Произведения Лнинградского завода фарфоровых изделий 1950–1960-х годов в контексте истории советского художественного фарфора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Иванова Екатерина Вячеславовна

  • Иванова Екатерина Вячеславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 191
Иванова Екатерина Вячеславовна. Произведения Лнинградского завода фарфоровых изделий 1950–1960-х годов в контексте истории советского художественного фарфора: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2020. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Иванова Екатерина Вячеславовна

Введение

Глава I. Советский многотиражный фарфор 1950-1960-х годов и произведения Ленинградского завода фарфоровых изделий как предмет искусствоведческого исследования

1.1 Многотиражная интерьерная фарфоровая пластика 1950-1960-х годов: историография вопроса

1.2 Ленинградский завод фарфоровых изделий: история исследовательского интереса и источники изучения

Глава II. Советский многотиражный фарфор 1950-1960-х годов и Ленинградский завод фарфоровых изделий в развитии декоративно-прикладного искусства и формировании жизненной среды

2.1 Развитие массового фарфорового производства в 1950-1960-е годы: основные центры и их роль в сложении новой пространственной среды

2.2 Ленинградский завод фарфоровых изделий и его место в истории советской художественной промышленности 1950-1960-х годов

2.2.1 Основные направления деятельности Ленинградского завода фарфоровых изделий

2.2.2 Творческий коллектив Ленинградского завода фарфоровых изделий

Глава III. Художественное наследие мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий 1950-1960-х годов

3.1 Основные темы и сюжеты в произведениях мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий

3.1.1 Сказочные образы в произведениях мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий

3.1.2 Образы народов мира и СССР в произведениях мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий

3.1.3 Детские образы в произведениях мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий

3.1.4 Советская культура в произведениях мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий

3.1.5 Образ советской женщины в произведениях мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий

3.1.6 Анималистика в произведениях мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий

3.2 Художественные поиски и творческие манеры скульпторов Ленинградского завода фарфоровых изделий

3.2.1 Художественные поиски и творческая манера Анатолия Александровича Киселева (1929-2017)

3.2.2 Художественные поиски и творческая манера Тамары Андриановны Федоровой (1928-2008)

3.2.3 Художественные поиски и творческая манера Льва Наумовича Сморгона (г.р. 1929)

3.2.4 Художественные поиски и творческая манера Александра Василевича Дегтярева (г.р. 1929)

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Произведения Лнинградского завода фарфоровых изделий 1950–1960-х годов в контексте истории советского художественного фарфора»

Введение

Диссертация посвящена изучению интерьерной скульптурной пластики малых форм ведущих мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий в условиях массового характера художественной промышленности СССР в 19501960-е годы.

Актуальность темы исследования. 1950-1960-е годы, несмотря на двойственные и противоречивые оценки со стороны специалистов хрущевской эпохи, являются периодом определения новой роли декоративно-прикладного искусства в пространстве повседневной жизни советского человека. Активный переход на индустриальные методы производства в сочетании с переосмыслением эстетических традиций прошлого отозвался в истории отечественного искусства появлением интерьерной фарфоровой пластики, отражающей в себе сближение принципов технической и художественной культуры.

В современном искусствоведении с учетом исторической дистанции многие скульптурные изделия серийного производства воспринимаются как свидетели стилистических и художественных трансформаций. Однако в 1950-1960-е годы интерьерная пластика, несмотря на закрепление за ней функции эстетического воспитания, воспринималась советским человеком прежде всего как неотъемлемая часть нового предметно-материального мира, как изделие, способное оформить и дополнить комплексное решение квартиры. Образцы интерьерной пластики собирались, комбинировались и в некоторой степени оформлялись в стихийные коллекции, при этом научному осмыслению практически не подвергались. Всестороннее изучение и анализ многотиражной скульптуры малых форм было закреплено, в первую очередь, за искусствоведами, музейными сотрудниками и критиками, сформировавшими современную теорию и историю декоративно-прикладного искусства 1950-1960-х годов.

В последние десятилетия на фоне переосмысления в конце XX - начале XXI

веков идейного содержания художественного наследия Советского Союза

активизировался процесс целенаправленного коллекционирования образцов

4

фарфорового искусства, в том числе изделий конвейерного производства периода хрущевской «оттепели». Наметившаяся тенденция к переоценке эстетической значимости многотиражной интеръерной пластики приводит к восприятию образцов массового производства не как артефактов и участников материальной культуры, а как свидетелей художественных, социокультурных и исторических изменений, затронувших все области декоративно-прикладного искусства.

Устойчивое возрастание интереса к скульптурной пластике 1950-1960-х годов как к объектам коллекционирования с последующим научным изучением подкрепляется активизацией музейных выставочных проектов с задействованием образцов многотиражного фарфорового производства. Наряду со скульптурными произведениями мастеров ведущих заводов Советского Союза, в выставочных пространствах крупных художественных музеев появляются образцы фарфоровых предприятий, долгие годы считавшиеся специалистами в области истории декоративно-прикладного искусства лишенными собственной художественной ориентации. В качестве одного из таких примеров можно отметить деятельность Ленинградского завода фарфоровых изделий, образованного в 1952 году с целью решения задач организации нового типа жилого интерьера. Неоднократно подвергающийся неудовлетворительной оценке ассортимент предприятия, в настоящее время включается в крупные экспозиционно-выставочные проекты, в том числе ведущих музеев России, что говорит о закреплении за некоторыми образцами изделий завода статуса активных участников творческого поиска новых художественных решений.

В то же время, несмотря на активизацию выставочной деятельности, а также научный интерес к скульптурной пластике 1950-1960-х годов, до сих пор не появилось исследований, анализирующих с точки зрения искусствоведения, скульптурный ассортимент заводов, поддержавших, наряду с главными предприятиями страны, ориентацию на массовый характер художественной промышленности. Таким образом, представляется актуальным провести комплексный искусствоведческий анализ ассортимента одного из подобных предприятий - Ленинградского завода фарфоровых изделий.

5

Степень изученности проблемы. Многотиражная настольная пластика 1950-1960-х годов неоднократно привлекала внимание исследователей с одной стороны, как самостоятельное явление художественной культуры, а с другой - как неотъемлемый участник общесоветских установок в декоративно-прикладном искусстве. Анализ существующей научной литературы позволил выделить ряд теоретических трудов, оказавшихся необходимыми при написании диссертационного исследования1.

В рамках исследования автора, в первую очередь, интересовали издания, всесторонне раскрывающие историю и теорию отечественного декоративного искусства XX века, в том числе период, охватывающий 1950-1960-е годы. Среди наиболее значимых следует выделить книгу И.А. Крюковой «Русская скульптура малых форм» (1969), в которой автор на примере творчества мастеров своего времени в одном из разделов выявляет основные темы, жанры и характерные в декоративном плане черты фарфоровой пластики послевоенного периода.

В монографии доктора искусствоведения Л.Г. Крамаренко «Художник. Материал. Форма. Отечественное декоративное искусство ХХ - начала XXI века. Керамика. Стекло. Гобелен. Фарфор» (2009) анализируются основные проблемы в отечественном декоративном искусстве и сам процесс его развития на протяжении XX века.

В 1970 году в сборнике статей под редакцией Н.С. Степанян «Искусство керамики» выходит обобщающая статья В.И. Кантора «О художественной направленности работы советской фарфоровой промышленности», в которой автор на примере образцов посуды прослеживает художественные преобразования в фарфоровой отрасли.

При выявлении стилеобразующих характеристик массового интерьерного фарфора, а также при разработке его классификации автор обратился к кругу

1 В данном разделе перечислены основные группы научных работ. Подробный историографический обзор истории изучения интерьерной пластики представлен в разделе 1.1 «Многотиражная интерьерная фарфоровая пластика 1950-1960-х гг.: историография вопроса». Материалы по истории изучения Ленинградского завода фарфоровых изделий представлены в разделе 1.2 «Ленинградский завод фарфоровых изделий: история исследовательского интереса и источники изучения».

исследований, посвященных проблемам развития отечественной керамической промышленности XX века.

В докторской диссертации Т.Л. Астраханцевой «Типология, виды и жанры русской керамической скульптуры первой половины XX века в эволюции стиля» (2015) анализируется скульптура малых форм в историческом и культурологическом контексте и выделяются основные тематические и жанровые направления довоенного периода.

Т.В. Красильникова в кандидатской диссертации «"Современный стиль" в советском декоративно-прикладном искусстве периода оттепели» (2004) дает характеристику новым стилистическим направлениям, получившим распространение в декоративном искусстве в 1950-1960-е годы.

Всесторонняя технико-технологическая модернизация предприятий, оказавшая существенное влияние на художественный язык многотиражной фарфоровой продукции, раскрывается в кандидатской диссертации Н.С. Кочневой «Некоторые принципы декорирования изделий массового производства из фарфора» (1964).

Большое значение для анализа эстетических трансформаций в фарфоровой пластике исследуемого периода представляет журнал «Декоративное искусство СССР», затрагивающий проблемы теории, истории и практики художественной промышленности и народного творчества.

При выявлении новых черт трактовки фарфоровых образов Е.В. Шмигельская в труде «Скульптура малых форм в России» (1982) подвергает стилистическому анализу наиболее значимые в художественном отношении образцы фарфоровых предприятий хрущевской «оттепели».

Обзор научной литературы, подробное освещение которой будет

произведено в первой главе исследования, позволяет сделать вывод, что при

изучении фарфоровой пластики 1950-1960-х годов акцент, в первую очередь,

делается на отображении основных этапов развития декоративного искусства. В

качестве же примеров, отражающих характерные для хрущевской эпохи

стилистические изменения, в искусствоведческих работах выбираются

7

скульптурные работы мастеров ведущих предприятий Советского Союза (Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова, Дулевского и Дмитровского фарфоровых заводов, Гжель и т.д.). Фарфоровая пластика мастеров предприятий второго плана, таких как Ленинградский завод фарфоровых изделий, при их активном участии в формировании художественно-культурной среды советского человека, сравнительно-историческому и формальному анализу подвергаются крайне редко. Основной корпус информации о произведениях ЛЗФИ содержится в каталогах и изданиях справочно-информационного характера. Научных работ (монографические издания, научные статьи), целенаправленно посвященных истории или продукции Ленинградского завода фарфоровых изделий, выявлено не было.

Таким образом, анализ степени изученности проблемы демонстрирует необходимость появления работ, всесторонне анализирующих с точки зрения истории, искусствоведения, культурологии многотиражную фарфоровую пластику ведущих мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий.

В рамках представленного диссертационного исследования предпринимается комплексный искусствоведческий анализ произведений Ленинградского завода фарфоровых изделий как важной части советского художественного фарфора.

Объект исследования - массовый советский фарфор 1950-1960-х годов как явление декоративно-прикладного промышленного искусства.

Предмет исследования - фарфоровая пластика малых форм, выпускаемая в цехах Ленинградского завода фарфоровых изделий в 1950-1960-е годы.

Цель исследования: осуществить комплексное искусствоведческое исследование художественного наследия мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий 1950-1960-х годов в контексте стилевых изменений в декоративно-прикладном и промышленном искусстве, социокультурных, экономических и политических тенденций, а также определить его роль в формировании жизненной среды.

Задачи исследования:

1. Изучить историю интереса к Ленинградскому заводу фарфоровых изделий и определить основные источники искусствоведческого анализа его продукции;

2. Определить место Ленинградского завода фарфоровых изделий в ряду ведущих предприятий Советского Союза, выявить его роль в формировании нового типа предметно-пространственной среды советского человека;

3. Раскрыть основные художественные решения при разработке многотиражной фарфоровой пластики 1950-1960-х годов на примере ассортимента Ленинградского завода фарфоровых изделий;

4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ наиболее показательных в художественно-стилевом отношении изделий завода с интерьерной пластикой других отечественных фарфоровых предприятий;

5. Представить творческие манеры ведущих мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий;

6. Дополнить существующие научные атрибуции произведений на основе найденных в архивных и каталожных документах новых данных.

Хронологические рамки исследования ограничены 1950-1960-ми годами. Выбор хронологических рамок исследования обусловлен необходимостью изучения деятельности ленинградского предприятия как самостоятельного явления художественной культуры в неразрывной связи с общесоветскими процессами развития декоративно-прикладного искусства 1950-1960-х годов. Данный период охватывает годы переосмысления роли интерьерной пластики в формировании предметно-пространственной среды советского человека и распространения новых эстетических координат во все виды декоративного искусства, на которые ориентировался Ленинградский завод фарфоровых изделий. В то же время 1950-1960-е годы были, на наш взгляд, наиболее плодотворным в художественно-стилевом отношении периодом деятельности ленинградского предприятия, в цехах которого происходил процесс творческих поисков молодого коллектива профессиональных художников и скульпторов (А.А. Киселев, Л.Н. Сморгон, Т.А. Федорова, А.В. Дегтярев и др.).

9

Методика исследования представляет комплекс общенаучных, междисциплинарных и специальных методов.

В процессе изучения истории Ленинградского завода фарфоровых изделий и его места в истории советского фарфорового производства использовались методы историко-генетического и историко-сравнительного анализа.

Сравнительно-сопоставительный анализ применен при изучении мелкой пластики Ленинградского завода фарфоровых изделий в сравнении с произведениями других советских предприятий на схожую тематику.

Биографический метод использовался в процессе изучения творческих судеб мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий.

Формально-стилистический и иконографический анализ, в ходе которого раскрывается содержание фарфоровых изделий, а также художественно-стилевое разнообразие решений скульптурной пластики, использовался в процессе анализа конкретных произведений Ленинградского завода фарфоровых изделий.

Количественные методы применялись при изучении статистических отчетов, анализе тиражей произведений предприятия для выявления роли и места Ленинградского завода фарфоровых изделий в процессе формирования новой предметно-пространственной среды.

Научная новизна исследования связана с изучением произведений предприятия, сыгравшего заметную роль в развитии художественной промышленности Ленинграда и СССР, но до сих пор не подвергавшегося комплексному анализу, и определением его места и роли в истории советского художественного фарфора.

Кроме того, в научный оборот введены не опубликованные ранее архивные

источники и материалы, позволяющие представить историю предприятия,

творческие биографии его мастеров и дополнить существующую атрибуцию

скульптурной пластики Ленинградского завода фарфоровых изделий. В работе

используются материалы Центрального государственного архива Санкт-

Петербурга, Центрального государственного архива литературы и искусства

Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива научно-технической

10

документации Санкт-Петербурга, научного архива Российской Академии художеств, библиотеки отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, неоформленного кадрового архива Опытно-экспериментального фарфорового завода.

Теоретическая значимость исследования связана с тем, что впервые в рамках сравнительно-сопоставительного анализа проводится искусствоведческий анализ фарфорового ассортимента Ленинградского завода фарфоровых изделий, позволяющий включить корпус произведений в контекст исследований истории советского фарфора.

В диссертации представлена авторская логика исследования произведений Ленинградского завода фарфоровых изделий (изучение историографии, истории исследовательского интереса и источников изучения, характеристика специфики массового фарфорового производства в рассматриваемый период, истории предприятия и его творческого коллектива, искусствоведческий анализ художественного наследия завода в отражении основных тем и сюжетов и в исследовании творческих манер ведущих мастеров), которая может быть использована при изучении произведений фарфоровой пластики других предприятий Советского Союза.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования материалов исследования в рамках учебных курсов по истории советского искусства и советского фарфора, при подготовке выставок по истории Ленинградского завода фарфоровых изделий, советского фарфора или выставок комплексного характера, посвященных советской культуре 1950-1960-х годов, в просветительской работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена, на исследовательских семинарах и круглых столах, а также на следующих научных и научно-практических конференциях:

1. Научная конференция «К юбилею И.Ф. Стравинского: искусство в пространстве повседневности» (20 октября 2017 года). Музей «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.». Тема доклада: «Образы балета «Петрушка» в творчестве А.А. Киселева».

2. XII Международная межвузовская научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (27 марта 2018 года). Российский государственный педагогический университет им. Герцена. Тема доклада: «Образы балеты И.Ф. Стравинского «Петрушка» в творчестве советского скульптора-фарфориста А.А. Киселева».

3. XIII Международная межвузовская научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (25 апреля 2019 года). Российский государственный педагогический университет им. Герцена. Тема доклада: «Образы народов мира в фарфоровой пластике 1950-1960-х годов: на примере произведений мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий».

4. Научно-практическая конференция молодых исследователей «Культурная среда и культурные практики» (18-19 апреля 2018 года). Санкт-Петербургский Государственный институт культуры. Тема доклада: «Диалог театра и декоративного искусства: образы балетов в творчестве ленинградского художника-фарфориста А.А. Киселева (1929-2017)».

5. Международная научная конференция «Музеология - музееведение в XXI веке: проблема изучения и преподавания (24-25 мая 2018 года). Санкт-Петербургский государственный университет. Тема доклада: «Работы мастеров-фарфористов Ленинградского завода фарфоровых изделий в музейных собраниях Санкт-Петербурга».

6. II Международная научно-практическая конференция «Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика» (11-12 октября 2018 года). Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Тема доклада: «Фарфоровая пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий и ее место в советском жилом интерьере в 19501960-е годы».

7. IV Всероссийская научно-практическая конференция «Культурное пространство России: генезис и трансформации» (5 апреля 2019 года). Санкт-Петербургский Государственный институт культуры. Тема доклада: «Интерьерная пластика мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий в музейном пространстве Санкт-Петербурга: «текст» и «контекст».

8. Всероссийская научная конференция фонда содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание» «Искусство скульптуры: классика и современность» (14 мая 2019 года). Тема доклада: «Образ детства в интерьерной пластике мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий».

9. III Всероссийская научная конференция с международным участием «Русские сезоны» и советская повседневная культура: имена, события, процессы» (22 октября 2019 года). Российский государственный педагогический университет им. Герцена. Музей «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.». Тема доклада: «Балет в произведениях мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий».

10. Научная конференция, посвященная юбилею Императорского фарфорового завода (30 октября 2019 года). Российская академия художеств. Тема доклада: «Творческое содружество мастеров ЛФЗ и ЛЗФИ».

11. VII Международная научно-практическая конференция «Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия» (24 декабря 2019 года). Российский государственный педагогический университет им. Герцена. Доклад «Цирковые образы в произведениях мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий (1950-1960-е годы)».

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Ленинградский завод фарфоровых изделий в 1950-1960-е годы играл заметную

роль в развитии советской художественной промышленности. Анализ

ассортимента завода, а также изучение круга архивных материалов (ежегодные

статистические отчеты завода об основных направлениях деятельности, кадровый

и бухгалтерский архив завода, личные дела скульпторов и художников завода),

позволяет сделать вывод о значительной роли мастеров предприятия в процессах

13

формирования жизненной среды советского человека, жилого и общественного интерьера. Вместе с тем творчество мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий связано с активным участием в общем процессе поиска новых выразительных средств и пластических решений в художественном фарфоре 1950-1960-х годов.

2. В условиях массового характера декоративно-прикладного искусства, в целом, и керамической отрасли, в частности, спровоцировавшего схожие стилистические и сюжетные решения фарфоровой интерьерной пластики 1950-1960-х гг., в творчестве мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий прослеживается реализация основных композиционных и колористических приемов построения скульптуры малых форм. Среди них - цветовой и форменный лаконизм, ажурное построение фарфорового объема, отказ от чрезмерного украшательства, схематичный характер передаваемых образов, акцентируемая роспись и абстрактный орнамент, отказ от золочения и сплошного покрытия красками основного фарфорового объема, работа с пьедесталом, как самостоятельным художественным элементом. Эти приемы прослеживаются в произведениях ведущих мастеров предприятия (А.А. Киселев, Л.Н. Сморгон, Т.А. Федорова, А.В. Дегтярев, В.И. Сычев).

3. На протяжении 1950-1960-х годов сложился круг сюжетов советской фарфоровой интерьерной пластики, в рамках которого работали и мастера Ленинградского завода фарфоровых изделий. Основными темами стали образы народов мира и СССР, советского человека, тема детства, искусства (прежде всего, балетного и циркового), сказочных героев, а также анималистка.

4. Благодаря стремлению сформировать понятный и популярный, но в то же время не лишенный художественной значимости ассортимент мелкой фарфоровой пластики, в скульптурном цехе Ленинградского завода фарфоровых изделий сложился круг мастеров с индивидуальными художественными манерами, которые одновременно отражают общие линии творческих стратегий в области многотиражной интерьерной пластики 1950-1960-х годов.

Соответствие паспорту специальности. Исследование соответствует паспорту научной специальности 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура, в частности: п. 4. - роль и место искусства и архитектуры в становлении и развитии духовной и материальной культуры общества; п. 5. - творческие судьбы и художественное наследие мастеров живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного творчества; п. 8. - роль искусства и архитектуры в формировании жизненной среды.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе раскрывается историография многотиражной скульптуры малых форм 1950-1960-х годов, в ходе которой выявляется степень изученности вопроса, а также история исследовательского интереса к Ленинградскому заводу фарфоровых изделий и представления произведений мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий в музейно-выставочном пространстве Санкт-Петербурга.

Вторая глава исследования посвящена изучению советского массового фарфора как явления художественной культуры 1950-1960-х годов. Вопросом, позволяющим обозначить общий контекст исследования, стала характеристика роли декоративно-прикладного искусства в формировании предметно-пространственной и художественной среды советского человека. Второй вопрос, помогающий понять контекст изучения творческого наследия мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий - это вопрос места фарфоровой интерьерной пластики Ленинградского завода фарфоровых изделий 1950-1960-х годов в пространстве советского дома.

Важным шагом стало изучение истории возникновения предприятия и его места в кругу сходных производств, которое стало возможным, благодаря введению в научный оборот архивных и каталожных данных. Вторым шагом стало раскрытие творческой специфики и разноплановости коллектива предприятия, оказавшего влияние на формирование скульптурного ассортимента, популярного среди советских граждан.

В третьей главе представлены результаты комплексного искусствоведческого исследования художественной продукции Ленинградского завода фарфоровых изделий, сыгравшей важную роль в формировании советского интерьера и ставшей частью истории советского фарфора. На основе сравнительно-сопоставительного анализа дана характеристика популярных тем и сюжетов, в рамках которых работали практически все ведущие советские предприятия. На основе проведенного анализа круга изделий завода выделяются скульпторы ленинградского предприятия, сформировавшие на протяжении 19501960-х годов популярный ассортимент многотиражного интерьерного фарфора. Проводится изучение и характеристика их индивидуальных творческих манер и подходов, отражающих личностные художественные поиски в процессе раскрытия декоративных возможностей многотиражной мелкой пластики и авторских несерийных изделий.

Таким образом, в диссертации представлены результаты комплексного искусствоведческого исследования интерьерной скульптурной пластики малых форм ведущих мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий, сыгравшей важную роль в формировании советского интерьера и ставшей существенной частью истории советского фарфора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иванова Екатерина Вячеславовна, 2020 год

Библиография

Список архивных материалов

1. Библиотека отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа. Кустовое совещание работников фарфорово-фаянсовой промышленности: по просмотру перспективного ассортимента (910 декабря 1959 г). С. 34.

2. Библиотека отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа. Кустовое совещание работников фарфорово-фаянсовой промышленности: по просмотру перспективного ассортимента изделий из фарфора и фаянса. Стенограмма отчета (7 декабря 1959 г). С. 14.

3. Кадровый архив Опытно-экспериментального завода.

4. Научный архив Российской Академии Художеств. Ф. 7. Оп. 2. Д. 309. Заседания Государственной Квалификационной Комиссии по Скульптурному факультету. Защита дипломных работ. 22.06.1947. Л. 52-53.

5. Материалы неоформленного кадрового архива Ленинградского завода фарфоровых изделий.

6. Научный архив Российской Академии Художеств. Ф. 7. Оп. 7. Д. 91. Сычев Владимир Исаакович. Скульптурный факультет. Л. 46.

7. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 1. Д. 436 Стенографический отчет заседания по обсуждению выставки произведений декоративно-прикладного искусства ленинградских художников 17 марта 1960 года. Л. 10-11.

8. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф.78. Оп. 1. Д. 471. Стенографические отчет заседания ЛОСХ по обсуждению выставки ленинградских художников по разделу скульптуры. Л. 17-18.

9. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 1. Д. 546 Стенографический отчет собрания членов секции декоративно-прикладного искусства по обсуждению осенней выставки декоративно-прикладного искусства.

10. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 4. Д. 194. Стенограмма заседания по осуждению выставки декоративно-прикладного искусства. 11.03.1968 года. Л. 25.

11. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 4. Д. 388. Стенограмма обсуждения весенней (1955) выставки произведений ДПИ. 5 июля 1955. Л. 13.

12. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 4. Д. 397. Стенограмма обсуждения осенней выставки произведений ленинградских художников по разделу декоративно-прикладного искусства. 16 января 1959 г. Л. 6.

13. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 4. Д. 452 Стенограмма выступления В.Б. Блака по обсуждению декоративно-прикладного отдела выставки ленинградских художников, посвященной 40-летию Великой Октябрьской революции. 10 декабря 1957. Л. 2-3.

14. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 5. Д. 100. Косенкова Капиталина Григорьевна. Л. 4-5.

15. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 3. Д. 166. Ходасевич Валентина Михайловна. Л. 1-3.

16. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 3. Д. 173. Афанасьева Любовь Родионовна. Л. 1,16.

17. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 8. Д. 238. Велихова Софья Борисовна. Л. 1, 24.

18. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 10. Д. 740. Траугот Валерий Георгиевич. Л. 19-20.

19. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 10-2. Д. 747. Федорова Тамара Андриановна. Л. 14

20.Центральный государственный архив литературы и искусств. Ф. 337. О. 2. Д. 387. Ходасевич Валентина Михайловна. Л. 7.

21. Центральный государственный архив литературы и искусств. Ф. 341. Оп. 3 Д. 209. Крейцер Борис Генрихович.

22. Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга. Ф. 194. Оп. 2-2. Д. 116. Разработка и внедрение рационального режима обжига оснований для резисторов. Л. 1, 9.

23. Центральный государственный архив документов по личному составу Санкт-Петербурга. Ф. 20. Трест «ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛОПРОМ» главного управления местной промышленности исполкома Ленгорсовета. Ленинград. 1956-1959. URL: https://spbarchives.rU/infres/-/archive/cgals/R-20 (дата обращения: 14.11.2019).

24.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 2. Д. 677. Опытный завод при ГИКИ. Опытно-механический завод треста «Самоцветы». Годовые отчеты. Л. 2, 9.

25. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 2. Д. 783. Заводы: Духовых музыкальных инструментов, "Краситель", Лаков и красок, "Металлокомбинат", "Невгвоздь",

179

ОКС №2 треста "Русские самоцветы", Опытный оптико-механический, Опытный при ГИКИ, "Союз".

26. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 2. Д. 1200. Завод Опытный оптико-механический треста "Русские самоцветы".

27.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 2. Д. 1699. Годовые отчеты промпредприятий: завод опытный механизации энергохозяйства; завод опытный оптико-механический треста «Русские самоцветы»; завод опытный при ГИКИ. Л. 103-104.

28.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 2. Д. 1750. Отчет по основной деятельности. Фарфоровый завод им. Ломоносова. 1954. Л. 50-55.

29. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 2. Д. 2192. Заводы: Опытный механизации энергохозяйства, Опытный ЦКТИ, Опытный при ГИКИ.

30. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 2. Д. 3039. Заводы: Нефтемаслозавод им. Шаумяна, "Новый строитель", Опытный при ГИКИ, Опытный оптико-механический, Опытный энергохозяйства.

31. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 2. Д. 3419. Завод Опытный при НИИ Керамическом институте (ГИКИ).

32.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 2. Д. 4163. ЛСМУ-1 треста Росстроймонтаж, Заводы: "Авторучек", "Союз", Весоремонтный, Духовых музыкальных инструментов, Лаков и красок, "Ленбрикетмаш", Листопрокатно-штамповочный, Металлоизделий, "Металлокомбинат", Механический №8, Опытный при ГИКИ.

33.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 5. Д. 624. Годовой отчет завода «Фарфоровых изделий» за 1956 год. Объяснительная записка к годовому отчету по основной деятельности Ленинградского завода фарфоровых изделий за 1956 год. Л. 25-29.

34.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 5. Д. 2538. Годовой отчет завод «Красный фарфорист» за 1959. Л. 25.

35.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 5. Д. 2656. Годовой отчет Ленинградский завод Фарфоровых изделий за 1959 год. Л. 17-34.

36.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 4965. Оп. 5. Д. 3456. Годовой отчет завода фарфоровых изделий за 1960 год. Объяснительная записка. Л. 20-21.

37.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 1. Д. 2185. Устав объединения по производству фарфоровых изделий им. Ломоносова. Л. 1-2.

38. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 15а. Д. 6. Годовой отчет по основной деятельности за 1956 год завода им. Ломоносова. Л. 58, 74.

39.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 15а. Д. 32. Годовой отчет основной деятельности завода «Красный фарфорист» за 1957 год. Л. 60.

40.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 15а. Д. 40. Объяснительная записка к годовому отчету завода им. Ломоносова. Л. 8.

41.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 15а. Д. 103. Годовой отчет по основной деятельности за 1958 год завода Красный фарфорист. Л. 53.

42.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 15а. Д. 106. Годовой отчет по основной деятельности фарфорового завода «Пролетарий» за 1958 год. Л. 49-50.

43.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 15а. Д. 169. Фарфоровый завод им. Ломоносова. Годовой отчет по основной деятельности за 1959 год. Л. 30-37,70.

44.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 15а. Д. 170. Годовой отчет по основной деятельности фарфорового завода «Пролетарий» за 1959 год. Л. 24-25, 36.

45.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 15а. Д. 171. Годовой отчет основной деятельности завода «Красный фарфорист» за 1959 год. Л. 41-42.

46.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 15а. Д. 221. Годовой отчет по основой деятельности фарфорового завода «Пролетарий» за 1960 год. Л. 60.

47.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 28а. Д. 20. Годовой отчет завода фарфоровых изделий за 1962 год. Л. 15-16.

48.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9683. Оп. 28а. Д. 41. Годовой отчет Ленинградского завода фарфоровых изделий. Л. 12, 20.

49.Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9688. Оп. 1. Д. 1189. Годовой отчет завода фарфоровых изделий за 1958 год. Объяснительная записка. Л. 23-26.

50. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9971. Оп. 13. Д. 236. Отчеты промышленных предприятий: Лен. опытного завода при ГИКИ, УПМ, ЛМТТ, ЛПМО, "Рот-Фронт", том 37.

181

51. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9971. Оп. 14. Д. 266. Отчеты промышленных предприятий: ПО Ленмолпром, ПО Ленмяспром, Опытной фабрики НИИТП, Опытного завода при ГИКИ, том 47.

Список литературы и источников

52. Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи : каталог выставки / Бремен: Эдицион Теммен, 1994.

53. Александров Г.А. Фарфор и шахматы. СПб., 2015.

54. Алексеев Б. Новые работы скульпторов-керамистов // Декоративное искусство СССР. - 1958. - № 2.

55.Анатолий Киселев. Из цикла «Юбилеи-2004». URL: http://www.rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/anatoly-kiselev-from-the-jubilees-2004 (дата обращения: 15.11.2019).

56.Андреева Л.В. О русском фарфоре 1960-х годов // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. - М.: Советский художник, 1973.

57. Андреева Л.В. Русский фарфор. 250 лет истории. М., 1995.

58.Андреева Л.В. Фарфор Дулева // Декоративное искусство СССР. - 1964. - № 1 (74).

59.Андреева Л.В. Фарфор и фаянс РСФСР. Промышленность, цифры и факты // Советское декоративное искусство: 77/78 : сборник статей / Л.В. Андреева. -М.: Советский художник, 1980.

60.Арсентьева Е.А. Эстетические идеи периода «оттепели» в произведениях пластики Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова // Научные труды. — 2018. - Вып. 44.

61.Астаханцева Т.Л. Фарфор и керамика Сергея Орлова. От «Конька-Горбунка» к «Юрию Долгорукому» // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА.- 2014. - № 3.

62.Астраханцева Т.Л. К проблеме «большого стиля» в советском декоративно-прикладном искусстве 1930-1950-х годов // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. -М.: Новый индекс, 2001.

63.Астраханцева Т.Л. Серей Орлов: «От конька-горбунка к «Юрию Долгорукому» // Искусство в современном мире. - 2009. - Вып. 3.

64.Астраханцева Т.Л. Сибирские цветы на фарфоре // Декоративное искусство СССР. - 1978. - № 12 (253).

65.Астраханцева Т.Л. Типология, виды и жанры русской керамической скульптуры первой половины ХХ века в эволюции стиля: Дис. ... доктора искусствоведения. - М., 2015.

66.Базанов С.Н., Бодиско В.Х., Жилина Н.П. и др. Культурная жизнь в СССР. 1951-1965. Хроника. Л., 1972.

67.Белоглазов С.Н. Советский коллекционный фарфор : гид-каталог / С.Н. Белоглазов. - СПб.: Арт-СПб, 2015.

68.Бубыренко Г.В., Насонова И.С., Насонов С.М. Евгения Гатилова. Мастера советского фарфора / Г.В. Бубыренко, И.С. Насонова, С.М. Насонов. - М.: Среди коллекционеров, 2010.

69. В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х - середина 1960-х годов: альманах / СПб.: Palace Editions, 2018. Вып. 543.

70.Василенко В.М., Ильин М.А., Балдина О.Д. Русское советское народное искусство и художественная промышленность. М., 1980.

71.Васильева А.Л. Характерный танец в петербургской балетной культуре. Автореферат дисс. ... кандидата культурологии. СПб., 2015.

72.Весенняя выставка произведений ленинградских художников : каталог / Л.: б. и., 1956.

73.Весенняя выставка произведений ленинградских художников : каталог / Л.: б. и., 1956.

74.Воробьева И.Р. Товары художественных промыслов. М., 1969.

75.Воронов Н.В., Крамаренко Л.Г., Суслов И.М. Художники вещей : сборник статей / Н.В. Воронов, Л.Г. Крамаренко, И.М. Суслов. - М.: Советский художник, 1966.

76.Время и герои. Советский авторский фарфор 1930-1960-х годов» 31 октября 2013 г. - 9 февраля 2014 г. : каталог выставки / М.: МГОМЗ, 2013.

77.Время и герои. Советский авторский фарфор 1930-х-1960-х-годовАрхив выставок URL: http://www.mgomz.ru/arhiv-vyistavok/vyistavochnyiy-proekt-vremya-i-geroi-sovetskiy-avtorskiy-farfor-1930-h-1960-h-godov (последняя дата обращения 05.11.2019).

78. Выставка «Балет - вечное искусство красоты». URL: https://elaginpark.org/events/vystavka-balet-vechnoe-iskusstvo-krasoty/ (дата обращения: 15.11.2019).

79. Выставка «Лев Сморгон. К 90-летию со дня рождения» URL: https://www.culture.ru/events/510812/vystavka-lev-smorgon-k-90-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (дата обращения: 19.11.2019).

80.Выставка «Фарфоровая сказка». URL: https://elaginpark.org/events/vystavka-farforovaya-skazka/ (дата обращения: 15.11.2019).

81.Выставка «Фарфоровый парад-алле». URL: http://www.circus.spb.ru/k-stoletiju-gosudarstvennyh-tsirkov-rossii-v-sankt-peterburge-projdet-vystavka-farforovyj-parad-alle.html (дата обращения: 15.11.2019).

82. Государственный каталог музейного фонда РФ. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ (дата обращения: 15.11.2019).

83.Григорьева А.Г. Решение жилищной проблемы советских граждан в годы «оттепели» // Теория и практика общественного развития. — 2010. — № 4.

84. Гусарова Ю.В. Ленинградская керамика как феномен отечественного искусства второй половины ХХ века. Автореферат ... кандидата искусствоведения. - СПб., 2011.

85. Дегтярева Е. Александр Дегтярев. Скульптура. Медали. Фарфор. СПб., 2008.

86. Для нашего быта // Декоративное искусство СССР. - 1960. - № 5 (30).

87.Дулевский фарфор. Продолжение традиции. М., 2006.

88. Ефимова Л.М. СССР и становление независимой республики Индонезии // Вестник Московского Государственного института международных отношений. - 2015. - № 1 (40).

89.Жадова Л. Белый фарфор Анны Лепорской // Декоративное искусств СССР. -1979. № 6 (259).

90.Зональная выставка Ленинград. 1964 : каталог / Л.: Художник РСФСР, 1965.

91. Зорина Л.А. Выставка произведений ленинградских художников : каталог / Л.: художник РСФСР, 1960.

92.Зорина Л.А., Шведова В.М. Выставка произведений Ленинградских художников : каталог / Л.А.Зорина, В.М. Шведова. - Л.: Художник РСФСР, 1960.

93.Иванова Е., Попова И. Фарфор частных заводов Петербурга: альманах / Е. Иванова, И. Попова. - СПб.: Graficart-Palace Editions, 2008. Вып. 200.

94. Иванова Е.В. Образы балеты И. Ф. Стравинского «Петрушка» в творчестве советского скульптора-фарфориста А.А. Киселева // Искусство и диалог культур. XII Международная межвузовская научно-практическая конференция: Сб. науч. тр. — СПб.: Книжный дом, 2018. - Вып. 12.

95.Иванова Е.В. Образ детства в скульптурной пластике мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий в 1950-1960-е годы // Манускрипт. — 2019. - Т. 12. № 8.

96. Иванова Е.В. Образы народов мира в фарфоровой пластике 1950-1960-х гг. (на примере произведений мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий) // Искусство и диалог культур. XIII Международная межвузовская научно-практическая конференция: Сб. науч. тр. - СПб.: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2019.

97.Иванова Е.В. Развитие фарфоровой пластики в 1950-1960-е годы в творчестве ленинградского художника-фарфориста А.А. Киселева // Культура и искусство. - 2018. - № 5.

98.Иванова Е.В. Сказочные образы в интерьерной пластике художников-фарфористов Ленинградского завода фарфоровых изделий // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. - 2019. - № 2.

184

99.Иванова Е.В. Основные направления деятельности Ленинградского завода фарфоровых изделий в 1950-1960-е годы (на основе архивных материалов) // Университетский научный журнал. —2019. - № 49.

100. Иванова Е.В. Фарфоровая пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий и ее место в советском жилом интерьере в 1950-1960-е годы // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. Материалы II международная научно-практическая конференция: Сб. науч. тр. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018.

101. Ильина Т. Из стеклянных дротов // Декоративное искусство СССР. - 1960. -№ 5 (30).

102. Илькевич Б.В., Семенова В.В. Гжель. Истоки творчества и мастерства. М., 2011.

103. Информационный бюллетень по фарфору и фаянсу. Л., 1956.

104. Каган М. Поиск современного образа // Декоративное искусство СССР. -1960. - № 6 (31).

105. Каган М.С. О прикладном искусстве. Л., 1961.

106. Кантор К.М. Решает интерьер // Декоративное искусство СССР. - 1960. -№6.

107. Кирилл Михайлович Петров-Полярный. Жизнь как творчество / СПб.: Арт-Коллекция, 2018.

108. Кожухова М.В. Сначала была игрушка // Лев Сморгон. Скульптура, рисунок, живопись, фарфоровая пластика, стекло, игрушка. К 90-летию со дня рождения. СПб.: ООО «Ресурс», 2019.

109. Комаров Е.Н. Счастливое детство Галины Столбовой (советский фарфор). Кировск, 2017.

110. Коновалов А.Д. Дулевский фарфор / А.Д. Кновалов. - М.: Легкая индустрия, 1980.

111. Коробова Э.Б. Осенняя выставка произведений ленинградских художников : каталог / Э.Б. Коробова. - Л.: Ленинградский художник, 1956.

112. Кочнева Н.С. Некоторые принципы декорирования изделий массового производства из фарфора: дисс. ... кандидата искусствоведческих наук. - Л., 1964.

113. Кочнева Н.С. Роспись фарфора. Учебное пособие по специальности 05.20. СПб., 1995.

114. Крамаренко Л.Г. Анна Максимовна Ефимова (1897-1962). Л., 1980.

115. Крамаренко Л.Г. Владимир Михайлович Городецкий : Альбом. Л., 1976.

116. Крамаренко Л.Г. Гуревич: художник - мастер прикладного искусства. Альбом. М., 1959.

117. Крамаренко Л.Г. Декоративное искусство России XX века: к проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: Дис. ... доктора искусствоведения. - М., 2005.

118. Крамаренко Л.Г. Павел Михайлович Кожин. М., 1958.

119. Крамаренко Л.Г. Художник. Материал. Форма. М., 2009.

120. Красильникова Т.В. «Современный стиль» в советском декоративно-прикладном искусстве периода оттепели: Дис. ... доктора искусствоведения. -М., 2004.

121. Красоту в жизнь // Декоративное Искусство СССР. - 1957. - Юбилейный номер.

122. Кречетова Т.Н., Мельцер П.З., Савицкая А.В. Советский художественный фарфор завода имени М.В. Ломоносова : каталог выставки / Т.Н. Кречетова. П.З. Мельцер, А.В. Савицкая. - Л.: СПб., 1961.

123. Кривенко И.А. Выставка произведений ленинградских художников : каталог / И.А. Кривенко. - Л.: Ленинградский художник, 1957.

124. Крюкова И.А. Некоторые проблемы современной скульптуры малых форм // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. - М.: Советский художник, 1973.

125. Крюкова И.А. Русская скульптура малых форм. М., 1969.

126. Кудрявцева Л.С., Фомин Д.В. Линия, цвет и тайна Г.А.В. Траугот. СПб., 2011.

127. Кушнир И.Я. Лев Сморгон. Живопись. Графика. Скульптура. СПб., 2018.

128. Лансере А.К. Советский фарфор. Искусство Ленинградского государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова. Л., 1974.

129. Лев Самсонович Разумовский / Биографический сайт. URL: http://lev-razumovsky.org/rus/ceramics.htm (дата обращения 20.05.2019)

130. Лев Сморгон. Скульптура, рисунок, живопись, фарфоровая пластика, стекло, игрушка. К 90-летию со дня рождения / СПб.: ООО «Ресурс», 2019.

131. Ловягина В.Е., Зубков Г.Г. Геометрия природы Стерлигова. К 110-летию со дня рождения В.В. Стерлигова : каталог выставки / В.Е. Ловягина, Г.Г. Зубков.

- СПб.: Госудрсственный музей истории Санкт-Петербурга, 2014.

132. Логинова О.В. Скульптор Елена Александровна Янсон-Манизер и серия работ, посвященная «восточному» балету «Бахчисарайский фонтан». Ориентализм // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2011. - № 4 (2).

133. Лупов Н.А. Новым зданиям - новый интерьер : альманах // Искусство и быт.

- М.: Советский художник, 1963 - Вып. I.

134. Луппов Н.А. Интерьер современной квартиры. М., 1968.

135. Макарова К. Вольная птица Алексея Сотникова (К 70-летию со Дня рождения скульптора) // Декоративное искусств СССР. - 1976. - № 1 (218).

136. Малолетков В.А. Основе этапы развития российской декоративной керамики последней трети XX века: автореферат ... дисс. кандидата искусствозания / В.А. Малолетков. - М., 2006.

137. Мачульский Е.Н., Зилов А.А., Кравцова Ю.Н. Вербилки. История фарфорового завода Ф.Я. Гарднера. М., 2005.

138. Меловатская А.Е. «Всесоюзная конференция 1960 года» - вопросы и пути развития советского балета года // Московская государственная академии хореографии. - 2015. - № 2.

139. Материалы интервью с художником Л.Н. Сморгоном (аудиозапись 28.12.2019).

140. Митлянский Д. «Малая» скульптура в нашем доме // Декоративное искусство СССР. - 1964. - № 7 (80).

141. Могилевский Е., Матвеев Л., Ноткин Л., Щетинина Н. Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. Каталог выставки / Е. Могилевский, Л. Матвеев, Л. Ноткин, Н. Щетинина - СПб.: Palace Editions, 2018.

142. Музей фарфора и шахмат. URL: http://porcelainchessmuseum.ru/ (дата обращения: 15.11.2019).

143. Насонова И.С., Насонов С.М. Советский фарфор : каталог / И.С. Насонова, С.М. Насонов. - М.: Среди коллекционеров, 2007.

144. Насонова И.С., Насонов С.М. Советский фарфор : каталог / И.С. Насонова, С.М. Насонов. - М.: Среди коллекционеов, 2007.

145. Насонова И.С., Насонов С.М. Советский фарфор: каталог. Т. 3 / И.С. Насонова, С.М. Насонов. - М.: Среди коллекционеров, 2008.

146. Насонова И.С., Насонов С.М. Советский фарфор: каталог. Т. 4 / И.С. Насонова, С.М. Насонов. - М.: Среди коллекционеров, 2008.

147. Насонова И.С., Насонов С.М. Советский фарфор: каталог. Т. 5 / Насонова И.С., Насонов С.М. - М.: Среди коллекционеров, 2008.

148. Насонова И.С., Насонов С.М., Гольский И.А., Дворкин Г.Л. Марки советского фарфора, фаянса и майолики. 1917-1991. В 2-х т. / И.С. Насонова, С.М. Насонов, И.А. Гольский, Г.Л. Дворкин. - М.: Среди коллекционеров, 2009.

149. Нерсесов Н.Я. Сергей Михайлович Орлов. М., 1956.

150. Николаева В.А. «Школьные годы чудесные»: образы советских учеников в фарфоровой скульптуре малых форм // Время науки. - 2017.

151. О художественном-промышленном образовании // Декоративное Искусство СССР. - 1958. № 9.

152. Обсуждаем выставку // Декоративное искусство СССР. — 1970. № 9 (154).

187

153. Опытный завод «Фарфор» : каталог / СПб.: издательская фирма «Стикс», 1995.

154. Осенняя выставка произведений Ленинградских художников : каталог / Л.: Художник РСФСР, 1959.

155. Памяти Людмилы Георгиевны Крамаренко (1929-2016). URL: https://www.rah.ru/news/detail.php?ID=31186 (дата обращения: 05.11.2019).

156. Петрова Н.С. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. 1944-2004 / Н.С. Петрова. - СПб.: Global View, 2007.

157. Поднесение к рождеству. Скульптор Борис Воробьев. Фарфор, графика : каталог выставки / СПб.: Государственный Эрмитаж, 2011.

158. Попов В.А., Пруслина К.Н., Горелова С.И. Художники об искусстве керамики. М., 1971.

159. Портнова И.В. Анималистическая скульптура малых форм 1930-1960-х годов XX века (тенденции развития) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2011. - № 1.

160. Портнова И.В., Туркина Е.А. Отечественная анималистика XX века. Сложение новой концепции образа в скульптуре и графике // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2015.

161. Портнова Т.В. Образы русского балета в пластике малых форм конца XIX-первой трети XX века // Университетский научный журнал. - 2012. - № 2.

162. Предина Т.Б. Вопросы периодизации истории отечественного балета XX-XXI веков // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. - 2013. -№ 1 (33).

163. Прибульская Г.И. Выставка произведений ленинградских художников : каталог / Г.И. Прибульская. - Л.: Художник РСФСР, 1961.

164. Русская художественная керамика VIII-XXI века. Иллюстрированная энциклопедия / М.А. Некрасова. - М. : Academia, 2018.

165. Рытикова В.В. Юбилейная выставка Льва Сморгона // Лев Сморгон. -Скульптура, рисунок, живопись, фарфоровая пластика, стекло, игрушка. К 90-летию со дня рождения. СПб.: ООО «Ресурс», 2019.

166. Савицкая В. Керамика местной промышленности // Декоративное искусство СССР. - 1963. - № 4 (65).

167. Сакович Е.Г. Политика СССР в Африке середины 1950-х-середины 1960-х годов в советской и современной Российской историографии // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2016. - № 2 (17).

168. Салтыков А.Б. Массовость и уникальность // Декоративное искусство СССР. - 1958. - № 3.

169. Салтыков А.Б. О художественном вкусе в быту. М., 1959.

170. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М., 1969.

188

171. Самецкая Э.Б. Советский фарфор 1920-1930-х годов в частных собраниях Санкт-Петербурга / Э.Б. Самекцая. - СПб: Ip-Media, 2009.

172. Санкт-Петербургский фарфоровый завод. Продукция. URL: http://farforz.ru/index.php/product (дата обращения: 14.11.2019).

173. Сапанжа О.С. Пластика малых форм как часть пространства советской действительности // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. - 2019. - № 1 (25).

174. Сапанжа О.С., Баландина Н.А. Детский балет «Аистенок» (1937) в фарфровой пластике малых форм // Вестник академии русского балета им. А.Я. Ваганова. - 2019. - № 2 (61).

175. Сапанжа О.С., Баландина Н.А. Поэма А.С. Пушкина и балет Б.В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» в советской фарфоровой пластике // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства - 2019. - № 3.

176. Сапанжа О.С., Баландина Н.А. Ранние балеты И.Ф. Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка» в советском фарфоре: развитие художественных образов // Вестник академии русского балета им. А.Я. Ваганова. - 2018. - № 1 (54).

177. Советский дизайн 1962-1965 : альманах / М.: Б. и., 1968.

178. Советское декоративное искусство 1945-1975 : Очерки истории. - М.: Искусство, 1989.

179. Советское декоративное искусство: 73/74 : Сборник статей. - М. : Сов. Художник, 1975.

180. Советское декоративное искусство: 75 : Сборник статей. - М. : Сов. Художник, 1976.

181. Советское декоративное искусство: 77/78 : Сборник статей. - М. : Сов. Художник 1980.

182. Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. URL: http://www.rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/sport-in-the-soviet-porcelain-drawing-sculpture/ (дата обращения: 15.11.2019).

183. Суслов И.М. Фарфор // Советское декоративное искусство 1945-1975 : очерки истории. - М.: Искусство, 1989.

184. Тарановская Н. Декоративное-прикладное искусство Ленинграда // Декоративное искусство СССР. - 1977. - № 6 (235).

185. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.

186. Тихомирова М.А. Анна Лепорская : альбом. Л., 1979.

187. Траугот Валерий Георгиевич // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 78. Оп. 10. Д. 740.

188. Тренихин М.М. Андреева Лидия Владимировна (1930-2018) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т.1. Александр I - Кухонный корпус. - М., 2018.

189. Ученики Владимира Стерлигова : каталог выставки / М.: МОК, 2016.

190. Фарфоровая сказка. Произведения советского фарфора 1930-х-1960-х годов из собрания Елагиноостровского дворца-музея: каталог выставки / СПб.: Елагиноостровский дворец-музей, 2006.

191. Федоров П.М. О последнем из могикан // Лев Сморгон. Скульптура, рисунок, живопись, фарфоровая пластика, стекло, игрушка. К 90-летию со дня рождения. СПб.: ООО «Ресурс», 2019.

192. Федорова З.С., Мусина Р.Р. История художественной керамики: учебное пособие. М., 2010.

193. Федосеева О.Б., Шеломова Ю.Ю. Уральский фарфор: каталог-определитель / О.Б. Федосеева, Ю.Ю. Шеломова. - Екб.: Уральский рабочий, 2013.

194. Фотоархив музея советской игрушки. URL: https://www.kuklasssr.ru/smorgon-raboty (дата обращения: 18.11.2019).

195. Хмельницкая Е.С. Русские сезоны С. Дягилева и образы артистов русского театра в фарфоре: творчество С. Судьбинина // В мире научных открытий. -2013. - № 9 (45).

196. Хмельницкая Е.С. Фарфоровые образы старой России // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2014. -№ 20.

197. Хрупкий мир Бориса Алексеевича Иванова. Коллекция фарфора и фаянса из фондов Елагиноостровского дворца-музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX веков : каталог выставки / СПб.: ООО «Лайка», 2014.

198. Хрущев Н.С. За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа. М., 1958.

199. Цветков Э.Г. Некоторые документы истории советско-африканских отношений рубежа 1950-1960-х гг. XX века // Источниковедение истории Африки и диаспоры. Всероссийская конференция с международным участием 30 марта 2016 г.: Сб. материалов. - Ярославль: ЯрГУ, 2016.

200. Цирк в фарфоре. URL: http://www.ruscircus.ru/cirk_v_farfore_666 (дата обращения: 26.09.2019).

201. Цуренко И.Г., Насонова И.С., Насонов С.М. Русский фаянс и фарфор. Империя Кузнецовых и Конаково / И.Г. Цуренко, И.С. Насонова, С.М. Насонов. - М., 2010.

202. Шмигельская Е.В. Скульптура малых форм в Российской Федерации. Л., 1982.

203. Электронный каталог аукциона № 8 «Советский и постсоветский авторский и малотиражный фарфор и фаянс 1917 г. - нач. XXI в.». URL: http://auction.collectors.ru/catalog/sk_8_au.pdf (дата обращения: 14.03.2019).

190

204. Электронный портал Государственного каталога. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8490274 (дата обращения: 26.09.2019).

205. Электронный портал Государственного каталога, собрание Государственного Эрмитажа. Данько Н.Я. Чернильница с двумя крышками из прибора «Обсуждение Сталинской конституции в Узбекистане». URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13739115 (дата обращения: 26.09.2019).

206. Электронный портал Государственного каталога. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1145912 (дата обращения: 26.09.2019).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.