Православная Церковь и государство в России во второй четверти XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Федорук, Виталий Николаевич

  • Федорук, Виталий Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 228
Федорук, Виталий Николаевич. Православная Церковь и государство в России во второй четверти XIX века: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Санкт-Петербург. 2012. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Федорук, Виталий Николаевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Реорганизация управления Православной Российской Церковью при Николае I

1.1. Характер и особенности института обер-прокуратуры как основного проводника государственного влияния при Николае I

1.2. Изменения в синодальной структуре и их преемственность по отношению к церковной политике первой четверти XIX века

1.3. Структурные изменения в Св. Синоде при H.A. Протасове

1.4. Реорганизация духовно-учебного дела

1.5. Устав духовных консисторий 1841 года и положение епископата; духовенство в Св. Синоде

Глава II. Церковно-государственные отношения

во второй четверти XIX века

2.1. Эволюция церковно-государственных отношений во второй

четверти XIX века как отражение эволюции общества

2.2. Идеологическое содержание и обоснование административных изменений в Св. Синоде при Николае I

2.3. Св. Синод и епархиальные учреждения Русской

Православной Церкви

2.4. Укрепление позиций обер-прокуратуры Св. Синода

в свете мнений и отзывов современников

2.5. Ведомство православного исповедания при Николае I

Заключение

Приложение А

Приложение Б

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православная Церковь и государство в России во второй четверти XIX века»

ВВЕДЕНИЕ

Религия занимает одно из важнейших мест в жизни общества, и её взаимоотношения с государственной властью на различных исторических этапах всегда служили индикатором социально-политического и духовного уровня развития социума. В христианстве отношения Церкви как мистической общности верующих и Бога с одной стороны, и государства как носителя легитимной власти с другой, проходили различные этапы. Государство с точки зрения Церкви не является изначально богоустановленным феноменом, оно призвано охранять «погрязший во грехе» мир от еще большего развращения и греха. Гонения на Церковь в Римской империи породили негативное восприятие светской власти. После провозглашения христианства официальной религией империи, начинается философское осмысление и юридическое оформление отношений господствующей конфессии и императорской власти. Их функции разделяются (теория «двух градов» Августина), а, впоследствии, по-разному объясняются в католицизме и православии. В Восточной Римской империи появляется теория симфонии властей, провозглашающая союз Церкви и государства при разделении их функций на духовную и материальную. В действительности светская власть возобладала над церковной как в Византии, так и в принявшей от неё православие Руси, где князья сразу взяли первенство в отношениях с Церковью.

По мере формирования единого Русского государства и укрепления княжеской, а затем, царской власти, формировались и усложнялись различные аспекты церковно-государственного взаимодействия. В допетровский период русское правительство воспринимало свои полномочия как сакральную функцию защиты основ веры и осуществления наиболее благоприятных условий для духовного развития всякой личности в рамках православного

вероучения. Социально-философская доктрина «Москва - Третий Рим» ставила царскую власть в ранг особого духовного служения. Оно выражалось в том, что государство должно было «вести» своих подданных к душевному спасению.

При Петре I начался процесс десакрализации общественного сознания, функции государства теперь распространялись, по преимуществу, на материальную сторону жизни людей. Но в правовом сознании, как носителей верховной власти, так и подданных, бытовали и трансформировались православные стереотипы восприятия идеи власти. Система церковно-государственного взаимодействия, заложенная в эпоху Петра I, окончательно сложилась во второй четверти XIX столетия и действовала в течение всего последующего синодального периода. Институт обер-прокуратуры, учрежденный при Петре I,1 развивался вместе со всей бюрократической системой и был призван следить за четким выполнением правительственной политики в области церковно-государственных отношений. В этой политике проявились изменения в восприятии Церкви как социального института, произошедшие в петровское время. Это отразилось на государственной идеологии и на роли, которую играла Церковь в общественной жизни. Важнейшей вехой в истории Русской Церкви явилось упразднение института патриаршества и учреждение Св. Синода. При Синоде была создана должность обер-прокурора - светского чиновника, следившего за работой высшего органа церковного управления.

В XVIII в. полномочия обер-прокурора редко выходили за рамки, установленные при Петре I. Его указ от 13 июня 1722 г. чётко определял полномочия обер-прокуратуры.2 «Стряпчий о делах государственных» должен был не только следить за соответствием решений Св. Синода государственной политике, но и управлять синодальной канцелярией, что включало его непосредственно в делопроизводство. Инструкция стала основанием для

1 О выборе в обер-прокуроры в Синод из офицеров // ПСЗ. СПб., 1830. Соб. 1. Т. 6. С. 676.

2 Инструкция обер-прокурору Св. Синода // ПСЗ. СПб., 1830. Соб. 1. Т. 6. С. 721 - 722.

будущего расширения полномочий обер-прокуратуры, но произошло это только в XIX столетии. В XVIII в., в условиях частой перемены верховной власти и становления чиновничье-дворянской монархии, императоры не стремились усиливать полномочия какого-либо высокопоставленного чиновника. Обер-прокурор был лишь передаточной инстанцией указов верховной власти, которая довольствовалась внешним подчинением Церкви, рассматривала её как источник пополнения материальных ресурсов (секуляризация церковных земель при Екатерине И). Кроме того, в духе просветительских идей, Екатерина II видела в Православной Российской Церкви традиционную структуру, способствующую сохранению общественного порядка и нравственности в народе.

Но если в XVIII в. церковно-государственные отношения всецело зависели от личных взглядов монарха и не рассматривались как часть политической системы, то в первой половине XIX столетия императоры постепенно меняли свои взгляды на Церковь. Когда идеология просвещённого абсолютизма исчерпала себя, образовался определённый идеологический вакуум. Крах попытки создания идеологической доктрины на космополитической религиозной основе Священного союза привёл в правительственных кругах к пониманию Православной Российской Церкви как необходимой составляющей государственной идеологии. Формирование этой идеологии, выразившейся впоследствии в триаде «Православие. Самодержавие. Народность» началось еще в Александровскую эпоху, а завершилось при Николае I. В изучении процесса взаимодействия императорской власти и Церкви в религиоведческом контексте, большое значение имеют господствовавшие во второй четверти XIX в. философские, политические взгляды и социально-психологические установки, обусловленные совокупностью традиций и настроений среды, в которой они формировались -высшего дворянства, чиновничества и духовенства.

Историк Русской Церкви И.К. Смолич разделял две фазы в развитии синодальной обер-прокуратуры: 1) до 1803 г., время слабого развития обер-прокурорской власти, и 2) после 1817 г., когда власть обер-прокурора в своем развитии стремилась к министерскому образцу. Период с 1803 по 1817 гг. историк считал «переходным». Но именно ко второй четверти XIX столетия процесс развития обер-прокуратуры, отражавший отношения Церкви и государства в целом пришёл к своему логическому завершению. В этот период в управлении церковными делами возобладала система отношений «император - обер-прокурор» над прежней - «император - Св. Синод». Это имело не только политическое, но и идеологическое значение. Со времени Николая I император, являвшийся главой Церкви как социального института, стал осуществлять свою церковную власть опосредованно, через светского чиновника - обер-прокурора. Здесь проявился процесс абсолютизации власти монарха, начавшийся еще в петровскую эпоху. Эта тенденция имела свое философское обоснование, выразившееся в трудах видных богословов, таких как, например, государственное учение Московского митрополита Филарета (Дроздова). Отметим также, что участие обер-прокуроров в управлении Церковью являлось индикатором церковной политики императора и заслуживает особого внимания.

Во второй четверти XIX в. церковно-государственные отношения оформились в соответствии с принципами, по которым развивалось государство. Этот исторический период почти полностью совпадает с периодом правления императора Николая I, и представляет собой отдельный и весьма значимый этап в развитии теории и практики сосуществования государства и Церкви - материальной и сакральной составляющих общества. В связи с этим необходима научно обоснованная религиоведческая реконструкция всех основных тенденций взаимодействия Церкви и императорской власти в

Смолич И.К. История Русской церкви. 1700-1917.// История Русской церкви. М., 1996. Т. 8. Ч. 1. С. 41.

царствование Николая I; рассмотрение и анализ условий, в которых находилась в данный период Православная Российская Церковь.

Как в отечественной, так и в зарубежной религиоведческой литературе на сегодняшний день нет исследований, посвященных комплексному анализу положения Православной Российской Церкви в эпоху Николая I. Данная работа является одним из первых опытов раскрытия указанной темы на стыке религиоведческого и исторического подходов. Основные задачи исследования заключаются: 1) в изучении церковно-государственных отношений в России второй четверти XIX в. в свете государственной идеологии, богословских воззрений и общественной мысли в указанный период; а также выявлении взаимосвязи теории официальной народности и отношений императорской власти и Церкви; 2) в уточнении характера и особенностей института обер-прокуратуры как основного проводника имперской идеологии в церковной политике государства; 3) в рассмотрении причин структурных изменений в Св. Синоде при Николае I, их преемственности по отношению к предшествовавшему периоду (царствование Александра I). Необходимо также изучить взаимосвязь синодальных преобразований с логикой отношения самодержавия к господствующей Церкви, проанализировать различные аспекты её положения в империи, создавшегося в николаевское царствование.

Полномочия обер-прокуратуры рассматриваются в рамках политической системы и внутренней логики развития российской государственности. Собрана и систематизирована информация, отражающая исторические и религиоведческие аспекты положения Св. Синода в политической структуре николаевской России. На этой основе дана попытка объективного освещения роли Церкви как общественного института во второй четверти XIX в. В этом заключается различие данной работы с имеющимися исследованиями, где власть обер-прокурора изучалась в соответствии с личными качествами конкретных деятелей.

К изучению вопросов, связанных с историей Православной Российской Церкви во второй четверти XIX столетия, исследователи приступили уже в 1850-х гг. Поскольку судьба Русской Церкви и история Св. Синода неразрывно связаны с развитием исторического процесса в России, можно заключить, что историография темы включает в себя общие работы по русской истории, выходившие с николаевских времен. В большинстве случаев, исследователи концентрировали внимание либо на фактах истории, либо на вопросах государственной идеологии и православного богословия. При этом учёные, занимавшиеся изучением Церкви в XIX в., находились вне рамок религиоведения, в то время еще не оформившегося как самостоятельная дисциплина, а исследователи русской философии и богословия не обращали достаточного внимания на конкретно-историческую ситуацию, в которой развивались мировоззренческие системы.

Полный список использованной религиоведческой и исторической литературы, относящейся к церковно-государственным отношениям при Николае I, указан в Приложении Б. Её обзор можно начать с труда Н.Г. Устрялова, посвященного истории царствования Николая I.4 Монография вышла в 1847 г. и носит официозный характер. Н.Г. Устрялов не рассматривал историю Церкви в изучаемый период отдельно, но уделил внимание тогда еще недавно произошедшему официальному «прекращению унии». Унию автор считал политическим анахронизмом, ведшим «ко вреду государственного союза и единства».5 Это говорит о понимании смысла церковно-государственных отношений в духе теории официальной народности, подразумевавшей единение всех составляющих государственного организма во имя имперской идеи; при этом Церковь рассматривалась как идеологический институт, способствующий национальной консолидации вокруг трона. В общей оценке николаевского царствования с Н.Г. Устряловым единодушен P.M. Зотов

4 Устрялов Н. Г. Историческое обозрение царствования государя императора Николая I. СПб., 1847.

5 Там же. С. 155.

чьи «Очерки царствования Николая I» вышли уже в 1859 г.6: «Николай I хотел, чтоб народ его был не только европейский, но более всего русский со всеми

у

доблестями души, с непоколебимою верою христианина». Следует отметить, что в публикациях по новейшей истории, выходивших в первой половине XIX в., синодальная система не рассматривалась как предмет отдельного исследования. В силу политических обстоятельств, положение Церкви в государстве не могло подвергаться критическому анализу в печати.

В эпоху либеральных реформ Александра II пробуждается активный интерес к событиям недавней истории, в том числе и церковной. В среде православных иерархов появились надежды на изменение положения Церкви и Св. Синода в России, сложившегося ко времени Николая I и особенно во время обер-прокурорской деятельности графа H.A. Протасова. Во второй половине XIX в. выходят монографии и появляются многочисленные общественно-политические, исторические и церковные издания, в которых публикуются статьи, посвященные различным аспектам церковной жизни недавнего времени.

Первое исследование истории Православной Российской Церкви николаевского времени принадлежало выпускнику Санкт-Петербургской духовной академии священнику М.Я. Морошкину. Он являлся членом особой комиссии, созданной вскоре после смерти императора Николая I и возглавлявшейся графом H.A. Корфом. Комиссия изучала различные материалы, освещающие николаевскую эпоху. Некоторые исторические источники, обработанные этой комиссией, были опубликованы в 98 томе Сборника Императорского русского исторического общества. В 1902 г. вышел 113 том «Сборника», в котором были напечатаны «Материалы для истории русской Церкви в царствование Николая I», подготовленные

6 Зотов P.M. Исторические очерки царствования императора Николая I. СПб., 1859.

7 Там же. С.4.

М.Я. Морошкиным еще в 1860-х гг. и впоследствии отредактированные профессором Н.Ф. Дубровиным.8 Труд М.Я. Морошкина состоит из двух частей. Первая посвящена изучению главного управления Православной Церкви; вторая - местного управления. Работа основана на богатом архивном материале и содержит подробный обзор событий церковной жизни рассматриваемого периода. Особое внимание уделено жизни епархий. Описывая церковные учреждения, автор указал на нововведения в синодальном управлении во второй четверти XIX в., но не проанализировал синодальные преобразования, что, впрочем, и не входило в поставленную им задачу. При этом М.Я. Морошкин критически относился к деловым и личным качествам H.A. Протасова: «Поверхностно знакомый с сущностью и характером духовных дел, особенно духовного образования, граф более обращал внимание на внешний блеск и форму и мало заботился о внутреннем содержании».9 Автор, являясь свидетелем многих описываемых им событий, распространил свое критическое отношение лишь на личность обер-прокурора, и все негативные явления церковной жизни связал именно с ней. Необходимо отметить, что М.Я. Морошкин, впервые в историографии, указал на взаимообусловленность двух начал во внутренней политике - светского и церковного. Выразил эту мысль автор следующим образом: «в николаевскую эпоху господствовала идея внешнего могущества и силы России - с одной стороны, безусловного единства ее духовной жизни - с другой».10 М.Я. Морошкин является автором и статьи о присоединении к Православной Церкви западнорусских униатов.11

В 1870-80-х гг. церковные историки обращаются к изучению Русской Церкви второй четверти XIX в. Материал, относящийся к этому периоду, включается в учебные пособия по истории Церкви для духовных училищ.

8 Морошкин М.Я. Материалы для истории Православной Церкви в царствование императора Николая I // Сборник Императорского русского исторического общества. СПб., 1902. Т. 113.

9 Там же. С. 158.

10 Там же. С. 197.

" Морошкин М.Я. Воссоединение унии. Исторический очерк. // Вестник Европы. СПб., 1872. Кн. 4. С. 606 -643.

Профессор Казанской духовной академии П.В. Знаменский в 1876 г. выпустил известное «Руководство к русской церковной истории»,12 выдержавшее много

13

изданий и не утратившее ценность в качестве учебного пособия. Деятельность H.A. Протасова, автор характеризует ее как реформаторскую. Синодальные преобразования рассматривает в целом как положительные, приведшие к значительному упорядочению деятельности высшего церковного управления. Только замена Комиссии духовных училищ духовно-учебным управлением охарактеризована им как «неуместное проявление современных увлечений графа канцелярским бюрократизмом».14 Большое внимание автор уделил личности H.A. Протасова, «который старался воспользоваться реформой как средством к собственному преобладанию над членами Синода».15 П.В. Знаменский обратил внимание на взаимоотношения обер-прокуратуры и высшей иерархии, миссионерской деятельности, духовного просвещения, воссоединения униатов.

Говоря о некоторых других учебных пособиях, таких как работы А.П. Доброклонского, П.И. Малицкого, И. Денисова,16 следует отметить, что время Николая I, тем более, период руководства обер-прокуратурой H.A. Протасовым, отдельно не обозначается. Исторические события второй четверти XIX в. даются в общих разделах под заголовком «Духовное просвещение», «Администрация» и т.п. Позицию автора можно установить лишь по небольшим отрывкам. Например, П.И. Малицкий, преподаватель Тульской духовной семинарии, отмечал, «что уничтожение Комиссии духовных училищ нельзя назвать удачным, так как новое учреждение было

12 Знаменский П.В. История Русской Церкви: учебное руководство. Казань, 1870.

13 Знаменский П.В. История Русской Церкви: учебное руководство. М., 1996.

14 Там же. С.337.

15 Там же. С.339.

16 Денисов И. Очерк истории Русской Церкви. СПб., 1874; Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. Тула, 1889. Т.З; Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1893. Т.4.

более бюрократического, канцелярского характера и менее было компетентно в

17

руководстве духовными школами».

Но именно во второй половине XIX столетия появляются и зачатки

критического отношения к некоторым вопросам церковной истории. Особенно

это проявилось в изучении духовного просвещения - теме, наиболее

разработанной в историографии. В 1883 г. вышла в свет работа профессора

Санкт-Петербургской духовной академии (далее - СПб ДА) Д.И. Ростиславова,18

посвященная истории академии в николаевский период, а также

взаимоотношениям H.A. Протасова с духовенством и преподавательским

составом. Исследователь преподавал в академии в 1833-1852 гг. и был

свидетелем многих описанных им событий, критически относился к

существовавшей тогда системе, программе и методам духовного образования.

Свои взгляды он впервые выразил в 1860-х годах в работах «Об истории

духовных училищ в России» и «О православном белом и черном духовенстве в

России» (что характерно, работы вышли за рубежом и анонимно).19 В целом,

Д.И. Ростиславов дал положительную оценку деятельности H.A. Протасова в

области духовного просвещения. Понимая общее направление внутренней

политики тех лет, автор указал на то, что при «введении различных улучшений

в быт духовной академии особое внимание было обращено на батальон

военных кантонистов», где «скрывался настоящий идеал училищных 20

порядков». По словам историка Русской Церкви И.К. Смолича, Ростиславов «разделял недовольство многих своих коллег, не принадлежавших к ученому монашеству «...» и был склонен видеть в обер-прокуратуре некоторый элемент «освободительного характера» от засилья монахов».21 В данном случае

17 Малицкий П.И. Руководство по истории Русской церкви... T.3. С.48.

18 Ростиславов Д.И. Петербургская духовная академия при графе Протасове. 1836-1855. // Вестник Европы. СПб., 1883. №V1I. С. 121-188.

19 [Ростиславов Д.И.] Об истории духовных училищ в России. В 2 тт. Лейпциг, 1863; его же: О православном белом и черном духовенстве в России. В 2 тт. Лейпциг, 1866.

20 Ростиславов Д.И. Петербургская духовная академия ... С.157.

21 Смолич И.К. История Русской Церкви ... 4.1. С.429.

проявился антагонизм между белым и черным духовенством, которому традиционно принадлежали ведущие роли в духовном просвещении.

Одним из наиболее ярких исследователей истории духовного образования был профессор СПб ДА И. А. Чистович. Он занимался научной и преподавательской деятельностью, с 1867 г. являлся членом Учебного комитета, а в дальнейшем - управляющим Отделом контроля при Св. Синоде. И.А. Чистович много работал в архивах, написал десятки работ по русской церковной истории, преимущественно XVIII-XIX вв. Еще в 1857 г. И.А. Чистович опубликовал монографию об истории СПб ДА.22 В 1873 г. вышла его работа о переводе Библии на русский язык, а в 1894 г. - о руководящих деятелях духовного просвещения первой половины XIX столетия.24 Автор избегал собственных оценок. Он впервые в историографии указал на единство во взглядах на духовное просвещение императора, синодального обер-прокурора и Министерства народного просвещения, что было нехарактерно для исследователей XIX в., часто увлекавшихся личностными характеристиками. В целом, труды И.А. Чистовича стали подробным описанием всевозможных нововведений в области духовной школы первой половины XIX столетия и процесса замены Комиссии духовных училищ Духовно-учебным управлением. В его работах отражено противостояние обер-прокурора и иерархов (особенно митрополита Филарета Московского) во взглядах на духовное образование. Интересовался И.А. Чистович и историей присоединения униатов.25 Этот процесс ученый рассматривал с точки зрения пользы государственного и внутрицерковного единения.

22 Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.

Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. СПб., 1873. 4.1-2.

24 Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894.

25 Чистович И.А. Очерк истории западно-русской Церкви. СПб., 1870.

Многие вопросы истории духовного образования затронул H.A. Астафьев в книге о переводе Библии на русский язык.26 Автор был преподавателем всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете и Историко-филологическом институте, основателем и председателем «Общества для распространения Святого Писания в России». Историк попытался объективно взглянуть на «крайние» точки зрения относительно перевода Священного Писания в первой половине XIX в. Уделяя внимание Библейскому обществу, H.A. Астафьев отметил: «Возникновение партии враждебной Библейскому обществу, добившейся закрытия его, было реакцией против увлечений и ошибок библейских деятелей. Реакция, как и всегда, сама увлеклась за пределы

27

благоразумия и стала стеснять распространение Св. Писания в народе». Отношение правительства Николая I и, следовательно, H.A. Протасова к переводу Библии и духовно-учебному делу исследователь выводит из «охранительных» начал политики данного периода. Не соглашаясь со строгими запретительными мерами правительства, с одной стороны и, с попытками свободной интерпретации библейских текстов - с другой, H.A. Астафьев стоит на точке зрения митрополита Филарета (Дроздова), терпевшего правительственный гнет и, вместе с тем, критиковавшего видного ученого Г.П. Павского, делавшего несанкционированные переводы библейских текстов.

В конце XIX в. вышли в свет обобщающие работы по истории Св. Синода Т.В. Барсова28 и Ф.В. Благовидова.29 Монография Т.В. Барсова, доктора церковного права, профессора СПбДА, члена многих синодальных комиссий, представляет собой историю высшего органа церковного управления со времени его учреждения до 1855 г. С 1879 г. Т.В. Барсов был обер-секретарем Св. Синода, в силу чего имел доступ к закрытым материалам ведомственных архивов. Заслуга Т.В. Барсова заключается в том, что он впервые ввел в

26 Астафьев Н. А. Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами. СПб., 1889.

27 Там же. С. 132.

28 Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896.

29 Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Св. Синода в XVII1 и первой половине XIX столетия. Казань, 1900.

научный оборот обширный фактический материал. Профессор церковного права Петербургского университета протоиерей М.И. Горчаков отмечал, что в работах Т.В. Барсова «впервые в печати показывается последовательная в истории смена всех учреждений»30Св. Синода. Как сотрудник Св. Синода, Т.В. Барсов высказывал весьма осторожные суждения о положении Св. Синода

3 1

государственной системе управления. Он писал о «предприимчивой решимости тогдашнего обер-прокурора графа Протасова», благодаря которому «духовное ведомство обогащалось новыми административными учреждениями, которые, окружая Синод, в некотором смысле разделяли его деятельность».32 Усиление обер-прокуратуры нашло отражение в данной монографии: «В то время как совершались по духовному ведомству описанные перемены, Св. Синод оставался как бы в стороне от них и не принимал в них деятельного участия».33 Но изменения, произошедшие в синодальной системе в 1830-40-х гг., автор рассматривал вне общеполитического курса николаевской эпохи.

Первую попытку изучить церковно-государственные отношения в контексте внутриполитической ситуации осуществил профессор Казанского университета Ф.В. Благовидов, представивший свой труд «Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и первой половине XIX столетия» на соискание степени доктора церковного права. Здесь обстоятельно описано взаимодействие синодальной обер-прокуратуры и высшей церковной иерархии. Автор отметил последовательность действий обер-прокурора и их преемственность по отношению к предшествовавшему периоду: «Протасов стал усердно следовать той же политике, что и его предшественник - Нечаев, а так как он отличался большей энергией, то успел довести до конца начатую Нечаевым организацию

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Федорук, Виталий Николаевич, 2012 год

Приложение Б. Список использованной литературы Список литературы.

1. Алексеев H.H. Русский народ и государство. М.: АРГАФ. 1998. 635 с.

2. Алексеева С.И. Св. Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. 1856 - 1904. СПб.: «Наука». 2003. 275 с.

3. Андреева Л.А. Религия и власть в России. М.: «Ладомир». 2001. 251 с.

4. Астафьев H.A. Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами. СПб.: Тип. B.C. Балашева. 1889. 180 с.

5. Барсов H.H. Архиепископ Иннокентий Борисов. СПб.: Тип. Ф. Елеонской. 1884. 45 с.

6. Барсов Н.И. К истории проповедей и сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского. Письмо к архиепископу Иннокентию протоиерея Иоанна (Кочетова) // Христианское чтение. СПб., 1886. Ч. 2. С. 731 - 760.

7. Барсов Н.И. Протоиерей Герасим Петрович Павский // Русская старина. СПб., 1880. Т. 27. С. 111 - 128; 269 -288; 495 - 510; 705 - 730. Т. 28. С. 105 -124; 219-232; 487-500.

8. Барсов Т.В. Св. Синод в его прошлом. СПб.: Тип. Академии наук. 1896. 29 с.

9. Барсов Т.В. Св. Синод в царствование императора Николая I // Христианское чтение. 1895. Т. II. № 9-10. С. 267-299.

10. Белявский Ф.Н. О реформе духовной школы. СПб.: Синодальная типография. 1907. 4.1. 230 с. 4.2. 287 с.

11. Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия. Казань.: Тип. Лит. Имп. Ун-та. 1900. 450 с.

12. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённой преимущественно во Франции и в Англии. М.: Язык русской культуры. 1998. 709 с.

13. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1-4. М.: Фонд «Русское православие». М. Мартис. 1999-2002. Т.1. 1999. 583 с. Т.2. 2000. 305 с. Т.З. 2001. 533 с. Т.4. 2002. 422 с.

14. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М.: «Терра». 1991. 413 с.

15. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и идеологии. Штутгарт.: ИНИОН. 1985. 334 с.

16. Вернадский Г.В. Очерк истории права Русского Государства XVIII-XIX веков. М.: Гос. Публичная ист. библиотека России. 1998. 175 с.

17. Верховской П.В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX столетиях. Варшава.: Тип. Варшавского учетного округа. 1912. Вып. 1. 148 с.

18. Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Т. I. Ростов-на-Дону.: Скл. изд. у автора и в кн. Маг. Тов. A.C. Суворина «Новое время». 1916. 686 с.

19. Виттекер, Ц.Х. Граф Сергей Сергеевич Уваров и его время. СПб.: Гуманит. агентство «Академический проект». 1999. 350 с.

20. Вишленкова Е. А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Казань, 1997.

21. Вишленкова Е. А. Духовная школа в России в первой четверти XIX века. Казань: Изд-во Казанского ун-та. 1998. 178 с.

22. Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России в первой четверти XIX века. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 2002. 439 с.

23. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб.: РАН, Ин-т Российской истории. СПб филиал. 1996. 800 с.

24. Выскочков JI.B. Николай I. М.: «Молодая гвардия». 2003. 693 с.

25. Вяткин В.В. Три эпохи в диалоге государства и церкви // Преподавание истории в школе. 2009. № 1. С. 36 - 43.

26. Гараджа В.И. Религиоведение. Учеб. Пособие для студентов вузов и преподавателей ср. шк. М.: «Аспект-пресс». 1994. 348 с.

27. Глубоковский В.М. Церковное управление в царствование императора Николая Павловича // Исторический вестник. СПб., 1902. № 8.

28. Глубоковский H.H. Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии. М.: Изд-во Св.-Владимирского братства. 2002. 189 с.

29. Глубоковский H.H. Из переписки архиепископа Рязанского Смагарда Крыжановского. СПб.: Имп. О-во истории и древностей российских при Моск. Ун-те. 1913. 46 с.

30. Горчаков М.И. Рецензия на книгу Т.В. Барсова «Св. Синод в его прошлом». СПб., 1897.

31. Градовский А.Д. Начала российского государственного права // Собр. соч.: В 8 тт. Т. VIII. Ч. 2. СПб., 1907. 1890, № ц; 1891-№ 1-2.

32. Грибовский В.М. Церковное управление в царствование императора Николая Павловича// Исторический вестник. СПб, 1902. Кн. 8. С. 453 -469.

33. Громов П. Преобразовательная деятельность Петра Великого по церковному управлению в России // Вера и разум. Харьков. 1891. №1. С. 1 -22; №2. С. 95 - 110.

34. Денисов И.С. Очерк истории Русской церкви, составленный для учеников Академии художеств протоиреем Илиею Денисовым. СПб. 1874. 102 с.

35. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской церкви. М.: Изд-во Крутицкого подворья. 2009. 935 с.

36. Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. ML: «Мысль». 1983.272 с.

37. Дьяконов К.П. Духовные школы в царствование императора Николая I. Сергиев Посад.: Тип. Св. - Тр. Сергиевой Лавры. 1907. 436 с.

38. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. М.: «Мысль». 1981.252 с.

39. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула, 1999.

40. Журавлёва О.М. Епархиальная практика и церковно-государственная деятельность московского митрополита Филарета (Дроздова). 1821-1867 гг. СПб.: РАН. СПб институт истории. 2003. 26 с.

41. Заозерский H.A. О церковной власти. Сергиев Посад.: Тип. А.И. Снегиревой. 1894. 458 с.

42. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-2. Л.:МП «Эго». Союзблокиздат. Отделение: М.: «Прометей». 1991. 268 с.

43. Знаменский Г1.В. История Русской церкви: учебное руководство. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1996. 474 с.

44. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформ Петра I. Казань.: Универс. Тип. 1873. 851 с.

45. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого // Православный собеседник. Казань. 1872. № 1. С. 79 - 114; № 2. С. 140 - 195; № 3. С. 296 - 384; № 5. С. 385 - 458; № 6. С. 148 - 195.

46. Зорин A.JI. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII - первой трети XIX века. М.: «Новое литературное обозрение». 2001. 414 с.

47. Зотов P.M. Исторические очерки царствования императора Николая I. СПб.: А. Прево. 1859. 98 с.

48. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М.: РАН. Инс-т Рос. истории. 1999. 309 с.

49. Ивановский В.В. Русское государственное право. Казань.: Тип. Казанского ун-та. 1895. 276 с.

50. Иоанн, митрополит Петербургский и Ладожский. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула.: «Русский лексикон». 1994. 414 с.

51. Казанский П.Е. Власть всероссийского императора. Одесса: Тип. «Техник». 1913. 960 с.

52. Карташев A.B. Историко-критический очерк системной обработки русской церковной истории. М. 1903.

53. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. М.: Изд. центр «Терра». 1992. Т.2. 565 с.

54. Киприанович Г.Я. Жизнь Иосифа (Семашко), митрополита Виленского. Вильна, 1877.

55. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти тт. Т.5. М. 1989.

56. Кокс X. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М.: Изд. фирма «Восточная литература». 1995. 261 с.

57. Колсон, Ч. Конфликт царств: Противостояние религиозного сознания и политической системы. М.: Гендальф. 1996.

58. Кондаков Ю.Е. Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время. СПб. Б.И. 2000. 312 с.

59. Кондаков Ю.Е. Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века. СПб.: Российская национальная библиотека. 2003. 360 с.

60. Кондаков Ю.Е. Государственная власть и эволюция высшего органа церковного управления Русской православной церкви в первой половине XIX века. СПб., 2004. 40 с.

61. Кондаков Ю.Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801 -1825). СПб.: «Нестор». 1998. 225 с.

62. Кондаков Ю.Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во ГРПУ. 2005.343 с.

63. Корнилов A.A. Теория официальной народности и внутренней политики Николая I // Книга для чтения по истории России нового времени. Т. IV. М., 1914.С. 82-118.

64. Корсунский И.Н. Судьбы катехизисов Филарета, митрополита Московского // Русский вестник. М., 1883. № 1. С. 322 - 383.

65. Котович А.Н. Духовная цензура в России (1799-1855). СПб.: Тип. «Родник». 1909. 608 с.

66. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб.: Скл. изд-во при кн. скл. «Право». 1910. Т. II. 4.1. 479 с.

67. Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи. СПб.: Тип. Монтвида. 1909. 644 с.

68. Левченко А.В. Церковно-государственные отношения в истории России. Пермь. Изд-во Пермского гос. Ун-та. 2008. 110 с.

69. Лесков Н.С. Синодальные персоны (1820 - 1840) // Исторический вестник. СПб., 1882. № 11. С. 373 - 410.

70. Литвак Б.Г. Русское православие в XIX веке // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 309-381.

71. Лопухин А.П. Пальмер о русской Церкви // Странник. СПб., 1883. Т. 3. С. 415-431; 629-643.

72. Лосский И.О. История русской философии. М.: Высшая школа. 1991. 559 с.

73. Малинова О.Ю. Традиционалистская и прогрессистская модели национальной идентичности в общественно-политических дискуссиях 1830 -1840 -х гг. в России // Консерватизм в России и мире. Воронеж, 2004. Ч. I. С. 27 -46.

74. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. Тула. Тип. Иогансон. 1890. Т. 3. 96 с.

75. Манзей К. История л.-гв. Гусарского Е. И. В. полка. 1775-1857. СПб.: Военная тип. 1859. Ч.З. 195 с.

76. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало ХХв.). СПб.: «Дмитрий Буланин». 1999. Т. 2. 566 с.

77. Морошкин М.Я. Воссоединение Унии // Вестник Европы. СПб., 1872. Кн. IV. С. 606 - 643; Кн. VI. С. 588 - 649; Кн. VII. С. 60 - 112; Кн.VIII. С. 524 - 594.

78. Морошкин М.Я. Записка о деле латышском при преосв. Иринархе и Филарете // Православное обозрение. 1886. № 2. С. 126-131.

79. Морошкин М.Я. Иезуиты в России с царствования Екатерины Н-й и до нашего времени. СПб.: Тип. 2-го отд-ния Собств. Е.и.в. канцелярии. 4.2. 1870. 6 с.

80. Муравьев А.Н. Письма о богослужении восточной церкви. СПб.: Тип. 3-го отд-ния Собств. Е.и.в. канцелярии. 1836. 1 кн: 1836. 91 с. 2 кн: 1836. 131 с. 3 кн: 1836. 127 с.

81. Муравьёв А.Н. Путешествия ко святым местам. СПб. 1832.

82. Нелидов Ф.Ф. Западники // Книга для чтения по истории нового времени. Т. IV. М., 1914. С. 261 -290.

83. Николай I // Русский биографический словарь. М., 1998. «Николай I -Новиков».

84. Никольский Н.М. История Русской церкви. M.-JI. Огиз-«Московский рабочий». Тип. Изд-ва «Крестьянская газета» в Мск. 1931. 398 с.

85. Нольде Б.Э. Очерки русского государственного права. СПб. Тип. «Правда». 1911. 554 с.

86. Обер-прокуроры Св. Синода // Исторический вестник. 1999. № 3 - 4. С. 268-270.

87. Орлов А.Ф. Протоиерей Герасим Петрович Павский. СПб.: Тип. Ю.А. Бокрама. 1863. 23 с.

88. Павленко Н.И. Идеи абсолютизма в законодательстве XVIII века / Абсолютизм в России (XVII - XVIII вв.). М., 1960. С. 389 - 497.

89. Парвов А.И. Религиозное состояние Лифляндии при императоре Николае I. Краткий исторический обзор неправославных исповеданий. СПб. 1874.

90. Парсонс Т. О социальных системах. М.: «Академический проект». 2002. 831 с.

91. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. М.: «Русская мысль». 1905. 359 с.

92. Полиевктов М.А. Николай I. Биография и обзор царствования. M.: М. и С. Сабашниковы. 1918. 392 с.

93. Полиевктов М.А. Николай I. М.: «Мир книги». 2008. 333 с.

94. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М.: «Книга». 1990. 461 с.

95. Пресняков А.Е. Самодержавие Николая I / Русское прошлое. Исторический сборник под ред. С.Ф. Платонова. Пг.-М., 1923. С. 3 - 21.

96. Протопопов C.B. Протоиерей Г.П. Павский. СПб.: Тип. Духовного журнала «Странник». 1876. 108 с.

97. Римский C.B. Конфессиональная политика России в западном крае и Прибалтике XIX столетия // Вопросы истории. 1998. № 3. С. 25 - 44.

98. Римский C.B. Русская православная церковь в XIX веке. Ростов на Дону.: «Гефест». 1997. 384 с.

99. Ростиславов Д.И. О православном белом и черном духовенстве в России. В 2-х томах. Лейпциг.: Ф. Вагнер. 1866. Т 1. 602 с. Т.2. 674 с.

100. Ростиславов Д.И. Об устройстве духовных училищ в России. В 2-х томах. Лейпциг.: Ф. Вагнер. 1863. Т.1. 502 с. Т.2. 581 с.

101. Ростиславов Д.И. Петербургская духовная академия при графе Протасове 1836-1855// Вестник Европы. СПб., 1883. № 7. С. 121 - 188; № 8. С. 581 - 612.

102. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713 - 1913. СПб.: «Лига-плюс». 1997.687 с.

103. Рункевич С.Г. История Русской церкви под управлением Св. Синода. Т. 1 (1721-1725). СПб.: Тип. А.П. Лопухина. 1900. 430 с.

104. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX веке. СПб., 1901.

105. Салыгин E.H. Теократическое государство. М.: МОНФ. 1999. 127 с.

106. Самодержавие. История, закон, юридическая конструкция. СПб., 1906.

107. Смолич И.К. История Русской церкви. 1700-1917. // История Русской церкви. М., 1996. Т. 8. 4.1-2.

108. Соколов A.A. Отношение церковной власти к свободе совести и слова в XIX веке. Астрахань.: Паровая тип. В.Л. Егорова. 1906. 40 с.

109. Соловьев С.М. Учебная книга по русской истории // Соч. в 18 книгах. М.: «Просвещение». 1995. Кн. 18. 383 с.

110. Стецкевич М.С. Свобода совести. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Религиоведение». СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006. 296 с.

111. Суворов Н.С. Курс церковного права. Ярославль. 1890.

112. Сушков H.B. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М.: Тип. А.И. Мамонтова. 1868. 163 с.

113. Сушков Н.В. Об увольнении Киевского и Московского митрополитов в епархии // Чтения Общества любителей древностей российских. М., 1869. Кн. IV. №5. С. 181 - 192.

114. Сыромятников Б.И. Славянофильство // Книга для чтения по истории нового времени. Т. IV. М., 1914. С. 291 - 339.

115. Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М.: Тов-во «Светлячок». 1994. Т.1. 530 с. Т.2. 924 с.

116. Тинина З.П. Самодержавие и Русская Православная Церковь в первой четверти XIX столетия. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та. 1999. 280 с.

117. Титлинов Б.В. Духовные школы в России в XIX столетии. Вильна, 1909.Т. И.

118. Тихомиров JI.A. Монархическая государственность. СПб.: Росс. Импер. Союзъ-орденъ. 1992. 680 с.

119. Толстой Д.А. Иосиф, митрополит Литовский и воссоединение униатов с православною церковью в 1839 году. СПб.:Печ. В. Головина. 1869. 71 с.

120. Труайя А. Николай I. М.: ЭКСМО. 2003. 218 с.

121. Уортман P.C. Сценарии власти. Мифы и церемонии монархии. М., 2002. Т.1. 606 с.

122. Устрялов Н.Г. Историческое обозрение царствования государя императора Николая I. СПб.: Тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг. 1847. 175 с.

123. Филарет Дроздов, митрополит Московский // Русская старина. СПб., 1885. № 7. С. 1-27.

124. Филарет, архиепископ Московский. Начертание церковно-библейской истории, в пользу духовного юношества. СПб., 1816.

125. Фирсов C.J1. Император Николай Павлович как православный государь и верующий христианин // Церковь и время. М., 2010. № 3 (52). С. 151-192.

126. Фирсов C.JI. Император Николай Павлович как православный государь и верующий христианин Штрихи к социально-психологическому портрету // Церковь и время. М., 2010. № 3 (52). С. 151 - 192.

127. Фирсов СЛ. «Охранительная идеология» и Православная Церковь в России в 1825-1861 годах // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности). Сборник статей.. СПб., 2004. Вып. 1. С. 142 - 172.

128. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1983. 599 с.

129. Фруменкова Т.Г. Обер-прокуроры Св. Синода (1722-1917) // Из глубин времен. 1994, №3. С.20-29.

130. Хомяков Д.А. К истории отечественной бюрократии. Тула: Тип. Е.И. Дружининой. 1904. 42 с.

131. Хотовицкий С.Ф. Врачебно-народное наставление для преподавания в духовных училищах. СПб.: Синодальная типография. 1844. 77 с.

132. Цыпин В. А. Церковное право. М.: Изд-во МФТИ. 1996. 442 с.

133. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. СПб., 1873. 4.1. 351 с. 4.2. 123 с.

134. Чистович И.А. История Санкт- Петербургской духовной академии. СПб.: Тип. Я. Трея. 1857. 458 с.

135. Чистович И.А. Очерк истории западно-русской Церкви. СПб., 1870.

136. Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб.: Синодальная типография. 1894. 383 с.

137. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ. 1994. 143 с.

138. Эпоха Николая I. Сборник статей / Под ред. М.О. Гершензона. М.: «Образование». 1911. 176 с.

139. Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Книжный дом «Университет». 2008. 471 с.

140. Яковлев А.И. Митрополит Филарет (Дроздов) // Вопросы истории. 2008. №10. С. 24-41.

Справочные издания

1. Карташев A.B. Историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории. Из чтений по истории русской церкви. М.: Тип. М. Меркушева. 1903. 31 с.

2. Родосский A.C. Биографический словарь студентов первых XXVIII -ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814-1869 гг. СПб.: Тип. И.В.Леонтьева. 1907. 552 с.

3. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. 1802 - 1917 гг.: Биобиблиографический справочник. СПб.: «Дмитрий Буланин». 2002. 936 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.