Полифония в русской фортепианной сонате первой трети XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Ищенко, Екатерина Владимировна

  • Ищенко, Екатерина Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 199
Ищенко, Екатерина Владимировна. Полифония в русской фортепианной сонате первой трети XX века: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Оренбург. 2013. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ищенко, Екатерина Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Полифония в фортепианных сонатах композиторов-^ «скрябииистов»

1.1 К проблеме полифонизации сознания в художественной культуре

начала XX

1.2 О скрябинском направлении в музыке первой трети XX века

1.3. Отражение музыкальной эстетики и стиля А. Скрябина в Фортепианной сонате JI. Сабанеева ор. 15

1.4. Полифония в фортепианных сонатах Ан. Александрова и

С.Фейнберга

ГЛАВА ВТОРАЯ. Полифония в фортепианных сонатах Н. Мясковского как отражение стилевых тенденций необарокко

2.1 Имитационная полифония

2.2. Неимитационная полифония

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Взаимодействие неоклассических тенденций с полифоническими принципами письма в фортепианных сонатах С. Прокофьева

3.1. Имитационная полифония

3.2. Неимитационная полифония

3.3. Подголосочная полифония

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Полифония как отражение художественных исканий Первого русского авангарда

4.1. Об основных принципах конструктивизма

4.2. Особенности полифонии в фортепианных сонатах А. Мосолова

4.3. Принципы полифонического письма в сонатах Н. Рославца

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Репродукции произведений изобразительного искусства авангарда 1900-1920 гг

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Таблицы синтетаккордов в фортепианных сонатах Н. Рославца

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полифония в русской фортепианной сонате первой трети XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Первая треть XX века представляет один из самых противоречивых по своей сути периодов, ознаменованный небывалыми потрясениями историко-социального характера, бурным развитием науки, открытиями, в значительной степени определившими пути развития художественной культуры в целом и музыкальной, в частности. Слом прежнего мировосприятия, перестройка общественного сознания словно подтверждали высказывание К. Юнга о том, что «перевороты, происходящие в нашем мире, и сдвиги в нашем сознании суть одно и тоже» [254, с.216]1.

Особенности исторической ситуации, напряженное ожидание перемен, нашли отражение во всех видах искусства, начиная с первого десятилетия - Серебряного века, который определяется как «сложное идейно-эстетическое образование <...> противоречивая, но пронизанная неким единством система» [39, с.6]. В искусстве, литературе это проявилось, прежде всего, в возникновении и развитии многочисленных художественных течений, что можно определить категорией стилевого плюрализма, обусловившего историко-культурную парадигму XX века в целом и особенно - его второй половины [48, с.8]. Во всех областях искусства рассматриваемого периода выделяются два магистральных направления: модерн и авангард, которые, как отмечает Т. Левая, «в плоскости эпохальных стилей соотносятся между собой романтизм <.. .> и антиромантизм» [108, с.5] .

1 Прежде всего имеются в виду Русско-японская, Первая мировая и Гражданская войны, политические перевороты 1905 и 1917 годов, свержение монархии, раскол общества и т.д. Особое значение для изменения взглядов на окружающую действительность, миропонимание в целом имел научно-технический прогресс, пик которого приходится именно на первые десятилетия минувшего века: открытия западных ученых в области квантовой теории (Н. Бор), ядерной физики (Э. Резерфорд), утверждение основ теоретической космонавтики в России (К.Циолковский) и многие другие.

2 В частности, в музыке начала века иллюстрацией сказанного может служить творчество позднего Н.Римского-Корсакова, А.Лядова, А.Глазунова, С.Танеева, с одной стороны, и И.Стравинского, А.Скрябина, Н.Метнера, молодых С.Прокофьева и Н.Мясковского, а также представителей более радикального «крыла» - А.Мосолова, Н.Рославца, И.Вышнеградского и т.д. -сдругой.

3 Обозначенные явления будут рассмотрены далее.

Бурные поиски в области содержания, новых средств выразительности неразрывно связаны с изменениями в области жанровой системы. Так, если в отечественной музыке XIX столетия жанрами-репрезентантами являлись романс^ и опера4, то, начиная с рубежа веков, стилеопределяющими жанрами оказываются фортепианная соната, а параллельно с нею - концерт и симфония.

Сонатный «бум», возникший в данный период обусловливается несколькими факторами. Прежде всего, это связано с появлением плеяды гениальных пианистов-йсполнителей, таких как С.Рахманинов, А.Скрябин, Н.Метнер, С.Фейнберг, ставших одновременно создателями произведений этого жанра5. Кроме того, наиболее важное значение имели онтологические свойства жанра сонаты, сложившиеся к началу XX века. Среди последних можно выделить: универсальность содержания, открытого воплощению разнообразных идей (в том числе философского характера); безграничные выразительные возможности; гибкость формы; мобильность «реакции» на новации в области музыкального

А

языка и многие другие особенности, акцентируемые в многочисленных трудах разных авторов [5]. Кроме того такой взрыв интереса к жанру сонаты в начале минувшего столетия был подготовлен всем ходом развития русской камерно-инструментальной и симфонической музыки. Значительную роль в этом процессе сыграли фортепианные сонаты А.Рубинштейна и А. Глазунова, М.Балакирева и П.Чайковского и др.

В фортепианной сонате, как в фокусе, концентрируются характерные принципы индивидуального композиторского музыкального мышления. С этой точки зрения в начале XX века данный жанр явился в своем роде лабораторией творческих исканий композиторов разных стилевых направлений, с наибольшей масштабностью, как известно, проявившихся в жанрах концерта и симфонии. Не случайно сонаты Рахманинова, Скрябина, Метнера, Прокофьева и др.

4 Симфония, как известно, появилась позднее (Первая симфония Бородина - 1867 г., Первая Чайковского 1866 г.) и вышла на «авансцену» жанровой системы XX века, начиная с 1900-х -1910 годов (симфонии А.Глазунова, С.Танеева, С.Рахманинова, А.Скрябина, С.Прокофьева, Н.Мясковского).

5 О бурном развитии жанров фортепианной сонаты, концерта на рубеже веков пишет Е.Долинская в монографии «Русский фортепианный концерт» [67].

оказываются предметом монографических исследований Е. Сорокиной [196, 197], В. Дельсона [54, 55, 56], Г.Орджоникидзе [146], С. Павчинского [148, 149] и т.д. Сонаты этих композиторов, а также Ан. Александрова, С. Протопопова,

у

Л.Половинкина и др. затрагиваются в одном из первых трудов обобщающего характера о русской фортепианной музыке начала XX века - монографии А.Алексеева [6].

Однако при этом в стороне остается чрезвычайно важная проблема, связанная с отражением в фортепианной сонате первой трети XX века принципов полифонического письма и шире - полифонического мышления как одной из определяющих, константных закономерностей искусства минувшего столетия, провидчески названного С.Танеевым «веком полифонии» [201, с. 9].

Полифонический метод в условиях разных эстетических, стилевых систем первой трети XX века становится основой музыкального и шире — художественного мышления в разных видах искусства. Кроме того, полифония выступает в качестве универсального логического принципа, построения художественной формы, подчас (во второй половине минувшего столетия)

V

«доведенного до крайних форм выражения» [214, с. 50-51].

С таких позиций нельзя не согласиться с высказыванием Т. Франтовой о том, что полифония в наибольшей степени «соответствует внутренней форме культуры XX века <...> отражает потребность и устремленность сознания осмыслить множественность, многомерность, контрастность, присущие современной культуре и действительности, как закономерные свойства целостности мироздания» [214, с.45]. В музыке данная закономерность находит проявление в творчестве композиторов разных стилевых направлений. При этом упоминавшийся ранее стилевой плюрализм как параллельное сосуществование и развитие разных художественных направлений также представляет в своем роде полифонию стилей, или полифоническое мета-направление в масштабах

культурно-исторической ситуации рассматриваемой эпохи не только в России, но и в Западнрй Европе6.

Обширный корпус фундаментальных исследований, посвященный различным проявлениям полифонии в музыке XX века [43, 72, 73, 77, 98, 102, 134, 143, 214, 240, 242], служит наглядным подтверждением сказанного. Среди них особенно следует выделить монографию И. Кузнецова «Полифония в русской музыке XX века» [99], в которой пути развития полифонии прослеживаются в индивидуально-стилевом контексте творчества композиторов: от представителей Первого русского авангарда (обзорно) до А. Волконского, С. Губайдулиной, Ю.Буцко и др.

В таком контексте особый интерес представляют полифонические принципы развития и полифонические формы, получившие широкое отражение в фортепианных сонатах и ставшие показателем как общих музыкально-стилевых закономерностей, характерных для рассматриваемой эпохи, так и различий в мировоззрении^ эстетике и творческом методе композиторов. '

Цель данного исследования - выявить особенности трактовки полифонических принципов письма и полифонических форм в фортепианной сонате первой трети XX века в контексте общих и индивидуально-стилевых композиторских поисков.

Исходя из данной цели, возникает необходимость постановки и решения следующих задач:

• очертить историко-культурную ситуацию обозначенного исторического периода;

• , показать значимость полифонии как общего типа мышления в разных видах искусства;

• изучить типы и принципы полифонического письма в фортепианных сонатах последователей А. Скрябина: Л.Сабанеева С.Фейнберга, Ан.Александрова; 7

6 Полифония эстетических концепций начала XX века раскрывается в коллективном труде

«Авангард в культуре XX века. 1900-1930. Теория. История. Поэтика» [1, 2].

• раскрыть необарочные и неоклассические тенденции в особенностях полифонического стиля фортепианных сонат Н.Мясковского и С.Прокофьева, соответственно;

• рассмотреть принципы претворения полифонических приемов и форм в фортепианных сонатах А. Мосолова, Д.Шостаковича и Н. Рославца сквозь призму эстетики авангарда.

Таким образом, объектом исследования данной работы является русская фортепианная соната первой трети XX века.

Предметом исследования послужили полифонические принципы письма как отражение общих и индивидуально-стилевых особенностей композиторского мышления обозначенной эпохи.

В качестве материала исследования избираются фортепианные сонаты Ан.Александрова, А. Мосолова, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Н. Рославца, Л.Сабанеева, С. Фейнберга, Д. Шостаковича, наиболее последовательно отражающие как общие направления стилевых поисков композиторов, так и индивидуальные подходы к претворению полифонических принципов письма. При этом акцент делается на произведениях, в которых полифония — во всем многообразии ее граней, форм и способов применения - оказывается важным стилеобразующим фактором. По этой причине в работе не рассматриваются сонатины А. Лурье и сонаты В. Половинкина, С. Протопопова, выдержанные преимущественно в гомофонно-гармоническом стиле.

В данной диссертации не стали предметом анализа широко востребованные как в концертно-исполнительской, так и в музыковедческой практике фортепианные сонаты С. Рахманинова, А. Скрябина и Н. Метнера. В частности, полифония в фортепианной музыке С. Рахманинова рассматривается в диссертации О. Георгиевской («Полифония C.B. Рахманинова как звуковой феномен») [43]. Вопрос о роли полифонии в фортепианных сонатах Н. Метнера, учитывая едва ли не универсальную роль данного метода в творчестве композитора, сложность его контрапунктической техники, может оказаться темой самостоятельного исследования. Данный тезис в полной мере можно отнести и к

полифонии А.Скрябина, сложность которой в контексте его философско-стилевых исканий отмечает большинство исследователей [42, 110, 124, 189].

В то же время в работе сделан акцент на полифонии в ныне почти забытых фортепианных сонатах Л. Сабанеева, С. Фейнберга и Ан. Александрова.

Рассматриваемые в диссертационном исследовании сонаты преимущественно охватывают хронологические границы с 1910-х по 1930-е годы. Однако стилевое единство фортепианных сонат С. Прокофьева позволило включить в аналитическое «поле» работы как ранние, так и поздние opus' ы. Напротив, в связи с глубокими изменениями позднего стиля Н. Мясковского и Д.Шостаковича, проявившимися в том числе и в фортепианных сонатах этих композиторов, автор ограничивается орш'ами, созданными в указанный период. Имеется в виду тенденция «новой простоты» в позднем творчестве Н.Мясковского, которая, в частности, проявилась в снижении роли полифонии, а порой и в отказе от полифонической фактуры в целом. В свою очередь, две сонаты Д.Шостаковича, ' созданные, соответственно, в 1 1926 и 1943 Угодах, раскрывают разные направления творческих поисков композитора: в русле конструктивизма (Первая) и серийной организации музыкальной ткани (Вторая).

Методологической основой исследования стал комплексный подход, включающий культурологический, стилевой, функциональный, а в некоторых случаях - целостный методы анализа. Особое значение приобретает теоретический метод, направленный на выявление и изучение принципов полифонического письма. Также одним из важнейших становится метод историзма, константный для отечественного музыкознания и играющий едва ли не определяющую роль в данной работе.

Источниковедческой базой послужили, прежде всего, фундаментальные труды в области истории и теории полифонии. Среди них выделяются ставшие классическими труды С. Танеева [201], Э. Курта [105], С. Скребкова [187, 188], Вл. Протопопова [159, 160, 161], Д. Дмитриева [59] и др. Данный ряд продолжают созданные в последующие десятилетия труды по истории и теории полифонии, среди которых особое значение при написании данной работы имели

исследования Т. Дубравской [68], В. Задерацкого [72, 73], Ю.Евдокимовой [70], И. Кузнецова [98, 99], К. Южак [251, 252, 253]. Изучение трудов названных авторов, а так же статей, разнообразных эссе об особенностях полифонического мышления как русских [19, 21, 26, 29, 34, 135, 144], так и зарубежных композиторов первой трети XX века [19, 23, 109], позволило создать широкое представление о роли полифонических принципов письма в темо- и формообразовании произведений различных жанров, а также - представить общую панораму развития полифонии в хронологических границах Х-ХХ веков, и прежде всего, в условиях стилевой ситуации первой трети минувшего столетия.

Заметную роль в работе над темой сыграли труды, посвященные изучению особенностей полифонического мышления и индивидуальных систем контрапункта И. Стравинского [72] и Д. Шостаковича [73], А. Шнитке [214] и Э.Денисова [143]. В данных работах содержатся ценные обобщающие

наблюдения в области современного контрапункта, а кроме того - техники

\

^ композиции и гармонии XX века в целом. ,1,' , , /

Обращение к эпохе 1900-Х-1920-х годов повлекло за собой необходимость изучения работ по эстетике и истории культуры. Особое значение в этой области приобрела литература о Первом русском авангарде: от работ В. Кандинского

/

[84], К. Малевича [122], Н. Рославца [167, 168], раскрывающих общие эстетические принципы, художественные концепции и взгляды, до современных фундаментальных искусствоведческих исследований [3, 27, 32, 74, 147, 169, 183]. Среди последних выделяются труды, посвященные различным аспектам творчества представителей авангарда, а также анализу разнообразных художественных течений, эстетических основ авангарда. Таковы исследования А. Крусанова [95, 96], в которых рассматриваются события художественной жизни России 1907-1917 годов, связанные с зарождением, становлением и развитием русского авангарда. В работах В. Турчина на основе архивных и газетно-журнальных материалов в хронологической последовательности прослеживается деятельность представителей Первого русского авангарда в различных областях искусства, затрагиваются как различные аспекты искусства

авангарда, акцентируются отдельные авангардные течения [207, 208]. Значительное место в этом же ряду принадлежит антологии «Эстетическое самопознание русской культуры. 20-е годы XX века» [145, 250] и коллективному труду «Авангард в культуре XX века. 1900-1930. Теория. История. Поэтика» [1, 2]. В них раскрывается полифония эстетических концепций начала XX века, показан кризис искусства в 10-20-е годы.

Методологической базой диссертации явились многочисленные труды по истории музыки XX века Б. Асафьева [10, 12], Е. Долинской [60, 67, 82], М.Тараканова [82], исследования по истории музыки советского [81] и постсоветского периодов [82], дающие возможность панорамно представить картину развития отечественного искусства. В этом ряду особое место занимают труды Т. Левой [108, 110], И. Воробьева [37, 38], а так же ряд работ, вошедших в коллективное исследование «Русская музыка и XX век» [170], где с культурологических позиций рассматриваются важнейшие художественные явления первой трети минувшего столетия. , г ,

Объектом изучения стал корпус музыковедческих работ, посвященных проблеме развития жанра фортепианной сонаты в творчестве русских композиторов начала XX столетия [91, 124, 146, 197, 233].

Важную методологическую роль в процессе работы над избранной темой сыграло диссертационное исследование Ю. Москалец «Русская фортепианная соната рубежа XIX-XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи» [129]. Прежде всего, имеются в виду поднимаемые исследователем вопросы становления фортепианной сонаты в историко-культурном контексте рубежа XIX- XX веков, выявление исторических, эстетических факторов ее развития.

Изучение основных тенденций в области современной композиции, принципов звуковысотной организации в целом и серийной техники в частности, потребовало обращения к значительной группе работ отечественных и западных ученых, посвященных этим проблемам. Таковы исследования М. Высоцкой и Г.Григорьевой [40], Д. Гойови [45, 260] и Э. Денисова [58], Л. Дьячковой [69] и Ц.Когоутека [89], С. Курбатской [103], М. Катунян [88] и Ю. Холопова [219, 222,

/ '

226, 228]. Важное значение имеет коллективный труд «Теория современной композиции» под редакцией В.Ценовой [214].

К числу главных источников методологии относятся труды по анализу музыкальных произведений В. Бобровского [28, 30, 32], Т. Кюрегян [106], Л.Мазеля [118], В. Холоповой [230, 231, 232], Ю. Холопова [218, 222],

B.Цуккермана [234, 235, 236], работы по теории тематизма, стиля и жанра М.Арановского [8], В. Бобровского [31], М. Лобановой [114], М. Михайлова [126], Е. Назайкинского [136, 137], О. Соколова [194, 195], А. Сохора [198, 199].

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на примере фортепианной сонаты осуществляется систематизация полифонических принципов письма и их осмысление в контексте художественных течений и разнообразных стилевых тенденций первой трети XX века.

Впервые выявляются и подвергаются анализу полифонические приемы и формы, применяемые в фортепианных сонатах Ан. Александрова, Л.Сабанеева,

C. Фейнберга, что расширяет представление о роли полифонии в музыке русских композиторов рассматриваемого периода.

В данном исследовании также впервые произведен детальный анализ Первой, Второй и Пятой сонат Н. Рославца, раскрывающий специфику применения композитором полифонических принципов письма - через призму техники синтетаккордов.

В фортепианных сонатах А. Мосолова полифония впервые рассматривается как одно из проявлений эстетики конструктивизма - в совокупности с другими художественно-эстетическими знаками данного течения, получившими отражение в музыкальном стиле композитора.

Анализ фортепианных сонат Н. Мясковского и С. Прокофьева с акцентом на особенностях применения полифонических приемов и форм - в их взаимодействии с гомофонно-гармоническими принципами темо- и формообразования позволяет раскрыть дополнительные грани музыкального мышления и стиля названных авторов.

Теоретическая направленность темы исследования повлекла за собой необходимость уточнения понятийно-терминологического словаря. Его основу составляет терминология, сложившаяся в теории полифонии и ставшая классической. Выделяются имитационная, неимитационная (контрастная) полифония, разные виды контрапункта, подголосочная полифония. Первая группа включает имитации (точная, в обращении, с ритмическим изменением мелодии; каноническая), канон, каноническую секвенцию, формы фуги и фугато. В связи с полифоническим методом А.Мосолова, используется термин свободная имитация, в которой имитирующий голос сохраняет контуры мелодического или ритмического рисунка темы [68, с. 137]. Также используется понятие микроимитации (микроимитационность), отражающее тенденцию полифонизации голосов на микротематическом (попевочном) уровне в условиях гомофонно-гармонического или смешанного типа изложения.

В числе средств неимитационной полифонии применяются такие категории, как контрастная полифония и полифония пластов. Первая, по определению Вл.Протопопова, «складывается <...> в форме контрапунктирования тем, прозвучавших самостоятельно» [160, с.246]. Вторая определяется как «одновременное сочетание, где место мелодий могут занять целые многоголосные, многозвучные комплексы, каждый из которых обладает характеристичностью» [160, с.66].

В этом же ряду находится система подвижного контрапункта: сложного вертикального, горизонтального и вдвойне подвижного [59, 68, 131, 188].

Метод подголосочной полифонии раскрывается в работе, прежде всего, в связи с жанром русской народной песни (главным образом, протяжной). Как один из приемов полимелодического развития тематизма, подголосочная полифония рассматривается в разных масштабных проявлениях: от небольших мелодических ответвлений, возникающих в процессе развития многоголосной фактуры, до «развернутых мелодических линий, с ярким широким интонационным профилем» [59, с. 169].

Учитывая стилевое многообразие рассматриваемых в диссертации явлений, представляется необходимым уточнить значение терминов модерн и авангард, которые в литературе подчас трактуются как синонимы [1, 27, 38].

Эстетика модерна находит отражение в таких художественных течениях, как символизм, акмеизм, постимпрессионизм и отличается «тяготением к романтическому мироощущению, к развитию позднеромантической традиции в искусстве [38, с. 22] Напротив, авангардизм, с его «нигилистическим пафосом <...>, футурологической нацеленностью» [38, с. 22], радикальным обновлением жанров, форм, языка раскрывается в возникновении, параллельном существовании и развитии футуризма, супрематизма, конструктивизма и др. В музыкальном искусстве модерн ассоциируют с творчеством С. Рахманинова, Н.Метнера, А. Скрябина, представителей «Мира искусств» и др. [108, 184], в то время как авангардные тенденции концентрируются в творчестве А.Мосолова, Н.Рославца, Н. Обухова, И. Вышнеградского, А. Лурье и т.д. [15, 37, 45, 53].

При общей тенденции к обновлению, ломке старых концепций мышления и поиска новых форм и средств воплощения новых идей, главное различие между \ модернизмом и авангардизмом заключается в степени радикальности обновлений. В работе в качестве основы избирается определение данных явлений И.Воробьева: «модернизм рождает новое исключительно в сфере художественной формы <...> художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики. Авангард затрагивает все три области, делая упор на последней» [38, с. 22]. ^

В работе также принято сокращенное обозначение понятия синтетаккорда как С/А.

Практическое применение. Материалы диссертации могут быть использованы в практических курсах истории полифонии, истории отечественной музыки XX века, истории исполнительства, анализа музыкальных произведений, методики игры на фортепиано в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства.

Апробация диссертации. Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре теории и истории музыки Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей и была рекомендована к защите.

Концепция и основные положения исследования апробировались на всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современного искусствознания» (Оренбург, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013). Научные результаты исследования отражены в восьми публикациях автора общим объемом 3 печатных листа в сборниках научных трудов Оренбургского государственного института искусств, а также в двух статьях журнала «Вестник Башкирского государственного университета», рекомендованного ВАК.

Обозначенными целью и задачами определяется структура диссертационного исследования, состоящего из Введения, четырех глав, Заключения, Списка литературы и двух Приложений.

Во Введении дается обоснование темы и её актуальности. Определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы задачи.,, Раскрыта источниковедческая база, обозначены научная новизна и практическая значимость.

В Первой главе раскрывается проблема «полифонизации сознания» в разных сферах искусства начала XX века: литературе, живописи, кино. Определяются основные стилевые направления в музыкальном искусстве рассматриваемой эпохи. Делается акцент на скрябинском направлении - фортепианных сонатах Ан. Александрова, С. Фейнберга, Л. Сабанеева, которые анализируются через призму трактовки полифонических принципов письма. Фортепианные сонаты Н.Рославца, справедливо причисляемые к скрябинскому направлению [110, 181], в связи с новаторской техникой синтетаккордов, усилением конструктивного начала в построении музыкальной ткани и формы рассматриваются в главе о музыкальном авангарде, что также характерно для ряда музыковедческих исследований [15,45, 117]

Во Второй главе, посвященной полифоническому методу Н. Мясковского, на примере первых четырех фортепианных сонат выявляются и систематизируются

основные полифонические приемы и формы, отражающие стилевые тенденции необарокко, которые, в свою очередь, в значительной степени обусловливают характерные черты индивидуального стиля композитора.

Выявлению специфических принципов полифонического письма С.Прокофьева в контексте неоклассических тенденций стиля посвящена Третья глава.

Полифонические принципы письма как отражение эстетико-стилевых основ конструктивизма раскрываются в Четвертой главе на примере фортепианных сонат А. Мосолова и Н. Рославца. Полифонический метод Н. Рославца исследуется как с позиций применения классических типов полифонии, так и через призму его индивидуальной системы звуковысотной организации, связанной с техникой синтетаккордов.

В Заключении обобщаются результаты исследования.

Первое Приложение включает репродукции некоторых работ представителей русского авангарда, наиболее наглядно отражающие принципы полифонического мышления в изобразительном искусстве.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ищенко, Екатерина Владимировна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авангард в культуре XX века (1900 - 1930 гг.): Теоретические аспекты: теория, история, поэтика: в 2 кн. / Институт мировой литературы РАН; [редкол.: А.Б. Базилевский и др.; отв. ред. Ю. Н. Гирин]. - М.: ИМЛИ РАН. Кн. 1:[Теоретические аспекты]. - 2010.-598 с. - ISBN 978-5-9208-0352-8

2. Авангард в культуре XX века (1900 - 1930 гг.): Национальные варианты: теория, история, поэтика: в 2 кн. / Институт мировой литературы РАН; [редкол.: А.Б.Базилевский и др.; отв. ред. Ю. Н. Гирин]. - М.: ИМЛИ РАН. Кн. 2: [Национальные варианты. Типология]. - 2010. - 702 с. - ISBN 978-5-9208-0363

3. Азизян, И. А. Диалог искусств Серебряного века [Текст] / И. А. Азизян. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 400 с.

4. Александров, А.Н. Воспоминания. Статьи. Письма / А.Н. Александров. - М.: Сов. композитор, 1979. - 359 с.

5. Алексеев, А.Д. Русская фортепианная музыка (конец XIX-начало XX века) [Текст] / А.Д. Алексеев. - М.: Наука, 1969. - 389 с.

6. Алексеев, А.Д. Советская фортепианная музыка (1917-1945) [Текст] / А.Д.Алексеев. - М.: Музыка, 1974. - 248 с.

7. Арановский, М. На рубеже десятилетий // Современные проблемы советской музыки. Ред.-сост. В. Смирнов. - Л.: Сов. композитор, 1983 - С. 37-52.

8. Арановский, М. Музыкальный текст. Структура и свойства [Текст]/ М. Арановский. - М.: Композитор, 1998. - 344 с.

9. Арановский, М. Г. Мелодика Прокофьева: исследовательские очерки [Текст] / М.Г. Арановский. - Л.: Музыка, 1969. - 229с.

10. Асафьев, Б. Избранные статьи о русской музыке. [Текст] / Б. Асафьев. Вып.1 -М.: Музгиз, 1952. - 80 с.

11 .Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971.-375 с.

12. Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX века [Текст] / Б. Асафьев. Изд.2-е. -Д.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1979. - 341 с.

13. Асафьев, Б. Третий фортепианный концерт С. Прокофьева [Текст] // Б. Асафьев. Критические статьи и рецензии - М.-Л., 1967 - С. 231-236.

14. Баркалая, Н.О. Эстетика и композиторская техника Николая Обухова в контексте русского и французского модернизма: дис. ... канд. искусствоведения [Текст] / Н.О. Баркалая. - М., 2010. - 383 с.

15.Барсова И. Из неопубликованного архива A.B. Мосолова [Текст] // Советская музыка. - 1989. - №7, С. 90-91.

16. Барсова, И. А. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века [Текст] / И. А. Барсова. - СПб.6 Композитор, 2007. - 240 е.: нот., ил.

17. Барсова, И. А. А. Мосолов: двадцатые годы [Текст] / Барсова И. А. // Советская музыка. - 1976. -№12. - С.77-91.

18. Басок, М. Путь Мясковского-полифониста: от традиции к новаторству [Текст] / М. Басок // Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XX века. Сборник статей. - М.: «Композитор», 2006. - 224 с. - ISBN-5-85285-851-X.

19. Батъ, Н. Полифония и форма в симфонических произведениях П. Хиндемита // Пауль Хиндемит. Статьи и исследования. - М: Сов. композитор, 1979. - С. 210261.

20. Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М. Бахтин. — М., 1963.

21. Беляев В. М. А. В. Мосолов [Текст] / Беляев В. М. // Советская музыка. - 1926. -№ 13-14.-С. 14-16.

22. Блок, В. М Основные особенности имитационной и остинатной полифонии в инструментальном творчестве Прокофьева [Текст] / В. М. Блок // С.С. Прокофьев. Статьи и исследования. - М.: Музыка, 1972. - 331с.

23. Бергинер, Б. О полифоническом развитии в сонатных формах квартетов Белы Бартока [Текст] / Полифония. Сб. статей. Ред.сост. К. Южак. - М.: Музыка. 1975. -С. 104-141.

24.Белодубровский, М. Взглянем озаренными глазами. О Н. Рославце [Текст] / М.Белодубовский // Музыкальная жизнь. -1989. -№20. - С.8-9.

25. Белодуброеский, М. Наш земляк О Н. Рославце [Текст] / М. Белодубовский // Советская музыка. - 1989. -№5. - С. 104-109..

26. Блок, В. Основные особенности неимитационной полифонии Прокофьева [Текст] // Проблемы музыкальной науки - М., 1972.- Вып. 1.- С. 78-108.

27. Бобринская, Е. Русский авангард: границы искусства [Текст] / Е. Бобринская. -М: Новое литературное обозрение, 2006. - 304 е.. ил. - ISBN 5-86793-448-9.

28. Бобровский, В. О переменности функций музыкальной формы [Текст] / В.Бобровский. - М.: Музыка, 2010. - 332 с.

29. Бобровский, В.П. Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича // Бобровский В.П. Статьи. Исследования. - М.: Сов. композитор, 1990. - С. 234-255.

30. Бобровский, В. 77. Статьи. Исследования [Текст] / В. П. Бобровский / ред.-сост. Е.Р. Скурко, Е. И. Чигарёва. - М.: Сов. композитор, 1990. - 296 с.

31. Бобровский, В. П. Тематизм как фактор мышления [Текст]: очерки / В .П.Бобровский. - М.: Музыка, 1989. - 268 с. - ISBN 5-7140-0111-7. -

32. Бобровский, В. Функциональные основы музыкальной формы [Текст] / В.Бобровский. -М.: Музыка, 1978. - 320 с.

33. Боганова, Т. В. Национально - русские традиции в музыке С.С. Прокофьева. / Т.В.Баганова. -М.: Сов. композитор, 1961.-161 с.

34. Боганова, Т. Принципы полифонии в творчестве Н. Мясковского [Текст] / Т.Боганова // Музыкально-теоретические проблемы советской музыки. - М.: Госмузиздат, 1963. - с.88-93.

35. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. - 1434с.: прил.

36. Веберн, А. Путь к двенадцатитоновой композиции // Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. -М., 1975. С. 167-170.

37. Воробьёв, И.Г., Синайская А.Е. Композиторы русского авангарда [Текст] / И. Г. Воробьёв, А. Е. Синайская. - СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2007. -160 с.

38. Воробьев, И. Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-1930-х годов. [Текст] / И. Воробьев. - СПб.: Композитор. 2006. - 324 с. - ISBN 5-73790310-9

39. Воскресенская, М.А. Символизм как мировидение Серебряного века [Текст] // Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX-XX вв. - Томск. - 2003. - 226 с.

40. Высоцкая, М.С., Григорьева Г.В. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие [Текст] / М.С.. Высоцкая, Г.Г. Григорьева. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. - 440 с. - ISBN 978-589598-257-0

41. Гаккелъ, Л. Е. Фортепианное творчество С. С. Прокофьева. [Текст] / JI.E. Гаккель. -М.: Госмузиздат, 1960. - 172 с.

42. Гаккелъ, Л. Фортепианная музыка XX века [Текст] / Л. Гаккель. - M.; JL: Сов. композитор, 1976.-294 с.

43. Георгиевская, О.В. Полифония C.B. Рахманинова как звуковой 1 феномен: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения [Текст] / О.В. Георгиевская. -М., 2004. - 204 с.

44. Гладышева, А. Некоторые особенности гармонии Н. А. Рославца [Текст] // Николай Рославец и его время: Материалы конференции. Вып.З / БМУ. Брянск, 1990. - с.24-47.

45. Гойови, Д. Новая советская музыка 20-х годов. - М.: Композитор, 2006 [Текст] / Д.Гойови; перевод с нем. и общая ред. Н. Власовой. - 367 е.: CD.

46. Городилова, М.В. «Визуальность» и ее проявления в гармонии А. Лурье и Н.Рославца (14-15 годы XX века) [Текст] // Приношение музыке XX века. Сборник статей. - Екатеринбург, 2003. - С.57-82.

AI .Григорьева, Г.В. Музыкальные формы XX века. Курс «Анализ музыкальных произведений»: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700 «Муз. Образование» [Текст] / Г.В. Григорьева. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 175 с. - ISBN 5-691-01205-3.

48. Григорьева, Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века [Текст] / Г.В. Григорьева. - М., 1999. - 206 с. - ISBN 5-8/5285124-8

49. Гулинская, 3. К. Николай Яковлевич Мясковский [Текст] / 3. К. Гулинская. - М.: Музыка., - 1985.- 188 с.

50.Гуляницкая, Н.С. Введение в современную гармонию: учеб пособие для студентов музыкальных вузов [Текст] / Н. С. Гуляницкая ; ред. Т С. Бершадская, Ю. H Холопов, ред. С. Котомина — М.: Музыка, 1984. —256 с.

51. Гуляницкая, Н. С. Гармония XX века: факты, проблемы, теория [Текст]/ Н.С.Гуляницкая // Вопросы методологии теоретического музыкознания: сб. тр / отв. ред. Ю. Н. Бычков. — М.: ГМПИ им Гнесиных, 1983. — Вып 66. — с. 101119.

52. Гуляницкая, Н. С. Русская музыка: становление тональной системы XIX-XX веков: исследование [Текст]/ Н. С. Гуляницкая. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. -С. 153-215.

53. Гуренко, H.A. Микрохоматика И. Вышнеградского: история, теория, практика освоения: автореф. ... канд. искусствоведения [Текст]/ H.A. Гуренко. -Магнитогорск, 2010. 26 с.

54. Делъсон, В.Ю. Скрябин: очерки жизни и творчества [Текст] / В.Ю. Дельсон. - М.: Музыка, 1971.-430 с.

55. Делъсон, В.Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. [Текст]/ В.Ю.Дельсон. -М.: Сов. композитор, 1973.

56. Делъсон, В.Ю. Фортепианное творчество Д.Д.Шостаковича [Текст] / В. Ю. Дельсон - М.: Сов.композитор, 1971. - 247 с.

51. Денисов, A.B. Мотив Dies Irae в пространстве истории (к проблеме семантики музыкальной цитаты) [Текст] / A.B. Денисов // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. Ред.-сост. Е.Р.Скурко, Е.И. Чигарева. - М.: Издательство: Московская консерватория НИЦ «Московская консерватория», 2009. - С. 111-121. - ISBN 978- 5-89598-234-1

58. Денисов, Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники [Текст] / Э. Денисов. - М.: Советский композитор, 1986. - 206 с.

59 .Дмитриев, А.Н. Полифония как фактор формообразования [Текст] /

I

А.Н.Дмитриев. - Л.: Музгиз, 1962. - 488с.

60.Долинская, Е.Б. О русской музыке последней трети XX века [Текст]: Учеб. пособие по курсу «История отечественной современной музыки» для студентов музыкальных вузов / Е.Б. Долинская: Магнитогорская гос. консерватория; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - Магнитогорск, 2000. - 158 с. - ISBN 5-88967-003-4

61. Долинская, Е.Б. Еще раз о театральности у Прокофьева [Текст] // Из прошлого и настоящего отечественной музыкальной культуры. Вып.5 / Ред.-сост. Е.Б.Долинская. МГК. Сб.2.

62. Долинская, Е.Б. Николай Метнер / Е.Б. Долинская. - М.: Музыка, 1966. - 192 с.

63. Долинская, Е. Б. Николай Метнер и Николай Мясковский. К опыту сравнительной характеристики [Текст] // Советская музыка. -, 1981. - №8. -С. 71-78.

64. Долинская, Е. Б. Стиль инструментальных сочинений Н. Я. Мясковского и современность [Текст] / Е.Б. Долинская. -М.: Музыка, 1985. - 270 с.

65. Долинская, Е.Б. Театр Прокофьева. Исследовательские очерки [Текст] / Е.Б.Долинская. - М.: «Композитор», 2012. - 376 с. - ISBN 978-5-4254-0030-7.

66. Долинская, Е. Б. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского [Текст] / Е.Б.Долинская. - М.: Сов. композитор, 1980. - 205 с.

67. Долинская, Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетья [Текст]: исслед. очерки / Е.Б. Долинская. - М.: «Композитор», 2005. - 560 с. - ISBN 585285-839-0

68. Дубравская, Т.Н. Полифония: Учебник для высшей школы [Текст] / Т.Н.Дубравская. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 360 с. -ISBN 978-5-8291-1030-7 (Академически проект); ISBN 987-5-902766-60-5 (Альма Матер).

69.Дьячкова, JI. С. Гармония в музыке XX века [Текст] / Л. С. Дьячкова . - М.: Музыка, 1994 . - 144 с. - ISBN 5-7140-0356-Х

70. Евдокимова Ю. К. Учебник полифонии / Ю.К. Евдокимова. Вып. 1. -М.: Музыка, 2000. - 158 с.

71. Задерацкий, В. Музыкальная форма. Вып. 2 [Текст] / В. Задерацкий. - М.: Музыка, 2008. - 528. - ISBN978-5-7140-1149-8.

72. Задерацкий, В. Полифоническое мышление Стравинского [Текст] / В.Задерацкий. -М., 1980-286 с.

73. Задерацкий, В. Полифония в инструментальных произведениях Шостаковича [Текст] / В.Задерацкий. - М., 1969.

74. Зайцева, M.JT. Эстетическое своеобразие синестетических концепций русского авангарда: генезис и развитие: диссертация ... кандидата философских наук / [Текст] / Зайцева М.Л. - М., 2009. - 221 с.

75. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы. - М.; 1983.

76. Зетель, И. Н.К.Метнер-пианист: творчество, исполнительство, педагогика [Текст]/И.3етель.-М. Музыка, 1981 -231 с.

77. Иванченко, В.Г. Полифония в драматургии симфоний С. Прокофьева: автореф. дис....канд. искусствоведения [Текст] / В.Г. Иванченко. - Киев. 1975.

78. Иконников, А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. В 2-х томах, Т1. [Текст] / А. В. Иконников. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 656 е.: 1055 ил.

79. Иконников, А. Художник наших дней Н.Я. Мясковский [Текст] / А. Иконников. -М.: 1966.-426 с.

80. История русской музыки [Текст]: в 10 томах: Т. 7 70-80-е годы XIX века. - М., 1994. - Ч. 1. - 478 е.; Ч. 2. - 533 с; Т. 9: Конец XIX - начало XX века. - М., 1994. -452 е.; Т. 10 (1880-1917). - 1997. - 542 с.

81. История русской советской музыки [Текст]: В 5 томах. - Т. 1 (1917-1932). - М., 1970. - 331 е.; Т.2 (1932 - 1941) - 1966. - 474 е.; Т. 3 (1941-1945). - 1972. - 544 е.; Т. 4 (1946 - 1956). _ 1973. - 784 е.; Т. 5 (1956-1967). - 1974. - 614 с.

82. История современной отечественной музыки: в 3 выпусках [Текст]. - Вып. 1 (1917-1941). - М., 1995. - 480 е.; Вып. 2 (1941-1958). - М., 1999. - 477 е.; Вып. 3 (1960-1990). - М., 2001. - 656 с.

83. Кабалевский, Д. Николай Яковлевич Мясковский ( К 70-летию со дня рождения) / Д. Кабалевский [Текст] // Советская музыка. - 1951. - №4. - С. 18-34 с.

84. Кандинский, В.В. Избранные труды по теории искусства: В 2 томах [Текст] / В.В. Кандинский. - М.: Гилея, 2008. - 432 с. ISBN: 5-87987-045-6.

85. Караванская, С. Этюды о русском музыке конструктивизме и композиторах-конструктивистах [Текст] / Караванская С. // Работы молодых музыковедов. - М., -с. 142-182.

86. Каратыгин, В. Концерты Прокофьева [Текст] // Е. Бронфин. О современной музыкальной критике - М., 1977 - с. 267-268.

87. Каратыгин, В. О Втором фортепьянном концерте [Текст] // В. Каратыгин. Прокофьев С. С. Материалы. Документы. Воспоминания.-М., 1961- с. 301-302.

88 .Катунян; М.К. К изучению новых тональных систем в современной музыке [Текст] // Проблемы музыкальной наукит. М.: Сов. композитор, 1983. - Вып. 5. -С. 4-44.

89. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века [Текст] / Ц. Когоутек — М.: Музыка, 1976. - 367 с.

90. Кокушкин, В.Д. Анатолий Александров (Портреты советских композиторов) / В.Д. Кокушкин. - М.: Сов. композитор, 1987. - 288 с.

91 .Кокушкин, В.Д, Эволюция стиля А.Н. Александрова на примере фортепианных сонат [Текст] / В. Д. Кокушкин // Вопросы теории и истории музыки. - Минск, «Вышэйшая школа», 1976.-е. 104-125.

92. Кордюкова. JJ.B. Футуристическая тенденция музыкального авангарда в контексте серебряного века и ее преломление в творчестве С. Прокофьева: дис.... канд. искусствоведения [Текст] / Л.В. Кордюкова. - Екатеринбург, 1998. -262 с.

93. Красникова, Т.Н. Музыкальная фактура и стиль: истоки и эволюция: уч. пособие по курсу «Гармония» [Текст] / Т.Н. Красникова; Российская академия им. Гнесиных. - М., 1995. - 116 с.

94.Красникова, Т.Н. Фактура в музыке XX века: дисс. ... доктора искусствоведения [Текст] / Т.Н. Красникова. - М., 2010. - 306 с.

95. Крусанов, A.B. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор). В 3 т. Т. 1. Боевое десятилетие. / A.B. Крусанов. Кн. 1. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 784 с. - ISBN 987-5-86793-769-0; ISBN 978-5-86793-771-3

9в. Крусанов, A.B. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор). В 3 т. Т.1. Боевое десятилетие / A.B. Крусанов. Кн. 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 1104 с. - ISBN 978-5-86793-770-6; ISBN 978-5-86793-771-3

97. Кудряшов, Ю. Учение о тропах Й.М. Хауэра [Текст] // Проблемы музыкальной науки. Вып.5. -М.: Музыка, 1983.

98. Кузнецов, И.К. Теоретические основы полифонии XX века. [Текст] / И.К.Кузнецов. - М.: НТЦ «Консерватория», 1994. - ISBN 5-86419-010-1.

99. Кузнецов, И.К. Полифония в русской музыке XX века. Вып. 1 [Текст] / И.К.Кузнецов. - М.: «Дека - ВС», 2012. - 421 с. - ISBN 978-5-901951-52-1.

100. Кунин, И.Ф. Н.Я. Мясковский. Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах [Текст] / И.Ф. Кунин. - М.: Сов. композитор, 1981. - 182 с.

101. Куницина, И. С. некоторые особенности подголосочной полифонии С.Прокофьева. [Текст] / И.С. Куницина // Полифония: сборник статей; сост. и ред. К.Южак. - М.: Музыка, 1971.-289 с.

102 .Куницина, И.С. Полифония С. Прокофьева: автореф. дис.... канд. искусствоведения [Текст] / И.С. Куницына. - М., 1972. - 23 с.

103. Курбатская, С. Серийная музыка: вопросы истории, теории и эстетики [Текст] / С.Курбатская. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 339 с.

104. Курт, Э. «Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера [Текст] / Э. Курт. - М.: Музыка, 1975. - 551 с.

105. Курт, Э. Основы линеарного контрапнкта [Текст] / Э. Курт; пер. с нем. Зинаиды Эвальд; под ред Б В. Асафьева. — М : Музгиз, 1931. - 304 с.

106. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII - XX в. - М.: Сфера, 1999. - 343 с. - ISBN: 589144-068-7.

107. Левая, Т.Н. Контрасты жанра: очерки и исследования о Д.Шостаковиче [Текст] / Т.Н. Левая. - Н.Новгород: Изд-во ННГК им. М.И.Глинки, 2013 - 172 с.

108.Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. [Текст] / Т.Н. Левая. -М.: Музыка, 1991. - 164 с. - ISBN 5-7140-0331-4.

109. Левая, Т.Н. Полифония в крупных формах Хиндемита [Текст] / Полифония. Сб. статей. Ред.-сост. К. Южак. -М.: Музыка, 1975. - С.141-173.

110. Левая, Т. Н. Скрябин и художественные искания XX века [Текст] / Т. Н. Левая. -СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2007. - 184 с.

111. Левин, Е. С. Монтаж [Текст] / Е. С. Левин // Кино. Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. - М., 1986. - с. 274-276.

112.Ливанова, Т. Н.Я. Мясковский. Творческий путь [Текст] / Т. Ливанова. - М.: Госмузиздат, 1953. - 405 с.

113. Лобанова, М. Вступительная статья к нотному изданию «Н. Рославец. Избранные камерные сочинения» [Текст] / М. Лобанова ; ред С. Мовчан. — М.: Музыка, 1991. —с.3-7. <

114. Лобанова, М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность [Текст] / М.Н. Лобанова. -М.: Сов. композитор, 1990. - 221 с. ISBN 5-85285-031-4.

115. Лобанова, М. Найденные рукописи Н. Рославца [Текст] / М. Лобанова // Советская музыка. — 1989. — № 10, — с. 32. — ISSN 0131-6818.

116. Лобанова, М.Н. А. Рославец. Творчество и судьба [Текст] / Марина Лобанова // Советская музыка. — 1989. — № 5. — с. 96-103. — ISSN 0131-6818.

117. Лобанова, М.Н. Николай Андреевич Рославец и культура его времени [Текст] / М.Н. Лобанова. - Спб.: Петроглиф, 2011. - 384 с. - ил. («Письмена времени»). -ISBN 978-5-98712-059-0

118. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / Л. А. Мазель - М.: Музыка, 1979. - 536 с.

119. Маричева, ИВ. Элегия и элегичность в музыке XIX века: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения [Текст] / И.В. Маричева. - Магнитогорск, 2010. - 27 с.

120. Масловская Т. Ю. Сабанеев о прошлом (вместо предисловия) // Воспоминания о России / JI. Сабанеев, составление и предисловие Т. Масловской, комментарии С.Грохотова. -- М.: Классика-ХХ1, 2004. -- С. 6-14.

121. Матявина, А.Е. Художественный авангард и образ культуры XX века: автореф. дис.... канд. философ, наук [Текст] / А.Е. Матявина. - М., 2004. - 19 с.

122. Малевич, К. Собрание сочинений: В 5 томах. -М.: Гилея, 1995.

123. Меликсетян, C.B. Русский музыкальный конствуктивизм: автореф. дис. ... канд. искусствоведения [Текст] / C.B. Меликсетян. - М., 2010. - 26 с.

124. Месхишвили, Э. Фортепианные сонаты Скрябина [Текст] / Э. Месхишвили -М.: Музыка, 1981.-271 с.

125. Мизитова, Р.В. Фортепианная соната 10-20-х годов XIX столетия: (к проблеме исторической типологии раннего романтизма): дис.... канд. искусствоведения [Текст] / Р.В. Мазитова. - М., 1999. - 195 с.

126. Михайлов, М. Стиль в музыке / М. Михайлов. - М.: Музыка, 1981.-261 с.

127. Мосолов, А. В. Статьи и воспоминания [Текст] / Сост. Н. К. Мешко, общ. ред. И. А. Барсовой. - М.: Советский композитор, 1986. - 208с.

128. Мосолов, A.B. 4 сонаты [Ноты]: для фортепиано [Текст] / А. В. Мосолов - М.: Советский композитор, 1991. - 79 с. -Н. д. с9208к.

129. Москалец, Ю.В. Русская фортепианная соната рубежа XIX-XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи: автореф. дис. ... канд. искусствоведения [Текст] / Ю.В. Москалец. - М., 2004. - 26 с.

130. Музыкально-теоретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов / Авторский коллектив: Ю. Н. Холопов, JI. Кириллина, Т. Кюрегян, Г. Лыжов, Р. Поспелова, В. Ценова / Редакторы Т. Кюрегян, В. Ценова (отв. редактор). - М.: Композитор, 2006. - 632 с. - ISBN 5-85285-854-4.

131. Мюллер, Т. Полифония: учебник [Текст] / Т. Мюллер. - М.: Музыка, 1988. - 335 с.-ISBN 5-7140-0082-Х.

132. Мясковский, Н.Я. Собрание материалов: В 2-х томах: Т. 1. Статьи. Письма. Воспоминания [Текст] / Н. Я. Мясковский. Изд. 2-е. - М.: Музыка, 1964. - 393с.

133. Мясковский, Н.Я. Собрание материалов: В 2-х томах: Т. 2. Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы [Текст] / Н. Я. Мясковский. Изд. 2-е. - М.: Музыка, 1964.- 612 с.

134. Надлер, С. Полифония Д. Шостаковича в свете эволюции авторского стиля: автореф. дис. ... канд. искусствоведения [Текст] / С. Надлер. - Ростов-на-Дону, 2013.-30 с.

135. Надлер, С. Индивидуальная полифоническая поэтика Шостаковича как аксиологический комментарий авторского стиля [Электронный ресурс] / С.Надлер. - Режим доступа: http://www.21israel-music.com/Shostakovich.htm.

136. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е.В.Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319 е.: нот.

137. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. — 248 с.

138. Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века. Сборник статей [Текст] / ред.-сост. Е.Б. Долинская. - М.: Композитор. 2006. - 224 с. - ISBN-5-85285-851-X.

139. Нейгауз, Г. Композитор - исполнитель [Текст] // Прокофьев С. С. Материалы. Документы. Воспоминания.-М., 1961.-е. 438—447.

140. Нестъев, ИВ. Прокофьев [Текст] / И.В. Нестьев. - М.: Госмузиздат, 1957. - 527 с.

141. Никитина, JI. Советская музыка. История и современность / Л. Никитина. - М., 1991.-278 с.

142. Николаева, А.И. Особенности фортепианного стиля А.Н. Скрябина [Текст] / А.И.Николаева. - М.: Сов. Композитор, 1983. - 103 с.

143. Николаева, Ю, Е. Индивидуальные системы контрапункта в музыке XX века (на примере творчества И. Стравинского, А. Шнитке, Э. Денисова): дисс. ... канд. искусствоведения [Текст] / Ю. Е. Николаева. - М., 2009. - 267 с.

144. Николаева, Ю.Е. Стилевые черты контрапункта А. Шнитке [Текст] // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». - М.: Композитор, 2003. — Вып.З.-С. 51-66.

145. Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: Хрестоматия [Текст] / сост. Г.А. Белая. - М.: РГПУ, 2001 (II). - 455 с. - ISBN 57281-0267-0.

146. Орджоникидзе, Г. Фортепианные сонаты с. Прокофьева [Текст] / Г.Орджоникидзе. -М.: Госмузиздат, 1962.

147. От искусства оттепели к искусству распада империи [Текст] / Сборник статей. Отв. ред. Н.А.Хренов. [Серия «Искусство в исторической динамике культуры»] -М.: Государственный институт искусствознания, 2013. - 688с. . - ISBN 987-588373-361-0

14%.Павчинский, С. Произведения Скрябина позднего периода. Мелодическое и ладогармоническое развитие [Текст ]/ С. Павчинский. - М., Музыка, 1969. - 104с.

149. Павчинский С. Э. Сонатная форма произведений Скрябина / С. Э. Павчинский / ред. В. П. Бобровский. - М.: Музыка, 1979. - 236 с.

150. Письма Н. Я. Мясковского к Б. В. Асафьеву [Текст] // Советская музыка. - 1960. - №8.-С. 3-16.

151. Полъдяева, Е.А. Мосолов - о судьбе и творчестве [Текст] // Муз. жизнь, 1991. -№ 13-14.-с.12-13.

152. Полъдяева, Е.А., Старостина Звуковые открытия раннего русского авангарда [Текст] // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. - М., 1997. - С. 489-622.

153. Прокофьев, С.С. Автобиография [Текст] / С.С. Прокофьев. Изд. 2-е, допол. -М.: Советский композитор, 1982. - 600 с.

154.Прокофьев, С.С. Дневник. В 2-х ч. Ч. 1 1907-1918 [Текст] / С.С. Прокофьев. -Париж, 2002. - 812 с. - IRBN 2-9518138-0-5.

155. Прокофьев, С.С. Дневник В 2-х ч. Ч. 2 1919-1933 [Текст] / С.С. Прокофьев. -Париж, 2002. - 890 с. - ISBN 2-9518138-1-3.

156. Прокофьев, С.С. Материалы. Документы. Воспоминания [Текст]/ С.С.Прокофьев. - М.: Госмузиздат, 1956. - 467 с.

151. Прокофьев, С. С., Мясковский, Н.Я. Переписка [Текст] / С.С. Прокофьев, НЛ.Мясковский. - М.: Сов. композитор, 1977. - 599 с.

158. Прокофьев, С.С. Прокофьев о Прокофьеве: Статьи, интервью. [Текст] / С.С.Прокофьев. -М.: Сов. композитор, 1991. -285 с.

159. Протопопов, В. Вариационные процессы в музыкальной форме [Текст] / В.Протопопов. - М.: Музыка, 1967. - 151 с.

160. Протопопов, В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях: русская классическая и советская музыка [Текст] / В.В. Протопопов; МГК имени П.И.Чайковского, Каф. Теории музыки. - М.: Госмузиздат, 1962. - 294 с.

161. Протопопов, В. Западноевропейская музыка XVII первой четверти XIX века [Текст] // В.В. Протопопов. История полифонии. Вып 3. - М., 1985. - 494 с.

162. Протопопов, В.В. Полифония в русской музыке XVII - начала XX века. [Текст] / В.В. Протопопов. История полифонии. Вып. 5. - М.: Музыка. 1987. - 319 с.

163. Ровнер, А. Становление музыкального авангарда в начале XX века [Электронный ресурс] [Текст] / А. Ровнер. - Режим доступа: www: URL: http://www/21 israel-music/com/Nachalo/htm.

164. Ровнер, A.A. Сергей Протопопов: композиторское творчество и теоретические работы: дис. ... канд. искусствоведения [Текст] / A.A. Ровнер. - М., 2011. - 541с.

165. Рогожина, И. Кантата С. Прокофьева «Александр Невский» [Текст] / Н.Рогожина-М.: Сов. композитор, 1968.

166. Ройтерштейн, М.И. Полифония: Учеб. пособие для студентов музык. фак. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.И. Ройтерштейн. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с. - ISBN 5-7695-0824-8.

167. Рославец, Н. Дружественный ответ Аре. Авраамову [Текст] / Н. Рославец // Музыка. - 1915.- №219.- С.256-257.

168. Рославец, Н. О себе и своем творчестве [Текст] / Н. Рославец // Современная музыка. - 1924. - №5. - С. 132-138.

169. Русский авангард: Изобразительное искусство. Литература. Театр [Текст]: Учебное пособие. - М.; РАТИ - ГИТИС, 2007. 248 с. - ISBN 978-5-91328-041.

170. Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: монография / ГИИ, МК РФ; М. Арановский, Ю. Келдыш, Г. Головинский и др. ; ред.-сост. М. Арановский. М. : ГИИ, 1997. -876 с.

171. Ручъевская, Е. Функции музыкальной темы [Текст] / Ручьевская В. - М.: Музыка, 1977. - 159 с.

172. Сабанеев, Л. Л. Воспоминания о России [Текст] / Л.Л. Сабанеев. -М.: Классика-XXI, 2004.-268 с.

173. Сабанеев, Л.Л. Воспоминания о Скрябине [Текст] / Л. Л. Сабанеев. - М.: Классика- XXI, 2003. - 389 с.

174. Сабанеев Л. Л. Pro domo sua [Текст] / Л. Л. Сабанеев // Современная музыка. -1924.-№.6.-С. 152-159.

175. Сабинина, М. Мусоргский и Прокофьев [Текст] / М. Сабинина // Сов. музыка.;-1991.-№4.-с. 25-28.

176. Саввина, Л.В. Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики: дис. ... доктора искусствоведения [Текст] / Л.В. Саввина. - Саратов, 2009 - 404 с.

177. Савенко, С. Авангард как традиция музыки XX века [Текст] / С. Савенко // Искусство XX века: диалог эпох и поколений / Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки. - Нижний Новгород, 1999. - Том II - с.71-76 (Фонд Сороса).

178. Савенко, С. Послевоенный музыкальный авангард [Электронный ресурс] [Текст] / С. Савенко - Режим доступа: www: URL: http//opentextnn/ru/music/epoch%20/XX/?id=2284

179. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы Текст. / Д.В.Сарабьянов. М.: Искусство, 1989. - 294 с.

180. Сверчков, Н. А. Конструктивизм [Текст] / Н. А. Сверчков // Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. - М., 1966 - Т. 3: ИАКОВ -ЛАКСНЕСС. - Стб. 712-714.

181. Северина, И.М. Модально-мерийные системы в отечественной музыке XX века: синкретизм и синтез принципов организации: дисс. ... канд. искусствоведения [Текст] / И.М. Северина. - М., 2001. - 253 с.

182. Селицкий, А. Советский музыкальный авангард серебряного века и «великая стилевая революция» 1910-1920 годов [Текст] / А. Селицкий // Искусство XX века: диалог эпох и поколений / Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки. - Нижний Новгород, 1999. - Том II - С.77-86 (Фонд Сороса).

183. Сере, Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного [Текст] / Ф.Серс. Пер. с англ. Дубина С.Б. - М.: Прогресс-Традиция. 2004. - 336 с - ISBN 589826- 221-0.

184. Скворцова, И.А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX векав: автореф. дис. ... доктора искусствоведения [Текст] / И.А. Скворцова. -Москва, 2010.-38 с.

185. Скребков, С.С. Избранные статьи [Текст] / С. С. Скребков. - М.: Музыка, 1980. -216с. ^ ■ ' •

186. Скребков, С.С. Симфоническая полифония Чайковского // С.С. Скребков. Избранные статьи. -М.: Музыка, 1980. - С. 137-161.

187. Скребков, С.С. Теория имитационной полифонии [Текст] / С.С. скребков. - К.: Музична Украина, 1983. - 144 с.

188. Скребков, С.С. Учебник полифонии: учебник [Текст] / С.С. Скребков. 3-е изд. -М.: Музыка, 1965.-288 с.

189. Скрябин, А. Н. в пространствах культуры XX века [Текст] / Сост. A.C. Скрябин. -М.: «Композитор», 2008. - 368 с. -ISBN-5-85285-313-5

190. Слонимский, С. О тематизме первых частей симфоний С.Прокофьев [Текст] / С.Слонимский. Черты стиля С. Прокофьева. - сб.ст. - М., 1962. - С. 180-217.

191. Слонимский, С. Симфонии Прокофьева: опыт исследования [Текст] / С.Слонимский. - М.; JL: Музыка, 1964. - 228с.

192. Слонимский, С. Черты симфонизма С. Прокофьева [Текст] / С. Слонимский // Музыка и современность - М., 1962 - С. 57-104.

193. Соколов, А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Учебник: в 3-х ч. Часть 1 [Текст] / А. Г. Соколов. - М.: А. Дворников, 2005. - 243 е.: рис., схем.

194. Соколов, А.Н. Теория стиля [Текст] / А.Н.Соколов. — М.: Издательство «Искусство», 1968.-209 с.

195. Соколов, О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры[Текст]: монография. - Нижний Новгород: ННГУ, 1994. - 220 с. - ISBN 585746-005-7.

196. Сорокина, Е.Г. Некоторые проблемы развития фортепианной сонаты в России: автореф. ... канд. искусствоведения [Текст] / Е.Г. Сорокина. -М., 1977. - 18 с.

197. Сорокина Е. Г. Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки.: Сб. ст. - М.: Музыка 1976. Вып. 2. - С. 146—180.

198. Сохор, А. Музыка как вид искусства [Текст] / А. Сохор. - М.: Музыка, 1970. -192 с.

199. Сохор, А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы [Текст] // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб.ст. - М.: Музыка, 1971. -С. 292-309.

200. Способин, КВ. Музыкальная форма: учебник [Текст] / И.В. Способин. - М.: Музыка, 1972ю - 400 с.

201. Танеев, С.И. Подвижной контрапункт строгого письма [Текст] / С.И. Танеев. -М., 1959.

202. Тараканов, М. Новая тональность в музыке XX века [Текст] // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. - М.: Сов. композитор, 1972. - С.5-35.

203. Тараканов, М. Проблемы лада и тональности в трех книгах о Прокофьеве (три очерка) [Текст] / М. Тараканов // Музыкальный современник - М., 1973.- Вып. 1 .— С.292-337.

204. Тараканов, М.Е. Стиль симфоний Прокофьева: исследование [Текст] / М.Е.Тараканов; инст. Истории искусств М-ва культуры СССР. - М.: Музыка, 1968. -431 с.

205. Теория современной композиции [Текст] / отв. ред. B.C. Ценова. - М.: музыка, 2005. - 618 с. - ISBN 5-7140-0309-8.

206. Тер-Мартиросян, Т. Некоторые особенности гармонии Прокофьева: метод.

пособ. по гармонии [Текст] / Т. Тер-Мартиросян. - M.;JI.: Музыка, 1966. - 36 с.

207. Турчин, B.C. По лабиринтам авангарда [Текст] / B.C. Турчин. - М.: Изд-во МГУ.

1993. - 248 с. - ISBN 5-211-02686-1.

208. Турчин, B.C. Образ двадцатого... [Текст] / Турчин В. С. - Москва : Прогресс-

Традиция, 2003. - 325 с. -ISBN 5-89826-131-1.

209. Тюлин, Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации.

Музыкальная фактура. [Текст] / Ю. Н. Тюлин. - М.: Музыка, 1976. - 164с.

210. Фейнберг, С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь / Ред.-сост. И. Лихачева.

- М.: Сов. композитор, 1984. - 231 с.

211. Фраеное, В.П. Учебник полифонии [Текст] / В.П. Фраенов. - М.: Музыка, 1987.

- 207 с.

212. Франтова, Т.В. Некоторые вопросы методики анализа современной

полифонической фактуры [Текст] / Т. В. Франтова // Современная музыка в

теоретических курсах вуза. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981.- Вып. 51. - С. 27-43.

213. Франтова, Т.В. О новых функциях полифонической фактуры в советской музыке 60-х гг. [Текст] // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. - М.: Сов. композитор, 1983. - С. 65-89.

214. Франтова, Т.В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века: дис. ... доктора искусствоведения [Текст] / Т.В. Франтова. -М., 2004.-305 с.

215. Франтова, Т.В. Полифония в русской советской музыке 1960-70-х годов: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения [Текст] /Т.В. Франтова. -М.,1987. -20 с.

216. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда [Текст]: В 2 кн.: Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат. 1996. -709 е.: ил. ISBN 5-274-02045-3.

217. Холопов Ю.Н. Александр Мосолов и его фортепианная музыка [Текст] / Ю.Н.Холопов // Мосолов А. Избранные сочинения для фортепиано [Ноты]. - М.: Музыка, 1991.

218. Холопов, Ю. Н. Гармония: теоретический курс: учеб. [Текст] / Ю.Н. Холопов. -СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 544 с. - ISBN 5-8114-0516-2.

219. Холопов Ю. Н. Кто изобрёл 12-тоновую технику? [Текст] / Ю. Н. Холопов // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть XX века: сб. трудов / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1983. - Вып. 70. - С. 34-58.

220. Холопов, Ю.Н. Николай Рославец: волнующая страница русской музыки [Текст] / Ю.Н. Холопов // Рославец Н. Сочинения для фортепиано. - М.: Музыка, 1989.

221. Холопов, Ю.Н. Новая гармония: Стравинский, Прокофьев. Шостакович [Текст] // Русская музыка и XX век; сост. М. Арановский. - М., 314 с.

222. Холопов, Ю.Н. Очерки современной гармонии [Текст] / Ю. Н. Холопов. - М.: Музыка, 1974. - 287 с.

223 Холопов, Ю.Н. Современные черты гармонии Прокофьева [Текст] / Ю.Н.Холопов. - М.: Музыка, 1967.

224. Холопов, Ю.Н. О музыке Рославца [Текст] / ЮН. Холопов // Рославец Н. Первая соната, вторая соната для фортепиано / ред Э Бабасян. — М Музыка, 1990 — С. 3.

225. Холопов, Ю. Н. И. Рославец: волнующая страница русской музыки [Текст] / Ю.Н. Холопов // Рославец И. Сочинения для фортепиано / ред.-сост И.Копчевский. — М.: Музыка, 1989. — С. 5-12.

226. Холопов, Ю.Н Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана [Текст] / Ю.Н. Холопов // Музыка и современность / сост. Т.А.Лебедева, редкол.: В. Д. Конен, Л. А. Мазель, М. Д Сабинина — М. Музыка, 1971 — Вып. 7. — с. 247-293.

227. Холопов, Ю. Сквозное развитие в гармонических структурах сочинений Прокофьева [Текст] // Теоретические проблемы музыки XX века. М.: Музыка, 1967. Вып. 1.-С. 391-423.

228. Холопов, Ю.Н. Техники композиции Николая Рославца и Николая Обухова в их отношении к развитию двенадцатитоновой музыки // Музыка XX века: Московский форум. Сб. трудов. Вып.25 / МДОЛГК им. П. И. Чайковского. М., 1999.-С. 75-93.251.

229. Холопова, В. О ритмике Прокофьева [Текст] / В. Холопов // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. - С. 230-255.

230. Холопова, В. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм [Текст] / В .Холопова. - СПб.: Лань, 2002. - 368 с.

231. Холопова В.Н. Фактура: очерк / В.Н. Холопова. - М.: Музыка, 1979. - 87 е., нот. - (Вопросы истории, теории, методики).

232. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений [Текст]: учеб. пособие / В.Н.Холопова. - СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 496 с. - ISBN 5-8114-0392-5.

233. Холопова, В., Холопов Ю. Фортепьянные сонаты С. С. Прокофьева [Текст] / В.Холопов, Ю. Холопова. - М., Музгиз, 1961. - 88 с.

234. Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений: вариационная форма [Текст] / В.Цуккерман. - М.: Музыка, 1974. - 243 с.

235. Цуккерман, В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм [Текст] / В.Цуккерман. - М.: Музыка, 1964. - 159 с.

236. Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений: рондо в его историческом развитии. Ч. 2: учеб. / В. Цуккерман. -М.: Музыка, 1990. - 128 с.

237. Черты стиля Прокофьева: сборник теоретических статей [Текст] / сост. и ред. Л.Бергер. -М.: Сов. Композитор, 1962. - 314с.

238. Черныш, Т.В. Творчество Н. Рославца в контексте развития отечественной музыки XX века: дис....канд. искусствоведения [Текст] / Т.В. Черныш. -Екатеринбург, 2000. - 175 с.

239. Шарова, Е. Музыка С. Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» [Текст] // Из истории русской и советской музыки - М., 1978 - Вып. 3 - с. 218-234.

240. Шафаренко, Г. М. Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича (образный строй, выразительные средства): дис. ... канд. искусствоведения [Текст] / Г.М.Шафоренко. - Ленинград, 1984. - 201 с.

241. Шехонина, И. Музыкальная драматургия Прокофьева в кинофильме «Александр Невский» [Текст] / И. Шехонина // Вопросы музыковедения: труды, ГМПИ имени Гнесеных; редкол.: Ю.Н. Рагс (ред.-сост.) [и др.]. - М., 1975. -с.144-184.

242. Шиманский, H.B. Полифония в симфониях Н.Я. Мясковского: дисс. ... канд. искусствоведения [Текст] / Н.В. Шиманский. - М., 1984. - 198 с.

243. Шитикова, Р.Г. Звуковая реализация идей конструктивизма в фортепианных сонатах A.B. Мосолова, H.A. Рославца. C.B. Протопопова [Текст] // Фортепианное искусство XX столетия / РГПУ им. А. Герцена. СПб., 2000, с. 63 - 78.

244. Шнитке, А. Г. Заметки об оркестровой полифонии в Четвертой симфонии Д.Д.Шостаковича [Текст] // Музыка и современность: Сб. Ст. - М.: Музыка, 1966. -Вып. 4.-С. 127-161.

245. Шнитке, А. Особенности оркестрового голосоведения С. Прокофьева: (на материале его симфоний) [Текст] // Музыка и современность - М., 1974 - Вып. 8-С. 202-228.

246. Шнитке, А.Г. Полистилистические тенденции современной музыки [Текст] // Холопова В.Н., Чигарева Е.И., Альфред Шнитке. - М.: Сов. композитор, 1990. -С. 383-331.

247. Шнитке, А. Слово о Прокофьеве [Текст] // Ивашкин А. Беседы с,Альфредом Шнитке. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - 320 с.

248. Шнитке, А. Статьи о музыке [Текст] / А. Шнитке. Ред.-сост. А. Ивашкин. - М.: Композитор, 2004. - 408 с. - ISBN .

249. Эйзенштейн, С.М. Вертикальный монтаж [Текст] / С.М. Эйзенштейн. Избранные произведения: В 6 т. - М.: Искусство, 1964-1971. - Т. 3 - М., 1964. -С.591-610.

250. Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы XX века (антология) [Текст] / сост. Г.А. Белая. - М.: РГПУ, 2003. - 720 с. - ISBN 5-7281-0379-0.

251. Южак, К. И. Некоторые вопросы современной теории сложного контрапункта // Вопросы теории и эстетики музыки. Выпуск 4. - M.-JL: Музыка, 1965. - С. 227258.

252. Южак, К. О природе и специфике полифонического мышления / Полифония. Сб. Статей. - М.: Музыка. 1975. - С.6-62.

253. Южак, К.И. Теоретические основы полифонии в свете эволюции музыкальной системы: дис.... доктора искусствоведения [Текст] / К.И. Южак. - Петрозаводск, 1989.-501 с.

254. Юнг, КГ. Проблема души современного человека [Текст] / Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.

255. Якубов, М. Величайший мелодист XX века [Текст] / М. Якубов // Сов. музыка. -

1966. - №4.

256. Якубов, М. Полифонические черты мелодии Прокофьева: имитационные формы скрытой полифонии [Текст] / М. Якубов // От Люли до наших дней. - М.: Музыка,

1967.

257. Ямполъскш И. М. Остинато / И. М. Ямпольский // МЭ: в 6т. / гл. ред. Ю.В.Келдыш. - М, 1978 - Т.4: ОКУНЕВ - СИМОВИЧ. - Стб. 129 - 130.

258. Austin, W. Music in the 20 th Century. - N-Y.: W.W. Norton & comp, inc., 1966. -340 p.

259. Gojowy D. Nikolaj Roslavec, ein früher Zwölftonkomponist// Die Musikforschung. 1969. Vol.22. Heft 1. S.22-38.

260. Gojowy D. Frühe Zwölftonmusik in Rußland (1912-1915) // Beiträge zur Misikwisstnschaft. 1990. Hf. 1.

261. Sitsky L. Leonid L. Sabaneev: Would-be Scientist Becomes Critic // Sitsky L. Music of the repressed Russian avant-garde, 1900-1929. - London: Greenwood press, 1994. -S. 292-301.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.