Проективографический метод в дизайне плоскостных и объемных объектов: Методика и практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Виноградова, Нина Петровна

  • Виноградова, Нина Петровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 212
Виноградова, Нина Петровна. Проективографический метод в дизайне плоскостных и объемных объектов: Методика и практика: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2001. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Виноградова, Нина Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФОРМОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Исторические этапы развития геометрического формообразования.

1.2. Пропорция золотого сечения и ее формообразующая роль в системе геометрических знаний.

1.3. Развитие формообразующих идей в различных теориях искусства

ГЛАВА II. ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

АДАПТИВНОГО МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1. Истоки нового метода отображения пространства на плоскости

2.2. Теоретические основы проективографии.

2.3. Спектр возможностей компьютерной деятельности на основе адаптивного метода проектирования.

2.4: Роль проективографии в развитии новых идей формообразования.

2.5. Концепция проективографических закономерностей построения формы в дизайнерской деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование посвящено проблемам геометрического формо->разования, в частности, проективографического формообразова-ш, затрагивающего различные области знаний и практической де-ельности. Эти проблемы сегодня являются актуальными аспекта-I теоретико-познавательной тематики дизайна, архитектуры и ис-сства. В искусстве и технике они затрагивают вопросы не только гетического характера и функционального назначения, но связа-[ с философскими, социологическими и культурологическими кон-пциями. Важнейшим обстоятельством является факт продолжения ;изайне традиций одного из основополагающих направлений клас-1еской теории и методологии формообразования - геометрии. Гео-грия утвердила свою роль в искусстве как фундаментальный фак-) формообразования, как рациональный путь совершенствования годов пропорционирования и эстетической гармонизации. В то время её роль проявилась и в формировании теоретико-познава-ьной проблематики искусства, в стимулировании тенденций уни-сализации знаний, в расширении мировоззренческих представле-i. Освоение определённых знаний из таких областей как комби-орика, проективная геометрия, кристаллографическая геометрия д., помимо способствования решению практических задач, по-яло на уровень геометрического сознания в дизайне.

Значение проективографии, первоначально преследующей цель ^дологическую, выходит за пределы собственно теории формо-азования. Обнаружилось, что метод проективографии демонст-/ет более рациональные пути решения изобразительных задач, классическая начертательная геометрия. Использование идеи летрии при составлении проективографических чертежей позводо существенно сократить количество различных промежуточных ртёжных операций. В то же время значительно увеличилась вари-тность выбора решений, при этом оказалось возможным применив средств электронно-вычислительной техники.

Дальнейшие исследования метрически достоверных отображе-ш и их формообразующих решений способствуют решению раз-[чных прикладных задач: внедрению более эффективных методик >строения; созданию новых форм, недоступных старым методам и ц. Проективография, основанная на свойствах отображения, дол-да более широко, практически использоваться в архитектурно-ди-йнерской практике, а именно, при построении сложных орнамен-[рованных форм. Это определяет развитие такого скульптурно-пла-ического жанра, каким является проективографическое макетиро-1ние, обладающее математической точностью построений и созда-щее предельную наглядность. Открытие законов формообразова-1я в проективографии недоступно старым методикам начертатель-зй геометрии. Вновь разработанные методы позволили установить ;аимосвязь инженерной графики с естествознанием, с морфологи-i кристаллов и вирусов, а также различных областей науки и искус-ва. Научное значение этого метода состоит в том, что он положил 1чало направлению, представляющему дальнейшее развитие про-темы геометрического формообразования в дизайне, архитектуре искусстве.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проективографический метод в дизайне плоскостных и объемных объектов: Методика и практика»

б изайн непосредственно влияет на окружение человека и активно •ивносит в бытовую жизнь эстетическое начало. Он, как никакие угие виды искусства, использует инструментарий высоких техно-гий, позволяющий творить многообразие искусственного пред-тного мира вещей. Процесс создания объекта дизайна включает в 5я в первую очередь формообразование.

Возникший сравнительно недавно вид проектной деятельности оективография - это метод построения различных форм, который одолжает поиски геометрических истин и развивает учение о фи-эах, пропорциях и отображениях. Сам термин - проективография гдложил В.Н. Гамаюнов, который создал и обосновал основные ножения этого метода проектирования. Это современный инстру-нт для решения проектных задач гармонизации при работе с рмой, используемый в проектной деятельности дизайнеров, ин-неров, архитекторов. Метод проективографии не имеет аналогов многим параметрам формообразующих решений.

В силу специфики данного метода проектирования, те накоп-[ные знания, которые имеются сегодня в арсенале проективогра-угов, в основном, не востребованы в дизайнерской практике. По-гка сознательного их использования способствует развитию ана-ического мышления в основе симметрийного подхода лежат оп-еленные точные знания и лишь достаточное владение ими может спечить успех дизайнерской практики. Суть проблемы состоит в , что в теории проективографии пока не получает отражения за-а специальной, рассчитанной на дизайнера, интерпритации [даментальных ее основ, отсутствуют специальные разработки, собствующие освоению этих методов практикующими художни7 сами-конструкторами. Дальнейшее научное освоение этой области наний, изучение и осмысление важности достигнутого, методиче-кие разработки различных формообразований на основе проекти-ографической концепции, возможности применения в дизайнер-кой деятельности является весьма актуальным на современном гапе развития проектирования.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель работы - исследо-ать принципы, закономерности и специфику проявления геометри-гских пространственных представлений в дизайне через практиче-<ую адаптацию формообразующих проективографических методик ж средств профессиональной работы дизайнера.

В соответствии с этим в работе ставятся следующие задачи:

- выявить роль эстетики в исследованных геометрических построениях и представлениях в контексте исторического развития формообразования;

- разработать адаптивную методику проективографических способов формообразования на основе пропорции золотого сечения;

- развить концепцию, разработанную В.Н. Гамаюновым до метода рекомендаций и применения ее для решения конкретных задач при проектировании и пропедевтической деятельности;

- определить предпочтительность, пропорционирования в "золотом отношении" над произвольно установленным про-порционированием путем сопоставительного анализа расположении множеств (точек, линий, плоских и объемных фигур) в пространственных системах и эпюрах, построенных 8 ia основе проективографии, сообразуясь с рекомендациями эргономического характера;

- типологизировать проективографические возможности формообразования посредством авторских творческих разработок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Возможности целесообразно использования проективографической деятельности в дизайне ш формировании образа изделия, которые преломляются в иссле->вании в методические рекомендации, адресованные дизайнерам, а кже студентам дизайнерских специальностей, помогающие ре-ать задачи формообразования.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование строится на сочета-[и результатов теоретической типологизации материалов, посвя-гнных различным методикам формообразования на структурно-эметрической основе и практически выполненных формообра-югцих решений, демонстрирующих выводы о совершенствовании струментальных возможностей проекти-вографической деятель-сти при образовании дизайн-формы.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:

1. Решение проблемы геометрического формообразования по-щством проективографического метода проектирования, направ-шой на обогащение художественно-выразительных форм в твор-;тве дизайнера.

2. Результат исследования сложных проективографических эр, построенных на основе пропорции золотого сечения и воз-кных формообразующих решений, полученных методом кольцераскраски. 9

3. Выявленная взаимосвязь дизайнерских формообразующих >ешений, выполненных на основе принципов и закономерностей 1роективографии.

4. Заключение о предпочтительности методов пропорциониро-,ания в «золотом отношении» над произвольно установленным [ропорционированием при симметризованной квантификации про-транства.

НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит разработке адаптивного направления по применению проективогра-шческих методов проектирования в практике дизайнерской деятельно-ти.

Впервые проведено исследование двух проективографических пюр, построенных на основе золотого сечения и отражающих законо-[ерности нарастания формы от центра к периферии методом кольцевой аскраски.

На практике получен ряд экспериментально образованных рель-фных структур, используемых в дизайнерском формообразовании.

Апробированы методические разработки, составленные в виде гапов построения объемных моделей и классификационные таблицы, оказывающие закономерности работы с проективографическими эпкь ами.

На основе проективографии показано, что частный случай про-эрционирования в «золотом отношении» симметризованных про-гранственных систем и эпюр дает больше формообразующих решений, гм произвольно установленное пропорционированйб.

Выявлены возможности компьютерных методик обработки проек-тографических чертежей и варианты их применения в практике гра

10 шческого дизайна. х

Проектно-практический результат исследования состоит в выяв-;нных возможностях по приложению методов проективографии к эрмообразованию изделий утилитарного назначения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в раз-ботке метода проектирования - проективографии, с учетом особен-стей его применения в дизайнерском формообразовании, а также в едъявлении способов применения авторских методических разрабо-<, используемых в учебном процессе при подготовке будущих дизайнов. Выявленные эстетические закономерности построения объектов $айна на основе проективографии способствуют обогащению пласти--кого содержания окружающей человека среды.

11

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Виноградова, Нина Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы формообразования имеют первостепенное значение в различных сферах деятельности человека. В искусстве, технике и дизайне они затрагивают вопросы не только эстетического характера и функционального назначения, но связаны с философскими, социологическими и культурологическими концепциями.

Формообразование, как процесс, направленный на творческий поиск новых форм предметного мира, в нашей стране прошло период мощного подъема еще в 20-е годы. Художественное наследие A.M. Родченко и В.Е.Татлина стало всемирно известным, и теперь многие архитекторы и дизайнеры почитают за честь быть продолжателями разумных /абстрактных/ идей этих новаторов. [21]

Практика дизайна в наше время охватывает большинство отраслей промышленности, стала реальностью, проникающей во все сферы жизни общества. Определение перспективных задач дизайна, их соответствия эстетическим требованиям и практическим запросам общества, должно складываться комплексно. Художник-дизайнер, формируя образ, постоянно держит во внимании конкретное явление действительности. Реализуя свой замысел, дизайнер большое значение придает форме, характер которой зависит от цели творчества.

Современный теоретико-групповой анализ пространства выделяет три глобальные проблемы, определяющие решение формообразующих и формотворческих задач, стоящих перед практиками-архитекторами и дизайнерами. К этим проблемам относятся:

1. Квантификация пространства на дискретные элементы, представляющие типовые формообразующие модели плотной упаковки пространства. Решение этой проблемы даотразличные теоретико

204 групповые модификации пространства /группы симметрии/, что определяет всевозможные подходы к выбору формообразующей системы и соответствующего образа пространственного мышления.

2. Изучение операций перестановок этих модулей и их образующих элементов из пространства на плоскость отображения и обратно. Решение этой проблемы позволяет организовать новый род графической деятельности - проективографическую деятельность, обеспечивающую формообразующие и формотворческие процессы в проективографии на основе компьютер-графики.

3. Изучение операций объединений формообразующих модулей в различные формы создаваемой искусственной среды. Решение этой проблемы позволит, с одной стороны, обогатить пластический мир предметных форм, а с другой, реализовать их на основе высоких технологий. [30]

Проективографический метод формообразования в пространстве многогранных структур с помощью проективографических чертежей уникален, поскольку программа сложна и количество форм-моделей может быть бесконечно. Проективография в настоящий момент может дать все необходимые элементы оформления интерьера и экстерьера. Это различного рода архитектурные детали, всевозможные орнаментации на стенах и колоннах, плафоны, люстры, решетки для кондиционирования воздуха и т.д. Особое распространение начинают получать как бы вторичные продукты проективографической деятельности - плоские орнаментации, сканированные на пленку. Это могут быть и покрытые пленкой обои, линолеум, пленочные витражи и многое другое.

Таким образом в методические принципы дизайнерского формотворчества вводится уникальный по своим возможностям метод

205 проективография. Осмысление различных формообразующих решений опирается на выводы о совершенствовании инструментальных возможностей проективографической деятельности при образовании дизайнформы, о предпочтительности пропорционирования пространственных систем на основе проективографических эпюр именно в отношении «золотого сечения» ввиду большего выбора формообразующих решений. Выполненные методические разработки по конструированию моделей методом кольцевой раскраски по проек-тивографическим эпюрам подтверждают и развивают теорию про-ективографии, сам метод. Кроме того, ввиду доходчивости и подробности выполнения, эти разработки могут способствовать более широкому внедрению проективографических формообразующих принципов в дизайнерскую деятельность. В руках конструктора эти модели смогут стать либо люстрой, либо капителью современной колонны. Разложив фрагменты этих тел на плоскости цилиндрической или конической поверхности, можно увидеть огромное многообразие структур. При условии использования этих разработок в формообразовании, дизайнеру не обязательно глубоко изучать теорию проективографии, так как разработки дают визуальное представление о форме и имеются все указания их изготовления. Творческая задача построения модели и применения ее в дизайнерском формообразовании связана с образным пониманием структур и их образующих модулей. Хотелось бы, чтобы эти прекрасные формы нашли свое место в интерьерном и экстерьерном пространствах и внесли в жизнь человека эстетику и красоту. Психологами установлено, что восприятие пространства и пространственные представления являются одним из показателей общего развития психической деятельности человека, необходимым компонентом творческой дея

206 тельности в различных областях теории и практики.

Удовлетворение эстетических запросов в сфере быта становится не только одним из важнейших признаков создания высококачественных товаров, но и необходимым условием появления новых изделий, пользующихся повышенным вниманием потребителей. Новая форма изделий, образность, оригинальность и новизна художественных решений, соответствие требованиям стиля и моды - все это важнейшие признаки хорошего дизайна.

207

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Виноградова, Нина Петровна, 2001 год

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974.

2. Азгальдов Г.Г., Повилейко Р.П. О возможности оценки красоты в технике. М., 1977.

3. Боднар О .Я. Золотое сечение в природе и искусстве. Техническая эстетика. 1992, №1.

4. Боднар О .Я. Геометрия в современном формотворчестве. Сб. "Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды". М., ВНИИТЭ, 1982.

5. Борисовский Г.Б., Зись А.Я., Нуйкин А.А. Искусство и точные науки. М., 1973.

6. Бегенау З.П. Функция, форма, качество. М.,1969.

7. Бартенев И.А. Форма и конструкция в архитектуре. М.,1968.

8. Баринов В.Н. Шарлатан или гений. Строитель, 1987, №12.

9. Близнюк А.С. Развитие структурной формы. Техническая эстетика. 1980, №7.

10. Ю.Венниджер М. Модели многогранников. М., 1974. 1 ЬВолошинов А.В. Математика и искусство. - М., 1992. 12. Воробьёв Н.Н. Числа Фибоначчи. - М., 1984. В.Вигнер Е. Этюды о симметрии. - М., 1971.

11. Вейль Г. Симметрия. М., 1968.

12. Гамаюнов В.Н. Проективография: идеи, концепции, метод. -Техническая эстетика, 1993, №1.

13. Гамаюнов В.Н. Проективография, шщ*£овременный феномен о фигурах, пропорциях и отображениях. Техническая эстетика, 1991, №4.208

14. П.Гамаюнов В.Н. Чтение проективографических чертежей. -Техническая эстетика, 1991, №5.

15. Гамаюнов В.Н. Проективография. М., 1979.

16. Гамаюнов В.Н. Арт- дизайн изящных искусств. М., 1998.

17. Гамаюнов В.Н. Конструирование по икосаэдрической эпюре. Квант, 1980, №7.

18. Гамаюнов В.Н. Картины абстрактного мира. Теория проективографии. М., 1995.

19. Гильде Вернер. Зеркальный мир. /перевод с немецкого под редакцией Шафрановского/. М., 1982.

20. Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. M.-JL,1951.

21. Горячев А.Д., Эльясберг Е.Е. Методы наглядного изображения. М., 1.965.

22. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент, 1988.

23. Гарднер М . Этот правый, левый мир. М., 1967.

24. Гарднер М. Математические новеллы. М., 1974.

25. Гулыга А.В. Искусство в век науки. М.,1978.

26. Джарелл Д. Рэйки. Исцеляющая сила космоса. Санкт-Петербург, 1997.

27. Дизайн и искусствоведение. Сборник научных трудов. Вып. 1-1995, вып. 2- 1996, вып. 3 1999.

28. Дизайн в высшей школе. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. -М., 1994.

29. Динамическая и кинетическая форма в дизайне. (Методические материалы). ВНИИТЭ, М., 1989. •«

30. Зельфельд А. Живая геометрия человеческого тела и пространства.20934.3ись А .Я. На подступах к общей теории искусства. М., 1995.

31. Зараковский Г. Методические указания по эргономической экспертизе.- М., 1997-1998.

32. Кантор К.М. Красота и польза. М., 1967.

33. Каган М.С. Морфология искусства. JL, 1979.

34. Кокстер Г.С.М. Введение в геометрию. М., 1966.

35. Кракиновская В.Д. Объёмно-пространственная композиция в художественном конструировании. М., 1979.

36. Колейчук В.Ф. О концептуальном подходе к формообразованию. М., 1978.

37. Колейчук В.Ф. Программированное формообразование в дизайне. Техническая эстетика. 1979, №3.

38. Колейчук В.Ф. Художественные проблемы формообразования.- Техническая эстетика. 1989, №6.

39. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. ВНИИТЭ. -М., 1980.

40. Левитин К. Геометрическая рапсодия. М., 1984.

41. Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика. М., 1990.

42. Лебедев В.В. Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры. М., 1993.

43. Ларичев В.Е. Прозрение. М., 1990.

44. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1977.

45. Лаврентьев А.Н. Стиль и жилая среда. Техническая эстетика, 1989, №6.

46. Марутаев М. Гармония как закономерность природы. Золотое сечение. М., 1990. <*

47. Московская школа дизайна. Серия "Дизайн- образование". -М., 1991.210

48. Методика художественного конструирования. М., 1983.

49. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. -М., Мир, 1966.

50. Мартин Кемп. Генератор Лэтэма. НГ - Наука №6, июнь1998.

51. Минервин Г.Б., Мунипов В.М. О красоте машин и вещей. -М., 1975.

52. Оценка эстетических свойств товаров. Методические рекомендации. /Е.Е.Задесенец, В.А.Пересторонин, Н.О.Поталовская, М.В.Федоров, В.И.Шипилов/. ВНИИТЭ, М., 1997.

53. Оценка эргономических свойств товаров. Методические рекомендации. /Е.Е.Задесенец, Г.М. Зараковский, Л.ИЛСонча, Н.О.Поталовская, М.В.Федоров/. ВНИИТЭ, М., 1997.

54. Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. М., 1993.

55. Павлов А. Закономерности функционирования эрготичес-ких систем;. М., 1987.

56. Проблемы функционирования бытовых изделий в пространственно-планировочной структуре жилища. ВНИИТЭ, М., 1981.

57. Пузанов В. Деловой дизайн: экономические обоснования, подходы, методы. ВНИИТЭ, М., 1997.

58. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М., 1974.

59. Развивающая предметно-пространственная среда детства. /Сидоренко В.Ф., Чайнова Л.Д., Кошкина Т.К., Чопорова М.Г., Казакова Е.К., Новоселова С.Л., Парамонова Л.А., Тарасова К.А., Гор-виц Ю.М., Федоров М.В./. ВНИИТЭ, М., 1997.

60. Рыдник В.И. От ромашки до антимира? М., 1971.

61. Сидоренко В.Ф., Куз^мичёв Л.А. Художественное моделирование в формировании комплексных объектов. Техническая эсте211тика, 1982, №7.

62. Содружество наук и тайны творчества. М., Искусство, 1968.

63. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.,1990.

64. Смирнова И.М. В мире многогранников. М., 1995.

65. Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

66. Теоретические и методологические исследования в дизайне. -М., 1990.71 .Тиц А.А., Воробьёв Е.В. Пластический язык архитектуры. -М., 1986.

67. Творческие направления в современном дизайне. ВНИИТЭ. М., 1990.

68. Федоров М.В. О пропорционировании архитектурных элементов индустриального изготовления. М., НИИТИ, 1960.

69. Федоров М.В. Дизайн и бизнес. М., 1997.

70. Федоров Е.С. Правильное деление плоскости и пространства. Ленинград, 1979.76; Филин В.А. Видеоэкология. М., 1997.

71. Филин В.А. Глядя на город. Техническая эстетика. 1989, №9.

72. Формообразование в строительстве и архитектуре. Сб. Научных трудов. М., 1986.

73. Хан- Магомедов С.О. Художественные и комбинаторные проблемы формообразования. М., 1988.

74. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. Быков З.Н., Крюков Г.В., Ми-нервин Г.Б., Филимонова Н.А., Холмянский JWVL М., 1986.

75. Художественные и комбинаторные проблемы в формообразовании. ВНИИТЭ, М., 1979.212

76. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Ленинград,1965.

77. Шатин Ю.В. Лицом к лицу с компьютером. Техническая эстетика. 1990, №5.

78. Шубников А.С. Симметрия. М., 1940.

79. Шубников А.С., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. -М., 1972.

80. Шевелёв И. Ш. Формообразование. Число. Форма. Искусство. Жизнь. Кострома, 1995.

81. Шевелёв И.Ш. Принцип пропорций. М., 1986.

82. Шевелёв И.Ш., Марутаев М.А., Шмелёв И.П. Золотое сечение. -М., 1990.

83. Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. М., 1981. 90. Эргономика: принципы и рекомендации. - М., 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.