Поэтика героического эпоса "Джангар" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, доктор филологических наук Пюрвеева, Надежда Басанговна

  • Пюрвеева, Надежда Басанговна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2003, Элиста
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 347
Пюрвеева, Надежда Басанговна. Поэтика героического эпоса "Джангар": дис. доктор филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Элиста. 2003. 347 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Пюрвеева, Надежда Басанговна

Введение.

Глава I. Поэтика сюжета и система образов.

1.1. Сюжетная структура эпических песен.

1.2. Система эпических персонажей.

Глава II. Поэтика композиции.

2.1. Особенности композиционно-сюжетной структуры "Джангара".

2.2. Композиция эпического конфликта.

2.3. Повторы как фактор повествования.

Глава III. Функции изобразительно-выразительных средств в структуре эпоса.

3.1. Метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и их идейно-эстетическая функция.

3.2. Роль и особенности параллелизмов и символов в эпическом повествовании.

Глава IV. Ранние формы фольклора и их функции в поэтике эпоса "Джангар".

4.1. Специфика заклинаний и заговоров и их функция в структуре эпоса "Джангар".

4.2. Героические плачи в эпической канве эпоса.

4.3. Особенности жанров йорелов (благопожеланий), харалов (проклятий) и их функции в эпосе "Джангар".

4.4. Своеобразие содержания и формы магталов (восхвалений) и их трансформация в сюжетном пространстве "Джангара".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика героического эпоса "Джангар"»

Общая характеристика работы Актуальность темы, цель и задачи исследования

Среди разнообразных жанров традиционного калмыцкого фольклора особое место занимает народный героический эпос "Джангар", один из памятников мировой культуры, неповторимый образец эпического творчества. "Джангар" — явление своеобразное, отличающееся значительностью содержания и завершенностью художественной формы. В нем синтезировались такие образцы и жанровые формы, которые продолжают и ныне доставлять эстетическое наслаждение.

Джангар" не только явление национальное, но и явление своего времени. Величие "Джангара" в том, что он находился в центре эволюции эпического сознания народа и воплотил в художественных образах прогрессивные для эпохи фольклора идеи и помыслы, дал художественные формулы-ответы на главнейшие проблемы нравственной жизни народа. В основе эпоса лежит поэтическая трансформация действительности в ее устремленности к идеалу, стремление воссоздать жизнь в соответствии с народным пониманием прекрасного, с народным эстетическим идеалом, для выражения конкретного содержания которого найдена глубоко образная, живо воздействующая на слушателей форма.

Народный героический эпос отразил идеальные устремления народного сознания, но идеал строился из элементов самой действительности. Проблемы, которые затрагивал эпос, конфликты, которые он изображал, чувства, которые находили в нем выражение, имеют значение, далеко выходящее за пределы эпохи фольклора. В нем народ сохранил все то ценное и непреходящее, что составляет его духовное и нравственное достояние. "Джангар", по определению Б. Я. Владимирцова, является "удивительной выразительницей народного духа, стремлений народа, его чаяний" (Владимирцов, 1923. С. 30). Воспевание мира, прославление человечности и доблести, героизма и непреклонности в борьбе за свободу и независимость народа — основной пафос "Джангара".

Каким образом организован художественный мир в жанре народного героического эпоса "Джангар"? Как жанровой форме эпоса дается способность быть говорящей? Какова тайна сплава "содержание — форма" в эпосе "Джангар"?

Содержание и форма жанрового мышления в равной степени являются производными от содержания и форм жизни. Логика построения художественного образа отвечает объективной реальной логике предмета художественного освоения. "Между речью практической и речью поэтической нет никакой пропасти. Они характеризуются одними и теми же законами развития. Творчество как в речевой деятельности, так и в искусстве — это прежде всего особое видение мира, особое мышление — образное, — находящее в языке лишь средство выражения" (Хованская, 1975. С. 30).

Чтобы осознать материал в стройном теоретически и методологически обоснованном построении, автор обращается к жанровой поэтике эпоса, которую понимает не только как систему правил сцепления в единое целое отдельных зафиксированных законами художественного творчества единиц; но и как ряд принципов, правил высшего уровня, которые, динамически соотносясь друг с другом, подчиняют себе организацию произведения, его смысл.

Калмыцкий эпос — это цикл эпических песен-поэм о подвигах богатырей эпической страны Бумбы во имя ее независимости и упрочения ее могущества. Эпические песни были записаны в многочисленных версиях и вариантах от джангарчи в разных улусах и аймаках. В джангароведении известны два больших эпических репертуара сказителей Ээлян Овла и Мукебюна Басангова.

В основе репертуара джангарчей лежит цикл песен-поэм, имеющий сюжетную последовательность и композиционно-стилевое единство. Сказители являются носителями определенной эпической традиции и представителями определенной исполнительской школы (Сангаджие-ва, 1990).

В настоящее время на языке оригинала опубликованы в двух томах тексты двадцати пяти героических песен эпоса. Издание представляет собой "самый полный и самый добротный текст знаменитой калмыцкой Джангариады, поскольку впервые осуществлено максимально точное воспроизведение оригинальных записей в транскрипции, основанной на широко известной монголоведам русской академической азбуке" (Михайлов, 1978. С. 5).

В 1990 г. вышло первое научное издание "Джангара" на двух языках: калмыцком и русском. Перевод осуществлен коллективом авто-ров-эпосоведов. Калмыцкий эпос как памятник, восходящий к цент-ральноазиатской этнической общности, был распространен и среди других монгольских народов. Эпические повествования о Джангар-хане были открыты и записаны в 70-х годах XX в. у синьцзянских ой-ратов (Китай), а также в Северо-Западной Монголии, населенной в большинстве своем ойратами; отдельные песни, небольшие по объему, были обнаружены в Бурятии и на Алтае.

Первые печатные сведения о калмыцком эпосе относятся к началу XIX в. Немецкий ученый, путешественник Б. Бергманн в 1804 г. публикует перевод одной песни "Джангара", сопровождаемый небольшой вступительной статьей. Первые научные открытия "Джангара" как уникального эпического памятника связаны с именами А. А. Бобров-никова, К. Ф. Голстунского, А. В. Позднеева. Подлинное открытие песен героической эпопеи принадлежит профессору В. JI. Котвичу. Большой вклад в калмыцкое эпосоведение внесли своими классическими трудами академик Б. Я. Владимирцов, академик С. А. Козин.

С 1943 г. по 1956 г. калмыцкий народ был репрессирован и сослан в районы Крайнего Севера и Сибири. Почти на четверть века прерывается дальнейшая собирательская деятельность, исследовательская работа и публикация устной поэзии калмыков.

Калмыцкая фольклористика на современном этапе ее развития обогатилась новейшими исследованиями в области эпосоведения. Пути развития и формирования "Джангара", его общность с эпосом других монгольских народов, вопросы теории и истории эпоса исследуются в трудах ученых Г. И. Михайлова, С. Ю. Неклюдова, А. Ш. Кичикова.

Работы Г. И. Михайлова раскрывают особенности древнего фольклора монгольских народов, имеют большое значение в изучении генезиса героического эпоса "Джангар". Исследователь справедливо замечает, что устно-поэтическое творчество монгольских народов прошло долгий и сложный путь, и начало этого фольклорного процесса связано с древними мифами и обрядово-магической поэзией (Михайлов, 1971, 1976).

Вопросы взаимоотношений эпических произведений с мифологическими преданиями, с гномической и панегирической поэзией рассматриваются в работах С. Ю. Неклюдова (Неклюдов, 1996, 1999).

В монгольском фольклоре, отмечает ученый, под влиянием эпической поэтики, начиная с древнейших времен, на основе исторических преданий возникали малые позднеэпические формы. К X—XI веку относит С. Ю. Неклюдов возникновение поэтических славословий монгольским племенным вождям, в которых воспевались их военные подвиги в героико-эпическом стиле. Автор обращает внимание на то, что образцы древнемонгольской поэзии — восхваления, благопожелания, поучения, афоризмы, аллегории встречаются в повествовательной ткани первой монгольской хроники "Сокровенное сказание", а также в "Сборнике летописей" Рашид-ад-Дина.

Рассматривая проблему исторической эволюции эпоса монгольских народов, С. Ю. Неклюдов приходит к выводу, что возникновение эпоса относится к дочингисовой эпохе, к догосударственному эпосу. Ранние формы эпоса сохраняют в своем сюжете патриархально-родовые отношения и элементы архаической мифологии: во всяком случае еще задолго до эпохи Чингис-хана монгольские героико-эпические традиции в каком-то виде уже существовали, о чем косвенно свидетельствуют некоторые эпические реминисценции в древнейших исторических памятниках — в хронике "Сокровенное сказание монголов" (XII в.) и в "Сборнике летописей" иранского историка Рашид-ад-Дина (XIV в.). Эти памятники "не только содержат ряд стилистических трафаретов, в устном бытовании доживших до нашего времени, но и явно опираются на эпическую традицию, а местами даже воспроизводят ее фрагменты". На более поздних этапах развития эпических произведений архаика постепенно исчезает, преобладают героические мотивы и сюжеты.

Большая заслуга в становлении и развитии джангароведения принадлежит А. Ш. Кичикову. Своими трудами он внес большой вклад в разработку проблем генезиса, исторического развития и содержания "Джангара". Историческую основу эпических произведений, по мнению исследователя, необходимо изучать, привлекая летописи древних монголов. Одним из таких источников изучения эпоса монгольских народов, в том числе и "Джангара", является "Сборник летописей" Рашид-ад-Дина.

В своем исследовании эпических мотивов калмыцкого эпоса А. Ш. Кичиков, обращаясь к важнейшему источнику изучения эпоса монго-лоязычных народов, "Сборнику летописей" Рашид-ад-Дина, находит параллели и подтверждения своим наблюдениям и выводам. Но в то же время, считает ученый, "не следует полностью отождествлять эпические произведения с историко-литературными памятниками, отразившими историческую действительность изучаемого периода". Далее А. Ш. Кичиков отмечает, что эпос есть "определенный тип и способ. понимания и художественной обработки этой действительности. Поэтому тот или иной мотив не может быть отнесен к тому или иному конкретно историческому событию или определенному лицу, но к определенной исторической эпохе мотивы эпоса, безусловно, имеют отношение, отражая историческое бытие народа в его далеком прошлом" (Кичиков, 1976. С. 35).

Справедливым представляется мнение А. Ш. Кичикова и о том, что в эпосе калмыков выявляются не только различные виды древнейших воззрений их предков на окружающий мир, но и большое количество разнообразных жанров народной поэзии, явившихся необходимым компонентом для создания героических песен. Они служили также средством выражения идейных взглядов исполнителей эпоса. В эпической канве "Джангара" можно выявить и элементы богатырской сказки, йорелов и такой древний поэтический жанр — как обрядовый плач. "Эпическая страна Бумба, как известно, — страна бессмертных, вечно юных жителей. Поэтому похоронные обряды, обряд оплакивания героев и вождей не находит прямого отражения в эпосе калмыков. И, тем не менее, плач как древний поэтический жанр имеет место в составе "Джангара" (Там же. С. 48). В качестве примера приводится текст плача-причитания Ага-Шавдал, жены Джангара. Обряд оплакивания у монголов имел место в XIII—XIV вв., что подтверждается сведениями из письменных памятников.

В своей известной книге "Героический эпос "Джангар". Сравнительно-типологическое исследование памятника" А. Ш. Кичиков рассмотрел все известные версии эпоса калмыков, ойратов Синьцзяна и Северо-Западной Монголии, халхасцев и бурят. Автор обстоятельно проанализировал архаические истоки эпоса "Джангар", историческую эволюцию, затронул вопросы поэтических и жанрово-стилистических особенностей разных национальных версий.

Калмыцкий эпос стал предметом исследования таких зарубежных ученых, как JI. Леринц, В. Хайссиг, У. Загдсурэн, Т. Джамцо.

К героическому эпосу многих народов, в том числе и к калмыцкому, обращались в плане сравнительно-типологического изучения и исследований теоретического характера известные отечественные ученые Е. М. Мелетинский, В. М. Жирмунский, В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, В. М. Гацак, С. С. Суразаков, И. В. Пухов.

В последние десятилетия публикуется ряд работ, статей, посвященных изучению "Джангара". В этой связи следует назвать исследования

Б. X. Тодаевой (Тодаева, 1976), Н. Ц. Биткеева (Биткеев, 1982, 1990, 1993), Г. Ц. Пюрбеева (Пюрбеев, 1990, 1993), А. В. Кудиярова (Кудия-ров, 1984, 2002), Н. Б. Сангаджиевой (Сангаджиева, 1967, 1976, 1998), Э. Б. Овалова (Овалов, 1977, 1978).

В трудах ученых-ориенталистов рассматриваются такие проблемы, как генезис и историзм калмыцкого эпоса, его сюжетно-композици-онная структура, жанровая природа, вопросы поэтики, типологические связи калмыцкого эпоса с эпическим творчеством тюрко-монголь-ских народов, национальные версии "Джангара".

В 1976 г. опубликована монография Б. X. Тодаевой "Опыт лингвистического исследования эпоса "Джангар". Книга представляет собой глубокое текстологическое исследование "Джангара". Впервые вовлечен в научный оборот лингвистический материал эпоса, который подвергнут систематизации и языковому анализу. В работе Б. X. Тодаевой дается описание морфологической структуры слов, создан словарь языка эпического произведения. Монография явилась крупным достижением в области джангароведения второй половины XX в.

В работах известного фольклориста Н. Ц. Биткеева на широком фактическом материале исследованы жанровые признаки, идейно-художественное своеобразие эпического произведения, проблема происхождения "Джангара", типология национальных версий, а также вопросы художественного мастерства исполнителей — джангарчи.

Заметным вкладом в изучение эпопеи явилась монография Г. Ц. Пюрбеева "Эпос "Джангар": культура и язык" — одно из первых исследований, посвященных изучению этнографических сюжетов в эпосе, а также своеобразию его языка. По мнению исследователя, "в языке эпической поэзии, в частности лексике, проявляются все аспекты культуры, так как эпос отличается необычайной полнотой изображения, широким охватом событий в рамках эпического времени и пространства" (Пюрбеев, 1993. С. 118).

В своих работах, посвященных джангароведению, Э. Б. Овалов уделяет внимание не только исследованию идейных, стилевых и жанровых особенностей отдельных героических песен и версий, но и обращается к интересной и важной проблеме циклизации песен национального героического эпоса.

В работах Н. Б. Сангаджиевой исследуется движение жанровых форм от ритуально-магической поэзии к народной героической эпопее, рассматриваются версии и варианты эпоса, прослеживается их соотношение с эпосом тюрко-монгольских народов, а также анализируется ска-зительское мастерство.

В некоторых работах рассматривается проблема взаимоотношений эпоса с другими фольклорными жанрами калмыцкого фольклора.

На фольклорный синтез калмыцкого эпоса "Джангар", гетерогенность его компонентов и их значение в исследовании эпического текста указывал академик С. А. Козин. Через мотивы лирических элементов поэмы, которые представлены "в излюбленном общемонгольском жанре похвал и плачей, — пишет С. А. Козин, — можно проникнуть в самые сокровенные и задушевные идеи и идеалы степняка-певца и тем самым — в понимание и выявление основных линий и замыслов, реализуемых в поэме. Вплетенные в текст поэмы многочисленные пословицы и поговорки — эти перлы народной мудрости — также могли бы послужить прекрасным источником" (Козин, 1940. С. 69).

Впервые С. А. Козин рассмотрел и вопросы поэтики и лексики "Джангара". Исследователь выявляет в анализе четырех песен торгутской версии эпоса эпические трафареты, параллелизмы, устанавливает русские заимствования в калмыцком эпосе, отмечая, что они немногочисленны, а также рассматривает эпическую топонимику и буддийскую лексику певца Джангариады.

Болгарский исследователь А. Федотов обоснованно говорит о том, что "Джангар", как уникальное и полифоническое явление, представляет собой антологию древних жанров, которые свидетельствуют "как об изначальном этапе его формирования, так и о некоторых архаических элементах ойратского социума". К элементам такого рода А. Федотов относит фрагменты мифологических сюжетов или же мотивы, имеющие к ним отношение. "Мифологические элементы, — отмечает автор, — в "Джангаре" крайне фольклоризованы, древнейшие сюжеты активно участвуют в общей сюжетной контаминации, т. е. их репрезентация чрезвычайно затруднена позднейшими сюжетными, образными и композиционными наслоениями. И, тем не менее, в "Джангаре" можно выделить немало вышеупомянутых мифологических элементов тотемического, астрального и солярного характера". (Федотов, 1990. С. 27).

Сказочные мотивы в калмыцком эпосе "Джангар" рассматривает В. Т. Сарангов. Отмечая сюжетно-типологическую близость богатырских сказок к героическому эпосу, автор выявляет их общность в художественных стилевых средствах, идентичные поэтические тропы, числовую и цветовую символику, свойственную сказочному жанру и героическому эпосу (Сарангов, 1990).

Роль магталов в структуре героического эпоса рассматривается в, статье Е. Э. Убушиевой. Опираясь на работу монгольского фольклориста У. Загдсурсэна, Е. Убушиева классифицирует калмыцкие магталы по тематическому принципу. Автор статьи отмечает, что фольклористы недостаточно внимания обращают на малые жанры народной поэзии, в том числе и на магталы, выявляя жанровую природу фольклорного произведения. "Магтал развивался в постоянном взаимодействии с другими жанрами фольклора монгольских народов. Эти соприкосновения наложили свой отпечаток на развитие этих жанров", — заключает Убушиева. И далее: "Элементы магтала можно выделить в народных песнях (сянгин дун — песни с произношением тоста), бла-гопожеланиях (йорелах), хвалебных одах, шавашах —куплетах, произносимых при исполнении танца, героическом эпосе "Джангар".

Справедливым представляется мнение исследовательницы, считающей, что восхваления "составляют один из пластов художественной структуры эпоса и выполняют определенные функции в раскрытии идейного содержания "Джангара" (Убушиева, 1982. С. 85).

В статье автор говорит и о вопросах художественной формы магта-лов, рассматривает эпитеты, поэтические сравнения, гиперболы, которые придают жанру выразительность и красочность и которые "в образной форме передают разнообразие явлений, признаков. Магталы помогают вскрыть основные идеи, скрытые в тексте, и придают эпосу наибольшую выразительность и ясность" (Там же. С. 87).

Первой исследовательской работой в джангароведении в 50-е годы XX в. является кандидатская диссертация народного поэта Калмыкии А. И. Сусеева, посвященная поэтике. Его работа "О поэтической образности Джангариады" была опубликована в 1989 г. Основное внимание А. И. Сусеев уделяет анализу идейного содержания памятника, рассматривает изобразительные средства эпоса (гиперболы, эпитеты, сравнения, олицетворения).

Особый интерес среди трудов по вопросам поэтики представляют работы А. В. Кудиярова, в которых вопросы стиля калмыцкого эпоса рассматриваются в свете монголоязычной эпической традиции. А. В. Кудияров отмечает, что закономерными художественно-стилевыми воплощениями эпических традиций калмыков, бурят, монголов является такой ряд стилевых явлений, как усложненная эпитетика, художественная вариация, совокупность кеннингов, образные иносказания. Исследователем дан обстоятельный анализ эпической стилистики.

Однако задача полного и глубокого освоения поэтики "Джангара" остается до сих пор актуальной, специальные исследовательские работы все еще очень немногочисленны. Совершенно очевидно, что без уяснения поэтики "Джангара", без глубокого проникновения в художественную структуру фольклорного произведения не могут быть в достаточной мере понятны и осмыслены такие важные вопросы, как идейно-эстетическое богатство, национальное своеобразие, познавательное и воспитательное значение калмыцкого эпоса.

Секрет таинственной силы образов народного героического эпоса "Джангар" остается во многом не раскрытым. Он не может быть объяснен исключительно содержанием героических песен-поэм. Следовательно, секрет восхищения миром созданных народом художественных героев кроется в ином: в эмоциональном и эстетическом воздействии на слушателя, создаваемом поэтикой. Поэтика не только помогает более глубоко постичь содержание эпического текста, но и обладает собственной значимостью.

Анализ поэтики часто превращался в простой список отдельных ее элементов без соотношения (или почти без соотношения) их с содержанием, с общим характером и художественной направленностью жанpa и без исследования внутренней связи всех элементов друг с другом, без попыток рассматривать его целостно, без связи элементов поэтики эпоса с основными его жанровыми чертами.

Как ни тонки были стилистические наблюдения, характеристики и определения отдельных авторов по поводу поэтики эпоса, они не становились объектом специального исследования. К сожалению, эта проблема оставалась вне интересов исследователей эпоса. Изучение поэтики эпоса на эмпирическом уровне имело место во многих статьях, но они не затрагивали категориальной проблематики.

Высказывания по вопросам жанрового содержания эпоса "Джан-гар" постоянно продолжались и продолжаются, причем не только со стороны фольклористов. Ценный вклад в эту область вносят искусствоведы, историки и литературоведы.

Естественно, что высказывания вращаются главным образом вокруг вопросов, пользовавшихся и ранее пристальным вниманием. Не подвергая сомнению большинство установившихся положений, все же следует сказать, что некоторые частные явления поэтической системы "Джангара" избирались случайно, либо были продиктованы особой концепцией исследователя.

В изучении больших важных тем наступает порой момент, когда возникает потребность подвести итог тому, что сделано, и определить дальнейшие задачи теоретической разработки темы. Задача, стоящая перед исследователями эпоса, заключается в том, чтобы, подытожив определенные достижения джангароведения, в дальнейшем обратиться к изучению вопросов эстетического анализа художественных особенностей эпоса. В последние годы возник интерес к теоретическим проблемам эпоса. Предлагаемая работа носит теоретический характер, что подразумевает сочетание конкретного анализа эпоса с разработкой принципов и подходов, с позиций которых ведется анализ.

Характер такого исследования диктуется в настоящее время двумя мотивами: собственно теоретическим и историко-фольклорным. Теоретический — заключается в необходимости дальнейшего развития и усовершенствования теории эпоса, историко-фольклорный — в экспериментальной проверке теоретических подходов, научно обоснованном определении жанровых качеств эпоса. Рассмотрение поэтики эпоса требует подробного обоснования используемых в работе теоретических принципов и подходов. В данном случае речь идет о всестороннем, многоуровневом, комплексном рассмотрении эпоса.

Стилистический анализ имеет своей основной целью проследить художественное единство сюжета, композиции, жанровых форм; большое внимание уделяется анализу языка (речевые характеристики героев); выявляется речь сказителя. С многослойностью речи связана столь характерная для художественного произведения диалогическая форма. Стилистический анализ дает представление об особенностях структуры произведения.

Система теоретических понятий, намечаемых и выстраиваемых мною в определенной последовательности, связана с необходимостью дать представление о ряде теоретических категорий, раскрываемых в процессе конкретного анализа текста, таких как жанр, жанровые модификации, сюжет, конфликт, композиция, система образов и др. На основе этих понятий осуществляется движение к более углубленному анализу категорий эпоса.

Приступая к изложению своих воззрений на сущность эпоса, сразу же подчеркнем, что развитие его теории возможно лишь на базе сохранения и использования имеющихся обобщений. Что с нашей точки зрения относится к уже добытым и апробированным знаниям?

Проблема теоретической поэтики выдвинута в работе А. А. Потеб-ни "Из записок по теории словесности" (1905). Вопросы исторической поэтики разрабатывались в трудах академика А. Н^ Веселовского, который оставил незаконченным набросок по "Поэтике сюжета", где они занимали существенное место.

Новаторский морфологический подход к художественному произведению как к целостному феномену стал систематически разрабатываться относительно недавно. Первые шаги в этом направлении были сделаны русской филологической школой (работы А. П. Скафтымова, В. Б. Шкловского, В. В. Виноградова и др.). Однако в качестве научной теории высказанные учеными глубокие наблюдения так и не оформились.

Принципы сравнительно-исторического анализа разработаны и изложены в трудах крупнейших ученых — О. М. Фрейденберга, В. М. Жирмунского, Н. И. Конрада, Г. Н. Поспелова, П. А. Гринцер.

Понятие "структуры" не означает отмены понятий содержания и формы, а подразумевает уточнение, конкретизацию и расшифровку этих понятий, применительно к эпосу. "Изучение структуры литературного произведения, — отмечает М. С. Каган, — не противостоит его традиционному анализу в плоскости "содержание-форма", но лишь развивает и конкретизирует такой анализ, поскольку раскрывает внутреннее строение как содержания, так и формы художественного произведения, а значит, способствует его более глубокому постижению" (Каган, 1972. Т. 7. С. 230).

Внесение принципа структурности в исследование эпоса "Джангар" приближает нас к восприятию его как целостного образования и указывает на то, что он является не совокупностью отдельно воспринимаемых признаков, а системой взаимосвязанных и взаимоподчиненных компонентов, управляемых некой сверхзадачей, которая и составляет ядро этой системы, ее сущностное начало, которое обязательно проявится в организации художественного целого.

Жанр — традиционная категория исторической поэтики. Он характеризует тип организации художественного целого. В жанре можно увидеть момент непосредственного перехода содержания в форму. "Жанрообразующими" становятся тема, тип героя, конфликт, пафос, принципы сюжетосложения и т. д., — словом, практически все содержательные и формальные компоненты целостного произведения.

С позиций целостного подхода дается характеристика следующим компонентам или уровням стиля: сюжету, композиции, ситуации, аспектам лексико-морфологическому, интонационно-синтаксическому.

С точки зрения эстетической выразительности находит свое истолкование феномен метафоры. Стиль эпоса "Джангар" осознается как уровень, который определяется всеми остальными компонентами, и в то же время сам их формирует и воплощает.

С того момента, как эпос "Джангар" становится объектом научного изучения, наблюдаются попытки определить его жанровую специфику. То есть выделить те основные признаки, которые отличают его от других смежных, на первый взгляд, эпических произведений. Естественно, сразу же возникает вопрос: правомерно ли называть эпос "Джангар" жанром? Вопрос этот связан непосредственно с пониманием формы в искусстве слова.

Жанр—это внутренние закономерности содержания, которые являются в "законах оформления", в многочисленных особенностях изобразительно-выразительных средств.

Нам представляется верным мнение Г. Д. Гачева, который, отмечая содержательность художественной формы, пишет: "Форма —есть не только конструкция, но и миросозерцание. При том ее преимущество перед мировоззрением, которое мы извлекаем из высказываемых взглядов, идей и т. д., состоит в том, что здесь миропонимание живет вещественно, материально — его можно осязать" (Гачев, 1968. С. 39).

Объективный анализ эпоса, рассмотрение его идейно-художественных принципов, системы образов, сюжета, композиции, как способов выражения образного освоения действительности, идейно-эмоционального воздействия на слушателя составляют объект нашего исследования.

Специфика жанров, — отмечает В. Я. Пропп, — состоит в том, какая действительность в нем отражена, какими средствами эта действительность изображена, какова оценка ее, каково отношение к ней и как это отношение выражено. Единство формы предопределяет единство содержания." (Пропп, 1976. С. 36).

В аспекте жанра эпос рассматривается с позиций общих закономерностей, формальных связей и отношений, законов откристаллизовавшейся целостности, устойчивых элементов, повторяемости. "Принадлежность фольклорного произведения к определенному жанру определяет его художественную ткань, иногда очень тонкую, особенно в мелких и мельчайших деталях, которые могут вызвать восхищение мастерством, доставить огромное эстетическое наслаждение." (Там же. С. 37).

Общие характеристики поэтики эпоса, безусловно, складываются на основе изучения частных вопросов, отдельных художественных средств и приемов. Изученность основных слагаемых художественной структуры "Джангар" станет решающей предпосылкой для избавления от субъективизма в суждениях об эпосе, а научные положения будут иметь реальные обоснования и иллюстрироваться примерами, представляющими наиболее характерные особенности художественной формы, ее структуры. И воспитание идеями и образами национального эпоса личности эстетически, нравственно и философски развитой, — часто все это, остается на уровне благих пожеланий; проблема более сложна, чем просто понимание текста. Необходимо практиковать активное аналитическое познание, когда основной задачей становится не просто определение идейного содержания "Джангара", но понимание системы его образов, роли сюжета и композиции в раскрытии этого идейно-эстетического содержания.

Только такой процесс познания может стать лабораторией активного размышления и наблюдения не только за событиями в "Джанга-ре", он может дать и возможность сквозь жанровую форму увидеть ее философию.

Художественное произведение, как заметил А. Н. Соколов в своей работе о стиле, — это "система систем", заслуживающая название структуры. "Каждый из элементов такой структуры далеко не элементарен. Каждая структурная молекула распадается на атомы с возможностью дальнейшего расщепления. Возникает своего рода микроструктура" (Соколов, 1978. С. 21).

Жанровое образование, по-видимому, и можно считать таковой микроструктурой в пределах целостной структуры фольклорного произведения, но мы будем пользоваться термином "структура", понимая, что это определение относится не ко всему произведению, а только к жанровой его стороне.

Сущностным ядром является тип содержания, т. е. совокупность тех акцентов, тех сторон изображаемой действительности, к которым привлечено внимание слушателя путем подчеркивания и выделения их с помощью доступных фольклору изобразительно-выразительных средств.

Ориентация на содержание как на главное жанровое качество идет от В. Г. Белинского, воспринявшего идеи Гегеля и дополнившего его мысли об объективных истоках жанрообразующих процессов. Эту тенденцию развивает Г. И. Поспелов: в качестве ведущего жанрового признака он выдвигает категорию "жанрового содержания", подразумевая под ним "повторяющиеся особенности" или "повторяющиеся аспекты содержания".

Используемое в нашей работе понятие "тип содержания" предполагает не предельно абстрактные метапризнаки, а определенный круг вопросов, находящий реализацию в соответствующих особенностях поэтической организации эпоса.

Что мы вкладываем в понятие "поэтика", в каком значении оно употребляется? Поэтика (от греч. — поэтическое искусство) — один из старейших терминов литературоведения, который позднее проник и в фольклористику. Проблемы поэтики могут ставиться в общетеоретическом плане, применительно к возможностям калмыцкого фольклора как такового, или на материале отдельного жанра, как совокупность компонентов художественной формы произведений словесного искусства (сюжет, композиция, явления языкового стиля, ритм, метр и рифма). В более широком смысле поэтика включает в себя не только эти компоненты, но также понятия родов и жанров, принципов и методов отражения действительности.

Поэтика — наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изменения этих форм под влиянием нового содержания.

В настоящем исследовании в соответствии со сложившейся научной тенденцией поэтика рассматривается в первом значении. В качестве синонима термина "поэтика" в диссертации употребляется термин "художественная форма".

Термин "стиль" также имеет более широкое и более узкое значение. В более широком смысле "стиль" — это своеобразие всех компонентов художественного содержания и художественной формы произведения в их взаимосвязи, а также специфика принципов и приемов эстетического отражения действительности. В узком значении "стиль" — это составная часть поэтики, особенности языка художественного произведения. В данной работе, посвященной исследованию поэтики эпоса "Джангар", "стиль", естественно, употребляется в более широком его значении.

Рассматривая вопросы поэтики калмыцкого героического эпоса "Джангар", мы будем касаться проблем жанра, его единства, вопросов стилистики. Изучение эпоса "Джангар" на всех уровнях: на уровне анализа тематической образности, сюжетного состава, композиционного строя и идейного смысла — поможет глубже понять содержание эпоса.

В эпическом стиле действует закон тождества, т. е. стремление к единообразию способов и приемов художественного изображения, описания, организации повествования. Поэтика тождества обеспечивает жанрово-стилевое единство.

Единообразие композиционного построения и поэтико-стилисти-ческих средств "Джангара" объясняется тем, что эпос-жанр устойчиво пользуется более или менее распространенными приемами поэтики и тем, что именуется "общими стилистическими местами".

Устойчивые свойства стилистики эпоса обнаруживают черты сочетания с идеализирующей работой творческой мысли.

Рассматривая памятник устного народного творчества как произведение художественное, мы будем каждый элемент художественного целого расценивать с точки зрения его поэтической действенности: в пределах поэтики как науки о поэтическом искусстве не может быть двойственности между выражаемым и выражением.

Очень сложным является вопрос с определением жанра; Определение жанра, если оно претендует на полноту и вместе с тем на историческую конкретность, должно исходить не из высшего выразительного признака "эпический", а содержательно-художественного (идейно-образного, поэтико-морфологического) признаков. Тем самым, мы приходим к пониманию жанра эпоса как высшего проявления фольклорного творчества: певцов "Джангара", пронизывающего собой и художественную образность, и все способы и средства художественного выражения этой образности, что придает им целостностью единство. Естественно, что выявление такой целостности не всегда легко достижимо.

Теория требует, чтобы характер обоснования отразился в обосновываемом явлении. Именно эстетический метод и дает возможность такого подхода. Эстетический метод имеет свободный выход и в философию, и в морфологию искусства.

Понятие жанра — не более как одна из тех разумных абстракций, без которых не может обходиться научное исследование. Такими же разумными абстракциями в нашем предмете являются "композиция", "сюжет", "пространственно-временное единство" и др. Отказ от употребления этих и подобных категорий равносилен отказу вообще от научности. Изучение этих абстракций на эстетическом уровне (т. е. постоянное воссоединение их в целое) — это и есть "восхождение от абстрактного к конкретному". Конкретное в нашем случае — это поэтика героического эпоса "Джангар". Здесь, естественно, на первое место выступают те компоненты художественного произведения, которые связаны с наиболее подвижными аспектами функционирования эпоса "Джангар".

Эпос "Джангар" как художественное целое создается из уже существующих в художественном опыте народа жанров, типов речи, стилевых тенденций, присущих традиции фольклора. В его содержании и форме произведения присутствуют источники и средства их формирования, которые выступают как совершенно необходимый материал для создания собственно художественной реальности.

Влияние, идущее от традиций, может быть измерено, схвачено во всей полноте, если основанием для вывода служат очевидные признаки типологического сходства, выявленные на основных стилеобразу-ющих уровнях: проблемно-тематическом (идейно-смысловом), системы образов, сюжетно-композиционном, языковом. Такое исследование стилеобразующих уровней, на наш взгляд, методологически необходимо для полноты и целостности анализа поставленной проблемы, что соответствует необходимым и достаточным этапам рассмотрения основных закономерностей, управляющих образной структурой эпоса-жанра, и исследования влияния традиций на стиль "Джангара". При исследовании каждого из этих уровней чрезвычайно важно постоянно иметь в виду характер связей, диалектическую взаимообусловленность всех элементов структуры художественного целого.

Анализ эпоса "Джангар" на уровне этих стилеобразующих факторов позволяет исследователям прояснить, какую роль играют традиции стиля эпохи фольклора в формировании эпического стиля, проявляется ли он как ориентация на прошлый опыт в качестве актуального и непреходяще ценного, ставшего творческим ориентиром, или стихийно, независимо от намерений рапсодов вошел в формально-содержательную структуру художественного целого.

В сущности говоря, предложенное нами исследование поэтики жанра исходит из функциональных признаков.

Анализируя поэтику сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств, мы пытаемся обнаружить центральную формирующую силу и единую связь, и функциональную значимость всех частей. Рассмотрение разных вариантов песен-поэм "Джангара" может убедить нас, что даже в тех случаях, когда они отходят друг от друга, новые детали и эпизоды несут одну и ту же художественную функцию, направленную к одному же центральному заданию. Раскрыть художественное значение поэтических приемов и средств, их взаимную связь и характерную эстетическую форму составляет задачу нашего исследования.

Границы стиля и жанра весьма зыбки, что дает повод рассматривать жанровые и стилистические особенности в одном ряду, ставя между ними знак равенства. Жанр и стиль тесно связаны друг с другом, поскольку композиция является носителем не только жанра, но и стиля. В жанрообразовании участвуют канонические элементы композиции.

Конкретно "поэтика жанра" заключается в выборе определенных художественных форм, свойственных именно данной жанровой ситуации — житейской, военной, мирской и т. п. Художественная специфика этих формул и составляет жанровый стиль с устойчивостью его образов, символов-метафор и сравнений.

Связь стиля с жанром проявляется и в том, что не из всякого жанра мог возникнуть, например, "повествовательный стиль". Наибольшую "предрасположенность" к этому в калмыцком фольклоре имел жанр магтала. Из плачей и йорелов никакой эпос возникнуть не мог. Это подводит нас к осмыслению художественной роли пространственно-временных параметров фольклора. Эпос-жанр — это конкретизация общих закономерностей образного художественного видения. Жанр зависит от того, какое именно жизненное содержание он воплощает.

Эпос-жанр воспринимается как такая устойчивая художественная данность, необходимым, выстроенным атрибутом которой является действие, неизбежно ведущее само "событие" к новым проявлениям во времени и пространстве.

В народном героическом эпосе "Джангар" его тема не существует отвлеченно, независимо от средства языкового выражения, а осуществляется в слове и подчиняется тем же законам художественного построения, как и поэтическое слово. Соответствие тематического построения композиции ритмических и синтаксических единиц особенно характерно как признак художественного развертывания темы: отдельные частицы темы связаны между собой смысловым параллелизмом, которому соответствует параллелизм языковых форм в области ритма и синтаксиса.

Рассматривая различные приемы группировки словесных тем (семантических групп) в эпосе "Джангар", мы наблюдаем явления повторения, параллелизма, контраста, сравнения, различные приемы развертывания метафоры и т. д.

Изучая приемы описания природы или характеристики образа, мы неизбежно различаем тематическое содержание данного описания и его построение. В структуре народного героического эпоса "Джангар" мы наблюдаем не простое сосуществование обособленных и самоценных приемов, напротив, здесь один прием требует другого приема, ему соответствующего, который нередко приобретает различный художественный смысл в зависимости от своей функции, т. е. от единства всего художественного целого, от общей направленности всех остальных приемов.

Несомненно, большую жанрообразующую роль играет такой фактор, как функция образа. Функция образа эпоса — элемент устойчивый. С функцией образа связаны "функциональная" поза, жесты, атрибуты, а т. к. функции весьма многообразны, то на этой основе, вероятно, можно разработать шкалу жанровых признаков.

Итак, понятие единства или системности по отношению к приемам и изобразительно-выразительным средствам эпоса "Джангар" заключается во внутренней взаимной обусловленности всех приемов, входящих в стилевую систему. Все они определяются единством художественного задания данного произведения и в этом задании получают свое место и свое оправдание, т. е. в стилистическом единстве художественного произведения они получают свое эстетическое оправдание.

Актуальность исследования определяется тем, что в калмыцкой фольклористике нет глубоких обобщающих работ по комплексному освещению поэтики героического эпоса "Джангар".

Имеются сопутствующие высказывания, встречающиеся в статьях, главное внимание которых обращено на другие проблемы. Этот эмпирический материал может быть полезен, но не предрешает и не может заменить постановки вопросов. Не стала предметом целостного изучения и проблема фольклорных жанров и форм в художественном составе эпоса, функционирующих как необходимый компонент эпической художественной структуры "Джангара". Вопросы изучения особенностей поэтической художественной формы "Джангара" в системном изложении представляются актуальной проблемой в виде практически значимого нового направления в джангароведении.

Целью диссертации являются комплексный анализ поэтики героического эпоса, исследование процессов вживания и трансформации обрядово-магических жанров в поэтической ткани эпического произведения, выявление их роли и функции в сюжетно-событийном и композиционном развитии эпоса.

В соответствии с этой целью автор работы ставит конкретные задачи: рассмотреть архитектонику "Джангара", своеобразие сюжетосло-жения, обусловленные жанровой спецификой эпоса; сообразуясь с тем, что существенным признаком эпоса является обобщение исторического опыта народа в художественных идеальных героях, выявить, что сами эти идеальные для той эпохи черты раскрываются и воспеваются выразительными средствами поэтики в совокупности с теми компонентами, которые относятся к идейно-сюжетной канве произведения; выявить характерные художественно-стилевые средства, используемые сказителями-джангарчи на разных текстуальных уровнях (лексическом, сюжетном и композиционном), определить их значение и функциональную роль в "Джангаре"; систематизировать на основе изучения эпических репертуаров Ээлян Овла и Мукебюна Басангова, вариантов "Джангара", с привлечением национальных версий, фактический состав и присутствие жанров героических плачей, восхвалений-магталов, благопожеланий-йорелов, прокля-тий-харалов в структуре эпического произведения; раскрыть генетические и функциональные связи отдельных жанров обрядово-магической поэзии в поэтике калмыцкого героического эпоса.

Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые в истории калмыцкой фольклористики исследуется поэтика народного героического эпоса "Джангар" в своем целостном системном виде и жанровом своеобразии, анализируются в совокупности особенности архитектоники произведения, система художественных приемов, при помощи которых создаются и воспроизводятся различные явления действительности.

В работе рассмотрены все основные версии эпического памятника, известные варианты, привлечены тексты монгольских, синьцзянских, бурятских эпических сказаний о Джангар-хане. Кроме того, исследование проводится и на материале типологически близких к калмыцкому эпосу эпических произведений других народов. Общность поэтики различных национальных версий "Джангара", устанавливаемая на основе типологии художественных средств, позволяет выйти на новый уровень разработки некоторых проблем теоретического исследования памятника.

Анализ поэтики связан с проблемой фольклорного генезиса героического эпоса. "Джангар" представляет собой полистадиальное явление в устной поэзии, для него характерна тенденция включения в свой состав многих жанров калмыцкого народного творчества и особенно жанров обрядовой поэзии, функционирующих как естественный и необходимый компонент единой художественной структуры эпоса в новом смысловом и поэтическом качестве.

В нашем исследовании раскрываются пути вхождения жанров бла-гопожеланий-йорелов, восхвалений-магталов, героических плачей, проклятий-харалов в сюжетное пространство эпического памятника и способы жанровых переходов от одного качественного состояния в другое через конкретный анализ их поэтики. Жанры обрядовой поэзии, входя в состав эпоса, сопутствуют эпическим событиям и героическим мотивам, обретают подлинно эпическую мощь и силу.

Новизна настоящей диссертации обусловлена содержанием материала, впервые подвергаемого анализу и вводимого в сферу научного осмысления.

Базовым материалом для исследования послужили тексты калмыцкого героического эпоса, опубликованного в двухтомном издании (на языке оригинала). В него вошли все основные тексты песен в наиболее полных и совершенных вариантах, записанные и опубликованные в разное время, начиная с XIX в. по 70-е годы XX в. Ряд опубликованных, но не вошедших в издание текстов, также учтены нами и использованы в качестве материала для исследования. В работе мы также привлекали архивные источники и разновременные записи песен "Джангара", осуществленные диссертантом во время полевых экспедиций в 1962—1971 гг. Автор обращался к текстам монгольских, синьцзян-ой-ратских версий "Джангара", а также к бурятским вариантам эпических песен о Джангаре. В качестве сравнительного материала привлекались наиболее совершенные и выверенные эпические тексты героических песен народов, с которыми в прошлом переплетались судьбы предков ой-рат-калмыков: киргизов, алтайцев, якутов, и многие другие типологически близкие к калмыцкому эпосу эпические произведения.

При анализе текстов в необходимых случаях нами дается подстрочный перевод некоторых фрагментов песен из эпического репертуара М. Басангова и Ээлян Овла, в отдельных случаях используются также наиболее известные поэтические и прозаические переводы С. А. Козина, С. И. Липкина, коллектива авторов (Джангар,.1990).

Источниками в комплексном исследовании проблемы межжанровых взаимосвязей явились тексты магической поэзии, дидактические жанры калмыцкого фольклора.

Теоретической и методологической основой диссертации является положение об исторической обусловленности формирования и бытования памятников культуры, принцип объективизма и историзма в изучении духовного наследия, учение о конкретно-историческом и системном изучении явлений в их многосторонних связях. Только имея в виду генезис и эволюцию жанров в жанровой системе калмыцкой народной поэзии, можно понять конкретно-историческое значение жанров, их эволюцию и системное единство в фольклорном процессе.

Практическая значимость работы определяется тем, что основные ее положения и выводы, принципы анализа фольклорного процесса могут быть использованы для сравнительного изучения национального фольклора народов России, для выявления общих закономерностей развития жанров устной народной поэзии.

Основные научные положения и выводы, а также фактический материал, содержащийся в публикациях автора по теме диссертации, вошли в научный оборот и активно используются преподавателями вуза в лекционных курсах, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров на факультете калмыцкой филологии и культуры, в лекциях учителей-словесников, на факультативных занятиях в общеобразовательной школе, а также при выполнении дипломных и курсовых работ студентами Калмыцкого госуниверситета.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных, республиканских конференциях: VII Международном конгрессе монголоведов (Улан-Батор, 1997), Международной конференции, посвященной 550-летию "Джангара" (Элиста, 1990), Всесоюзной конференции по эпическому творчеству тюрко-монгольских народов (Элиста, 1978), Всесоюзной научной конференции, посвященной столетию со дня рождения академика Б. Я: Владимирцова (Москва, 1984), Всесоюзной конференции по проблемам алтаистики и монголоведения (Элиста, 1972), Республиканской научно-практической конференции по джангароведению в Калмыкии (Элиста, 1997), Республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию А. Ш. Кичикова (Элиста, 1997). Содержание работы отражено в монографиях "Поэтика фольклорных жанров. Эволюция жанровых форм калмыцкой народной поэзии" (Элиста, 1998), "Эпический репертуар джангарчи М. Басангова" (Элиста, 1976), "Джангарчи" (Элиста, 1990), в статьях (более 20), опубликованных в научной печати.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, с входящими в них разделами, Заключения, Примечания и Списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Пюрвеева, Надежда Басанговна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди разнообразных жанров традиционного калмыцкого фольклора особое место занимает народный героический эпос "Джангар", один из памятников мировой культуры, неповторимый образец эпического творчества. "Джангар" — своеобразное явление калмыцкого фольклора, отличающееся значительностью содержания и завершенностью художественной формы. В нем синтезировались такие образцы и художественные формы, которые продолжают и ныне доставлять эстетическое наслаждение.

Средневековое калмыцкое общество продолжало существовать по традиции, передавая из поколения в поколение социальную память — жизненно необходимый фонд знаний и наблюдений, обязательных для его полноценного бытия. Традиция в таком обществе приобретала силу закона. Правильным считалось все то, что следовало строго традиции, обычаю, регламенту, этикету, канону. Если традиция в фольклоре — это передача из поколения в поколение произведений устного народного творчества, то "традицией становится не только характер исполнения, но и содержание, а также форма каждого устного произведения. Традиция в фольклоре предполагает преемственность конкретных образов, сюжетов, стиля" (Аникин, 1980. С. 13).

Эпос «Джангар» — уникальное по своей поэтике произведение устного народного творчества.

Из конкретного анализа поэтики «Джангара» следует, что структурные особенности эпоса представляют совокупность компонентов, взаимосвязанных друг с другом и образующее единое целое. Типологические разновидности песен-поэм «Джангара» зависят от качественных свойств данных компонентов, удельного веса каждого из них в пределах целого и характера связи между ними внутри структуры.

Главным признаком эпического повествования является сюжетность. Сюжет включает в себя собственно событийную сторону (расположение эпизодов и последовательность поступков героев) и предметно-изобразительную (распределение в текстах песен-поэм деталей предметного окружения персонажей).

Тематическая структура эпического текста не однородна. Она складывается из ряда взаимосвязанных тем, среди которых можно выделить микротемы (мотивы) и макротемы (совокупность связанных между собой блоков-эпизодов).

Микроэпизоды-связки соединяют автономные части песни, придают логику смене эпизодов, сообщают стройность развитию сюжета. Нередко смена одного события происходит при помощи коротких переходных фраз. Начало нового эпизода усилено повтором или формульным словосочетанием.

Поэтика сюжета в эпопее — это в значительной мере поэтика героя, то есть определенный тип героя-богатыря связан с определенными сюжетами. Фабула в эпопее фиксирует стечение обстоятельств, событий в жизни героев Бумбайской державы, их взаимоотношения, действия и поступки.

Джангар» отличается четким и стройным построением песен, организованных по принципу контраста и параллелизма. Содержание каждой песни-главы строится вокруг подвига одного из основных, ведущих богатырей эпопеи. Отсюда циклы песен о Хонгоре, Саваре, Сана-ле, Мингъяне. Наибольшее количество сюжетов песен «Джангара» связано с богатырем Хонгором.

Эпические песни-главы, связанные между собой внутренним единством, сложились в цельную эпопею. Объединяющим центром всех героических песен является поэтическая модель страны Бумбы. Джан-гар-хан, государь этой державы, так или иначе оказывается тем стержневым объектом, вокруг которого проходит вся цепь событий, изображаемых в ткани художественного текста. Защита единства и государственной самостоятельности Бумбы, ее владыки богдо Джангара — основная идея каждой отдельной песни и всего цикла в целом.

Неотъемлемой органической частью эпического произведения является конфликт. Основной сюжетообразующий конфликт в «Джан-rape» — борьба богатырей с внешними врагами. Прежде чем герои вступят в открытый конфликт, необходимо, чтобы кто-то из противоборствующих сторон принял решение, совершил поступок, который повлек бы за собой столкновение действующих лиц.

Значительную роль в сюжетно-композиционной структуре выполняют «общие места», которые по традиции переходят из одного сюжета в другой. Сложены они из однотипных формул-описаний, которые обладают способностью варьироваться, изменяться, расширяться или сокращаться. Они используются джангарчи при повторяющихся ситуациях в разных сюжетах песен.

В развертывании сюжета эффективна роль повторов. В «Джангаре» повтор может выступать и как средство композиционного членения текста, и как обрамляющий компонент повествования, и как средство выделения ключевого слова в художественном повествовании.

Анализ ведущих звеньев поэтической системы героического эпоса

Джангар» свидетельствует о неразрывной взаимосвязи и взаимодействии художественно-изобразительных средств в решении основных идейно-эстетических задач. Яркий поэтический язык оказывает воздействие на фабульную структуру произведения, раскрытие характеров эпических персонажей. Использование стилистических формул подчинено воплощению героической доминанты.

Исследование поэтики «Джангара» выявило, что в состав «Джангара» входят такие жанры ритуально-обрядовой поэзии, как героические плачи, заклинания, заговоры, восхваления, благопожелания, проклятия. Традиционные обрядовые формульные структуры способствуют движению эпических событий драматического характера, участвуют в героических ситуациях, полностью подчиняясь раскрытию жанрового эпического содержания. В условиях героического сказания они обретают эпическую окраску и характер, становятся неотъемлемым компонентом структурной системы эпоса. Происходит сублимация жанров, переход от одного качественного состояния в другое.

Секрет восхищения художественным миром «Джангара», секрет таинственности силы его образов кроется в эмоциональном и эстетическом воздействии на слушателя, создаваемого поэтикой.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

Монографии:

1. Джангарчи — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1967. — 34 с.

2. Эпический репертуар джангарчи М. Басангова—Элиста: Калм. кн. изд-во, 1976. — 76 с.

3. Джангарчи (2-е изд. дополненное) —Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. - 78 с.

4. Поэтика фольклорных жанров — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998.

-127 с.

Рец. Пюрбеев Г. Ц. Актуальное исследование //Теегин герл. — Элиста, 1998. - № 6. — С. 75-76.

5. Поэтика героического эпоса «Джангар» - Элиста, 2003. - 239 с.

Рец. Оконов Б. Б. Фундаментальное исследование //Теегин герл. — Элиста, 2003. - № 4. - С. 105-106.

Статьи в научных сборниках и журналах:

6. Об оригинальном и традиционном в песнях М. Басангова //Филологические вести Калмыцкого НИИЯЛИ. — Элиста, 1970. - С. 115-125.

7. Сказитель М. Басангов и его «Джангар». Автореферат диссертации канд. фил. наук. // АН СССР. Институт востоковедения. - М., 1971. -27 с.

8. «Джангар» — ойрат-калмыцкий героический эпос. БСЭ. - 3-е изд.

- М., 1972. - Т. 8. - С. 562.

9. К характеристике одной песни «Джангара» М. Басангова // Литература и время. - М., 1973. - С. 272-277.

10. «Джангар» и шорский эпос // Проблемы алтаистики и монголоведения: Материалы Всесоюзной научной конференции - Элиста, 1974.

- С. 69-73.

11. Народный сказитель «Джангара» М. Басангов // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: Материалы Всесоюзной научной конференции - Элиста, 1978. - С. 61-63.

12. Исполнители «Джангара» // История калмыцкой литературы: в 2-х т., - Элиста, 1981. - Т. 1. - С. 160-170.

13. Ритуально-магическая поэзия // Теегин герл (Свет в степи) - Элиста, 1995.-№ 7. - С. 105-117.

14. Лирическая атмосфера «Джангара» (пафос, экспрессия, гиперболизм) // Традиция и творческая индивидуальность писателя. - Элиста, 1995. - С. 89-119.

15. Поэтика «Джангара» // Теегин герл - Элиста, 1995. - № 7. - С. 105-117.

16. Сюжетно-композиционные особенности «Джангара» // IV Международный конгресс монголоведов. Доклады российской делегации. - Улан-Батор, 1997. - С. 154.

17. Традиции жанра благопожеланий в калмыцком эпосе // Традиции и творческая индивидуальность писателя - Элиста, 2001. - С. 81-88.

18. В поисках предмета изучения // Теегин герл (Свет в степи) - Элиста, 2001. - № 3. - С. 63-75.

19. Структура героического эпоса «Джангар» в ее системных и исторических закономерностях // Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2003. - № 6. - С. 135-138.

20. Функции изобразительно-выразительных средств в структуре эпоса «Джангар» // Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2003. -№ 7. - С. 172-175.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Пюрвеева, Надежда Басанговна, 2003 год

1. Большой академический монгольско-русский словарь в 4 т. / Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М., 2001.

2. Буддизм: Словарь / Сост. Абаева Л. А. и др. М., 1992. Калмыцко-русский словарь / Сост. А. Позднеев. СПб. 1911. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. 4-е изд., М., 1998.

3. Мифологический словарь. М. Сов. энциклопедия. 1991. Монгол-орс толь / Монгольско-русский словарь / Под общей ред. А. Лувсандэндэва. М., 1957.

4. Пюрбеев Г. Ц. Толковый словарь традиционного быта калмыков. Элиста, 1996.

5. Русско-монгольский словарь / Сост. А. Р. Дамба- Ринчинэ и Г. Мур-кин. Под ред. Г. Д. Санжеева. М., 1960.

6. Руднев В. П. Словарь культуры XX в. Ключевые понятия и тексты. М., 1999.

7. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

8. Хальмг орс толь (Калмыцко-русский словарь) / Под ред. Б. Д. Му-ниева. М., 1977.

9. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Источники

10. Алтай-Буучай. Героическое сказание. Горно-Алтайск. 1965. Аламжи Мерген. Бурятский эпос. М-Л., 1936.

11. Богд ноён Жангар. Халх ардын тууль. /Ред. П. Хорлоо. Улаанбаатар, 1967. С. 158-172).

12. Гэсэр. Бурятский героический эпос. Подстр. пер. А. Уланова/Пер. С. Липкина. М., 1958.

13. Гесериада /Пер., вступ. ст. и коммент. С. А. Козина. М.-Л., 1936. Джанъгър. Хальмг героическ эпос. М., 1940.

14. Джангьгър. Хальмг героическ эпос /Ред. Б. Басангов/Вступ. слово О. И. Городовикова. М., 1960.

15. Джангар. Калмыцкий народный эпос /Пер. С. Липкина. М., 1958. Джангар. Калмыцкий героический эпос./ Пер Н. Ц. Биткеева, Э. Б. Овалова, Ц. К. Корсункиева, А. В. Кудиярова, Н. Б. Сангаджиевой. М., 1990.

16. ЖанЬар. Таки Зула-хаани ачи, Тансаг Бумба хаани жичи, узэн Алдар хаани кобуун, уйэин оночин Жангариин туули арбан табун белег. Издание Синьцзянского комитета печати, 1980. Старокалм. /Сост. Джамцат.

17. Жднгарын туульс. /Сост. предисл., коммент. У. Загдсурэн. Улаанбаа-тар, 1968.

18. Козин С. А. Джангариада. Героическая поэма калмыков. /Введение в изучение памятника и перевод. М., JL, 1940.

19. Манас. Киргизский героический эпос./ Пер. А. С. Мирбадалеевой, Н. В. Кидайш-Покровской. М., 1960.

20. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. M.-JL, Т. 1. 1952; Т. 2. 1960; Т. 3. 1946.

21. Хальмг фольклор. /БурдэЬэд, нур угинь болн темдгудинь бичснь Шал-вра h. Леежнэ Ц. Элст, 1941.

22. Хальмг туульс 1-гч боть Элст, 1961; 2-гч боть 1968; 3-гч боть 1972; 4-гч боть 1974.

23. Хальмг поэзин антолог /Цуглулад барт белдснь Калян С. Мацга И., Санган Л., Элст, 1962.

24. Цацлын дееж (Барт белдснь Н. Содмон) Элст, 1997.1. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

25. Азбелев С. Н. Фольклор в системе общественного сознания // Проблемы фольклора. М., 1975.

26. Бадмаева Т. В. Шаваши — малый жанр калмыцкого фольклора // Калмыцкая народная поэзия. Элиста, 1984. С. 141-156. Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов // Банзаров Д. Собр. соч. М., 1955.

27. Баранникова Е. В. Типология сказочного эпоса монгольских народов // "Джангар" и проблемы эпического творчества. Элиста, 1990. С. 8082.

28. Бардаханова С. С. Общие мотивы в Джангариаде, бурятских улигерах и сказках // "Джангар" и проблемы эпического творчества. Тезисы докладов. Элиста, 1990. С 94-96.

29. Бардаханова С. С. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск, 1992.

30. Басангов М. Радость // О "Джангаре". Элиста, 1963. С. 15-17. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

31. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

32. Бахтин М. М. Проблемы речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч.

33. Т. 5. М., 1997. С. 159-207.

34. Bergmann. В. Nomadische Streifereien unter den Kalmuken in den Jahren 1802 und 1803. Рига, 1804.

35. Биткеев H. Ц. Калмыцкий героический эпос "Джангар". Элиста, 1990. С. 154.

36. Биткеев Н. Ц. Калмыцкая фольклористика: итоги и перспективы изучения // Калмыцкая народная поэзия. Элиста, 1984. С. 3-29. Бобровников А. А. "Джангар" // Вестник русского географического общества за 1854. СПб., 1855, Ч. 2. Кн. 5.

37. Виноградов В. В. Героический эпос народа и его роль в истории культуры // Основные проблемы эпоса восточных славян. М., 1958. Виноградов В; В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

38. Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. JL, 1934.

39. Владимирцов Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос. СПб., 1923. Владимирцов Б. Я. Образцы монгольской народной словесности. JL, 1926.

40. Вопросы жанров русского фольклора /Под ред. Н. И. Кравцова. М., 1972.

41. Вяткина К. Н. Культ коня у монгольских народов // Советская этнография. 1968.- № 6, С. 110-123.

42. Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени (Историческое исследование поэтики). М., 1989.

43. Гацак В. М. "Хроноакты" Джангара" в контексте исторической поэтики эпоса // "Джангар" и проблемы эпического творчества. Элиста, 1990. С. 21-23.

44. Гацак В. М. Эпический певец и его текст // Текстологическое изучение эпоса. М., 1971. С. 7-46.

45. Гегель Г. В. Эстетика в 4 Т. Т. 1. М., 1968; Т. 3. М., 1971. Гаадамба Ш. "Сокровенное сказание монголов" как памятник литературы XIII в. // Монгольская литература: очерки по истории XIII I пол. XX в. М., 1977. С. 18-44.

46. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика, Театр. М., 1968.

47. Гринцер П. А. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 72-103.

48. Гринцер П. А. Памятники книжного эпоса: Стиль и типологическиеособенности. М., 1978.

49. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.

50. Герасимович Л. К. Монгольское стихосложение. Опыт экспериментально-фонетического исследования. Л., 1975.

51. Далгат У. Б. К вопросу идеализации эпического героя // Специфика фольклорных жанров. М., 1973. С. 146-171.

52. Дорджиев Б. Джангарчи//Teeгин герл. Элиста, 1968.— № 4. С. 29-31. Еремина В. И. Поэтический строй русской народной лирики. Л., 1978. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно — исторические очерки. М., 1962.

53. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. Жирмунский В. М., Зарифов X. Т. Узбекский народный героический эпос. М., 1947.

54. Жуковская Н. Л. Общемонгольские культурные традиции в эпосе "Джангар" // "Джангар" и проблемы эпического творчества. Элиста, 1990. С. 74-76.

55. Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.

56. История калмыцкой литературы: В 2 Т. Т. 1. Дооктябрьский период. Элиста, 1980.

57. Каган М. С. Система и структура. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1983.

58. Кара Д. Книги монгольских кочевников. Семь веков монгольской литературы. М., 1972.

59. Категории буддийской культуры. СПб., 2000 (Серия "Orientalia"). Калмыцкая народная поэзия /Отв. ред. Н. Ц. Биткеев. Элиста, 1984. Каляев С. К. Кемялгн // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Выпуск I. Элиста, 1960.

60. Каташов С. М. Поэтика алтайского героического эпоса // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986.

61. Кирпотин В. Я. Калмыцкий народный эпос "Джангар" // О "Джангаре". Элиста, 1963. С. 69-82.

62. Киреев А. Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970. Кичиков А. Ш. Героический эпос "Джангар". Сравнительно-типологическое исследование памятника. М., 1997.

63. Кичиков А. Ш. Исследование героического эпоса "Джангар". Элиста, 1976.

64. Кичиков А. Ш. Песни и версии "Джангара" // Ученые записки КНИ-ИЯЛИ. Вып. 5. Элиста, 1967. С. 55-72.

65. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция. Теория литературы в 3 Т. Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М., 2002.

66. Короглы X. Г. Взаимодействие эпоса народов Средней Азии, Ирака и Азербайджана. М., 1983.

67. Котвич В. JI. Калмыцкие загадки и пословицы. Элиста, 1972. Кравцов Н. И. Историческая поэтика фольклора. Общие вопросы // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977.

68. Кравченко И. И. Калмыцкие пословицы и поговорки // Советская этнография. Вып. 3. M.-JL, 1940. С. 147-184.

69. Кравченко И. И. "Джангар" и калмыцкий фольклор // О "Джангаре". Элиста, 1963. С. 9-12.

70. Лёринц Л. О монгольской мифологии // Олон улсин монголч эрдэмт-ний II-р их хурал. Улан-Батор, 1973.

71. Липец Р. С. Образ батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984.

72. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. Манжитеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М., 1978.

73. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

74. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М., 1963. Мифология и литература Востока. М., 1995.

75. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 Т. /Под ред. С. А. Токарева. М., 1994.

76. Михайлов Г. И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста, 1971.

77. Михайлов Г. И. О терминах шастр, намтар, тууж и судар в монгольской литературе // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1970. С. 179-183.

78. Народное творчество Калмыкии/ Сост. И. И. Кравченко. Сталинград — Элиста. 1940.

79. Нармаев М. Б. Черноголовый журавль. Элиста, 1982.

80. Небольсин П. И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб,1852.

81. Неклюдов С. Ю. Героический эпос кочевников Монголии // Эпос народов зарубежной Азии и Африки. М., 1996. С. 16-64. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М., 1984.

82. Неклюдов С. Ю. Монгольская мифология: религиозные и повествовательные традиции // Мифология и литературы Востока. М., 1995. С. 67-77.

83. Неклюдов С. Ю. Мифо-эпический синтез в монгольском фольклоре: "Сказание о кальпе" // Фольклор и мифология Востока. М., 1999. С. 197-216.

84. Неклюдов С. Ю. Ойрат — монгольская мифология // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1982. С. 247-248.

85. Неклюдов С. Ю. Система жанров в фольклоре монгольских народов / / История и культура монголоязычных народов: Источники и традиции. Улан-Удэ, 1989.

86. Новик Е. С. Шаманская мифология // Мифы народов мира. Т. 2. М.,1982. С. 638-639.

87. Овалов Э. К. О сюжетно-композиционных особенностях "Джангара"

88. История калмыцкой литературы в 2 Т. Элиста, 1981. Т. 1. С. 171-183.

89. Очерки истории Калмыцкой АССР. Элиста, 1967.

90. Очиров Н. Йорелы, харалы и связанный со вторым обряд "Хара келеутулган" у калмыков // Живая старина СПб., 1909. Вып. II-III. С. 70-78.

91. Палиевский П. В. Литература и теория. М., 1979.

92. Позднеев А. М. Образцы народной литературы монгольских племен.1. Вып. 1. СПб., 1880.

93. Поппе Н. Н. Халха — монгольский героический эпос // Труды ИВ АН СССР. Т. 26. М.-Л., 1937.

94. Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре. М., 2002. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

95. Поспелов Г. Н. Целостное системное понимание литературного произведения. М., 1984.

96. Потапов JI. П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая // Фольклор и этнография. Связь фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977.

97. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб, Вып. 2. 1881; Вып. 3. 1882; Вып. 4. 1883.

98. Поэтика бурятского фольклора / Отв. ред Тулохонов М. И. Улан-Удэ, 1982.

99. Пропп В. Я. / Русский героический эпос. М., 1958.

100. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

101. Пропп В. Я. / Собрание трудов/ (Поэтика фольклора). М., 1998.

102. Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.,1978.

103. Путилов Б. Н. Вариативность в фольклоре как творческий процесс // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.

104. Пюрбеев Г. Ц. Эпос "Джангар": Язык и культура ((этнолингвистические этюды). Элиста, 1993.

105. IV. Сборник статей и материалов. М., ИВ РАН, 2000. Рифтин Б. JI. Из наблюдений над мастерством восточно-монгольских сказителей (магтал коню и всаднику) // Фольклор: Поэтика и традиция. М., 1982.

106. Родники народной мудрости / Вступ. ст. пер. Б. Б. Оконова. Элиста,1984.

107. Сампилдэндэв X. Жанр благопожеланий в монгольском фольклоре // Специфика жанров в литературах Центральной и Восточной Азии. М.,1985. С. 76-92.

108. Джангар" и проблемы эпического творчества: Тезисы междунар. науч. конф. Элиста, 1990. С. 57-58.

109. Сангаджиева Н. Б. Поэтика "Джангара" // Теегин герл (Свет в степи). Элиста, 1996. № 1.

110. Сангаджиева Н. Б. Ритуально-магическая поэзия //Теегин герл. Элиста, 1995. № 7. С. 105-117.

111. Сангаджиева Н. Б. Сюжетно-композиционные особенности "Джангара" // IV Международный конгресс монголоведов. Доклады российской делегации. Улан-Батор, 1997.

112. Сангаджиева Н. Б. Эпический репертуар джангарчи М. Басангова. Элиста., 1976.

113. Санжеев Г. Д. Эпос северных бурят / Предисл. к кн.: Аламжи Мерген. М.-Л., 1936.

114. Сарангов В. Г. Поэтическая структура калмыцких богатырских сказок и их соотношение с эпическим жанром // "Джангар" и проблемы эпического творчества. Элиста, 1990.

115. Селиванов Ф. М. Изображение человека в былинах // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977. Селиванов Ф. М. Русский эпос. М., 1988. Скафтымов А. П. Поэтика и генезис былин. М.-Саратов, 1924.

116. Сусеев А. И. О поэтической образности Джангариады. Элиста, 1989. Теория литературы. В 4 Т. / Глав. ред. Ю. Б. Борев. М., 2001. Тодаева Б. X. Опыт лингвистического исследования эпоса "Джангар". Элиста, 1976.

117. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. M.-JI., 1931. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1986. С. 7-60.

118. Туденов Г. О. Бурятское стихосложение. Улан-Удэ, 1958. Тудэв JI. Национальное и интернациональное в монгольской литературе. М., 1982.

119. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. Убушиева Е. Э. Магталы в героическом эпосе "Джангар" // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. С. 83-86. Улан Туг. Элиста, 1941. № 3-4.

120. Уланов А. И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ, 1974. Ухов П. Д. Атрибуция русских былин. М., 1970. Фольклор и этнография. JL, 1974.

121. Фольклор как искусство слова // Сб. статей под ред. Н. И. Кравцова. МГУ, 1969.

122. Фольклор. Поэтическая система / Отв. ред. А. И. Баландин, В. М. Гацак. М., 1977.

123. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте / Отв. ред. В. М. Гацак. М, 1984.

124. Фольклор. Поэтика и традиция / Отв. ред. В. М. Гацак. М., 1982.

125. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1977.

126. Федотов А. К вопросу о мифологических элементах в "Джангаре" //

127. Джангар" и проблемы эпического творчества: Тезисы междун. науч.конф. 22-24 августа 1990 г. Элиста, 1990. С. 27-28.

128. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980.

129. Хабунова Е. Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Исследованияи материалы. Элиста, 1998.

130. Храпченко М. Б. Историческая поэтика: основные направления исследований // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986.

131. Хорло П. Народная песенная поэзия монголов (Проблема жанрового состава). Новосибирск, 1989.

132. Чагдуров С. Ш. Поэтика Гэсэриады. Иркутск, 1993. Числов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. М., 1988. Шаракшинова Н. О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959. Шаракшинова Н. О. Героико-эпическая поэзия бурят. Иркутск, 1987.

133. Шайтанов И. О. Жанровая поэтика // Вопросы литературы. 1996. N° 3. С. 17-21.

134. Эпическая поэзия монгольских народов: исследования по эпосу / Отв. ред. Биткеев Н. Ц. Элиста, 1982.

135. Эрдниев У. Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. Элиста, 1981.

136. Эрендженов К. Золотой родник. Элиста, 1985.

137. Этнография и фольклор монгольских народов / Отв. ред. Митиров А. Г. Элиста, 1981.

138. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с франц. М., 2000.

139. Юнг К. Г. Человек и его символы / Пер. с англ. М., 1997.

140. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / Пер. с англ. Киев-М., 1997.

141. Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987.

142. Яцковская К. Н. Народные песни монголов. М., 1988.

143. Яцковская К. Н. К проблеме изучения художественных особенностей

144. Сокровенного сказания монголов" // Владимировские чтения (II Всесоюз. конф. монголоведов). М., 1989.

145. На калмыцком языке Нармин М. Хар келн тоЬрун. Элст, 1982. Оконов Б. Б. Хальмг улгурмуд болн цецн угмуд. Элст, 1980. Кичгэ Т. Баатрлг дуулвр "ЖанЬр". Элст, 1974.

146. Кичгэ Т. "Жан1ф". Басцга Мукевенэ келен белгуд / Нур угнь Кичгэ Т. Элст, 1967.

147. Хальмг улгурмуд болн тээлвртэ туульег/ Цуглулжгдиглснь Басцга Ба-атр. Элст, 1960.

148. Эрнжэнэ К. Цецн булг. Элст, 1980.

149. Текст песни "О поединке Джангара с Мангна-ханом", записанный летом 1966 г. в г. Элиста Кичиковым А. Ш. и Сангаджиевой Н. Б. от сказителя Балдырова Насанка. Запись хранится в архиве Сангаджиевой Н. Б.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.