Православное храмовое зодчество юга Дальнего Востока России: середина XIX - нач. XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат архитектуры Охотникова, Юлия Викторовна

  • Охотникова, Юлия Викторовна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 259
Охотникова, Юлия Викторовна. Православное храмовое зодчество юга Дальнего Востока России: середина XIX - нач. XX вв.: дис. кандидат архитектуры: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2011. 259 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Охотникова, Юлия Викторовна

Введение '

Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМОВОГО ЗОДЧЕСТВА ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ (1850-1917 ГГ.)

1.1. Факторы культурного освоения территорий

1.2. - Этапы развития храмовых сооружений

1.3. Роль храмов в структуре поселений 32 Выводы

Глава 2. ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ХРАМОВ

2.1. Типы православных дальневосточных храмов

2.2. Методы строительства и конструктивные решения храмов 45 2.3. Архитектурно-планировочные решения церквей

Выводы

Глава 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕРУССКОГО ЗОДЧЕСТВА

3.1. Православные храмы на юге Дальнего Востока России и их региональные черты (1850-1917 гг.) '

3.2. Композиционные приёмы в архитектуре дальневосточных храмов

3.3. Стилистические решения церквей Приамурья, Приморья и о. Сахалин 100 Выводы 114 Заключение 116 Список использованной литературы и источников 119 Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православное храмовое зодчество юга Дальнего Востока России: середина XIX - нач. XX вв.»

Актуальность темы исследования. Архитектура православных церквей Приамурья и Приморья в культурно-историческом наследии российского государства представляет собой одну из малоизученных сфер храмового зодчества. Традиции русской храмовой архитектуры оказали непосредственное влияние на становление и развитие православных церквей на дальневосточной окраине. Православные храмы являлись неотъемлемой частью архитектурного облика, населённого пункта и привносили элемент знаковости, столь необходимый в, процессе присоединения, заселения и освоения новых территорий. На Дальнем Востоке, как и по всей стране, совершается процесс возвращения утраченного — восстановление разрушенных, реконструкция и передача Церкви сохранившихся, а также строительство новых храмов. В контексте религиозного возрождения в России (законы «О свободе вероисповедания» от 25.10.90; «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.97) становится актуальной' проблема в. научном' и-практическом изучении храмового архитектурного наследия на Дальнем Востоке. До настоящего времени в Дальневосточном регионе проводились лишь единичные исследования по данной- проблеме, где храмовые сооружения рассматривались в качестве исторического наследия с целью сохранения и реставрации. До сих пор не выявлены все объекты храмового зодчества, не поставлены на государственную охрану некоторые ценные архитектурные памятники. Данное исследование православных храмовых сооружений представляет научно-практическую ценность и является актуальным в процессе современной практики реконструкции, реставрации, восстановления и при возведении новых храмов. Таким образом, проведение комплексного анализа архитектуры православных церквей становится одной из востребованных задач их историко-архитектурного изучения.

Цель исследования - показать и проанализировать общую картину формирования и развития храмового зодчества на юге Дальнего Востока России на протяжении второй половины XIX - начала XX вв.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

• рассмотреть процесс формирования храмовой, архитектуры и выявить максимально полное количество храмов в период русского заселения Приамурья, Приморья и о. Сахалин;

• проанализировать и ' выявить основные приемы объемно-пространственного построения церквей на юге Дальнего Востока;

• выявить архитектурно-стилистические решения храмовых сооружений региона.

Объект исследования — православное храмовое зодчество Дальнего Востока.

Предметом исследования? являются региональные черты православных храмов юга Дальневосточного региона второй половины XIX - начала XX вв.

Степень разработанности темы исследования.

Научной базой исследования стали источники, раскрывающие различные аспекты, изучаемой проблемы. Так, в исследованиях по теории и истории архитектуры и градостроительства Е.И. Кириченко, М.В. Нащокиной, Б. М Кирикова, Ю.Р. Савельева, A.B. Иконникова, В.И. Плужникова, И1, В. Калининой, А.Г. Туманика, А. С. Щенкова, A.A. Бунина поднимаются вопросы храмового зодчества России анализируемого периода.

В трудах дореволюционных и современных историков A.M. Бодиско1, A.A. Кауфмана2, И.С. Кларка, Г.Е. Грум-Гржимайло3, А.П. Сильницкого4, А.Н.

1 Бодиско A.M. Из жизни Хабаровска. Хабаровск, 1913. - 137 с.

2 Кауфман A.A. По новым местам. СПб., 1905. - 120 е.; Он же. Переселение и колонизация. - СПб.: Санкт-Петербург.

3 Грум-Гржимайло Г.Е. Описание Амурской области. - СПб., 1894. - 639с.

4 Сильницкий А.П. Жизнь Иннокентия (Вениаминова). Спб, 1897.- 67 с.

Кириллова5, П.Ф. Унтербергера6, Ф.Ф. Буссе, В.М. Кабузана7, Л. Л. Рыбаковского8, Н.В. Кочешкова9 раскрываются вопросы истории освоения и заселения Дальнего Востока, где имеются фрагментарные сведения о строительстве храмов.

Проблемы истории образования и развития городских поселений рассматриваются в исследованиях Ю.В. Алексеева, В.И. Кочедамова10, Н.Е. Козыренко, Б.И. Оглы,11 В.А. Обертаса, Ю.И. Лиханского, В.К. Моора.

Истории храмовой архитектуры Дальневосточного региона до недавнего времени уделялось мало внимания, исследования носили локальный, частный характер. В дореволюционной литературе имеются сведения о русской православной церкви на Дальнем Востоке, но о храмостроительстве информация фактологическая, несистематизированная, неполная. В советский период исследовательские работы по данной теме не проводились в силу идеологических установок. Конец 80-х годов XX в. стал началом нового этапа исследования дальневосточной храмовой архитектуры.

Среди работ, посвященных культовому зодчеству, выделяются труды 12

Н.П. Крадина, в которых разработаны вопросы истории и охраны церковной архитектуры Дальнего Востока. Профессор Н.П. Крадин рассматривает многообразные явления архитектурной жизни русского Харбина и особое

5 Кириллов А. Высокопреосвященный Иннокентий, первый епископ Камчатский. - Благовещенск, 1897. - 35 с.

6 Унтербергер П.Ф. Приморская область. 1856 - 1898. СПб.

7 Кабузан В.М. Дальневосточный край в XVII - н. XX вв. (1640 - 1917). М., 1985.; Он же. Как заселялся Дальний Восток

8 Рыбаковский Л. Л. Население Дальнего Востока за 150 лет. М., 1990. - 460 с

9 Кочешков Н.В. Особенности архитектуры Дальневосточных городов.// История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII - февраль СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII - февраль 1917 г.). М.;/ ДВО РАН. СО 1991.

10 Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири (середина XVI в. - конец XVIII в.). - М.: Стройиздат, 1978. -190 с.

11 Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. - Л.: Стройиздат Лен. отдел., 1980. -272 с.

12 Крадин Н.П. Памятники архитектуры г. Хабаровска. Хабаровск, 1998; Он же. Старый Хабаровск. Хабаровск: Частная коллекция, 1998; Он же. Охраняются государством. Памятники архитектуры и скульптуры общероссийского значения в Хабаровске. Хабаровск: Частная коллекция, 1999; Он же. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне.(1858 - 1938). - Хабаровск: Кн. Изд-во, 1999. - 404 е.; Он же. Культовое зодчество восточного региона России // Эволюция и революция: опыт и уроки мировой и российской истории: Материалы Междунар. науч. конф., Хабаровск, 22 - 24 сент. 1997 г. - Хабаровск, 1997. - С. 55- 57.; Он же. Русские православные церкви в Китае // Россия и АТР. - 1998. - №1. С. 26 - 32.; Он же. Троицкая церковь в Благовещенске и Софийский храм в Харбине, и их прототипы.//Россия и Китай на дальневосточных рубежах. 2. Изд. АмГУ. Благовещенск, 2001, - С. 232-237; Он же. Харбин - русская Атлантида. - Хабаровск: Издатель Хворов А.Ю., 2001. Крадин Н.П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне (1858-2008). - Хабаровск: Риотип, 2008. - 448 с. внимание уделяет истории ряда памятников архитектуры. Обозначим работу

13 историка А.И. Костанова, посвященную истории православия на островной территории региона, где частично рассматривается архитектура культовых построек. Однако следует отметить, что в указанных трудах рассматривается храмовая архитектура отдельно взятых городов и областей.

Вопросы по архитектуре и стилистическим особенностям дальневосточного храмового зодчества исследуются в публикациях и работах С.С. Левошко14, Д.С. Масленниковой15, Е.А. Быковой16. Тема регионального храмового зодчества рассматривается в контексте русской архитектуры и градостроительства. В указанных работах акцент ставится лишь на некоторые наиболее значимые храмовые постройки, сооруженные как на Дальнем Востоке России, так и на прилегающей территории КВЖД. Так в работах С.С. Левошко представлены лишь значимые, «ключевые» храмовые сооружения юга Дальнего Востока: Николаевский собор (1894 - 1901гг., военный инженер В.И: Жигалковский) в Никольск-Уссурийском, Троицкая церковь (1900 г., арх. военный инженер М.М. Осколков) в Благовещенске, проект Петропавловской церкви (1910 г.) во Владивостоке, и отмечаются отдельные деревянные церкви Амурской области, которые строились в начале XX в. Исследователь анализирует храмы по стилистическим и типологическим характеристикам, проводит взаимосвязи между российскими храмами и церквями, построенными по линии КВЖД. С.С. Левошко рассматривает градостроительную практику русской Маньчжурии рубежа XIX-XX вв., отмечает, что она является

13 Костанов А.И. Православная церковь на о. Сахалин и Курильских островах. Южно-Сахалинск, 1992. - 80 с.

14 Левошко С.С. Архитектурно-градостроительная практика Дальнего Востока в контексте русской архитектуры (вторая половина XIX - начало XX вв ) //Историко-культурное и природное наследие Дальнего Востока на рубеже веков. Хабаровск, 1999;. Она же. Россия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы в русском стиле (вторая половина XIX - первая треть XX вв.)//Христианское зодчество: материалы научной конференции 28-30 марта 2000. Она же. Русское религиозное искусство конца XIX - начала XX вв. и православные храмы в Русском зарубежье на Дальнем Востоке первой трети XX вв. К постановке проблем // Христианство на Дальнем Востоке: Сборник научных трудов. Уссурийск. - 2001. - С. 38. Она же. Санкт-Петербургская архитектурная школа на Дальнем Востоке России//Три искусства. 2001. — С. 16—19. Она же. Русская архитектура в Маньчжурии. Конец XIX- первая половина XX века. Хабаровск: Издательский дом Частная коллекция. 2004. 176 С

15 Масленникова Д.С. Особенности архитектуры православных храмов в Китае и Японии (XVIII -XX вв.): учеб. пособие/Д.С. Масленникова. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2008 - 146 с.

16 Быкова Е.А. Архитектор И А. Чарушин.// Вестник Ленинградского государственного университета. Сер. 2, вып.1(№2), 1987.-С. 80. воплощением прогрессивных тенденций русского градостроительства. Автор утверждает, что российский архитектурный опыт в целом повлиял на архитектурно-градостроительную культуру не только Китая, но и Японии.

Исследования Д.С. Масленниковой затрагивают архитектуру православных храмов в Китае и Японии (XIX - первая треть XX вв.), где выявляются особенности и тенденции развития русской храмовой архитектуры за рубежом. Е.А. Быкова рассматривает стилистику только одного храмового сооружения на Дальнем Востоке - уникального -Покровского храма выстроенного в 1893 г. по проекту И.А. Чарушина в п. Александровском (о. Сахалин).

Отметим* также публикации профессора Н.П. Крадина17 о старейшей русской крепости в Приамурье — Албазинском остроге, в котором' находилась одна из первых церквей региона. Тема истории Албазинского острога звучит также в обобщающем труде по истории-Дальнего Востока18 и в исследовании архитектора-историка В.И. Кочедамова.19

История религии на Дальнем Востоке и участие русской православной церкви в освоении новых территорий широко представлена в работах М.Б. Сердюк20, А.И. Костанова21, O.E. Наумовой22, И.В. Потаповой23, Т.А. Лескова, И.Г. Стрюченко24, O.A. Курбатова, A.B. Алепко. Картина становления русской православной церкви на Дальнем Востоке рассматривается в публикациях П.

17 Крадин Н.П. К вопросу о конструкции укреплений Албазина.// Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII -XX вв. Владивосток, 1993; Он же. Албазин: от городка князя Албазы - к русской крепости // Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII -XX вв. Владивосток, 1993.

18 История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII - февраль 1917 г.). М., 1991.

19 Кочедамов Первые русские города Сибири. М.: Стройиздат., 1978.

20 Сердюк М.Б. Религиозная жизнь на Дальнем Востоке (1858 -1917 гг.):. Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Владивосток, 1998. 22 с.; Она же. Православные епархии, епископы и монастыри на Дальнем Востоке России в конце XIX - начале XXI вв. С. 365 - 370//Религия и власть на Дальнем Востоке России.; Она же. Взаимоотношение религиозных конфессий и структур государственной власти на Дальнем Востоке (18581917)// Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII — XX вв. Владивосток, 1993.

21 Костанов А.И. Православная церковь на о. Сахалин и Курильских островах. Южно-Сахалинск, 1992. — 80 с.

22 Наумова O.E. Русская православная церковь и освоение Дальнего Востока (XVII — первая половина XIX в.)// Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII - XX вв. Владивосток, 1993,-С. 115-118.

23 Потапова Н. В. Религиозная жизнь Сахалина (вторая половина XIX-начало XXI века). Автореф. дис. канд. истор. наук. / ДВО РАН. - Владивосток, 2007. - 22 с.

24 И.Г, Стрюченко и др. История культуры Дальнего Востока России XVII — XX веков: Учеб. Пособие. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. - 300 с.

Громова, П. Мичурина, Г. Ваулина" , а также в современных трудах В.В. Ерохина, А.Н. Смагина, Е.А. Капрановой, A.A. Ипатьевой26, А.И. Коваленко.

Общие вопросы по краеведению, затрагивающие развитие православной церкви и храмостроительства в регионе нашли отражение в работах Н.Г. Мизь27, A.M. Буякова28, Г.В. Прозоровой, публикациях А.И. Коваленко29, В.А. Лынша, О.Б. Лынша30, А.Н. Суржик31, A.A. Торопова. Указанные исследования отражают историю строительства как некоторых уничтоженных, так и сохранившихся храмовых сооружений Приморского края. Перечисленные работы снабжены историческими фотографиями храмов, работы основаны на архивных материалах, указаны размеры, и строительные материалы построек. Основная ценность, данных публикаций - в собранном фактологическом историческом материале.

В. научных, научно-популярных, учебных и справочных местных изданиях имеются фрагментарные сведения- по истории регионального храмового зодчества.32

Литература, вышедшая до 1917 года; освещает лишь отдельные аспекты проблемы (статистический, исторический и историко-географический). В

25 Ваулин Г. Первая обитель на Дальнем Востоке. - Владивосток, 1903. - 130с.

26 Ипатьева A.A. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв.: Автореф. дисс. . канд. истор. наук.- Красноярск, 1999. - 22с.

27 Мизь Н.Г. С Богом в сердце./ Краткий очерк истории православия Приморья. Владивосток, 1998.-137 е.; Она же. Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь: (Публикация подготовлена по дореволюц. материалам, воспоминаниям старожилов и очевидцев)//Записки Общества изучения Амурского края. — 1996. — Т. XXIX. - С. 73 - 89.; Она же Покровское кладбище Владивостока: исторический очерк. - Владивосток, 1991. -55 е.; Она же. Исследовательская и просветительская деятельность православного духовенства в дореволюционном Приморье // Культура XXI века: Человек. Общество. Космос: Материалы 1-й конф. - 2-е изд., доп. - Владивосток, 1996.-С. 135-141.

28 Буяков A.M., Мизь Н.Г. Вековой юбилей: к 100-летию епархии. - Владивосток, 1999. - 128 с.

29 Коваленко А.И. Положение православной церкви в. казачьих землях на Дальнем Востоке.//Записки областного краеведческого музея и общества краеведов. Благовещенск, 1996 — С. 27 - 35. ■

30 Лынша В.А., Лынша О.Б. Собор в городе Никольск-Уссурийске./Арсеньевские чтения: тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Уссурийск, 1992.; Лынша О.Б. К истории Уссурийского рождества Богородицкого женского монастыря//Исторический опыт освоения восточных районов России. Кн. II: Тез.докл. и сообщ. Междунар. науч. конф., Владивосток, 20-22 сент. 1993 г./ДВО РАН. СО РАН; УО РАН. М-во образования РФ. - Владивосток, 1993. - С. 172 - 174. '

31 Суржик А.Н. Храмы Владивостока.//Записки Общества изучения Амурского края. Т. XXVIII. - Владивосток, 1992.-С. 47-60.

32 Коляда A.C., Кузнецов A.M. Никольск-Уссурийский: Штрихи к портрету. Уссурийск, 1997; Приморский край: Краткий энциклопедический справочник. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997; Храмы Владивостока.//Владивосток: Путеводитель по городу. Владивосток, 1993; Памятники истории и культуры Приморского края: Материалы к Своду. Владивосток, 1991; Зарождение русской культуры на Дальнем Востоке и в Русской Америке.//Там же; Отчет о состоянии градо-Владивостокского кафедрального Успенского собора за 1900 год./Вступительная статья Троицкая H.A.

8 1 первую очередь следует остановиться на отчете-осмотре церквей инженера Шилкина (1901 года), где зафиксированы данные о внешнем и внутреннем облике 23 деревянных вновь возводимых храмов по линии железной дороги, об их конструктивных особенностях и строительных материалах.33 Подобные сведения, но в меньшем количестве, публиковались в местных епархиальных изданиях, к которым относятся "Камчатские епархиальные ведомости", "Благовещенские епархиальные ведомости" и "Владивостокские епархиальные ведомости". В данных. изданиях активно освещались проблемы религии и культуры в Дальневосточном регионе: поездки архиепископов« и священнослужителей по епархиям, сведения; о внешнем облике- и внутреннем, убранстве церковных сооружений;34' Отдельные фрагменты из истории:: возникновения культового зодчества представлены'- в. трудах,. связанных с деятельностью дальневосточного архиепископа1 Иннокентия; (Иопова-Вениаминова),-впоследствии митрополита Московского и-Коломенского:35

Статистические. и историко-географические сведения по храмостроительству дают ряд справочных ежегодных изданий, вышедших до 1917 года: "Адрес календарь и спутник, по Сибири, Манчжурии, Амуру и Уссурийскому краю", "Сибирски® торгово-промышленный« календарь", "Памятная книжка Приморской- области'1, "Памятная книжка- Амурской; области", Теографо-статистический словарь. Амурская и Приморскаяюбласть''. В указанной литературе зафиксированы описания панорамных видов, некоторых населенных пунктов, сведения о количестве православного-населения, о количестве церквей по спискам благочиний. Подобная информация^ позволяет дополнить общую картину развития храмового зодчества-, в частности проследить динамику строительства храмов с 1888 по 1915 год на Дальнем Востоке России.

33 Отчет инженера Шилкина, РГИАДВФ. 704, оп.5, д. 125, л.7.

34 Церковь на Уртуе.//Благовещенские. епархиальные ведомости; Хроника строительства Покровской церкви //Владивостокские епархиальные ведомости 1905 г., вып. 19, С. 443-445.

35 Сйльницкий А. Жизнь Иннокентия (Вениаминова); Хабаровск 1898 г. - 67 с.

Документы военного управления, областного архитектора36 (18641888гг.) свидетельствуют о строгой регламентации государства в области церковного строительства. В документах строительного управления имеются материалы, в которых рассматриваются, обсуждаются и утверждаются проекты культовых сооружений с 1891 по 1914 гг. Здесь приводятся сведения о ходе строительства церквей, данные о количестве и качестве этих построек; имеются отчеты начальников работ по сооружению храмов, в которых содержится информация о финансировании: строительства культовых построек, о поставке строительных материалов и.т. д.

В дальневосточной периодической печати37 до 1917 года регулярно публиковались статьи о местных монастырях, соборах и церквях, где затрагивались« вопросы архитектуры,, в частности описание строительства некоторых будущих церковных сооружений. Свидетельства прессы позволяют дополнить представления о ходе формирования храмового зодчества; региона, в специфических социально-политических условиях. : .

Анализ, как современных исследований * так и дореволюционных работ показывает, что данная проблема- имеет свое отражение в литературе, прослеживается стремление исследователей выработать . новые подходы и. рассмотреть не затронутые ранее вопросы. Храмовая? архитектура Дальнего Востока, как один из аспектов истории и культуры региона находит свое отражение на.региональных научных.конференциях последних лет.

Малое количество дальневосточных храмов сохранилось, до наших днещ и в большинстве своем они имеют, значительные утраты и поздние перестройки. В настоящее время на юге Дальнего Востока имеются сведения; о 18-и сохранившихся; церквах, в число; которых входит 3 часовни. Укажем некоторые из храмов: часовня во имя Святого Благоверного князя Александра Невского на ст. Седанка, часовня в честь Казанской Божией Матери в Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре, Иннокентьевская церковь в г.

36РГИА ДВ Ф.1, оп.1, д. 56. .

Приамурские ведомости 1889-1917 гг. ■ '■'.•■.' ' Ю. ' ' : ■

Хабаровске (реставрирована в 1998 г. по проекту профессора Н. П. Крадина); Троицкая церковь (с утратами) в г. Дальнереченске (п. Иман); Свято-Покровский храм и церковь 4-го Восточно-сибирского стрелкового полка (с утратами) в г. Уссурийске; Серафимовский храм (с утратами) п. Подножие о. Русский; Казанская церковь (с утратами) в с. Раздольном; храм-школа памяти убиенных русских воинов в г. Владивостоке, ныне Свято-Никольский кафедральный собор (после реконструкции в 1976 г. имеет иной облик); церковь в честь Тихона Калужского (с утратами) в с. Алексеевке (Приморский край); деревянная церковь в п. Игнатьево, Амурской области; деревянная церковь-школа в г. Хабаровске (реконструированный в 1976 г. Христорождественский собор). Как известно, массовое уничтожение храмового зодчества происходило в 30-е годы XX в., однако и в дальнейшем (1960 — 1980 гг.) продолжалось разрушение оставшихся единичных культовых построек. Так, в 1964 г. был разобран кирпичный храм Преображения Господня на ст. Халкидон, лишь оставшийся фундамент позволяет определить планировочное решение данного сооружения. Одна из последних утрат произошла в г. Благовещенске в 1982 г., когда была разобрана одна из старейших деревянных церквей Приамурья. Между тем, обследования' сохранившихся храмов и остатков фундаментов уничтоженных церквей, а также архивные фотографии, чертежи дополняют представления об объемно-пространственной композиции и стилистике культовых сооружений. Перечисленные сведения помогают проанализировать общие черты храмовой архитектуры Дальнего Востока, раскрыть картину храмового зодчества Приамурья, Приморья, о. Сахалина и определить его роль в общерусской храмовой архитектуре.

Как известно, массовое уничтожение храмового зодчества происходило в 30-е годы XX в., однако и в дальнейшем (1960-1980 гг.) продолжалось разрушение оставшихся единичных культовых построек. Так, в 1964 г. был разобран кирпичный храм Преображения Господня на ст. Халкидон, лишь оставшийся фундамент позволяет определить планировочное решение данного сооружения. Одна из последних утрат произошла в г. Благовещенске в 1982 г., и когда была разобрана одна из старейших деревянных церквей Приамурья. Между тем, обследования сохранившихся храмов и остатков фундаментов уничтоженных церквей, а также архивные фотографии дополняют представления об объемно-пространственной композиции и стилистике культовых сооружений. Перечисленные сведения помогают проанализировать общие черты храмовой архитектуры Дальнего Востока, раскрыть достаточно полную картину храмового зодчества Приамурья,. Приморья, о. Сахалина и определить его роль в общерусской храмовой архитектуре.

К настоящему времени выполнена научно-исследовательская и проектная работа по отдельному сооружению храмовой архитектуры региона, на основе которой были реализованы реставрационные работы:38 По большинству объектов храмового зодчества исследования;носят фрагментальный характер.

До сих пор не представлена полная картина развития православного храмового зодчества региона, не выявлена типология» православных храмов юга Дальнего Востока России: Остаётся множество невыясненных вопросов: о композиционном построении и стилистике, о конструктивных решениях храмов: Следовательно, православная храмовая архитектура региона середины XIX - начала XX вв. требует комплексного изучения.

Территориальные рамки исследованиям включают юг российского Дальнего Востока в составе Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Сахалинской областей. Это почти полностью совпадает с территорией Приамурского генерал-губернаторства в период с 1906-1917 гг., где находились с 1898 г. две епархии - Владивостокско-Камчатская и Благовещенско-Приамурская., Именно на данной . территории происходило активное храмостроительство со второй половины XIX: века,:, при этом на севере Дальнего Востока строительство церквей практически остановилось. В данное исследование: не вошла территория Камчатки, так как там проходили иные процессы формирования и развития храмовой архитектуры.

38 Проект реставрации ИннокентьсвскоП церкви в Хабаровске (1994 г.), автор профессор Крадин Н.П. 4 I

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1850 по 1917 гг. Они определяются началом освоения Приамурья в 1850 г. и периодом Октябрьской революции в 1917 г., приведшей к коренным изменениям, как в ! жизни всего общества, так и в государственной* архитектурноградостроительной политике.

Методика исследования. В исследовании проводился сравнительный анализ и использовался* метод аналогий. При рассмотрении регионального зодчества в контексте общерусской храмовой, архитектуры применялся метод иконографического (выявление образцов) и типологического анализа. Композиционный анализ проводился на основе методов подобия и пропорционирования.

Исследование архитектуры храмов проводилось, на основе архивных материалов (изучение фотографий, проектов), натурных исследований: фотофиксация, зарисовки', составление обмеров, сохранившихся культовых построек, их отдельных деталей.

Источниками и материалами1 исследования послужили текстовые и графические, фотоматериалы. Использовались материалы из собраний государственных архивов: Российский Государственный, исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ, г. Владивосток); Государственный архив Хабаровского края (ГАХК, г. Хабаровск); Государственный, архив Амурской области (ГААО, г. Благовещенск); архив и фотофонд Хабаровского краеведческого музея (архив ХКМ, г. Хабаровск). В исследование включены источники из собраний'Дальневосточной государственной научной библиотеки (ДВГНБ, г. Хабаровск) — редкий-фонд, отдел краеведения, отдел-периодической печати до 1917 г.

Основываясь на архивные источники, в ходе исследования на юге Дальнего Востока выявлено 255 православных храмов (см. приложение I),40 из них до настоящего времени сохранились 18 сооружений (см. приложение 2). В

39 РГИА ДВ, ГААО, ГАХК

40 Здесь не учитывались домовые и походные церкви. результате архивных исследований выявлены проекты 12 церквей (см приложение 3), а также найдены фотоизображения 57 церквей (см приложение 4). В целом в результате исследований вместе с сохранившимися церквями получены сведения (чертежи, фотоизображения) о 42 храмах. Таким образом, комплекс собранных материалов послужил базовой основой не только для исследования диссертационной темы, но и выполнения графической реконструкции храмов, представленных автором в графической части диссертации. В ходе натурного обследования группы сохранившихся храмов проводились следующие работы: фотофиксация, обмеры, выявление утрат и поздних наслоений, а также описание композиционной и планировочной структуры. Все эти материалы использовались в дальнейшем в процессе графической реконструкции некоторой части из этой группы храмов. Учитывая, что в храмах данной группы имелись утраты, то в ходе исследования использовались также и архивные материалы и источники41.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые:

- проведено комплексное исследование истории формирования храмового зодчества на юге Дальнего Востока России;

- выявлены исторические этапы развития православного зодчества региона;

- представлена общая картина храмовых объектов.

Автором проделана архитектурно-графическая работа, на основе архивных чертежей, фотографического материала, а также натурных исследований; реконструированы аксонометрические изображения 19 дальневосточных храмов; проведены обмеры 7 сохранившихся дальневосточных церквей и представлены сведения о 42 храмах, в ходе работы выявлено всего 255 храмов Приморья, Приамурья и о. Сахалин; введены в

41 РГИА ДВ Ф.702, оп. 3, д. 101, л. 62., Ф.702, оп.З, д. 272., Ф.702, оп.З, д. 295 (1 ч.), л. 169., Ф.704, оп.2, д. 56, л. 254.,Ф. научный оборот неопубликованные ранее документы и иллюстративные материалы по храмовому зодчеству региона.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования и его результаты могут найти применение в историко-архитектурной науке, в лекционных курсах высших учебных заведений- по региональной (дальневосточной) архитектуре, в работе органов охраны историко-культурного наследия, в реставрации, реконструкции и восстановлении, а также при строительстве новых православных храмов на Дальнем Востоке России.

Положения, выносимые назащиту:

- формирование и этапы строительства, храмовой» архитектуры в период русского заселения Приамурья, Приморья и о. Сахалин;

- объёмно-пространственные, композиционные приёмы построения церквей на юге Дальнего Востока;

- региональные стилистические черты православного зодчества.

Апробация работы. Отдельные положениям работы были доложены в Тихоокеанском государственном университете на чтениях памяти профессора Даниловского, на региональных научно-практических конференциях, на международных научных конференциях "Новые идеи, нового века", на третьей международной научной конференции творческой молодежи «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке», на краевом конкурсе молодых учёных, а также в Отделе истории архитектуры и градостроительства Нового времени- Научно-исследовательского института теории и истории, архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТИАГ РААСН). По теме диссертации опубликованы 16 статей в научной печати, в том числе одна статья в журнале из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов, и изданий, утверждённого ВАК.

Результаты исследований и ряд основных положений диссертации были предложены к обсуждению на научных всероссийских и международных конференциях в Челябинске, Благовещенске, Хабаровске.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и архивных источников, а также блока иллюстративных материалов представленных в отдельном томе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Охотникова, Юлия Викторовна

Выводы по главе

Третья» глава свидетельствует, что для дальневосточной храмовой? архитектуры конца XIX - начала XX века, в отличие от центральной части Империи и столичных городов преобладающим явлением оставалось типовое строительство, особенно широкомасштабно оно проводилось в малых, населенных пунктах. Следующим по широте использования? способом? возведения храмовых сооружений, являлось повторное строительство; где аналогами-прототипами выступали столичные образцы; но при этом происходило не прямое транслирование, а видоизменение аналога в: сторону, обобщения деталей декора, лаконичности и упрощения.

В конце XIX века в архитектурном проектировании ставился! вопрос о соотношении и тесной взаимосвязи между конструкцией и художественной формой. Православная храмовая* архитектура Дальнего Востока отражала указанные общероссийские тенденции; хотя наряду с храмовыми^ сооружениями, имеющие гармоничные пропорции, сооружались постройки с нарушением тектоники, несогласованным пропорциональным строем.

В русской архитектуре исследуемого периода продолжался поиск национального стиля, который начался в первой половине XIX века. Данный поиск национального стиля отразился и в дальневосточной православной храмовой архитектуре. В отдельных храмах отмечалась некоторая упрощенность декоративных элементов, однако при этом выдерживались общие стилистические тенденции относительно столичных аналогов.

В начале XX в. дальневосточное храмовое зодчество стало характеризоваться определенным разнообразием стилистических решений. Как и в столичных городах Империи, главенствующую роль занимало национальное направление — русско-византийский, русский "стили". В этот период появляются постройки в византийском и единичный храм в неорусском стиле (церковь в Гродеково). В целом архитектура православных храмов юга Дальнего Востока характеризовалась общими стилистическими тенденциями, происходящими как в соседних регионах (Сибирь), так и в европейской части российской Империи.

Заключение

1. Высокая динамичность процесса освоения новых территорий в основном православным населением, с одной стороны, и государственные идеологические установки с другой, обусловили активное развитие храмового зодчества Приамурья и Приморья. Исследованием выявлено 255 храмовых сооружений, из них проанализированы 42 наиболее значимых храма.

2. В диссертации выявлено, что, как и в Центральной России, церкви региона возводились в традициях русского градостроительства и к концу XIX века на новых приграничных окраинах России они стали играть роль силуэтных и высотных ориентиров в архитектурной среде поселений. Особенно ярко немногочисленные храмы читались в пристанционных поселках и в небольших поселениях, «работали» на разные точки восприятия, транслировали политические и идеологические установки, столь необходимые на новых приграничных территориях. В конце XIX века большое количество полковых церквей строилось в Никольск - Уссурийском, во Владивостоке и в его пригородах, на территориях военно-морских частей и штабов. Многочисленные небольшие полковые храмы являлись локальными акцентирующими объектами. На Дальневосточных окраинах, как и в Центральной России, вблизи небольших железнодорожных станций формировались композиционные группы: вокзал - площадь — храм — школа, которые символизировали тесную взаимосвязь светского и церковного начал.

3. В соответствии с предлагаемой в работе периодизацией проанализированы основные объемно-пространственные и композиционные приемы построения церквей. В планировке исследуемых храмов нашли отражение приемы продольно-осевого и центричного храмов.

Первый период (1850-1879 гг.) — возведенные храмы в большинстве характеризовались одноосной схемой компоновки плана, объем четверика в виде простого параллелепипеда или куба, который завершался в основном одноглавием, в виде шатра или главкой на барабане. Колокольни большинства

116 церквей имели доминирующее вертикальное развитие, относительно завершения собственно храма, венчались как шатрами, так и главками.

Во втором периоде (1880-1899 гг.) отмечено строительство одноосных церковных сооружений, где прослеживались тенденции к крестообразным формам планов (латинский крест и двойной крест). Для данного периода характерно преобладание шатрового завершения как над собственно храмовыми объёмами, так и над колокольнями.

Третий период (1900-1917 гг.) отличался- разнообразием типологических схем планов. В указанном этапе строились крестово-купольные храмы, которые характеризовались компактным центральным четвериком, пятиглавым завершением, многоярусной колокольней. Объемно-пространственная композиция церквей стала разнообразней и ярче в архитектурно-художественном решении.

Основные объемно-пространственные и композиционные приемы построения церквей соответствовали тем же приемам и направлениям, что и в центральной части России, а также в сибирском регионе.

4. Со строительством многих исследуемых церквей третьего периода (19001917 гг.) храмовое зодчество Дальнего Востока перешло к ясным; ярким и интересным композициям. В пропорциях и декоре исследуемые церкви не выделялись от архитектуры других областей России.' Приток квалифицированных специалистов на Дальний Восток России в конце XIX — начале XX вв., совершенствование строительной техники, использование новых видов конструкций - все это позитивным образом отразилось на качественном, художественном уровне храмовых построек.

5. Что касается стилистики храмовой архитектуры Дальнего Востока, то в первом периоде (1850-1879 гг.) отмечается однообразие стилистических решений и примитивизм (провинциальный классицизм, упрощенный русский «стиль»). Во втором периоде (1880-1899 гг.) ярко проявляется «русское узорочье», а также романтически-фольклорное направление русского стиля. В третьем периоде (1900-1917 гг.) стилистика храмовых сооружений была самой

117 разнообразной и варьировалась от «русского узорочья» к архитектуре русского, русско-византийского, византийского стилей, с небольшим вкраплением неорусского стиля (единичная постройка - церковь в Гродеково). Архитектура православных храмов Приморья и Приамурья характеризовалась общими стилистическими тенденциями, происходящими в европейской части российской Империи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Охотникова, Юлия Викторовна, 2011 год

1. Адрес календарь и Торгово-промышленный указатель Дальнего Востока и Спутник по Сибири, Манчжурии, Амуру и Уссурийскому краю. // Сост. И. С. Кларк. Владивосток, 1913. — 368 с.

2. Алексий, схи-игумен. Воспоминания старца — основателя и первого строителя Свято-Троицкого Николаевского Уссурийского монастыря, что на крайнем Востоке Сибири, в Приморской области. — Петроград, 1915. — 60 с.

3. Арсеньев В.К., Титов Е.И. Быт и характер народностей Дальневосточного края. Хабаровск; Владивосток: Кн. дело, 1928. — 125 с.

4. Артемьев А.Р. История и археология Албазинского острога // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в ХУЛ XIX вв.: (Ист.-археолог. исслед.). Т. 2/ ДВО РАН. Под ред. А. Р. Артемьева. - Владивосток, б. г. - С. 55-90.

5. Атлас: Азиатская Россия. — СПб., 1914. — Т. 2: Земля и хозяйство. — 638 с.

6. Баландин С.Н. Каменное культовое строительство в Сибири. Новосибирск, 1994.- 120 с.

7. Белоглазова С.Б. Православные миссии в Русской Америке//Русская идея: исторический смысл и современное значение. Ч. I. : Тез.докл. Всерос. науч. конф., Хабаровск, 15-16 мая 1995 г. Хабаровск, 1995. - С. 136-138.

8. Ю.Бодиско A.M. Из жизни Хабаровска. Хабаровск, 1913. — 137 с.119

9. П.Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в. — М.: Наука, 1979.-320 с.

10. Борисова Е.А. Русская архитектура конца XIX — начала XX В./Е.А. Борисова, Т.Л. Каждан М.: Наука, 1971. - 239 с.

11. З.Быкова Е.А. Архитектор И.А. Чарушин.// Вестник Ленинградского государственного университета. Сер. 2, вып.1(№2), 1987. С. 80-84.

12. Ваулин Г. Первая обитель на Дальнем Востоке. — Владивосток, 1903. 130с.

13. Вера, молитва, любовь: Сборник. Выпуск 1. — М.: Русский Духовный Центр, 1994.-160 с.

14. П.Виноградов А. В дальних краях. М., 1901.

15. Власюк А.И. О своеобразии архитектуры pycciaix провинциальных городов в 1840 — 1910 годы//Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М'.: Наука, 1983. С 222 - 261.

16. Временник Центрального Статистического комитета МВД. №52. Главнейшие данные по статистике Крайнего Востока Сибири. Приморская и Амурская области и остров Сахалин. — СПб., 1903 — 162 с.

17. Всеобщая история архитектуры. Т. 10. М., 1972.

18. Гинс Г.К. Переселение и колонизация. Спб.1913, вып. 2.

19. Главнейшие данные по статистике населения Крайнего Востока Сибири. -СПб., 1903.-С. 14-17.

20. Гнатовская E.H. Основные итоги транспортного освоения Дальнего Востока.//Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII-XX вв. Тезисы докладов. Владивосток 1993, — С. 41

21. Горчаков A.A. Метрические книги храмов г. Владивостока как исторический источник//Известия Российского государственного исторического архива120

22. Дальнего Востока. ТГУ/Федеральная архдв-служба России; РГИА ДВ. — Владивосток, 1999. С. 57 - 65.

23. Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. СПб.; Стройиздат, 1992. — 360 с.

24. Грум-Гржимайло Г. Е. Описание Амурской области. СПб., 1894. — 639с.

25. Дальневосточная магистраль России. / Сост. В.Ф. Буркова, В.Ф. Зуева. — Хабаровск: Частная коллекция, 1997. — 352 с.

26. Духовная жизнь Дальнего Востока России: Материалы региональной науч.-практ. конф. 24 — 26 октября 2000 г. — Хабаровск, 2000. — 320 с.

27. Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского // Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X XX в. - М., 1992. -С. 276-284.

28. Жилин М. Причислен к лику святых. И. Вениаминов. // «Дальний Восток» №10,1997.-С. 246-254.

29. Знаменский П.В. История русской церкви. —М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории. 2000. — 464 с.

30. Зодчие Москвы. М.: Московский рабочий, 1981. — 302 с.

31. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии. XVII начало XX века. М.: "Галарт", 2000. - 496 с.

32. Иконников A.B. Памятники архитектуры в структуре городов СССР/А.В. Иконников, Н.Ф. Гуляницкий. М: Стройиздат, 1978. - 208 с.

33. Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX века. Сборник исследований и публикаций. Всесоюзный науч-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР. М., «Искусство», 1978. — 151 с.

34. Иконников A.B. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. — М.: Искусство, 1990. 385 с.

35. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры. — М.: Искусство, 1985. -175 с.

36. Ипатьева A.A. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX — начале XX вв.: Автореф. дис. канд. истор. наук. — Красноярск, 1999. 22 с.

37. Ипатьева A.A. Православное духовенство на сахалинской каторге//Мат. науч.-практ. конф. преподавателей ЮСГПИ. — Южно-Сахалинск, 1994. — С.96.

38. История культуры Дальнегох Востока России XVII XX веков: Учеб. Пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998*. — 300 с.

39. История русской архитектуры: Учеб.для вузов//Пилявский В.И., Славина Т.А., Ушаков Ю. С. и др. 2-е изд., переаб. и доп. - С.- Петербург, Стройиздат СПб. 1994. - 600 с.

40. Кабузан В.М. Дальневосточный край в XVII н. XX вв. (1640 - 1917). М., 1985.-370 с.

41. Кабузан В.М. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII начала XX вв.). Хабаровск, 1973. - 258 с.

42. Кауфман A.A. По новым местам. СПб., 1905. — 120 с.

43. Кауфман A.A. Переселение и колонизация. — СПб.: Санкт-Петербург, 1910. -320 с.

44. Кауфман A.A. Сибирское переселение. СПб.: Санкт-Петербург, 1911. -300с.

45. Калинина И.В Православные храмы Иркутской епархии: М. Галарт, 2001. — 496 с.

46. Кириллов А. Высокопреосвященный Иннокентий, первый епископ Камчатский. Благовещенск, 1897. - 35 с.

47. Кириков Б. М. Александр Дмитриев. Архитектор первой половины XX века /Рос. акад. архитектуры и строит, наук, НИИ теории и истории архитектуры и градостр-ва; Б. М. Кириков. — Санкт-Петербург : Коло, 2009. 400 с.

48. Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца XIX начала XX в. Эклектика. Модерн. Неоклассика / Б. М. Кириков. - Санкт-Петербург : Коло, 2006.-448 с.

49. Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга Изд. 2-е, с испр. СПб.: Изд. дом «Коло», 2007. - 384 с.

50. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. — М.: Искусство, 1986.

51. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 1910-х гг. — М.: Искусство, 1982.-400 с.

52. Кириченко Е.И. Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности: Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII начала XX в. - М.: Галарт: ACT, 1997. - 432 с.

53. Коваленко А.И. Положение православной церкви в казачьих землях на Дальнем Востоке.//Записки областного краеведческого музея и общества краеведов. Благовещенск, 1996., С. 27 35.

54. Коляда A.C., Кузнецов A.M. Никольск-Уссурийский: Штрихи к портрету. Уссурийск, 1997.

55. Конструкции и архитектурная форма в русском зодчестве XIX» — начала XX вв. М., Строииздат, 1977. 176 с.

56. Костанов А. И. Русская православная церковь на Сахалине и Курильских островах: Истор. очерк. — Южно-Сахалинск, 1992. 80 с.

57. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири (середина XVI в.— конец XVIII в.). М.: Стройиздат, 1978. - 190 с.

58. Кочешков Н.В. Русский народ и народы Амура: взаимодействие культур (в конце XIX начала XX вв.)//Исторический опыт освоения восточных районов России. Кн. 1: Тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф. — Владивосток, 1993 г. - С. 180-182.

59. Крадин Н.П. Албазин: от городка князя Албазы к русской крепости. // Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII - XX вв. Владивосток, 1993. - С. 15 - 17.

60. Крадин Н.П. К вопросу о конструкции укреплений Албазина.// Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII XX вв. Владивосток, 1993. - С. 193 - 195.

61. Крадин Н.П. Культовое зодчество восточного региона России // Эволюция и революция: опыт и уроки мировой и российской истории: Материалы Междунар. науч. конф. Хабаровск, 1997. — С. 55- 57.

62. Крадин Н.П. Охраняются государством. Памятники архитектуры и скульптуры общероссийского значения в Хабаровске. Хабаровск: Частная коллекция, 1999.-288с.

63. Крадин Н.П. Памятники архитектуры Хабаровска. Аннотированный и иллюстрированный каталог. Издательство «Этнос-ДВ» Хабаровск, 1996. -252с. '

64. Крадин Н.П. Православный храм: Учебное пособие. — Хабар, политехи, инт, 1992.-84 с.

65. Крадин Н.П. Русские православные церкви в Китае // Россия и АТР. 1998.№1. С. 26-32.

66. Крадин Н.П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне.(1858 — 1938). Хабаровск: Кн. Изд-во, 1999. - 404 с.

67. Крадин Н.П. Троицкая церковь в Благовещенске и Софийский храм в Харбине, и их прототипы.//Россия и Китай на дальневосточных рубежах. 2. Изд. АмГУ. Благовещенск, 2001. С. 232 - 237.124

68. Крадин Н.П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне (18582008). Хабаровск: Риотип, 2008. - 448 с.

69. Крадин Н.П. Харбин — русская Атлантида. — Хабаровск: Издатель Хворов А.Ю., 2001.-С.106.

70. Культура и религия на Дальнем Востоке: история и современность: Тез. докл. регион, науч. конф./ХГИИК. Хабаровск: РИО КТО - Культура, 1997. - 151 с.

71. Левошко С.С. Архитектурно-градостроительная практика Дальнего Востока в контексте русской архитектуры (вторая половина XIX начало XX вв.).//Историко-культурное и природное наследие Дальнего Востока* на рубеже веков. Хабаровск, 1999. — С. 56 - 60*

72. Левошко С.С. Россия на Дальнем Востоке: новая', градостроительная концепция неправославные храмы в русском стиле (вторая половина XIX — первая треть XX вв>)//Христианское зодчество: материалы, научной конференции 28-30 марта 2000.- С. 23 - 25.

73. Левошко С.С. Санкт-Петербургская архитектурная школа на Дальнем Востоке России//Три искусства. 2001. С. 16-19.

74. Левошко- С.С. Русская архитектура в Маньчжурии. Конец XIX- первая половина XX века. Хабаровск: Издательский»дом Частная коллекция. 2004. -176 с.

75. Лисовский В. Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории-города: в 2 т. Т. 1, Классический город; Т. 2, От классики к современности / В. Г. Лисовский.— СПб.: Коло, 2009. 584 с.

76. Лисовский В. Г. Архитектура России. Поиски национального стиля СПб.: Белый город, 2009. 567 с.

77. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000: -368 с.125

78. Лихачев Д.С. Ансамбли памятников искусства. М. 1981. 342 с.

79. Лобас Н.С. Каторга и поселение на острове Сахалин (несколько штрихов из жизни русской штрафной колонии).— Б.м., издание B.C. Лобас, 1903. —112с.

80. Лынша В.А., Лынша О.Б. Собор в городе Никольск-Уссурийске./Арсеньевские чтения: Тез. докл. региональной науч.-практ. конф. Уссурийск, 1992. — С. 15-17.

81. Лынша О.Б. К истории Уссурийского рождества Богородицкого женского монастыря//Исторический опыт освоения восточных районов России. Кн. II: Тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф. — Владивосток, 1993. — С. 172174.

82. Любимов П.П. Религии и вероисповедания: состав населения Азиатской России. — Петроград, 1914.-415 с.

83. Масленникова Д.С. Особенности архитектуры православных храмов в Китае и Японии (XVIII XX вв.): учеб. пособие/Д.С. Масленникова. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2008 — 146 с.

84. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. — Владивосток: Уссури, 1990. 302 с.

85. Мизь Н.Г., Буяков A.M. Вековой юбилей: к 100-летию епархии. — Владивосток, 1999. 128 с.

86. Мизь Н.Г. Исследовательская и просветительская деятельность православного духовенства в дореволюционном Приморье // Культура XXI века: Человек. Общество. Космос: Материалы 1-й конф. — 2-е изд., доп. — Владивосток, 1996. С. 135 - 141.

87. Мизь Н.Г. Краеведческие экскурсии по православной тематике // Географические исследования на Дальнем Востоке» — Владивосток, 1997. — С. 200 202.93 .Мизь Н.Г. Покровское кладбище Владивостока: исторический очерк. — Владивосток, 1991. 55 с.

88. Мизь Н.Г. Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь: (Публикация подготовлена по дореволюц. материалам, воспоминаниям126старожилов и очевидцев)//Записки Общества изучения Амурского края. -1996. Т. XXIX. - С. 73 - 89.

89. Мизь Н.Г. С Богом в сердце./ Краткий очерк истории православия Приморья. Владивосток, 1998. -137 с.

90. Наумова O.E. Русская православная, церковь и, освоение Дальнего Востока (XVII- первая, половина XIX в.)// Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII XX вв. Владивосток, 1993. — С. 115-118.

91. Нащокина М* В. Сто- архитекторов московского модерна: творческие портреты; науч.-исслед. Ин-т теории архитектуры и градостроительства рос. Акад. Архитектуры и строит. Наук. М.: Жираф, 2000. - 302 с.

92. Нащокина М. В. Московский модерн. 3-е изд., переем., испр: и доп. / М. В: Нащокина. Санкт-Петербург: Коло, 2011. — 792 с.

93. Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. М.: Издательство "Жираф", 1998. - 315 с.

94. Нащокина М. В. Московский модерн. М.: Издательство <<Жираф», 2003. - 560 с.i

95. Николаева Т. И. Виктор Шретер. Иероним Китнер / Т. И. Николаева. Санкт-Петербург : Изд. дом «Коло», 2007.— 400 с.

96. Обзор Амурской области за 1897 год. Благовещенск, 1898. 272 с.127

97. Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. — Д.: Стройиздат Лен. отдел., 1980.-272 с.

98. Оглы Б.И. Иркутск: О планировке и архитектуре города. — Иркутск: Вост. Сиб. кн. изд-во, 1982. - 112 с.

99. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России ХУШ — XIX вв. -М.: Стройиздат, 1984. 168 с.

100. Памятники истории и культуры Приморского края: Материалы к Своду./ Под ред. А. И. Крушанова. — Владивосток, 1991. С. 38.

101. Памятная книжка Приморской области на 1901 год, II часть. Крепость Владивосток, 1901. С. 14.

102. Пилявский В.И., Славина Т.А. и др. История русской архитектуры, Стройиздат СПб.1994, 600 с.

103. Православие на Дальнем Востоке. Вып. 2.: Памяти святителя Николая, апостола Японии. 1836 1912. СПб. гос. ун-т. СПб. Православная Духовная Академия. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. - 187 с.

104. Приморский край: Краткий энциклопедический справочник / Э. В. Ермакова. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997.-413 С.

105. Плужников В.И. Объемные композиции культовых построек Орловской области.//Памятники русской архитектуры и монументального искусства (Материалы и исследования) — М: Изд-во Наука, 1980. С.189-199.

106. Победоносцев К.С. Значение православного храма.//Вера, молитва, любовь. Сборник. Выпуск 1. М.: Русский Духовный Центр, 1994. — С. 52-55.

107. Потапова Н. В. Религиозная жизнь Сахалина (вторая половина XIX-начало XXI века). Автореф. дис. канд. истор. наук / ДВО РАН. -Владивосток, 2007. 22 с.

108. Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX века. Л.: Лениздат, 1981. - 256 с.

109. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Санкт-Петербург: Крига, 2009. — 592 с.

110. Религия и власть на Дальнем Востоке России: Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. — Хабаровск. Частная коллекция, 2001. 400 с.

111. Рыбаковский JI. JI. Население Дальнего Востока за 150 лет. М., 1990. — 460 с.

112. Савельев Ю. Р. Искусство историзма и государственный заказ. Вторая половина ХГХ начало XX века.: Совпадение, 2008.-400 с.

113. Савельев Ю. Р. "Византийский стиль" в архитектуре России. Вторая половина XIX начало XX века. Издательство: Лики России, 2005. — 272 с.

114. Сердюк М.Б. Взаимоотношение религиозных конфессий и структур государственной власти на Дальнем Востоке (1858-1917)// Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII XX вв. Владивосток, 1993. - С. 32 - 39.

115. Сердюк М.Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858 1917 гг.): Автореф. дис. . канд. истор. наук. Владивосток, 1998. - 22 с.

116. Сердюк М.Б. Религиозная ситуация в Приморье в 1894 и 1994 годах//Третья Дальневосточная конференция молодых историков: Тез.докл. / ДВО РАН. Владивосток, 1994. - С. 49 - 51.

117. Сибирский торгово-промышленный ежегодник на 1913 год. СПб, 1913. -358 с.

118. Сильницкий. Жизнь Иннокентия (Вениаминова). Спб, 1897.— 67 с.

119. Суржик А.Н. Храмы Владивостока.//Записки Общества изучения Амурского края. Т. XXVIII. Владивосток, 1992. - С. 47 — 60.

120. Тиц A.A., Воробьева Е. В. Пластический язык архитектуры. М.: Строиздат, 1986. - 312 с.

121. Туманик, А. Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. -Новосибирск, 1998. 206 с.

122. Унтербергер П.Ф. Приморская область. 1856 1898. СПб. - 358 с.

123. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Европейской части русского севера. Реконструкция, пространственно-композиционная организация и восприятие.: Автореф. дис. . доктора арх-ры. JL, 1984. 27с.

124. Федирко О.П. Общая характеристика православных образовательных учреждений юга Дальнего Востока.//Записки областного краеведческого музея и общества краеведов. — Благовещенск, 1998. С. 54 - 56.

125. Храмы Владивостока.//Владивосток: Путеводитель по городу. Владивосток, 1993.-246 с.

126. Щенков A.C. Культурная обусловленность храмового формообразования в середине и второй половине XIX века // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. М., 2004.

127. Щенков A.C. Архитектурное наследие на рубеже XX и XXI веков. Проблемы реставрации и охраны наследия. — М. Красанд, 2010. — 144 с.

128. Щенков A.C., Вятчанина Т.Н. Проблемы иконографии храма // Об иконографии и тектонике православного храма. М., 1996.

129. Щенков A.C. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России // Храмостроительство в России. Традиции и современность. М., 1996.

130. Современные проблемы воссоздания утраченных памятников или их частей // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.

131. Щенков A.C. О художественных проблемах храмостроения рубежа XIX -XX веков // Архитектурное наследство. Вып.45. М. Росхос, 2003. - С. 220 -224.

132. Ющук JI.A. Архитектура зданий римско-католической и евангелическо-лютеранской церквей в Сибири и на Дальнем Востоке (1792 — 1917 гг.): Автореф. дис. канд. арх-ры. /НГАХА Новосибирск, 2000. - 25 с.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

133. Российский Государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ)

134. РГИА ДВ Ф. 1, оп. 1, д. 28. Приморское областное правление 1862-1917

135. РГИА ДВ Ф.1, оп.1, д. 56. Приморское областное правление 1862-1917

136. РГИА ДВ Ф.1, оп. 1, д. 469. Приморское областное правление 1862-1917

137. РГИА ДВ Ф.1, оп. 1, д. 506. Приморское областное правление 1862-1917

138. РГИА ДВ Ф.1, оп. 1, д. 508. Приморское областное правление 1862-1917

139. РГИА ДВ Ф.702, оп. 3, д. 69, л. 344. Канцелярия Приамурского генерал-губернатора 1861-1920'

140. РГИА ДВ Ф.702, оп. 3, д. 101, л. 62, 93,106 об. Канцелярия Приамурского генерал-губернатора 1861-1920

141. РГИА ДВ Ф.702, оп. 3, д. 157, л. 21, 79 об., 81 об. Канцелярия Приамурского генерал-губернатора 1861-1920

142. РГИА ДВ Ф.702, оп.З, д. 272. Канцелярия Приамурского генерал-губернатора 1861-1920

143. РГИА ДВ Ф.702, оп.З, д>. 295 (Ь ч.), л. 169. Канцелярия Приамурского генерал-губернатора 1861-1920

144. РГИА ДВ'Ф.702, оп.З, д. 266, л. 404, 405, 409, 428 443. Канцелярия^ Приамурского генерал-губернатора 1861-1920

145. РГИА ДВ Ф.702, оп. 7, д. 102. Канцелярия Приамурского генерал-губернатора 1861-1920

146. РГИА ДВФ. 702, оп. 3, д. 441, л.26. Канцелярия Приамурского генерал-губернатора 1861-1920

147. РГИА ДВ Ф.704, оп.2, д.- 56, л. 254. Канцелярия военного губернатора Амурской области 1858-1918

148. РГИА ДВ Ф. 704, оп. 3 д. 457. Канцелярия военного губернатора Амурской области 1858-1918

149. РГИА ДВ Ф. 704, оп. 3 д. 454. Канцелярия военного губернатора Амурской области 1858-1918

150. РГИА ДВ Ф. 704, оп.5, д. 125, л.7. Канцелярия военного губернатора Амурской области 1858-1918

151. РГИА ДВ Ф. 704., оп.5, д. 127 Канцелярия военного губернатора Амурской области 1858-1918

152. РГИА ДВ Ф. 704, оп.7, д. 626, л. 20. Канцелярия военного губернатора Амурской области 1858-1918

153. РГИА ДВ Ф. 716 Амурская областная чертежная г. Благовещенск 18621914

154. Государственный архив Хабаровского края

155. ГАХК Ф. И-85, оп. 3, д. 5167. Документы церквей, причт, монастырей, станов, епархий и приходов Дальнего Востока

156. ГАХК Ф.750 , оп. 3, д. 342. Камчатская духовная консистория

157. ГАХК Ф.' И-85, оп. 2, д. 437. Документы церквей, причт, монастырей, станов, епархий и приходов Дальнего Востока

158. ГАХК Ф. И-85, оп. 4, д. 434. Документы церквей, причт, монастырей, станов, епархий и приходов Дальнего Востока

159. Государственный архив Амурской области

160. ГААО Ф. 27, оп. 3. Фонд переселенческих учреждений

161. ГААО Ф. 25, оп. 7. Фонд, переселенческих учреждений

162. Архив Хабаровского краеведческого музея (архив ХКМ). Фотофонд ХКМ. Коллекция фотографий.

163. Дальневосточная государственная научная библиотека (ДВГНБ),отдел краеведения Фотоальбомы1. По Амуру2. Фотоальбом №7,5,91. Периодическая печать

164. Благовещенские епархиальные ведомости — 1889 — 1891.

165. Владивостокские епархиальные ведомости. — 1905. — № 3, 19, С. 443 -445, 1906.-№ 1-13, 16-19.

166. Газета «Приамурские ведомости» 1889-1917 гг., № 82 1895 г. № 72 1889г.

167. Журнал «Зодчий» 1872 г., 1873 г., 1887 г., № 12, 1896 г.

168. Камчатские епархиальные ведомости. — Благовещенск, 1896. — № 1,2. 1897-1906., 1899 г. №2-29.

169. По теме диссертации опубликованы следующие работы: издания, входящие в Перечень, утверждённый ВАК Минобразования России:

170. Объемно-пространственная структура дальневосточных храмов конца XIX начала XX вв. / Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Строительство и архитектура 2007. Вып. 7 (26). С.189-195.

171. Другие публикации: 1. Формирование культовой архитектуры в Приамурье и Приморье (вторая половина XIX начало XX вв.)/ Духовная жизнь на Дальнем134

172. Востоке России: материалы региональной научно-практической конференции посвященной 2000-летию Христианства. Хабаровск: Издат. Дом «Частная коллекция», 2000. С. 290-293.

173. Архитектурные особенности церквей Дальнего Востока, возведенных во второй половине XIX начале XX вв./Россия и Китай на дальневосточных рубежах. 3/ Амурский гос. ун-т. Благовещенск, 2002. С.168-172.

174. Особенности объемных композиций Троицкой церкви в Благовещенске и Николаевского собора в Никольск-Уссурийском./135

175. Новые идеи нового века 2007: материалы седьмой международной научной конференции НАС ТОГУ/ Тихоокеанский государственный университет. Хабаровск: Издательство Тихоокеанского гос. ун-та, 2007. С. 193-199.

176. Композиционные приемы размещения храмов в структуре дальневосточных поселений (вторая половина ХСХ начало XX века) / Вестник ТОГУ. 2008, № 3 (10). С.211-219.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.