Проблема личности в философском наследии славянофилов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Коваленко, Николай Сергеевич

  • Коваленко, Николай Сергеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 148
Коваленко, Николай Сергеевич. Проблема личности в философском наследии славянофилов: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Мурманск. 1999. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Коваленко, Николай Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

СЛАВЯНОФИЛЬСКОГО ПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Славянофильство - закономерный этап развития русской философии

§ 2. Православно-русские истоки понимания личности у славянофилов

§ 3. Влияние немецкой философии на славянофильское трактование личности

ГЛАВА II. СЛАВЯНОФИЛЫ О ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Учение о духовной целостности личности

§ 2. Учение о соборности и понимание народности как ъа&пб рассмотрения проблемы личности славянофилами

§ 3. Внутренняя свобода личности и внешняя необходимость в понимании славянофилов

§ 4. Религиозно-православное понимание личности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема личности в философском наследии славянофилов»

Данное исследование посвящено одному из аспектов философского наследия так называемых "ранних", "классических", или "старших", славянофилов - представителей первого действительно оригинального направления русской философской мысли, давшего мощный толчок развитию национальной философии и в целом русского мировоззрения в новейшее время. Основное внимание в диссертации обращено на истолкование проблемы личности в философских воззрениях А.С.Хомякова (1804-1860), И.В.Киреевского (1806-1856), К.С.Аксакова (1817-1860), И.С.Аксакова (1823-1886), Ю.Ф.Самарина (1819-1876).

Переживаемая Россией в очередной раз переломная эпоха и тотальная переоценка ценностей, когда предельно обострились экзистенциальные проблемы, требуют переосмысления опыта, накопленного отечественной мыслью, обращения к духовному наследию прошлого, истории и национальной культуре. Философская антропология становится на исходе XX века все более важной частью общечеловеческой культуры. Она приобретает особое значение для определения духовной ориентации личности, в поисках ее предназначения и смысла существования.

Верующее любомудрие", это прекрасное выражение И.В.Киреевского, точно отражает смысл религиозно-философских исканий славянофилов, для которых одной из ведущих была проблема личности, сквозной темой проходящая через их работы как один из аспектов общей проблемы человека. Оригинальные и глубокие размышления славянофилов о личности принадлежат к непреходящим ценностям русской мысли, потенциал которых в значительной степени еще не востребован. Их стремление найти онтологическое обоснование самоценности личности, ее целостности и соборного начала, понять собственное существо, исходя 4 из жизненных отношений, открыть путь к овладению смыслом жизни, делает их концепцию перспективной тенденцией в современной философии личности. Выступая активной, свободно творящей силой, обладая высокой духовностью, личность у славянофилов оказывается способной объединить мир, спасаясь от эгоизма, изначально ей свойственного.

Теоретическое наследие славянофилов активно изучалось отечественными и зарубежными исследователями. Литература по рассматриваемой теме, с одной стороны, обширна, но с другой -она посвящена прежде всего общей оценке взглядов "верующих любомудров". Славянофильская интерпретация проблемы личности проанализирована недостаточно полно. Различные ее аспекты рассматриваются во многих исследованиях лишь как одно из направлений духовного поиска А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, их соратников.

В России интенсивное осмысление идей представителей "русского воззрения" происходит во второй половине XIX - начале XX века. Особо следует выделить работы К.Н.Бестужева-Рюмина, Н.А.Бердяева, М.О.Гершензона, Р.B«,Иванова-Разумника, П.И.Леницкого, О.Ф.Миллера, О.Г.Флоровского, в которых, несмотря на критику, дается в целом позитивная оценка славянофильских взглядов, предпринимается попытка обосновать их своеобразие и место в развитии русской философской мысли1. В частности О.Ф.Миллер, отмечая, что "личности. принадлежит

1 См.:Бестужев-^омин К.Н. Славянофильское учение и его судьба // Отечественные записки. 1862. Т. CXL. № 2-3. Т. XLII. № 5; Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996; Гершен-зон М.О. Славянофильство // Вопр. философии. 1997. № 12; его же: Грибоедовская Москва; П.Я.Чаадаев: очерки прошлого. М., 1989; Иванов-Разумник Р. История русской общественной мысли. Пг., 1918; Леницкий П.И. Славянофильство и западничество. Киев, 18 82; Миллер Ор. Основы учения первоначальных славянофилов // Русская мысль. 1880. № 1; Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. 5 самое видное место в учении славянофилов"1, обращает внимание на некоторые аспекты их понимания проблемы личности.

Эту интерпретацию славянофильства продолжили философы русского зарубежья. Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, С.А.Левитский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, анализируя наследие славянофилов, находили в нем многие черты, предвосхитившие последующее развитие отечественной религиозной философии. Для этих мыслителей несомненна ценность оригинальных воззрений славянофилов и стремление продолжить размышления в намеченном "верующими любомудрами" направлении2. Несмотря на серьезность трудов названных историков философии, они все-таки не лишены субъективизма и не учитывают новейших историко-философских изысканий.

По мере распространения в России марксизма актуализируются попытки оценки славянофильского учения с новых позиций. В частности Г.В.Плеханов делает вывод, что славянофилы "идеологи буржуазии"3. В.И.Ленин относит их вкупе с западниками к "анибалам либерализма" и отмечает, что славянофильство не понимало "противоположность интересов труда и капитала"4.

В советский период, несмотря на интенсивное изучение истории русской философской мысли XIX века, само пространство этого изучения оставалось неправомерно суженным и ограничива

1 Миллер Ор. Указ. соч. С. 82.

2 Вышеславцев Б.П.Вечное в русской философии // Философы России Х1Х-ХХ столетий. М., 1995; Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991; Левитский С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996; Лосский И.О. История русской философии. М., 1991; Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философы России Х1Х-ХХ столетий. М., 1995.

3 Философско-литературное наследие Г.В.Плеханова: В 3 т. Т. 3. М., 1974. С. 206.

4 Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве // Полн. собр. соч.: В 55 т. 5-е изд. Т.4. С. 422; Гонители земства и анибалы либерализма // Указ. соч. Т. 5. С. 46. 6 лось немногими именами, представлявшими в основном революционно-демократическое направление. В работах историков философии СССР славянофильство, как правило, характеризовалось как течение либерально-дворянское и реакционно-религиозное, то есть определялось исходя из сугубо мировоззренческих или партийно-политических пристрастий. В "Кратком очерке истории философии", вышедшем третьим изданием в 1975 г., прямо утверждается, что славянофилы являлись "идеалистами-мистиками, сторонниками православной церкви, проповедниками христианской философии", примирения философии с религией, разума с верой"1. Упрощенное толкование идейного столкновения мыслителей-материалистов и идеалистов вокруг проблемы личности приводило к недооценке вклада славянофилов в понимание личности. Тем самым грубо деформировались представления сторонников "русского воззрения". Потребовались значительные усилия, чтобы изменить данный подход. Однако эта работа еще полностью не завершена. Даже сегодня в отдельных публикациях славянофильство характеризуется как "реакционная и консервативная идея в русской общественной мысли". Подобную оценку З.В.Смирновой мы принять не можем2.

1 Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т.Иовчука, Т. И. Айзермана, И.Я.Щапанова. 3-е изд. М., 1975. С. 18; см. также: Рамишвили A.C. Герцен в борьбе со славянофильством. Тр. Тбилисского пед. ин-та, 1957. Т. XI; Сладкевич Н.Г. Славянофильская критика 4 0-50-х годов // История русской критики: В 2 т. Т. 1. M.-JI., 1958; Ушакова JT.A. Грановский в борьбе со славянофилами. Уч. зап. Томского ун-та, 1959. № 31; Парамонов Б.М. Славянофильство и кризис русской религиозной философии. Автореф. дис. канд. филос. наук. J1., 1971; Дани-ленко Т.И. Основные черты социальной философии славянофилов, критический анализ. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1984; Китаев В.А. Из истории идейной борьбы в России в период первой революционной ситуации. Горький, 1974; Пирожкова Т.Ф. Революционеры-демократы о славянофильстве и славянофильской журналистике. М., 1984.

2 Смирнова З.В. Проблема разума в философской концепции Чаадаева // Вопр.философии. 1998. № 11. С. 96. 7

Историки философии советского периода многое сделали для анализа славянофильского понимания проблемы личности. Особо следует отметить труды А.А.Галактионова и П.Ф.Никандрова1. Рассматривая сложный, во многом противоречивый процесс развития отечественной философии, эти ученые заложили методологическую основу изучения славянофильских взглядов на проблему личности. Монографии, освещающие своеобразие славянофильства, в 60-80-е годы были опубликованы Е.А.Дудзинской, Н.И.Цимбаевым, Ю.З.Янковским2. Во всех этих работах, наряду с интересным фактическим материалом, затрагивающим проблему личности в воззрениях "верующих любомудров", глубокими обобщениями, содержатся и догматические установки, искажающие подлинные суждения славянофилов.

Сегодня, когда вновь усилился интерес к славянофильским взглядам, идеи Хомякова, Киреевского и их соратников в основном очищены от односторонних идеологических оценок. Среди современных исследователей, анализирующих различные аспекты славянофильских воззрений, затрагивающих тему личности, мы отмечаем имена Т.И.Благовой, В.О.Гошевского, А.Ф.Замалеева, А.И.Новикова, В.В.Сербиенко, Л.Е.Шапошникова3. Так в монографии мурманских исследователей намечены подходы к анализу сла

1 Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. 2-е изд. Л., 1989.

2 Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983. Цимбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1986; Янковский Ю.З. Из истории русской общественно-литературной мысли 4 0-50-х годов. XIX столетия. Л., 1972.

3 Благова Т.И. Родоначальники славянофильства Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М., 19 95; Гошевский В.О., Закондырин Е.В., Костюкевич В.Ф. Проблема человека в русской философии первой половины XIX века. Мурманск, 1993; Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996; Новиков А.И. История русской философии. Л., 1998; Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Н.Новгород, 1992; Сербиенко В.В. История русской философии XI-XIX вв. М., 1993. 8 вянофильского понимания личности, отмечается ценность представлений И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, "возвеличивающих духовность человека, его право на духовную жизнь"1. Кроме того, следует выделить публикации М.Н.Громова, М.Г.Макарова, С.С.Хоружего, В.Г.Щукина2.

Наряду с историко-философской литературой для написания диссертации большое значение имели литературоведческие исследования славянофильской критики и философской эстетики. Наиболее существенные, на наш взгляд, работы в этой области принадлежат Ю.В.Ману, А. С.Курилову, В.И.Кулешову, В.А.Кошелеву3.

Среди зарубежных авторов выделяются работы Э.Мюллера и А.Валицкого. Кроме того, определенное значение для реконструкции славянофильского понимания личности имеют исследования Б.Гройса, Л.Люкса, Г.Рормозена4. Однако иностранные исследователи стремятся доказать, что славянофилы ".по своим духовным устремлениям были значительно ближе к западным европей

1 Гошевский В.О., Закондырин Е.В., Костюкевич В.Ф. Указ. соч. С. 56.

2 Громов Н.М. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопр. философии. 1994. № 1; Макаров М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева // Философ, науки. 1992. № 2; Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии // Вопр. философии. 1995. № 5; Щукин В.Г. Христианский восток и топика русской культуры // Вопр. философии. 1995. № 4.

3 Ман Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830 годы). М., 1969; Литературные взгляды и творчество славянофилов. 1830185 0 гг / [К.Н.Ломунов, Е.В.Стариков, А.С.Курилов и др. Ред-кол. : К.Н.Ломунов (отв. ред.) и др.]. М., 1978; Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. М., 1976; Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850-е годы). Л., 1984.

4 Мюллер Э. И.В.Киреевский и немецкая философия // Вопр. философии. 1993. № 5; Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской философии // Вопр. философии. 1994. № 1; Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Россия и Германия: опыт философского диалога. М. : Медиум, 1993; Люкс Л. Евразийство // Вопр. философии. 1993. № 6; Рормозен Г. К вопросу о будущем России // Россия и Германия: опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. 9 цам, чем к своим соотечественникам"1.

Тем не менее осмысление идейного наследия славянофилов далеко не завершено, а проблеме личности в контексте славянофильского учения уделялось недостаточно внимания. Отражая отдельные стороны проблемы личности в трактовке славянофилов, имеющиеся исследования пока не могут претендовать на исчерпывающий анализ интересующей нас темы. Накопленный в литературе материал позволяет сделать вывод о возможности и необходимости обобщения славянофильских взглядов на проблему личности. Таким образом, объективное и целостное исследование славянофильского понимания проблемы личности остается до сих пор актуальной, до конца не реализованной задачей. Настоящая диссертация призвана восполнить этот пробел.

Результаты данного исследования могут быть использованы в ходе последующего изучения проблемы личности для углубления понимания ее духовной составляющей. Потребность в дополнительном анализе взглядов славянофилов на проблему личности и составляет актуальность данного исследования. Тема актуальна и в том смысле, что позволяет исходя из опыта "верующих любомудров", более осознанно подходить к пониманию проблемы личности в современных условиях.

Цель исследования заключается в том, чтобы выяснить существо славянофильского понимания проблемы личности. При этом автор ставил перед собой следующие задачи: выявить и описать историко-культурный контекст, философские истоки и влияния, обусловившие своеобразие понимания личности "верующими любомудрами"; обосновать философскую интерпретацию проблемы личности, ключевыми категориями которой у славянофилов выступают духовная целостность, соборность и религиозность;

1 Люкс Л. Указ. соч. С. 114.

10 рассмотреть сущность оригинального понимания личности у славянофилов как отдельную проблему в общем процессе их философского творчества; исследовать, в чем проявлялось своеобразие подхода славянофилов к решению проблемы личности, что они заимствовали у своих предшественников и в чем состояло то новое, что было внесено ими в науку; показать, что проблема личности в философии славянофилов выступает синтезирующим началом, сводящим их философские взгляды в определенную систему.

Источниками исследования стали произведения представителей "русского воззрения", труды их предшественников, оппонентов и последователей, современная литература по данной проблематике. Все источники указаны в библиографии.

Основой исследования является диалектический метод и сравнительно-исторический метод выявления социально-культурной и теоретической детерминации философских учений, взаимосвязь исторического и логического. Также применен метод историко-философской реконструкции взглядов славянофилов на проблему личности, предполагающий анализ как философско-исторических и социально-экономических обстоятельств, вызвавших появление славянофильской концепции, в том числе их понимание проблемы личности, так и внутреннего специфического осмысления сторонниками "русского воззрения" структуры и бытия личности, выступающей в качестве субъекта православной веры. Подобный подход предполагает отказ от идеологической конъюнктуры, а акцент делается на выявление истинного вклада славянофилов в развитие философии.

11

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Коваленко, Николай Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На исходе XX века перед человечеством стоит сложнейшая проблема. Развитие цивилизации поставило личность на край пропасти, а псевдогосподство над миром, сотворенным самим человеком, может обречь на уничтожение. Драматизм современности заключается в том, что в ней переплелись несколько системных глобальных кризисов - политический, экономический, криминалистический, демографический, экологический, духовный. Как абсолютно справедливо отметила М.А.Петрова: "Происходит изменение самой человеческой природы в сторону утраты в ней собственно человеческого и преобладание животного. Появилась опасность, что человек забудет, что он человек"1. Проблема сущности личности тем самым смыкается с проблемой ее существования. Закономерно особое внимание русской философской мысли к данной теме. Однако в нашей стране надолго был предан забвению опыт отечественной религиозной философии в лице славянофилов, приступивших к анализу экзистенциальных проблем еще полтора столетия назад. Мы считаем, что идеи и выводы славянофилов сохраняют актуальность и ныне.

Известный знаток отечественной общественной мысли Л.С.Франк писал, что главные темы русской философии - это философия истории и социальная философия, которая также является религиозной этикой и онтологией2. И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин стали основателями современной оригинальной русской философской мысли. Проблемы, волновавшие "верующих любомудров", касаются в первую очередь особого пути России, пути исторического, пути нравственно-духовного. Характернейшей чертой славянофильского учения яв

Петрова М.А. Проблема человека в философии: текст лекции. СПб., 1994. С. 17.

2 Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философы России Х1Х-ХХ столетий. М., 1995. С. 721.

126 ляется антропологическая направленность. Все философские вопросы сторонники "русского воззрения" рассматривали через призму личности. Изучение славянофильского понимания проблемы личности имеет особую значимость, ибо утеря личностного начала в человеке приводит к тому, что потребность укрепления собственно человеческого не только не ослабевает, но становится все настоятельней.

Славянофильство как феномен философской мысли сформировалось на основе национальной традиции любомудрия Древней и Средневековой Руси. Теоретической базой "православно-русского воззрения" выступили труды восточных христианских религиозных писателей и немецкая идеалистическая философия, прежде всего системы Шеллинга и Гегеля. Гегелевское или шеллинговское решение философских проблем личности не могло удовлетворить "верующих любомудров". В немецкой идеалистической философии внутренний органический синтез всего многообразия сущего лишь мыслился самими философами1. Хомяков, Киреевский, их соратники стремились обрести "новые начала познания" на религиозно-православной основе. Философия Германии не создала русскую философию в лице славянофильства, а лишь активизировала ее. Творчески интерпретируя предшественников, славянофилы стремились обосновать свой собственный взгляд на главные философские и историософские проблемы, в частности на проблему личности. Перерабатывая и впитывая положения немецкого идеализма и православной мистики, славянофилы сосредоточили внимание на "узлах" философской теории, стремясь уяснить сущность и назначение личности.

Западному идеалу самодостаточной автономной рационалистической личности славянофилы противопоставляли целостную личность . С их точки зрения, автономия личности дезинтегрирует

1 Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Россия и Германия: опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. С. 37.

127 общество, обрекая индивида на изоляцию и одиночество. Целостная личность предполагает полное слияние индивида с обществом, отказ от самодовления индивидуализма в пользу сверхиндивидуальной веры, объединяющей соборную общность людей.

Хомяков и его соратники были носителями западноевропейской культуры, но в то же время выступали за сохранение духовного своеобразия русского народа, народной личности. Органическая целостность личности представлялась им непременным залогом цельности духовной и нравственной. Внутреннюю трагедию Европы они обнаруживали в отсутствии там цельности. Секуляризация культуры, всей общественной жизни, "возникновение ряда независимых сфер творчества", по выражению В.В.Зень-ковского, привели к разрыву целостности личности на Западе1. Напротив, личность в славянском мире, прежде всего в русском народе, сохранила в своей основе целостность.

В анализе славянофильского взгляда на личность особое место занимает учение о соборности, разработанное А.С.Хомяковым. Соборность в понимании славянофилов означает сочетание единства и свободы многих личностей на основе их общей любви к Богу. Истинным субъектом свободы является Церковь: свобода дана не отдельной личности, а совокупности верующих - Церкви. Только в Церкви личность обретает самою себя, утверждали славянофилы.

Для миропонимания приверженцев "русского воззрения" органически присущ антропологизм, тенденция к исправлению и совершенствованию природы личности. Не "страх рационализма", как пишет А.Ф.Замалеев2, был свойствен славянофилам, но попытка понять личность в ее индивидуально-чувственном бытии. Утверждая приоритет личностного над социальным, "верующие любо

1 Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М. , 1997. С 137 .

2 Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996. С 333 .

128 мудры" рассматривали личность как первопричину и основание социальности. Оттого и нравственное самосовершенствование личности в духе православия выступает для них важнейшим средством гармонизации общественных отношений. Православие, с их точки зрения, вмещает в себя цель нравственной жизни личности, ее исходные начала - любовь к Богу и ближнему. Лишь в лоне Церкви личность приобщается к любви вселенской, учили славянофилы.

Социальный идеал славянофилов выступает в виде общины как основы общественного устройства и опирается, с одной стороны, на патриархальный семейный быт, а с другой - на сильное государство .

Важно еще раз подчеркнуть общность основных философских построений "верующих любомудров". Определенные различия в некоторых суждениях между А.С.Хомяковым, И.В.Киреевским, К.С.Аксаковым, Ю.Ф.Самариным, которые мы стремились показать, - это оттенки одного, единого для всех них мировоззрения. Классическое славянофильство существовало в качестве самостоятельного направления мысли свыше двадцати лет (примерно с конца 1830-х годов до начала эпохи "Великих реформ"). Оно оказало мощное воздействие на последующее развитие русской философии. Мы полностью разделяем мнение, что в конце XX века "время неуклонно и убедительно подтверждает. философскую правду славянофильства"1. Признание необходимости и правомерности металогического пути познания присутствует практически у всех русских мыслителей XIX-XX веков. Вслед за славянофилами эту линию продолжили Вл.Соловьев, Флоренский, братья Трубецкие, Федоров, Булгаков, Эрн, Бердяев, Лосский, Корсавин, Франк, Ильин, Вяч.Иванов, Мережковский, Андрей Белый, Зень-ковский, Флоровский, А.Ф.Лосев и многие другие.

1 Федоров B.C. О философских аспектах славянофильства в свете современной науки // Славянофильство и современность. СПб., 1994. С. 99.

129

В 20-4 0-е годы XIX столетия Россия переживала переходную эпоху, во многом схожую с сегодняшней. Ныне, в период очередной резкой ломки устоявшихся идеологических, социально-политических и экономических приоритетов, весьма важно учитывать опыт прошедшего. Представляется, что многие идеи славянофилов имеют не только узкоспециальный интерес. Они могут оказать свое воздействие на выработку новой концепции развития современного российского общества. Многие элементы философских конструкций "верующих любомудров", на наш взгляд, вполне могут быть использованы не только в современной философской науке, но, что самое важное, в реальной жизни общества. Актуальный взгляд славянофилов на основные стороны, черты личности, а также на своеобразие исторической судьбы Отечества, безусловно, являются важными для понимания и анализа процессов, происходящих ныне в России, выборе пути ее дальнейшего развития, решения глобальных проблем современности. О перспективах славянофильской идеи прекрасно сказал В.В.Розанов: "Любовь не умирает. А славянофильство есть просто любовь русского к России. И она бессмертна"2.

Розанов В.В. Мимолетное // Контекст. 1989. С. 216.

130

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Коваленко, Николай Сергеевич, 1999 год

1. Аксаков И.С. Сочинения. Т. 1-УШ. М., 1886-1887.

2. Аксаков К. С. Полное собрание сочинений. Т. 1-Ш. М., 1861-1880.

3. Аксаков К.С. Сочинения. Т. 1. Пг.: Огни, 1915. - 666 с.

4. Аксаков И.С. Письма к родным. 1844-1849. М. : Наука, 1988. - 704 с.

5. Аксаков И.С. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1960. - 298 с.

6. Аксаков К. С. Воспоминание студенчества 1832-1835 гг. // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи (Мемуары современников) . М.: МГУ, 1989. С. 312-358.

7. Аксаков К.С. О некоторых современных собственно литературных вопросах (1839) // Вопр. философии. 1990. - № 2. - С. 158-176.

8. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М. : Современник, 1981. - 383 с.

9. Белинский В. Г. Россия до Петра Великого // Полн. собр. соч. Т. X. М.: АН СССР, 1956.

10. Герцен А.И. Былое и думы // Собр. соч.: В 9 т. Т. 5. -М.: Гослитиздат, 1956.

11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культ, и полит. отношения Славян, мира к Герм.-Ром. СПб.: Глаголь: Изд-во С.-Пб ун-та, 1995. - 513 с.

12. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Ст. по философии рус. истории и культуры. М.: Правда, 1989. - 653 с.

13. Киреевский И.В. Полн. собр. соч. Т. I, II. М. : Путь, 1911.131

14. Киреевский И.В. Избранные статьи. М. : Современник 1984. - 381 с.

15. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М. : Искусство 1979. - 462 с.

16. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: Росспен, 1996 - 605 с.

17. Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. 1-10, 12. М,, 1877-1911.

18. Самарин Ю.Ф. Статьи, письма, воспоминания. М.:Терра 1997. - 278 с.

19. Хомяков A.C. Полн. собр. соч. Т. 1-8. М. : Русский архив, 1900-1907.

20. Хомяков A.C. Сочинения. Кн. 1-6. Пг. : П.П.Сойкина 1915.

21. Хомяков A.C. О старом и новом. М.: Современник, 1988. -461 с.

22. Хомяков A.C. Сочинения богословские (предисл. Ю.Ф. Самарина) СПб.: Наука, 1995. - 479 с.

23. Хомяков A.C. Сочинения: В 2 т. М. : Моск. филос. фонд Медиум, 1994. - Т. 1. - 589 с. - Т. 2. - 476 с.

24. Хомяков A.C. Стихотворения и драмы. JI. : Сов. писатель 1969. - 595 с.

25. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. 2-е изд. доп. М. : Современник, 1989. - 621 с.

26. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. М.: Наука, 1991. Т. 1. - 798 с. - Т. 2. - 671 с.

27. Чичерин Б.Н. Москва сороковых годов. -М., 192 9. 2 94 с.1.. Исследования

28. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т.Иовчука Т.И.Ойзермана, И.Я.Щипанова. 3 изд. М., 1975. - 798 с.132

29. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гречнева. М., 1993. - 367 с.

30. Философский словарь Владимира Соловьева / Сост. Беляев Г.В. Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 462 с.

31. Абрамов А.И. Гегель и славянофилы об отношении философии и религии // Актуальные проблемы истории русской философии. -М.: ИФАН, 1987. С. 48-81.

32. Аверинцев С. С. Философия VII-XII вв. // Культура Византии. Вторая половина VII-XII вв. М.: Наука, 1989. - 678 с.

33. Аврех А. Я. Масоны и революция. М.: Политиздат, 1990. -350 с.

34. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. М.: Наука, 1976. - 454 с.

35. Анненкова С.И. Жанры публицистики К.С.Аксакова // Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII начала XIX вв. - Л., 1974. С. 86-101.

36. Антонов М.Ф. Проблема нравственного идеала в трудах И.В.Киреевского. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. -32 с.

37. Астафьев П.В. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии) // Вопр. философии. 1996.12. С. 84-102.

38. Аржаухин C.B., Емельянов Б.В., Холстинин Р.Н. Очерки русской философии XVIII-XX вв. Екатеринбург: Изд-во Ур. ГЮА, 1994. - 138 с.

39. Аржаухин C.B. Философские и общественно-политические взгляды русских масонов второй половины XVIII первой половины XIX вв. Автореф. дис. док. филос. наук. - Екатеринбург, 1998. - 43 с.133

40. Бабаев Ю.В. Основные проблемы русской философии 30-4 0-х годов XIX века. Автореф. дис. док. филос. наук. Пенза, 1997. - 47 с.

41. Бажов С.И. Концепция кризиса рационалистической философии в славянофильской доктрине (на материале творчества И.В.Киреевского) // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX начале XX века. - М.: ИФАН, 1989. - С. 2-18.

42. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопр. философии. 1991. - № 8. - С. 102-116.

43. Белевцев A.B. Социально-философское учение классиков славянофильства И.В.Киреевского и А.С.Хомякова. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 1997. - 23 с.

44. Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков (Мыслитель славянофильской школы XIX в.) Томск: Водолей, 1996. - 159 с.

45. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. - 220 с.

46. Бердяев H.A. Русская идея // Вопр. философии. 1990. -№ 1. - С. 78-85.

47. Бердяев H.A. Самопознание: (Опыт философской автобиографии) . М.: Книга, 1991. - 445 с.

48. Бердяев H.A. Судьба России // Избранные произведения. -Ростов н/Д: Феникс, 1997. 541 с.

49. Бестужев-Рюмин К.Н. Славянофильское учение и его судьба в русской литературе // Отечественные записки, 18 62. Т. CXL,2.3; т. CXLII, № 5.

50. Благова Т.И. О философском наследии А.С.Хомякова // Философ. науки. 1991. - № 11. - С. 128-134.

51. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высш. шк., 1995. - 350 с.134

52. Болдырев В.И. Судьба России в философии истории Вл. Соловьева: Автореф. дис. канд. филос. наук. М. : РАУ, 1993. -23 с.

53. Булгакова И.Я. Проблемы свободы выбора добра и зла в русской религиозной философии конца XIX начала XX вв. // Социально-полит. журнал. - 1998. - № 5. - С. 267-270.

54. Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской философии // Вопр. философии. 1994. - № 1. - С. 68-72.

55. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1991. - 591 с.

56. Власенко А.И. Иван Киреевский и славянофильская мысль в России 30-50-х годов XIX века. Автореф. дис. канд. культурол. наук. М., 1997. - 27 с.

57. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. - 367 с.

58. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии // Философы России XIX-XX столетий. М., 1993. - С. 42-43.

59. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопр. философии. 1994. - № 1. - С. 65-68.

60. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. 2-е изд., испр. и доп. - Л.: ЛГУ, 1989. - 743 с.

61. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли // Вопр. философии. 1966. - № 6. - С. 120-130.

62. Гегель и философия в России: 30-е гг. XIX в. 20-е гг. XX в. - М.: Наука, 1974. - 264 с.

63. Гершензон И.О. Грибоедовская Москва; П.Я.Чаадаев; Очерки прошлого. М.: Моск. рабочий, 1989. - 398 с.

64. Гершензон М.О. Славянофильство // Вопр.философии. 1997. - № 12. - С. 68-72.135

65. Горелов A.A. Расщепленный человек и целостная личность. -М.: Знание, 1991. 64 с.

66. Гошевский В.О., Закондырин Е.В., Костюкевич В.Ф. Проблема человека в русской философии первой половины XIX века. Мурманск, 1993. - 316 с.

67. Гройс Борис. Поиск русской национальной идентичности // Россия и Германия: опыт философского диалога. М. : Медиум, 1993. С. 30-53.

68. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопр. философии. 1994. - № 1. - С. 54-61.

69. Гулыга A.B. Шеллинг. М. : Молодая гвардия, 1982. -315 с.

70. Даниленко Т.И. Основные черты социальной философии славянофильства в 30-50-х гг. XIX века. Критический анализ: Авто-реф. дис. канд. филос. наук. М., 1984. - 17 с.

71. Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопр. истории. 1993. - № 5. - С. 24-40.

72. Дмитриев С.С. Славянофилы и славянофильство (из истории русской общественной мысли середины XIX в. // Историк-марксист. 1941. - № 1. - С. 97-100.

73. Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М. : Мысль, 1983. - 272 с.

74. Дудзинская Е.А. Общественная и хозяйственная деятельность славянофила Ю. Самарина // Исторические записки. М., 1984.- № 110.

75. Дудзинская Е.А. Славянофилы на страницах герценовских изданий // Революционная ситуация в России в середине XIX века: деятели и историки М., 1986. - С. 75-85.

76. Егоров В.Ф. Проблема, которую необходимо решить // Вопр. литературы. 1969. - № 5. - С. 128-135.136

77. Емельянов Б.В., Куликов В.В. Русские мыслители второй половины XIX начала XX века. - Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 1996. - 383 с.

78. Еремеев А. Э. И.В.Киреевский. Литературные и философско-эстетические искания (1820-1830). Омск: От. ГПУ, 1996. 170 с.

79. Жихарев М.И. Докладная записка потомству о Петре Яковлевиче Чаадаеве // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и легенды. (Мемуары современников) / Под ред. И.А.Федосова. -М.: МГУ, 1998. С. 48-120.

80. Закондырин Е.В. Нравственная ответственность личности. Из истории русской философской мысли. Мурманск, 1997. - 118 с.

81. Закондырин Е.В. Русские мыслители о нравственной личности. Мурманск, 1998. - 194 с.

82. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М. : Магистр, 1996. - 350 с.

83. Замалеев А.Ф. О русской философии. СПб.: Изд-во СПб унта, 1998. - 131 с.

84. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XXVI вв.) / Под ред. М.Г.Макарова Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. - 246 с.

85. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. -Л.: Прометей, 1991. Т. 1. - Ч. 2. - 279 с. - Т. 2. - Ч. 1. - 254 с.

86. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М. : Республика, 1997. - 367 с.

87. Иванов-Разумник К. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX века. Изд. 5-е, доп. и перераб. Т. 1,11. Пг.: Рев.мысль, 1918 .137

88. Игумен Вениамин (Новик). Актуальные проблемы российского православного церковного сознания // Вопр. философии. 1999.- № 2. С. 142-153.

89. Иосифова П.С. Юрий Федорович Самарин в общественной жизни России. Автореф. дис. канд. ист. наук М., 1991. - 23 с.

90. Казанов Н.И. Об одной идеологической формуле николаевской эпохи // Контекст. М.: Наука, 1989. - С. 5-37.

91. Каменев В.М. Панорама русской идеи в русской религиозной философии XIX в.: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1994. - 14 с.

92. Каменский З.А. Русская философия начала XIX в. и Шеллинг.- М.: Наука, 1980. 326 с.

93. Каменский З.А. Русская философия с точки зрения всемирной // Вопр. философии. 1988. - № 9. - С. 123-126.

94. Кантор В. К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы // Вопр. философии. 1998. - № 7. - С. 14-22.

95. Кантор В.К. Наше больное место стертость личности (К.Д.Кавелин и его философия русской истории // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. - М. : АОН, 1989. С. 49-61.

96. Керимов В.И. Историософия А.С.Хомякова. М. : Знание, 1989. - 60 с.

97. Киселев Г. С. Кризис нашего времени как проблема человека // Вопр. философии. 1999. - № 1. - С. 40-52.

98. Киселева М.С. Древнерусские книжники и власть // Вопр. философии. 1998. - № 7. - С. 127-147.

99. Китаев В.А. Славянофильство и либерализм // Вопр. истории. 1989. - № 1. - С. 133-143.

100. Китаев В.А. Славянофилы накануне отмены крепостного права. Горький: ГТУ, 1981. - 72 с.138

101. Кленова H.B. Социальная типология личности. Методологический аспект: Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1982. - 25 с.

102. Кожинов В.О. О главном в наследии славянофилов // Вопр. литературы. 1969. - № 10. - С. 113-131.

103. Коваленко Н.С. Проблема целостной личности в философском наследии И.В.Киреевского // Человек, общество, государство. Сб. науч. ст. Вып. I. Ч. 1. Мурманск, 1997. - С. 66-71.

104. Коваленко Н.С. Судьбы России и проблема целостной личности в философском наследии славянофилов // Человек, общество, государство. Сб. науч. ст. Вып. II. Мурманск, 1998. С. 1217 .

105. Коваленко Н.С. Религиозные аспекты понимания личности у славянофилов // Человек, общество, государство. Сб. науч. ст. Вып. IV. Мурманск, 1998. С. 14-18.

106. Коваленко Н.С. Славянофильство как закономерный этап развития русской философской мысли // Человек, общество, государство. Сб. науч. ст. Вып. V. Мурманск, 1998. С. 20-26.

107. Коваленко Н.С. Некоторые аспекты проблемы человека в диссертации Ю.Ф.Самарина "Стефан Яворский и Феофан Прокопо-вич. Рассуждение, писанное на степень магистра философского факультета первого отделения // Сб. науч. ст. Вып. V. Мурманск, 1998. С. 15-20.

108. Комаров Ю. С. Общество и личность в православной философии. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. - 186 с.139

109. Конева Jl. А., Конева А. В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995. - 113 с.

110. Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. Мурманск, 1998. 185 с.

111. Коплстон Ф. Русская религиозная философия: избранные аспекты // Русская философия: зарубежные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. - 157 с.

112. Котельников В.А. Достоевский и Киреевский // Рус. лит. -1981. № 4. - С. 57-76.

113. Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850-е гг.) Л.: Наука. Ленингр. отд., 1984. - 195 с.

114. Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков // Север. 1994. № 1. - С. 16-60; № 2. - С. 57-92; № 3. - С. 47-88; № 4. - С. 71-123.

115. Кузнецов В. Славянофильство как оно есть // Вопр. литературы. 1969. - № 10. - С. 131-145.

116. Кузнецов П.В. Метафизический нарцисс. П.Я.Чаадаев и судьба философии в России // Вопр. философии. 1997. - № 8.- С. 175-190.

117. Кузнецов Феликс. Истина истории // Москва. 1981. -№ 1. - С. 194-214.

118. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Вопр. философии.- 199. № 2. - С. 142-153.

119. Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М. : Ху-дож. лит., 197 6. - 288 с.

120. Курилов А. С. Теоретико-литературные взгляды и творчество славянофилов. 1830-1850 гг. М., 1978

121. Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. М.: Мысль, 1971. - 270 с.140

122. Ласкеев П.М. Киреевский Иван Васильевич // Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М. : БЭР. Т.1. - 1993. -С. 742-744.

123. Левитский С.А. Очерки по истории русской философии М. : Канон, 1996. - 496 с.

124. Левитский С.А. Трагедия свободы. М. : Канон, 1995. -452 с.

125. Левитский С.А. По ту сторону славянофильства и западничества // Посев. 1994. - № 6. - С. 65-74.

126. Ленин В. И. Гонители земства и анибалы либерализма // Полн. собр. соч.: В 55 т. 5-е изд. Т. 5. С. 21-72.

127. Леницкий П.И. Славянофильство и западничество. Опыт систематического обозрения того и другого. Киев, 18 82.255 с.

128. Леонтович В.В. История либерализма в России. М. : Рус. путь, 1995. - 548 с.

129. Литературные взгляды и творчество славянофилов. 18301850 гг. / К.Н.Ломунов, Е.В.Стариков, А.С.Курилов и др.; Редкол.: Ломунов К.Н. (отв. ред. И др.. М.: Наука, 1978. -502 с.

130. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопр. философии. 1990. - № 4. - С. 3-6.

131. Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопр. философии. 1993. - № 3. - С. 71-81.141

132. Ломунов К.Н. Славянофильство как научная проблема // Литературные взгляды и творчество славянофилов: 1830-1850 гг.- М., 1978. С. 5-66.

133. Лосев А.Ф. Русская философия // Философия. Мифология. Культура. М. Политиздат, 1991. - 524 с.

134. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. М. : Центр "СЭИ", 1991. -287 с.

135. Лосский Н.О. История русской философии. М. : Советский писатель, 1991. - 478.14 0. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М.: Знание, 1991. - 64 с.

136. Люкс Л. Евразийство // Вопр. философии. 1993. - № 6. -С. 105-114.

137. Макаров М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева // Философ, науки.- 1992. № 2. - С. 74-89.

138. Манн Ю.В. Иван Киреевский // Вопр.лит. 1965. - № 11.-С. 130-154.

139. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830 годы).- М.: Искусство, 1969. 304 с.

140. Мюллер Э.И. В. Киреевский и немецкая философия // Вопр. философии. 1993. - № 5. - С. 114-129.

141. Нетужилов К.Е. И.В.Киревский в общественной борьбе 3040-х гг. XIX в.: Автореф. дис. канд. ист. наук. СПб., 1995.- 14 с.

142. Новиков А.И. История русской философии. М. : Лань, 1998. - 314 с.

143. Новиков А.И. Нигелизм и нигелисты. Опыт критич. характеристики. Л.: Лениздат, 1972. - 296 с.

144. Павлов С.И. Концепция "пересоздания общества" в социальной философии А.И.Герцена: Автореф. дис. канд. филос. наук. -СПб., 1996. 17 с.

145. Панарин A.C. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизованные ответы // Вопр. философии. 1994. - № 12. -С. 19-31.

146. Парамонов Б.М. Славянофильство и кризис русской религиозной философии: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1971.- 2 6 с.

147. Песков A.M. Германский комплекс славянофилов // Вопр. философии. 1992. - № 8. - С. 105-120.

148. Песков A.M. У истоков русского философствования: шеллин-гианские таинства любомудров // Вопр. философии. 1994.5. С. 89-100.

149. Петрова М.А. Проблема человека в философии. Текст лекции. СПб.: ГААП, 1994. - 25 с.

150. Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление // Философ. науки. 1992. - № 2. - С. 62-73.143

151. Пирожкова Т.Ф. Революционеры-демократы о славянофильстве и славянофильской журналистике. М.: МГУ, 1984. - 162 с.

152. Покровский С.А. Мнимая загадка // Вопросы литературы. -1969. № 5. - С. 117-128.

153. Поляков J1.B. Философия в России или русская философия // Вопр. философии. 198 8. - № 9. - С. 92-95.

154. Порох В.И. Общественно-политическая и литературно-издательская деятельность И.С.Аксакова в годы первой революционной ситуации: Автореф. дис. канд. ист. наук. Ростов н/Д, 1974. - 21 с.

155. Прокофьев В.А. Герцен. М.: Молодая гвардия, 1979. -399 с.

156. Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы // Древнерусские памятники. Тр. отд. древнерусс. лит. ин-та русс. лит. (Пушкинский дом) АНСССР. Т. XXXIV. JI.: Наука, 1979. - С. 3-18.

157. Рамишвили A.C. Герцен в борьбе со славянофильством. Тр. Тбилисского пед. ин-та, 1957. Т. XI. - С. 309-337.

158. Рогощенков И. личность и христианство. Исторические судьбы славянофильства и западничества // Север. 1994.4. С. 139-151.

159. Розанов В.В. Алексей Степанович Хомяков: к 50-летию со дня кончины его // Литературные очерки о писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. - 701 с.

160. Розанов В.В. Мимолетное // Контекст. М., 1989. С. 172222.

161. Рормозер Гюнтер. К вопросу о будущем России // Россия и Германия: опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993.1. С. 5-30.

162. Русская идея. Антология / Сост. М.А.Маслин. М. : Республика, 1992. - 496 с.144

163. Сахаров В.И. О бытовании шеллингианских идей в русской литературе // Контекст: 1977. М., 1978. - С. 210-226.

164. Сербиенко В.В. История русской философии. М. : Российский открытый университет, 1993. - 145 с.

165. Сладкевич Н.Г. Славянофильская критика 40-50-х годов // История русской критики: В 2 т. Т. 1. - M.-JT.: АН СССР (Ин-т русс, лит-ры), 1958. - С. 326-346.

166. Скороходова С.И. Историософия И.В.Киреевского: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997. - 22 с.

167. Скэнлан Дж. П. Нужна ли России русская философия? // Вопр. философии. 1994. - № 1. - С. 61-65.

168. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого / Сост. К.В. Душенко. Вып. 1. - М. : ИНИОН, 1991. - 192 с. Вып. 2. -1992. - 214 с.

169. Славянофильство и современность. Сб. ст. / РАН Ин-т русс. лит. (Пушкинский дом). СПб.: Наука, 1994. - 261 с.18 4. Смирнова З.В. Проблема разума в философской концепции Чаадаева // Вопр. философии. 1998. - № 11. - С. 91-101.145

170. Соловьев B.C. Русская идея // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - 822 с.

171. Старикова Е.В. Литературно-публицистическая деятельность славянофилов // Литературные взгляды и творчество славянофилов: 1830-1850 гг. М., 1978. - С. 67-167.

172. Стенник Ю.В. Об истоках славянофильства в русской литературе XVIII века // Славянофильство и современность. СПб.: Наука, 1994. - С. 5-23.

173. Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе // Вопр. философии. 1993. - № 7. - С. 57-63.

174. Сухов А.Д. Хомяков, философ славянофильства. М. : ИФРАН, 1993. 88 с.

175. Тарасов Б.Н. Чаадаев. М.: Молодая гвардия, 1986. -447 с.

176. Тойнби А. Дж. Постижение истории. (Пер. с англ.) М. : Прогресс, 1991. - 731 с.

177. Трубецкой С.Н. Письмо о славянофильстве // Вопр. философии. 1996. - № 1. - С. 147-150.

178. Ульянов Н. И. "Басманный философ" // Вопр. философии. -1990. № 8. - С. 74-89.146

179. Ушакова JI.А. Грановский в борьбе со славянофилами. Уч. зап. Томского ун-та, 1959. - № 31. - С. 191-197.

180. Федотова И.А. Философско-богословские взгляды

181. A.С.Хомякова и современное православие: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1995. - 16 с.

182. Философия Шеллинга в России / Под общ. ред.

183. B.Ф.Пустарникова. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. инта, 1998. - 526 с.

184. Философско-литературное наследие Г.В.Плеханова: В 3 т. -Т. 1-3. М.,: Наука. - Т. 3. - 4 07 с.

185. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. - 431 с.

186. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. - 599 с.

187. Франк С. Л. Русское мировоззрение // Обществ, науки. -1990. № 6. - С. 220-233; 1991. - № 1. - С. 179-189.

188. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философы России XIX-XX столетий. М., 1993. - С. 195-196.

189. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия // Вопр. философии. 1994. - № 5. - С. 75-88.

190. Хоружий С.С. Трансформация славянофильских идей в XX веке // Вопр. философии. 1994. - № 11. - С. 52-62.

191. Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности // Вопр. философии. 1992. - № 2. - С. 72-84.

192. Шапошников JI.E. Идеология славянофилов и современное православие. М.: Знание, 1985. - 64 с.

193. Шапошников JI.E. Православие и философский идеализм: несостоятельность философской апологетики православия. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 198 6. - 142 с.

194. Шапошников JI.E. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Н. Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1992. - 221 с.

195. Шапошников JI.E. Философские портреты (Из истории отечественной мысли). Н. Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1993. - 160 с.

196. Шапошников JI.E. Философия соборности. Очерки русского самопознания. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. - 199 с.

197. Шаталов С. С. Драматические произведения славянофилов / Лит. взгляды и творчество славянофилов: 1830-1850 гг. М., 1978. - С. 369-448.

198. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Соч. М. : Правда, 1989. - 601 с.

199. Щукин В.Г. Дом и кров в славянофильской концепции. Культурологические заметки // Вопр. философии. 1996. - № 1.1. С. 135-146.

200. Щукин В.Г. На заре русского западничества // Вопр. философии. 1994. - № 7-8. - С. 135-149

201. Щукин В.Г. Христианский восток и топика русской культуры // Вопр. философии. 1995. - № 4. - С. 55-68.148

202. Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX в. -Л.: Наука, 1977. 256 с.

203. Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М.: МГУ, 1986. - 269 с.

204. Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М.: МГУ, 1978. - 264 с.

205. Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. Страница русской общественно-литературной мысли 184 0-1850-х годов. М.: Худож. лит., 1981. 373 с.

206. Янов А.Л. Загадка славянофильской критики // Вопр. лит. 1969. - № 5. - С. 91-116.

207. Янов А.Л. Славянофилы и внешняя политика России в XIX веке // Полис. 1998. - № 6. - С. 158-171.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.