Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат юридических наук Лепяхова, Светлана Васильевна

  • Лепяхова, Светлана Васильевна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2005, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 184
Лепяхова, Светлана Васильевна. Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации: дис. кандидат юридических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2005. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Лепяхова, Светлана Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН.

§ 1. Этнокультурная безопасность в полиэтническом обществе: теоретико-методологические аспекты.

§ 2. Сферы этнокультурной безопасности.

§ 3. Угрозы этнокультурной безопасности в процессах трансформации российской государственности. fir

§ 4. Этнокультурная безопасность государствообразующего русского ® народа.

Глава 2. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

§ 1. Политико-правовая оптимизация этнокультурной безопасности в контексте миграционных процессов.

§ 2. Институционально-правовое обеспечение этнокультурной безопасности.

§ 3. Политико-правовые технологии обеспечения этнолингвистической безопасности.

§ 4. Институт национально-культурной автономии в системе защиты этнокультурной безопасности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, являющееся приоритетным направлением деятельности государства на современном этапе, включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение этнокультурного достояния всех народов России. Нарушение этнокультурного воспроизводства традиционных ценностных порядков может привести этнические общности к таким негативным явлениям, как рост преступности, депопуляция, морально-нравственная деградация, психологическая дезориентация, девиация поведения, маргинализация. Многочисленные этнические конфликты, этническая напряженность, религиозные и культурно-языковые движения и объединения показывают, что этнокультурные проблемы, в новейшей истории не только не утратили значимости и актуальности, но и, напротив, приобрели главенствующее значение в жизни полиэтнических государств.

Угрозы этнокультурной безопасности в современном обществе проистекают из разнообразных источников. Еще в прошлом столетии стало очевидно, что процессы индустриализации и модернизации, сопровождающиеся разрушением уникальных этнокультурных укладов в ходе трансформации институтов традиционного общества, приводят к росту угроз этно-эгоизма, этноцентризма и шовинизма, ставших своего рода реакцией на потерю этнокультурной идентичности.

Неконтролируемая этническая миграция населения, способствующая возникновению этнокультурных конфликтов, мигрантофобии, усилению националистических настроений, этносепаратизма, является не меньшей проблемой для национальной безопасности, чем экономическая дестабилизация, также актуализирующая этнокультурные процессы.

Современное информационное общество, свободный обмен информацией и культурными ценностями, однополярная глобализация, экологический кризис и масс-культура, а также другие угрозы и вызовы современному культурному и языковому многообразию планеты составляют на сегодняшний день основу для теории этнокультурной безопасности.

В том случае, если культурно-языковые запросы остаются не удовлетворенными, инициативу в свои руки перехватывают лидеры националистических движений, использующих просчеты государства по обеспечению этнокультурных прав и свобод в своих корыстных целях. Поэтому широкое обеспечение этнокультурной безопасности всех без исключения российских этносов должно стать одной из главных проблем юридической и политической этнологии, а также основой российской государственной национальной и региональной политики.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной научной литературе этнокультурная безопасность анализировалась в контексте миграционных процессов С.А. Панариным, предложившим учитывать необходимость ее обеспечения в ходе контроля за миграционной ситуацией в стране, а также при рассмотрении некоторых аспектов национальной безопасности. Более широкое понимание этнокультурной безопасности представлено в исследованиях JI.C. Перепелкина и В.Г. Стельмаха, рассмотревших некоторые ее угрозы, механизмы и институты в контексте государственной национальной политики, которая должна быть направлена на снижение рисков в межэтнических отношениях. Кризисные последствия межкультурного взаимодействия для этнических сообществ Российской Федерации изучал в своих работах В.Г. Бабаков.

Правовые аспекты этнокультурного взаимодействия, а также развития межэтнических отношений в современной России содержат работы А.Х. Абашидзе, Ф.Р. Ананидзе, JI.B. Андриченко, И.Л. Бабича, H.A. Богданова,

М.Н. Губогло, Б.С. Крылова, В.А. Кряжкова, М.А. Нагорной, А.И. Овчинникова, Б.А. Страшуна, Т.Я. Хабриевой.

Этнополитическое измерение культурно-языковых процессов рассмотрено в трудах известных специалистов в области российской национальной политики Р.Г. Абдулатипова, Г.С. Денисовой, В.В. Коротеевой, Н.М. Мухорямова, В.А. Тишкова, JI.JI. Хоперской и др. Конфликтологический анализ этнокультурных и этнополитических процессов содержат работы В.А. Авксентьева, A.B. Дмитриева, Ю.Г. Запрудского, Х.В. Дзуцева, В.А. Шаповалова и др.

Социологические и культурологические аспекты этнокультурной безопасности, межэтнических отношений рассматриваются социологами и этнологами Ю.В. Арутюняном, A.A. Безвербным, A.C. Безвербным, В.Г. Бабаковым, М.Н. Губогло, JI.H. Гумилевым, А.К. Дегтяревым, JIM. Дробижевой, М.Ю. Мартыновой, СЛ. Матвеевой, М.О. Мнацаканяном, С.А. Панариным, А.И. Першиц, Я.С. Смирновой, З.В. Сикевич, A.A. Сусоколовым, Ж. То-щенко.

Работы зарубежных исследователей У. Альтерматта, Б. Андерсона, О. Бауэра, Э. Геллнера, К. Реннера, А. Лейпхарта, Э. Смита, С. Хантингтона, М. Хроха, К. Хюбнера, Э. Яна и других были использованы в качестве методологической базы исследования этнокультурных феноменов в контексте основных тенденций формирования индустриального и постиндустриального общества, развития сложного полиэтнического государства, современного государственно-правового строительства, а также глобализации.

Несмотря на наличие отдельных работ, комплексный анализ угроз и рисков в сфере этнокультурной безопасности не проводился, политические и правовые институты, обеспечивающие культурно-языковую идентичность российских этносов на уровне монографических, концептуальных исследований, не рассматривались.

Объектом исследования является современная этническая политика Российского государства, а предметом - выступают политико-правовые технологии обеспечения этнокультурной безопасности и этнокультурной идентичности российских этносов.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе политико-правовых механизмов и институтов, обеспечивающих этнокультурную безопасность в современном Российском государстве.

Для достижения этой цели в диссертационном исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

- определить основные теоретико-методологические подходы к исследованию этнокультурной безопасности;

- выявить основные угрозы этнокультурной безопасности в процессах модернизации российской государственности, рассмотреть влияние глобализации на этнокультурные процессы в современном обществе;

- проанализировать политико-правовые механизмы обеспечения этнокультурной безопасности в контексте миграционного законодательства и концепции национальной политики России;

- рассмотреть правовые аспекты культурно-языковой политики государства, показать значение этнолингвистической безопасности для его стабильного развития и технологии защиты культурно-языковой идентичности российских этносов;

- дать характеристику института национально-культурной автономии в контексте оптимизации обеспечении этнокультурной безопасности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- определены основные характеристики этнокультурной безопасности как политико-правового института;

- выделены и проанализированы основные сферы этнокультурной безопасности в контексте модернизации российского общества;

- рассмотрены угрозы этнокультурной безопасности в языковой, религиозной, идеологической сфере, дана оценка значимости этнокультурной идентичности русского народа для национальной безопасности Российской Федерации;

- проанализированы концептуальные основания, принципы и институты обеспечения этнокультурной безопасности в миграционной правовой политике;

- дана характеристика юридических механизмов и технологий защиты этнокультурной безопасности в современном Российском государстве;

- показаны особенности политико-правового обеспечения этнолингвистической безопасности российских этносов;

- выявлены основные тенденции институционального развития и предложены технологии оптимизации политико-правового регулирования деятельности национально-культурных автономий.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурная безопасность представляет собой состояние стабильного существования, воспроизводства и самобытного развития этнокультурных комплексов всех народов России. Этнокультурная безопасность обеспечивается системой государственных гарантий осуществления этнокультурных прав индивидов и этнических групп, а также институтов, сохраняющих культурно-языковую идентичность этнических сообществ в процессах реализации программ взаимообмена культурными ценностями. Среди сфер этнокультурной безопасности выделяются: язык как основа идентификации и этнический символ; духовная идентичность как фундамент мировосприятия и стержень иерархии этнических ценностей; этническое самосознание; хозяйственно-экономический уклад жизни этнических сообществ.

2. С целью предупреждения межэтнических конфликтов этнокультурная безопасность должна быть признана в качестве одного из приоритетов миграционной правовой политики, что позволит организовать такое сосуществование этносов в рамках одного государства, которое не будет разрушительным для этнокультурного воспроизводства и станет созидательным для диалога этнокультур. Для формирования институтов миграционного права необходим учет "оптимальной межэтнической дистанции" в различных миграционных зонах, а также анализ следующих факторов: геополитические, экономические и историко-культурные особенности миграционных зон, социально-экономическое развитие и экологическая обстановка в регионах, наличие целевого земельного фонда, этнокультурная совместимость, специфика этнопсихологии мигрантов. Необходимо предусмотреть принятие Федерального закона об обеспечении этнокультурной безопасности мигрантов и местного населения, целями которого должны быть управление этнокультурным взаимодействием в миграционных регионах, преодоление негативных последствий этнокультурной специфики прибывающих в России граждан, создание условий для беспрепятственной реализации этнокультурных прав мигрантов.

3. Процесс глобализации сопровождается аккультурацией и маргинализацией этнокультурных сообществ, притеснением региональных этноэлит транснациональными политическими и экономическими структурами, что ведет к игнорированию региональных интересов в сфере этнокультурных прав и свобод, разрушению этноэкоценозов в ходе реализации рентабельных экономических проектов. Ценностные предпочтения и культурные архетипы большинства российских этносов характеризуются своей социоцентрич-ностью или коллективизмом, что с позиции "рыночного общества" рассматривается как архаичный уклад, тормозящий модернизацию. В условиях доминанты спекулятивной финансовой системы и капиталистической экономики те российские этносы, хозяйственная жизнь которых строилась по иным культурным архетипам, обречены либо на гибель, либо на изменение культурного кода. Глобальная мировая культура, или геокультура, формирующаяся на основе деловой и потребительской культуры в ходе модернизации, представляет опасность "воспроизводству" этнокультур. Разрушение традиционного образа жизни и привычной картины мира становится одним из факторов, способствующих появлению экстремистских настроений.

4. Ограничение прав и свобод федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), должно применяться к тем источникам массовой информации, которые разрушают духовно-нравственную составляющую этнокультурной безопасности народов России, особенно государствообразующего русского народа. В результате отсутствия защитных мер со стороны государства разрушению традиционных ценностей народов России в процессе модернизации, а также радикальных реформ культурной, социальной и миграционной политики возникла угроза утраты русским этносом своей этнокультурной идентичности и демографической катастрофы.

5. Институциональные ресурсы защиты языка формируются с помощью таких мероприятий внешней системы этнолингвистической безопасности, как сохранение среды традиционного образа жизни носителей языка, этносреды, самобытных промыслов и форм трудовой деятельности, религии и культурно-исторических памятников. К элементам внутренней системы этнолингвистической безопасности следует отнести следующие приоритетные мероприятия культурно-языковой правовой политики: научные исследования этнических языков, преподавание этнических языков, свобода выбора языка воспитания, обучения и образования. Особые юридические гарантии требуются языкам "нетитульных" этносов, проживающих за пределами своих национально-административных образований или не имеющих их. С целью адекватного обозначения роли русского языка в государственной жизни требуется придание ему официального статуса "общегосударственного языка Российской Федерации".

6. Функционирование института национально-культурной автономии является оптимальным способом обеспечения этнокультурной безопасности без ущерба общегосударственным интересам и иноэтническим ценностям. Действующее законодательство ограничивает право на самоопределение в форме национально-культурной автономии, а также право на равенство всех этнических общностей, проживающих на территории Российской Федерации, не находящихся в ситуации численного меньшинства на соответствующей территории, гарантированное Конституцией РФ. Местным и региональным автономиям должно быть предоставлено право на участие в выборах, осуществление представительства в органах власти, на законодательную инициативу, хозяйственную, культурную, международную деятельность, а также на ведение предпринимательской или хозяйственной деятельности, связанной с развитием традиционных промыслов, этнической культуры, собственных информационных, издательских и иных структур.

Теоретико-методологической основой исследования, наряду с общенаучными методами системно-структурного, институционального анализа, выступают принципы и методы юридической и политической конфликтологии, теории государства и права, культурологии. В ходе анализа кризисных явлений к этнокультурным процессам были привлечены современные концепции социокультурной идентичности российской цивилизации, ее истории, самобытности и политико-правовой преемственности. Для исследования этнокультурной политики Российского государства, современных этнических процессов использовались методы юридической этнологии, политической этнологии и антропологии.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Предпринятый в диссертационном исследовании политико-правовой анализ этнокультурной безопасности позволит обеспечить-государственную защиту культурно-языковой идентичности народов Российской Федерации, что необходимо для стабильного развития многоэтнического российского общества, национальной безопасности, достижения межэтнического согласия. Материалы исследования могут быть использованы в качестве опорных источников по политологии, теории государства и права, юридической конфликтологии, философии права, конституционному праву России и зарубежных стран. Диссертация может быть использована в плане практических рекомендаций по формированию доктрины национальной безопасности и этнической политики, дальнейшим реформам государственно-правовых институтов России.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на четырех Международных и Всероссийских конференциях, "круглых столах": "Конституция Российской Федерации и развитие отраслевого законодательства" (Белгород, 2003), "Государственность и право славянских народов: состояние и перспективы развития" (Ростов-на-Дону, 2004), "Геополитика террора и терроризма" (Ростов-на-Дону, 2005), "Миграционные процессы в условиях глобализации" (Ростов-на-Дону, 2005). Основные положения исследования отражены в четырех публикациях общим объемом 1,1 п.л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, состоящие из восьми параграфов, заключение и список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Лепяхова, Светлана Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе диссертационного исследования мы пришли к выводу о том, что этнокультурная безопасность представляет собой состояние стабильного функционирования, воспроизводства и самобытного развития этнокультурных комплексов всех народов России. Этнокультурная безопасность обеспечивается системой государственных гарантий осуществления этнокультурных прав индивидов и этнических групп, а также институтов, гарантирующих сохранность культурно-языковой идентичности в процессах реализации программ взаимообмена культурными ценностями. Среди сфер этнокультурной безопасности отдельно выделяются: язык как основа идентификации и этнический символ; духовная идентичность как фундамент мировосприятия и стержень иерархии этнических ценностей; этническое самосознание; хозяйственно-экономический уклад жизни этнических сообществ.

Современный этноцид определяется следующими факторами: первенство общегосударственного начала (абстрактной общности всех населяющих его граждан) над интересами конкретного большого или малого этноса; недостаток внимания к этнической специфике, традиционным сферам жизнедеятельности; излишний патернализм; администрирование; бюрократизм и формализм в подходах к этнонациональной проблематике. Модерни-зационные реформы вместо улучшения социокультурных условий жизни российских этносов создают предпосылки этноцида.

Возможность ограничения прав и свобод федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ должна применяться к тем источникам массовой информации, которые разрушают духовно-нравственную составляющую этнокультурной безопасности русского народа. Необходимо конкретизировать данную норму в отдельном федеральном конституционном законе, предусмотрев специальные юридические механизмы обеспечения права на

166 этнокультурную идентичность в Российской Федерации всех этнических общностей, проживающих на ее территории.

На наш взгляд, этнокультурная безопасность должна быть признана в качестве главного приоритета миграционной правовой политики, что позволит организовать такое сосуществование этносов в рамках одного государства, которое не будет разрушительным для этнокультурного воспроизводства и станет созидательным для диалога этнокультур. Для формирования институтов миграционного права необходим учет "оптимальной межэтнической дистанции" в различных миграционных зонах. Каждый регион имеет собственную этническую структуру и соответствующую дистанцию между этносами, и миграционное право должно учитывать эту дистанцию, чтобы не "сломать" данную структуру. Такие мероприятия возможно реализовать путем принятия ряда нормативных актов на федеральном уровне, прежде всего Федерального закона об обеспечении этнокультурной безопасности мигрантов и местного населения, целями которого должны быть: управление этнокультурным взаимодействием в миграционных регионах, преодоление негативных последствий этнокультурной специфики прибывающих в Россию граждан, создание условий для беспрепятственной реализации этнокультурных прав мигрантов. При этом должны быть учтены нормы международного права, геополитические, экономические и историко-культурные особенности миграционных зон, социально-экономическое развитие и экологическая обстановка в регионах, наличие целевого земельного фонда, этнокультурная совместимость, специфика этнопсихологии мигрантов. Необходимо также ужесточить миграционное законодательство для некоренных этносов России, титульных мигрантов (таджиков, азербайджанцев, узбеков и т.п.), принять закон о репатриации и ввести льготный правовой режим для русских, живущих в странах СНГ.

Предоставление дополнительных гарантий этнокультурным сообществам должно быть обязательным по отношению к тем этносам, которые не имеют на территории России собственной государственности. С целью сохранения самобытного культурного творчества некоренных этносов требуется особый правовой режим, предоставляющий возможность поддержания свободных и беспрепятственных контактов с представителями родственных групп населения, проживающих в других государствах, в тех рамках, которые связаны интересами государственной и региональной безопасности.

В контексте современных тенденций постиндустриального общества мы пришли к выводу о том, что процесс глобализации сопровождается аккультурацией и маргинализацией этнокультурных сообществ, приводящими к обострению этнического самосознания, вытеснению этноэлит транснациональными политическими и экономическими структурами. Это ведет к игнорированию региональных интересов в сфере этнокультурных прав и свобод, разрушению этноэкоценозов при реализации рентабельных проектов. Ценностные предпочтения в культурных архетипах большинства российских этносов характеризуются социоцентричностью или коллективизмом, что с позиции "рыночного общества" рассматривается как архаичный уклад, тормозящий модернизацию. В условиях доминанты спекулятивной финансовой системы и капиталистической экономики те этносы, хозяйственная жизнь которых строилась по другим принципам, обречены либо на гибель, либо на изменение культурного кода.

Либеральная парадигма развития государственной политики России не предусматривает специальных государственно-правовых механизмов защиты этнокультурных ценностей. Глобальная мировая культура, или геокультура, формирующаяся на основе деловой культуры и потребительского культа модернизации, представляет угрозу прежде всего для "воспроизводства" этнокультур: культурной ассимиляцией, потерей этнокультурной самобытности, утрачиваемой в ходе заимствования лучшего из технологий бизнеса, пропагандируемых современными теоретиками менеджмента. Разрушение традиционного образа жизни и привычной картины мира становится одним из факторов, способствующих появлению экстремистских настроений.

Опасность потери этнокультурной идентичности государствообра-зующего русского народа предполагает необходимость принятия мер по обеспечению государственной безопасности. В результате отсутствия защитных мер со стороны государства, разрушения традиционных ценностей русского этноса в ходе информационного обмена с англоамериканской цивилизацией, либерального отрицания патриотических и консервативных идей, русофобии среди интеллектуальной элиты, а также не продуманной миграционной политики возникла угроза утраты русским этносом этнокультурной идентичности, а также демографической катастрофы. В законодательстве о языке должны быть отдельно оговорен статус русского народа как государствообразующего, признана особая роль его истории и культуры в становлении Российского государства и предусмотрены дополнительные меры по организации защиты культурно-нравственных и патриотических ценностей. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, а также учитываться в политической, экономической и культурной жизни национальных республик, приниматься во внимание при составлении международных и экономических проектов.

Особую защиту необходимо обеспечить этническим языкам. Институциональные ресурсы защиты языка формируются из таких компонентов внешней системы этнолингвистической безопасности, как, с одной стороны, сохранение среды традиционного образа жизни носителей языка, этносре-ды, самобытных промыслов и форм трудовой деятельности, религии и культурно-исторических памятников. К элементам внутренней системы этнолингвистической безопасности следует отнести приоритетные мероприятия культурно-языковой правовой политики: научные исследования этнических языков, их преподавание, свобода выбора языка воспитания, обучения и образования. Особые юридические гарантии требуются языкам "нетитульных" этносов, проживающих за пределами своих национально-административных образований или не имеющих их. С целью адекватного обозначения роли русского языка в государственной жизни требуется признание его официального статуса как "общегосударственного языка Российской Федерации".

Полагаем, что институт национально-культурной автономии является оптимальным способом обеспечения этнокультурной безопасности без ущерба общегосударственным и иноэтническим ценностям и интересам. Действующее законодательство ограничивает право на самоопределение в форме национально-культурной автономии, а также право на равенство всех этнических общностей, которые проживают на территории Российской Федерации, не находящихся в ситуации численного меньшинства на соответствующей территории, гарантированное Конституцией РФ. Местным и региональным автономиям должны быть предоставлены права на участие в выборах, осуществление представительства в органах власти, на законодательную инициативу, хозяйственную, культурную, международную деятельность. Кроме того, автономии должны обладать возможностью заниматься предпринимательством или хозяйственной деятельностью с ориентацией на развитие традиционных промыслов, этнической культуры, а также иметь собственные информационные, издательские и иные структуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Лепяхова, Светлана Васильевна, 2005 год

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)//Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // Российская газета. 2001. 20 декабря.

3. Международный пакт от 16.12.1966 г. "Об экономических, социальных и культурных правах" // Ведомости ВС СССР. 1976. 28 апреля. № 17. Ст. 291.

4. Международный пакт от 16.12.1966 г. "О гражданских и политических правах" // Ведомости ВС СССР. 1976. 28 апреля. № 17. Ст. 291.

5. Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств (ETS № 148) (принята в г. Страсбурге 05.11.1992 г.) // Консультант Плюс. Международное право.

6. Федеральный закон от 19.06.1996 г. "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. № 26. Ст. 3030.

7. Закон РФ от 10.07.92 г. № 3266-1 "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

8. Федеральный закон от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях изби- 1Т^ рательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

9. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. (ред.22,08.2004.) "О национально-культурной автономии" // Собрание законодательства РФ. 1996. JMk

10. Федеральный закон от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. #

11. Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации" (принят ГД д ф ФС РФ 16.04.1999 г.)// Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

12. Закон РСФСР от 26.04.1991 г. № 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 18. Ст. 572.

13. Закон РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1428.

14. Закон РСФСР от 25.10.1991 г. № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

15. Федеральный закон от 01.06.2005 "О государственном языке Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 06.06.2005. Ст. 2199.

16. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных ф объединениях" (принят ГД ФС РФ 14.04.1995 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 г. // Российская газета. 2004. 27 мая. Диссертационные исследования, авторефераты

18. Богатырев А.З. Конституционно-правовые основы развития совре- ф менных федеративных отношений в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.

19. Гонов A.M. Проблемы депортации и реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа: 20-90-е годы XX века: Автореф. дис. ... докт. истор. наук. Ростов н/Д, 1998.

20. Двадненко В.О. Конституционные основы российского федерализма: Автореф. дис. .,. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.

21. Дегтярев А.К. Идеология национализма: социокультурный подход: Автореф. дис. ... докт. филос. наук. Ростов н/Д, 1998.

22. Лабунец М.И. Политический экстремизм: этнонациональная регионализация: Автореф. дис. ... канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2002.

23. Нечепуренко П.Я. Процессы чеченского этнонационального само- -ifc) определения: государственно-правовая институционализация: Автореф. дис. в> ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.

24. Новиков Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.

25. Сакун М.В. Процессы этнонационального самоопределения (на примере Северного Кавказа): Дис. ... канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2001. # Монографии, статьи, тезисы и доклады на конференциях

26. Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов. Международно-правовой анализ. М., 1997.

27. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.

28. Алексеев Н.Н. О гарантийном государстве // Русский народ и государство. М., 1998.

29. Алексеев С. Теория права. Харьков, 1994.

30. Андриченко Л.В. Регулирование и зап1;ита прав национальных меньшинств в законодательстве зарубежных стран // Государство и право. ^ 2002. № 3 .

31. Аниканов М.В., Степанов В.В., Сусоколов А.А. Титульные этносы Российской Федерации: Аналитический справочник. М., 1999.

32. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. М., 1998.

33. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993.

34. Баранов П.П., Овчинников А.И. Правовая этнология - современное самостоятельное направление в отечественной юридической науке // Философия права. 2002. № 2.

35. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия // Нации и национализм. М., 2002.

36. Безвербный А.А., Безвербный А.С. Этнос и межэтнические отношения (философско-политический аспект). Ростов н/Д, 2000. 50.

37. Бахтин Н. Коренное население Крайнего Севера Российской Феде- * ф рации. СПб., 1993.

38. Вдовий А.И. Этнополитика и формирование новой государственности в России // Кентавр. 1994. № 1.

39. Вьюнов Ю.И. Миграционные процессы на Северном Кавказе и их влияние на состояние межнациональных отношений и преступности // Российский следователь. 2001. № 1.

40. Гатагова Л.С. Кавказ после Кавказской войны: этноконфликтный аспект // Россия и Кавказ - сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. #

41. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

42. Государство, право и межнациональные отношения в странах за- Ф паднойдемократии. М., 1993.

43. Государство, этносы, сепаратизм и проблемы прав человека: Материалы "круглого стола": проблемы, дискуссии, предложения, М., 2000.

44. Гусейнов Г. и др. Этнос и политическая власть // Век XX и мир. 1989. № 9 .

45. Деметрадзе М.Р, Межэтническая дистанция на Кавказе: теоретический и эмпирический ананиз. М., 1998.

46. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

47. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М., 2000.

48. Карпов Ю.Ю. Россия и этносоциальные процессы на Северном Кавказе в Новое и Новейшее время // Россия и Кавказ - сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001.

49. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека: Введение в антропологию. СПб., 1998. 'Г

50. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1996.

51. Конституционный закон от 8 мая 1992 г. "О правах и свободах человека и правах этнических и национальных сообществ или меньшинств в Республике Хорватия" // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.

52. Крылов Б.С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. № 8.

53. Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы) // Государство ''^^. иправо. 2000. № 1.

54. Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7.

55. Мастюгина Т.М., Стельмах В.Г. Малые народы Севера и Дальнего Востока: Основы правового статуса в свете принципов международного mi ф права и зарубежного опыта // Рос. бюл. по правам человека / Проект, группа по правам человека. 1994. Вып. 4.

56. Матвеева Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии // Общественные науки и современность. 1997. № 1.

57. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. №1. т^ 40. Международная защита прав и свобод человека: Сборник докумен-^ тов. М., 1990. Vp

58. Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996. Т. 1.

59. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и Панарина. М., 2000.

60. Мунтян М.А. Национализм в эпоху постиндустриализма: попытка нового прочтения // Кентавр. 1994. № 1.

61. Наука о Кавказе: проблемы и перспективы: Материалы I съезда ученых-кавказоведов (27-28 августа 1999 г.) / Под ред. В.Г. Игнатова. Ростов н/Д, 2000.

62. Национальная политика России: История и современность / Под '^ -^ ред. В.А. Михайлова, Р.Г. Абдулатипова и др. М., 1996. ^ 46. Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской, А. Малашенко; Моск. центр Карнеги. М., 1999.

63. Нефедов В.Н. Роль обычного права адыгов и казаков в системе права Российской Федерации // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999.

64. Никишенков А.А. Обычное право и проблемы его библиографии // Обычное право народов России: Библиографический указатель / Сост. А.А. Никишенков; под ред. Ю.И. Семенова. М., 1998.

65. Никовская Л.И., Степанов Е.И. Формирование конфликтологии эт- но-национальных отношений // Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. М., 1999.

66. Новгородцев В. Дагестан устоит, если останется единым // Мир права. 2001. № 5 .

67. Обсуждение проекта Закона Российской Федерации "Основы правового статуса коренных народов Севера" // Этнографическое обозрение. 1995. №6. Ст. 134-135.

68. Обпдая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. I. "Ф ^^ #^ W

69. Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвен1ш, алтайцы, шорцы). М., 1997.

70. Олейников Д.И. Россия в Кавказской войне: поиски понимания // Россия и Кавказ - сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001.

71. Панарин А. Позиционно-исторические предпосылки современной '^) политической ситуации в кавказско-закавказском регионе // Россия и Кавказ — W сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001.

72. Парижская Хартия для новой Европы // Общеевропейская встреча в верхах. Париж, 19-21 ноября 1990 г.: Документы и материалы. М., 1991.

73. Патракова В.Ф., Черноус В.В. Историография Кавказской войны: в поиске новой парадигмы // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы: Материалы I съезда ученых-кавказоведов (27—28 августа 1999 г.) / Под ред. В.Г. Игнатова. Ростов н/Д, 2000.

74. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Этнология права // Вестник РАН. 1997. № 9.

75. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа// Общественные науки и современность. 1998. J№ 1.

76. Петров Н.В. Что такое полиэтнизм? // Политические исследования. 1993. № 6.

77. Поздняков Э.А. Национализм: теория и практика. М., 1994.

78. Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994.

79. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М., 1993. т i'^.

80. Полянский B.C. Историческая память в этническом самосознании народов // Социологические исследования. 1999. № 3.

81. Постнова В. Башкир придумали большевики... вместе со Столыпиным // Независимая газета. 2002. 11 июня.

82. Постнова В. Кряшены отмежевались от татар // Независимая газета. 2002. 11 марта.

83. Право народов на самоопределение: идея и воплощение. М,, 1997.

84. Празаускас А.А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Политические исследования. 1997. № 2.

85. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов) / Отв. ф ред. СИ. Замогильный, Саратов, 1998.

86. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1993.

87. Сборник важнейших документов по международному праву (Сборник документов по курсу международного права): Учебно-методическое пособие / Сост. М.В. Андреева. М., 1996. Ч. 1.

88. Солженицын А. Как нам обустроить Россию // Комсомольская правда. 1990. 19 сентября.

89. Стешенко Л.А. Многонациональная Россия: государственно- правовое развитие. X-XXI вв. М., 2002.

90. Страус А.Л. Униполярность (концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России) // Политические исследования. 1997. %' № 2. ^ • • ' ^

91. Субкоманданте Маркое. Другая революция: Сапатисты против нового мирового порядка / Пер. с исп. О. Ясинского. М., 2002.

92. Сухачев В.Ю. Этническая и национальная составляющая в кавказском конфликте: пришествие чужого // Россия и Кавказ - сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001.

93. Тихонравов Ю.В. Геополитика. М., 1998.

94. Тишков В.А. Дилеммы развития России // Этнополитические исследования. 1992. № 1.

95. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) //Вопросы философии. 1998. № 9. IV'; 84. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., # 1997.

96. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

97. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб., 2002.

98. Фальборк Г., Чарнолусский В. Инородческие и иноверческие училища. СПб., 1903.

99. Федоров Б.Г. Что и как мы будем делать. М., 1994.

100. Хантингтон Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 8. ^ ' .

101. Хантингтон СП. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994. № 5.

102. Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов н/Д, 1997.

103. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997.

104. Шамба Т.М. Советская демократия и правопорядок. М., 1985.

105. Шпрингер Р. Национальная проблема. СПб., 1909.

106. Этническая психология. М., 1984.

107. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1975. . •• 103. Этнические и этносоциальные категории: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1995.

108. Этнические конфликты в СССР: причины, особенности, проблемы изучения. М., 1991.

109. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

110. Этнический фактор в жизни общества. М., 1991.

111. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1993.

112. Этничность, национальные движения, социальная практика: Сбор- V ник статей. СПб., 1995. v(l w

113. Этносы и этнические процессы: Сборник статей. М., 1993. ПО. Юшенков Н. Война в Чечне и проблемы российской государственности и демократии. М., 1995.

114. Явич Л.С. О философии права на ХХГ век // Правоведение. 2000. №4.

115. Языкова А. Война в Чечне: неизвлеченные уроки // Открытая политика. 2000. № 3-4.

116. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречили сходство // Политические исследования. 2000. № 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.