Поэтика романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина": Идиллические мотивы и эсхатологическая символика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Суркова, Жанна Леонидовна

  • Суркова, Жанна Леонидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Иваново
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 159
Суркова, Жанна Леонидовна. Поэтика романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина": Идиллические мотивы и эсхатологическая символика: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Иваново. 2003. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Суркова, Жанна Леонидовна

Введение.

Глава I. Идиллические мотивы в романе Л. Н. Толстого "Анна

Каренина".

Глава II. Эсхатологическая символика в романе JI. Н. Толстого

Анна Каренина".

Глава III. Поэтика финала романа "Анна Каренина".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина": Идиллические мотивы и эсхатологическая символика»

Неизменно актуальной остается основная проблема человеческого существования - неизбывное присутствие смерти. Жизнь под угрозой смерти и смерть как мера жизни - постоянный предмет художественного осмысления для Толстого.

Существеннейшая толстовская антиномия выражена в вопросе, заданном в "Исповеди" сразу же по окончании работы над "Анной Карениной": "Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?"1 Эта "вечная", старейшая проблема имела для Толстого, как для человека XIX столетия (в котором произошел разрыв религиозных, исторических, семейных связей) особое значение.

Высочайший уровень осмысления проблемы жизни, смерти и бессмертия, волновавшей JI. Н. Толстого, заявлен в трудах русских религиозных мыслителей конца XIX начала XX века: Н. А. Бердяева , В. В. Вересаева3, К. Леонтьева4, В. Лосского5, В, В. Розанова6, И. Сан-Францисского7 и др.

По глубокому замечанию Роже де Тара, в творениях Толстого дано "не столько исследование человека, сколько творческое вопрошание о смысле жизни"8.

3. Хайнади отмечает, что "вряд ли можно найти мыслителя, который дольше, глубже и многостороннее занимался бы проблемой смерти, чем Лев Толстой"9. По мнению исследователя, автор "Анны Карениной" "ставил своей жизненной целью решить дилемму жизни - смерти". О теме "бытия и небытия"10 как средства структурирования этого романа Толстого пишет Ю. Г. Семикина.

О. В. Сливицкая, вслед за К. Леонтьевым (заявившим: "тот, кто изучает "Анну Каренину", изучает самоё жизнь") видит уникальность романа в том, что произведение "обладает какими-то особыми качествами, которые способствуют эффекту максимального жизнеподобия. Разумеется, они не сводятся к фотографическому подобию. Можно предположить, что в романе отразились какие-то фундаментальные законы бытия, - законы единые и для автора, и для персонажей, и читателей, благодаря чему все переживают и проживают жизнь, общую для всех и для каждого в отдельности"11 (курсив автора. -Ж С).

Необходимо уточнить, что "эффект жизнеподобия", о котором пишет исследователь, - необходимое условие подлинности любого художественного текста, особенность же "Анны Карениной" еще и в грандиозном охвате эстетически высвеченных и оцененных явлений действительности.

Для Толстого же творчество всегда было средством духовной самоидентификации, он не мог писать, если не чувствовал в своей душе "руководителя в хаосе добра и зла" (62; 504), отсюда - напряженная философичность его прозы, что в свою очередь тоже является определяющей чертой русской словесности.

Ю. В. Мамлеев так сказал об этом: "В подтексте классической русской литературы (от Гоголя до Платонова), видимо, лежат глубочайшая метафизика и философия, которые, однако, зашифрованы в виде тончайшего потока образов. В этом смысле русская литература несет в себе философию значительно <.> более глубокую, чем, например, собственно русская философия (от Чаадаева и Успенского и т.д.), - так как образ глубже идеи, и именно образ может лучше всего выразить весь

12 таинственный подтекст русской метафизики" .

Задача исследователя художественного текста состоит в том, чтобы идти вслед за автором, раскрывая законы, по которым "живет" произведение. И для Толстого этот путь - норма, своеобразная этика любого человека, пытающегося толковать текст. Он называл "бессмыслицей" отыскивание отдельных мыслей в художественном произведении, а единственно правильным подходом к нему считал руководство читателей "в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства, и к тем законам, которые служат основание этих сцеплений" (62; 269).

Важно отметить, что проблема целостности художественного произведения была поставлена Толстым именно относительно романа "Анна Каренина". Известно, что уже современники недоумевали по поводу композиции романа. В хрестоматийно известном письме автору "неслыханной вещи" (как назвал произведение Ф. М. Достоевский в "Дневнике писателя") один из корреспондентов Толстого, С. А. Рачинский, делясь с ним своими впечатлениями от "Анны Карениной", заявлял: "В нем (романе) нет архитектуры. В нем развиваются рядом, и развиваются великолепно, две темы, ничем не связанные. Как обрадовался я знакомству Левина с Анною Карениной. Согласитесь, что это один из лучших эпизодов романа. Тут представлялся случай связать все нити рассказа и обеспечить за ним целостный финал. Но вы не захотели - Бог с Вами" (62, 378). В ответ на эти замечания Толстой высказал следующее: "Суждение ваше об А. Карениной мне кажется неверно. Я горжусь, напротив, архитектурой - своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. И об этом я более всего старался. Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи" (62, 377).

Так где же "замок" романа?

В основе "внутренней связи" романа JI. Н. Толстого "Анна Каренина" - "вопросы жизни и смерти"13 и их художественное воплощение в идиллическом и эсхатологическом планах произведения.

Уже в истории создания романа ощущается интеллектуальная и духовная встревоженность автора основными вопросами бытия.

Известно, что первая мысль о сюжете будущей "Анны Карениной" появилась у Толстого 23-24 февраля 1870 года (что зафиксировано

С. А. Толстой в тетради "Мои записи разные для справок"), а чуть раньше, 14 февраля, он оставил в записной книжке такое рассуждение: "Связь мужа с женою не основана на договоре и не на плотском соединении. В плотском соединении есть что-то страшное и кощунственное. В нем нет кощунственного только тогда, когда оно производит плод. Но все-таки оно страшно, так же страшно, как труп. Оно тайна.■<.> Кто не слыхал тысяч примеров смертей мужа или жены (живших хорошо) почти в одно время. - Или это нечаянно?" (48, 111).

Тайна супружеских отношений и тайна смерти - проблемное ядро "Анны Карениной".

Раскрыть эту сложную проблему возможно, "вписав" роман Л. Н. Толстого в древнейшую идиллическую традицию, показав при этом напряженное, иногда трагическое единство идиллического и эсхатологического планов романа,

Целью исследования является осмысление духовного и эстетического пути Л. Н. Толстого в 70-е годы XIX в., что предполагает высветить процесс "прорастания" его новых убеждений в романе "Анна Каренина" и обозначить связь их с "поздним" творчеством писателя.

Задачи исследования; 1. Выявить идиллические мотивы, их источники и функции в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина". 2. Описать целостную систему художественных средств, связанных с темой смерти в романе. 3. Рассмотреть поэтику финала, где основные мотивы, образы и символы получают кульминационную наполненность и разрешение. 4. Раскрыть сущность и итоги духовных путей главных героев романа (Анны Карениной и Константина Левина).

Методология и методика исследования. Работа опирается на системный, герменевтический, историко-сопоставительный методы исследования. В диссертации анализируется не сумма отдельных компонентов, а целостность произведения. В центре внимания поэтики -форма и содержание, ее задача - установить связи между разными уровнями текста. Поэтика - своеобразное ядро, вокруг которого объединены все смыслы и формы текста. По определению М. Я. Полякова, "фундаментальный вопрос семантической поэтики можно сформулировать как проблему интерпретации механизмов, порождающих художественный смысл"14. Вслед за М. Б. Храпченко, мы охарактеризовываем поэтику "как научную дисциплину, изучающую способы и средства художественного претворения, образного раскрытия жизни"15, а также и как совокупность определенных свойств литературы, свойств изобразительно-выразительных.

Герменевтикой, вслед за П. Д. Тищенко, мы называем "особый род интеллектуальной деятельности, в результате которой открытие истины осуществляется путем истолкования знаково-символической формы, прежде всего слова"16.

При этом слово рассматривается "как начало бытия, способ его самоорганизации и выражения".

Рассмотрение поэтики романа JI. Н. Толстого осуществлено в рамках широкого культурного контекста с теоретической опорой на труды М. М. Бахтина. Такой способ проникновения в "целое" произведения необходим для того, чтобы оживить текст, увидеть его уникальность. "В какой мере можно раскрыть или прокомментировать смысл? Только с помощью другого (изоморфного смысла) <.> Всякое понимание есть соотнесение данного текста с другими текстами <.„> Текст живет, только соприкасаясь с другим текстом (контекстом). Только в точке этого контакта текстов вспыхивает свет, освещающий и назад и вперед, приобщающий данный текст к диалогу"17.

П. М. Бицилли так пишет об этом: "Сопоставляемые <„.> художники как бы взаимно освещают друг друга, содействуют тому, чтобы мы могли уловить у каждого из них то "необщее выражение лица", о котором говорил Баратынский, увидеть, какие именно черты составляют это

18 своеобразие их облика" . s

Необходимо, однако, подчеркнуть, что иногда сопоставления "уводят" от текста, который буквально "тонет" в контексте. Вот как об этом пишет современный исследователь: "слишком серьезный и прямолинейный подход к богатству интертекстуальных связей <.> приводит к идее, что любые сопоставления равно корректны, что всё равно всему, т.е. к безразличию и развоплощению семантических рядов, образов, смыслов, идей". Ученый настаивает на сохранении внутренней целостности и "внутреннем самостоянии поэтического текста"19.

Избежать опасности "избыточного" контекста возможно лишь единственным способом - необходимо медленно и непредвзято читать произведение. Методика медленного чтения - самый надежный путь к "сердцевине целог-о- любого художественного текста.

Так, В. Н. Топоров поставил себе задачу "вчитывания, правильного понимания <.> и определения того духа, который веет в <.> 20 произведениях" исследуемого автора. "Поабзацный анализ, -продолжает В. Н. Топоров, - обнаруживает высокое искусство, с помощью которого всему тексту задается <.> ритм чередования крупных блоков текста. Этот ритм, накладываясь на содержательную структуру текста, как бы ритмизует само содержание"21. Внимание к слову, чуткое, бережное с ним обращение убережет от схематизма и частных суждений, и общих выводов.

В нашей работе мы не раз будем обращаться к "поабзацному" анализу текста, в то же время привлекая "мировой контекст". Это позволит по-новому взглянуть на роман Толстого и именно таким образом, как он сам этого хотел - выстраивая "лабиринт сцеплений" образов, мотивов, ситуаций. Из широчайшего контекста, который может быть, в принципе, привлечен (проблема "жизнь - смерть" - ключевая в литературе) мы выбираем лишь то, что имеет прямой или косвенный отклик в романе "Анна Каренина" и помогает прояснить семантику художественных средств этого шедевра.

Актуальность и новизна исследования обеспечиваются выявлением в романе Л. Н. Толстого сложного единства принципиально несовместимых "картин мира" - идиллической и эсхатологической, в основе своей имеющих оппозицию "жизнь - смерть".

Объект исследования - роман "Анна Каренина", подготовительные материалы к нему.

Предмет исследования - идиллические мотивы и эсхатологическая символика в романе "Анна Каренина".

В отечественном литературоведении советского периода (трагично оборвавшем связи с поисками религиозных мыслителей конца XIX -начала XX века) существовали исследования, авторы которых обращали внимание на важность нравственно-философских проблем, заявленных Толстым в его романе. В трудах Б. М. Эйхенбаума, Я. С. Билинкиса, Е. Н. Купреяновой, Г. А. Вялого, А. П. Скафтымова, В. Г. Одинокова, В. Е. Ветловской, Э. Г. Бабаева исследуется тонкий психологизм и философская глубина романа "Анна Каренина".

Б. М. Эйхенбаум выдвинул идею о том, что "персонажи располагаются по своего рода нравственной лестнице: внизу стоят Стива Облонский, Бетси Тверская и пр. - светское дно, обитатели которого не знают никаких нравственных законов; над этим дном поднимаются Анна и Вронский, но они - рабы слепой эгоистической страсти и именно поэтому подлежат нравственному суду; Левин, тоже стоявший на краю пропасти, спасается, потому что живет всей полнотой жизни и стремится о 22 к осуществлению нравственного закона .

Е. Н. Купреянова акцентировала положение о том, что основная нравственно-философская проблема романа - проблема "выбора личности между ее "платоническими" <.„> и "неплатоническими" <.> устремлениями"23. Основной путь духовного прозрения Левина исследовательница видит в поиске героем общего блага и способов единения себя с человеческим сообществом вообще, как возможности не только получить духовное очищение, но и избежать смерти как фактического умирания души. Трагизм Анны Е. Купреянова усматривает в глубоких противоречиях героини прежде всего с самой собой (ведь чистое, духовное начало чрезвычайно сильно в Карениной), а уж затем с устоявшимися общественными взглядами. Эпиграф к роману Е. Купреянова толкует с гуманистических позиций: "Не наказание порока, а его губительное действие на обманутого им человека"24.

Г. А. Бялый своеобразие романа "Анна Каренина" видел в постановке и разрешении автором "коренных вопросов человеческого существования - вопросов жизни и смерти", что сближает роман Толстого с романом Ф. М. Достоевского "Идиот" .

Необходимо отметить, что при всей очевидности и важности проблемы, заостренной Г. А. Бялым (присутствие "вечных" тем можно обнаружить почти в любом произведении русской литературы), мы обращаем внимание на тот факт, что "вопросы жизни и смерти" стали вопросами экзистенциальными для героев сочинений Л. Толстого и Достоевского. Николай и Константин Левины, Анна Каренина, Ипполит, Настасья Филипповна, Мышкин открывают смысл своего и общего существования через опыт личного соприкосновения со смертью.

Встреча тысячелетий предельно актуализирует проблему соотношения бытия и небытия, заставляя искать все новые ответы на вопросы о сущности жизни перед лицом смерти. Современный автор, обрисовывая облик нынешней, "неопознанной" (как он ее называет) культуры, отмечает, что "исследователи с некоторых пор инстинктивно избегают делать широкие обобщения, <.> узкий горизонт рефлексии, утрата вкуса к большим смыслам бытия <.>" заставляет "отступать на шаг, вспоминая некоторые распространенные мнения и положения той поры, когда в обществе еще царила любовь к широким теоретическим обобщениям"26.

Современное литературоведение, к счастью, не утратило "вкус" к разрешению коренных вопросов человеческого существования, поставленных русской словесностью. Вряд ли будет преувеличением наше утверждение о том, что в современном мире литературоведение -одна из немногих дисциплин, предметом которой является изучение духовного опыта народа. Раскрывая сущность сакрального, метафизического пласта художественных текстов, являющих основы жизни, ученые волей-неволей ставят проблему соотношения, изменения, транс- или деформации бытийных констант людей прошлого и настоящего.

В последние десятилетия концепция истории русской литературы строится.-, с учетом многоплановой духовной, отечественной и европейской традиций. В работах И. А. Есаулова, В. А. Котельникова, В. Непомнящего, В. Н. Захарова, Е. Г. Новиковой, Г. Г. Ермиловой, Т. А. Касаткиной, А. Б. Тарасова, С. С. Хоружего, С. С. Аверинцева, П. Е. Кухаркина, Ф. 3. Кануновой, М. М. Дунаева, К. А. Степаняна, И. А. Кирилловой, В. Г. Безносова и др. идейно-эстетическое наследие русских писателей рассматривается в свете христианского идеала.

Интерес литературоведов и культурологов к проблеме соотношения "языка культуры" и "языка Церкви", к сакральным пластам текста, с одной стороны, возродил традиции религиозно-философских концепций конца XIX - начала XX веков, а с другой стороны, обнаружил необходимость поиска новых путей науки о литературе.

Признание учеными творчества как "духовного делания" (заявленное на рубеже веков В. С. Соловьевым, С. Н. Булгаковым, В. В. Розановым, Н. А. Бердяевым), помогает обрести новые перспективы - показать не только эстетический и мировоззренческий, но и духовный путь литературных героев, понять логику религиозных исканий, повлиявших на художественные решения писателей.

В работах последних лет, посвященных "Анне Карениной", выявляются не только и не столько социальные, философско-психологические аспекты толстовского романа, сколько онтологические, духовные. Так, в диссертации А. Г. Гродецкой27 образ Анны сопоставляется с образами кающихся любодеид древнерусских житий. В статье И. Б. Мардова" по-новому толкуется эпиграф романа. В диссертации А. Б. Тарасова29 рассматривается тема праведничества и праведников в позднем творчестве JL Н. Толстого. Методологическую лл базу исследования Ю. Г. Семикиной , посвященного выявлению танатологических образов и мотивов в творчестве Jl. Н. Толстого 1850— 1880-х гг., составляют концепции архетипа смерти в культурологическом и- философско-религиозном аспектах. Статья О. Сливицкой31 посвящена "эффекту жизнеподобия", созданном в "Анне Карениной".

Итак, новые пути современной науки о литературе открывают широкие горизонты для осмысления проблем, связанных с постановкой и разрешением вечных вопросов, заданных Толстым.

Суть нашей концепции в следующем. Толстой, как это ясно из его широкоизвестного письма С. А. Рачинскому, особенно гордился архитектоникой "Анны Карениной": "своды" романа (т.е. сюжетные линии Анны и Левина) сведены так, что не видно, где "замок". Так вот, этот таинственный "замок" замыкает, на наш взгляд, идиллический и эсхатологический планы романа в их сложнейшем взаимоотталкивании и взаимопритяжении, в точке их соприкосновения начинает резонировать вечная толстовская тема - жизни и смерти.

Примечания

I Толстой Л. Н. Исповедь it Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.; Л.,

1928—1957. Т.23. С.16—17. Здесь и далее ссылки на это издание с указанием страниц в скобках в тексте. Первая цифра обозначает том, вторая - страницу.

Бердяев Н. А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Толстого // О религии Толстого: Сборник статей. М., 1992. Сб. 2. С.139—152.

Вересаев В. В. Живая жизнь: О Достоевском и Льве Толстом. Аполлон и Дионис (О Ницше). М., 1991.

4 Леонтьев К. О романах гр. Л. Н. Толстого. М., 1911.

5 Лосский В. Догматическое богословие // Мистическое богословие. Киев,

1991.

6 Розанов В. В. Темный лик. Христос - судия мира // Религия и культура.

М., 1991. Т.1.

7 И. Сан-Францисский (Шаховской). Революция Толстого // Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск, 1992.

8 Цит. по: Ломунов К. Лев Толстой в современном мире. М., 1975. С.279.

9 Хайнади 3. Мотив смерти в творчестве Льва Толстого // Studia Slavica

Hung. XXIV. 1978. С.20.

10 Семикина Ю. Г. Художественная танатология в творчестве Л. Н. Толстого 1850—1880-х годов: Образы и мотивы: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Волгоград, 2002. С.4.

II Сливицкая О. В. Об эффекте жизнеподобия в "Анне Карениной": ритм композиции // Русская литература. 2002. №2. С.28.

12 Мамлеев Ю. В. Судьба бытия // Московский эзотерический сборник. М., 1997. С. 16. Ср.: "Произведение что-то говорит человеку, и не только так, как историку что-то говорит исторический документ, - оно что-то говорит каждому человеку так, словно обращено прямо к нему как нечто нынешнее и современное" (Гадамер Г. Г. Эстетика и герменевтика 11 Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С.262).

13 "Вопросы жизни и смерти" - метафора духовных исканий человека, предложенная самим JI. Н. Толстым в романе "Анна Каренина". В четвертой части произведения читаем: "С той минуты, как при виде любимого умирающего брата Левин в первый раз взглянул на вопросы жизни и смерти сквозь те новые <.> убеждения, <.> он ужаснулся не столько смерти, сколько жизни без малейшего знания о том, <,.> что она такое" (19; 367).

14 Поляков М-Я. Вопросы поэтики художественной семантики. М., 1986. СЛ.

15 Храпченко М. Б. Художественное творчество - действительность -человек. М., 1987. С.350.

16 Тищенко П. Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. М., 1991. С.60.

17 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин Ы. М. Эстетика словесного творчества. С.382, 387.

18 Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература. 1990. №2. С.147.

19 Рашковский Е. Б. История и эсхатология в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго": философский комментарий // Вопросы философии. 2000. №8. С.51.

20 Топоров В. Я. "Бедная Лиза" Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. М., 1995. С.25.

21 Там же. С.47.

22 Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960. СЛ73.

23 Купреянова Е. "Война и мир" и "Анна Каренина" Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. М.; Л., 1964. Т.2. С.330.

24 Купреянова Е. Н. "Анна Каренина" // История русского романа: В 2 т. М.; Л., 1964. Т.2. С.331. Вялый Г\ А. "Вечные" темы у Достоевского и JI. Толстого ("Идиот" и "Анна Каренина") // Вялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973. С.58.

26 Неклесса А. Трансмутация истории // Новый мир. 2002. №9. С. 149.

27 Гродецкая А. Г. Древнерусские жития в творчестве Л. Н. Толстого 1870—1890 гг. Дисс. канд. филол. наук. СПб., 1993.

Мардов И. Б. Отмщение и воздаяние // Вопросы литературы. 1998. №4.

29 Тарасов А. Б. Праведники и праведничество в позднем творчестве Л. Н. Толстого. Дисс. канд. филол. наук. М., 1998.

30 Семикина Ю. Г. Указ. соч.

31 Сливицкая О. В. Об эффекте жизнеподобия в "Анне Карениной": ритм композиции // Русская литература. 2002. №2.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Суркова, Жанна Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявление идиллических мотивов и эсхатологической символики в художественном целом романа Толстого дало возможность почувствовать связь этого произведения с классической античной идиллией, услышать созвучие пасторальных мотивов "Анны Карениной" с произведениями Гете, увидеть точки соприкосновения и с русской поэзией XVIII века, и с реалистической прозой Х1Х-го.

Оказалось, что идеальный топос романа "подсвечен" идиллическими тонами буколик Феокрита, георгик Вергилия, посланий и эподов Горация, а изображение развития любовного чувства Левина и Кити стало - возможным благодаря "притяжению" любимой идиллии Толстого "Герман и Доротея". На "отталкивании" от жизненных ценностей, явленных в буколиках Феокрита, развивается образ эпикурейца Степана Аркадьевича Облонского, а "идиллическое происхождение" образа Анны Карениной оправдывает ее незащищенность перед роковой страстью. При подобном подходе к тексту акцентируется особая роль "периферийных" персонажей в образной структуре романа, часто не замечаемая исследователями. Среди таких литературных героев - Агафья Михайловна, которая несет свое знание об основах жизни и смысле смерти, и Парфен Денисович, известный лишь своей благочестивой кончиной.

Описывая художественное воплощение образов смерти в романе, мы пришли к выводу, что "дурные предзнаменования" предвещают не просто смерть, а самоубийство, что еще раз подчеркивает особую роль эсхатологической символики в романе-трагедии Л. Н. Толстого. Тысячелетнее вопрошание человечества о смерти слышится в этом произведении. Почему любого может постигнуть внезапная смерть, есть ли какой-либо тайный смысл в смерти от несчастного случая, имеет ли человек право на самоубийство и как преодолеть его соблазн, является ли идеальной "классическая" христианская кончина с покаянием и соблюдением обрядов, и у всех ли достанет сил уйти именно так?

Нашел ли Толстой ответ на это вопрошание о смерти, остается загадкой. Ясно одно: латинское выражение memento mori не имело для него своего первоначального значения ("Торопись жить!1'). Для Толстого это был, скорее, нравственный императив, постулирующий необходимость памяти о смерти как "школе" умирания.

Смерть в художественном изображении писателя есть откровение смысла жизни, и это не могло быть иначе, ведь если о жизни часто говорят, "забыв" о неизбежном конце, то помыслить смерть изолированно просто невозможно.

Прозрения Толстого - духовные и -эстетические - сыграли существенную роль в формировании культурной ситуации рубежа столетий: мыслители Серебряного века, пытаясь ответить на вопросы, поставленные отечественной словесностью, кристаллизировали и собственные убеждения относительно "вечной" триады "жизнь" -"смерть" - "бессмертие". Эта мощная энергия духовных исканий, пробивая толщу времени, подпитывала тревожные интуиции наших современников в канун Миллениума, чему способствовала и сходная ситуация рубежа веков. Как отмечает писатель и исследователь А. Варламов, "начиная с конца 80-х годов и вплоть до середины 90-х русская литература переживала эсхатологический бум, пожалуй, даже превосходящий по масштабам "апокалипсофилию" начала века"1.

Отношение людей к смерти (своей или ближнего) во все времена является показателем их "человечности", приоткрывает тайны личности. Это открытие, которое совершила европейская историческая наука в 70— 80-е годы XX века2, обратив свой взор к проблеме восприятия смерти в разных культурах, было полтора столетия назад буквально прожито, выстрадано русскими писателями.

Историческая дистанция не стала преградой для глубинной связи русской словесности XIX века и второй половины XX века. Так, в одном из последних рассказов В. Распутина "В ту же землю" ("Наш современник", 1995, №8) исконно идиллическое противопоставление города и деревни приобретает эсхатологическую окраску, а сам город, в котором построен крупнейший в мире алюминиевый завод и лесокомплекс, выпускающий целлюлозу, подобен удушливой газовой камере, которые подрывают не только физическое, но и духовное здоровье его жителей.

Главная героиня рассказа - бездетная ("Бог наказал за аборт"), бессемейная, неверующая Пашута. Разуверившись в жизни и в себе самой, она решает похоронить свою мать "наособицу", не только не приглашая людей проститься с покойной, но и не соблюдая христианского обряда погребения, то есть просто закопать, зарыть родного человека. Но этот поступок, продиктованный отчаянием и гордыней и подробно описанный В. Распутиным так, что возникают ассоциации не с похоронами, а с кражей или даже убийством, является первым шагом к духовному воскрешению Пашуты.

Так через опыт соприкосновения со смертью, через мрак богооставленности и богоотступничества, она возвращается к простым человеческим истинам. Пашута, размышляя о похоронах матери, в глубине души восклицает: "Господи, но как же просто было бы сейчас в деревне! Как близко там почившему от дома до дома! Снесли бы Аксинью Егоровну на руках, положили просторно среди своих, деревенских, и весь обряд был бы дорогой к родителям, а не хождением по мукам"3.

Ощущение абсурдности и бесцельности существования неизбежно ставит вопрос об идеале, таким образом получает новую жизнь концепция, заложенная в идиллии, находящая "приют" в деревенской прозе, являющейся продолжательницей классических традиций русской литературы не столько в преемственности отдельных образов и идей, сколько в самой философской глубине поднимаемых проблем.

В этой связи интересна современная пастораль (авторское обозначение жанра) В. Астафьева "Пастух и пастушка", где вновь оживает идиллический идеал частной жизни человека, которому невозможно осуществиться из-за войны.

Смерть двух стариков, ставших жертвами войны, осмысливается главным героем - Борисом - как онтологическое событие. Старики пасли колхозный табун, т.е. действительно были пастухом и пастушкой. Смерть их, несмотря на бессмысленность и нелепость этого убийства, "подсвечена" идиллическим светом: они погибли, "обнявшись преданно в смертный час". Это событие связывается в сознании Бориса с детским воспоминанием: "Танцевали двое - он и она, пастух и пастушка. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух, и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу - казалось <.> ему прежде"4.

Образ Бориса продолжает, уже в ХХ-м веке, череду героев идиллического происхождения. Именно в силу этой "идилличности" он не может выжить в мире, где беснуется война, где погибают не только солдаты, но старики и дети. Смерть Бориса - смерть идиллическая. Он засыпает, плача сухими глазами о старике и старухе и вспоминая первую и единственную любовь свою - Люсю. Последняя, четвертая глава, которая называется "Успение", воссоздает сложный комплекс идиллических и христианских реминисценций в современной пасторали.

Проблема жизни и смерти - вечная философская проблема, вновь и вновь "шифруемая" писателями различных эпох. Тем интереснее исследователю разгадывать этот "шифр", приобщаясь к основам человеческого существования, явленным в художественном тексте.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Суркова, Жанна Леонидовна, 2003 год

1. Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.

2. Арденс Н. И. Достоевский и Толстой. М., 1970.

3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

4. Астафьев В. Пастух и пастушка // Астафьев В.

5. Астахова А, Н. Илья Муромец. М.; Л., 1958.

6. Аствацатуров А. Г. О книге В. М. Жирмунского // Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

7. Бабаев Э. Г. Роман и время. "Анна Каренина" Льва Николаевича Толстого. Тула, 1975.

8. Бабаев Э. Г. Роман Л. Толстого "Анна Каренина". Тула, 1968.

9. Бабаев Э. Г. Сюжет и композиция романа "Анна Каренина" // Толстой художник. М., 1961.

10. Бабаев Э. Г. "Анна Каренина" Л. Н. Толстого. М., 1978. И.Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. М., 1981. И.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

11. Ъ.Басманов А. Е. Лев Толстой, "Анна Каренина" // Огонек. 1983. №42. \ А.Басманов А. Е. Старые годы. "Современник". М., 1987.

12. Бахтин М. М. Фомы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

13. Бахтин М М Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

14. М.Бахтин М. М. Эпос и роман: О методологии исследования романа // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

15. Белоусова Е. В. Библия в восприятии Л. Н. Толстого // Литературная учеба. 2000. №2.

16. Бердяев Я. А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // О религии Толстого. Сб. статей. Сб. 2. М., 1992.23 .Берман Б. И. Сокровенный Толстой. Религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича. М., 1992.

17. Библиография литературы о Л. Н. Толстом (1917—1958). М., i960.

18. Библиография литературы о Л. Н. Толстом (1959—1961). М., 1965.

19. Библиография литературы о Л. Н. Толстом (1962—1967). М., 1972.

20. Библиография литературы о Л. Н. Толстом (1968—1973). М, 1978.28.Библия.

21. Бклинкис Я. Картины жизни и история // Вопросы литературы. 1964. №5.

22. Билинкис Я. С. "Анна Каренина" Толстого и русская литература 1870-х годов. Л., 1970.

23. Билинкис Я. С. Характеры и время (Основные образы "Анны Карениной") // О творчестве Л. Н. Толстого. Л., 1959.

24. Ъ2.Бицилли П. Ы. Возрождение аллегории // Русская литература. 1990. №2.

25. ЪЗ.БициллиП. М. Возрождение аллегории//Русская литература. 1990. №2.

26. ЪА.Бойко М. Н. Некоторые особенности отражения действительности в романе Л, Н. Толстого "Анна Каренина" // Вестник Московского Университета. 1960. №5.

27. Бойко М. Н. "Анна Каренина" Л.Толстого и русский роман 1870-х годов. Дисс. канд. филол. наук. М., 1964.

28. Бойко М. Я. Авторская позиция в романе "Анна Каренина" // Яснополянский сборник. Тула, 1965.

29. Большакова А. Ю. Феномен деревенской прозы // Русская словесность. 1999. №3.38.^Большакова А. Ю. Обломовка или Обломовщина? Сновидческие прозрения в романном мире И. Гончарова.

30. Ъ9.Большакова А. Ю. Русский "Золотой век" у Л. Толстого: К проблеме литературного архетипа // Литературная учеба. 2002. №4.

31. J&pxec. "У слов долгое эхо" (Пять эссе) // Вопросы литературы. 1991. №8.

32. Буланов А. М. Логика сердца в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина" // Русская литература. 1991. №3.

33. Буланов А. Художественная феноменология стыда в романах Достоевского и Толстого ("И^диот" и "Анна Каренина") // Русская литература. 2001. №1.

34. Буланов A.M. "Ум" и "сердце" в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Толстого. Саратов, 1992.

35. Буланов А. М. Философско-этические искания в русской литературе второй половины XIX века. Волгоград, 1991.

36. Булгаков Ф. И. "Анна Каренина" // Булгаков Ф. И. Граф Л. Н. Толстой и критика его произведений русская и иностранная. СПб., 1899.

37. Буркина М. М. Эстетические искания Л. Н. Толстого в 70-е годы и роман "Анна Каренина" // Толстовский сборник. Вып. 5. Тула, 1975.47 .Буркина М. М. Проблема вины в романе "Анна Каренина" // Яснополянский сборник. Тула, 1976.

38. Бурсов Б. И. "Анна Каренина" // Толстой Л. Н. Анна Каренина. Ростов н/Дону, 1984.

39. Бурсов Б. И. Л. Н. Толстой. Семинары. Л., 1963.

40. ЪЪ.Бялый Г. А. "Вечные" темы у Достоевского и Л. Толстого ("Идиот" и "Анна Каренина") // БялыйГ. А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.

41. ЪА.БялыйГ. А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.

42. ЪЪ.Варламов А. "О дне же том и часе никто не знает." Апокалиптические мотивы в русской литературе XX века // Литературное обозрение. 1997. №5—6,

43. Вацуро В. Э. Русская идиллия в эпоху романтизма // Русский романтизм. JL, 1978.

44. Вергилий. Георгики. Книга вторая // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.5%,Вересаев В. В. Живая жизнь: О Достоевском и Льве Толстом. Аполлон и Дионис (О Ницше). М., 1991.

45. Вересаев В. В. Лев Толстой // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. Л., 1955.

46. Вершинина Н. Л. "К тихим семейственным радостям." Роман и идиллия в художественных исканиях Пушкина и Толстого // Русская словесность. 1999. №6.61 .Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1940.

47. Ветловская В. Е. Поэтика "Анны Карениной": система неоднозначныхмотивов // Русская литература. 1979. №4.63 .Ветлоеская В. Е. Проблема источников художественного произведения // Русская литература. 1993. №1.

48. Виноградов В. В. О художественной прозе. М.; Л., 1930.

49. Гадамер Г. Г. Эстетика и герменевтика // Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

50. Гачев Г'. Д. Национальные образы мира: общие вопросы. М., 1988.67Тачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.68Тете И. В. Герман и Доротея // Гете И. В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1975. Т.5.

51. Гете И. В. Страдание юного Вертера // Гете И. В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1975. Т.6.

52. Гиритан М. М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

53. ТнедичН. И. Стихотворения. Л., 1956.12,Гоголь Н. В. Учебная книга словесности для русского юношества // Гоголь Я. В. Собр. соч.: В 7 т. М., 1986. Т.6.1Ъ.ГончаровИ, А. Обломов // Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М, 1977. Т.4.

54. А.Гончаров И. А. Обыкновенная история // Гончаров И. А. Указ. собр. соч.1. Т.1.

55. Гораций. Послание 10. К Аристию Фуску // Гораций. Оды. Эподы. Сатиры.

56. Послания. М., 1970. 19.Горелов А. А. Л. Н. Толстой и буддизм // Толстой и религия. М.( 1996. 80.Григорян А. П. Анализ структуры литературного произведения. Ереван, 1984.81 .Гринева И.Е. Работа Л. Н. Толстого над центральными образами романа

57. Анна Каренина" // Уч. зап. Тульского пед. ин-та, 1955. Вып. 6. 82Тромека М. С. Последнее произведение графа Л. Н. Толстого. М., 1884. ЪЪ.Громека М. С. О Л. Н. Толстом. Критический этюд по поводу романа "Анна Каренина". М., 1894.

58. Гудзий Н. К История писания и печатания "Анны Карениной" // Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч.: В 90 т. М. 1939. Т.20.

59. Гудзий Н. К. Как начал Л. Толстой "Анну Каренину" (Литературная встреча Толстого с Пушкиным)//Красная новь. 1935. №11.

60. Дмитриева Р. П. Повести о споре жизни и смерти. М.; Л., 1964.

61. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.94Достоевский Ф. М Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1983. Т.25.

62. Достоевский Ф. М. Бесы И Достоевский Ф. М. Указ. полн. собр. соч. Т.10.

63. Достоевский Ф. М. Дневник писателя // Достоевский Ф. М. Указ. полн. собр. соч. Т.23.97Достоевский Ф. М. Идиот // Достоевский Ф. М. Указ. полн. собр. соч. Т.8.

64. Дугин А. Метафизика Благой Вести: (Православный эзотеризм). М., 1996.

65. Дыханова Б. С. Образ Стивы Облонского в системе нравственно-философского содержания романа Л. Толстого "Анна Каренина" // Литература и философия: Сб. науч. тр. Свердловск, 1984,

66. Егорова И. П. Выражение нравственно-философских исканий Л. Н. Толстого 70-х годов в романе "Анна Каренина" (Проблема любви) // Вопросы русской, советской и зарубежной литературы. Хабаровск, 1974. Т.З.

67. Еремина Л. И. Свет как символ и реальность в романе Л. Толстого "Анна Каренина"//Русская речь. 1978. №1.

68. Ермилов В. В. Роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина". М. 1963.

69. Ермилова Г. Г. Роман Ф. М-Достоевского "Идиот": Поэтика. Контекст. Дисс. докт. филол. наук. Иваново, 1999.

70. Есаулов И. А. Литературоведческая аксиология: Опыт обоснования понятия // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков:

71. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. научн. тр. Петрозаводск, 1994.

72. Есаулов И. А. Революционно-демократическая мифология как фундамент советской истории русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. научн. тр. Петрозаводск, 1994.

73. Есаулов К А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения ("Миргород" Н. В. Гоголя). М., 1997.

74. Жаравина Л. В, Философско-религиозная проблематика в русской литературе 1830—40-х гг. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь. Аатореф. докт. филол. наук. Волгоград, 1996.

75. Жданов В. А. Из истории повести "Крейцерова соната" // Толстой художник. М., 1961.

76. Жданов В. А. От "Анны Карениной" к "Воскресению". М., 1968.

77. Жданов В. А. Творческая история "Анны Карениной". Материалы и наблюдения. М., 1957.

78. Жданов И. Г. Литературная история русской былевой поэзии. Киев, 1881.

79. Живолупова К В, Смысловой комплекс "Жизнь смерть - бессмертие" в художественном сознании трех русских писателей (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов) // Жизнь. Смерть. Бессмертие. Материалы научной конференции. СПб. 1993.

80. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979.

81. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

82. Журакоеский Е. Супружеское счастье (у Л. Н. Толстого и его современников) // Симптомы литературной эволюции. М., 1903.

83. Зайденюнур Э. Е. Толстой и русское народное творчество // Л. Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л., 1979.

84. Захаров В. Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. научн. тр. Петрозаводск, 1998.

85. Златовратский Н. Н. Устои. История одной деревни. М., 1951.

86. И. Сан-Францисский (Шаховской). Революция Толстого // Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск, 1992.

87. Иоанн митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Духовная основа богатырства // Наш современник. 1993. №4.

88. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986.

89. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

90. Исупов К. Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994. №3.

91. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

92. Кантор Вл. Лев Толстой: искушение неисторией // Вопросы литературы. 2000. №4.

93. Капустин Н. В. "Чужое слово" в прозе А.П.Чехова: Жанровые трансформации. Автореф. докт. филол. наук. Иваново, 2003.

94. Карасев Л. В. Онтология и поэтика // Вопросы философии. 1996. №7.

95. Касаткина Т. А. Характерология Достоевского; Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М., 1996.

96. Каштанова И. А. Проблема любви и брака в произведениях Л. Н. Толстого и А. И. Куприна "Крейцерова соната" и "Гранатовый браслет" // Толстовский сборник. Тула, 1981.

97. Кириллова И. Литературное воплощение образа Христа //Вопросы литературы. 1991. №8.

98. Кирпотин В. "Злободневное" в "Анне Карениной" // Вопросы литературы. 1960. №9.

99. Ковалев Вл. А. Поэтика Льва Толстого. М, 1983.

100. Кожиное В. В. Недостаток искусства или своеобразие? (Об одной особенности русской классической литературы) // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1987.

101. Козлов Н. С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985.

102. Котельников В. А. Православная аскетика и русская литература: На путях к Оптиной. СПб., 1994.

103. Котельников В. А. Язык Церкви и язык литературы // Русская литература. 1995. №1.

104. Кудрявая К Л. Толстой о смысле жизни. М., 1993.

105. Кузина Л. Н. Художественное завещание Льва Толстого: поэтика Л. Н. Толстого конца XIX начала XX веков. М., 1993.

106. Кулешов В. К История русской литературы 60—90-х гг. XIX в. М., 1988.

107. Кулешов В. И. История русской литературы XIX века (70—90-е годы). М., 1983.

108. Купреянова Е. Я "Анна Каренина" // История русского романа: В 2 т. М.; Л., 1964. Т.2.

109. Купреянова Е. К Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе "Анна Каренина" // Русская литература. 1960. №3.

110. Купреянова Е. Н. Мотивы народного эпоса и древней литературы в произведениях Л. Н. Толстого // Русская литература. 1963. №2.

111. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М,; Л., 1966.

112. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Толстого и Ф. М. Достоевского. М., 1988.

113. Курляндская Г. Б. Эстетическая тема в творчестве Тургенева и Л. Толстого (Романы "Дворянское гнездо", "Анна Каренина") // Толстовский сборник. Тезисы докладов и сообщений к толстовским чтениям. Тула, 1964.

114. КучшаЛ. И. Социальная философия Л. Н. Толстого. Дисс. канд. филол. наук. Л., 1970.

115. ЛейтесН. С. Роман как художественная система. Пермь, 1985.

116. Леонтьев К. О романах гр. Л. Н. Толстого. М., 1911.

117. Лесков КС. Граф Л. Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как ересиархи (Религия страха и религия любви) // Н. С. Лесков о литературе. Л., 1984.

118. ЛинковВ.Я., Саакянц А. Лев Толстой. М., 1979.

119. Литературный текст: проблемы и методы исследования ("Свое" и "чужое" слово в художественном тексте). Сб. научн. тр. Тверь, 1998. Вып.5.

120. Литературный текст: проблемы и методы исследования. Сб. научн. тр. Тверь, 1994. Вып. 4.

121. ЛихачевД. С. Внутренний мир художественного произведения//Вопросы литературы. 1968. №8.

122. Лозовская Е. Л. Проблема положительного героя в романах Л. Н. Толстого "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", Дисс. канд. филол. наук. М., 1958.

123. Лосев А. Ф. Символизм и реалистическое искусство. М., 1989.

124. Лосский В. Догматическое богословие // Мистическое богословие. Киев, 1991.

125. Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992. Т.1.

126. Лотман Ю. М Смерть как проблема сюжета // Лотман Ю. М и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994.

127. ЛотманЮ. М. Структура художественного текста. М., 1970.

128. Лукацкий М. А. Религиозная философия Л. Н. Толстого в диалоге культур Запада и Востока // Россия и Запад: Диалог культур. Тверь, 1994.

129. Ляпушкина Е. И. Миф в художественной структуре "Сна Обломова" // Имя сюжет - миф. СПб.,1996.

130. Маймин Е. А., Силина Э. В. Теория и практика литературоведческого анализа. М., 1984.

131. Мамлеев Ю. В. Судьба бытия // Московский эзотерический сборник. М., 1997.

132. Манн Т. "Анна Каренина" // Манн Т. Художник и обществе: статьи и письма. М., 1986.

133. Мардов И. Б. О "новом жизнепонимании" Льва Толстого // Вопросы философии. 1996. №9.

134. Мардов И. Б. Отмщение и воздаяние // Вопросы литературы. 1998. №4.

135. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.5 1986.

136. Методология анализа литературного процесса. М., 1989.

137. Михайлов А. В. Языки культуры: Учебное пособие по культурологии. М., 1997.

138. Мовнина Н. С. Идеальный топос русской поэзии конца XVIII -начала XIX века // Русская литература. 2000. №3.

139. Набоков В. В. Лев Толстой: Из лекций о русской литературе // Литературная газета. 1991. 20 марта.

140. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996.

141. Неклесса А. Трансмутация истории // Новый мир. 2002. №9.

142. Немировская Л. 3. Религия в духовном поиске Толстого it Культура и религия. №4. М., 1992.

143. Немцева В. И. К спорам о смысле эпиграфа к роману "Анна Каренина" // Яснополянский сборник 1988. Тула, 1988.

144. Немцева В. К Эволюция психологизма в художественном творчестве Л.Н.Толстого 1870—80-х гг. (особенности изображения героев и конфликтов). Дисс. канд. филол. наук. М., 1988.

145. Нестеренко А. А. Об авторской позиции в финалах романов "Анна Каренина" и "Воскресение" // Филологический сборник. (Статьи аспирантов и соискателей). Вып. 8—9. Алма-Ата, 1968.

146. Нетяга Р. И. Психологическая мотивировка в структуре художественного произведения (к сюжетной связи Анна Каренина -Вронский). Горький, 1978.

147. Никитин П. (Ткачев П. Я). Критический фельетон // Дело. 1875. №5.

148. Никитин П. (Ткачев П. К). Салонное художество // Дело. 1878. №2, 4.

149. Николаев О. Р., Тихомиров Б. Н. Эпическое православие и русская культура (материалы и постановка проблемы) // Русская литература. 1993. №1,2.

150. Николаева Н В. Стиль ранних произведений Л. Н. Толстого. М., 1967.

151. О. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Революция Толстого // Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск, 1992.

152. Одинокое В. Г. Проблемы поэтики и типологии русского классического романа XIX века. Новосибирск, 1971.

153. Одинокое В. Г. Художественная системность русского классического романа: Проблемы и суждения. Новосибирск, 1975.

154. Одинокое В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Новосибирск, 1978.

155. Океанский В. П. Метафизика культуры: Проблемы теории и истории: Учебно-методическое, библиографическое и справочное пособие. Иваново, 1998.

156. Опульская ЛД К творческой истории романов Льва Толстого (Проблема жанра) // Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. М., 1990.

157. Опульская Л. Д. После "Войны и мира": "Анна Каренина". Перелом в мировоззрении // Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир". М., 1987.

158. Османова 3, Л М. Горький и литература Ирана. М., 1961.

159. Палишева Г. М. В поисках гармонии. (О линии Левина в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина") // ■ Ленинградский гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Герценовские чтения. 31. Проблемы художественного метода и жанра. Сб. научн. тр. Л., 1978.

160. Палишева Г. М. Жанрово-композиционное своеобразие романа Л. Толстого "Анна Каренина". Автореферат. Л., 1979.

161. Палишева Г\ М. Образ Николая Левина в сюжетных связях с образами Анны Карениной и Константина Левина (По роману Л. Н. Толстого "Анна Каренина") // Герценовские чтения. 30. Литературоведение. Научные доклады. Л., 1977.

162. Палишееа Г. М. Последняя часть "Анны Карениной" Л.Н.Толстого (к проблеме индивидуального и общего в романе) // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1978.

163. Палишееа Г. М. Эпиграф в структуре "Анны Карениной" // Л. Толстой и русская литература. Горький, 1976.

164. Панченко A.M. "Народная модель" истории в набросках Толстого о Петровской эпохе // Л. Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л., 1979.

165. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М., 1999.

166. Парахин Ю„ Парахина Е. Лев Толстой: Россия на пути к Книге Бытия // Лев Толстой и Ясная Поляна. Тула, 1998.

167. Паттерсон Д Божественный образ человеческой жизни:-богословие Л. Н. Толстого //Уч. зап. Казанского гос. ун-та. Казань, 1995. Т. 131.

168. Пашкуров А. Н. Эволюция жанра идиллии в поэзии М. Н. Муравьева // Филологические науки. 1996. №6.

169. Песков А. Идиллия // Литературная учеба. 1985. №2.

170. Поддубная Р. И. "Избранные места из переписки с друзьями" Гоголя и "Исповедь" Л. Толстого (Авторская установка и законы жанра) // Кормановские чтения. Ижевск, 1995. Вып. 2.

171. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., 1992.

172. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993.

173. Полякова Е. А. Поэтика драмы и эстетика театра в романе: "Идиот" и "Анна Каренина". Дисс. канд. филол. наук. М., 1997.

174. Поповкин А. И. Герои романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина". Тула, 1955.

175. Порудоминский В. И. "С тех пор как я сел в вагоне." Железная дорога в творческом сознании Л. Н. Толстого // Человек. 1995. №5.

176. Порудоминский В. К "Тайна сия велика." Предисловие к "Крейцеровой сонате" // Человек. 1993. №1,2.

177. Поспелов Г. И. Вопросы методологии и поэтики. М, 1983.

178. Поспелов Г. Я Введение в литературоведение. М., 1976.

179. ПотебняА. А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

180. Пруцков N. И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. JI, 1974.

181. Пушкин А. С. Гости съезжались на дачу // Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В Ют. М, 1975. Т.5.

182. Пушкин А. С. Египетские ночи // Пушкин А. С. Указ. полн. собр. соч. Т.5.

183. Пушкин А. С. Мы проводили вечер на даче // Пушкин А. С. Указ. полн. собр. соч. Т.5.

184. Пушкин А. С. Повесть из римской жизни // Пушкин А. С. Указ. полн. собр. соч. Т.5.

185. Пушкин А. С. При посылке бронзового сфинкса // Пушкин А. С. Указ. полн. собр. соч. Т.5.

186. Пятигорский А. И. Толстовская трактовка буддизма Н Пятигорский А. И. Избранные труды. М., 1996.

187. Ракова ГИз наблюдений над эволюцией замысла романа J1. Н. Толстого "Анна Каренина" // Уч. зап. Саратов, пед. ин-та. Вып. 26. 1956.

188. Распутин В. В ту же землю. // Наш современник. 1995. №8.

189. Рачин Е. И. Толстовское понимание бога // Толстой и религия. М., 1996.

190. Рачин Е. И. Философские искания JI. Толстого. М., 1993.

191. Рашковский Е. Б. История и эсхатология в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго": философский комментарий // Вопросы философии. 2000. №8.

192. Ремизов В. Б. JI. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и художественное видение. (Этика и эстетика. Вопросы поэтики. Творческие связи и традиции) // Толстовский сборник. Тула, 1992.

193. Рождественский Б, В. О композиции романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина" // Уч. зап. Моск. пед. ин-та. Т.7. Вып. I, М., 1954.

194. Рождественский В. Б. Из творческой истории "Анны Карениной" // Уч. зап. Магнитогор. пед. ин-та. Т.VII. вып. 1. 1946.

195. Розанов В. В. Братья Карамазовы // Критические комментарии к сочинениям Ф. М. Достоевского. Ч. 4. М. 1906.

196. Розанов В. В. Темный лик. Христос судия мира // Религия и культура. М., 1991. Т.1.

197. Рыгалова Л, С. Достоевский и Толстой в середине 1870-х годов ("Подросток" и "АннаКаренина"). Дисс. канд. филол. наук. Л., 1984.

198. Рымаръ Т. К Введение в теорию романа. Воронеж, 1989.

199. Рымаръ Т. К Поэтика романа. Куйбышев, 1990.

200. Салтыков-Щедрин М. Е. Письмо Г. 3. Елисееву от 30 сентября 1881 года // Салтыков-ЩедринМ. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1977. Т.19 Кн.2.

201. Сатиэ Митигути. Философия ненасилия Л. Н. Толстого и буддийские принципы // XXTV Международные толстовские чтения: Тезисы доклада. Тула, 1998.

202. Светлов Ф. "Злоба дня" в художественном произведении: Читая "Анну Каренину" // Вопросы литературы, 1969, №11.

203. Свительский В. А. "Жизнь" и "гордость" ума в исканиях Константина Левина // Русская литература. 1870—1880-х годов. Свердловск, 1980.

204. Свительский В. А. Логика авторской оценки в романе Л. Толстого "Анна Каренина" // Толстовский сборник, вып.5. Тула, 1975.

205. Семикина Ю. Г. Художественная танатология в творчестве Л. Н. Толстого 1850—1880-х годов: Образы и мотивы: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Волгоград, 2002.

206. Сливицкая О. В. Об эффекте жизнеподобия в "Анне Карениной": ритм композиции // Русская литература. 2002. №2.

207. Словарь исторический о русских святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых. М., 1990.

208. Соловьев В. С. Буддийское настроение в поэзии // Соловьев В. С. Литературная критика. М., 1990.

209. Станкевич А. Каренина и Левин // Анна Каренина. Роман в восьми частях гр. Л. Толстого. М., 1878.

210. Степанов Ю. С. От стиля к мировоззрению. Экзистенциальные идеи у Льва Толстого // Сб. докладов и сообщений лингвистического общества. Калинин, 1973. Вып. 1.

211. Страхов Я. Я Взгляд на текущую литературу // Страхов Я. И. Литературная критика. М., 1984.

212. СумцовН. Ф. Ворон в народной словесности. М., 1890.

213. СумцовН. Ф. Очерки южно-русских апокрифов. Киев, 1881.

214. Тарасов А. Б. "Путаница понятий" и "свет любви" в нравственных исканиях Константина Левина//Литературная учеба. 1996. Кн. 1. С.136.

215. Тимофеев Л. И. О системности в изучении литературного творчества: Вопросы комплексного изучения. Л., 1982.

216. Тищенко П. Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. М., 1991.

217. Толстая С. А. Дневники С. А. Толстой в двух томах. М., 1978.

218. Толстой Л. Я. Анна Каренина // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1928—1957. Т.18,19.

219. Толстой Л. Я. Анна Каренина. Подготовительные материалы // Толстой Л. Я. Указ. полн. собр. соч. Т.20.

220. Толстой Л. Н, Будда // Толстой Л. Я. Указ. полн. собр. соч. Т. 41.

221. Толстой Л. Я. Заметки к роману о русских богатырях // Толстой Л. Я. Указ. полн. собр. соч. Т.90.

222. Толстой Л. Я. Исповедь // Толстой Л. Я. Указ. полн. собр. соч. Т.23.

223. Толстой Л. Н. Казаки // Толстой Л. Я. Указ. полн. собр. соч. Т.6.

224. Толстой Л. Я Семейное счастие // Толстой Л. Н. Указ. полн. собр. соч. Т.5

225. Толстой Л. Н. Идиллия// Толстой Л. Я. Указ. полн. собр. соч. Т. 7.

226. Томилов В. Г. Лев Толстой и христианство // Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М., 1995.

227. Топоров В. Я "Бедная Лиза" Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. М., 1995.

228. Топоров В. Я "Бедная Лиза" Карамзина: Опыт прочтения / К 200-летию со дня выхода в свет. М., 1995.

229. Трофимов Е.А. Творчество Ф.М.Достоевского 1860-х годов. (Онтопоэтический аспект). Дисс. канд. филол. наук. Иваново, 1995.

230. Трофимова. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.

231. Трубников К И. Проблемы смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. 1990. №2.

232. Тургенев И. С. Муму // Тургенев И. С. Поли. собр. соч.: В 30 т. М., 1980. Т.4.

233. Успенский Е. А. Семиотика истории. Семиотика культуры // Успенский Е. А. Избр. труды. М., 1994. Т.1.

234. Успенский И. Я Роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина". М., 1954.

235. Федина К. А. Художественное мышление И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого в изображении пейзажей. Саратов, СГПИ, 1980.

236. Феокрит. Идиллия XVI. Хариты, или Гиерон // Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1958.270. Флоренский П. Имена

237. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.272.: Фрейдин В. Я. Жанровая поэтика романов Л. Толстого и Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание" и "Анна Каренина"). Дисс. канд. филол. наук. Коканд, 1987.

238. ФридлендерГ. М. Достоевский и мировая литература. М., 1985.

239. Фридлендер Г. М Достоевский и Лев Толстой. (Статья вторая) // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 3. Л., 1978.

240. Фролов И. Т. О жизни, смерти и бессмертии // Вопросы философии. 1983. №2.

241. Хаев Е. А. Идиллические мотивы в "Евгении Онегине" // Болдинские чтения. Горький, 1981.

242. Хайнади 3. Мотив смерти в творчестве JI. Толстого // Studia Slava Hung. XXIV. Будапешт, 1978.

243. Хачурова И. К Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого. Дисс. канд. филол. наук. М., 1995.

244. Хоружий С. С. Аналитический словарь исихастской антропологии // Синергия: Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995.

245. Храпченко М. Б. Историческая поэтика: основные направления исследования//Контекст. 1983. М., 1984.

246. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1977.

247. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1980.

248. Христианство и культура сегодня. М., 1995.

249. Христианство и русская литература. Вып. 2. СПб., 1996.

250. Христианство и русская литература. СПб., 1994.

251. Цилевич Л. М. Принципы анализа литературного произведения как художественной системы // Научн. докл. высшей школы. Филол. науки. 1988. №1.

252. Цит. по: Ломунов К. Лев Толстой в современном мире. М., 1975.

253. Чернец Л. В. Мир произведения: Анализ литературоведческого понятия // Русская словесность. 1995. №2.

254. Чешихин В. С. Идиллия // Энциклопедический словарь. Репринт, воспр. изд. Ф. А. Брокгауз - И. А. Эфрон. 1890. М., 1990. Т.24.

255. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967.

256. Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. М., 1977.

257. Чудаков А. П. Проблема целостного анализа художественной системы // Славянские литературы. М., 1973.

258. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Н. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.

259. Шарапова Г. А. Проблема нравственного возрождения личности в повестях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского ("Крейцерова соната" и "Кроткая")//Толстовский сборник. Тула, 1981.

260. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М, 1967. Т.6.

261. Шифман А. И. Лев Толстой и Восток. М., 1971.

262. Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983.

263. Шмигелъская Л. Е. Отражение общественной жизни 70-х годов в романе Л. Толстого "Анна Каренина" // Вестник Моск. ун-та. 1967. №1.

264. Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969. .

265. Эйхенбаум Б. М. К вопросу об источниках "Анны Карениной" // Уч. зап. Ленингр. ун-та. №76. Вып.11,1941.

266. Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

267. Эйхенбаум Б. М. Толстой и Шопенгауэр. К вопросу о создании "Анны Карениной" // Литературный современник, 1935. №11.

268. Энгельгардт Я Идеи гр. Л. Н. Толстого. Левин и его философия "По-Божьи" // История русской литературы XIX столетия. Петроград, 1915. Т.2.

269. Энгельгардт Я История русской литературы .XIX столетия. Т.2. 1850— 1900. С.-Петербург, 1903.

270. ЭсалнекА. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.

271. Эсалнек А. Я. Типология романа: Теоретические и историко-литературные аспекты. М., 1991.

272. Юрков С Е. Этические учения Сенеки и Толстого // Толстой и современность. Тула, 1998. 4.1.

273. Якобсон Р. О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987.

274. Ячевский В. В. Общественно-политические и правовые взгляды Л. Толстого. Воронеж, 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.