Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Савсерис, Олеся Анатольевна

  • Савсерис, Олеся Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Чита
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 163
Савсерис, Олеся Анатольевна. Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чита. 2007. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Савсерис, Олеся Анатольевна

Введение.

Глава 1. Методологические основания концепции справедливости Джона Роулза.

1.1. Основные подходы к определению содержания категории справедливости в современной социальной философии.

1.2. Генезис идей Дж. Роулза в контексте социально-философских теорий Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.

1.3. Истоки теории справедливости Джона Роулза в концепции И. Канта.

1.4. Дж. Роулз и теория рационального выбора.

Глава 2. Индивидуальный, социальный и институциональный аспекты социальной справедливости в теории Дж. Роулза.

2.1. Диалектика свободы и равенства в концепции справедливости Роулза.

2.2. Социальные условия эффективности действия принципов справедливости.

2.3. Идея применения принципов справедливости для демократических политических и социальных институтах.

2.4. Принципы справедливости Дж. Роулза как один из факторов устойчивого развития общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема справедливости в концепции Дж. Роулза: социально-философский анализ»

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что в социально-философской мысли справедливость рассматривается как одна из наиболее сложных категорий, затрагивающих различные сферы общественной жизни. Представления о справедливости в современном обществе являются ценностным критерием для анализа социальной действительности и решения вопросов об изменении общественных отношений. Оценка различных явлений жизни общества в качестве справедливых и несправедливых - это отражение экономических, политических, правовых, социальных условий, которые их вызвали.

Значимость проблемы социальной справедливости в российском обществе определена следующими важными факторами: во-первых, необходимостью теоретической разработки модели справедливого общества на фоне сохраняющегося и углубляющегося социально-экономического неравенства, нарушения демократических прав и свобод. Во-вторых, практической значимостью, так как анализ существующих и реализуемых принципов справедливости, возможно, позволит в будущем проектировать и осуществлять справедливую и эффективную социальную политику. Общественно-историческая практика свидетельствует о том, что понятие «социальная справедливость» особенно актуализируется в общественном сознании в периоды кардинальных социальных перемен, обусловленных экономическим, политическим и духовным кризисом социума. В-третьих, существует необходимость переосмысления духовных и ценностных ориентиров современного российского общества.

Все вышесказанное предопределило выбор данного философа и его концепции для изучения. Дж. Роулз является одним из крупнейших исследователей проблемы справедливости. Его теория социальной справедливости представляет огромный интерес и значимость для развития и формирования современного социума. Дж. Роулз старался показать насколько важна, роль справедливости, что она должна выступать не только как идеал, теория, но и реальная практика.

Теория справедливости создалась в 70-х г.г. XX века в период фундаментальной переоценки теоретических ценностей либерализма. Либерализм в это время вступил в период сложного кризиса, основанного на разочаровании в принципах «классического либерализма» и программы «государства всеобщего благоденствия». В это время обозначились резкие границы между социальными группами капиталистического общества в США: между богатыми и бедными. Именно идея справедливости выступила центральной проблемой для построения демократических институтов, как определение ценности свободы, как идея равенства возможностей, как критерий распределения социальных благ, как проблема эффективности политической власти и как фактор стабильности в американском обществе.

Его фундаментальный труд «Теория справедливости», как и ряд других работ, дали мощный толчок не только дальнейшему развитию политического либерализма в США, но и целому философскому направлению. В российской общественной мысли работы Дж. Роулза не вызвали такого широкого общественного резонанса, как за рубежом. Поэтому теория справедливости американского философа в России остается до сих пор недооцененной.

Степень разработанности темы. Проблемой справедливости в ее социальном аспекте занимались многие исследователи (А.А Безвербный, J1.M. Архангельский, Н.В. Мотрошилова, Ю.Г. Гусейнов, B.C. Степин, Т.А Алексеева, З.А. Бербешкина, О.О. Куликова, Н.В. Печерская и др). Такой автор как Н.А. Веденина проблему справедливости анализировала с точки зрения современного политического либерализма. Т.В. Дыльнова рассматривала справедливость- как основу эффективного развития современного российского общества. Б.Н. Кашников дал наиболее полный обзор либеральных теорий справедливости с точки зрения этики. А.Ф. Колодий социальную справедливость рассматривала через призму отношений равенства и неравенства. Г.Б.

Святохина занималась актуальными проблемами социальной справедливости и путями их решения в современном российском обществе.

Анализ этих и ряда других точек зрения многих авторов на роль социальной справедливости в обществе позволяет выделить основные направления, рассматриваемые в их работах:

- определение содержания понятия справедливости, которое трактова лось в этическом или социально-философском аспектах;

- соотношение понятия справедливости с понятием равенства, права и несправедливости;

- поиск критериев оценки социальной справедливости как важнейшей ценностной основы жизнедеятельности общества;

- необходимость существования социальной справедливости в обществе;

- взаимосвязь понятия справедливости с другими философскими категориями.

Среди зарубежных концепций справедливости, получивших широкий общественный резонанс можно отметить работы Дж. Роулза, Р. Нозика, Б. Сутора и др. Анализу теории справедливости Дж. Роулза посвящены многочисленные работы и научные публикации зарубежных авторов: Б. Аккерма-на, Б. Бэрри, Р. Дворкина, Дж. Вильсона, Д. Размуссена и др.

К наиболее известным критикам позиций Роулза следует отнести представителей либертарианского (неоконсервативного) направления в современном либерализме: Ф. Хайека, М. Фридмана, и в особенности Р. Нозика, А. Бучанана, X. Харта. С точки зрения Т. Нагеля, теория Роулза является простой формой эгалитарного либерализма. X. Харт уделяет внимание точке зрения Дж. Роулза на взаимоотношения между справедливостью и свободой.

Со времени выхода в свет «Теории справедливости» Дж. Роулза накопился огромный пласт критической и аналитической литературы по данной теории, изданной как за рубежом, так и в России. Среди этой литературы можно выделить таких наиболее крупных российских исследователей, как Т.А. Алексеева, А.В.Кузьмина, Е.Б. Сваровская, О.О. Куликова.

В конце семидесятых годов XX века в СССР на теорию Роулза обратили внимание советские авторы. Была защищена диссертация «Новейшие тенденции в американской моральной философии (на примере анализа теории справедливости Джона Роулза)», которая содержала критику теории справедливости американского философа. Автор данной диссертации Г.В. Ми-ниотайте старалась показать теоретическую несостоятельность и классовую сущность концепции Дж. Роулза, выявить роль его идей для идеологических изысканий буржуазного обществоведения США. В основе критики Г.В. Ми-ниотайте концепции Роулза лежала идейная конфронтация между двумя общественными системами - СССР и США, социализмом и капитализмом. Идеи Дж. Роулза рассматривались под углом критики буржуазной моральной философии и идеологии США конца семидесятых годов. И в целом, работы советского периода, имели сильную идеологическую направленность, что определенным образом снижает их теоретическую ценность.

Большой вклад в разработку проблемы справедливости в политической философии, в том числе в анализ американской политической мысли внесла Т.А. Алексеева. Заслугой данного автора является то, что она одна из первых анализирует морально-политическую философию Джона Роулза в рамках американской политической мысли, опираясь на переведенные ею работы Роулза. Она в своей монографии «Справедливость: морально-политическая философия Джона Роулза» подробно рассматривает эволюцию взглядов Роулза за последние два десятилетия.

Анализ работ российских и зарубежных исследователей концепции Дж. Роулза позволяет сделать следующие выводы о степени разработанности проблемы:

- большинство зарубежных авторов сосредоточивались на критическом осмыслении проблемы справедливости, при этом выделяя наиболее спорные моменты в данной концепции (Р. Нозик, Б. Аккерман, Б. Бэрри, Р. Дворкин, Дж. Вильсон, Д. Размуссен, Ю. Хабермас и др.);

- рассматривалась теоретическая связь теории Дж. Роулза с работами представителей классического либерализма (Т.А. Алексеева, А.В.Кузьмина, Е.Б. Сваровская, О.О. Куликова);

- категория социальной справедливости соотносилась с терминами равенства, свободы и несправедливости;

- исследовалась проблема универсальности и применимости принципов справедливости Дж. Роулза в обществе;

- определялось место теории справедливости Дж. Роулза в рамках либерального направления философской мысли.

Однако, несмотря на изученность теории справедливости Дж. Роулза как зарубежными, так и российскими авторами, необходимо отметить: во-первых, нет целостного социально-философского анализа данной теории. Во-вторых, принципы справедливости Дж. Роулза не рассматривались в качестве идеологической основы социальной политики и реформирования современного демократического российского общества.

Объект исследования: социально-философская концепция Дж. Роулза.

Предмет исследования: принципы справедливости Дж. Роулза как факторы стабилизации современного общества.

Цель исследования: выявление возможности использования концепции справедливости Дж. Роулза в качестве теоретической основы социальной политики в современном обществе. Достижение основной цели исследования включает в себя решение следующих задач:

1. Провести социально-философский анализ категории справедливости как основной в концепции Дж. Роулза и рассмотреть основные подходы к определению содержания понятия справедливости в современной социально-философской мысли.

2. Уточнить место и значение теории справедливости Дж. Роулза в современной научной мысли.

3. Показать истоки теории справедливости Дж. Роулза, выделить преемственную связь с философскими идеями представителей классического либерализма - Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта. Обосновать необходимость применения теории рационального выбора в качестве теоретической основы концепции Роулза.

4. Рассмотреть возможность реализации принципов Дж. Роулза в обществе, как на индивидуальном, так и на институциональном уровнях.

5. Раскрыть ценностный смысл принципов справедливости Дж. Роулза для становления и развития гуманистических ориентиров в современном обществе, определить их значение для стабильного и устойчивого развития российского демократического общества.

Теоретико-методологические основания исследования.

В качестве методологической основы в настоящем исследовании использован социально-философский анализ для выявления содержания категории справедливости и ее значения в обществе. При изложении материала применялся проблемно-тематический подход, который позволил выявить многоплановость категории «справедливость». Важное место занял аксиологический подход, который помог подвергнуть тщательному анализу нормы и ценности, характеризующие справедливое общество.

Для выявления истоков теории справедливости Дж. Роулза автор опирался на концепции Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, теорию рационального выбора. Показана связь идей названных мыслителей с философскими взглядами Роулза, проведен сравнительно-сопоставительный анализ их теоретических построений.

Решение ключевых задач исследования потребовало применения таких методов, как: исторический метод, классификация, обобщение, аналогия, индукция, интерпретация, диалектический подход и структурный анализ.

Научная новизна исследования.

1. Выявлен вклад Дж. Роулза в развитие теории общественного договора. Трактовка общественного договора как модели разумного коллективного выбора показывает прикладное значение договорной концепции.

2. Обосновано, что принципы справедливости Дж. Роулза приобретают новый смысл как один из путей выхода из кризиса современного общества. Они могут выступать в качестве основы социального реформирования и консолидации современного демократического общества.

3. Аргументировано, что принципы справедливости Дж. Роулза являются универсальными не только для демократии американского типа, но и для любого демократического общества.

4. Показано, что данная концепция справедливости имеет не только теоретическую значимость, но и может быть использована для решения проблем устойчивого развития современного социума.

5. Раскрыт ценностный смысл принципов справедливости Дж. Роулза для становления гуманистических ориентиров развития российского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Философские воззрения Роулза относятся к либеральным, так как многие идеи, характерные для классического либерализма (идея естественных прав, идея свободы, идея равенства возможностей, идея рациональности и существования частной собственности), занимают центральное место в теории Джона Роулза. Предложенные им принципы справедливости в значительной степени уже стали основой современной конституционной демократии. Однако Роулза нельзя отнести к классическим либералам, так как в его теории рассматривается проблема распределения, отраженная во втором принципе справедливости, с точки зрения, близкой социал-демократическому направлению.

2. Теория справедливости Роулза является рациональной моделью общественного равенства честных возможностей. Тем самым общественный договор рассматривается в данной теории как модель разумного коллективного выбора. Все социальные ценности - свобода и благоприятные возможности, доходы и богатство - все это должно быть равно распределено, по Ро-улзу, кроме тех случаев, когда неравное распределение любой или всех ценностей дает преимущество каждому. Обмен между двумя принципами справедливости (принципом свобод и принципом различий) запрещен, так как основные свободы - политическую свободу, свободу совести, свободу мысли, свободу личности - нельзя обменивать на экономическое благосостояние. Принцип дифференциации Дж. Роулза может проявляться как система мер для снятия социальной напряженности и уменьшения социально-экономической поляризации в современной России.

3. Принципы справедливости Дж. Роулза являются универсальными не только для демократии американского типа, но и для любого демократического общества. Справедливое общество - это совокупность институтов, гарантирующих основные права человека.

4. Данная теория может рассматриваться как попытка утверждения либеральных ценностей, при этом подчеркивается ценность плюрализма как основы для устойчивого и стабильного развития общества. Присутствие плюрализма моральных, религиозных и философских представлений, имеющих своим следствием множество конфликтующих, а нередко и несовместимых концепций смысла, ценностей и целей жизни является типичной чертой политической культуры современных демократических обществ. Задача проводимой политики в таком обществе заключается в том, чтобы найти решение проблемы обеспечения стабильности современной демократии.

5. Принципы справедливости Дж. Роулза в рамках концепции устойчивого развития приобретают новый смысл в качестве одного из путей выхода из современного кризиса общества.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что рассмотренная теория Дж. Роулза, обретает особый смысл в современном российском обществе, в котором социальная справедливость является ценностной основой устойчивого развития. Содержание и выводы, полученные в ходе исследования, направлены на более глубокое осмысление особенностей рассмотрения принципов справедливости как основы для устойчивого социально-экономического, политического и духовного развития современного общества, а также при моделировании будущего развития социума.

С помощью социально-философского анализа категории социальной справедливости как основной в концепции Дж. Роулза установлена ее взаимосвязь и взаимозависимость с категориями «свободы», «равенства», «несправедливости». При этом реализована попытка определения значения принципов справедливости Роулза в качестве ценностной основы для реформирования демократического российского общества, что позволит в будущем более подробно исследовать понятие справедливости на примере теории Дж. Роулза.

Практическая значимость работы заключается в том, принципы справедливости Дж. Роулза в качестве социальной практики могут выступать как основа социального реформирования и консолидации современного российского демократического общества. Материалы и результаты работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях и научно-педагогической работе при составлении специальных курсов по социальной философии, этике, культурологи, политологии, социологии и написании методических пособий.

Апробация результатов исследования.

Результаты данной работы были обсуждены в рамках работы Международной философской летней школы «Гуманизм и современная наука» (Новосибирск, 16-31 июля 2006 г.), Забайкальской межрегиональной школы молодых ученых (Чита, 2006 г.), аспирантских семинаров кафедры философии ЗабГГПУ им Н.Г. Чернышевского.

Основные идеи диссертационного исследования опубликованы в сборниках материалов по итогам следующих конференций: «Философия и будущее цивилизации: IV Российский философский конгресс» (Москва, 24-28 мая

2005 г.); «Общественный идеал: прошлое, настоящее и будущее» (Чита, 2022 октября 2005); Международный симпозиум «Наука и образование в интересах устойчивого развития» (Москва, 7-8 апреля 2006 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Савсерис, Олеся Анатольевна

Заключение

Джон Роулз является крупнейшим специалистом не только в американской политической мысли, но и занимает важное место в современной мировой философии. Его работы известны далеко за пределами США, они востребованы в Европе, России и других странах. Разрабатывая свою концепцию о социальной справедливости, Роулз руководствовался намерением представить ее в качестве альтернативы доктринам, которые доминировали в американском обществе в 70-х г. XX века (классический утилитаризм, интуитивизм, моральная теория и др).

Данная концепция представляет собой попытку применения традиционной теории общественного договора, представленной в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта. Роулз описал политико-философский метод общественного договора как стремление установить принципы справедливой организации общества. Однако он применяет понятие контракта как научную гипотезу. Трактовка Дж. Роулзом общественного договора как модели разумного коллективного выбора показывает прикладное значение договорной концепции.

Принципы справедливости для индивидов он интерпретирует как естественные обязанности. Идеи об естественных обязанностях и принципов для индивидов лежат в основе договорной теории Гоббса, Локка и других философов, что и было использовано Роулзом в теории справедливости. К ним американский философ относит: обязанность помогать другому человеку, при условии, что это делается без лишнего риска или угрозы для жизни; обязанность не причинять другому вреда, честность и преданность, взаимное уважение и другие. Если эти естественные обязанности будут присущи большинству индивидов, то и общество будет построено на основе гуманистических ценностей. Особенность естественных обязанностей заключается в том, что они действуют между людьми, независимо от их институциональных отношений, то есть статусных ролей. Одна из целей права, в концепции

Роулза, «состоит в гарантировании этих обязанностей действиями государства».1

Теория справедливости Роулза является рациональной моделью общественного равенства честных возможностей. Тем самым общественный договор рассматривается в данной теории как модель разумного коллективного выбора. Все социальные ценности - свобода и благоприятные возможности, доходы и богатство - все это должно быть равно распределено, по Роулзу, кроме тех случаев, когда неравное распределение любой или всех ценностей дает преимущество каждому. Обмен между двумя принципами справедливости (принципом свобод и принципом различий) запрещен, так как основные свободы - политическую свободу, свободу совести, свободу мысли, свободу личности - нельзя обменивать на экономическое благосостояние. Принцип дифференциации Дж. Роулза может проявляться как система мер для снятия социальной напряженности и уменьшения социально-экономической поляризации в обществе для современной России.

Американский философ, вслед за либералами Нового времени и эпохи Просвещения, руководствуясь идеями естественного права, выдвигает первый принцип справедливости, где требует равенства политических и гражданских прав для всех, потому что все люди равны. Этот принцип разработан в рамках классического либерализма. При этом либерализм признает, что люди равны только перед законом, и считает, что индивиды не равны в силу своих физических и умственных качеств и способностей. Любой человек несет в себе печать индивидуальности, уникальности и неповторимости. Важнейшей чертой либерализма является рационализм.

Проблема свободы у Роулза рассматривается с позиций неклассического либерализма. Для классического либерализма характерна точка зрения, согласно которой человек должен быть свободен, прежде всего, от чьей-то воли, в том, числе и со стороны государства. Роулз рассматривает свободу как важнейший фактор для человека, для его творческой деятельности в обществе. В своей теории он критикует идеи утилитаризма за то, что утилитаризм учитывает только интересы большинства. Таким образом, малообеспеченные слои населения остаются за рамками утилитаристского общества. От утилитаризма либерализм отличается тем, что он учитывает интересы всего общества. Для утилитаризма характерна формула - наибольшее счастье для большего числа членов общества.

Философские воззрения Роулза относятся к либеральным, так как многие идеи, характерные для классического либерализма (идея естественных прав, идея свободы, идея равенства возможностей, идея рациональности и существования частной собственности) занимают центральное место в его теории. Категория справедливости в рамках либерализма приобретает, главным образом, характер защиты индивидуальных прав. Предложенные Роул-зом принципы справедливости представляют собой принципы, которые в значительной степени уже стали основой современной конституционной демократии. Однако, Роулза нельзя полностью отнести к классическим либералам, так как в его теории рассматривается проблема распределения, отраженная во втором принципе справедливости с точки зрения, близкой социально-демократическому направлению. Именно за этот отход от либеральной доктрины многие исследователи критиковали концепцию Роулза.

Теория Роулза представляет собой концепцию справедливости для демократического общества, где рассматривается гарантированный статус равноправных граждан, а также данная теория пытается соединить особое понимание свободы и равенства с концепцией личности, проявляющейся в общественной культуре демократического общества. Роулз считает, что концепция личности является частью теории политической и социальной справедливости.

Данная концепция является индивидуалистической и дистрибутивной. Она индивидуалистическая в том смысле, что противопоставлена утилитаризму. Утилитаризм считает счастье людей единственным свойством, в соответствии с которым следует оценивать состояние политического мира. Утилитаризм отождествляет правильный выбор политического и социального блага со стремлением к счастью. Роулз полагает, что утилитаризм не принимает во внимание факт существенных различий между индивидами. Для утилитаризма любой индивид - лишь точка локализации, в которой сходятся блага и полезности. Согласно же Роулзу, индивиды отличаются во всем спектре отношений, особенно в том, как они воспринимают то, что может считаться благом. Поэтому его теория может применяться к индивидам, которые верят в различные моральные идеалы, то есть она применима к плюралистическим обществам.

Дистрибутивность его теории заключается в том, что ее цель состоит в анализе и оценке способов справедливого распределения блага в обществе. В отличие от утилитаристской концепции распределения, которая считает, что блага должны быть распределены таким образом, чтобы максимизировать полную или среднюю общественную полезность, Роулз основывает свою теорию на понятии честности. Дистрибутивную этику Роулза отвергают многие западные теоретики на том основании, что она нарушает права индивида, поскольку предлагает обществу включить в распределение и перераспределение то, что находится в реальном и правомочном владении частных лиц (их способности и таланты, а также продукты их труда и законным образом приобретенная собственность.

Таким образом, автор концепции справедливости считает, что важно представлять идеал справедливого общества, к которому надо стремиться. Поэтому, чтобы полностью раскрыть понятие справедливости в современном обществе, необходимо рассматривать не только добродетели граждан, но и о справедливость социальных условий и политических институтов. Добродетель-справедливость нуждается в действующем праве, а оно в свою очередь зависит от стремления граждан к справедливости.

Необходимо отметить, что философский подход Дж. Роулза к проблеме социальной справедливости является индивидуалистическим и прагматическим с точки зрения западной философии. Индивидуализм - отличительная особенность западной социальной философии. Его цель - создание сферы, в которой индивид свободен думать, выбирать и действовать, не наталкиваясь на. ограничивающее вмешательство государства. Концепция Роулза представляет собой модель справедливого общества, основанного на идее индивидуальной свободы и справедливого распределения материальных благ.

Джон Роулз, создавая свою теорию, на начальном этапе стремился найти идеал справедливости в принятии любым обществом двух универсальных принципов справедливости. Он первоначально не ограничивает ни время, ни место для их принятия и реализации, то есть они должны быть применимы в любом обществе и государстве, где будут участвовать все люди в построении справедливого общества. Однако в последующих работах, отвечая на критические замечания своих оппонентов, Роулз отходит от позиции об универсальности принципов справедливости, конкретизируя их применение только для американского демократического общества.

Он признает, что решение о том, какая система является наилучшей для того или другого народа, зависит от многих факторов, от исторических обстоятельств, традиций, институтов и др. Однако Роулз больше склоняется к мысли о том, что только демократический режим может соответствовать двум принципам справедливости. Данная теория может рассматриваться как попытка утверждения либеральных ценностей, при этом подчеркивается факт ценности плюрализма как основы для устойчивого и стабильного развития общества. Присутствие плюрализма моральных, религиозных и философских представлений, имеющих своим следствием множество конфликтующих, а нередко и несовместимых концепций смысла, ценностей и целей жизни является типичной чертой политической культуры современных демократических обществ. Задача проводимой политики в таком обществе заключается в том, чтобы найти решение проблемы обеспечения стабильности современной демократии. Теорию Роулза необходимо понимать как философию современной либерально-демократической политики. Роулз утверждает, что его теория хотя и является моральной концепцией, но все же создавалась с учетом основных политических, экономических и социальных институтов западного либерального общества и вне рамок донных условий просто не может быть применена.

Рассмотренная теория Дж. Роулза, обретает особую значимость в современном российском обществе, в котором социальная справедливость может являться ценностной основой устойчивого развития. При этом проблемы распределения материальных благ и ресурсов и стабильности развития цивилизации остаются до сих пор самыми актуальными, и требуют решения как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Принципы справедливости Дж. Роулза приобретают новый смысл как один из путей выхода из современного кризиса общества. Они могут выступать как основа социального реформирования и консолидации современного демократического общества, а также быть использованы для решения проблем устойчивого развития современного социума.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Савсерис, Олеся Анатольевна, 2007 год

1. Абрамова Н.А., Юйшина Е.А. Дегуманизация и поиск духовных ресурсов устойчивого и ноосферного развития // Современный гуманизм: проблемы и перспективы / Под общ. ред. В.А. Решетникова. - Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2004. - 160-178 с.

2. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западно-европейский и русский утопический социализм нового времени. -М: Высшая школа, 1991. 327 с.

3. Александров Ю.В. Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры. Автореф. дисс. . канд. филос. н. Великий Новгород, 2003. - 24 с.

4. Алексеева Т.А. Джон Роулз и его теория справедливости // Вопросы философии. 1994. -№10. - с. 20-28.

5. Алексеева Т.А. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии. 1992. - №6. - с.34-45.

6. Алексеева Т.А. Справедливость как политическая концепция: Очерк современных западных дискуссий. М., 2001. - 242 с.

7. Алексеева Т.А. Справедливость как проблема политической философии (на материалах американской политической мысли). Автореф. дис. . д. филос. н. М., 1992. - 46 с.

8. Алексеева Т.А. Справедливость: морально-политическая философия Джона Роулза. М.: Наука, 1992. - 112 с.

9. Андреев А.П., Селиванов А.И. Западный индивидуализм и русская традиция // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. 2001. -№3 (24).-с. 159-177.

10. Антонович И.И. Социальное развитие и проблема прогресса: критика новейших буржуазных концепций. Минск: Беларусь, 1977 - 286 с.

11. П.Аргунова В.Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. Иваново, Ивановский гос. Университет, 2004. -310с.

12. Бабушкин В.У. О природе философского знания: Критика современных буржуазных концепций. М.: Наука, 1978. - 207 с.

13. БаскинЮ.Я. Кант.-М.: Наука, 1984.-285 с.

14. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. -М.: Наука, 1982.-336 с.

15. Безвербный А.А. Социальная политика и осуществление принципа социальной справедливости. Ростов-на-Дону, 1987. - 156 с.

16. Безвербный А.А. Социальная справедливость. Ростов-на-Дону, 1987.-234 с.

17. Безвербный А.А. Социальная справедливость: состояние и перспективы в России. Автореф. дисс. . к.филос.н. Ростов-на-Дону, 1996.-23 с.

18. Бейнс К. Либерализм Роулса и коммунитаристская критика // Историко-философский ежегодник. М., 1995. - С. 89-108.

19. Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Политиздат, 1990.-239 с.

20. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория.-М., 1983.-234 с.

21. Бессонов Б.Н. Методология науки и стратегия выживания цивилизации. М.: МГУК, 1999. - 339 с.

22. Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX века. М.: Мысль, 1974.-343 с.

23. Богомолов А.С. Давыдович Ю.Н. Критика немарксистских концепций диалектики XX века. М.: Издательство МГУ, 1988. - 476 с.

24. Богословский В.В. Проблемы богатства и бедности в современном мире. М.: Международные отношения. - 1979. 230 с.

25. Бронфенбреннер Мартин. Десять проблем теории распределения // Современная экономическая мысль / Под ред. Афанасьева B.C. М.: Прогресс, 1981.- 187 с.

26. Бычко И.В. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат. 1976. - 159 с.

27. Ващекин Н.П. Глобализация и устойчивое развитие. М.: МГУК, 2002.-585 с.

28. Ващекин Н.П., Делокаров К.Х., Урсул А.Д. Образование и устойчивое развитие. Концептуальные проблемы. М., 2001. - 280 с.

29. Ващекин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Цивилизация и Россия на пути к устойчивому развитию: проблемы и перспективы. М., МГУК, 1999. -356 с.

30. Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. М.: МГУК, 2000. - 239 с.

31. Вебер Макс. Избранное. Образ общества. М., 1994. - 702 с.

32. Веденина Н.А. Современный политический либерализм и проблема социальной справедливости: Дисс. канд. ист.наук. М., 2003. - 162 с.

33. Великие мыслители Запада / Под. ред. Яна Мак-Грила. М.: Крон-Пресс, 1998.-800 с.

34. Виндельбанд Вильгельм. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М.: Канон-пресс, 1998.-496 с.

35. Галанза Т.Н. Учение Канта о государстве и праве. М.: Мысль, 1960.-304 с.

36. Гегель Г. Лекции по философии. СПб.: Наука. - 2000. 479 с.

37. Гоббс Т. Избранные произведения. О гражданине. Соч. в 2 т. Т 1. -М.: Мысль, 1964.-623 с.

38. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. - 478 с.

39. Григорьев С.И. Социологический анализ проблемы справедливости: история, теория, методология. Барнаул, 2002. - 156 с.

40. Гринберг Л.Г. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л.: Наука, 1977. - 71 с.

41. Гусейнов Ю.Г. Социальная справедливость и пути ее реализации. Автореф. дисс. .канд. филос. наук. Баку, 1991. - 22 с.

42. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989. - 135 с.

43. Даль Роберт. О демократии. Пер. с англ. / Общ. ред. О.А. Алякринского. М: Аспект-Пресс, 2000. - 208 с.

44. Дарендорф Р. Справедливость без оков зависимости // Коммунист.- 1990. №16.-С. 117-123.

45. Денисов В.В. Диалектика свободы: критерии и приоритеты // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. 2000. - №4 (21). - С. 4865.

46. Деньгуб Ю.В. Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества (социологический анализ). Дисс. . канд. соц. наук. М., 2005. - 125 с.

47. Дыльнова Т.В. Социальная справедливость и устойчивое развитие общества / Под ред. Дегтя Б.А. Саратов. Изд-во Саратовского университета.- 1999.- 107 с.

48. Дыльнова Т.В. Социальная справедливость как фактор устойчивого развития общества. Автореф. канд. филос. н. Саратов, 1998. - 22 с.

49. Ефименков В.И. Взаимосвязь социальной сферы и социальной справедливости. Екатеринбург: Институт УРОРАН, 2004. - 256 с.

50. Заиченко Г.А. Джон Локк. М.: Мысль, 1988. - 207 с.

51. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.: 1994.-432 с.

52. Иноземцев B.J1. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической ретроспективе // Вопросы философии. 2000. - №12. - С. 3-14.

53. Йоханнесбургский меморандум. Справедливость в хрупком мире. Меморандум ко Всемирному саммиту по устойчивому развитию. М., 2002. -57 с.

54. Канарш Г.Ю. Понятие справедливости в истории политической мысли (античная традиция и классический либерализм) // Философские науки. 2006 г. - №2 С. 142-155.

55. Канар'ш Г.Ю. Справедливость как морально-политическая категория: Дисс. канд. полит, наук. М., 2005. - 164 с.

56. Канарш Г.Ю. Справедливость как морально-политическая категория. М., 2006. - 305 с.

57. Кант И. Сочинения в 6 томах, т. 2. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса. -М.: Мысль, 1965.- 257 с.

58. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992.446 с.

59. Кашников Б.Н. Либеральный утилитаризм и его критика в политической философии Д. Роулза // Общественные науки и современность. -2003.- №2.-С. 84-95.

60. Кашников Б.Н. Этическое содержание и смысл либеральных теорий справедливости. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Рязань, 2005. - 334 с.

61. Кашников Б.Н. Исторический дискурс российской справедливости // Вопросы философии. 2004. - №2. - С. 29-42.

62. Кашников Б.Н. Либеральный утилитаризм и его критика в политической философии Д. Роулза // Общественные науки и современность. -2003.-№2.-С: 84-95.

63. Кашников Б.Н. Этические содержание и смысл либеральных теорий справедливости. Рязань, 2005. - 248 с.

64. Козловский В.В. Федотова В.Г. В поисках социальной гармонии (социальная справедливость и социальная ответственность). Свердловск, 1990.-С. 145.

65. Колодий А.Ф. В защиту равенства (о диалектике социальной справедливости и равенства в условиях перестройки) // Вестник Московского университета. Сер. 12, Социально-политические исследования. 1991. №1. -С.3-10.

66. Колодий А.Ф. Социальная справедливость и равенство: проблемы теории и практики. Львов: Свит, 1991. - 197 с.

67. Кругов М.Б. Философия свободы и справедливости: идеология информационного общества. М., 2003. - 237 с.

68. Крутова О.Н. Справедливость. М., 1963. - 188 с.

69. Кудашов В.И. Антигуманистические аспекты постиндустриальной культуры // Современный гуманизм: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В.А. Решетникова. Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2004. -462 с.

70. Кузьмина А.В. Идея справедливости в либеральной традиции. М., Внешторгиздат, 1998. - 128 с.

71. Кузьмина А.В. Нравственные аспекты либеральной концепции справедливого общества и морально-политическая философия Дж. Роулза. -М.: 1998.- 128 с.

72. Кузьмина А.В. Нравственные аспекты либеральной концепции справедливого общества: Дисс. канд. филос. наук. -М, 1995. 178 с.

73. Куликова О.О. Проблема социальной справедливости в споре Дж. Ролза и Р. Нозика: Автореф. дисс. канд. филос. н. М.: Москов. Пед. Гос. Унив., 2005.- 17 с.

74. Кучуради И. Справедливость социальная и глобальная // Вопросы философии, - 2003.-№9.-С. 17-29.

75. Лейбин В.М. Философия социального критицизма в США. М.: Наука, 1976.-206 с.

76. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М, 1997. - 304 с.

77. Липман М. Демократия: формальная и управляемая // Трудности перехода: демократия в России. М, 2004. С. 9-14.

78. Локк Дж. Сочинения в 3 т. Два трактата о правлении, т. 3. М.: Мысль, 1988.-668 с.

79. Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие. М.: 2000, - 252 с.

80. Луканов Д.М. В тупике неразрешимых противоречий. Критический очерк буржуазной философии США XX века. М.: Наука, 1976. - С. 152.

81. Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия. М.: Праксис, 2002.-416 с.

82. Макхиджани А. От глобального капитализма к экономической справедливости. М., 2000. - 216 с.

83. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977. - 154с.

84. Мееровский В.В. Т. Гоббс. М.: Наука, 1975. - 235 с.

85. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1983.-247 с.

86. Мизес JI. Либерализм. М.: Экономика, 2001. - 239 с.

87. Миниотайте Г.В. Новейшие тенденции в американской моральной философии (на примере анализа теории справедливости Джона Роулза): Автореф. дисс. .канд. филос. н. М., 1977. -22 с.

88. Мосоров A.M. Социальная справедливость: нравственный аспект (методология исследования проблемы). М., 1987. - 134 с.

89. Муравьева М.Е. Трансформация гуманистических идеалов свободы и социальной справедливости в истории философской мысли. Автореф. дисс. .канд. филос. наук. -М.: Моск. Пед. Унив., 2005. 16 с.

90. Мысливченко А.Г. Перспективы европейской модели социального государства // Вопросы философии. -2004. №6. С. 3-13.

91. Нерсесянц B.C. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. М.: Норма, 2001.-61 с.

92. Нерсесянц B.C. Прогресс равенства и будущность социализма // Вопросы философии. 1990. - №3 - С. 46-56.

93. Ниринг Скотт. Свобода: обещание и угроза. Критики культа свободы / Под ред. Константинова Ф.В. М.: Прогресс, 1966. - 106 с.

94. Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С.Степина. т 3. М., 2001.- 406 с.

95. Оганесян А.К. Равенство и справедливость (концепции Д. Роулза и Д.Белла) // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Политиздат, 1990. - 480 с.

96. От абсолюта свободы к романтике равенства: (Из истории политической философии) / Под. ред. Федорова М.М., Хевеши М.А. М.: Ифран, 1994.-211 с.

97. Пазенок B.C. Социализм и справедливость. М., 1967. - С. 123.

98. Печенев В.А. Истина и справедливость: (размышление о нравственно-философских аспектах проблемы) -М.: Политизд., 1989. С. 254.

99. Печерская Н.В. Современный дискурс справедливости: Джон Ролз или Майкл Уолзер? // Общественные науки и современность. 2001. -№ 2. -С.77-87.

100. Поликанова Е.П. К вопросу о социальной справедливости // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1987. - №4. С. 56-87.

101. Право и справедливость: сборник научных трудов / Под. ред. В.И. Хайруллина. Уфа, Башкирский университет, 2002. - 189 с.

102. Проблема человека в западной философии / Под ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. - 256 с.

103. Проблемы и противоречия буржуазной философии 60 70 х. годов XX века / Под общ. ред. Н.С. Юлина - М.: Наука, 1983. - 384 с.

104. Проблемы социальной справедливости в зеркале современной экономической теории / Под общ. ред. Москвина Д.Д. М.: УРСС, 2002. -190 с.

105. Проблемы устойчивого развития: научно-педагогические аспекты / Под. общ. ред: Т.И. Костиной. М.: МГАДА, 2006. - 352 с.

106. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М.: 2001. - 960 с.

107. Римашевская Н.М., Римашевский А.А. Равенство и справедливость.-М., 1991.- 156 с.

108. Роговин В.В. Социальная политика в развитом социалистическом обществе. М.: Наука, 1980. - 103 с.

109. Роговин В.В. Социальная справедливость и социалистическое распределение жизненных благ// Вопросы философии. 1986. -№9. С.3-20.

110. Роулз Дж. Идея блага и приоритет права // Современный либерализм-М., 1998.-243 с.

111. Роулз Дж. Теория справедливости / Под ред. В.В. Целищева. Новосибирск, 1995. - 536 с.

112. Роулз, Дж. Теория справедливости. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Политиздат, 1990. - С. 235-276.

113. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении неравенства // Философия и общество. Трактаты. М., 2001. - №2 (23). - С. 139-160.

114. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении неравенства // Философия и общество. Трактаты. М., 2001. -№3 (24). - С. 159-177.

115. Савельзон О. Политика эффективности новое решение // Вопросы философии. - 2004. №10. С.3-19.

116. Самсонова Т.Н. Обоснование равенства идеологии просвещения XVIII в. // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2003. - №3. - С Л 61 -182.

117. Самсонова Т.Н. Проблема равенства в утопическом коммунизме XVI нач. XVII в. // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2003. - №2. - С. 128-140.

118. Сваровская Е.Б. Структура и эволюция «теории справедливости» Дж. Ролза: Автореф. дисс. .канд. филос. наук. Новосибирск, 1999. - 29 с.

119. Сваровская Е.Б., Целищев В.В. Структура «теории справедливости» Дж. Роулза и ее место в современной политической философии // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 1996. -№1. С. 8-13.

120. Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - 144 с.

121. Святохина Г.Б. Социальная справедливость: актуальные проблемы и пути их решения в современном российском обществе. Автореф. дисс. . канд. филос. н. Уфа, 1998. - 18 с.

122. Секисова Л.П. Социальная справедливость и пути ее достижения -Иркутск, 1997.-78 с.

123. Сидоров И.Н. Философия действия в США: от Эмирсона до Дьюи. -Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. - 143 с.

124. Сизов С.С. Утопия и общественное сознание. Л.: Издательство ЛГУ, 1988.- 119 с.

125. Современная западная философия. Словарь / Сост. B.C. Малахов, В.П.Филатов М.: Тон-остожье, 1998. - 543 с.

126. Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэн-дел, Тейлор, Уолдрон / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 248 с.

127. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнение морали и права. М.: Наука, 1992.-216 с.

128. Соловьев Э.Ю. Теория общественного договора и кантовское моральное обоснование права. М.: Мысль, 1974. - 305 с.

129. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Под. ред. Н.А. Рубакина. Минск: Современный литератор, 1998. - 1408 с.

130. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роул-са / Под. ред. А.А. Гусейнова. М.: Наука, 1992. - 245 с.

131. Субботина Н.Д. Введение в социальную философию и философию истории. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 231 с.

132. Трудности перехода: Демократия в России / Сост. Э. Качинс. М.: Московский центр Карнеги, 2004. - 89 с.

133. Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М.: РАГС, 2000. С. 270.

134. Урсул А.Д. Перспективы перехода Российского государства на модель устойчивого развития. М, 1995. - 93 с.

135. Урсул А.Д. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития. М.: Луч, 1994. - 273 с.

136. Утопический социализм / Под общ. ред. А.И. Володина. М.: По-литизд, 1982.-512 с.

137. Утопия и утопическое мышление / Сост. В.А. Чаликова. М.: Прогресс, 1991.-404 с.

138. Философы XX века. Сборник статей / Под. ред. A.M. Руткевича. -М., 1999.-264 с.

139. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. -Спб.: Наука, 2001.-380 с.

140. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Джона Роулза // Вопросы философии.-1994.-№10.-С. 52-67.

141. Хеффе О. Политика, право, справедливость. М.: Гнозис, 1994.328 с.

142. Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Справочник по философии Запада XX века. -М.: ЦТР МГП ВОС, 1994.-312 с.

143. Черкасова Л.А. Критика социальной политики буржуазного государства: концепции и реальность. М.: МГУ, 1978. - 210 с.

144. Черников М.В. Логика социальных взаимодействий в свете двух условий справедливости // Полис. 2004. - №5. - С. 71-84.

145. Чукин С.Г. Проблема справедливости в философском дискурсе постмодерна: Дисс. д. филос. н. СПб., 2000. - 341 с.

146. Шабров В.Н. О генезисе и сущности категории «социальная справедливость»//Научный коммунизм. 1988,-№4.-С. 56-61.

147. Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. - №7. - С. 35-45.

148. Шевяков А. Экономический рост и неравенство // Общество и экономика. 2004. - №2. - С.56-69.

149. Шувалов Б.А. Проблема социальной справедливости в истории и современности. -М.: Макс Пресс, 2001. 132 с.

150. Элиев М.И Основы обеспечения безопасности России. М. Экономика, 2003. - 422 с.

151. Юдаева К. Демократия: проблема неравенства. Трудности перехода: демократия в России. М, 2004. - С. 22-26.

152. Rawls J. A Social Contract Perspective / Morality in Practice. Edited by James P. Sterba. University of Notre Dame. Wadsworth Publishing Company, Belmont, California, A Division of Wadsworth, 1994. -558 P.

153. Nozick R. Anarchy, State and Utopia. Oxford: Blackwell, 1974. 3671. P.

154. Rutgers Fred J. The philosophic impulse: a contemporary introduction. University Camden, New Jersey, USA., 1972. -342 P.

155. Rawls J. The Priority of Right and Ideas of Good // Philosophy and Public Affairs, vol. 17. О Princeton University Press. 1988. №4. - P. 251-276.

156. Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge. 1971. - 456 P.

157. Rawls, J. A Social Contract Perspective // Morality in Practice. Edited by James P. Sterba. University of Notre Dame. Wadsworth Publishing Company, Belmont, California, A Division of Wadsworth, 1994. - 234 P.

158. Rawls J. Theory of Social Justice / An introducion H. Gene Blocker, H. Smith. Ohio University Press Athens, Harvard University Press, Cambridge, 1980.-520 P;

159. Rawls J. Political Liberalism. -N.Y.: Columbia University Press, 2005. -P. 378.

160. Rawls J. A Kantian Conception of Equality // Cambridge Review. 1975. -Febr. P. 94-96.

161. Rawls J. Justice as fairness: a restatement / Edited by Erin Kelly. -Cambridge, Mass. London: Harvard University Press, 2001. 234 P.

162. Young I.M. Justice and the Politics of Difference. Princeton. 1990.325 P.

163. Maclntyre, Alasdair C. Whose Justice? Which rationality? Notre Dame: University of Notre Dame press, 1988. -450 P.

164. Barber B. The conquest of politics: Liberal philosophy in democratic times. Princeton, N. J.: U.P., 1988. - 234 P.

165. Dworkin R. The Original Position // Reading Rawls. Critical studies on Rawls a Theory of Justice. Edited with an introduction by Norman Daniels. -Oxford, 1975. P. 16-53.

166. Hare R.M. Rawls Theory of Justice // Reading Rawls. Critical studies on Rawls a Theory of Justice. Edited with an introduction by Norman Daniels. -Oxford, 1975. P. 81-108.

167. Hart H.L. Rawls on Liberty and its Priority // Reading Rawls. Critical studies on Rawls a Theory of Justice. Edited with an introduction by Norman Daniels. Oxford, 1975. P. 230-253.

168. Brian Barry. The liberal theory of justice. A critical examination of the Principal Doctrines in A Theory of Justice by John Rawls. Oxford University Press, 1973.- 169 P.

169. Scanlon T.M. Rawls Theory of Justice. // Reading Rawls. Critical studies on Rawls a Theory of Justice. Edited with an introduction by Norman Daniels. -Oxford, 1975.-P. 169-206.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.