Проблемы поэтики "таинственных повестей" И. С. Тургенева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Улыбина, Ольга Борисовна

  • Улыбина, Ольга Борисовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1996, Коломна
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 183
Улыбина, Ольга Борисовна. Проблемы поэтики "таинственных повестей" И. С. Тургенева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Коломна. 1996. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Улыбина, Ольга Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Фантастическое и реальное как основа "таинственных повестей" И.О.Тургенева,.

ГЛАВА II. Функции героя-рассказчика в "таинственных повестях".

ГЛАВА III. Принципы психологизма (поэтика портрета).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы поэтики "таинственных повестей" И. С. Тургенева»

Примечательно, что актуальность темы, затронутой Тургеневым в "таинственном цикле", через б лет после его смерти подтвердилась на I Международном психологическом конгрессе, когда на обсуждение были поставлены проблемы психического поведения человека в условиях гипнотизма и наследственных воздействий [1].

Но наиболее полного исследования, посвященного изучению поэтической "мастерской" Тургенева И.С., применительно к повестям 60-70-х гг., в настоящее время не существует. Проанализированы лишь отдельные проблемы поэтики "таинственных повестей" [23.

Между тем, изучение жанрового своеобразия "фантастических" произведений И.С.Тургенева позволяет не только выявить особенности поэтики его повестей, но и расширить представление о функционировании фантастики в современном литературном процессе, раскрыть определенные закономерности развития жанра, изучить специфические типы художественной условности.

Актуальность настоящей работы определяется потребностью более скрупулезного изучения поэтических ресурсов творчества позднего Тургенева И.С., создавшего в 60-80-е гг. XIX в. особый тип философско-психологической новеллы, "психологическую студию, от которой прямой путь - к "фантастическому реализму" Достоевского, его "фантастической повести". "Таинственные повести" надо рассматривать как уникальное явление, не похожее на вре, что было создано писателем ранее, и на то, что было создано его современ

13 См.: Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1971. [23 См., например, указанные работы: А.Б.Муратова, С.Е.Шаталова. л никами.

Актуальность работы состоит также в том, что основное внимание уделено проблемам поэтики "таинственных повестей" И.С.Тургенева, а не тематическому анализу, доминирующему в работах об этом цикле.

Новизна представляемой диссертации заключается в том, что она является первым в отечественном литературоведении комплексным исследованием психологической, фантастической "студии" Тургенева, сложившейся как жанр, в 60-70-е годы. Мы доказываем, что "таинственная повесть" И.С.Тургенева - особый жанр, характеризующийся тонким проникновением автора в психику "особенных" героев, . наделенных подчас ярко выраженным, болезненным воображением или обостренно-эмоциональным восприятием жизни.

В диссертационной работе анализируются следующие "таинственные повести": "Фауст" /1856/, "Собака" /1866/, "Бригадир" /1868/, "История лейтенанта Ергунова" /1870/, "Стук!.Стук!.Стук!", "Часы" /1876/, "После смерти" /1883/; а также одно из ранних произведений писателя 50-х годов, "Три встречи" /1852/, в котором наиболее ощутимо проявление иррационального элемента.

Цель и задачи исследования:

1) Дать анализ "таинственных повестей" на содержательно-структурном уровне, выделить наиболее характерные черты поэтики.

2) Обосновать закономерности повествовательной техники, сюжето-сложения, характерологии в "таинственных повестях".

3) Раскрыть природу иррационального в повестях, а также внутреннюю его связь с психическими процессами, с таинственными глубинами работы сознания. ф 4) Определить место "таинственных повестей" И.С.Тургенева в сов

Ф ременном ему историко-литературном процессе.

В диссертации используется методология типологического анализа, обоснованная в трудах М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, М.Б.Храпчен-ко, У.Р.Фохта и других исследователей. К тому же ряд общих понятий, существенно необходимых для освещения поставленных проблем: соотношение героя и рассказчика, функции портрета в "таинствен ных повестях" Тургенева, отчасти разработан в трудах М.Бахтина, ф М.Б.Храпченко, Б.Галанова.

Диссертация состоит иг введения, трех глав и заключения.

Во введении обосновываются цели и направление работы, дается обзор научно-критической литературы по избранному аспекту исследования.

В первой главе - "Фантастическое и реальное как структурная основа "таинственных повестей" И.С.Тургенева" - обосновывается мысль о том, что природа таинственного в этих произведениях одна и та же. Она не мифологическая или мистическая, она психическая ф в своей основе. Все то "таинственное", что происходит с героями этих произведений, объясняется особенностями человеческой психики. Писатель постоянно подчеркивает эту внутреннюю связь таинственного и психического.

Во второй главе - "Функции героя-рассказчика в "таинственных повестях" - выясняется композиционная роль рассказчика, ко-• торому сообщена по сути формообразующая функция. Вот почему многие повести построены как рассказы очевидца. Рассказчик может иногда быть действующим лицом "таинственной повести" (например, ® в "Истории лейтенанта Ергунова"), но всегда "оттеняет" главного героя или других действующих лиц. Он необходим для сохранения основы происходящих событий.

В третьей главе - "Принципы психологизма (поэтика портрета)" - раскрывается мастерство Тургенева в создании "иррационального" портрета. Тургеневский "таинственный портрет" нередко сравнивается с "психологическим портретом" Достоевского.

Большое внимание уделяется художественной детали, которая в жанре новеллы естественно играла всегда значительную роль.

Заключение содержит выводы, раскрывающие характер творческих исканий Тургенева-новеллиста, создателя философско-психоло

1] Тургенев И.С. Полн.собр.соч.: В 28-ми тт. М.-Л., 1967. Письма. Т.12. С.312. да гической повести—"студии", как он сам ее определял С1].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Улыбина, Ольга Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем некоторые итоги. "Таинственные повести" - свидетельство качественно нового этапа творческой эволюции писателя. Тургенев не первым обратился к фантастической повести, феномену таинственного, загадочного. И до него русские и зарубежные писатели создавали произведения с фантастическими элементами в сюжете и композиции. Но в повестях Тургенева 60.70-х гг. сюжетно-композиционное единство реалистических и фантастических элементов, данное в определенном соотношении временных планов изображения, выполняет гораздо более существенные функции, чем просто, казалось бы, изображение необычного, и служит писателю средством проникновения в действительность, которая дает порой самые фантастические и невероятные сюжеты.

Развивая и обогащая пушкинские повествовательные принципы, синтезируя реалистический и романтический принципы изображения, Тургенев обращается к фантастике как средству углубленного психологического анализа и философского, обобщенно-символического осмысления явлений действительности, интегрируя ее с традициями фантастической повести Пушкина ("Пиковая дама"), Лермонтова ("Штосс"), Гоголя ("Портрет"). Фантастическое в поздних тургеневских повестях является средством выражения трагического мироощущения личности переходной эпохи 60-70-х гг. XIX века, остро переживающей трагизм своего "призрачного", "фантастического" существования (см., например, "Призраки" Тургенева). Неслучайно, "фантастический мир" тургеневских героев в "таинственных повестях" - своеобразное убежище от прозы окружающей их действительности, "серой", однообразной жизни, (см., например, повести:

История лейтенанта Ергунова", "Собака", "Стук!,. Стук!. Стук!.", "Бригадир" и др.). Реальное и ирреальное в тургеневской новелле не противостоят друг другу, а органически сочетаются в ее стиле. В фантастичности "таинственных повестей" Тургенева -предчувствие фантастичности Достоевского. Достоевский, называя свои произведения "фантастическими", писал: "Что может быть фантастичнее и неожиданнее действительности?" Ш Эту же по сути мысль и пытается претворить Тургенев в своих "странных", подчас невероятных историях. Сюжеты многих поздних повестей писателя представляют собой фантастическую цепь случайностей, являющуюся отражением "фантастичности", "призрачности" самой действительности (см., например, сюжет рассказа "Стук!. Стук!. Стук!.").

Тургенев в исследовании феномена фантастики,, как явления, характерного для общественного сознания своего времени, выступает тонким, а подчас и скрупулезным аналитиком. К проблеме фантастического он подходит во всеоружии новейших для его времени достижений в области естествознания. Фантастическое, таинственное избирается им как единственно возможный способ художественного освоения тех сторон бытия, которые еще не получили достаточного научного объяснения, будь то тайны природы или человеческой психики. Тургенев причудливо соединяет в "таинственных повестях" иррациональное и реальное, заставляя читателя поверить в реальность происходящего, в самые невероятные истории. Иногда читатель и герой оказываются перед неразрешенной загадкой, как.,

13 Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 год.//Искания и размышления. М., 1983. С.249. например., в повестях "Собака", "После смерти", "Стук!. Стук!. Стук!."

По собственному признанию, Тургенев создает нечто вроде "психологической студии" СИ, В основе "студии" лежит психологический или социально-психологический конфликт, который обусловливает такие жанровые черты, как острый сюжет с неожиданными поворотами, быстрое развитие действия, роль случая и некоторые другие. Так, "История лейтенанта Ергунова" представляет собой цепь необычных происшествий, которые быстро сменяют друг друга: встреча с Эмилией, встреча с Луиджи и Колибри, таинственная комната, фантастический сон, решение и ограбление. С неожиданными поворотами развивается действие в рассказе "Собака", особенно, во второй его части: появление невидимой собаки, встреча со старцем, покупка Трезора, спашего хозяину жизнь. Большую роль играет случай в таких повестях, как "Стук!. Стук!. Стук!.", "После смерти" и др. Однако, специфика "студии" не исчерпывается жанровыми особенностями новеллы. Поэтика сонной, застойной жизни российского захолустья ("История лейтенанта Ергунова", "Часы", "Бригадир"), подробное описание быта ("Собака", "Несчастная", "Бригадир"), образ рассказчика - представителя провинциальной жизни ("Часы", "Рассказ отца Алексея"), изобретение различных психологических типов ("Часы", "Пунин и Бабурин"), спокойное, хронологически последовательное развитие действия, - все это приближает "студию" к жанру рассказа.

В повестях, вмещающих порой целую историю человеческой жиз

Ш Тургенев И.С, Письма. Т.Х. С.250. ни, Тургенев ставит крупные общественные вопросы времени, исследует философские и психологические проблемы; вместе с тем внимание художника привлекают таинственные свойства человеческой природы вообще. Изобретение героя из демократической среды (традиция "Записок охотника") дополняется исследованием его усложненной психологии (традиция философско-лирических повестей 50-х годов), что, в целом, рождает особый жанр философско-психологической "студии", характеризующийся специфическим сочетанием объективного и субъективного начал, с преимуществом субъективного. Причем, в основе "студии" всегда лежит определенный социально- психологический конфликт, который и придает им всю широту философского и социально-исторического обобщения. Но неправильно было бы полагать, что группа так называемых "таинственных повестей" стоит особняком в творчестве Тургенева. Она связывается с его романами общностью философских, нравственных тем.

Тагаш образом, "таинственные повести" Тургенева (или "психологические студии") - свидетельство нового этапа творческой эволюции писателя, открывшего, в определенной степени, дорогу "фантастическому реализму" Достоевского и "диалектике души" Толстого. о

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Улыбина, Ольга Борисовна, 1996 год

1. Айхенвальд ЮЛ. Силуэты русских писателей.Вып.1.М.,1911.

2. Алексеев МЛ1. Тургенев и Марлинский. (К истории создания "Стук!.Стук!.Стук!.") //Творческий путь Тургенева.Сб.статей под ред.Н.Л.Бродского. "Сеятель",П.,1923.

3. Анненков П.В. Литературные воспоминания.М.,ГИХЛ,1960.

4. Анненков П. Литературные воспоминания.Предисловие Н. Ливанова, вступит, статья, редакция и примечания Б.М.Эйхенбаума. Л. ,1928

5. Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Т. II,СПб,1879.

6. Андреев Д. Миссии и судьбы.К метаистории русской культуры/ /Роза мира.М.:"Руссико", 1991.

7. Анненский И. Умирающий Тургенев.Клара Милич//И.Анненский. Книги отражений. Избранные произведения.Л.:Худ.лит.,1988

8. Анненский И. Белый экстаз.Странная история,рассказанная Тургеневым//*!. Анненский. Книги отражений.Избранные произведения. Л. ,1988

9. Афонин Л.Н. Тургенев и Лесков//Третий межвузовский сборник. Орел,1971.

10. Банерджи Шьямалада. Проблемы поэтики позднего Тургенева/олыт монографического анапиза/МГУ, 1970.f

11. Ватюто А.И. Тургенев и Белинский. (К вопросу об идейно---эстетических спорах) //Русская литература.Л.:Наука,1984,N 2.

12. Батюто) А.И^ Тургенев-романист.Л:Наука,1972

13. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.Изд.2-е.М:Советский писатель,1963.

14. Белый А. Символизм как миропонимание.М;Республика, 1994.

15. Бердяев H.A. О русских классиках.М.:Высшая школа,1993,

16. Бердяев H.A. Философия свободы.Смысл творчества.М.,1989,

17. Боткин В.П. и Тургенев И.С. Неизданная переписка 1851-1864 гг.М.-Л.,1930.

18. Бочаров С.Г, Переход от Гоголя к Достоевскому//Бочаров С.Г.:0 художественных мирах.М.,1985.->! Бродский Н.Л. Тургенев в воспоминаниях современников и его письмах.М.,1924.

19. Бродский Н.Л. Тургенев И,С, и русские сектанты.М-,1922.

20. Буренин В.П. Тургенев 70-х годов. Критические заметки и памфлеты. СПб,1884.

21. Бэлва И. Мечислав Карлович.М.,1955,

22. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. ЛГУ,1973.

23. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм.М.-Л.:Сов.писатель,1962

24. Веигеров С.А. Русская литература в ее современных представителях. Критике-биографический этюд "И.С.Тургенев"//Веигеров С.А.Соч.,ч.11,1875.

25. Венок Тургеневу". 1818-1918.Сб.статей.Одесса,1918. Ветринский Ч. Муза-вампир//Творчество Тургенева,под ред.И.Н.Розанова, Ю.М.Соколова.М.,1920.У

26. Винникова И.А. Тургенев в шестидесятые годы.Под.ред.проф.Е.И.Иску саева. Мзд-во Саратовского университета,1965.с.,±е-чИо о f., о.9П1.*уо I / о31Виноградов В. В. О языке художественной литературы,ГИХЛ,М. /1959,

27. Виноградов В.В. Тургенев и школа молодого Достоевско-го//Русская литература.Л.:Наука,1959,N 2.

28. Табель м.О, "Три встречи" Тургенева и русская повесть 30-40-х гг. XIX века//Русский романтизм. Сб. статей под ред.Белецкого А.И. Л.,192?.

29. Галанов Б.А. Живопись словом. (Портрет.Пейзаж.Вещь.). М.:Советский писатель,1974.

30. Гегель А, Эстетика,Т.I. М.:"Искусство",1968.

31. Гей Н.К. Искусство слова. М.:Наука,1967.

32. Гершензон М. Мечта и мысль И.С.Тургенева. М.,1919.

33. Гинзбург Л.О. О психологической прозе. Л.,1971.

34. Голенищев-Кутузов,И.Н. Романские литературы. М.,1975.С.340.

35. Голубков В,А. Художественное мастерство И.С.Тургенева. М. ,'1960.

36. Гражис II. Тургенев и романтизм. О сочетании реалистического и романтического. М.,1966.

37. Гревс И.М. Тургенев и Италия.Культурно-исторический этюд. Л.,

38. Громов В.А. И.С.Тургенев рассказчик и чтец "Записок охотни-ка'У/Третий межвузовский тургеневский сборник.Уч.зал.Курою-го пединститута. Т.74. Орел,1971.

39. Громов В.А. Об идейно-художественной связи повестей И.С.Тургенева сороковых-пятидесятых годов с "Записками охотника"/ /Межвузовский тургеневский сборник.Уч.записки Орловского пединститута. Т.ХУП. Орел, 1963.

40. Гроссман Л. Театр Тургенева. Петербург:Изд-во Брокгауз и Ефрон, 1924.

41. Грузинский А.Е. Тургенев,Личность и творчество.Изд-во т-ва "Грань". М.,1918.

42. Дегтеревский И.М. Тургенев и Пушкив/УУч.зап. Моск.гос.пед.ин-та. Т.CVII,вып.10,1960.

43. Добин E.G. Герой, сюжет, деталь.М.-Л.:Советский писатель.1962.

44. Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день?//Тургенев в русской критике.М.:Гослитиздат,1953.

45. Достоевский в воспоминаниях современников. М.,1964.

46. Достоевский об искусстве. М.,1973,

47. Достоевский и Тургенев.Переписка, Л.,1928.

48. Ефимова Е.М. И.О.Тургенев.Семинарий. Лен.,1958.

49. Зайцев Б, Жизнь Тургенева//Б.Зайцев Далекое,М. .-Советский писатель , 1991

50. Заколфпский Н.А. Техника портретной живописи у И.С.Тургене-Bcii//"Наш труд", N 1, 1924,

51. Захаркин А.Ф. Роман И.С.Тургенева "Дворянское гнездо"//Твор-чество Тургенева И.С. М.,1959.

52. Зельдхейч-Деак Ж. К проблеме реминисценций в "малой прозе"j И,С,Тургенева//Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л. ,1984,58./Зельдхейч-Деак Ж. Таинственные повести Тургенева и русская ^ литература XIX века. Studia Slavica. Bud.,1973,Т.19,

53. Измайлов Н.В. Фантастическая повесть//Русски повесть XIX века, под ред.Б.Ф.Мейлаха. Л., 1973.

54. Истомин К.К. "Старая манера" И.С.Тургенева (1834-1855).СПб, 1913,6:1, Кагарлицкий Е. Что такое фантастика? М. ,1974.

55. Канунова Ф.З. А.А.Бестужев и русская романтическая повесть30.х годов//Проблемы метода и жанра. Том. у нив,, выл Л Д. 225., 1978.

56. Карташова И.В., Курляндская Г. Структура повести и романа И.С.Тургенева 1850-х годов. Тула, 1977У/Филологические науки, 1977//М.: Высшая школа, 1979, N 3.

57. Клевенский О.М. Тургенев и семидесятые годы. Гол.Мин.,1918, N 1.

58. Клеман М.К. Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества. ГЙХЛ, Л., ГИХЛ 1936.

59. Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. ЛГУ, 1960.

60. Кожинов В.В. Сюжет, фабула» композиция//Теория литературы:В 3-х тт., Т.II. М., 1964.

61. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. Ленивдат, 1965.

62. Коровин В.И. О русской фантастической повести. Вступит.ста-тья//Русская фантастическая повесть эпохи романтизма. М.:Сов. Россия, 1987.

63. Краснов Г.В. К понятию сюжетной ситуации в эгшическом произ-ведении//Русская литература XIX века. Вопросы сюжета и композиции, Уч.зап.ГГУ, вып.132.Горький,1972.

64. Краснов Г.В. Типологические основы сюжетной ситуации//Межву-зовский сборник "Л.Н.Толстой. Статьи и материалы, VIII". Горький, 1973.

65. Кривонос В.Ш. И.С.Тургенев и бытовой марлинизм.(к проблеме метода писателя на рубеже 1860-1870-х гг.) //Эстетика и метод. Сборник научных трудов. Свердловск, 1987.

66. Крюков А.Н. Тургенев и музыка.(музыкальные страницы жизни и творчества писателя). Л.:Музгиз, 1963.

67. Кулешов В.И. О смене "манер" в "малой" прозе И.С.Тургенео

68. Курляндская Г.Б. "Таинственные повести" И.С.Тургенева (Проблема метода и мировоззрения) //Третий межвузовский тургеневский сборник. Уч.зап.Курского пединститута. Т.74. Орел, 1971.

69. Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев и русская литература.М:Просвещение,! 980.

70. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С.Тургенева 1850-х годов. Тула,1977.

71. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста/ /Ученые зап. Казанского ун-та, Т.114, кн.6, 1954.

72. Курляндская Г.Б. Эстетические взгляды И.С.Тургенева//Твор~ чество Тургенева. М.: УчпедгизД958.

73. Курляндская Г.Б. Этическая тема в творчестве И.С.Тургенева/ /Уч .зал. Орловского гос.пед.ин-та. Т.XVII. Межвузовский тургеневский сборник, 1963.

74. Левин Ю.Д. Статья И.С.Тургенева "Гамлет и Дон-Кихот". (К вопросу о полемике Добролюбова и Тургенева.) //Н.А.Добролюбов. Статьи и материалы,Гор,,1965.

75. Левина Н. "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева. Автореферат канд.дис. Л,,1970.

76. Лотмаи Л.М. Структура художественного текста. М.: Искусство,1970.

77. Лотман Л.М. Сюжетные ситуации и своеобразие психологизма в повестях шестидесятых годов//Русская повесть XIX века. Л.:1. Наука,1973.

78. Лотман Л.М. Тургенев и Фет//Тургенев и его современники. Л.,1.Q'VO 1 а г ,

79. Львов-Рогачевский ВЛ. М.С.Тургенев, Жизнь и творчество, М.-Л.,1926.

80. Мазон А. Парижские рукописи И.С.Тургенева. мАсас1егл:1а". М-Л., 1931, Пер.с франц. Ю.Ган, под ред. Б.Томашевского.88.

81. Маймин Е. А. О русском романтизме, М. .-Просвещение, 1975.

82. Малышева И.М. Д.Н.Овсяннико-Куликовский о Тургеневе//Вест-ник ЛГУ, 1982, N 14, вып.З.

83. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа.М.,1987,

84. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.,1976.

85. Маркович В.М. И. С. Тургенев tH. С, Тургенев/ и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). Л.,1982.

86. Маркович В. Человек в романах Тургенева И.О. ЛГУ,1975.

87. Мережковский Д.С. Начало нового идеализма в произведениях Тургенева, Гончарова, Достоевского и Толстого//Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский.Вечные спутники. М.г Изд~во"Республика",1995.

88. Мериме П. Иван Тургенев//Статьи о русских писателях. М.:Гослитиздат,1958.

89. Мори А. Сон и сновидения. Пер.A.M.Пальховского. М.,1867.

90. Муратов А.Б. Поздние повести и рассказы И,С,Тургенева в русском литературном процессе II пол. XIX-нач.XX вв.//Проблемы поэтики русского реализма XIX века) Лен.,1984,98, Муратов А.Б. Повести и рассказы И.С.Тургенева 1867-1871 гг.1. ЛГУ, 1980.

91. Муратов А.Б. Тургенев-новеллист (1870-1880-е годы). ЛГУ, 1985.

92. Муратов А.Б, И.С.Тургенев после "Отцов и детей" (60-е годы). ЛГУ,197210:1. Назарова JI.H. Тургенев и русская литература конца XIX нач.XX вв. Л.:Наука,1979.

93. Невзоров Н. Тургенев и его последние произведения, Казань, 1883.

94. Незсленов А.И. И.С.Тургенев в его произведениях. Изд.книгопродавца Мартынова Н.Г., 1903.

95. Неизвестные произведения И,С.Тургенева//Литературное наследство, Из парижского архива И.С.Тургенева. М.:Наука,1964, Т.73, кн,1.

96. Нечаенко Д.А. Сон, заветных исполненный знаков. Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе, М,:Юридич.лит-ра,1991.

97. Нигматуллина Ю.Г. 0 характере психологического конфликта вповести-воспоминании И. С.Тургенева 60-70-х годов//Вопросы эстетики и теории литературы.Уч.зал,Казан.унив. Т,123, кн. 8. , 1963.

98. Нигматуллина Ю.Г. Повести И.С.Тургенева 60-70 х гг. и их традиции в татарской литературе нач.XIX века. Казань,1962.

99. Николаев Ю,И, И,С,Тургенев.Критические этюды. М., 1894.

100. Никонова Т.Н. С.П.Полонский и И.С.Тургенев//Уч.зап.Курск.лед. ин-та. Т.74. Третий межвуз. сборник, Орел,1971.

101. Новикова Е.Г, Рассказ И.С.Тургенева "История лейтенанта Ер-гунова" (Тип личности и специфика жанра) //'Проблемы метода и жанра. Томск,1983, вып.9.

102. Новикова Е.Г. Эстетические представления Тургенева 1860-хi'начала 1880-х гг. о малом и среднем повествовательном жан-ре//Ироблемы метода и жанра. Томск.1988, вып.14.112, Овсянико-Куликовский Д.Н. Этюды о творчестве И.С.Тургенева.x f У

103. Изд.2-е, дон., Санкт-Петербург,1904. 113. Осьмакова Л.Н. "Странные повести Тургенева//Наука ижизнь,1984, N 8.

104. Осьмакова Л.И. "Таинственные" повести и рассказы И.С.Тургенева в контексте естественно-научных открытий II пол. XIX века//Филологические науки. М.:Высшая школа,1984, N 1.

105. Палиевский П.В. Внутренняя структура образа//Теория литературы: В 3-х тт. Т.1. М.,1964.

106. Петров С.М. И.О.Тургенев. Творческий путь. М. .-Гослитиздат, 1961 .

107. Петров С.М. И.С.Тургенев. М.:Просвещение,1968.

108. Петровский М.А. Морфология новеллы. М.,1927.

109. Петровский М.А. Таинственное у Тургенева//Творчество Турге-- ^нева. Под ред.Розанова И.Н. и Соколова Ю.M. M., "Заируга" ,1920.

110. Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева, Гончарова//Собр.соч.: В 4-х тт.Т.1. М.,1955.

111. Поддубная Р.Н. Концепция фантастического в позднем творчестве Тургенева (идейно-художественная структура рассказа "Сон") //Науч.труды Курск.пед.ин-та, Т.204. И.С.Тургенев к русская литература: Восьмой межвуз. тургеневский сб.,Курск, 1980.

112. Пумпянский Л.В. Тургенев и Запад//И.С.Тургенев. Материалы иисследования, под ред. Н.Л.Бродского. Орел,1940.

113. Пустовойт П.Г. Иван Сергеевич Тургенев. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века. МГУ,1957.

114. Пустовойт П.Г, И.С.Тургенев ~ художник слова. М.,1980.

115. Пустовойт П.Г. Романтическое начало в творчестве Тургенева И.О.//Романтизм в славянских литературах, МГУ,1973.ф 163, Реизов Б.Г. "Хозяйка" Достоевского, (к проблеме жанра)ф //Русская литература, 1976, N 1.164л Розанов В.В, Мысли о литературе, М.,1989.

116. Розанов В.В. Ив.С.Тургенев (к 20-летию его смерти) //0 писательстве и писателях. М. .-Республика, 1995.

117. Руднев В. Тургенев и Чехов в изображении галлюцинации//Кли~ нический рахив гениальности и одаренности. Т.З, вып.З.1. Л.,1927.

118. Русские повести XIX века. В 2-х тт. М. .-Гослитиздат, 1956, щ 168. Русская повесть XIX века. Л,,1973.

119. Русский романтизм. Сб.статей под ред.Белецкого.Лен.,1927.

120. Русский романтизм. Под.ред.проф. H.A. Гуляева. М.,1974.

121. Рыбникова М.А. Один из приемов композиции у Тургеие-ва//Творческий путь Тургенева, под ред.Н.Л.Бродского. IL, "Сеятель",1923.

122. Сакулин П.Н. На грани двух культур.И.С.Тургенев.Издание т-ва "Мир".М.,1918.

123. Салим Аднан Тургенев- художник, мыслитель. М.:Современник, 1983.

124. Салтыков-Щедрин М.Е. И.С.Тургенев/АЛитературнаи критика.- i '71т1. / J .1. M.: Современник,1982.

125. Семибратова И.В. Фантастическое в творчестве Пушкина//Замысел, труд, воплощение. Под ред.проф.В.И.Кулешова. МРУ,1977.

126. Сквозников В. Последние повести Тургенева (1870-1882). Вступительная статья.// Тургенев И.О. Собр.соч.:В 10-ти тт. Т.8. М., 1962.

127. Смолярчук В.И. Иван Сергеевич Тургенев/УА.Ф.Кони и его окружение , М.:Юридич.лит-ра,1990

128. Страхов И.В, Психологический анализ в литературном творчестве. Саратов, 1973.

129. Страхов Н.Н. Последние произведения Тургенева. Заря,1871.N 2

130. Страхов И.В. Психология сновидений//Уч.зап. Саратовского гос.пединст., вып,20, 1955,

131. Страхов И.В. Художественное познание сновидений//Страхов И.В. Л.H.Толетой как психолог. Саратов,1947,

132. Творческий путь Тургенева. Под ред.Н.Л.Бродского. Пг.1923.

133. Творчество Тургенева.Сб.статей под ред.Розанова И.И. М., 1920.

134. Творчество Тургенева. Сборник статей, М., 1959.

135. Тихомиров В. Традиция романтизма в творчестве Тургенева и Гончарова//Межвузовский тургеневский сборник.Уч.зап. Курского пединститута. Т.51. Орел,1968.

136. Томашевский Б.В. Краткий курс поэтики. ГИЗ, М.-Л., 1930.

137. Тургенев в воспоминаниях современников. Переписка И.С.Тургенева с Полиной Виардо и ее семьей. М.: Правда,1988.

138. Тургенев и его современники. Л.,1977.

139. Тургенев. Новые материалы и исследования //Литературное наследство.Т.76. M.,1967.щ

140. Тургеневский сборник. Вып. 1.М.-Л., 1964.Вып. V. Л., 1969.

141. Тургенев И.О. Статьи и воспоминания. М.,1981.

142. Тургенев и театр. М.:Искусство,1953.

143. Турьян М.А. К проблеме творческих взаимоотношений В.Ф.Одоевского и И.С.Тургенева. ("Фауст") //И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л.:Наука,1982.

144. Турьян М.А. "Таинственные повести" В.Ф.Одоевского и И.С.Тургенева и проблемы русской психологической прозы. Ав~ф тореферат канд.дис. Л.,1980.

145. Ф 195. Турьян М,А. Тургенев и Э.По. (К постановке проблемы). Stud.1. Slav. Bud. Т.19,1973.

146. Тюхова Е.В. Повести Тургенева конца 1860 нач. 1870-х годов и Достоевский (к проблеме национального характера русской жизни) //Научные труды Курского пед.ин-та. Т.59. Курск,1975,

147. Уртминцева М.Г. Тургенев и К.Коро//Русская культура и мир. Тезисы докладов участников 11 междун.научн.конференции. Часть II. Н.ф 198. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России II пол. XIX века. М.,1975.

148. Фишер В.М. Повесть и роман у Тургеиева/УТворчество Тургенева, под ред.И.К.Розанова, Ю.М.Соколова. М.,1920.

149. Фишер В. Таинственное у Тургенева//Венок Тургеневу. Книго-изд. А.А.Ивасенко. Одесса,1919

150. Фрейд 3. Психология сна. Изд.2-е.Ы.:Соврем.пробл.,1926.

151. Фридлендер Г.М. О некоторых проблемах поэтики сегодия//Исс-ледования по позтике и стилистике. Лен.61972. ® 203. Фортунатов Н.М. Пейзаж в романах Толстого и Тургенева.(Эстетические функции и художественная структура) //Л.Н.Толеь

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.