Поэтика прозы Брэма Стокера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Лаштабова, Наталия Владимировна

  • Лаштабова, Наталия Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 202
Лаштабова, Наталия Владимировна. Поэтика прозы Брэма Стокера: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Оренбург. 2013. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лаштабова, Наталия Владимировна

Оглавление

Введение

Глава I. Поэтика малой прозы Б. Стокера

1.1. Фантастическое и реальное как элементы художественной системы сказок Б. Стокера «На закате»

1.2. Принципы театральности и театрализации в поэтике цикла новелл

Б.Стокера «Застигнутые снегом»

Глава II. Трансформация готического мифа и роман Б. Стокера «Ущелье змеи»

II. 1. Готический миф и приключенческий роман

11.2. Поэтика романа Б.Стокера «Ущелье змеи»

11.3. Система образов романа Б.Стокера «Ущелье змеи»

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика прозы Брэма Стокера»

Введение

Брэм Стокер (Abraham "Bram" Stoker 8 ноября 1847 - 20 апреля 1912) вошел в литературу как автор одного произведения - романа «Дракула» (1897), - который вписал имя своего создателя прежде всего в готическую традицию. Однако, помимо «Дракулы», перу Б.Стокера принадлежат еще 11 романов1, сборник литературных сказок «Under the Sunset» (1881), цикл новелл «Snowbound: The Record of a Theatrical Touring Party» (1908), сборник страшных историй «Dracula's Guest and Other Weird Stories» (1914) (опубликован посмертно женой писателя Флоренс Стокер). Воспоминания о работе автора в театре Генри Ирвинга нашли отражение в книге «Личные воспоминания о Генри Ирвинге» (1906), впечатления от своей гастрольной поездки в Америку описаны им в «А Glimpse of America» (1886). В книге «Famous Imposters» (1910) Б.Стокер разоблачает знаменитых самозванцев и обманщиков.

В настоящее время в Англии отмечается повышение интереса к творчеству Б.Стокера: в 2006 году вышел роман «The Snake's Pass», текст которого идентичен изданию 1890 года, переизданы сборник сказок «Under the Sunset» (2002), цикл новелл «Snowbound: the Record of a Theatrical Touring Party (1999, 2000), роман «The Jewel of Seven Stars» (1999, 2001, 2008). В 2010 году внучатый племянник писателя Дейкр Стокер совместно с Яном Холтом опубликовал сиквел «Dracula the Undead», действие которого происходит в 20-е годы XX века. В это же время правнук писателя Ноэл Доббс обнаружил дневник писателя и передал Д.Стокеру, который совместно с Э.Миллер подготавливает его к публикации. В дневнике содержатся записи писателя с 1871 по 1881 год, рассказывающие о замысле «Дракулы» и книги «На закате», а также смешные истории, которые можно рассказать в компании, и романтические стихотворения.

' "The Primrose Path" (1875), "The Snake's Pass" (1890), "The Watter's Mou" (1895), "The Shoulder of Shasta" (1895), "Miss Betty" (1898), "The Mystery of the Sea' (1902). "The Jewel of Seven Stars" (1903). "The Man" (1905), "Lady Athlyne" (1908), "The Lady of the Shroud" (1909), "Lair of the White Worm" (1911)

В основе структуры настоящей диссертации лежит хронологический подход, который позволяет увидеть эволюцию поэтики писателя, проходящую от жанра литературной сказки к роману и к циклу новелл. Его творческий метод связан с движением от сказочной поэтики к реалистическим произведениям. Данная диссертация не касается публицистического наследия писателя.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена не только малой изученностью творчества Б.Стокера в нашем отечественном литературоведении. Именно в его творчестве проявились тенденции к созданию синтетических жанровых форм, к использованию элементов готического мифа в романном жанре и в малых эпических формах (сказке и новелле)

Писательскую деятельность Б.Стокер начал в 1872 году, опубликовав в журнале «Shamrock» рассказ «The Crystal Cup». В 1879 году, после работы служащим в конторе, он поделился своими впечатлениями о ней в книге «Обязанности мелких клерков в Ирландии» ("The Duties of Clerks of Petty Sessions in Ireland"). В России известны более всего такие произведения Б.Стокера, как «Дракула», «Сокровище семи звезд» (1903) и рассказы из сборника «Гость Дракулы и другие страшные истории» (1914), переведенные на русский язык («Дракула», первый перевод - Н.Сандрова, 1912; «Сокровище семи звезд» в переводе Н.Докучаевой; «Гость Дракулы», 2000, переводчик А.Щуров) . Многие выдающиеся русские писатели делились мыслями после прочтения произведений Б. Стокера. Так, A.A. Блок писал Е.П. Иванову о сильном впечатлении, которое произвел на него роман «Дракула» [Блок, 1936: 66]. Образы, встречающиеся в «Дракуле», находят отражение в произведениях М.А.Волошина, Д.С.Мережковского [Волошин, 1991: 74]. М.П.Одесский в предисловии к «Дракуле» (изд. «Энигма», 2010 г.) собрал и проанализировал сведения об историческом Дракуле - правителе Валахии, а также о впечатлениях русских поэтов и писателей от прочтения этого романа.

2В данной диссертации анализируются произведения Б.Стокера, еще не переведенные на русский язык. В связи с этим цитаты и названия даны в переводе диссертанта.

Творчество Б. Стокера развивается в период рубежа XIX-XX веков, отмеченный напряженными поисками в области художественного языка, эстетики, философии, психологии. Литературный процесс характеризуется сложным взаимодействием между реалистическим типом художественного творчества и новыми школами и течениями.

Эстетизм, Ирландское Возрождение, символизм, неоромантизм, обновленная готика открывали новые продуктивные принципы создания художественной картины мира. Взаимодействие художественных языков эпохи проблематизировало однозначность структуры реалистической картины мира, провоцировало возможности поставить вопрос о типе художественного творчества, который имеет разностороннее родство с иными, чем реализм, литературными феноменами.

В своем творчестве Б.Стокер придерживался различных литературных традиций, актуальных для конца XIX-начала XX века: готика нашла отражение в романе «Дракула», повлияла на созданный писателем тип приключенческого романа («Ущелье змеи») Он обновил жанр литературной викторианской сказки. Принадлежность к литературному процессу рубежа веков создавала условия для художественного эксперимента и новаторства. Б.Стокер использует в своих сказках сложную символику цветов и имен персонажей. Поскольку автор сказок всю жизнь проработал в театре, он не мыслил произведения без игры. Писатель применил языковую игру - каламбур, которая является неотъемлемой частью сборника сказок. Характерные черты этих произведений не позволяют однозначно отнести их к какой-то одной школе или литературному направлению.

Степень изученности темы. В современном западном литературоведении изучением творчества Б.Стокера занимаются P. Brantlinger, N. Daly, D. Punter (вопросы, связанные с жанровыми особенностями романа «Ущелье змеи»), F. Botting, Т. Richards, J. Wright, С. Wynne, С. Senf, P. Pal-Lapinsky, D. Glover (поэтологические особенности романов писателя); Е. Miller, Ch. Böhme, JonJ. Muth, A.-M. Franz, E. Barrett, Jon S. Bäk, K.M. Guest

(поэтика, хронотоп и персонажи «Дракулы»); B.Belford, C.Leatherdale, DJ.Skal, Ph.A.Roth (поэтологические особенности сказок «Under the Sunset»). Помимо литературоведов, творчество Б.Стокера привлекает внимание специалистов по развлечениям - любителей ужасов: предполагаемый замок графа Дракулы в Румынии - излюбленное место проведения готических фестивалей и мероприятий.

Романное творчество исследуется в работах К. Leatherdale, DJ. Skal, Ph. A. Roth, которые отмечают факт биографичности многих произведений писателя.

В ряде статей западных литературоведов (B.Belford «Bram Stoker and the Man Who was Dracula», 2002; C.Leatherdale «The Origins of Dracula», 1995; D.J.Skal «Hollywood Gothic: the Tangled Web of Dracula from Novel to Stage to Screen», 2004; Ph. Roth «Bram Stoker. Twayne's English Authors Series», 1982) речь идет о литературных сказках «Under the Sunset» (1882). Отмечаются дидактизм сказок Стокера, связь с мифологией и фольклором, а также использование христианских тем и образов. Эти сказки, в отличие, скажем, от сказочного наследия Л.Кэрролла (L.Carroll, 1832-1898), О.Уайльда (O.Wilde, 1854-1900), Р.Киплинга (R.Kipling, 1865-1936), Дж. Макдональда (G. MacDonald, 1824-1905), Несбит (E.Nesbit, 1858-1924), Ч. Кингсли (Ch. Kingsley, 1819-1875), Э. Лэнга (A.Lang, 1844-1912) не знакомы русскоязычному читателю. Тематика, мотивы, сюжеты, система персонажей сказок Стокера рассматриваются в статьях названных исследователей с точки зрения викторианской литературной сказки.

С февраля по апрель 2012 года литературоведы, изучающие творчество Б.Стокера, собирались на научных конференциях, проходивших по всей Великобритании и Ирландии, чтобы обсудить актуальные направления исследований творческого наследия писателя. Помимо научных событий, почитатели литературного таланта Б.Стокера приняли участие в фестивалях, посвященных 100-летию со дня смерти писателя.

В нашем отечественном литературоведении творчество Б.Стокера было предметом внимания Г.В. Заломкиной, которая изучила и описала поэтику пространства и времени в романе «Дракула» [Заломкина: 2006]. М.П. Одесский подробно описал исторические факты, свидетельствующие о существовании реального прототипа графа Дракулы, правившего в Валахии (Румынии) XV века [Одесский: 2005]. Н.Д. Садомская упоминает творчество Б.Стокера при анализе неоромантического приключенческого романа в английской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков, относя произведения писателя к массовой литературе [Садомская: 2006].

Анализ научных источников свидетельствует о том, что в настоящее время ни в западном, ни в отечественном литературоведении не сложилась законченная концепция творчества писателя. Нет специального исследования его романов или произведений малых жанров, кроме отдельных работ (Заломкина Г.В.) или упоминаний в контексте проблемы готики, в то время как вполне очевидны типологические связи произведений Стокера с различными литературными направлениями и художественными системами, которые сложились в английской литературе на рубеже XIX - XX веков.

В последнее десятилетие усилился интерес к «готическому» наследию. Ряд ученых исследуют проявления готики: так, в своей диссертации Г.В. Заломкина изучает закономерности создания готического пространства и времени. Автор рассматривает готический хронотоп в качестве пространственной составляющей, а также внутреннее пространство персонажа, в котором отражается его сознание. На примере ряда романов исследуются замковый хронотоп, использование которого связано с отнесением событий романа в прошлое. Исследуя замковый хронотоп в «Дракуле» Б. Стокера, а также в других романах, Г.В. Заломкина приходит к выводу, что время существует у писателя в двух аспектах - время как среда и время как хронология, при этом их особые свойства помогают в достижении требуемого фантастического эффекта. В своей докторской диссертации Г.В. Заломкина ставит одной из задач «проследить функционирование готического мифа в

литературных текстах, не относящихся напрямую к готическим» [Заломкина, 2011: 5]. Проза Б.Стокера позволяет обратиться и к этой проблеме.

Большой интерес представляет кандидатская диссертация Е.В.Скобелевой «Традиция готического романа в английской литературе XIX и XX веков» [Скобелева: 2008], в которой автор прослеживает изменения, произошедшие с художественным временем и пространством готического романа и в системе персонажей, а также изучает «готический» тип сюжетного развертывания на протяжении всей истории романа, начиная с конца XVIII века и заканчивая произведениями XX века [Скобелева: 2008], вместе с приемами нагнетания сумрачной атмосферы в «Дракуле» Б.Стокера.

Чрезвычайно интересна кандидатская диссертация «Традиции готической литературы в творчестве Чарльза Диккенса» (2010) М.Ю. Черномазовой, в которой ученый исследует элементы готического романа в творчестве писателя, которого большинство исследователей к авторам готических романов не относит [Черномазова: 2010]. В произведениях Ч.Диккенса М.Ю.Черномазова видит черты «городской готики», в которую трансформируется классический канон.

Объектом данного исследования стало творчество Б.Стокера (романное, новеллистическое, сказочное), которое исследуется с точки зрения поэтики.

Предмет изучения - художественный мир прозы Б.Стокера, представленный как сложная и динамически развивающаяся система.

Материал исследования: тексты романа Б.Стокера «Ущелье змеи» (1890), литературных сказок «На закате» (1882), цикла новелл «Застигнутые снегом» (1908), а также сопоставляемых с ними произведений Г.Р.Хаггарда, Р.Киплинга, Г.Уэллса.

Цель данной работы - выявить своеобразие поэтики прозы Б.Стокера в контексте развития английской литературы рубежа XIX-XX веков. Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:

- исследовать творчество Б.Стокера в контексте развития английской литературы рубежа XIX-XX веков;

- выявить эстетические и поэтологические характеристики сказок Б.Стокера «На закате»;

- охарактеризовать особенности художественного мира цикла новелл Стокера «Застигнутые снегом»;

- изучить основные черты поэтики романа «Ущелье змеи».

Научная новизна заключается в том, что в данной диссертации впервые

рассматривается прозаическое творчество Б.Стокера как художественная система, претерпевающая эволюцию; характеризуются и определяются поэтологические особенности романа Стокера «Ущелье змеи», литературных сказок и новелл; уточняется место прозы Стокера в английской литературе рубежа XIX-XX веков.

Теоретическая значимость работы заключается в определении особенностей поэтики «имперского» готического романа, дополняются характеристики викторианской литературной сказки, выявляются черты поэтики новеллистического цикла Б.Стокера. Эти вопросы ранее не становились предметом изучения отечественных исследователей.

Теоретико-методологической базой служат труды, посвященные жизни и творчеству Б.Стокера (B.Belford, L.A.Bethell, F.Botting, P.Brantlinger, G.Byron, J.D.Cook, N.Daly, D.David, D.Glover, W.Hale, C.Leatherdale, E.MacAndrew, P.Pal-Lapinski, A.R.Phyllis, D.Punter, C.A.Senf, D.J.Skal, L.Stock, J.Wanamaker, J.M.Wright), викторианской эпохе (H.Bower, J.A.Cramb, D.David, P.Pal-Lapinski, T.Richards, V.Strong-Boag), работа, в которой изложена теория хронотопа (М.М.Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике»). Особого внимания заслуживают монография Г.В. Заломкиной, изучение которой позволило систематизировать информацию о феномене «готического» в литературе, монография Н.Д. Садомской, в которой изложены предпосылки формирования «имперского» готического романа в викторианской литературе, статьи М. Одесского, посвященные историческим предпосылкам написания готического романа Б.Стокера. Работы В.Я. Проппа, М.Н. Липовецкого, посвящены теории сказки; историю и поэтику

викторианской сказки исследовали Н.М. Демурова, Е.С. Куприянова, И.Ю. Мауткина, К.А. Мнацаканян; английский рассказ - Н. Еремкина, А. Бурцев, И.М. Левидова, О.Ю. Анцыферова, Н.Д. Садомская, Е.Л. Пивоварова).

Методология исследования включает системный и историко-теоретический подходы. Согласно системному подходу произведение рассматривается как целостное множество элементов в единстве со связями и отношениями между ними, то есть как система [Ракитов, 1977]. Историко-теоретический подход, рассмотренный в исследованиях Ю.Б. Виппера и Н.П. Михальской, позволяет изучить прозу Б.Стокера в контексте викторианской литературы рубежа Х1Х-ХХ веков. Рассматриваемые методы исследования позволяют в полной мере изучить творчество Б.Стокера в контексте традиций английской приключенческой литературы рубежа Х1Х-ХХ веков, выявить черты уникальности авторского стиля писателя и черты, объединяющие авторов рассматриваемой эпохи.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для углубленного изучения не только творчества Б.Стокера, но и поэтики приключенческого романа и его разновидности «имперской» готики, а также викторианской литературной сказки рубежа Х1Х-ХХ веков, малых прозаических жанров. Помимо этого, результаты исследования могут быть использованы для разработки спецкурсов по английской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков, в курсах по истории мировой литературы, в курсе истории литературы страны изучаемого языка, в курсах стилистики английского языка, интерпретации текста.

Апробация диссертационного исследования проходила в виде докладов на заседаниях кафедры мировой литературы Оренбургского государственного педагогического университета, а также на методологических семинарах кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета. Основные результаты работы отражены в докладах на международной научно-практической конференции «Филологические чтения» (Оренбург, 2010, 2011); международной научно-

практической конференции «Литература и язык в евразийском культурном пространстве» (Орск, 2011); международной научно-практической конференции «Филология, искусствоведение и культурология в XXI веке» (Новосибирск, 2012). Основные положения работы отражены в 9 публикациях, в том числе в 3 статьях в научных периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Творчество Б.Стокера развивается в контексте художественных поисков «рубежной эпохи».

• Поэтика сборника сказок Б.Стокера «На закате» характеризуется единством элементов разных художественных языков. В литературных сказках Б.Стокера отразились общие тенденции развития викторианской литературной сказки. При этом писатель обновляет поэтику викторианской литературной сказки за счет трансформации образов аллегорических персонажей и использования собственной символики (имена героев, цветы, числа).

• Б.Стокер создает новеллический цикл с использованием обрамляющей новеллы («Застигнутые снегом»), разрабатывает темы тайны из прошлого, применения науки и современных технологий, взаимодействия театра и жизни актеров.

• Роман Б.Стокера «Ущелье змеи» вписывается в поэтологическую систему приключенческого романа, обновленную за счет активного присутствия готических элементов (мотив семейной тайны; мотив инфернального брака; переосмысленные феномены фантастического, страшного; рационализация готического пограничья жизни и смерти). Сделав местом действия романа Ирландию, автор создает необычный образ британской колонии, описывает местный колорит, обновляет систему персонажей.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка из 198 наименований, включая 101 на английском языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Лаштабова, Наталия Владимировна

Заключение

Викторианская эпоха способствовала развитию различных литературных жанров, начиная с короткой повествовательной формы (рассказ, новелла) и заканчивая крупной (роман). В своих произведениях писатели выражали настроения, царившие в обществе, рассматривали вопросы, волновавшие англичан на рубеже Х1Х-ХХвеков.

Поэтика прозы Б. Стокера связана не только с общественно-политическими событиями, свидетелем которых он был, но также с событиями его собственной жизни, в особенности с работой в театре Г.Ирвинга.

В своем творчестве Б.Стокер обращался к аналогичной проблематике, темам, мотивам и образам, что и его современники - писатели Р.Л.Стивенсон, Г.Р.Хаггард, Р.Киплинг, А.Конан-Дойль, О.Уайльд, Дж. Макдональд, Э.Несбит. В этот период бурно развивался жанр литературной сказки, рассказа (новеллы) и приключенческого романа. В основе диссертационного исследования лежит хронологический подход, поскольку именно события жизни писателя оказали наибольшее влияние на тематику и жанровые особенности его произведений.

Следуя канону литературной сказки, Б.Стокер разрабатывает темы фантастического и реального в сборнике сказок «На закате»; тему взаимоотношения родителей и детей, связанную с дидактической функцией сказок. Чистота и безгрешность детей, а также их стремление к очищению души обретается при помощи молитвы. Родители оказывают помощь ребенку независимо от ситуации, в которую тот попадает. Цель воспитания ребенка -вырастить гуманного человека, способного к состраданию, - достигается в сказках «Принц Роза», «Зодчий теней», «Как число Семь сошло с ума», «Ложь и лилии», «Чудесное дитя».

Персонажи сказок делятся на две большие группы: персонажи-люди и персонажи не из мира людей. Следуя традиции, проложенной Л.Кэрроллом, Дж. Макдональдом, Э.Несбит, О.Уайльдом, большую часть первой группы составляют дети: простолюдины и особы, принадлежащие королевскому роду.

Как первые, так и вторые способны к милосердию, состраданию и заботе о ближнем. Часто они ведут себя, как обычные дети: ленятся, озорничают, не прислушиваются к наставлениям родителей и учителей. По ходу развития сюжета их личность претерпевает изменения, они осознают свои ошибки, работают над характером, стараются не совершать дурных поступков. Изменения, как правило, вызваны складывающимися обстоятельствами: по воле случая они покидают дом, отправляясь на поиски приключений, либо их похищают, чтобы перевоспитать. Характер детей меняется не вследствие нотаций, а после того, как взрослые начинают вести себя с ребенком на равных, и он сам осознает ошибки и старается их впредь не совершать.

Обогащая образную систему персонажей и используя бинарную оппозицию, Б.Стокер делит их на две категории - добрых и злых. Если злодеи-люди не достигают своих целей из-за внешних обстоятельств или их наказывают, то образная система отрицательных персонажей не из мира людей более сложна: доброму ангелу Чиаро противостоит злой дух Скуро, по Стране на закате летают Дети Смерти, стремящиеся распространить зло и грех. Король Смерть - самый страшный персонаж, живущий в Замке в форме черепа. Встреча с ним означает потерю надежды. Стокер тщательно разрабатывает образ Великана, наделяя его состраданием. В отличие от фольклорных сказок и произведений писателей - современников Стокера, этот образ не однозначен. Великан в «Принце Розе» создан по фольклорной модели: это грубое, беспощадное, отвратительное существо, несущее смерть и разрушения. Напротив, в «Невидимом великане» образ злодея психологичен: он изменяется, чувствуя сострадание к девочке Зае, готовой погибнуть, чтобы спасти жителей города.

Глубоко символичны имена геров. Стокер использует значения имен, которые отражают значимые характеристики персонажей: добрый ангел Чиаро (итал. «светлый»), злой ангел Скуро (итал. «темный»), принц Зафир (араб, «побеждающий»), король Maro (Magnus - великий), Ноул (knoll - могильный холм; в сказке - место, где живет старик).

Важной особенностью сказочного хронотопа является постепенное удаление от фольклорной сказки. В сборнике сказок создан мир, подобный реальному: действие происходит в городе, в центре которого располагается королевский дворец с садом, на главной площади стоит фонтан, дома богатых и бедных жителей территориально разграничены. Фантастическое пространство создано образами замка Короля Смерти («Замок Короля»), образом города-рая («Ложь и лилии»), расположением Страны на закате, границей между реальным миром и Страной на закате.

Цветочная символика в литературных сказках идет от творчества Л.Кэрролла. Если у О.Уайльда образы цветов испольуются в сказке «Преданный друг», то у Стокера образная картина более насыщенна. Используяобразы розы, лилии и мака, писатель следует традиции, издавна сложившейся в культуре. До этого не встречавшиеся в литературных сказках других авторов бумажные цветы («Невидимый великан») выступают как средство заработать на пропитание: девочка Зая делает их и продает, чтобы не умереть с голоду.

Мотив сна в сказках используется в качестве средства передвижения, познания истины, обретения покоя. Во сне время идет медленнее, чем наяву. Сны героев-детей носят поучительный характер.

Б.Стокер мастерски использует язык для создания ярких образов персонажей. Так, текст сказки «Как число Семь сошло с ума» изобилует каламбурами, которые служат авторским комментарием, описанием деталей быта, а также способствуют созданию четкой характеристики персонажа.

Художественный мир цикла новелл «Застигнутые снегом» включает тему тайны из прошлого, применения науки и современных технологий, взаимодействия театра и жизни актеров. Жанровую проблему в этом произведении представляют не только рассказанные истории, но и сама книга, которая репрезентирует ситуацию рассказывания и позволяет читателям непосредственно присутствовать в ней. Структурный план сборника отличается цельностью и законченностью, которые определяются тем, что участвующие в процессе рассказывания люди - единомышленники, принадлежащие одной профессии. Обрамление содержит рассказ о том, как из-за снегопада актеры оказываются отрезанными от окружающего мира в занесенном снегом поезде. Читатель точно знает географические координаты места происшествия. Оно включено в первую новеллу («Случай») и частично - в последнюю («Эффект лунного света») и обладает собственной композицией. В первой новелле дается экспозиция. Директор театра предлагает актерам по очереди рассказывать занимательные истории, когда-то произошедшие с ними.

Развязка наступает неожиданно, как того требует принцип новеллистической композиции, но вполне реалистично: в финале новеллы «Эффект лунного света» в вагон входит проводник и сообщает об изменении погоды. Рассказам предпослан список Действующих лиц, подобно тому, как он может выглядеть в программе, сопровождающей театральную постановку.

События в рассказах - это не только воспоминания о драматических или комических ситуациях из прошлого актеров и обслуживающего персонала, но обмен впечатлениями членов труппы о событиях, которые были известны некоторым собеседникам, но и суждения о тех или иных моральных коллизиях, которым они были свидетелями или в которых принимали участие. Один рассказ плавно перетекает в другой, сигнал к следующему рассказу - ремарка Директора театра мистера Рэггла.

Эпиграфом к циклу новелл Стокера являются слова: «Принимать ли эти истории за правду - решать исключительно читателю. Здесь же они представлены как вымысел». Помимо этого, в эпиграфе также слышен голос автора, настраивающего читателей на захватывающее театральное представление. Эпиграф определенно настраивает читательскую аудиторию на игру, заставляя видеть в рассказах актеров двойное дно, символические смыслы и перекликающиеся темы.

Принцип театральности в новеллистическом цикле «Застигнутые снегом» можно видеть репрезентированным на разных уровнях. Если иметь в виду тематический уровень, то главная тема цикла - театр, жизнь в нем актеров, судьба актеров, театральные нравы. Эта тема раскрывается в новеллах «Собственность Коггинса», «Наконец», «Под страхом смерти» и «Звездная ловушка». В них показано, как тайна из прошлого влияет на жизнь героев новелл: раскрытие тайны может привести к счастью («Наконец»), стать причиной расставания или смерти («Звездная ловушка»). Наука и современные технологии, по мнению Б.Стокера, могут служить как во благо людей («Случай», «Дьявол Мик»), так и стать причиной смерти («Звездная ловушка»). Лишь силы природы, которые останавливают поезд, не подвластны человеку. Тема театра и жизни актеров проходит через такие новеллы, как «Урок на примере животных», «Собственность Коггинса», «Стройные сирены», «Новое направление в искусстве», «Заместитель официанта», «Угол карликов», «Преступная звезда», «Звездная ловушка». Тема ирландских национальных традиций раскрыта в «Новом направлении в искусстве». Мелодраматизм сюжета несколько ослабляется тонкими психологическими наблюдениями рассказчика, достоверностью деталей в изображении портретов действующих лиц.

Отдельно можно назвать тему науки и современных технологий и их влияния на жизнь человека. Писатель обращается к этой теме в новеллах «Случай», «Мик-Дьвол», «Под страхом смерти» и «Звездная ловушка». Эта тема раскрыта опосредованно, т.е. в преломлении к театральной и бытовой жизни актеров. Среди героев новеллистического цикла есть персонажи-профессионалы, которые вводят тему науки и прогресса. В их руках находятся знания, помогающие преодолеть опасность, вызванную разбушевавшейся природой и способную отнять жизнь пассажиров поезда.

Одним из направлений английской литературы была готика, берущая начало на рубеже ХУШ-Х1Хвеков. Трансформируясь, но одновременно и сохраняя базовые особенности, эта разновидность романа превращается в конце Х1Хвека в феномен под названием «готический миф». В западном литературоведении данный феномен получил название «имперской готики». Возрождение готического романа происходит вследствие реакции общества на развитие техники и изменения научных представлений о мире. Главным элементом таких романов становится таинственная атмосфера повествования. В русле гоического мифа созданы романы Р.Л.Стивенсона, Г.Уэллса, Г.Р.Хаггарда, Р.Киплинга. Магистральная тема имперского готического романа - это взаимоотношения между метрополией и колонией, которые связаны историческим прошлым разных стран, претензиями Великобритании на мировое господство, желанием получения новых знаний, сбором информации о мире, коллекционированием восточных и африканских артефактов.

Основными темами имперской готики выступаетличная деградация (возврат к природе); вторжение цивилизации в мир варварства и демонизма; сокращение возможностей для приключений и проявлений героизма в современном мире и расширение этих же возможностей в мире колоний; освоение новых территорий в Индии, Африке и Ирландии, получение знаний от представителей других народов и приобщение к древней философии, истоки которой находятся на территории колонии, стремление победить в борьбе за господство на определенной территории.

Важную роль играет мотив приключений мужской команды, каждый член которой - обладатель особенных умений, а также мотив применения необычных технологий при поиске выхода из сложившейся тяжелой ситуации.

В имперском готическом романе уникален набор персонажей. Героиня -экзотическая женщина, вступающая в партнерские отношения с англичанином. Главный герой - английский джентльмен, отправляющийся в далекую страну с целью раскрытия тайны, обогащения или получения информации. Злодей выступает движителем сюжета, вступая в противостояние с гуманными героями и героиней.

Б.Стокер создает роман «Ущелье змеи», следуя канону имперского готического романа, при этом выбрав местом действия Ирландию. Поэтологическая система романа «Ущелье змеи» обновляется за счет присутствия в приключенческом романе готических элементов - мотива семейной тайны, инфернального брака, переосмысления феноменов фантастического, страшного и рационализации готического пограничья жизни и смерти. Местный ирландский колорит и обновленная система персонажей романа создают необычный образ одной из британских колоний. Набор персонажей характерен для произведенийимперской готики: Главный герой -англичанин (Артур Северн), вступает в противостояние со злодеем (Мертой Мердоком), вооружившись поддержкой своего друга (Дика Сазерленда), инженера, проводящего исследование данной территории, «местных жителей» Фелима Джойса, и Энди Салливана, извозчика. Вместе эти мужчины составляют команду. Героиня романа Нора Джойс сочетает в себе черты новой женщины, способной быть единомышленницей и помощницей для команды мужчин.

Поэтика романа «Ущелье змеи» касается и языка персонажей. Энди, малограмотный человек, знающий все местные легенды, обладает незаурядной смекалкой, его речь причудлива, наполнена местными выражениями. Напротив, речь Фелима Джойса более правильная, поскольку он представитель фермерства. Его дочь Нора говорит на чистой английском языке, свободном от диалектных выражений.

Прозе Б.Стокера, рассмотренной в диссертации, свойственна биографичность, следование тенденциям, актуальным для литературы рубежа Х1Х-ХХ веков с привнесением уникальным элементов собственного стиля писателя.

Б.Стокер занимает уникальное место в английской литературе. Известный прежде всего как автор «Дракулы», писатель обогатил поэтику приключенческого романа, внеся собственные ньюансы в уже привычные темы, мотивы и образы. Наряду с Р.Киплингом, О.Уайльдом и другими авторами сказок Стокер создал собственный сказочный мир. Богатый опыт работы в театре отразился в сборнике новелл. Творчество писателя, известного и популярного в Великобритании и других странах, еще предстоит в полной мере открыть отечественному читателю, а также ученому - исследователю англоязычной прозы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лаштабова, Наталия Владимировна, 2013 год

Библиографический список

1. Анцыферова, О. Ю. Повести и рассказы Г. Джеймса: от истоков к свершениям : моногр. / О. Ю. Анцыферова. - Иваново, 1998. - 210 с.

2. Арнольд, Э. Свет Азии / Э. Арнольд. - Москва : Медиа, 2011. - 349

с.

3. Бауэр, В. Энциклопедия символов / В. Бауэр ; пер. с нем. Г. Гаева. -Москва : КРОН-ПРЕСС, 1998. - 512 с.

4. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Литературно-критические статьи. -Москва : Художеств, лит., 1986. - С. 121-290.

5. Бегак, Б. А. Правда сказки / Б. А. Бегак. - Москва : Дет. лит., 1988. - 126 с.

6. Блаватская, Е. П. Разоблаченная Изида: ключ к тайнам древней и современной теософии / Е. П. Блаватская. - Москва : Эксмо, 2009. - 880 с.

7. Блок, А. Письма Ал. Блока к Е. П. Иванову / А. Блок. - Москва ; Ленинград, 1936. - С. 66.

8. Болдарева, Е. Ф. Языковая игра как форма выражения эмоций : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Елена Фёдоровна Болдарева. -Волгоград, 2002. - 18 с.

9. Большакова, Н. Н. Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Наталья Николаевна Большакова. - Смоленск, 2007. - 222 с.

10. Бондаренко, Т. В. Лингвокультурный типаж «английский дворецкий» : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Татьяна Владимировна Бондаренко. - Волгоград, 2009. - 22 с.

11. Брандаусова, А. В. Основные синтаксические особенности английской литературной сказки : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Александра Вячеславовна Брандаусова. - Москва, 2008. - 24 с.

12. Брауде, Л. Скандинавская литературная сказка / JI. Брауде. -Москва : Наука, 1979. - 207 с.

13. Будур, Н. Мир сказок. Антология / Н. Будур. - Москва : Олма-Пресс, 2005.-609 с.

14. Бурцев, А. А. Английский рассказ конца XIX - начала XX века. Проблемы типологии и поэтики : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.05 / Анатолий Алексеевич Бурцев. - Москва, 1990. - 350 с.

15. Верн, Ж. Пять дней на воздушном шаре / Ж. Берн. - Москва : ACT, 2011.-320 с.

16. Веселовский, А. Н. Поэтика сюжетов (1897-1903) / А. Н. Веселовский // Историческая поэтика. - Москва : «Высшая школа», 1989. - 404 с.

17. Виппер, Ю. Б. Вступительные замечания / Ю. Б. Виппер // История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. - Москва : Наука, 1983. - 583 с.

18. Влахов, С. К. Непереводимое в переводе / С. К. Влахов, С. Н. Флорин. - Москва : Междунар. отношения, 1980. - 342 с.

19. Водолажченко, Н. В. Поэтика готической новеллистики Дж. Ш. ле Фаню: на примере цикла «В зеркале отуманенном» : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Наталья Васильевна Водолажченко. - Великий Новгород, 2008. - 193 с.

20. Волошин, М. А. Автобиографическая проза. Дневники / М. А. Волошин. - Москва : Книга, 1991.-413 с.

21. Воспоминания и записки Е. Иванова об А. Блоке. Письма Ал. Блока к Е. П. Иванову / публ. Э. П. Гомберг, Д. Е. Максимов. - Москва ; Ленинград : Изд-во Академии наук, 1936. - 66 с.

22. Гольман, JI. И. История Ирландии / Л. И. Гольман. - Москва : Мысль, 1980.-390 с.

23. Демурова, H. М. «Июльский полдень золотой...» : статьи об английской детской книге / H. М. Демурова. - Москва : Изд-во УРАО, 2000. -256 с.

24. Дунаевская, Е. С. Литературные сказки Эдит Несбит: поэтика в контексте традиции / Е. С. Дунаевская // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 65. - с. 115-121.

25. Еремкина, Н. И. Английский рассказ XIX века: становление и развитие / Н. И. Еремкина // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 4. - С. 293-297.

26. Заломкина, Г. В. Готический миф как литературный феномен : автореферат дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.08 / Галина Вениаминовна Заломкина. - Самара, 2011. - 43 с.

27. Заломкина, Г. В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете / Г. В. Заломкина. - Самара : изд-во Самарский университет, - 2006. -228 с.

28. Заломкина, Г. В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете. : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / Галина Вениаминовна Заломкина. - Самара, 2003. - 224 с.

29. Зворыгина, О. И. Русская литературная сказка: речевые параметры жанра : автореф. ... д-ра филол. наук : 10.02. 01 / О. И. Зворыгина. -Екатеринбург, 2012. - 32 с.

30. Значение имени Сибольд (Sybold)[Электронный ресурс] // 20000 Names from Around the World - Режим доступа: http://www.20000-names.com/origin of babynames/etymology S male/meaning of the name sigeb eald.htm.

31. Карасева, Т. Б. Повести Д. К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и «Трое на прогулке» и неоромантические тенденции в английской литературе конца XIX-начала XX в. : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Татьяна Борисовна Карасева. - Самара, 2012. - 23 с.

32. Киплинг, Р. Ким / Р. Киплинг. - Москва : ACT, 2007. - 448 с.

33. Киплинг, Р. Пэк с холмов / Р. Киплинг ; [пер. с англ. И. Г. Гуровой]. - Москва : ТКО ACT, 1996. - 248 с.

34. Киплинг, Р. Сказки просто так / Р. Киплинг ; [пер. с англ. К. Чуковского, JI. Хавкиной]. - Москва : Росмэн Пресс, 2011. - 144 с.

35. Козеняшева, JI. М. Лингвопоэтические средства создания образа слуги в английской литературе XIX - XX веков : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Любовь Михайловна Козеняшева. - Самара, 2006. - 22 с.

36. Конан Дойль, А. Перстень Тота / А. Конан Дойль. - Москва : Квадрат, 1992.-372 с.

37. Куприянова, Е. С. Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа «Портрет Дориана Грея» : монография / Е. С. Куприянова. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007. -300 с.

38. Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране Чудес / Л. Кэрролл. -Москва : Издат. дом Мещерякова. - 2010. - 160 с.

39. Ладыгин, М. Б. Романтический роман / М. Б. Ладыгин. - Москва, 1981.- 137 с.

40. Левидова, И. М. Английский рассказ в 70-е годы / И. М. Левидова // Вопросы литературы. - 1984. - № 4. - С. 43-73.

41. Легенды о цветах [Электронный ресурс] // Земля. Хроники жизни. - Режим доступа : http://earth-chronicles.ru/news/2013-07-18-47196.

42. Легенды о цветах - мак [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ellin-dacha.narod.ru/legenda/mak.html.

43. Леонова, Т. Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: поэтическая система жанра в историческом развитии / Т. Г. Леонова. - Томск : Изд-во Томск, ун-та, 1982. - 199 с.

44. Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки / М. Н. Липовецкий. - Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1992. - 183 с.

45. Литературная энциклопедия терминов и понятий / сост. А. Н. Николюкин; Рос. акад. наук; Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. - Москва : Интелвак, 2001. - 1600 с. - Библиогр.: с. 1277-1595. - ISBN 5-93264-026-Х.

46. Лупанова, И. П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века / И. П. Лупанова. - Петрозаводск : Изд -во ПТУ, 1959.-504 с.

47. Макарова, Л. С. Роман Ч. Р. Метьюрина «Мельмот-Скиталец» в контексте готической и романтической традиций :дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Людмила Сергеевна Макарова. - Нижний Новгород, 2001. - 212 с.

48. Макдональд, Дж. Сказки / Дж. Макдональд ; [пер. с англ.С. Калининой, Н. Трауберг]. - Москва : Триада. - 2000. - 208 с.

49. Мауткина, И. Ю. Историческая поэтика британской сказки и литературные сказки О. Уайльда : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Ирина Юрьевна Мауткина. - Великий Новгород, 2006. 225 с.

50. Мережковский, Д. С. Упырь / Д. С. Мережковский // Странник. -1991. - Вып. 2.-74 с.

51. Мифы народов мира : энцикл. : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. - М. : Большая Рос. энциклопедия, 1997. - Т. 1 : А-К. - С. 468.

52. Михальская, Н. П. Английский роман XX века: учеб. пособие для филол. специальностей / Н. П. Михальская, Г. В. Аникин. - Москва : Высш. шк., 1982. -192 с.

53. Мнацаканян, К. А. Ирония и способы ее выражения в английской литературной сказке викторианской эпохи / К. А. Мнацаканян // Вестник ПСТГУ. Сер. III, Филология. - 2006. - Вып. 2. - С. 116-122.

54. Нагорная, О. В. К вопросу о поэтике литературной сказки (в сопоставлении с фольклорной сказкой) / О. В. Нагорная // Вектор науки ТГУ. -2011..-№3 (17). - С. 118.

55. Насонова, Е. Ю. Художественное произведение в контексте культурной онтологии сознания: «новый мифологизм» в творчестве К.С. Льюиса и Дж. Р. Толкина / Е. Ю. Насонова // Вісн. Харківського нац. ун-ту : зб. наукових праць. Сер. Теорія культури і філософія науки. Post Office. - 2008. -№813.-С. 106-118.

56. Несбит, Э. Пятеро детей и чудище / Э. Несбит ; [пер. с англ. И. П. Токмаковой]. - Москва : ACT Астрель, 2010. - 224 с.

57. Овчинникова, Л. В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика : учеб. пособие / JI. В. Овчинникова. -Москва : Фолиант: Наука, 2001. - 387 с.

58. Одесский, М. Явление вампира // Стокер Б. Дракула: [роман] / Б.Стокер ; пер. с англ., примеч. Т. Красавченко. — Москва : Энигма, 2007. - С. 7-53.

59. Пави, П. Словарь театра / П. Пави. - Москва : Прогресс, 1991. - 504

с.

60. Парина, Е. А.Представления о переселении душ у кельтов и в религиозно-философских системах других народов [Электронный ресурс] / Е. А. Парина. - Режим доступа: http://breizh.ru/research/parina.htm.

61. Пивоварова, Е. Л. Поэтика цикла рассказов У.С. Моэма «Трепет листа: маленькие истории островов Южного моря» : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Елена Леонидовна Пивоварова. - Воронеж, 2008. - 20 с.

62. Пономарева, Г. В. Каламбур как форма реализации языковой игры в англоязычной персуазивной коммуникации в аспекте перевода : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Галина Владимировна Пономарева. - Краснодар, 2009. -151 с.

63. Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки / В. Я. Пропп. -Москва : Лабиринт, 1998. - 111 с.

64. Протасова, М. Е. Литературная сказка Дж. Макдональда: проблематика и поэтика : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Мария Евгеньевна Протасова. - Воронеж, 2010. - 23 с.

65. Прохорова, Л. П. Интертекстуальность в жанре литературной сказки: на материале английских литературных сказок : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Лариса Петровна Прохорова. - Кемерово, 2002. - 218 с.

66. Ракитов, А. И. Философские проблемы науки. Системный подход / А. И. Ракитов. - Москва : Мысль, 1977. - 270 с.

67. Садомская, Н. Д. Творчество Генри Райдера Хаггарда и английская литература конца XIX - начала XX веков / Н. Д. Садомская. - Оренбург : изд-во ОГГТУ, 2006. - 304 с.

68. Садомская, Н. Д. Типология малых жанров в прозе Джерома К.Джерома (1885-1916) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.05 / Наталия Дмитриевна Садомская. - Москва, 1984. - 165 с.

69. Синнет, А. П. Учение Будды. Эзотерический буддизм / А. П. Синнет. - Москва : Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995. - 20 с.

70. Сказочная энциклопедия / [Н. В. Будур, Е. В. Дунаева, Э. И. Иванова и др.] ; идея, сост. и общ. ред. Н. В. Будур. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-С. 606.

71. Скобелева, Е. В. Традиция готического романа в английской литературе XIX и XX веков : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Екатерина Витальевна Скобелева. - Москва, 2008. - 197 с.

72. Скуратовская, Л. И. Основные жанры детской литературы в историко-литературном процессе Англии XIX- начала XX века : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.05 / Людмила Ивановна Скуратовская. -Днепропетровск, 2011. - 30 с.

73. Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков. -Москва : Сов. энцикл., 1963. - Т. 4. - 464 ст.

74. Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков. -Москва : Сов. энцикл., 1963. - Т. 5. - 428 ст.

75. Соловьева, Н. А. У истоков английского романтизма / Н. А. Соловьева. - Москва : Изд-во МГУ, 1988. - С. 12.

76. Стивенсон, Р. Л. Остров сокровищ / Р. Л. Стивенсон. - Москва : Махаон, 2013.-240 с.

77. Стивенсон, Р. Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда / Р. Л. Стивенсон. - Москва : Азбука, 2011. - 320 с.

78. Стокер, Б. Дракула : роман / Брэм Стокер ; [пер.с англ., примеч. Т. Красавченко]. - 3-е изд., стер. - Москва : Энигма, 2010. - 640 с.

79. Тамарченко, Н. Д. Мотив преступления и наказания в русской литературе (введение в проблему) / Н. Д. Тамарченко // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. - Новосибирск, 1998. - Вып. 2 : Сюжет и мотив в контексте традиции. - С. 38-48.

80. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия / Н. Д. Тамарченко. - Москва, 2002. - 466 с.

81. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов / Б. В. Томашевский. - Москва : Аспект Пресс, 1999. - 334 с. -(Классический учебник). - Библиогр.: с. 260-298. - Предм. указ.: с. 299-305.

82. Трущенко, Е. Ф. Проблемы социологии литературы за рубежом / Е. Ф. Трущенко, В. Д. Стельмах, Е. А. Цурганова. - Москва, 1983. - 173 с.

83. Уайльд, О. Сказки / О. Уайльд ; [пер. с англ. Т. Озерской, Ю. Каргалицкого, К. Чуковского]. - Москва : Махаон, 2010.- 144 с.

84. Утраченный дневник Брэма Стокера [Электронный ресурс] // Брэм Стокер : офиц. сайт поместья Брэма Стокера : авторитет, ресурс информ. о жизни и работе Брэма Стокера. - Режим доступа: http://bramstokerestate.com/LOST-JOURNAL-OF-BRAM-STQKER-THE-DUBLIN-YEARS.html.

85. Уэллс, Г. Война миров. Рассказы / Г. Уэллс. - Москва : ACT Астрель, 2010.-448 с.

86. Уэллс, Г. Остров доктора Моро / Г. Уэллс. - Москва : ACT, 2010. -

256с.

87. Чаплыгина, О. В. Структура рождественского текста Чарльза Диккенса : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / О. В. Чаплыгина ; Балтийский федер. ун-т. - Калининград, 2011. -21 с.

88. Черномазова, М. Ю. Традиции готической литературы в творчестве Чарльза Диккенса : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / М. Ю. Черномазова. - Москва, 2010. - 170 с.

89. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Москва : Прогресс, 1995.-256 с.

90. Хаггард, Г. Р. Аэша / Г. Р. Хаггард. - Москва : Джангар, 1991. -

224 с.

91. Хаггард, Г. Р. Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет : романы : пер. с англ. / Г. Р. Хаггард. - Минск : Юнацтва, 1990. - 494 с.

92. Хаггард, Г. Р. Она / Г. Р. Хаггард. - Москва : Книговек, 2012. - 256

с.

93. Шевцова, А. А. Метафоризация как средство смыслообразования в тексте литературной сказки : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. А. Шевцова. - Тверь, 2004. - 19 с.

94. Шеина, С. Е. Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века : автореф. дис. ... д-ра филол. Наук / С. Е. Шеина. - Москва, 2009. - 21 с.

95. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. - Москва : Локид : Миф, 2000. - 576 с. : ил. - (Ad marginem). -ISBN 5-320-00305-6.

96. Якименко, Н. В. Игра слов в английском языке / Н. В. Якименко. -Киев, 1984.-49 с.

97. Ярмыш, Ю. Ф. О жанре мечты и фантазии / Ю. Ф. Ярмыш / Радуга.- 1972. - № 11.-С. 177-181.

98. Ashliman, D. L. Folk and Fairy Tales: A Handbook (Greenwood Folklore Handbooks) / D. L. Ashliman. - 1st edition. - Greenwood, 2004. - 280 p.

99. Ashton, T. S. The Industrial Revolution, 1760-1830 / T. S. Ashton. -Oxford : Oxford University Press, 1997. - 145 p.

100. Astoria, D. The Name Book: over 10000 names - their meanings, origins and spiritual significance / D. Astoria, C. L. Soderstrom. - Bethany House Publishers, 2008.- 315 p.

101. Averiii, M. D. The Irish Short Story from George Moore to Frank O'Connor /М. Deborah Averill. - University Press of America, 2002. - 338 p.

102. Bak, J. S. Post-Modern Dracula: From Victorian Themes to Postmodern / J. S. Bak. - Praxis; Cambridge Scholars Publishing, 2007. - 108 p.

103. Baldick, C. Oxford Dictionary jf Literary Terms / C. Balldick. - Oxford University Press, 2008. - 361 p.

104. Barrett, E. Dracula Was a Lawyer / E. Barrett. - First edition. - Conari Pr., 2002. - 224 p.

105. Bohme, Ch. Gender in Bram Stoker's Dracula / Ch. Bohme. - GRIN Verlag, 2012.-24 p.

106. Bottigheimer, R. B. Fairy Tales Framed: Early Forewords, Afterwords and Critical Words / R. B. Bottigheimer. - StateUniversityofNewYork, 2012. - 254 p.

107. Botting, F. The Gothic Essays and Studies. English Association / F. Botting. - Cambridge, 2001.- 190 p.

108. Belford, B. Bram Stoker and the Man Who Was Dracula / B. Belford. -Da Capo Press, - 2002. - 381 p.

109. Bethell, L. A. The Abor Expedition: Geographical Results: Discussion / L. A. Bethell, H. Bower. - Geographical journal. - 1913. - Vol. 41, № 2, Feb. - P. 109-114.

110. Brantlinger, P. Rule of Darkness: British Literature an Imperialism, 1830-1914 / P. Brantlinger. - Ithaca; London: Cornell University Press, 1990. - 309

P-

111. Buchan, G.Greenmantle / G. Buchan. - Serenity Publishers, 2010. - 206

P-

112. Byron, G. Dracula: Bram Stoker / G. Byron. - Palgrave Macmillan, 1999.-237 p.

113. Cairns, D. Writing Ireland: Colonialism, Nationalism and Culture / D. Cairns, S. Richards. - Manchester University Press, 1988. - 281 p.

114. Cambridge Dictionaries Online[3jieKTpoHHMHpecypc] : The most popular online dictionary and thesaurus for learners of English. - Cambridge University Press, 2013 - Pe^CHMflOCTyna: http://dictionary-cambridge.org/.

115. Cawelti, J. G. Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture / J. G. Cawelti. - Chicago : University of Chicago Press, 1976. - P. 5-36. - Bibliogr. : p. 319-329.

116. Compact Oxford English Dictionary for University and College Students. - OxfordUniversityPress, 2006. - 1296 p. - (Oxford Dictionaries).

117. Contemporary reviews[3neKTpOHHBrapecypc] // Bram Stoker : Official Website for the Bram Stoker Estate : The Authoritative Resource for Information about Bram Stoker's Life and Work. - PoKHMflocTyna: http://www.bramstokerestate.com/Contemporary-Reviews-of-Dracula-Snakes-Pass-Mysterv-of-the-sea-Gothic-Literature-Stoker.html .

118. Cook, J. D. The Saturday Review of Politics, Literature, Science and Art / J. D. Cook, Ph. Harwood. - Nabu Press, 2012.-852 p.

119. Cramb, J. A. The Origins and Destiny of Imperial Britain - Nineteenth Century Europe / J. A. Cramb. - London, 1915. - 144 p.

120. Cuddon, D. A. The Penguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory / D. A. Cuddon. - Penguin, 1999. - 1024 p.

121. Curtin, J. Myths and Folk tales of Ireland / J. Curtin. - Dover Publications, 1975.-245 p.

122. Daly, N. Modernism, Romance, and the fin-de-siecle. Popular literature, 1880-1914/N. Daly. - Cambridge, 1999.-232 p.

123. David, D. Rule Britannia: women, empire and Victorian writing / D. David. - Cornell Univ. Pr. 1996 - 256 p.

124. Davison, C. M. Bram Stoker's Dracula. Sucking through the century 1897-1997 / C. M. Davison. - Toronto; Oxford : Dundurn press, 1997. - 419 p.

125. Dorothy, D. A. The Name Book : over 10 000 names, their meanings, origins and spiritual significance / D. A. Dorothy. - Bethany House, 1997. - 304 p.

126. Eagleton, T. Heathcliff and the Great Hunger: Studies in Irish Culture / T. Eagleton. - London: Verso, 1995. - 342 p.

127. Edwin Arnold, M. A. The light of Asia [3jieKTpoHHtmpecypc]: Theosophical University Press Electronic Edition Taken From the Edition Published

by Roberts Brothers, Boston, 1891. - Pe^HMflocTyna: http://www.theosophy-nw.org/theosnw/books/lightasi/asia-hp.htm .

128. English, R. Irish Freedom: the History of Nationalism in Ireland / R. English. - MacMillan, 2008. - 424 p.

129. Feehan, J. Bobby Sands and the Tragedy of Northern Ireland / J. Feehan. - 1st Edition. - Permanent Press, 1985. - 152 p.

130. Foster, J. W. Nature in Ireland: a Scientific and Cultural History / J. W. Foster. - Lilliput Press Ltd, 1997. - 661p.

131. Franz, A.-M. The Relationship of Jonathan and Mina / A.-M. Franz. -Harker, 2009. - 40 p.

132. Glover, D. Vampires, Mummies, and Liberals: Bram Stoker and the Politics of Popular Fiction / D. Glover. - Durham : NC, 1996. - 232 p.

133. Gray, P. H.Victoria's Ireland Irishness and Britishness, 1837-1901 / P. H. Gray. - Dublin :Four Courts Press, 2004. - 192 p.

134. Greenleaf, J. Oliver and Munroe / J. Greenleaf. - Printers, 1808. - 310

pp.

135. Guest, K. M. Vlad Dracula and the Desolate one: author of "The Haunted houses of Foxwood and reindeer manor / K. M. Guest. - Create Space independent publishing platform, 2011. - 350 p.

136. Haggard, H. R. King Solomon's Mines. Allan Quatermain. She / H. R. Haggard. - New York: Dover Publications, 1951. - 179 p.

137. Haase, D. The Greenwood Encyclopedia of Folk Tales and Fairy Tales : 3- volume set / D. Haase. - Greenwood, 2007. - 1240 p.

138. Joosen, V. Critical and Creative Perspectives on Fairy Tales: An intertextual Dialogue between Faity-Tale Scholarship and postmodern Retellings / V. Joosen. - Wayne State University Press, 2011. - 376 p.

139. Lang, A. "Realism and Romance" : Contemporary Review / A. Lang. -1887.-684 p.

140. Leatherdale, C. The Origins of Dracula: The Background of Bram Stoker's Gothic Masterpiece / C. Leatherdale. - Desert Island Books, 1995. - 240 p.

141. Leatherdale, C. Dracula: the Novel and the Legend: a Study of Bram Stoker's Gothic Masterpiece / C. Leatherdale. - Desert Island Books, 1993. - 256 p.

142. Lenger, E. G. The Irish Through British Eyes: Perception of Ireland in the Famine Era / E. G. Lenger. - Praeger Publishers, 2002. - 191 p.

143. Luthi, M. The Europenan Folktale: Form and Nature (Folklore Studies in Translation) / M. Luthi. - Indiana University Press, 1986. - 200 p.

144. Lynch, J. SamuelJohnson's Dictionary Improved by Todd / J. Lynch. -First Edition. - Atlantic Books, 2004. - 656 p.

145. MacAndrew, E. The Gothic Tradition in Fiction / E. MacAndrew. -New York : Columbia University Press, 1996. - 289 p.

146. Maunder, A. The Facts on the File Companion to the British Short Story, Facts on File / A. Maunder. - 1st Edition. - 2007. - 448 p.

147. Melton, J.G. The Vampire book: the Encyclopedia of the Undead / J.G. Melton. - Visible Ink Press, 1998. - 960 p.

148. Miller, E. Bram Stoker's Dracula: a Documentary Volume / E. Miller. -Cengage Gale, 2004. - 424 p.

149. Murray's Magazine. - J. Murray, 1891. - P. 142.

150. Murray, P. From the Shadow of Dracula: A Life of Bram Stoker / P. Murray. - London: Jonathan Cope, 2004. - 139 p.

151. Muth, J. J. Dracula: a Symphony in Moonlight and Nightmares / J. J. Muth, - 2nd edition. - Nbm Public Company, 1993. - 80 p.

152. Nicholson, E. B. Dracula (Ignatius Critical editions) / E. B. Nicholson. -Ignatius press, 2012. - 592 p.

153. Norrick, N. R. Conversational Joking: Humor in Everyday Talk / N. R. Norrick. - Indiana University Press, 1993. - 175 p.

154. O'Connell, C. Survey of Cutover and Cutaway Bog Habitats of the Irish Midlands / C. O'Connell. -Irish Peatland Conservation Counsil, 1999. - 70 p.

155. Owenson, S.The Wild Irish Girl: A National Tale / S. Owenson. -Oxford University Press, 2008. - 304 p. - (Oxford World's Classics).

156. Pal-Lapinski, P. The Exotic Woman in Nineteenth-Century British Fiction and Culture / P. Pal-Lapinski. - New Hampshire, 2004. - 192 p.

157. Partington, A. The Linguistics of Laughter: A corpus-assisted Study of Laughter-talk / A. Partington. - Oxon, 2006. - 252 p.

158. Phyllis, A. R. Bram Stoker. Dracula. Criticism / A. R. Phyllis. - Twayne Publishers, 1982. - 167 p.

159. Punter, D. The Gothic / D. Punter, G. Byron. - Wiley Blackwell, 2004. -

336 p.

160. Punter, D. The Literature of Terror: A History of Gothic Fiction From 1765 to the Present Day / D. Punter. - London; New York: Longman, 1980. -63 p.

161. Raffery, D. Female educationin Ireland 1700-1900: Minerva or Madonna / D.Raffery, S.M.Parkes. - Irish Academic Press, 2007. -182 p.

162. Richards, T. The Imperial Archive: Knowledge and Fantasy of Empire / T. Richards. - New York: Verso, 1996. - 192 p.

163. Roth, Ph. Bram Stoker (Twayne's English Authors Series) / Ph. Roth. -Twayne Pub, 1982. - 167 p.

164. Skal, D. J. Hollywood Gothic: The Tangled Web of Dracula From Novel to Stage to Screen / D. J. Skal. - New York: Farrar Straus Giroux, 2004. - 384 p.

165. Seed, D. A Companion to Science Fiction / D. Seed. - Blackwell Publishing, 2008. - 632 p.

166. Senf, C.A. Science and Social Science in Bram Btocker's Fiction / C. A. Senf. - Westport: Greenwood Press, 2002. - 176 p.

167. Small, Ch. Mary Shelley's Frankenstein. Tracing the Myth / Ch. Small. - Pittsburg, 1972. - 13 p.

168. Stock, I. Mark Rutherford: a Critical Study /1. Stock, W. Hale. - 1956. -

268 p.

169. Stoker, B. A Glimpse of America and other lectures, interviews and essays / B. A. Stoker. - Desert Island Books Limited, 2002. - 170 p.

170. Stoker, B. Dracula / B. Stoker, E. B. Nicholson. - San Francisco: Ignatius Press, 2012. - 592 p.

171. Stoker, B. Dracula the Undead / B. Stoker. - NAL Trade, 2010. - 432 p.

172. Stoker, B.Dracula's Guest / B. Stoker. -Echo Library, 2006. - 108 p.

173. Stoker, B. Famous Imposters / B.Stoker. -Casimo classics, 2009. -366 p.

174. Stoker, B. Lady Athlyne / B. Stoker. - Valancourt Books, 2007. - 284 p.

175. Stoker, B. Lady of the Shroud / B. Stoker. - Valancourt Books, 2012. -

358 p.

176. Stoker, B. Lair of the White Worm / B. Stoker. - Deodand Publishing, 2002. - 120 p.

177. Stoker, B. Miss Betty / B. Stoker. - New English library ; New Edition, 1974.-160 p.

178. Stoker, B. Personal Reminiscences of Henry Irving / B. Stoker. -University of Toronto Libraries, 2001. - 448 p.

179. Stoker, B. Snowbound: the Record of a Theatrical Touring Party / B. Stoker. - Desert island Books, 2000. - 160 p.

180. Stoker, B. The Duties of Clerks of Petty Sessions in Ireland / B. Stoker. -Classic Books, 2000.

181. Stoker, B. The Jewel of Seven Stars / B. Stoker. - Running Press, 1993. -254 p.

182. Stoker, B. The Man / B. Stoker. - Tutis Digital Publishing pvt Ltd, 2008. -276 p.

183. Stoker, B. The Mystery of the Sea / B. Stoker. - Valancourt Books, 2007. -400 p.

184. Stoker, B. The Primrose Path / B. Stoker. - Desert Island Books, 1999. -

128 p.

185. Stoker, B. The Shoulder of Shasta / B. Stoker. - British Library; Historical Prints Editions, 2011. - 254 p.

186. Stoker, B. The Snake's Pass / B. Stoker. - Chicago: Valancourt Books, 2006. - 224 p.

187. Stoker, B. The Watter's Mou / B. Stoker. -Wildside Press, 2002. - 108 p.

188. Stoker, B. Under the Sunset / B. Stoker. - Borgo Press, 2002. - 140 p.

189. Strong-Boag, V. Painting the Maple: Essays on Race, Gender, and the Construction of Canada / V. Strong-Boag. - UBC Press, 1999. - 296 p.

190. "The Great White Fair in Dublin" : The World's Work (Special Irish edition). - May 1907. - P. 570-576.

191. The Saturday review of politics, literature, science and art. - J. W. Parker and Son, 1881. - Vol. 52.

192. Valente, J. Dracula's Crypt. Bram Stoker, Irishness, and the question of blood / J. Valente. -University of Illinois Press, 2002. - 192 p.

193. Vance, N. Irish Literature Since 1800 / N. Vance. - Pearson Education Limited, 2002.- 312 p.

194. Wanamaker, J. Book News / J.Wanamaker. -Philadelphia, 1891. -Vol. 9.

195. Whitelaw, N. Bram Stoker: Author of Dracula / N. Whitelaw. - Morgan Reynolds Pub, 1998. - 112 p.

196. World's Work: A Monthly Magazine. - London, 1907. - Vol. 10.

197. Wright, M. J. A Companion to Irish Literature /M. J. Wright. - Wiley-Blackwell, 2010.- 1000 p.

198. Wynne, C. Bram Stoker, Dracula and the Victorian Stage (Palgrave Gothic) / C. Wynne.- Palgrave Macmillan, 2013.-220 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.