Природосообразность как теоретическая основа воспитания: Исторический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Харьковская, Галина Анатольевна

  • Харьковская, Галина Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 186
Харьковская, Галина Анатольевна. Природосообразность как теоретическая основа воспитания: Исторический аспект: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пятигорск. 2003. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Харьковская, Галина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

1.1. Воспитание на основе природосообразности в педагогике Я.А.Коменского.

1.2. Природосообразность воспитания в педагогическом наследии Дж. Локка.

1.3. Принцип природосообразности в теории «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо.

1.4. Природосообразное воспитание — основа педагогической теории И.Г.Песталоцци.

1.5. Природосообразность воспитания А. Дистервега.

Глава II. ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ.

2.1. К.Д. Ушинский о природосообразном воспитании.

2.2. В.А.Сухомлинский о воспитании личности на основе природосообразности.

2.3. Природосообразность воспитания личности в педагогической концепции Ш.А.Амонашвили.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природосообразность как теоретическая основа воспитания: Исторический аспект»

Актуальность исследования. Развитие образования в России в последние годы становится одним из приоритетных направлений деятельности государства. Модернизация образования, обучения и воспитания осуществляется в соответствии с общими тенденциями мирового педагогического процесса. XXI век - век человекоцентристских позиций, гуманизации отношений, развития творческих способностей личности, раскрытия ее потенциальных возможностей. В центре внимания отечественной педагогики - уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Одним из основных направлений дальнейшего развития воспитания на качественно новом уровне является создание условий для усиления воспитывающей функции образовательного процесса, организации всестороннего изучения личности обучающегося, его интересов и склонностей (См.: «Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы» // Вестник образования, 2002, №7. - С.37). В основу такого воспитания современные отечественные педагоги ставят принцип природосообразности.

Идея природосообразности воспитания берет свое начало в трудах древнегреческих философов. Так, Платон считал, что воспитание должно пробуждать в человеке позитивные природные задатки. Оно организуется государством как средство совершенствования жизни, формирования каждого человека в интересах государства. Аристотель обосновывал необходимость воспитания на требованиях от граждан определенных добродетелей, которые не являются природными качествами души, но без которых нельзя достичь благосостояния общества. Традиционный спор о воспитуемости или врожденности добродетели философ примирял в компромиссной точке зрения, признавая источниками добродетель и природу (т.е. природные дарования) и навык и разум. Искусство воспитания заключается в восполнении того, чего у ребенка недостает от природы. Аристотель впервые дал философскопсихологическое теоретическое обоснование мысли о природосообразности воспитания как условии гармоничного развитии личности.

Проблема природосообразности в воспитании занимала умы наиболее крупных педагогов прошлого. Ее разрабатывали Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие. Каждый из них понимал природосообразность воспитания по-своему. У Я.А.Коменского принцип природосообразности воспитания раскрывается как учет врожденных естественных сил и возрастных особенностей детей в аналогии с жизнью растений и животных, так как человек является частью природы и подчиняется ее всеобщим закономерностям. Воспитание сообразно природе, по Дж.Локку, означает учет не только биологической, но и социальной природы человека. Иная трактовка природосообразности воспитания в педагогической системе Ж.-Ж.Руссо - следование в воспитании естественной природе ребенка с учетом его возрастных особенностей. Природосооб-разное воспитание, по Ж.-Ж.Руссо, - воспитание свободное. В педагогической теории И.Г.Песталоцци принцип природосообразности трактовался как соответствие воспитания законам природы человека, его вечного саморазвития, предопределенного божественным началом. А.Дистервег считал необходимым учитывать процесс естественного развития человека на каждом возрастном этапе.

Природосообразность воспитания К.Д.Ушинский рассматривал как философский и общепедагогический принцип, характеризующий созревание душевных сил ребенка, его взаимодействие с окружающей природой и окружающей социальной средой, с миром культуры.

Общая характеристика принципа природосообразности в обучении, разработанного в педагогических теориях Платона, Аристотеля, Я.А.Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского и др. нашла отражение в учебниках и учебных пособиях по истории педагогики у А.Н.Джуринского,

Н.А.Константинова, Г.Б.Корнетова, В.В.Макаева, Е.Н.Медынского, А.И.Пискунова, З.И.Равкина, М.Ф.Шабаевой.

Отечественный педагог Е.Н.Медынский, исследуя историю развития принципа природосообразности воспитания, показал, что в течение двух веков (с середины XVII до середины XIX) этот принцип играл прогрессивную роль. Он выступал философской, методологической основой содержания и организации воспитания и обучения. С 60 годов XIX в. термин «природосо-образность» и ссылки на природу в педагогике уже не встречаются (Медынский Е.Н. Принцип природосообразности воспитания в истории педагогики // Советская педагогика, 1956, №8. - С.52).

В 60-е годы XX века А.И.Пискунов, рассматривая принцип природосообразности воспитания с позиций марксизма-ленинизма, пытался доказать, что этот принцип не имеет никакого отношения к науке, не применяется в педагогике в силу своей идеалистической сущности (Пискунов А.И. Природосообразности принцип // Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т.З. - М.: Изд. «Сов. энциклопедия», 1966. - С.508).

Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. В воспитании и образовании следует учитывать природу растущего ребенка, его возрастные особенности, социальный опыт.

В.В.Кумарин считает, что природосообразная педагогика в условиях Российской действительности есть спасение школы, что идеи природосообразности воспитания и обучения соответствуют положениям Международной Конвенции о правах ребенка. Педагог обратил внимание общественности на необходимость многостороннего изучения и неоднозначного подхода в изучении принципа природосообразности в современных условиях (См.: Кумарин В. Школу спасет педагогика. Но - природосообразная // Народное образование, 1997, №5.-С. 10-11).

Психолог и педагог А.Кушнир утверждает, что принцип природосооб-разности, есть общефилософская основа воспитания и образования, обладающая универсальной применимостью как в отношении глобальных теорий и педагогических систем, так и в отношении частных методик и технологий обучения. Он считает, что «подлинная наука предполагает наличие такого фундамента в своем основании, который не зависит ни от погоды, ни от идеологии, ни от государственного устройства, ни даже, от педагогического опыта, ни от исторической личности, наконец. Именно такую модальность в педагогической парадигме создавал «высший принцип воспитания» - принцип природосообразности» (Кушнир А. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование, 2001, №1. - С.62). Мы согласны с этими положениями ученого.

Отечественные педагоги конца XX — начала XXI века Б.М.Бим-Бад, Е.Белозерцев, А.Н.Джуринский, Г.Б.Корнетов, В.М.Кларин, В.А.Караковский, рассматривали принцип природосообразности преимущественно применительно к обучению. Черты принципа природосообразности, характеризующие особенности процесса воспитания, в концепциях классиков педагогики, до настоящего времени не исследовались.

Отдельные аспекты названной проблемы рассматриваются в диссертационных работах. Так, П.П.Козлова в докторской диссертации «Природосо-образность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики» (1998 г.) на основе изучения и анализа материалов по истории зарубежной и отечественной педагогики в контексте мирового историко-педагогического процесса определила тенденции развития, содержание и перспективы применения принципа природосообразности в формировании духовно-космического мира учащихся в учебной работе на примере конкретного национального региона. Н.Д. Виноградова в кандидатской диссертации «Принцип природосообразности в истории и теории образования» (1995 г.) исследовала содержание принципа природосообразности, получившего развитие в трудах зарубежных и отечественных педагогов, в теории и практике образования современной школы. В работе JI.C. Тарабриной «Педагогические условия реализации принципа природосообразности воспитания в общеобразовательной практике северного города» (1998 г.) показана эволюция представлений о природосообразности воспитания, выявлена его сущность, сформулированы общие положения, определяющие его внедрение в педагогический процесс, излагаются и анализируются содержательный и технологический аспекты реализации природосообразной педагогики в специфических условиях -практике учебной работы образовательных учреждений северного города.

Анализ публикаций современных ученых о природосообразном обучении свидетельствует о том, что теоретические основы природосообразного воспитания, в том числе формирования нравственно-целостной личности, в педагогической литературе не освещены. Исследование природосообразности как теоретической основы воспитания, представляет несомненную ценность для модернизации содержания и процесса воспитания учащихся общеобразовательной школы. Сказанное определило тему нашей диссертации: «Природосообразность как теоретическая основа воспитания (исторический аспект)».

Проблема исследования состоит в характеристике основных взглядов и идей видных представителей зарубежной и отечественной педагогики, исследовавших принцип природосообразности воспитания (преимущественно в процессе нравственного воспитания) и раскрытии его роли в воспитательной системе современной школы.

Решение названной проблемы является целью данного диссертационного исследования.

Объект исследования: наследие классиков педагогики в области теории воспитания.

Предмет исследования: природосообразность воспитания (преимущественно нравственного) в трудах зарубежных педагогов (Я.А.Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега) и отечественных (К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили).

В соответствии с проблемой и целью исследования определены следующие задачи диссертационной работы:

1. Проанализировать развитие принципа природосообразного воспитания в трудах основоположника педагогической науки Я.А.Коменского и педагогов Нового времени - Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци,

A.Дистервега.

2. Выявить основные черты природосообразного воспитания в педагогических концепциях отечественных педагогов К.Д.Ушинского,

B.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили.

3. Показать с позиций историзма актуальность и прогностическое значение теоретических основ природосообразного воспитания для развития отечественной теории воспитания.

Методологической основой исследования явилась система следующих принципиальных положений: аксиологический подход к воспитанию;

- допустимость различных подходов и оценок изучаемых педагогических фактов, явлений, концепций; обусловленность возникновения и формирования педагогических концепций, теорий экономическими, общественно-политическими и культурными факторами развития общества; целостность изучения историко-педагогических фактов, событий и явлений; объективность в подборе и оценке педагогических фактов, явлений и рассмотрение их во взаимосвязи и взаимозависимости; диалектическое единство общего, особенного и единичного; объективного и субъективного в изучении педагогических реалий, теорий; природосообразность воспитания - единство и взаимосвязь биологического и социального в развитии человека;

- системный подход к исследованию проблемы.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных исследователей:

- в области общей педагогики: Б.М.Бим-Бада, Е.В.Бондаревской, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина, В.И.Смирнова. Т.А.Стефановской, В.К.Шаповалова, Е.Н.Шиянова; в области истории педагогики: Р.Б.Вендровской, М.В.Богуславского, Б.Л.Вульфсона, Н.К.Гончарова, А.Н.Джуринского, С.Ф.Егорова, Н.А.Кон стантинова, Г.Б.Корнетова, В.Кумарина, П.А.Лебедева, Д.О.Лордкипанидзе, В.В.Макаева, З.А.Мальковой, Е.Н.Медынского, А.И.Пискунова, З.И.Равкина, В.З.Смирнова, ВЛ.Струминского, Л.А.Степашко, Л.Л.Супруновой,

A.А.Фрадкина, М.Ф.Шабаевой; в области психологии: В.В.Белоуса, Л.И.Божович, Л.С.Выготского,

B.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского.

Применялись следующие основные методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы, изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ и синтез, обобщение и систематизация полученных результатов.

Источники исследования: труды классиков зарубежной педагогики, государственные документы РФ, произведения педагогов России, материалы периодической печати; словарно-справочная литература.

Этапы исследования. Первый этап (1998-2000) - сбор фактического материала, его анализ и систематизация. На втором этапе (2000-2002) обобщался систематизированный материал, выявлялись существенные связи педагогических явлений, определялись результаты проведенного исследования, делались теоретические обобщения и выводы. На этом же этапе завершалось оформление диссертации, проводилась апробация и внедрение полученных результатов в практику.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые в отечественной педагогике даны анализ, систематизация и характеристика теоретических основ природосообразного воспитания, раскрытых

Я.А.Коменским, Дж.Локком, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервегом, К.Д.Ушинским, В.А.Сухомлинским, Ш.А.Амонашвили, выявлены идеи при-родосообразного воспитания названных зарубежных и отечественных педагогов (на материале нравственного воспитания).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что систематизированы и освещены с новых теоретико-методологических позиций основные черты природосообразного воспитания (преимущественно нравственного) раскрытые в наследии классиков зарубежной и отечественной педагогики (Я.А.Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили). Эти черты содержат такие ведущие ценностные ориентиры, как гуманизация воспитания, ориентация на развитие и саморазвитие природных сил и способностей ребенка, на формирование нравственно целостной личности демократического общества с учетом ее потенциальных возможностей. Идеи, названные выше, классиков зарубежной и отечественной педагогики о природосообраз-ном характере воспитания подрастающего поколения позволяют более глубоко и полно осмысливать сущность и основные направления процесса воспита-» ния как педагогического явления.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их в современной общеобразовательной школе в целях модернизации процесса воспитания. Фактический материал, выводы и обобщения могут быть включены в учебники и учебные пособия по педагогике для педвузов и педучилищ, использоваться для разработки спецкурса (спецсеминара) по формированию у учащихся нравственной культуры, в повышении квалификации учителей, работников образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием первоисточников, соответствием методов исследования цели и задачам диссертационной работы, широкой апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Результаты анализа, обобщения и систематизации разработанных классиками зарубежной и отечественной педагогики теоретических основ природосообразного воспитания как исходного положения, включающего требования того, чтобы ведущим фактором воспитательного взаимодействия и педагогического процесса выступала биологическая и социальная природа воспитанника, его здоровье, физиологическое и психическое развитие с учетом его конкретных особенностей и уровня развития.

2. Система идей, взглядов, положений, характеризующих трактовку педагогами сущности и основных направлений природосообразного воспитания (преимущественно нравственного):

2.1. У Я.А.Коменского: человек - разумное создание природы, его стремление к добродетели заложено природой, оно закономерно. Воспитание должно соответствовать закономерностям природы, осуществляться непрерывно, в определенном порядке, без принуждения. Обоснование педагогических положений аналогиями из природы.

2.2. У Дж.Локка: отрицание врожденных идей; люди от природы свободны от заблуждений и предрассудков, но их потребности, стремления, «инстинкты поведения» обусловлены биологической и социальной природой человека; с помощью воспитания можно изменить свойства и качества психики ребенка. Необходимо знать, каковы природные задатки, как их можно совершенствовать. Людей можно сделать добродетельными, счастливыми. Преуспевает только тот, кто достигает своих интересов, считаясь с интересами других.

2.3. У Ж.-Ж.Руссо: воспитание как следование естественной природе ребенка, учет его возрастных особенностей, духовных сил, уважение свободы, основанной на труде. Развитие стремления «естественного существа» стать общественным. Недопустимость насилия над детьми, оказание помощи ребенку в развитии его задатков и склонностей, заложенных природой. Воспитание - не подготовка к жизни, а сама жизнь.

2.4. У И.Г.Песталоцци: совершенствование человеческой природы в процессе деятельности, подчинение плоти и крови духовной природы человека. Искусство воспитания - в познании подлинного духа развития организма ребенка. Истинно гуманный дух сил человека заключен в вере и любви, в опоре на народность.

2.5. У А.Дистервега: глубокое знание воспитателем законов развития природы ребенка в соответствии с их возрастом и содействие ее своеобразному развитию; учет достижений социальной, культурной жизни общества в целях осуществления духовного воспитания, свободного развития личности.

2.6. У К.Д.Ушинского: удовлетворение стремления ребенка к усовершенствованию своей природы, в том числе «внутренней» - духовной, на основе законов психического развития (стремления к деятельности); национальной самобытности, учет врожденных способностей; воспитание чувствований, развитие дара слова.

2.7. У В.А.Сухомлинского: воспитание в соответствие с законами естественной и социальной природы; единство труда, красоты и духовной жизни, последовательное развитие духовно-нравственных сил ребенка, воспитание жизнью, формирование качеств гражданина, нравственная подготовка к се-мейно-брачным отношениям, учет среды обитания детей как мира их природы, самореализация личности ребенка.

2.8. У Ш.А.Амонашвили; ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе присущие им черты могущества и безграничности; формирование личности на основе целостности природы ребенка; воспитание и образование как единый процесс духовно-нравственного развития, облагораживания души и сердца ребенка, воспитание с помощью самой жизни по законам гуманности.

3. Определение значения результатов исследования для современной педагогики и школы.

Апробация и внедрение в практику. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ, на III Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2001), на ежегодных заседаниях научно-педагогической секции Пятигорского городского клуба молодых ученых (2001 -2003 гг.), на Университетских чтениях в ПГЛУ в 2002 и 2003 гг. («Дни большой науки»). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики ПГЛУ, Ставропольского института им. В.Д.Чурсина, Кабардино-Балкарского государственного университета на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебных заданий и научно-исследовательской работы.

Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях (общий объем более 4 печатных листов).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Харьковская, Галина Анатольевна

Результаты исследования показали, что природосообразное воспитание интересовало еще древнегреческих философов. В своих трудах, раскрывая различные стороны становления личности, они предпринимали попытки дать теоретическое обоснование природосообразного воспитания как основы формирования гармоничной личности

Острые социальные противоречия эпохи Возрождения побудили Я.А.Коменского к размышлению о возможных путях устранения общественных пороков путем разумно организованного воспитания и просвещения, в соответствии с гуманистическими идеями. Великий чешский педагог впервые дал научное обоснование принципа природосообразности как основной закономерности педагогического процесса. Он назвал этот принцип соответствием воспитания тем закономерностям, которые существуют независимо от человека. По Я.А.Коменскому, природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, она не любит скачков, все протекает постепенно, каждое действие исходит из самого себя. В природе все протекает естественным путем. Это же должно быть и в воспитании. Таково исходное положение идеи природосообразности воспитания. Педагог утверждал, что человек — частица природы и подчиняется ее общим законам развития. Природосообразность воспитания означает соответствие воспитания природе вообще и природе ребенка, в частности. Ребенку необходимо помогать в его совершенствовании, освоении окружающего мира. Это понимание сущности человека отечественная педагогика сумела заново переосмыслить только в последние годы.

Основным положением «Великой дидактики» Я.А.Коменского является гуманистическое представление о воспитываемой и образовываемой личности человека как самого высшего, самого совершенного и превосходнейшего творения, сравнительно с творениями растительного и животного мира. Мысль о высокой оценке личности ребенка лежит в основе всех его педагогических построений о целях и задачах воспитания, о назначении человека в мире, его природных свойствах, обеспечивающих ему возможность такого широкого и глубокого образования. Я.А.Коменский полагал, что в каждом человеке должна быть развита человеческая сущность, и в этом состоит основная задача воспитания. Человек и его развитие должны быть подчинены закону мироздания. Природосообразность воспитания означает признание природного равенства людей. Люди наделены одинаковой природой, они одинаково нуждаются в полном умственном и нравственном развитии. Их права на образование равны.

Результаты нашего исследования показали, что Я.А.Коменский выявил следующие основные черты принципа природосообразности воспитания: Человек - разумное создание природы. Его стремление к знаниям и добродетели заложено природой, оно - явление закономерное. Человек - микрокосмос. Ему присущи все стороны макрокосма, он развивается и живет по законам природы. Человек по природе своей идеален: он наделен всеми задатками, чтобы стать образованным, нравственным. От природы все люди равны, одинаковы, и их образование должно быть одинаковым (индивидуальные особенности не исключаются). Обучение и воспитание должно соответствовать закономерности развития природы - осуществляться непрерывно, в системе (ступенчато, без пробелов, в определенном порядке). Спонтанность развития человеческих чувств — отсюда свобода развития ребенка, недопустимость принуждения. Педагогические реалии Я.А.Коменский обосновывал аналогиями из природы.

В философско-педагогических сочинениях Дж.Локка отразились социально-политические и философские взгляды компромисса между дворянством и крупной буржуазией начала Нового времени. Концепция природосооб-разного воспитания у Дж.Локка обусловлена материалистическим отрицанием врожденных идей и моральных норм. С целью формирования гражданских добродетелей педагог считал важным добиваться в воспитании господства разума над чувствами. Он подчеркивал, что нравственные нормы и правила поведения должны стать глубоко личностными качествами человека. Только в этом случае он может выполнить свое назначение «в обеспечении его добродетели». Необходимость формирования внутренней потребности личности к активному утверждению в себе нравственных принципов определяется главной целью воспитания.

Проблему природосообразного воспитания человека Дж.Локк рассматривал в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Задача воспитания гражданина, формирования характера, нравственных качеств человека, способного энергично утверждать нравственные идеалы, выдвигалась на первый план. Но во взаимодействии личности и общества он приоритетное значение отдавал индивидуальному началу. Новаторство философа заключалось в том, что он рассматривал процесс становления и воспитания человека как единство физического, психического и умственного его развития. Дж.Локк утверждал необходимость чередования физических и умственных упражнений, при которых «утомленный орган» постоянно получает облегчение и освежается. Он решительно отверг догматизм, подавление личности воспитанника. Содержание и приемы воспитания должны соответствовать возрастным и индивидуальным природным особенностям детей.

Ж.-Ж.Руссо, утверждая, что естественное состояние является идеальным, предлагал сделать воспитание свободным и природосообразным. Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Вместе с тем они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием он полагал самостоятельное накопление ребенком жизненного опыта. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания. Естественное воспитание, по Ж.-Ж.Руссо, - это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитываются детские склонности и потребности, а с другой — не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренней мотивацией такого педагогического процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию. Природосообразность нравственного воспитания Ж.-Ж.Руссо видел в том, что человек «природный» (как естественное существо) становится человеком социальным (общественным существом). Педагог считал, что дети трудящихся получают природосообразное воспитание в процессе жизни, в труде. Надо природосооб-разно воспитывать детей - выходцев из знатных сословий.

Ж.-Ж.Руссо попытался раскрыть сущность личности. Ведущей чертой личности он считал врожденную, природную доброту человека. Природосообразное нравственное воспитание должно решать задачу воспитания добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. В конечном итоге нравственное воспитание призвано научить ребенка любить всех людей. В систему моральных ценностей Ж.-Ж.Руссо включал понятия нравственной истины, свободы, равенства и добра. На долю воспитателя выпадала обязанность распознать природные стремления, естественные склонности ребенка. Защитить и помочь развитию телесных и духовных даров природы, нравственных качеств организовав жизнедеятельность воспитанников в условиях, наиболее естественных для свободного проявления его природных сил - таковы важнейшие задачи этого воспитания.

И.Г.Песталоцци, стремясь обеспечить в процессе воспитания гармоническое развитие подрастающего поколения, и прежде всего детей бедноты, придавал особенно большое значение элементарному нравственному образованию. Это вытекало из его социально-педагогической концепции. Он ставил перед народной школой важные общественные задачи: вооружить детей обнищавших крестьян жизненно необходимыми знаниями, научить их умело и продуктивно работать, воспитать в них такие нравственные качества, как стойкость, самообладание, трудолюбие, бережливость, готовность выполнить гражданские обязанности. Мысль о ведущем значении природосообразного нравственного воспитания в формировании личности проходит чрез все его произведения. Он справедливо показал, что природа человека представляет собой единое целое. Развитие какого-либо одного из природных задатков ребенка не может не сказаться и на развитии всех остальных. Педагог стремился доказать внутреннее единство элементарного умственного и нравственного образования, которое заключается в том, что они не только сообща направлены на достижение конечной цели воспитания - формирование истинной человечности, но и строятся на одних и тех же природных основах. Выдвинутые им положения о том, что в развитии нравственных сил ребенка необходимо возбуждение (стимулирование) его природных духовных сил, самодеятельности, собственных суждений представляют несомненный интерес. Мысль И.Г.Песталоцци о том, чтобы вся система нравственного воспитания была построена на началах развития активности ребенка, не утратило своего значения в наше время.

Религиозное воспитание И.Г.Песталоцци по существу сводил к формированию моральных чувств, в частности, чувства долга. Зародыши этого чувства таятся в глубинах человеческой природы. Чувства благодарности, доверия, любви, которые уже в раннюю пору жизни пробудились у ребенка в ответ на заботы о нем «естественной воспитательницы» - матери, Песталоцци справедливо предлагал сделать исходным элементом для выработки нравственных привычек. Они, в свою очередь, должны быть использованы для формирования нравственных навыков. Чтобы сформировать такой характер, воспитателю надо научить ребенка владеть своими чувствами, уметь в некоторых случаях превозмочь непосредственно возникающие чувственные желания во имя стремления достичь высоких нравственных целей. В результате поведение ребенка должно быть подчинено природосообразным нравственным требованиям и находиться в соответствии с развившимися у него в процессе воспитания нравственным сознанием. Идеи И.Г.Песталоцци о роли природосообразного воспитания в формировании личности, об изучении ребенка и проявлении к нему индивидуального подхода, о воспитании у детей гуманизма и уважения к человеческому достоинству представляют большой интерес и в наши дни.

А.Дистервег - продолжатель демократических сторон педагогической теории Песталоцци, разделял идеи общечеловеческого воспитания, выступал против прусского национализма и пережитков феодализма. Ведущим принципом воспитания он считал природосообразность. Раскрывая его содержание, педагог исходил непосредственно из сущности человека и непосредственно к нему возвращался. Он признавал ценность и абсолютную целесообразность природной организации человека. Требовал главного: во всей своей воспитательной деятельности поступать природосообразно. Осуществлять принцип природосообразности в воспитании, по А.Дистервегу, означало выработать стремление воспитанника к высшему, вечному идеалу.

А.Дистервег доказал, что успех в воспитании детей, во всей работе учителя немыслим без глубокого знания законов развития их природы. Нежелание знать и следовать этим законам он называл «педагогическим невежеством», «педагогическим варварством». В соответствии с принципом природосообразности А.Дистервег дал возрастную периодизацию учащихся. Он показал, что воспитание достигает своей цели только тогда, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение всей дальнейшей жизни, при этом знает способы и средства осуществления самообразования и самовоспитания. Благодаря этому успехи в жизни становятся делом собственных рук человека.

Природосообразность воспитания и образования, по А.Дистервегу, означает, что человек обладает врожденными задатками. В их развитии в соответствии с ходом природных процессов в организме ребенка суть воспитания. Все люди сходны в том, что все они имеют одинаковое назначение: быть человеком. Однако с точки зрения назначения человека в обществе, выполнения жизненных ролей люди неодинаковы, потому что существует различие между ними, отсюда имеет место бесконечное разнообразие в единстве и сходстве. Природосообразное воспитание означает естественное, свободное развитие задатков, исключающее как отставание, так и опережение проявления природных сил и способностей. Оно включает в себя развитие духовной сферы (основная цель педагогической деятельности). Высшей ступенью развития души является ее самодеятельность. А.Дистервег первым в истории педагогики установил, что основным средством воспитания дисциплинированности, воли и характера учащихся является четкая организация процесса обучения на основе реализации принципа природосообразности. Успех всей работы школы, природосообразное воспитание, развитие самодеятельности и активности учащихся возможны в том случае, если учитель обладает высокими качествами. Учителями должны быть лучшие люди нации: культурные и образованные.

Каждый ребенок как «разнородное природное существо» обладает индивидуальными особенностями психики, специфическими чертами и свойствами духовной сферы, а поэтому принцип природосообразности, по

A.Дистервегу, с необходимостью требует учета индивидуальных особенностей воспитанников с тем, чтобы содействовать развитию этой своеобразной природы. Природосообразное поведение он считал высшей педагогической истиной в воспитании человека, а всякое поведение вопреки природе называл «величайшим педагогическим безумием и извращением». Присущее человеку от природы стремление к истине, добру, красоте помогает находить счастье. Эту мысль педагог выводил из человеческой природы, которая по своей сущности является духовной. Убедительно и правдиво звучат и сегодня, в начале XXI века, его призывы к тому, что следует быть верным принципу природосообразности в жизни, в воспитании. А.Дистервег не мыслил без осуществления его в условиях свободного развития личности.

Идея природосообразного нравственного воспитания получила дальнейшее развитие в трудах видных отечественных педагогов К.Д.Ушинского,

B.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили.

К.Д.Ушинский цель воспитания видел в формировании активной и творческой личности. Личность - наивысшая ценность в обществе. В его теории воспитания принцип природосообразности провозглашает самого человека первоосновой педагогики. Природосообразность воспитания мыслится им как требование, означающее, что содержание, характер и основные направления воспитания, в том числе духовного, нравственного, религиозного, определяют способности детей, их врожденные качества. Воспитатель в своей педагогической деятельности ориентируется на объективные законы природы и социальные условия жизни человека, оптимальные в данном обществе. Природосообразность воспитания К.Д.Ушинский рассматривал как философский и общепедагогический принцип, позволяющий определить на научной основе назначение человека в обществе, пути созревания душевных сил ребенка, взаимодействие растущего и зрелого человека с окружающей природой и социальной средой, с миром культуры. В понятие общечеловеческой культуры он включал религию, в которой заложен большой воспитательный потенциал.

Одной из важных черт принципа природосообразности в воспитании К.Д.Ушинский считал создание наиболее благоприятных условий для выявления природных способностей учащихся. Учитель должен быть вооружен знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. В его педагогической теории природосообразность характеризуется как учет задатков человека, как единство человека с природой и как гармония взаимодействия человека с природой. Применительно к процессу воспитания природосообразность ориентирует учителя на такое воздействие, которое опирается на законы природы человека и человеческой жизни. Он глубоко обосновал мысль о природных чертах характера. Семья, школа развивают врожденные задатки.

Сущность воспитания ребенка К.Д.Ушинский видел в его природном и социальном созревании. Природосообразность воспитания есть управление этим созреванием в соответствии с законами природы. Природосообразный подход к воспитанию - это организация целесообразной, имеющей ценностную основу, соответствующий возрасту жизнедеятельности ученика в школе и дома. Учитель, родители при таком подходе к воспитанию выступают помощниками природы. Исключается насилие детской природы. Ребенок следует за взрослым в соответствии со своими внутренними силами («внутренними условиями»).

Природосообразное воспитание К.Д.Ушинский рассматривал в единстве и неразрывной связи со свободой, самостоятельностью и инициативой ребенка. К анализу содержания и основных направлений воспитания он подходил с философских, психологических и педагогических позиций, с учетом конкретных задач развития современного ему общества. Постоянную направленность образования и воспитания на достижение конечной цели воспитания, т.е. на всестороннее воспитание школьников, он рассматривал как главное в реализации принципа природосообразности.

Педагог показал естественнонаучную природу труда и обосновал положение о том, что труд — основа и средство человеческого существования и источник нравственного и физического совершенствования личности. Раскрывая сущность природосообразного воспитания, он обратил внимание на необходимость опоры на жизненный, практический опыт ребенка, в том числе на его трудовую деятельность, поскольку деятельность признавал основным фактором человеческого совершенства, а трудолюбие - ведущим критерием человечности. Актуальна и в наши дни, в начале XXI столетия, его мысль о необходимости подготовки подрастающего поколения к труду, о воспитании у него трудолюбия. Этого требует естественная и социальная природа человека.

Идея соответствия воспитания природе ребенка (а это, по К.Д.Ушинскому, включает, в частности, выработку у детей, молодежи возможности побеждать свои нездоровые природные влечения) получила глубокое воплощение в разработке им принципа народности в общественном воспитании - ядра его педагогической системы. Народность в общественном воспитании у К.Д.Ушинского отражает идею национальной самобытности как своеобразия исторического этнического духовного развития данного народа. Необходимость нравственного воспитания он обосновал «естественным началом» - биолого-психологической природой человека, закономерностями естественного развития человека, а также общественными условиями бытия.

С позиции принципа природосообразности К.Д.Ушинский раскрыл необходимость выработки у учащихся потребности в самопознании и самоанализе, самооценке и самоконтроле, а в конечном итоге - в самовоспитании как осознанной деятельности, направленной на совершенствование личности. Природосообразность учения о воспитании дало ему основание считать педагогику движением, имеющим в своей основе гуманизм.

Выдающийся педагог XX века В.А.Сухомлинский, принимая советскую официальную идеологию, партийно-государственные требования к воспитанию подрастающего поколения, наполнял их гуманистическим содержанием. В его педагогической системе раскрываются общечеловеческие начала духовности: стремления человека к добру, красоте, истине, гармонии («душевному равновесию»). Этико-педагогические воззрения гуманиста опираются на идеал служения людям, удовлетворения и радости самоотдачи как высших проявлений стремления к добру. Истоки человечности он усматривал в естественных и святых чувствах любовного отношения ребенка к матери; в возвышении в глазах ребенка человека, увлечении человеком, силой его духа, его мужеством и благородством; в естественности, привычности для ребенка добрых чувств и добрых дел. Ребенок развивается нравственно в переживании, заботах и страданиях другого человека, «личном участии в судьбе того, кто нуждается в помощи, сочувствии».

В.А.Сухомлинский считал, что воспитание обладает возможностями развития природных сил и способностей индивида, его духовно-нравственного становления, творческой самореализации. Сказанное позволяет заключить, что обоснование природосообразного нравственного воспитания, В.А.Сухомлинским является научным вкладом в развитие теории природосообразного воспитания.

В развитие теории и практики природосообразного воспитания внес известный отечественный педагог и психолог Ш.А.Амонашвили. В его трудах в 70-90-е годы XX века, а затем и в начале XXI столетия получила обоснование концепция гуманно-личностного воспитания, ведущими идеями которой являются следующие: формирование личности основывается на целостной природе ребенка и включает развитие всей совокупности ее качеств; образование и воспитание - единый процесс духовно-нравственного развития личности; школа обеспечивает развитие, воспитание и образование учащихся с помощью самой жизни; важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированное взаимодействие учителя и учащихся, их добровольное сотрудничество. В концепции Ш.А.Амонашвили видное место отведено воспитанию у учащихся духовности, становлению «Благородного Человека», формированию нравственно целостной личности, даны функциональные характеристики созданных ученым гуманно-личностных воспитательных и образовательных технологий, раскрыты черты педагогического мастерства учителя. Методологической основой такого воспитания выступает принцип природосообразности, понимаемый педагогом не только как биологическое в человеке, но и социальное и духовное. С позиций этого принципа раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания личности в гуманно-демократическом обществе. Задачей воспитания, в том числе формирования нравственно целостной личности, он считает обеспечение полноценной жизнедеятельности детей на всех этапах их развития. Образовательное заведение, основанное на принципах гуманно-личностной педагогики, в том числе на принципе природосообразности, Ш.А.Амонашвили называет «Школой Жизни». В обосновании необходимости опоры на принцип природосообразности в воспитании он исходит из личной веры в то, что есть два начала, в которые ребенок, взрослый человек может находить опору для своей души, своей нравственности. Концепция гуманно-личностной педагогики

Ш.А.Амонашвили, в том числе принцип природосообразности воспитания в этой концепции, основаны на фундаментальных допущениях, аксиоматических началах, составляющих Истину для Мировых Религиозных Учений и Предмет для многих духовно-философских учений. Суть их, как показывает педагог, заключена в следующих трёх положениях: душа человека есть реальная субстанция; она устремлена к вечному восхождению и совершенствованию; земная жизнь есть отрезок пути восхождения С этих позиций он определяет процесс воспитания как «социализированную природу», принимающую ребенка от самой Природы. Эта социализированная природа, замечает он, требует от воспитателя не терять чувства меры по отношению к ребенку.

Принцип природосообразности воспитания в педагогической концепции Ш.А.Амонашвили означает также, что в соответствии с целостностью Природы ребенка к движущим силам его Природы относятся личностные свойства и качества. Обобщая сказанное о единстве духовных и природных субстанций растущего человека, Ш.А.Амонашвили подчеркивает то новое, что составляет сущность принципа природосообразности в его педагогической концепции. Формирование нравственно целостной личности есть устремление в Будущее, есть смысл жизни ребенка на всех ступенях его возрастного развития. Смысл процесса воспитания, основанного на гуманно-личностном подходе к ребенку, заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, направляет его на полное развитие сил и способностей, повторяющихся в многогранной деятельности ребенка. Учитель направляет процесс воспитания на выявление и утверждение личности ребенка, на формирование нравственно целостной личности. В соответствии с принципом природосообразности воспитания, признавая единство и органическую связь природы и человека.

Ш.А.Амонашвили рассматривает как одну из задач духовно-нравственного воспитания экологическое воспитание, включающее в себя выработку моральной ответственности за состояние природы и бережное отношение к ней. Он считает, что знания о природе учат детей дружить с природой, проявлять заботу о ней. Нравственный смысл экологического воспитания ученый видит в том, что учащиеся в процессе такого воспитания осознают всемогущество человека, когда он является союзником Природы, ее единомышленником, сообщником и помощником. Единство человека и природы обусловливает необходимость изучения его отношения к окружающей природе. Такое отношение он признает как составную часть духовности и в этой связи рассматривает проблему экологического воспитания. Природосо-образность воспитания в его концепции означает, что семья, школа, общество должны осуществлять воспитание таким образом, чтобы оно способствовало раскрытию природы ребенка, чтобы воспитанник смог утвердиться, выполнить возложенную на него миссию.

Сказанное позволяет заключить, что принцип природосообразности в воспитании в трудах Я.А.Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега и отечественных педагогов-классиков пронизан признанием природы ребенка верховным началом, эталоном, с которым следует сообразовывать воспитание.

В начале XXI века исследовательский интерес к природосообразному воспитанию проявился в переосмыслении его основ, принципов и назначения в соответствии с социальной сущностью человека. Имеет место его переоценка, односторонний подход, своего рода универсализация принципа. Это, в частности, на наш взгляд, ярко проявляется в трудах В.Кумарина и А.Кушнира. Следует иметь в виду, что личность — не прирожденное образование, хотя это необходимо учитывать, но и социальное существо, духовная вертикаль, развивающаяся и формирующаяся под воздействием общественной жизни. В формировании личности нельзя полагать только на развитие природных начал, на саморазвитие и самовоспитание.

В российском обществе ощущается потребность в обновлении образования и воспитания. Образование всегда выполняло социальный заказ общества. Наше время - не исключение, у него тоже свои требования к школе, к учителю. Сегодня на первый план выходят человекоцентристские позиции, гуманизация отношений, развитие творческих способностей личности. Видные отечественные ученые приходят к выводу о необходимости построения учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного обучения и природосообразного воспитывающего обучения. Отечественная школа всерьез поворачивается к ребенку, и он постепенно становится самоценностью. Возникает необходимость овладения учителем личностным подходом, не только индивидуальным. Это означает признание в каждом ученике уникальной, неповторимой личности, необходимость учета не только его возрастных психофизиологических особенностей, но и всей совокупности его внутреннего мира, этого микрокосмоса. Взаимоотношения с учениками должны строиться на глубочайшем уважении к неповторимому и уникальному его внутреннему миру. В этой связи привлекается внимание педагогической общественности к природосообразному воспитанию. Учителя, воспитатели, родители, изучая теоретическое наследие педагогов-гуманистов и уясняя основные черты природосообразного духовно-нравственного воспитания личности ребенка, найдут заветные пути к детскому сердцу! И тогда школа для ребенка может стать домом радости (Я.А.Коменский), школой Жизни (Ш.А.Амонашвили).

Наше исследование не претендует на полноту решения названной проблемы. Предметом дальнейших исследований могут стать такие вопросы, как природосообразное воспитание мальчиков и девочек; связь природосообразного воспитания с религиозным; трудовое воспитание как основа природосообразного развития личности и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Харьковская, Галина Анатольевна, 2003 год

1. Акинфиев С.И. Гуманно-личностная педагогическая концепция Ш.А.Амонашвили (70-90-е годы XX века). Монография. Под ред. проф. В.В.Макаева. — Пятигорск, изд-во ПГЛУ, 2002.

2. Акинфиев С.И. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш.А.Амонашвили. Пятигорск: ПГЛУ, 2001.

3. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987.

4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М.: Просвещение, 1983.

5. Амонашвили Ш.А. К каждому ребенку индивидуальный подход // Воспитание школьников, 1988, №5.

6. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Дом Шалвы Амонашвили, 1995

8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М.: Знание, 1982, №4.

9. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни // Учительская газета, 1996, №15.

10. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998,2000.

11. Амонашвили Ш.А.Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990.

12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.

13. Бабанский Ю.К, Избр. пед. труды. М.: Педагогика, 1989.

14. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической детельности. — Екатеринбург, 1993.

15. Бим-Бад. Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. — М.: РОУ, 1994.

16. Богуславский М. Загадки Василия Сухомлинского // Педагогический вестник, 1995, №3 (131).

17. Бреев С.И. История педагогики. 4.1. Воспитание у народов древнего мира и в эпоху средневековья: Учеб. пособие по спецкурсу. Саранск: Изд-во Морд. Ун-та, 1994.

18. Верцман И. Жан-Жак Руссо. М.: ГИХЛ., 1958.

19. Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в истории и теории образования: (Методолог. Аспект): Дисс. канд. пед. наук.-М., 1995.

20. Витковский А. В поисках задачи для школы XXI века // Первое сентября, 13 января. 2001, №2.

21. Выготский JI.C. Антология гуманной педагогики, М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996.

22. Газман О. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -М., 1996.

23. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика, 1992, № 5-6.

24. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика, 1992, № 5-6.

25. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М.: Педагогика, 1974.

26. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

27. Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.

28. Долгунов B.C. Педагогические основы повышения личностного потенциала школьника Дисс. на соиск. кан. пед. наук. Якутск., 2000.

29. Емузова Н.Г. Психология и педагогика. Учебно-методический материал к лекционным и практическим занятиям курса. — Нальчик: Каб.-Балк. Ун-т., 1999.

30. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

31. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: АПН РСФСР, 1963.

32. Залкинд А.Б. Вопросы советской педагогики. — M.-JL: ГУПИ, 1931.

33. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебн. пособие / Под ред. А.И.Пискунова. М., 2001.

34. История педагогики и современность / Под ред. Ш.И.Ганелина. — Л.: Изд-во ЛГПИ, 1979.

35. К.Д.Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагогике / Под общей ред. Е.Белозерцева. М.: «Роман-газета», 1994.

36. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч.: М., 1982.

37. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

38. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса, М., 1993.

39. Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах. М.: Изд-во МГОПУ, НОУ, 1998.

40. Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: Дисс. д-ра пед. наук. — Казань, 1998.

41. Коменский Я.А. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.

42. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955.

43. Константинов Н.А., Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. История педагогики: Учеб. для студентов пед ин-тов. М.: Просвещение, 1982.

44. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.

45. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М.И.Кондакова, А.С.Вишнякова; Сост.: М.Н.Колмакова, В.С.Суров. — 2-е изд., доп. и дораб. М.: Политиздат, 1988.

46. Кумарин В. Дайте школе Коменского, и она станет домом радости //Народное образование, 1997, №5.

47. Кумарин В. Каждому по способностям и потребностям, или Как американская школа стала природосообразной // Народное образование, 2000, №8.

48. Кумарин В. Как воспитывающее обучение окончательно изгнало из школы воспитание // Народное образование, 2000, №8.

49. Кумарин В. Какая педагогика такая школа // Народное образование, 1999, №9.

50. Кумарин В. Не ребенок для учения, а учение для ребенка // Народное образование, 1999, 1/2.

51. Кумарин В. Среда влияет, природа определяет // Народное образование, 1998, №7.

52. Кумарин В. Школу спасет педагогика. Но природосообразная // Народное образование, 1997, №5.

53. Кумарин В.В. Джон Локк и генетика // Народное образование. —1999.-№9.

54. Кумарин В.В. Новое в науках о человеке // Народное образование,2000, №8.

55. Кумарин В.В. О принципе природосообразности в обучении // Советская педагогика, 1988, №8.

56. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика, 1995, №2.

57. Кушнер А. Природосообразность и народная педагогика // Народное образование, 1999, № 1/2

58. Кушнир А. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование, 2001, №1.

59. Кушнир А. Право развиваться у одних. А у других? // Народное образование, 1998, №7.

60. Кушнир А. Природосообразность или педагогический волюнтаризм? // Народное образование, 1998, №9/10.

61. Лещенко А.Н., Поваляева М.А. Личностно-ориентированный подход в коррекционной и лечебной педагогике. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М.А.Поваляевой. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

62. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студ. — М.: Прометей, 1996.

63. Локк Д. Пед. соч. М.: Учпедгиз, 1939.

64. Локк Д. Соч. в трех т.: Т. 1.-М.: Мысль, 1985.

65. Локк Джон Мысли о воспитании // Народное образование, 1999,9.

66. Луначарский А.В. История западно-европейской литературы. ч.1. — М.,1924.

67. Макаев В.В. История педагогики. Опорные конспекты. Пятигорск, ПГЛУ, 1998.

68. Медынский Е.Н. Принцип природосообразности воспитания в истории педагогики // Советская педагогика, 1956, №8.

69. Нерадовский В.Х., Нерадовская Э.В. К вопросу о природосообраз-ном обучении детей Севера // Педагогика, 2000, № 7.

70. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности ((XIV XVII вв.) / Сост., вступ. Статьи и коммент. Н.В.Ревякиной, О.Ф.Кудрявцева. М.: УРАО, 1999.

71. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы» // Вестник образования, 2002, №7.

72. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад. — М.: Изд-во УРАО, 1998.

73. Песталоцци И.Г. Избр. пед. произв.: В 3-х т. — Т.2. М.,1965.

74. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. в трех томах. / Под ред. М.Ф. Шабаевой.- М., 1956.

75. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: Т. 2. М., 1981.

76. Песталоцци И.Г. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.

77. Петренко П.И. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании // Страницы истории педагогики (Выпуск 8) ПГЛУ. 1997.

78. Пискунов А.И. Природосообразности принцип // Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т.З. -М.: Изд. «Сов. энциклопедия», 1966.

79. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. — М.: Большая рос. энцикл. 1993, Т.1.

80. Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1981.

81. Руссо Ж.-Ж. Пед соч.: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1981.

82. Сафронов С. Высшее искусство — создание человека // Образование и общество, 2002, №3.

83. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

84. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа Пресс, 1997.

85. Словарь терминов по истории педагогики / Под ред. проф. В.В.Макаева. Пятигорск: ПГЛУ, 1997.

86. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перераб., испр. И доп. — М.: Логос, 2002.

87. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебн. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998.

88. Строев Е.С. Качественное образование и интеллектуальный потенциал нации помогут возродить Россию // Образование и общество, 2000, №5.

89. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. — М.: Молодая гвардия, 1960.

90. Сухомлинский В.А. Вижу человека! // Литературная газета, 1967, 27 сентября.

91. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.

92. Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч. В трех томах. Т. III. М.: Педагогика, 1981.

93. Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч. В трех томах. Т.1. М.: Педагогика, 1979.

94. Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч. В трех томах. Т.2. М.: Педагогика, 1979.

95. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1990.

96. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера // Юность, 1968, №9.

97. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М.: Просвещение, 1969.

98. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987.

99. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. — М.: Просвещение, 1978.

100. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1971.

101. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1969.

102. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. М.: Знание, 1967

103. Сухомлинский В.А. Это пламя будет всю жизнь гореть. Слово о матери / Комсомольская правда, 1980, 12 сентября.

104. Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование, 1967, №2.

105. Тарабрина JI.C. Педагогические условия реализации принципа природосообразности воспитания в общеобразовательной практике северного города: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1998.

106. Таранов П.С. Энциклопедия высокого ума / Худож. Ю.Д.Федичкин. М.: ООО "Изд-во АСТ-ЛТД", 1997.

107. Ушинский К.Д. Собр. соч., т.9.

108. Ушинский К.Д. и русская школа: Беседы о великом педагоге / Под общей ред. Е. Белозерцева. М.: «Роман-газета», 1994.

109. Ушинский К.Д. Избр. пед. произв. В двух томах. Т.1. М.: Педагогика,. 1974.

110. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Педагогика, 1999, №6.

111. Ушинский К.Д. Собр. соч., т. 10,

112. Ушинский К.Д. Собр. соч., Т.2.

113. Ушинский К.Д. Собр. соч., т.8.

114. Ушинский. М.: Изд. Дом. Шалвы Амонашвили, 1998.

115. Чурпаха И.В.,.Пужаева Е.З, Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. М.: Имкса, Ставрополь: Став-ропольсервисшкола, 2001.

116. Шеховская Н.Л. К.Д.Ушинский и Н.А.Бердяев: духовность как нравственная основа личности // Педагогика, 2002, №5.

117. Шимина А.Н. Принцип природосообразности и его философско-педагогический смысл // Педагогика, 2001, № 1.

118. Энеева JI.А. Вернуть детям радость. Учебно-методическое издание. Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 1999.121. http: www.vsp.ru / 23837 / 209-4-1/ HTM 10.10.02.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.