Проблема биографизма в творчестве И.С. Тургенева 1840-1850-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Левина, Елена Николаевна

  • Левина, Елена Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 182
Левина, Елена Николаевна. Проблема биографизма в творчестве И.С. Тургенева 1840-1850-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2008. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Левина, Елена Николаевна

Введение. 3

Глава I. Повествовательный цикл «Записки охотника» в свете переписки И. С. Тургенева с В. П. Тургеневой. 14

1.1. Переписка И. С. Тургенева с В. П. Тургеневой. К историко-литературному описанию. 14

1.2. Лексико-фразеологическое сходство эпистолярного языка В. П. Тургеневой и художественного языка И. С. Тургенева 1840-1850-х годов. 20

1.3. Биография и творчество: образ матери (В. П. Тургеневой) в цикле И. С. Тургенева «Записки охотника». 37

1.4. Биография и творчество: письма В. П. Тургеневой как биографический источник художественных мотивов «Записок охотника». Образ Христа. 51

Глава II. Автобиографические мотивы в рассказе И. С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» . 64

Глава III. Драматургия И.С.Тургенева 1840-1850-х годов. Биографические сюжеты и мотивы. 111

3.1. К истории изучения драматургии И.С.Тургенева в свете биографической проблематики. 111

3.2. Биографические источники драматургии И. С. Тургенева 1840-1850-х годов. Фактическая история сюжетов. 123

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема биографизма в творчестве И.С. Тургенева 1840-1850-х годов»

Совокупность проблем творчества И. С. Тургенева, объединенных исторической, художественной и мировоззренческой категорией биографизма, занимает одно из центральных мест в читательской рецепции и научном изучении тургеневского литературного наследия. Большинство произведений,писателя прямо или опосредованно, так или иначе связано с его биографическим опытом, семейными событиями и воспоминаниями, личными встречами и знакомствами, местными преданиями его родового «гнезда» — Спасского-Лутовинова, примыкающих к нему мценско-орловских и тульских окрестностей. Биографизм романов и рассказов, повестей и драм, стихотворений и поэм Тургенева находил свою обусловленность не только в богатстве и разносторонности его жизненных впечатлений, постоянно подвергавшихся писательской рефлексии, и даже не только в его склонностях к самоанализу и самопознанию, проявлявшихся в акте объективации внутренних переживаний во внешнем образном воплощении. Особенностью творческой работы Тургенева следует считать ее принципиальную соотнесенность с жизненным источником, эмпирическим впечатлением, фактом, памятью о реальном живом человеке. «Сочинять я никогда ничего не мог, — передавал слова Тургенева мемуарист. — Чтобы у меня что-нибудь вышло, надо мне постоянно возиться с людьми, брать их живьём. Мне нужно не только лицо, его прошедшее, вся его обстановка, но и малейшие житейские подробности».1

Тургеневский биографизм не означал зависимости воображения от эмпирического материала творчества. Не упускавшийся из виду, игравший нередко роль начального творческого импульса, скрытой и только потенциально значимой подосновы литературного вымысла, эмпирический материал биографии писателя и исторической действительности проходил сложный путь возведения в художественный образ, всегда содержавший в

1 Боборыкин П. Тургенев дома и за границей // Новости. 1883. № 177. С. 1. себе у Тургенева особое обобщающее и даже всеобщее значение. Достоверность воспроизведения жизни в искусстве неизменно оставалась, однако, одной из первенствующих эстетических ценностей в мировоззрении и литературной практике классика русского реализма. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает ,с его собственными симпатиями» — писал Тургенев в статье «По поводу "Отцов и детей"».

И биография Тургенева, и биографизм как принцип и авторская особенность его творчества не раз становились предметами изучений в историко-литературной науке, отечественной и зарубежной. Тургенев в единстве жизни и творчества — большая, уже традиционная и тем не менее далекая от завершенности тема литературоведения.

Первая крупная работа, посвященная тургеневской биографии, увидела о свет еще при жизни писателя. Это был «этюд» С. А. Венгерова, ценный не только предпринятыми в нем попытками рассмотреть произведения Тургенева в совмещениях с его биографической историей, но также и тем, что автор получал биографические сведения от героя своего повествования, из первоисточника.

После смерти писателя началась публикация его обширного эпистолярного наследия, ряда биографических документов, а также многочисленных воспоминаний, среди которых необходимо выделить отличающиеся высокой степенью достоверности мемуарные очерки П. В. Анненкова, М. М. Стасюлевича, Я. П. Полонского, В. Н. Житовой,

2 См.: Тургенев И. С. Поли. Собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1982. Сочинения. XI. С. 88. - В дальнейшем произведения и письма И. С. Тургенева, за исключением особо оговоренных случаев, цитируются по этому изданию: Тургенев И. С. Поли. Собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1978-2004. Соч.: В 12 т. Письма: В 18 т. (Т. 1-12; т. 1-15), с обозначением серии («Сочинения» — литерой «С», «Письма» — литерой «П») и указанием тома (римскими цифрами) и страницы (арабскими цифрами) в тексте работы.

3 См.: Венгеров С. А. Иван Сергеевич Тургенев. Критико-биографический этюд // Русская литература в ее современных представителях. Критико-биографические этюды С. Венгерова. СПб., 1875. Ч. I. С. 47-183.

А. А. Фета, А. Ф. Кони и др. авторов. Целый ряд произведений из мемуарной тургенианы широко используется в нашем исследовании.

Известную роль в изучении биографического слоя тургеневского творчества сыграли вышедшие на рубеже XIX-XX вв. книги И. И. Иванова,4 И. Ф. Рынды и Ж. Мурье.6 В двух последних из этих работ подробно рассматриваются лутовиновская и тургеневская старина, история семейных отношений Тургенева, подробности его жизни в Спасском-Лутовинове. Значительное внимание оба автора уделяют матери писателя — Варваре Петровне Тургеневой. Но если в книге французского биографа ее личность получает тенденциозно негативную оценку (на первый план выходят такие черты, как властолюбие, необузданный характер, неспособность к раскаянию, жестокость и даже психическое нездоровье), то автор другой биографической характеристики оказывается более беспристрастен, признавая, в частности, немалое влияние матери на становление выдающегося сына.

Опубликованная в 1915 г. статья И. М. Малышевой положила начало изучению переписки В. П. Тургеневой, позволила более объективно представить ее внутренний облик. Исследовательница отметила и несомненность воздействия матери на сына, и даже тот факт, что от нее Тургенев мог унаследовать и словесные дарования.7

Начало XX в. отмечено значительным подъемом интереса к Тургеневу, и читательского, и исследовательского. Об отражениях биографии писателя в его произведениях, о необходимости биографических изысканий для понимания художественного своеобразия Тургенева писал известный впоследствии тургеневед М. К. Клеман, по мнению которого писатель «постоянно черпал материал для своих сочинений в пережитом прошлом.

4 См.: Иванов И. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. — Личность. - Творчество. СПб., 1896.

5 См.: Рында И. Ф. Черты из жизни Ивана Сергеевича Тургенева. СПб., 1903.

6 См.: MourierJ. Ivan Sergueievitch Tourgueneff a Spasskoe. St-Petersbourg, 1899.

7 См.: Малышева KM. Письма матери. (Из неизданной переписки В.П.Тургеневой с сыном) // Тургеневский сборник. Новоткрытые страницы Тургенева. Неизданная переписка. Воспоминания. Библиография / Под ред. Н. К. Пиксанова. Пг., 1915. С. 24-28.

Если творчество Тургенева сливалось с воспоминаниями, то и, наоборот, процесс воспоминания был у него тесно связан с литературным о творчеством». Некоторые историки литературы, например Л. П. Гроссман, подчеркивали пристальное внимание Тургенева к семейной истории, документальным свидетельствам прошлого, проявившееся уже в начале его писательского пути.9

К выводу об «органической связи писателя с миром его героев», особенно значимо проявившейся в раннем творчестве Тургенева, приходил и П. Н. Сакулин.10

В центре внимания литературной мысли первых десятилетий XX века (Д. Н. Овсянико-Куликовский, Ю. И. Айхенвальд, М. О. Гершензон) оказалась психология личности, «духовная» биография писателя.11 В связи с этим особое внимание уделялось религиозно-философским, этическим и эстетическим взглядам Тургенева. Согласно воззрениям В. В. Розанова, в V основу своеобразной трактовки любви в произведениях Тургенева положен личный духовный опыт писателя и вполне конкретные факты его сердечной» истории.12

Анализ переживаний в душе художника не только чисто художественных, но и реально-человеческих», — такую исследовательскую задачу ставил в своих ранних работах по теории литературы

1 ^

А. П. Скафтымов. О важности привлечения биографического материала при исследовании творчества писателя, о неразрывной связи текста и автора и о возможности объяснения фактами жизни фактов творчества не раз писали о

Клеман М. К. Отец Тургенев письмах к сыновьям // Тургеневский сборник / Под ред. А. Ф. Кони. Пб., 1921. С. 131.

9 Гроссман Л. Портрет Манон Леско. Два этюда о Тургеневе. Одесса, 1919. С. 13.

10 Сакулин П. Н. На грани двух культур. И. С. Тургенев. М., 1918 С. 34.

11 Овсянико-Куликовский Д. Н. Этюды о творчестве Тургенева. СПб., 1904; Айхенвальд Ю.И. Тургенев // Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. М., 1909; Гершензон М.О. Мечта и мысль И. С. Тургенева. М., 1919.

12 Розанов В. В. Виардо и Тургенев // Розанов В. В. Собр. соч. О писательстве и писателях. М., 1995.

13

Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М., 2007. С. 35. позднейшие теоретики литературы, а также комментаторы и биографы Тургенева.

В конце 1980 — начале 1990-х гг. выходят в свет три биографических книги о писателе, созданные В. А. Чалмаевым, Ю. В. Лебедевым, В. Н. Боровицкой. В книге В. А. Чалмаева14 особое место отводится воспроизведению общественно-культурной атмосферы тургеневской эпохи, рассматриваются взаимоотношения писателя с его современниками. Одно из нетрадиционных положений монографии констатирует неуловимость, «туманность», раздвоенность души писателя — качества, проявившииеся и во взаимоотношениях с окружающими, и в литературных образах Тургенева. Духовные искания, мировоззрение великого писателя в центре внимания и другого биографа Тургенева — Ю. В. Лебедева15. События личной жизни писателя и его творчество также рассматриваются исследователем через призму исторической и общественно-культурной ситуации в России и Европе; в книге дается и историко-литературный анализ многих произведений Тургенева, прежде всего его романов. В работе В. Н. Боровицкой16 на первый план выходит история отношений И. С. Тургенева и П. Виардо. Одна из глав книги посвящена непростой и во многом трагической, в освещении автора, судьбе В. П. Тургеневой.

Особым вкладом в тургеневедение явились в 1990-е гг. «возвращенные» произведения писателей и мыслителей русского зарубежья. Среди них наибольший читательский резонанс получило документально-художественное повествование Б. К. Зайцева «Жизнь Тургенева», впервые

17 опубликованное в Париже еще в 1932 г. Биографическая книга Зайцева сочетала в себе качества широко документированного жизнеописания и, с

14 См.: Чалмаев В. Иван Тургенев. М., 1986; также: Чалмаев В. А. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Тула, 1989.

15 См.: Лебедев Ю. В. Тургенев. М., 1990 («Жизнь замечательных людей»); также: Лебедев Ю. В. Жизнь Тургенева. Всеведущее одиночество гения. М., 2006.

16 См.: Боровицкая В. Н. Эпилог. М., 1990.

17 См.: Зайцев Б. К. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. К. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. М., 1999. другой стороны, литературного портрета писателя, образной характеристики его личности и творческих доминант.

В нашей работе мы не раз обратимся к небольшой, но содержательной книге В. Н. Топорова «Странный Тургенев» (1999), находя в ней известную поддержку наших представлений о высокой степени автобиографичности тургеневских произведений.18 Автор этой работы сосредотачивает свое внимание на формах проявления архетипического у Тургенева. Именно эту «странность», по мнению исследователя, можно рассматривать как одну из отличительных особенностей тургеневского художественного мира, наиболее полно характеризующих и своеобразие художника, и его личность.

К выводу об автобиографичности произведений Тургенева приходит испанский исследователь Хуан Эдуардо Суньига19. В то же время целый ряд положений, высказанных исследователем, отличается известной дискуссионностью. К примеру, утверждение о том, что вряд ли правомерно приписывать матери Тургенева сколько-нибудь значительную роль в формировании его литературных вкусов и в становлении дарования. Как бы то ни было, эту роль трудно поставить под сомнение.

В нашем анализе историко-литературного материала мы не могли не учитывать авторитетные мнения, анализы и разборы современных тургеневедов, перу которых принадлежат получившие широкое признание труды. Это Г. Б. Курляндская20, В. М. Маркович21, И. А. Беляева22, Н. П. Генералова23.

Весьма важными и ценными для нашей работы, помимо исследований общего характера, оказались и исследования аспектного профиля, книги

Топоров В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М., 1998.

19 См.: Суньига X. Э. Загадка Тургенева. Пер. с исп. Н. Н. Арсентьевой. Орел, 1998.

20 См.: Курляндская Г. Б. 1) Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972;

2) И. С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. Тула, 2001.

2 См.: Маркович В. М. 1) Человек в романах Тургенева. Л., 1975; 2) И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. (30 - 50-е гг.). Л., 1982. 2 См.: Беляева И. А. Система жаров в творчестве И. С. Тургенева. М., 2005.

23 См.: Генералова Н. П. И. С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений. СПб., 2003.

Л. А. Балыковой24, Л. И. Скоковой25, Н. М. Чернова26, некоторые частные исследования (отмеченные в приложенной к диссертации библиографии).

Биография и автобиографическая основа художественного мира Тургенева разносторонне изучена в историко-литературной науке. При всем том существует научная потребность в детализации многих представлений из этой области, в дополнительном документировании ряда фактов, в расширении круга источников тургеневской биографии, в обследовании не только собственно тургеневских, но и примыкающих к тургеневским исторических материалов, семейных, родовых, областнических, а также относящихся к сфере литературно-общественных отношений писателя. Все это известно далеко не в полной мере, между тем большая полнота знаний здесь возможна. Следует заметить, что в аналогичном наращивании фактических обоснований нуждаются и истории жизни и творчества многих других писателей-классиков. Развернувшаяся в последние годы работа по изучению и изданию наследия А. А. Фета, уже обогатившая науку и читателя рядом новых текстов, сведений и концепций и во многом усложнившая традиционный образ поэта, — бесспорное тому подтверждение. Этими обстоятельствами обуславливается актуальность диссертационной темы и предпринятой для ее освещения исследовательской работы.

Главный объект диссертационного исследования — творчество И.С.Тургенева 1840-1850-х гг., ранних десятилетий творческого развития писателя, изученных историками литературы несколько менее позднейших периодов. Рассмотрение художественных произведений Тургенева сопровождается в диссертации изучением сопутствующих биографических источников, эпистолярия, материалов семейного архива, в первую очередь

24 См.: БалыковаЛ.А. 1) К истории конфликта В.П.Тургеневой с сыном Иваном // Спасский вестник. Тула, 2000. Вып. 7. С. 98-108; 2) Тургенев-читатель. По страницам мемориальной библиотеки. Орел, 2005 и др.

25 См.: Скокова Л. И. 1) На границе двух эпох. Тула, 2003; 2) Родословные корни Ивана Тургенева. Орел, 2006.

26 См.: Чернов Н. М. 1) И. С. Тургенев в Москве. М., 1999; 2) Провинциальный Тургенев. М., 2003; 3) Спасско-Лутовиновская хроника (1813-1883). Тула, 1999 и др. писем матери писателя В. П. Тургеневой, которые широко используются и приводятся в работе.

Предметом диссертационного исследования выступает такая проблемная область литературного своеобразия Тургенева, как биографизм, понимаемый и как отражение биографических обстоятельств и впечатлений в творчестве писателя, и как особого рода принцип тургеневской поэтики, предполагающий художественное преобразование действительности, реальность «исходного» материала художественного образа.

Цель представленной работы — выявление биографического и автобиографического субстрата в художественной ткани тургеневских произведений, созданных в 1840-1850-х гг., установление связи между сюжетами, темами, героями, порой фразеологией произведений и, с другой стороны, фактами биографии писателя. Как результат разысканий подобного рода предусматривается и определение степени биографичности созданных в этот период произведений. Кроме того, к числу целей работы принадлежит обнаружение малоизвестных фактов биографии и творчества И. С. Тургенева и их комментирование.

В круг основных задач исследования входит: выявить характер, степень и формы влияния эпистолярного языка В. П. Тургеневой на художественный язык И. С. Тургенева 1840-1850-х гг.; рассмотреть письма В. П. Тургеневой как один из возможных биографических источников художественной тематики раннего творчества писателя; проследить отражение фактов биографии писателя и характерных для него в 1840-е гг. умонастроений в рассказе «Гамлет Щигровского уезда»; установить биографические источники, автобиографические сюжеты, темы, образы драматургии Тургенева 1840-1850-х гг.; разработать материалы для комментария к малоизученным эпизодам личной и творческой биографии И. С. Тургенева.

Методологическую основу исследования составил традиционный для академического литературоведения историко-литературный метод, предполагающий изучение явлений литературы и культуры в контексте исторического развития общества, смены форм и направлений художественной деятельности, исторической жизни идей. Одним из преломлений историко-литературного метода выступает в диссертации историко-биографический подход, обогащающий научную картину литературного развития материалом биографических источников творчества писателя и биографическими параллелями.

Научная новизна диссертации состоит в существенном уточнении представлений о характере степени и формах влияния на раннее творчество писателя эпистолярного наследия В. П. Тургеневой; отдельные произведения (в частности, рассказы из повествовательного цикла «Записки охотника» — «Петр Петрович Каратаев» и «Гамлет Щигровского уезда», пьесы для театра) впервые анализируются с опорой на обширный историко-литературный и архивный материал, что даёт возможность сопоставить реальные факты биографии писателя с тем, какое отражение они нашли в его творчестве, объяснить природу биографизма данных произведений. Это позволяет включить в поле зрения литературоведения ряд новых фактов, а равно биографических материалов, ранее не принимавшихся во внимание либо не рассматривавшихся во взаимосвязи с творчеством Тургенева.

Положения, выносимые на защиту:

1. Письма В. П. Тургеневой к И.С.Тургеневу необходимо рассматривать как уникальный биографический источник; богатейший фактический материал, который они содержат, в целом ряде случаев выступает в качестве комментария к художественным текстам Тургенева. Пристальное изучение эпистолярного наследия В. П. Тургеневой позволяет выявить и ввести в научное тургеневедение немало новых исторических, бытовых и биографических данных, которые нашли отражение в творчестве писателя.

2. Эпистолярное наследие В. П. Тургеневой оказало значительное влияние на раннее творчество Тургенева, что проявилось на различных его уровнях: языковом, образном, сюжетном, тематическом.

3. Одной из отличительных особенностей и во многом даже основ тургеневского творческого метода 1840-1850-х гг. является автобиографизм. В рассказе «Гамлет Щигровского уезда» проявился особый вид литературного автобиографизма — психологический автобиографизм, или автопсихологизм. Взаимосвязи «я» литературного героя и «я» автора в тексте несомненны, хотя и неоднозначны. Однако совпадение обстоятельств жизненного пути «уездного Гамлета» и фактов биографии самого писателя, отражение умонастроений Тургенева в исповеди его героя, глубина и подробность психологического анализа позволяют рассматривать этот рассказ как произведение, наделенное признаками художественной автобиографии писателя.

4. Изучение биографических источников, событийной канвы сюжетов позволяет сделать вывод: в драматургии писателя, не в меньшей степени, чем в повестях и рассказах 1840-1850-х гг., нашли преломленное отражение реальные ситуации жизни Тургенева, его личные переживания, настроения и взгляды.

5. Комедия И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвется» написана под творческим влиянием поэмы М. Ю. Лермонтова «Сказка для детей», что подтверждается не только присутствием в тексте имени поэта, цитат из его произведения и достаточно явными реминисценциями, но сказывается и в трактовке образа главной героини и развитии сюжета тургеневской комедии.

Теоретическая значимость. Исследование художественных текстов Тургенева в совокупности с большим корпусом документальных материалов позволило не только уточнить представления о творческой лаборатории писателя, но и поставить теоретический вопрос о формах и методах художественного преобразования действительности в русской классической литературе XIX в. Предпринятое исследование будет способствовать изучению проблемы роли личности писателя в его творчестве.

Практическая значимость. Примененный в диссертации подход к изучению проблемы биографизма в творчестве Тургенева целесообразно применять в дальнейших исследованиях, при анализе других произведений писателя. Результаты исследования могут быть учтены в работах, посвященных биографии Тургенева и особенностям поэтики писателя, в комментариях к изданиям его сочинений.

Рекомендации по использованию полученных результатов. Материалы диссертации и полученные выводы могут быть использованы при подготовке вузовских лекционных курсов, практических занятий, спецкурсов по творчеству Тургенева. Данные работы могут быть использованы в научно-экспозиционной деятельности музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», а также при создании обсуждаемого ныне музея Тургенева в Москве.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 7 публикациях. Материалы работы были изложены в докладах на Тургеневских чтениях в Государственном литературном музее И.С.Тургенева (Орел, 2003), XV, XVI, XVIII, XIX Всероссийских Тургеневских чтениях в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» (2004-2008); IV Международных Чеховских чтениях в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» (2008), Щелыковских чтениях в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике А. Н. Островского (2008), на заседании Отдела новой русской литературы ИР ЛИ (Пушкинского Дома) РАН (2005, 2008).

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 215 наименований. Общий объем— 182 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Левина, Елена Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гуманитарные науки, науки о культуре и литературе признают существование глубоких взаимосвязей между творчеством художника, его образным мышлением, материалом его художественной работы и, с другой стороны, историей его жизни, складом и опытом его личности, всем тем разнообразным и сложным содержанием, которое образует понятие биографии. «Биография, как и всякая иная историческая наука, — писал Г. О. Винокур, автор известной книги "Биография и культура", — входит в круг проблем филологической энциклопедии».1 Это прежде всего означает, что биография не просто параллельна писательскому творчеству, но и служит для него своеобразным жизненным фундаментом.

Именно из этих представлений исходили мы в основных положениях нашей работы.

Предпринятое нами исследование показало, что на раннем этапе литературного пути, в период становления художественного мастерства, заметное воздействие на творчество И. С. Тургенева, на его язык и стиль оказало, наряду с предшествующей литературной традицией, эпистолярное наследие В. П. Тургеневой. Об этом свидетельствует лексико-фразелогическое сходство языка писем В. П. Тургеневой и художественного языка И. С. Тургенева.

С личностью матери и с памятью о ней прямо или опосредованно соотносится целый ряд художественных образов, созданных писателем. Причем чертами, присущими В. П. Тургеневой, писатель наделяет не только женские типы. Носителями языка, биографических сюжетов, образа мыслей, особенностей характера Варвары Петровны становятся и мужские персонажи (как, например, одно из действующих лиц комедии «Холостяк» — Фон Фонк).

1 Винокур Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М., 1997. С. 74.

Письма В. П. Тургеневой необходимо рассматривать не только как биографический источник и комментарий к сочинениям писателя, но и как своего рода семейный «фонд» мотивов и образов тургеневского творчества. Кроме того, можно утверждать, что религиозно-этические представления В. П. Тургеневой оказали известное влияние и на формирование религиозно-нравственного сознания Тургенева. В частности, образ Христа, созданный писателем в рассказе «Живые мощи» и стихотворении в прозе «Христос», в своих основных чертах, несомненно, восходит к образу, созданному В. П. Тургеневой в одном из писем к сыну.

Рассмотренные через призму биографических фактов и документальных источников, художественные тексты писателя позволяют обнаружить скрытые смысловые и стилевые особенности его раннего творчества, выявить биографический характер многих его произведений. Различные причины, побуждавшие Тургенева обращаться к собственной биографии, обусловили и различные типы воплощения биографического и автобиографического начал в творчестве писателя.

Анализ рассказа «Гамлет Щигровского уезда» позволил рассмотреть некоторые характерные особенности поэтики Тургенева. Многие из содержащихся в рассказе мотивов обнаруживаются в автобиографических записях, письмах, художественных произведениях писателя, а также подкрепляются воспоминаниями современников и документальными свидетельствами. В данном случае источником и основой художественного творчества Тургенева выступает его собственная биография. Объектом рефлексии становятся не только умонастроения и судьбы русской дворянской интеллигенции, представителей тургеневского поколения, но глубоко личные обстоятельства и проблемы собственной жизни писателя. В исповеди тургеневского героя находит прямое отражение личность автора во всей сложности ее психологической жизни.

Изучение и выявление биографических источников драматургии И. С. Тургенева 1840-1850-х гг. позволяет сделать вывод о том, что в сценах и комедиях, не в меньшей степени, чем в его повестях и романах, находят отражение не только внешняя, событийная сторона биографии писателя, но и его внутренний, духовный мир. Герои тургеневских пьес, помещенные в условия и ситуации, хорошо знакомые автору, пережитые им, испытывают и свойственные ему интеллектуально-душевные состояния, им присущи те же нравственные качества, что и их создателю.

Вместе с тем многие темы, затронутые в настоящей работе, требуют дальнейшего изучения и осмысления. В частности, не подлежит сомнению, тот факт, что проблема изучения языка и стиля художественных произведений И. С. Тургенева тесно связана с изучением языка писем В. П. Тургеневой. В настоящей работе предприняты лишь первые шаги в этом направлении.

В связи с этим особенно важным нам представляется введение эпистолярного наследия В. П. Тургеневой в научный оборот. Работа по подготовке комментированного издания писем В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу ведется в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

Комментированное издание писем В. П. Тургеневой позволит не только воссоздать сложный и достоверный образ Варвары Петровны Тургеневой, но и выявить новые биографические подробности ее взаимоотношений с семьей, родственным окружением, выдающимся сыном, а, следовательно, в значительной степени освободить семейную историю Тургеневых от тех мифов, которыми она окружена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Левина, Елена Николаевна, 2008 год

1. Письма Тургеневой В. П. к Тургеневу И. С. — Отдел рукописей РНБ. Ф. 795 (И. С. Тургенева). Ед. хр. 91—96.

2. Письма Тургенева Н. С. к Тургеневу И. С. — Отдел рукописей РНБ. Ф. 795 (И. С. Тургенева). Ед. хр. 90.

3. Письма Тургенева H. Н. к Тургеневу И. С. — Отдел рукописей РНБ. Ф. 795 (И. С. Тургенева). Ед. хр. 89.

4. Книга на записку родившихся, браком сочетавшихся и умерших (18271838 гг.) Храма Спаса Преображения Господня. — ГАОО (Государственный архив Орловской области). Ф. 101. On. 1. Ед. хр. 2588. Л. 258.

5. Экономические примечания Чернского уезда 1833 г. РГВИА. Фонд 846. Опись 16. Дело 19125. № 159, 179.

6. Издания сочинений И. С. Тургенева

7. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Л.: Наука, 1961-1968. — Соч.: В 15 т. Письма: В 13 т.

8. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М.: Наука, 1978-2004. — Соч.: В 12 т. Письма: В 18 т. (Т. 1-12; т. 1-15).

9. Тургенев И. С. Записки охотника. М.: Наука, 1991. — С. 395—426. (Литературные памятники).3. Художественная литература

10. Вяземский П. А. Молоток и гвоздь // Вяземский П. А. Стихотворения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 159. (Библиотека поэта, больш. сер.).

11. Дмитриев И. И. Два голубя // Дмитриев И. И. Стихотворения. Изд. шестое.

12. СПб.: В типографии Н. Греча, 1823. Ч. 2. — С. 82—86.

13. Лермонтов М. Ю. Сказка для детей // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т.

14. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1955. T. IV. Поэмы 1835-1841. — С. 172—182.

15. Полонский Я. 77. Свежее преданье // Сочинения Я. П. Полонского: В 3 т. СПб.; — М.: изд. М. О. Вольфа, 1869. Т. II. — С. 124—242.

16. Пушкин А. С. Собр. соч. и писем: В 10 т. —М.: Правда, 1981.

17. Шекспир В. Гамлет, принц датский. Пер. М. Лозинского // Шекспир В. Собр. соч.: В 2 т. — М.: Лексика-LEXICA, 1997. Т. 1. — С. 139—300.

18. Мемуарная литература. Эпистолярий

19. Анненков 77. В. Молодость И. С. Тургенева. 1840—1856. // Анненков П. В. Литературные воспоминания. — М.: Художественная литература, 1983. — С. 368—394.

20. Анненков 77. В. Письма к И. С. Тургеневу. — СПб.: Наука, 2005. Кн. 1-2. (Литературные памятники).

21. Батуринский В. 77. К биографии И. С. Тургенева // Минувшие годы. 1908. Кн. VIII. — С. 45—73.

22. Белинский В. Г. письмо к В. П. Боткину от 16 мая 1840 г//Полн. собр. соч.: В 13 т.—М.: Изд. АН СССР, 1956. Т. 11. —С. 521—526.

23. Житова В. И. Воспоминания о семье И. С. Тургенева. — Тула: Тульское кн. изд-во, 1961. — 176 с.

24. Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным семейным и несемейным записям и памятям. В 2-х т. — М.: Художественная литература, 1984. Т. I, —480 с.

25. Полонский Я. П. Мои студенческие воспоминания. — И. С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину // Полонский Я. П. Проза. — М. 1988. — С. 361—480.

26. Спасский дневник Я. П. Полонского. 1881 год (Фрагменты) / Публикация Е. Н. Левиной // Спасский вестник. — Орел: Фолиант, 1995. Вып. 3. — С. 74—85.

27. Толстой Л. Н. письмо к А. Н. Пыпину от 10 января 1884 г. // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. — М.: «ТЕРРА» — «TERRA», 1992. Т. 63. — С. 149—152.

28. И.С.Тургенев в воспоминаниях современников: В 2-х т. — М.: Художественная литература, 1969.

29. Тургенев в последние годы жизни. Из воспоминаний и писем А. П. Боголюбова. 1873-1883 / Публикация М. В. Огаревой // Литературное наследство. — М.: Наука, 1967. Т. 76. — С. 441-482.

30. Тургенев в Гейдельберге летом 1838 г. Из дневника Е. В. Сухово-Кобылиной. Публикация Л. М. Долотовой // Литературное наследство. — М.: Наука, 1967. Т. 76. — С. 337—341.

31. Тургенев и Савина. Письма И. С. Тургенева к М. Г. Савиной. Воспоминания М. Г. Савиной об И. С. Тургеневе. С предисл. и под ред. А. Ф. Кони, при ближайшем сотрудничестве А. Е. Молчанова. — Пг.: Изд. государственных театров, 1918. — 116 с.

32. Чичерин Б. Н. Москва сороковых годов // Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов. Воспоминания. Дневники. Письма. Статьи. Речи. — М.: «ВК», 2005. — С. 223.

33. Щепкин М. А. Село Спасское-Лутовиново, усадьба И. С. Тургенева // Исторический вестник. 1916. Февраль. — С. 550—558.

34. Щепкина С. Г. И. С. Тургенев в Спасском-Лутовинове // Красный архив. 1940. № 100 (3). — С. 195—228.

35. Фет А. А. Мои воспоминания. 1848-1889. — М.: Типография А. И. Мамонтова и К0, 1890. Ч. I. — 452 с.

36. Юрасовский А. К. Былые чудаки в Орловской губернии. Изд. 3-е. — Орел: Фолиант, 1997. — 110 с.1.. КРИТИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

37. Автобиографический конспект «Мемориал» / Предисловие и публикация А. Мазона. Комментарии JI. С. Журавлевой // Литературное наследство. — М.: Наука, 1964. Т. 73. Кн. 1. — С. 339—364.

38. Айхенвалъд Ю. И. Тургенев // Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. — М.: Изд. «Научного слова», 1909. Вып. И. — С. 154—167.

39. Аксенова Е. М. Драматургия И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сб. статей. / Под общей ред. С. М. Петрова. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 158—187.

40. Александровский Г. В. И. С. Тургенев // Александровский Г. В. Чтения по новейшей русской литературе. — Киев: Типография Петра Барского, 1903. Вып. первый. —С. 53—106.

41. Алексеев М. П. Письма И. С. Тургенева // Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. — М.: Наука, 1982. Письма. T. I. — С. 9—116.

42. Антонова М. В. Житийное в облике Лукерьи (Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи») // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2004. Вып. 11. — С. 65—74.

43. Арсентьева H. Н. И. С. Тургенев в современной испанской критике // И. С. Тургенев и современность. Международн. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рожд. И. С. Тургенева. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — С. 4—10.

44. Балыкова Л. А. Тургенев-читатель. По страницам мемориальной библиотеки. — Орел: Орлик, 2005. — 206 с.

45. Балыкова Л. А. Перевод католической молитвы в письме С. Н. Тургенева жене (1830 или 1831 гг.) // Тургениана. Сб. статей и материалов. — Орел: Труд, 1999. Вып. II-III. — С. 131—142.

46. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. и писем: В 13 т. — М.: Изд. АН СССР, 1954. Т. 4. —С. 193—270.

47. Беляева И. А. Система жанров в творчестве И. С. Тургенева. — М.: МГПУ, 2005.—250 с.

48. Бердников Г. П. Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). — М., Л.: Искусство, 1951.— 143 с.

49. Бердников Г. 77. Тургенев-драматург // Тургенев и театр. — М.: Искусство, 1953. —С. 3—93.

50. Библиотека В. Г. Белинского. Предисловие и публикация Л. Р. Ланского // Литературное наследство. — М.: Изд-во АН СССР, 1948. Т. 55. Кн. I. — С. 431—572.

51. Библиотека Ивана Сергеевича Тургенева. — Орел: Из-во ОГТРК, 1994. Ч. I. Книги на русском языке. — 208 с.

52. Богданов Б. В. Роман «Два поколения» (Попытка реконструкции содержания)» // Спасский вестник. — Тула: Лев Толстой, 1992. Вып. 1. — С. 16—25.

53. Богданов Б. В. В. П. Лутовинова мать писателя // Спасский вестник. — Орел: Орловская правда, 1993. Вып. 2. — С. 9—29.

54. Богданов Б. В. В. П. Тургенева и А. Я. Шварц (к истории семейной драмы) // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2002. Вып. 9. — С. 170—172.

55. Богданов Б. В. Учеба И. С. Тургенева в Берлинском университете // Тургеневский сборник. К 185-летию со дня рождения И. С. Тургенева. — М.: Тургеневское общество, 2004. Вып. 2. — С. 77—86.

56. Богданова JI. Я., Богданов Б. В. Родной край в произведениях И. С. Тургенева. — М.: Советская Россия, 1959. — 52 с.

57. Бузина Ю. В. Ритмическая организация портрета в «Записках охотника» И. С. Тургенева: от прототипа к образу // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2006. Вып. 13. — С. 87—96.

58. Буренин В. П. Литературная деятельность И. С. Тургенева // Собрание критических материалов для изучения произведений И. С. Тургенева / Сост. В. Зелинский. Изд. седьмое. — М.: Типография Вильде, 1917. Вып. первый.1. С. 165—169.

59. Бялик В. М. Костюм как этико-психологическая характеристика героев в произведениях И. С. Тургенева // Тургеневские чтения. — М.: Русский путь, 2004. —С. 157—171.

60. Варнеке Б. Тургенев-драматург// Венок Тургеневу. 1818-1918. Сб. статей.

61. Одесса: книгоизд-во А. А. Ивасенко, 1919. — С. 1—24.

62. Венгеров С. А. Иван Сергеевич Тургенев. Критико-биографический этюд // Русская литература в ее современных представителях. Критико-биографические этюды Семена Венгерова. — СПб.: Типо-Литография Вилькина и Эттингера, 1875. Ч. I. — С. 47—183.

63. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 256 с.

64. Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике.1. М.: Наука, 1975. — 560 с.

65. Виноградов В. В. Избранные труды. История русского литературного языка. — М.: Наука, 1978. — 320 с.

66. Винокур Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение.

67. М.: Русские словари, 1997. — 175 с.

68. Владимирова Е. В. О художественных особенностях сатиры И. С. Тургенева в «Записках охотника» // Уч. записки Орловского гос. пед. ун-та. Межвуз. Тургеневский сб. — Орел: Труд, 1963. Т. 17. — С. 37—59.

69. Воднева Г. Э. Драматургия И. С. Тургенева сороковых годов: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Л., 1952. — 24 с.

70. Высоцкая В. В. Два типа пространства в произведениях Тургенева: «гнездо» и «безгнездовье» // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2006. Вып. 13. —С. 121—130.

71. Габель М. О. Вопросы изучения творчества И. С. Тургенева. — Харьков: Изд-во Харьковского университета, 1959. — 70 с.

72. Габель О. М. Творческая история романа «Рудин» // Литературное наследство. — М.: Наука, 1967. Т. 76. — С. 9—70.

73. Генералова Н. П. И. С. Тургенев в контексте русско-европейских литературных связей. Автореф. дис. доктора филол. наук. — СПб., 2001. — 27 с.

74. Генералова Н. П. И. С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений. —- СПб.: РХГИ, 2003. —584 с.

75. Гершензон М. О. Мечта и мысль И. С. Тургенева. — М.: «Книгоиздат-во писателей в М.», 1919. — 170 с.

76. Герцен А. И. «Very dangerous!!!» // Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Статьи из «Колокола» и другие произведения 1859-1860 гг. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. XIV. —С. 116—121.

77. Гозенпуд А. А. И. С. Тургенев: Исследование (серия «Musica et litteratura»).

78. СПб.: Композитор, 1994. — 200 с.

79. Гревс И. М. Тургенев и Италия (Культурно-исторический этюд). — Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. — 126 с.

80. Гревс И. М. История одной любви. (И. С. Тургенев и Полина Виардо). — М.: Современные проблемы, 1927. — 262 с.

81. Григорьев А. Русская литература в 1849 году // Критические разборы «Записок охотника» И. С. Тургенева / Сост. В. Зелинский. — М.: Типография Вильде, 1910. —С. 156—158.

82. Громов В. А. Н. В. Киреевский — знакомый Тургенева и Л. Н. Толстого // Тургеневский сборник. Материалы к полн. собр. соч. и писем И. С. Тургенева. — М.;Л.: Наука, 1964. Вып. I. — С. 284—292.

83. Громов В. А. «Записки охотника» И. С. Тургенева и русская литературно-критическая мысль XIX века (к постановке проблемы). // Четвертый межвузовский тургеневский сборник. — Орел: Труд, 1975. — С. 233—249.

84. Гроссман Л. П. Портрет Манон Леско. Два этюда о Тургеневе. — Одесса: Омфалос, 1919. — 66 с.

85. Гроссман Л. П. Последняя поэма Тургенева (8епШа) // Венок Тургеневу. 1818-1918. Сб. статей. — Одесса: Книгоизд-во А. А. Ивасенко, 1919. — С. 57—90.

86. Гроссман Л. П. Театр Тургенева. — Пг.: Брокгауз-Ефрон, 1924. — 175 с.

87. Гутьяр Н. М. Иван Сергеевич Тургенев. — Юрьев: Типография К. Маттисена, 1907. — 398 с.

88. Даль В. И. Напутное // Пословицы русского народа. Сб. В. Даля: В 2 т. — М.: Художественная литература, 1989. Т. 1. — С. 5—22.

89. Ден Т. П. С. Н. Тургенев и его сыновья // Русская литература. — Л.: Наука, 1967. №2. —С. 129—135.

90. Дробленкова H. Ф. «Живые мощи». Житийная традиция и легенда о Жанне д' Арк в рассказе Тургенева // Тургеневский сборник. Материалы к полн. собр. соч. и писем И. С. Тургенева. — Л.: Наука, 1969. Вып. V. — С. 289—302.

91. Дрогавцева Е. В. К проблеме автобиографизма в пьесе И. С. Тургенева «Безденежье» // Поэтика литературных гнёзд: филология, история, краеведение. Материалы Всерос. научно-практич. конф. — Тула: Гриф и К, 2005. — С. 42—48.

92. Дунаев M. М. Православие и русская литература. — М.: Христианская литература, 1997. — 574 с.

93. Заборова Р. Б. Тургенев и его дядя H. Н. Тургенев // Тургеневский сборник. Материалы к полн. собр. соч. и писем И. С. Тургенева. — Л.: Наука, 1967. Вып. III. — С. 221—234.

94. Зайцев Б. К. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. К. Жуковский. Жизнь Тургенева. — Чехов. М.: Дружба народов, 1999. — С. 185—356.

95. Зенъковский В. В. Миросозерцание И. С. Тургенева. К 75-летию со дня смерти. // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. — М.: Республика, 1997. —С. 287—300.

96. Иванов И. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. — Личность. — Творчество. — СПб.: Изд. журнала «Мир Божий», 1896. — 392 с.

97. Из записной книжки В. П. Тургеневой / Публикация Е. Н. Левиной // Спасский вестник. — Тула: Лев Толстой, 2000. Вып. 7. — С. 90—97.

98. Ильин В. В. О статье Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» // И. С. Тургенев в современном мире. —М.: Наука, 1987. — С. 183—190.

99. Истомин К К. Роман «Рудин». Из истории тургеневского стиля // Творческий путь Тургенева. Сб. статей под ред. Н. JL Бродского. — Пг.: Сеятель, 1923. — С. 64—102.

100. Истомин К К. «Старая манера» Тургенева (1834-1855 гг.). Опыт психологи творчества. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1913. —С. 19—40; 40—54; 76-111.

101. Казари Р. Предметный мир лишнего человека // И. С. Тургенев: жизнь, творчество, традиции. Докл. международн. конф., посвящ. 175-летию со дня рожд. И. С. Тургенева, 26-28 августа 1993 г., Будапешт. — Будапешт, 1994. — С. 98—101.

102. Клейман Р. Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе. —Кишинев: Штиинца, 1985. — 201 с.

103. Клеман М. К. Отец Тургенева в письмах к сыновьям // Тургеневский сборник / Под ред. А. Ф. Кони. — Пб.: Кооп. изд-во литераторов и учёных, 1921. —С. 131—143.

104. Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. — М.;Л.: Academia, 1934. — 374 с.

105. Клеман М. К. Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества. — Л.: Художественная литература, 1936. — 224 с.

106. Клуге Р.-Д. Идейное содержание раннего поэтического творчества И. С. Тургенева // И. С. Тургенев и современность. Международн. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рожд. И. С. Тургенева. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — С. 99—105.

107. Ковалёв В. А. «Записки охотника» И. С. Тургенева. Вопросы генезиса. — Л.: Наука, 1980, — 134 с.

108. Ковалёв В. А. О «прикрашенности» изображения народа в «Записках охотника» И. С. Тургенева // Вопросы изучения русской литературы XI-XX веков. — М.;Л.: Изд. Академии Наук СССР. 1958 г. — С. 156—161.

109. Коробкова Н. В, К вопросу о языке писем В. П. Тургеневой // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2002. Вып. 9. — С. 173—178.

110. Коробкова Н. В. Устойчивые словесные конструкции в письмах В. П. Тургеневой // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2004. Вып. 10. — С. 139—142.

111. Коробкова Н. В. К вопросу о языковых средствах выражения оценки в письмах В. П. Тургеневой // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2004. Вып.11. —С. 190—196.

112. Корнилов А. А. Годы странствий Михаила Бакунина. — Д.; М.: Гос. изд-во, 1925. —590 с.

113. Котляревский Н. Тургенев драматург // Старинные портреты. — СПб. 1907. —458 с.

114. Костромичева М. В. Мифологический контекст в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи» // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2005. Вып. 12. — С. 70—78.

115. Кретова И. В. Письма Н. С. Тургенева к брату как биографический источник // Спасский вестник. — Тула: Лев Толстой, 2000. Вып. 6. — С. 42— 50.

116. Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. — Тула, Приок. кн. изд-во, 1972. — 344 с.

117. Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. — Тула, Гриф и К, 2001. — 230 с.

118. Курляндская Г. Б. Романтика в реалистических произведениях И. С. Тургенева// Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2007. Вып. 13. — С. 6—22.

119. Лаврецкий А. Тургенев и Тютчев // Творческий путь И. С. Тургенева. Сб. статей под ред. Н. Л. Бродского. — Пг.: Сеятель, 1923. — С. 244—216.

120. Лазарева К. В. Традиции жанра видений в повести И. С. Тургенева «Клара Милич (После смерти)» // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2006. Вып.12. —С. 63—69.

121. Лебедев Ю. В. Тургенев. — М.: Молодая гвардия, 1990. ■— 608 с.

122. Лебедев Ю. В. Жизнь Тургенева. Всеведущее одиночество гения. — М.: Центрполиграф, 2006. — 607 с.

123. Лебеденко Н. 77. И. С. Тургенев в оценке Мережковского // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2005. Вып. 12. — С. 181—189.

124. Левин Д. Ю. Шекспир в русской литературе XIX века (От романтизма к реализму) Автореф. дис. доктора филол. наук. Л., 1968. — 38 с.

125. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С. Никитина. — СПб.: Наука, 1995. — 480 с.

126. Либретто оперетт и комедия (1867—1869) / Вступительная статья Робера Оливье. Пер. с франц. М. И. Беляевой // Литературное наследство. — М.: Наука, 1964. Т. 73, книга 1. — С. 69—90.

127. Липатов 77. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сб. статей. / Под общей ред. С. М. Петрова. — М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1959. — С. 141— 157.

128. Лихачёв А. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. — Л.: Наука, 1984. —296 с.

129. Лотман Л. М. Драматургия И. С. Тургенева. Вступительная статья к примечаниям // Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 томах. Соч. Т. III. — М.: Наука, 1979. — С. 529—560.

130. Лукина В. А. О времени создания рассказа «Живые мощи» // Тургеневский ежегодник 2003 года. — Орел: ООО ИД «Орлик», 2005. — С. 32—39.

131. Малышева И. Письма матери (Из неизданной переписки В. П. Тургеневой с сыном) // Тургеневский сборник. Новооткрытые страницы Тургенева. Неизданная переписка. Воспоминания. Библиография / Под ред. Н. К. Пиксанова. — Петроград: ОГНИ, 1915. — С. 24-^8.

132. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. — Л.: Изд-во ленинградского университета, 1975. — 152 с.

133. Маркович В. М. Роман Тургенева «Рудин» и традиции натуральной школы // Русская литература. 1981. № 2. — С. 108—130.

134. Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). — Ленинград. Изд-во Ленинградского университета. 1982. —208 с.

135. Маркович В. М. «Дневник лишнего человека» в движении русской реалистической литературы // Русская литература. 1984. № 3. — С. 95—115.

136. Маркович В. М. Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина» // Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. — СПб. Изд. С.-Петербургского университета. 1997. — С. 8—29.

137. Мельник Е. Г. А. Я. Шварц в семье Тургеневых // Тургеневский ежегодник 2002 года. — Орел: Орлик, 2003. — С. 93—102.

138. Мережковский Д. С. Вечные спутники. Тургенев // Мережковский Д. С. Эстетика и критика. — М.: Искусство, Харьков: «Фолио», 1994. Т. 1. — С. 430—439.

139. Меркулов А. Г. Помещик Щигровского уезда // Спасский вестник. — Тула: — Гриф и К, 2002. Вып. 9. — С. 151—156.

140. Миллер О. Ф. Об общественных типах в повестях И. С. Тургенева. Лекция 1-я. «Записки охотника» и «Рудин» // Миллер О. Ф. Русские писателипосле Гоголя. Чтения, речи и статьи. — СПб., М.: Изд. Товарищества М. О. Вольф, б ./г. Том I. — С. 1—30.

141. Миндыбаева Л. В. Тургенев и Шекспир // Тургенениана. Вып. I-II. — Орёл: Труд, 2003. — С. 110—117.

142. Моруа А. Тургенев / Перевод с франц. М. И. Перпер. — М.: Согласие, 2001. —192 с.

143. Митракова Л. А. Дворовый Тургеневых П. К. Кудряшов // Спасский вестник. — Тула: Лев Толстой, 1997. Вып. 4. — С. 40—45.

144. Мостовская Н. Н. Сны и сонные мечтания в творчестве Тургенева // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2004. Вып. 11. — С. 26—35.

145. Мостовская Н. Н. Тургенев в восприятии Мережковского // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2005. Вып. 12. — С. 190—200.

146. Мостовская Н. Н. История одной дружбы // П. В. Анненков. Письма к И. С. Тургеневу. Книга I. 1852-1874. — СПб.: Наука, 2005. — С. 284—298.

147. Муратов А, Б. «Светская комедия» И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвется» // Анализ драматического произведения // Межвузовский сборник / Под ред. В. М. Марковича. -— Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — С. 172—185.

148. Муратов А. Б. Романтическая драма Тургенева «Неосторожность» // И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. — Л.: Наука, 1990. — С. 25— 32.

149. Муратов А. Б. Тургенев и Чехов «Завтрак у предводителя» и «Юбилей» // Концепция и смысл. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. С. 273-282.

150. Назарова Л. Н. О романе «Два поколения» // Литературное наследство. — М.: Наука, 1964. Т. 73. Кн. 1. — С. 52—58.

151. Назарова Л. Н. Статьи Б. К. Зайцева о Тургеневе в зарубежной печати // Тургениана. Сб. ст. и материалов. — Орел: Труд, 1999. Вып. II-III. — С. 261—268.

152. Незеленов А. Тургенев в его произведениях // Критические разборы «Записок охотника» И. С. Тургенева / Сост. В. Зелинский. — М.: Типография Вильде, 1910. —С. 151—154.

153. Незеленов А. Тургенев в его произведениях. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1885. — 262 с.

154. Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. — М.: Флинта, 2002. — 424 с.

155. Новиков В. А. И. С. Тургенев в Тульском крае. — Тула: Приокское книжное изд-во, 1990. — 135 с.

156. Овсянико-Куликовский Д. Н. Этюды о творчестве Тургенева. — СПб.: книгоиздательство «ОРИОН», 1904. Изд. 2-ое. — 266 с.

157. Орловский С. Лирика Молодого Тургенева (Лирическое стихотворчество Тургенева). Опыт описания. — Прага: Пламя, 1926. — 265, 29 с.

158. Пищулин Ю. П. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. — М.: Советская Россия, 1988. — 182 с.

159. Понятовский А. И. Тургенев и семья Лобановых // Тургеневский сборник. Материалы к полн. собр. соч. и писем И. С. Тургенева. — М.;Л.: Наука, 1964. Вып. I. — С. 270—276.

160. Пронин В. А. Немецкие литературные реминисценции в произведениях Тургенева // И. С. Тургенев в современном мире. — М.: Наука, 1987. — С. 276—284.

161. Прошение В. П. Тургеневой о записи ее мценских и чернских имений (1833) / Публикация Н. М. Чернова// Спасский вестник. — Тула: Лев Толстой, 1997. Вып. 4. —С. 56—63.

162. Пумпянский Л. В. Статьи о Тургеневе (1929-1930) // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 381—402.

163. Розанов В. В. Виардо и Тургенев // Розанов В. В. Собр. соч. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М.: Республика, 1995. — С. 437—443.

164. Рыбникова М. А. Один из приёмов композиции у Тургенева // Творческий путь Тургенева. Сб. статей под ред. Н. JI. Бродского. — Пг,: Сеятель, 1923. —С. 103—125.

165. Рында И. Ф. Черты из жизни И. С. Тургенева // Исторический вестник. —1894. Февраль. — С. 411—426.

166. Рында И. Ф. Забытая усадьба // Рында И. Ф. Черты из жизни Ивана Сергеевича Тургенева. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1903. — С. 60— 76.

167. Сакулин П. Н. На грани двух культур. — М.: Мир, 1918. — 103 с.

168. Сарбаш Л. Н. Типология повествования в творчестве И. С. Тургенева // И. С. Тургенев и современность. Международн. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рожд. И. С. Тургенева. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — С. 203— 207.

169. Сергеев В. А. И. С. Тургенев в дневниках современников // Тургеневский сборник. — М.: Тургеневское общество, 2004. Вып. 2. — С. 5—51.

170. Серман И. 3. Достоевский и комедии Тургенева // Четвертый межвузовский тургеневский сборник. — Орел: Труд, 1975. — С. 94—106.

171. Скафтымов А. 77. Поэтика художественного произведения. — М.: Высшая школа, 2007. — 536 с.

172. Скокова Л. И. На границе двух эпох. — Тула: Гриф и К, 2003. — 128 с.

173. Скокова Л. И. Родословные корни Ивана Тургенева. — Орел: Орлик, 2006. — 160 с.

174. Старенков М. 77. Язык и стиль «Записок охотника» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сб. статей под общей ред. С. М. Петрова. — М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1959. —С. 65—67.

175. Суньига Х.-Э. Загадка Тургенева. / Пер. с исп. Н. Н. Арсентьевой. — Орёл: Изд-во Орловской телерадиовещательной компании, 1998. — 332 с.

176. Тихонова Е. Ю. Человек без маски. В. Г. Белинский. Грани творчества. — М.: Совпадение, 2006. — 279 с.

177. Томан И. Б. И. С. Тургенев и немецкая культура // Тургеневский сборник. —Москва: Русский путь, 1998. Вып. 1. — С. 31—70.

178. Томан И. Б. Произведения Тургенева как источник по истории повседневности (виртуальный музей русской усадьбы) // Тургеневский сборник. —М.: Тургеневское общество, 2006. Вып. 3. — С. 130—139.

179. Топоров В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы). Чтения по истории и теории культуры. — М.: РГГУ, 1998. — 189 с.

180. Трофимова Т. Б. Тургенев и Лермонтов (К проблеме реминисценций в цикле «Стихотворения в прозе» // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2002. Вып. 6. —С. 98—104.

181. Трофимова Т. Б. Шекспир. Пушкин. Тургенев. Творческие переклички (повесть «Ася») // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2007. Вып. 14. — С. 93—100.

182. Ульгбина О. Б. Поэтика портрета и его функции в повести И. С. Тургенева «Фауст» // Тургеневский ежегодник 2004 года. — Орел: ООО ИД «Орлик», 2006. — С. 98—104.

183. Улыбина О. Б. Философия страдания в повестях И. С. Тургенева («Живые мощи», «Странная история», «После смерти» // Тургеневский ежегодник 2002 года. — Орел: Изд. Дом «Орлик», 2003. — С. 45—49.

184. Фридман Н. В. Поэма Тургенева «Разговор и лермонтовская традиция» // Четвертый межвузовский тургеневский сборник. — Орел: Труд, 1975. — С. 213-232.

185. Халфин Ю. А. И. С. Тургенев: правда двойных зеркал // Литература. 2003. № 34 (505). — С. 5—11. Электронный ресурс.: http: // lit.lseptember.ru.

186. Чалмаев В. И. Тургенев. Жизнь и творчество. — Тула: Приокское кн. изд-во., 1989. — 466 с.

187. Чернов Н. М. Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» и ее реальные источники//Вопросы литературы. 1973. № 9. — С. 225—241.

188. Чернов Н. М. И. С. Тургенев в Москве. — М.: Грааль, 1999. — 202 с.

189. Чернов Н. М. Спасско-Лутовиновская хроника (1813-1883). — Тула: Лев Толстой, 1999. — 446 с.

190. Чернов Н. М. Лаврецкие и Лутовиновы в жизни и в романе. (Комментарий к «Дворянскому гнезду») // Спасский вестник. — Тула: Лев Толстой, 1999. Вып. 5. — С. 48—60.

191. Чернов Н. М. Тургеневы в чужих краях // Спасский вестник. — Тула: Лев Толстой, 2000. Вып. 7. — С. 80—89.

192. Чернов Н. М. Провинциальный Тургенев. М.: Центрполиграф, 2003. 425 с.

193. Чернов Н. М. Дворянские гнёзда вокруг Тургенева. — Тула: Гриф и К, 2003. —354 с.

194. Чудаков А. 77. О поэтике Тургенева-прозаика (Повествование — предметный мир — сюжет) // И. С. Тургенев в современном мире. — М.: Наука, 1987. — С. 240—266.

195. Швецова Т. В. Поэма И. С. Тургенева «Стено»: от Байрона к Шекспиру // Спасский вестник. ■— Тула: Гриф и К, 2005. Вып. 12. — С. 29—35.

196. Швецова Т. В. Статья И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» и ее место в творческой эволюции писателя // Тургеневский ежегодник 2004 года. — Орел: ОРЛИК, 2006. — С. 105—115.

197. Швецова Т. В., Шишелова А. Н. Мотив сватовства в пьесах И. С. Тургенева и А. Н. Островского // Спасский вестник. — Тула: Гриф и К, 2007. Вып. 14. —С. 140—146.

198. Эйхенбаум Б. М. <Предисловие> // Островский А. Тургенев в записях современников. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1929. — С. 7—13.

199. Яворская О. М. О роли символических мотивов в прозе И. С. Тургенева // И. С. Тургенев и современность. Международн. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рожд. И. С. Тургенева. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — С. 142— 147.

200. Mourier J. Ivan Sergueievitch Tourgueneff a Spasskoe. — St-Petersbourg: Velten, 1899. — 164 с.

201. I. СЛОВАРНО-СПРАВОЧНАЯ И ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРА ТУРА

202. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания 1890 г. — М.: ТЕРРА, 1992. Т. 51. — С. 380—381.

203. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Рус. язык, 1980.

204. Даль В. И. Пословицы русского народа: В 2 т. — М.: Художественная литература, 1989. Т. 2. — 447 с.

205. Левшин В. А. Топографическое описание Тульской губернии. 1803 год. — Тула: Пересвет, 2006. — 392 с.

206. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова: В 4 т. — М.: «ТЕРРА» — «TERRA», 1996. Т. I. — 1565 с.

207. Каталог выставки в память И. С. Тургенева в Императорской Академии Наук. Март 1909 г. 2-ое изд. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1909. —318 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.