Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях: Аристотель, Цицерон тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Львов, Алексей Витальевич

  • Львов, Алексей Витальевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 203
Львов, Алексей Витальевич. Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях: Аристотель, Цицерон: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2000. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Львов, Алексей Витальевич

ВВЕДЕНИЕ. 4 стр.

ГЛАВА 1. Проблема идеального гражданина в политико-правовой мысли древней Греции (Аристотель). 13 стр.

§ 1. Представления об идеальном гражданине в древнегреческой политической мысли V - первой половины IV вв. до н.э. 13 стр.

§ 2. Идеал гражданина в теории государства и права Аристотеля. 18 стр. а). Понятия "polis" и "polîtes". Гражданин и гражданство в древней Греции. 18 стр. б). Постановка проблемы идеального гражданка. 39 стр. в). Соотношение гражданской и человеческой добродетелей. Kalokagathia как этический и социально-политический идеал. 46 стр. г). Взгляды Аристотеля на государственную власть (место и роль гражданина в системе "управление-подчинение". 51 стр. $ 3. Концепция идеального гражданина Аристотеля в политико-правовых учениях древнегреческих мыслителей периода эллинизма (вторая половина IV-II вв. до н.э.). 59 стр.

ГЛАВА 2. Идеал гражданина в древнеримской политико-правовой мысли (Цицерон). 64 стр.

§ 1. Образ идеального гражданина в политической мысли древнего Рима (вторая половина IV -1 вв. до н.э.) и позиция Марка Туллия

Цицерона. 64 стр.

§ 2. Идеальный гражданин в политико-правовой доктрине Марка Туллия Цицерона. 69 стр. а). Понятия "civis" и "civitas". Гражданин и гражданство в древнем Риме. 69 стр.

6). "Vir bonus" в учении Цицерона. Нравственно-прекрасное honestum) как основа концепции идеального гражданина. 88 стр. в). Двуединая добродетель (iustitia и beneficeatia) и проблема идеального гражданина. 95 стр. г). Rector rei publicae - тип идеального правителя. 97 стр.

§ 3. Отражение представлений Цицерона об идеальном гражданине в политико-правовой мысли древнего Рима периода империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). 106 стр.

ГЛАВА 3. Судьбы античных учений об идеальном гражданине в последующем развитии европейской политико-правовой науке. 110 стр.

§ 1. Политическая мысль средневековья и концепция идеального гражданина. 111 стр.

§ 2. Влияние античного учения об идеальном гражданине на политические воззрения мыслителей эпохи Возрождения. 120 стр.

§ 3. Проблема идеального гражданина в политических учениях нового времени (XVII-XVIII вв.). 129 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях: Аристотель, Цицерон»

На протяжении всей истории существования государства, вопросы о том, кто является гражданином, какими чертами еыу необходимо обладать, каков должен быть его статус и т.д. оставались одними из наиболее существенных, так как они непосредственно связаны с социальным бытием человеческой личности, ее правами и свободами. В настоящее время эти вопросы нисколько не потеряли своей особой значимости. Проблемы, сопряженные с правами и свободами человека и гражданина, их обеспечением и защитой, в современных условиях лишь обостряются, приобретая все большую важность, причем не только в России, но и в других странах.

Наследие мыслителей древней Греции и Рима всегда вызывали повышенный интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Политико-правовые идеи и ценности античности стали темой, на которую было написано огромное количество монографий и статей и созданы многочисленные научные теории. Однако, несмотря на казалось бы подробное изучение политических идей и идеалов древности в трудах современных ученых, еще существуют темы не получившие должного освещения в науке. Одной из таких тем является идеальный гражданин.

В связи с этим, представляется весьма нужным и актуальным обратиться к трудам тех античных авторов, чьи идеи во многом обусловили содержание, исследовательские приемы, язык европейской науки о власти, государстве и праве. Анализ политических учений древних Греции и Рима (в нашей работе на примере Аристотеля и Марка Туллия Цицерона) дает возможность выявить характерные черты и специфику развития учения об идеальном гражданине, а также особенности связанных с ним проблем статуса личности, статуса гражданина и т.д., и, кроме того, проследить процесс эволюции политико-правовой мысли в этом направлении.

Выбор в качестве основы исследования учений Аристотеля и Цицерона не случаен. Конечно, системы взглядов этих античных мыслителей не являют собой резюме всей античной мысли по вопросам государства и права. Однако по сравнению с идеями предшественников и современников, политико-правовые доктрины Аристотеля и Цицерона в наиболее развернутом виде представляют уровень развития древнегреческой и древнеримской политико-юридической мысли. Воззрения Аристотеля и Цицерона были высокоавторитетными как для их современников, так и для мыслителей последующих эпох.

В немалой степени они остаются и для нас не утратившей своей ценности сокровищницей мысли, в которой содержатся и защищаются непреходящие фундаментальные идеалы и ценности, реализовать которые цивилизованное человечество стремилось и стремится на протяжении всей своей истории - свобода, справедливость, право и т.д.

Научная актуальность темы настоящей диссертации обусловлена также и необходимостью более углубленного изучения проблемы идеального гражданина, так как, к сожалению, она долгое время оставалась обойденной вниманием ученых. В настоящее время нет ни одной специальной монографии, посвященной исключительно теме идеального гражданина античности, хотя в научной литературе, разумеется, исследовались отдельные аспекты рассматриваемых нами вопросов. Кроме того, сани политические идеалы (в том числе и образцы гражданина и гражданства) безусловно, всегда вызывали и вызывают большой интерес у юристов, историков, политологов и социологов.

В конце XIX - начале XX вв. внимание отечественных ученых неизменно прввле-кали античные политические и правовые учения. Однако ни одной специальной работы об идеале гражданина в античности ни в этот период, ни до него написано не было. Проблемы, касающиеся темы нашего исследования присутствуют лишь в ряде работ и, как правило, в связи с изучением иных вопросов. Среди публикаций, посвященных политическим взглядам Аристотеля и Цицерона, следует выделить фундаментальный курс лекций П.Г.Редкина, работу С.И.Вехова "Сочинение Цицерона иО государстве"", большую статью С.А.Жебелева "Греческая политическая литература и политика Аристотеля", а также монографии П.И.Новгородцева, Б.Н.Чичерина и других.1

Первые десятилетия существования советского государства особого внимания проблеме идеального гражданина также не уделялось. В данный период необходимо отметить работу С.И.Протасовой о цицероновском трактате "О государстве", в котором автор сделала несколько существенных замечаний относительно фигуры rector rei publicae.2

Середина 40-х годов ознаменовалась выходом ряда работ, посвященных политико-правовых воззрениям античных мыслителей. Прежде всего, здесь следует обратить вни-манне на монографию С.Ф.Кечекьяна "Учение Аристотеля о государстве и праве". Автор, к сожалению, не рассматривает непосредственно вопрос об идеале гражданина. Специальный раздел или даже параграф на данную тему в работе отсутствует. Ученый лишь касается интересующего нас вопроса в связи с изучением аристотелевской политии.

Отчасти рассматриваемых нами вопросов в отношении цицероновского учения о vir bonus в этот период коснулись в своих статьях Г.М.Лившиц и А.А.Мотус.4

Начиная с 60-х годов, в отечественной научной литературе наступает определенный перелом и интерес к проблемам, связанным с античным учением об идеальном гражданине и правителе заметно усиливается. Прежде всего, это связано с появлением первых работ изучающих непосредственно античные (к сожалению преимущественно римские) учения об идеале гражданина и проблеме наилучшего устройства отношений управления-подчинения. Их автором был известный историк С.Л.Утченко, посвятивший цицероновскому учению об идеальном гражданине и rector rei publicае главы в своей монографии "Политические учения древнего Рима "и отдельную статью "Трактат Цицерона "Об обязанностях" и образ идеального гражданина".5 6 этих работах ученый на основе анализа текстов цицероновских трактатов нарисовал ряд основных черт, присущих образцу римского гражданина - vir bonus. Однако при этом автор уделил основное внимание не идеалу гражданина Рима в целом, а исследовал этико-политическую терминологию и рассматривал чисто этическую основу учения Цицерона о vir bonus, лишь отчасти касаясь гражданского идеала как идеала прежде всего политического. В этом смысле более полно учение римского мыслителя о vir bonus раскрыто в главе, посвященной образу идеального правителя. Кроме того, в этой главе С.Л.Утченко сравнивает римский и греческий идеалы правителей.

Греческому политическому идеалу гражданина отдельное внимание впервые было уделено в работе Г.Ф.Александрова "Аристотель (философские и социально-политические взгляды)".6 К сожалению, ученый рассмотрел интересующий нас вопрос сжато, ограничившись лишь рамками небольшого параграфа "Этика гражданина".

Другими наиболее серьезными исследованиями данного периода, рассматривавшими проблемы, тесно связанные с темой данного исследования, являются работы А.К.Бергера, А.И.Доватура, В.С.Нерсесянца.7

В отличие от С.Л.Утченко ни один из этих ученых специально не исследовал проблему идеала гражданина в античности, но, тем не менее, все они затрагивали отдельные ее аспекты. Так А.К.Бергер в своей монографии "Политическая мысль древнегреческой демократии" серьезно касался интересующей нас темы, однако проблемам идеала гражданина, к сожалению, в его работе особого места так и не нашлось. Автор рассматривает ее лишь в связи с другими проблемами, как часть общей тематики своего исследования.

Что касается монографии А.И.Доватура "Политика и политии Аристотеля", то ее часть, связанная с проблемой гражданина, посвящена в основном лишь анализу III книги "Политики" Аристотеля, и главы, в которой рассматривается проект аристотелевского идеального государственного строя. При этом автор, преследуя в своем исследовании иные цели,не уделяет особого внимания вопросу гражданского идеала.

Существенный вклад в разработку проблемы идеального гражданина в политическом учении Аристотеля внес своими научными исследованиями и В.С.Нерсесянц, который одним из первых рассмотрел вгляды С та гири та на государство и право в юридико-аксиологическом ключе.

Кроме названных работ необходимо выделить и статью В.П.Зимина поднимающую проблемы общественно-политических идеалов Рима, при исследовании цицероновского проекта наилучшего государственного устройства.8

В период последних двух десятилетий, к сожалению также не появилось ни одной работы, специально посвященной проблеме идеала гражданина в античности. Тем не менее, следует отметить диссертационное исследование А.А.Деревнина и статьи К.Я.Ка-малутдинова, впервые после работ С.Л.Утченко уделивших определенное внимание проблеме цицероновского идеального гражданина и, в особенности, идеального правителя.9

Особым случаем является выход посмертной работы известного отечественного ученого Ю.В.Андреева "Цена свободы и гармонии", которая впервые в российской научной литературе была посвященная теме менталитета древних греков. В силу этого часть данного исследования посвящена античным идеалам, среди которых (достаточно сжато) рассматривается и идеал политический.10

Комплекс публикаций, посвященный политико-правовыми взглядам Аристотеля и Цицерона и так или иначе соприкасающихся с проблемой идеального гражданина был существенно пополнен работами Г.Б.Голуб, В.А.Гуторова, Г. И.Короле в ой-Конопляной, Н.И.Душинского, Г.М.Марченко и других.11

Что же касается зарубежных исследователей, то они, проявляя повышенное внимание к политико-правовому наследию античных мыслителей (и проблеме античного гражданства в частности), тоже не опубликовали ни одной работы, целиком посвященной проблеме ндеала гражданина в древней Греции и Риме. Как правило, в имеющихся работах их авторы занимаются изучением какой-либо отдельной проблемы в политико-правовом наследии греческих мыслителей или же, наоборот, посвящают свой труд политической доктрине того или иного мыслителя вообще. Подавляющее большинство фундаментальных исследований политических доктрин Аристотеля и Цицерона относится именно к последней разновидности работ.

Среди наиболее серьезных работ конца XIX в. - начала XX в., целью которых являлось изучение политических идей Аристотеля, прежде всего, следует назвать капитальные труды В.Онкена и У.Ньюмана.12 И немецкий и английский ученый внесли едва ли не самый значительный вклад в изучение политического наследия Аристотеля, но, тем не менее, основной темой является не проблема идеального гражданина, а анализ ста-гиритовоЙ "Политики" как основополагающего произведения политической науки и его связь с политико-правовой мыслью и политическими реалиями древнегреческого общества V-IV вв. до н.э. (Онкен), или изучение политического мировоззрения великого греческого мыслителя (Ныоман). Для нашей темы наибольший интерес представляет вторая часть работы Онкена, в которой, наряду с другими вопросами, освещается проблема, связанная с анализом Аристотелем понятия "polites" и первый том монографии Ньюмана, в котором подробно рассматривается аристотелевское понимание термина "polis", его цель и способы ее достижения, а также учение Стагирита о гражданине, аристотелевское понимание справедливости, проблемы власти, политического равенства, гражданской и государственной arete, воспитания граждан и т.д.

Кроме книг В.Онкена и У.Ньюмана, нужно указать на монографии А.Брэдли и У.Виламовица-Мбллендорфа,13 а также на современные научные публикации, в которых, так или иначе, затрагиваются проблемы, связанные с идеалом гражданина. Это произведения Э.Баркера, Р.Вейля, М.Дефорни, Р.Малдена, К.Моссе, Я.Печирки, Т.Синклера и других ученых.14

Отдельно нужно поставить книгу В.Йегера "Аристотель. Основания истории его развития", в которой автор обосновывает весьма спорную точку зрения, согласно которой система взглядов Стагирита была направлена на разрыв с платоновской традицией абстрактно-метафизического поиска общественного идеала, утверждая сугубо эмпирическое изучение политико-правовых реалий.13

Следует отметить также и отдельные сочиненна иного рода, в которых ученые касаются различных аспектов проблемы идеального гражданина, тщательно анализируя текст трудов античных мыслителей. Прежде всего, сюда относится работа Э.Брауна "Аристотель о гражданской и человеческой добродетели", основанная на анализе 2 и 3 (в нем. изд. 4 и 5) параграфов третьей книги аристотелевской "Политики".16 Однако, рассматривая интересующую нас тему, автор освещает ее только в плане соотношения добродетелей, и только в узких рамках оговоренных параграфов "Политики". Этой же теме была посвящена другой труд Э.Брауна "Третья книга "Политики" Аристотеля. Интерпретация", подробно разбирающие раздел аристотелевского сочинения, в которой великий мыслитель рассматривает понятие гражданина. Но и здесь главной целью для автора является текстологический анализ III книги политического сочинения Стагирита, а не сама проблема идеального гражданина.17

Кроме работ Э.Брауна к этой категории можно отнести докторскую диссертацию ученицы В.Йегера К.Кэленберг, посвященную, как и работы Э.Брауна, интерпретации III книги аристотолевской "Политики".18

Среди последних серьезных {»бот, посвященных взглядам Аристотеля и Цицерона, необходимо назвать монографии Дж.Кёртиса, К.Джонсона и Н.Вуда.19 Тем не менее, по изучаемой нами теме авторы, к сожалению, ограничились небольшими параграфами, дающими лишь общие основы учения об идеальном гражданине.

Кроме указанных произведений следует отметить и труды М.Магделайна, Х.Мейера, Р.Райценштайна, Г.Ханта, Р.Хейнце и других исследователей. В них рассматриваются проблемы, касающиеся учения об идеальном гражданине (в основном это проблема идеала правителя у Цицерона).20

Дополняют данный перечень публикации, посвященные этическим проблемам во взглядах Аристотеля и Цицерона, а также биографические монографии, касающиеся отдельных проблем, связанных с изучаемой темой. Здесь следует назвать работы Г.Бу-ассье, П.Грималя, Д.Хатчинсона, Г.Кельзена, А.Кении, М.Троуарда, А.Эсселайна и др.21

Большое количество работ о политических взглядах Аристотеля и Цицерона, а также о развитии политико-правовой мысли античности вообще, как правило, ограничивается упоминанием либо пунктирным обозначением рассматриваемого в диссертации вопроса.

Нередко, они лишь касаются каких-либо его аспектов в связи с иными проблемами аристотелевского и цицероновского учений о государстве, политике и праве.

Сюда же относятся и монографии, анализирующие проблему гражданина и гражданства в античности или же иные политико-правовые институты, так или иначе относящиеся к вопросу о гражданине. Разумеется, по этой причине с этим главной темой таких исследований становится гражданин, его правовой статус, само гражданство и, особенно, полис как гражданская община, коллектив граждан, политическое сознание и т.д., однако не проблема идеального гражданина как таковая. Здесь нужно упомянуть исследования отечественных ученых Ю.В.Андреева, Л.М.Глускиной, М.В.Ильина, Г.С.Кнабе, Г.А.Ко-шеленко, В.В.Латышева, И.С.Свенцицкой, Э.Д.Фролова, Е.М.Штаерман,22 а также зарубежных исследователей Л.Бюше, Б.Констана де Ребека, К.Моссе, В.Сестона, Н.Фюстеля де Кулаяжа, А.Шервин-Уайта, В Шеффера, В.Эренберга и других ученых.23

Несмотря на очевидные достижения отечественной и зарубежной науки тема нашего исследования все же представляется изученной недостаточно. Как мы видим, основное внимание ученых привлекают иные проблемы, как правило, лишь отчасти соприкасающиеся с изучаемой нами проблемой (в основном это темы, связанные с полисам). Выше уже отмечалось, что единственными работами отечественной науки, посвященными непосредственно античному учению об идеальном гражданине, были монографии и статьи С.Л.Утченко и параграф в работе Г.Ф.Александрова. Между тем без анализа и понимания взглядов мыслителей древней Греции и Рима на проблему образцового гражданина обедняется сама картина представлений о полисе, античном гражданстве, ценностях и политико-юридических идеалах древних и т.д.

Поэтому целью данного исследования являются реконструкция и объяснение античного идеала гражданина на основе теоретического рассмотрения политико-правовых взглядов Аристотеля и Марса Туллия Цицерона.

Конкретными задачами настоящей диссертации являются:

- выявление основных политических и правовых качеств, свойственных образцу гражданина в древней Греции в древнем Риме, представленному в учениях Аристотеля и Цицерона;

- анализ смыслов ключевых в контексте диссертации политик о-юридических значимых понятий "polites", "polis", "kalokagathia", "civitas", "civis" в "vir bonus"- их роль в формировании образа идеального гражданина;

- установление признаков, характеризующих (согласно взглядам античных мыслителей) соотношение гражданской и человеческой добродетелей;

- изучение феномена государственной власти (системы управления-подчинения) и античного образа идеального правителя в учениях Аристотеля и Цицерона;

- определение вклада мыслителей античности в формирование и последующее развитие учения об идеальном гражданине, а также степени его влияния на политико-правовую мысль стран Европы Средневековья и Нового времени.

Что касается базы источников работы, то она основана на комплексе источников различного характера. Все используемые в работе источники можно условно разделить на четыре группы.

Первую группу составляют работы самих Аристотеля и Марка Туллия Цицерона. В первую очередь это "Политика", "Никомахова" и другие "Этики" Аристотеля и трактаты Цицерона "Об обязанностях", "О государстве", "О законах".

Ко второй группе источников относятся работы древнегреческих и древнеримских мыслителей, политиков, поэтов, логографов и т.п., так или иначе имеющие отношения к данной теме. В том числе, дополняющие совокупность уже находящихся в научном обороте знаний о воззрениях древних мыслителей на проблему идеального гражданина, дающих представление о традиционных для античности взглядах на идеалы гражданина и правителя, его изменениях, факторах, влияющих на эти изменения. Сюда относятся речи Андокида, Демосфена, Лисия, Эсхина; труды (и фрагменты трудов) Гераклита, Демокрита, Пифагора, Платона, Протагора, стоиков, Эпикура; произведения Аристофана, Еврипида, Марциала, работы римских юристов, а также сочинения Аппиана, Афинея, Веллея Патеркула, Авла Геллия, Геродота, Диодора, Диогена Лаэргского, Ксенофонта, Плутарха, Саллюстия, Тацита, Тита Ливия, Аннея Флора, Фукидида, Элиана и др.

Третья группа представлена сочинениями мыслителей последующих эпох, воспринявших идеи Аристотеля и Цицерона об идеальном гражданине. Это работы Аврелия Августина, Д.Аччайуоли, П.Браччолини, Л.Бруни, Ф.Гвиччардини, Т.Гоббса, Г.Гроция,

И.Канта, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, М.Пальмиери, С.Пуфендорфа, А.Ринуччини, Ж.Ж.Руссо, М.Фичино, Фомы Аквинского и других мыслителей.

Четвертую грушу образуют нормативные акты античности, Средневековья и Нового времени, помогающие более полно раскрыть ряд проблем, как связанных со статусом античного гражданина и отношениями управления-подчинения, так и со степенью влияния античных учений о гражданском и общественном идеале на представления о социально-политическом устройстве, изменении статуса личности и т.д. К этой группе относятся Законы ХП таблиц, Дигесты Юстиниана, хартии и права средневековых городов, цеховые грамоты, а также Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г.

В целом, выявленный и изученный комплекс источников позволяет продолжить исследование античного идеала гражданина.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Львов, Алексей Витальевич

Заключение

1. См.напр.: Раушенбах Б.В. Пристрастие. - М., 1997. - С.427. Подр.см.: Мымуг Л.С. Государство в ценное гном измерении. М., 1998. С. 35 40.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Львов, Алексей Витальевич, 2000 год

1. Адамов И. Нравственное учение Амвросия Meдиоланского. -М.,1910.

2. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

3. Азаркин Н.М. Монтескье. -М., 1988.

4. Александров Г.Ф. Аристотель (философские и социально-политические взгляды). -М., 1960.

5. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция: проблемы развития полиса. -Т.1. -М., 1983.

6. Андреев Ю.В, Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998.

7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993.

8. Асмус В.Ф. Античная философия, М , 1976.

9. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. -М., 1 973.1Ü. Асмус В.Ф. Платон М., i 975

10. Ахманов A.C. Аристотель //История греческой литературы. Т.2. -М., 1955.

11. Ахманов A.C. Философские школы эллинистической и римской эпох до зарождения неоплатонизма //История греческой литературы. Т.З. -М., 1946.

12. Баранов В.Ф. Политическое учение Марсилия Пауданского и его связь с коммунальным движением Северной и Средней Италии // Учен.зал. Петрозаводского ун-та, 1966. Т. 16. - Вып.7. Ист.науки,

13. Баскин Ю.А. Кант. -М., 1984.

14. Баткин JI.M. Ренессанснос понимание индивидуального творческого начала (Кастильоне и Цицерон) // Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры.- М., 1987.

15. Белозеров H.A. Ü соотношении политических лозунгов Цицерона и его практической деятельности II Античность и средаевековье Европы. Вып.1. - Пермь, 1994.

16. Белох Ю. История Греции. ТТЛ-2 - М., 1897-1899.

17. Бенвеннст Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. -М., 1995.

18. Бергер А.К. Аристотель и Спарта // Уч.зал. Ин-та истории РАНИОН. Т.П1, М., 1929.

19. Бергер А.К. Социально-политическое мировоззрение Аристотеля И Труды Горьковского гос. ин-та им. А.М.Горького. T.III. - 1939.

20. Бергер А.К. Общественно-политические взгляды Горгия//ВДИ. 1964. -N.2.

21. Бергер А.К. Политвческаямысль древнегреческой демократии. -М., 1966.

22. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. -М.,1998.

23. БлаватскиЙ В.Д. Античный город // Античный город. -М., 1963.

24. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

25. Боргош Ю. Фома Аквинский. М,, 1975.

26. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М.,1977.

27. Брагина Л.М. Гражданский гуманизм в творчестве Маттео Пальмиери // Средние века. Вып.44. - 1981.

28. Брагина Л.М. Аламанпо Ринуччини и его "Диалог о свободе" ¡Í Средние века,- Вып.45. 1982.

29. Брагина JIM. Гуманистическая мысль Италии XV века // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). -М.,1985.

30. БреЙкив О.В. Мораль древнего Рима (VIII-I вв. до н.э.) Саранск, 1992.

31. Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1884.

32. Буассье Г. Цицерон и его друзья //Соб. соч. в 10-ти томах. Т.1. - СПб., 1993.

33. Бузескул В.П. "Афинская полития" Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V в. до н.э. Харьков, 1920; 1895.

34. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

35. Васильева Т.В. Афинская школа философии (философский язык Платона и Аристотеля). -М., 1985.

36. Валлон А. История рабства в античном мире. -М.,1941.

37. ВеберМ. Город// ВеберМ. Избранное. Образ общества. М., 1994.

38. Верная Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. -М., 1988.

39. Вехов С И. Сочинение Цицерона "О государстве". "Жури, министер. народн. просвещения". -1881. -N.9-11,

40. Виндельбанд В. Истории древней философии. Киев, 1995; - М., 1911; - СПб.,1893.

41. Виндельбанд В. Платон. СПб, 1900; Киев, 1993.

42. Виноградов П.Г. Развитие демократии в трактате Аристотеля о государстве Афинском // Историческое обозрение. Сб. История общества. Т.5. - СПб., 1892. Отд.1.

43. Виппер Р.Ю. Очерки истории римской империи. -М., 1908.

44. Виц Б.Б. Демокрит. М., 1979.

45. Виц-Маргулес Б.Б. Взгляды Демокрита на социально-политическую организацию общества //ВДЙ. 1988. -N.2.

46. ВундтМ. Греческое мировоззрение. -Пг., 1918.

47. Галанза H.H. Учение Канта о государстве и праве. -М., 1960.

48. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии в 3-х томах. Т.2. - СПб., 1994.; Соч. - Т.Х, -М., 1932.

49. Герье В Идея народовластия а Французская революция. М., 1904.

50. Гиляроп А. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. Киев, 1891.

51. Гиро Г1. Частная и общественная жизнь древних греков. СПб., 1995.

52. Гиро И. Частная я общественная жизнь древних римлян. СПб., 1995.

53. Глускина Л.М. Эйсфора в Афинах IV в. до н.э. //ВДИ. -1961. N.2.

54. Глускина Л.М. О специфике греческого классического полиса в связи с проблемой его кризиса // ВДИ. 1973. - N 2.

55. Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н.э. Л., 1975.

56. Глускина Л.М. Проблемы кризиса полиса // Античная Греция: проблемы раз-витияполиса. Т.2. -М., 1983.

57. Голенищев-Кугузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М.,1972.

58. Голиков Е.А. Проблема социального развития в философии истории и права Иммануила Канта. Автореф.дис. канд.филос.наук. Л., 1982.

59. Голуб Г.Б. Общественно-политическая жизнь стШ5 глазами Марка Туллия Цицерона (религиозный аспект). Автореф.дис. канд.ист.наук. Самара, 1996.

60. ГомперцГ. Жизнепонимание греческих философов и идеал внутренней свободы. -СПб, 1912.

61. Гомперц Т. Греческие мыслители. ТТ.1-2. - СПб, 1999.

62. Горенпгтейн В О. Цицерон в годы гражданской войны 49-45 гг. и диктатура Цезаря. Диалоги "О старости" и "О дружбе" // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.

63. Горфункель А.Х. От "Торжества Фомы" к "Афинской школе" (философские проблемы культуры Возрождения) // История философии и вопросы культуры. -М., 1975.

64. Грабарь-Пассек М.Е. Марк Туллий Цицерон //Цицерон. Речи. Т.1. -М., 1993; История римской литературы. -Т.1. -М., АН СССР, 1959.

65. Грацианский П С. Фома Аквинский //Политические учения. История и современность: домарксистская политическая мысль. -М., 1979.

66. Грималь П. Цицерон. -М., 1991.

67. Гримм К. Двойственность государственно-общественного бытия в учении Аристотеля // Сб.статей поев П.Б.Струве. Прага, 1925.

68. Гусейнов А.А. Проблема специфики нравственности в этике Аристотеля // Социальная сущность и функции нравственности. М., 197.5.ум

69. Гусейнов A.A. 'лтикп Аристотеля /7 Новое в жизни, науке, технике. Сер.: Этика, -м., (984.

70. Гусейнов Г.Ч. Аристофан. -М., 1988.

71. Гуторов В.А. Атачная еодиальяая утопия (вопросы теории и истории). Л.,1989.

72. Г'юйоМ, Мораль Эпикура |ó i ., 1899.

73. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен к характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. -М., 1968.

74. Де Руджеро. История европейского либерализма. -Бари, 1925.

75. Дератапи Н.Ф., Нахов ИМ, П олонская К.П., Чернявский М.Н. История римской литературы. -М., 1954

76. Дератани Н.Ф. К вопросу об исторической обусловленности образа оратора у Цицерона // Цицерон. 2000 лет со времени смерти. Сб.ст. М., 1959.

77. Деревнин A.A. Учение Цицерона о происхождении общества, государства и права// Из истории развития политико-правовых идей. -М., 1984.

78. Деревнин A.A. Учение Цицерона о государстве и праве. Автореф. дис. канд.юр.наук. -М., 1985.

79. Дживилегов А.К. Гвиччардини /7 Творцы итальянского Возрождения. Т.2. -М., 1998.

80. Дживилегов А.К Макиавелли /7 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. -М,, 1996.

81. Доватур А.И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.

82. Доватур А.И. Политика и Политии Аристотеля. М.-Л., 1965.

83. Доватур А.И. "Средний" государственный строй в "Политике" Аристотеля и историческая действительность //Античное общество. Труды конф. М., 1967.

84. Доватур А.И. "Политика" Аристотеля // Аристотель. Сочинения. Т.4. - М.,1984.

85. Доватур А.И. Сборники писем Цицерона // Цицерон. Письма. Т.1. - М., 1994.

86. Дьячепко Е.И. Культура и воспитательные идеи древней Греции: Платон и Аристотель. -М , 1977

87. Дябло В.К. Учение Канта о соотношении нравственности и права // Вопросы теоретического наело ция Hmmíhivhш К ничн Кми.З. - Калининград, 1 978.

88. Ефремова Н.В. Сдне не коля я рецепция политического наследия Аристотеля в современной западно-европейской литературе / Историографические проблемы философского антиковедения. М., 1989.

89. Жебелев С. А. Греческая политическая литература и "Политика" Аристотеля // Аристотель. Политика. М., 1911.

90. Жебелев С.А. Сократ. Берлин, 1923.

91. Желудков А. Гуго Гроций и его трактат "О праве войны и мира" //'Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.

92. Зайцев А.И. Аристотель об отношении "Законов" Платона к его "Государству" //Античное общество. Труды конф. М., 1967.

93. Звиревич В.Г. Историко-философский трактат Цицерона "Академики" Н Научные доклады высшей школы философских наук. Свердловск, 1974. -N.2.

94. Звиревич В.Г. Цицерон: философ и историк философии. Свердловск, 1988.

95. Зелинский Ф.Ф. Еврипид в переводе И.Ф. Анненского // Из жизни идей. Пг.,1916.

96. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. -Пг.,1918.

97. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая литература шохи независимости. 4.1. - Пг,1919.

98. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПБ., 1995.

99. Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры. // Цицерон. Полное собрание речей. -Т.1. СПб , 1901. - С.ХХМУШ.

100. Зимин В.П. Цицероновская концепция наилучшего государственного устройства //Вопросы отечественной и всеобщей истории. Куйбышев, 1975.

101. Зиновина М.А. Теория права Аристотеля и греческое право IV в. до н.э. Ав-тореф.дис. канд.ист.наук. -М., 1992.

102. Зубов В.П. Аристотель. -М., 1963.

103. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М„ 1997.

104. Илюшечкин В.Н. Идейная борьба в римском обществе 1-Ш вв. н.э. Авто-реф.дис канд.ист.наук. -М., 1981.

105. Институты самоуправления: и ст о рик о -п ра в ов ое исследование. М., 1995.

106. Исаева В.И. Проблема рппоч роЬц-ш у Исократа Н ВДИ. -1976 -N.3.

107. Исаева В.И Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. М., 1994.

108. История политических и правовых учений. Древний мир. п/р В.С.Нсреесяы-ца. -М., 1985.

109. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение, п/р В.С.Нерсесянца. -М., 1986.

110. История политических и правовых учений. XVII-XVIII. п/р В.С.Нерсесянца. -М., 1989.

111. История теоретической социологии. T.l. -М., 1995.

112. Камалутдинов К Л. Цицерон и римская диктатура I в, до н.з. // Античная гражданская община. -М., 1986.

113. Камалутдинов К.Я. Цицерон о роли и месте princeps в политической системе римского общества (по материалам трактата "О государстве"). Актюбинск, 1986; // Античный мири археология. - Саратов, 1986.

114. Камалутдинов К.Я. К характеристике политико-правовых взглядов Цицерона // Из истории социально-этических и политико-правовых идей. Саратов, 1990.

115. Камбуров В.Г. Идея государства у Гоббса, -Киев, 1906.

116. Кареев Н.И. К вопросу о классификации образов правления в "Политике" Аристотеля // Сб.стат. в честь С.А.Жебелева. Л., 1926.

117. Касаткина H.A. От полиса к новому территориальному единству (Афины VI-V вв. до н.э.) //Античность и общечеловеческие ценности. -Вып.2. Алма-Ата, 1992.

118. Кессиди Ф.Х, К проблеме социально-политических взглядов Гераклита Эфесского // Вопросы философии, 198U. -N.6

119. Кессиди Ф.Х. Древнегреческая демократия и возникновение диалектики II Античная культура и современная наука. -М., 1985.

120. Кессиди Ф.Х. Сократ. -М., 1988.

121. Кессиди Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения. -Т.4. -М., 1984.

122. Кечекьяж С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.-Л., 1947.

123. Кнабе Г.С. Корнелий Гацит. М , 1981.

124. Кнабе Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре древнего Рима/У Культура древне! о Рима Т.2. - М . 1985.

125. Кнабе Г.С'. Древний Рим история н новее ¡гневность. - М., 1986.1. J 'H1 27. Коьалей С.Й. Map 1 )7ишй ЦйцерШ У, ЦиДёрш. Пш.ма. ГЛ. -М., 1994.

126. Ковалевский М.М. Демократия и ее политические доктрины. 4.2. - СПб.,1913.

127. Констан де Ребек L A Об узурпации, Н О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. -М., 1995.

128. Констан де Ребек Б.А О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей. //Политические исследования (Полис), 1993. -N.2.

129. Королева-Конопляная Г.И. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. М., 1992.

130. Копгеленко Г.А. Древнегреческий полис // Античная Греция: проблемы раз-витияполиса. Т.1. -М., 1983.

131. Кошеленко Г.А. О некоторых проблемах становления и развития государственности в Древней Греции. //От доклассовых обществ к раннеклассовым. -М.,1987.

132. Кузнецов К.А. История философии права: Античная Греция. От Гомера до Сократа. Одесса, 1917.

133. Кузнецов К.А. Основные моменты в истории древнегреческой философии права. Одесса, 1918.

134. Курбатов А.А. Социально-политическая и идейная направленность реформ в раннегреческих полисах // Из истории социально-этических и политико-правовых идей. -Саратов, 1990.

135. Куторга М.С. Основы афинской гражданской общины // Куторга М.С. Соб.соч. --Т.1.-СПб., 1894.

136. Ларина Л.А. Проблемы гражданского воспитания у старших софистов // Из истории социально-этических и политико-правовых идей. Саратов, 1990.

137. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. ЧЧ, 1-2. - СПб., 1997.

138. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

139. Лившиц Г.М. Общественно-политические взгляды Цицерона (из истории общественно-политической мысли конца республиканского периода в Риме) // Уч.зап. Белорус.ун-та. -Вып.23. -Минск, 1955.

140. Лосев А.Ф. Предшественники неоплатонизма. Философская проза неоплатонизма II История греческой литературы. IV М . 1046.-л

141. Лосев А.Ф. iiciupüä ¡йИйчнои jcit iuRS. Т.J "Высокая классика". - М.,1974.

142. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.4 "Аристотель и поздняя классика". -М., 1975.

143. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.5 "Ранний эллинизм". - М., 1979.

144. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.8. - 4.2, "Итоги тысячелетнего развития". -М., 1994.

145. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. -М., 1995.

146. Лосев А.Ф. Поздние стоики / Римские стоики. М., 1995.

147. Лосев А.Ф., Tax о-Годи A.A. О дре вне греческом понимании личности на материале термина soma // Тахо-Годи A.A., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.

148. Луковская Д.И. Политическое учение Гераклита // Исторнко-правовые исследования: проблемы и перспективы. -М,, 1982.

149. Лурье С.Я. История античной общественной мысли. Общественные группировки и умственные движения в эллинском мире. М.-Л., 1929.

150. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследования. Л., 1970.

151. Лушинский Н.И, Концепция социальной справедливости в этико-политичес-ком наследий Аристотеля. Минск, 1990.

152. Майоров Г Г. Формирование средневековой философии. -М., 1979.

153. Майоров Г.Г. Цицерон как философ //Цицерон. Философские трактаты. М.,1997.

154. Макоаельский A.C. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946.

155. Маковельский А О. Этические и политические взгляды Демокрита // Труды Азерб. гос. ун-та им.С.М.Кирова. Т.З. Вып,1 Сер. филол. Баку, б.г..

156. Мамут Л.С. Становление историографии политико-правовых идей // Из истории развития политико-правовых идей. -М., 1984.1 59. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. -М., 1998.

157. Марипович Л.II, Греческое наемничество IV в. до н.э. и кризис полиса. М.,1975

158. Марипович Л.И. Греки и Александр Македонский. М., 1993.

159. Маринович Л ГГ., К опте лет о ГА. Уроки античной демократии //Античная демократия в свидетельствах с обременяй к оь. -М , 1996.

160. Марченко Г.М. Princeps civitatis в политических взглядах Цицерона. Авторе ф.дис. канд.ист.наук. Л , 1980.

161. Машкин H.A. Принципат Августа. M.-JI., 1949.

162. Маяк И.Л. Проблема генезиса римского полиса //ВДИ. 1976. -N.4.

163. Маяк И.Л. Генезис римского полиса (социально-политические проблемы древнего Рима). Авторе ф.дис. докт.ист .наук. -М., 1982.

164. Маяк И.Л. Римляне ранней республики. М., 1993.

165. Моммзен Т. История Рима. П . 1-3,5. СПб., 1994.

166. Мотус A.A. Общественно-политические взгляды Цицерона // Уч.зап. Ле-нингр.пед.ин-та им.А.И.Герцена. Т. 102 - Л., 1955.

167. Нахов И.М. Цицерон и греческая культура // Цицерон. 2000 лет со времени смерти. Сб.ст. М., 1959.

168. Немировский А.И. Идеология патрициев и плебеев по данным римской религии // Античное общество. Труды копф. -М.,1967.

169. Немировский А.И. Рождение Клио: у истоков исторической мысли. Воронеж, 1986.

170. Нерсесянц B.C. Политические учения древней Греции. -М., 1979.

171. Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли (из истории идей). -М., 1980.

172. Нерсесянц B.C. Политическое и правовое учение Цицерона // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. -М., 1980.

173. Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983.

174. Нерсесянц В.С Правопонимание Гуго Греция // Из истории развития политико-правовых идей. -М., 1984.

175. Нерсесянц B.C. Платон. М., 1984.

176. Нерсесянц B.C. Сократ. -М„ 1996, 1984.

177. Нерсесянц B.C. Соотношение исторического и логического в процессе возникновения и развития права /7 Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М., 1986.

178. Нерсесянц В.С История идей правовой государственности -М., 1993.

179. HовГиродцев i ll KoiïCïitki к леьЦиШНо фйЛиСофйй iipâSâ. M., 1908.

180. Н овгородцев II.lt Политические идеалы древнего и нового мира. Вып. 1-2, -М., 1910-1913.

181. Новгородцев П И Политические идеалы Платона /У "Сб.правоведенвя". -T.IV -б.м.,[б.г.].

182. Новгородцев Г1.И. Лекции но истории философии права. / Сочиненна. (Б-ка духовн. возрожден.) -М., 1995

183. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

184. Ошеров С.А. Римская литература в оценке Цицерона // Цицерон. 2000 лет со времени смерти. Сб.ст, М , 1959.

185. Орлов Е. Демосфен и Цицерон. СПб., 1898.

186. Пельман Р. Очерк греческой истории и источниковедения. // Общая теория европейской культуры. Т.1. - СПб, 1908.

187. Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. // Общая теория европейской культуры. Т.2. - СПб, 1910.

188. Петров М.К. Античная культура. М., 1997.

189. Петрушев В. А. С отношение личности и гос-ва в политико-правовом учении Демокрита // Из истории развития политико-правовых идей. -М.,1984.

190. Петрушевский Д.М. Средневековое общество и государство. -М., 1922.

191. Покровский Й.А История римского права. СПб., 1998.

192. Покровский М.М. Лекции по Цицерону. ТТ.1-2. - СПб, 1901-1905.

193. Правовое государство, личность, законность. -М., 1997.

194. Протасова С.й. Трактат Цицерона "О государстве". Его политическая тенденция. "Учен,зап. Саратов.гос.ун-та. -T.VI. Вып.Ш, - Саратов, 1926.

195. Радлов Э.Л. Очерк истории греческой этики // Этика Аристотеля. СПб.,1908.

196. Радциг С.И. Аристотель и "Афинская полития" // Аристотель. Афинская no-лития. -М., 1937.

197. Радциг С.И. История древнегреческой литературы., М., АН СССР, 1959;1940.

198. Радциг СИ. Цицерон и его время // Цицерон. 2000 лет со времени смерти. Со ст. -М., 1959.

199. Радциг С.И. Введение в классическую филологию. М.,1965.

200. Ракитская И.Ф. Леонардо Бруни Арентино (1370-1441) и политико-правовая мысль кватроченто //Правоведение. 1980. - N.5.

201. РасселБ. История западноевропейской философии. ТТ.1-2. -Новосибирск,1994.

202. Раушенбах Б.В. Пристрастие. М., 1997.

203. Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Новосибирск, 1975.

204. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV первой половины X V века. - М., 1977.

205. Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. ТТЛ-7. - СПб., 1889-1891.

206. Санчурсквй Н.В. Римские древности. -М., 1995.

207. Свенцицках И.С. Гражданство и полис в эллинистических государствах // Eirene. -1967. -VI.

208. Свенцицкая И.С. Отношение "гражданин-полис" в системе Римской империи: проблема отчуждения// ВДИ. 1997. -N.3.

209. Сергеенко М.Е. Катон и его «Земледелие» // Марк Порций Катон. Земледелие. -М., 1950.

210. Сестон В. Римское гражданство. -М., 1970.

211. Соболевский С.И. Лисий и его речи//Лисий. Речи. М., 1994.

212. Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса//Гоббс Т. Сочинения. Т. 1. -М.,1989.

213. Спекторский Е. Понятие общества в античном мире. Варшава, 1911.

214. Старовойтов В В. Генезис понятий демократии и личности (на материале древнегреческих источников) Автореф.дис. каяд.филос.наук. -М., 1988.

215. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960.

216. Стратановский Г. А. Феофраст п его "Характеры" // Феофраст. Характеры. -М., 1993.

217. Токмаков В Н. Сакральные аспекты воинской дисциплины в Риме ранней республики // ВДИ. 1997. - N 2.

218. Тревес П. Проблема политического равновесия в классической античности. -М., 1970.

219. Тронский И М. Построение трактата Цицерона "О государстве" и его политические тенденции. ДСФИЛГУ. - Вып.1. - 1949.

220. Тронский И.М. История античной литературы. -М., 1983.

221. Трубецкой E.H. История философии права (древней и новой). Киев, 1901.

222. Трубецкой E.H. Лекции но истории философии права. -М, 1907.

223. Трубецкой С.Н. История древней философии. -4.1-2. М.,1910-1915.

224. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. -М., 1890; С об. соч. Т.З. - М., 1910.

225. Успенский Л.В. О дружбе как добродетели политической // Юридический вестник. Kh.XIV (И). -1916.

226. Утченко С.Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики. -М., 1952.

227. Утченко С Л. Древний Рим: события, люди, идеи. -М., 1969.

228. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. -М., 1977.

229. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М ., 1986.

230. Утченко С.Л. Трактат Цицерона "Об обязанностях" и образ идеального гражданина // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. -М., 1993.

231. Утченко С Л. Политико-философские трактаты Цицерона ("О государстве." и "О законах")//Цицерон. Диалоги. -М., 1994.

232. Федотова O.A. Развитие политической теории в Древней Греции во второй половине V в. до н.э. (Старшие софисты)! Автореф. дне, на соиск. учен.степ. Л., 1988.

233. Ферреро Г. Величие и падение Рима. ТТЛ -2. - СПб., 1997.

234. Филиппов А.Ф. Систематическое значение политических трактатов Руссо для общей социологии //РуссоЖ.Ж. Об общественном договоре. -М., 1998.

235. Фомина Т.К. Философская терминология Цицерона (на основе анализа трактата "De finibus bonorum et malorum") Автореф.дис. капд.филол. наук, -М., 1958.

236. Фролов Э.Д. Жизнь и деятельность Ксенофонта // Учен.зап. Ленингр.ун-та. N.251. Сер. ист. наук. - Вы п. 28. J1 , i MS а

237. Фролов Э.Д. Lian !л и и ни im в политике IV в. до н.э. П Античная Греция: проблемы развития полиса. Г.2. M1983.

238. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. -Л., 1988.

239. Фролов Э.Д. Факел Прометея: очерки античной общественной мысли. Л.,1991.

240. Фюстель де Куланж Н. Древняя гражданская община. М., 1895.

241. Хабихт X. Афины. История городи в эллинистическую эпоху. -М,, 1999.

242. ЦеллерМ. Римские государственные и правовые древности. -М., 1893.

243. ЦеллерЭ, Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

244. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987.

245. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и новою мира. Вып.!-2. -М., 1897.

246. Шеффер В. Афинское гражданство и народное собрание. 4.1. - СПб., 1891.

247. Шишова H.A. Аристотель о ракнегреческом полисе II Проблемы античного источниковедения. -М.-Л , 1986.

248. Штаерман Е.М, Цицерон и Цезарь в послевоенной буржуазной литературе. -ВДИ. 1950. -N 3.

249. Штаерман Е.М. Эволюция античной формы собственности и античного города // Византийский временник. Вып.34. - 1973;

250. Штаерман Е.М. От гражданина к подданному // Культура древнего Рима. -Т.1. -М., 1985.

251. Эльфонд И.Я. Общественно-политические взгляды Леонардо Еруни Аренти-но. -М., 1977.

252. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

253. Ярхо Б.Н. Была ли у древних греков совесть? // Античность и современность. -М., 1972.

254. Arnim H.v. Die drei aristotelischen Ethiken, 1924.

255. Asselin D. Human nature and "eudamonia" in Aristotle. -N.Y., 1989.

256. Barker E. Political thought of Plato and Aristotle. N.Y.,1959.

257. Baron H. The crisis of the Early Italian Renaissance. Vol.1. Princeton, 1955.

258. Beauehet L. Histoire du droit prive de la republique athénienne. Paris, 1897.

259. Bigongiari ï), I lit* Political ideas of St. Thomas Aquinas. N.Y., 1953.

260. Bowersock G.W. A Post-imperialist perspective on the Roman Empire // B,flH. -1997. N.4.

261. Bradley A.C. Aristotle's conception of the state. 1880.

262. Braun E. Aristoteles über Burger- und Menschentugend. Zu "Politica" 111,4 und 5. Wien, philos.-hist. klasse. 236. - Bd.2. -1961.

263. Braun E. Das Dritte Buch der Aristotelischen "Politik". Interpretation. Wien,1965.

264. Buchner K. Cicero: Bestand und Wandel seiner geistigen Weil. Heidelberg, 1964.

265. Burford A. Craftsmen in Greek and Roman Society. Ithaca, 1972.

266. Davies J.K. Wealth and the Power of Wealth in Classical Athen. Salem, 1981.

267. Defourny M. Arisioie. Etudes sur la "Politique". -Paris, 1932.

268. Douglas A.E. Cicero. Oxford, 1968.

269. Dunbabin J. Aristotle's Politics: reception and interpretation if The Cambridge History of Later Medieval Philosophy.

270. Edel A. Aristotle and his Philosophy. London, 1982.

271. Ehrenberg V. The Greek State. London, 1969.

272. Fine J.V.A. Horoi: studies in mortgage, real security, and land tenure in ancient Athen. Baltimore, 1951.

273. Finley M .1. Authority and legitimacy in the classical city-state. Kopenhaun, 1982;

274. Gewirt A. Marsilius of Padua and Medieval Political Pholosophy//Marsiliys of Padua. The Defender of the Peace. Vol.1. -N.Y., 1951.

275. Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini. Politics and history in Sixteen-Century Florence. New Jersy, 1966.

276. Griffith G.T. Isegoria in the Assembly of Athens // Ancient Society and institutions. N.Y., 1967.

277. Hamburger M. Morals and Law. The growth of Aristotle's legal theory. New Haven, 1951.

278. Hammond M. The City in the Ancient World. Cambridge, 1972.

279. Ham pi F. Poleis ohne Territorium // Klio. Bd.XXXII. - 1939.

280. Haren M. Medieval thought: The Western Intellectual Tradition from Antiquityth the 13th century. London, 1985.

281. Harrison A.R.W. The Law of Athens. The Family and Property. Oxford, 1968.

282. Heinze R. Ciceros "Staat" a is politische Tendenzschiift //Hermes. -LIX. 1924.

283. Heinze R. Vom Geist des Romertums. Leipzig, 1938.

284. Higneit C. A history of the Atheaiaa constitution to the end of the fifth century B.C. Oxford, 1951.

285. Hunt H.A.K. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954.

286. Hutchinson D.S. The virtues of Aristotle London-N.Y., 1986.

287. Jager W. Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung. Berlin,1955.

288. Johnson C.N. Aristotle's theory of the state. London, 1990.

289. Kahlenberg K. Beitrag zur Interpretation des III Buches der aristotelischen Politik. Berlin, 1934.

290. Kantorowicz E.H. The King's two bodies. Prinston, 1957.

291. Kelsen H. Aristotle's Doctrine of Justice // Aristotle's Ethics: Issues and Interpretations, by J.J.Walsh, H.Shapipo. Belmont, 1967,

292. Kenny A. The Arestotelian Ethics. A Study of the Relations between the Eudemain and Nicomachean Ethics of Aristotle. Oxford, 1978.

293. Lacey W.K. Cicero and the end of the Roman Republic. London, 1978.

294. Lauffer S. Die Liturgien in der Krisenperiode Athens // Hellenische Polies. -Bd.l. Berlin, 1974.

295. Lengauer W. Greek Commanders in the 5th and 4th Centuries B.C. Politics and Ideology: A Study of Militarism. Warshawa, 1979.

296. Lusconibe D.E. The State of Nature and the Origin of the State // The Cambridge History of Later Medieval Philosophy.

297. MagdelainM. Auctoritas princeps. Paris, 1947.

298. McCullagh P.F. The meaning of nomos in Greek literature and thought from Homer to Aristotle. Chicago. 1939.

299. Meyer E. Caesars Monarchie und das Prinzipat des Ponipeius. StuttgartBerlin, 1922.

300. Meyer H. Cicero und das Reich. Köln, 1957.

301. Mosse C. La conception du citoyen. dans la Politique d'Aristote // Eirene. -1967.

302. Mosse C. Le citoyen dans la (• rtce atuique. Paris, 1993.

303. Muldan R.G. Aristotle's politic a 1 theory. Oxford, 1977.

304. Muller R. Polis und Res puiica. Weimar, 1987.

305. NedermaiiC. Aristotles as Authority: Alternative Aristotelian sources of Late Medieval Political Theory // History of European Ideas. 1987. - Vol.8. -N.l.

306. NedermanC. Nature, Sin atid the origins of society: the Ciceronian tradition in medieval political thought // Journal of History of Ideas. Jan -Mar. - 1988. - Vol.49. - N.l.

307. Newman W. The Politics of Aristotle, Vol.I-IV.- Oxford, 1887-1902.

308. Ober J. Mass and elite in democratic Athens: Rhetoric, ideology a the Power of People. Princeton, 1989.

309. OnckenW. Die Staatslehre des Aristoteles in historisch-politischen Umrissen. -Leipzig, 1875.

310. Pecirka J.A Note on Aristotle's conception of Citizenship and the role of foreigners in fourth century Athens //Eirene. 1967. - VI.

311. Pecirka J. The Crisis of the Athenian Polis in the Fourth Century B.C. //Eirene, 1976. -XIV.

312. Plezia M. The first of Cicero's philosophical essays // Ciceroniana (Roma aeterne, 9). Leiden, 1975.

313. PostG. Studies in Medieval Legal Thought: Public Law and the State, 1100-1322. Princeton, 1964.

314. Pringsheim F. The Greek Law of Sale. Weimar, 1950.

315. Rawson E. Cicero. A portret. London, 1975.

316. Reitzenstien R. Das Römisches in Cicero und Horaz. Leipzig-Berlin, 1925.

317. Reitzenstein R. Die Idee des Principates bei Cicero und August // Gott. Nachrichten. Phil.-hist. Klasse. 1977.

318. Renna Th. Aristotle and the French Monarchy, 1260-1303 //Viator. -1978. Vol.9,

319. Rothe Chr. Humanital, Fides and Verwandtes in der romischem zur Provinzialpolitik: Untersuchungen zur politischen function romischer Verhaltens-normen bei Cicero. Berlin, 1978.

320. Rubinstein N. Notes on the word "stato" in Florence befor Machiavelli // Florilqium historiare. Firenze, 1971.

321. Ruch M. Le preambule dans ¡es oeuvres philosophiques de Cicero. Paris, 1958.

322. Schanz M. Geschichte der Komischen Literatur. B.I. - T 2 - München, 1909.

323. Schimiit Cli H Aristotle and the Renaissance. London, 1983.

324. Schur W. Saliust als Historiker. Stuttgart, 1934.

325. Sealey R. A history of Greek city-states. -Berkley, 1976.

326. Sealey R. The origins of demokratia !! Californian studes in Classical Antiduity.- Vol.6.- Berkley, 1976.

327. Sinclair T.A. A History of Greek political thought. Cliveland, 1 967.

328. Sherwill-White A.W. The Roman citizenship. Oxford, 1973.

329. Smith R.E. Cicero the statesmen. Cambridge, 1966.

330. Stockton D. Cicero. London, 1971.

331. Stockton D. I he Classical Athenian democracy. Oxford-N.Y., 1991.

332. Suss W Cicero Eiue F.iufuhruag in seine philosophischen Schiiften, Wiesbaden,1966.

333. Taeger F. Die Archaologie dcs Polybiox. -1924.

334. Taylor E.R. Party Politics in the Age of Caesar. Berkley-Los Angeles, 1966.

335. Tierny B. Religigion, law and the growth of constitutional thought, 1150-1650.- Cambridge, 1982.

336. Trouard M.A. Cicero's attitude towards the Greek. Chicago, 1942.

337. Ullmann W.A. History of Medieval Political Thought. London. 1965.

338. Ullmann W.A. Medieval foundations of Renaissance humanism. London, 1977.

339. Ullmann W.A Medieval political thought. Hatnondaworth, 1979.

340. Weil R. Aristote et Thistoire. Essai sur la "Politique". Paris, 1960;

341. Wilamowitz-Moellendorff U.v. Aristoteles und Athen. Bd.I. - Berlin. 1893.

342. Wood N. Cicero's social and political thought. Berkley, 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.