Поэтические стратегии и универсальные структуры в лирике Пушкина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Сулемина, Оксана Владимировна

  • Сулемина, Оксана Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 183
Сулемина, Оксана Владимировна. Поэтические стратегии и универсальные структуры в лирике Пушкина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Воронеж. 2011. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сулемина, Оксана Владимировна

Введение.

Глава 1. Становление пушкинского лирического субъекта: от поэтических ролей к двуединству поэтического и человеческого «я».

1.1. Становление характера поэта (1813 - середина 1820-х гг.).

1.2. Индивидуальный характер поэта.

1.3. Наука «чтить самого себя»: «самостоянье» поэта-человека.

Глава 2. Универсалия «страшного» и самоидентификация пушкинского лирического субъекта.

2.1.«Страшное» в русской литературе XVIII - первой трети XIX вв.:

Пушкин на фоне традиции.

2.2. «Страшное» в кругозоре поэта.

Глава 3. Стратегия «ускользания» в лирике Пушкина: формы и пути обретения свободы.

3.1. Творчество как сон.

3.2. Воспоминание и воображение как формы реализации стратегии ускользания» в пушкинском лирическом мире.

3.3.«Свободу лишь учася славить.».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтические стратегии и универсальные структуры в лирике Пушкина»

Современная литературоведческая наука характеризуется усиливающимся интересом к изучению того, что можно назвать литературной прагматикой, пришедшей на смену сравнительно недавним теоретическим декларациям о «смерти автора». Это выразилось в появлении целой серии опирающихся на различные методологические принципы работ, посвященных анализу стратегий поведения автора - и как художника, и как биографического лица (применительно к исследованиям русской литературы здесь можно упомянуть И. Паперно, Б. М. Гаспарова, Т. И. Печерскую, И. В. Немировского, А. К. Жолковского, А. А. Фаустова и др.). В настоящей работе мы будем понимать под поэтическими стратегиями способы построения художником своей творческой личности в тексте и с помощью текста, то есть одновременное построение автором своего мира и самого себя.

Как мы полагаем, этот прагматический аспект филологии последних десятилетий непосредственно связан с попытками выявления и описания различных языковых, ментальных, культурных, литературных универсальных структур, также ставшими знаменательными для современной филологии и культурологии (напр., анализ «ключевых слов»1, концептов2, универсальных мотивов и сюжетов3, культурных констант4, «литературных универсалий»5 и т.д.). Согласно определению (которого мы будем придерживаться), литературные универсалии - это «возникающие в рамках определенного периода национальной литературы лексико

1 Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. - М.: Языки славянской культуры, 2001; Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / А. Вежбицкая / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 272 с.

2 Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. - Волгоград Парадигма, 2005. - 348 с.

3 Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. - Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1998 - 2006. - Вып. 1 - 7; Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2003. - Вып. 1. -243 с.

4 Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. - М.: Академический проект, 2004. - 992 с.

5 Универсалии русской литературы / Отв. ред. А. А. Фаустов. - Воронеж: Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2009. - 652 е.; Универсалии русской литературы. 2 / Отв. ред. А. А. Фаустов. - Воронеж: Воронежский государственный университет; НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2010. — 692с. референтные <.> единства, наделенные достаточной стабильностью и вместе с тем энергией изменчивости и варьирования и по-разному - в неодинаковом объеме и в неодинаковых проекциях - воплощающиеся в различных авторских реальностях и в конкретных текстах».6 Можно сказать, что универсальные структуры семантически задают те общие рамки существования, в которых художник реализует свою волю к самосотворению в тексте.

На основании такого представления о двуединой тенденции развития современного литературоведения в данном диссертационном сочинении предпринимается попытка проследить логику «сцепления» наиболее значимых поэтических стратегий и универсальных структур в лирическом творчестве Пушкина. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Пушкиноведение - одна из наиболее разработанных областей литературоведческой науки. Существует множество работ, посвященных изучению структуры лирического «я» и поэтических стратегий Пушкина (в контексте его нелирических произведений): Ю. М. Лотман, С. Г. Бочаров, А. П. Люсый, А. Kahn, Б. М. Гаспаров, О. А. Проскурин, С. Н. Бройтман, С. А. Фомичев, Ю. Н. Чумаков, А. И. Иваницкий, А. А. Фаустов и др.

В ряде фундаментальных исследований - и собственно литературоведческих, и философски ориентированных - рассматриваются и отдельные универсальные категории, значимые для пушкинской художественной реальности (М. О. Гершензон, Б. П. Вышеславцев, М. R. Katz, В. Паперный, С. А. Кибальник, Е. М. Таборисская, Д. И. Черашняя и ДР-)

Кроме того, следует упомянуть ряд работ, в которых с тех или иных методологических позиций предпринимались попытки монографически рассмотреть пушкинскую лирику в целом или отдельные обширные ее блоки: Томашевский Б. В. «Пушкин» (1956); Степанов Н. Л. «Лирика Пушкина. Подробно об этом - см.: Фаустов А. А. Литературные универсалии: на пути к терминологической демаркации / A.A. Фаустов // Универсалии русской литературы. - С. 8-28.

Очерки и этюды» (1959); Городецкий Б. П. «Лирика Пушкина» (1970); Грехнев В. А. «Лирика Пушкина: о поэтике жанров» (1985) и «Мир пушкинской лирики» (1994); Фомичев С. А. «Поэзия Пушкина. Творческая эволюция» (1986) и «Служенье муз. О лирике Пушкина» (2001); Смирнов А. А. «Романтическая лирика Пушкина как художественная целостность» (2007); и др.

Не пытаясь описать все оказавшиеся созвучными теме нашего диссертационного сочинения пушкиноведческие исследования, поскольку это невозможно в рамках краткого обзора, скажем лишь о наиболее значимых для нас работах.

В первую очередь необходимо упомянуть работы, в которых уделяется внимание характеристике пушкинского лирического субъекта и его «становления». В качестве примера скажем об исследовании В. А. Грехневым образов лирического субъекта и персонажей в стихотворных посланиях, где он выявляет основные «типажи» и прослеживает их дальнейшую судьбу в пушкинском творчестве, а также разысканиях С. Сендеровича,8 в которых он рассматривает поэтику пушкинской лирики (и «роли» поэта) в контексте элегической традиции.

Среди исследований, связанных с описанием интересующих нас универсальных структур пушкинской лирики, следует сослаться на:

- статьи Т. М. Николаевой9 и М. О. Гершензона10, где выявляются особенности «снов» в пушкинской художественной реальности;

- монографию А. А. Фаустова,11 в которой затрагиваются такие важные для нас темы, как «человек и время», «человек и судьба» в пушкинском художественном мире (и уделяется внимание теме «воспоминания»);

7 Грехнев В. А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров / В. А. Грехнев. - Горький, 1985.

8 Сендерович С. Алетейя. Элегия Пушкина «Воспоминание» и проблемы его поэтики // Wiener Slawistisher Almanach. - Sonderband 8. - Wien, 1982.

9 Николаева Т. M. «Сны» пушкинских героев и сон Ярослава Всеволодовича / Т. М. Николаева // Лотмановский сборник. - М., 1995. -Т. 1. - С. 392-409.

10 Гершензон М. О. Статьи о Пушкине / М. О. Гершензон. - М., 1926. - С.60-68; 96-110.

11 Фаустов А. А. Авторское поведение Пушкина. Очерки / А. А. Фаустов. - Воронеж: Изд. ВГУ, 2000.

- статью Б. П. Вышеславцева,12 в которой он говорит о значении «свободы» в лирике Пушкина, и работу В. Паперного,13 где исследователь прослеживает взаимовлияние категорий «свободы» и «страха» в пушкинском поэтическом мире.

Отдельно скажем о попытках «реконструкции» пушкинских «экспериментов», связанных с преобразованием «наличного» пространства в рамках той или иной культурной традиции: об «игре» поэта с «южными» реалиями говорят Б. М. Гаспаров,14 А. П. Люсый,15 О. А. Проскурин,16 А. И.

1 «7

Иваницкий; реализацию пушкинского «пророческого мифа», в том числе и

18 в пространстве» Михайловского, Болдина прослеживает B.C. Листов.

Научная новизна нашего исследования заключается в рассмотрении основных поэтических стратегий и универсальных структур лирики Пушкина в их взаимосвязи и взаимообусловленности на материале всего корпуса лирических произведений автора и с учетом литературного контекста.

Объектом исследования послужила в особенности лирика «домихайловской» эпохи (времени становления индивидуального образа лирического субъекта-поэта).

Предметом исследования в диссертации можно назвать пушкинского лирического субъекта, значимые для Пушкина поэтические стратегии и универсальные структуры его лирики.

Материалом диссертации является весь корпус лирики Пушкина, с привлечением текстов пушкинских поэм, драм, писем, критических работ. Также в работе рассматриваются сочинения других авторов, составляющие

12 Вышеславцев Б. П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода) // О России и русской философской культуре / Б. П. Вышеславцев. - М., 1990. - С. 398-402.

13 Паперный В. Свобода и страх в поэтическом мире Пушкина / В. Паперный / Семиотика страха / [под ред. Норы Брукс и Франсиса Конта]. - Париж - Москва, 2005.

14 Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка / Б. М. Гаспаров. - СПб, 1999.

15 Люсый А. П. Пушкин. Таврида. Киммерия / А. П. Люсый. - М.: Языки русской культуры, 2000.

16 Проскурин О. А. Юг как эксперимент // Поэзия Пушкина, или Подвижный папимсест / О. А. Проскурин. -М.: Новое лит. обозрение., 1999.

17 Иваницкий А. И. Юг - «потусторонняя» Аркадия // Чудо в объятиях истории (Пушкинские сюжеты 1830-х годов) / А. И. Иваницкий. - М.: Рос. гос. гум. ун-т, 2008.

18 Листов В. С: Островное пророчество . литературный контекст пушкинского творчества.

Целью исследования избрано выявление взаимосвязи пушкинских поэтических стратегий и универсальных структур его лирики. Мы предполагаем, что универсальные структуры пушкинской лирики («характерологические», «модальные» и «предметные»19) реализуют себя через использование поэтом при создании собственного мира и проявлении себя в нем определенных поведенческих стратегий.

В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие основные задачи:

1. Анализ становления пушкинского лирического субъекта на протяжении всего его творчества и описание связанных с его «самосотворением» поэтических стратегий.

2. Выявление особенностей позиции лирического субъекта-поэта по отношению к таким универсальным структурам пушкинской реальности, как «страх», «сон», «смерть».

3. Исследование бытования универсалии «страшного» в пушкинской художественной реальности с учетом объекта воздействия «страха» (обычного человека или поэта) и на фоне литературного контекста.

4. Характеристика основной стратегии авторского поведения в лирике Пушкина - стратегии «ускользания» - и наиболее значимых форм ее реализации, которыми могут быть названы «воображение», «сон», «воспоминание» как проявления творческой активности лирического субъекта.

Методологическую базу настоящего исследования составляют труды Л. Я. Гинзбург, Ю. Н. Тынянова, Б. О. Кормана, С. Н. Бройтмана, Ю. М. Лотмана, С. Сендеровича, Б. М. Гаспарова, О. А. Проскурина, В. А. Грехнева, С. Г. Бочарова, А. А. Фаустова.

Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем

19 Фаустов А. А. Литературные универсалии. - С. 25. развитии подхода к литературному творчеству с позиции особого внимания к его субъектной составляющей и одновременно с учетом его универсальных аспектов.

Научно-практическое значение исследования состоит в том, что его основные положения могут быть использованы в исследовательской работе, при чтении курсов по истории русской литературы первой трети XIX в., спецкурсов, посвященных творчеству Пушкина.

Апробация работы. Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы Воронежского государственного университета. Основные положения исследования докладывались на Межвузовском семинаре, посвященном 150-летию со дня рождения А.П. Чехова и 100-летию со дня смерти Л.Н. Толстого (Воронеж, 2010), Международной конференции «Универсалии русской литературы» (Воронеж, 2010), Межрегиональной научной конференции «Литературные юбилеи 2011 года и проблемы компьютерной поэтики» (Воронеж, 2011), итоговых научных сессиях кафедры русской литературы Воронежского государственного университета (2009, 2010). По теме диссертационной работы опубликовано 7 статей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В структуре пушкинского лирического субъекта выделяются такие основные составляющие, как человеческое «я» (лирический субъект как один из представителей человеческого рода) и поэтическое «я» (поэт как уникальный представитель человеческого рода).

2. Пушкинский лирический субъект проходит в своем становлении три фазы, задающие различные стратегии авторского поведения: 1) в лицейский, петербургский и «южный» периоды на основе обыгрывания литературной традиции формируется набор поэтических ролей (поэт-гедонист, поэт-воин, поэт-монах, поэт-пророк и др.), в разной степени актуальных для дальнейшего пушкинского творчества; 2) к середине 1820-х годов отчасти путем отбрасывания этих ролей, отчасти путем их переосмысления и конденсации складывается фигура поэта, уже не предполагающая прямого диалога с традицией; 3) в лирике 1830-х годов окончательно сближаются человеческое и поэтическое «я».

3. Для пушкинской лирики стабильным остается противопоставление, лирического субъекта-поэта, занимающего маркированное, доминантное положение, и остальных субъектов поэтического мира; разность между ними проявляется, в частности, в неодинаковой позиции по отношению к таким универсальным структурам пушкинской реальности, как «страх», «сон» или «смерть».

4. Универсалия страха воплощается в пушкинской реальности в двух основных формах в зависимости от того, кто выступает его объектом -просто человек или поэт. В первом случае «агенты» страшного каноничны для русской литературы (смерть, война, сила, тьма, ночь, наказание, грех и др.). Во втором случае страх либо относится исключительно к сфере литературы (например, связан с противостоянием литературным противникам), либо вызван невозможностью для поэта приобщиться к творчеству.

5. Основная стратегия авторского поведения в лирике Пушкина -стратегия «ускользания», предполагающая дистанцирование от любого наличного бытия, которое либо отрицается, либо включается в размывающую его незыблемость семантическую игру, либо удерживается на расстоянии. Наиболее значимыми универсальными формами такого «ускользания» могут считаться «воображение», «воспоминание», «сон» -различные проявления творческой активности лирического субъекта.

6. В пушкинской лирике создается особый поэтический хронотоп, который, реализуясь во множестве вариантов, сохраняет свои определяющие черты: уединенность, «пограничное» положение и неподвластность потоку времени.

7. Свое стремление к свободе поэт реализует, в конечном счете, в собственной художественной реальности, куда переходит, ускользая от мира, в состоянии вдохновения и где оказывается высшим организующим началом.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка литературы, включающего более 270 наименований. Общий объем диссертации составляет 183 листа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Сулемина, Оксана Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном нами диссертационном исследовании была предпринята попытка прикоснуться к особому бытию, проявленному в пушкинском лирическом мире, где соединяются бесконечные возможности творчества и бездонность души поэта. Лирический субъект-поэт «создает себя» в художественной реальности (и посредством нее), «самоидентифицируясь» в отношении к универсальным категориям человеческого бытия, что возможно благодаря использованию тех или иных поэтических стратегий.

Поэтический мир Пушкина являет собой структурированную, но при этом изменчивую и развивающуюся «живую» систему, состоящую из множества «компонентов», так или иначе связанных между собой, организующим центром которой можно назвать волю поэта к «самосозданию». «Развертывание» характера поэта происходит в процессе его движения к преодолению собственной «ограниченности» (что выражается в восприятии существующих культурных и литературных традиций и включении в «культурное» время человечества) и одновременного устремления в «сердечну глубь» (что подразумевает под собой обретение внутренней душевной и духовной основы и слияние с циклическим природно-родовым временем, то есть слияние поэтического и человеческого «я»).

Оба упомянутых выше варианта «устремлений» поэта предполагают его неравенство с самим собою, существующим в рамках «наличного бытия» {«ускользание» от ограниченной реальности), и в этом выражается свобода творческого сознания. Свобода поэта в мире творчества реализуется в его особом положении демиурга, наделенного «высш(ей) смелость(ю)» -смелостью «изобретения, создания, где план обширный объемлется творческою мыслию» [11;61] при помощи воображения. «Смелость создания» обусловлена нисхождением на поэта вдохновения, высшая природа которого вызывает в душе лирического субъекта «сладкий некий страх» [3;255] (это чувство, с нашей точки зрения, может быть соотнесено со «страхом Божиим» как осознанием величия Высшего Творца и собственной причастности к нему), коренным образом отличающийся от страха присутствия «Другого», которым испытываются герои пушкинских произведений, пребывающие в «пространстве судьбы».

Бездонность» любого явления в пушкинской художественной реальности иллюстрируется, к примеру, неоднозначностью в восприятии такой универсальной структуры, как «сон», лирическим субъектом-поэтом и обыкновенным человеком. Для поэта сон служит «первой ступенью» перехода в мир творчества, а смерть отражает окончательное его перемещение в собственное креативное пространство. Поэт, «умирая» для света, дремлет на ложе нег, освободив свое воображение.

Сон героев пушкинских произведений лишен своей творческой составляющей и выражает бездеятельность их сознания, которая «открывает» его влиянию «Другого» (страшный сон Татьяны в «Евгении Онегине», «сонная» реальность «Сказки о золотом петушке», «сновидческое» восприятие реального ужаса Евгением в «Медном всаднике»). Смерть для обыкновенных людей - это «крепкий сон веков» («Осгар») [1;30], «вечный сон» («К молодой вдове») [1; 187], не предполагающий «пробуждения».

Если бытие поэта в творческой реальности равносильно его абсолютной свободе, то существование человека всегда «подсвечено» наличием внешней надличностной силы (во всех ее воплощениях - как благого провидения, действующего по воле бога, как беспристрастной судьбы или как враждебного рока), что обусловливает возможность внешней свободы для человека только в ее «ограниченном» варианте. Единственное, что дано человеку, - свобода внутреннего выбора путей своего взаимодействия с «Другим», основанная на «угадывании» его возможных действий, но не предполагающая, уверенности в будущем:365 «<.> провидение не алгебра. Ум ч<еловеческий> <.> угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая - мощного, мгновенного орудия провидения». [11; 127] Именно значимость случая в пушкинском мире предполагает возможность различных путей в ситуации выбора, но эта возможность заметна, а иногда очевидна только для «внешнего» взгляда, с точки зрения создателя художественного мира, а не его адептов. Случай находится в воле Автора, занимающего в созданной им реальности место «провидения».

Здесь следует отметить, что при описании восприятия универсальных категорий пушкинского художественного мира его героями -обыкновенными людьми мы были вынуждены выходить из сферы лирики в область нелирической поэзии, где эти категории реализуют себя на сюжетном уровне, предоставляя тем самым возможности для более детального анализа. Таким образом, для продолжения изучения универсальных структур пушкинской лирики кажется необходимым «подключение» к анализу всего корпуса художественных текстов Пушкина. Это представляется возможным, поскольку, по замечанию В. С. Листова, «мир Пушкина един, и разделение его на отдельные произведения иногда существенно, а иногда <.> условно и необязательно»366.

Выявление значимых для Пушкина стратегий поэтического поведения также предполагает «расширение» объекта анализа: кроме обращения к текстам поэм, в «ткань» которых Автор включает и свой «голос», значимым кажется подробное рассмотрение эпистолярного жанра, использовавшегося Пушкиным в целях создания собственной «художественной биографии», и критических работ, где можно обнаружить иногда - в прямой или смещенной

365 Ср.: «От судеб защиты нет человеку, но поэт стоит к ним как-то иначе. <.> Поэт - свободная сила в противоборстве с судьбой. Соизмеримая сила, но - "всемощнее"». - Бочаров С. Г. Пушкин - Гоголь -Достоевский. - С. 62.

366 Листов В. С. Новое о Пушкине. - С. 63. форме - подтверждение взглядов поэта на жизнь, литературу, творчество и самого себя, метафорически выраженных в лирике.

Помимо этого, с нашей точки зрения, «пушкинские» универсалии с необходимостью должны описываться в более широком контексте существующей культурно-литературной традиции, что позволило бы точнее идентифицировать особенности их бытования в его творчестве. В творческом восприятии (и преобразовании) традиции заключается «всеохватность» и в то же время уникальность пушкинского гения: его произведения содержат аллюзии на множество других текстов, но в то же время они не могут быть восприняты как исключительно интертекстуальный диалог. Поэт «рисует» собственную картину художественного мира, используя в качестве «палитры» литературную, эстетическую, философскую традицию, а в качестве «кисти» определенные стратегии авторского поведения.

Проведенное нами исследование выявило в качестве основной поэтической стратегии Пушкина стратегию «ускользания» от наличного бытия («окольную», по выражению А. А. Фаустова, стратегию) и следующие варианты ее реализации:

- «фальсификацию» собственного целеполагания для того, чтобы уйти из-под влияния судьбы или «направить» это влияние в необходимую поэту сторону («Мое завещание друзьям», «Не дай мне бог сойти с ума» и др.);

- «поэтический маскарад», предполагающий «игру» с различными ролями-масками с целью одновременного создания и сокрытия собственного образа (рассмотренные нами роли поэта-монаха, поэта-пророка, поэта-воина, поэта-гедониста и др.);

- пересоздание наличной реальности с помощью воображения, что не позволяет лирическому субъекту оказаться поглощенной этой реальностью и дает возможность «подниматься» над нею (использование стратегии воспоминания («Погасло дневное светило») или трансформация мира при помощи воображения (воплощения в топосе «Юга» мифологических Рая и Ада, а также креативного поэтического пространства));

- уход поэта от объективного мира в сферу «волшебн(ых) кра(ев)» творчества, который выглядит как лень, забвение, сон, смерть (для внешнего мира), но предполагает активную творческую жизнь в мире внутреннем;

- создание такого художественного мира, в котором каждое явление заключает в себе потенциал реализации множественных возможностей.

В заключение стоит заметить, что «ускользание» поэта от внешней стороны бытия подразумевает в действительности не бегство от него, а более глубокое проникновение в его внутреннюю сущность. Именно поэтому в <Набросках предисловия к "Борису Годунову"> [11;141] Пушкин замечает: «Поэт живущий на высотах создания яснее видит.»

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сулемина, Оксана Владимировна, 2011 год

1. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений : в 19 т. / А. С. Пушкин. -М. : Воскресенье, 1994- 1997.

2. Альми И. Л. Образ стихии в поэме «Медный всадник» // Болдинские чтения. Горький, 1979. - С. 16-27.

3. Альтшуллер М. Г. Между двух царей: Пушкин в 1824 1836 гг. / М. Г. Альтшуллер. - СПб. : Акад. проект, 2003. - 354 с.

4. Анненский И. Бальмонт-лирик 1906. // Книги отражений / И. Анненский. СПб., 1998-С. 102-103.

5. Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. -Волгоград Парадигма, 2005. 348 с.6. «Арзамас»: Сборник в 2 кн. / под ред. В. Э Вацуро, А. Л. Осповата. -М.: «Худож. лит.», 1994. Т. 1. - 606 с.

6. Аронсон М. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер. -СПб.: Акад. проект, 2001. 397 с.

7. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Арьес Ф. / Пер. с фр. М.: Изд. гр. «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. - 528 с.

8. Архангельский А. Н. Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии / А. Н. Архангельский. М. : Высшая школа, 1999. -287 с.

9. Асоян А. А. «II gran padre А. Р.» // «Почтите высочайшего поэта.» (Судьба «Божественной комедии Данте в Росии») / А. А. Асоян. М.: «Книга», 1990.-С. 47-73.

10. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : в 3 т. / А. Н. Афанасьев. М. : Индрик, 1994.

11. Ахматова А. А. О Пушкине: статьи и заметки / А. А. Ахматова. -Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1984. 351с.

12. Баевский В. С. Доминанты художественной эволюции Пушкина / В. С. Баевский // ИРАН, 1999. № 2. - С. 23-33.

13. Баевский В. С. Из предыстории пушкинской элегии «Погасло дневное светило.» / В. С. Баевский // Проблемы современного пушкиноведения. Псков, 1994. - С. 5-43.

14. Баевский В. «Сквозь магический кристалл»: Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина / В. Баевский. М. : Прометей, 1990.- 158 с.

15. Баевский В. С. Темы разобщенности, одиночества, забвения и памяти в «Евгении Онегине» / В. С. Баевский // Пушкин: проблемы поэтики: сб. науч. тр. Тверь : ТГУ, 1992. - С. 42-58.

16. Баженов А. «Схождение во ад» как творческая задача Пушкина (к вопросу о «Гавриилиаде») / А. Баженов // Наш современник. № 1, 2002.

17. Балашова И. А. Романтическая мифология А. С. Пушкина : Дис. на соиск. степ, д-ра филол. наук / И. А. Балашова. Ростов-на-Дону, 2000 -429 с.

18. Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы / Е. А. Баратынский. М., 1983.-С. 128.

19. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М. : Искусство, 1979. - 424 с.

20. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / Г. Башляр / Пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 376 с.

21. Бердяев Н. Самопознание / Н. Бердяев. М.: ДЭМ, 1990. - С. 45-60.

22. Бетеа Д. Воплощение метафоры: Пушкин, жизнь поэта / Д. Бетеа / пер. с англ. Неклюдовой М. С. М. : ОГИ, 2003. - 256 с.

23. Благой Д. Д. Данте в сознании и творчестве Пушкина / Д. Д. Благой // Историко-филологические исследования. Сборник статей к 75-летию Н. И. Конрада. М., 1967. - С. 237-246.

24. Благой Д. Д. Душа в заветной лире / Д. Д. Благой. М. : Сов. писатель, 1979.-624 с.

25. Благой Д. Д. Мастерство Пушкина. Вдохновенный труд. Пушкин -мастер композиции / Д. Д. Благой. М. : Сов. писатель, 1955. - 267 с.

26. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813 1826) / Д. Д. Благой. -М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1950. - 579 с.

27. Бонди С. М. О Пушкине: Ст. и исследования / С. М. Бонди. М. : Худож. лит., 1983.- 478с.

28. Бочаров С. Г. О художественных мирах / С. Г. Бочаров. М. : Наука, 1985.-296 с.

29. Бочаров С. Г. Праздник жизни и путь жизни. Сотый май и тридцать лет. Кубок жизни и клейкие листочки // Русские пиры. СПб., 1998. -С. 197-259;

30. Бочаров С. Г. Пушкин Гоголь - Достоевский // Сюжеты русской литературы / С. Г. Бочаров. - М. : Языки русской культуры, 1999. - С. 17-262.

31. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина : Очерки / С. Г. Бочаров. М. : Наука, 1974.-207 с.

32. Бройтман С. Н. Историческая поэтика / С. Н. Бройтман. М. : РГГУ, 2001.-320 с.

33. Бройтман С. Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. (Субъектно-образная структура) / С. Н. Бройтман. - М. : Российск. гос. гуманит. ун-т., 1997. - 307 с.

34. Бройтман С. Н. Тайная поэтика Пушкина / С. Н. Бройтман. Тверь : Тверской гос. ун-т, 2002.

35. Булгаков С. Жребий Пушкина / С. Булгаков // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX век. - М.; СПб. : Унив. кн.,1999.-С. 269-289.

36. Вацуро В. А. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа» / В. А. Вацуро СПб. : Наука, 1994. - 238 с.

37. Вацуро В. Э. Пушкинская пора / В. Э. Вацуро. СПб. : Акад. проект,2000. 623 с.

38. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / А. Вежбицкая / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М. : Языки славянской культуры, 2001. - 272 с.

39. Вейдле В. В. Эмбриология поэзии / В. В. Вейдле / сост. и коммент. В. В. Сапова. М. : Изд-во «LVS», 2001.- 128 с.

40. Вересаев В. В. Загадочный Пушкин : сборник / В. В. Вересаев. М. : Республика, 1999. - 399 с.

41. Вересаев В. В. Спутники Пушкина. 392 портрета / В. В. Вересаев. М. : Захаров, 2001. - 655 с.

42. Виноградов В. В. Сюжет о влюбленном бесе в творчестве Пушкина и в повести Тита Космократова (В. П. Титова) «Уездный домик в Васильевском» / В. В. Виноградов // Пушкин. Исследования и материалы. Л. : Наука, 1982. - Т. 10. - С. 122-146.

43. Виноградов В. В. Язык Пушкина. Пушкин и история русского литературного языка / В. В. Виноградов. М.-Л., 1989. - 454с.

44. Виролайнен M. Н. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности / M. Н. Виролайнен. СПб.: Амфора, 2003. - 502 с.

45. Вольперт Л. И. Пушкин в роли Пушкина. Творческая игра по моделям французской литературы. Пушкин и Стендаль / Л. И. Вольперт. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 328 с.

46. Вольперт Л. И. Пушкинская Франция / Л. И. Вольперт. СПб. : Алетейя, 2007. - 572 с.

47. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М. : Искусство, 1968. - 575 с.

48. Вышеславцев Б. П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода) // О России и русской философской культуре / Б. П. Вышеславцев. М., 1990.-С. 398-402.

49. Вяземский П. А. Стихотворения / П. А. Вяземский. Л. : «Советский писатель», 1958. - 488 с.

50. Гайворонская Л. В. Герменевтика поэтического вдохновения втворчестве Пушкина / JI. В. Гайворонская // Универсалии русской литературы. 2 / Отв. ред. А. А. Фаустов. Воронеж: Воронежский государственный университет; НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2010. - С. 376389.

51. Гайворонская J1. В. Семантика календаря в художественном мире Пушкина (дни недели, времена года) : Диссертация на соиск. учен, степ. канд. филол. наук. Воронеж, 2006. - 242 с.

52. Гайворонская JT. В. Семантика пустынь в творчестве Пушкина / Л. В. Гайворонская // Универсалии русской литературы / Отв. ред. А. А. Фаустов. Воронеж : Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2009. - С. 103-119.

53. Гаспаров Б. К описанию мотивной структуры лирики Пушкина / Б. Гаспаров, И. Паперно // Russian Romanticism. Studies in the Poetic Codes. Stockholm : Almgvist & Wiksell International, 1979. - P. 9-44.

54. Гаспаров Б. M. Поэтика Пушкина в контексте европейского и русского романтизма / Б. М. Гаспаров // Современное американское пушкиноведение : сб. ст. / ред. У. М. Тодд III. СПб. : Академический проект, 1999. - С. 301-329.

55. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка / Б. М. Гаспаров. СПб. : «Академический проект», 1999. - 400 с.

56. Гершензон М. Мудрость Пушкина / М. Гершензон // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX век. - М.; СПб. : Университетская книга, 1999.-С. 186-217.

57. Гершензон М. О. Статьи о Пушкине / М. О. Гершензон. М., 1926. -С.60-68; 96-110.

58. Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и арзамасское братство / М. И. Гиллельсон. Л.: «Наука», 1974. - 226 с.

59. Гинзбург Л. Я. Пушкин и Бенедиктов // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. М.; Л.: Изд-во

60. АН СССР, 1936. Вып. 2. - С. 148-182.

61. Гинзбург Л.Я.Пушкин и лирический герой русского романтизма // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. - Т. 4. - С. 140-153.

62. Гинзбург Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. Л. : Сов. писатель, 1974. -405 с.

63. Городецкий Б. П. Лирика Пушкина / Б. П. Городецкий. Л., 1970.

64. Горюнков С. В. Гвидонерия, или русская история глазами Пушкина / Горюнков С. В. СПб. : Алетейя, 2003. - 172 с.

65. Гребнева М. П. Поэтика демонической темы в русской литературе 1030-х годов XIX века : (Жуковский, Пушкин, Лермонтов) : Дис. на соиск. ст. канд. филол. наук / М. П. Гребнева. Томск, 1995. - 225 с.

66. Грехнев В. А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров / В. А. Грехнев. -Горький, 1985.-239 с.

67. Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики / В. А. Грехнев. Н. Новгород, 1994.-462 с.

68. Грехнев В. А. Этюды о лирике Пушкина / В. А. Грехнев. Н. Новгород : Волго-Вят. кн. изд-во, 1994. - 191 с.

69. Гринлиф М. Пушкин и романтическая мода / М. Гринлиф. СПб. : Академический проект, 2006. - 383 с.

70. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля / Г. А. Гуковский. -М., 1957.-С. 109-128.

71. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики / Г. А. Гуковский. М. : Интрада, 1995.-319 с.

72. Давыдов С. Последний лирический цикл Пушкина / С. Давыдов // Рус.лит-ра. 1999. - № 2. - С. 86-108.

73. Даль В. Толковый словарь в четырех томах / В. Даль. М.: Русский язык, 1991.

74. Данилевский Р. Ю. Пушкин и Гете: сравнительное исследование / Р. Ю. Данилевский. СПб.: Наука, 1999. - 288 с.

75. Данте Алигьери Божественная комедия / Алигьери Данте. М., 1985. -450с.

76. Делюмо Ж. Ужасы на Западе / Ж. Делюмо. М.: Голос, 1994.

77. Державин Г. Р. Стихотворения / Г. Р. Державин. JI. : Сов. писатель, 1957.-469 с.

78. Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений / И. И. Дмитриев. -JL: «Советский писатель», 1967 501 с.

79. Долинин А. Пушкин и Англия : цикл статей / А. Долинин. М. : Новое лит. обозрение, 2007. -275 с.

80. Друзья Пушкина : Переписка; Воспоминания; Дневники : в 2т. / под ред. В. В. Кунина. М. : Правда, 1984.

81. Евдокимова С. Медный всадник: история как миф // Russian Literature. 1990. - V.XXVIII-IV. - Р.441-460.

82. Есипов В. М. Пушкин в зеркале мифов / Есипов В. M. М. : Языки славянской культуры, 2006. - 558 с.

83. Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. (Язык. Семиотика. Культура.). М.: ЯСК, 2002.

84. Живов В. М. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации царя в России / В. М. Живов, Б. А. Успенский // Языки культуры и проблема переводимости. М., 1987.

85. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы / В. М. Жирмунский. Л. : Наука, 1978. - 422 с.

86. Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы / А. К. Жолковский. М. : Наука, 1994. - 428 с.

87. Жуковский В. А. // Собрание сочинений: В 4 т. / В. А. Жуковский. -М.; Л., 1959.

88. Журавлева А. И. Опять о «Памятнике» / А. И. Журавлева, В. Н. Некрасов // Агб т1егрге1апсН (Сборник статей к 75-летию профессора Ю. Н. Чумакова). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. - С. 61-72.

89. Зайонц Л. О. «Парки бабье лепетанье.» (комментарий к реплике Л.В. Пумпянского) / Л. О. Зайонц // Тыняновский сборник. Девятые Тыняновские чтения. М., 2002. - С.268-284.

90. Иваницкий А. И. Исторические смыслы потустороннего у Пушкина: К проблеме онтологии петербургской цивилизации / А. И. Иваницкий. -М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. 304 с.

91. Иваницкий А. И. Чудо в объятиях истории (Пушкинские сюжеты 1830-х годов) / А. И. Иваницкий. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008 - 473 с.

92. Иванов Вяч. Вс. Два демона (беса) и два ангела у Пушкина / Вяч. Вс. Иванов // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. М.: ОГИ, 2001. - С. 46-53.

93. Иванов Вяч. Поэт и чернь / Вяч. Иванов // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX век. - М.; СПб. : Университетская книга, 1999. - С. 532-536.

94. Ивинский Д. П. О Пушкине / Д. П. Ивинский. М. : 1п^аёа, 2005. - 272с.

95. Ильин В. Аполлон и Дионис в творчестве Пушкина / В. Ильин // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX век. - М.; СПб. : Университетская книга, 1999. - С. 296-312.

96. Ильин В. Пророческое призвание Пушкина / В. Ильин // А. С. Пушкин: Путь к православию. М. : Отчий дом, 1996. - С. 213-242.

97. Ильичев А. В. «Зачем крутится ветр в овраге.»: Источники, поэтика, концепция поэта и поэзии / А. В. Ильичев // Временник Пушкинской комиссии.-Л. : Наука, 1991.-Вып. 24. С. 144-154.

98. Кайуа Р. Игры и люди; Статьи по социологии культуры / Роже Кайуа. М. : ОГИ, 2007. - С. 43-49.

99. Карамзин H. М. Полное собрание стихотворений / H. М. Карамзин. -Л.: «Советский писатель», 1966 409 с.

100. Касаткина В. Н. Романтическая муза Пушкина / В. Н. Касаткина. -М. : Изд-во МГУ, 2001.- 123 с.

101. Квашина Л. П. Элегия Пушкина «Погасло дневное светило.» и жанровая традиция / Л. П. Квашина // Литературоведческий сборник. -Вып. 4. Донецк : ДонНУ, 2000. - С. 92-96.

102. Керлот X. Э. Словарь символов / X. Э. Керлот. M. : «REFI - book», 1994.-С. 57-205.

103. Кибальник С. А. Об автобиографизме пушкинской лирики юного периода / С. А. Кибальник // Русская литература. 1987. - № 1. - С. 8999.

104. Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина / С.А. Кибальник. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 199 с.

105. Коджак А. Сказка Пушкина "Золотой петушок" // American Contributions to the 8th International Congress of Slavists. Ohio, 1978. -V.2.

106. Кори P. Страх история политической идеи / Кори Р. / Пер. с англ. А. Георгиева, М. Рудакова. М.: Прогресс-традиция; «Территориябудущего», 2007. 368 с.

107. Корман Б. О. Многоголосье в лирике Н. А. Некрасова // Избр. тр. Теория литературы / Б. О. Корман. Ижевск, 2006. - С. 7-40.

108. Корман Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981. -С. 45-46.

109. Кошелев В. А. Пушкин и «Бова Королевич» / В. А. Кошелев // Русская литература. 1993. - № 4. - С. 17-34.

110. Кошелев В. А. Пушкин: история и предание / В. А. Кошелев. СПб. : Академ, проект, 2000. - 359 с.

111. Кошелев В. А. «Топот бледного коня». (К проблеме: Пушкин и апокалипсис) / В. А. Кошелев // Рус. лит-ра. 1999. - №2. - С. 157-164.

112. Легенды и мифы о Пушкине : Сб. статей / под ред. М. Н. Виролайнен. СПб. : Академический проект, 1999. - 352с.

113. Летопись жизни и творчества Пушкина : В 4 т. / сост. : М. А. Цявловский, Н. А. Тархова / отв. ред. Я. Л. Левкович. М. : Слово-Slovo, 1999.

114. Липавский Л. Исследование ужаса / Л. Липавский. М.: изд. Ад Маргинем, 2005. - 445 с.

115. Листов В. С. «Голос музы темной.» / В. С. Листов. М. : Изд-во «Жираф», 2005.-416 с.

116. Листов В. С. Новое о Пушкине. История, литература, зодчество и другие искусства в творчестве поэта / В. С. Листов. М.: Стройиздат, 2000. - 448 с.

117. Ломоносов М. В. Избранные произведения / М. В. Ломоносов. М., 1965.

118. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / А. Ф. Лосев. М., 1979. - С. 300-322.

119. Лотман Ю. М. Две «Осени» / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М. : Языки славянской культуры, 1994.-С. 16-29.

120. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб. : Искусство -СПб, 1998.-702 с.

121. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю. М. Лотман. СПб. : Искусство - СПб, 1999. - 846 с.

122. Лотман Ю. М. Пушкин / Ю. М. Лотман. СПб. : «Искусство СПб.», 2009. - 847 с.

123. Люсый А. П. Крымский текст в русской литературе / А. П. Люсый. -СПб. : Алетейя, 2003. 314 с.

124. Люсый А. П. Пушкин. Таврида. Киммерия / А. П. Люсый. М.: Языки русской культуры, 2000. - 248 с.

125. Мазур Н. Н. Пушкин и «Московские юноши» : Вокруг проблемы гения / Н. Н. Мазур // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования / Под ред. Дэвида М. Бетеа, А. Л. Осповата, Н. Г. Охотина и др. М., 2001. - С. 54-105.

126. Майкльсон Дж. «Памятник» Пушкина в свете его медитативной лирики 1836 года / Дж. Майкльсон // Концепция и смысл: сб. ст. в честь 60-летия проф. В. М. Марковича / под ред. А. Б. Муратова, П. Е. Бухаркина. СПб., 1996. - С. 125-139.

127. Майков В. И. Избранные произведения / В. И. Майков М.-Л. : «Советский писатель», 1966. - 490 с.

128. Макогоненко Г. П. Избранные работы : о Пушкине, его предшественниках и наследниках / Г. П. Макогоненко. Л. : Худож. лит., 1987.-640 с.

129. Мальчукова Т. Г. Античные и христианские традиции в изображении человека и природы в творчестве А. С. Пушкина / Т. Г. Мальчукова. -Петрозаводск : ПетрГУ, 2007. 483 с.

130. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма / Ю. В. Манн. М. : Наука, 1976.-375 с.

131. Медведева И. Н. Пушкинская элегия 1820-х годов и «Демон» / И. Н. Медведева // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.; Л. : Наука, 1941.-Вып. 6.-С. 51-71.

132. Меднис Н. Е. Мотив пустыни в лирике Пушкина/ Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998. - Вып.2. - С. 163 - 171.

133. Мелетинский Е. М. Трансформации архетипов в русской классической литературе (Космос и Хаос, герой и антигерой) / Е. М. Мелетинский // Литературные архетипы и универсалии. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 433 с.

134. Мережковский Д. Пушкин / Д. Мережковский // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX век. - М.; СПб. : Университетская книга, 1999. - С. 80-140.

135. Мифологический словарь / А. А. Аншба и др.; Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М. : Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.

136. Модзалевский Б. Л. Библиотека А. С. Пушкина (Библиографическое описание) / Б. Л. Модзалевский. СПб. : Императорская Академия Наук, 1910.-442 с.

137. Мокиенко В. М. Словарь крылатых выражений Пушкина / В. М. Мокиенко; К. П. Сидоренко. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. -752 с.

138. Муравьева О. С. Пушкин и Наполеон / О. С. Муравьева // Пушкин. Исследования и материалы. Л. : Наука, 1991. - Т. 14. - С. 5-32.

139. Мурьянов М. Ф. Из символов и аллегорий Пушкина / М. Ф. Мурьянов. М.: Наследие, 1996. - Вып. II. : Сер. «Пушкин в XX веке». -321 с.

140. Мурьянов М. Ф. Пушкин и Германия / М. Ф. Мурьянов. М. : «Наследие», 1999. - 446 с.

141. Мурьянов М. Ф. Пушкинские эпитафии / М. Ф. Мурьянов. М. : Наследие, 1995,- 112 с.

142. Мясоедова Н. Е. Пушкинские замыслы: Опыт реконструкции / Н. Е. Мясоедова. СПб. : СпецЛит, 2002. - 279 с.

143. Небольсин С. А. Пушкин и европейская традиция / С. А. Небольсин. М. : Наследие, 1999. - 336 с.

144. Неклюдова М. С. Окно в Европу: Источниковедческий этюд к «Медному всаднику» / М. С. Неклюдова, А. Л. Осповат // Лотмановский сборник / сост. Е. В. Пермяков. М. : Изд-во РГГУ, изд-во «ИЦ Гарант», 1997. - Т. 2. - С. 255-272.

145. Немировский И. В. Творчество Пушкина и проблема публичного поведения поэта / И. В. Немировский. СПб. : Гиперион, 2003. - 350 с.

146. Непомнящий В. С. Время в поэтике Пушкина / В. С. Непомнящий // Ars interpretandi (Сборник статей к 75-летию профессора Ю. Н. Чумакова). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. - С. 99-107.

147. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина / В. С. Непомнящий. М. : Сов. писатель, 1987. -448 с.

148. Николаева Т. М. «Слово о полку Игореве». Поэтика и лингвистика текста. «Слово о полку Игореве» и пушкинские тексты / Т. М. Николаева. М. : Изд-во «Индрик», 1997. - 336 с.

149. Николаева Т. М. «Сны» пушкинских героев и сон Ярослава Всеволодовича / Т. М. Николаева // Лотмановский сборник. М., 1995. -Т. 1. - С. 392-409.

150. Новикова М. Пушкинский космос. Языческая и христианскаятрадиции в творчестве Пушкина / М. Новикова. М. : Наследие, 1995.- Вып. I. : Сер. «Пушкин в XX веке». 353 с.

151. Осповат JI. С. «Влюбленный бес». Замысел и его трансформация в творчестве Пушкина 1821 1831 гг. / J1. С. Осповат // Пушкин. Исследования и материалы. - JT. : Наука, 1986. - Т. 12. - С. 175-199.

152. Паперный В. Свобода и страх в поэтическом мире Пушкина / В. Паперный // Семиотика страха / под ред. Норы Брукс и Франсиса Конта. Париж - Москва, 2005. - С. 102-123.

153. Пеньковский А. Б. Загадки пушкинского текста и словаря : опыт филол. герменевтики / А. Б. Пеньковский. М. : Языки славянской культур, 2005. - 314 с.

154. Пеньковский А. Б. Нина: культурный миф русской литературы в лингвистическом освещении / А. Б. Пеньковский. М. : «Индрик», 1999.-520 с.

155. Песков А. Памятник Петру Первому работы Фальконе / А. Песков // Семиотика страха / под ред. Норы Брукс и Франсиса Конта. Париж- Москва, 2005. С. 44-64.

156. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф.Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). М.: Мысль, 1994.

157. Позов А. Метафизика Пушкина / А. Позов. М. : Наследие, 1998. -Вып. V. : Сер. «Пушкин в XX веке». - 320 с.

158. Пономарева Л. Г. Лицейская поэзия А. С. Пушкина как целостный художественный мир : Дис. на соиск. ст. канд. филол. наук / Л. Г. Пономарева. Омск, 1998. - 280 с.

159. Поройков С. Ю. Неизвестный Пушкин : философия писателя в свете раннехристианского наследия / С. Ю. Поройков. М. : Муравей, 2002.- 144 с.

160. Поэтическая фразеология Пушкина / под ред. В. Д. Левина. М.: «Наука», 1969.-390 с.

161. Проданик Н. В. Топосы смерти в лирике Пушкина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, кандидата филол. наук / Проданик Н. В. Омск, 2000. - 24 с.

162. Проскурин О. Литературные скандалы пушкинской эпохи / О. Проскурин. М. : ОГИ, 2000. - Вып. 6. : Материалы и исследования по истории русской культуры. - 368 с.

163. Проскурин О. Новый Арзамас Новый Иерусалим (религия общества «Арзамас») // Новое литературное обозрение, 1996. - № 9. -С. 73-128.

164. Проскурин О. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест / О. Проскурин. М. : Новое литературное обозрение, 1999. - 462 с.

165. Пумпянский Л. В. классическая традиция: собрание трудов по истории русской литературы / Л. В. Пумпянский / Отв. ред. А. П. Чудаков. М. : Языки русской культуры, 2000. - 864 с.

166. Пушкин в русской философской критике. Конец XIX начало XX в. / Сост. Р. А. Гальцева. - СПб. : Унив. кн., 1999. - 591 с.

167. Пушкин и античность : сб. ст. / отв. ред. И. В. Шталь, А. С. Курилов. -М. : Наследие, 2001.-139 с.

168. Пушкин: pro et contra. Личность и творчество Александра Пушкина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология : в 2 т. / сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова, коммент. Г. Е. Потаповой. СПб. : РХГИ, 2000. -Т. 1. - 712 е.; Т. 2. - 704 с.

169. Пушкин и теоретико-литературная мысль / Л. Мазаник и др.; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М. : ИМЛИ-Наследие, 1999.-458 с.

170. Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999 : материалы и исслед. -М. : ОГИ, 2001.-509 с.

171. Пятигорский А. С. Страх из 2009 года// «Неприкосновенный запас», 2009.-№5(67).-С.3-16.

172. Речи о Пушкине. 1880-1960-е годы / Подгот. В. С. Непомнящий. М.1. Текст, 1999.-390 с.

173. Розанов В. А. С. Пушкин / В. Розанов // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX век. - М.; СПб. : Университетская книга, 1999.-С. 141-152.

174. Рылеев К. Ф. Полное собрание стихотворений / К. Ф. Рылеев. М. -JL: «Советский писатель», 1971.

175. Савинков С. В., Фаустов А. А. Аспекты русской литературной характерологии / С. В. Савинков, А. А. Фаустов. М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. - 332 с.

176. Савинков С. В., Фаустов А. А. История и судьба в пушкинском «Борисе Годунове» / С. В. Савинков, А. А. Фаустов // Материалы Международной пушкинской конференции. Псков, 1996. - С. 164168.

177. Савченко Т. Т. О композиции цикла 1836 года А. С. Пушкина / Т. Т. Савченко // Болдинские чтения. Горький, 1979. - С. 70-81.

178. Сакутин В. Метафизика страха / В Сакутин // СТРАХ. Теология, философия, психология / под ред. 3. И. Киршбаума. Владивосток : Изд-во ДВГМА, 1994. - 69 с.

179. Сандлер С. Далекие радости: А. Пушкин и творчество изгнания / С. Сандлер. СПб.: Академический проект, 1999. - 224 с.

180. Сендерович С. Алетейя. Элегия Пушкина «Воспоминание» и проблемы его поэтики // Wiener Slawistisher Almanach. Sonderband 8. -Wien, 1982.-280 с.

181. Сендерович С. Пенаты / С. Сендерович, М. Сендерович. East Lansing, Michigan, USA, 1990. - 276 с.

182. Сидяков Jl. С. Изменения в системе лирики Пушкина 1820 1830-х годов / Л. С. Сидяков // Пушкин. Исследования и материалы. - Л. : Наука, 1982. - Т. 10. - С. 48-69.

183. Синдаловский Н. А. Пушкинский круг : легенды и мифы / Н. А. Синдаловский. М. Центрполиграф, 2007. - 347 с.

184. Сквозников В. Д. Лирика Пушкина / В. Д. Сквозников. М. : Худож. лит., 1975.-86 с.

185. Сквозников В. Д. Пушкин. Историческая мысль поэта / В. Д. Сквозников. М. : Наследие, 1998. - 232 с.

186. Слинина Э. В. Тема поэта в творческой эволюции Пушкина и историко-литературном контексте // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. Вологда, 1987. - С. 13-15.

187. Словарь языка Пушкина : в 4т. / под ред. В. В. Виноградова. . М. : АНСССР, 1956.

188. Смирнов А. А. Романтическая лирика Пушкина как художественная целостность / А. А. Смирнов; Рос. акад. наук. М. : Наука, 2007. - 307 с.

189. Соловьев В. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина / В. Соловьев // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX век. - М.; СПб. : Университетская книга, 1999. - С. 37-79.

190. Соловьев В. Судьба Пушкина / В. Соловьев // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX век. - М.; СПб. : Университетская книга, 1999.-С. 14-36.

191. Соловьева Н. А. Пушкин и английский романтизм / Н. А. Соловьева // А. С. Пушкин и мировая культура. М. : Изд-во МГУ, 1999. - С. 184185.

192. Старк В. П. Притча о сеятеле и тема поэта-пророка в лирике Пушкина / В. П. Старк // Пушкин. Исследования и материалы. Л. : Наука, 1991.-Т. 14.-С. 51-64.

193. Старк В. П. Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны.» и цикл Пушкина 1836 г. / В. П. Старк // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1982, - т. X.

194. Старобинский Ж. К понятию воображения: вехи истории / Ж. Старобинский // Новое литературное обозрение. 1996. - № 19. - С. 36 -47.

195. Стенник Ю. В. Пушкин и русская литература XVIII века / Ю. В. Стенник. -СПб.: Наука, 1995. 350 с.

196. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина / Степанов Н. Л. М.: «Советский писатель», 1959. - 98 с.

197. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. М.: Академический проект, 2004. - 992 с.

198. Строганов М. В. «.Вампиром именован.» / М. В. Строганов // Легенды и мифы о Пушкине : сб. ст. СПб. : Акад. проект, 1994. - С. 162-167.

199. Сумароков А. П. Избранные произведения / А. П. Сумароков. Л. : «Советский писатель», 1957 - 607 с.

200. Сурат И. Пушкин: биография и лирика. (Проблемы, разборы, заметки, отклики) / И. Сурат. М. : Наследие, 2000. - 240 с.

201. Таборисская Е. М. Своеобразие темы безумия в произведениях Пушкина 1833 г. / Е. М. Таборисская // Пушкинские чтения в Тарту. -Таллин, 1987. -С.28-29.

202. Таборисская Е. М. Тема поэзии в пушкинской лирике 1826 1836 годов // Анализ художественного произведения / Е. М. Таборисская. -М., 1987.-С. 20-38.

203. Таборисская Е. М. Феномен «Самостоянья человека» в лирике А. С. Пушкина : Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора филол. наук / Таборисская Евгения Михайловна. Воронеж, 1997. - 39 с.

204. Тайны пушкинского слова. М. : Континент-пресс, 1999. - 360 с.

205. Тамарченко Н. Д. Сюжет сна Татьяны и его источники / Н. Д.

206. Тамарченко // Болдинские чтения. Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1983.-С. 107-126.

207. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Н. Д. Тамарченко. М., 2001. - С.219-227.

208. Тархова Н. А. Сны и пробуждения в романе «Евгений Онегин» / Н. А. Тархова // Болдинские чтения. Горький : Волго-Вят. кн. изд-во,1982.-С. 52-161.

209. Тоддес Е. А. К вопросу о каменностровском цикле / Е. А. Тоддес // Проблемы пушкиноведения : сб. науч. тр. Рига : ЛГУ им. П. Стучки,1983.-С. 26-44.

210. Томашевский Б. В. Пушкин : в 2 т. / Б. В. Томашевский. М. : Худож. лит., 1990.-Т. 1.-367 е.; Т. 2.-383 с.

211. Топоров В. Н. Из истории петербургского аполлинизма : его золотые дни и его крушение / В. Н. Топоров. М. : ОГИ, 2004. - 264 с.

212. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров. М. : Прогресс, 1995. -621 с.

213. Топоров В. Н. Судьба и случай / В. Н. Топоров // Понятие судьбы в контексте разных культур. М. : Наука, 1994. - С. 39-74.

214. Трофимов Е. Метафизическая поэтика Пушкина / Е. Трофимов. -Иваново : ИГУ, 1999. 355 с.

215. Топоров В. Н. Русский бард: долгая предыстория и краткая история -освоение чужого // Слово в тексте и в словаре. М., 2000. - С. 608-630.

216. Тынянов Ю. Н. Блок // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М.: Наука, 1977.-С. 118-123.

217. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники / Ю. Н. Тынянов. М. : Наука, 1969. - С.23-166.

218. Тюпа В. И. Парадигмальный архесюжет в текстах Пушкина / В. И. Тюпа // Ars interpretandi (Сборник статей к 75-летию профессора Ю. Н. Чумакова). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. - С. 108-119.

219. Удодов Б. Т. Пушкин: Художественная антропология / Б. Т. Удодов. Воронеж : Изд-во ВГУ, 1999. - 304 с.

220. Универсалии русской литературы / Отв. ред. А. А. Фаустов. -Воронеж: Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2009. 652 с.

221. Универсалии русской литературы. 2 / Отв. ред. А. А. Фаустов. -Воронеж: Воронежский государственный университет; НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2010. 692 с.

222. Успенский Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. М. : Языки русской культуры, 1995. - 357 с.

223. Фасмер М. Этимологический словарь : в 4 т. / М. Фасмер. М., 1964.

224. Фаустов А. А. Авторское поведение Пушкина: Очерки / А. А. Фаустов. Воронеж : ВГУ, 2000. - 321 с.

225. Фаустов А. А. Герменевтика личности в творчестве А. С. Пушкина (две главы) / А. А. Фаустов. Воронеж : РИЦ ЕФ ВГУ, 2003. - 240 с.

226. Фаустов А. А. К пушкинской миссиологии: поэт и священник / А. А. Фаустов // Филологические записки. Вып. 26. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - С. 97-126.

227. Фаустов А. А. Наследники и избранники в мире Пушкина / А. А. Фаустов // Болдинские чтения 2011 / Гос. лит.-мемор. и природ, музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино»; отв. ред. Н. М. Фортунатов. -Саранск, 2011.-С. 137-145.

228. Фаустов А. А. Фрагмент в лирике Пушкина / А. А. Фаустов // Болдинские чтения. Н. Новгород, 2004. - С. 60-69.

229. Фаустов А. А. Характер / А. А. Фаустов // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008.-С. 286-287.

230. Фаустов А. А. Язык переживания русской литературы: На пути к середине XIX века / А. А. Фаустов. Воронеж, 1998. - 125 с.

231. Федоров Н. Ф. «Фауст» Гете и народная легенда о Фаусте / Н. Ф.

232. Федоров // Контекст. М. : Наука, 1977. - 352 с.

233. Федотов Г. П. Певец империи и свободы / Г. П. Федотов // Пушкин в философской критике : конец XIX первая половина XX в. - М. : Книга, 1990.-С. 358-375.

234. Флейшман JI. С. От Пушкина к Пастернаку : избр. работы по поэтике и истории рус. лит. / JI. С. Флейшман. М. : Новое лит. обозрение,2006. 780 с.

235. Фомичев С. А. Последний лирический цикл Пушкина / С. А. Фомичев // Временник Пушкинской комиссии. JI. : Наука, 1985. -Вып. 20. - С. 52-66.

236. Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая Эволюция / С . А. Фомичев. JI. : Наука, 1986. - 302 с.

237. Фомичев С. А. Праздник жизни: Этюды о Пушкине / С. А. Фомичев. СПб.: Наука, 1995. - 311 с.

238. Фомичев С. А. Пушкин и масоны / С. А. Фомичев // Легенды и мифы о Пушкине: сб. ст. СПб. : Академ, проект, 1994. - С. 143-161.

239. Фомичев С. А. Пушкинская перспектива / С. А. Фомичев. М. : Знак,2007. 532 с.

240. Франк С. религиозность Пушкина / С. Франк // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX век. - М.; СПб. : Университетская книга, 1999. - С. 426-439.

241. Франк С. Светлая печаль / С. Франк // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX XX век. - М.; СПб. : Университетская книга, 1999. - С. 500-514.

242. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. - С. 16-27.

243. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. М. : Высшая школа, 1999.-398 с.

244. Цивьян Т. В. О ремизовской гипнологии и гипнографии // Серебряный век в России. М., 1993. - С. 299 - 338.

245. Цивьян Т. В. Человек и его судьба приговор в модели мира / Т. В. Цивьян // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М. : Наука, 1994.-С. 122-129.

246. Цявловская Т. Г. «Влюбленный бес» (Неосуществленный замысел Пушкина) / Т. Г. Цявловская // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 19 т. Т. 18. - М.: Воскресенье, 1994. - С. 601-635.

247. Цявловский М. А. Вокруг Пушкина : дневники, статьи 1928-1965 / М.

248. A. Цявловский, Т. Г. Цявловская. М. : НЛО, 2000. - 336 с.

249. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и писем / П. Я. Чаадаев. -Т. 1.-М. : «Наука», 1991. С.458-459.

250. Черашняя Д. И. Тайная свобода поэта: Пушкин. Мандельштам / Д. И. Черашняя. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. -308 с.

251. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды / К.

252. B. Чистов. М., 1967. - С. 91-124.

253. Чо Ми Кен. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и поэтов его времени / Чо Ми Кен: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук. СПб., 2000. - 26 с.

254. Чумаков Ю. Н. «Осень» Пушкина в аспекте структуры и жанра / Ю. Н. Чумаков // Учен. зап. / Ленинградский гос. пед. ин-т, 1972. Т. 483. -С. 30-45.

255. Шапир М. И. Статьи о Пушкине / М. И. Шапир. М. : Языки славян, культур (изд. Кошелев), 2009. - 399 с.

256. Шварцбанд С. М. История текстов: «Гавриилиада», «Подражания Корану», «Евгений Онегин» (гл. I IV). Серия «Зарубежная филология в РГГУ» / С. М. Шварцбанд. - М. : Рос. гос. гум. ун-т, 2004. - 237 с.

257. Шмид В. Нарратология Пушкина / В. Шмид // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999. Вып. 7 : Материалы и исследования по истории русской культуры. - М. : ОГИ, 2001. - С. 300-317.

258. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард /

259. В. Шмид. СПб. : ИНА-ПРЕСС, 1998. - 352 с.

260. Щерба JI. В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина // Избранные работы по русскому языку / JI. В. Щерба. М., 1957. - С. 24-44.

261. Щукин В. «Мечтает русский о побеге.»: о семантике свободы в поэзии Пушкина / В. Щукин // Russian Philology and History: In Honor of Professor Victor Levin. Jerusalem, 1992. - pp. 220-233.

262. Эйдельман H. Я. Статьи о Пушкине / H. Я. Эйдельман. М. : Новое лит. обозрение, 2000. - 457 с.

263. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / Пер. с фр. / М. Элиаде. М. : Ладомир, 2000.-414 с.

264. Эмерсон К. «Борис Годунов» А. С. Пушкина / К. Эмерсон // Современное американское пушкиноведение : сб. ст. СПб. : Академ, проект, 1999.-С. 111-152.

265. Эпштейн М. Фауст на берегу моря (Типологический анализ параллельных мотивов у Пушкина и Гёте) / М. Эпштейн // Вопросы литературы. 1981. - № 6. - С. 89-110.

266. Эткинд Е. Г. Божественный глагол: Пушкин, прочитанный в России и во Франции / Е. Г. Эткинд. М. : Языки русской культуры, 1999. -600 с.

267. Якобсон Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон / Переводы / сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. М. : Прогресс, 1987. - 464 с.

268. Янкелевич В. Смерть / В. Янкелевич / пер. с фр. : Е. А. Адриянова, В. П. Большаков, Г. В. Волкова, Н. В. Кислова. М., 1999. - 432 с.

269. Faryno J. К проблеме кода лирики Пушкина. (Лирическое "Я", время и пространство) / J. Faryno // О poetyce Aleksandra Puszkina. (Materialy z sesji naukowej UAM 6 i 7 XII 1974). Pod redakcjX Bohdana Galstera. -UAM, Poznan 1975. - C. 121-136.

270. Hasty О. P. Pusbkin's Tatiana / Olga Peters Hasty. Madison : Universityof Wiskonsin Press, 1999. 288 p.

271. Evdokimova S. Pushkin's Historical Imagination / Svetlana Evdokimova. New Heaven; London : Yale Univ. Press, 1999. - 300 p.

272. Curtius E. R. The pleasans // European literature and the Latin Middle ages / E. R. Curtius. Princeton: Princeton Univ. Press, 1990. - pp. 195200.

273. Kahn A. Pushkin's lyric intelligence / A. Kahn. Oxford, New York: Oxford University Press, 2008. - 398 p.

274. Katz M. R. Dreams and unconscious in nineteenth-century Russian fiction. Hanover, NH: Univ. Press of New England, 1984.

275. Terras V. The Poet and "The Prophet" / V. Terras // Записки русской академической группы в США. Т. XXX. 1999 - 2000. - New York, 2000-pp. 27-34.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.