Проблемы и перспективы этнополитической консолидации в Кыргызской Республике: политологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, доктор политических наук Иманалиев, Каныбек Капашович

  • Иманалиев, Каныбек Капашович
  • доктор политических наукдоктор политических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.04
  • Количество страниц 394
Иманалиев, Каныбек Капашович. Проблемы и перспективы этнополитической консолидации в Кыргызской Республике: политологический анализ: дис. доктор политических наук: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития. Москва. 2010. 394 с.

Оглавление диссертации доктор политических наук Иманалиев, Каныбек Капашович

Введение

Глава 1. Историко-философский генезис национальной идеи

1.1. Соотношение категорий «идея» и «национальная идея»

1.2. Идеал и национальный идеал

1.3. Идеология и национальная идеология

Глава 2. Национальная идея в России: история и современность

2.1. Славянофилы и западники в российской научной мысли

2.2. Почвенничество в российской философской традиции

2.3. Влияние евразийства на формирование национальной идеи России

2.4. Национальная идея в постсоветской России

Глава 3. Национальная идея, идеология и идентичность 115 в современных условиях

3.1. Общественно-политический подход к анализу понятий национальная 115 идея и национальная идеология.

3.2 Идентичность, национальная идентичность и глобализация

3.3. Нации и идеи

3.4. Традиционные и современные концепции идеологии

Глава 4. Проблемы и перспективы этнополитической консолидации 257 в Кыргызской Республике

4.1. Национальная идея как фактор этнополитической консолидации 257 кыргызов до XXI века

4.2. Проблема поиска национальной идеи и этнополитической 282 консолидации в суверенном Кыргызстане

4.3.Перспективы формирования национальной идеи и этнополитической 295 консолидации современного Кыргызстана

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы и перспективы этнополитической консолидации в Кыргызской Республике: политологический анализ»

Актуальность темы исследования. Человечество вступило в XXI век, для которого характерны глубинные изменения во всех сферах жизни мирового сообщества. В связи с этим расширяется и интенсифицируется научное пространство, возникают новые отрасли знаний. Ощущается острая необходимость в разработке новых технологий, что касается не только техники, но и духовной, особенно политической жизни. Расширяется и наполняется новым содержанием современное политическое пространство, модернизируются политические институты и политические процессы, политическая деятельность и отношения. В связи с этим остро назрела потребность осмысления, критического отношения и оценки происходящего, инновационных подходов к разрешению возникающих противоречий в духовной сфере.

Протекающие в современном мире процессы особенно остро проявились в России и других странах СНГ, где они сопровождались снижением качества жизни, социальной дифференциацией и маргинализацией, демографическим и нравственным кризисом, кризисом национального самосознания и национальной идентификации.

В результате постсоветские государства вступили в XXI век, не располагая обоснованной и ярко выраженной национальной идеей. Все это определяет актуальность диссертационного исследования, посвященного изучению национальной идеи как фактора политической консолидации общества транзитного периода.

Практически все постсоветские республики оказались не готовыми к столь серьезным переменам. Ситуация действительно парадоксальная. С одной стороны, открылись широкие возможности для осуществления рыночных реформ, демократических преобразований, обеспечения духовных и политических свобод, активизации политической и общественной жизни, развития национального самосознания, формирования новых институтов гражданского общества. С другой стороны, интенсификация политической, социально-экономической и духовной жизни транзитных обществ обусловила появление множества политических, экономических и национальных проблем, которые вызывают неимоверные трудности в их разрешении, обусловливают неустойчивость развития всего общества.

Неподготовленность значительной части населения к жизни в условиях рыночных отношений порождает нездоровые настроения, недоверие народа к исполнительной власти. Безответственная, а подчас и безнравственная деятельность СМИ увеличивает неуверенность и даже озлобленность населения. В области национальной политики нередко на первый план выходят не созидательные, а разрушительные тенденции, наблюдается рост сепаратистских и националистических настроений, что порой приводит к межнациональным конфликтам. От оптимального решения актуальных экономических, политических вопросов зависит не только состояние общества, но и судьба целых народов и этносов. Вот почему исследование проблемы национальной идеи вызывает живой интерес субъектов практической политики, политических акторов.

Национальная идея как мощная этнополитическая консолидирующая идея, аккумулирующая в себе духовные, религиозные и нравственные ценности, образ жизни и национальный менталитет, никогда не утрачивает присущих ей важнейших качественных характеристик и черт этноса. По мере исторического развития она приобретает новые, прежде всего духовные, нравственные, гуманистические составляющие, которые придают политике и политической деятельности созидательную, консолидирующую направленность. И они будут сильнее и эффективнее, если важнейшие составляющие национальной идеи будут использоваться не для противопоставления, а для органического соединения интересов людей и общества, идеологии и политики, отвечающих интересам личности и общества. От подобного взаимодействия в процессе взаимного дополнения и обогащения их консолидирующие возможности будут значительно шире и богаче. Национальная идея как мощная интегрирующая сила не утрачивает этой возможности при взаимодействии с идеологией и политикой, ибо последние являются его логическим завершением. Потому национальная идея становится важнейшей консолидирующей силой, обеспечивающей интеграцию и единство общества на основе многообразия. Вот почему избранная нами тема исследования становится особенно востребованной для транзитных обществ, функционирующих в условиях глобализации.

Разработка национальной идеи в наши дни сопряжена со многими трудностями, которые связаны, прежде всего, с тем, что постсоветские республики сегодня это уже не только самостоятельные, суверенные государства, но и противоречивые политические силы, элиты, этносы, корпорации. Естественно, исследуемая проблема должна изучаться с учетом национальных особенностей и состояния национальных отношений в каждой стране.

Мы полагаем, что для постсоветских республик, переживающих глубокий политический и социально-экономический кризис, именно национальная идея при широком разъяснении населению, является более доступной и оптимальной формой консолидации политических сил и всего общества для успешного осуществления политических и социально-экономических реформ. Актуальность темы исследования национальной идеи подтверждается тем, что ни одна политическая система не может существовать и нормально функционировать без наличия столь важного феномена, каким является национальная идея.

В диссертационном исследовании дается историко-политологический анализ концепции русской идеи. Многомерность и масштабность проблем формирования национальной идеи начинают осознаваться при осмыслении ее приоритетности по сравнению с другими возможными механизмами позитивного развития страны. Национальная идея не может родиться по заказу: «.она продукт совсем не искусственного идеологического конструирования, не рукотворный плод некой целенаправленной мировоззренческой селекции, но внутренне присущее народу жизненное качество»1.

Исторический путь становления и развития русской идеи был длительным, сложным и весьма противоречивым. Но независимо от того, на каком этапе развития она находилась, насколько убедительно научно обоснована, какие русские мыслители ее разрабатывали, это всегда была, прежде всего, духовная, высоконравственная, самобытная, патриотическая идея, свидетельствующая о любви ее авторов к Родине, народу, его традициям. Русская национальная, наднациональная идея - это консолидирующая и интегрирующая народы России идея, которая определяет их солидарность и придает им уверенность в завтрашнем дне. «Эту творческую идею, - писал И.Ильин, - нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время - русское историческое призвание»2.

В диссертационной работе предпринята попытка дать развернутую характеристику понятия «национальная идея» в контексте этнополитологического анализа ситуации в Кыргызстане и России. Выбор России не случаен. Это страна с многовековым опытом богоискательства, постоянной (невзирая ни на какие системные запреты) обращенностью к духовным началам, духовным ценностям, и потому очень близкая к ментальности кыргызского народа.

Разработка принципов общенациональной идеи осуществляется сегодня в достаточно сложной атмосфере. Трудности связаны, прежде всего, с масштабностью перемен в странах СНГ. Это вполне понятно, так как в них

1 Моисеев H.H. Соч. Т. 2. М., 1996. - С. 145.

2 Ильин И.А. Русская идея. М., 1992. - С. 436. I еще только складывается новая государственность, осознаются цели и перспективы развития, роль и место в современном мире.

Национальная идея подчас понимается как «национализм». Как пишет Г.Давыдов: «Понятие «национализм», как нередко бывает с иностранным словом, трактуют в России совершенно неверно, путая с шовинизмом. Шовинизм есть превозношение одной нации над другой. Национализм есть творческое самораскрытие нации, утверждение своей нации не в противопоставлении другим. Национализм есть в известной мере "познание самого себя", если понимать нацию как единую личность. критика национализма преследует не унижение народа, а его выздоровление, очищение»1.

Обретение общенациональной идеи затрудняется наличием резко конфронтационных отношений в политике, неоправданно высокой социальной поляризацией. Выработка общенациональной идеи сталкивается со специфическими трудностями, вырастающими не только из того, что постсоветские республики сегодня представлены разными политическими силами, корпорациями и элитами, но и различными этносами. В этих условиях естественно, что проблема требует своей проработки с точки зрения ее «национальных» измерений.

Степень научной разработанности темы. Для нас важно было проследить эволюционное развитие национальной идеи, ее вариативность в зависимости от существующей в стране формации и изменений ценностной системы, а также ее влияние на формирование государства, его обустройство и внутренний качественный рост.

Проблема национальной идеи, национальной идеологии и национальной идентичности интересовала умы мыслителей многих стран мира, которые будут рассмотрены нами в соответствующих главах. Здесь мы отметим наиболее значимые работы по данной проблематике, созданные в России и в Кыргызстане.

1 Давыдов Г. Нигилизм и традиционализм // Сценарии. 1977. № 10. - С. 13.

В России эта проблематика остро встала в начале XIX века. У истоков национальной идеи, названной позже Достоевским «русской идеей» стояли такие мыслители как С.С.Уваров, П.Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А. А. Григорьев, H.H. Страхов, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, братья Достоевские, П. П. Сувчинский, П. Н. Савицкий, В. Н. Ильин, А.Капто, Н. Н. Алексеев, М. М. Шахматов, Г. В. Вернадский, JI. П. Карсавин, Г. В. Флоровский, братья Трубецкие, Н. Бердяев, Л. Н. Гумилев.1 Современные исследователи национальной идеи и идеологии: Р. Абдулатипов, С. Алексеев, Е. Бажанов, X. Боков,

A.П.Бутенко, К.Гаджиев, А.Гулыга, А. Дашдамиров, А. Дугин, И.Ильин, Е. Лукьянова, В. Малахов, М. Маслин, А. Мигранян, С. Николаев, А. Орлов,

B. Рагузин, Г. Солдатова, И.Чубайс, А.Фролов , А. Яковлев 2.

В Кыргызстане истоки национальной идеи и идеологии прослеживаются, начиная с эпоса «Манас». Особое звучание они получают у акынов-заманистов. В наше время к проблеме национальной идеи, национальной идеологии и национальной идентичности обратили свое внимание такие исследователи как А. Абдынасырова, С. Абдрасулов,

1 Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М., 1991; Бердяев Н. Смысл истории. М., изд. «Мысль». 1990; Бердяев Н. Судьба России. М., 1990; Бердяев Н. Русская идея. М., 1999; Гумилев Л. От Руси до России. М., 1992.

2 Абдулатипов Р. Заговор против нации. Лениздат., 1992; Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное устройство России. М: Изд. «Славянский диалог», 2000; Алексеев С., Каламанов В., Черненко А. Когда вырулим на главную дорогу? // Век. 1998. № 49; Бутенко А. Идеология в России: проблемы и перспективы. М., 1997; Гаджиев К. Геополитика.- М. 1997; Гулыга А. Русская идея. М., 2003; Дашдамиров А. Национальная идея и этничность. М., 1996; Дугин А. Убежден, что заговор против президента существует.//Труд. 2005. 1 февраля; Ильин И.А. Русская идея. М., 1992; Россия: опыт национально-государственной идеологии. // Под ред. И.А.Ильина. М., 1994; Ильин И.А. Избр. соч. М., 2001; Лукьянова Е.А. «О российской национальной идее». //Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2003. № 2;

Малахов В. Национализм как политическая идеология. Изд-во «Книжный дом Университет». 2005; Маслин М. Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). М., 1998; Мигранян А. Россия в поисках идентичности. М., 1997; Николаев С. Как создается национальная идея. М., Свободная мысль. 1997. № 6; Орлов А. Политический процесс в России: современные тенденцни и исторический контекст. М., 1995; Рагузин В. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом. М., 2000; Чубайс И. От Русской идеи к идее Новой России. М., ГИТИС. 1996; Чубайс И. Разгаданная Россия. Москва. ООО «АиФ Принт». 2005; Фролов А. Консерватизм: хорошая или плохая идея? И Власть. 1997. № 5; Яковлев А. Предисловие. Обвал. Послесловие. М: 1992; Яковлев А. Государственная идеология. Калуга, 2001.

Ш. Акмолдоева, Г. Бакиева, А. Брудный, А. Дононбаев, Ж. Жоробеков, О. Ибраимов, А. Исмаилов, М. Иманалиев, 3. Курманов, Т. Койчуев, К. Молдобаев, Ч. Нусупов, Д. Сарыгулов, Р.Тологонов, Ж. Урманбетова \

Исследуемые вопросы национальной идеи представляют живой интерес для практической политики, формирования ее тактики и стратегии. Однако проблема малоизучена и нуждается в глубоком политологическом исследовании. По нашему мнению, для новых суверенных государств именно национальная идея является доступной и оптимальной для консолидации политических сил общества, без чего невозможно достичь стабильности и успеха в проведении социально-экономических реформ.

Наше общество в последнее время уже неоднократно переживало коллапс идеологических систем, с различной степенью основательности претендовавших на всеобщность. В результате образовался ценностно-идейный вакуум, который пока никак не заполняется. Представляющееся невозможным в таких условиях нормальное функционирование гражданского общества и государства порождает широкую дискуссию, развернувшуюся на страницах газет и журналов вокруг проблемы формирования новой идеологии и в России, и в Кыргызстане. В данном случае необходимо выявление процесса становления современной парадигмы политической идеологии, чтобы по окончании теоретических изысканий

1 Абдрасулов С. М. К проблеме имитационного существования. // Материалы международной научно-практической конференции «Социально-экономические и правовые проблемы на современном этапе» 19-20 июня 1997. ЧЗ.\Абдынасырова А. К вопросу о менталитете народа и идеологии в молодом государстве. Бишкек, 1999; Акмолдоева Ш.Б. Древнекыргызская модель мира. Бишкек, 1996; Бакиева Г. Социальная и национальная идентичность кыргызского общества.// Социально-экономические и правовые проблемы на современном этапе. Бишкек, 1997; Брудный А. Идеология - вчера, сегодня, завтра.//«Эхо событий». 1995. № 17; Дононбаев А. Идея для общества, или общество для идеи?// Наша газета. 1997. 18 апреля; Ибраимов О. Нужна ли нам идеология?//Слово Кыргызстана. 1998. 20 апреля; Исмаилов А. Философия духа кыргызского народа. Бишкек, 2002; Иманалиев М. Очерки о внешней политике Кыргызстана. Бишкек, Сабыр, 2002; Иманалиев М. Сборник статей о Центральной Азии. Бишкек 2008; Койчуев Т. Манифест о государственной идеологии Кыргызской Республики // Наша газета. 1997. № 6; Койчуев Т,'., Мокрынин В., Плоских В. Кыргызы и их предки. Бишкек, 1999; Нусупов Ч. Национальная идеология, пути ее становления в Кыргызстане // Материалы международной конференции. Фрунзе, 1985; Нусупов Ч. «Откуда есть пошла» идеология» // Свободные горы. 1994. 3 июня; Нусупов Ч. Социальная природа национальной и государственной идеологии // Вестник КГНУ, 2000; Сарыгулов Д. Кыргызы: прошлое, настоящее и будущее. Бишкек, 2005; Урманбетова Ж. Философия культуры. Бишкек, 2000. приступить к разработке идеологической системы как для России, так и Кыргызстана, и возможных перспектив ее институционализации.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является сравнительный анализ развития и трансформации этнонациональной идеи в России и Кыргызстане в прошлом и настоящем. Предмет исследования - это общие и особенные черты национальной идеи как фактора этнополитической консолидации общества в различные политические периоды в России и Кыргызстане.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе обширного комплекса данных определить сущность и динамику эволюции категории «национальная идея», раскрыть ее особенности и консолидирующую роль в современный России и Кыргызстане.

Основными задачами исследования являются раскрытие генезиса национальной идеи, истории её развития в России и у других народов, в том числе у кыргызского. Исходя из этого, формулируются следующие задачи:

• определить базовые категории такие как, «идея», «идеал» и «идеология»;

• показать соотношение категорий «идея», «идеал» и «идеология» с национальной идеей, идеалом и идеологией;

• проследить историко-политологический генезис национальной идеи;

• рассмотреть своеобразие «русской идеи» XIX века через призму этнополитической консолидации общества;

• выявить специфику евразийства и неоевразийства как особую форму этнополитической консолидации общества в становлении русской и российской национальной идеи;

• обратить особое внимание на становление национальной идеи в постсоветской России и Кыргызской Республики;

• показать специфику идентичности и национальной идентичности;

• обрисовать особый статус национальных идей и идентичностей в эпоху глоболизации;

• охарактеризовать традиционные и современные концепции идеологии;

• проиллюстрировать генезис национальной идеи кыргызов;

• обратить особое внимание на поиск национальной идеи в суверенном Кыргызстане;

• предложить конкретные рекомендации по формированию как этнополитической консолидации общества национальной идеи в современном Кыргызстане.

В процессе ретроспективного анализа сложившихся отношений между Кыргызстаном и Россией выявлены общие устойчивые интегрирующие идеи, которые в ходе реализации демократических реформ в современных условиях могут стать духовным консолидирующим фактором каждой и вместе взятых стран СНГ - обществ переходного периода.

Некритическое восприятие западных форм капитализации общества и его демократизации является, по нашему мнению, одной из первопричин обнищания русской духовности.

И.Ильин выступал «пророком», утверждая: «Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с Запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не исторический интерес, не благо русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации. Поэтому поведение русских людей и партий, потихоньку сговаривающихся с той или иной иностранной державой или закулисной международной организацией о будущем устройстве России, представляются нам проявлением или безответственного политического легкомыслия, или прямого предательства». Как справедливо далее отмечает И.Ильин, духовность нации связана с самостоятельностью, выраженной через её самоутверждение в государственном устройстве; его державности; демократизацией всей общественной жизни; ориентацией на бережное отношение к культуре и гуманистическим историческим традициям. Настала пора построить государство, которое будет не барьером, а связующим звеном между благополучием нации, с одной стороны, и гигантскими общественными и интеллектуальными ресурсами страны - с другой»1. Возможно, это станет ясной и достойной версией «русской идеи» для грядущего столетия.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования базируется на историко-философской и политологической традиции изучения феномена возникновения, становления и развития национальной идеи, её роли, консолидирующего и интегрирующего воздействия на общество на различных этапах его развития. С этой целью активно использовались многие фундаментальные положения и труды российских и кыргызских ученых, разрабатывающих проблемы национальной идеи.

Исследование основывалось также на изучении многосторонней практики функционирования национальной идеи. При ретроспективном и содержательном анализе данного явления мы опирались также на совокупность общелогических принципов и методов познания, используемых в политологии и других отраслях знания, адаптируемых в ней (исторический, диалектический, системный, структурно-функциональный, сравнительный).

Научная новизна диссертации. Основные результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна заключаются в следующем:

• Проанализированы основные подходы и методология рассмотрения главной темы, идеи и идеологии, введены в научный оборот новые категории.

• Раскрыты сущность и особенности понятий «национальная идея», «национальная идеология», «национальная идентичность».

• Выявлены и проанализированы основные этапы формирования категорий «национальная идея», «национальная идеология», «национальная идентичность» в Кыргызстане и в России.

1 Ильин и.А. Избр. соч. М., 2001. С. 127.

• Сделан определенный вклад в научно-методическую базу исследования идеологических концепций современности.

• Раскрыта сущность особенностей и ретроспективных изменений становления и развития «национальной идеи», «национальной идеологии», «национальной идентичности» в Кыргызстане, их как этнополитическая консолидирующая и интегрирующая роль в современном кыргызском обществе.

• Применен компаративистский метод анализа и выявлен синтезирующий и этнополитический консолидирующий элемент национальной идеи ряда стран мира.

• Теоретически обоснована неразрывная связь идеи, интереса, идеологии, идентичности и политики как единого целого и основы деятельности, направленной на консолидацию общества.

Раскрыты созидательная, интегрирующая роль и значение национальной идеи как решающей духовной основы обеспечения самоидентификации Кыргызстана и России и необходимого условия модернизации и этнополитической консолидации общества Основные положения, выносимые на защиту:

• Национальная идея напрямую связана с духовностью, самобытностью народа и общечеловеческими ценностями.

• Конкретизация национальной идеи и влияние ее на политические процессы консолидации общества, совокупность которых в условиях системного кризиса делает переходный период более безболезненным.

• Общенациональная идея как одна из самых эффективных идей, с помощью которой можно добиться значительных результатов в политической консолидации общества.

• Политическая реформа возможна только при наличии основных составляющих (политической идеи, социальной базы, реальной легитимной политической силы).

• Этнополитическая консолидация возможна лишь при наличии основной общенациональной идеи, с учетом интересов всех социальных групп, этносов, политических сил и страны в целом.

• Для Кыргызстана наиболее оптимальным считается сочетание идеи национализма в духовности, идеи либерализма в экономике.

• Роль интегративной идеи в укреплении культурного, социально-экономического и политического сотрудничества России и Кыргызстана.

С обретением государственности Кыргызстан столкнулся с тяжелейшим экономическим кризисом. Глубокий кризис затронул все сферы жизнедеятельности республики. В наибольшей степени он сказался на духовности. А духовный потенциал народа, как известно, - это мощная сила, которая способна укрепить государственность, заполнить экономический вакуум, оказать решающее влияние на преодоление экономических трудностей и проведение дальнейших реформ. Эта проблема с особой остротой встала не только перед Кыргызстаном, но и перед всеми новыми государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве. И особая роль здесь отводится России. В книге «Великая шахматная доска» З.Бжезинский подчеркнул, что будущее Средней Азии почти в такой же степени, как и будущее Украины, принципиально зависит от того, кем может стать для нее или не стать Россия1.

Практическая и методологическая значимость исследования определяется тем, что его материалы и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях и чтении лекционных курсов по политологии, а также в процессе выработки концепции формирования национальной идентичности. Выводы диссертанта могут быть использованы в деятельности государственных органов и общественных организаций, а таюке политических движений и партий. Отдельные положения

См.: Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999. С. 62. исследования могут оказаться полезными для политиков, специалистов, занимающихся изучением идеологических процессов.

Апробация исследования. Основные идеи исследования опубликованы автором в научных и периодических изданиях. Диссертантом разработана «Программа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и молодежи», поддержанная Президентом Кыргызской Республики, реализация которой поручена Правительству Кыргызской Республики.

Диссертация обсуждена на заседании Центра СНГ Дипломатической академии России.

Структура и объем диссертации определены внутренней логикой развертывания проблемы, подчинены целям и задачам научного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих четырнадцать параграфов, заключения и списка использованных работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», Иманалиев, Каныбек Капашович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша безопасность в XXI веке зависит не только от экономической глобализации, гарантирующей свободный обмен товарами и услугами. Еще больше она зависит от глобализации основополагающих ценностей, прав человека, уважения жизни, религиозной и культурной терпимости, равенства всех людей.

Что ожидает нас на этом пути? Хотелось бы верить, что мы всё-таки найдем свой путь развития. Этот процесс очень труден и требует колоссальных затрат времени и энергии. Но возможен, если мы найдём силы преодолеть самих себя.

В своем исследовании мы попытались на основании историко-политологического анализа и анализа публикаций российской печати обозначить основные подходы к определению понятия «национальная идея», выявить ее этнополитическую консолидирующую роль в процессе трансформации общества. С этой целью были проанализированы публикации последних лет, касающиеся национальной идеи России и Кыргызской Республики. Кроме того, были изучены имеющиеся исследования по вопросам национальной идентичности. Исходя из этого, были сделаны следующие основные выводы.

Общество озабочено отсутствием ценностной идеи. Как показывает исторический опыт, именно национальная идея в суровые годы исторических событий оказывала созидательную и консолидирующую мощь. Возрождались те народы и государства, которые использовали мощные духовные силы в целях этнополитической консолидации и развития. Иначе говоря, без определенной духовной консолидации в обществе чрезвычайно трудно обеспечить стабильность, решать неотложные проблемы.

Разделяя мнение А. Миграняна об участии государства в выработке национальной идеи, считаем, что наиболее приемлемый и безболезненный путь формирования общенациональной идеи в любом постсоветском государстве, в том числе в Кыргызстане, это диалектическая паритетность участия народа и государства.

Национальная идея это, прежде всего, интегрирующая идея. Интегративная роль идеологии выражается в выработке социального идеала. Под ним понимается представление об идеальном обществе, о том, каким ему быть. Это патриотическая идея и отстаивание национальных ценностей, неразрывно связанных с национальными интересами. Во время трансформации общества на первый план выходят национальные и политические основы развития, для этнополитической консолидации общества необходимо наличие национальной идеи, заложенной в основу программы государственных преобразований.

Понятие «национальная идея» многопланово и сложно. Оно может быть рассмотрено в следующих аспектах. Это и осмысление национальных особенностей в процессе трансформации общества, и поиск путей развития нации. Наряду с этим, она выступает как консолидирующая идея политического объединения общества переходного периода. Можно отметить, что национальная идея несет в себе ответ на вопрос о сущности нации, ее целях и задачах.

Все нации, народы, страны должны прийти к пониманию того, что в самих условиях их бытия, в самом бытии заложены основы не только единичного и особенного, но и общего, всеобщего. Необходимость равноправных отношений между нациями, народами, странами, государствами, их сотрудничества и содружества, взаимного понимания и уважения, доброжелательности предполагает и означает возрастание объективной ценности не только общего и всеобщего, но и единичного, особенного. Когда речь идет о национально-государственной или национальной идее, мы должны иметь в виду не одну какую-либо идею, а совокупность идей, теорию, модель, имеющую стержневую, системообразующую совокупность идей. В переходный период, когда нет стабильности, все негативные процессы развиваются динамично, часто меняясь и конфликтуя.

Власти необходимо внести в общественное пространство идеи объединительного, общенационального характера. Необходимо определить ключевые вопросы, по которым у сторон есть общее понимание. Такими вопросами являются демократические ценности, национальные идеи, идеи суверенного Кыргызстана, желание экономического развития. Достигнув согласия по этим фундаментальным вопросам, нужно путем переговоров сформировать единые «правила игры» для всех. Важнейшим элементом таких договоренностей должен стать принцип их неукоснительного соблюдения.

Идеологию, в свою очередь, можно определить как совокупность мировоззренческих взглядов и практических действий, направленных на реализацию интересов и потребностей различных классов и социальных групп. Общенациональная идеология это духовно-практическое образование, в котором выражаются и защищаются интересы народа и государства во всей их сложности и противоречивости, она вбирает в себя все виды идеологии и выступает, таким образом, интегративной формой идеологии.1

Политическая идеология, будучи системой социально-политических идей, является теоретически оформленным выражением самосознания определенной социальной группы, слоя, класса, нации, этнической или иной общности. Она определяет механизм теоретической защиты их политических интересов. Политическая идеология представляет собой интеллектуальную и духовную основу политической деятельности, чье взаимодействие определяется рядом обстоятельств.

В свою очередь, национальная идентификация играет решающую роль при выборе исторического пути развития нации. Она формируется в процессе осмысления истории, современного состояния и будущего страны.

1 Яковлев А. И. Государственная идеология. Калуга. 2001. - С. 25-27.

2 Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2/1997. - С. 48.

Идентификация может успешно формироваться при условии роста национальной идеи. Поэтому, сегодня перед народами бывшего Советского Союза стоит задача выработки национальной идентичности, адекватной их современным условиям.

В общественном сознании, применительно к России, «национальная идея», хоть иногда и получала название «русская идея», заключает в себе объединительное, духовное, универсальное и консолидирующее значение. Более того, она считалась одним из главных условий образования нации. Каждая страна, нация и каждое общество должны иметь свою идеологию, т.е. совокупность идеалов, идей, которые выражали бы глубинные основы их жизни. Без этого духовного стержня нация распыляется, разрывается на разные культуры, что в политике приведет к расколу в обществе.

Сегодня речь должна идти о целостной теории, целостной концепции развития России и Кыргызстана в XXI в. Эта теория должна определить контуры, основное направление развития России и Кыргызстана, основные силы и средства. Конечно же, такая концепция должна учитывать опыт прошлого, уроки настоящего и перспективы будущего. Нельзя допустить того, чтобы в общенациональном характере концепции растворились интересы русской (составляющей три четверти населения страны) или кыргызской нации (68%), но нельзя и пренебрегать интересами малочисленных народов, их традициями и культурой. Разрешить эти вопросы государство сможет в том случае, если оно будет сильным, причем сила которого заключается не в силовых министерствах и военной мощи, а в устойчивом доверии народа.

Сохранение и развитие русского языка как официального языка в Кыргызстане сближает наши отношения не только с Россией, но и является важным фактором в интеграционных процессах. Кыргызстан и Россия имеют схожие позиции по особо важным внешнеполитическим процессам. В условиях глобализации, Кыргызстан и Россия, сохраняя свой образовательный уровень, восстанавливая роль нации, поддерживая общий уровень здоровья и культуры, смогут формировать свою идентичность.

Среди основных проблем, являющихся и отличительными чертами кыргызской культуры на современном этапе, следующее: культурный процесс развивается в двух параллельных мирах — кыргызская, опирающаяся на традиционное мировоззрение, и русскоязычная, все более ориентирующаяся на западные ценности1.

Это - мое убеждение . Я его вынес, живя и работая здесь, на земле Ала-Тоо, где постоянно встречаются люди, родные мне по духу, по восприятию жизни. Соприкасаясь с ними, я как бы зажигаюсь новыми мыслями, черпаю силы. Многие из этих встреч отложились в сердце и памяти. Возникает уверенность: только вместе Киргизия и Россия выйдут из смутного переходного времени и будут строить новое будущее. Подтверждение тому — искренние люди, искренние встречи, искренние мысли.

Ныне киргизско-российские отношения в политической сфере носят устойчивый характер и определяются с учетом внутриполитической ситуации в России. Однако их нельзя рассматривать в отрыве от развития обстановки на постсоветском пространстве в целом, которое является не только географическим понятием3.

Достижение общенационального консенсуса, это и есть результат действия национальной идеи. Смешение некоторых ценностей часто приводит к их взаиморазвитию, что абсолютно не означает полного отрицания своих и принятия «чужих» идей. Так, идея приверженности сильной российской государственности складывалась веками, став исторически устойчивой традицией. Основная часть населения остается ориентированной на традиционное понимание социальной справедливости, понимаемой большинством как обязанность власти обеспечить гражданам

1 Рудов Г. Я сердцем русский, духом евразиец. Москва-Бишкек: Эркин-Тоо, 2002. С. 392.

2 Там же. С. 401.

3 Там же. С. 411. приемлемый уровень жизни в соответствии с современными стандартами, надежную защиту от разгула рыночной стихии в обмен на честный труд.

Для укрепления взаимоотношений двух государств (России и Кыргызстана) необходимо сотрудничество не только на уровне правительства и парламента, но и на уровне Ассамблеи народа России и Ассамблеи народа Кыргызстана. На сегодня это самый эффективный институт, поскольку в обоих государствах проживают как православные, так и мусульманские диаспоры. Через деятельность Ассамблей возможна разработка концепции национальной идентичности народов России и Кыргызстана, в которой можно было бы отразить консолидирующие и интегрирующие идеи.

О необходимости национальной идеи, консолидирующей и сохраняющей нацию, неоднократно говорил В.Путин. Он заявил, что новой идеологией России должен стать «патриотизм в самом положительном смысле этого слова». В.Путин говорит и о возрождении державности в лучшем смысле этого слова, подчеркивая: «Россия всегда была и будет великой державой»1. Но сегодня понятие «державность» наполнилось новым содержанием. Державная мощь страны определяется не военной силой, а способностью быть лидером в обеспечении высокого уровня благосостояния народа, умении надежно охранять свою безопасность и отстаивать национальные интересы на международной арене, в создании и применении передовых технологий.

Во время обсуждения национальной идеи заметно повысился интерес к данной теме у интеллектуалов России и Кыргызстана, поскольку самым ценным достоянием общества становятся идеи, мысли. Теперь назрела необходимость с учетом мнений всех политических движений выработать концепцию национальной идеи, чтобы каждая политическая сила являлась соавтором данной концепции. Если основная государственная идея

1 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // независимая газета. 1999.30 декабря. совпадает с идеей национальной, то государство получает мощнейшую общественную поддержку.

Обсуждение национальной идеи вызвало живой интерес у всех политических сил. Это говорит о том, что в данной политизированной ситуации в обществе тема национальной идеи стала предметом изучения в политологии. Большинство участников дискуссии едины в том, что особенно в переходный период для страны необходима национальная идея, как факторэтнополитической консолидации. Она должна сыграть, прежде всего, консолидирующую роль в объединении всех ее народов. Что касается «идеологического модуля» национальной идеи, основу ее должны составлять патриотизм, духовность, историческое наследие, государственничество, социальные и демократические идеалы, общечеловеческие ценности.

Специфическое место Кыргызстана в мире определяется его историей, традициями, культурой многонационального населения, принадлежностью его к различным конфессиям, что обусловило самобытность развития Кыргызстана, неразрывность его связей не только с Азией, но и с Европой.

Возрождение и прогресс Кыргызстана возможны только на пути органичного соединения собственных корней, глубинных источников развития и всего лучшего, что дали и дают мировой цивилизации как Восток, так и Запад. Из опыта других стран мы должны черпать то, что необходимо для собственного развития.

Только соединение трех начал - либерального, социального и национального - может дать позитивный результат в будущем нашей стране. Мы считаем, что следующие идеи должны быть приоритетными при формировании национальной идеи современного Кыргызстана как фактор политической консолидации общества.

Духовность: Культ Манаса. Позитивный конструктивный национализм, включающий в себя идеи национальных интересов, патриотизма и достоинства нации не отрицает взаимодействия с окружающим миром. С древних времен культ Манаса и духовность были консолидирующей идеей кыргызов. Они раскрывали чувство всеобщей солидарности, единения каждого человека с другими людьми, родами и племенами других наций. При этом решительно отторгалось стремление к личным интересам за счет интересов других. Именно посредством духовности кыргызы взаимообогащались и интегрировались с другими народами.

Экология: Культ природы. Гармония с природой и высокие духовные идеалы заложены в идеях тенгрианства (это для кыргыза абсолютные ценности). Кыргызам больше свойственно поклонение тенгрианству, культу солнца, гор и воды. Видимо, не случайно сегодня дух тенгрианства находит поддержку простого народа, хотя уже прошло несколько веков, как укоренился умеренный ислам суннитского толка.

Социальная политика: Культ семьи. Кыргызам свойственны общинность и коллективизм, стремление оказать помощь друг другу, отзывчивость, гуманное отношение не только к ближним, но и ко всем людям.

Как писал С.Абрамзон, вся жизнь кыргызов тесно связана с кругом близких и родственников. Поэтому принято хорошо знать свои корни, то есть помнить свою родословную до седьмого колена. Кочевников- всегда подстерегали трудности, материальные лишения, беды и случайности. Поэтому каждый из них, до последней возможности старался сохранить родственные связи, укрепить их и восстановить, если они нарушились.

Для этого он должен был постоянно поддерживать и оживлять в своем сознании историческую память о непрерывной цепи родственных групп. Лица наиболее сведущие лица в знании «генеалогического древа» кыргызов, преимущественно выходцев из среды знатных и богатых родов, систематически напоминали кыргызу о жизненной важности иерархической структуры родовых взаимосвязей, что обеспечивало устойчивый контингент зависимых от них сородичей.

Право: Культ нравов и. закона. Эти идеи отражают, прежде всего, нравственные начала общественной жизни и моральные нормы поведения человека в обществе. Укрепление сильного государства через проведение нравственной политики и правовых реформ повышение правового и политического сознания народа позитивно скажутся на консолидации кыргызского общества. У народа должен быть конституционный идеал, базирующийся на принципах справедливости, гуманности и конструктивности.

Экономика: Социальный либерализм. Нам следует избрать и последовательно реализовать курс на строительство социально ориентированной рыночной экономики, включающей либеральную экономику, плюрализм форм собственности, партнерское участие государства, частного сектора и гражданского общества в развитии страны.

Политика: Национальный либерализм. С получением независимости в 1991 году Кыргызская Республика стала активно проводить программу радикальных преобразований. Государственная стратегия быстрого свободного рынка была дополнена целенаправленным укреплением демократических основ общества. Кыргызам издревле была присуща форма выборности ханов, каганов, лидеров племен и родов, открытость и прозрачность деятельности. Идеи кыргызской демократии имеют глубокие корни. Наиболее благодатной почвой для развития экономики и культуры является свобода. Такую свободу может дать только демократия. Свободный человек в условиях демократии получает возможность для полного раскрытия своих сил и способностей.

Внешняя политика: Многовекторность и интегративность. Нам предстоит найти «золотую середину» не только в идеологии, но и во внешней политике. Прежде всего, мы должны отстаивать свои интересы. История дает исключительную возможность построить в Центральной Азии государство, терпимое к этническому, религиозному и идеологическому разнообразию, где противоречия разрешаются путем консенсуса.

Необходимо соблюдать тонкий баланс между традициями и модернизацией, прошлым и современностью. Интегративность для кыргызов это постоянный поиск и стремление к новым достижениям. Им всегда присущ творческий подход ко всему новому и творческое развитие ранее неведомых им достижений.

Вера и Религия: Тенирислам. Высокий ислам в Кыргызстане никогда не находил поддержку. Религиозные ритуалы используются в основном в традиционных мероприятиях. Кыргызская женщина никогда не была угнетенной и униженной. Для нее не существовал запрет в ношении одежды, при выборе профессии и суженого, она по сей день остается свободной и равноправной. Кыргызы - веротерпимый народ и потому на кыргызской земле нет места ни национализму, ни религиозному экстремизму.

Общество: Построение свободного гражданского общества. Вышеуказанные принципы и идеи, берущие начало в культурно-исторической традиции кыргызов, способны создать плодотворный и надежный фундамент оригинальной национальной идеи, способной успешно противостоять вызовам современного глобального мира. Наряду с этим, творческое использование имеющегося мирового опыта, сохранение курса на активную интеграцию в мировое политическое и экономическое пространство, инновационные технологии должны стать ее важным дополняющим элементом. Это обеспечит не только жизнеспособность, но и конкурентоспособность кыргызского народа в XXI веке.

Список литературы диссертационного исследования доктор политических наук Иманалиев, Каныбек Капашович, 2010 год

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ. ДОКУМЕНТЫ. МАТЕРИАЛЫ НАУЧНЫХ ФОРУМОВ

2. Акаев А. Об идеологической стратегии современного Кыргызстана. // Слово Кыргызстана. 07.04. 1993.

3. Введение в историю кыргызской государственности. Бишкек. 1997. Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции М., 1990.

4. Выступление Президента Кыргызской Республики А.Акаева на заседании Совета безопасности. // Слово Кыргызстана. 24. 11. 2002. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970г.// Международное право в докуметах. М., 1982

6. Декларация о принципах международного права 1970 года // Сборник документов ООН. Нью -Йорк, 1985

7. Закон КР «Об основах государственной молодежной политики» от 27 января 2000 г. Бишкек.

8. Идеологическая программа Кыргызской Республики. Хартия будущего от 15мая 2003 года. №152

9. Конституция Кыргызской Республики.

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, 1993,25.12.

11. Концепция государственной и национальной идеологии Кыргызской Республики. Распоряжение Президента КР № 470 от 30 декабря 2005.

12. Межведомственная программа. Национальная стратегия содействия становлению гражданского общества. Москва. 2000.

13. Программа «Курс на обновление страны» // Бишкек. Изд-во Учкун. 03.04. 2009.

14. Русская идея на языке законов России. Материалы парламентских слушаний 15 октября 1996 г. Стенограмма М.:Издание Государственной Думы РФ, 1997.

15. Хартия европейской безопасности. Издание Секретариат ОБСЕ. Стамбул. Вена, 1999.

16. МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ

17. Абрамзон С.М. Очерк культуры киргизского народа. Фрунзе, 1946. Абдиев В. Этнопедагогический аспект диалога национальных культур. Бишкек, 1997.

18. Абдрасулов С. М. Философская интерпретация судьбы России: П.Я.Чаадаев, К.Н.Леонтьев, В.С.Соловьев. Бишкек, 2001. Абдулатипов Р. Заговор против нации. Лениздат, 1992.

19. Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное устройство России. Москва, Изд. «Славянский диалог», 2000.

20. Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное устройство России. Москва, Изд. «Славянский диалог», 2000.

21. Абдынасырова А. К вопросу о менталитете народа и идеологии в молодом государстве. Бишкек. 1999.

22. Акаев А. Думая о будущем с оптимизмом. Москва, 2004. С.46-47.

23. Акаев А. Кыргызская государственность и народный эпос «Манас». Б.: АО1. Учкун», 2003.

24. Акмолдоева Ш.Б. Древнекыргызская модель мира. Бишкек, 1996. С.35-36. Акмолдоева Ш.Б. Духовный мир древних кыргызов. Бишкек, 1998.

25. Алексеев С., Каламанов В., Черненко А. Когда вырулим на главную дорогу? Век. 1998 г. № 49.

26. Амелин В. Национальная идея и проблемы русских регионов // Социс. 1997, №5.

27. Анфилов В. Русская идея // АиФ-Интерфакс. 1997, № 6.

28. Бажанов Е.П. Эволюция российской внешней политики в 90-е годы. //Дипломатический ежегодник. М., 1996.

29. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранныетруды. В Зтт. Т.2. М.:Научная книга. 2002.

30. Бажанов Е.П. Современный мир. М.:Известия, 2004. Балакирева В. Семья общество - традиции // М. Век. 1996 .

31. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, трансформация. М: Наука, 1999.

32. Басалай А. Ложный поиск мобилизующей идеи. «Диалог». 1997. № 3.

33. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. // Нации инационализм. М., 2002.

34. Баш мыйзам (Конституция). Б., 2006 .

35. Бейшембаева А. К вопросу об изучении менталитета кыргызского народа.

36. Бердяев Н. Смысл истории. М., изд. «Мысль». 1990 .

37. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.

38. Беседа с Пушковым. «ЛГ» 20-26 апреля 2005.

39. Бжезинский 3. Большой провал. Нью-Йорк, 1989. С. 229.

40. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999. С. 62.

41. Богатуров А. Демократия не порок. М.,«Век». 1997.

42. Богомолов Ю. Государство должно контролировать И никакой цензуры не будет. // Известия. 15 января 2004.

43. Бойко Ю.П. Национальные государства. М.: Издательство «Известия», 2006. Боков X., Алексеев С. Российская идея и национальная идеология России. М., 1996 г.

44. Боков X., Алексеев C.B. Российская идея и национальная идеология народов России. М., 1996. С. 87.

45. Брахлей Ю. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1998 г.

46. Бутенко А.П. Идеология в России: проблемы и перспективы. М., 1997. С. 234- 235.

47. Бутенко А.П., Кочеткова JI.H. Идеология в России: проблемы и перспективы. М., 1996. С. 234-235.

48. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 4/2001

49. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 5/2001

50. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 2\2004.

51. Волков Г. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974 .

52. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М. 1988.

53. Выбор мировое господство или глобальное лидерство. М. 2006.

54. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

55. Гаджиев К.С. Геополитика. М.,1997. Гаджиев К. Политическая наука. М., 1994.

56. Гачев Т. Национальные образы мира. М., 1983. С. 20.

57. Гачев Т. Национальные образы мира. М., 1983.

58. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса. Нации и национализм. .М., 2002.

59. Геополитика. Хрестоматия. Сост. Б.А.Исаев. М.,000 «Лидер», 2007. Горбунов Вл. Патриотический синтез как идея для России // Свободная мысль. 1998. № 7. С. И.

60. Государственная идеология. Калуга. ГУП «Облиздат», 2001.

61. Гулиев В. Идеи для России: конституционализм как государственнаяидеология. М., 1996.

62. Гулыга А. Русская идея. М., 2003.

63. Давыдов Г. Нигилизм и традиционализм // Сценарии. 1977. № 10. С. 13.

64. Дашдамиров А. Национальная идея и этничность. М., 1996.

65. Дугин А.Г. Консервативная Революция. М., Арктогея,1994.

66. Дугин А.Г.Русская вещь. В 2-х томах. М., Арктогея, 1994.

67. Дугин А.Г Основы геополитики. М., Арктогея ,2000.

68. Дух нации. Р-н-Д: Ростиздат. 1999.

69. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М. 2002.

70. Заговор против нации национальное и националистическое в судьбах народов. С-П. 1992 г.

71. Задохин А.Г. Евразия и Россия. М.,1998.

72. Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы. -М., 2000. Задохин А.Г. Международные отношения на Балканах во второй половине XX столетия. М., 2002.

73. Задохин А.Г. Образ США в российском национальном сознании //

74. Дипломатический ежегодник. М., 1999.

75. Зиновьев А. На пути к сверхобществу. М., 1999. С. 252.

76. Зиновьев A.A. Коммунизм как реальность. М., 1994. С. 356.

77. Зорин В. На перекрестке мнений.С-П,: 1996 г.

78. Ильин И.А. Избр.соч.М., 2001. С. 127.

79. Ильин И.А. Русская идея. М., 1992. С. 436.1 Иманалиев М. Очерки о внешней политике Кыргызстана.

80. Иманалиев М., Сборник статей о Центральной Азии. Бишкек, 2008. Искусство жить в России. М. 1997г.

81. Исмаилов А. Кыргызская идеология реальность или плоды фантазии? «Свободные горы». 1995.

82. См.: Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. // Пространство и время. Новосибирск. 1988. -С.41.

83. Исмаилов А. Философия духа кыргызского народа. Бишкек. 2002 г. С.45-46. История политических и правовых учений. М., 1995. С. 366. Казеннов С., Кулачев В. Национальная идея для России: бремя или инструмент политики? «Власть», 1997., № 5.

84. Каримов И. Идеология это объединяющий флаг нации, общества, государства. «Правда Востока». 1998 г. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989. С. 184.

85. Кодин М.И. Россия в «сумерках» трансформаций. М:, Молодая гвардия, 2001.

86. Кожоналиев С.К. Обычное право кыргызов. Бишкек, 2000. Койвисто Мауно. Русская идея. М., 2002 г.

87. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2002.

88. Кормя двуглавого орла. Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII века. М., 2001.

89. Кортунов С. Россия: Национальная идентичность на рубеже веков. М., 1997. Кулматов К.Н. Мир в начале XXI века. Размышления российского дипломата и ученого. ФУГП Издательство «Известия» Управления делами Президента РФ, 2006.

90. Культура народов России. М., 2001.

91. Курманов 3. Политическая борьба в Кыргызстане: 20-е годы. Бишкек, 1997.

92. Курманов 3., Тологонов Р.Т. «Социалистическая идея в Кыргызстане:прошлое, настоящее, перспективы». Бишкек, 2006. С.64, 65.

93. Кыргызы: рост национального самосознания. Б., 1997 г.

94. Лукьянова Е.А. О российской национальной идее. Вестник Московскогоуниверситета. Сер. 12. Политические науки. 2003 г. № 2.

95. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982. С. 344 345.

96. Малабаев Дж.М. История государственности Кыргызстана. Бишкек, 1997.

97. Малахов B.C. Национализм как политическая идеология. Изд-во «Книжныйдом Университет», 2005.

98. Малявин В. Искусство управления. М., 2003.

99. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление.

100. Антология зарубежной литературы. М., 1991. С. 119.

101. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4. М., 1991. С. 438.

102. Маслин М.А. Российская цивилизация (этнокультурные и духовныеаспекты). М., 1998. С. 119.

103. Матвеенко Ю.И. Россия: доктрины модернизации и модернизация доктрин. М., 1999. С. 206-228.

104. Медведев Р. Социализм: идеи и воплощение. М., 1996. С. 98. Ментальности народов мира. М. 2003г.

105. Мигранян А. Россия в поисках идентичности. М., 1997. С. 21 22.

106. Миллер А.И. Теория национализма Эрнеста Геллнера и ее место в литературевопроса. // Национализм и формирование наций. Теории модели концепции./Отв.ред. А.И.Миллер. М.,1994.

107. Мировая экономика и международные отношения. М., 8/1997.

108. Мифы о России и дух нации. М., 2002.

109. Мнацаканян М.О. Культуры. Этносы. Нации. М.: МГИМО Университет, 2005.

110. Моисеев H.H. Быть или не быть. человечеству? Москва, 1999. Моисеев H.H. Соч. Т. 2. М., 1996. С. 145.

111. На стыке эпох и континентов (к истории российской государственности).

112. Пособие для реформаторов. Былина 2002 г.

113. Нам какое общество и какая идеология нужна? Б. 1996г.

114. Народное устное творчество: его вчера, сегодня и завтра. Б. 1993 г.

115. Нартов Н. А., Нартов В.Н. Геополитика. Москва. Изд. Юнити-Дана, 2007.1. С.85-89.

116. Национальная идея и этничность. М. 1996.

117. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. М. 2002.

118. Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан, Киргизия, Космос Ислама (интеллектуальные путешествия). М. 2002.

119. Национальные интересы России (беседа с Е. Примаковым и Ю. Рыжовым) — Общая газета, 1997, С. 14-20.

120. Национальный интерес. //Политические исследования (ПОЛИС). 1995, №1.

121. Николаев С. Как создается национальная идея. М., 1997. С. 78.

122. Нарын Айып. Национальная идеология. «Республика», 21 августа 1993 г.

123. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Идея правового государства винтерпретации "нового либерализма"//Власть. 1998. № 7. С. 39.

124. Об эволюции представлений об идентичности как таковой в различныеисторические эпохи. Этнические и региональные конфликты в Евразии.

125. Кн. 3.: Международный опыт разрешения этнических конфликтов. М.,1997.

126. О национальной государственной идее России. М. 2000.

127. О русском национальном сознании. М. 2004 г.

128. Общая и прикладная политология. М., 1997. С. 671.

129. Осипов Г. Политика. М., 1997. С. 7.

130. Основы Евразийства. М., 2002г.

131. От Русской идеи к идее Новой России. М.,1996 г.

132. Паин Э.А. Этнополитические процессы в модернизирующейся России:

133. Концепция нелинейного развития этнополитической интеграции. М., 2004.

134. Поздняков Э.А. Геополитика. М., Прогресс-Культура. 1995.

135. Поляков В. Тот же самый большевизм, но с другим знаком, теперьназывается «либерализмом». Проект «ЕВРАЗИЯ». М., 2004.

136. Празаускас А.А.Хрестоматия. Этнос и политика. Авт.-сост. Москва. Изд.1. УРАО. 2000.

137. Политические партии сегодня. Экспертный взгляд. Центр «Полис Азия». Бишкек, 2008.

138. Рагузин В.Н. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и по'ликонфессиональным обществом. М., 2000. С. 15. Радугин A.A. Политология. Москва, 2001.

139. Разгаданная Россия. М. 2005. Реальный суверенитет. Изд. 3-е. М. 2006. «Русская идея» и «русская душа». М. 2007.

140. Российская идея и национальная идеология народов России. М. 1996.

141. Российская политология. М., 1995. С. 184 200.

142. Россия в поисках идеи. Анализ прессы. М., 1998. С. 35.

143. Россия и Запад: история цивилизаций. М. 2000.

144. Россия: Национальная идея. Социальные интересы. М. 1997.

145. Россия: опыт национально-государственной идеологии. Под ред.

146. И.А.Ильина. М., 1994. С. 15.

147. Русская идеология. (Православие. Самодержавие. Народность). М. 2000. Русская идея и ее творцы. М. 2003. Русская идея. М.2002.

148. Сурков В. Русская политическая культура. Взгляд из утопии. Материалы обсуждения в «Независимой газете». М.: Издательство Независимая Газета, 2007.

149. Тэтчер М. Искусство управления государством. Москва, 2003. С.39-40, HO-HI.

150. Тихомиров JI. Монархическая государственность. Ч.Ш. М.: Русская идеология. 1995. С.111.

151. Убиение национальной памяти или «Синдром Приобретенного Иммуно дефицита». Б. 2007 г.

152. Уолкер С.С. Чингисхан. Ростов на Дону, Феникс, 1999. Философия духа Кыргызского народа. Б. 2002. Философия культуры. Б. 2000. Философский словарь. М., 1991. С. 153. Хобсбаум Э. Нации и национализм. С.-П6.Д998.

153. Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с

154. Центральноазиатской точки зрения. Бишкек. Принтхаус. 2008.

155. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М., 1991. С. 31 32.

156. Чубайс И. От Русской идеи к идее Новой России. М., 1996.

157. Чубайс И. Разгаданная Россия. Москва. ООО «АиФ Принт», 2005.

158. Эпос «МАНАС» как источник изучения духовной культуры киргизскогонарода. Фрунзе., 1989.

159. СТАТЬИ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И НАУЧНЫХ СБОРНИКАХ

160. Абраменко Т. Обыкновенное чудо // Известия-Казахстан, 30 апреля 2003. Абдырахманов Т. Анатомия политического кризиса // Кутбилим, 8 марта 2007

161. Альманах библиофила. Вып.26: Тысячелетие русской письменной культуры (988- 1988 гг.) М, 1989. С.39.

162. Айтматов Ч. Об империях и цивилизациях // ЛГ. № 47, 26 ноября 2003.

163. Акматалиев Т. Государство без идеологии, как тесто без дрожжей // Слово Кыргызстана. 1997 г.

164. Бакиева Г. Социальная и национальная идентичность кыргызского общества. В кн. Социально-экономические и правовые проблемы на современном этапе. Бишкек. 1997 г.

165. Гозман Леонид. Символ веры. // Известия, №112 (26669). Зюганов Г. Муки центризма // Российская газета. 1997г. Делягин М. // ЛГ. 2004. № 16.

166. Дононбаев А. Идея для общества, или общество для идеи? // Наша газета. 1997

167. Дугин А. Убежден, что заговор против президента существует // Труд. 1 февраля 2005 г.

168. Есаулов Н. Державность и свобода//Российская газета». 1996г. Жакыпов А. Это опасное слово «идеология». // Слово Кыргызстана». 1994 г. Загородников А. Национальная идея или идея нации // Независимая газета. 1996 г.

169. Закон прав // Российская газета № 255 12 декабря 2008 г.

170. Ибраимов О. Нужна ли нам идеология? // Слово Кыргызстана». 1998 г.

171. Игошин И. Без идеологии, без соперников, без цели. // НГ. 2001. 31 марта.

172. Иноземцев В. Новые шахматы З.Бжезинского // НГ. 8 июля 2004 .

173. Интервью с Ольгой Крыштановской // НГ. 31 августа 2004 .

174. Иманалиев М.«Центральная Азия традиционно ведомый регион // Репортер1. Бишкек. 7.11.2008.

175. Казеннов С., Кулачев В.Кива А. Какую Россию я знаю и в какую верю. Рссийская газета». 1996.

176. Кожинов В. О евразийской концепции русского пути. // М., Евразия 1997 Кожинов В. Творчество Иллариона и историческая реальность его эпохи // М., Евразия 1995.

177. Корягин С. Давайте танцевать от печки // Российская газета». 1996г Косолапов Р. Русская идея и пути предотвращения национальной катастрофы //Диалог. 1997 г. № 6.

178. Костиков В. Время властвовать поступками // Московские новости. 1996. Качкынбаева К. Будет ли у нас достойная национальная идея? // МСН. 26 апреля. 2005.

179. Каптагаев Э. О государственной идеологии // Кутбилим. 1993.

180. Ковторин В. По стопам инока Фелофея // Литературная газета. 1997. Какой не должна быть идея для России, уже известно // Коммерсант-Дейли. 1996, 27 декабря

181. Койчуев Т. Манифест о государственной идеологии Кыргызской Республики. // Наша газета. 1997.

182. Кофи Аннан. В основе безопасного мира — демократизация, развитие и права человека // НГ. 14 марта 2005 г.

183. Львов Д. Капитализм это прошлое человечества // Труд, 1 марта 2005 г. Митин С. Самобытность в эпоху глобализма // ЛГ. 23-29 марта 2005. Маркедонов С. СНГ как советский проект с треском провалился //НГ. 11 апреля 2005 г.

184. Меликова Н. С политикой и деньгами разобрались. Очередь за мозгами. // НГ. 2 декабря 2003 г. Морозов О. // Известия. 21 декабря 2002.

185. Нусупов Ч. «Откуда есть пошла» идеология» // Свободные горы. 3 июня 1994.

186. Никонов В. Пояс нестабильности // Труд, 2 августа 2003 г. Осмонов Б. Корни и крона идеологии // Наша газета. 25 июля 1997 . Открытое письмо В.Путину // КП. 19 ноября 2003. Общественный рейтинг, 3 апреля 2008 г.

187. Общественная безопасность или конфессиональная идентичность// НГ. 18 февраля 2004 г.

188. Павловский Г. Идеи и люди // НГ. 7 декабря 2004.

189. Попов А. Это страшное слово «империя» // НГ. 13 января 2004.

190. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. 0612 ноября 2008 г. № 230

191. Русские продукты // МК.З-Юмая. 2006.

192. Российский патриотизм — истинный или мнимый // Российская газета 22 декабря.2006г. №289

193. Российский патриотизм — истинный или мнимый // Российская правда» 22декабря 2006г. пятница №289. Скатов Н. Древняя боль. «ЛГ»11-17 августа. 2004 .

194. Симонов К. У «Единой России» вырастут крылья: правое и левое. «НГ» 22 апреля 2005 г.

195. Соколов А. Министр культуры и массовых коммуникаций России. Пора вспомнить о чести Лит. Газ. 23-29марта 2005.

196. Самоваров А. За слабость политического класса всегда расплачивается народ. «МН» 10-16 декабря 2004.

197. Сатаров Г. Оппозиции нет, но сильно недовольство // НГ. 24 августа 2004. Скатов Н. Древняя боль. «ЛГ» 11-17 августа 2004.

198. Соколов А. Пора вспомнить о чести. «Литературная газета» 23-29 марта 2005.

199. Соловей В. «ЛГ». 2004. № 16

200. Филимонов Д. Мумия раздора. // Известия. 31 марта 2004.

201. Фролов А. Консерватизм: хорошая или плохая идея? // Власть 1997. - № 5. -С. 63-64

202. Федоров В. // Труд., 6 июня 2003 г.

203. Чубайс А., //КП . 01.10 2003.

204. Чубайс А. Миссия России в XXI веке. «НГ». 1 октября 2003 г.

205. Чахмахчян Л. Императив времени консолидация и конструктивность. // РГ20 мая 2004.

206. Чубайс И.Б. Люби Россию в непогоду // Труд. 7 августа 2003 г.Шашкова Л. Скажи, кто твой друг.// Казахстанская правда. 5 апреля 2003. Юрьев Д. Где такая партия? // ЛГ 13-19 апреля 2005 г.

207. Яковлев А. Родоначальник гласности о контрреформах. «НГ» 19 апреля 2005 г.

208. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ

209. Зорин В.Ю. Государственная национальная политика в России: историкополитологический анализ. Дисс. д-ра полит, наук. -М., 2003.

210. Мухамедшина Н.С. Трансформация национализма и «символьная элита»:российский опыт. Дисс. д-ра полит. Наук. Самара, 2004.

211. Омаров Н.М. Внешняя политика Кыргызской республики в контекстепроблем глобальной безопасности. Автореферат дисс. д-ра истор. наук.1. М,2006.ixl ^

212. Паин Э.А. Этнополитические процессы в модернизирующейся России: Концепции нелинейного развития этнополитической интеграции. Дисс. д-ра полит, наук. М., 2004.

213. Bower D. Self-Determination (New York: Columbia, 2004).

214. Frencis Fukuyama. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity. New1. York: Free Press, 1995.

215. Kohn H. The Idea of Nationalism. New York, 1944.

216. Karl J Fields, Enterprise and the State in Korea and Taiwan. (Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1995).1. ИНТЕРНЕТ-САЙТЫhttp: //classic.fom.ru/obzor/о 10572 htm. www. izvestya. ru / economic/. www, eurasia. ru

217. Савельев А. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции., 2005 . http://www. savelev.ru/book/.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.