ольга Владимировна

Выводы

Концепт Родина является одним из наиболее значимых в творчестве Максимилиана Волошина. К его познанию и пониманию поэт вплотную подошел в период революции и Гражданской войны.

Концепт Родина представляет собой ядерный концепт, в равной степени активно развертывающий периферичекое поле в двух равнозначных субконцептах - субконцепте Русь и субконцепте Россия.

Необходимость жить среди беззакония общественно-политических метаморфоз способствовала разделению в творчестве поэта обоих субконцептов. Русь - это то, что принадлежит истории, Россия - это то, что было завещано предками и умирает в настоящем.

Поэт обращается к субконцепту Русь, пытаясь обозначить исторические прецеденты тех событий, очевидцем которых он является. В этом случае он и Россию современную называет Русью (Русью гулящей), сопоставляя ее с Русью святой. Концептологические пары раскрываются каю симбиоз взаимоисключающих представлений {Русь святая - Русь грешная). Лингвокультуремы периферических полей субконцептов Русь (святая) и Россия (Русь гулящая) представляют собой единое целое. Они объединяют оба понятия в единое культурно-национальное пространство. Таким образом, справедливо сделать вывод: в творчестве Максимилиана Волошина субконцепт Русь развертывает ядерный концепт Родина во времени, обозначая параллели между всеми этапами русской истории.

Поэтические концептные ряды включают в себя различные онтологические номинации: общественно-политическую, бытовую, религиозную, историческую и др.

После 1919-1920 гг. в лирических произведениях М. Волошина доминирующими цветами стали тона хроматического красного цвета и ахроматического черного, часто они представляют монолитный цветовой комплекс, усиливая тем самым эмоциональную нагруженность текста, подчеркивая значение цветовой символики. Колористический ряд основных и оттеночных цветонаименований (черный, красный, багровый, пламенный, оранжево-коричневый) в контексте стихотворений не содержит положительной коннотации: красный утрачивает семантику энергии и жизни и приобретает противоположную, что дополнительно актуализируется насыщенным использованием черного цвета траура, смерти.

Концептосферы поэтического языка М.Волошина имеют определенные цветоэнергетические наполнения. Так, концептосфера субконцепта Русь окрашена преимущественно в красные тона, а концептосфера субконцепта Россия - в черные. В целом, черный цвет превалирует и на периферическом поле ядерного концепта Родина, что свидетельствует о сугубо отрицательном восприятии окружающих общественно-политических перемен в сознании Максимилиана Волошина. В связи с этим» ярко выраженным отрицательным энергетическим индивидуально-авторским потоком происходит соответственное формирование негатива в сознании читателя. Вместе с тем, внутренняя культура и надежда, которой жил поэт, позволяет ему в душе своей примирить агрессивность противоположных ментальностей и передать читателю свою Веру в Добро и Справедливость.

Исследование текстов по биполярной фоносемантической шкале и сопоставление с лексико-семантическим анализом позволяет сделать вывод о несоответствии результатов двух экспертиз, а иногда и о - явно противоположном результате исследований.

На наш взгляд, это объясняется тем, что, во-первых, нельзя вырывать слово из семантического ряда, так как в таком случае теряется смысловая контекстуальная связь. «Общее содержание художественного текста (в частности, его имплицитная, глубинная часть.) формируется за счет определенного соположения компонентов художественного текста, смыслы которых вступают во взаимодействие и вследствие этого порождают новую семантику, не имеющую формального воплощения на лексическом уровне» [Казарин, 2004: 350].

Во-вторых, при биполярном фоносемантическом анализе не учитывается последовательность элементов. Положительно заряженный элемент, структурно завершающий ряд отрицательных элементов, оказывает преобладающее воздействие на подсознательное восприятие адресата.

В-третьих, возможно, данная шкала оценки реализует потенциал рекламного или общественно-политического дискурса, но поэтический текст организован по своим этико-психологическим и структурно-ритмическим законам, вследствие чего не в полной мере подчиняется данному анализу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце ХХ-начале XXI века проблема взаимодействия человека и мира становится ключевой в различных научных областях. Для филологии вообще и для лингвистики в частности антропоцентризм имеет также большое значение. Это объясняется тем, что, во-первых, у истоков любого художественного произведения стоит человек - автор. Через этот энергетический центр проходит вся информация о мире, которую автор осмысливает, перерабатывает, формирует и направляет к адресату. Антропоцентризм удваивается вследствие того, что, во-вторых, в центре каждого произведения стоит человек - герой, его проблемы, его философия, осознание его места в жизни. Восприятие героем окружающего мира может совпадать или не совпадать с позицией автора, но авторская личность, безусловно, будет доминировать в отборе языковых средств, отражения картины мира-, философских позиций.

Этот процесс особенно эксплицитно проявляется в поэтическом творчестве. Малая форма произведения содержит огромный энергетический потенциал, который, влияя на подсознание адресата и соединяясь с его энергией, увеличивает многократно свое этико-психологическое воздействие.

Поэтический текст имеет множество аспектов исследования: стиховедческий, системно-структурный, стилистико-риторический, культурологический и др. Все они рассматривают различные поэтические тексты с позиций структуры, формы, содержания, места среди других наук, но в аспекте антропоцентризма наибольший' результат дает психолингвистический анализ поэтического текста. Здесь соединяется этико-психологический творческий уровень с материальной реализацией; наиболее полно анализируется личность писателя, материализованная в логосфере; происходит языковое осознание своего места в общей картине мира. Через экспрессивно-образное восприятие мира происходит трансформация авторской позиции, а в плане лингвистики — на всех языковых уровнях формируется индивидуально-авторский стилистический образ. Результаты нашего исследования авторской ментальности М.Волошина возможно представить следующим образом:

1. Поэт отбирает различные лингвосемантические средства выражения, адаптируя свой стиль, языковой материал, фактическую составляющую, состояние эпохи к внутренней нравственной позиции. Создавая собственную логосферу, поэт тем самым создает свой внутренний мир. Используя определенный фонетический ряд, поэт создает и звуковой образ своего мира. Именно поэтому исследование лексико-семантического, фоносемантического поля поэтических произведений М.Волошина помогло воссоздать картину мира в том ее виде, в каком она существовала в сознании поэта.

Каю известно, поэтический текст может быть рассмотрен с разных позиций. Среди основных стилеобразующих признаков поэтического'текста, таких как комплетивность, экспериментальность, герметичность, репродуктивность, цельнооформленность и идиоматичность, наше внимание привлекла энергетичность как наименее изученный аспект, связанный с психоэнергетической парадигмой поэтического слова. Энергетичность пронизывает язык, культуру, эпоху, кумулируется в индивидуально-авторском восприятии и реализуется в лексико-фонетическом материале.

В этом языковом материале представлены различные виды- энергии: статическая, кинетическая, центробежная и т.д. В поэтическом- тексте статическая языковая энергия индексирующих единиц языка обретает новую, более широкую и глубокую номинативную силу, а энергия иконических и символических единиц трансформируется в энергию «кинетического», «динамического», «термоядерного» характера, обеспечивая одновременно высокую скорость смыслообразования, а также широкую, ступенчатую, цепную реакцию формирования, реализации и восприятия поэтических смыслов.

Максимилиан Волошин в своих поэтических произведениях повышает темп смыслообразования, отбирая языковой материал таким образом, что индексивы (существительные), усиленные сказуемыми, представляющими собой иконическую энергетику и передающими авторскую отрицательную / положительную энергию в контексте соответствующих адъективов, также усиливающих общую динамику энергетического потока, трансформируются в активную динамическую энергию.

Авторской стилистике М.Волошина в значительной степени характерно гармоничное преобразование статических индексирующих единиц языка в энергию кинетического характера.

2. Звуки (звукообразы) способны стимулировать различные незвуковые сенсорные ощущения и ассоциации. При восприятии адресатом звуков возникают определенные психоэнергетические образы, обозначенные- в лингвистике понятием звуковой символизм. Звуковой символизм усиливает экспрессивную выразительность слова, активизирует его воздействие на подсознание адресата: звуки «всплывают в светлое поле сознания» [Выготский 1998: 71] и наблюдается энергетический всплеск. При помощи звуков возможно на подсознательном уровне вызвать у читателя заранее запрограммированную реакцию. Характерной чертой поэтики М.Волошина является широкое обращение к фоносемантическому программированию психоэнергетического воздействия.

Более того, исследуя звукообразы с позиций цветового ассоциативного ощущения, мы пришли к выводу, что творчество М.Волошина оказывает психоэнергетическое воздействие на адресата при помощи цветофоносемантики, то есть поэт создает такой фоновый рисунок, который способствует появлению определенных заданных цветовых образов, усиливающих энергетический поток.

Исследование цветофоносемантического поля поэтических текстов В.Волошина, проведенное в соответствии с традиционным фоносемантическим анализом и цветофоносемантическим анализом по Журавлеву, привело к следующим выводам:

- в поэтических произведениях, написанных преимущественно после 1917 года, мироздание представлено таким, каким его воспринимает поэт. Этот период творчества характеризуется активной, но в целом отрицательной индивидуально-авторской психоэнергетикой, вследствие чего психолингвистический анализ поэтических текстов указанного периода значительно отличается, а иногда, и диаметрально противоположен традиционному анализу с позиций звукового символизма. Статистический анализ, звукобукв не соответствовал общему цветофоносемантическому рисунку;

- в поэтических текстах, где автор целенаправленно подбирал звуковой ряд с определенным цветовым ассоциативным рядом, создавая поэтические этюды (произведения, написанные под воздействием символизма), цветовые характеристики звукобукв совпали с общей цветофоносемантической характеристикой. Данные тексты не являются энергетически выраженными, так как не обладают индивидуально-авторской динамической энергетикой;

- высокая поэзия, представляющая трансформацию картины мира через внутренний мир автора, не может в полном объеме быть исследована с позиций цветофоносемантического анализа по А.П. Журавлеву.

Статистические исследования на уровне цветозвука (по А.П.Журавлеву) и на уровне цветофоносемантики (по Ю.В.Казарину) позволили нам придти к выводу, что в том случае, когда поэтический текст представляет собой целенаправленный поток авторской энергии, цветофоносемантический рисунок поэтического текста не совпадает со статистическим подсчетом цветозвуков. Цветофоносемантическая эмотивность поэтического текста Максимилиана Волошина является одной из его наиболее значимых стилеобразующих характеристик.

3. Экспрессивность поэтического текста реализуется в неразрывной связи фоносемантической и лексико-семантической характеристик поэтического слова. Экспрессивность поэтического текста ярче, так как на малом лексическом поле субъект речи создает художественный образ, интегрируя максимальный объем эмоционально-оценочной авторской энергии. Поэтический текст более субъективен, так как предметом изображения становятся зачастую не события, факты, то есть предметная стороны мироздания, а чувства и переживания автора. Сопоставительное исследование эмоционально-экспрессивной лексики по биполярной шкале (психолингвистическая экспертиза ВААЛ) и традиционному лингвосемантическому анализу позволили нам сделать следующие выводы:*

- результаты анализа по биполярной шкале не соотносятся с результатами традиционного лингвосемантического анализа, соответствующего настроению автора в момент создания своего произведения;

- механическая экспрессивная фоносемантическая оценка поэтического слова по системе ВААЛ не может отразить реальный экспрессивно-эмоциональный энергетический' заряд, эксплицированный автором поэтического текста на адресата и воспринимаемый последним на подсознательном уровне.

4. Поэтическое творчество М.Волошина отличает философская глубина и непрестанные поиски положительного образа. Отрицательная энергетика общественно-политических метаморфоз 20-30-х гг. требует от поэта мобилизации всех внутренних нравственных сил. Поэт обращается к основным философским образам огня, ночи, тьмы и т.д. Художественный концепт является сугубо личностным, хотя концептуальное пространство текста отражает и общенациональную картину мира. Связь различных лингвокультурем (в отличие от концепта и субконцепта представляющих собой дальнее периферическое поле) создает многочисленные концептуальные ряды. Размещение понятий в личностной авторской концептосфере -индивидуально вариативно. Для художественных концептов творчества М.Волошина характерен обширный лексический фон с многочисленными лингвокультуремами. Диалектический закон о единстве и борьбе противоположностей эксплицирован в творчестве М.Волошина в совмещающихся концептосферах противоположных понятий (<одни/другие; огонь/тьма; святой/грешный и др.)

5. Наиболее употребительные концепты на протяжении поэтического творчества претерпевают изменения. Так, в дореволюционной поэзии концепт огонь распространен лингвокультуремами^ (свеча, лик, лампада, отсвет, огонек). Авторская энергетика изменяется в соответствии с общественно-политическими реалиями: во второй половине творчества появляется концепт огонь% который реализует не ощущение, не поэтический образ, а является характеристикой окружающей действительности. Расширяется концептосфера: огонь (кровь, террор, жертвы, пожарища и др.), углубляются характеристики лингвокультурем: террор (жестокий, кровавый, черный), кровь (запекшаяся, черная) и т.д.

Таким образом, концептосферы включают несколько вариантов дискурса. Особенно наглядно это проявляется при рассмотрении ядерного концепта Родина, который представлен в творчестве поэта субконцептами Русь и Россия. Тексты поэтических произведений свидетельствуют о стремлении поэта объединить историческую Русь с ее тяжелыми этапами развития и современную поэту Россию, где царит разорение. Концептосферы поэтического языка М. Волошина имеют определенные цветоэнергетические наполнения. Так, концептосфера субконцепта Русь окрашена преимущественно в красные тона, а концептосфера субконцепта Россия — в черные. В целом черный цвет превалирует и на периферическом поле ядерного концепта Родина, что свидетельствует о сугубо отрицательном восприятии окружающих общественно-политических перемен в сознании Максимилиана Волошина.

Концептосферы этих субконцептов при внешней противоположности стремятся к совмещению. Автор направляет свою энергетику на утверждение веры в благополучный исход исторического процесса. Появляется концепт молитва, объединяющий противоположные начала, образующий свою ограниченную концептосферу на совмещенных периферийных полях концептосфер субконцептов Русь и Россия. Исследования фоносемантической картины концептосфер субконцептов Русь. и Россия по биполярной шкале свидетельствуют о том, что концептосфера поэтического мира Максимилиана Волошина многогранна и многообразна, вследствие чего статистический подсчет отрицательно и положительно заряженных образов в поэтических текстах не дает полную и глубокую характеристику концептосфер.

Анализ лирических произведений Максимилиана Волошина показал, что в авторской цветовой картине мира слова огонь/пламя раскрываются как одни из наиболее важных для создания ярких художественных образов и метафорических конструкций, что подтверждается их широким использованием в качестве эквивалентов в микрополе красного цвета.

Предпочтения Максимилиана Волошина в выборе цветонаименований отражают его личностные качества, мировоззрение, ценностные установки, жизненные приоритеты, эстетические пристрастия и т.д. Следовательно, индивидуально-авторская цветовая картина мира поэта представляет собой совокупное представление субъекта о мире цвета, включающее систему собственно цветовых и символических смыслов.

Полагаем, что одной из основных функций цветонаименований в волошинских произведениях является передача авторских смыслов, поэтому исследование индивидуально-авторской цветовой картины мира - это попытка реконструировать устройство психологического и эмоционального мира поэта, представленного в его художественных текстах.

Особенно ярко психологическая связь между цветом и эмоциями проявляется в поэзии, где цветовая лексика играет активную роль в развитии ассоциации, впечатления.

На материале волошинских текстов можно сказать вполне определенно, что красный для поэта был особым цветом. В индивидуальной картине мира этот цвет один из самых системно разработанных и разветвленных в структуре лексико-семантического поля цвета.

Творчество Максимилиана Волошина - это огромный лингвосемантический мир, направленный не только на передачу фактической информации последующим поколениям, но и на сообщение им определенной динамической энергии. Проведенный нами целостный анализ фоно-семантических и лексико-семантических средств реализации авторской экспрессии содействует экспликации психоэнергетического потенциала поэзии Максимилиана Волошина.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Курбанова, Ольга Владимировна, 2009 год

1. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Под ред. Слюсаревой H.A., Трошиной H.H. М., 1982.

2. Абрамов В.П., Абрамова Г.А. Семантическое поле как категория текста, контекста, художественного текста // Материалы X Международного конгресса МАПРЯЛ. СПб., 2003.

3. Абрамов В.П. Синтагматика семантического поля (на материале русского языка) / Под ред. Г.П. Немца. Ростов, 1992.

4. Антипов Г. А., Донских О. А., Морковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989.

5. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974.

6. Арнольд И.В. Интерпретация худ. текста: типы выдвижения и проблемы экспрессивности // Экспрессивные средства английского языка. Л., 1976.

7. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М., 1988.

8. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.

9. Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская словесность. М., 1997.

10. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.

11. Бабенко Л.Г. Филологический анализ художественного текста. М.,2004.

12. Бабушкин А. П. Общеязыковые концепты и концепты языковой личности // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. 1. Гуманит. науки. Воронеж, 1997.

13. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Дисс. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук.-Воронеж, 1997.

14. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум. М., 1996.

15. Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961.

16. Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов // Эстетика словесного творчества. М., 1986.

17. Бахтин М.М. Проблема текста. Вопросы литературы, 1976, № 10.

18. Басова Л.В. Концепт "труд" в русских пословицах и поговорках // Актуальные вопросы лингвистики. Тюмень, 2003.

19. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. М., 2000.

20. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М., 1988.

21. Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Введение в языкознание: Хрестоматия, М., 2000.

22. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания, №4, 2000.

23. Богин Г. И. Художественность как мера пробуждения рефлексии // Рефлективные процессы и творчество. Тезисы докладов и сообщений к Всесоюзной конференции 3-5 апреля 1990 г. Новосибирск,

24. Институт философии филологии, истории. СПб., отд. АН СССР, часть 1,1990.

25. Болотнова Н.С. Основы теории текста. Томск, 1999.

26. Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня: Издательство Томского гос. ун-та. Томск, 1992.

27. Борисенко М.Н. Диалог в темпоральной структуре художественного произведения. В сб.: Функционирование и структура языка в синхронии и диахронии / Сборник научных трудов МГТШИЯ им. М. Тореза. М., 1981.

28. Бродский И. Труды и дни. М., 1998.

29. Бродский И. Избранные эссе. М., 1999.

30. Бродский И.А. Большая книга интервью. М., 2000.

31. Брускова Н.В. Категории ретроспекции и проспекции в художественном тексте (на материале немецкого языка). Дис. на соиск. учён. степ, канд.филол. наук. М., МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1983.

32. Васильев Л.М. К вопросу об экспрессивности и экспрессивных средствах (на материале славянских языков) // В кн.: Славянский филологический сборник. Уфа, Башкирский университет, 1962.

33. Вайман СТ. Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике. М., 1989.

34. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. (Пер. с англ.) / Отв. ред. М.А.Кронгауз. М.,1997.

35. Вейдле В.В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства. М.,2002.

36. Верещагин, Е.М. К психолингвистической теории слова. М., 1979.

37. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М., 1980.

38. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд. М., 1990.

39. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

40. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.

41. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.

42. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.,1980.

43. Виноградов В.В. Поэтика и риторика // Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980.

44. Виноградов В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры //Вопросы языкознания, № 1, 1961.

45. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М., 1972.

46. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

47. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.,1980.

48. Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990.

49. Володин Э.Ф. Специфика художественного времени. Вопросы философии, №8,1978.

50. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985.

51. Вольперт Р.Х. Коннотативный уровень описания грамматики: (На материале художественного текста немецкого языка). Рига, 1979.

52. Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М., 1997.

53. Воронин C.B. Основы фоносемантики. Л., 1982.

54. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М., 1996.

55. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск, 1998.

56. Выражение экспрессии в языке и речи: Сб. науч. трудов / Под ред.Н.С.Фомченко. Новосибирск, 1976.

57. Гак В.Г. О семантической организации повествовательного текста. В сб.: Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза, вып. 3., 1976.

58. Гак В.Г. Синтаксис эмоций и оценок // Функциональная семантика: оценка, экспрессивность, модальность. In memoriam Е.М.Вольф. M., 1996.

59. Гак В.Г. Эмоции и оценка в структуре высказывания и текста // Вестник МГУ, серия 9, «Филология», №3, 1997.

60. Галкина-Федорук Г.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Профессору Московского Университета академику В.В.Виноградову. М., 1958.

61. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

62. Гальперин И.Р. К проблеме зависимости предложения от контекста. -Вопросы языкознания, №1, 1977.

63. Гальперин И.Р. О понятии "текст". Вопросы языкознания, №6, 1974.

64. Гинзбург Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении. В кн.: Литература в поисках реальности. Л., 1987.

65. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. M., 1993.

66. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973.

67. Гордин Я. Перекличка во мраке: Иосиф Бродский и его собеседники. СПб., 2000.

68. Городникова М.Д. О некоторых способах передачи эмоциональной информации. В сб.: Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М.Тореза, вып. 118,М., 1978.

69. Графова Т.А. Эмотивность как компонент семантической структуры текста // Семантика целого текста. (Тезисы выступлений на совещании). Одесса, 1987.

70. Григорьев В.П. Очерки истории языка русской поэзии XX века. М.,1994.

71. Грузберг Л. А. Концепт как культурно-ментально-языковое образование. Изменяющийся языковой мир. Пермь, 2002.

72. Гумилев Н. Из «Писем о русской поэзии» / В кн.: Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 2000.

73. Гуревич В.В. «О субъективном» компоненте языковой семантики // Вопросы языкознания, №1, 1998.

74. Гуревич. А.Я. Философия культуры. М., 1994.

75. Давиденко Е.А. Микрополе красного цвета в индивидуально-авторской картине мира Максимилиана Волошина. Творчество Максимилиана Волошина. Семантика. Поэтика. Контекст. Сб. статей под общ. ред. Пинаева С.М. М., 2009.

76. Демьянков В. 3. Личность, индивидуальность и субъективность в языке и речи // «Я», «субъект», «индивид» в парадигмах современного языкознания. М., 1992.

77. Диброва Е.И. Феномены текста: культурофилологический и психофилологический // Филология Philologica, №10, 1996,

78. Долгополов Л.К. Волошин и русская история: (На материале крымских стихов 1917-1921 годов). Русская литература, №4, 1987.

79. Дридзе Т.М. Интерпретационные характеристики и классифиация текстов / с учётом специфики итерпретационных сдвигов // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.

80. Елистратова И.В. Характер взаимодействия категории информативности и категории модальности в тексте художественного произведения (жанр рассказа): Дисс. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. М., 2001.

81. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991.

82. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л., 1974.

83. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема - Приемы - Текст / Предисл. М.Л. Гаспарова. М., 1996.

84. Залевская A.A. Понимание текста: психолингвистический подход. Калинин, 1988.

85. Зализняк A.A. О грамматической неоднозначности в поэтическом тексте. Известия АН, СЛЯ, т. 57, № 5, 1998.

86. Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. 4.1-2. М., 1964.

87. Звегинцев В.А. Семасиология. М.,1957.

88. Золотарева И.Б. Лексико-семантические средства выражения этико-эстетических концептов в художественном тексте. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М., 2006.

89. Ирисханова K.M. Системная организация категорий фольклорного поэтического текста. В сб.: Категории текста / Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1984.

90. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста. М., 2004.

91. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

92. Карпов A.C. Слово и образ в поэзии М.А. Волошина. Творчество Максимилиана Волошина. Семантика. Поэтика. Контекст. Сб. статей под общ. ред. Пинаева С.М. М., 2009.

93. Касенкова Т.Н. Речевые стратегии как модуляции перспективы языкового отображения мира: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Краснодар, 2000.

94. Киреева И.Г. Особенности отражения символистской идеи теургичности в волошинских текстах. Творчество Максимилиана Волошина. Семантика. Поэтика. Контекст. Сб. статей под общ. ред. Пинаева С.М. М., 2009.

95. Коротков Н.Э. Эстетическое и художественное освоение действительности. Пермь, 1981.

96. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) // Вестник МГУ ( Филология), № 1, 1998.

97. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания, №4, 1994.

98. Кузьмина H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург, Омск, 1999.

99. Кухаренко В .А. Интерпретация текста. М., 1988.

100. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

101. Левин Ю.И. О соотношении между семантикой поэтического текста и внетекстовой реальностью. В кн.: Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.

102. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студ. вузов. М.,1999.

103. Леонтьев A.A. Понятие текста в современной лингвистике и психолингвистике // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1979.

104. Летюча Л. П. Деривационная репрезентация категория оценки в современном русском языке. Автореф. Дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук. Киев, 2004.

105. Липгарт A.A. Основы лингвопоэтики. М., 1999.

106. Лихачёв Д.С. Внутренний мир художественного произведения. Вопросы литературы, №8,1968.109: Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. М., 1997.

107. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

108. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

109. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.

110. Лукьянова H.A. Экспрессивная лексика разговорного употребления; проблемы семантики. Новосибирск, 1986.

111. Люсый А.П. Геологическая прививка, или Киммерийский тулупчик Волошина. Творчество Максимилиана Волошина. Семантика. Поэтика. Контекст. Сб. статей под общ. ред. Пинаева A.C. Москва, 2009.

112. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центроконцепта. Архангельск, 1997.116.117.118,119.120.121.122.123.124.125,126127128129130131

113. Маслова В.А. Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.

114. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

115. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск, 1990.

116. Материалистическая диалектика. М., 1985.

117. Москальская О.И. Текст как лингвистическое понятие. Иностранныеязыки в школе, № 3, М., 1978.

118. Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1981.

119. Москальская О.И. Композиционная структура микротекста. В кн.: Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М.Тореза, вып. 125. М., 1978. Мотылёва Т.Л. Время реальное и время романтическое. Вопросы литературы, №6, 1966.

120. Мочульский К.В. А.Блок, А.Белый, В.Брюсов / Сост. В, Крейд. М.,1997.

121. Немец Г.И. Концептуальное пространство художественного текста: Структура и способы представления: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Краснодар, 2002.

122. Нехлина P.A. // О денотативной и коннотативной экспрессивности в немецком языке. В кн.: Вопр. германской филологии и методики преподавания иностр. языков. Пермь, 1971. Николаева Т.М. От звука к тексту. М., 2000.

123. Николаева Т.М. Единицы текста и теория текста. В кн.: Исследования по структуре текста. М., 1987.

124. Николина H.A. Филологический анализ текста. М.,2003. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988. Ноздрина Л.А. Поэтика грамматических категорий / Курс лекций поинтерпретации художественного текста. М., 2001.

125. Орлицкий Ю.Б. Гекзаметр и верлибр в творчестве М. Волошина. Творчество Максимилиана Волошина. Семантика. Поэтика. Контекст. Сб. статей под общ. ред. Пинаева С.М. Москва, 2009.

126. Ортони О. Когнитивная структура эмоций // Язык и интеллект. Сб. (Пер.с англ. и нем.). М.,1995.

127. Осипова И.О. Исследовательские возможности современного мифопоэтического подхода к анализу русской поэзии двадцатого века // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998.

128. Панов М.В. Сочетание несочетаемого // Мир Велимира Хлебникова: Ст. исслед. 1911-1998. М., 2000.

129. Петелина Ю.Н. Концепт "торг" в английской и русской лингвокультурах: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Волгоград, 2004.

130. Петровский Ф.А. Аристотель о поэтическом искусстве. В кн.: Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951.

131. Петрожицкая О.Н. Характер взаимодействия категорий текста в художественном произведении: Дисс. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. М., 1991.

132. Пищальникова В.А. Психопоэтика. Барнаул, 1999.

133. Пищальникова В.А. Концептуальный анализ поэтического текста. Барнаул, 1991.

134. Психолингвистическая экспертная система ВААЛ. Руководство пользователя. М., 2002.

135. Русская авторская лексикография Х1Х-ХХ веков: Антология / РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В.Виноградова. Отв.ред.Ю.Н.Караулов. М.,2003.

136. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. (сост.В.Н.Терехина, А.П.Зименков). М.,2000.

137. Семенова О.М. Типообразующая роль языковых средств, формирующих локально-темпоральную структуру в поэтических текстах. Дисс. на соис. учен. степ. канд. филол. наук, М., 2003.

138. Сидорова М.Ю. Грамматическое единство художественного текста: проза и поэзия: Дисс. на соиск. учён. степ. докт. филол. наук. М., 2000.

139. Сиротинина О.Б., Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Вопросы языкознания, № 2, 1983.

140. Соколова И.Г. Символика «Лиловых лучей» из цикла Максимилиана Волошина «Руанский собор». Творчество Максимилиана Волошина. Семантика. Поэтика. Контекст. Сб. статей под общ. ред. Пинаева С.М. Москва, 2009.

141. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997.

142. Современный русский язык: Учеб. для студентов вузов // П.А.Лекат, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. М., 2001.

143. Сорокин.Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста: М., , 1985.

144. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип причинности // Язык и наука конца 20 века: Сб. статей / Под ред. акад. Ю.С.Степанова. М., 1995.

145. Степанова С.Ю. Авторское использование экспрессивных средств языка. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1998.

146. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

147. Стернин И. А. О трех видах экспрессивного слова // В кн. Структура лингвистики и её основные категории. Пермь, 1983.

148. Таранов П.С. Философия изнутри. Т.1.М., Остожье, 1996.

149. Тарасова И.П. Структура личности коммуниканта и речевое воздействие // Вопросы языкознания. № 5, 1993.

150. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. М., 1988.

151. Телия В.Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и ее прагматическая ориентация // Человеческий фактор в языке. М., 1991.

152. Топоров В.Н. Об "эктропическом" пространстве поэзии (поэт и текст) //Русская словесность. М., 1997.

153. Трипольская ТА. Эмотивно-оценочная лексика в антропоцентрическом аспекте. Дисс. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук. СПб., 1999.

154. Тураева З.Я. К вопросу о категориях текста. В сб.: Теория и методы исследования предложения. Д., 1981.

155. Тураева З.Я. Лингвистика текста. В сб.: Сборник научных трудов МГПИИЯим. М. Тореза, вып. 174. М., 1981.

156. Тураева З.Я. Художественный текст и пространственно-временные отношения. В кн.: Семантико стилистические исследования текста и предложения. / Межвузовский сборник научных трудов / Л., 1980.

157. Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение: Общий курс // Введение в языкознание: Хрестоматия. М., 2000.

158. Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведения. М., 1971.

159. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет: Пер с нем. / Сост.,переводы, вступ. ст., примеч. A.B. Михайлова. М., 1993.

160. Халикова Н.В. К вопросу об образности номинативных форм. // Тенденции в системе номинации и предикации русского языка: Межвуз. сб. науч. трудов. М., 2002.

161. Хрусталёв A.C. Роль фразеологических единиц в поэтическом тексте /на материале произведений Р. Киплинга и У.Б. Йейтса /: Автореф. дисс. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. М., 1999.

162. Худяков, A.A. Концепт и значение // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград, 1996.

163. Цветков В.И. «Мир познанный есть искаженье мира.» (М.А. Волошин и наука). Творчество Максимилиана Волошина. Семантика. Поэтика. Контекст. Сб. статей под общ. ред. Пинаева С.М. Москва, 2009.

164. Цетлин P.M., Винокур Г.О. Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.

165. Шаховский В.И. Проблема разграничения экспрессивного и эмотивного как семантических категорий // Проблемы семасиологии и лингвостилистики. Вып. 2. Рязань, 1976.

166. Шаховский В.И. Эмотивный потенциал значения и методы его изучения. Волгоград, 1983.

167. Шелемова А.О. Русская усобица в «Слове о полку Игореве» и стихах М.А. Волошина. Творчество Максимилиана Волошина. Семантика. Поэтика. Контекст. Сб. статей под общ. ред. Пинаева С.М. Москва, 2009.

168. Шкловский В. // Искусство как прием. В кн.: Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения для слушателей университета. Сост. Б.А.Ланин. М., 1992.

169. Шмелев Д.Н. Слово и образ М., 1964.

170. Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

171. Экспрессивность на разных уровнях языка / Сб. науч. тр. Новосибирск, 1984.

172. Экспрессивность в языке и речи. / Сб. науч. тр. Смоленск, 1993.

173. Эткинд Е. Материя стиха. СПб., 1998.

174. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.1. ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

175. Максимилиан Волошин. История моей души. М., 2000.

176. Максимилиан Волошин. Средоточье всех путей: Стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. / Сост., вст. статья, комментарии В.П.Купченко, З.Д.Давыдова. М., 1989.

177. В.П.Купченко. Жизнь Максимилиана Волошина. Документальное повествование. Санкт-Петербург, 2000.

178. Максимилиан Волошин. Избранные стихотворения. М., 1988.

179. Максимилиан Волошин. Коктебельские берега. Симферополь, 1990.

180. Максимилиан Волошин. Лики творчества. Ленинград, 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.