Политика Советского государства по отношению к Русской Православной церкви на Дальнем Востоке России: Октябрь 1922-июнь 1941 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Бакшеева, Елена Борисовна

  • Бакшеева, Елена Борисовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 204
Бакшеева, Елена Борисовна. Политика Советского государства по отношению к Русской Православной церкви на Дальнем Востоке России: Октябрь 1922-июнь 1941 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Хабаровск. 2004. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Бакшеева, Елена Борисовна

Введение

ГЛАВА 1. Становление конфессиональной политики советской власти на Дальнем Востоке России в 1922 —1928 гг.

1.1. Становление новых государственно-церковных отношений и проблема реализации декретированных норм

1.2. Особенности процесса формирования органов ЗАГС и передачи им архивов Русской православной церкви

1.3. Антирелигиозная деятельность Советского государства на Дальнем Востоке России

ГЛАВА 2. Специфика и характер религиозной ситуации на Дальнем

Востоке России в 1922 - 1928 гг.

2.1. Влияние государственной власти на внутрицерковные отношения

2.2. Осуществление гражданских прав служителей культа

ГЛАВА 3. Особенности и результаты конфессиональной политики Советского государства на Дальнем Востоке

России в 1929 -1941 гг.

3.1. Усиление антирелигиозных мер

3.2. Начало массового закрытия церквей и репрессии духовенства

3.3. Особенности государственной политики по отношению к

Русской православной церкви накануне Великой Отечественной войны

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политика Советского государства по отношению к Русской Православной церкви на Дальнем Востоке России: Октябрь 1922-июнь 1941 гг.»

Тема исследования и ее актуальность. История Российского государства неразрывно связана с историей православной церкви.

Сложным и одновременно трагическим периодом в истории взаимоотношений государства и Русской православной церкви (РПЦ) стали первые послеоктябрьские десятилетия XX века. Провозглашенные новой властью демократические свободы совести, вероисповедания постепенно были заменены атеистическими партийно-государственными установками. Государство прибегло к политике «вытеснения» религии и церкви из жизни страны. Имевшее место ослабление натиска, вызванное общественно-политической ситуацией или внешнеполитическими факторами, носило временный, конъюнктурный характер и не преследовало цель кардинального изменения государственно-конфессиональных отношений. Коренные изменения в данной сфере общественных отношений стали возможны в результате политических процессов, развившихся в Российской Федерации в конце 1980-х годов \

Знаковым, обозначившим начало перестройки всей системы государственно-церковных отношений, явилось празднование в 1988 г. 1000-летия принятия христианства на Руси. «В год 1000-летия крещения Руси уверенность в будущем возрождении православия в России, которую хранили в своих сердцах лишь тысячи, овладела миллионами, — говорится в обращении патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Начался процесс, который принято называть духовным возрождением России и который поставил новые задачи и новые проблемы. Именно с церковью общество стало связывать надежды на возвращение к попранным традиционным ценностям, на восстановление и сохранение истинной нравственности и культуры»2.

Новые общественно-политические и социально-экономические отношения, формировавшиеся в обществе, потребовали создания принципиально иной законодательной базы. В 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации, заложившая концептуальные основы отношений государства и религиозных объединений3. Дважды, в 1990 и 1997 гг., сменился базовый Федеральный закон, регулирующий деятельность религиозных объединений. Новые законы, подтверждая принципы свободы совести, способствовали расширению прав верующих и служителей культа.

Новая конфессиональная политика государства существенно повлияла на положение РПЦ на Дальнем Востоке России. Указом святейшего патриарха и Священного синода от 22 ноября 1990 г. здесь были открыты епархии: Владивостокская и Приморская, Магаданская и Камчатская, Хабаровская и Благовещенская. В 1993 г. были образованы Сахалинская и Камчатская, Хабаровская и Приамурская, восстановлена Благовещенская епархия4. Начался процесс поиска новых форм и методов развития сотрудничества региональных властей и организаций РПЦ, играющих заметную роль в социально-политической жизни дальневосточников.

Одновременно с РПЦ благотворительную, просветительскую и иную деятельность осуществляют старообрядцы, католики, иудеи и другие. Возрастание удельного веса и значимости религиозных объединений сказалось на характере государственно-церковных отношений: они стали существенной частью отношений государства с гражданским обществом5.

В связи с этим перед государством стоит сложная задача выработки конструктивной внутренней политики, позволяющей использовать потенциал традиционных религий без ущемления интересов религиозных движений, предупреждать межконфессиональные конфликты, ограждать граждан Российской Федерации от посягательств религиозных групп, проповедующих насилие, шовинизм. Построение государственно-церковных отношений требует взвешенного подхода и учета особенностей регионов страны.

Таким образом, изучение различных аспектов взаимоотношений государства и церкви является актуальным. Оно диктуется потребностями развития современного общества, находящегося в процессе становления государственно-церковных отношений. В связи с этим, осмысление достоинств и недостатков отечественного опыта, накопленного в результате осуществления конфессиональной политики Советского государства, позволит избежать повторения ошибок и односторонности в решении внутриполитических задач. Демократическое разрешение религиозного вопроса даст россиянам возможность свободного мировоззренческого самоопределения.

Степень научной разработанности темы. В историографии темы исследования можно выделить два периода: советский — 1920 — 1990 гг. и постсоветский - с 1991 г. по настоящее время. В основу их хронологического разделения положен принцип изменения концептуальных подходов к изучению проблемы и смены методологической парадигмы. Первый период отличается методологическим единством, господством марксистско-ленинской идеологии и стереотипностью выводов, второй, наоборот, — отказом от единства в теоретико-методологических подходах, поиском новых, объективных оценок событий.

Основы конфессиональной политики рабоче-крестьянского государства, методы ее проведения, указания об отношении к религии и верующим были сформулированы в работах В. И. Ленина6. Так называемая ленинская концепция решения религиозного вопроса явилась в советский период методологическим каркасом, который был обязателен для всех исследователей.

Обоснование методов, определение перспектив, обобщение опыта проведения конфессиональной политики партии и Советского государства получило становление и развитие в работах партийных и государственных деятелей -В. Д. Бонч-Бруевича, П. А. Красикова, А. В. Луначарского и др.7.

Бескомпромиссностью в разъяснении сущности и значения кампаний Советского государства по отношению к церкви и верующим наполнены работы председателя Союза воинствующих безбожников Е. М. Ярославского, утверждавшего, что противосоветская деятельность церкви не прекращалась ни на минуту с первых дней Октябрьской революции. Он называл декларацию заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Старго-родского) 1927 г. об отношении церкви к советской власти «приукрашиванием религии в советские одежды», призывал вести борьбу с религией и ее влиянием на трудящихся. Известной работой Е. М. Ярославского была «Библия для верующих и неверующих», впервые опубликованная в газете «Безбожник». В

1925 г. книга вышла отдельным изданием, позже неоднократно переиздавалась и была переведена на многие языки8.

Лояльностью к советской власти и антитихоновскими настроениями проникнуты работы идеологов обновленчества — А. И. Введенского, Б. В. Титлино-ва и др.9.

Разоблачением враждебной советской власти сущности религии и церкви занимались историки, активисты-пропагандисты. Н. К. Амосов, В. Беляев, Б. Кандидов, Ю. Коган, Ф. Мегружан, И. Узков, С. Худяков, М. Чудновцев, М. Я. Элиашевич и др.10 обвиняли священнослужителей в стремлении затормозить продвижение вперед социализма, в ведении контрреволюционной борьбы против индустриализации, коллективизации, культурной революции.

Среди публикаций этого времени выделяется серьезное исследование Н. М. Никольского, в котором автор обратился к истории Русской церкви11.

В целом, работы периода 1920 - 1930-х гг. носили больше агитационный, чем исследовательский характер. Взаимоотношения власти и церкви в них освещались односторонне, с позиций воинствующего безбожия. В эти годы был создан и в последующем поддерживался миф об антинародной сущности РПЦ. Процесс замены религиозного мировоззрения атеистическим, проводившийся в том числе и репрессивными методами, рассматривался как закономерный, сопровождавший строительство социализма.

С первых дней Великой Отечественной войны религиозные центры, духовенство и верующие поддержали освободительную борьбу народов Советского Союза против фашистской Германии. Гражданская позиция духовенства и верующих заставила изменить не только отношение государства к РПЦ12, но и стереотипы, насаждавшиеся антирелигиозной пропагандой. Стали публиковаться работы, подчеркивавшие особую роль православия в истории страны, патриотическую позицию церкви и митрополита Сергия в годы борьбы с фашизмом13. Период с 1943 по 1953 год рядом исследователей назван временем «религиозного возрождения» в СССР. Антирелигиозная пропаганда, дезорганизованная войной, была прекращена. Лояльное отношение государства позволило Русской православной церкви, а также другим религиозным конфессиям заметно оживить свою деятельность. Это обстоятельство вызвало тревогу у первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, по инициативе которого в стране начался пересмотр государственно-церковных отношений. Под видом необходимости активизации атеистической работы партии и преодоления некоторых сталинских ошибок возобновился государственный курс на освобождение населения страны от религиозных предрассудков.

В 1950-х гг. авторы вернулись к прежним довоенным стереотипам в отношении религии и РПЦ как косной и не способной к самообновлению организации, мешающей строительству социализма. Историки В. С. Флеров, П. К. JIo-базов, Л. И. Приходько, И. Д. Эйнгорн и др. подчеркивали контрреволюционную роль Русской православной церкви в годы гражданской войны и интервенции14. В частности, Л. И. Приходько считала, что церковь является одним из факторов духовного и социального порабощения трудящихся.

Объектом исследований в советский период являлась деятельность государства по преодолению религиозности населения. В работах Н. П. Андрианова, Д. М. Аптекмана, Д. А. Бирюкова, М. И. Шахновича и др. большое внимание уделялось проблеме атеистического воспитания, изучению и обобщению опыта борьбы КПСС за осуществление ленинской политики в религиозном вопросе15. Антирелигиозная деятельность государства на региональном уровне всесторонне изучалась В. Н. Кубряком, Н. И. Музафаровой, Л. И. Сачковой (Приходько), Л. Д. Шеховцевой, И. М. Шильдяшовым и др.16. Однако из-за господствующих в обществе стереотипов о несовместимости религиозного учения с социалистическими идеалами дать объективную оценку антирелигиозной деятельности государства авторы не могли. Несмотря на это, ряд научных трудов и статей, опубликованных в 1950 - 80-х гг., не потерял научной ценности и сегодня. Среди них работы А. И. Барменкова, Н. С. Гордиенко, В. Ф. Зыбковца, В. А. Куроедова, П. К. Лобазова, М. М. Персица и др. Они содержат ценные сведения о взаимоотношениях советской власти и РПЦ, антирелигиозных кампаниях, дают критическую оценку обновленческому расколу, предоставляют сведения о персоналиях17.

С начала 1990-х гг. проблема истории государственно-церковных отношений в советский период стала активно разрабатываться российскими, зарубежными учеными и исследователями, а также православными историками и философами. Ценность современных работ заключается в том, что, во-первых, они основаны на документах, ранее недоступных исследователям. Во-вторых, некоторые из них раскрывают темы, изучение засекреченности архивов до начала 1990-х гг. являлось невозможным, в частности, о репрессиях в отношении священнослужителей и верующих. В-третьих, в современных публикациях нет тенденциозных партийно-государственных установок, основанных на классовом подходе.

Среди российских ученых, активно изучающих конфессиональную политику Советского государства, - В. А. Алексеев, О. Ю. Васильева, А. Н. Кашеваров, Н. А. Кривова, М. И. Одинцов, М. В. Шкаровский и др. Они анализируют церковную политику государства, положение конфессий и верующих в социалистическом обществе, возможности реализации конституционного права на свободу совести18.

Зарубежные историки Д. В. Поспеловский, Г. Штриккер и др. дают достаточно жесткую оценку действиям советской власти, утверждая, что большевики, нарушив принцип отделения церкви от государства, не только прямо или косвенно устраивали гонения на РПЦ, но и активно вмешивались во внутри-церковную жизнь. В целом зарубежные исследователи довольно реалистично освещают церковную политику Советского государства, характер антирелигиозных акций, предпринятых властью19.

Особое место в историографии темы занимают труды священнослужителей — митрополита И. Снычева, протоиерея В. Цыпина и др., а также протоиерея Д. В. Константинова, священника Михаила, написанные в 1930 — 1960 гг., но изданные в России только в 1990-х гг. Оценка деятельности богоборческой власти, декларации митрополита Сергия 1927 г. дана ими на основе изучения архивных документов. Однако выводы исследователей зачастую сделаны с учетом определенного преувеличения значимости отдельных фактов в истории Московской патриархии, что порой мешает объективной оценке событий .

В начале 1990-х гг. в дальневосточной историографии также обозначился-* возросший научный интерес к проблеме взаимоотношений власти и РПЦ. В

1992 г. вышел исторический очерк А. И. Костанова о Русской православной церкви на Сахалине и Курильских островах. Событиям 1920 - 30-х гт. посвя 1 щена одна из информационно насыщенных глав книги .

Высокую оценку научной общественности получили работы Ю. Н. Бакаева. Автор рассматривает основные аспекты разработки и реализации партийно-государственной политики в отношении религии, церкви и верующих в первые послеоктябрьские десятилетия. Широко привлекая документы ряда архивов Сибири и Дальнего Востока, он анализирует создание правовых основ свободы совести, деятельность различных структур и организаций по преодолению религиозности, вскрывает причины нарушений законности и прав верующих22.

Отдельные аспекты многоплановой проблемы, выбранной нами для изучения, рассмотрены В. В. Маленковым, Н. В. Потаповой в диссертационных исследованиях23.

Государственно-церковные отношения, религиозную жизнь региона, особенности обновленческого раскола, антирелигиозных акций партийно-комсомольских и общественных организаций изучали Е. Н. Жуковская, Т. Я. Иконникова, Н. Г. Мизь, Г. В. Прозорова, Г. А. Ткачева, Н. А. Троицкая и др.24. Появились научные и научно-популярные статьи о Благовещенском епископе Евгении (Зернове) и других священнослужителях Русской православной л* церкви . В большей степени, чем в предыдущие годы, проявился интерес ученых к истории дальневосточных православных храмов и монастырей26. Политические, идеологические и правовые аспекты взаимоотношений государства и церкви, региональные особенности реализации государственной конфессиональной политики изучали философы, правоведы, юристы .

Сведения об опубликованных научных работах по данному вопросу включены в библиографический указатель «Христианство на Дальнем Восто-28 ке» .

Практически все современные исследователи, занимавшиеся изучением проблемы как на федеральном, так и региональном уровне дали оценку конфессиональной политике Советского государства. В частности, протоиерей А. Мень назвал политику государства «антицерковной войной», которая «незаметно превратилась в антинациональную, ибо традиции народов страны были тем руслом, по которому издавна протекали традиции христианства, ислама и

29 других религий» . А. В. Вишневский подчеркивал, что большевики стремились сформировать у граждан Советской России принципиально новое мировоззрение, «претендуя тем самым на духовную власть»30. М. И. Одинцов утверждал, что первоначально модель государственной политики в сфере свободы совести строилась, исходя из концепции «светского государства». Однако «светское» было подменено «атеистическим», «внутренняя политика государства в вопросах свободы совести оказалась ангажирована атеистическим мировоззрением»31.

Важное место среди направлений исследований занимает репрессивная политика государства. В последние годы изданы работы М. Е. Губонина, Дама-скина (Орловского), автобиография епископа Луки (Войно-Ясенецкого), И. Резниковой и др. о широкомасштабной кампании репрессий и террора против духовенства и верующих32. Однако до сих пор нет самостоятельного издания о священнослужителях дальневосточных епархий и мирянах, пострадавших в советский период. Частично восполняет его отсутствие работа Г. В. Прозоровой «Пострадавшие за Христа в Приморье» о «принявшем на себя крест страданий» духовенстве Приморского края, а также книга-мартиролог «Хотелось бы всех поименно назвать.»33.

Таким образом, можно говорить о формировании современной историографической базы исследования конфессиональной политики Советского государства. Характер изучения проблемы, основные выводы, сделанные исследователями, доказывают, что в 1990-х гг. начался процесс переосмысления советского периода истории. В целом научные изыскания направлены на то, чтобы не только изучить условия существования РПЦ и верующих, но и определить перспективы современной государственно-церковной политики.

В связи с этим важной задачей сегодня является создание специального исследования, всесторонне рассматривающего политику Советского государства по отношению к РПЦ на Дальнем Востоке России в 1922 — 1941 гг.

Объектом исследования является конфессиональная политика Советского государства.

Предметом исследования является государственная политика, проводимая в отношении Русской православной церкви в Дальневосточном регионе страны с октября 1922 по июнь 1941 года.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей становления, развития и комплексного изучения конфессиональной политики Советского государства по отношению к Русской православной церкви на Дальнем Востоке России в 1922-1941 гг.

Исходя из цели исследования, автор ставил перед собой следующие задачи:

1. Выявление и систематизация основного комплекса законодательных и нормативных документов советской власти, определявших конфессиональную политику государства.

2. Анализ основных этапов проведения государственной конфессиональной политики на Дальнем Востоке России, деятельности Советского государства по преодолению религиозности граждан.

3. Определение специфики и характера внутрицерковных отношений в Дальневосточном регионе.

4. Раскрытие основных форм и методов работы местных Советов и их исполкомов, общественных организаций в проведении государственной конфессиональной политики.

5. Определение роли православия в духовной жизни населения Дальнего Востока РСФСР к началу Великой Отечественной войны.

Хронологические рамки работы включают период с октября 1922 по июнь 1941 года. Эти неполные два десятилетия совпадают с рубежными датами, позволяющими проследить процесс становления политики Советского государства по отношению к РПЦ с момента окончания гражданской войны на Дальнем Востоке (октябрь 1922 г.) до начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.).

Преобразования в области отделения церкви от государства были начаты правительством Дальневосточной республики (ДВР). Кратковременность существования республики, сложность военной и экономической обстановки, сохранявшаяся весь период ее деятельности, явились основной причиной того, что первые преобразования в сфере конфессиональных отношений были незначительными. В то же время, они представляют самостоятельную тему для изучения. Завершение гражданской войны в октябре 1922 г., включение ДВР в состав РСФСР в ноябре 1922 г., позволили начать широкомасштабную работу по отделению церкви от государства на Дальнем Востоке России.

В 1920-е гг. советская власть провела работу по отделению церкви от государства, в рамках которой имущество религиозных конфессий было национализировано и учтено. Одновременно проводились мероприятия по отделению школы от церкви, передаче права ведения актов гражданского состояния органам гражданской власти.

На рубеже 1928 — 1929 гг. процесс свертывания нэпа вызвал изменение государственной политики по отношению к РПЦ и верующим. Стремление построить безрелигиозное государство приобрело антицерковный характер. Советская власть перешла к политике массового закрытия церквей, насилию и террору против духовенства и верующих. Документом, определившим действия властей, явилось постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях».

Патриотическая позиция духовенства РПЦ и верующих, проявившаяся с первых, самых трудных дней Великой Отечественной войны, послужила основой потепления отношений между государством и церковью. Все эти общероссийские тенденции проявились и на Дальнем Востоке страны.

Таким образом, выбранные хронологические рамки позволят проанализировать основные направления политики Советского государства по отношению к Русской православной церкви на Дальнем Востоке России.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Дальнего Востока РСФСР в административно-территориальных границах, существовавших в исследуемый хронологический период. Для изучения и анализа избраны наиболее освоенные, густонаселенные районы Дальнего Востока страны, где преобладало влияние РПЦ.

В течение всего рассматриваемого периода на Дальнем Востоке страны происходили административно-территориальные изменения. 6 ноября 1922 г. области были переименованы в губернии34. 15 ноября 1922 г. была образована Дальневосточная область (ДВО)35. На момент образования в ее состав входили: Амурская, Забайкальская, Камчатская, Приамурская, Прибайкальская, Приморская губернии, северная часть о. Сахалин и полоса отчуждения Китайско-Восточной железной дороги36. 14 августа 1923 г. была упразднена Приамурская губерния, ее территория вошла в состав Приморской губернии. 3 октября 1923 г. упразднена Прибайкальская губерния. Основная часть ее территории была включена в состав Бурят-Монгольской АССР, меньшая — в состав Петровского уезда Забайкальской губернии37. Губернии делились на уезды и волости.

4 января 1926 г. ДВО была упразднена. Из губерний области был образован Дальневосточный край (ДВК) с центром в Хабаровске . В 1926 г. был осуществлен переход от губернского административно-территориального деления к окружному39. В 1926 г. была упразднена Амурская губерния, ее территория вошла в состав Амурского и Зейского округов ДВК40.

ДВК делился на 9 округов: Амурский, Владивостокский, Зейский, Камчатский, Николаевский-на-Амуре, Сахалинский, Сретенский, Хабаровский и Читинский41. Округа делились на районы.

В июле 1930 г. окружное деление ДВК было упразднено, районы перешли в непосредственное подчинение Далькрайисполкома42. К 1 октября 1930 г. оставались два округа — Камчатский и Сахалинский, просуществовавшие до октября 1932 г. В 1932 г. был образован Нижне-Амурский округ, просуществовавший до сентября 1934 г.43. В 1932 г. были созданы Амурская и Приморская, Сахалинская и Камчатская области, в 1934 г. - Зейская (просуществовала до 1937 г.), Нижне-Амурская, Уссурийская (до сентября 1943 г.), Хабаровская и Еврейская автономная области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1938 г. были образованы Хабаровский и Приморский края. В состав Хабаровского края (административный центр Хабаровск) вошли Амурская, Нижне-Амурская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. Приморский край (административный центр Владивосток) был образован из Приморской, части Хабаровской и Уссурийской областей.

В 1939 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР была упразднена Хабаровская область, а ее районы переданы в непосредственное подчинение Хабаровского крайисполкома44.

Методологическая основа диссертации. Научный характер работы определяется тем, что в качестве методологической основы избраны принципы научной объективности и историзма. Анализ политики государства в отношении РПЦ проводился с учетом экономических, политических и культурных особенностей развития Дальневосточного региона.

Исследуя проблему, автор стремился дать объективную оценку историческим фактам, определить основные периоды и тенденции развития политики Советского государства по отношению к церкви, сравнив их с событиями, происходившими в центре России. С позиций объективности рассматривалась деятельность РПЦ, а также политических, общественных организаций — проводников политики государства. Сведения оценивались автором с точки зрения их достоверности.

С целью комплексного рассмотрения проблемы был использован проблемно-хронологический метод, позволивший вычленить основные этапы конфессиональной политики Советского государства, а также объединить материал в хронологической последовательности, увидеть основные тенденции, внутреннюю логику и закономерности. Историко-генетический метод исследования позволил изучить явление с момента зарождения и в его дальнейшем историческом развитии. Обращение к статистическому методу исследования предоставило возможность сделать ряд выводов и заключений с опорой на статистический источник.

Конкретно-исторический метод позволил конструктивно использовать собранный архивный материал, сравнительно-исторический — провести сопоставление региональной ситуации с общероссийской, выявить ее особенности. В оценке событий автор стремился объективно подходить к изучению разноплановых документов, отражающих развитие отношений государства и РПЦ.

Источи и ковая база диссертационного исследования включает широкий круг опубликованных и неопубликованных документов, материалы периодической печати.

Основой источниковой базы диссертационного исследования стали неопубликованные документы архивных учреждений: Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ), государственных архивов Амурской области (ГААО), Приморского края (ГАПК), Хабаровского края (ГАХК) и его филиала в г. Николаевске-на-Амуре. Представленные в фондах документы позволили изучить и проанализировать позицию региональной власти по отношению к РПЦ и верующим, программные установки политических и общественных организаций, их роль в социальной жизни региона.

Наибольшую ценность для исследования представили фонды РГИА ДВ: Дальневосточный революционный комитет (Дальревком) (Ф. Р-2422), Дальневосточный краевой исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся

Далькрайисполком) (Ф. Р-2413), Амурский окружной исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (Ф. Р-2638), Дальневосточный краевой комитет по оказанию помощи голодающим Советской России (Ф. Р-4349). В этих фондах собраны указания, инструкции, разъяснения центральных органов власти, Дальревкома о проведении национализации имущества церкви, разработке тактики по отношению к верующим, проведении антирелигиозной работы и др.

Существенно обогатили исследование документы Государственного архива Хабаровского края: исполнительный комитет Хабаровского краевого Совета народных депутатов (Ф. Р-137), фонд особого отдела полномочного представительства ОГПУ по Дальневосточной области (Ф. Р-424), в котором сосредоточены сведения о церковных группировках, их деятельности в ДВК, обзоры религиозной ситуации 1920-х годов. Информацию о масштабах антирелигиозной работы, развернувшейся в крае в 1920 — 30-е гг., содержат документы партийных фондов: Дальневосточный краевой комитет ВКП (б) (Ф. П-2), Хабаровский краевой комитет КП РСФСР (Ф. П-35), Хабаровский краевой комитет Российского Союза молодежи (Ф. П-617) и др.

Источниковую базу исследования пополнили документы фондов Государственного архива Приморского края: исполнительный комитет Приморского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф. Р-25), Владивостокский городской Совет народных депутатов и его исполнительный комитет (Ф. Р-86), Приморский губернский комитет ВКП (б) (Ф. П-61), Государственного архива Амурской области: Амурский обком и губ-ком ВКП (б) (Ф. П-1 и П-9), окружной исполком Амурского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф. Р-376), Благовещенская епархия (Ф. И-643). Среди документов — описи церковного имущества, сведения о закрытии культовых зданий, переписка местных органов власти с епархиальными управлениями по вопросам исполнения законодательства о культах.

Особо важным источником стали документы РПЦ. В связи с отделением церкви от государства документы конфессий на государственное хранение не принимались. Они попадали в архивы в составе фондов других организаций, а также небольшими документальными массивами, которые затем включались в состав архивных коллекций (Ф. Р-1179). Среди них особый интерес представляют протоколы съездов, пастырских собраний, прошения верующих в органы власти о разрешении крестных ходов и другие.

К опубликованным источникам относятся законодательные и нормативные документы коммунистической партии и Советского правительства, сборники документов.

Законодательные и правовые акты Советского государства — декреты, постановления, циркуляры, инструкции центральных органов власти — опубликованы в Собрании узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства, бюллетенях Дальневосточного революционного комитета и др. официальных изданиях.

Расширить источниковую базу исследования позволили опубликованные документы российских архивов45. Среди них особое место занимает сборник государственного архива Хабаровского края, один из разделов которого содержит документы о государственно-церковных отношениях, религиозной ситуации, антирелигиозной деятельности государства на Дальнем Востоке России в 1922 - 1941 гг.46.

Важным источником, позволяющим воссоздать картину событий, является атеистическая печать 1922 — 1941 гг.: общесоюзные и дальневосточные газеты, издания Союза воинствующих безбожников («Антирелигиозник», «Безбожник у станка» и др.), а также «Журнал Московской Патриархии». Сведения, полученные из прессы, изучались с учетом заданной антирелигиозной направленности публикаций.

Таким образом, весь комплекс выявленных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, позволил проанализировать политику Советского государства по отношению к РПЦ в период с октября 1922 по июнь 1941 года.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что: в новом ракурсе показаны региональные особенности осуществления конфессиональной политики Советского государства на Дальнем Востоке;% впервые детально изучен процесс формирования органов ЗАГСа, передачи документов по метрикации РПЦ органам государственной власти; проанализированы формы и методы антирелигиозной деятельности государства в регионе, выявлена степень ее эффективности; в новом аспекте показана специфика внутрицерковных отношений на Дальнем Востоке России; дана авторская оценка деятельности РПЦ в условиях строительства атеистического государства, определена ее «гражданская» позиция; выявлен уровень религиозности населения к началу Великой Отечественной войны; в научный оборот введены малоизвестные и ранее не публиковавшиеся документы дальневосточных архивов.

В целом диссертация является комплексным исследованием опыта конфессиональной политики Советского государства в Дальневосточном регионе, реализованной в 1922 — 1941 гг.

Практическая значимость работы заключается в воссоздании истории конфессиональной политики Советского государства. Основные выводы работы могут быть использованы в процессе подготовки публикаций по истории Дальнего Востока Материалы исследования могут быть включены в справочник по истории Русской православной церкви и иные издания.

Собранная информация о церквях, разрушенных и закрытых в годы советской власти, служит основанием для определения возможности их восстановления в исторических границах на территории Хабаровского, Приморского краев, Амурской и Еврейской автономной областей.

Выводы, представленные в данной работе, также могут оказать помощь в определении основных направлений дальнейшей конфессиональной политики государства, в том числе и на Дальнем Востоке Российской Федерации.

Апробация работы. Автор является одним из составителей сборника исторических справок «Руководители Хабаровского края (1938 — 1998 гг.)»,47 отразившего основные аспекты экономической, социальной и культурной жизни края, ответственным составителем сборника документов «Религия и власть на Дальнем Востоке России»48. На конкурсе научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии, проведенном Федеральной архивной службой России в 2004 г., сборник документов был отмечен дипломом. В 2003 г. при участии автора была подготовлена книга «Православные храмы Хабаровска — свидетели истории»49.

Результаты исследования обсуждались на научной конференции «Духовная жизнь Дальнего Востока» (Хабаровск, 2000), международной научной конференции «Азиатско-Тихоокеанский регион в глобальной политике, экономике и культуре XXI века» (Хабаровск, 2002), первых и вторых научных архивных чтениях имени В. И. Чернышевой (Хабаровск, 2001, 2003), явились темой для дискуссии на симпозиуме историков и архивистов Дальневосточного региона «Дальневосточные архивы: прошлое - будущему» (Владивосток, 2003), четвертых Гродековских чтениях «Приамурье в историко-культурном и естественнонаучном контексте России» (Хабаровск, 2004).

В целях распространения знаний по истории РПЦ при участии автора в 2001 г. в Государственном архиве Хабаровского края была подготовлена выставка «Из истории религии на Дальнем Востоке».

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений, подтверждающих выводы автора статистическими сведениями.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Бакшеева, Елена Борисовна

Заключение

Анализ политики Советского государства по отношению к Русской православной церкви и верующим в 1922 — 1941 гт. свидетельствует, что большевики, исходя из своих представлений о том, что официальной идеологией социалистического общества является научный коммунизм, стремились построить атеистическое государство. Однако первоначально было заявлено о строительстве светского государства. В декрете СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», программе партии, принятой VIII съездом партии в 1919 г., были закреплены требования, учитывавшие интересы верующих и создававшие реальную возможность свободному мировоззренческому выбору. Граждане Российского общества получили право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, т. е. свободу совести, гарантированную Конституцией РСФСР 1918 года.

Революционно-демократическое решение вопроса резко изменило положение Русской православной церкви в обществе. Она потеряла статус государственной, лишилась земельных владений, церковного и монастырского имущества, финансовой поддержки государства и др. Сопротивление РПЦ первым декретам вызвало ответные действия со стороны советской власти, жесткость, а порой и жестокость которых во многом объяснялась сложными политическими и экономическими условиями, а также гражданской войной и начавшейся интервенцией. Первыми шагами по исполнению декретов явились национализация земли, монастырского и церковного имущества,, закрытие церковноприходских школ и домовых церквей, закончившиеся в центральных губерниях страны в 1921 г.

Особенностью работы по отделению церкви от государства на Дальнем Востоке России явилось то, что, во-первых, ее полномасштабное осуществление было начато с 1922 — 1923 гг., т. е. после окончания гражданской войны, и значительно позже, чем в центральных губерниях России. Во-вторых, деятельность местных властей проходила в условиях осуществления курса новой экономической политики, начавшегося с марта 1921 г., что временно обусловило терпимость государства к РПЦ. Однако государство изначально не было расположено к равноправному «диалогу» с РПЦ, определив священнослужителей в разряд лишенцев. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. они не получили избирательных прав и были и отстранены от участия в общественной жизни страны. Вопрос о лишенцах был разрешен только в 1936 г. с принятием Конституции СССР.

Первые преобразования в сфере государственно-церковных отношений на Дальнем Востоке России были проведены в период существования Дальневосточной республики (1920 — 1922 гг.). Они касались отделения школы от церкви, передачи ведения актов гражданского состояния и документов по мет-рикации РПЦ органам гражданской власти. Однако полномасштабное осуществление работы по отделению церкви от государства на Дальнем Востоке страны было начато в 1922 — 1923 гг., т. е. значительно позже, чем в центральных губерниях России.

В 1920-х гг. органами региональной власти была проделана огромная работа по национализации имущества РПЦ и передаче его части в бесплатное бессрочное пользование группам верующих. Практические мероприятия по отделению церкви от государства, проведенные, по мере возможности, без ущемления прав и интересов верующих, не вызывали открытого возмущения служителей культа и прихожан храмов. Количественный рост религиозных объединений свидетельствовал о том, что в 1920-х гт. право граждан на осуществление свободы совести с некоторыми нарушениями, вызванными, как правило, самоуправством местных властей, в основном было реализовано.

Частью конфессиональной политики Советского государства явилось создание органов ЗАГСа. Сосредоточение всей гражданской регистрации в его руках позволило вести единый реестр количества родившихся, сочетавшихся браком и умерших, избежав характерной для дореволюционной России конфессиональной распыленности.

Контроль со стороны государства за деятельностью РПЦ дополнялся антирелигиозной пропагандой, право на осуществление которой впервые было закреплено в Конституции РСФСР 1918 года. Однако она не достигла результатов, ожидавшихся властью, так как была вызвана не насущными потребностями общества, а навязывалась сверху директивами и циркулярами государственной власти.

Отношение населения к первым мероприятиям советской власти было неоднозначным. Они вызвали одобрение той части дальневосточников, которая поддерживала действия новой власти. Столь же искренне другая его часть сопротивлялась стремительному обмирщению привычного уклада жизни. Веками сложившиеся традиции в 1920-х гг. у основной части населения удерживали приоритет над декретами новой власти. В духовной сфере с отделением церкви от государства секуляризация православного мировоззрения только начиналась.

Деятельность Дальневосточных епархий в 1923 г. была осложнена обновленческим, а с 1926 г. - григорианским расколами. Создание на Дальнем Востоке страны обновленческих епархий и приходов, предоставление церквей сторонникам ВВЦС проходило при активной поддержке органов советской власти.

Таким образом, период 1922 — 1928 гг., с учетом действий властей, предпринятых в процессе сворачивания новой экономической политики, был достаточно демократичным.

Постепенный отказ советского руководства от новой экономической политики свидетельствовал о смене правительственного курса и выборе авторитарного стиля руководства страной. Формирование нормативно-правовой базы в дальнейшем проходило с учетом нового политического курса Советского государства, внесшего определенные коррективы и в государственно-церковные отношения.

8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О религиозных объединениях». Документ четко определил порядок создания, деятельности и ликвидации религиозных обществ и культовых зданий, но существенно ограничил права объединений верующих. Данным постановлением была запрещена хозяйственная, а также проповедническая и благотворительная деятельность общин. Таким образом, ограниченные рамками молитвенных зданий, религиозные общества были вытеснены из сфер общественной и культурной жизни региона. Внутрицерковная жизнь попала под жесткую регламентацию государственных органов, что во многом противоречило принципу отделения церкви от государства. В поддержку постановления от 8 апреля 1929 г. в мае 1929 г. на XIV Всероссийском съезде Советов была отредактирована ст. 4 Конституции РСФСР, ранее дававшая право на осуществление свободной религиозной и антирелигиозной пропаганды. В соответствии с изменениями, граждане получили право на свободу религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды. Таким образом, был сделан еще один шаг к законодательному закреплению административного диктата: пропаганда за стенами культовых зданий считалась нарушением Основного Закона.

Перегибы в церковной политике усугублялись действиями властей при проведении курса социалистической модернизации экономики страны. Нарушение важнейших принципов коллективизации — добровольности, постепенности и личной заинтересованности в 1930 — 1931 гг. привели к массовому сопротивлению зажиточного крестьянства. Так как по мнению партийного и советского руководства страны за спиной кулака стояли многочисленные религиозные организации, с целью ослабления идейной опоры кулачества и нэпманов было начато наступление и на религиозные организации. Наступление на РПЦ сопровождалось закрытием церквей, арестами и репрессиями священнослужителей.

Анализ документов показывает, что в 1930-х гг. принцип свободы совести был нарушен. Несмотря на то, что он был закреплен во всех правительственных актах, Конституции СССР 1936 г., но в условиях антицерковной деятельности государства, его реализация в полном объеме была невозможна. Под страхом репрессий, развернувшихся в ДВК, верующие отказывались исполнять обряды, выходили из общин, скрывали принадлежность к культу. Таким образом, свобода совести была резко ограничена.

Жертвами репрессий стали тысячи дальневосточников, принадлежавших к самым разным общественным слоям, придерживавшихся иной, чем партийноклассовая, идеологии. Священнослужители и верующие вместе с миллионами других российских граждан стали жертвами репрессивных мер.

На Дальнем Востоке РСФСР в результате массового закрытия церквей, продолжавшегося на Дальнем Востоке до 1936 г., жесткой регламентации культовой жизни, репрессивной политики в отношении верующих и священнослужителей, процент верующих, как показала Всесоюзная перепись 1937 г. остался небольшим. Однако в масштабах всей страны «безбожная» работа не достигла желаемых результатов: религия продолжала оставаться составной частью менталитета российского народа.

Военно-политическая напряженность на Дальнем Востоке, вылившаяся в 1938 г. в конфликт с Японией на о. Хасан, а также начало Второй мировой войны в Европе обозначили иные приоритеты для Советского государства. В результате в 1939 г. руководством страны был произведен пересмотр политики по отношению к Русской православной церкви и верующим. Существенное изменение политики государства по отношению к РПЦ произошло лишь в 1943 г., что позволило нормализовать духовно-нравственную обстановку в стране.

Таким образом, государственно-церковные отношения в течение всего выбранного для рассмотрения периода находились в непосредственной зависимости от политического курса Советского правительства. Их особенности и характер были обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых находилась страна. Решающую роль в выборе конфессионального курса Советского государства сыграли В. И. Ленин, И. В. Сталин и другие руководители государства.

В то же время, результаты проведенного исследования позволили сделать основополагающий вывод о том, что вытеснение РПЦ из жизни общества и ущемление религиозных прав и свобод верующих противоречили духовно-нравственным потребностям граждан страны. С учетом этого немаловажного факта, подтвержденного всем историческим развитием России, следует строить государственно-церковные отношения на современном этапе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Бакшеева, Елена Борисовна, 2004 год

1. Архивы Кремля: Политбюро и церковь. 1922 — 1925. Кн. 1,2./ Сост. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. — Новосибирск М.: Сибирский хронограф, РОССПЭН, 1997-1998.

2. Бюллетень Дальневосточного крайисполкома. — Хабаровск, 1929.

3. Бюллетень Дальревкома. — Хабаровск, 1923.

4. Дальсовнарком 1917 -1918 гг. Сборник документов и материалов. -Хабаровск, 1969. 374с.

5. Данилова, Е. Н. Действующее законодательство о труде Союза ССР и Союзных республик. Изд. 2-е. Т. 1. / Е. Н. Данилова. — М.: Изд-во НКТ «Вопросы труда», 1927. 968с.

6. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917 — 1998 гг.). Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999. — 382с.

7. Законодательство о религиозных культах. — М.: Юридическая литература, 1969. 304с.

8. Законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов / Сост. А. В. Пчелинцев. М.: Институт религии и права, 2000. - 64с.

9. И. Сталин: «Церковь может рассчитывать на всестороннюю под1 у- держку правительства» / Публ. М. И. Одинцова // Диспут. — 1992. — № 3. —1. С. 142- 158.114. Известия ВЦИК. 1930.

10. Из истории христианской церкви на Родине и за рубежом в XX столетии: Сборник. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995. — 318с.

11. Итоги борьбы с голодом в 1921 — 1922 гг. Сборник статей и отчетов.4» М.: Изд-во ЦК Помгол, 1922. - 499с.• 1.17. К 120-летию со дня рождения В. И. Ленина. Новые документы

12. В. И. Ленина (1920 1922 гг.) / Публ. Ю. Ахапкина, И. Китаева, В. Степанова // Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 4. - С. 174 - 197.

13. Конституции и Конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сборник документов. -М.: Изд-во «Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1940. — 299с.

14. Конституция Российской Федерации. М.: «Проспект», 1999. — 48с.

15. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов1. А*»

16. ЦК. 1917-1941 гг. Т. 2 5. - 8-е изд., доп. и испр. - М.: Изд-во «Политическая литература», 1970.

17. Крест и молот. Сборник. М.: Благовестник, 1998. - 79с.

18. Крестный путь патриарха Сергия: документы, письма, свидетельства современников (к 50-летию со дня кончины) / Публ. М. И. Одинцова // Отечественные архивы. 1994. - № 2. - С. 44 - 80.

19. Культурное строительство на Дальнем Востоке (1917 — 1941 гг.).

20. Документы и материалы. — Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во,1982.-494с.

21. Основной Закон (Конституция) Дальневосточной республики. — Владивосток: Типография Прим. обл. зем. упр., 1921. — 23с.

22. Пимен (Извеков) — последний «советский» патриарх / Публ. М. И. Одинцова // Отечественные архивы. 1995. — № 1. — С. 27 — 66.

23. Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938 — 1943 гг.) / Публ. М. И. Одинцова // Отечественные архивы. 1995. — № 2. — С. 37 - 67.

24. Религия и власть на Дальнем Востоке России. Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. — Хабаровск: Изд. дом «Частная коллекция», 2001. 399с.

25. Руководители Хабаровского края (1938 1998 гг.). — Хабаровск, 1998.-88с.

26. Русская православная церковь и Великая Отечественная война: Сборник церковных документов. — М.: Издание Московской патриархии, 1943. -99с.

27. Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917 — 1941. Документы и фотоматериалы. М.: Изд-во библейско-богословского института святого апостола Андрея, 1996. — 352с.

28. Русская православная церковь и Февральская революция 1917 года / Публ. М. А. Бабкина // Вопросы истории. 2004. - № 2. - С. 3 - 28; № 3. - С. 3 -31.

29. Сборник постановлений и распоряжений Далькрайисполкома. — Хабаровск, 1930.

30. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР.- 1930, 1937.

31. Собрание законодательства Союза ССР. 1928.

32. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1917,1918, 1919, 1923, 1926, 1929, 1931.

33. Штриккер Г. Русская православная церковь в советское время (1917 — 1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью / Г. Штриккер. М.: 1995. - 369с.

34. Ф. Р-4349 Дальневосточный краевой комитет по оказанию помощи голодающим Советской России (Чита). On. 1. Д. 2.

35. Государственный архив Хабаровского края

36. Ф. П-2 Дальневосточный краевой комитет ВКП (б). On. 1. Д. 51, 66, 1315; Оп. 11. Д. 72.

37. Ф. Р-14 Приамурский областной эмиссар Правительства ДВР. On. 1. Д. 3. Ф. Р-18 - Министерства ДВР. On. 1. Д. 5, 7, 12.

38. Ф. Р-19 — Управление делами Совета Министров ДВР. On. 1. Д. 82, 86, 90. Ф. Р-58 Дальневосточный революционный комитет. On. 1. Д. 7, 10, 12, 15, 61, 71,72, 73,85.

39. Ф. П.-358 -Николаевский-на-Амуре уком ВКП (б). On. 1. Д. 20. Ф. Р-424 — Особый отдел полномочного представительства ОГПУ Дальневосточной области. On. 1. Д. 6, 7, 8.

40. Ф. П-441 — Коммунистическая ячейка Приамурского отдела образования. Оп. 4. Д.З.

41. Ф. Р-904 — Исполнительный комитет Хабаровского Совета народных депутатов. Оп. 1.Д. 14, 15; Оп. 2. Д. 13.

42. Ф. Р-1179 Материалы о деятельности религиозных организаций в Дальневосточном и Хабаровском краях. On. 1. Д. 2.

43. Ф. Р-1286 Исполнительный комитет Мичуринского сельского Совета народных депутатов Хабаровского района. On. 1. Д. 1в.

44. Ф. Р-1657 Сельские Советы народных депутатов района имени Лазо. Оп. 18. Д. 7.

45. Ф. Р-1736 — Государственный архив Хабаровского края. Оп. 6. Д. 2. Ф. Р-1832 — Ниже-Тамбовская волостная рабоче-крестьянская милиция Хабаровского уезда. On. 1. Д. 1.

46. Филиал ГАХК в г. Николаевске-на-Амуре

47. Ф. Р-502 — Отдел записи актов гражданского состояния управления Народного комиссариата по Нижнеамурской области. On. 1. Д. 9, 14.

48. Государственный архив Амурской области Ф. П-1 Амурский обком ВКП (б). On. 1. Д. 223. Ф. П-9 - Амурский губком ВКП (б). Оп. 2. Д. 288,388.

49. Ф. Р-376 Окружной исполнительный комитет Амурского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. On. 1. Д. 11; Оп. 2. Д. 16, 18. Ф. И-643 — Благовещенская епархия. On. 1. Д. 3, 4.

50. Государственный архив Приморского края

51. Ф. Р-25 — Исполнительный комитет Приморского областного Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 4. Д. 1, 3, 11, 12, 15; Оп. 5. Д. 17, 25, 84.

52. Ф. Р-26 — Приморский краевой Совет народных депутатов и его исполнительный комитет. On. 1. Д. 14, 16.

53. Ф. П-32 Никольск-Уссурийский уездный комитет РЛКСМ. On. 1. Д. 4. Ф. П-35 - Приморский губернский комитет ВЛКСМ. On. 1. Д. 2. Ф. Р-58 — Кипарисовский сельский Совет депутатов трудящихся с. Кипарисов-ка. On. 1. Д. 10.

54. Ф. П-61 Приморский губернский комитет ВКП (б). On. 1. Д. 93, 95, 97, 108, 227,320, 685.

55. Ф. П-67 — Владивостокский окружной комитет ВКП (б). On. 1. Д. 175, 178. Ф. Р-86 — Владивостокский городской Советов народных депутатов и его исполнительный комитет Оп. 5. Д. 11, 16.

56. Ф. Р-930 — Исполнительный комитет Калининского районного Совета депутатов трудящихся. Оп. 2. Д. 8.

57. Ф. Р-1368 Владивостокское епархиальное управление. On. 1. Д. 3. Ф. Р-1518 — Коллекция документальных материалов исполнительного комитета Дальневосточного краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. On. 1. Д. 2.

58. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ а) Журналы

59. Антирелигиозник Орган Союза Воинствующих безбожников. — 1929.

60. Вопросы истории Ежемесячный журнал. — 1993,2003, 2004.

61. Гуманитарные науки в Сибири: Серия Отечественная история — Российскаяакадемия наук. Сибирское отделение гуманитарных наук. — 2003.

62. Диалог Общественно-политический журнал ЦК КПСС. - 1990.

63. Диспут Историко-философский религиоведческий журнал. — 1992.

64. Журнал Московской патриархии. — 1990.

65. Отечественные архивы Журнал Федеральный архивной службы. — 1992 -1995.

66. Известия ЦК КПСС — Информационный ежемесячный журнал. — 1990. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке — Научно-теоретический журнал. — 2004. б) Газеты

67. Амурская правда — с 1921 г. — Орган Амурского областного народного управления. -1927.

68. Путь — Орган Приамурского областного комитета РКП (б). — 1923.

69. МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

70. Алексеев, В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии / В. А. Алексеев. М.: Политиздат, 1991. — 398с.

71. Алексеев, В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР / В. А. Алексеев. — М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992. 299с.

72. Алексеев, В. А. Агония зла. Конец «мирового проекта» / В. А. Алексеев. — М.: Издательский центр «Россия молодая», 1995. — 128с.

73. Амосов, Н. К. Октябрьская революция и церковь / Н. К. Амосов. М.: ГАИЗ, 1939.-72с.

74. Андрианов, Н. П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание / Н. П. Андрианов. М.: Политиздат, 1981. — 64с.

75. Аптекман, Д. М. Атеистическое воспитание в трудовом коллективе / Д. М. Аптекман. Л.: О-во «Знание» РСФСР, 1981. - 36с.

76. Бабинов, Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность / Ю. А. Бабинов. Симферополь: «Таврия», 1991. — 124с.

77. Бакаев, Ю. Н. История государственно-церковных отношений в России / Ю. Н. Бакаев. — Хабаровск: Хабаровский государственный технический университет, 1994. — 84с.

78. Бакаев, Ю. Н. Власть и религия: история отношений (1917— 1941) / Ю. Н. Бакаев. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2002. - 199с.

79. Барменков, А. Н. Свобода совести в СССР / А. Н. Барменков. — М.: Мысль, 1979.-223с.

80. Белов, А. В. Диверсия без динамита. Изд. 2-е / А. В. Белов,

81. A. Д. Шилкин. М.: Политиздат, 1976. - 183с.

82. Белов, А. В. Миф о религиозном возрождении в СССР / А. В. Белов, С. И. Павлов, А. Д. Шилкин. — М.: Знание, 1983. — 64с.

83. Беляев, В. Против контрреволюционной деятельности церковников /

84. B. Беляев. Л.: Изд-во Ленинградского Совета РК и КД, 1939. - 42с.

85. Билим, Н. Н. История Российского Дальнего Востока XVII — XX вв. Учебное пособие / Н. Н. Билим. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1999. - 84с.

86. Бирюков, Д. А. Идеологические и религиозные взгляды в учении и политике / Д. А. Бирюков. Л.: Медгиз, 1961. — 63с.

87. Бонч-Бруевич, В. Д. Избранные произведения. Т. 1 — 3 / В. Д. Бонч-Бруевич. М.: Изд-во АН СССР, 1959.

88. Васильева, О. Ю. Красные конкистадоры / О. Ю. Васильева, П. Н. Кнышевский. М.: Соратник, 1994. — 270с.

89. Васильева, О. Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943 1948 гг. / О. Ю. Васильева. - М.: РАНИРИ, 1999. -212с.

90. Введенский, А. И. Церковь и государство. (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918 — 1922 гг.) / А. И. Введенский. — М.: Мос-полиграф, 1923.-253с.

91. Введенский, А. И. Церковь патриарха Тихона / А. И. Введенский. -М., 1923.-77с.

92. Вострышев, М. И. Патриарх Тихон. Изд. 2-е / М. И. Вострышев. -М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ. Русское слово, 1997. -300с.

93. Гордиенко, Н. С. Особенности модернизации современного русского православия / Н. С. Гордиенко, П. К. Курочкин. — М.: Знание, 1978. -64с.

94. Дальний Восток России в период революций 1917 года и гражданской войны. История Дальнего Востока России. Т. 3. Кн. 1. — Владивосток: Дальнаука, 2003. 632с.

95. Зайцев, К. Время святителя Тихона / К. Зайцев, протоиерей — М.: Изд-во имени Святителя Игнатия Ставропольского, 1996. — 189с.

96. Зыбковец, В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917 1921 гг.) / В. Ф. Зыбковец. - М.: Наука, 1975. - 205с.

97. Иванов, А. И. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви / А. И. Иванов, Лобазов П. К. М.: Знание, 1973. - 64с.

98. Иконникова, Т. Я. Дальневосточный тыл России в годы Первой мировой войны / Т. Я. Иконникова. — Хабаровск, 1999. — 364с.

99. Иоанн (Снычев), митрополит. Русь соборная. Очерк христианской государственности / Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. — СПб.: Изд-во «Царское дело», 1995. 248с.

100. Иоанн (Снычев), митрополит. Стояние в вере: очерки церковной смуты (20 — 30-е гг. XX в.) / Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. СПб.: Изд-во «Царское дело», 1995. — 214с.

101. Кандидов, Б. Религиозная контрреволюция 1918 — 1920 гг. и интервенция / Б. Кандидов. — М., 1930. — 148с.

102. Кандидов, Б. Японская интервенция в Сибири и церковь / Б. Кандидов.-М., 1932. -62с.

103. Кашеваров, А. Н. Государство и церковь: из истории взаимоотношений советской власти и Русской православной церкви 1917 — 1945 гг. /А. Н. Кашеваров. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1995. - 138с.

104. Кашеваров, А. Н. Государственно-церковные отношения в советском обществе в 1920 — 30-х гг. (Новые и малоизученные вопросы) /А. Н. Кашеваров. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. - 69с.

105. Коган, Ю. О свободе совести / Ю. Коган, Ф. Мегружан. — М.: ГАИЗ, 1938.-68с.

106. Константинов, Д. В., протоиерей. Гонимая церковь: Русская православная церковь в СССР / Д. В. Константинов, протоиерей. — М.: Ассоциация авторов и издателей, 1999. — 360с.

107. Костанов, А. И. Русская православная церковь на Сахалине и Курильских островах. Исторический очерк / А. И. Костанов. — Южно-Сахалинск: Общество изучения Сахалина и Курильских островов, 1992. — 88с.

108. Крадин, Н. П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне / Н. П. Крадин. Хабаровск: Кн. изд-во, 1999. — 304с.

109. Красиков, П. А. На церковном фронте (1918 1923 гг.) / П. А. Красиков. - М.: Юриздат, 1923. - 311с.

110. Красиков, П. А. Избранные атеистические произведения / П. А. Красиков. М.: Мысль, 1970. - 269с.

111. Кривова, Н. А. Власть и церковь в 1922 — 1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства / Н. А. Кривова. М.: АИРРО-ХХ, 1997. - 248с.

112. Крывелев, И. А. Русская православная церковь в первой четверти XX века / И. А. Крывелев. М.: Знание, 1982. - 64с.

113. Кубряк, В. Н. Воспитывая атеистов / В. Н. Кубряк, Н. М. Николаев.

114. Южно-Сахалинск: Дальневост. кн. изд-во, Сахалин, отд-ние, 1984. — 48с.

115. Куроедов, В. А. Советское государство и церковь / В. А. Куроедов. — М.: Знание, 1976. 79с.

116. Куроедов, В. А. Религия и церковь в советском обществе. Изд. 2-е / В. А. Куроедов. М.: Политиздат, 1984. — 256с.

117. Латышев, А. Г. Рассекреченный Ленин / А. Г. Латышев. — М.: Март, 1996.-336с.

118. Левченко, И. В. Русская православная церковь и государство: Учебное пособие / И. В. Левченко. — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997. — 160с.

119. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. «Я полюбил страдание». Автобиография / Войно-Ясенецкий. — М.: Русский хронограф, 1995. 207с.

120. Луначарский, А. В. Интеллигенция и религия / А. В. Луначарский. — М.: Изд. журнала «Безбожник у станка», 1925. — 44с.

121. Луначарский, А. В. Почему нельзя верить в Бога? Сборник статей / А. В. Луначарский. — М.: Госполитиздат, 1958. 69с.

122. Мень, А., протоиерей. Культура и духовное восхождение / А. Мень.- М.: Искусство, 1992. 485с.

123. Мизь, Н. Г. Вековой юбилей: к 100-летию епархии / Н. Г. Мизь, А. М. Буяков. Владивосток, 1999. — 128с.

124. Михаил, священник. Положение церкви в Советской России. Очерк бежавшего из России священника / Михаил, священник. — Иерусалим, 1931; СПб., 1995. 134с. (Репринт).

125. Музафарова, Н. И. Партийное руководство атеистическим воспитанием трудящихся на Урале в годы социалистического строительства (1917 — 1937 гг.) / Н. И. Музафарова. — Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1987. -191с.

126. Никольский, Н. М. История Русской церкви. 4-е изд. / Н. М. Никольский. М.: Политиздат, 1988. — 448с.

127. Одинцов, М. И. Государство и церковь. 1917 — 1938 гг. / М. И. Одинцов. М.: Знание, 1991 — 64с.

128. Одинцов, М. И. Государственно-церковные отношения в политической истории России. Курс лекций. Часть 1 / М. И. Одинцов, В. К. Пинкевич, О. Ю. Редькина. -М., 1995. 185с.

129. Одинцов, М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. / М. И. Одинцов. — М.: РАГС, 1995.-221с.

130. Одинцов, М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом / М. И. Одинцов. — М.: ЦИНО, 2002.-312с.

131. Павлов, П. Ю. История развития образования в сельских районах Приамурья в 1922 — 1941 гг. Диссертация на соискание уч. степ. канд. ист. наук / П. Ю. Павлов. Хабаровск, 2001. - 251 с.

132. Патриарх Сергий и его духовное наследство. — М.: Издание Московской патриархии, 1947. 415с.

133. Персиц, М. М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917 1919 гг.) / М. М. Персиц. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 198с.

134. Петров, М. Н. Крест под молотом / М. Н. Петров. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 446с.

135. Поспеловский, Д. В. Русская православная церковь в XX веке / Д. В. Поспеловский. М.: Республика, 1995. - 511с.

136. Поспеловский, Д. В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР / Д. В. Поспеловский. — М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 1996. — 408с.

137. Правда о религии в России. — М.: Издание Московской патриархии, 1942.-457с.

138. Прозорова Г. В. Пострадавшие за Христа в Приморье. — Владивосток, 2002. 32с.4. 69. Регельсон, Л. Трагедия Русской церкви. 1917 — 1945 / Л. Регельсон.- М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — 630с.

139. Резникова, И. Православие на Соловках: Материалы по истории Со-ловецекого лагеря / И. Резникова. — СПб.: НИЦ Мемориал, 1994. — 294с.

140. Религия в истории и культуре / Отв. ред. М. Г. Писманик. — Пермь: Книжный мир, 1995. — 304с.

141. Религия и церковь в истории России. — М., 1975. — 255с.

142. Русская православная церковь: 988 — 1988. Очерк истории. Вып. 1, 2.

143. М.: Изд-во Московской патриархии, 1988. 268с.

144. Симорот, С. Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации / С. Ю. Симорот. — Хабаровск, 2001. 211с.

145. Сумароков, Е. ХХ-летие Харбинской епархии / Е. Сумароков. — Харбин, 1942.-133с.

146. Тимошина, Т. М. Экономическая история России. Учебное пособие. Изд. 2-е стереотипное / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Юридический дом «Юстиценформ», 1998. — 432с.

147. Титлинов, Б. В. Новая церковь / Б. В. Титлинов. — Пгр. — М., 1923. —85с.

148. Титлинов, Б. В. Церковь во время революции / Б. В. Титлинов. — М. Пгр.: Былое, 1924. - 192с.

149. Узков, И. Против религии за воинствующее безбожие / И. Узков. — Хабаровск, 1930. 87с.

150. Флеров, В. С. Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства / В. С. Флеров. Т. 1. — Томск: Изд-во Томского университета, 1973. -453с.

151. Худяков, С. Почему мы против Рождества? / С. Худяков. — М. —Л.: ОГИЗ «Московский рабочий», 1931. 30с.

152. Ципкин, Ю. Н. Белое движение на Дальнем Востоке (1920 — 1922 гг.) / Ю. Н. Ципкин. — Хабаровск: Хабаровский государственный педагогический университет, 1996. — 182с.

153. Цыпин, В., протоиерей. История Русской православной церкви. 1917 1990. Учебник для православных духовных семинарий / В. Цыпин, протоиерей. - М., 1994. - 252с.

154. Цыпин, В., протоиерей. Русская церковь (1917 — 1925) / В. Цыпин, протоиерей. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — 336с.

155. Чимаров, С. Ю. Русская православная церковь и вооруженные силы России в 1800 1917 гг. / С. Ю. Чимаров. - СПб.: Изд-во «Нестор», 1999. -272с.

156. Чудновцев, М. Церковники и сектанты в борьбе против культурной революции / М. Чудновцев. — М.: Акционерное издательское общество «Безбожник», 1930. 108с.

157. Шахнович, М. И. Коммунизм и религия / М. И. Шахнович. — Л., 1966.-40с.

158. Шильдяшов, И. М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание / И. М. Шильдяшов. — Новосибирск, 1982. — 182с.

159. Шкаровский, М. В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943 1964 гг. От «перемирия» к новой войне / М. В. Шкаровский. — СПб. - М.: ДЕАА+АДИА, 1995. - 215с.

160. Шкаровский, М. В. Обновленческое движение в Русской православной церкви XX века / М. В. Шкаровский. — СПб.: Нестор, 1999. 99с.

161. Шкаровский, М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 1964 годах) / М. В. Шкаровский. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2000. - 400с.

162. Ярославский, Е. М. Против религии и церкви. Т. 1 — 5 / Е. М. Ярославский. М., 1932 - 1935.4. 95. Ярославский, Е. М. О религии / Е. М. Ярославский. М.: Госиздат, 1957.-640с.

163. Ярославский, Е. М. Библия для верующих и неверующих / Е. М. Ярославский. — М.: Политиздат, 1977. 375с.5. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

164. Алексеев, В. Был ли патриарх Тихон вождем церковной контрреволюции?. / В. Алексеев // Диалог. 1990. - № 10. - С. 93 - 104.

165. Асташова, Н. М. К вопросу о религиозном движении в Амурской области / Н. М. Асташова // Духовная жизнь Дальнего Востока России. Материалы регион, науч.-практ. конф., посвященной 2000-летию христианства. — Хабаровск, 2000. С. 20 - 23.

166. Асташова, Н. М. Закон о религии и религиозные организации в Амурской области / Н. М. Асташова // Приамурье на рубеже веков. Тезисы докладов регион, науч.-практ. конф. 22 — 24 октября. Благовещенск, 2001. — С. 97 -102.

167. Бабкин, М. А. Приходское духовенство Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 г. / М. А. Бабкин // Вопросы истории. — 2003.-№ 6.-С. 59-71.

168. Бакшеева, Е. Б. Таинства брака, рождения и смерти на страницах метрических книг / Е. Б. Бакшеева // Словесница искусств. — 2000. — № 6. — С. 18-19.

169. Бонч-Бруевич, В. Д. Владимир Ильич и религиозный вопрос / В. Д. Бонч-Бруевич // Антирелигиозник. — 1929. № 1. — С. 6 — 25.

170. Булгаков, Николай. Подвиг патриарха // Москва. — 1990. — № 12. — С. 149-159.

171. Действия власти // Путь. 1923. 11 января. С. 3.

172. Духовная жизнь Дальнего Востока России: Материалы регион, науч.-практ. конф. Хабаровск, 2000. - 320с.

173. Дамаскин (Орловский), игумен. Гонения на Русскую православную церковь в советский период / Дамаскин (Орловский), игумен // Православная энциклопедия под ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия И. — М., 2000.-С. 179-189.

174. Ермацанс, И. А. Преемники епископа Иннокентия (Вениаминова) / И. А. Ермацанс // Христианство на Дальнем Востоке. Материалы междунар. науч. конф. 19 — 21 апреля 2000 г. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного госуниверситета, 2000. С. 32 — 38.

175. Жижков, В. В. Дискуссии середины 1920-х гг. о методах антирелигиозной пропаганды / В. В. Жижков // Гуманитарные науки в Сибири: Сер. Отечественная история. 2003. - № 2. - С. 28 - 32.

176. Журавский, А. В. Приход в Русской православной церкви. XX век / А. В. Журавский // Православная энциклопедия. — Т. 4. — М., 2002. — С. 275 — 293.

177. Как образовался ЦДВК и настоящий его состав // Голод. — 1922. -7 сентября.

178. Кудрявцев, А. И. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в современной России / А. И. Кудрявцев // Десять лет по пути свободы совести. -М., 2002. С. 8-9.

179. Кулинич, Н. Г. Образовательный аспект социокультурной динамики в городах Дальнего Востока РСФСР в 1920 — 1930-е гг. / Н. Г. Кулинич // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2004. — № 1 (1). — С. 116 — 124.

180. Лавренцов А. За землю, за волю!. // «Хотелось бы всех поименно назвать.». Т. 1.-Комсомольск-на-Амуре, 1998.-С. 16—19.

181. Ленин, В. И. Социализм и религия / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. — Т. 12.-М., 1972.-С. 142-147.

182. Ленин, В. И. Об отношении рабочей партии к религии / В. И. Ленин // Полн. сбор. соч. Т. 17. - М., 1973. - С. 415 - 421.

183. Ленин, В. И. Речь на I Всероссийском съезде работниц / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 37. - М., 1974. - С. 186.

184. Ленин, В. И. Проект программы РКП (б) / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.-Т. 38.-М., 1974.-С. 118.

185. Ленин, В. И. О значении воинствующего материализма / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 45 - М., 1972. - С. 23 - 33.

186. Лобазов, П. К. Из истории церковной контрреволюции / П. К. Лоба-зов // Вопросы истории Советского Дальнего Востока. Вып. III. Советский

187. Дальний Восток в период строительства социализма в СССР (1917 — 1958 гг.): (Тез. докл. и сообщ.) / СО АН СССР. Дальневост. филиал им. В. JI. Комарова. — Владивосток, 1965. С. 39 - 42.

188. Лобазов, П. К. Антисоветский церковный фронт органическая часть заговора враждебных сил против Советской республики / П. К. Лобазов // Общественные науки: Материалы конф. / MB и ССО РСФСР, ДВПИ им. В. В. Куйбышева. - Владивосток, 1971. — С. 133 — 181.

189. Мень, А., протоиерей. Религия, культ личности и секулярное государство (Заметки историка религии) / А. Мень, протоиерей // На пути к свободе совести. — М.: Прогресс, 1989. 88 - 111.

190. Мизь, Н. Г. Православные станицы военной истории Дальнего Востока / Н. Г. Мизь // Христианство на Дальнем Востоке: Материалы междунар. науч. конф. Ч. 2. Владивосток, 2000. - С. 61 - 65.

191. Мизь, Н. Г. Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь. (Публикация подготовлена по дореволюционным материалам, воспоминаниям старожилов и очевидцев) / Н. Г. Мизь // Записки Общества изучения Амурского края. 1996. - Т. XXIX. - С. 73 - 89.

192. Мизь, Н. Г. К вопросу о численности православных храмов Владивостока / Н. Г. Мизь // Известия Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. Т. V. - Владивосток, 2000. - С. 140 - 147.

193. Одинцов, М. И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) / М. И. Одинцов // На пути к свободе совести. — М.: Прогресс, 1989. — С. 44-71.

194. Одинцов, М. И. Хождение по мукам. 1939 1954 годы (государственно-церковные отношения в СССР) / М. И. Одинцов // Наука и религия. -1990.-№8.

195. Одинцов, М. И. Декларация митрополита Сергия от 29 июля 1927 года и борьба вокруг нее / М. И. Одинцов // Отечественная история. — 1992. -№6.-С. 123-140.

196. Попов, В. П. Государственный террор в Советской России. 1923 -1953 гг. (источники и их интерпретация) / В. П. Попов // Отечественные архивы. 1992. - № 2. - С. 20 - 30.

197. Поспеловский, Д. В. Русская православная церковь: испытания начала XX века / Д. В. Поспеловский // Вопросы истории. — 1993. — № 1. — С. 42 — 54.

198. Прозорова, Г. В. Первый епископ Владивостокско-Камчатской епархии Евсевий (Никольский) / Г. В. Прозорова // Арсеньевские чтения, 7-е. Тез. докл. регион, науч. конф. по проблемам истории, археологии и краеведения. — Уссурийск, 1994. С. 53 — 57.

199. Свищев, М. П. Современная религиозная ситуация в России и Хабаровском крае / М. П. Свищев // Из опыта работы Правительства Хабаровского края с институтами гражданского общества. — 2003. № 1. — С. 14 — 27.

200. Суржик, А. Сохранить наследие. (О памятниках церковной архитектуры Владивостока) // Журнал Московской Патриархии. — 1990. № 4. — С. 28 -29.

201. Шестак, О. И. Отношение «государство-церковь» в СССР и на Дальнем Востоке в 1920-е 30-е гг. / О. И. Шестак // Христианство на Дальнем Востоке. Ч. 2. Материалы междунар. науч. конф. - Владивосток, 2000. — С. 251 -253.

202. Вишнякова, И. Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания: Автореф. дис. . канд. юрид. наук / И. Н. Вишнякова. — М., 2000.-23с. *

203. Кусакин, А. А. Становление и развитие массового атеизма на Дальнем Востоке СССР: Автореф. дис. . канд. ист. наук/ А. А. Кусакин. — Л., 1983. -19с.

204. Маленков, В. В. Государственная политика в области религии на Дальнем Востоке России(1917—1937 гг.): Автореф. дис. . канд. ист. наук/В. В. Маленков. — Южно-Сахалинск, 2004. 31с.

205. Потапова, Г. А. Историко-политологическое исследование взаимоотношений государства и Русской православной церкви (1917 1999 гг.): Автореф. дис. канд. полит, наук / Г. А. Потапова. — Н. Новгород, 2000 — 28с.

206. Потапова, Н. В. Религиозная жизнь Сахалина (во второй половине XIX — начале XXI вв.). Автореф. дис. канд. ист. наук / Н. В. Потапова. — Владивосток, 2004. 27с.

207. Сачкова, Л. И. Из истории атеистического воспитания трудящихся Дальнего Востока (1917 1925). Автореф. дис. канд. ист. наук / Л. И. Сачкова.-М„ 1969.-28с.

208. Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. Изд. 3-е. М., 1976.

209. Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. — М: Советская энциклопедия, 1997. — 712 с.

210. Православная энциклопедия / Под общ. ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Русская православная церковь. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.

211. Православные монастыри России. Краткий справочник. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. — 260с.

212. Православные храмы Удмуртии. Справочник-указатель. Ижевск: Удмуртия, 2000. - 480с.

213. Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1997. 596с.78. «Хотелось бы всех поименно назвать.». Книга-мартиролог. Т. 1—3. Комсомольск-на-Амуре, 1998, 2001,2003.

214. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. -М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993.

215. Христианство: словарь /Под общ. ред. Л. М. Митрохина и др. М.: Республика, 1994.1. ГА

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.