Противоречия духовного мира офицера современной Российской армии: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кучеров, Евгений Владимирович

  • Кучеров, Евгений Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 156
Кучеров, Евгений Владимирович. Противоречия духовного мира офицера современной Российской армии: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2008. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кучеров, Евгений Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.3

РАЗДЕЛ 1. Методология социально-философского анализа духовного мира личности российского офицера.17

РАЗДЕЛ 2. Содержание противоречий духовного мира офицера и их влияние на военно-профессиональную деятельность.55

РАЗДЕЛ 3. Способы разрешения противоречий духовного мира офицера как процесс оптимизации его функционирования в современных условиях.96

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Противоречия духовного мира офицера современной Российской армии: социально-философский анализ»

Современный этап развития российского общества и Вооруженных Сил характеризуется сложностью и неоднозначностью протекания социальных процессов. Служебная и внеслужебная жизнедеятельность офицера, его поведение и общение включены в существующую систему социальных и собственно духовных противоречий между субъектами российского общества. Острота и глубина многих противоречий, длительное их существование оказывают негативное воздействие на формирование и развитие духовного мира российского офицера. Новые условия и факторы развития международных отношений, а также российской экономики, сфер жизни вызвали смену многих мировоззренческих ориентаций офицеров, переосмысление ими собственного социального статуса, переоценку военно-профессиональных качеств.

Укрепление стабильного функционирования российского общества и Вооруженных Сил происходит на фоне сохранения конфликтности международных "отношений. Экономическая и военная и мощь США и их западных союзников используются для навязывания другим странам стандартов американского однополярного мира и соответствующей системы ценностей. Объективной реальностью становится процесс игнорирования норм международного права, нарушения принципов межгосударственных взаимоотношений, выработанных в рамках ООН, а также существовавших договоренностей о послевоенном устройстве мира и незыблемости послевоенных границ в Европе.

Сложные и противоречивые международные военно-политические процессы также воздействуют на духовный мир офицерского состава. На состояние их духовного мира оказывают негативное воздействие и факторы внутрироссийского характера, такие как снижение престижности военной службы в обществе и государстве, отсутствие надежного механизма социальной защиты офицерского состава и членов их семей. Заметное ухудшение морально-психологического состояния офицерского состава, снижает его военно-профессиональную мотивацию к добросовестному выполнению обязанностей воинской службы.

Актуальность социально-философского анализа противоречий духовного мира современного российского офицера, исследование наиболее оптимальных путей и способов их разрешения, определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, сохраняющейся потребностью офицеров российских

Вооруженных Сил ' в устойчивых современных основах духовности. *

Философски актуальной остается проблема сохранения и укрепления позитивного содержания сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава, обеспечивающего качественное решение военно-профессиональных задач. Доминирование в духовном мире российского офицера негативных противоречий представляет собой крайне опасное состояние, показатель деструктивных мотиваций в отношении исполнения воинского долга и служебных обязанностей. Необходимо изучить соотношение и динамику позитивных и негативных элементов в духовном мире российского офицера, проанализировать состояние оптимистичности, с положительной социальной и военно-профессиональной активности офицерского состава.

Во-вторых, важностью нового по сравнению с тем, что уже проведено, социально-философского обоснования системы социальной и правовой защиты офицеров со стороны государства в современных условиях. Социально-экономическое неблагополучие российских офицеров сегодня весьма существенно снижает уровень внутренней мотивации к добросовестной военной службе, качественному выполнению военно-профессиональных задач. Важно изучить состояние противоречивости духовного мира офицера, характеризующее нетождественность должной и реальной социально-правовой защиты его интересов и качества жизни.

В-третьих, необходимостью анализа особенностей духовного мира современного российского офицера проявляющихся в возрастании удельного веса» общегражданских ценностных ориентаций по отношению к военно-профессиональным. Стали заметными процессы внутриличностного отчуждения значительной части офицерского состава от принадлежности к армии и флоту, поиска других способов и форм жизнедеятельности. Значительная часть молодых офицеров находит в гражданской жизни намного больше вариантов осуществления своих потребностей и интересов, касающихся, прежде всего, значительного повышения уровня и качества их жизни. Требует методологического анализа противоречия духовного мира офицера, связанные с соотношением содержания его жизни как гражданина страны и как представителя Вооруженных Сил.

В-четвертых, потребностью выявления новых противоречий в духовном мире российских офицеров, которые раскрывают переосмысление ими собственного социального статуса в современных условиях изменения базовых военно-профессиональных статусных основ деятельности. Содержание духовного мира офицера сегодня характеризуется наличием многообразных по силе проявления, остроте и направленности статусных противоречий, которые не всегда своевременно и оптимально разрешаются в духовном мире и служебной деятельности.

В-пятых, разработкой методологических рекомендаций формирования оптимистичного • содержания и направленности сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава. Важно не только выявить и изучить противоречия духовного мира офицера, но и рассмотреть наиболее эффективные пути и способы их разрешения. Снижение остроты противоречий в духовности российских офицеров, поиск и реализация способов и средств их разрешения не должны приводить к драматическим последствиям. Тем не менее в военно-служебных и общегражданских отношениях офицерского состава, а также и в теоретических исследованиях вопросам путей и способов разрешения противоречий в духовном мире офицера уделяется неоправданно мало внимания.

Степень научной разработанности проблемы. Оценивая общее состояние степени научной разработанности проблемы содержания, состояний, путей и способов разрешения основных противоречий духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России, следует отметить, что анализ социально-философской литературы позволяет выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе, рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения данной проблемы.

Первую группу составляют работы отечественных ученых, в которых исследуются социально-философские проблемы духовной жизни общества и личности, глубоко и обстоятельно проанализированы вопросы сущности и структуры духовности личности, ее самостоятельного статуса, закономерностей формирования и развития, места и роли духовных ценностей в жизни человека и общества. Анализ содержания представленных работ показывает, что в них содержатся идеи и положения, имеющие значение для настоящего диссертационного исследования. Они обогащают современные знания о духовности личности и социальных общностей, ее смысле, назначении и возможностях1.

1 См.: БуеваЛ.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. -1996. - № 2; Гартман Н. Проблема духовного бытия //Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995; Дурново С.И. Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2007; Каверин Б.И. Философия и мировоззрение в гуманитарной культуре личности и общества // Формирование мировоззрения экономиста средствами учебных дисциплин - Череповец; 2004, Филиал СПб ИЭУ; Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. -М., Изд-во «Магистр», 1999; Карпенко П.И. . Русичи. В 3-х т. - М.: ООО «GIS graphics», 2007; Лекторский В.А. Духовность и рациональность //Вопросы философии. - 1996. - № 2; Миголатъев А.А. Человек, его внутренний и внешний мир //Социально-политический журнал. - 1998. - № 3; Митина В.И. Мир личности как мир культуры //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1997. - №6; Крымский С.Б. Контуры духовности: новые аспекты индивидуальности //Вопросы философии. - 1992. - № 12; Огородников Ю.А. Судьбы русской духовности в XXI веке //Духовные ценности России: преемственность, проблемы, тенденции. - М., 2001; Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1998. - №2,3; Ремизов В.А. Культура личности (ценностно-мировоззренченский анализ). - М., 2000; Ределъ А.И. Духовность - основа российской ментальности. - М., 2000; Социально

Вторую группу составляют работы представителей отечественной военно-философской мысли, которые всегда держали в поле своего зрения проблемы войны и мира, войны и армии, ценностей военной службы и ее духовного обеспечения. Значительное внимание в них уделено изучению места и роли морального духа армии, воинского долга, морально-психологическим основам военно-профессиональной деятельности различных категорий российских военнослужащих. Становление и формирование нового духовного облика современной российской армии напрямую связывается большинством авторов с позитивными обновлениями содержания основных сфер жизни российского общества, продвижения страны по пути демократического развития, проведением реалистичной государственной военной политики в отношении всех категорий военнослужащих, и, в первую очередь, офицерского состава.

Третью группу составили работы, в которых анализируются общесоциальные проблемы совершенствования духовности личности офицера российской армии, менталитета российского офицерского корпуса, военно-профессиональной культуры. Анализ данных работ показывает, что они нацелены на раскрытие проблемы становления, условий и путей развития духовного мира офицерского состава в зависимости от ценностных ориентиров и культуры российского общества.1 антропологический анализ качества жизни.-Череповец: ИНЖЕКОН, 2007; Токарева С.Б. Методологические основания анализа духовности //Философия и общество. -2005. - №2; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. - Томск: Издательство ТГУ, 2000; Хубиева З.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Ставрополь, 2006;' Шевелъ С.В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного анализа.- М.: Соц.-гуманитарные знания, 2002.

1 См.: Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития. - М.: Воен. ун-т, 2002; Каверин Б.И. Российская цивилизация, духовность общества и личности офицера Вооруженных Сил //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М.: Воен. ун-т, 2000; Климов В.В. Ценностное самоопределение личности офицера Российской армии в современном обществе: Автореф. Дисс. Канд. филос. наук. - М.: Воен. Ун-т, 2007; Примаков B.JI. Социализация офицера в условиях военной службы: (на примере Вооруженных Сил России): Автореф. дис. д-ра социол. наук. - М.: Воен. ун-т,

Анализ данных работ имеет значение для диссертационного исследования по ряду аспектов: а) оно позволило более глубоко проанализировать структурные и содержательные компоненты сознания офицерского состава; б) выявить содержание, место и роль познавательной, ценностной и социально-активной (деятельной) подсистем мировоззрения российского офицера; в) исследовать специфику формирования наиболее значимых духовных качеств, определяющих военно-профессиональную деятельность офицерского состава, и их вклада в обеспечение национальной и военной безопасности государства1.

Четвертую группу составили работы, авторы которых осуществили значительное приращение знаний в исследовании конкретных проблем духовного мира российского офицера. Специальному анализу посвящены вопросы противоречий формирования и развития духовной культуры

2001; Рахимов О.-Х.-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. -М.: Воен. ун-т, 2000; Романченко С.Н. Менталитет российской армии: классическая парадигма и современность: Автореф. дис.канд. филос. наук. - Краснодар, 2000; Соловьев С. Динамика менталитета российского офицерства (1985 - 1995 гг.) //Власть. - 1995. - № 8; Усынин Ю.К. Социодинамика ценностных ориентации офицера Российской армии: Автореф. дис.д-ра социолог, наук. - Саратов, 1999.

1 См.: Блохин А.С. Содержание и развитие духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2006; Боровков М.И. Социально-философская концепция мировоззрения современного военного врача. - СПб.: Воен.-мед. акад., 2000; Землш А.И. Правовая культура личности офицера российской армии: Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1996; Макушкин А.Б. Безопасность духовного мира офицерского состава российской армии в современных условиях: состояние и тенденции функционирования. - М.: Погран. акад ФСБ России, 2004; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-политологический анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Монино, 1996; Протасов А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 1995; Цветков А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицера Вооруженных Сил: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 1992; Черницкий О.А. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2001; Шевченко О.В. Духовные традиции Российской армии и их проявление в современных условиях (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 2004. офицера Российской армии, нравственные основы военно-профессиональной деятельности офицерского состава и их ценностным ориентациям, престижа военной службы, взаимосвязи духовных ценностей российского общества и армии в современных условиях1.

Исходя из этого следует отметить, что сегодня глубокий и всесторонний анализ сущности и содержания противоречий духовного мира офицерского состава российской армии становится наиболее актуальной научной задачей, которая требует новых исследований. В этой связи, значительные усилия следует предпринять по более глубокому изучению проблемы современного состояния, формирования и тенденций развития сознания, мировоззрения и духовных качеств основных категорий офицерского состава, всего комплекса содержания позитивных и негативных противоречий, определяющих характер и направленность духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящий момент также все больше актуализируется потребность в дополнительном обосновании и классификации основных групп противоречий в духовном мире офицера современной Российской армии, изучении наиболее оптимальных путей и способов их разрешения.

1 См.: Алексёенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: ВА имени Ф:Э. Дзержинского, 1996; Балябкин Е.А. Противоречия формирования духовной культуры офицера современной российской армии (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2006; Богович Г.Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера российской армии и их разрешение: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2001; Галченко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров: Дис.канд. филос. наук.- М.: Воен. ун-т.-1994; Грузков В.Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров (социально-философский анализ): Автореф. дис.д-ра филос. наук. -Ставрополь, 1997; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1995; Смирное Н.А. Духовная культура отечественного военного инженера: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М., 1998; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. -М.: Воен. ун-т, 2000.

Объектом диссертационного исследования выступает духовный мир офицера Вооруженных Сил как сложное, интегрированное в структурно-содержательном отношении целостное образование.

Предметом исследования является содержание и характер противоречий сознания, мировоззрения и духовных качеств офицера Вооруженных Сил современной России, пути и способы их оптимального разрешения на личностном уровне.

Общий теоретический замысел диссертации заключается в том, чтобы на основе использования методологии социально-философского анализа определить содержание и динамику решения противоречий духовного мира российского офицера, обосновать пути и способы их своевременного и наиболее оптимального разрешения.

Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа основных групп позитивных и негативных противоречий духовного мира современного российского офицера, их воздействия на качественное решение задач военно-профессиональной деятельности, личностный вклад в обеспечение национальной и военной безопасности государства.

Замысел и цель исследования обусловливают его задачи:

- осуществить структурно-содержательный анализ основных элементов духовного мира российского офицера, уровней и критериев его сформированности;

- проанализировать противоречивую специфику взаимодействия и взаимовлияния духовности офицерского состава и их военно-профессиональной деятельности;

- раскрыть состояние основных групп противоречий духовного мира офицера и их влияние на качественное решение задач военно-профессиональной деятельности;

- выявить наиболее оптимальные пути и способы разрешения противоречий духовного мира российского офицера с учетом его личностных возможностей и способностей.

Научная новизна диссертации состоит в обосновании и осуществлении социально-философского анализа противоречий духовного мира современного российского офицера, их позитивного или негативного влияния на качественные характеристики военно-профессиональной деятельности в современных условиях. Применительно к современному этапу развития российских Вооруженных Сил данная проблема является недостаточно исследованной. Более конкретно научная новизна исследования выражается:

- в раскрытии современного содержания и объема понятия «духовный мир офицера Вооруженных Сил современной России»;

- в анализе основных групп позитивных и негативных противоречий, определяющих качественную характеристику и направленность содержания сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава армии и флота;

- в обосновании основных факторов, непосредственно воздействующих на разрешение противоречий и определяющих процесс совершенствования духовного мира офицера в современных условиях;

- в выявлении наиболее оптимальных путей и способов разрешения противоречий духовного мира российского офицера, повышающих эффективность его служебной и общесоциальной деятельности.

На защиту выносятся положения:

1. Духовный мир личности российского офицера представляет собой сложное в структурном и содержательном плане системное образование показателей сознания, элементов мировоззрения и социальных качеств, оцениваемых им желательными и необходимыми для своего самосовершенствования и развития, позволяющих сохранять относительную самостоятельность чувствования и мышления, поведения и действий, обеспечивающих качественное решение задач военно-профессионального характера в условиях Вооруженных Сил, а также позитивную включенность в жизнедеятельность российского общества.

2. Противоречия духовного мира современного российского офицера представляют собой диалектическое взаимодействие противоположных сторон содержания сознания, мировоззрения и духовных качеств, различного характера их направленности и проявления, находящихся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, одновременно выступающие источником его внутреннего развития.

3. Противоречия сознания, мировоззрения и социальных качеств, определяющие дйнамику изменений содержания и характера направленности духовного мира российского офицера, выступающие внутренним источником духовного развития, мотивирующие социальную и военно-профессиональную активность офицера могут быть классифицированы по типам, видам, формам и состояниям.

4. Разрешение противоречий духовного мира российского офицера — это субъективно-объективный процесс, представляющий собой результат внутренних духовных осмысленных усилий личности по сохранению и утверждению позитивного содержания, способствующего успешной жизнедеятельности и устранению негативных факторов, препятствующих качественному выполнению офицером своих общегражданских и военно-профессиональных обязанностей. На процесс разрешения противоречий духовного мира российского позитивное влияние оказывает также целенаправленная деятельность различных субъектов общества, органов военного управления и воинских коллективов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские идеи и положения о противоречиях как источнике развития сознания, мировоззрения и духовных качеств личности и духовности общества, содержащиеся в трудах мыслителей прошлого, работах представителей русской философии, современных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, а также публикациях авторов, анализирующих современный этап развития российских Вооруженных Сил. Автором представлены итоги социально-философского осмысления опубликованных, материалов ряда международных, российских и межвузовских научных и научно-практических конференций и методологических семинаров, диссертаций и авторефератов диссертаций, статей и других публикаций в научных журналах.

Непосредственную методологическую основу диссертации составили основные принципы социально-философской методологии анализа духовности российского общества и Вооруженных Сил, на основе которых осуществлено раскрытие современного содержания основных групп позитивных и негативных противоречий духовного мира личности российского офвдера. В диссертации используются также идеи и положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования; логико-гносеологический, аксиологический, структурно-содержательный, функционально-деятельностный подходы; принцип социального детерминизма.

Эмпирическая база исследования включает результаты теоретического обобщения работ и документов, регламентирующих деятельность российских и зарубежных государственных и общественных институтов по обеспечению .эффективного функционирования духовности на общественном, государственном и личностном уровнях; статистическую информацию по проблеме национальной и военной безопасности Российской Федерации, опубликованную в открытой периодической печати; контент-анализ материалов периодической печати по проблемам состояния, формирования и развития духовности российского офицерского корпуса, а также других категорий российских военнослужащих; данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), социологического центра Вооруженных Сил Российской Федерации по проблемам обеспечения военной службы.

Практическая значимость исследования противоречий духовного мира современного российского офицера состоит в том, что практические рекомендации, результаты и выводы проведенного научного анализа могут быть использованы в целях совершенствования деятельности законодательных и исполнительных органов власти, занимающихся 4 вопросами духовной безопасности российского государства, духовного обновления общества и его Вооруженных Сил; в деятельности управлений Генерального штаба, управления Воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации; в преподавании предметов «Философия», «Политология», «Культурология», «Социология», «Отечественная история» в Военном университете и ряде других военно-учебных заведений Российской Федерации; при организации общественно-гуманитарной и морально-психологической подготовки личного состава армии и флота.

Структура и основное содержание диссертации.

Логика достижения цели и задач исследования определили структуру диссертации, состоящей из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, осуществляется социально-философский анализ ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, его общий теоретический замысел, теоретико-методологическая и эмпирическая база, раскрывается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, практическая значимость диссертации.

В первом разделе «Методология анализа духовного мира современного российского офицера» раскрывается соотношение понятии «духовный мир личности» и «духовный мир российского офицера», дается характеристика его основных элементов, определяется роль духовного мира офицера в обеспечении национальной и военной безопасности российского государства. Особое внимание уделяется рассмотрению изменений в содержании сознания, мировоззрения и духовных качеств российского офицера, которые представляют для него сегодня наибольшую ценность, обеспечивают самостоятельность мышления, способность сохранять стабильность основных признаков и возможностей своей духовности.

Во втором разделе «Содержание основных противоречий духовного мира офицера и их влияние на военно-профессиональную деятельность» дается общесоциальная и военно-профессиональная характеристика основных групп противоречий сознания, мировоззрения и духовных качеств личности российского офицера, которые оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на его внутреннюю и внешнюю активность. Особое внимание уделяется анализу оснований, позволяющих классифицировать имеющуюся совокупность противоречий личности офицера по типам, видам, формам и состояниям.

В третьем разделе «Способы разрешения противоречий духовного мира офицерского состава Российских Вооруженных Сил как процесс оптимизации его функционирования в современных условиях» исследуются наиболее оптимальные пути и способы разрешения противоречий в духовном мире российского офицера. Обосновывается положение о том, что в самом общем плане механизм разрешения противоречий представляет собой осознаваемую мыслительную деятельность личности офицера, направленную на удовлетворение важнейших для него общесоциальных и военно-профессиональных потребностей и интересов, приоритетов и ориентаций. Показано, что выбор путей и способов разрешения противоречий во многом зависит от субъективных характеристик офицерского состава, их внутренней готовности и способности в тех или иных условиях наиболее адекватно осмыслить принципиально новые военно-политические и общественно-экономические проблемы, определить для себя и риоритетные ориентиры служебной деятельности.

В заключении обобщаются теоретические выводы и результаты исследования, составляющие социально-философскую концепцию системы противоречий духовного мира современного российского офицера, формулируются практические рекомендации и предложения по дальнейшему укреплению духовности основных категорий офицерского состава армии и флота через поиск наиболее оптимальных путей и способов их разрешения.

Общий объем duccepmaifiiu составляет 153 страницы.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и выводы проведенного диссертационного исследования обсуждались на кафедрах философии и религиоведении, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного университета, на заседаниях Военно-философского общества национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (Мегапир). Ряд выдвинутых и обоснованных автором идей изложены в публикациях и апробированы в выступлениях на научно-теоретических и научно-практических конференциях, межкафедральных научно-методологических семинарах и совещаниях, в процессе проведения учебных занятий по философии со слушателями и курсантами, общественно-государственной подготовки с офицерским составом, а также в выступлениях перед военнослужащими частей и соединений Московского военного округа.

Основные результаты исследования отражены в публикациях:

1. Кучеров Е.В. Духовность современного Российского офицера как социальный феномен. // Сборник научных статей адъюнктов. - М.: ВУ, -2007 - № 13. —4.1. - 1,5 п.л.

2. Кучеров Е.В. Духовность современного Российского офицера: состояние и особенности функционирования. // Вестник Военного Университета. - М.: ВУ, - 2008 - № 1. - 1,5 п.л.

3. Кучеров Е.В. Развитие духовного мира Российского офицера в современных условиях. // Материалы общероссийской научно-практической конференции: «Силовое принуждение: история и современность» Часть 1. -Голицыно: ГПИ-ФСБ РФ, 2006. - 0.5 п.л.

Общий объем публикаций по теме исследования составил 3,5 печатных листа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кучеров, Евгений Владимирович

Результаты исследования противоречий духовного мира офицера современных Вооруженных Сил можно выразить в следующих выводах:

Во-первых, по своей природе личный состав армии и флота всегда нуждается в четких, устойчивых и принятых в российском обществе нормах и ценностях их духовного мира. В системе факторов формирования и развития позитивного содержания духовного мира офицера российских Вооруженных Сил в современных условиях особое место занимает процесс выработки приоритетов и ценностных ориентаций, соответствующих современному состоянию российского общества и Вооруженных Сил, перспективам их развития.

Данный подход позволил сформулировать авторское понимание духовного мира личности российского офицера, который представляет собой сложное в структурном и содержательном плане системное образование показателей сознания, элементов мировоззрения и социальных качеств, оцениваемых им желательными и необходимыми для своего самосовершенствования и развития, позволяющих сохранять относительную самостоятельность чувствования и мышления, поведения и действий, обеспечивающих качественное решение задач военно-профессионального характера в условиях Вооруженных Сил, а также позитивную включенность в жизнедеятельнрсть российского общества.

В исследовании обосновывается положение о том, что содержание всех структурных элементов духовного мира российского офицера имеет сегодня различную степень сформированности, развитости и направленности. Вместе с тем все острее проявляется стремление каждого офицера сохранить в относительно стабильном состоянии позитивную военно-профессиональную специфику, индивидуально-личностную и социально-ценностную направленность своего духовного мира.

Во-вторых, понятие «духовность российского офицера» имеет вполне конкретный научный статус, что позволило автору определить его место и роль в общем ряду категорий, раскрывающих и обосновывающих духовность общества и духовность личности. Анализ заявленной проблемы позволил сделать обобщающий вывод о том, что современный российский офицер обретает новое качество своей духовности только и исключительно в ходе приобщения к исторически сложившимся общественным и военно-профессиональным ценностям, культуре всего российского социума.

Офицер, имеющий высокий уровень сформированности и развитости элементов своего духовного мира, это современная личность гуманистических и гуманитарных знаний, убеждений и идеалов. Ее сущность проявляется и раскрывается в стремлении к самоутверждению, в красоте поступков, служении людям, самоотверженном выполнении своего общегражданского и воинского долга. Духовность личности офицера есть такое состояние содержания его сознания, мировоззрения и социальных качеств, отражающих установленный в обществе тип смыслообразующих ценностей и интересов и тем самым обеспечивающее позитивное включение ее в общественную жизнь, качественное решение задач военной профессии в условиях Вооруженных Сил. Духовность офицера, представляющая ценность для нее, всегда сопряжена не только с общественными ценностями и идеалами, нормами и принципами жизни, но и с тем социальным статусом, который она занимает в обществе, государстве и Вооруженных Силах.

Одна из особенностей духовного мира российского офицера состоит в том, что в нем существует определенная устойчивая содержательная компонента, выражающаяся в ценностных ориентациях, смысложизненных идеалах, нормах и принципах жизни, верованиях, которая во многом задана его социокультурным и жизненным опытом. Она вполне сознательно сохраняется офицером в течение многих лет или даже всей жизни, определяя стратегию поведения и деятельности практически в неизменном виде на уровне диалектических тождеств. Причем, в своей основе она может иметь как положительную, так и негативную направленность. В то же время, духовный мир современного офицера характеризуется повышенной противоречивостью многих его элементов, относительной подвижностью и восприимчивостью к различного рода внешним воздействиям как положительного, так и негативного плана. Это относится, прежде всего, к новым знаниям, осмыслению происходящих социальных процессов в российском обществе, эмоционально-чувственным и волевым состояниям сознания, нормам поведения и общения, интеллектуальным способностям, общесоциальным и военно-профессиональным качествам.

Содержание духовного мира личности российского офицера детерминируется новыми ее потребностями и интересами, социально-экономическими и политическими условиями жизнедеятельности и быта. В то же время, стабильность и устойчивость духовного мира современного российского офицера, дальнейшее его совершенствование и развитие непосредственно связано с реализацией права свободного, ненасильственного, сознательного выбора конкретного содержания сознания, типа и направленности мировоззрения, а также социальных качеств, отражающих установившийся в российском обществе тип смыслообразующих ценностей и интересов, оцениваемых личностью желательными и необходимыми для самостоятельного развития и проявления.

В-третыос, вполне очевидно, что без высокопрофессиональных и высококультурных офицеров, отвечающих требованиям данной профессии и специальности, Вооруженные Силы России достичь своих основных целей по обороне и безопасности страны вряд ли способны. Отсюда военно-профессиональная компетентность современного российского офицера немыслима без опоры на достаточно широкие мировоззренческие знания, общую культуру. Общеобразовательный и общекультурный уровень подготовленности составляют фундамент духовного мира офицера, которые позволяют ему верно ориентироваться в обществе и Вооруженных Силах, развивать глубину суждений, аналитические способности и концептуальное мышление. На их основе формируются соответствующие эмоционально-чувственные и волевые состояния сознания, ценностные ориентации.

4. 1

Благодаря своему рельефно выраженному ценностному содержанию духовность воздействует на способность офицерского состава добровольно и сознательно осуществлять выбор линии своего поведения и поступков, отношение к военной службе. Глубина и прочность усвоения ценностей военной профессии, материальной и духовной культуры общества, статусных характеристик наиболее ярко выражена у личности российского офицера.

В современных условиях духовные возможности офицеров по качественному выполнению поставленных служебных задач продолжают снижаться. Каждый офицер вынужден затрачивать значительные духовно-психические и физические усилия, чтобы сохранять свою духовность в относительно устойчивом и стабильном состоянии. Реальностью является и то, что духовный мир значительной части офицерского состава российской армии представляет собой ярко выраженное противоречивое состояние, характеризующееся сочетанием в нем на уровне идей, взглядов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций элементов негативной и позитивной направленности. Известно, что преобладание негативных идей и состояний в сознании и мировоззрении военнослужащих — наиболее опасный признак, непосредственный показатель нестабильности и снижения эффективности функционирования духовного потенциала российской армии. Наиболее оптимальной для духовного мира российского офицера представляется такая ситуация, при которой затраты на поддержание в норме своей духовности, а также духовные усилия, направленные на разрешение внутренних противоречий, должны не увеличиваться, а иметь устойчивую тенденцию к снижению.

В-четвертых, служебная и внеслужебная жизнедеятельность офицера, его поведение и общение включены в многообразную систему социальных и собственно духовных противоречий личности, общества и государства. В этом плане один из методологических подходов, который обосновывается автором в своем диссертационном исследовании состоит в том, что содержание духовности офицера не есть раз и навсегда устоявшееся, неизменное образование. Важнейшими сущностными признаками духовного мира современного российского офицера является его изменение и развитие. В процессе повседневной жизни и воинской службы, через разрешение противоречий, каждым офицером воспроизводятся новые позитивные знания, чувства и идеи, вырабатываются мировоззренческие и практические ценностные ориентиры, идеалы и убеждения, то есть все то, что делает личность социокультурным, духовно богатым существом. Сегодня воспроизводство духовного мира существенно актуализировано, представляет собой важнейшую и необходимую часть жизни офицера, становления его общекультурного и интеллектуального потенциалов, без которых невозможна успешная военно-профессиональная и общесоциальная деятельность.

Духовный мир значительной части офицерского состава испытывает на себе воздействие объективных негативных факторов, которые во многом определяют содержание и направленность функционирования их духовности. К данным факторам можно отнести: а) углубляющуюся рассогласованность сознания и мировоззрения с задачами, направленностью и эффективностью духовного функционирования общества, государства и военно-профессиональной деятельностью самих офицеров; б) процесс переосмысления собственного социального статуса, переоценки базисных военно-профессиональных ценностей; в) дальнейшее углубление разрыва связей военно-политического сознания офицерского состава с российской государственной военной политикой; г) возрастание в духовном мире офицерского состава удельного веса общегражданских идей, взглядов и ориентаций по сравнению с военно-профессиональными; д) дальнейшее снижение социальной значимости моральных и правовых норм в сознании и мировоззрении значительной части офицеров; е) рассогласование духовных ориентаций офицерского состава и других категорий военнослужащих.

Конкретные противоречия духовного мира офицера нельзя рассматривать в отрыве от современных задач военно-профессиональной деятельности. В то же время противоречия развития духовного мира офицера в большей степени следует рассматривать как «снятый» результат объективно существующих в обществе, государстве и Вооруженных Силах внешних по отношению к личности социальных противоречий. Они с разной силой воздействуют на духовный мир офицера. Многие противоречия, действующие сегодня вне сферы функционирования духовности офицера, оказывают на него более сильное воздействие, а иногда и определяют духовно-нравственную позицию. Иными словами, значительная часть противоречий духовного мира офицера сегодня объективно детерминируется противоречиями экономической, политико-правовой, социальной, военно-профессиональной и других сфер жизнедеятельности российского общества и государства. Разрешение многих из них в позитивном плане совершенствует внутренние свойства и качества духовного мира офицера, другие, наоборот, рассогласовывают его и дезориентируют.

В-пятых, противоречия сознания, мировоззрения и социальных качеств, определяющие динамику изменений содержания, характера и направленности духовного мира российского офицера, выступающие внутренним источником духовного развития, мотивирующие социальную и военно-профессиональную активность офицера, можно классифицировать по типам, видам, формам и состояниям.

Общая типология противоречий духовного мира российского офицера может быть осуществлена по следующим основаниям. В зависимости от места и роли противоречий в общем развитии духовного мира современного российского офицера выделяют главные и неглавные; в зависимости от влияния противоречий на процесс формирования содержания и развития духовного мира — существуют конструктивные и деструктивные; в зависимости от уровня развития самого противоречия - противоречия диалектического тождества, противоречия несущественных различий, противоречия существенных различий и противоречия противоположностей духовного мира офицера; в зависимости от природы возникновения и характера основных противоречий духовного мира офицера выделяются объективные и субъективные, необходимые и случайные противоречия.

В то же время классификация противоречий по видам конкретизирует общую типологию. В зависимости от их содержания, источников возникновения и сферы проявления следует различать: а) политические, б) экономические, в) правовые, г) моральные (нравственные), д) свободы совести, е) эстетические, ж) военно-профессиональные и иные противоречия в духовном мире офицера; в зависимости от особенностей противостоящего офицеру субъекта: а) между государством и личностью офицера; б) между обществом и личностью офицера, в) между различными категориями офицерского состава внутри воинских коллективов и личностью офицера и др; в зависимости от сферы проявления духовного мира офицерского состава а) противоречия служебно-функциональной, б) организационно-управленческой, в) социально-бытовой, г) кулыурно-досуговой и социально-коммуникативной сфер деятельности российского офицера.

Классификация противоречий развития духовного мира офицера, как и любого другого военнослужащего, процесс сложный и неоднозначный.

Поэтому, более или менее целостной картины данных противоречий пока что сложилось.

В-шестых, важнейшим качественным показателем состояния и уровня сформированности духовности российского офицера является его функциональность, которая с необходимостью включает в себя способность сохранять в относительно непротиворечивом состоянии основные характеристики сознания, мировоззрения социальных качеств несмотря на воздействие негативных факторов. Офицерам и сегодня удается выполнять военно-служебные обязанности, сохранять возможность и способность для реализации своих интересов, выбранного пути жизнедеятельности, достижения намеченных целей. Тем самым обеспечивается процесс свободного и самостоятельного развития офицера как личности в настоящее время и в будущем.

Содержание духовного мира современного российского офицера характеризуется не только своей негативной направленностью. Позитивные составляющие в духовном мире занимают важное место и продолжают сохранять стабилизирующую роль, хотя проявляются они не так наглядно, как негативные факторы. К ним можно отнести: патриотизм, верность воинскому долгу, честь и достоинство, войсковое товарищество, самопожертвование во имя Отечества; профессионализм значительной части офицерского состава, его компетентность, авторитет, наличие широких военно-профессиональных знаний, умений и навыков, организаторских способностей; образованность и воспитанность офицерского состава; относительно высокий уровень правовой и нравственной кулыуры; устойчивость и зрелость политического сознания российского офицера, главной доминантой которого является ориентация на общественно-политическую стабильность в стране и Вооруженных силах, гражданский мир на основе общенационального согласия различных групп и слоев населения.

Позитивные социально ориентированные потребности и интересы, твердая вера в добро и справедливость, в свое высокое предназначение, видение перспективы и смысла жизни — все это предпосылки стабильной жизнедеятельности российского офицера, основа его нравственного, физического и психического благополучия, позволяющая преодолевать трудности и невзгоды военной службы, совершенствовать необходимые военно-профессиональные качества.

В-седьмых, духовный мир российского офицера функционирует сегодня в сложной системе противоречий. Их разрешение часто зависит не только от самой личности офицера. Кризисные явления в жизни российского общества, ошибки и просчеты в руководстве военным строительством и обеспечении национальной безопасности, деформации в воинских отношениях во многом определяют характер и остроту противоречивости духовного развития офицеров, всех военнослужащих армии и флота. Сегодня большинство российских офицеров сохраняет внутреннюю готовность и возможность к саморегуляции и самоотчуждению по отношению к действиям различного рода дестабилизирующих негативных факторов в ¥ отношении их духовности.

Проведенный анализ показывает, что большинство противоречий духовного мира офицера разрешаются им, как правило, самостоятельно или во взаимодействии с другими военнослужащими, полно или менее полно, ситуативно или на протяжении длительного промежутка времени, всей жизни. Возрастает доминантность общегражданских идей и ценностей.

Одна из особенностей процесса разрешения противоречий в духовном мире офицера заключается в том, что разрешение может быть как стихийным, так и вполне управляемым со стороны того или иного офицера, а » чаще всего - своеобразным сочетанием первого и второго. Разрешение противоречий духовного мира офицера может осуществляться как в желательном, так и в нежелательном для него направлении, плавно или скачкообразно, конфликтно или бесконфликтно, активно или пассивно, способом естественного каждодневного удовлетворения духовных потребностей или под каким-либо внешним воздействием (нажимом) многообразных социальных субъектов, органов военного управления.

В-восьмых, при разрешении противоречий в духовном мире действуют в единстве объективное и субъективное. Так, если в период нарастания противоречия ведущую роль занимает, как правило, объективный фактор, то в период разрешения противоречия роль интеллектуальной субъективности офицера резко возрастает. Речь идет о том, что выбор наиболее оптимального способа разрешения противоречий определяется реальными возможностями и способностями самого офицера, уровнем его общей и военно-профессиональной культуры. В самом общем плане механизм разрешения противоречий духовного мира представляет собой осознаваемую (мыслительную) деятельность того или иного офицера, направленную на удовлетворение базовых военно-профессиональных интересов и потребностей, приоритетов и устремлений в их соотношении с общегражданскими. Разрешение противоречий, по сути, связано со снятием определенного внутреннего напряжения, дискомфорта в духовном мире современного российского офицера.

Особое напряжение духовных сил у офицера, глубокие переживания, повышенную активность или апатию вызывает разрешение негативных противоречий. С точки зрения их разрешения они требуют от офицера большого интеллектуального и морально-психического напряжения и имеют, как правило, конфликтный характер. Они достигают такого состояния потому, что их не всегда удается разрешить превентивно из-за нечетко выраженных признаков конфликтной ситуации. Противоречия позитивного характера не всегда конфликтны. Трудность их разрешения может быть обусловлена неопределенностью или особой сложностью духовного объекта, субъективной значимостью для офицера, недостатком знаний и умения включиться в духовные процессы, дефицитом времени, особыми сложившимися условиями и другими обстоятельствами. Они более многообразны, но на них, как правило, обращается меньше внимания; это особенно характерно для частных, единичных, ситуативных или традиционных противоречий. Их совокупность составляет главный источник

4. развития сознания, мировоззрения и духовных качеств офицера.

В-девятых, имеют практическое значение способы разрешения противоречий духовного мира офицера через сближение, «соединение» противоположных сторон (противоположностей), достижение их альтернативности или тождества. Использование данного способа помогает снизить (или существенно минимизировать) конфликтность духовного мира современного российского офицера, определить их собственную позитивную роль в наиболее оптимальном и своевременном разрешении противоречий сознания, мировоззрения и духовных качеств.

Формирование и развитие позитивных составляющих духовного мира офицерского состава напрямую зависит от своевременного разрешения внутренних противоречий. Необходимо признать, что на характер и способы разрешения духовных противоречий достаточно большое влияние оказывают объективные условия и отношения, в которые включена данная личность офицера. В то же время, доминантность в выборе способов разрешения противоречий духовного мира российского офицера во многом определяется субъективными характеристиками офицерского состава (особенности характера, уровень воспитания, качество образования, возраст, национальная принадлежность и т.д.), его внутренней готовностью в тех или иных условиях наиболее адекватно осмыслить новые социально-экономические, военно-политические и собственно духовные проблемы российского общества, государства и Вооруженных Сил. Поэтому серьезно возрастает значение общетеоретической и военно-специальной подготовки офицерского состава, развитие у них интеллекта, способностей глубоко и точно анализировать современные общегражданские и военно-профессиональные проблемы, связывать их с правовыми основами функционирования российских Вооруженных Сил.

Практическая значимость исследования.

Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа противоречий духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России, позволяют констатировать, что выдвинутые и обоснованные автором замысел, цель и задачи исследования найдут свое подтверждение в научно-теоретическом ji практическом отношении. Проведенное исследование позволяет предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие основные группы.

Первая группа рекомендаций теоретико-методологического плана. Методологические положения и принципы могут найти широкое применение в дальнейшем изучении содержания, состояний и направленности духовного мира различных категорий офицерского состава как целостного социокультурного феномена, исследовании роли духовности личности военнослужащего и воинских коллективов в выполнении воинского долга, обеспечении военной и национальной безопасности государства.

Опираясь на разработанные в диссертации положения, раскрывающие содержание и особенности основных противоречий духовного мира офицерского состава современной Российской армии, представляется целесообразным более полно и системно исследовать ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научных знаний по данной проблеме:

-духовность российского офицера в современном социокультурном и цивилизационном измерении;

- методология анализа уровня сформированности духовности офицерского состава Вооруженных Сил современной России;

- взаимодействие общегражданских и военно-профессиональных ценностей в духовном мире офицерского состава российской армии.

- профессионализация российской армии и специфика духовных ориентаций основных категорий военнослужащих;

- современная модель формирования военно-профессиональных качеств российского офицера;

Вторая группа рекомендаций имеет практический характер, так как выдвинутые и обоснованные предложения непосредственно направлены на реализацию представленных в диссертации задач исследования. В частности, практическая значимость исследования противоречий духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России и его дальнейшего развития состоит в том, что рекомендации, результаты и выводы проведенного научного анализа могут быть использованы в целях совершенствования деятельности з'аконодательных и исполнительных органов власти, непосредственно отвечающих за реализацию вопросов духовного обновления России и ее Вооруженных Сил; в деятельности управлений Генерального штаба, Главного управления Воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации; в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин в Военном университете и других военно-учебных заведениях Российской Федерации; при организации общественно-государственной подготовки офицерского состава армии и флота.

В целях укрепления позитивного содержания духовности российского офицера, выбора им наиболее оптимальных путей и способов разрешения противоречий, можно рекомендовать наиболее целесообразные следующие меры практического характера:

-министерству обороны Российской Федерации совместно с учеными Военного университета и Института военной истории целесообразно разработать комплексную концепцию формирования духовности современного российского офицера Вооруженных Сил, в основу которой положить совокупность базовых общественных и государственных интересов, согласующихся с ценностными ориентациями категорий военнослужащих;

- командирам частей и соединений, начальникам военно-учебных заведений министерства обороны РФ совершенствовать систему работы с молодыми офицерами, особое внимание уделить наставничеству, формированию у них высоких военно-профессиональных и общегражданских качеств;

-командирам всех степеней обратить особое внимание на создание в частях и подразделениях необходимых условий для реализации духовных потребностей и интересов военнослужащих, активно использовать для этого возможности гражданских и военных культурно-просветительских учреждений, а также организаций традиционных религиозных конфессий России;

-ввести в практику проведение Всеармейских научно-теоретических, научно-практических конференций и семинаров на уровне видов Вооруженных Сил, военных округов и военно-учебных заведений МО РФ по проблемам реального состояния и уровня сформированности духовного мира основных категорий офицерского состава Российских Вооруженных Сил, духовного обеспечения военного строительства армии и флота;

- редакциям общественно-политических, военно-научных и художественно-публицистических изданий шире и объективнее отражать вопросы чести, долга и ответственности российских офицеров, примеры служения Отечеству, при этом существенно повысить качество публикуемых материалов;

-в военных округах целесообразно создать постоянно действующие центры духовной реабилитации для офицеров Российских Вооруженных Сил, принимавших участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе и пострадавших в ходе ее выполнения;

-Главному управлению воспитательной работы МО РФ разработать и выпустить теоретико-методические и практические рекомендации по обучению современного офицера наиболее оптимальным путям и способам разрешения межличностных противоречий в воинских коллективах в ходе проведения воспитательной работы с различными категориями военнослужащих;

- ввести в практику регулярное проведение конкретных военно-социологических исследований состояния и тенденций развития духовного мира основных категорий офицерского состава на уровне полка, соединения, военно-учебного^ заведения, округа с их последующим обобщением и обсуждением;

- в военных СМИ полнее отражать героическую историю Вооруженных Сил, современные проблемы армии и флота, уделять больше внимания повышению престижа офицерской службы, активно пропагандировать образцы героизма, мужества и отваги российских офицеров. Целесообразно ввести постоянно действующие специальные рубрики «Духовность российского офицера: опыт изучения, формирования и укрепления»;

-Воениздату и военно-учебным заведениям реализовать программу по увеличению выпуска учебной и учебно-методической литературы по проблемам формирования позитивного содержания сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава, разрешению межличностных противоречий в воинских коллективах, обучению и воспитанию солдат и сержантов срочной и контрактной службы;

- Управлению военного образования МО РФ в целях повышения роли и значения гуманитарной составляющей в формировании духовного мира офицерского состава Вооруженных Сил обогатить содержание курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в военных институтах, г академиях и университетах. Ввести комплексный государственный выпускной экзамен по гуманитарным дисциплинам по выбору обучаемых;

- Министерству обороны РФ совершенствовать систему профессионального отбора абитуриентов в военные институты, академии и университеты на основе новых методик и программ. В качестве базового критерия пригодности к офицерской службе должен быть уровень развития и направленности их сознания, мировоззрения и духовных качеств.

Учитывая всю сложность исследуемой проблемы, автор не претендует на ее окончательное решение. Более того, ряд положений работы может иметь дискуссионный характер, что объясняется авторским видением алгоритма раскрытия основных противоречий духовного мира современного российского офицера. Представляется, что представленный автором подход в определенной степени позволит сориентироваться в перспективах духовного обновления Вооруженных Сил современной России, определить наиболее оптимальные пути и способы разрешения противоречий духовного мира основных категорий российского офицерского корпуса в современных условиях, способствовать дальнейшему укреплению военной и национальной безопасности государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществленный диссертантом социально-философский анализ противоречий духовного мира офицера Вооруженных Сил позволяет констатировать, что духовный облик Вооруженных Сил современной России зависит, прежде всего, от качественных характеристик сознания, мировоззрения и социальных качеств каждого отдельного офицера, его общей и военной культуры. Данные показатели в конечном счете определяют формирование военно-профессиональной выучки, собранности, дисциплины, верности воинскому долгу и чести не только офицеров всех военнослужащих армии и флота.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кучеров, Евгений Владимирович, 2008 год

1. Абрамович С.С. Взаимосвязь нравственного и эстетического сознания в духовной жизни российских воинов: Дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 2000. - 177с.

2. Акбашева А.К. О понятии «ценность» //Вопросы философии. — 2002.-№3. — С. 139-146.

3. Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера (материалы методологического семинара). М.: Воен. ун-т, 2000. — 74с.

4. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации //Красная звезда.- 2003.- 11 октября.

5. Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: Воен. ун-т, 2000. - 84с.

6. Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Сидах Российской Федерации: Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: ВА имени Ф.Э. Дзержинского, 1996. - 20с.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Политиздат, 1988. 253с.

8. Аристотель. Соч. в 4-х Т.- Т. 4.- М.: Мысль, 1975. 830с.

9. Армия России: состояние и перспективы //Под ред. Яновского Р.Г., Дерюгина Ю.И. М.: ИСПИ РАН, 1999. - 286с.

10. Бакланова Г.Ю. и др. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346с.

11. Безруков Р.А. Общественная психология как фактор формирования боевой мощи армии (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 2000.- 185с.

12. Бельков О.А. Как отвечать на новые вызовы //Власть. 2000. - № 2. - С. 92 - 99.

13. Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М.: Изд-во "Международные отношения",1998.-256с.

14. Блохин А.С. Содержание и развитие духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России: Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 2006;

15. Богович Г.Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера российской армии и их разрешение: Автореф. дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 2001.- 20с.

16. Боровков М.И. Социально-философская концепция мировоззрения современного военного врача. СПб.: Воен.-мед. акад., 2000.

17. Боровков М.И., Радиков И.В. Философия военной сферы: Монография1. СПб.:-2007.-С. 232.

18. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры (Духовность, творчество, нравственность) //Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 3 - 9.

19. Вдовин Ю.Н. Престиж воинской службы (философско-полито-логический анализ): Дис. .канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1992. - 199с.

20. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России //Социально-политический журнал. 1994. - № 3-6. - С. 16 - 32.

21. Галкин М. Новый путь современного офицера. М., 1906. - С. 2. Гартман Н. Проблема духовного бытия //Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.

22. Галченко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров: Дис.канд. филос. наук.- М.: Воен. ун-т.-1994.-214с.

23. Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М.: Воен. Ун-т, 1997.-324с. Гидиринский В.И. К вопросу о методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях //Армия и общество.1999. -№3.- С. 106-114.

24. Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии //Материалы научно-теоретической конференции. — М.: Воен. ун-т, 1998.- 179с.

25. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд). — М.: Воен. ун-т, 1999.- 164с.

26. Грузков В.Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров (социально-философский анализ): Автореф. дис.д-ра филос. наук. -Ставрополь, 1997. 52с.

27. Грузков В.Н. Духовное и профессионализм (социально-философский анализ). Ставрополь, 1996. - 224с.

28. Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил //Отв. ред. Рахимов О.Х.- А., Филипповых Д.Н. -М.: Воен. ун-т, 1997. 140с.

29. Гуськов М.Д., Ивашко М.И. Православие и российская армия (Очерки истории военного духовенства). М.: Изд-во "Корнилий", 1995. - 65с.

30. Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка. Т. 1. Русский язык, 1978.-564с.

31. Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания //Вопросы философии. — 1988. — № 1.- С. 84-94.

32. Дурново С.И. Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества: Автореф. дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 2007. 197с.

33. Дугин И.М. Духовность и нравственность: основные философские связи: Дис.канд. филос. наук. -М.: 1997. -205с.

34. Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития. М.: Воен. ун-т, 2002. - 96с.

35. Духовное наследие российской армии: история и современность //Материалы научно-практической конференции.- М.: Воен. ун-т, 2000. 98с.

36. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. — М., 2002.

37. Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российских вооруженных сил. — М.: Воен. ун-т, 1997. — 620с.

38. Закон Российской Федерации "О безопасности" //Российская газета. — 1992. 7 марта.

39. Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащего" //Российская газета. — 1998. 2 июня.

40. Землин А.И. Правовая культура личности офицера российской армии: Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1996. 21с.

41. Зельманов А.Б. Место мировоззрения в духовной жизни общества //Сознание и теория мировоззрения: история и современность. Иваново., 1992.

42. Иванов А.И. Взаимодействие рационального и иррационального в воинской деятельности (философско-методологический анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1996. — 21с.

43. Иванов В.В. Российский офицер в контексте социальных преобразований. -М.: Воен. ун-т, 1996.- 96с.

44. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989. - 653с.

45. Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. — М.: ВПА, 1988.- 208с.

46. Каверин Б.И., Чижик П.И. Политика и Вооруженные силы: философские аспекты. М.: Воен. ун-т, 1995. - 60с.

47. Каверин Б.И., Чижик П.И. Духовная безопасность общества и личности воина Вооруженных Сил: содержание и соотношение. М.: Воен. ун-т. - 2000. - 56с.

48. Каверин Б.И. Российская цивилизация, духовность общества и личности офицера Вооруженных Сил //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: Воен. ун-т, 2000. - С. 24 - 34.

49. Каверин Б.И., Чижик П.И. Культурология (учебное пособие). М.: Воен. ун-т, 2008. -308с.

50. Каверин Б.И., Чижик П.И. Социально-философские проблемы мира, войны и армии. -М.: Воен. ун-т, 2008. -243с.

51. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. - № 9. - С. 93 - 95.

52. Каган М.С. Философская теория ценности. Спб., 1997.

53. Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. М.: Магистр, 1999.-158с.

54. Кара-Мурза С. Манипулирование сознанием. М., 2001. - С. 229-326;

55. Кара-Мурза-С. Матрица России. М., 2007.

56. Капто А.С. Профессиональная этика. М., 2006.

57. Кибакин М.В. Социальная терпимость российских военнослужащих: методология исследования, состояние, механизм формирования: Автореф. дис.докт. соц. наук. М.: Воен. ун-т, 2004. - 46с.

58. Климов В.В. Ценностное самоопределение личности офицера российской армии в современном обществе: Дис.канд. Филос. Наук. М.: Воен. Ун-т, 2007.- 167с.

59. Ключарев Н.Н. Религия в духовной жизни российского офицера. Социологические исследования //Военная мысль. 1994. - №1. - С. 52 - 58.

60. Ключарев Н.Н Современная российская армия и религия //Власть. 1995. - № 10.-С. 52-55.

61. Клягин С.В. Пути к духовному //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. — М.: Воен. ун-т, 2000.- С. 32-38.

62. Колесов М.С. Человек и духовные ценности //Тезисы научно-практической конференции. Кишинев, 1990. - С. 42 - 44.

63. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.-64с.

64. Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Российская газета. 2000. - 18 января.

65. Кортунов В.Н. Правое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и перспективы развития (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 2003.- 20с.

66. Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1995.-20с.

67. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки. 1991. - № 12. - С. 41-52.

68. Кулешов В.Е. Смысл жизни и долг: диалектика взаимосвязи (социально-философский анализ). — Санкт-Петербург, 1998. — 78с.

69. Кульгачев И.П. Морально-психологический потенциал государства: *сущность, содержание и формирование (социально-философский анализ): Дис. .канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 2000. - 188с.

70. Культура как фактор гуманизации воинской деятельности //Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил (Отв. ред. Рахимов О.Х.-А., Филипповых Д.Н. М.: Воен. ун-т, 1997. - С. 151 - 163.

71. Лагуткин Н.В. Противоречия морально-психологического состояния воинских коллективов и их разрешение (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 2001. — 21с.

72. Лекторский В.А. Духовность и рациональность (духовность, художественное творчество, нравственность) //Вопросы философии. 1996. - № 2.-С. 31-35.

73. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2 кн. Посев, 1997.

74. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах //Военная мысль. 1999. - № 4. - С. 62 - 70.

75. Макиавелли Н. О военном искусстве. М.: Госвоениздат, 1939. - С. 140.

76. Макушкин А.Б. Безопасность духовного мира офицерского состава российской армии в современных условиях: состояние и тенденции функционирования. — М.: Погран. акад. ФСБ России, 2004;

77. Маслюк С.Г. Военно-гражданские отношения: отечественный и зарубежный опыт //Армия и общество. 1999. - № 2. - С. 31 - 47.

78. Миголатьев А.А. Человек, его внутренний и внешний мир //Социально-политический журнал. 1998. - № 3. - С. 40 - 57.

79. Митина В.И. Мир личности как мир культуры //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1997. - №6.

80. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.-222с.

81. Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-политологический анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: Монино, 1996.- 18с.

82. Меснер Е. Дух офицера в материалистическую эпоху //Душа армии: Российский военный сборник. М.: Воен. ун-т, 1997. - Вып. 13. - 564с.

83. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм //Вопросы философии. -1991. -№3.~ С. 3-28.

84. Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса России.- М.: Граница, 2003. -432с.

85. Музяков С.И. Ценностные основания сознания военнослужащих Российской армии (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 2002. - 23с.

86. Музяков С.И. Ценностные основания воинской деятельности. М.: Воен. ун-т, 2008. - 200с.

87. Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. М., 1995.

88. Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М.: Воен. ун-т, 2000.- 140с.

89. Носков Ю.Г. Этика общения с представителями различных национальностей и религиозных конфессий. — М., 2005.

90. Огородников Ю.А. Судьбы русской духовности в XXI веке //Духовные ценности России: преемственность, проблемы, тенденции. -М., 2001.

91. О долге и чести воинской в российской армии //Собрание материалов, документов, статей под ред. В.Н. Лобова. — М.: Воениздат, 1990. 342с.

92. Передня Д.Г. Социология духовной жизни. — М.: Воен. ун-т, 2008. 188с.

93. Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии. Монография. М.: Воен. ун-т. - 2001. - 214с.

94. Петрий П.В. Духовные ценности современной русской цивилизации и их проявление в Вооруженных Силах России //Русская цивилизация: история и современность. М., 2003. - С. 51-64.

95. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник МГУ. Серия Философия. - 1998.- №2,3.

96. Порохин С.А. Модель личности офицера как средство исследования его сущностных качеств: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1992. — 18с.

97. Примаков B.JI. Социализация офицера в условиях военной службы: (на примере Вооруженных Сил России): Автореф. дис. д-ра социол. наук. М.: Воен. ун-т, 2001.»— 46с.

98. Протасов А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1995. 172с.

99. Разумов А. Человеческий потенциал и национальная безопасность //Свободная мысль. 1996. - № 2. - С 3 - 14.

100. Рахимов О.Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ): Дис.докт. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1995. - 342с.

101. Рахимов О.-Х.-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: Воен. ун-т, 2000. - С. 18 - 24.

102. Рахимов О.-Х.-А. Сущность государственно-патриотической идеологии //Армия и общество. 2000. - № 1. - С. 21 - 27.

103. Редель А.И. Духовность основа российской ментальности. - М., 2000.

104. Ремизов В.А. Культура личности (ценностно-мировоззренченский анализ). -М., 2000.

105. Репях Н.А. Пронозирование противоречий развития Вооруженных Сил и путей их разрешения: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1992.

106. Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год //Русская идея. М.: Республика, 1992. -С. 260.

107. Романченко С.Н. Менталитет российской армии: классическая парадигма и современность: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Краснодар, 2000. - 19с.

108. Российский военный сборник: К познанию России. М., ГА ВС,. 1994. Вып. 7.- С. 156,197

109. Российский военный сборник: Военное законодательство Российской империи. -М.: Военный университет, 1996. Вып. 10. С. 68, 335.

110. Российский военный сборник: Христолюбивое воинство. М., 1997. Вып. 12. С. 66-67.

111. Рыков C.JI. Место и роль традиций российской армии в формировании духовных ценностей воинов //Духовное наследие российской армии: история и современность: М.: Воен. ун-т, 2000. С. 86-89.

112. Рябчун Н.П. Духовность и рациональность как два способа мировоззренческой ориентации: Дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1997.-167с.

113. Самойленко В.Ф. Преобразования в военной сфере и духовное состояние российского офицерского корпуса //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. — М.: Воен. ун-т, 2000. — 38 — 41.

114. Серебрянников В.В. О понятии «война». — М.: Военная мысль. — 2004. -№10.-С. 61-65.

115. Смирнов Н.А. Духовная культура отечественного военного инженера: Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1998.

116. Современный словарь по общественным наукам //Под общей ред. О.Г.Данильяна, Н.И. Панова. М., 2005.

117. Социальная философия: Словарь //Сост. и ред. В.Е.Кемеров, Т.Х. Керимов. — М., 2003.

118. Соловьев С. Динамика менталитета российского офицерства (1985 1995 гг.) //Власть. - 1995. - № 8. - С. 52 - 56.

119. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -542с.

120. Телемтаев В.К. Ценностные основания современного цивилизационного развития. М., 2006.

121. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. -194с.

122. Тимошев P.M. Методологическая культура военно-управленческой деятельности: Автореф. дис.д-ра филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1997. 50с.

123. Тимошев P.M., Каньшин А.Н. Проблема управления духовным миром офицера: возможности и ограничения //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. -М.: Воен. ун-т, 2000. С. 63 - 66.

124. Токарева С.Б. Методологические основания анализа духовности //Философия и общество. 2005.- №2. - С. 80-100.

125. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.-837с.

126. Усынин Ю.К. Социодинамика ценностных ориентаций офицера Российской армии: Автореф. дис.д-ра социолог, наук. Саратов, 1999. - 49с.

127. Франк C.JI. Духовные основы общества //Введение в социальную философию. М., 1992. - С. 60 - 64.

128. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - С. 191-196.

129. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.-312с.

130. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Наука, 1990. - С. 31 - 41.

131. Хубиева З.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности: Автореф. Дис.канд. Филос. Наук. -Ставрополь, 2006. — 20с.

132. Цветков А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицера Вооруженных Сил: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1992.- 19с.

133. Цыбулька A.M. Проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей, в условиях реформирования Вооруженных Сил России: Автореф. дис. .канд. филос. наук. СПб, 1998. - 20с.

134. Черницкий О.А. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 2001.- 19с.

135. Чижик П.И. Система угроз духовному миру российских военнослужащих в современных условиях //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии. М.: Воен. ун-т, 1998. - С. 130-134.

136. Чижик П.И. Тенденции формирования и развития духовного потенциала Вооруженных Сил России //Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота. М.: Воен. ун-т, 1999.-С. 102-111.

137. Чижик П.И. Состояние и тенденции функционирования духовного мира военнослужащих в современных условиях //Армия и общество. 1999. № 3. — С. 138-144.

138. Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. -М.: Воен. ун-т, 2000. — 180с.

139. Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). Монино, 1998. — 245с.

140. Шахов А.Н. Военная организация переходного периода: демократические параметры развития //Власть. 2000. - № 7. - С. 32 - 35.

141. Шахов А.Н. Современное мироустройство как источник военных конфликтов //Власть. 2000. - № 1. - С. 34 - 38.

142. Шахов М.Н. Гражданский контроль над духовно-идеологической сферой жизни Вооруженных Сил: военно-патриотическая составляющая //Армия и общество. 1999. - № 2. - С. 78 - 84.

143. Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих российской армии и их проявление в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. Дис. .канд. Филос. Наук. М.: Воен. Ун-т, 2004. - 20с.

144. Щеголев И.М. Моральный дух российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях: Дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1999.- 197с.

145. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности (духовность, художественное творчество, нравственность) //Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 25 - 27.

146. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). М., 2001. - С.138-152.

147. Шрамченко А.Ф. Командир и формирование его личности. М., 2005.272с.

148. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: РАН, 1999. - 206с.

149. Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народов. — Томск, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.