Проблемы развития Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури в последние десятилетия ХХ века (на примере творчества режиссера Р. В. Исрафилова). тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Сагитова Айсылу Сынтимеровна

  • Сагитова Айсылу Сынтимеровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства - ГИТИС»
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 173
Сагитова Айсылу Сынтимеровна. Проблемы развития Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури в последние десятилетия ХХ века (на примере творчества режиссера Р. В. Исрафилова).: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства - ГИТИС». 2017. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сагитова Айсылу Сынтимеровна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. РОЖДЕНИЕ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ им. М. Гафури

1.1. Основатели башкирского театра. Первые ученики театрального отделения

Башкирского музыкального техникума

1.2. Новый этап в профессионализации труппы. Гитисовцы:

Ш.М. Муртазина и выпуск башкирской студии 1959 года

1.3. Башкирский театр на пути к обновлению.

Режиссура Л.В. Валеева

Глава 2. РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД Р.В. ИСРАФИЛОВА

2.1. «Метод действенного анализа» и национальная мелодрама

2.2. Этапный спектакль «И судьба - не судьба!..»

по повести М. Карима «Долгое-долгое детство»

2.3. Военные спектакли Р.В. Исрафилова

Глава 3. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА

3.1. Тема художника и толпы в творчестве Р.В. Исрафилова

3.2. Проблема выбора в спектаклях Р.В. Исрафилова

Глава 4. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ Р.В. ИСРАФИЛОВА

С АКТЕРОМ

4.1. Формирование актера-интеллектуала

(на примере роли Брюно в исполнении О.З. Ханова в спектакле «Великодушный рогоносец»

по пьесе Ф. Кроммелинка)

4.2. Линия трагедии (на примере образа Танкабике в исполнении Г.А. Мубаряковой в спектакле

«В ночь лунного затмения» по пьесе М. Карима)

4.3. Стихия лирики и фарса актрисы Э.А. Юнусовой

в спектаклях Р.В. Исрафилова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы развития Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури в последние десятилетия ХХ века (на примере творчества режиссера Р. В. Исрафилова).»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. История башкирского театра с момента его возникновения неразрывно была связана с историей развития театра русского. Особенно эта связь стала ощутима во 2-й пол. XX в., когда театр, подобно барометру, начал остро чувствовать и отражать все происходящие в стране перемены, последовавшие после XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), где было признано необходимым полное преодоление культа личности, ликвидация его последствий во всех областях жизни. Именно в это время роль театра «как выразителя состояния общества была велика»1. Большинство советских театров, как русских, так и национальных, после событий 50-х гг. порвав узы сдерживающей творческий рост административно-бюрократической установки и тоталитарного контроля, вступало в качественно новый этап постижения современной жизни. И почва, на которой произошли колоссальные изменения в развитии национальной сцены в последние десятилетия ХХ в., была подготовлена предшествующим поколением башкирских актеров и режиссеров именно в 50-60-е гг.

Особенностью Башкирского театра драмы этого периода являлось то, что он не боялся обращаться к «большой» драматургии. На сцене шли пьесы А. Островского, М. Горького, А. Чехова, У. Шекспира, Л. Толстого, Ф. Шиллера, Н. Гоголя, Вольтера.

В те годы башкирский театр являлся и лабораторией национальной драматургии, дававшей путевку в жизнь авторам нескольких поколений. Качественный сдвиг, осуществленный в башкирской драматургии в 60-е гг., привел к тому, что уже в 70-е гг. в республике сложилось стабильное, работоспособное сообщество драматургов, которым суждено было определять лицо национальной драмы и театра в последующие десятилетия. В первую очередь нужно отметить творческую деятельность писателя, драматурга, поэта Мустая Карима, который в своих пьесах размышлял

1 Свободин А. Отцы и дети // Театр в лицах. - М., 1997. - С. 175.

4

о прошлом народа с высоты современного миропонимания и самосознания. С помощью национального сюжета драматург выходил к проблемам общечеловеческого звучания, и его пьесы требовали новых театральных решений, глубокого аналитического разбора, ставили перед постановочным коллективом сложные проблемы воплощения, стимулировали поиски новых выразительных средств, вели к необычным, увлекательным актерским открытиям, хотя не всегда театр достаточно глубоко прочитывал драматургию своего любимого автора.

Для башкирского театра в этот период также писали Нажиб Асанбаев, Асхат Мирзагитов, Ангам Атнабаев, Ибрагим Абдуллин, Габдулла Ахметшин, Назар Наджми, Фарит Богданов, Рафаэль Сафин. А достижения национального актерского искусства воплотились в творчестве А. Мубарякова, З. Бикбулатовой, Т. Бикташевой, Р. Сыртланова, Р. Файзи, Р. Янбулатовой и др.

Связующим мостом от театра актерского к театру режиссерскому, от театра традиционного к театру новых способов отражения жизни стало творчество режиссера Шауры Мусовны Муртазиной. Работая в лучших традициях отечественного театра того времени, Ш.М. Муртазина добивалась создания художественно целостных спектаклей, жизненной достоверности образов, психологической обусловленности мизансцен, подлинности актерского переживания. Именно на ее постановках выросло не одно поколение профессиональных артистов, реализовавших себя в мировом, русском и национальном репертуарах. Ученица Андрея Михайловича Лобанова, противница публичности и официоза (характерных черт того времени), Ш.М. Муртазина в противовес громким производственным пьесам и советской театральщине воплощала на сцене подспудное движение жизни, пристрастие к светотени, нюансу, летучему импрессионизму. Ее интересовал внутренний мир человека и его скрытые душевные движения. Не случайно в истории башкирского театра Ш.М. Муртазина запомнится как автор оригинальных сценических прочтений пьес А.П. Чехова.

В 60-е гг. начал ставить спектакли молодой режиссер, выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Лек Валеевич Валеев. С первых дней своей работы в театре он стремился «обогатить репертуар интеллектуально сложными произведениями, привить башкирскому артисту вкус к новым жанрам и способам сценического существования»2. Его художественные устремления были связаны с творчеством Ч. Айтматова, Н. Хикмета, Л. Пиранделло. Спектакли Л.В. Валеева также запоминались современникам своей пронзительной точностью, обостренным чувством правды во всем. Несмотря на то что с 1971 г. он являлся художественным руководителем башкирского театра, режиссер не стал безусловным лидером национальной сцены, видимо, еще не пришло время - новый тип лидера современного театра только формировался.

К нач. 70-х гг. башкирский театр стал ощущать потребность в обновлении. Он все дальше уходил от мелодраматической, декламационной, псевдоромантической манеры игры, от привязанности к традициям буквального изображения действительности к подлинному интересу внутреннего мира реальных, современных людей. И очень скоро на национальной сцене началась борьба против косных традиций и привычных штампов. Этот процесс, довольно болезненный, нуждался в сильной воле художественного руководства, в последовательности его действий, четкости идейно-художественной программы театра, способной сплотить вокруг себя творческий коллектив. Такими качествами лидера обладал реформатор башкирской сцены режиссер Рифкат Вакилович Исрафилов.

На протяжении четверти века (1972-1996) режиссер, театральный педагог Р.В. Исрафилов определял профессиональный уровень и эстетический облик башкирской сцены. За это время он вывел театр на высоту универсального мышления, повернул его к масштабным, общечеловеческим темам, сформировал репертуар, вернул в театр зрителя, не

Кусимова С. Путь театра. - Уфа, 2004. - С. 76.

отрицая ранее сложившихся национальных традиций, а как бы освобождая их от устоявшихся сценических штампов, раскрыл еще не использованные ресурсы. Именно Р.В. Исрафилову принадлежит заслуга создания театра высокой мысли, современных идей, заслуга сплочения творческого коллектива единомышленников и воспитания актера-мыслителя.

70-90-е гг. в истории башкирского театра можно назвать временем постепенного глубинного обновления искусства академической сцены, ее выхода на новый уровень художественного мышления, когда накопленные традиции не замедляют, а, напротив, стимулируют поиски новых сценических форм, новых способов отражения жизни. Это время расцвета национальной сцены, период, когда в республике с обретением суверенитета складывается благоприятная атмосфера для развития культуры и искусства. Он характеризуется национальным духовным подъемом, прежде всего открытием ряда новых театров как в Уфе, так и в других городах республики, усиленным финансированием подготовки актерских и режиссерских кадров, проведением Республиканского фестиваля «Театральная весна» и Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык».

История развития Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури (БГАТД) до сих пор не получила полноценного освещения в научных работах и публикациях, а творчество реформатора башкирского театра Р.В. Исрафилова никогда не являлось объектом систематизированного научного изучения. Все это обусловливает актуальность настоящей диссертационной работы, исследующей проблему эволюции облика национальной сцены.

Степень разработанности. До настоящего времени специального исследования, посвященного этой теме, нет, но имеются отдельные театроведческие работы и многочисленные рецензии и статьи, так или иначе воссоздающие жизнь башкирской сцены 70-90-х гг. ХХ в.

В своей работе мы в первую очередь опираемся на труды исследователя Суфии Гильмановны Кусимовой, которая одной из первых в истории

башкирского театра предприняла попытку его исследования, тем самым заложив основы башкирского театроведения. В ее диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Мустай Карим и башкирский

-5

театр» (1974) дается подробный критический анализ творчества М. Карима и его влияния на художественный облик национальной сцены. Научный интерес представляет собой также ее работа «Башкирский академический театр драмы. Основные этапы творческого становления и развития» (1996)4 и монография «Путь театра» (2004)5, в которых рассматриваются основные этапы становления и развития Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури до 2000-х гг.

Особую ценность представляют исследовательские статьи театроведа Суюндука Сахиевича Саитова «Строитель башкирского театра»6 о творчестве основателя национальной сцены Валиуллы Муртазина-Иманского, «Белый

7 8

цвет трагедии» об актрисе Зайтуне Бикбулатовой и «Человек из легенды» об актере, режиссере и педагоге Булате Имашеве, а также рецензии исследователя на спектакли башкирского театра, актерские и режиссерские портреты, опубликованные в периодической печати в разные годы.

Вопросы героической и романтической драмы на сцене башкирского театра были раскрыты в диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Ильясовой Розы Хамитовны «Традиции героико-романтических постановок в контексте современности» (1983)9.

Кусимова С.Г. Мустай Карим и башкирский театр: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1974.

4 Кусимова С. Башкирский академический театр драмы. Основные этапы творческого

становления и развития. - Уфа, 2002.

5 Кусимова С. Путь театра. - Уфа, 2004.

6 Саитов С. Строитель башкирского театра // Рампа. - 2009. - № 11. - С. 28-29, № 12. -

С. 38-39; 2010. - № 1. - С. 30-31, № 2. - С. 28-29.

7 Саитов С. Белый цвет трагедии // Рампа. - 2008. - № 10. - С. 12-13; № 11. - С. 22-23.

8 Саитов С. Человек из легенды // Булат Имашев. Тормошо hэм ижады: китап-альбом / авт.

Р.Э. Имашева-БикХолова, Л.Э. Имашева-ЭЙYпова. - Эфе; Китап, 2009. - С. 30-37.

9 Ильясова Р.Х. Традиции героико-романтических постановок в контексте современности.

- Уфа: УГУЭС, 2014.

Из работ, посвященных театральному процессу 70-90-х гг., особо следует отметить сборник статей и рецензий Суфии Гильмановны Кусимовой и Галины Яковлевны Вербицкой «Театр в пьесах, спектаклях и лицах» (2002)10, а также творческие портреты, рецензии, очерки, обзоры известного башкирского театроведа, выпускницы театроведческого факультета ГИТИСа Амины Кашфиевны Аралбаевой, опубликованные в различных печатных изданиях, как республиканских, так и российских11.

Особый интерес представляют статьи российских критиков О. Радищевой, П. Романова, Р. Юрьева, Е. Стрельцовой, А. Степановой, Ю. Ройтмана, Б. Поюровского, Ю. Рыбакова, И. Мягковой, В. Калиш,

Л. Фрейдкиной, Ю. Грачевского, Э. Финицкой, Я. Фельдмана, Л. Лебедевой,

12

И. Иляловой, Г. Бродской, А. Иняхина, В. Рыжовой, А. Соколянского . Их

10 Кусимова С.Г., Вербицкая Г.Я. Театр в пьесах, спектаклях и лицах. (Драматическая

сцена Башкортостана в 70-90-е годы ХХ века). - Уфа, 2002.

11 Аралбаева А. В главной роли Мубаряков // Театральная жизнь. - 1961. - № 3. - С. 21;

Неспетая песня // Советская Башкирия. - 1961. - 3 июня; Гимн матери // Советская Башкирия. - 1966. - 13 февраля; Без скидки на провинциализм // Советская Башкирия.

- 1966. - 10 марта; Забытая клятва // Советская Башкирия. - 1967. - 22 марта; Гимн мужеству // Ленинец. - 1979. - 31 мая; Высокая должность - актер // Вечерняя Уфа. -1982. - 11 марта; Дебют режиссера // Театральная жизнь. - 1960. - № 24. - С. 12; Дуэт опыта и молодости // Вечерняя Уфа. - 1978. - 12 января; Нэркэс снова на сцене // Вечерняя Уфа. - 1980. - 20 февраля.

12 Радищева О. Башкирский театр в Москве // Театр. - 1966. - № 7. - С. 23-26; Романов П.

Фестиваль дружбы // Театр. - 1982. - № 10. - С. 20-33; Юрьев Р. Уроки башкирского // Театр. - 1985. - № 3. - С. 133-138; Стрельцова Е. Преступление века. «Бибинур, ах, Бибинур!» // Рампа. 1995. - № 3. - С. 7-8; Степанова А. История крушения театральных миражей // Театральная жизнь. - 1989. - Ч. 1. - № 2. - С. 10-11; Ч. 2. -№ 3. - С. 18-19; Ройтман Ю. Из века двадцатого - в двадцать первый. Впечатления одной недели // Театральная жизнь. - 2001. - № 5. - С. 52-56; Поюровский Б. Актеры правят бал // Культура. - 1995. - 25 марта; Рыбаков Ю. Навстречу будущему // Рифкат Исрафилов. - Оренбург, 2001. - С. 11-13; Мягкова И. Пьеса - театр - актер. (Лицедейство как новая эпоха) // Рампа. - 1995. -№ 4. - С. 6; Калиш В. Башкирский ордена трудового Красного знамени академический театр драмы имени Мажита Гафури // Театральная жизнь. - 1993. - № 11-12. - С. 30-39; Фрейдкина Л. Вчера и сегодня. К началу нового сезона в Башкирском академическом театре драмы // Театр.

- 1955. - № 9. - С. 49; Грачевский Ю. Со сцены - в жизнь!: заметки о спектаклях башкирского академического театра драмы // Театр. - 1955. - № 3; Финицкая Э. «Чайка» // Театр. - 1961. - № 9. - С. 116-117; Фельдман Я. Направление движения // Театр. - 1982. - № 2; Лебедева Л. Театральные радости города Уфы // Театр. - 1959. -№ 4. - С. 51-56; Илялова И. Танкабика, Бруно и другие. Башкирский академический театр драмы. Каким его увидели казанцы // Известия Башкортостана. - 1994. - 28 июля; Бродская Г. Сестры из Башкирии // Театральная жизнь. - 1989. - № 20. - С. 8-9;

рецензии на спектакли были написаны в разные периоды, когда БГАТД выезжал на декадные и другие гастроли.

Актуальность темы, недостаточная степень ее разработанности предопределили объект, предмет, цели и основные задачи исследования.

Объект исследования - Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури в последние десятилетия ХХ века.

Предмет исследования - творчество Р.В. Исрафилова в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури.

Цели диссертационной работы:

- исследование особенностей развития Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури на примере эволюции творчества Р.В. Исрафилова;

- изучение влияния режиссерских поисков Р.В. Исрафилова на башкирский театр;

- представление самобытности режиссуры Р.В. Исрафилова, впитавшего лучшие традиции предыдущих поколений и стремящегося к новым открытиям, что должно стать основой для дальнейших исследований этой темы.

В соответствии с избранной целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть этапы становления и развития национальной сцены от истоков до 70-х гг. ХХ века; проследить процесс качественных преобразований театра 70-90-х гг. ХХ столетия;

2) рассмотреть и обобщить ведущие тенденции и наиболее яркие явления башкирского театра последних десятилетий ХХ века на примере творчества Р.В. Исрафилова;

Иняхин А. Уфа. Жить, не теряя надежды // Страстной бульвар, 10. - 2011. - № 7. URL: http://www.strast10.ru/node/1604 (дата обращения: 04.12.2016); Рыжова В. Работать с ним трудно, но... // Театральная жизнь. - 1988. - № 7. - С. 14-15; Соколянский А. Революция отменяется // Театральная жизнь. - 1994. - № 7. - С. 4.

3) проанализировать спектакли, поставленные Р.В. Исрафиловым, и выявить ряд ведущих тем творчества выдающегося башкирского режиссёра;

4) проанализировать эволюцию художественных поисков и сценических решений Р.В. Исрафилова;

5) ввести творчество Р.В. Исрафилова в научный искусствоведческий обиход, обозначить его место в башкирской и российской культурах.

Источниковедческая база:

- научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных и газетных статей и рецензий, материалов научных конференций, касающихся вопросов исследования башкирского театра;

13 14

- энциклопедии , справочники ;

- программы и учебные пособия15;

- статистические источники: подробный список постановок Р.В. Исрафилова в театрах (Башкирском государственном академическом театре драмы им. М. Гафури, Оренбургском государственном областном драматическом театре им. М. Горького), программки спектаклей Р.В. Исрафилова, где фиксировались выходные данные постановок;

- визуальные источники: фото- и видеоматериалы из архива Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури, Государственной телерадиовещательной компании «Башкортостан», из личного архива дочери Р.В. Исрафилова Эллы Рифкатовны Курильской, а также иллюстрации из книг, буклетов, посвященных истории Башкирского

13

Башкирская энциклопедия. В 7 т. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005-2011.

14 Балгазина А. Режиссеры театров Башкортостана. Библиографический справочник. -

Уфа: Аркаим, 2014; Репертуар Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури 1919-2009 гг. / сост. А.А. Балгазина, М.А. Валитова. -Уфа: Китап, 2009.

15 Исрафилов Р.В. Полет в клетке (заметки режиссера): учебно-методическое пособие. -

Оренбург: ОГИИ имени Л. и М. Ростроповичей, 2010; Кусимова С. Путь к вершинам мастерства. - Уфа, 2007; Романов П.В. Основные тенденции развития драматургии народов СССР (1970-1980-е годы): учебное пособие. - Л., 1987.

государственного академического театра им. М. Гафури16 и Оренбургского

17

государственного областного драматического театра им. М. Горького и непосредственно творчеству Р.В. Исрафилова;

- беседы автора с Р.В. Исрафиловым и другими деятелями театра (артистами, театроведами), представляющие собой историческую ценность.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили структурно-аналитический, историко-описательный подходы с методами театроведческого исследования, техникой медленного чтения пьесы и реконструкции спектакля. При написании работы широко использовались труды теоретиков и практиков отечественного и мирового театра, философская, социологическая, культурологическая литература, материалы периодической печати.

В процессе изучения истории Башкирского государственного академического театра им. М. Гафури были просмотрены все видеозаписи спектаклей, хранящиеся в его архивах, а также архивах кафедры истории и теории искусства Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова и Государственной телерадиовещательной компании «Башкортостан».

Представленная диссертационная работа является первым исследованием, посвященным творчеству режиссера Р.В. Исрафилова периода 1972 - 1996 гг.

Новизна исследования состоит в следующем:

- впервые изучено творчество Р.В. Исрафилова в период его деятельности в Башкирском государственном академическом театре драмы им. М. Гафури;

16 Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури.

История и современность в спектаклях и лицах. Страницы истории / сост. С.Г. Кусимова. - Уфа, 2014; Кусимова С. Путь театра. - Уфа, 2004.

17 Павлова Е. Театр во времени и время в Театре. - Оренбург: Димур, 2006; Оренбургские

театральные сезоны / авт. -сост. М. Рябцева. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева, 2015.

- впервые определены эволюционные изменения постановочного метода Р.В. Исрафилова;

- впервые изучены и введены в научный оборот ранее неизвестные научные архивные материалы по творчеству Р.В. Исрафилова;

- впервые проанализированы спектакли Р.В. Исрафилова, оказавшие колоссальное влияние на художественный облик национальной сцены последних десятилетий ХХ в.

Апробация работы. Результаты исследования были изложены на Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории отечественного театра ХХ века: драматургия, режиссерское и актерское искусство» (Уфа, Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова, 2009), XXXII Межвузовской научно-теоретической конференции «Методология современного театроведения» (Москва, Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2010), Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2011), Международной научно-практической конференции «Диалог культур и тюркоязычный театр» (Уфа, Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова, 2012), Международной научно-практической конференции «Акмуллинские чтения» (Уфа, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2015), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Традиционная и профессиональная музыкальная культура Республики Башкортостан» (Уфа, Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова, 2015), III Международной научно-практической конференции «Театр. Время. Герой» (Уфа, Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова, 2016), IV Бакинской международной театральной конференции (Баку, 2016).

Основные положения работы опубликованы в сборниках научных трудов «Художник и эпоха» (Уфа, 2009), «Отечественный театр: история и современность» (Уфа, 2009), «Искусство и искусствоведение. Теория и опыт. Традиция в истории искусств» (Кемерово, 2010), «Диалог культур и тюркоязычный театр» (Уфа, 2012), «Театр. Музыка. Фольклор (история и современность)» (Уфа, 2012), «Традиционная и профессиональная музыкальная культура Республики Башкортостан» (Уфа, 2015), «Театр. Время. Герой» (Уфа, 2016), «European Journal of Arts» (Austria, Vienna, 2016), «Театр и мультикультурализм» (Баку, 2016); в альманахе «Театр. Живопись. Кино. Музыка» (Москва, 2012); в «Вестнике Адыгейского государственного университета» (Майкоп, 2012), «Вестнике Дагестанского научного центра» (Махачкала, 2014); в книгах «Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури. История и современность в спектаклях и лицах. Страницы истории», изданной в 3 томах к 90-летию театра (Уфа, 2014), «Оренбургские театральные сезоны» (Оренбург, 2014) и «Гюлли Мубарякова. Жизнь и творчество» (Уфа, 2014).

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать материал диссертации для дальнейшего изучения истории башкирского театра, а также в педагогической практике при изучении предметов «История башкирского театра», «История башкирской драматургии».

Структура диссертации. Работа состоит из четырех глав, каждая из которых имеет подглавы (параграфы), введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1.

РОЖДЕНИЕ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ

им. М. Гафури

1.1. Основатели башкирского театра.

Первые ученики театрального отделения Башкирского музыкального техникума

Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури возник в период социально-исторических преобразований начала ХХ в. в 1919 г. в городе Стерлитамак как 1-й Башкирский

18 г

государственный театр драмы . Его первые актеры, режиссеры, драматурги - недавние участники армейской самодеятельности, а также разного рода профессиональных и полупрофессиональных театральных коллективов.

Основателем и «строителем» башкирского театра, его первым идейным вдохновителем по праву считается актер, режиссер и драматург Валиулла Муртазин-Иманский (1885-1938). Уроженец Оренбургской губернии (д. Имангулово Имангуловской волости), первые шаги на сцену он сделал в любительском театральном объединении при медресе «Хусания» в Оренбурге. В декабре 1907 - январе 1908 гг. Муртазин-Иманский стал соучредителем и главным режиссером сценического объединения «Сайяр». В 1912-1915 гг. сотрудничал с труппой «Нур». В 1915 г. организовал антрепризу «Ширкат» - «Товарищество мусульманских драматических артистов». Таким образом, к моменту открытия 1 -го Башкирского государственного театра драмы Муртазин-Иманский уже имел багаж знаний и опыта. «Он шел на сцену, как народный избранник на общественную трибуну», - пишет исследователь творчества Муртазина-Иманского

18

В 1922 г. 1-й Башкирский государственный театр драмы объединен с Показательным татаро-башкирским театром под названием Башкирский театр драмы и переведен в Уфу. В 1935 г. театру присвоено звание академического, в 1971 г. - имя М. Гафури.

15

С.С. Саитов19. По словам другого исследователя башкирского театра С.Г. Кусимовой, основатель башкирского театра «знал и умел больше, чем кто-либо из его молодого окружения»20.

К открытию 1-го Башкирского театра драмы Муртазин-Иманский подошел со своей программой, отдельные принципы которой легли в основу традиций исполнительского искусства национальной сцены. Одним из принципов является опора на башкирский фольклор. «Ориентируясь на известные ему формы европейского театра, - пишет С.Г. Кусимова, -синтезируя опыт современной русской и татарской сцены, В. Муртазин-Иманский активно внедрял в сценическую практику традиции богатейшего

башкирского фольклора и народного музыкально-поэтического

21

исполнительства» . По мнению С.С. Саитова, Муртазин-Иманский, увлеченный концепцией «великолепного спектакля» А.А. Шаховского, с творчеством которого он был знаком благодаря дружбе с актрисой Александринского театра Н.П. Анненковой-Бернар, создавал спектакли -массовые праздники, спектакли - священные обряды, спектакли - народные собрания. В этих постановках театр обращался к национальной истории, национальному мифу, легенде, народной песне в жанре узун-кюй22, где главный герой являлся носителем любви к своему народу и долга перед родной землей.

За короткое время Муртазину-Иманскому удалось сплотить вокруг себя талантливых людей и создать национальный репертуар. Такие пьесы, как «Башкирская свадьба» М. Бурангулова, «Карагул» Д. Юлтыя, «Башмачки» Х. Ибрагимова, «Красная звезда» М. Гафури впоследствии вошли в золотой фонд башкирской литературы и драматургии.

19 Саитов С. Строитель башкирского театра // Рампа. - 2009. - № 11. - С. 29.

20

Кусимова С. Путь театра. - Уфа, 2004. - С. 6.

21 Там же. - С. 7.

22

22 В дословном переводе - долгая, длинная мелодия, напев. Содержание большинства узун-кюй связано с печальными событиями, произошедшими в жизни народа или отдельного человека: утратой общинной земли вследствие колонизации, восстаниями и их подавлением, уходом башкир на военную службу или на фронт, гибелью башкирских батыров, разлукой и гибелью влюбленных, трагической смертью и т.д.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сагитова Айсылу Сынтимеровна, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин И. Сочные краски молодости // Советская Башкирия. - 1974.

- 20 февраля.

2. Абросимова Т. «.Две звезды, две светлых повести.» // Рампа. - 1998.

- № 12. - С. 6.

3. Абросимова Т. Загадочный мир Рифгата Файзи // Вечерняя Уфа. - 2000.

- 16 августа.

4. Агишева Г. О драме Иванова - современникам // Вечерняя Уфа. - 1978.

- 21 октября.

5. Аленина Т. Песнь «Галиябану» // Вечерняя Уфа. - 1972. - 16 мая.

6. Алпатова И. Севильские безумства // Культура. - 2004. - 20-26 мая.

7. Аникст А.А. Теория драмы от Пушкина до Чехова. - М.: Наука, 1978. -1972. - 644 с.

8. Аралбаева А. Без скидки на провинциализм // Советская Башкирия. -1966. - 10 марта.

9. Аралбаева А. В главной роли Мубаряков // Театральная жизнь. - 1961.

- № 3. - С. 21.

10. Аралбаева А. Высокая должность - актер // Вечерняя Уфа. - 1982. -

11 марта.

11. Аралбаева А. Гимн матери // Советская Башкирия. - 1966. -13 февраля.

12. Аралбаева А. Гимн мужеству // Ленинец. - 1979. - 31 мая.

13. Аралбаева А. Гимн разуму, доброте, человечности // Вечерняя Уфа. -1979. - 17 января.

14. Аралбаева А. Дебют режиссера // Театральная жизнь. - 1960. - № 24. -С. 12.

15. Аралбаева А. Дуэт опыта и молодости // Вечерняя Уфа. - 1978. -

12 января.

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Аралбаева А. Забытая клятва // Советская Башкирия. - 1967. -

22 марта.

Аралбаева А. Легенда о любви // Театральная жизнь. - 1965. - № 3. Аралбаева А. Неспетая песня // Советская Башкирия. - 1961. - 3 июня. Аралбаева А. Нэркэс снова на сцене // Вечерняя Уфа. - 1980. -20 февраля.

Аристотель. Поэтика. - М.: Художественная литература, 1957. - 183 с. Арсланов М.Г. Татарское режиссерское искусство (1957-1990). -Казань, 2002. - С. 272.

Атнабаева З.К. Прошлое оживает в памяти. - Уфа: Китап, 2009. - 136 с. Атнабаева З.К. Судьбы. Роли. Судьбы. (Очерки, воспоминания). - Уфа: Китап, 2008. - 136 с.

Ахмадиев Р. Возвращение Сагадеева // Ленинец. - 1988. - 17 марта. Аюпов Р. Гордость и слава национального искусства // Вечерняя Уфа. -2009. - 4 декабря.

Балашова Н. Ах, Бибинур, где ты, Бибинур? // Московская правда (архив библиотеки Союза театральных деятелей РБ). Балгазина А. Режиссёры театров Башкортостана. Библиографический справочник. - Уфа: Аркаим, 2014. - 312 с.

Бахтин М.М. Гротескный образ тела у Рабле и его источники // Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1990. - 543 с.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. -541 с.

Бачурина Н. Такой великодушный // Российская газета. - 1995. -

23 марта.

Башкирская энциклопедия. В 7 т. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005-2011.

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури. История и современность в спектаклях и лицах. Страницы истории / сост. С.Г. Кусимова. - Уфа, 2014. - 206 с. Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури. История и современность: фотохроника. - Уфа, 2014.

- 124 с.

Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури. Спектакли, актеры, роли / сост. С.Г. Кусимова. - Уфа, 2014. - 108 с.

Башкирский государственный академический театр драмы: программа декады башкирского искусства в Москве. 1-7 июня 1955 г. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полное собрание сочинений. Т. 5. - М., 1954. - С. 8-67.

Бентли Э. Жизнь драмы / пер. с англ. В. Воронина; предисл. И.В. Минакова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 416 с.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с.

Берковский Н.Я. Литература и театр. - М., 1969. - 639 с.

Бродская Г. Сестры из Башкирии // Театральная жизнь. - 1989. - № 20.

- С. 8-9.

Брук П. Блуждающая точка. - М., 1996. - 270 с.

Брук П. Нити времени. - М., 2005. - 384 с.

Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. - М., 2003. - 376 с.

Буляков Ф. Все возрасты любви // Известия Башкортостана. - 1998. -

3 сентября.

Буткевич М. К игровому театру. В 2 т. Т. 1: Лирический трактат. -М.: ГИТИС, 2010. - 701 с.

Буткевич М. К игровому театру. В 2 т. Т. 2: Игра с актером. -М.: ГИТИС, 2010. - 488 с.

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

Валеев А. Актёры - счастливые люди: интервью с З. Бикбулатовой // Вечерняя Уфа. - 1980. - 14 марта.

Валеев Р. Песнь несущему огонь // Ленинец. - 1977. - 28 апреля. Валиев Л. Подвиг Салавата // Вечерняя Уфа. - 1971. - 21 декабря. Вампилов А. Утиная охота: пьесы. - Екатеринбург: У-ФАКТОРИЯ, 2004. - 543 с.

Вербицкая Г.Я. Дон Кихот из предместья // Кусимова С.Г., Вербицкая Г.Я. Театр в пьесах, спектаклях и лицах. (Драматическая сцена Башкортостана в 70-90-е годы ХХ века). - Уфа, 2002. - С. 188-194. Вербицкая Г.Я. Отечественная драматургия 70-90-х гг. ХХ века в контексте чеховской поэтики. Концепция Человека: монография. -Уфа: Вагант, 2008. - 140 с.

Вислова А. Русский театр на сломе эпох. Рубеж ХХ-ХХ1 веков. -М.: Университетская книга, 2009. - 272 с.

Волков С. «Живой труп» на сцене башкирского театра драмы» // Советская Башкирия. - 1958. - 18 января.

Волков-Кривуша С. Башкирский театр. История советского драматического театра. В 6 т. Т. 6. - М., 1971. - 740 с. Волков-Кривуша С. Биография «Черноликих» // Вечерняя Уфа. - 1969.

- 13 февраля.

Габаши А. В Казани с успехом прошли гастроли Башкирского академического драматического театра им. М. Гафури // Рампа. - 1997.

- № 7. - С. 6-7.

Гаскаров Ф. Горжусь его дружбой // Ленинец. - 1983. - 15 декабря. Глузберг З. Диалектика движения («Галиябану». Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа) // Театр. - 1972. - № 12. - С. 144-145. Голов В. И действо я вкушу как каравай ржаного. // Вечерняя Уфа. -1992. - 21 октября.

Голушкина Л.Я. Прометей, который людям дал огонь // Театральная жизнь. - 1977. - № 8.

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии конца ХХ - начала XXI века. - М., 2006. - 280 с.

Грачевский Ю. Со сцены - в жизнь!: заметки о спектаклях башкирского академического театра драмы // Театр. - 1955. - № 3. Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ - начала XXI века. -М., 1999. - 160 с.

Давлетов А. Радостный спектакль о нашей молодёжи // Вечерняя Уфа. - 1974. - 10 марта.

Давыдова М. Конец театральной эпохи. - М.: ОГИ, 2005. - 384 с. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. - М., 2000. - 224 с. Дель Ю. Визитная карточка театра. 1978 (архив библиотеки Союза театральных деятелей РБ).

Додин Л.А. Путешествие без конца. Погружение в миры. -СПб.: Балтийские сезоны, 2009. - 432 с.

Докучаева А. Обаяние сценической искренности. Об актёре Х. Яруллине // Рампа. - 2011. - № 4. - С. 10-11.

Жукова Т. От новой драмы к новой драме - 2: смерть трагикомедии // Современная драматургия. - 2011. - № 1. - С. 216-222. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. - М.: Наука, 1979. -392 с.

Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. - М., 1988. -521 с.

Золотницкий Д. Академические театры на путях Октября. -Л.: Искусство, 1983. - 343 с.

Зубков Ю. Классика на башкирской сцене // Советская Башкирия. 1955 (архив библиотеки Союза театральных деятелей РБ). Игламов Н. Чем жива башкирская драматургия? // Рампа. - 2011. - № 1. С. 12-13.

Из истории русской советской режиссуры. Вып. 1-2. - Л., 1979-1980.

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

Ильясова Р.Х. Традиции героико-романтических постановок в контексте современности. - Уфа: УГУЭС, 2014. - 124 с. Илялова И. Один забытый человек // Советский Татарстан. - 1977. -21 июня.

Илялова И. Танкабика, Бруно и другие. Башкирский академический театр драмы. Каким его увидели казанцы // Известия Башкортостана. -1994. - 28 июля.

Инякина Д. «Великодушный» был великолепен // Рампа. - 1995. - № 4.

- С. 4-5.

Иняхин А. Уфа. Жить, не теряя надежды // Страстной бульвар, 10. -2011. - № 7. URL: http://www.strast10.ru/node/1604 (дата обращения: 04.12.2016).

Исрафилов Р. «Духовный суверенитет? - Абсурд» // Культура. - 1991. -30 ноября.

Исрафилов Р. «Искусство - это индикатор современных проблем» // Республика Башкортостан. - 2011. - 7 апреля.

Исрафилов Р. «Мне дважды предлагали кресло главного режиссера в Казани». URL: www.business-gazeta.ru. (дата обращения: 07.10.2012). Исрафилов Р. Кто виноват? Что делать? // Театральная жизнь. - 1990. -№ 11. - С. 20-23.

Исрафилов Р. На крыльях творчества // Вечерняя Уфа. - 1980. -29 марта.

Исрафилов Р. От первого лица// Рифкат Исрафилов. - Оренбург, 2001.

- С. 3-5.

Исрафилов Р. Река в будущее // Театральная жизнь. - 1994. - № 7. -С. 2-3.

Исрафилов Р. Трудные времена театра // Ваш собеседник. - 1991. -№ 1.

Исрафилов Р. Этот многоликий национальный театр // Рампа. - 1994. -№ 10-12. - С. 8-9.

92. Исрафилов Р.В. Полёт в клетке (заметки режиссёра): учебно-методическое пособие. - Оренбург: ОГИИ имени Л. и М. Ростроповичей, 2010. - 164 с.

93. История советского драматического театра. В 6 т. Т. 6. - М., 1971. -509 с.

94. Кайдалова О.Н. В театрах братских республик. - Киев, 1977. - 248 с.

95. Калиш В. Башкирский ордена трудового Красного знамени академический театр драмы имени Мажита Гафури // Театральная жизнь. - 1993. - № 11-12. - С. 30-39.

96. Калиш В. Преодоление // Театральная жизнь (архив библиотеки Союза театральных деятелей РБ).

97. Капкаева И. Невыносимая нежность актерского бытия // Вечерняя Уфа. - 1998. - 3 сентября.

98. Капкаева И. Рифкат Исрафилов: «Строительство театра - это как строительство храма. А храм нужно строить самому, строить долго, не год, не два, 10, 20, 30 лет, всю жизнь» // Вечерняя Уфа. - 2001. -7 августа.

99. Карим М. Умейте видеть счастье // Театральная жизнь. - 1982. - № 23.

100. Карим М. Упрямый талант // Театральная жизнь. - 1991. - № 15. -С. 19-20.

101. Карпусь Г. «Бибинур» покорила страну. Кто следующий? // Советская Башкирия. - 1996. - 7 июня.

102. Карпусь Г. «Постановка европейского уровня» - такую оценку дали в Москве нашей "Бибинур"» // Советская Башкирия. - 1996. - 27 марта.

103. Карпусь Г. Режиссер и его команда // Советская Башкирия. 1995. -28 марта.

104. Карпусь Г. Флорид Буляков: «Я - раб театра» // Советская Башкирия. -1994. - 13 сентября.

105. Кнебель М. Вся жизнь: воспоминания актрисы. - М.: ВТО, 1967. -588 с.

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. - 3-е изд. -М.: Искусство, 1982. - 119 с.

Кнебель М. О том, что кажется особенно важным: статьи, очерки,

портреты. - М.: Искусство, 1971. - 520 с.

Кнебель М. Поэзия педагогики. - М.: ВТО, 1984. - 528 с.

Корженевская Н. Память сердца // Театральная жизнь. - 1976. - № 6.

Крымова Н. Имена. Избранное. В 3 кн. - М.: Трилистник, 2005.

Крэг Г.Э. Воспоминания. Статьи. Письма. Искусство театра. - М., 1988.

- 400 с.

Кусимова С. Башкирский академический театр драмы. Основные этапы

творческого становления и развития. - Уфа, 2002. - 23 с.

Кусимова С. Диктатор без коня // Кусимова С.Г., Вербицкая Г.Я. Театр

в пьесах, спектаклях и лицах. (Драматическая сцена Башкортостана

в 70-90-е годы ХХ века). - Уфа, 2002. - С. 113-118.

Кусимова С. Книгу памяти листая. // Правда. - 1980. - 23 августа.

Кусимова С. Приобщение к Чехову // Советская Башкирия. - 1985. -

10 января.

Кусимова С. Путь к вершинам мастерства. - Уфа, 2007. - 44 с. Кусимова С. Путь театра. - Уфа, 2004. - 143 с.

Кусимова С.Г. Салават // Кусимова С.Г., Вербицкая Г.Я. Театр в пьесах, спектаклях и лицах. (Драматическая сцена Башкортостана в 70-90-е годы ХХ века). - Уфа, 2002. - С. 82-87.

Кусимова С. Этапный спектакль // Кусимова С.Г., Вербицкая Г.Я. Театр в пьесах, спектаклях и лицах. (Драматическая сцена Башкортостана в 70-90-е годы ХХ века). - Уфа, 2002. - С. 91-97. Кусимова С.Г. Мустай Карим и башкирский театр: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1974. - 44 с.

Кусимова С.Г., Вербицкая Г.Я. Театр в пьесах, спектаклях и лицах. (Драматическая сцена Башкортостана в 70-90-е годы ХХ века). - Уфа, 2002. - 267 с.

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

Латыпова Л. «Благодарен вам, уфимцы...»: интервью // Рампа. - 2011. -№ 9. - С. 12-13.

Лебедева Л. Театральные радости города Уфы // Театр. - 1959. - № 4. -С. 51-56.

Липовецкий Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001. - 336 с.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. - М.: Владос, 1996. - 416 с.

Марков П. Новейшие театральные течения // Из истории русского и советского театра. Т. 1. - М., 1974. - 542 с.

Марков П.А. В художественном театре. Книга завлита. -М.: Всероссийское театральное общество, 1976. - 608 с. Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2 ч. Ч. 1: 18911917. - М.: Искусство, 1968. - 350 с.

Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2 ч. Ч. 2: 19171939. - М.: Искусство, 1968. - 643 с.

Многоязыкий театр России (театры автономных республик РСФСР сегодня): сборник. - М.: Всероссийское театральное общество, 1980. -392 с.

Морозов Б. Друг - дружище // Рифкат Исрафилов. - Оренбург, 2001. -С. 14-15.

Мубаряков А. На земле Салавата // Театральная жизнь. - 1977. - № 2. Мубарякова Г. «На сцене лепишь другого человека. Но со своей душой». // Республика Башкортостан. - 2006. - 21 октября. Мягкова И. Пьеса - театр - актер. (Лицедейство как новая эпоха) // Рампа. - 1995. - № 4. - С. 6.

Немирович-Данченко Вл.И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма / сост., вст. ст. и комм. М.Н. Любомудрова. -М.: Правда, 1989. - 576 с.

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

Нечаева Л. Беседа с Гюлли Мубаряковой // Известия Башкортостана. -1996. - 10 сентября.

Нигмати Р. Одинокая береза // Советская Башкирия. - 1953. -22 февраля.

Нургалин З. Крушение Мельбурна // Советская Башкирия. - 1983. -2 февраля.

Олег Ефремов и его время / сост. Т.А. Горячева. - М.: МХТ, 2007. -616 с.

Олег Ефремов. Пространство для одинокого человека / сост. И.Л. Корчевникова. - М.: Эксмо, 2007. - 816 с.

Оренбургские театральные сезоны / авт.-сост. М. Рябцева. -Оренбург: Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева, 2015. - 448 с.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М.: АСТ, 2002. - 509 с. Павлов И. Нет, не пропал башкир // Театральная жизнь. - 1967. - № 17. - С. 22-25.

Павлова Е. Театр во времени и время в Театре. - Оренбург: Димур, 2006. - 296 с.

Пикунова Г. Крыла трагедии // Вечерняя Уфа. - 1990. - 24 января. Поламишев А. Мастерство режиссёра. Действенный анализ пьесы. -М., 1982. - 224 с.

Полонский Г. Лекарство от смерти, мед и горечь его (вступление к пьесе Ф. Булякова «Любишь - не любишь») // Современная драматургия. - 1993. - № 1. - С. 100.

Полушко В. «И судьба - не судьба!» // Вечерний Ленинград. - 1980. -6 сентября.

Портреты режиссеров. Вып. 1-4. - М.-Л., 1972-1986. Поюровский Б. Актеры правят бал // Культура. - 1995. - 25 марта. Прасолов Е. «Отелло». Заметки о спектакле (архив библиотеки Союза театральных деятелей РБ).

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

Проблемы теории и практики русской советской режиссуры. Вып. 1. -Л., 1978. - 163 с.

Радищева О. Башкирский театр в Москве // Театр. - 1966. - № 7. -С. 23-26.

Райхельгауз И. Подарок судьбы // Театральная жизнь. - 2001. - № 5. -С. 44-45.

Режиссерский театр. Разговоры под занавес века. Вып. 1. -М.: Московский художественный театр, 2004. - 530 с. Репертуар Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури 1919-2009 гг. / сост. А.А. Балгазина, М.А. Валитова. - Уфа: Китап, 2009. - 88 с.

Ройтман Ю. Из века двадцатого - в двадцать первый. Впечатления одной недели // Театральная жизнь. - 2001. - № 5. - С. 52-56. Романов П. Фестиваль дружбы // Театр. - 1982. - № 10. - С. 20-33. Романов П.В. Основные тенденции развития драматургии народов СССР (1970-1980-е годы): учебное пособие. - Л., 1987. - 56 с. Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. - М.: Наука, 1969. - 527 с. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1898-1907. -М.: Наука, 1990. - 278 с.

Рыбаков Ю. Навстречу будущему // Рифкат Исрафилов. - Оренбург, 2001. - С. 11-13.

Рыбаков Ю. Товстоногов. Проблемы режиссуры. - Л., 1977. - 143 с. Рыжова В. Работать с ним трудно, но. // Театральная жизнь. - 1988. -№ 7. - С. 14-15.

Сагитова А. Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури в первой половине 90-х годов ХХ столетия // Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури. История и современность в спектаклях и лицах. Страницы истории. -Уфа, 2014. - С. 110-125.

166. Сагитова А. Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури в последние десятилетия ХХ в.: основные тенденции развития // Искусство и искусствоведение. Теория и опыт. Традиция в истории искусств: сборник научных трудов. Вып. 8. -Кемерово: КемГуки, 2010. - С. 283-303.

167. Сагитова А. Возвращение героя. // Истоки. - 2015. - 1 апреля.

168. Сагитова А. Встань и вознесись, мой Тулпар! Штрихи к портрету Рифкта Исрафилова // Оренбургские театральные сезоны. - Оренбург: 2014. - С. 232-239.

169. Сагитова А. Затмение национальной сцены // Бельские просторы. -2012. - № 1. - С. 142-144.

170. Сагитова А. Коронная роль Гюлли Мубаряковой // Гюлли Мубарякова. Жизнь и творчество: книга-альбом. - Уфа: Китап, 2014. - С. 95-98.

171. Сагитова А. Мастер башкирской режиссуры // Диалог культур и тюркоязычный театр: материалы Международной научно-практической конференции (7 сентября 2012 г.). - Уфа, 2012. - С. 123134.

172. Сагитова А. Олег Ханов: творческое содружество актёра с режиссером (на примере двух спектаклей Рифката Исрафилова в БГАТД им. М. Гафури) // Традиционная и профессиональная музыкальная культура Республики Башкортостан: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (29 октября 2015 г.). - Уфа: Уфимская гос. академия им. Загира Исмагилова, Республиканский учебно-методический центр Министерства культуры РБ, 2015. - С. 202-212.

173. Сагитова А. Первые опыты камерной сцены // Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури. История и современность в спектаклях и лицах. Страницы истории. -Уфа, 2014. - С. 126-133.

174. Сагитова А. Режиссёрские искания в Башкирском театре в 1960-е -1990-е годы ХХ века // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - Вып. 2 (99). - С. 371-376.

175. Сагитова А. Режиссёрские искания Шауры Муртазиной (Постановки из классического репертуара) // Вестник Дагестанского научного центра. -2014. - № 55. - С. 147-151.

176. Сагитова А. Режиссерские искания Шауры Муртазиной // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 180-летию со дня рождения М. Акмуллы (16 декабря 2011 г.). - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - С. 145-149.

177. Сагитова А. Рифкат Исрафилов - реформатор Башкирского театра // Europian Journal of Arts. - 2016. - Vol. 1. - С. 30-35.

178. Сагитова А. Рифкат Исрафилов - реформатор башкирского театра // Театр и мультикультурализм: сборник материалов IV Бакинской международной театральной конференции. - Баку, 2016. - С. 428-431.

179. Сагитова А. Рифкат Исрафилов. Полет в клетке // Художник и эпоха: межвузовский сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2009. -С. 83-89.

180. Сагитова А. Спектакль как самопознание // Отечественный театр: история и современность: материалы Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории отечественного театра ХХ века: драматургия, режиссерское и актерское искусство». - Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2009. -С. 146-156.

181. Сагитова А. Трагическая роль Гюлли Мубаряковой // Театр. Живопись. Кино. Музыка: альманах. - № 3. - М.: Изд-во ГИТИС, 2012. - С. 29-38.

182. Сагитова А.С. «Метод действенного анализа» и национальная мелодрама // Театр. Время. Герой: сборник научных статей по

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

материалам III Международной научно-практической конференции. -Уфа, 2016. - С. 54-62.

Саитов С. «И судьба - не судьба!»: рукописи из личного архива искусствоведа.

Саитов С. «Любовь создаёт миры и крушит их!..». Древняя трагедия «Медея» на сцене Башкирского академического театра драмы. (Заметки критика с пояснениями режиссёра) // Советская Башкирия. - 1990. -30 марта.

Саитов С. Белый цвет трагедии // Рампа. - 2008. - № 10. - С. 12-13. Саитов С. Белый цвет трагедии // Рампа. - 2008. - № 11. - С. 22-23. Саитов С. Конец вечности // Театральная жизнь. - 1991. - № 22. - С. 6. Саитов С. Наше неразменное наследство // Советская Башкирия. -1974. - 9 мая.

Саитов С. Неспетая песня Айсылу // Ленинец. - 1975. - 17 апреля. Саитов С. Педсовет // Советская Башкирия. - 1976. - 20 ноября. Саитов С. Подвиг - на все времена // Советская Башкирия. - 1977. -

10 апреля.

Саитов С. Поражение председателя Сагадеева // Ленинец. - 1989. -

11 апреля.

Саитов С. Радости искусства // Советская Башкирия. - 1965. - 4 мая. Саитов С. С вольтеровским сарказмом // Театральная жизнь. - 1965. -№ 16. - С. 14-15.

Саитов С. Строитель башкирского театра // Рампа. - 2009. - № 11. -С. 28-29.

Саитов С. Строитель башкирского театра // Рампа. - 2009. - № 12. -С. 38-39.

Саитов С. Строитель башкирского театра // Рампа. - 2010. - № 1. -С. 30-31.

Саитов С. Строитель башкирского театра // Рампа. - 2010. - № 2. -С. 28-29.

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

Саитов С. Трагические лики художественного подвига // Рампа. - 2009.

- № 1. - С. 14-16.

Саитов С. Человек из легенды // Булат Имашев. Тормошо hэм ижады: китап-альбом / авт. Р.Э. Имашева-Бикхолова, Л.Э. Имашева-ЭйYпова.

- Эфе; Китап, 2009. - С. 30-37.

Саитов С. Яркими красками // Советская Башкирия. - 1981. - 15 марта. Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. - 336 с.

Сафуанов И. Возвращение Мурата Сагадеева // Вечерняя Уфа. - 1988. -3 марта.

Сафуанов И. Сагадеев возвращается // Советская культура. 1988. -29 января.

Сафуанов С. Матери ждут сыновей // Советская Башкирия. - 1976. -13 февраля.

Свободин А. Отцы и дети // Театр в лицах. - М., 1997. - 192 с. Свободин А. Режиссер и его команда // Советская Башкирия. - 1995. -28 марта.

Сергеев Л. Артист ждет свою главную роль // Театральная жизнь. -1963. - № 9. - С. 11.

Смирнов-Несвицкий Ю.А. Вахтангов. - Л., 1987. - 248 с. Соколянский А. Революция отменяется // Театральная жизнь. - 1994. -№ 7. - С. 4.

Соловьева И.Н. Немирович-Данченко. - М., 1984. - М.: Искусство, 1979. - 408 с.

Спасибо Вам, Мастер! (воспоминания о Л.В. Валееве) / ред.-сост. Т.Н. Хайбуллина. - Уфа., 2005. - 57 с.

Спектакли двадцатого века. - М.: Изд-во ГИТИС, 2004. - 488 с. Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное. О значении физических действий. - М., 1982. - 512 с.

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

Старосельская Н.Д. Малый театр: 1975-2005 / отв. ред. серии В.В. Подгородинский; ред. О.А. Петренко. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 344 с.

Старосельская Н.Д. Товстоногов. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 408 с. Степанова А.А. Вердикт театральной судьбы: интервью с Р.В. Исрафиловым // Театральная жизнь. - 2007. - № 3. - С. 94-101. Степанова А. История крушения театральных миражей // Театральная жизнь. - 1989. - Ч. 1. - № 2. - С. 10-11; Ч. 2. - № 3. - С. 18-19. Степанова А.А. Степанида. - М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2010. - 208 с.

Стефани Лоик: «Театр - он и в Африке театр» // Республика Башкортостан. - 2009. - 4 апреля.

Стрельцова Е. Преступление века. «Бибинур, ах, Бибинур!» // Рампа. 1995. - № 3. - С. 7-8.

Стрельцова Е. Реестр любви // Театральная жизнь. - 1994. - № 7. - С. 5. Строева М.Н. Режиссерские искания К.С. Станиславского. В 2 т. -М., 1973-1977.

Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. -М., 1970. - 603 с.

Театр. Время перемен / сост. А.М. Смелянский, М.Е. Швыдкой. -М.: Искусство, 1987. - 223 с.

Товстоногов Г. Зеркало сцены. В 2 кн. - Кн. 1: О профессии режиссера. - Л.: Искусство, 1980. - 303 с.

Троицкий В. Башкирский театр покорил московского зрителя // Известия Башкортостана. - 1995. - 17 марта.

Ульянов М. Талантливый, надежный, верный // Театральная жизнь. -2001. - № 5. - С. 43.

Фарахутдинова Л. Новатор национального театра // Булат Имашев. Тормошо hэм ижады: китап-альбом / авт. Р.Э. Имашева-Бикхолова, Л.Э. Имашева-ЭйYпова. - Эфе: Китап, 2009. - С. 40-41.

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.