Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Самвелян, Тереза Эдуардовна

  • Самвелян, Тереза Эдуардовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 181
Самвелян, Тереза Эдуардовна. Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2000. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Самвелян, Тереза Эдуардовна

Глава 1: Современные проблемы теории музыкальных жанров.

1.1. Понятие музыкального жанра в музыковедческой литературе.

Основные функции жанра.

Музыкальный жанр как понятие в связи различными видами искусства.

Типы взаимодействия жанров.

Определение и характеристика полижанровости.

1.2. Сравнительная характеристика полижанровости в XIXв. и полистилистики в XXв.

Жанровые лексемы в творчестве Шопена.

Глава 2: Взаимодействие жанров в фортепианных произведениях Шопена.

2.1. Эстетика жанра в музыке Шопена.

2.2. Музыкально-жанровая система фортепианных произведений композитора.

2.3. Полижанровость как семантическая система музыки Шопена и творческий метод композитора.

Миграция бытового жанра в жанр концертный.

Отражение одного жанра в другом.

Цитирование жанра.

Использование элементов жанра.

Глава 3: Полижанровость в исполнительском 95 творчестве.

3.1. Специфика исполнительства Шопена и роль жанровой компоненты.

3.2. Полижанровость в индивидуальной интерпретации ведущих исполнителей Шопена.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена»

Имя великого польского композитора Фридерика Шопена занимает достойное место в музыкальной культуре XIX века. Содержательность и одухотворенность, органично присущие его произведениям, выделяются даже на фоне музыки романтических современников композитора, несмотря на то, что он ограничил себя почти исключительно рамками фортепианного творчества. Яркость, эмоциональная насыщенность музыкальных образов великолепно сочетаются с отточенностью каждой детали, стройной логикой построения музыкального материала, классической завершенностью и ясностью замысла.

Творчество Шопена имеет глубокие жанровые корни. Взаимодействие элементов бытовой, культовой, концертной музыки в его фортепианных произведениях во многом определило оригинальность шопеновского стиля.

Исполнение музыки Шопена всегда было одним из высших критериев пианистического мастерства, с помощью которого выявляется тонкость и глубина исполнительского понимания музыки вообще. Одной из ключевых проблем в интерпретации фортепианных произведений композитора является определение и точное воссоздание авторского замысла. Каждый исполнитель, как известно, переносит в авторский замысел весь свой пианистической опыт, однако при этом необходимо искать те основные характерные черты, которые определяют композиторский замысел. Поэтому, хотя интерпретация остается творчеством глубоко личным и индивидуальным и многообразию ее проявлений нет предела, при исполнении произведений всегда актуальным является поиск объективно существующих основ музыкального содержания.

Существенной стороной шопеновского творчества являются, как было сказано, его жанровые особенности. С учетом полижанровой структуры произведении как одной из сторон индивидуального композиторского стиля, исполнителю открывается возможность точного и логичного проникновения в авторский замысел. Жанровый синтез у Шопена является основным характерным принципом построения музыкального материала. Опираясь на понимание той или иной конкретной формы жанрового взаимодействия, исполнитель в значительной степени облегчает себе путь проникновения во внутренний мир шопеновских творений.

Личность Шопена издавна привлекает внимание как музыковедов, так и пишущих исполнителей, о чем свидетельствует значительное количество научных трудов, посвященных его творчеству. Однако до сегодняшнего дня еще не было создано работы, где одновременно сочетались бы теоретический, исполнительский, эстетический и исторический подходы. Актуальность и новизна предлагаемой диссертации заключается в том, что впервые в одном труде соединяются данные различных ракурсов рассмотрения произведений Шопена. Кроме того, также впервые была предпринята попытка создания целостной панорамы шопеновских жанров с ее внутренней дифференциацией на основе происхождения жанров и принципов использования их польским композитором. Достигнутые результаты дают возможность нового осмысления роли жанров и их взаимодействия в творчестве Шопена.

В качестве предмета исследования мы выбрали полижанровый аспект композиторского стиля. Конечно, в многочисленной исследовательской литературе о Шопене проблема жанровой специфики и жанрового синтеза затрагивалась неоднократно (см., в частности: Ма-зелъ, 1971; Цуккерман, 1960; Цуккерман, 1964; Зенкгш, 1987), однако до сих пор она не выступала как фактор, в значительной мере обусловливающий интерпретацию. •

Желание продолжить дальнейшую разработку данной темы послужило для нас стимулом к ее представлению в виде диссертации. В данной работе мы говорим о полижанровости, обозначающей процесс формирования художественного образа посредством использования выразительных средств различных жанров. Полижанровость рассматривается нами как одна из важнейших составляющих музыкального содержания произведений Шопена.

В свете сказанного определены следующие цели и задачи исследования:

- теоретически воссоздать метод полижанровости в фортепианных произведениях Шопена как единую целостную систему;

- выяснить, какова смысловая роль и выразительное значение различных жанров в творчестве Шопена;

- определить историческое место Шопена-пианиста в формировании исполнительского искусства начала и первой половины XIX века;

- раскрыть основные традиции национальных фортепианных школ в интерпретациях Шопена;

-показать важную роль полижанровости в решении интерпре-таторских задач.

Методы исследования включают изучение литературы в области теории музыкальных жанров, теоретический анализ произведений Шопена с целью выявления жанрового синтеза и анализ исполнений тех же произведений для подтверждения основных тезисов, выдвинутых в работе.

Использованную нами литературу о Шопене условно можно разделить на следующие группы: шопеновское эпистолярное наследие, монографии и статьи о жизни и творчестве польского композитора, мемуарная литература, книги и статьи о проблемах композиции и интерпретации. В свете интересующей нас проблемы жанра особо следует выделить работы русских шопеноведов, которые, хотя и не ставят перед собой задачу исследования полижанрового аспекта стиля Шопена как специальную, уделяют вопросам жанровой специфики музыки композитора большое внимание (Асафьев, 1989; Мазелъ, 1971; Цуккерман, 1960; Кремлев, 1960; Соловцов, 1960; Бэлза, 1960; Пасхалов, 1949; Тюлин, 196&; Зенкин, 1997 и т.д.).

Проблема жанра является в настоящее время одной из актуальных в искусствоведческой литературе. Ей посвящены исследования в различных видах искусства: живописи, скульптуры, литературы, театра и др. Особенно большое внимание уделяет этой проблеме музыкознание в последние годы. В 60-70-е гг. XX в. проблема жанра все более тесно связывается с музыкальной эстетикой. Это направление было намечено еще Б.Асафьевым в книге «Русская музыка. XIX - начало XX вв.» {Асафьев, 1979), где автор прямо указал на социальную обусловленность форм музицирования. Отметим, прежде всего, асафьевскую теорию социального бытия, «форм музицирования» в качестве определяющих для формирования и отбора семантико-струк-турных музыкальных средств. Думается, что идея автора о жизненном предназначении музыки имеет принципиальное значение для понимания природы жанрового генезиса, осмысления исторического пути развития музыкальных жанров, а также для рассмотрения таких образований, которые строятся на объединении и синтезе жанров.

При рассмотрении музыкального жанра как типологической категории автор диссертации опирается на исследования отечественных и зарубежных музыковедов (Ле^е/ег, 1959; Ачыиванг, 1964, 1965;

Сохор, 1968, 1911; Лейе, 1971, 1972; Соколов, 1977, 1994; Березовчук,

С?.;

1989; Холопова, 1990; Лобанова, 1990; Даунор&ёичене, 1992), а также сборники статей, посвященных проблемам жанра и стиля в музыке

Теоретические проблемы музытлъных форм и лсанров, 1971; Вопросы музыкального стиля, 1978; Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки, 1980). Научные представления о категории музыкального жанра в этих исследованиях дополнены материалом, содержащимся и в различного рода работах, прямо не связанных с изучаемым нами явлением (Должанский, 1973; Меду-шевский, 1976; Михайлов, 1981; Назаикинский, 1982; Ручъевская, 1977; Скребков, 1958). Представленные в перечисленных работах точки зрения на специфику музыкального жанра, а также отдельные замечания по поводу конкретных жанров, помогли сформировать тему данного исследования и скорректировать ее аналитическую направленность.

Важный материал по проблемам интерпретации в интересующем нас аспекте содержится в монографических трудах как зарубежных, так и русских музыковедов (Niecks, 1981; Hedly, 1937, 1947; Corto, 1960; Бэлза, 1960; Соловцов, 1960 и др.). Достоинство этих трудов заключается в том, что вопросы исполнения произведений Шопена раскрываются в контексте его эпохи, жизни и творчества. Однако упомянутые авторы концентрируют свое внимание в основном на творческой деятельности Шопена-композитора, поэтому вопросы исполнительских задач не нашли у них должного развития, хотя и содержат в себе немало познавательного материала.

Ценным подспорьем для автора в исследованиях интерпретации были работы русских пианистов и ведущих шопеноведов - исполнителей и педагогов (см., например: Нейгауз, 1961; Мнлъштейн, 1949, 1960, 1967). Одним из важнейших наших источников в исследовательском анализе интерпретаций была книга Г.Цыпина (.Цыпин, 1990), где автор досконально раскрывает особенности интерпретации музыки Шопена, показывает эволюцию исполнительских тенденций от конца XIX века до сегодняшнего дня, наконец, описывает отличительные черты отечественных традиций в исполнении сочинений Шопена от иных национальных пианистических школ. В нашей работе мы опирались также на классификацию исполнительских манер, предложенную Д.Рабиновичем (Рабинович, 1960). Вопросы исполнительства шопеновской музыки затронуты и в монографиях А.Алексеева {Алексеев, 1988), А.Соловцова (Соловцов, 1960). В этих работах наблюдается углубленный подход к изучению трактовки шопеновских произведений в связи с их жанровыми особенностями и историческими связями с музыкальным искусством различных эпох. Так, например, А.Соловцов в своей монографии характеризует исполнительские принципы Шопена-пианиста как новую романтическую школу, предоставляющую музыкантам средства, необходимые для творческого освоения романтической фортепианной литературы.

Немаловажное значение для нашей работы имели сведения, содержащиеся в статьях зарубежных авторов о Шопене-пианисте (.Badiira-Scoda, 1970; Kleczynsky, 1898, 1959; Hipkins, 1937), а также эпистолярное наследие польского композитора, раскрывающее в известной мере его отношение к своим произведениям и понимание им музыки, вопросов исполнительского искусства.

Очень ценным источником для нас оказался сборник статей -материалов с шопеновской конференции 1999 г., в которой приняли участие многие исследователи Шопена (как исполнители, так и музыковеды) последнего времени. Среди них - П.Бадура-Скода и Я.Экер, П.Камински и А.Тамир, Я.Вековски и Ю. Холопов {The Materials of the International Academic Conference Chopin Works as a Source of Performance Inspiration, 1999). Многие статьи в этой публикации посвящены не только текстологическим проблемам шопеновского текста, но и вопросам формообразования и интерпретации его сочинений, что еще раз доказывает своевременность и актуальность данной работы.

Вместе с тем, рассмотрение исполнительских тенденций в упомянутых статьях и монографиях не ставило перед авторами тех специфических задач, которые возникают перед исследователем, избравшим для себя метод полижанровости как предмет теоретического и исполнительского изучения.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Самвелян, Тереза Эдуардовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели целостный новаторский метод использования полижанрового материала в фортепианном творчестве Шопена. Данный композиторский метод представляет собой единую систему организации как результат синтеза множества жанров. Самобытность творчества Шопена состоит в уникальном значении полижанровости как базы индивидуального стиля автора, действующей на всех уровнях организации музыкального материала и обеспечивающей действительное воплощение и восприятие смысловой концепции непрограммной музыки композитора. Неповторимый шопеновский гений убедительно и непревзойденно отразил национальные польские традиции и глубоко обобщил романтическую действительность эпохи XIX столетия через сложно переплетенные жанровые корни. Целенаправленно выстроенные отношения элементов полижанровой структуры стали ведущим объективным началом в творчестве композитора. Полижанровость изменила всю жанровую драматургию произведений, вдохнув в них новую жизнь. Полижанровость не ликвидировала саму жанровую категорию, а, наоборот, подчеркнула ее и обобщила.

Итак, полижанровость - особая форма жанрового множества, возникающая в результате преднамеренного использования в рамках одного и того же музыкального произведения свойств двух и более музыкальных жанров, каждый из которых сохраняет свою типизированную жанром семантику. В связи с изучением шопеновского композиторского стиля был изучен вопрос о жанровой системе в результате обращения композитора к жанровому материалу.

Основу жанровой системы составляет иерархия жанров и выразительных жанровых средств. В результате проведенного исследования, стало очевидным, что все использованные Шопеном жанры выстраиваются в определенную систему:

1) жанры барочные;

2) жанры классические;

3) жанры романтические;

4) жанры польского происхождения.

Основными принципами развития многих произведений Шопена выступают: отражение жанра в жанре, жанровая смена и контраст. Сохранение внешней жанровой одноплановости при внутренней многоплановости достигается своеобразным отражением жанровых сфер, которые удивительно гибко и разнообразно претворены в его сочинениях.

Внедрение полижанровости в непрограммные произведения Шопена порой создает в них эффект скрытой программы. Часто композитор посредством соединения различных жанров добивается особенной содержательности и значительности художественного образа. Определение приемов взаимодействия жанрового синтеза позволило нам выделить четыре основных вида взаимодействия:

1. Миграция бытового жанра в жанр концертный. л

1) с радикальным преобразованием содержания первичного жанра;

2) без радикального преобразования содержания первичного жанра.

2. Отражение одного жанра в другом.

1) подчинение отраженного жанра основному;

2) подчинение основного жанра отраженному.

3. Цитирование жанра.

4. Использование элементов жанра.

1) соединение двух жанровых признаков в одной теме по вертикали;

2) соединение двух жанровых признаков в одной теме по горизонтали.

Результаты предпринятого нами исследования могут найти применение в различных областях музыкальной деятельности. Анализ жанровой драматургии может найти применение в теоретическом музыкознании преимущественно как метод изучения тех специфических, характерных именно для романтического искусства XIX века, тенденций и эмоционально-психологических факторов, которые способствовали внедрению и развитию полижанровости в отражении действительности. Характеристика жанрового множества в произведениях польского композитора может быть использована как материал для теоретических исследований полижанровости и полистилистики XX века. Полижанровый метод Шопена, где жанры стали лексемами музыкального языка, оказался созвучен методу полистилистики, где цитируемые стили стали «словами» музыки разных исторических времен.

В подобном подходе к изучению произведений Шопена нуждается и фортепианная и музыковедческая педагогика. В последние годы в некоторых консерваториях, а также в ряде других музыкальа ных учебных заведениях России введен предмет «Теория музыкального содержания», в курс которого, в частности, входит раскрытие драматургии музыкального произведения через осмысление использованных композитором жанров. Сам этот факт еще раз доказывает актуальность нашей работы, которая должна позитивно отразиться в формировании творческого мышления музыканта, вооружить педагога уточненным методом анализа «обобщения через жанр» индивидуального композиторского стиля.

Особое значение имеет метод анализа жанровой драматургии для исполнительства. Композитор, используя различные жанровые элементы, рассчитывает на общие для него и слушателя конкретные жанровые ассоциации. Несмотря на наличие определенных жанровых клише, исполнителю, независимо от того, музыку какой эпохи он исполняет, необходимо более глубоко и подробно изучить все отраженные в произведении жанры, их семантику и роль в драматургии целого. Особенно актуальна данная позиция при исполнении сочинений Шопена, где жанровый синтез требует специального подхода. Выявление драматургической функции жанра в фортепианной трактовке сочинений композитора, в самом общем плане позволило нам выделить два исполнительских принципа.

1. Пианист исходит из основного жанрового обозначения, предложенного композитором (полонез, мазурка, ноктюрн, колыбельная и т.д.).

2. Пианист подчеркивает жанровый синтез сочинения, раскрывая основной художественный образ.

Одна из основных задач, стоящих перед исполнителем, - сохранить связь музыки с шопеновской эпохой, чему может помочь изучение исполнительской манеры самого композитора: его несравненного фортепианного bel canto, мягкость и нежность туше, яркую эмоциональность.

Некоторые моменты музыкального содержания (сюда в первую очередь относится музыкальное содержание тех или иных жанров) требуют от исполнителя особых подходов в выборе динамических средств, агогики. Большое значение при этом имеет профессиональная подготовка исполнителя, верный подход к семантическому смыслу каждого использованного жанра, как посреднику между автором и слушателем. Неоценимая заслуга национальных исполнительских школ в том, что при всем богатстве предлагаемых ими различных вариантов интерпретаций Шопена, выборе различных выразительных средств, все эти школы едины в своем стремлении найти правильное прочтение романтических сочинений польского композитора.

Глубина, содержательность, техническое совершенство, точность в прочтении авторского текста, исключительное звучание, эмоциональность, драматизм - вот основные достоинства, характерные для представителей русского пианистического мастерства. Академичность, эмоциональная сдержанность, виртуозность, высокий профессионализм, точность технических приемов отличают польскую школу. Представители французской школы привносят в сочинения Шопена мечтательность, импрессионистическое, словно сквозь дымку, звуковое туше, свободно-импровизационное фантазийное начало. Игру американских исполнителей характеризуют эмоциональность, хорошее полное, бархатное звучание, техническая виртуозность, подчас превалирующая над эмоциональным началом. Педантичность, точность, верность авторскому тексту, соединившись с шопеновской одухотворенностью, подарила миру немецкую исполнительскую школу. Игру ее представителей отличает мастерское владение шопеновским звуком и туше, большая сдержанность в сочетании с доминирующей виртуозностью, логической завершенностью музыкального содержания и формы, а также элементы рационализма. Трактовка произведений польского композитора болгарскими пианистами сохраняет в себе черты салонности, сентиментальности. Но чувство стиля и чувство меры в их интерпретации граничат с рационализмом, академизмом.

Сам факт исполнения Шопена представителями различных национальных традиций лишний раз доказывает, что для верного прочтения шопеновского текста не нужно быть поляком по национальности, но творцом по духу. Опора на полижанровость, подчеркивание элементов национальных жанров в сочетании с высокой профессиональным уровнем и личным дарованием должны привести исполнителя к выявлению глубокого содержания музыки композитора.

Каждая эпоха рождает свою манеру интерпретации, и поэтому наша тема неисчерпаема. Не существует единого взгляда на то, как нужно исполнять то или иное произведение Шопена. Каждый год по

156 являются все новые и новые записи, свидетельствующие о необычайной жизненности этой музыки в наше время. Так, только за последние несколько месяцев появился целый ряд новых исполнителей со своей интерпретацией Шопена - таких, как Стефан Шейя, Роланд Пёнтинен, Дейм Лимпани, Даниэль Эдни, Джорж Гимпель, Юрий Егоров, Йозе Итурби, Динора Варси, Роланд Келлер, Йорг Демус, Балац Цоколай, Петер Немет, Ирина Зарицкая, Идиль Бирет, Рем Урасин и др.

Большое количество перечисленных и проанализированных нами исполнений доказывает, что полижанровость является одним из тех факторов, которые позволяют музыке Шопена постоянно находиться на авансцене исполнительского искусства, раскрывая все новые смысловые грани. Исполнитель, ярко выделяющий семантику жанра, отраженного Шопеном в своей речи, создает и дух, и букву сочинения. И тогда, в заново сотворенных им звуках гениальной музыки великого мастера, зазвучат и личность Шопена, и эпоха далекого романтического XIX века, и чувства и эмоции самого пианиста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Самвелян, Тереза Эдуардовна, 2000 год

1. Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч. 1-2. -М.: Музыка, 1988.-415 с.

2. Алъшванг А. О русском исполнительском стиле // Советская музыка, 1939, № 11. С. 105-111.

3. Алъшванг А. Девятая симфония Бетховена. М.: Музгиз, 1950. -26 с.

4. Алъшванг А. Избранные сочинения в 2-х томах. Т. I. М.: Музыка, 1964. - 432 с. Т. II. - М.: Музыка, 1965. - 327 с.

5. Анализ, концепции, критика: Статьи молодых музыковедов / Сост. Л .Г. Данько. Л.: Музыка, 1977. - 191 с.

6. Арановский М. Что такое программная музыка? М.: Музгиз, 1962.- 119 с.

7. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.

8. Арановский М. Пути развития Советской музыки // Очерки советского музыкального творчества. М.-Л.: Музыка, 1977. - С. 5-9.

9. Арановский М. Пятнадцатая симфония Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. Л.: Музыка, 1977. - С.55-95.

10. Арановский М. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке. 1960-1975 гг. Исследовательские очерки. Л.: Сов.комп., 1979. -287 с.

11. Асафьев Б. Избранные труды. В 5 т. Т.IV. Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке. М.: Академия Наук СССР, 1955. - 439 с.

12. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-П. Л.: Музгиз, 1963. - 379 с.

13. Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX вв. Л.: Музыка, 1968.-324 с.

14. Асафьев Б.В. Шопен в воспроизведении русских композиторов. Мазурки Шопена // Венок Шопену. М.: Музыка, 1989. - С. 105129.

15. Балтер Г. Баллада фа мажор Шопена (к вопросу о программности) // От Люлли до наших дней: Сб.статей. М.: Музыка, 1967. -с. 71-92.

16. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л.: Музыка, 1974.-334 с.

17. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. М.: Художественная литература, 1972. - 470 с.

18. Бачинская Я Р.Шуман. М." Музгиз, 1952. - 168 с.

19. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. М.: Музыка, 1978. - 320 с.

20. Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций // Аспекты теоретического музыкознания. Л.: ЛГИТМиК, 1989. - С. 95-122.

21. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. -М.: Музыка, 1970.-228 с.

22. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: в 2-х вып. Вып. I. М.: Музыка, 1989. - 268 с.

23. Бобровский В.П. Статьи. Исследования. М.: Сов. комп., 1990. -296 с.

24. Богданов-Березовский В. Шопен. Л.: Тритон, 1935. - 44 с.

25. Богданов-Березовский В. Статьи о музыке. Л.: Сов.комп., 1960. -239 с.

26. Бурлина Е.Я. Культура и жанр: Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: изд.-во Саратовского университета, 1987. - 167 с.

27. Бусслер Л. Свободный стиль. М.: изд.-во Юргенсона, 1885. -153 с.

28. Буцкой А. Структура музыкального произведения. М.-Л.: Муз-гиз, 1948.-275 с.

29. Бэлза И. Из истории русско-польских музыкальных связей. М.: Музгиз, 1955. - 61 с.

30. Бэлза И. Шопен. М.: изд.-во Академ. Наук СССР, 1960. - 462 с.

31. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. М.: Музыка, 1985.-255 с.

32. Бэлза И. Облик Шопена правда и вымысел // Венок Шопену. -М.: Музыка, 1989. - С. 33^62.

33. Ванслов В. Об отражении действительности в музыке. М.: Музгиз, 1953. - 235 с.

34. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. -М.: Прогресс, 1970. 496 с.

35. Вассина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. М.: Музыка, 1978. - 366 с.

36. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки / Изд. 7-е. М.: Музыка, 1975.-231 с.

37. Виеру Н. Драматургия баллад Шопена // О музыке: Проблемы анализа. -М.: Сов.комп., 1974. С.219-245.

38. Взаимодействие искусств: Материалы Международной научно-практической конференции. Астрахань, 1997. - 240 с.

39. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет теоретического анализа. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 288 с.

40. Вопросы музыкального стиля: Сб.статей / Отв.ред. и сост. М. Арановский. Л.: ЛГИТМиК, 1978. - 176 с.

41. Вопросы теории музыки: Сб'.статей. Вып. II. М.: Музыка, 1970. -495 с.

42. Габай Ю. К проблеме семантического инварианта жанра: контекст жанра РазяюптшНс II Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. Л.: ЛГИТМиК, 1980. -С.5-22.

43. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран / Ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 1970. - 560 с.

44. Гинзбург Г. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов.комп., 1984.-286 с.

45. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. — М.: Музыка, 1968.- 112 с.

46. Гольденвейзер А. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов. комп., 1969.-446 с.

47. Горностаева В. Мысли о Шопене // Вопросы фортепианного исполнительства. -М.: Музыка, 1965. С. 134-148.

48. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Гос. муз. изд., 1961. - 224 с.

49. Дауноровичене Г. Некоторые аспекты жанровой ситуации современной музыки // Ьаиёатш. М.: Композитор, 1992. - С.99-106.

50. Долгополое М. Шопеновский год в Польше // Сов. музыка, 1949, № 5. СЛ00-102.

51. Должанский А. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1973. - 214 с.

52. Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. Л.: Лен. филармония, 1936. - 205 с.

53. Друскин М. Избранное: Монографии. Статьи. М.: Сов.комп., 1981.-336 с.

54. Дубинина И. С. Исполнение сонаты си минор Шопена и некоторые вопросы интерпретации его фортепианного творчества. Канд. дисс. — М., МГК, 1951. — 150 с.

55. Ежевская 3. Шопен. Варшава: Интерпресс, 1981. - 100 с.

56. Ефименкова Б. Танцевальные жанры в творчестве композиторов прошлого и наших дней М.: Музгиз, 1962. - '54 с.

57. Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки: Сб. научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1980. - 196 с.

58. Житомирский Д. Шопен и Шуман // Ф. Шопен. Статьи и исследования сов. музыковедов. М.: Гос. муз. изд., 1960. - С.296-322.

59. Земцовский И. И. Жанр, функция, система // Сов. музыка, 1971, . № 1. С.24-32.

60. Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра Шопена и ее место в ис-торико-художественном процессе: Автореф. дисс. . канд.иск. — Л., 1987. -22 л.

61. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра Шопена. Монография. — М.: МГК им.П.И.Чайковского, 1995. 151 с.62.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.