Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII-начале XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Кожевникова, Юлия Николаевна

  • Кожевникова, Юлия Николаевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 383
Кожевникова, Юлия Николаевна. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII-начале XX в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Санкт-Петербург. 2006. 383 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Кожевникова, Юлия Николаевна

Введение.

Глава 1. Формирование Олонецкой епархии и церковноадминистративная структура (вторая половина ХУШ-начало

XX в.).

1.1. Олонецкое и Каргопольское викариатство. 1764-1787 гг.

1.2. Церковное управление в конце XVIII-первой четверти XIX в.

1.3. Образование Олонецкой епархии в 1828 г.

1.4. Епархиальное управление. 1828-начало XX в.

1.5. Каргопольское викариатство. 1911 г.

Глава 2. Секуляризация монастырской собственности на территории Олонецкой епархии. Результаты и значение реформы 1764 г.

2.1. Монастыри и монашество перед реформой 1764 г.

2.2. Секуляризация монастырской собственности

2.3. Штатные и заштатные монастыри

2.4. Закрытые монастыри-приходы: проблемы «бесприходных церквей»

2.5. Результаты и значение реформы 1764 г.

Глава 3. Возрождение монастырей на территории Олонецкой епархии в XIX-начале XX в.

3.1. Пути возрождения монастырей

3.2. Материальное обеспечение возрожденных монастырей

3.3. Складывание монашеской общины в возрожденных монастырях

Глава 4. Взаимоотношения монастырей Олонецкой епархии и внешнего мира в XIX-начале XX в.

4.1. Просветительская и миссионерская деятельность монастырей

4.2. Паломничество в монастыри

4.3. Монастыри как воспитательно-исправительные учреждения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII-начале XX в.»

Актуальность темы. Монастыри и монашество — важнейший из институтов Русской Православной Церкви (РПЦ), «нервы и опора» христианского мира. С самого своего зарождения монастыри становятся средоточием церковной духовной жизни. Сохраняя свой огромный авторитет благодаря монашескому подвижничеству, они оказывали мощное всестороннее влияние на все сферы общественной деятельности: культуру, политику, экономику.

Вторая половина XVIII-начало XX в. были временем тяжелых испытаний, выпавших на долю православных монастырей и монашества в России. На протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается сильное воздействие государства на жизнь монашествующих, которое в своем законодательстве четко определило главные задачи монастырей, обязанных приносить реальную пользу российскому обществу.

История монастырей и монашества в Олонецкой епархии до сего дня изобилует вопросами, требующими детального изучения. Особый интерес представляет выявление результатов и трагических последствий секуляризационной реформы 1764 г. для епархиальных обителей, рассмотрение длительного и сложного процесса возобновления монастырской жизни, проходившего на протяжении XIX-начала XX в.; определение существовавших взаимоотношений между монастырями и внешним миром.

Современное состояние исторической науки позволяет на основе привлечения неизвестных ранее материалов значительно повысить уровень наших знаний по истории монастырей и монашества Олонецкой епархии в наименее изученный временной отрезок, во второй половине XVIII-начале XX в.

В период начавшегося в 90-х гг. XX в. возобновления ряда мужских обителей в Петрозаводской и Карельской епархии исследование монастырей и монашества делает работу особенно актуальной и важной.

Географические рамки исследования ограничиваются территорией Олонецкой и Петрозаводской епархии (1828 г.), совпадавшей с границами Олонецкой губернии, в состав которой входили семь уездов — Петрозаводский,

Олонецкий, Лодейнопольский, Вытегорский, Каргопольский, Пудожский и По-венецкий.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1764 г. по начало XX в. Выбор даты нижней границы обусловлен радикальными изменениями в положении православных монастырей в России, произошедшими в связи с выходом указа Екатерины II от 26 февраля 1764 г. о секуляризации духовных имений. В ходе проведения этой реформы подавляющее большинство монастырей края были закрыты и преобразованы в сельские приходы. На протяжении XIX в. происходил обратный процесс возрождения монастырской жизни. В пределах Олонецкой епархии появилось девять новых монастырей, последний из которых был открыт в 1903 г. Всего перед 1917 г. под властью олонецких архиереев находилось девять мужских и пять женских самостоятельных монастырей.

Степень изученности темы. История русских православных монастырей и монашества во второй половине XVIII-начале XX в. привлекала внимание многих отечественных исследователей1. Из числа первых специальных статей и монографий по XVIII в. назовем книгу П. Чудецкого, где предпринята попытка систематизировать известный исторический материал о закрытых ранее монастырях2. Впервые отдельно вопрос о секуляризации монастырских вотчин затронул в своем сочинении А.А. Завьялов, оценивший реформу 1764 г., проведенную при Екатерине И, как несправедливую3. О возобновлении упраздненных православных монастырей в России, начавшемся с конца XVIII в., писал Б.В. Титлинов, рассмотревший деятельность новгородского митрополита Гавриила (Петрова), главной заботой которого было возрождение монашеской жизни на основе общежительного устава4. Выделим особо ряд изданий справочного характера5. Капитальный труд В.В. Зверинского, содержащий фактиче

1 См.: Смолич И.К. История русской церкви. М., 1996. С. 49-57.

2 Чудецкий П. Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX веках. Киев, 1877.

3 Завьялов А.А. Вопрос о церковных реформах при императрице Екатерине И. СПб., 1900. С. 254.

4 Титлинов Б.В. Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Пг., 1916.

5 История российской иерархии / Сост. архим. Амвросий (Орнатский). СПб., 1807-1815; Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших древних и ныне существующих монастырях и примечательных ский материал о всех монастырях России, до сего дня не утратил своей важной значимости для историков1. Уместно заметить, что ряд его данных, по крайней мере, касающихся монастырей Олонецкой епархии, требует уточнения.

С 40-х гг. XIX в. бурно развиваются краеведческие исследования в Карелии. В это время на основе документов из монастырских архивов создаются работы в жанре «историко-статистических очерков», посвященные отдельным монастырям, появляются сводные статьи с краткими, но ценными сведениями о всех монастырях Олонецкой епархии2. Содержательные сочинения принадлежали перу талантливых исследователей Е.В. Барсова3 и К.А. Докучаева-Баскова4. Вопрос церковного чествования основателей местных монастырей подробно рассмотрел преподаватель Олонецкой духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов) — составитель «Олонецкого патерика»1.

В советской исторической литературе монастыри характеризовались как один из социальных институтов в общественно-экономической и политической структуре общества, «духовно и экономически угнетавший народные массы». Можно выделить несколько главных направлений, в которых наиболее активно и плодотворно работали исследователи: социально-экономическое развитие православных монастырей в России, участие монашества в политической жизцерквах России. М., 1852; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908.

1 Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. СПб., 1890-1897.

2 Игнатий (Семенов), архиеп. Краткое сказание о монастыре преподобного отца Ионы Климецкого. СПб., 1846; Ондрусова Никольская пустынь / Сост. игумен Дамаскин. СПб., 1856; Петров К.М Муромский монастырь на Онежском озере // ОГВ. 1877. №61-63; Его же. Монастыри Олонецкой губернии // ОГВ. 1881. №91; Его же. Монастырские и митрополичьи вотчины // Там же. №93; Ильинский В. Исторический очерк построения храма и дома призрения стариц на месте Борки. Петрозаводск, 1898; Воронов А.П. К истории Троицкой Сунорецкой пустыни // ОГВ. 1900. №60; Ягодкин П. Задне-Никифоровская пустынь Олонецкой губернии и уезда: Очерк. Петрозаводск, 1901; Ивановский А.Я. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: Краткая история монастыря с приложением важнейших документов. СПб., 1901; Ладвинский Боголюбский Кирико-Иулигинский женский монастырь Олонецкой губернии, Петрозаводского уезда / Сост. Д.И. Левгеров. Петрозаводск, 1910; Афанасьева-Сявдебская женская пустынь и ее задачи: Церковно-бытовой очерк / Сост. архим. Никодим. Петрозаводск, 1910.

3 Барсов Е.В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями // ПкОг на 1867 год. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 3-29; Его же. Андрей Завалипшн и его пустынь. М., 1884; Его же. Олонецкий монастырь Клименцы с приписными к несу пустынями, царскими и иерарпшми грамотами. М., 1871; Его же. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском грамоте (с грамотами). М., 1868; Его же. Преподобные Обонежские пустынножители: Материалы для истории колонизации и культуры Обонежского края // ПкОг на 1868-1889 год. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 2-68.

4 Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри крайнего Севера. СПб., 1892. ни государства, монастырское вотчинное хозяйство и секуляризация монастырского имущества2. Внутренняя история монастырей, их просветительская и благотворительная деятельность, феномен старчества оставались практически вне поля зрения историков. Звучали резкие выводы о «бесполезности монашества»3.

К специальному изучению секуляризационной реформы, проведенной Екатериной II, с подробным анализом правительственной политики 20-60-х гг. XVIII в. в отношении земельной собственности черного духовенства обратился А.И. Комиссаренко4. С привлечением большого круга источников историк воссоздает картину развития духовной вотчины, подготовки и осуществления реформы, показывает отношение к ней различных слоев общества. Одной из важных причин секуляризации он считает «антифеодальную борьбу зависимых от духовенства крестьян», усиление которой ускорило разработку четкой правительственной программы5. По мнению историка, в основе реформы лежали причины политического свойства: в российской государственности с конца XV в. по конец XVIII в. происходило «усиление автократического начала», сопровождавшееся напряженной борьбой с духовенством за политическую гегемонию. Время проведения секуляризации, когда был решен вопрос об устранении земельной собственности Церкви, стало «эпохой окончательного создания абсолютистской системы власти».

Духовное наследие русских православных монастырей, их взаимоотношения с мирским обществом, рассматривались в работах видных историков русского зарубежья, представителей духовно-академической школы:

1 Никодим (Кононов), архим. Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники // ОЕВ. 1902. №16-22, 24.

2 Борисов А.М. Кризис церковного и монастырского землевладения и хозяйства в 40-60 гг. XVIII в. // История СССР. 1968. №3. С. 142-151; Милов Л.В. К вопросу об эволюции барщинных отношений в монастырском хозяйстве в середине XVIII в. // Проблемы генезиса капитализма. М., 1970. С. 291-300; Мавродин В.В. Классовая борьба и общественно-политическая мысль в России в XVIII в. (1725-1773 гг.). Л., 1964; Индова Е.И. Аграрный строй в XVIII в. М, 1966; Ковдрашенков А.А. Крестьяне Зауралья в XVII-XVIII вв. Челябинск, 1966. Ч. 1; Во-дарский Я.Е. Землевладение русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность (XI-нач. XX в.) //Русское православие: Вехи истории. М., 1989. С. 501-561.

3 Прошин Г.Г. Черное воинство: Русский Православный монастырь: Легенда и быль. М, 1988. С. 39.

4 Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в.: (Очерки истории секуляризационной реформы 1764 г.). М., 1990.

Там же. С. 107.

А.В. Карташева, прот. Александра Шмемана, прот. Иоанна Мейендорфа, прот. Сергия Булгакова, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского1. Религиозное оправдание хозяйственной жизни монашествующих они видели в их социальном служении миру. Исследователи признавали, что в имперской России монастыри были далеки от своего духовного идеала, но «даже в самых распущенных среди 2 них находились лесной скит или келья затворника, где не угасала молитва» . Возрождение монашеской жизни в России историки-эмигранты связывали с влиянием мощного центра монашества, находившегося на Афоне, и появлением великих подвижников Оптиной пустыни, прп. Серафима Саровского, которые принесли совершенно новые для России формы святости, а именно старчество, монашескую жизнь в миру. Выдающийся церковный историк и богослов XX в. прот. Иоанн Мейендорф указывал на возврат русского монашества, вдохновленного трудами Никодима Святогорца (1748-1809 гг.) и прп. Паисия Ве-личковского (1722-1794 гг.), к исихастским традициям, выработанным византийскими монахами-мистиками в XIV в.3

Первым и пока единственным подробным исследованием по истории русского православного монашества с самого его зарождения вплоть до 1917 г. остается монография И.К. Смолича, изданная в 1952 г. в Германии4. Обращаясь к вопросу о секуляризации, проведенной при Екатерине II, историк отмечает положительную сторону реформы: монашество лишилось своих земельных богатств, а значит «появилась возможность устроить жизнь в монастыре в соответствии с монашескими правилами»5. Автор занимает четкую позицию последовательного критика в отношении деятельности Святейшего Синода. Реформа 1764 г. могла стать отправной точкой преобразований в монастырском быте, но

1 Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1997; Булгаков С., прот. Православие: Очерки учения Православной Церкви. Париж, 1989; Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Париж, 1989; Шмеман А., прот. Церковь и церковное устройство. Париж, 1949; Его же. Исторический путь Православия. Париж, 1989; Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Париж, 1990; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М., 1996. Федотов Г.П. Святые древней Руси. С. 234-235.

3 Мейендорф И., прот. Исихазм после Паламы // Его же. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 326.

4 Эта работа переведена на русский язык: Смолич И.К. Русское монашество: 988-1917: Жизнь и учение старцев. М„ 1997.

5 Смолич И.К. История русской церкви: 1700-1917. М., 1996. Ч. 1. С. 254. иерархия не воспользовалась этой возможностью1. Величайшую роль в развитии монастырской жизни конца XVIII-XIX в. И.К. Смолич отдает движению русского старчества. Вдумчивый анализ внутренней сути этого института, его исторических корней и судьбы помещен во второй части книги. Особое место исследователь отводит женским общинам и монастырям, которые создавались выходцами из народа, без всякого содействия церковных властей. Всплеск развития женского монашества во второй половине XIX в. он объясняет общим подъемом религиозности, вызванным влиянием старцев, а также изменением семейного и общественного положения самой женщины, начавшемся с эпохи Петра I2. Женское стремление к самостоятельности и образованию могли быть удовлетворены именно в монастырях, направленных на служение миру в области народного просвещения и социально-благотворительной сфере3.

В современной российской историографии активно обсуждаются проблемы методологии церковной истории4. Перед исследователями стоит необходимость создания целостной и всесторонне обоснованной (насколько это возможно) картины исторического прошлого русского православного монашества. В центре внимания находятся вопросы о влиянии монастырей на все стороны жизни общества, многоплановый характер взаимоотношений монашеских обителей с внешним миром, традиции паломничества в монастыри5. Отдельному изучению подвергаются особенности монастырского быта, внутренний распорядок жизни монашествующих, практика прохождения мирянами в монастырях церковного наказания за совершенные грехи (епитимии), женское монашество 6

ИТ. д.

1 Там же. С. 255.

2 Там же. С. 292-293.

3 Там же.

4 См. например: Фирсов С.Л. Актуальные вопросы изучения истории синодального периода РПЦ // Исторический вестник. 2000. №9-10.

5 Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003; Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005; Котельников В.А. Православные подвижники и русская литература. М., 2002.

6 Андрианов А.Ю. Роль режима питания в духовном становлении насельников православных обителей в XIX в. // Этнографическое обозрение. 1995. №5. С. 84-91; Чудинова И.А. День соловецкого клирошанина («Клиросное жигие» и «житие монашеское» по архвным документам и рукописям Соловецкого монастыря XVII-XVIII вв.) // Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3. С. 93-131; Шаляпин С.О. Монастырская ссылка в России XV-XVIII вв.: По материалам монастырей Архангельского Севера:

Дис. . канд. ист. наук. Архангельск, 1998; Мелехова Г.Н. Духовенство и его роль в жизни населения Каргопо8

Выяснением социальных и количественных характеристик монастырей в XIX-начале XX в. занимается П.Н. Зырянов1. Он отмечает обозначившиеся в XIX в. явные различия между монастырями северных и южных епархий: если на Юге монашеские обители процветали и изобиловали братией, то на Севере многие из них приходили в запустение . Вслед за И.К. Смоличем автор рассуждает об интересной тенденции к «феминизации монашества», усилившейся в конце XIX в., и приходит к заключению, что «хождение» дворянок и разночи-нок в послушницы было связано с общим настроением «возвращения долга народу»3. Его анализ сословного состава насельников в мужских монастырях в первой половине XIX в. показывает преобладание в них выходцев из духовенства и городских жителей. В женских обителях значительно выделялись представительницы из купечества и мещанства. Во второй половине XIX в. во всех монастырях ощутимо увеличилась доля крестьян4. Помимо религиозных мотивов, автор называет главной причиной этого процесса отмену крепостного права, а также тот факт, что при поступлении в монастырь крестьянин повышал свой социальный статус5.

В конце ХХ-начале XXI вв. складывается целое направление во главе с М.М. Громыко, которое отличает активное привлечение обширного этнографического материала при рассмотрении православных традиций русского народа, в том числе паломничества и почитания монастырских святынь6. лья XIX-первой трети XX в. // Православная вера и традиции благочестия. С. 179-208; Павлушков А.Р. Особенности региональных источников в освещении монастырской ссылки XVIII-XIX вв. //Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований: Материалы межрегиональной научной конференции. Вологда, 2001. С. 365-376; Овчинников В.А. Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX-начале XX в.: Дисс. кацц. ист. наук Кемерово, 2004; Щер-бич С.Н. История монастырей Тобольской епархии во второй половине XVIII-начале XX в.: Опыт социокультурного исследования: Дисс. . кацц. ист. наук Тюмень, 2001; Нечаева М.Ю. Саров и женское монашество на Урале в конце XVIII-XIX в. Екатеринбург, 2000.

1 Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX в. (Юридическое положение, количественные и социальные характеристики) // Вестник РГНФ. 1996. №3. С. 124-132; Его же. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М, 1999.

2 Там же. С. 127.

3 Там же.

4 Там же. С. 128-129.

5 Там же. С. 129.

6 Громыко М.М. Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С. 130-156,105-126; Поплавская Х.В. Паломничество, странноприимство и почитание святынь (по материалам Рязанского края) // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этнографические исследования и материалы. М., 2002.

История монастырей признается как «сложнейшая область для церковно-исторического познания»1. При обращении к теме старчества современные исследователи поддерживают размышления историков-эмигрантов, что с конца XVIII в. происходит неожиданное возрождение почти забытого монашеского аскетического идеала, которое было вызвано трудами прп. Паисия Величков-ского2. В одной из последних работ Е.Б. Емченко развивает и дополняет основные положения о женском монашестве, впервые высказанные И.К. Смоличем (экономическое положение женских монастырей, социальный состав, «мотивация ухода», причины «феминизации»)3.

Результатом плодотворного сотрудничества церковных и светских исследователей является продолжающееся издание «Православной энциклопедии», первый том которой носит обзорный характер и посвящен рассмотрению ключевых событий истории Церкви, приходов и. монастырей, системы церковного управления4.

В региональной историографии продолжает звучать монастырская тематика5. По мнению авторов коллективной работы по истории православия в Карелии, монашеские обители по своему предназначению занимали промежуточное положение между приходом и старообрядческим общежитием6. Возобновление монашеской жизни в Карелии после секуляризации духовных имений М.В. Пулысин представил как продолжение длительного процесса, начатого еще в 1715 г., когда после присоединения Приладожья к России заброшенный п

Валаамский монастырь был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю . Историк коснулся острой проблемы подбора настоятелей для местных обителей, отметил существенную роль пожертвований в монастырской экономике8.

1 Лисовой Н.Н. Восемнадцатый век в истории русского монашества // Монастыри и монашество в России XI-XX века: Исторические очерки / Отв. ред. Н.В. Синицына. М., 2002. С. 186.

2 Кучумов В.А. Русское старчество // Монастыри и монашество. С. 226; Лисовой Н.Н, Указ. соч. С. 218.

3 Емченко Е.Б. Женские монастыри в России // Монастыри и монашество . С. 245-284.

4 Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь. М., 2000.

5 См. главу «Монастыри и церковные приходы на берегах Онежского озера» в кн.: Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII века. Петрозаводск, 1998. С. 205-226.

6 Пулысин М.В., Захарова О. А., Жуков А.Ю. Православие в Карелии (XV-первая треть XX в.). М., 1999. С. 4.

7 Там же. С. 79-81.

8 Там же. С. 84,91.

Появляются статьи, посвященные отдельным монашеским обителям Олонецкой епархии1. С середины 90-х гг. XX в. на территории бывших монастырских усадеб Карелии начали проводиться археологические работы . Есть надежда, что широкое привлечение данных, полученных в ходе раскопок, к изучению темы позволит в будущем уточнить и дополнить информацию письменных источников.

X. Киркинен (Финляндия), автор ряда книг по истории Карелии3, полагает, что русские православные монастыри — «средоточие аскетизма и созерцательности» — «по своей природе» отличались от финских католических монастырей, расположенных в городах и активно занимавшихся миссионерской и социальной деятельностью, школьными делами; самим своим существованием православные обители способствовали распространению русского культурного влияния в приграничном регионе4.

Надо признать, что существующие работы по истории монастырей Олонецкой епархии второй половины XVIII-начала XX в. фактически не раскрывают целого спектра сложных проблем. Отсутствует точный и обоснованный ответ на вопрос, какие последствия для епархиальных обителей имела проведенная при Екатерине II секуляризация духовных имений, нет четкого представления о путях возобновления мужских и женских монастырей на протяжении XIX в., не определена роль местного населения в этом процессе. Вне поля зрения исследователей оказалась просветительская и миссионерская деятельность монастырей Олонецкой епархии.

1 Галкин А.К. Из истории Задне-Никифоровской пустыни в XIX-начале XX в. // Православие в Карелии: Материалы респ. науч. конференции (24-25 октября 2000 г.) / Отв. ред. В.М. Пивоев. Петрозаводск, 2000. С. 47-52; Дмитриева Т.П., Кочкуркина С.И. Остров Большой Клименецкий: Историко-культурный очерк // Кижский вестник. 2000. №5. С. 3-26; Пашков А.М. Троицкая Сунорецкая пустынь в истории России // Ковдопожский край в истории Карелии и России. Петрозаводск, Ковдопога, 2000. С. 77-89; Жуков А.Ю. Неизвестная обитель: Спасо-Преображенский Вашеостровский монастырь // Ковдопожский край. С. 63-69; Набокова И.И. Клименецкий монастырь и его влияние на жизнь кижского крестьянства // Кижский вестник. 2002. №7. С. 34-40.

2 Спиридонов А.М. Археологические исследования на усадьбе Палеостровского монастыря // Вестник Карельского краеведческого музея. Петрозаводск, 1994. Вып. 2. С. 55-60; Дмитриева Т.П. Работы на территории Муромского монастыря // Археологические открытия 1993 года. М., 1994. С. 9.

Kirkinen Н. Kaijala idan kulttuuripiirissa. Helsinki, 1963; Idem. Kaijala idan ja lannen valissa: Venajan Kaijala renes-sanssiajalla (1478-1617). Helsinki, 1970.

4 Киркинен X., Невалайнен П., Сихво X. История карельского народа. Петрозаводск, 1998. С. 70.

Цель и задачи работы. Целью данной диссертации является исследование малоизученных вопросов из истории православных монастырей и монашества Олонецкой епархии второй половине XVIII-начале XX в. В соответствии с этой целью сформулированы основные задачи: предварительно дать общее представление об основных этапах формирования Олонецкой епархии и структуре местного церков-но-административного управления во второй половине XVIII-начале XX в., одновременно уделить внимание роли епархиальных монастырей в церковной организации; определить результаты и значение проведения секуляризации 1764 г. для монастырей Олонецкой епархии; рассмотреть сложный процесс возрождения монастырской жизни в Олонецкой епархии в XIX в. и выделить его основные пути, при этом выяснить отношение местного населения к этому процессу; показать взаимоотношения монастырей Олонецкой епархии и внешнего мира на примере просветительской деятельности монастырей, паломничества в монастыри, использования духовными и светскими властями монастырей в качестве воспитательно-исправительных учреждений.

Методологической основой исследования является системный подход к изучению исторических процессов, который представляет собой единство принципов объективности и научности. Это предполагает непредвзятость оценок рассматриваемых процессов и явлений, а также требует привлечения сравнительно-исторического метода, позволяющего выявить изменения, происходившие с монастырями и монашеством в течение второй половины XVIII-на-чала XX в. Данное исследование основывается на принципе историзма, что предполагает строгую ориентацию на факты и источники.

Обзор источников. При разработке темы диссертации были использованы различные по характеру и содержанию источники: законодательные акты манифесты, указы, уставы); материалы делопроизводства церковного управления (указы, инструкции, прошения, переписка с центральными и местными органами власти); периодическая печать; дневники путешественников; карты.

Собрания законов Российской империи содержат императорские манифесты, именные указы и повеления, которые определяли статус РПЦ в синодальный период, ее управление, проведение реформ в церковной сфере, правовое положение православных монастырей в целом по стране. К законодательным собраниям общего характера примыкают тематические сборники, посвященные церковной тематике.

Большая часть использованных в работе документальных источников не была опубликована ранее и хранится в фондах Национального архива республики Карелия (НАРК), Российского государственного исторического архива (РГИА), Архиве Санкт-Петербургского Института истории РАН (АСПбИИ-РАН), Государственном Историческом архиве Новгородской области (ГИАНО).

Взаимодействие всех уровней светской и церковной властей при решении вопросов, связанных с монастырями, специфически отражено в делопроизводственной документации, которая включает широкий круг указов, протоколов, журналов, рапортов, отчетов и отношений. Такие документы отложились в фондах РГИА: Канцелярии Святейшего Синода (Ф. 796) и Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода (Ф. 797); в фондах НАРК: Олонецкой духовной консистории (Ф. 25), Олонецкого духовного правления (Ф. 300), Петрозаводского духовного правления (Ф. 126), Канцелярии Олонецких Петровских заводов (Ф. 445), Олонецкого губернского правления (Ф. 2), Олонецкой палаты уголовного суда (Ф. 655); в фонде ГИАНО Новгородской духовной консистории (Ф. 480). Важное место среди источников занимают редкие документы из фондов отдельных монашеских обителей Олонецкой епархии, которые находятся в НАРК: Клименецкого (Ф. 177, 1842-918 гг.), Муромского (Ф. 127, 1813-1918 гг.) и Палеостровского (Ф. 65, 1801-1915 гг.) монастырей; Андрусовой (Ф. 179, 1818-1905 гг.), Сяндемской (Ф. 178, 1858-1919 гг.), Важеозерской Задне

Никифоровской (Ф. 588, 1913-1914 гг.) пустыней; а также в АСПбИИРАН: Александро-Свирского монастыря (Ф. 3).

Отметим, что в фонде рукописей Синода XIV-XX вв. (РГИА. Ф. 834) есть особо ценный обобщающий документ, касающийся проведения секуляризации в Олонецкой епархии — рапорт викарного епископа Антония с ведомостями об упраздненных местных монастырях, где дается подробное описание монастырского имущества и строений.

В фондах ГИАНО отложился ряд дел о ходе секуляризации в Карелии, в частности переписка Олонецкой и Новгородской духовных консисторий по вопросам составления и своевременной отсылке ведомостей о закрытых монастырях; опись церковной утвари, принятой из упраздненных монастырей в Кафедральный Троицкий Александро-Свирский монастырь (Ф. 480).

Материалы по духовно-учебным заведениям, существовавшим в монастырях Олонецкой епархии, содержатся в фондах НАРК: Олонецкого епархиального училищного совета (Ф. 42), Смотрителя Олонецких духовных училищ (Ф. 425), Свирского духовного училища (Ф. 426), Олонецкого духовного училища (Ф. 424), Наблюдателя церковно-приходских школ Петрозаводского уезда (Ф. 434).

Число выявленных документов второй половины XVIII в. продолжает оставаться недостаточным по ряду объективных причин. Архив Олонецкой духовной консистории после упразднения в 1787 г. викарной Олонецкой и Карго-польской епархии был вывезен в г. Архангельск и сильно пострадал во время пожара в 1793 г. Неполная сохранность фондов духовных учреждений также обусловлена общей государственной политикой в СССР по отношению к РПЦ. Так, в 50-х гг. XX в. в ходе «чисток» фондов НАРК, в первую очередь Олонецкой духовной консистории и местных монастырей, планомерно уничтожались многие уникальные документы по истории православия в Карелии.

При написании диссертации помимо неопубликованных источников использовалась региональная периодическая печать второй половины Х1Х-начала XX вв.: «Олонецкие губернские ведомости» (выходили в 1838-1917гг.), «Олонецкие епархиальные ведомости» (1898-1919 гг.), «Олонецкая неделя» (19111916 гг.). Ценные сведения о монастырях Олонецкой епархии содержат изданные дневники и заметки путешественников: П. Челищева «Путешествие по северу России в 1791 году» (СПб., 1886), Н. Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому» (Петрозаводск, 1989), В. Майнова «Поездка в Обонежье и Корелу» (СПб., 1877).

В конце вводной части раскроем структуру диссертационной работы. Согласно разработанному плану диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Кожевникова, Юлия Николаевна

Заключение

Подведем итоги работы и представим основные выводы.

Рассмотрен процесс формирования Олонецкой епархии, церковно-административная структура, при этом отмечена роль монастырей в епархиальном управлении. Выяснилось, что настоятели действующих мужских обителей теряли ключевые позиции в Олонецкой духовной консистории, духовных правлениях, так как постепенно заменялись представителями белого духовенства.

На примере монастырей Олонецкой епархии изучено проведение государством секуляризации монастырского имущества, определены ее результаты и значение. На локальном уровне общим итогом жесткой политики высших светских властей в отношении одного из важнейших церковных институтов стали не только упадок хозяйства и малолюдность монастырей, но и ликвидация в 1764 г. подавляющего большинства иноческих обителей края, затем преобразованных в сельские приходы.

На основании сохранившихся документов, впервые введенных в научный оборот, исследован процесс возобновления монастырской жизни, проходивший в Олонецкой епархии в XIX-начале XX в., и выделены его основные пути: возобновляемый монастырь приписывался к действующему епархиальному монастырю или к Олонецкому архиерейскому дому; открывался по инициативе частного благотворителя. Определена огромная роль, которую играли в этом процессе щедрые вклады и заинтересованность богатых жертвователей и влиятельных покровителей, помощь и поддержка со стороны местного населения, желавшего иметь возможность посещать обители для личных молитв и поклонения монастырским святыням.

Отдельное внимание уделено вопросам материального обеспечения возрождаемых монастырей и складывания монашеской общины. Как показал анализ событий, происходивших в Карелии, при возобновлении местных обителей в первую очередь шло их внешнее восстановление: на пожертвованные средства возводились церкви, строились братские корпуса, возвращались бывшие монастырские земли. При этом облик и достаток возрождаемой обители во многом определялся личностью настоятеля. Исключением стало создание женской общины вокруг пустынножительницы Анастасии Паданекой, которое задолго предшествовало официальному учреждению Введенского Паданского монастыря.

При рассмотрении монашеского подвижничества выяснилось, что подъем мужского монашества в Олонецкой епархии был связан с именем Игнатия Важеозерского, оставившего после себя небольшую группу учеников. Развитие женского аскетизма в XIX-начале XX в. убедительно проявлялось в сохранении древнего института отшельничества, центром притяжения для которого оставалась Задне-Никифоровская мужская пустынь, где подвижницы получали духовное окормление.

Особо исследованы взаимоотношения монастырей и внешнего мира. Монашествующие в целом оставались верны своим главным заповедям, касавшимся социального служения: принимали многочисленных богомольцев и странников, предоставляли им бесплатный кров и питание, участвовали в подготовке грамотного духовенства для епархиальных приходов, сами проявляли инициативу по созданию в своих стенах начальных школ для детей всех сословий, что видно на примерах Александро-Свирского, Паданского, Клименецкого и Успенского Каргопольского монастырей. Ведение монашеством миссионерской и проповеднической деятельности оставалось на уровне предоставления монастырских помещений для устройства миссионерских курсов и монастырской трапезы для их участников. Сяндемская мужская пустынь, преобразованная в 1909 г. в женский монастырь с просветительско-миссионерскими целями, не успела серьезно проявить себя в епархиальной жизни.

Установлено, что на протяжении рассматриваемого периода местные обители сохраняли за собой особое место в системе духовно-нравственных ценностей мирского населения. Это, прежде всего, выражалось в церковном чествовании канонизированных основателей монастырей и почитании монастырских святынь. Рассмотренные подробно традиции паломничества, проведения крестных ходов совместно с городскими и сельскими приходами, демонстрируют живые связи между обществом и монастырями Олонецкой епархии. За рамками данной работы остались институт старчества и монастырское духовничество среди мирян, изучение которых является задачей для будущих исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Кожевникова, Юлия Николаевна, 2006 год

1. А. Источники Национальный архив Республики Карелия

2. Ф. 1 (Канцелярия Олонецкого губернатора). Оп. 36. Д. 38/11 (По отношению архиепископа Игнатия о составлении планов и смет и об отводе мест для постройки в городах Вытегре, Олонце, Каргополе, Повенце духовных правлений. 1833-1837 гг.).

3. Там же. Оп. 38. Д. 5/21 (Сведения к отчету Олонецкого губернатора о состоянии Олонецкой губернии за 1828 г.).

4. Там же. Д. 34/504 (По сообщению Новгородского губернского правления об оставлении по-прежнему Елисеева-скопца в Александро-Свирском монастыре. 1802 г.).

5. Ф. 9 (Олонецкая палата уголовного и гражданского суда). On. 1. Д. 66/705, 66/705а, 66/7056,66/705в, 66/705г, 66/705д, 66/705е (Дела о спорной земле между упраздненным Муромским монастырем и крестьянами Гакугской волости Пудожского уезда. 1837-1880 гг.).

6. Там же. Д. 336/3282 (О самовольном поселении при упраздненном Муромском монастыре странниц. 1846-1856 гг.).

7. Ф. 25 (Олонецкая духовная консистория). On. 1. Д. 20/15 (О посещении Его Преосвященством Олонецкой епархии в 1840 г.).

8. Там же. Д. 33/5 (Послужные списки членов Олонецкой духовной консистории и духовных правлений за 1852 г.).

9. Там же. Д. 33/23 (О закрытии Олонецкого духовного правления. 1853-1854 г.). Там же. Д. 39/5 (Об отбытии для освящении храма в Александро-Свирском монастыре Преосвященным Аркадием в 1859 г.).

10. Там же. Д. 50/7 (О закрытии Вытегорского духовного правления. 1870 г.). Там же. Д. 50/91 (О закрытии Свирского духовного училища. 1871 г.). Там же. Д. 58/10 (Об обозрении Его Преосвященством церквей Олонецкой епархии в 1878 г.).

11. Там же. Д. 60/1 (Сведения о состоянии монастырей Олонецкой епархии в 1879 г.).

12. Там же. Д. 68/3 (О состоянии Олонецкой епархии за 1887 г.).

13. Там же. Д. 69/7 (Об обозрении церквей и монастырей Олонецкой епархии в1888 г.).

14. Там же. Д. 72/15 (Об обозрении церквей и монастырей Олонецкой епархии в 1892 г.).

15. Там же. Д. 74/20 (О состоянии Олонецкой епархии в 1894 г.).

16. Там же. Д. 75/12 (Отчетные сведения о состоянии Олонецкой епархии за1895 г.).

17. Там же. Д. 78/13 (Отчеты благочинных монастырей. 1897 г.).

18. Там же. Д. 79/38 (Отчетные донесения благочинных монастырей за 1898 г.).

19. Там же. Д. 82/11 (О состоянии Олонецкой епархии в 1901 г.).

20. Там же. Д. 82/23 (Об обозрении благочинными монастырей и церквей за1902 г.).

21. Там же. Д. 85/22 (О ревизии монастырей и пустыней Олонецкой епархии. 1905 г.).

22. Там же. Оп. 2. Д. 14/662 (По указу Синода о введении нового штата в Олонецкой духовной консистории. 1869 г.).

23. Там же. Д. 23/1638 (Об учреждении Паданской женской общины. 1890—1892 гг.)

24. Там же. Д. 24/1639 (Об обозрении Олонецкой епархии в 1891 г.).

25. Там же. Д. 25/1682 (О состоянии церквей и монастырей Олонецкой епархии за1893 г.).

26. Там же. Оп. 3. Д. 3/35 (Ведомости о бытии монашествующих у исповеди и святого причастия в 1837 г.)

27. Там же. Д. 6/110 (О закрытии Повенецкого духовного правления. 1852 г.). Там же. Д. 9/145 (Проект устава училища, открывающегося в Каргопольском Успенском монастыре. 1857 г.).

28. Там же. Д. 11/175 (Сведения о состоянии Олонецкой епархии за 1862 г.). Там же. Д. 17/298 (Об обозрении благочинными церквей и монастырей Олонецкой епархии в 1904 г.).

29. Там же. Оп. 4. Д. 28/13 (Дело о высылке в Задне-Никифоровскую пустынь межевых документов. 1866 г.).

30. Там же. Д. 37/1 (О пожертвованиях в церкви и монастыри Олонецкой епархии в 1775 г.).

31. Там же. Д. 33/12 (О разрешении вырубки леса из дачи Муромского монастыря на постройки. 1871 г.).

32. Там же. Д. 39/5 (Относительно документов Муромского монастыря на землю и угодья Гакугской дачи. 1877-1900 гг.).

33. Там же. Д. 46/1 (О пожертвованиях в церкви и монастыри Олонецкой епархии в 1884 г.).

34. Там ж. Д. 49/1 (О пожертвованиях в церкви и монастыри Олонецкой епархии в 1877 г.).

35. Там же. Д. 50/8 (Дело об утверждении правильного владения Задне-Никифоровской пустыни на озере Важе. 1888-1904 гг.). Там же. Д. 58/2 (О пожертвованиях в церкви и монастыри Олонецкой епархии в 1896-1897 гг.).

36. Там же. Д. 62/1,63/2 (О пожертвованиях в церкви и монастыри Олонецкой епархии в 1900-1901 гг.).

37. Там же. Д. 64/3 (О пожертвованиях в церкви и монастыри Олонецкой епархии в 1901-1902 гг.).

38. Там же. Д. 65/1 (О пожертвованиях в церкви и монастыри Олонецкой епархии в 1903-1908 гг.).

39. Там же. Д. 65/23 (О покупке земли на 1 000 руб. для Паданского монастыря. 1903-1908 гг.).

40. Там же. Д. 67/2 (Ведомости о недвижимом имуществе монастырей Олонецкой епархии. 1904 г.)

41. Оп. 5. Д. 1/38 (О сгоревшей межевой книге Яшезерской пустыни. 1846-1853 гг.).

42. Там же. Д. 8/245 (Об устройстве из новой часовни в дер. Трешкина Горка во имя Кирика и Иулиты на средства Кипрушкиных деревянной церкви по случаю событий 29 апреля 1891-1894 гг.).

43. Там же. Оп. 7. Д. 2/3 (О подлежащем на церковное покаяние за неумышленное убийство матери своей Каргопольского уезда Плесского прихода крестьянина Федора Уханова. 1794 г.).

44. Там же. Д. 3/3 (По доношению об обвенчании без письменного согласия. 1795 г.).

45. Там же. Д. 10/3 (О наложении церковной епитимии на крестьянина. 1804 г.).

46. Там же. Д. 10/5 (О пьянстве и разных проступках Палеостровского монастыря иеромонахов Александра и Корнилия. 1804 г.).

47. Там же. Д. 15/1 (О приписании Андрусовой пустыни к Валаамскому монастырю. 1814 г.).

48. Там же. Д. 23/4 (По указу НДК по воздержанию духовных лиц от пьянства. 1825 г.).

49. Там же. Д. 24/11 (О повенчании Пудожского уезда Водлозерского прихода священником в нетрезвом виде. 1826 г.).

50. Там же. Д. 29/5 (О посещении епархии Его Преосвященством по Олонецкому и Лодейнопольскому уездам в 1831 г.).

51. Там же. Д. 36/8 (По указу Синода о заключении в Успенский монастырь московской мещанской вдовы. 1838 г.).

52. Там же. Д. 68/35 (О похищении из Сяндемской пустыни 150 руб. иеромонахом Серафимом и иеродиаконом Дионисием. 1871 г.).

53. Там же. Д. 80/32 (По обвинению монахом Савватием иеромонаха Геннадия в беспорядках и злоупотреблениях по управлению его Андрусовой и Сяндемской пустынями. 1883 г.).

54. Там же. Д. 106/6 (О проступках против должности управляющего Сяндемской пустыни иеромонаха Порфирия. 1909 г.).

55. Там же. Оп. 8. Д. 16/44 (С формулярными ведомостями о монашествующих и послушниках Олонецкой епархии за 1869 г.).

56. Там же. Д. 18/8 (О пожертвованиях монастырями и духовными лицами на духовно-учебные заведения Олонецкой епархии. 1870-1871 гг.). Там же. Д. 22/19 (Ведомость о лицах, содержащихся на епитимии в монастырях Олонецкой и Петрозаводской епархии в 1878 г.).

57. Там же. Д. 34/18 (О лицах, состоящих в 1892 г. в монастырях Олонецкой епархии на епитимии).

58. Там же. Оп. 12. Д. 30/7 (Дополнительная опись Александро-Ошевенского монастыря. 1875 г.).

59. Там же. Д. 52/2 (Формулярный список монахов и послушников Задне-Никифоровской пустыни за 1892 г.).

60. Там же. Д. 68/1 (Послужной список настоятельницы Паданского Введенского женского монастыря игумении Агнии с монашествующими и сестрами-послушницами за 1908 г.).

61. Там же. Д. 68/4 (Формулярный список о монашествующих и послушницах Успенского монастыря. 1908 г.).

62. Там же. Д. 68/5 (Послужной список о монашествующих и послушниках Александро-Свирского монастыря за 1908 г.).

63. Там же. Оп. 13. Д. 5/101 (Об утверждении духовников в монастырях Олонецкой епархии. 1873 г.).

64. Там же. Оп. 14. Д. 53/8 (Документы о лицах, состоявших в 1890 г. в монастырях на епитимии).

65. Там же. Д. 56/5 (О взыскании недоимок с Палеостровского монастыря в пользу Петрозаводского духовного училища. 1894 г.).

66. Там же. Д. 63/10 (Об устройстве в Клименецком монастыре миссионерских курсов в 1901 г.).

67. Там же. Д. 2/39 (По прошению Олонецкого уезда Задне-Никифоровской пустыни дьячка Алексея Иванова о переведении того же уезда Казанско-Рыбинский приход дьячком. 1795 г.).

68. Там же. Д. 3/55 (О приготовлении Петрозаводского уезда Брусинского монастыря дьячкова сына в Шелтозерский приход пономарем. 1796 г.). Там же. Д. 6/128 (Клировые ведомости приходов Каргополя и Каргопольского уезда. 1819 г.).

69. Там же. Д. 19/417 (О заключении в Успенский монастырь лишенной дворянства Надежды Буркашевой. 1833-1840 гг.).

70. Там же. Д. 28/725 (Ведомость о монашествующих и бельцах Александро-Свирского монастыря за 1839 г.).

71. Там же. Д. 66/1445 (Сведения о состоянии Олонецкой епархии за 1861 г.). Там же. Д. 71/1539 (О пожелании жить в лесу девицы Анны Трофимовой. 1863 г.)

72. Там же. Д.76/1601 (Об осмотре местностей, церквей и других зданий Муромского монастыря и другие вопросы. 1864 г.). Там же. Д. 97/2073 (Указы НДК. 1800 г.).

73. Там же. Д. 132/2472 (Ведомости о приходах Лодейнопольского уезда за 1838 г.).

74. Там же. Оп. 16. Д. 9/1 (Доклад Вытегорского духовного правления об упраздненном Муромском монастыре, Спасо-Маткозерской и Лебяжской пустынях. 1800 г.).

75. Там же. Д. 9/22 (Прошение о переводе пономаря упраздненной Лебяжской пустыни Вытегорского уезда в Ухотский приход. 1800 г.).

76. Там же. Д. 9/28 (По рапорту Александро-Свирского монастыря архимандрита Иосифа о возвращении взятой 1 тыс. руб. из бывшего Олонецкого архиерейского дома в Архангельский архиерейский дом. 1800 г.).

77. Там же. Д. 9/34 (Об определении Свирского монастыря послушника в дьячки в Иманский приход. 1800 г.).

78. Там же. Д. 9/36 (По доношению Олонецкого духовного правления о причислении деревень к Высокоезерской пустыни. 1800 г.).

79. Там же. Д. 11/6 (По рапорту Вытегорского духовного правления о непризывании для крещения и отпевания младенцев Андоморецких раскольников священника Спасо-Маткозерской пустыни. 1802 г.).

80. Там же. Д. 12/2 (О починке приписной к Александро-Свирскому монастырю Задне-Никифоровской пустыни. 1802 г.).

81. Там же. Д. 12/58 (О находящихся при Александро-Свирском монастыре рыбных ловлях и прочем. 1803 г.).

82. Там же. Д. 12/81 (Об определении Сяндемской пустыни пономаря Варламова и дьячка Парфенова. 1803 г.).

83. Там же. Д. 14/78 (Об указах в нотном пении Свирского монастыря. 1805 г.). Там же. Д. 16/36 (Об исключении состоящей приписной к Александро-Свирскому монастырю Задне-Никифоровской пустыни дачи из казенных оброчных статей. 1807 г.).

84. Там же. Д. 16/114 (Доклад НДК на имя митрополита Амвросия. 27 февраля 1808 г.).

85. Там же. Д. 18/157 (О приписке Клименецкого монастыря к Сенногубскому приходу. 1809 г.).

86. Там же. Д. 18/189 (Об освящении церкви в Андрусовой пустыни. 1809 г.). Там же. Д. 20/27 (О Сяндемской пустыни. 1811 г.).

87. Там же. Д. 22/67 (По прошению купца А. Сергеева о восстановлении Андрусовой пустыни. 1813 г.).

88. Там же. Д. 22/99 (О произведении дьячка в упразденный Климецкий монастырь священником. 1813 г.).

89. Там же. Д. 40/18 (Об отсылке кошельковой суммы для окраски Климецкой церкви. 1831 г.).

90. Там же. Д. 40/47 (По прошению Коневецкого монастыря иеромонаха Иосифа об определении в Задне-Никифоровскую пустынь. 1831 г.). Там же. Д. 45/9 (Дело о постройке дома в упраздненном Муромском монастыре крестьянином Петром Спиридоновым. 1836 г.).

91. Там же. Д. 80/12 (Рапорт о состоянии Муромского монастыря. 1872 г.). Там же. Д. 84/2 (Сведения о монастырях Олонецкой епархии. 1877 г.). Там же. Оп. 17. Д. 2/28 (О заведении училищ при монастырях. 1837 г.).

92. Там же. On. 18. Д. 3/59 (Указы Преосвященного Иоанна, Епископа Олонецкого и Каргопольского. 1765 г.).

93. Там же. Оп.19. Д.7/74 (Азбучный список всем церквам, селам, погостам и деревням Петрозаводского уезда. 1836 г.).

94. Там же. Оп. 19. Д. 22/316 (Относительно перенесения мощей прп. Александра Свирского. 1887 г.).

95. Там же. Оп. 20. Д. 5/62 (Указы Святейшего Синода. 1831 г.).

96. Там же. Д. 9/97 (Отчет о состоянии Олонецкой епархии за 1904 г.).

97. Там же. Д. 10/99 (Сведения о состоянии Олонецкой епархии за 1855 г.).

98. Там же. Д. 10/105 (Ведомость о суммах, ассигнованных на штатное содержаниепо Олонецкой епархии на 1868 г.).

99. Там же. Д. 28/305 (Клировые ведомости приходов Повенецкого уезда. 1839 г.). Там же. Д. 30/327 (Опись церкви Николая Чудотворца в Андрусовой пустыни. 1818 г.)

100. Там же. Д. 30/340 (Сведения о состоянии Клименецкого монастыря. 1898 г.). Там же. Д. 38/427 (Рапорт иеромонаха Нафанаила с обозрением построек и хозяйства Яшезерской пустыни. 26 декабря 1854 г.).

101. Там же. Д. 39/444 (Сведения о приходах Петрозаводского, Пудожского, Повенецкого уездов. 1861 г.).

102. Там же. Д. 48/551 (Послужные списки монашествующих Олонецкой епархии. 1904 г.).

103. Там же. Д. 54/606 (Переписка о запрещении ярмарок и лавок на земле Александро-Свирского монастыря. 1892-1894 гг.).

104. Там же. Д. 62/695 (Книга прихода и расхода Андрусовой пустыни за 1832 г.). Там же. Д. 80/928 (Отчеты о раскольниках города Петрозаводска Кафедрального Петропавловского собора и Александровской Заводской церкви. 1840-41 гг.).

105. Там же. Д. 50/7 (О закрытии Вытегорского духовного правления. 1863 г.).

106. Д. 4/123 (Об устройстве помещения и открытии школы при д. Шакшезеро Ше-менского прихода строительницей Паданекой пустыни Меланьей Алексеевой. 1893 г.).

107. Там же. Оп. 2. Д. 14/302 (Прошения об определении на учительскую должность; о закрытии Шакшезерской церковно-приходской школы. 1902-1904 гг.). Там же. Д. 17/366 (Об обложении монастырей в пользу церковно-приходских школ. 1904 г.).

108. Там же. Д. 31/7 (Об устройстве ночлежного приюта для учащихся при Шакшезерской церковно-приходской школы. 1900 г.).

109. Ф. 63 (Петрозаводский городовой магистрат). Оп. 3. Д. 40/341 (По промемо-рии Олонецкой духовной консистории о назначении епископом Олонецким и Каргопольским архимандрита Виктора. 1782 г.). Там же. Д. 101/702 (Указы 1798 г.).

110. Ф. 65 (Палеостровский монастырь). On. 1. Д. 14/287 (Историческое описание Палеостровского монастыря. 1885 г.).

111. Ф. 126 (Петрозаводское духовное правление). On. 1. Д. 5/62 (Клировые ведомости по второму благочинию. 1890 г.).

112. Там же. Д. 1/16 (О пожертвовании Тихвинским помещиком Апрелевым Андрусовой пустыни земли. 1819 г.).

113. Ф. 299 (Повенецкое духовное правление). On. 1. Д. 13/287 (Клировые ведомости по первому благочинию. 1879 г.).

114. Там же. Оп. 3. Д. 1/3 (Ведомости об учениках и учителях Олонецкого уездного училища; отношения о найме помещений и пожертвовании денег и др. переписка. 1815-1820 гг.).

115. Там же. Д. 1/6 (Книга прихода-расхода штатной суммы на 1817 г).

116. Там же. Д. 1/8 (Ведомости об успехах, прилежании и способностях учащихся

117. Олонецкого духовного училища и др. переписка. 1819 г.).

118. Ф. 425 (Смотритель Олонецких духовных училищ). On. 1. Д. 1/1 (Прошенияо назначении учащимся содержания, о высылке денег. 1811-1831 гг.).

119. Там же. Д. 1 / 2 (Рапорта от училищ о получении книг, сведения об учащихся и др. 1824-1826 гг.).

120. Ф. 426 (Свирское духовное училище). On. 1. Д. 1/1 (Сведения об учениках училища за 1805-1829 гг.).

121. Ф. 445 (Канцелярия Олонецких Петровских заводов). On. 1. Д. 254 (Всеподданнейший доклад от учрежденной о церковных имениях Комиссии. 29 мая 1764 г.). Л. 104-110.

122. Ф. 588 (Важеозерская Задне-Никифоровская пустынь). On. 1. Д. 1/1 (Сведения о Задне-Никифоровской пустыни за 1913 г.).

123. Ф. 593 (Кафедральный Петрозаводский собор). Оп. 3. Д. х/г (Летопись о петрозаводских кафедральных соборах. 1828 г.).

124. Ф. 655 (Олонецкая палата уголовного суда). On. 1. Д. 4/34 (О краже вещей из церквей Сяндемской пустыни. 1802-1803 гг.).

125. Там же. Д. 13/119 (О сгоревших двух ветхих церквах в упраздненной Спасской пустыни. 1804 г.).

126. Там же. Д. 22/1023 (О краже бус и икон из двух церквей Аглимозерской пустыни Каргопольского уезда. 1822-1825 гг.).

127. Там же. Д. 56/789 (По рапорту Каргопольского уездного суда по обвинению крестьянина Кенорецкого прихода д. Ореховской Василия Подметкина в краже из церквей Хергозерской пустыни. 1802-1803 гг.).

128. Там же. Д. 65/528 (О сгоревших двух церквах Веретьевской пустыни при Кар-гопольском Девичьем монастыре. 1807-1814 гг.).

129. Там же. Д. 70/550 (О краже денег из церкви Егломской пустыни Каргопольского уезда. 1815 г.).

130. Там же. Д. 70/559 (О краже церковных денег из церкви упраздненного Муромского монастыря. 1815 г.).

131. Там же. Оп. 4. Д. 26/125 (О покраже из Машезерской церкви вещей. 1972 г.).

132. Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН

133. Там же. Д. 10 (Указы НДК; переписка с Олонецким духовным правлением и земским судом; ревизские сказки о монахах и экономических крестьянах; дело о порубке леса монастырского крестьянами Александро-Свирской слободы. 1811г.).

134. Там же. Д. 17 (Указы НДК; переписка с Олонецкой казенной палатой; договоры, заключенные с крестьянами на строительство хозяйственных построек, поставку кирпича и дров; ведомость о монашествующих и бельцах. 1816-1819 гг.).

135. Там же. Д. 23 (Указы НДК; переписка с различными учреждениями; дело о суммах, выданных Генатскому митрополиту Евфимию, его переводчику и на похороны митрополита. 1820-1823 г.).

136. Там же. Д. 28 (Указы Новгородской и Олонецкой духовных консисторий; переписка; опись монастырских вещей, переданных епископу Олонецкому и Петрозаводскому Игнатию. 1828-1829 гг.).

137. Там же. Д. 29 (Указы НДК; ведомости о монашествующих и бельцах; книга отпусков; опись икон, утвари, книг, имущества Задне-Никифоровской пустыни. Ок. 1830 г.).

138. Там же. Д. 423 (О возведении Александро-Свирского монастыря в первоклассный. 1909 г.).

139. Там же. Оп. 66. Д. 569 (По доношению Преосвященного Амвросия, Епископа Олонецкого о упразднении Муромского монастыря, а вместо онаго о учреждении Стороженского заштатным. 1785 г.).

140. Там же. Оп. 68. Д. 94 (По Именному Высочайшему указу о соединении Олонецкой епархии и Архангельской с наименованием епископа Архангельским и Олонецким и о назначении викарным Старорусским епископом архимандрита Хутынского монастыря Феофила. 1787 г.).

141. Ф. 834 (Рукописи Синода). Оп. 3. Д. 2457 (Ведомости об упраздненных монастырях и пустынях Олонецкой епархии).

142. Государственный исторический архив Новгородской области

143. Ф. 480 (Новгородская духовная консистория). On. 1. Св. 6. Д. 90 (Указы Святейшего Синода. 1723 г.).

144. Там же. Св. 42. Д. 481 (Статистические сводки о монахах, священноцерковно-служителях и о монастырских служителях. 1741 г.). Там же. Св. 69. Д. 774 (По прошению монаха Ионы о строительстве новой церкви Святой Троицы. Ноябрь 1733 г.).

145. Там же. Св. 106. Д. 1324 (Переписка с ОДК об отсылке ведомостей в Коллегию экономии. 1764-1765 гг.).

146. Там же. Св. 107. Д. 1334 (Наряд об утверждении штатов и о взыскании подушных и окладных сборов с консисторских, архиерейских, монастырских и прочих служителей. 1765 г.).

147. Там же. Св. 286. Д. 2473 (Переписка с архимандритом Александро-Свирского монастыря о приеме и содержании в монастыре Имеретинского и Геннатского митрополита и Табанского архимандрита. 1819-1822 гг.).1. Б. Литература

148. Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М.: Стройиздат, 1973. Андрианов А.Ю. Роль режима питания в духовном становлении насельников православных обителей XIX века // Этнографическое обозрение. 1995. №5. С. 84-91.

149. Андрусова-Николаевская пустынь, Олонецкой губернии: Историко-статистический очерк. СПб., 1905.

150. Барсов Е.В. Олонецкий монастырь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами. М., 1871.

151. Барсов Е.В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае (с грамотами). М., 1868. 204 с.

152. Барсов Е.В. Преподобные Обонежские пустынножители: Материалы для истории колонизации и культуры Обонежского края // ПкОг на 1868-1889 год. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 2-68.

153. Бергштрессер К. Опыт описания Олонецкой губернии. СПб., 1838. Бобров А.Г. Книгописная мастерская Лисицкого монастыря (конец XIV-первая половина XV в.) // Книжные центры Древней Руси: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 78-98.

154. Булгаков С., протоиерей. Православие: Очерки учения Православной Церкви. Париж: YMCA-PRESS, 1989.405 с.

155. Булыгин И.А. Монастырские крестьяне в России в первой четверти XVIII в. М., 1977.

156. Водарский Я.Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII-начале XVIII вв. // Историческая география России. ХП-начало XX в. М., 1975. С. 70-96.

157. Вопрос о реформе монастырей // Вестник Европы. 1873. Т. 4. Кн. 8. С. Воронов А.П. Из Олонецкой старины. Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1916. 11с.

158. Воронов А.П. К истории Троицкой Сунорецкой пустыни // ОГВ. 1900. №60. Воронов А.П. Материалы по истории Олонецкого края. Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1914.10 с.

159. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994.

160. Галкин А.К. Монастыри Каргополья — родины св. митрополита Вениамина // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3. С. 19-33.

161. Дамаскин, игумен. Ондрусова-Никольская пустынь. СПб., 1856.

162. Дашков В.А. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношении. СПб., 1842. 436 с. Дашков В.А. Палеостров и Клименцы // ОГВ. 1845. №4.

163. Дмитриева Т.П. Основные моменты монастырской колонизации Прионежья // Очерки исторической географии: Северо-Запад России: Славяне и финны. СПб., 2001. С. 324-331.

164. Дмитриева Т.П., Кочкуркина С.И. Остров Большой Клименецкий: Историко-культурный очерк // Кижский вестник. Петрозаводск, 2000. Вып. 5. С. 3-25. Докучаев К.А. Веретьевская Благовещенская пустынь // ОГВ. 1874. №71.335

165. Докучаев-Басков К. Церковно-приходская жизнь в г. Каргополе в XVI-XIX вв. М., 1900.42 с.

166. Жуков А.Ю. Неизвестная обитель: Спасо-Преображенский Вашеостровский монастырь // Кондопожский край в истории Карелии и России. Петрозаводск-Кондопога, 2000. С 63-69.

167. Завьялов АЛ. Вопрос о церковных реформах при императрице Екатерине II. СПб, 1900.

168. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М.: ООО «ТИД Русское слово-PC», 1999.312с.

169. Иванов А. Очерки Олонецкой губернии в историческом, топографическом и статистическом отношениях // ПкОг на 1867 год. Петрозаводск: Губерн. тип, 1867. Ч. 2. С. 3-138.

170. Ивановский А.Я. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: Краткая история монастыря с приложением важнейших документов. СПб, 1901. Игнатий, архиепископ (Семенов). Краткое сказание о монастыре преподобного отца Ионы Климецкого. СПб, 1846.

171. Известия Императорской археологической комиссии. СПб, 1914. Вып. 52. (Вопросы реставрации).

172. Ильинский В. Исторический очерк построения храма и дома призрения стариц на месте Борки. Петрозаводск, 1898.

173. Иосиф, иеромонах. Андрусова-Николаевская пустынь Олонецкой губернии. СПб, 1884.

174. Историко-статистическое описание Рубежской церкви и прихода со времени их основания // ОЕВ. 1902. №19,22,23,24.

175. Историческая записка о положении православия в Финляндской Карелии. Выборг, 1910.

176. К истории миссионерского дела в Олонецком крае // ОГВ. 1897. №45, 67. Камкин А.В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992. 164 с.

177. Карелия в XVII веке: Сборник документов / Сост. Р.Б. Мюллер. Петрозаводск, 1948.

178. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 848, 816 с. (Антология мысли).

179. Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.

180. Колесников П.А. Северная деревня в XV-первой половине XIX в. Вологда, 1976.

181. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря. 1908. Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в.: (Очерки истории секуляризационной реформы 1764 г.). М., 1990.

182. Краткий очерк жизни преп. Афанасия Сяндемского и описание основанной им пустыни. Гатчина, 1889.

183. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896. Вып. 3.

184. Краткое описание Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1881.

185. Крестные ходы в городах и монастырях Олонецкой епархии // ПкОг на1860 год. Петрозаводск, 1860. С. 20-24.

186. Мелехова Г.Н. Православные традиции в Каргополе в XIX-первой трети XX в.: Автореф. дисс. канд. истор. наук. М., 1997.

187. Мильчик М.И. Александро-Ошевенский монастырь и его роль в архитектурно-пространственной структуре волости // Каргополь: Историческое и культурное наследие. Каргополь, 1996. С. 93-110.

188. Монастыри и монашество в России. XI-XX вв.: Исторические очерки. М.: Наука, 2002.

189. Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3.

190. Никодим, архимандрит. Афанасьева-Сяндебская женская пустынь и ее задачи: Церковно-бытовой очерк / Изд. Олонец. Совета Православ. Карел. Братства. Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1910. 16 с.

191. Никодим, архимандрит. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники: Исторические сведения о церковном их почитании. Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1902. 94,26 с.

192. Никольский А.И. Заметки о прошлом упраздненных монастырей Новгородской епархии // Сборник Новгородского общества любителей древности. Новгород, 1911. Вып. 5. С. 1-10.

193. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930.

194. Нименский В.В. Материалы для истории Олонецкой епархии. Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1897. 5,11 с.

195. О высочайших посещениях Олонецкой губернии Августейшими особами в XIX столетии: Ист. сб. Вып. 1-10 / Изд. Олонец. Губерн. Стат. Ком.; Под ред. А Иванова. Петрозаводск, 1872-1894.

196. Обзор Олонецкой губернии за 1909 год. Петрозаводск, 1910. Озерецковский Н. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.

197. Олонецкая губерния. Список населенных мест по сведениям 1873 года. СПб.: Изд-во Ген. Стат. Ком. МВД, 1879.238 с.

198. Олонецкая епархия: Страницы истории / Петрозаводская и Карельская епархия, Нац. архив РК; Сост. Н.А. Басова и др. Петрозаводск, 2001.256 с.

199. Орфинский В.П. Древнейший деревянный клетский храм России — церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. 115-122.

200. Островский Д.В. Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1914.139 с.

201. Отчет о ревизии духовных учебных заведений Олонецкой епархии в 1875 году. Петрозаводск, 1875. 40 с.

202. Очерки по истории Карелии с древнейших времен до середины XVIII века. Петрозаводск, 1951.

203. ИМ. Из истории раскола в Олонецком крае. Видана и инок Епифаний (местные предания) // ОГВ. 1892. №41,42.

204. Павлушков А. Практика ссылки в северные монастыри в XIX в. (на основе архивных материалов Вологодского Свято-Духова монастыря) // Новгородский архивный вестник. 2000. №2. С. 44-50.

205. Паломническая поездка учеников Петрозаводского духовного училища в Алек-сандро-Свирский монастырь // ОЕВ. 1915. № 18.

206. Паломничество учеников Каргопольского духовного училища в Александро-Ошевенский монастырь. Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1911.19 с. Пашков A.M. Карелия и Соловки глазами литераторов Пушкинской эпохи. Петрозаводск, 2001. Т. 2.

207. Православие в Карелии: (Материалы 2-й международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов) / Отв. ред. В.М. Пивоев. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 2003.456 с.

208. Православная жизнь русских крестьян XIX-XX вв.: Итоги этнографическогоисследования. М, 2001.

209. Православная Карелия. Петроград, 1914.

210. Приклонский С.А. Народная жизнь на Севере. М, 1884.

211. Прошин Г.Г. Черное воинство: Русский Православный монастырь. Легенда и быль. М, 1988.

212. Пулькин М.В. Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине XVIII в.: Автореф. дис. канд. истор. наук. СПб, 1995. Пулькин М.В., Захарова О.А., Жуков А.Ю. Православие в Карелии (XV-первая треть XX в.). М„ 1999.

213. Пулъкин М.В. «Корельские приходы» православной церкви в Кемском уезде (вторая половина XIX-начало XX в.) // Исторические судьбы Беломорской Карелии. Петрозаводск, 2000. С. 26-36.

214. Римский С.В. Российская церковь в эпоху великих реформ: (Церковные реформы в России 1860-1870 гг.). М., 1999.

215. Ружинская И.Н. Старообрядчество Олонецкой губернии в конце XVIII-середине XIX в.в.: Численность, расселение и состав: Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Петрозаводск, 2002.

216. Свирский Александров монастырь: Исторический очерк по документам архива. СПб., 1874.

217. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI вв.). 4.1 (А-К).

218. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. М.: Православный Свято-Тихоновский

219. Богословский институт, 2004. 560 с.

220. Смолич И.К. История русской церкви. М., 1996.

221. Смолич И.К. Русское монашество. 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997. Соколова Н.В. Монастырское землевладение и хозяйство в Нижегородском крае в XVII-середине XVIII вв. М., 1990.

222. Соловьева И.Д. Организация иконописного дела по материалам архива Алек-сандро-Свирского монастыря // Новгородский исторический сборник. СПб.; Новгород, 1994. Т. 4 (14). С. 263-278.

223. Спиридонов A.M. Археологические исследования на усадьбе Палеостровского монастыря // Вестник ККМ: Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1994. Вып. 2. С. 55-60.

224. Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год / Олонец. Губерн. Стат. Ком.; Сост. И.И. Благовещенский. Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1907.326 с.

225. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877.

226. Титлинов Б.В. Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Пг., 1916.

227. Тихомиров Т.С. На приходе. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. 624 с.

228. Тяпин КН. Старообрядческое население Европейского Севера России во второй половине XVII-начале XX в. Вологда, 2002.

229. Учет земель по дачам генерального и специального межевания и по владениям. Петрозаводск, 1916. Вып. 1-4.

230. Федотов Г.П. Социальное значение христианства. Париж, 1933. Федотов Г.П. Святые древней Руси. Париж: YMCA-PRESS, 1989. Фирсов C.JI. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х—1918 гг.). М., 2002.

231. Фриз Г.Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. №2. С. 107-118. Флоровский Г.В. Пути русского богословия.

232. Фролова Г.И. Иконописные мастера Обонежья XVIII-начала XX в. // Кижский вестник. 2000. № 5. С. 180-190.

233. Чуков Н.К. Краткий очерк народного образования в Олонецкой губернии в XIX столетии//ПкОг на 1902 г. Петрозаводск, 1903.

234. Шведов О.В. Энциклопедия церковного хозяйства: Экономика и право в церкви. М.: Ковчег, 2003.736 с.

235. Ягодкин П. Задне-Никифоровская пустынь Олонецкой губернии и уезда: Очерк. Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1901. 15 с.

236. Яровой О.А., Спиридонов A.M. Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия: (Очерки истории Валаамского монастыря). М., 1991.110 с.

237. Яровой О.А., Смирнова И.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии: Из истории финнизации православной конфессии. Петрозаводск, 1997.123 с.

238. Яхонтов И. Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. 377 с.

239. Cracraft J. The Church Reforms of Peter the Great. London, 1971; Idem. The Revolution of Peter the Great. 2003;

240. Nichols R. Russian Ortodoxy under the Old Regime. Minneapolis, 1978; Idem. The Orthodox Elders (Startsy) of Imperial Russia // Modern Greek Studies Yearbook. 1985. №1. P. 1-30.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.