Политико-правовое учение Самуэля Пуфендорфа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Курзенин, Эдуард Борисович

  • Курзенин, Эдуард Борисович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 1999, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 153
Курзенин, Эдуард Борисович. Политико-правовое учение Самуэля Пуфендорфа: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Нижний Новгород. 1999. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Курзенин, Эдуард Борисович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПРАВОВЕДЕНИЕ И ПОЛИТОЛОГИЯ В ЕВРОПЕ XVII ВЕКА.

§ 1. Пуфендорф в контексте политической и культурной жизни Европы.

§ 2. Интеллектуальная гуманистическая традиция и Пуфендорф:

Макьявели и Бодэн.

§ 3. Гуго Гроций - идейный предшественник Пуфендорфа.

§ 4. Гоббс и Гроций.

§ 5. Немецкая политико-правовая мысль XVII века.

§ 6. Позитивная школа права: Бартоло, Джентили, Струве и другие.

Глава II. ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С.ПУФЕНДОРФА.

§ 1. Методология.

§ 2. Мораль и естественно-правовые отношения.

§ 3. От естественного права к государственному суверенитету.

§ 4. Общественные классы и власть.

§ 5. Религия и политика.

§ 6. Общие итоги: свобода личности и стабильность общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политико-правовое учение Самуэля Пуфендорфа»

Актуальность темы исследования.

Слова "демократия", "правовое государство", "общественная стабильность" звучат в нашей жизни к сожалению достаточно декларативно и будут оставаться таковыми, не будет найдена методика их реализации, пока среди групп, слоев, классов граждан России не сформируется идеология "согласия", "сближения", "взаимных уступок", а не конфликтная идеология, которая господствует сейчас на микро- и макросоциальном уровнях. Среди обществоведов нашей страны много специалистов по "кризисам", "конфликтам" и т.п., зато мало людей, работающих над тем, чтобы сделать "конфликтно-кризисную" теорию ненужной, излишней, иначе говоря, следует учиться предотвращать кризисы, а не преодолевать их, теряя не только социальные приоритеты, но и неся ощутимые материальные потери и, самое трагичное, обрекая на страдания и даже гибель людей. «Теория компромисса» (назовем ее так) - весьма актуальная для современного общества и разработке ее поможет изучение трудов малоизвестного на просторах нашего Отечества германского мыслителя XVII века п Пуфендорфа.

Пуфендорф является современником и наблюдателем жестоких конфликтов в политической жизни Европы, вполне сопоставимых с тем, что пережили наши деды и отцы. Вспомним революции "нидерландскую" и "великую английскую", Тридцатилетнюю войну, смутное время в России, освободительное движение на Украине, войны с Турцией, постоянные вооруженные конфликты за передел заморских колоний. В условиях вакханалии "законов" военного времени, политического и правового партикуляризма в Западной Европе, отсутствия уважения к жизни и имущественным правам человека, он попытался вернуть в смятенное общество Европы начало правознания, заявить о дефензивном юридическом, точнее - естественно-юридическом статусе личности, о ее неотъемлемых укорененных в акте божьего сотворения правах на жизнь, свободу, и многое другое. Антропоцентризм Пуфендорфа требовал от власть имущих преодолеть рознь и найти политический (и экономический, а порой - религиозный) компромисс путем взаимных уступок, посредством осознания первоглавной ответственности "майестатов" за судьбу каждого человека.

Всего этого не хватает и нам, людям рубежа XX века и потому мысли Пуфендорфа, его теоретические обретения и сомнения имеют для нас далеко не академический, а предметный интерес.

Предметом исследования служат воззрения немецкого теоретика права и политолога С. Пуфендорфа на право в его историческом развитии, а также оценка существовавших в XVII в. на территории Европы государственных структур и институтов. Изучалась также важнейшая проблема жизни того времени: взаимоотношения церковных и светских политико-правовых институтов.

Объектом исследования явились труды С.Пуфендорфа и отрывки из них по юридическим и политическим вопросам, в том числе переводы на русский язык XVIII - начало XIX столетия. Среди них особенное внимание было уделено основным работам Пуфендорфа "De jure naturae et gentium libri octo"1 и "De officio hominis et civis juxta legem naturalem libri duo"2

1 В "Музее книги" Государственной российской библиотеки можно найти несколько изданий XVII-XVIII вв. Английский перевод был осуществлен в 1934 - by C.W. and W.A. Oldfather (Oxford, 1934) Оксфордское издание состоит из двух томов.

2 Издания на разных языках не трудно найти в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того существует русский перевод начала XVIII века. - Лучший из "новых" переводов - это двухтомник by Frank Gardner Moore, 1927.

Использовались и другие опубликованные труды, а также письма германского ученого (см. список использванной литературы).

Новизна исследования определяется недостаточной изученностью жизни и творчества Пуфендорфа, в первую очередь в отечественном обществознании. Следует отметить, что, если в зарубежной науке о немецком философе права написано немало, то отечественные специалисты уделяли ему совершенно недостаточно внимания. Этот общий тезис может быть раскрыт посредством исторического экскурса в существующую литературу о немецком юристе и политологе.

Говоря о степени изученности в зарубежной литературе творчества Пуфендорфа, следует в первую очередь назвать изданный в Стокгольме сборник научных статей. Сборник является плодом той работы, которую проделал в городе Лунд (южная Швеция) симпозиум ученых разных стран мира. Симпозиум работа 15-16 января 1982 г.1

Он был приурочен к 350-летию со дня рождения Самуэля Пуфендорфа. Кроме того учитывалось, что правоведение в Лунде было принято к преподаванию в связи с переездом в Швецию из Германии Самуэля Пуфендорфа. На симпозиуме своими идеями поделились четырнадцать человек. В их докладах освещался вклад германского специалиста в развитие политической и юридической наук в различных странах Западной Европы и за Атлантикой. Вот некоторые типичные темы: "Пуфендорф и Дания", автор Дитлеф Тамм2, "Пуфендорф и Финляндия", автор Ларе Бьерне3; "Пуфендорф и Лейден", докладчиком

1 Samuel von Pufendorf. 1632-1982. Ett zatthistoriskt Symposium (Lund 15-16 january 1982) Redaction Kjell a Modeer / Scrifter utgivna av Institutet for zattshistorisk Forskning. Grundat ar Gustav och Carin Olin. Stockholm. 1986.

2 Tamm D. Pufendorf und Danemark.- lbid.S.81-90.

3 Bjorne L. Pufendorf und Finnland - lb. S. 90-99. был I.Th. de Smidt.1

Заслуживает внимания напечатанное в материалах симпозиума выступление Томаса Маутнора "Пуфендорф и шотландская философия XVIII столетия"2. Доклад Альфреда Дюфора назывался почти мистически "Пуфендорфово излучение во французском и англо-американском культурном пространстве"3. И пр., и пр. Не продолжая перечень, отметим лишь, что о влиянии Пуфендорфа на российскую политико-юридическую мысль серьезных выступлений (или высказываний) не было вообще. Симпозиум говорил о добрых делах Пуфендорфа, о различных аспектах его воздействия на культурную среду европейских стран, преимущественно в XVII-XVIII вв., причем это воздействие всегда получало плюсовую оценку.

Однако не всегда и не везде творчество Пуфендорфа получало только панегирические (или близкие к ним) оценки. Уже первое поколение специалистов, работавшее после Пуфендорфа, воспринимало его творчество неоднозначно. Его учитель Э. Вейгель находил в первых трудах Пуфендорфа много заимствований из своих лекций и обижался, что ученик не слишком щедр на реверансы по отношению к нему, его учителю. Невысоко оценивал Пуфендорфа великий Лейбниц (об этом подробнее будет сказано в следующей главе). Мысли Пуфендорфа по своему развивал и интерпретировал швейцарец Жан Барбейрак4, а также

1 Pufendorf und Leiden, lb. P.94-96. (Под Лейденом имелась в виду университетская корпорация этого нидерландского города).

2 Mautner Th. Pufendorf and 18 Century Scottish Philosophy. lb. P. 120-132.

3 Dufaur A. Pufendorf Ausstrahlung im franzosischen und im anglo-americanishen Kulturraum - lb. p 96ff

4 Переводы из Пуфендорфа, авторизированные прекрасным, как у большинства писателей, причастных к французской изящной словесности, слогом, завоевали широкое признание у читателей не несколько учеников Пуфендорфа в Германии, среди которых особо почетное место принадлежит Христиану Томазиусу (Томазию). Томазиуса включают, наряду с Гроцием и Пуфендорфом в тройку теоретиков "школы чистого естественного права". Его первая работа (1688)1 - чисто пуфендорфовская.

Позднее Томазиус позволил себе развить учение Пуфендорфа на свой особенный лад, особенно его моральные характеристики. Нравственные заповеди и юридические нормативы вытекают, по мнению Томазиуса, из "общего (подчеркнуто авт.) здравого смысла" только франкоговорящих стран, а также в России, где единственная "специальная" работа о Пуфендорфе В.Гольцева (Она приурочена к 200-летию смерти немецкого правоведа) целиком основана на цитировании барбейраковских текстов "из Пуфендорфа". Барбейраковские переводы преобладают и в отечественных книгохранилищах. В частности Музей книги ГРБ имеет Les devoirs de Ihomme et du citogen, tels quils lui sont par la loi naturelle. Trad, du latin de S. Puffendorf (так в тексте - авт.) par I.Barbeyrac, avectoutes ses notes.".

1Томазиус Христиан (1655-1728) - один из основателей Галльского университета, выдающийся ученый. Автор многих книг по праву, политическим вопросам, в частности - первая работа Томазиуса, изданная во Франкфурте (на Майне-?) в 1688г., имеет характерный заголовок: «Основные положения божественной юриспруденции изложенные краткими тезисами, в которых гипотезы Пуфендорфа о доктрине естественного права доступно излагаются и обосновываются, а также впервые сущность позитивных универсалий божественного права естественным правом по отдельности изучаются и понятным способом объясняются» (Institutiones jurisprudence divinae siccincte contractae, in quibus hypotheses Pufendorfii circa doctrinam juris naturae apodictice demonstrantur et corroborantur, praecepta vero juris divini positivi universalis primum a jure naturali distincte secernuntur et precipue explicantur). объединившихся в обществе людей (ex sensu communi.). В 1704 г. в Галле вышла работа Томазиуса под названием "Основы естественного права и права народов, выведенные из общего здравого смысла" (Fundamenta juris naturae ex sensu communi deducta)1.

К Пуфендорфу, равно как и другим представителям "естественно-правовой школы" отрицательно, порой резко критически относились представители других юридических (и политологических) школ Европы2.

Однако положительно относился к творческим результатам Пуфендорфа Джон Локк, Шарль Монтескье, Жан Жак Руссо и другие, как принято говорить, передовые мыслители XVIII века. Джон Локк ставил труды Пуфендорфа выше, чем сходные по тематике трактаты Г.Гроция и советовал изучать их "молодым джентльменам". Примерно также писал о

1 Христиан Томазиус, достигнув зрелого возраста, оставил латинский язык и стал писать по-немецки. С 1688 г. издавал философский журнал на немецком языке. Победа немецкоязычной философии, однако, связана с именем Христиана Вольфа (1679-1754), автора блестящих "философских" писем (точнее - литературно-философских) 1712-1735 гг. Наиболее значима такая работа последнего автора: Christian! Wolfii. Jus naturalis methodo scientifica pertraetatum. - Frankfurt, 1764.

2 Коллега Пуфендорфа по Лундскому университету Николай Бекман упрекал своего оппонента в связи с дьяволом, называл его "вторым доктором Фаустом". Лейпцигские богословы характеризовали Пуфендорфа как язычника и т.д. См. подробнее. Спекторский Е.В. Протестанство и рационализм в XVI и XVII столетиях,- Варшава, 1914. С.80, 104 и др. В 20 гг. XVIII в. религиозная критика творений Пуфендорфа ослабла, что, наверное, связано с копромиссными трактатами Томазиуса и, особенно, Христиана Вольфа. Там же С. 81. См. также: Спекторский Е.В. Проблемы социльной физики XVII столетия. -Т.Н.- Киев, 1917.-С. 270.

Пуфендорфе "бессмертный" Руссо: "каждый честный и разумный человек должен знать основания добра и зла, и те основания, по которым основано общество, частью которого он является". Познать эти "тонкие материи" мыслящий человек может только читая Гроция и Пуфендорфа.

Монтескье также признавал большое влияние "естественно-правовой школы" на свои взгляды. Он, в частности, писал: "Я благодарю Гроция и Пуфендорфа за то, что они выполнили большую часть необходимой мне работы, но с такой степенью гениальности, которую я не надеюсь достигнуть"1.

Значение работ Пуфендорфа резко уменьшилось в Западной Европе, когда во Франции и других странах обострились социальные отношения. Ветер революции отбросил в сторону призывы германского ученого к социальному компромиссу. Править умами людей стали другие идеетворцы и приговор великого Канта над школой Гроция и Пуфендорфа звучит уже бесстрастно, как будто речь идет о чем-то далеком от его времени и вряд ли полезном. Он пишет в трактате "К вечному миру" (1795, 1796): "На Гуго Гроция, Пуфендорфа, Ваттеля2 и мн. др. (несмотря на то, что они плохие утешители) все еще простодушно ссылаются для оправдания (подчеркнуто Кантом - авт.) военного нападения, хотя созданный ими философский или дипломатический кодекс не имеет, да и не может иметь ни малейшей законной силы (так как государства, как таковые, не находятся под общим внешним принуждением) и не было еще случая, чтобы аргументы, снабженные свидетельствами столь выдающихся мужей побудили отказаться

1 Krieger L. The Politics. P. 257.

2 Ваттель Эмер (1714-1767) - представитель естественно-правовой школы. Главная работа выполнена на французском языке - Le droit aes gens.- Neuchatel, 1758. государей (правителей и т.п. - авт.) от своих замыслов".1

После революционных событий и национальных войн произведения Пуфендорфа долго пылились в библиотечных завалах и запасниках. Новая жизнь творческого наследия Пуфендорфа началась на рубеже XIX-XX вв., когда активизировались попытки идеологов того времени не допускать нового революционного кризиса, разрешить противоречия на путях компромисса. В 1893 г. "Briefe von Pufendorf" было опубликовано в "Historische Zcitschrift"2. В 1897 году в Мюнхене Змилем Гигасом было издано обширное послание Пуфендорфа Христиану Томазиусу3 На рубеже XX столетия Фридрих Лезиус опубликовал работу о понятии терпимости (толерантности) в трудах Локка и Пуфендорфа4.

В XX веке библиотека историко-юридической литературы о главном лице данного диссертационного сочинения приумножилась настолько, что стала труднообозримой. Возможно, вся сумма мнений о Пуфендорфе заслуживает специальной работы, которая не обещает быть малообъемной. Крупнейшим достижением в освоении творческого наследия Пуфендорфа явился перевод и издание на английском языке трех важнейших сочинений немецкого теоретика, осуществленных "Carnegie Endowment for International Peace" между 1927 и 1934 годами. Фонд Карнеги издал в серии "Классики международного права" ( Classics of International Law) такие книги Пуфендорфа: "De oficio hominis et civis." (1927), "De jure naturae et gentium." (1934) и "Elementorum

1 Кант И. Соч. T.6.C.273, 678 (прим. 8). Установлено, что Кант читал главный трактат Пуфендорфа "De jure naturae et gentium"

2 Historische Zeitschrift. Band LXX.- 1893. S. 278.

3 Briefe Samuel Pufendorf an christian Thomasius. Ed. E. Gigas.-Munich, 1897.

4 Lezius F. Toleranzbegriff Lockes und Pufendorfs. - Leipzig, 1900. jurisprudentiae universalis" (1934)1.

Следует подчеркнуть, что в новейшей литературе о Пуфендорфе два автора дали обобщенную оценку политическому и юридическому творчеству Пуфендорфа. Это немецкий специалист Эрик Вольф(ф) и американец Леонард Кригер.

Первый из них в ряде работ попытался определить место Пуфендорфа в череде великих представителей естественно-правовой школы XVIII века, причем особенно пристальное внимание уделяется взаимодействию Пуфендорфа с наиболее авторитетными специалистами в его сфере интересов - с Гроцием, Гоббсом, Бодэном. Ближе всего по своим идеям, подчеркивает Эрик Вольф, к Пуфендорфу стоят Гроций и Гоббс. Многие историки права, по мнению Э. Вольфа, характеризуют Пуфендорфа как оформителя и "разъяснителя" гроциевых мыслей. Некоторые же считают, что это заниженная оценка немецкого теоретика и пытаются поставить его на ступеньку выше Гроция. По мнению последних, Гроций провозгласил свое учение, но оставил потомкам много недоделанного, "проблематичного". Пуфендорф привел в порядок "наборы афоризмов" и "беспорядочные фантазии" "гигантских" по объему сочинений великого голландца и создал целостную систему чистого естественного права, причем критически преодолевая структурные слабости гроциевых сочинений. Пуфендорф много почерпнул у Бодэна, но особенно у Гоббса. Именно у Гоббса был заимствован эмпирический подход к философии права как восполнению "чистого" рационализма декартовского типа, свойственного Г.Гроцию. С другой стороны Пуфендорф ограничивал эмпиризм Гоббса с помощью жесткой логики Гроция. Пуфендорф не ограничивался эклектическим объединением мыслей Гобса и Гроция, а достиг высокой степени оригинальности в своих методологических подходах к политическим и правовым проблемам

1 Тексты английских переводов в доступных нам библиотеках, к сожалению, отсутствуют. в частности, применил метод "индивидуализации", предтеча антропологии XVIII столетия)1.

Вольф сам примыкает к меньшей части ученых и подчеркивает особое, важное место Пуфендорфа в развитии европейского обществознания. Это, по его мнению, непреложный факт, точнее, красиво, "по-немецки", выражаясь, "eine rechtsphilosophiegeschicht Tatsache"2 Подкрепляя свою позицию, Вольф пишет о влиянии Пуфендорфа на Канта. Он считает, что Кант использовал юридические подходы Пуфендорфа, в частности - принцип "разумного принуждения" (Vernunftbefehl). Но если Кант свои нравственные императивы строил на базе широких философских (философско-этических) подходов, то Пуфендорф свои "приказы естественного права" выводит из внешних обстоятельств человеческого бытия. Тем не менее аналогия кантовских императивов с "приказами естественного права" (die Befehle des Naturrechts)1 вполне уместна - Кант преодолел узкий юридизм своего предшественника, но орлиный полет его мысли вряд ли был возможен без твердо поставленных логических постулатов философии права Пуфендорфа.

Леонард Кригер имеет на сегодняшний день лучшую книгу о немецком философе права и политики. Он солидарен с Э.Вольфом во многих основных позициях, в частности, - поддерживает и аргументирует его версию о теснейшем взаимодействии творческой мысли Пуфендорфа с идеями Гроция и Гоббса. Кригер много пишет о разных, далеко не однозначных, порой - противоречивых аспектах религиозной политологии немецкого ученого. Однако главное у Кригера не описание и

1 Wolff Е. Grotius, Pufendorf, Thomasius. Drei Kapitelzur Gesteltgeschichte der Rechtsmissen schaft. - Tubingen, 1927. S 75, 76, 80, 81 etc.

2 Ebenda. S. 75 (Abmerkung 3) анализ идей Пуфендорфа (это с достаточным искусством делали и его предшественники), а успешная попытка найти для Пуфендорфа место в общеисторическом процессе политико-правовой философии. Особенно важно то, что он впервые рассказал о влиянии Пуфендорфа на политическую и правовую мысль США, особенно важность учения Пуфендорфа о международном праве и его взаимоотношении с международной политикой. Через разнообразные в применении и интерпретации своих исходных постулатов (аксиом) он обнаружил несоответствие господствовавших до того авторитарных принципов в их категорической форме существовавшему в Европе общественному порядку и тем подготовил умы людей для кардинальной теоретической ревизии целесообразности существовавшего (сущего).

Компромиссностью своей теории Пуфендорф принес в жертву незыблемость принципов и тем самым показал людям "очертания их идей в зеркале реальности" (the shape of their ideas in the mirrior of realty). Или, выражаясь проще, ввел практические (английские) наблюдения в логические спекуляции как существенный элемент при поисках истины1.

Как и Вольф, Кригер отмечает, что историческая наука нового времени сделала еще далеко не все, дабы раскрыть в полном объеме творческие поиски и находки немецкого мыслителя. Главное, по оценке многих текстов (отрывков тестов) сохраняются заметные разногласия. Иначе говоря, по многим вопросам творчества Пуфендорфа отсутствует научный консенсус. Это и определяет научную значимость и в известной степени новизну нашего диссертационного исследования.

В России интерес к произведениям Пуфендорфа возник в начале XVIII ст. Он был связан с интересом Петра Великого, стремившегося подвести новую идеологическую основу под созидаемую им великую Империю.

1 Ebenda. S. 89

По воле "отца отечества" в 1726 г. в Санкт-Петербурге вышла книга "О должностях человека и гражданина по закону естественному книги две, сочиненные Самуэлем Пуфендорфом". Редактирование ее было возложено на иеромонаха, позднее - архимандрита Троице-Сергиева монастыря2 Гавриила Бужинского, одного из "птенцов гнезда Петрова". Петр требовал, чтобы работа была выполнена "с поспешением" и "не на конец рук переведена была, но внятно и хорошим штилем". С латинского языка текст перевел справщик санктпетербургской типографии Иосиф Кречетовский. Книга вышла в свет уже после смерти императора и имеет посвящение Екатерине I от Гавриила. Издание открывалось предисловием Бужинского "Правдолюбивому российскому читателю". Трижды в XVIII веке переводилась историческая работа "Введение в историю европейскую" (17183, 17234 и 1767-17715 в двух томах).

1 Ук. соч. Кригера. С. 266.

2 Во всяком случае в момент издания книги Бужинский уже был произведен в архимандриты. Так величает Гавриил себя в обращении к Екатерине I. Книга была издана с "благословения" Святейшего Синода.

3 Введение в историю европейскую. повелением великого государя-царя. на российский с латинского переведено Гавриилом Бужинским.- СПб., 1718.- 558 с.

4 Введение в историю европейскую через Самуэля Пуфендорфа на немецком языке сложенное, так же через Иоанна Фредерика Крамера на латинский переложенное, ныне повелением е.в. Петра Великого на российский с латинское переведено иеромонахом Гавриилом Бужинским. -СПб., 1723.

5 Пуфендорф С. Введение в историю знатнейших европейских государств с примечаниями и политическими рассуждениями. Часть 1 и 2. Часть 1 переведена с немецкого Борисом Волковым. - СПб., (Императорская АН) 1767.- 661 с. Часть 2 - кроме Б.Волкова над переводом трудились А.Я. Поляков и В.Г.Костылов. Редактуру вел

В 1815 г. в санктпетербургской типографии В. Плавильщиков^ издана анонимно книга под таким названием "Политические рассуждения Самуила Пуффендорфа (так в оригинале - авт.) о согласии политики истинной с религией христианской"1. Это последний русский перевод Пуфендорфа. Каких-то критических "разборок" трудов Пуфендорфа русские писатели не оставили, однако влияние взглядов естественно-правовой школы на русских писателей имело место. Л. Кригеру удалось выяснить, что Екатерина II читала кроме перевода Бужинского Пуфендорфа в оригинале ("De jure naturae. во всяком случае), когда готовила свой знаменитый "Наказ" 1765 года2. Из русских писателей того времени приверженцами естественно-правовой школы в России были В.Т. Золотницкий3 и А.П. Куницын4. Единственной книгой, предложившей русским читателям рассказ о творческой деятельности Пуфендорфа, была небольшая книжечка, изданная в 1892 году В.Гольцевым (к двухсотлетию со дня смерти немецкого ученого). Судя по тексту, В.Гольцев читал только переводы Жана Барбейрака, а не оригинальные сочинения Пуфендорфа. Несмотря на слабую фундированность своего труда, В.Гольцев вполне определен в оценках, несомненно во имя интересов "передовых", как тогда понимали, сил российского общества. академик С.Я.Румовский. Часть вторая вышла в свет в 1777 (623 стр.). Тиражи были невелики. Ч. 1 - 2433 экз., ч. 2 - 2445.

1 В основу русского перевода лег труд Пуфендорфа De habitu religionis Christianae ad vitam civilem.- Bremen, 1687.

2 Krieger L. The Politics. P. 109.

3 Золотницкий Владимир Трофимович в 1764 году в Санкт-Петербурге издал "Сокращение естественного права, выработанное из разных авторов для пользы российского законодательства".

4 Куницыным (Александром Петровичем) также был издан ряд книг, популяризировавших "естественное право". Издание имело быть в столице Российской империи в 1818, 1820 гг.

Приведем полностю этот текст, характерный для русской интеллигенции, искавшей пути для ниспровержения существовавших порядков. Гольцев пишет: "В сочинениях Пуфендорфа встречаются и вполне ошибочные идеи, и неясности, и противоречия. Гениальным мыслителем он не был, но след, оставленный его деятельностью в науке и в истории просвещения, велик и благодетелен. В грубое время торжества силы и поклонения факту он горячо и настойчиво защищает права человеческого разума и достоинство человеческой личности. Власть правительства выводилась им из добровольного соглашения, и даже в тех случаях, когда формою правления была абсолютная монархия, власть эта ограничивалась признанием естественных и неотчуждаемых прав человека-гражданина. К числу этих прав принадлежит свобода вероисповедания. Опровергая нападения протестантских богословов, которые признавали сочинения Пуфендорфа еретическими и выхлопатывали их запрещения, Пуфендорф писал, что долг гуманности связывает всех людей, и естественное право есть дело всего человечества.

Двести лет прошло со смерти немецкого мыслителя, и для Германии его идеи и борьба имеют теперь только историческое значение. Мы, русские, познакомились с некоторыми из идей Пуфендорфа еще в первой половине XVIII века. Невозможно предположить, чтобы перевод архимандрита Бужинского не заронил хотя бы нескольких искр справедливости и гуманности. Наши философы и юристы знакомились потом за границей и дома с сочинениями западноевропейских мыслителей, и в общем потоке этого влияния почетное место занимал и Пуфендорф. Отсюда вытекает нравственная обязанность помянуть добрым словом, в день двухсотлетия его кончины, этого неутолимого искателя истины, этого мужественного защитника справедливости и гуманности. Неблагодарность, писал Пуфендорф, постыднее и презреннее несправедливости. Этого упрека мы не заслуживаем: мы помним и чтим мыслителя, который в эпоху кровавых войн и буйного, безжалостного произвола говорил, что сладость свободы так велика и ее преимущества так значительны, что ничто в мире с нею не сравняется."1

Кроме Гольцева, творчества Пуфендорфа касался в своих работах Е.В.Спекторский, однако довольно бегло. Столь же случайны и малоаргументированы его оценки. Спекторский отмечает зависимость Пуфендорфа от своего учителя - йенского профессора Э.Вейгеля. Характерным для методологии молодого Пуфендорфа российский профессор считает "эклектицизм". Пуфендорф - мыслитель с "эклектическими наклонностями"2.

В послереволюционный период специалисты в области историко-правовых и политических учений не уделяли Пуфендорфу сколько-нибудь значительного внимания. Однако укажем, что краткие оценки его научной деятельности можно встретить в большинстве учебных изданий по истории политических и правовых учений, по международному праву. Как правило в этих изданиях отсутствует конкретный материал из трудов Пуфендорфа, нет цитирования. Не рассматривается также вопрос о значимости творчества немецкого ученого в исторической ретроспективе современных политических и правовых проблем3.

1 Гольцев В. Ук. соч. С. 66-67.

2 Спекторский Е.В. Проблема социальной физики в XVII столетии. Т.П. Киев 1917. С. 171. Аналогичные суждения можно встретить и на других страницах этого сочинения, как в первом, так и втором томе. Вопрос о связи Вейгеля и Пуфендорфа Е.В.Спекторский рассматривает в первом томе своей монографии - в главе XI. Первый том был издан в Варшаве в 1910 году. Он также имеет название: "Проблемы социальной физики в XVII столетии. Новое мировоззрение и Новая наука".

3 См., например, История политических и правовых учений / под ред. В.С.Нерсесянца.- М., 1987. С. 238-240; Международное право / под ред. Ф.И.Кожевникова.- М., 1957. С. 34. и др.

Таким образом, обзор зарубежной и, в особенности, отечественной литературы позволяет говорить о целесообразности данной диссертационной работы.

Целью диссертационной работы является анализ творчества Пуфендорфа на фоне развития политических и правовых идей в XVII столетии.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

- выявить и охарактеризовать основные направления развития философии права и политики в XVII веке;

- охарактеризовать жизнь и творчество Пуфендорфа;

- показать влияние идей Пуфендорфа на обществознание XVII-XVIII вв., включая Россию;

- выявить и описать те его концептуальные положения, которые имеют общеисторическое значение.

Методология и теоретические источники исследования формировались на основе предварительных наблюдений над источниками (в первую очередь - изданиями самого Пуфендорфа) и имеют в своем основании универсальные принципы комплексного подхода к анализу изучаемых текстов. Достоверная реконструкция взглядов немецкого мыслителя, как философствующего (теоретизирующего) человека, предполагает создание культурно-семантической модели движения идей на определенном пространстве (Западная Европа и Россия) и в определенное время (XVII в.) и возможно полное раскрытие субъективных мотиваций творческой личности во взаимодействии с окружавшими его общественными отношениями. В анализе пуфендорфовых текстов большую помощь оказали работы ряда исследователей нового времени (Э.Вольфа, Л. Кригера - в особенности).

Научно-практическое значение исследования состоит в углублении и расширении знаний о воззрениях мыслителей XVII века и того места, которое в этом многофакторном процессе принадлежит Пуфендорфу.

Теоретические результаты работы могут быть использованы при дальнейшей разработке истории философии права и политологии в Западной Европе, США, России, при чтении базового лекционного курса по истории правовых и политических учений, ведении различных специальных семинарских и практических занятий со студентами. Ряд кардинальных идей Пуфендорфа могут быть использованы в практической юриспруденции России нашего времени.

Результаты исследования были отражены в ряде публикаций, научных докладах на конференциях, в учебных занятиях со студентами университета и других вузов.

Структура диссертации определяется поставленными задачами. В первой главе характеризуется развитие политических и правовых учений в XVII столетии. Вторая глава целиком посвящена творчеству Пуфендорфа, делается попытка раскрыть системность и динамику его теоретических позиций в сферах правоведения и политологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Курзенин, Эдуард Борисович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Наследие С. Пуфендорфа

Культурное бессмертие может быть двух родов. Существуют произведения, которые никогда не теряли и сохраняют до сей поры злободневность, полезность или интерес. Может быть иначе: название книг и статей и имя автора исчезло из людской памяти, но мысли, выраженные в текстах того или иного человека, вошли анонимно в последующие творения человеческой мысли и стали частью научного, культурного и других направлений. Пуфендорфовы труды не принадлежат к числу популярных в наше время, но его мысли влились в общий поток умственного движения человечества и тем сослужили цивилизованному обществу нашей планеты добрую службу.

Впрочем, несколько десятилетий (конец XVII - первые десятилетия XVIII в.) книги Пуфендорфа были читаемы мыслящей публикой европейских стран и, несомненно, авторитет их создателя был и «на уме» и «на пере». Вот некоторые цифры, заботливо собранные Леонардом Кригером. «О естественном законе.» и «О должности человека и гражданина» (эпитомия к первому трактату) выдержали тридцать пять изданий на латинском (первоначальном, оригиналльном) языке, тридцать девять изданий в переводе на французский, четырнадцать - на английский язык. Меньшее число переводов было в Германии, отдельные появились в Италии и России. Работа «О конституции Германской империи» разошлась по германоязычным странам в латиноязычной и немецкой версиях за 50 лет (до 1710г.) в количестве трехсот тысяч экземпляров. Будущие исследователи, наверное, смогут найти еще более впечатляющие цифры.

Книги Пуфендорфа изучали во всех университетах Европы. Они, как уже писалось здесь, получили благоприятные оценки у современников (Локк) и мыслитетей младших поколений (Руссо и др.). Именно от пуфендорфовых трактатов вела свое начало господствовавшая в германской юриспруденции школа чистого естественного права (Томазиус, Вольф).

Но не только в культурной сфере было велико влияние Пуфендорфа. Его мысли использовались политиками разных направлений в XVIII, XIX, XX веках. Он был «отцом», наряду с другими теоретиками естественного права, системы взглядов представителей, так называемой, «просвещенной» монархии. И Петр Первый в России, и прусский король Фридрих Великий, и Иосиф II, император Австро-Венгрии, - все они читали трактат «О должности человека и гражданина.». Читали это произведение и другие монархи Европы. Можно сказать, что эта книга стала учебником в вопросах политики и права для европейской элиты XVIII века.

Существует проблема для специального исследования о связи идей естественно-правовой теории и идеологии просвещенных абсолютных монархов в XVIII веке, однако уже сейчас можно сказать о некоторых принципах просвещенческо-монархической концепции, заимствованных из писаний Гроция, Пуфендорфа, Томазиуса, Вольфа и др.

Первое, о чем следует сказать, что имела место теория подмены (замены) средневекового принципа божественного происхождения королевской (императорской) власти, принципа, предполагавшего независимость владыки (короля, императора, князя, вообще любого «майестата») от подвластных ему людей, совершенно иным подходом: любая власть (любое государство) зависимы от людей. Они (власть, государство) есть результат добровольного волеизъявления людей во имя защиты своих основных прав. Следовательно, монарх зависит не от неба, а от земных людей. Это они добровольно, по договору, передали ему свои естественные права во имя мира, порядка, спокойствия.

Второе. Между монархом («майестатом») и жителями его государства складываются отношения, основанные на «договоре», то есть гражданские отношения. Общество, в котором царствует монарх, это гражданское общество. Поэтому власть имущие, помня о корнях своей власти, должны именовать своих подчиненных (подданных) словом гражданин (граждане). В подтексте находилась ядовитая идея, что сделано людьми, людьми может быть и изменено. Без внедрения этого взгляда в человеческие головы едва ли возможно было поднять их на революцию, в том числе провести те революционные преобразования, что связаны в Европе с великой французской революцией.

Третье, следует отметить проблему неравенства в обществе: элита правящая и подданные исконно, по-естественному, равны друг другу. Естественное право заявляло о равенстве людей по своему социальному, политическому и культурному статусу. Субстанционально общество состоит из равных друг другу людей, причем в этой жизни, а не в другой (загробной, трансциндентальной) как учили церковники в прежние «допуфендорфовы» времена. Хотя оговоримся, Пуфендорф признавал неравенство людей по способностям (уму), был вынужден принять существующее неравенство в правах и собственности. Естественное равенство, таким образом, плавно переходило у него в формальное равенство перед законом. Тем самым экспонировалась основополагающая конституционная идея любого современного буржуазного (оно же - «цивилизованное» или демократическое) общества.

Четвертое, Пуфендорф был первым, кто выступил за «атомизацию» человеческого общества. По его мнению, исходной и основной единицей любого общества является личность (индивид, субъект). Проблемы классовой (цеховой и др.) солидарности, подчиненности человека законам солидарности, ему совершенно чужды. Человеческая единица всемогуща, всесильна. Это своеобразная, новаторская идея послужила основой для «робинзонады» Даниеля Дефо и других писателей века «Просвещения» (XVIII века). Через Бентама трансформированная «робинзона» дошла до идеологов и организаторов современного общества, дополнивших идею о «формальном» (юридическом) равенстве людей концепцией об особых и даже исключительных правах личности. В XVIII в. при просвещенных монархах говорили об автономности личности - но при одном условии, если она, эта личность, и «образована» и «воспитана», то есть просвещена. Дискуссии о том, как утверждалась эта позиция в разных странах нередка на страницах исторических трудов, в частности - применительно к России этой проблеме посвящена работа Е.П.Титкова.1

Последнее: Пуфендорф - сторонник социалного компромисса, он против революционных крайностей. Социальный компромисс, политическое согласие, религиозная умеренность - это то, что рекомендовал немецкий философ права окружавшей его элите Швеции, Бранденбурга и, опосредованно, социальным верхам других европейских стран. Именно эта черта политико-правового мировоззрения Пуфендорфа привлекла к себе симпатии определенной части идеологов XX века.

Компромисс, согласие, терпимость - то, что необходимо людям в грядущем XXI столетии, особенно это необходимо людям России. В этом значение Пуфендорфа для нас. Здесь нашел свой интерес автор данной работы.

1 Титков Е.П. Образовательная политика Екатерины Великой. Монография. - М.:Издательство МПГУ, 1999 - 481с.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Курзенин, Эдуард Борисович, 1999 год

1. Пуфендорф С. О должностях человека и гражданина. СПб., 1718.

2. Пуфендорф С. Введение в историю европейскую на российский с латинского переведенное иеромонахом Гавриилом Бужинским. СПб., 1718.

3. Пуфендорф С. Введение в историю знатнейших европейских государств с примечаниями и политическими рассуждениями / ред. С.Д. Румовский, пер. с нем. Борис Волков. 4.1. -1767.

4. Пуфендорф С. Введение в историю знатнейших европейских государств с примечаниями и политическими рассуждениями / ред. С.Д. Румовский, пер. с нем. Борис Волков. Ч.2.-1777.

5. Пуфендорф С. Политические рассуждения Самуила Пуфендорфа о согласии политики истинной с религией христианской. СПб., 1815.

6. Pufendorf, Samuel. Compendium jurisprudentiae universalis ex Sam.Puffendorfii opere. De jure naturae et gentium. Frankfurt, sumpt. Friderici Knochii, typ. Petri Begereisii, 1699.

7. Pufendorf S. von. De jure naturae et gentium.- Bunde 1-2,- Francofurti -Lipsae, 1744.

8. Pufendorf S. De habitu religionis Christianae Ad vitam civilem. Bremen. 1687.

9. Pufendorf Samuel von. De officio hominis et civis juxta legem naturalem libri duo. English translation by Frank Gardner Moore. - New-York, 1927.

10. Pufendorf S. von. Dissertatio academica de fide quam praesido.- Lund,

11. Pufendorf, Samuel. Samuelis Puffendorfii De officio hominis et civis juxta legem naturalem lidri II. Editio 5 emendatior. Holmiae (Stockholm), et Hamburgi, sumpt Gothofredi Liebezeit typ. Zeidlerianis, 1695.

12. Pufendorf S. von. Specimen controversarum circa jus naturale.-Osnabrugi., 1678.

13. Severini de Monzambano. De statu Impeii Germanici.- Francfurt, 1684.2. Монографии, книги

14. Алексеев С.С. Философия права. М.: Издательство НОРМА, 1997.

15. Баранов В.М. Об истинности законодательных понятий. Нижний Новгород, 1996.

16. Бартошек М. Римское право (Понятия, термины, определения). М., 1989.

17. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.

18. Бентам И. Избранные сочинения. СПб., 1867.

19. Бершадский С.А. Лекции по истории философии права.- СПб., 1883.

20. Блинов Н.М., Шилова Г.Ф. История и право.- М., 1994.

21. Блок А.Л. Политическая литература в России и о России. Вступление в курс русского государственного права. Варшава, 1894.

22. Бойцов А.И. Уголовный закон: субстанциальный, атрибутивный и нормативный аспекты действия. Спб., 1996.

23. Борман Г. Западная традиция права.- М., 1995.

24. Вико Джамбаттиста. Основания Новой науки: Пер. с итал.-М.-К.: «REFL-book» «ИСА», 1994.

25. Вишняк М.В. Личность в праве.- М., 1917.

26. Вундт В. О развитии этических воззрений.- М., 1886.

27. Гессен В.М. Возрождение естественного права,- СПб., 1902.

28. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства державного и гражданского.- Избранные произведения в двух томах. -Т.2.- М.,1964.

29. Гольцев В.А. Самуил Пуфендорф (1632-1694). Реферат к 200 летию кончины,- М.,1894.

30. Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. М., 1984.

31. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.

32. Даррест Р. Исследования по истории права.- СПб., 1908.

33. Декарт Р. Избранные произведения,- М., 1950.

34. Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1909.

35. Егорова Т.Е. Политическая культура Германии в конце 12 первой половине 14 веков,- М., 1996.

36. Золотницкий В.Т. Сокращение естественного права, выработанное из разных авторов для пользы российского законодательства. СПб., 1764.

37. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права.- М., 1978.

38. Ивонин Ю.Е. Религия и государство в Германии раннего нового времени (государственно-политическая концепция Людовика фон Зекендорфа) Религия и политика. - Смоленск, 1998.

39. Йеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития.-СПб., 1875.

40. Йеринг Р. Сочинения,- СПб., 1881.

41. История политических и правовых учений./ Под ред. B.C. Нерсесянца.-М., 1987.

42. История свободомыслия и атеизма в Европе. / Под. ред. Н.П.Соколова. М„ 1966.

43. История философии в кратком изложении. / Сост. В.Чечак, М.Соботка, Я.Сус и др. Русский перевод с чешского И.И.Богута.- М.: Изд-во "Мысль", I99I.

44. Козлов Э.В. Философия права в России.- Л., 1989.

45. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908.

46. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.,1898.

47. Кузнецов К.А. История философии права.- Одесса, 1917.

48. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: Юридическая литература, 1989.

49. Куницын А.П. Право естественное. Часть 1-2. - СПб. 1818-1820.

50. Керимов Д.А. Основы философии права М., 1972.

51. Латино-русский словарь. / Сост. A.M. Малинин.- М.,1952.

52. Лозинский С.Г. История папства,- М., 1986.

53. Локк Дж. Сочинения,- М., 1988.

54. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность,- М,: Наука, 1986.

55. Макьявели Н. Рассуждения на первые три декады Тита Ливия.- СПб., 1869.

56. Марченко М.Н. Политические теории и политическая практика современного буржуазного государства. М., 1993.

57. Марченко М.Н. Теория разделения властей и современность. М., 1995.

58. Михайловский И.В. Очерк философии права,- Томск, 1914.

59. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения,- М., 1955.

60. Муромцев С.М. Образование права по учениям немецкой юриспруденции.- СПб., 1886.

61. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность,- М., 1991.

62. Нерсесянц B.C. Философия права,- М.: Инфра-М-Норма, 1997.

63. Нерсесянц B.C. Право математика свободы.-М.: Юрист, 1996.

64. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба,- М., 1896.

65. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учение нового времени XVI-XVIII и XIX вв.- М„ 1912.

66. Общая теория права / Под общей редакцией В.К. Бабаева,- Нижний Новгород, 1993.

67. Осипов В.И. Петербургская Академия Наук и русско-немецкие научные связи в последней трети XVIII века. СПб., 1995.

68. Очерки по истории философии права. Политические идеалы древнего и нового мира. Вып.1.- М., 1910.

69. Очерки по истории философии права,- М., 1913.

70. Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства.- Харьков, 1908.

71. Перхуров Илья. Положительное изъяснение законам.-Екатеринослав., 1795.

72. Петражицкий Л.И. Очерки философии права,- Вып.1,- СПб., 1900.

73. Пивоваров Ю.С. Католическая и протестантская этика в буржуазном праве: Научно-аналитический обзор.- М.: ИНИОН, 1987.

74. Пилянкевич Н.И. История философии права.- Киев, 1870.

75. Поленов Д.В. А.Я. Поленов русский законовед XVIII века. - Стлб., 582-608.

76. Поленов А.Я. О крепостном состоянии крестьян в России,- Стлб., 1767.

77. Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность.- СПб., 1995.

78. Поп А. Опыт о человеке. Пер. с француз, корректором Николаем Поповским,- М.: ун-т. тип., 1757.

79. Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология,- М., 1980.

80. Романовская В.Б. Основы российского государства и права. Нижний Новгород, 1995.

81. Романовская В.Б. Человек и общество новые подходы к правовому образованию. - Нижний Новгород, 1992.

82. Сайдпер Г.А. Юридические доктрины империализма.- М.: Госюриздат, 1959.

83. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические проблемы. / под ред. Н.Н. Матузова,- Саратов: Издательство Саратовского университета, 1989.

84. Сивков К.В. Очерки по истории политических процессов в последней трети XVIII века. Д.Д.М., 1943.

85. Спекторский Е.В. Очерки по философии общественных наук.-Т.1.-Варшава, 1907.

86. Спекторский Е.В. Пособие к лекциям по истории философии права, читанным не Русском юридическом факультете в Праге.- В. 1-2,- Прага, 1925.

87. Спекторский Е.В. Проблема социальной физики в XVII столетии. Т.1-2. - Варшава, 1910-1917.

88. Спекторский Е.В. Протестантство и рационализм в XVI и XVII столетиях. Варшава, 1914.

89. Суханюк С.И. Естественно-правовая доктрина в современной науке международного права стран Латинской Америки.- Киев, 1987.

90. Тарановский Ф.В. Лейбниц и так называемая внешняя история права,-СПб., 1906.

91. Тарановский Ф.В. Норманская теория в истории русского права,-Варшава, 1909.

92. Тарановский Ф.В. Обзор памятников магдебургского права западнорусских городов литовской эпохи. Историко-юридическое исследование,- Варшава, 1897.

93. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права.- Юрьев, 1917.

94. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. изд. II. - Берлин, 1923.

95. Тарановский Ф.В. Юридический метод в государственной науке. Очерк развития его в Германии.- Варшава, 1904.

96. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. М.Н. Марченко,-М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

97. Титков Е.П. Образовательная политика Екатерины Великой. Монография. М.: Издательство МПГУ, 1999.

98. Фатеев А.Н. История общих учений о праве и государстве,- Харьков, 1913.

99. Федоров А.А. Концепция философской антропологии в русском масонстве последней трети XVIII века ("Новиковский круг").- Нижний Новгород, 1989.

100. Фельбигер И.И. О должности человека и гражданина. Осьмое пояснение.-СПб., 1805.

101. Фельбигер И.И. О должности человека и гражданина. Девятое пояснение. СПб., 1817.

102. Четвериков В.А. Современные концепции естественного права.- М., 1988.

103. Чижов Н. Энциклопедия и философия права в германских и австрийских университетах.- Одесса, 1882.

104. Чучков В.А. Предистория немецкой классической философии. От Лейбница к Канту.- М., 1994.

105. Шеллинг Ф.В. О методе академического изучения. СПб., 1802.

106. Шершеневич Г.Ф. История философии права.- СПб., 1907.

107. Штекль А. История средневековой философии,- М., 1912.

108. Штрубе де Пирмонт Ф.Г. Слово о начале и переменах российских законов в торжественное тезоименотво имп. Елизаветы. Пер. с нем. Сем. Нарышкина. - СПб., 1756.

109. Юридический словарь.- М., 1956.

110. Юридическая энциклопедия М., 1995.

111. Юридический энцеклопедический словарь,- М., 1989.

112. Anz W. Kierkegaard und der deutsche Idealismus.- Tubingen, 1956.

113. Aretin K.O., von. Das Reich. Friedensgarantie und Europaische Gleichgewicht. 1648-1806. Stuttgart, 1968.

114. Barbeyrac J. Traite de la morale des peres de I'eglise ou en defendant un article de la preface sur Puffendorf, contre I'apologie de la morale des peres du P.Ceilier on fait diverses reflexions sur plusieurs matieres importantes.-Amsterdam, 1728.

115. Bader F. Wissens- und Gottesargumente als Letzbegrundungsargumente bei Platon, Deskartes und Fichte. Grobenzell, 1984.

116. Bauer G. Geschichtlichkeit. Wege und Irrwege eines Begriffs.- Berlin, 1963.

117. Belaval Y. Leibniz critique de Descartes.- Paris, 1970.

118. Brady T. Some Peculiarities of German Histories in Early Modern Germany. Ed. A. Fix and S. Karant-Nunn.- Kirksville, 1992.

119. Brelage M. Studien zur Transzendentalphilosophie.- Berlin, 1965.

120. Briefe Samuel Pufendorf an Christian Thomasius / ed. Emil Gigas. -Munich, 1897.

121. Collins J. The Emergence of Philosophy of Religion. New Heven / London, 1967.

122. Christian"! Wolfii. Jus naturalis methodo scientifica pertraetatum. -Frankfurt, 1764.

123. Felbiger I.I. von. Anfectung zur deutsehen Sprachlehre. Zum Gebrauche der deutsehen Schulen den Kaiserelich-Konigliken Staaten.- Wien., Deutsehe dcholanstalt., 1773.

124. Friedrich C.J. The Philosophy of Law in Historical Perspective. 2 ed.-Chicago, 1963.

125. Franklin J.H. Jean Bodin and the Sixteenth Century Revolution in the Methodoly of Lawand History.- N-Y., 1963.

126. Funke H. Die Lehre vom Fursten bei Samuel Pufendorf.- Berlin., 1930.

127. Gehrmann S. Naturrecht und Staatbei Hobbes, Cumberland und Pufendorf. Koln, 1970.

128. Glockner H. Das Abenteuer des Geistes. Stuttgart, 1947.

129. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1986.

130. Hunius Enciclopaedia juris universi. -1638.

131. Jastrow J. Pufendorfs Lehre von der Monstrositat der Reich verfassung: ein Beitrag der Geschichte der deutschen Einheit.- Berlin, 1882.

132. Kriger L. The Politics of Discretion. Pufendorf and the Acceptance of Natural Law.- Chicago London, 1965.

133. Lauth R. Die absolute Ungeschichtlichkeit der Wahrheit. Stuttgart, Berlin, Koln, Mainz, 1966.

134. Lauth R. Die transzendentale Naturlehre Fichtes nach dem Prinzipien der Wissenschaftslehre.- Hamburg, 1984.

135. Lezius Fr. Der Toleranzbegriff Lockes und Pufendorfs.- Leipzig, 1900.

136. Lipsius J. Politicorum sive Civilis Doctrinae libri sex. Antwerpiae, 1616.

137. Meyers Grosses Taschen Lexicon. Band.17.- Mannheim, 1981.

138. Medick H. Naturzustand und Naturgeschichte der burgerlichen Gesellschaft. Gottingen, 1973.

139. Meinecke Fr. Die Idee der Staatsrasen in der neuen Geschichte.- Munich, 1924.

140. Ostreich G. Antiker Geist und moderner Staat bei Justus Lipsius (15471606).- Gottingen, 1989.

141. Press V. Kriege und Krisen. Deutschland. 1600-1715.- Munchen, 1991.

142. Rosier J.E. Themata jurisprudentiae naturalis ad dictum librum Pufendorfiani «De officio hominis et civis».- Tubingae, 1726.

143. Rosenkranz К. Wissenschaft der logischen Idee.- Konigsberg, 18581859.

144. Samuel von Pufendorf. 1632-1982. Ett zatthistoriskt Symposium (Lund 15-16 january 1982) Redaction Kjell a Modeer / Scrifter utgivna av Institutet for zattshistorisk Forskning. Grundat ar Gustav och Carin Olin Stockholm, 1986.

145. Seckendorf L., von. Deutscher Furstenstaat.- Frankfurt und Leipzig, 1703.

146. Seckendorf L., von. Jus publicum romano-germanicum. Frankfurt und Leipzig, 1687.

147. Seifert Fr. Seele und Bewustsein. Betrachtungen zum Problem der psychischen Realitat. Munchen, Basel, 1972.

148. Stintzing R. Und Landsberg E. Geschichte der deutschen Rechtswissenschaft.- Munich, 1880-1910.

149. Stolleis M. Geschichte des offentlichen Rechts in Deutschland. Band 1,-Munchen, 1986.

150. Stolleis M. Reichpublizistik-Politik-Naturrecht im 17 und 18 Jh. -Staatsdenker im 17 und 18. Jahrhundezte Herausgegeben von M. Stolleis.-Frankfurtam Main, 1987.

151. Thielicke H. Glauben und Denken in der Neuezeit: Die grossen Systeme derTheologie und Religionsphilosophie.-Tubingen, 1983.

152. Vogler H. Absolutische Herrschaft und standische Gesellschaft. Reich und Territorien von 1648 bis 1790.- Stuttgart, 1996.

153. Weber W. Prudentia Gubernatoria. Studien zur Herrschaftslehre in der deutschen politischen Wissenschaft des 17. Jahrhunderts.- Tubingen, 1992.

154. Welzel H. Die Naturrechtslehre Samuel Pufendorfs.- Berlin, 1958.

155. Wolf Erik. Grosse Rechtsdeuker der deutschen Geistesgeschichte.- 4th ed.- Tubingen, 1963.151 3. Статьи

156. Батиев Л.В. Философия права Гуго Гроция II Сев-Кавказ. Юридический вестник,- №2,-1998.

157. Гаврилов Л.М. О политике просвещенного Абсолютизма // Вестник ЛенГУ.- N20,- Вып. IV. -1983.

158. Грабарь В.Э. Гуго Гроций и Апьберико Джентили как представители двух направлений в науке международного права. // Известия Академии Наук СССР. Отделение экономики и права. № 1. - М., 1946.

159. Ивонин Ю.Е. Городские власти и протестантские священнослужители в Германии XVI-XVIII вв. // Феномены истории. М., 1996.

160. Кожевников С.Н. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России // Вестник Нижегородского университета,- Нижний Ногород, 1997.

161. Кожевников С.Н. Правовая культура: понятие и особенности // Нижегородские юридические записки,- Вып. 2,- Нижний Новгород, 1995.

162. Кузнецов Э.В. Естественное право как фактор духовного возрождения России // Правоведение. №4. -1993.

163. Кузнецов Э.В. Философия права в русском дореволюционном правоведении // Правоведение. №2,-1984.

164. Сальников В.П. Опасность нравственно-правовых срывов в период общественной нестабильности // Лики морали: Введение в этику.- СПб., 1996.

165. Briefe Samuel Pufendorf// Historische Zeitschrift vol. LXX, 1893.

166. Bader F. Transzendentalphilosophische Uberlegung zur "negatio negations" und zur mystischen Einigung // Grundfragen christlichen Mystik.-Stuttgart, 1987.

167. Fasolt C.A. Question of Right: Hermann Conrig's New Discourse on the Roman-German Emperor // Sixteenth Century Journal. №3,-1997. P. 743.

168. Golderen M., von. Holland und das Prossentum: Justus Lipsius zwischen niederlandischen Aufstand und Brandenburg-Preussischen Absolutismus // Zeitschrift fur Historishe Forschung. №1.-1996.

169. Obermann K. Vorkampfer der Menschenrechte // Ane ban.III.

170. Othmer S.C. Berlin und Verbreitung des Naturrechts in Europe: Kultur-und-Socialgeschichteiche Studien zu Jean Barbeyracs Pufendorf-Ubersetzungen und eine Analyse Seiner Leserachaft. Mit einem Vorwort Von Gerhard Oestreich. Berlin.,1970.

171. Voogt G. Primasy of Individual Couscience or Primacy of the State? The clash between dirck Volckertsz, Coornhert und Justus Lipsius // The Sixteenth Century Journal. № 4 - 1997.

172. Weber W. "What a Good Ruler Schould not do": Theoretical limits of Royal Power in European Theories of Absolutism 1500-1700 // The sixteenth Century Journal. -№ 4. -1995.

173. Wolf E. Grotius, Pufendorf, Thomasius. Drei Kapitel zur

174. Gestaltgeschichte der Rechtswissenschaft // Heidelberger Abhandlungen zur Philosophie und ihrer Geschichte Herausgegeben von Erust Hoffmann und Heinrich Rickert- B. 11,-Tubingen, 1927.

175. Zuber W. Die Staatsperson Pufendorfs im Lichte der neuen Staatslehre // Archiv des offentlichen Rechts. № F XXX.-1939.

176. Диссертации и авторефераты

177. Логинова Т.Е. Становление общеимперского уголовного судопроизводства в Германии в начале XVI века / дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1991.

178. Малюшеин А.В. Учение о правосознании в России: истоки и эволюция / дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1999.

179. Hyp Фарахат М. Юридический позитивизм. (Критический анализ): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1975.

180. Поликарпова Е.В. Учение Канта о праве и государстве: Автореф. дис. . канд. филос. наук.-М., 1973.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.