Проблемы культурных связей Татарстана с зарубежными странами в конце XX века в историко-политическом измерении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат исторических наук Ашрафуллина, Лилия Фагимовна

  • Ашрафуллина, Лилия Фагимовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Казань
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 276
Ашрафуллина, Лилия Фагимовна. Проблемы культурных связей Татарстана с зарубежными странами в конце XX века в историко-политическом измерении: дис. кандидат исторических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Казань. 2004. 276 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ашрафуллина, Лилия Фагимовна

ВВЕДЕНИЕ.С. 3

ГЛАВА I. РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ДЕЯТЕЛЕЙ В СФЕРЕ

ЗАРУБЕЖНЫХ КУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВ.С. 29

1.1. Положение изобразительного искусства РТ в международной культурной жизни.С. 29

1.2. Международные обмены в области литературы.С. 49

1.3. Театральные и кинематографические связи с зарубежными странами.С. 77

1.4. Зарубежные связи в области музыкальнохореографического искусства.С. 101

ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ.С. 132

II. 1. Достижения татарских общественных организаций в области международного культурного сотрудничества.С. 132

11.2. Зарубежные контакты республиканских общественных и религиозных организаций.С. 163

11.3. Значение деятельности международных организаций и фондов.С. 189

II.4. Международное сотрудничество в области средств массовой информации.С. 199

II.5. Политика государства в сфере культурных связей с зарубежными странами.С. 210

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы культурных связей Татарстана с зарубежными странами в конце XX века в историко-политическом измерении»

Современное мировое общество живет в условиях глобализации и интеграции культурных процессов. Эти явления становятся важнейшими факторами общественно-политического развития различных государств и мира. Они вызывают повышенный интерес к себе специалистов гуманитарных наук. Во всем мире возрастает актуальность изучения современного состояния социокультурного взаимодействия. «Требования преодоления культурноидеологических стереотипов, установления нового международного экономического и информационного порядка усилили интерес к вопросам . необходимости развития связей между культурами, их более тесного взаимодействия, повышения эффективности общения - в современных культурах, в процессах актуального взаимодействия.»'

На Западе изучение межкультурного общения приобрело значительный размах. Там существуют исследовательские центры, которые обращаются к этой теме, в университетах и колледжах преподается дисциплина, обязательная для изучения, издаются специальные журналы." В России к этой проблеме обратились в 90-е годы XX века. В 1992 году в Институте российской истории РАН была создана группа по изучению международных культурных связей России/ По всей стране прошел ряд конференций, «круглых столов» и т.д.

Татарский народ, также как и другие народы, издавна был включен в систему международных связей, в том числе культурных. Даже в условиях потери государственности татары обменивались

1 Иконникова Н.К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации (модели индивидуальною поведения в ситуации контакта культур). Дис. канд. соц. наук. - М., 1994. - С.5. : Иконникова Н.К. Указ соч. - С. 14. Россия и внешний мир. Диалш кулыур / под ред. Ю. С. Борисова. - М., 1997. С.З. культурным опытом со странами Средней Азии, Ближнего Востока. Например, в конце XIX - начале XX веков в университетах Турции обучались многие представители татарской интеллигенции. Среди них основоположник татарской классической поэзии Дердманд, писатели М. Акъегедзаде, Ф. Карими, театральный критик Г. Карам, драматург Г. Камал.1 В начале XX века появились примеры контактов с западноевропейскими странами. Например, татарский политический деятель Садри Максуди, изучив французский язык в Турции, получил образование в университете Сорбонны.2 Западноевропейские языки изучались шакирдами в новометодных медресе. Хотя культурные связи татарского населения носили ограниченный характер, их непрерывность только подчеркивает глубину, значимость и объективность этого явления. В XIX веке татарская интеллигенция внесла свой вклад в мировую культуру, став местом зарождения джадидизма, откуда это реформаторское движение начало распространяться далее на Восток.3 Важен факт глубокого изучения восточных языков в Казани российскими учеными. Современники писали, что «казанские ориенталисты очень часто совершают путешествия в Персию и в Кабул, откуда они привозят с собой лингвистические драгоценности».4 По мнению современных историков в XIX Казань была мировым центром ориенталистики.3 Восточные мотивы присутствовали в других зарубежных связях русского населения, которые, в основном, имели европейское направление. Директор казанской гимназии М. И. Веревкин в 1760 году писал в Московский

1 Фасхутдинов К.Ф. Экономические и культурные связи Татарстана с Турцией. - Казань, 1996. — С. 21.

2 Тагиров И.Р. Бейсезлек баскычлары / Суверенлык турында уйланулар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1994. - 279 б.

5 Тагиров И. На изломе истории. К. 2004. - С. 353.

4 Сказания иностранцев о Казани. IV. P. Artamof el I. G. D. Armen gaud. Казань, 1911. С. 8.

5 Михайлова С. М., Коршунова О. Н. Культурология. - Казань, 1998. - С. 132. университет: «Вот и в Татарии Мольер уже известен!»1 В 1802 году при этой гимназии открылась «Азиатская типография», где печаталось много книг, расходившихся в России и в зарубежных восточных странах. Из литературных влияний хотелось бы привести факты критического анализа зарубежных произведений. Так, в 1880-е годы в газете «Волжский вестник» печатался «Милый друг» Мопассана, о котором критик П. Голубев отозвался, что его герои живут «вне сферы» общественных интересов.2 Большое влияние зарубежные связи оказывали на развитие театрально-музыкального искусства в Казани. Известно, что в 1851 году горожане впервые слушали итальянское пение.3 В 1868 году в Казани выступала заезжая итальянская труппа. Она вызвала живейший интерес казанцев.4 Зарубежные оперные труппы были частыми гостями Казани в начале XX века.5 Из отчета Казанского отделения императорского русского музыкального общества известно, что «в камерных собраниях принимали участие квинтет старинных инструментов из Парижа».6 А в одном из программных вечеров Казанского общества любителей изящных искусств 1887 года приняла участие пианистка Венской консерватории С. И. Вейнштейн-Давыдова. Общеизвестен факт создания современного

Национального музея РТ на основе частной коллекции А. Ф. Лихачева. В его коллекции было много произведений, привезенных из зарубежных стран. В ней представлены голландская,

1 Калинин Н. Ф. Казань. - Казань, 1955 -С. 85. Берсон М.С. Культурная жизнь Казани 1880-х годов в освещении «Волжского вестника». Дис. канд. ист. наук. - Казань, 1982. -С.155.

4 Кантор Г. М. Музыкальный театр в Казани XIX - XX века. - Казань, 1997. - С. 30.

4 Кантор Г. М. Указ. соч. - С. 44.

5 Кантор Г. М. Указ. соч. - С. 148.

6 Отчет Казанского отделения императорского русского музыкального общества и состоящих при нем музыкального училища, регентского, хорового и оркестровою классов за 1905- 1906- 1907 учебные годы. Казань, 1907. С. 70. Отчет о деятельности Казанского общества любителей изящных искусств за 1887 юд. - Казань, 1898 С. 6. фламандская, французская, итальянская школы живописи.1 В 70-90 годы XIX века в Казани прошло шесть художественных выставок. Они знакомили жителей города с лучшими произведениями русского и зарубежного искусства, развивали их вкусы.2

Эти примеры говорят о стремлении населения края к зарубежным культурным связям, об их важной роли в социокультурном развитии. Они осуществлялись и в советский период, хотя имели ограниченный по классовому признаку характер.3

Возможность разностороннего развития культурных связей Татарстан получил с началом «перестройки». Возник исторический момент, когда «народ республики переживает момент самоидентификации, создает свою государственность, «прорубает окно» в мир и включается в систему международных связей».4 Идеологи общественных и политических организаций, политологи, историки на теоретическом уровне пытались разрешить проблемы культурных связей Татарстана. Пробелами их исследований были отсутствие эмпирического уровня и недостаточное использование современного методологического аппарата. Эти исследования носили в основном характер политического прогнозирования. Поэтому весьма актуальным является научное изучение проблем культурных связей в социокультурном измерении.

Таким образом, изучение культурных связей является актуальным на республиканском, федеральном и мировом уровнях.

1 Д\ льский П. Иностранные живописцы в Казанском музее. Казань, 1921. - С. 3-4.

2 Могильникова Г. Художественные выставки в Казани во второй половине XIX в. Казань, 1958. С. 17. См.: Интернациональные связи трудящихся Татарии (1917 1980 ). Документы и материалы. Казань:

Татарское кн. изд-во. 1989. 256 с. Ташров Э.Р. Татарстан: Национально-государственные интересы. Казань. 1995. С. 132-133.

Но, комплексные исследования, предметом которых были бы вопросы теории и практики международных культурных связей РТ в современный период, по данной теме не проводились.

В этой связи решение проблем, поставленных в диссертации, представляется весьма актуальным.

• Историография проблемы включает следующие комплексы: Работы, освещающие теорию и практику культурных связей СССР, РФ и зарубежных стран; монографические исследования, а также общетеоретические положения посвященные развитию культурных связей РТ; сборники и материалы конференций.

Зарубежные связи союзных республик СССР, начиная с 1930-х годов, были объектом постоянного внимания историков.

Практически монопольная деятельность государства в этой ф области позволяла исследователям на основе централизованно собранных архивных материалов максимально широко освещать направления, формы, характер зарубежных культурных связей в ее разных сферах. Хотя они рассматривались в соответствии с советской идеологией, фактические данные научных исследований Н.С. Воробья, Г.А. Гаджиева, Л.Ш. Ондар дают богатый материал для сравнительно-исторического анализа.1

Подверг зарубежные культурные связи советского периода

• критическому анализу И.Х. Зиннуров, который, используя источники французского происхождения, осветил пласт проблем художественно-эстетического, политико-идеологического, финансового порядка, возникших между государственными

•См.: Воробей Н.С. Культурное сотрудничество Белорусской ССР и европейских социалистических стран (1956-1965 гг.): Автореф. дис. канд ист. наук. - Минск. 1966.; Гаджиев Г.А. Участие Советского Азербайджана в экономическом и культурном сотрудничестве СССР со странами Народной демократии Азии, развивающимися странами Азии и Африки (1956-1963 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. - Баку. 1966: Ондар Л.Ш. Социально-экономическое и культурное развитие Республики Тува в составе России (1944-1993): Дис.канд. ист. наук. - М„ 1994. структурами СССР и Франции. Освещение внешнекультурных связей не отдельных советских республик, а всего СССР позволили автору сделать выводы об особенностях внутренней этнокультурной политики СССР, в том числе о сравнительно ущемленном положении в этой сфере автономных республик.1

Рост исследовательского интереса к проблеме современных культурных связей наблюдался в конце 1990 - начале 2000 годов, что объясняется бурным развитием зарубежных связей в 1990-е годы.

Важное значение для изучения современных принципов межгосударственных отношений в области культурных связей имеет монография O.K. Квасова. Учебник для будущих дипломатов обобщает советский, российский и мировой опыт в сфере установления культурных контактов; рассматривает его законодательную базу; определяет роль различных институтов государства и общества в механизме осуществления культурных связей, в том числе зарубежных представительств.

Исследование «Культурных связей Санкт-Петербурга со странами Балтии в 1991-2000 годы» Н.Б. Рязанцевой хотя и носит узко-тематическую направленность, важно общими для Санкт-Петербурга и Татарстана характеристиками: оба они являются субъектами РФ и его культурными центрами. Исследователем была сделана попытка изучения зарубежных связей не столько как объекта, сколько как субъекта культурной политики, что стало возможным благодаря использованию социокультурного подхода и источников личного происхождения.

Зиннуров И.Х. Советско-французские культурные связи, 1975-1991 гг. Дис.канд. ист. наук. - М.,1996. -226 с.

2 Квасов O.K. Внешние культурные связи. Дипломатическая деятельность по развитию культурного сотрудничества. М.: Дипломат, акад. МИД РФ, 2001 30 с.

Для нашего исследования актуален историко-политический аспект работы Е. А. Алданова, освещающей зарубежные культурные связи тюрко-мусульманского государства.1

При изучении культурных связей необходимо целенаправленное собирание сил ученых различных областей, практиков, аналитиков. Философский, искусствоведческий и социальный аспекты культурного взаимодействия рассматриваются М. Соколовским, С.Н. Тавровым, Н.К. Иконниковой и др.2

В перечисленных научных работах зарубежные культурные связи Татарстана не были отражены.

Обращаясь к региональной историографии необходимо отметить, что в Татарстане в последние годы активно разрабатывается тема межкультурного взаимодействия.3

Ключевое значение для изучения данной темы имеют исследования Г.Л. Горника. В монографии Горника «Мосты культуры. Из истории культурных связей Татарстана с зарубежными странами» исследуется сфера искусства. Эта книга оказала неоценимую помощь при исследовании периода 80-х - первой половины 90-х годов XX века. Ценность собранной информации заключается в ее эксклюзивности: описаны зарубежные гастроли Татарского Государственного Академического Театра им. М. Джалиля и судьбы ее солистов, других театров Казани, музыкальных и танцевальных коллективов Татарстана,

1 Рязанцева Н.Б. Культурные связи Санкт-Петербурга со странами Балтии в 1991-2000 годы: Дис.канд ист. наук. - СПб., 2001 - 166 е.; Алданов Е. А. Международные культурные связи Казахстана (1991-1995 гг.): Дис.канд. ист. наук. - М., 2001 - 196 с.

2 Соколовский М. Кино и религия в условиях культурной коммуникации XX века. Дис.д-ра филос. наук. - М., 1999 - 305 е.; Гавров С. Н. Национальная культура и межкультурное взаимодействие. Теоретические аспекты. Дис.канд. филос. наук. - М., 2001 - 130 е.; Иконникова Н.К. Указ. соч.

Михайлова СМ., Коршунова О.Н. Культурология. - Казань: Фэн, 1998. - 240 е.; Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья. - Казань: Фэн, 1997. - 111 е.; Поволжье и Приуралье: культура многонациональной провинции. - Казань: Фэн, 2001. 206; Михайлова С.М., Коршунова О.Н., Фролова А.Г. Формирование культуры межнациональных отношений. Молодежный аспект . - Казань: Магариф, 1996. 138 с. Коршунова О. Н. Взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья в новое время: исторический аспект. - Чебоксары: Клио, 2000. 170 с. участие экспонатов музеев Татарстана в зарубежных выставках. Автор собирал материалы в государственных и ведомственных архивах, театрах, музеях, дворцах культуры и мастерских художников, где ему удалось побывать. Собранные факты даны с точки зрения достижений творческих коллективов Татарстана, роста профессионального мастерства деятелей искусства республики. Исследование Горника Г.Л. оказало большую помощь при сборе фактического материала, особенно

0 деятельности музея изобразительных искусств РТ, а также анализа деятельности ТГАТОиБ им. М. Джалиля. Важными в этом исследовании являются представленные факты зарубежных связей советского периода, которые имели односторонний характер. В то же время в исследовании нет критического анализа развития культурных связей и данных о деятельности общественных институтов. На наш взгляд, это приводит к некоторой переоценке роли профессиональных и самодеятельных творческих коллективов в деле развития культурных связей, не дает целостного представления о механизме этого процесса и его потенциале. В рамки этого исследования не вошли литературные связи, связи библиотек, кинематографа, СМИ. В других своих монографиях, посвященных культурным связям, автор довел исследование до наших дней.1

В 1996 году было издано учебное пособие Фасхутдинова К.Ф. «Экономические и культурные связи Татарстана с Турцией». В пособии рассматривается период становления межгосударственных отношений в первой половине 1990-х годов. Работа, обращаясь от 90-х годов XX века к концу XIX -началу XX веков, создает целостную картину развития татаро-турецких связей.

1 Горник Г.Л. Мосты культуры. Из истории культурных связей Татарстана с зарубежными странами. -Казань: КГАСА, 2000. - 68 с. ; Международные культурные контакты / из истории культурных связей Татарстана с зарубежными странами / Казань: КГАСА, 2002. - 132 е.; Культурный обмен / из истории культурных связей Татарстана с зарубежными странами. Казань: КГАСА. 2004.

2 Фасху гдинов К.Ф. Экономические и культурные связи Татарстана с Турцией. - Казань: КГТУ, 1996. 30 с. l

В ней представлены факты совместных мероприятий по культурному сотрудничеству, механизм их осуществления. Освещается деятельность государственных и общественных структур. Но короткий период изучения современных отношений не дает возможности обобщения. Изученный период становления отношений после долгого перерыва не дает возможности более полно оценить достижения в татаро-турецких отношениях, проследить динамику развития на разных направлениях культуры и их потенциал.

Весьма важным для нашего исследования с точки зрения постановки проблемы представляют работы политологов, предпринявших попытку на теоретическом уровне определить прогрессивные для Татарстана направления культурных связей.

I 2

В работах Р. С. Хакимова, Д. М. Исхакова обосновывается необходимость культурных связей для Республики Татарстан, анализируются пути и потенциал их развития. Большое внимание при этом уделяется проблеме культурных границ татар. Оба исследователя солидарны в оценке роли джадидизма как важнейшего достижения татарской культуры, имеющего мировое значение. P.C. Хакимов считает, что статус татарского языка, как ключевого в группе тюркских языков, также дает шанс присутствию татарской культуры как части общетюркской на мировой арене. В этих работах нет фактических данных по конкретным культурным связям, но предложенные теоретические принципы развития культурных связей способствовали постановке задач исследования.

Вопросами культурных связей занимается Э. Р. Тагиров. В докладе «Национально-государственные интересы»3 он предлагает

1 Хакимов P.C. История татар и Татарстана: методологические и теоретические проблемы. - Казань: Панорама-Форум. 1999. - 44 е.; Кто ты. татарин? Казань: Панорама-форум, 2002. 47 с. : Исхаков Д. М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. -Казань: Мастер-Лайп,

1997. 218 с.

3 Тагиров Э. Р. Национально-государственные ин1срссы // Вестник актуальных прогнозов. 2001. - № 3 собственное видение перспектив развития зарубежных культурных связей. Доклад построен на анализе потребностей татарстанского общества и возможных перспективах: «Можно полагать, что усиление значения евроислама в странах Запада, прежде всего, в Европе, повысит значение «татарстанской» модели и ускорит втягивание Татарстана в Европу. Ведь известно, что лишь великой нации под силу сделать свою духовность и культуру приемлемой и даже выгодной для всех прочих наций, собранных на ее земле».1

Историко-политический анализ теоретических представлений идеологов национальных общественно-политических организаций об основных направлениях зарубежных культурных связях, предпринятый Исхаковым Д.М., показал социокультурную значимость данной темы. Он, изучив документы общественных организаций и политических партий РТ, пришел к выводу, что культурные границы «скорее проходят не там, где должны бы пройти по объективным параметрам, а там, где обозначают их идеологи».2

Дискуссионный характер носят материалы конференций и круглых столов. Их особенностью является актуальность тематики, новизна предложенных материалов. На материалах конференций и круглых столов также можно определить типичные для многих стран и специфические, характерные для Татарстана явления в культурных связях.3 Большой интерес вызвал доклад зарубежных и отечественных экспертов, изучавших политику федеральных и региональных властей в сфере культуры. Их опыт и

•Там же.- С. 104-105. Исхаков Д. М. Проблемы культурных границ у современных татарских идеологов / Проблемы становления и трансформации татарской нации. - М., 1997. - С. 188.

1 Европа как культурная общность - общие истоки, многовариантность развития, новые возможности сотрудничества: стеногр. отчет «круглого стола» / под ред. Д.О. Швидковского. - М.: Ладья, 1991. 144 е.: Современные творческие процессы и пути европейской культурной интеграции. М.: ГИИС, 1996. 163 е.; Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности / сост. Троицкий Е. - М.: АКИРН, 1998. - 475 е.; Встречи европейских культур. Общность. Самобытность. Межрегиональные связи. - М.: ГИИС, 1996. 221 е.; Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия; участники,проблемы взаимодействия: Материалы научно-практической конференции. М.: Лилия ЛТД, 1998. 176 е. Взаимодействие художественных культур Востока и Запада: Сборник ста!ей / под ред. Н. Вагапова. М. видение ситуации помещены в сборнике «Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему», выпущенном в Москве в 1998 году.1 В основу этого издания были положены два доклада, подготовленные в рамках программы Совета Европы по анализу культурной политики в европейских странах, принятой в 1985 г. Этот сборник интересен независимым критическим анализом зарубежных экспертов деятельности федеральных и некоторых региональных властей, в том числе татарстанских. Положительным явлением зарубежные эксперты назвали сохранение татарского языка и культуры. Они считали, что Татарстан обладает серьезным туристским потенциалом, который мог бы стать основой политики пропаганды туризма и открытости по отношению к внешнему миру. Критике были подвергнуты правительства РТ и РФ в сфере финансирования различных областей культуры, создания множества ведомств в этой отрасли. По мнению экспертов, отсутствие объектов культуры в перечне крупных инвестиционных проектов Татарстана для зарубежных инвесторов также недоработка правительства РТ. В качестве пожелания правительству РФ стало предложение, чтобы центр оказывал техническую помощь деятелем культуры республики, которые хотят завязать контакты с зарубежными странами. При подготовке обоих докладов использовалась общая методология, в которой особое внимание уделяется целям, преследуемым ее субъектами, ее средствам и результатам.

Дать объективную оценку деятельности Татарстана помогают статьи журнала «Культура в современном мире: опыт, проблемы,

1998. 273 е.; Встречи европейских культур. Общность. Самобытность. Межрегиональные связи. М.: Государственный институт искусствознания. 1996. - 221 с.

1 Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сборник материалов / Составители: Е.И.Кузьмин. В.Р.Фирсов. - М.: «Издательство Либерея». 2002. - 240 с. решения». В нем рассматривается современный опыт разных стран в сфере культуры, в том числе в сфере культурных связей.

Таким образом, проблема развития культурных связей Татарстана в 1985-2000 годах рассматривалась лишь частично, не охватывая некоторых видов культуры и деятельности общественных организаций.

Источниковедение диссертации включило несколько комплексов. Основу источниковой базы образовали документы, хранящиеся в Центральном Государственном архиве историко-политической документации РТ, Национального архива РТ и материалы периодической печати. Определить положение ТАССР и РТ в области культурных связей помогают неопубликованные и опубликованные источники.

Первую группу источников составили законодательные и нормативные акты. Это тексты Всемирной декларации прав человека и гражданина, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Законов СССР и РТ, договора между РФ и РТ.1 Эти документы дают представление о международных нормах в области культурной политики, государственной политике СССР, РТ по отношению к деятельности общественных объединений, о законодательной базе для развития зарубежных культурных связей гражданами республики, об основных аспектах политики РТ в сфере культуры и приоритетах в культурных связях, о правовой основе РТ для международных отношений как ее субъекта.

1 Закон об общественных объединениях. Ведомости народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Ичд-во Верховного Совета СССР. № 42. М., 1990. - 1024 е.: Закон РТ «О культуре» // Республика Татарстан. 1998. - 4 августа; Белая книга Татарстана: Путь к суверенитету / сб. официальных документов. 1990-1995 гг. Казань. 1996.; Всемирная декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М. ТОО «Иван». 1993. 32 е.; Заключительный акт Совещания но безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки. 30 июля 1 августа 1975 г. М.: Международные отношения, 1987 г. - 96 с.

Вторую .группу источников составили программные документы общественных и политических организаций, в основном собранных в сборник «Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника». Он состоит из трех томов. В первый том были включены документы объединений, отражающие этнические интересы русского и нетитульного населения Татарстана, во втором и третьем томах отражен путь татарского национального движения. Обосновывая свои представления культурными традициями и современными потребностями общественно-экономического развития, эти организации не учитывали другие объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс развития культурных зарубежных связей. Из этого сборника были использованы также хроники культурных событий.

Третью группу источников составили материалы делопроизводства. Эту группу можно разделить на две категории. Первая категория - это документы из фондов Национального архива Республики Татарстан и Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан. В Национальном архиве РТ отложились материалы делопроизводства Совета министров ТАССР. В исследовании были использованы дела, относящиеся к 1986 - 1987 годам. Это - переписка Совета министров ТАССР с министерствами и ведомствами по вопросам культурно-просветительской работы, развития искусства, деятельности творческих союзов, охраны памятников истории и культуры. В делах размещены отчеты о пребывании иностранных туристов, создании и деятельности музеев, проведении культурных программ, документы о награждениях лиц, занятых в сфере культуры. Переписка велась с общественными организациями и отдельными творческими работниками автономной республики, с федеральным ведомством. Она дает представление о попытках добиться от руководства ТАССР, РСФСР большего внимания к проблемам культуры республики.

В Центральном государственном архиве историко-политической документации РТ хранятся материалы делопроизводства. Это доклады, аналитические справки, переписка Татарского . республиканского комитета КПСС, Министерства культуры ТАССР, первичных партийных организаций учреждений культуры. В них отражены результаты деятельности всех отраслей народного хозяйства республики, в том числе науки и культуры. Из этих документов следует, что зарубежные связи ТАССР носили идеологический характер. В протоколах партийных собраний и заседаний бюро первичных организаций даются качественные и количественные показатели работы театров, библиотек, Татарской государственной филармонии, консерватории, творческих союзов. Особенностью источников 1980-х годов является их обобщенный характер. О глубокой заинтересованности, проблемах и механизме осуществления культурных связей свидетельствуют постсоветские документы татарских общественных организаций: «Ватан», Всемирного конгресса татар, Татарского общественного центра. Большинство этих документов относятся к первой половине 1990-х годов.

Вторая категория - опубликованные и хранящиеся в личных архивах материалы делопроизводства различных организаций, участвующих в зарубежных культурных связях. Так, «Материалы к 60-летию Союза Советских обществ дружбы и культурой связи с зарубежными странами», сборники «Дорогами дружбы и сотрудничества» и «Интернациональные связи трудящихся Татарии (1917 - 1980). Документы и материалы»1 рассматривают историю возникновения, деятельности государственных и негосударственных организаций в области информационных, культурных и научно-технических связей. Эти материалы позволили провести линии сравнительного анализа советского и постсоветского периода. К

• этой группе источников отнесены также буклеты, сценарии мероприятий, переписка и отчеты.

В отдельный вид источников выделены блиц-мемуары. Современный период исследования предполагает небольшое количество таких источников, обнаруженных только в материалах периодической печати, которые дополнены интервью, записанным на магнитофонную ленту. Авторы мемуаров, раскрывая процесс самопознания и становления межличностных отношений, помогают 41 определить побудительные мотивы и роль личных взаимоотношений в установлении, развитии зарубежных связей.

Незаменимую роль сыграли интервью, зафиксированные на магнитофонную ленту, и записи устных воспоминаний. Были опрошены руководители культурно-информационных центров и национально-культурных общин Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска: С. К. Джаксыбаев, В. Г. Диц, Ж. В. Даниленко, М. В. Хачатурян, JI. В. Найденко, В.Н. Любченко, C.B. Тельман, JI.H.

Бедай, Л.Д. Ермолаева, Абрамашвили, P.P. Рахимова; а также художники: Н. Альмиев, И. Хасанов, И. Зарипов, Г. Недовизий, В. Акимов, А. Абзгильдин, X. Шарипов, Г. А. Иванов, 3. Гимаев, Р. Фахретдинов; зам.директора НКЦ «Казань» Р.Г. Шагеева; директор

1 Материалы к 60-летию Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. - М.: Мысль. 1985,- 224 е.; Дорогами дружбы и сотрудничества. - М., 2000. - 190 е.; Интернациональные связи трудящихся Татарии (1917 - 1980 ). Документы и материалы.- Казань: Татарское кн. изд-во, 1989 256 с. фонда «Туран» С. К. Хайбрахманова; зам. директора Государственного музея изобразительных искусств РТ О.И. Пиульская, заведующая отделом международного книгообмена Национальной библиотеки РТ Е.О. Сорокина, руководитель набережно-челнинского филиала Татарского общественного центра (ТОЦ) Р. Кашапов.

Следующей группой источников стали статистические и справочные материалы, с помощью которых были уточнены некоторые явления в общественно-культурной жизни республики и татарской диаспоры, аспекты внешнеполитической деятельности Республики Татарстан.1

Отсутствие источников по некоторым направлениям было восполнено также с помощью текущей прессы, составившей еще одну группу источников. Благодаря процессу демократизации и деидеологизации, проходившему в исследуемый период, периодическая печать получила возможность более объективно отражать действительность, что позволило использовать ее максимально широко. Особенность периодической печати предлагать востребованную обществом информацию позволила определять самые актуальные социокультурные потребности. Большое внимание новостям международного культурного сотрудничества уделяют газеты «ШэЬри Казан», учрежденная Казанским городским Советом народных депутатов, администрацией г. Казани и собственно редакцией, «Татар иле»/«Татарские края», журнал «Казан утлары». Достижения общественных деятелей по развитию культурных связей отражают

1 Совс1 Татарстаны: узгаРтеп кору Ьэм миллэтара моцзсооетлор: КПСС олка комитсгыпыц информацион материалы. - Казан. - 1990. - 132 б; Республика Татарстан: общая характеристика и справочная информация: Справочник инвестора. - Качаны Идель-пресс: Георгий, 2000. - 48 с. газета «Татар иле»/«Татарские края» и журнал «Казан утлары». Газета «Татар иле»/«Татарские края» издается объединенной редакцией еженедельных общетатарских газет на русском и татарском языках. Хронику официальных событий ведут газеты «Татарстан хэберлэре»/«Известия Татарстана». Эта газета учреждена Государственным Советом и Кабинетом Министров Республики Татарстан. Все эти газеты являются официально зарегистрированными с развитыми традициями и структурой изданиями. В то же время приходится согласиться с мнением, что «в лучшем случае пресса может выражать интересы группы людей -издателей газеты, но отнюдь не общественное мнение».1

Данный источник разделен на три категории. Статьи общественных и политических деятелей, деятелей культуры отнесены к первой категории источников, составленных из аналитического материала периодической печати.2 Наличие обратной связи является важнейшей особенностью периодической печати и позволяет проследить уровень общественного сознания по отношению к культурным связям. Ярким примером такого взаимодействия стала история отражения деятельности Татарского государственного академического театра им. М. Джалиля. Рецензии к его деятельности отнесены к аналитическому жанру периодической печати. Взгляды общественных и политических деятелей, деятелей культуры на современное состояние культуры республики, ее достижения и перспективы зачастую играют важнейшую роль в развитии культурных связей с зарубежными странами.

Вторая категория - информативный жанр, включивший авторские статьи-отчеты, заметки журналистов, которые давали

1 Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской исюрии. С. 624. : Там же. С. 621. развернутую картину событий. Особенностью этого жанра периодики является минимализация субъективного плана, оценочного отношения к событию.

В отдельную категорию были выделены безавторские сообщения, ответственность за достоверность которых несут информагентства или редакции издательств.

Иинтервью в виде аудиоисточников и устные воспоминания, данные непосредственными участниками изучаемого явления, обладают информационной ценностью, дают представление о роли таких факторов как энтузиазм и личные связи. В то же время эти источники зачастую имеют недостатком субъективизм, хронологическую неточность. Поэтому при использовании этих материалов мы старались избегать оценочных суждений. Необходимо отметить, что часть приведенных фактов нашла прямое или косвенное отражение в прессе. Более того, интервируемые уточняли данные, почерпнутые из периодической печати, особенно из ее телеграфно-информационных рубрик: хроники, новостей, дневника культурной жизни или безымянных. Важнейшей задачей прессы является своевременная подача информации, зачастую в ущерб ее точности. Таким образом, одновременное использование этих двух источников позволяло максимально уменьшить их недостатки.

Постановка проблемы. Бурное развитие культурных связей ставит проблему ее возможных последствий для социокультурного развития РТ.

Потребность рассмотреть следующий комплекс вопросов: какую культурную продукцию предлагает и получает Республика Татарстан в период глобализации, сможет ли татарская культура противостоять опасности утраты своей культурной самобытности; возможно ли превращение татарской культуры из реликтовой в саморазвивающуюся V систему, приемлемую для заимствования другими культурами; есть ли опасность роста в обществе настроений изоляционизма и национализма, причиной которых может быть то, что «народы-реципиенты чувствуют определенный дискомфорт, а отсюда -возможность зарождения комплекса неполноценности, что ведет к самоизоляции и росту национализма»;1 определяет направления исследования. Также необходимо ответить на вопрос, насколько теоретические построения идеологов по социокультурному развитию Татарстана соответствуют современным реалиям.

Существует более 250 определений культуры. Самое обобщенное называет культурой то, что не является природой. Словарь по культурологии, изданный в 1997 году, определяет культуру как совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.1 Поэтому наше исследование, не претендуя на рассмотрение всех культурных связей, ограничено сферами искусства, литературы, библиотек, музеев и СМИ. Для анализа была отобрана социокультурная деятельность институтов по развитию зарубежных связей. Особенностью их деятельности является прямой, а не опосредованный характер отношений. За рамками исследования остался анализ художественных достоинств, специфики, направлений и течений культуры, что является прерогативой искусствоведческого исследования, также были отброшены поступающие опосредованно в РТ культурные символы типа: музыка, телесериалы. Ограниченный объем

1 Исламов Т.М. «Круглый сгол» / Всчрсчи европейских культур. Общность. Самобытники. Межрегиональные связи. С. 208. диссертации не позволил изучить культурные связи в области науки, туризма, спорта, образования. Выбор искусства и литературы из всех видов культуры объясняется тем, что «искусство играет важнейшую роль в сфере национальной культуры. Оно есть «самосознание культуры» . Поскольку искусство в художественных образах отражает облик национальной культуры. Искусство выявляет содержащиеся в культуре установки, без него остававшиеся бы неосознанными для носителей этой культуры . "

Теоретическая ценность данной работы заключается в уточнении таких понятий, как «направление» культуры, «форма» культурного сотрудничества, «культурный прогресс», а также во введении в научный оборот неиспользованных ранее архивных материалов.

Целью диссертации является историко-политический анализ культурных связей РТ с зарубежными странами, выявление социокультурных направлений их развития и механизмов осуществления.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. раскрыть основные формы, направления, достижения зарубежных культурных связей Татарстана;

2.выявить закономерности развития и роль фактора случайности в зарубежных культурных связях;

3.охарактеризовать деятельность государственных структур и общественных институтов в сфере развития культурных связей с зарубежными странами; выявить круг проблем, с которыми они сталкивались;

1 Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 203. - Кармим A.C. Культурология. СПб., 2001. С. 88.

4. выявить проблемы зарубежных связей в деятельности творческих организаций;

5.раскрыть причины и средства установления культурных связей с зарубежными странами;

6. определить место РТ в международном сотрудничестве в сфере ф культуры.

Хронологические рамки исследования. Исследование освещает развитие заявленной проблемы, в основном, в 1985 — 2000 гг. В 1990-е годы происходило становление суверенитета РТ, наполнение его новым содержанием, установление традиционных направлений и форм сотрудничества с зарубежными странами. Хронологические рамки расширяются из-за необходимости охарактеризовать как развитие культурных связей в области ф изобразительного, музыкально-хореографического, театрального искусства, литературы, так и деятельность татарских общественных, религиозных организаций в 50 - первой половине 80-х гг. XX в. Таким образом, мы охватили значительный период развития истории культурных связей Татарстана.

Объектом данного исследования является общество и его культурные связи с зарубежными странами.

Предметом исследования выступают механизмы установления и • развития зарубежных связей творческими, общественными организациями, государственными структурами Татарстана, их результаты и региональные особенности этого процесса. Слабо разработанными является методология и методика изучения данного процесса. Научная новизна темы ставит перед необходимостью «более фундаментально разработать методологию такого исследования, решить ряд теоретических вопросов, касающихся направления республикой за рубеж лучших произведений искусства, причем учитывать национальные и интернациональные традиции, характеристики отдельных этапов развития художественной культуры Татарстана».1 Поэтому крайне актуальным является научный анализ комплекса процессов культурных связей и их исследования. Проблемы изучения развития культуры подчеркиваются в книге «Культурная политика России»: «Можно ли говорить о системности как методе научного исследования в отношении культуры, если она изучается философами, историками, социологами, литературоведами, искусствоведами, этнографами. Такой многоотраслевой подход к изучению культуры ведет к рассеянию первичной информации по периодическим и продолжающимся изданиям, сборникам».2

Также сложности возникли в связи с кризисом постсоветской обществоведческой методологии. Для изучения трансформационного общества, которое представляет собой современная Россия, использование только институциональных или только социоструктурных и культурных критериев означает одностороннее освещение проблемы.3

Методы. Методологическая основа диссертации базируется на диалектическом, сравнительно-историческом, проблемно-хронологическом, системно-аналитическом и социокультурном подходах. В работе была использована сложившаяся апробированная методика изучения культурных контактов, основанная на принципе историзма, состоящая из Горник Г.Л. Мосты культуры. Из истории культурных связей Татарстана с зарубежными странами. Казань. 2000. С. 9. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблем\. М., 1998. С. 186. Заславская Т. И. Социетальноая трансформация российского общее!па: Деятельное!но-струнчурная концепция. М. 2002. С. 559. последовательного рассмотрения исторического развития в хронологическом порядке, взаимосвязи с другими историческими процессами и социальной обусловленностью. Синергетический метод позволил рассмотреть значение случайностей в изучаемом явлении.

Процесс развития культурных связей с зарубежными странами на волне демократических преобразований происходил стихийно, в сложных экономических и политических условиях. Стихийное развитие культурных связей привело к большому количеству контактов, однако, при их анализе обычно применялось правило, что «.не всякий контакт, а лишь повторяющийся, дающий ощутимые результаты и влияющий на последующие события, заслуживает внимания исследователя как серьезный культурный феномен».1 В соответствии с синергетическим методом, редкие контакты, имевшие большой резонанс, также были отражены в исследовании. Представление о хаотичности культурных связей мы попытались дать на примере музыкальных связей.

По определению O.K. Квасова объем и характер культурных связей между странами зависит от исторических традиций, географических расстояний, уровня политических и экономических отношений, развитости договорно-правовой базы связей, материально-финансовых возможностей, заинтересованности государственных и частных структур.2 Изучение этих явлений и процессов были отражены в структуре диссертации.

1 Артемова Е.Ю. Восприятие других культур народами Центральной и Юго-Восючпой Европы / Россия и Европа в XIX-XX веках. Проблемы взаимовосприятия народов, социумов, кулыур / ответственный ред. Голубев A.B. М„ 1996. С. 23. : Квасов O.K. Указ. соч. С.К

В первой главе анализ культурных связей идет с точки зрения их форм, видов, направлений, емкости. В ее рамках рассматриваются достижения творческих организаций, целью которых является деятельность по созданию духовных продуктов, отражающих когнитивный, регулятивный и ценностный характер культуры. Поскольку в развитие культурных связей большой вклад внесли общественные и частные инициативы, оказалось необходимым уделить их деятельности особое внимание. Их достижения по сохранению, развитию и распространению культуры республики рассматриваются в рамках второй главы. Негосударственное происхождение большинства источников обусловило освещение деятельности государства, в основном, с точки зрения ее соответствия культурным течениям в обществе, что отразилось на структуре диссертации. Во второй главе параграф, освещающий деятельность государства, занимает заключающее место. Такая структура диссертации является относительно новой. Структура диссертаций советского периода соответствовала цели рассмотреть зарубежные связи различных направлений культуры. Это было связано с почти монопольным правом государства на осуществление зарубежных связей. Необходимость включения главы о деятельности общественных институтов вызвана процессами децентрализации и демократизации, проходившими в изучаемый период, а также общемировой тенденцией становления общества не только объектом, но и субъектом политики, в том числе культурной. «Мы знаем, что отныне живем уже в глобальном обществе, - писал Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали - то есть, в мире, действующими акторами которого являются не только государства, но и негосударственные организации, национальные парламенты, ученые, интеллектуалы, СМИ, предприниматели и различного рода ассоциации - каждый мужчина и каждая женщина, которые ощущают себя полноценными членами великой семьи человечества».1

Во второй главе изучается деятельность институтов гражданского общества и частных лиц, что позволяет рассмотреть причины успешного развития тех или иных форм, видов, направлений культурных связей, а также оценить их вклад в международное культурное сотрудничество. Их потенциал прослеживается через рассмотрение институализации направлений: от частной и общественной инициативы к общественным организациям, развитию инфраструктуры этого направления и государственной (республиканской) заинтересованности в этом направлении. «Для понимания природы и механизмов процессов восприятия одними культурами других огромное значение имеет субъективно-личностный фактор. Складывавшиеся в реальной жизни формы взаимодействия во многом определялись личными интересами и вкусами деятелей просвещения»2, поэтому в тексте диссертации уделяется внимание личной инициативе.Изучение культурных связей через деятельность трех национально-культурных общин и личных связей также проводится исследователем Н. Б. Рязанцевой в диссертации «Культурные связи Санкт-Петербурга со странами Балтии в 1991-2000 годы». Диссертация была защищена в 2001 году в Санкт-Петербурге. Практическая ценность. Материалы, положения и выводы данной работы могут быть использованы в научно-исследовательских Цит. по: За солидарность, против нетерпимости, -за диалог культур. - Париж. 1996. - 128 с. : Артемова Е.Ю. Указ. соч. - С.27. работах при сравнительном анализе специфики региональной политики в области культуры, в обобщающих трудах по истории международных связей, а также при разработке общих и специальных курсов по истории Татарстана.

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ДЕЯТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ КУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВ

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Ашрафуллина, Лилия Фагимовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью внешних культурных связей является всемерное содействие продвижению за рубеж культурных и духовных ценностей страны. Эти связи призваны способствовать культурному строительству в самой России, духовному обновлению и гуманизации российского общества, наращению его интеллектуального потенциала.1

Демократические реформы, начавшиеся в 1985 г. в СССР позволили Татарстану наладить прямые культурные связи с зарубежными странами. В то же время территория РТ стала открытой для распространения иностранного культурного влияния. Бурный рост культурных связей постсоветского Татарстана, на первый взгляд, способствовал удовлетворению культурных потребностей его жителей. Но более глубокое изучение данной сферы деятельности показывает, что наше общество может вновь столкнуться с проблемой унификации. Основанием для такого вывода служат результаты исследования о преимущественно одностороннем характере зарубежных связей в области культуры.

Данная работа исследует переломный в развитии зарубежных связей 16 - летний период (1985-2000 гг.).

Переломным мы его называем потому, что за этот период

Татарстан прошел путь от почти полного отсутствия прямых культурных связей через эпизодические мероприятия к постоянным и целенаправленным отношениям. Несмотря на то, что в изучаемый период произошел распад СССР, страна переживала экономический кризис, государственные и общественные структуры республики не

1 Квасов О. К. Указ. соч. С 5-6 имели финансовых возможностей и опыта в ведении внешней политики, в Татарстане были налажены большинство направлений и форм культурных связей. Они освещены в первой главе. Эти достижения говорят об огромном потенциале гражданского общества, деятельность институтов которого изучается во второй главе.

В советский период культурные связи Татарстана почти не имели характера прямого и живого диалога. Поэтому даже в период развала прежней социалистической системы общественности Татарстана нечего было терять, наоборот, процесс демократизации позволил налаживать культурные связи «снизу» в соответствии с духовными потребностями общества. В 1990-е годы в Татарстане шел довольно активный процесс поиска места на арене международных культурных связей. Решения требовали такие вопросы, как: место Татарстана в РФ, место татар и Татарстана в тюркском и исламском мире, отношение РТ к западному миру.

Анализ обеих главы привел к выводу, что географически культурные связи РТ в изучаемый период имели два основных направления: европейское и азиатское.

Наиболее емкие, разносторонние связи были установлены татарской диаспорой. Существует сеть татарских общественных организаций по всему миру, которые связаны с организацией «Ватан» и Всемирным конгрессом татар. Такая инфраструктура позволяет концентрировать личные инициативы татар и преобразовывать их в яркие общественные мероприятия: совместные театральные постановки, гастроли, литературные вечера и т.д. Большинство диаспор стремятся способствовать развитию собственно татарской культуры и культурных связей со странами своего проживания. В этой плоскости заложен большой потенциал для дальнейшего развития культурных связей. Татарская общественность на всех направлениях культуры стремилась создать современные формы международного сотрудничества. Такое явление можно оценивать как объективную потребность татарской культуры в зарубежных связях, которая не зависит от политики государства и деятельности отдельных лиц.

Общественные организации, прежде всего татарские, часто обращаются за помощью к профессиональным творческим объединениям. По их инициативе проходили гастроли театра им. Г. Камала, танцевальных ансамблей, выставки художников и т.д. Такое явление дает основание полагать, что татарская национальная культура находится на уровне самоорганизации системы культурных связей. Но в то же время общественная и частная деятельность стали в изучаемый период рамками, за которые культурные связи профессиональных творческих организаций не могут вырваться. Например, Союз писателей, установив контакты с читателями, литературными объединениями других стран, международным ПЕН-клубом не имеет возможности участвовать в переводном литературном обмене. Члены Союза художников по личным связям проводят персональные выставки, но за рубежом выставки современного искусства РТ крайне редкое явление. Очевидна необходимость финансовых вливаний. Их источниками могут быть либо государство, либо спонсорская помощь, но ни одно из крупных предприятий республики в постоянной спонсорской помощи замечено не было.

В результате исследования проявилась тенденция татарского общества к установлению связей с восточными странами, а активность государственной политики в области культурных связей направлена на Запад. На общетюркском направлении лидером стали татаро-турецкие связи. Высокий уровень их развития без восстановительного периода после многолетнего перерыва говорит о глубине и значимости этого процесса для культур обоих народов. Важную роль в культурной жизни играют национально-культурные общества РТ. Установленные ими связи на личном, общественном уровне не только позволяют сохранить связи с родной культурой, но и, благодаря проводимым мероприятиям, делают культурную жизнь городов республики более разнообразной. Институализация интересов этнических групп дает потенциал для развития культурных связей Татарстана с их культурными центрами на более высоком уровне; гибкость, а значит выживаемость системе культурных связей республики.

Важными являются факты участия нижнекамского национально-культурного общества «Вербиченька» в ознакомлении украинского народа с татарской культурой, казанского «Огуза» в переводе стихов азербайджанского поэта на татарский язык. Интересен случай, когда сотрудничество русского театра им. Качалова с французским режиссером было продолжено татарским театром им. Камала.

На наш взгляд, эти примеры говорят о частично совпадающих интересах и внутреннем взаимодействии разных в этническом плане культур республики при осуществлении зарубежных связей. Они подсказывают потенциальный путь развития единой системы зарубежных связей на основе татарской культуры.

Важным явлением стало создание в Казани культурных центров зарубежных стран. Иностранные государства, в целях распространения и создания положительного имиджа своей культуры приветствовали создание на территории РТ культурных центров своих стран, которые получили поддержку посольств. Например: «Сакура», «Центр по культурным связям Татарстана с Индией», общественная организация «Иман», Центр французского языка и культуры, Центр французской культуры «Альянс». Общественная инициатива татарстанцев, поддержанная государственными структурами республики, привела к налаживанию официальных отношений между Посольством Франции в РФ и Правительством РТ.

В Татарстане формируются предпосылки создания саморазвивающейся системы культурных связей. Ее движущими силами выступают потребности:

• профессиональных организаций в мировом признании;

• татарских диаспор и национально-культурных общин Татарстана в удовлетворении духовных потребностей и стремлении создать положительное общественное мнение о себе с помощью достижений родной культуры;

• центров иностранных культур - познакомиться с лучшими достижениями других государств, добиться от последних интереса к себе;

• государства - использовать культурное сотрудничество в политических целях.

В формирующейся системе участия Татарстана в международном культурном сотрудничестве отсутствует важнейший элемент финансирования, прежде всего система спонсорства.

Жизненно важной проблемой развития культуры стало бурное развитие электронных средств связи. Культуры стран—лидеров получили мощные технические средства для распространения своего влияния, умножая тем самым давление на культуры, лишенные подобных средств. Какова готовность РТ принять этот вызов?

Результатом исследования зарубежных связей республики в области СМИ стал вывод, что в изучаемый период они носили, в основном, общественно-политический характер. Государство также не уделяло должного внимания электронным средствам связи на пике интереса к Татарстану (1992-1995 гг.). Вакуум информации зарубежные страны восполняли самостоятельно. Такую ситуацию можно назвать потерянной перспективой.

Неиспользованным потенциалом можно назвать такую форму международных культурных связей, как связи городов. Международные связи городов институализированы как вид международных отношений. Города и другие административно-территориальные единицы объединены в различные международные организации: Всемирную федерацию породненных городов, Всемирный союз городов-героев и жертв войны, городов Мира, Международный союз местных властей (ИЮЛА), Всемирную конференцию мэров за мир, Миланский центр сотрудничества городов мира, Совет европейских коммун и регионов и т.д.

В результате проведенного исследования была выявлена картина зарубежных культурных связей РТ. Были обобщены разрозненные мероприятия разных институтов гражданского общества, направления культурных связей, перечислены используемые обществом и государством формы, виды культурных связей. Используя опыт зарубежных стран, предложены возможные формы культурного сотрудничества. Определена необходимость более глубокого исследования культурных связей с помощью исторических, искусствоведческих и социологических методов в таких областях, как религия и СМИ.

Для уточнения выводов данной диссертации необходимо привлечение текущих источников государственных структур.

Развитие международного сотрудничества тюркских стран вызвало такое явление в российском обществе, как идею общеславянского единения. «Стремительная интеграция Западной Европы, сближение тюркоязычных народов, которые граничат с россиянами в Средней Азии, набирающие силу и размах революционные процессы в исламском мире возродили идею объединения славян.1 В РФ существуют такие организации, как: Всеславянский Собор, Международное общество «Славяне», Всемирный славянский ход (ВСХОД) и др. Эти организации ставят среди различных задач, и культурное взаимодействие, пропаганду славянской культуры и т.п. во всем мире." Новое явление в российском обществе также требует специального исследования.

В результате исследования были выявлены такие проблемы в развитии зарубежных связей, как:

1. хаотичность, ставшая крайностью естественного для культурного развития процесса стихийности, без глубоко продуманного государственного регулирования привела к односторонности зарубежных контактов, что грозит сделать нашу культурную продукцию колониальным товаром и создать нежелательный образ Татарстана на мировой арене;

2. слабая поддержка государственными структурами РФ и РТ тюркского направления. Это тормозит развитие татарской культуры, что, в свою очередь, может привести к дезинтеграционным процессам в республике, к росту социальной напряженности, мешает эффективному взаимодействию различных структур России и Татарстана.

3. проблемы финансирования; Хартия всеславянского собора / Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности. - М., 1998. - С.451 : См.: Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности. - М.: АКИРН. 1998-475 с.

4. недостаточно активная внешнеполитическая деятельность государственных структур Татарстана в сфере культурных контактов, что не позволяет ввозить высокохудожественные образцы зарубежной культурной продукции; удовлетворять на достаточном уровне культурные запросы различных социальных групп.

5.неопределенность перед лицом мировой общественности культурного имиджа Татарстана, являющегося, с одной стороны, центром культуры татарской нации, российского ислама, с другой стороны - многонациональным, много конфессиональным, поликультурным обществом;

6. появление нового для Татарстана учреждения: Института культуры мира поднимает вопрос о том, как эта структура впишется в социокультурный процесс республики. Возникают

Л вопросы, в каких формах будет развиваться культура мира, каким будет ее соотношение с национальной культурой республики, не будет ли ее содержание обезличенным. Общественность нашей страны имеет опыт существования в культуре «интернациональной по содержанию и национальной по форме». Поэтому, также пристального внимания исследователей, на наш взгляд, требует процесс дальнейшего сотрудничества Татарстана с ЮНЕСКО по созданию культуры мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ашрафуллина, Лилия Фагимовна, 2004 год

1. Законодательные и нормативные акты1Л. Всемирная декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М., ТОО «Иван», 1993. - 32 с.

2. Договор о разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и РТ / Белая книга Татарстана. Путь к суверенитету: сб. официальных документов. 1990 1995 гг. - Казань, 1996. -102 с. - С. 86 - 92.

3. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки. 30 июля 1 августа 1975 г. - М.: Международные отношения, 1987 г. - 96 с.

4. Закон об общественных объединениях. Ведомости народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Изд-во Верховного Совета СССР. № 42. М., 1 990.-1 024 с.

5. Закон РТ «О культуре» // Республика Татарстан. 1998. - 4 августа.

6. Программа Всетатарской ассоциации деятелей культуры и искусства концепция развития национальной культуры / Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника: в 3 т. Т.З. Модель Татарстана.- М.: ЦИМО., 1998. - 304 с. - С. 97-128.

7. Программа Комитета «Суверенитет» 25 ноября 1990 г. / Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника. - Т.З. Модель Татарстана.- М.: ЦИМО, 1998. - 304 с. - С.9-25.

8. Резолюция № 10 II съезда ТОЦ / Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника: в 3 т. Т.2. Современный национализм татар- М.: ЦИМО., 1998. 289 е.- С. 207 -208.

9. Резолюция ВКТ // Татарстан. 1995. - № 3-4.Л

10. Устав Фонда «Мирас» / Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника: в 3 т. Т.З. Модель Татарстана.- М.: ЦИМО., 1998. 304 с. - С.202-203.

11. I. Материалы делопроизводства III. I. Фонды архивов1. Национальный архив РТ.

12. I.1.1 8. Ф. 1 2 11 (первичная организация КПСС Союза советских писателей Татарии, г. Казань). Оп.1. - Д. 65: Протоколы партсобраний и заседаний партбюро. - 114 л.

13. I. II. Материалы делопроизводства, опубликованные и хранящиесяв личных архивах

14. V.l. Интервью Любченко В. Н. Магнитофонная запись / Личный архив Ашрафуллиной Л.Ф.-г. Набережные Челны

15. V.2. Интервью Шагеевой Р. Г. Магнитофонная запись / Личный архив Ашрафуллиной Л.Ф.

16. VI. Статистические и справочные материалы

17. VI. 1. Совет Татарстаны: узгэртеп кору Ъем миллетара менэсебэтлэр: КПСС елке комитетынын информацион материалы. Казан. - 1990. - 132 б.

18. VI.2. Республика Татарстан: общая характеристика и справочная информация: Справочник инвестора. Казань: Идель-пресс: Георгий, 2000. 48 с.

19. VII. Материалы периодической печати

20. VII.I. Статьи общественных и государственных деятелей, рецензии (аналитический жанр)

21. Айтуганов Б. Казанда .денья Ием урыс операсы бэйреме / Б. Айтуганов // ШэЬри Казан. -1993. 16 февраль.

22. Бирюков С. Запоет ли Кармен по татарски, или кое-что о судьбах искусства в эпоху самоопределения / С. Бирюков // Труд. 1992. - 26 марта.

23. Валеев Р. Взаимовыгодный книгообмен / Р. Валеев // Библиотека. 2000. - № 1. - С.18.

24. Горшков В. Бал Терпсихоры в Казани / В. Горшков // Казань. 1997. -№10-11.- С.195 - 203. Кэримуллин Э., Вэлиев Р. Без кемнэн ким? / Э.Керимуллин, Р. Вэлиев И ШеИри Казан. - 1991. - 1316 август.1. VII.1.1.1. VII.1.2.

25. VII.1.3. VII.1.4. VII.1.5.

26. VII.1.6. Лацанич И., Зайбуллина Г., Яковлев В. Театр сам должен решать свою судьбу / И. Лацанич, Г. Зайбуллина // Время и деньги. 1997. - 15 апреля.

27. VII.1.7. Мицнуллин Р. Милли репертуарсыз театр / Р. Мицнуллин // IIIehpH Казан. 1996. - 27 декабря.

28. VII.1.8. Ниязов М. Татарская культура в Южном Казахстане // Аргамак. 1995. - № 2. - С. 202 - 205.

29. VII.1.9. Палка Ю., Бжезиньский Т. Такие встречи не забываются / Ю. Палка, Т. Бжезиньский // Вечерняя Казань. 1989. -3 июля.

30. VII.1.10. Тагиров И. Татары вышли на мировую арену со своей культурой и традициями как единый народ / И. Тагиров // Татарские края. 1997. - № 31 - 32.

31. VII.1.11.Тагиров Э. Мост «Татарстан ЮНЕСКО» / Э. Тагиров // Республика Татарстан. - 2001. - 21 июня.

32. VII.1.12. Таишев М. Суверенитет и культура / М. Таишев // Казанские ведомости. 1995. - 5 сентября.

33. VII.1.13.Тарханов И. Урыныбыз денья мэдениятенде / И. Тарханов // Ватаным Татарстан. - 2000. - 29 август.

34. VII.1.14. Фейзуллин Р. Хуш Италия! Исэнме, Ватан! / Р. Фейзуллин // Казан утлары. 1986. - № 12. - 140 -152 б.

35. VIIЛ. 15. Ханзафаров В. Мы третья по численности нация в Узбекистане / В. Ханзафаров // Татарские края. - 1999. -№ 48.

36. VII.1.16. Шаймиев М. Все, связанное с культурой, требует умения видеть перспективу / М. Шаймиев // Культура. -1998. № 17 (14-20 мая).

37. VII.II. Заметки, отчеты, интервью (информативные материалы)

38. VII.II.1. Авзалова М. Малайзиялэрнен, бездэге сонгы эш кене / М. Авзалова // ШвЬри Казан. 1996. - 1 1 октябрь.

39. VII.II.2. Айлыяр Р. Батулла Нью Йоркта / Р. Айлыяр // LLIehpH Казан. - 1995. - 2 июнь.

40. VII.II.3. Аймат Р., Фэйзрахманов Э. Миллет мадениятне яклармы, яки мэданият миллатне саклармы / Р. Аймат, Э. Фэйзрахманов // ШаЬри Казан. 1995. - 1 1 апрель.

41. VII.II.4. Айтуганов Б. Прагадан килган «Азатлык» / Б. Айтуганов // LUahpH Казан. 1998. - 18 декабрь.

42. VII.II.5. Ахлак Ахмад Анджум «Любовь ко всем, ненависть -ни к кому» / Ахлак Ахмад Анджум // Известия Татарстана. 1993. - 20 января.

43. VII.II.6. Ахматжанова Р. Терек деньясы татарны кета / Р.Ахматжанова // ШэИри Казан. -1992. 9 апреля.

44. VII.II.7. Бедретдинов Р. Taturos ул. / Р.Бедретдинов // Татарстан яшьларе. - 1995. - 16 ноябрь.

45. VII.II.8. Бикеев Ш. Китапханэ хебарлере / Ш. Бикеев // Китапхана хабарларе. 1996. - № 2.

46. VII.II.9. Бикеев Ш. На 63-й конференции IFLA / Ш. Бикеев // Библиотечный вестник. 1997. - № 2. - С. 12 - 13.

47. VII.II. 10. Богдалов У. Татары в Казахстане / У. Богдалов // Республика Татарстан. 1998. -30 июня.11

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.