Проблема человека в философской концепции иезуитов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Коротков, Владислав Олегович

  • Коротков, Владислав Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 164
Коротков, Владислав Олегович. Проблема человека в философской концепции иезуитов: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Екатеринбург. 2016. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Коротков, Владислав Олегович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ИЕЗУИТОВ..З

1.1. Создание И. Лойолой модели нового типа личности «homo christianus»

1.2. Особенности трактовки свободы человека в философии иезуитов

1.3. Философия иезуитов о предназначении человека

ГЛАВА II. ВЗГЛЯДЫ ИЕЗУИТОВ НА БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ

2.1. Образ общества и места человека в нем в философском учении иезуитов

2.2. Специфика трактовки морали иезуитами

2.3. Современные философские воззрения ордена иезуитов на человека и общество

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема человека в философской концепции иезуитов»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что иезуиты на протяжении всего периода своего существования были и остаются наиболее сильным орденом в структуре Католической Церкви, оказывающим влияние на политику Ватикана. При этом они мобильно реагируют на те изменения, которые происходят с современным человеком в условиях динамизма социальной жизни, наполненной цивилизационными сдвигами. Эти существенные трансформации влияют на изменение места и роли религии в жизни человека. С одной стороны, духовный кризис в обществе обращает человека к религии как традиционной форме сохранения морали и духовности человека. С другой стороны, религиозные мотивы все более используются в современной политике. Активное вторжение в европейскую культуру, где традиционно доминировало христианство, учений других религиозных конфессий, обусловливает усиление защиты устоев жизни европейцев: их понимание сущности и предназначения человека, моральных параметров его деятельности и т.д. В этих условиях иезуиты приняли на себя функции защитника христианства и авторитета Католической Церкви.

В связи с этим исследование взглядов иезуитов на человека, его место и роль в обществе позволит более полно и конкретно раскрыть и причины отхода европейцев от христианства и обращения их к другим религиозным учениям, а также возможности защиты в рамках христианства традиционных европейских ценностей. Особенно актуально это стало в последние годы, когда 13 марта 2013 года престол римского понтифика занял первый папа-иезуит Франциск I, обозначивший одним из направлений своего понтификата активную общественную деятельность. Сегодня Католическая Церковь является одним из сильнейших религиозных институтов в Европе, который играет немаловажную роль в жизни человека. Поэтому изучение философии иезуитов весьма актуально в плане понимания ими человека и его роли в обществе. Кроме того, технологии воспитания христиан внутри ордена иезуитов, помогут лучше понять и раскрыть сущность манимпулирования людьми в современном обществе.

Степень научной разработанности. Проблема человека в концепции иезуитов с философской точки зрения отдельно и детально не исследовалась. Поэтому большая часть работы сделана автором на основе изучения первоисточников.

Главные положения философской системы иезуитов отражают отношение идеологов ордена к человеку, его предназначению и месту в обществе, раскрывают понимание ими сущности человеческой свободы и морали. Эти положения содержатся в источниках: «Автобиография» Игнатия Лойолы, «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы, «Monita secreta (privata) Societatis Jesu» - Тайные наставления Общества Иисуса, «Формулы института Общества Иисуса, одобренные и утверждённые Верховными Понтификами Павлом III и Юлием III», булла Magna Charta папы Римского Павла III об организации Общества Иисуса, Переписка Лаврентия Ганганелли (Папы Климента XIV) и Карла Бертинаци», Катехизис католической церкви», энциклика «Свет Веры» папы Франциска I и т.д. Противовес им составляют труды основателей и идеологов движения протестантизма: Мартина Лютера, Жана Кальвина, Филиппа Меланхтона, Якоба Бёме, касающиеся проблемы человека и его места и роли в христианском обществе.

Проблемой человека в философии иезуитов целенаправленно занималось достаточно мало исследователей: Д. В. Шмонин, А. Тонди, Н. В. Свиридова, Ю. Ф. Самарин, Э. Пуссе, М. Леруа, Л. Н. Великович.

Подробное исследование деятельности иезуитов в историческом плане позволяет рассмотреть их философию в ключе ее практического применения в отношении человека и общества, раскрывая мотивы, цели, задачи политики Католической Церкви, способы их достижения. Наиболее полно орден иезуитов исследован в плане истории его создания Игнатием Лойолой и последующего развития с середины XVI века по современность, что описывается в работах Т. Гризингера, Г. Бемера, аббата Гетте, Г. Моно, Ж. Губера, С. Деклю, Х. Кобо, Н. Любовича, и т.д. В этих трудах основное внимание уделяется религиозной догматике Католической Церкви, на которой базируется вся философия ордена

иезуитов и его отношение к человеку. Затрагиваются вопросы создания иезуитами собственной морали за счет изменения христианской догматики. Однако в этих работах преобладает не философский, а исторический подход к исследованию.

Более жесткой антицерковной позицией и открытой критикой иезуитов характеризуются работы советских исследователей. Н. Великовича, Б. А. Печникова, Д. Е. Михневича. Эти труды критикуют религиозную идеологию и мировоззрение католицизма и иезуитов. В силу своего отношения к религии авторы разоблачают тайные цели и задачи Католической Церкви, поднимая вопросы становления иезуита как идеальной христианской личности и отношения Церкви к обычному человеку и его месту в христианском мире.

Анализ, близкий к философскому, можно найти в работах Р. Барта, Ф. Ф. Павленкова, А. Тонди (он был иезуитом на протяжении 16 лет и лично был включен в систему «человек-церковь-общество», разработанную орденом), а также в ряде непереведенных работ Дж. Бернауэра (J.Bernauer), Т. Кэмпбела (Т. Campbell), М. Кьюсака (M. Cusack), Л. Десанктиса (L. Desanctis), Д. Флеминга (D. Fleming), Р. Линдера (R. Linder), Р. Марикса (R. Maryks), Дж. Николини (G. Nicolini), Э. Пэриша (Е. Paris), Э. Фелпса (Е. Phelps), Р. Томпсона (R. Thompson). Эти труды похожи тем, что в них присутствует философский анализ трудов иезуитов и рассматривается догматика в рамках их воззрений на религию, на теологию, на образ идеального человека-христианина в реалиях времени XVI-XVII веков. Помимо рассмотрения истории иезуитов авторы останавливаются на проблеме становления их философии, проводя глубокий психологический анализ личности Игнатия Лойолы, затрагивая проблемы морали иезуитов, исследуя их основные программные документы и деятельность в рамках всего христианского общества.

Для постижения сущности христианина и его места и роли в обществе важную роль играют труды Д. Ваттимо, М. Вебера, Р. Виппера, Т. Вудса, А. Г. Вульфиуса, Г. В. Ф, Гегеля, А. Х. Горфункеля, Ж. Губера, Г. В. Лейбница, А. Макграта, Д. С. Мережковского, Д. Оменна, Э. Пуссе, Й. Ратцингера, Т. Б. Коваль, Т. Кондрусевича, Б. Хегглунда, Й. Хёйзенги, Ф. Шлейермахера, Э. Жильсона. В

своих работах они стремятся раскрыть образ человека как истинного христианина, подвергая анализу совокупность его светской и духовной деятельности.

Ценными для нашей темы являются исследования, посвященные проблеме человека в философии религии, представленные в работах П. С. Гуревича, В. Я. Нагевичене, Д. В. Пивоварова, Дж. П. дела Мирандолы, В. Дильтея, В. В. Лазарева, Д. В. Шмонина, Н. В. Свиридовой, Б. Д. Позоровской, Б. Рассела, Л. Стевенсона, М. А. Корзо, М. Шелера, О. В. Коркуновой.

Интересным представляется рассмотрение особенностей трактовки свободы в рамках религиозной и социальной философии, которую представляют в своих трудах - И. А. Ильин, П. Тейяр де Шарден, В. Дильтей, Л. Стевенсон, П. Гуревич, Г. Бемер, Д. Николини, Г. Лейбниц, А. Тонди, Ж. Губер, Б. Рассел, Д. В. Шмонин, А. Гарнак. Их понимание данной проблемы позволяет выделить специфику трактовки свободы в концепции иезуитов и определить степень ее уникальности.

Анализ проблем светской и религиозной морали и этики осуществлялся такими исследователями, как Ю. Н. Тундыков, А. Макинтайр, Б. Рассел, А. А. Гусейнов. К изучению специфики иезуитской и протестантской морали обращались в своих трудах А. Макграт, Д. В. Шмонин, Б. А. Печников, Е. Спекторский, А. И. Бродский, Ю. Ф. Самарин, Р. Марикс, Ж. Губер, М. Леруа, А. Г. Вульфиус, Г. В. Ф. Гегель, Э. Периш, Т. Гризингер, Г. Бемер, Т. Вудс, Н. Любович, А. Тонди.

Значимыми для концепции диссертации являются идеи и исследования в области социальной философии и философской антропологии, проведенные В. В Кемеровым, Б. Расселом, Х. Ортегой-и-Гассетом, Д. Беллом, Э. Тоффлером, Л. А. Мясниковой, П. С. Гуревичем, М. Шелером, Х Плеснером, П. Тейяр де Шарденом.

Большой вклад в изучение католической философии внесли Ж. Маритен, Э. Жильсон, Д. Ваттимо, Т. Вудс, А. Г. Вульфиус, Ф. Шлейермахер, Б. Хегглунд, К.

Фишер, Й. Ратцингер, Д. Оменн, А. Макграт, Г. Лейбниц, И. А. Ильин, А. Х. Горфункель, А. Гарнак и др.

Несмотря на достаточно большое количество перечисленных исследований, подавляющее большинство из них посвящены в основном историческому процессу Реформации, а философия человека в понимании иезуитов почти не затрагивается. Изучение догматики и системы религиозных ценностей иезуитов производилось выборочно, скорее, в рамках общего ознакомления, нежели конкретных исследований. Это дает автору данного исследования возможность более глубоко изучить первоисточники и на их основании представить образ человека, его место и роль в обществе в философской концепции иезуитов. Отдавая себе отчет в невозможности сразу полно и глубоко раскрыть проблему человека в концепциях иезуитов в силу ее объемности и многоаспектности, мы выделили в данном исследовании наиболее важные в философской концепции иезуитов аспекты: понимание сущности человека как христианина, его свободы, а также места и роли в жизни общества, морали и предназначения. С учетом актуальности и степени разработанности обозначенной тематики определены проблема, объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы.

Проблема исследования: специфика понимания человека в философской концепции иезуитов как теоретической основы практической деятельности этого ордена.

Объект исследования в нашей работе - человек в понимании религиозной философии. Предметом исследования становятся человек и его место в обществе в философской концепции иезуитов.

Цель диссертационной работы: раскрыть специфику подхода иезуитов к решению проблемы человека через такие ее составляющие, как сущность человека, его предназначение, трактовка свободы и норм поведения в обществе.

Целью исследования определяются следующие задачи:

1) Определить специфику понимания человека и его сущности в философской концепции иезуитов;

2) проанализировать особенности трактовки свободы как основного атрибута человека в философии иезуитов;

3) раскрыть особенности понимания иезуитами предназначения человека;

4) исследовать кодекс морали в данной философии, выявить существенные отличия ее от традиционной парадигмы католицизма и взглядов протестантов;

5) систематизировать взгляды иезуитов на место и роль человека в обществе;

6) показать трансформацию взглядов иезуитов на человека в современном обществе.

Теоретическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составил комплекс теоретических подходов и методов. Теоретической основой исследования является многообразие продуктивных идей, связанных с решением проблемы человека в религиозной философии. Среди них наиболее важными для нашего исследования являются идеи А. Тонди о трансформации сущности человека с помощью определенной методики и концепции морали закрытых религиозных организаций, Т. Гризингера об идеологическом базисе Общества Иисуса и духовном предназначении человека, Г. Бемера о стратификации общества и его искусственном разделении, Й. Ратцингера о сущности и целях современного католицизма, М. Вебера об этике и морали протестантизма в сравнении с концепцией иезуитов, Л. Н. Великовича о сущности религиозной организации, и др. Источниками стали основные программные документы, в которых отражены основные аспекты философской концепции ордена - «Духовные упражнения» И. Лойолы, «Тайные наставления общества Иисуса», Устав ордена иезуитов и ряд документов, отражающих их отношение к миру.

Методологическая основа и методы диссертационного исследования.

Для выявления продуктивных идей, связанных с пониманием сущности человека в религиозной философии автор опирался на общенаучные методы исследования и диалектическую логику. Для выявления сущности идей иезуитов был применен аналитический метод, используемый для анализа основных программных

документов иезуитов и их главных антагонистов - идеологов протестантской философии.

Для исследования истоков взглядов иезуитов на человека и сохранения преемственности философских идей ордена и идей предшествующей эпохи Возрождения использовался метод единства исторического и логического. Метод историко-генетического анализа позволил выявить пути становления идей иезуитов о трансформации личности человека и создании нового типа человека -«homo christianus». С помощью метода типологизации и инструментов индукции разрозненные тезисы и мысли обобщались в единую философскую систему взглядов на структуру общества и сущность предназначения человека.

Использовался сравнительный метод, поскольку изучение философии иезуитов крайне сложно осуществлять без рассмотрения философско-религиозных концепций идеологов протестантизма (Мартина Лютера, Жана Кальвина и др.). Это дает осознание того, с чем призваны были бороться монахи-иезуиты, и показывает суть применения идей иезуитов на практике.

Для сохранения в фокусе исследования проблемы создания идеального человека в концепции иезуитов применялся философско-антропологический подход. Нашел применение и гипотетико-дедуктивный метод, показывающий практическое применение иезуитских воззрений. Часть первоисточников и исследований автор переводил самостоятельно, и в ходе этого процесса пытался глубже понять основные положения философии иезуитов. Для этого использовался метод герменевтики.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии специфики подхода иезуитов к решению проблемы понимания человека в таких аспектах: сущность человека, свобода как атрибут человека, его предназначение и нормы морали как кодекс деятельности в обществе. В данной работе впервые целенаправленно осуществлен анализ проблемы человека в философии иезуитов, определены основные направления практического воплощения философских идей Игнатия Лойолы и его последователей. Автором проведен сравнительный анализ концепции иезуитов с учением протестантизма, который позволил полнее

раскрыть своеобразие подхода иезуитов к решению проблемы человека, а также созданного ими кодекса морали и принципов деятельности в обществе. Основные результаты диссертационного исследования, определившие его новизну, состоят в следующем.

1. Показано, что в философской концепции иезуитов, созданной основателем ордена Игнатием Лойолой, дано понимание человека исключительно как христианина, который в соответствии с реалиями Нового времени живет одновременно духовно-религиозной и мирской жизнью. Для совершенствования человека как христианина Лойолой создан тип идеального человека «homo christianus», как определил его автор данного исследования. Раскрыта и проанализирована методика воплощения этого типа человека в жизнь, включающая в себя последовательную трансформацию его сознания путем формирования нужной системы ценностных ориентаций, с целью беспрекословного выполнения команд Ватикана.

2. Дан анализ предназначения человека в философской концепции иезуитов. Показано, что в данной концепции акцент сделан на предназначении не человека «вообще», а на предназначении каждого отдельного человека в зависимости от его принадлежности к определенному социальному слою. При этом явственно прослеживается мысль о том, что посвящая свою жизнь Богу, человек должен служить могуществу и процветанию Католической Церкви. Зачастую допускается смешение и отождествление этих целей.

3. Раскрыта специфика понимания свободы человека, полагающая широкий диапазон степени свободы для отдельных личностей от молчаливого и беспрекословного исполнения приказа до безграничного всевластия. Это позволило выявить стандарты индивидуальной и корпоративной свободы, реализованные внутри ордена иезуитов.

4. Показано, что понимание предназначения человека и его свободы определили специфику трактовки морали иезуитами. Раскрыто, что эта система морали служила прежде всего интересам ордена иезуитов, в силу чего многие нормы традиционной морали католицизма были изменены в своем содержании.

5. Показано, что философская концепция человека у иезуитов не является чисто теоретической конструкцией, а служит основой практической деятельности вплоть до наших дней.

Положения диссертации, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

1) Игнатием Лойолой и иезуитами была создана уникальная модель нового типа личности, обозначенного нами как «homo christianus» - идеальный христианин, представляющий собой особую сверхличность, превосходящую большинство людей в плане духовного и психологического развития. Процесс подготовки такого человека состоял в перестройке его сознания, которая объединяла две составляющие - духовность и светскость. В результате живя двойственной жизнью: духовной и мирской, человек должен служить Богу, но служил прежде всего Церкви. Такой христианин стоял выше общества, поскольку его задачами становилось управление всеми социальными сферами и поддержание авторитета религии и Церкви.

2) Иезуитами сформированы позиции свободы и несвободы человека. Понимание свободы представлено через антагонизм мирской и духовной свободы, свободы и несвободы личности в рамках общества и в рамках иерархии ордена с ее жесткой дисциплиной. Для них «свобода от» - это свобода от разного рода привязанностей, желаний, обязательств и благ, собственной воли и самостоятельной позиции. А дана «свобода для» достижения власти и могущества. Эта концепция свободы была основой практических правил распространяющихся на действия каждого христианина в обществе.

3) Иезуиты создали собственную систему взглядов о предназначении христианина, классифицировав все общество по трем категориям: «воин господа», «меценат/спонсор», «безмолвная паства». Каждая из этих категорий была наделена определенными функциями, выполняя которые они служили Богу, достигая этим спасения.

4) Специфика понимания свободы «homo christianus» и дифференцированного истолкования предназначения человека-христианина

позволила модифицировать традиционную систему морали католицизма, создав кодекс морали для членов ордена иезуитов. Служение Богу и исполнение задач, поставленных Церковью, считалось долгом и высшей обязанностью христианина, в силу чего трансформировалось истолкование греха, и вводилась особая шкала оценки допустимого, особенно в выборе средств, в поступках человека-христианина. Иезуитами была создана собственная система морально -этических норм, отражающая их политику в обществе, закладывающая основы утилитаризма в этике. Произошла переориентация в оценке степени греховности человека в сторону практической выгоды, основанной на применении методов казуистики и пробабилизма.

5) Социальная стратификация общества, созданная в философии иезуитов, явилась теоретической основой для практической работы с людьми. Она обеспечивала индивидуальный подход к каждому человеку-христианину, позволяя ему осознать свой личный вклад в дело служения Богу и помощи Церкви. Такая адресная работа укрепляла позиции и самого ордена. Иезуиты Образ общества создавался посредством стратификации христиан на основании их полезности для Католической Церкви. Критерий полезности определялся материальным благосостоянием индивида или его способностью принести ту или иную пользу Обществу Иисуса. На основании этого обеспечивался индивидуальный подход к человеку.

6) Современные взгляды иезуитов на человека и его место в обществе представляют собой синтез фундаментальных идей ордена и передовых новшеств, что позволяет иезуитам органично вписываться в реалии жизни современного общества. Любые новшества культуры и науки иезуиты принимают и адаптируют под свои цели, что позволяет им оставаться самым сильным католическим орденом и в настоящее время.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа раскрывает теоретические положения, которые характеризуют сущность философского отношения иезуитов к человеку, их влияние на общество, возможности и механизмы социокультурной и психологической трансформации

человека, основанной на создании нового образа человека, нового типа личности и развитии идеологической догматики католичества.

Определённое научное значение имеют разработанные в диссертации понятие и типология религиозных традиций иезуитов, определение их специфики, которая составила методологическую основу выявления особенностей, форм и методов трансформации человека на основе создания новой философской системы. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении разделов общих курсов по истории философии, социальной философии, философской антропологии, религиоведения. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области западноевропейской религиозной философии.

Достоверность результатов диссертации подтверждается использованием в качестве теоретической и методологической базы многообразия продуктивных идей, связанных с пониманием сущности человека и его места в обществе, предложенных в классической, неклассической и постнеклассической философии; корректным использованием философской терминологии, философских и научных методов и междисциплинарной методологии, представляющих собой синтез историко-генетического, философско-антропологического,

сравнительного, герменевтического подходов, ряда общенаучных методов (типологизация, индукция, дедукция, сравнительный метод, метод единства исторического и логического).

Апробация результатов работы. Основные её положения были отражены в восьми публикациях общим объемом 5 п. л., в том числе в 4 публикациях в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК.

Структура и объем диссертации. Структура диссертационной работы определена поставленными задачами: состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем составляет 164 стр. Список литературы включает 120 названий, в том числе 16 на иностранном языке.

ГЛАВА I. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ИЕЗУИТОВ

1.1. Создание И. Лойолой модели нового типа личности «homo christianus»

Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу. Все же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен.

Игнатий Лойола. «Духовные упражнения»

В XVI веке Католическая Церковь пережила сильнейший кризис, связанный с потерей былой власти и могущества. С одной стороны ее теснила светская культура, созданная в эпоху Ренессанса с ее культом природы и антропоцентризмом, а с другой - внутри самой Католической Церкви произошел раскол, названный Реформацией, в результате чего образовалось новое направление в христианской религии - протестантизм. Однако Ватикан стремился найти новые формы и средства поддержания своего авторитета, величия Католической Церкви и католической религии. Именно с этой целью был создан новый орден - Общество Иисуса, позднее получивший название ордена иезуитов.

Христианская традиция базировалась на идеях теоцентризма, согласно которой человек был создан Богом, и понимание его сущности определялось его отношением со Всевышним. На протяжении тысячи лет центром был Бог, а человек рассматривался только как творение и инструмент познания Творца. Одним из виднейших философов, отстаивающих эту позицию, был Августин Блаженный. Он характеризовал место человека в мире так: «И человек, эта малейшая часть создания твоего... столь маловажное звено в творении твоем, дерзает воспевать тебе хвалу. Но ты сам возбуждаешь его к тому, чтобы он находил блаженство в прославлении тебя; ибо ты создал нас для себя, и душа наша дотоле томится, не находя себе покоя, доколе не успокоится в тебе»1. В эпоху средневековья христианская церковь приспособила идеи античной философии к реалиям своего времени - Платон, Аристотель обрели новый смысл.

Отход от идеи теоцентризма начался в период становления философии эпохи Возрождения. Одним из первых философов это сделал Николай Кузанский.

1 Августин Блаженный Исповедь // Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1969. Т. 1. - С. 582

С его именем связан поворот к антропоцентризму - именно Кузанский был одним из первых мыслителей, поставивших человека в центр бытия мира. Он переводил философию из разряда религиозных догматов в русло натуралистических размышлений о человеке, природе и окружающем мире. В работах Николая Кузанского еще сохранялось толкование христианского Бога как некоего абсолютного существа, стоящего выше природы. Но позиция пантеизма позволяла Кузанскому приближать Творца к природе. Этим он задал новое видение человека как творения Бога и в то же время неотъемлемой части природного мира. Так формируется оппозиция средневековой схоластике на основе многостороннего и многогранного истолкования античной философии и нового мышления эпохи.

Центральное место в мире теперь занимает человек - самое совершенное творение Бога. Человек теперь представляется как микрокосм, миниатюрная копия макрокосма, что возвращает к жизни античные идеи о сущности человека. И как микрокосм человек способен познавать Бога через познание природы как его творения. Способность к познанию и разум человека Кузанский представляет как порождение Бога-природы, и это является главной особенностью свободного человека, стоящего в центре природы2.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коротков, Владислав Олегович, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования на русском языке

1. Августин Блаженный Исповедь // Антология мировой философии. В 4 -х т. М., «Мысль», 1969. Т. 1. - С. 581 - 606.

2. Августин Блаженный. О граде божьем // Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1969. Т. 1. - С. 581 - 606.

3. Августин Блаженный. Монологи // Антология мировой философии. В 4 -х т. М., «Мысль», 1969. Т. 1. - С. 581 - 606.

4. Августин Блаженный. Об истинной религии // Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1969. Т. 1. - С. 581 - 606.

5. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. СПб. : «Пневма», 2002. - 880 с.

6. Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1969. Т. 1. - 937 с.

7. Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1970. Т. 2. - 776 с.

8. Барт Р. Сад, Фурье, Лойола / Пер. с франц. Б.М. Скуратова. - М., Праксис, 2007. - 256 с.

9. Бемер Г. Иезуиты; Ли Г.Ч. Инквизиция. - СПб. : ООО «Изд-во Полигон», 1999. - 1248 с.

10. Бемер Г. История ордена иезуитов / Генрих Бёмер. — Пер. с нем. Н. Попова. — М. : Ломоносовъ. — 2012. — 216 с.

11. Бродский А. И. Casus conscientiae. Казуистика и пробабилизм с точки зрения современной этики // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 279 - 295.

12. Булла Magna Charta папы Римского Павла III об организации Общества Иисуса (ордена Иезуитов) //А.Р. Андреев. История ордена Иезуитов.

Иезуиты в Российской Империи. М. : «Русская панорама», 1998. - С. 240 -243.

13. Бёме Я. Теософские послания // Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. — СПб.: Роза мира, 2002. - С.165 - 194.

14. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / Пер. с нем. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 208 с.

15. Ваттимо Д. После христианства. М. : Три квадрата, 2007. - 160 с.

16. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем. /сост., общ.ред. и послесл. Ю.Н. Давывова. - М. : Прогресс, 1990. - С. 61-272.

17. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Том II. М. : Канон+, 1998. - С. 432 с.

18. Великович Л. Н. Иезуиты вчера и сегодня. М. : «Знание», 1972. - 64 с.

19. Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. М. : Мысль, 1980. - 231 с.

20. Виппер Р. Церковь и государство в Женеве XVI века. М.: 1894. - 762 с.

21. Вудс Т. Как Католическая церковь создала западную цивилизацию / Томас Вудс; пер. с англ. В. Кошкина. — М. : ИРИСЭН, Мысль, 2010. - 280 с.

22. Вульфиус А. Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, Реформация, католическая реформа. СПб.: «Наука и школа», 1922. - 169 с.

23. Гарнак А. Сущность христианства. СПб. : Издание М. В. Пирожкова, 1907.

- 223 с.

24. Гегель Г. В. Ф. Христианство и Реформация // Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. — СПб. : Роза мира, 2002.

- С. 267 - 360.

25. Геттэ (аббат). История иезуитов, составленная по подлинным, отчасти неизданным документам аббатом Геттэ, автором Истории Церкви во Франции и многих других исторических сочинений. М. : Тип. «Русская Печатня», 1912 - 194 с.

26. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М. : Высш. школа, 1980. - 368 с.

27. Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. В 2-х томах: пер. со 2-го нем. изд. / Т. Гризингер / Изд. М.О. Вольфа. - М., СПб. : В тип. М. О. Вольфа, 1869. - Т. I: 351 с.; Т. II: 311 с.

28. Губер Ж. Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни и религии. Пер. с 6 издания В. И. Писаревой. СПб. : Изд. ф. Павленкова. 1898г. - 320 с.

29. Гуревич П. С. Проблема человека в западной философии. М. : «Прогресс», 1988. - 546 с.

30. Гуревич П. С. Проблема целостности человека. М. : ИФ РАН, 2004. - 179 с.

31. Гуревич П. С. Философская антропология : учеб. пособие / П. С. Гуревич. -2-е изд., стер. - М. : Издательство «Омега-л», 2010. - 607 с.

32. Деклю С. К вящей славе Божьей // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jesuit.ru/. - 60 с.

33. Декрет I генеральной конгрегации № 35 Общества Иисуса «С новым рвением и воодушевлением». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jesuit.ru/ - 6 с.

34. Декрет 2 генеральной конгрегации № 35 Общества Иисуса «Огонь, возжигающий другие огни». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jesuit.ru/ С. 7.

35. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. Т.1. - 506 - 514 с.

36. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. - 2-е изд., - М., СПб. : «Центр гуманитарных инициатив», 2013. - 464 с.

37. Диспут доктора М. Лютера о силе индульгенций, состоящий из 95 тезисов // Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. — СПб. : Роза мира, 2002. - С.3 - 16.

38. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Почему мы верим в Россию. М. : Эксмо, 2006. - 912 с.

39. К христианскому дворянству немецкой нации // Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. — СПб. : Роза мира, 2002. - С. 17 - 86.

40. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. [Пер. с.фр. А. Д. Бакулов]. В 4-х томах. USA. 1997 - 1999. Т. 1- 2 -582 с.; Т.3 - 479 с.; Т.4 - 639 с.

41. Катехизис католической церкви. Культурный центр «Духовная библиотека». М. : 2007. - 673 с.

42. Коваль Т. Б. Новый Свет Папы Франциска / Т. Б. Коваль // Латинская Америка. - 2013. - № 7. - С. 4 - 20.

43. Кобо Х. Кредо иезуита // НГ. Религии, № 2,М., 2008. - С. 3.

44. Кондрусевич Т. Анализ энциклики Папы Франциска «LUMEN FIDEI». Доклад на конференции о вере. Казань 23-25 августа 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kazan.dscs.ru/?page_id=1191

45. Корзо М. А. Образ человека в проповеди XVII века. - М., ИФРАН, 1999. -189 с.

46. Коротков В. О. Предназначение человека в философско-религиозной системе ордена иезуитов. // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения, № 2 (22), 2014. - С. 61 - 68.

47. Краткий катехизис // Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. — СПб.: Роза мира, 2002. - С. 108 - 117.

48. Лазарев В. В. Становление философского сознания Нового Времени. Издательство «Наука», 1987. - С. 48 137 с.

49. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; Послесл. А. Я. Гуревича. — Екатеринбург: : У-Фактория, 2005. - 560 с.

50. Лейбниц Г. В. Защита бога // Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. - СПб.: Роза мира, 2002. - С. 231 - 266

51. Леруа М. Миф о иезуитах: от Беранже до Мишле / М. Леруа. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 464 с.

52. Лойола И. Духовные упражнения // Символ. - Париж, 1991. - №26 - С. 15 -123.

53. Лойола И. Рассказ паломника о своей жизни. - М.: ИФТИ св. Фомы, 2002. -256 с.

54. Лоренцо Валла. О наслаждении // Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1970. Т. 2. - С. 77 - 85.

55. Льоренте Х. А. Критическая история испанской инквизиции. М. : Соцэкгиз, 1936. Т. 1. - 725 с.

56. Льоренте. Х. А.. Критическая история испанской инквизиции. М.: Соцэкгиз, 1936. Т. 2. - 584 с.

57. Любович Н. Начало католической реакции. Упадок Реформации в Польше. Варшава, 1890. 411 с.

58. Макграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса : Изд. ОБШ "Богомыслие", 1994. - 281 с.

59. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали / Пер. с англ. В. В. Целищева — М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.— 384 с.

60. Меланхтон Ф. Аугсбургское вероисповедание // Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. — СПб.: Роза мира, 2002. - С.123 - 164.

61. Мережковский Д. С. Реформаторы. Лютер, Кальвин, Паскаль. Брюссель, 1990. - 422 с.

62. Михневич Д. Е. Очерки из истории католической реакции (иезуиты). - 2-е изд. - М. : АН СССР, 1955. - 408 с.

63. Николай Кузанский. Об ученом незнании. Книга первая // Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1970. Т. 2. - С. 53 - 77.

64. О свободе христианина // Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. — СПб. : Роза мира, 2002. - С. 87 - 107.

65. Оменн Д. Христианская духовность в католической традиции. Рим -Люблин : Изд-во Святого креста, 1994. - 416 с.

66. Открытое увещевание ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа // Мартин Лютер. Избранные произведения. СПб. : «Андреев и согласие», 1994. - С. 120 - 130.

67. Отрывок из интервью Жона Собрино мадридской газете "Эль Паис" (напечатано 14.06.2007) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jacopone-da.livejournal.com/

68. Павленков Ф. Ф. Будда. Конфуций. Савонарола. Торквемада. Лойола. СПб. : «ЛИО Редактор», 1993. - 368 с.

69. Папа иезуитам: налегайте на весла и идите даже против ветра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.radiovaticana.va/.

70. Папа римский Франциск. Энциклика Lumen Fidei. М. : НО Издательство Францисканцев, 2013. - 80 с.

71. Папа Франциск: кто я такой, чтобы судить геев? // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.bbc.co.uk/russian/society/2013/07/130729_pope_gay_attitude.shtml

72. Переписка Лаврентия Ганганелли (Папы Климента XIV) и Карла Бертинаци. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vostlit.info.

73. Перцев А. В. Почему Европа не Россия. Как был придуман капитализм. — М.: Академический проект, 2004. 439 с.

74. Печников Б.А. Отцы тьмы, или иезуиты просвещения. М. : Педагогика, 1989. - 272 с.

75. Письмо анонимного иезуита отцу Хуану Себастьяну, главе провинциального ордена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vostlit.info.

76. Позоровская Б. Д. Жан Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. М. : Бычков, 2003 г. - 320 с.

77. Попов А. Проблемы современного социального учения католицизма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //lib. pravmir.ru/library/readbook/413

78. Призвание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jesuit.ru/

79. Пуссе Э. Введение к Духовным упражнениям // Символ. - Париж, 1991. -№26 - С. 9 - 14.

80. Рассел Б. История западной философии. T.II. - М.: «МИФ», 1993. - 445 с.

81. Ратцингер Й. Введение в христианство. Брюссель, 1988. - 318 с.

82. Самарин Ю. Ф. Иезуиты и их отношение к России : Письма к иезуиту Мартынову / Самарин Юрий Федорович. - изд. 3-е. - М. : Тип. Грачева и К°, 1870. - 510 с.

83. Свиридова Н. В. Религиозно-философские течения в современной теологии иезуитов // «Дискуссия», №7, 2013. - С. 45 - 49.

84. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. В. Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998. - 1064 с.

85. Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Том II. СПб. : «Наука», 2006. - 536 с.

86. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. М. : СЛОВО, 2004. - 230 с.

87. Существует ли разумная жизнь на других планетах? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infox.ru.

88. Тридентское вероисповедние. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www.catholic.uz/tl_files/reading_room/professio_fidei_tridentin/.

89. Томас Мюнцер. Пражское воззвание // Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1970. Т. 2. - С. 113 - 115.

90. Томас Мюнцер. Проповедь перед князьями // Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1970. Т. 2. - С. 115 - 116.

91. Тонди А. Иезуиты. М. : Изд-во иностр. лит., 1955. - 332 с.

92. Факты и цифры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jesuit.ru/.

93. Фишер К. Учение о религии в новой философии // Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. — СПб.: Роза мира, 2002. - С. 361 - 646.

94. Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. В 4-х т. М., «Мысль», 1969. Т. 1. - С. 823 - 857.

95. Формулы института Общества Иисуса, одобренные и утверждённые Верховными Понтификами Павлом III и Юлием III. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.jesuit.ru

96. Хегглунд Б. История теологии. СПб. : «Светоч», 2001. - 370 с.

97. Хёйзинга Й.. Осень Средневековья / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатели Д. Э. Харитоновича. СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 768 с.

98. Шелер М. Положение человека в космосе // Гуревич П. С. Проблема человека в западной философии. М. : «Прогресс», 1988. - С. 37 - 39.

99.Шмонин Д. В. О философии иезуитов, или "Три крупицы золота в шлаке схоластики"(Молина, Васкес, Суарес). // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/4177574 . - С. 141 - 152.

100. Шмонин Д. В. Украшение Испании // Франсиско Суарес. Метафизические рассуждения / Пер. с латинского Г.В. Вдовиной — М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — С. 18 - 71.

101. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907. - 732 с.

102. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М. : Гослитиздат, 1960. 167 с.

103. Monita secreta // Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. М., СПб., 1869. Т. 2. - С. 271 - 307.

104. Monita secreta // Самарин Ю. Ф. Иезуиты и их отношение к России : Письма к иезуиту Мартынову / Ю.Ф. Самарин. - Изд. 3-е. - М. : Тип. Грачева и К°, 1870. - С. 457 - 489.

Исследования на иностранных языках

105. Argentina's highest-ranking Catholic prelate has warned that the country's gay marriage bill is a "machination" of the devil // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pinknews.co.uk/2010/07/13/catholic-cardinal-says-gay-marriage-in-argentina-is-the-work-of-the-devil/

106. Bernauer J. From European Anti-Jesuitism to German Anti-Jewishness. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.bc.edu/content/dam/files/research_sites/cjl/pdf/Bernauer_FromEurop eanAntiJesuitism.pdf - С. 2 - 3.

107. Calvin J. Aphorisms and letter to Francis the First, in defense of the Reformation. London, Whittaker and Co., 1901. - 89 р.

108. Campbell, Thomas J. The Jesuits, 1534-1921. A History of the Society of Jesus from Its Foundation to the Present Time. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www.gutenberg.org.

109. Cusack M.F. The Black pope. A history of the Jesuits. London, Robinson and son, 1896. - 413 p.

110. Desanctis L. Popery, Puseyism, Jesuitism. London, «Dunlop & Co», 1905.

- 176 p.

111. Fleming David L. S.J. The Ignatian anniversaries three holy jesuits // Review of Ignatian Spirituality. - № 112, 2006. - II/XXXVII. - Р. 30 - 40.

112. François-Xavier Dumortier, S.J. Friends in the lord. // Review of Ignatian Spirituality. - № 112, 2006. - II/XXXVII. - Р. 41 - 45.

113. Letters of John Calvin. Vol. I. Philadelphia, Presbyterian board of Publication, 1900. - 507 р.

114. Letters of John Calvin. Vol. II. Philadelphia, Presbyterian board of Publication, 1900. - 454 р.

115. Linder, Robert D. The Reformation Era. London, Greenwood Press, 2008.

- 227 p.

116. Maryks R. A. Saint Cicero and the Jesuits : the influence of the liberal arts on the adoption of moral probabilism. Institutum Historicum Societatis Iesu, 2008. - 168 р.

117. Nicolini G.B. History of the Jesuit. London, «Harrison and sons», 1854. -514 p.

118. Paris E. The secret history of the Jesuits. Publisher: Chino, Calif.: Chick Publications, 1975. - 198 р.

119. Phelps E. J. Vatican Assassins: «Wounded In The House Of My Friends». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.vaticanassassins.org. - 730 р.

120. Thompson R. W. The Footprints of the Jesuits. New York : Hunt and Eaton, 1894. - 509 р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.