Публичная личность как культуроформирующий фактор малых городов России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Рыжов, Александр Вячеславович

  • Рыжов, Александр Вячеславович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 171
Рыжов, Александр Вячеславович. Публичная личность как культуроформирующий фактор малых городов России: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Тамбов. 2010. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рыжов, Александр Вячеславович

ВведениеЗ

Глава 1 Публичная личность в малом городе как объект культурологического исследования С.

1.1 Публичная личность в культурной среде малого города: структурно-функциональный анализ С.

1.2 Профессиограмма и личностные качества телевизионного журналиста малых городов России

1.3 Универсальность как доминантное качество регионального тележурналиста

Глава II Культуроформирующая деятельность тележурналиста малых городов России

2.1 Новости как акцентуация культуроформирования деятельности тележурналиста

2.2 Интеракция как двусторонний процессздания новых культурных образцов

2.3 Доминантные жанры творчества журналистов малых городов России

2.4. Перспективы взаимодействия городскойеды и культуроформирования как основы деятельности тележурналистики

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Публичная личность как культуроформирующий фактор малых городов России»

Актуальность исследования. Исследование малого города, как и провинциальной культурной среды, во взаимодействии с публичной личностью не теряет своей актуальности. Этой проблемой интересовались и в исторической ретроспективе, она актуальна и сейчас. Наиболее ярко эти взаимоотношения просматриваются в жизнедеятельности публичных людей, которые всем своим образом жизни, соотношением созданного и признанного дают возможность проследить внутренние механизмы этого развития и исследовать их существо.

В жизни малого города публичные люди это, как правило, представители власти, традиционной (учителя, врачи, управленцы) интеллигенцией и, в последнее время, работниками СМИ.

Средовые аспекты малого города составляют собой чрезвычайно плотное образование, в котором укоренены сходные ценности, обычаи и нравы, которые в совокупности создают выраженную ментальность, усиленную малой социальной дистанцией горожан друг с другом. Все жители, образно говоря - одна семья, спаянная родственными, соседскими, дружескими отношениями, плотным социальным контролем. Поэтому работники СМИ - тележурналисты - выступают здесь в полифункциональном варианте. С одной стороны — это профессионалы, оказывающие культуроформирующее действие на общественное мнение, выражая себя в различных видах творчества, как правило, универсальных, что свойственно небольшим телекомпаниям, где тележурналисты должны уметь делать все. С другой стороны — они тот самый триггер, который запускает и фиксирует внимание на конкретном местном событии и, что более важно, человеке, который на определенное время, становится центром внимания общественности, то есть, сам переходит в разряд публичных людей. С третьей стороны, СМИшник не перестает оставаться соседом (братом, знакомым, родственником), у которого можно установить, какими причинами в выборе конкретного события и персонажа тот пользовался и, возможно, стать одним из следующих. В-четвертых, он - в определенной степени — лоцман в бурном море меняющейся информации. То есть, местные программы, как правило, новостные, в малом городе приобретает особую нагрузку, где тележурналист становится конкретной культуроформирующей структурой, посредством которой телевидение активно влияет на зрителей.

Посредством репортажей тележурналист осуществляет множество социальных функций: трансляции, просвещения, информирования о значимых для города событиях, инициирует и участвует в различных акциях. Следовательно, от его личностной формы культуры зависит семаптико-семиотическая наполняемость передачи культуроносностью. В данном случае, близость телекоммуникатора к своим медиапотребителям требует от журналистов особым образом организовывать профессиональную деятельность, согласовывая её с социальным составом населения, характером внутригородских контактов и закономерностями развития культурной среды. Живя и работая вводном населённом пункте, тележурналисты обладают аналогичным со своим зрителем менталитетом, являются носителями единых культурных традиций, где срабатывают «обратные» связи: чем меньше общность, тем менее дистанцирован журналист и зритель. Эта специфика придаёт уникальность процессу телетворчества, усиливая его сложность и, одновременно, сохраняя возможность выступать в качестве культуроформирующей медиаструктурой малого города.

Актуальность рассмотрения означенных вопросов связана и с тем, что формирование телестудий малых городов России находится в процессе становления, которые в совокупности выстраивают множество сложно решаемых проблем, обуславливают необходимость универсализации теледеятельности и др.

Малая изученность, сложность, острота проблемы и делает чрезвычайно актуальным избранный предмет исследования, который в подобном ракурсе не был представлен в теоретических источниках.

Степень научной разработанности проблемы. Начиная со второй половины XIX века, процессы урбанизации и феномен города становится объектом теоретического осмысления и конкретно-научного изучения. Определению понятия «город», классификации и типологизации городов, разработке теоретических подходов к изучению его социальных, экономических и культурных характеристик посвящены труды М.Вебера, И.М.Гревса, Н.П.Анциферова, Ф.Броделя, А.Д.Арманда, О.Шпенглера, Г.Зиммеля, В.Ванчугова, Л.Велихова, Г.М.Лаппо, В.Л.Глазычева, В.Г.Давидовича, Л.А.Зеленова, Е.Г.Анимицы, Ю.Л.Пивоварова,

О.А.Константинова, Б.С.Хорева, А.С.Ахиезера, А.С.Синявского, И.Г.Яковенко, A.A. Сванидзе, Э.В. Сайко, Л.Б.Когана, О.Н.Яницкого, Л.В.Кореля, И.В.Кондакова, Иконниковой и др.

Изучение городской культуры в отечественной науке развернулось в 50-е годы. Наиболее часто и целенаправленно город и его культурная среда стали объектом этнографических и социологических исследований со второй половины 60-х годов. Здесь значительный вклад в науку о культуре города внесли Л.А.Анохина, О.Р.Будина, В.Е.Гусев, Г.В.Жирнова,

B.Ю.Крупянская, Г.С.Маслова, Н.С.Полищук, М.Г.Рабинович,

C.Б.Рождественская, Н.Н.Чебоксаров, М.Н.Шмелева и др. Изучение городской культуры осуществлялось также в работах социологов — Ю.В.Арутюняна, Э.К.Васильевой, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижевой, Д.М.Когана, Э.А.Орловой, Г.В.Старовойтовой, Н.А.Томилова, О.И.Шкарагана, Н.В.Юхиевой.

Практически с самого начала изучения культуры городов, отечественные ученые выделили в качестве наиболее актуальной проблемы перманентное пополнение городов сельскими жителями и воздействие традиционной культуры на состояние городской культурргой среды. В довольно острой, полемической форме проблема маргинального характера культуры отечественных, в первую очередь малых, городов была поставлена в работах Ж.А.Зайончковской, Л.Б.Когана, В.Л.Глазычева и др. Этот же вопрос акцентируется в исследованиях культурной среды провинциальных городов (работы А.И.Арнольдова, Э.А.Орловой,

О.В.Ромах, О.Г.Севан), в контексте теоретической рефлексии повседневности (работы Г.С.Кнабе, А.В.Согомонова, А.С.Ахиезера и др.)

Новый компонент городской культуры — телевизионные компании как социальный институт со всей его инфраструктурой и профессионалами активно изучается учеными. Азарин В.В., Багиров Э.Г., Борецкий P.A., Васильева Л.А., Васильева Т.В., Горохов В.М., Дзялошинский И.М., Ильченко С.Н., Инджиев A.A., Кемарской П., Ким М.Н., Кузнецов Г.В., Лазутина Г.В., Муратов С.А., Назарова Я.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н., Прохоров Е.П., Фере Г., Фэнг И., Цвик В.Л., Шик В.Л., Юровский А .Я. и др. посвятили этим вопросам свои исследования.

Теорию коммуникаций, являющуюся теоретической основой современного телевидения, и роль в ней человека, как субъекта коммуникативного процесса, в своих исследованиях разрабатывали: Адорно Т., Анденрс Г., Арендт X., Беньямин В., Богомолова H.H., Бориснев C.B., Борев В.А, Витгенштейн Л., Кассирер Э., Кириллова Н.Б., Коваленко А.Н., Конецкая В.П., Луман Н., Персикова Т.Н., Постман Н., Соколов A.B., Терин В.П., М.Хоркхамер, Ф.И.Шарков, Якушев В.Н. и др.

Особое место в исследованиях телевизионной журналистики российской провинции занимает книга Н.В.Зверевой «Школа регионального журналиста» - первое в России исследование, отражающее специфику деятельности тележурналиста на региональном уровне.

Собственно тележурналист как социальный персонаж в его функциональной многоаспектности рассматривается Аграновским В.А., Гуревичем П.С., Засурским Я.Н., Колесником С.Г., Свитичем Л.Г., Ширяевым A.A. и др. Коммуникации, как профессиональному качеству журналиста, работы посвятили: Богомолова Т.Н., Бодалев A.A., Буроквская М.О., Васильева И.И., Гаймакова Б.Д., Гарнер А., Грачёв A.A., Дилтс Р., Зарецкая E.H., Землянова JI.M., Каган М.С., Коренной А.Н., Куницына В.Н., Лазарева Э., Леонтьев A.A., Лукина М.М., Макарова С.К., Мельник Г.С., Миргородская Л.А., Муратов С.А., Ночевник М.Н., Палехова О.В., Пиз А., Плешаков Л., Почкай Е.П., Реснянская Л.Л., Сенкевич М.П., Станкин М.И., Томсон П., Уиллмен Д., Фарухшин, М.Х., Шостак М.И., Юри И., Юртаев А.Н. и др.

Телевидение, является мощнейшим средством интеракции, оказывающим наибольшее воздействие на воспринимающую сторону — телезрителя. Социокультурный феномен массовой коммуникации исследовали: Богомолова H.H., Бориснев C.B., Грушин Б.А., Конецкая В.П., Корконосенко С.Г., Кропотов Л.А., Осинский В.Г., Свитич Л.Г., Соколов A.B., Федотова Л.Н., Ширяева A.A. и др.

Этические принципы тележурналистики затронуты в работах: Вартанова A.C., Волека Т., Егорова В.В., Казакова A.A., Г.В.Кузнецова, Михалковича В.И., Муратова С.А. В.И.Саппака, В.А.Саруханова, Шостака М.И. и др.

Однако в исследованиях практически отсутствуют работы, посвященные деятельности телевизионных корреспондентов в малых городах России.

Целью исследования является определение возможности и направленности культуроформирующей деятельности публичной личности (тележурналиста) в условиях малого города.

Указанная цель определила следующие задачи исследования:

• изучение семантико-семиотических основ культурной среды малого города;

• изучение возможности культуроформирующей деятельности публичной личности (тележурналиста) в средовых особенностях;

• исследовать профессиограмму качеств тележурналиста малых городов России

• рассмотреть особенности интеракции тележурналиста малого города с телеаудиторией и респондентами;

• определить доминантные жанры творчества журналистов малых городов России и новостные передачи как акцентуацию культуроформирования в деятельности тележурналиста ;

• определить перспективы взаимодействия среды и культуроформирования как основы деятельности тележурналистики в условиях малого города.

Объектом исследования являются малые города России.

Предмет исследования - изучение возможностей и направленности культуротворческой деятельности публичных личностей (тележурналистов) в условиях малых городов.

Теоретико-методологическая основа исследования, представлена философскими, этнографическими, культурологическими социологическими трудами отечественных и зарубежных ученых. В своем исследовании автор стремился не выходить за рамки культурфилософского анализа проблемы, опираясь на: положения плотности культурной среды малого города, ее структурно-функционального анализа (Ромах О.В.), взаимодействия с ней личности и публичной личности (Конадкин В.Ф.); возможностей последней оказывать влияние на среду и подвергаться воздействиям с ее стороны (Амельханов П.Р.); специфике профессиональной деятельности телекомпаний малых городов (Уханов A.B.); определении профессиоличностных качеств тележурналистов, приведённых в работах А.Я. Юровского, С.А. Муратова, P.A. Борецкого, В. JI. Цвик и др.

Основные методы исследования: системный анализ, структурно-функциональный, компаративный, художественно-критический методы, методы социологических исследований, контент —анализ литературы.

Научная новизна исследования заключается в: ❖ установлении высокой плотности культурной среды малого города, в которой укоренены и активно функционируют нормы и ценности поведенческой общности, социальная психология городского сообщества, образ жизни и менталитет горожан, социальная коммуникация и социальное проектирование и т.п., в которой должна себя проявить публичная личность; определении, что к традиционным публичным личностям малого города в настоящее время прибавились представители средств массовой информации, которые активно воздействуют на ценности среды; выводят на ее поверхность тех или иных людей; выявлении, что СМИшники, в частности, тележурналисты локальных телекомпаний, ориентированы на универсализацию деятельности в силу сложившихся обстоятельств (ограниченность технических и финансовых средств, незначительное количество людей и др.), что требует полифункциональности умений каждого; установлении принципиальных отличий форматов и содержания вещания центральных и местных телеканалов, диктуемые спецификой ценностей населённого пункта, появлении и широком распространении феномена «народных новостей», характерных для малых культурных сред; обозначении того, что, будучи публичной личностью с многообразной деятельностью, современности местные тележурналисты обязаны вписываться в средовые приоритеты, сохранять высокие нравственные качества, делая акценты на позитивном звучании местных новостных и др. передач; определении наиболее характерных для малого города форм коммуникации журналиста и медиапотребителя. Прямой эфир как процесс их сотворчества выступает в качестве наиболее действенного механизма, формирующего новые позитивные культурные образцы, закрепляемые как нормативные культурной средой.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейших изысканий в этой области. В частности, установлении и разработки механизмов взаимодействия публичной личности - культурной среды, формировании и расширении позитивного эмоционального настроя горожан в процессе следования основным культурным традициям и ментальности жителей посредством создания выверенного телевизионного продукта, который «вписывается» в существующие аспекты. Практическая значимость исследования заключается в создании и использовании приёмов, трансформирующих средовые аспекты. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных заведениях при чтении курсов культурологического направления.

Положения, выносимые на защиту: ❖ Культурная среда малого города как особое образование обладает рядом черт, создающих плотность и солидаризирующую основу ее базовых ценностей, в которой с конца 90 годов XX века появились новые структуры — местные телекомпании, должные сочетать в себе передовые технологии, способы деятельности и чрезвычайно точный учет специфики среды.

К* Как публичные личности, местные тележурналисты стали выполнять функции культуроформирующего фактора среды, включенной в разноуровневые схемы обмена и трансформации информации во множестве коммуникационных каналов.

Публичность в условиях малого города создает для тележурналиста особые условия профессионально-личностного функционирования. С одной стороны, в восприятии своего медиапотребителя он должен быть яркой, нестандартной универсально развитой личностью, способной создать интересные телевизионные продукты; с другой - в обязательном порядке обладать и позиционировать выверенный средой набор морально-этических и деловых качеств, синтез психо-физиосоциальных черт, присущих типичному представителю города. Совершив асоциальный поступок, в глазах жителей он утрачивает образ носителя позитивных идеализированных образцов культуры и кредит доверия зрителей.

Возможность выполнения культуроформирущей функции и закрепление ее в своей деятельности более всего проявлено в формате передач «прямого» эфира как способа прямого диалога с аудиторией и средства самореализации журналиста. В процесс интерактивной коммуникации органично вовлечены телезрители, ощущающие свою причастность к общегородскому событию, активно высказывающие свою точку зрения. Именно эта форма способна решать острые проблемы населённого пункта, насыщая и поддерживая передачи высоким эмоциональным настроем и транслируя его в культурную среду.

Новостные репортажи акцентируют в себе социальные и культурофоримирующие задачи. Характер и темы их сюжетов ориентированы на конкретных людей, малодистанцированных от тележурналиста, что требует от него учета этих позиций и использования тонких, острых, точных приемов, основанных на общем менталитете, характере использования ценностей, уровня информированности, установок, стереотипов и др. Более того, создавая репортажи о конкретных событиях и их героях, они трансформируют последних на определенное время в публичных людей, позиционируя их социально значимую позитивную деятельность, акцентируя, таким образом процесс и результат культуроформирования как возможность получить личностную известность и повысить значимость среди земляков. Влияние тележурналистики на среду и среды на нее — динамично развивающееся явление. Они ориентированы на повышение профессионализма нового компонента культурной среды, который был бы направлен на позитивное развитие ее ценностей, превращение ее в культуроносную атмосферу, способную воздействовать на социально значимые действия различных областей жизни — политической, культурной, просветительской, личностной, способной оставаться узнаваемой и, в то же время, развивающей жителей.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию на ряде конференций российского и международного уровня, обсуждении диссертации на кафедре культурологии Тамбовского государственного университета им.Г.Р. Державина, в учебном курсе «Прикладная культурология», методологическом семинаре аспирантов-культурологов, в ряде опубликованных научных статей, в том числе изданиях списка ВАК РФ.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Рыжов, Александр Вячеславович

Выводы по 11 главе

В малом городе местные новости, имеют самый высокий рейтинг у населения, часто выше, чем аналогичные передачи центральных телеканалов, рассказывающие о событиях в стране и мире. Новости — это поток реальной ежедневной информации, который помогает человеку ощущать себя участником происходящих вокруг него процессов, то, что обсуждают люди и если информация вызвала широкий общественный резонанс, значит передача достигла своей цели, заинтересовала зрителей. Анализируя региональные новости, можно сказать, что не всегда вышедшая на экран информация заслуживает внимания большого числа населения. Но благодаря добросовестной, оперативной и хорошо организованной работе небольшой команды журналистов фактически любой горожанин может надеяться на то, что в программе будет уделено место и его персоне, если это связано с более или менее социально значимым событием. Местные новости выигрывают большей теплотой, близостью к своим зрителям, наличием «положительных» сюжетов. Они находят время для репортажа из новой булочной, с юбилея достойного человека, с открытия выставки художника. В местных новостях объективно меньше «катастрофизма», насилия, непристойности, некорректной пропаганды, словом много из того, чем реально злоупотребляют центральные каналы.

Именно здесь сохраняются традиционные взгляды на культуру речи, манеру поведения, ориентацию на позитив, желание знать о положительных событиях своего края и др. Поэтому именно указанные позиции развивают стремление увидеть знакомые лица на экране, которые поделятся с ними своими знаниями о чём-либо. Сфокусированные же экраном они приобрели другую общественную оценку, более того, стали аспектом для подражания. В этом случае чрезвычайно значительным становится факт акцентуации значимости именно позитивных примеров и для подрастающего поколению и для всех жителей города.

Создание ежедневных новостийных местных передач начинается со сбора информации, которая ложится в их основу. Специалисты телевидения в числе источников информации называют: Интернет, местные печатные издания, пресс-релизы различных организаций, календарь памятных дат и прочие. Однако для журналистов малых городов наиболее важным источником тем являются именно личные контакты со зрителями.

Репортёр выступает как друг (знакомый, приятель) и , одновременно, человек, который отбирает и оценивает значимость передаваемых ему сведений. В силу этого, ни один респондент не должен быть обойден его вниманием, независимо от формы передачи информации — запланированной или спонтанной. Каждый контакт может стать источником информации, или открыть прежде не затрагиваемую журналистом социальную проблему. И её освещение, привлечение к ней общественного внимания сыграет на престиж и самой передачи, и на рейтинг канала. В ходе личных контактов спонтанные респонденты сами рассказывают о том, что их волнует, о чём говорят на службе, что происходит в цехе завода, офисе фирмы, семье.

Анализируя сюжеты региональных каналов, сравнивая их с видеоматериалами центральных, темы, поднимаемыми на тех и других, можно прийти к выводу, что преобладающее большинство центральных студий тяготеет к созданию программ «медиаориентированных» по своему характеру, то есть выполняющих пропагандистские, просветительские, развлекательные функции. В свою очередь множество региональных студий, тесно взаимодействуя со своей медиааудиторией, регулярно освещая темы социального контроля, социализации личности, определили стиль своих передач как «человекоцентрированный», то есть учитывающий мнение своих реципиентов.

Помимо личных контактов журналистом активно используются технические способы связи, с помощью которых осуществляется интеракция между телезрителями и журналистами в малых городах.

Почтовая связь, с одной стороны, самый консервативный, но с другой — самый постоянный коммуникативный канал. Старшее поколение людей, не освоившее компьютеры и Интернет, но при этом являющееся наиболее активной частью телеаудитории, засыпают телевизионные каналы письмами самого различного содержания.

Наиболее эффективно интеракция, взаимодействие телекоммуникатора и зрителя, в процессе которого неизбежно формируются новые образы мыслей и духовные установки, осуществляется во время телевизионного прямого эфира. Прямой эфир - это реальная возможность решать проблемы как города в целом, так и отдельных личностей. Когда к ответственному чиновнику в прямом эфире обращаются с просьбой о помощи, ему, вопервых, существенно труднее отказать на глазах у многочисленной публики. Во-вторых, если он обещал помочь, ему будет трудно отказаться от своих слов, не исполнить обещанное и прослыть лжецом. Поэтому главным итогом прямого эфира становится то, что представитель исполнительной власти или какой-либо иной структуры начинает деятельность по устранению недостатков, на которые герою программы указали зрители. Журналист, подготовивший и ведущий передачу в режиме прямого эфира, активизировал медиапотребетелей, стимулировал их критическое и творческое мышление, предоставил возможность воздействовать на производство телевизионного продукта, дал им возможность влиять и корректировать телевизионную программу, подтолкнул к преобразованию культурной среды.

В процессе интерактивного общения журналист преобразует окружающую культурную среду и побуждает к тому же медиапотребителя, который в прямом эфире высказывает свою точку зрения, затрагивает проблему, требующую решения. Впоследствии корреспондент и зритель совместно осуществляют контроль над действиями по решению проблемы. В результате того же совместного творчества формируются новые социокультурные образцы внутри малого города, задаётся эмоциональный настрой медиапотребителей, привносятся изменения в культурную среду малого города.

Интервью - непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты не задавали вопросов компетентным людям, не обращались к участникам различных событий, не интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях.

И если на центральных каналах интервью редко используется для создания самостоятельной передачи, то на студиях малых городов, они появляются на экранах под личиной различных концепций и формируют не только имидж непосредственно телекомпании, но во многом определяют эмоциональную атмосферу города, формируют его культурную среду.

Информационный сюжет - наиболее распространённый жанр, используемый в новостях, являющихся основной передачей для большинства региональных телеканалов. Многие студии в малых городах страны специализируются только на изготовлении новостей.

Любое событие, происходящее в малых городах приобретает особый социальный статус, если для его освещения на место прибывает телевизионная бригада. Каждая телекомпания имеет различные возможности по доступу к информации. У региональных телеканалов они значительно скромнее, вследствие ограниченности финансовых средств. На службе у крупных телекомпаний: вертолёты и спутники, медиакомпании малых городов - пользуются куда более скромной техникой.

В то же время, в условиях малого города скрыть информацию от журналистов сложно. Поэтому, чаще всего интересная, порой скандальная информация приходит не со стороны официальных источников, а от знакомых, которые есть у любого журналиста. Определённые проблемы возникают при проверке добытых сведений. Важнейшим показателем профессионализма журналиста является получение им информации из первоисточников, коими зачастую являются государственные, муниципальные или частные коммерческие предприятия. Эти структуры далеко не всегда заинтересованы в афишировании определённых, нередко невыгодных, сведений.

Региональное телевидение набирает объемы вещания, качества подготовки и проведения передач и, что представляется чрезвычайно важным, привлечение в свою деятельность всё большего числа горожан. Феномен «народных новостей» и «народного телевидения» становится нормативным пластом городской среды. Именно в этом направлении предполагаются перспективы развития культуроформирующей деятельности среды и тележурналистов.

Уровень востребованности канала впрямую зависит от качества его передач, как следствия образования журналистов. На сегодняшний день, так называемая «эра дилетантов» на региональных телеканалах завершается, тележурналисты приобретают высшее профессиональное образование, заканчивают специальные курсы повышения квалификации. Одновременно с ними на телестудиях появляются: монтажёры, операторы, режиссёры, редакторы и т.д.

Особое внимание местные телеканалы обращают на качество русского языка. В этом случае следует обратить особое внимание на язык тележурналистов, который - не просто средством общения, коммуникации, а он имманентен самой журналистской профессии, поскольку корреспондент доносит информацию до потребителя, то есть зрителя, слушателя преимущественно вербально - языковыми средствами. Но местный тележурналист и ведущий должны быть не только хранителями и трансляторами эталонного русского языка, она должна содержать стилистическую окраску, содержание специфических выражений, диалектизмов, топонимов, которые вольно или невольно используют корреспонденты на местах, что придаёт региональным новостям уникальность и вызывает особое доверие у слушателей.

Тележурналист оказывает существенное влияние и на языковую составляющую социокультурной среды города. Встречаясь ежедневно на телеэкране с одним и тем же корреспондентом, с продуктом его творческой деятельности (репортаж, интервью, новости), реципиент невольно попадает под влияние журналиста, в том числе привыкает и усваивает манеру и стиль речи, которую принимает за некий эталон. Зритель запоминает и цитирует отдельные слова и выражения (чаще всего остроты, удачные сравнения, меткие фразы) любимого телеведущего, делая их как бы уже общим достоянием, вводя их в речевую • практику какого-то сообщества индивидуумов, тем самым обогащая языковую среду данной местности.

Следовательно, тележурналист выступает своего рода хранителем региональных особенностей говора (орфоэпических, лексических, стилистических и пр.), другими словами - культивирует язык и речь того населенного пункта, где вещает соответствующая телекомпания.

Перед региональными корреспондентами ставится задача, показать, что при соответствующем знании своей аудитории и высоком профессиональном уровне создателей информационной программы её рейтинг, а вместе с ним и доход от рекламы могут приблизиться -к аналогичным показателям развлекательных программ. Непосредственно к техническому обеспечению телекомпаний подходит другой вопрос перспективного развития телевидения — интерактивное вещание.

Итак, перспективы телевизионной журналистики зиждутся в областях технического усовершенствования студий малых городов, повышения профессионального уровня специалистов телевизионщиков, ведении прямого - интерактивного диалога с медиапотребителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центрально-системное положение культуры в существовании любого социума определяется тем, что культура - это не только материальные и духовные ценности, отношения и коммуникации людей или такие специфические области как образование, искусство, культурно-досуговая сфера и др. Культура - прежде всего способ жизнедеятельности людей и поэтому пронизывает все сферы человеческой деятельности.

Ма^ые города, имеющие население до 50 тыс. человек - довольно распространены в России и занимают до 60% от общих городских поселений. В составе населения обязательно присутствуют так называемые публичные личности, в прошлом и настоящей - представители властных структур, управленцы, врачи, учителя и др., к которым в последние 10-15 лет прибавились представители СМИ, прочно занявшие свою нишу и мощно творчески воздействующие на социальные изменения культуры города.

Творчество и социальные изменения - процесс, который сопровождает человечество постоянно. Однако проследить и полностью ощутить его обычному человеку достаточно сложно. Внешние параметры его фиксируются и регистрируются в исторических описаниях, анализе экономических и политических ситуаций. Жители малых городов всегда ассоциировали свое существование именно с этими позициями, прибавляя к нему географическое, хозяйственное и др. положения, что в целом и составляло самоощущение принадлежности к конкретному региону, народу, стране. Однако наиболее ярко ее развитие, как и развитие страны и нации, просматривается в выраженных субъективных, психологических параметрах - жизни и творчестве интеллигенции, которая всем своим образом жизни, соотношением созданного и признанного при жизни как бы дает возможность проследить внутренние механизмы этого развития и исследовать их существо. Как и развитие общей культуры России, развитие малых городов представляет до определенного времени соборное развитие, в котором творчество отдельной личности столь тесно вписывается в общие параметры, что проследить и выделить его автономность затруднительно. Это приводит к тому, что творчество каждого конкретного человека протекает как анонимный процесс, встроенный в палитру крупных социальных изменений, и отсчет ведется по изменчивости и динамике развития социальных институтов и территорий (монастырей, округов, губерний и др.). При появлении в них медиакультуры, эти процессы включают в эти преобразования одновременно большое количество жителей. Представляя собой знаковую систему, со своим «языком» и «кодами» передачи реалий действительности, она выполняет полифункциональную роль в процессе репрезентации.

Профессиограмма тележурналиста малых городов должна включать в себя как стандартные для журналистов требования, так и чисто специфические задачи: точно знать не только и не столько характер происходящих событий, но и учитывать отношения к ним земляков. В самой профессии тележурналиста и её носителях должны присутствовать: работоспособность, талант, стрессоустойчивость, эмпатия, высокая коммуникабельность, умение планировать, выстраивать сюжет, физическая сила, выносливость, высокая наблюдательность, умение ждать, объективность, порядочность, и др. Профессионализм тележурналиста ежедневно оценивают тысячи людей, которые вступают с ним в коммуникативную связь не только через телевизионный экран, но и лично. В этом заключается главная особенность работы журналистов малых городов. Поэтому он стремится не только донести до зрителя оперативную и объективную информацию, но ориентирован на то, чтобы люди - его земляки, почувствовали себя причастными к событиям в родном городе, ощутили себя единым сообществом.

Главной причиной журналистской универсальности на телестудиях малых городов остаётся их малая штатная комплектация. Из-за отсутствия или занятости оператора за видеокамеру берётся журналист. Это означает, что региональный журналист должен постоянно осваивать новую технику, самообразовываться. Помимо -знания технических параметров видеокамеры и умения снимать, журналисту необходимо овладевать элементарными правилами построения композиции, плана, кадра. При всей справедливости приведенных аргументов в пользу «журналиста с видеокамерой», необходимо признать, что качество видеосюжетов снятых автором одиночкой ниже, чем если бы это делал профессиональный оператор.

Однако, учитывая то, что провинциальные медиапотребители более покладисты, а качество «картинки» у региональных журналистов с видеокамерами постепенно растёт, как видно из приведённых примеров, нередко плюсы перевешивают минусы. И в большинстве малых городов телезрители получают добротный репортаж, где журналист и оператор -одно лицо. В итоге медиопотребители будут смотреть сюжет о событии глазами корреспондента, слышать его слова, которыми он комментирует происходившее, и, если репортаж построен грамотно, то аудитория ощутит те же эмоции, что и журналист, который непосредственно присутствовал на событии. Эмоционально насыщенный репортаж формирует у телезрителей определённый психологический настрой жителей региона, влияет на культурную среду территории.

Тележурналист малого города, как правило работает один: это журналист с камерой. Он свободно располагает своим временем, нежели в том случае, если с ним оператор или целая съемочная группа. Он более качественно проводит интервью, так как его присутствие меньше нарушает ход жизни, чем работа бригады. Готовясь к репортажу или интервью, корреспондент неоднократно, по телефону или лично, контактирует с потенциальными респондентами. Уже до приезда съёмочной бригады на место события между ними завязалась первая коммуникативная связь, способствующая лучшему результату. Появление посторонних людей, может эту связь порвать. Тем более это относится к малым городам, где журналист, которого нередко видят с телевизионного экрана, кажется респондентам, знакомым. Коммуникатируя с ним одним человек будет более раскован и общителен.

Универсализм является необходимым условием журналисткого творчества на телестудиях малых городов. Смежные творческие телевизионные специальности журналист региональной студии осваивает по мере выполнения своей непосредственной работы. Совмещение обязанностей может варьироваться, в зависимости от ситуации на телеканале. Для всех региональных журналистов характерен процесс совершенствования собственного образования и освоения иных телевизионных профессий или журналистских специальностей. Многофункциональность, это в определённой степени, одно из требований к работе регионального журналиста. Его широкая эрудиция, необходимый уровень дополнительных знаний и умений, чисто человеческие качества не только помогают ему в выполнении его профессиональной, общественно значимой социальной функции, этот синтез позволяет ему стать нестандартной, яркой личностью, являющейся «душой общества», центром притяжения, которую уважают, узнают, которой верят, с которой берут пример и советуются.

В малом городе местные новости, имеют самый высокий рейтинг у населения, часто выше, чем аналогичные передачи центральных телеканалов, рассказывающие о событиях в стране и мире. Новости - это поток реальной ежедневной информации, который помогает человеку ощущать себя участником происходящих вокруг него процессов, то, что обсуждают люди и если информация вызвала широкий общественный резонанс, значит передача достигла своей цели, заинтересовала зрителей. Анализируя региональные новости, можно сказать, что не всегда вышедшая на экран информация заслуживает внимания большого числа населения. Но благодаря добросовестной, оперативной и хорошо организованной работе фактически любой горожанин может надеяться на то, что в программе ему будет уделено место, если это связано с социально значимым событием. Местные новости выигрывают большей теплотой, близостью к своим зрителям, наличием «положительных» сюжетов от малых до значительных событий.

Именно здесь сохраняются традиционные взгляды на культуру речи, манеру поведения, ориентацию на позитив, желание знать о положительных событиях своего края и др. Указанные позиции развивают стремление увидеть знакомые лица на экране, которые поделятся с ними своими знаниями о чём-либо. Сфокусированные же экраном, они приобрели другую общественную оценку, более того, стали аспектом для подражания. В этом случае чрезвычайно значительным становится факт акцентуации значимости именно позитивных примеров и для подрастающего поколения и для всех жителей города.

Создание ежедневных новостийных местных передач начинается со сбора информации, которая ложится в их основу. Специалисты телевидения в числе источников информации называют: Интернет, местные печатные издания, пресс-релизы различных организаций, календарь памятных дат и прочие. Однако для журналистов малых городов наиболее важным источником тем являются именно личные контакты со зрителями.

Репортёр выступает как друг (знакомый, приятель) и , одновременно, человек, который отбирает и оценивает значимость передаваемых ему сведений. В силу этого, ни один респондент не должен быть обойден его вниманием, независимо от формы передачи информации - запланированной или спонтанной. Каждый контакт может стать источником информации, или открыть прежде не затрагиваемую журналистом социальную проблему. И её освещение, привлечение к ней общественного внимания сыграет на престиж и самой передачи, и на рейтинг канала. В ходе личных контактов спонтанные респонденты сами рассказывают о том, что их волнует, о чём говорят на службе, что происходит в цехе завода, офисе фирмы, семье.

Анализируя сюжеты региональных каналов, сравнивая их с видеоматериалами центральных, темы, поднимаемыми на тех и других, можно прийти к выводу, что преобладающее большинство центральных студий тяготеет к созданию программ «медиаориентированных» по своему характеру, то есть выполняющих пропагандистские, просветительские, развлекательные функции. В свою очередь множество региональных студий, тесно взаимодействуя со своей медиааудиторией, регулярно освещая темы социального контроля, социализации личности, определили стиль своих передач как «человекоцентрированный», то есть учитывающий мнение своих реципиентов. Помимо личных контактов журналистом активно используются технические способы связи, с помощью которых осуществляется интеракция между телезрителями и журналистами в малых городах. Почтовая связь, с одной стороны, самый консервативный, но с другой — самый постоянный коммуникативный канал. Старшее поколение людей, не освоившее компьютеры и Интернет, но при этом являющееся наиболее активной частью телеаудитории, засыпают телевизионные каналы письмами самого различного содержания.

Наиболее эффективно интеракция, взаимодействие телекоммуникатора и зрителя, в процессе которого неизбежно формируются новые образы мыслей и духовные установки, осуществляется во время телевизионного прямого г.фира. Прямой эфир - это реальная возможность решать проблемы как города в целом, так и отдельных личностей. Когда к ответственному чиновнику в прямом эфире обращаются с просьбой о помощи, ему, во-первых, существенно труднее отказать на глазах у многочисленной публики. Во-вторых, если он обещал помочь, ему будет трудно отказаться от своих слов, не исполнить обещанное и прослыть лжецом. Поэтому главным итогом прямого эфира становится то, что представитель исполнительной власти или какой-либо иной структуры начинает деятельность по устранению недостатков, на которые герою программы указали зрители. Журналист, подготовивший и ведущий передачу в режиме прямого эфира, активизировал медиапотребетелей, стимулировал их критическое и творческое мышление, предоставил возможность воздействовать на производство телевизионного продукта, дал им возможность влиять и корректировать телевизионную программу, подтолкнул к преобразованию культурной среды.

В процессе интерактивного общения журналист преобразует окружающую культурную среду и побуждает к тому же медиапотребителя, который в прямом эфире высказывает свою точку зрения, затрагивает проблему, требующую решения. Впоследствии корреспондент и зритель совместно осуществляют контроль над действиями по решению проблемы. В результате того же совместного творчества формируются новые социокультурные образцы внутри малого города, задаётся эмоциональный настрой медиапотребителей, привносятся изменения в культурную среду малого города.

Интервью - непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты не задавали вопросов компетентным людям, не обращались к участникам различных событий, не интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. На студиях малых городов, они появляются на экранах под личиной различных концепций и формируют не только имидж непосредственно телекомпании, но во многом определяют эмоциональную атмосферу города, формируют его культурную среду.

Информационный сюжет - наиболее распространённый жанр, используемый в новостях, являющихся основной передачей для большинства региональных телеканалов. Многие студии в малых городах страны специализируются только на изготовлении новостей. Каждая телекомпания имеет различные возможности по доступу к информации. У региональных телеканалов они значительно скромнее, вследствие ограниченности финансовых средств. На службе у крупных телекомпаний: вертолёты и спутники, медиакомпании малых городов — пользуются куда более скромной техникой. В то же время, в условиях малого города скрыть информацию от журналистов сложно. Поэтому, чаще всего интересная, порой скандальная информация приходит не со стороны официальных источников, а от знакомых, которых много. Определённые проблемы возникают при проверке добытых сведений. Важнейшим показателем профессионализма журналиста является получение им информации из первоисточников, коими зачастую являются государственные, муниципальные или частные коммерческие предприятия. Эти структуры далеко не всегда заинтересованы в афишировании определённых, нередко невыгодных, сведений.

Региональное телевидение набирает объемы вещания, качества подготовки и проведения передач и, что представляется чрезвычайно важным, привлечение в свою деятельность все большего числа горожан. Феномен «народных новостей» и «народного телевидения» становится нормативным пластом городской среды. Именно в этом направлении предполагаются перспективы развития культуроформирующей деятельности среды и тележурналистов.

Уровень востребованности канала впрямую зависит от качества его передач, как следствия образования журналистов. На сегодняшний день, так называемая «эра дилетантов» на региональных телеканалах завершается, тележурналисты приобретают высшее профессиональное образование, заканчивают специальные курсы повышения квалификации. Одновременно с ними на телестудиях появляются: монтажёры, операторы, режиссёры, редакторы и т.д.

Особое внимание местные телеканалы обращают на качество русского языка. В этом случае следует обратить особое внимание на язык тележурналистов, который - не просто средством общения, коммуникации, а он имманентен самой журналистской профессии, поскольку корреспондент доносит информацию до потребителя, то есть зрителя, слушателя преимущественно вербально - языковыми средствами. Но местный тележурналист и ведущий должны быть не только хранителями и трансляторами эталонного русского языка, их речь должна содержать стилистическую окраску, содержание специфических выражений, диалектизмов, топонимов, которые вольно или невольно используют корреспонденты на местах, что придаёт региональным новостям уникальность и вызывает особое доверие у слушателей.

Тележурналист оказывает существенное влияние и на языковую составляющую социокультурной среды города. Встречаясь ежедневно на телеэкране с одним и тем же корреспондентом, с продуктом его творческой деятельности (репортаж, интервью, новости), реципиент невольно попадает под влияние журналиста, в том числе привыкает и усваивает манеру и стиль речи, которую принимает за некий эталон. Зритель запоминает и цитирует отдельные слова и выражения (чаще всего остроты, удачные сравнения, меткие фразы) любимого телеведущего, делая их как бы уже общим достоянием, вводя их в речевую практику какого-то сообщества индивидуумов, тем самым обогащая языковую среду данной местности.

Следовательно, тележурналист выступает своего рода хранителем регионал!-ных особенностей говора (орфоэпических, лексических, стилистических и пр.), другими словами - культивирует язык и речь того населенного пункта, где вещает соответствующая телекомпания.

Перед региональными тележурналистами ставится задача, показать, что при соответствующем знании своей аудитории и высоком профессиональном уровне создателей информационной программы её рейтинг, а вместе с ним и доход от рекламы могут приблизиться к аналогичным показателям развлекательных программ. Непосредственно к техническому обеспечению телекомпаний подходит другой вопрос перспективного развития телевидения - интерактивное вещание.

Итак, перспективы развития культуроформирующей составляющей телевизионной журналистики зиждутся в областях технического усовершенствования студий малых городов, повышения профессионального уровня специалистов телевизионщиков, ведении прямого - интерактивного диалога с медиапотребителями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рыжов, Александр Вячеславович, 2010 год

1. Аграновский В.А. Вторая древнейшая: Беседы о журналистики. М., 1999

2. Аграновский В.А. Ради единого слова. М., 1978.

3. Азарин В.В. От замысла до экрана. М., 1995

4. Алянский Ю.А. Волки в городе. «Общая газета» №3, 1995

5. Андрунас Е.И. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991

6. Анимица Е.Г., Медведева И.А., Сухих В.А. Малые и средние города: научно-теоретические аспекты исследования. Воронеж, 2008

7. Анимица П.Е. О возможностях социально-экономического развития провинциальных городов. //Провинциальные города: экономика, экология, архитектура, культура. Пенза, 2003.

8. Анциферов Н.П. Книга о городе. Ч.З Жизнь города. Л., 1927.

9. Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л., 1996.

10. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992.

11. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1987

12. Багиров Э.М., Кацев И.В. Телевидение XX век. М., 1968

13. Баженова Г.Н. Культурная среда малого исторического города как социально-философская проблема. Дис. .канд. филос. Наук. М., 1998.

14. Беляев И.В. Спектакль без актёра. М., 1982

15. Богомолова H.H. Массовая коммуникация и общение. М., 1988

16. Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991

17. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1995

18. Большой Российский энциклопедический словарь. М., 2003

19. Борецкий Р. Н. Телевидение на перепутье. М., 1998

20. Борецкий Р.Н. Осторожно: телевидение. М., 2002

21. Борецкий Р.Н. Телевизионная программа. М., 1967

22. Бориснев C.B. Социология коммуникации. М., 2003

23. Брайант Дженнингз, Томпсон Сузан. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. М., 2004

24. Будина О.Г., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских. -М., 1998.

25. Бурковская М.О. Учебное пособие по интервьюированию. М., 2001

26. Бурлянд В.А., Володарская В.Е., Яроцкий A.B. Советская радиотехника и электросвязь в датах. M., 1975

27. Вартанов A.C. Актуальные проблемы телевизионного творчества.

28. Васильева JI.A. Делаем новости! М., 2003

29. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат: Учебное пособие. 4.2, СПб, 2003

30. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994

31. Вильчек В.Н. Под знаком ТВ. М., 1987

32. Власов A.B., Сементовская В.К. Деловое общение. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993

33. ВолекТ. Журналистская этика. СПб., 2002

34. Волкова В.Н. Книга в контексте диалога культур.// Русские старожилы. Тобольск-Омск, 2000.

35. Воспитательное пространство города: проблемы и перспективы взаимодействия: Материалы Регион, науч.-практ. конф., проходившей 17-18 окт. в г. Новокузнецке Под ред.: Грибоедовой Т.П. и др. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2003.

36. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Сенкевич М.П. Мастерство эфирного выступления. М., 1996

37. Глазычев B.JI. Городская среда М.,1994

38. Глазычев В.JI. Малый город: технология выживания и развития. //Свободная мысль.2003. №7.

39. Глазычев B.JI. От сельской культуры к урбанизации.// Культура в советском обществе. М., 1988

40. Голдовская М.В. Творчество и техника. М., 1986

41. Голядкин Н.В. ТВ-информация в США. М., 1995

42. Горохов П.К., Б.Л.Розинг основоположник электронного телевидения. М., 1964

43. Грабельных Т.Т. Концепция ментальности в закрытых социальных пространствах. М., Прометей, 2009.

44. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: Понятия и проблемы измерения. М., 1979

45. Гуревич П.С. Культурология. М., 2003.

46. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991

47. Демиденко Э.С. Урбанизация: концепции и политика городского развития. М. 1992.

48. Добровольский Е.Е. Основные направления научно-технического прогресса радиосвязи, радиовещания и телевидения. М., 1974

49. Дробашенко С.Н. Пространство экранного документа. М., 1986

50. Дубровский Э.С. Остановись, мгновенье! М., 1982

51. Дугин Е.М. Телевидение вчера, сегодня, завтра 89. М., 1988

52. Егоров В.В. Телевидение и власть. М., 1997

53. Егоров B.C. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999

54. Ерасов Б.С. «Социальная культурология» М., 2000

55. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1998.

56. Журналист и журналистика российской провинции. Опыт исследования. М., 1995

57. Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998

58. Законодательство Российско Федерации о средствах массовой информации. М., 1999

59. Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г. Ширяева A.A. Журналист: Российско-американские социологические исследования. М., 1998

60. Зверева Н.В. Школа регионального журналиста. М., 2003

61. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., 1999

62. Иванов В.Н., Сергеев В.К. Человек. Культура. Город. М., 2007.

63. Иванова Е.А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы /на примере Ростовской области/, диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности жураналистика, Р-н-Д., 2003

64. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003

65. Инджиев A.A. Универсальный справочник начинающего журналиста. Ростов н/Д, 2007

66. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., Логос, 2000.

67. Искусство разговаривать и получать информацию. Под ред. Лозовского Б.Н. М.

68. Исследования ВЦИОМ. Pro et Contra, №4.М., 2000

69. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.

70. Казаков A.A. Этика СМИ. М., 2003

71. Казарова Т.В. Введение в теорию культуры. М., 2004

72. Кармин A.C. Культурология. М.,2003

73. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Минск, 1995

74. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. Минск, 1°95

75. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001

76. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005

77. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности.//Вопросы философии. 1989. №5.

78. Коган М.С. Философия культуры. СПб., 1996

79. Колесов В.В.Язык города. М.: Высш. шк., 1991

80. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 2003

81. Коренной А.Н. Информация и коммуникация. Киев, 1986

82. Корконосенко С.Г. Печать, управление и самоуправление. Тула, 1992

83. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999

84. Кропотов Л.А.Журналистика на путях социологии: Учебное пособие. Свердловск, 1976

85. Кто есть кто в мире, под ред. Шалаевой Г.П. М., 2003

86. Кузин В.Н. Психологическая культура журналиста. СПб., 1997

87. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. М., 1985

88. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004

89. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М.,2003

90. Кулёв В.С. Деловая пресса России. М., 1996

91. Культурология XX век. Словарь. С-Пб., 1997

92. Лазарева Э. Речь ведущего на телевидении. Екатеринбург, 2000

93. Лазарева Э. Теле- и радиоречь как учебная дисциплина//Журналистское образование в XXI веке. СПб., 2000

94. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2006

95. Ланге Б.-П., Барон А. Мультимедиа как зеркало будущего информационного общества// Среда. 1996. - №5-6

96. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне. Перевод со шведского Лунгиной Л.З. Волгоград. 1992.

97. Лукина М.М. Технология интервью. М., 2003

98. Луньков Д.И. Наедине с соврмененником. М., 1987

99. Марахов В.Г. Гражданское общество в России: теории и стратегия формирования. СПб., 2002

100. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2004.

101. Массовая информация и коммуникация в современном мире. М., 1991

102. Медынский С.С. Компонуем кадр. М., 1992

103. Межкультурная коммуникация. Нижникй Новгород, 2001

104. Мелик-Пашаев A.A. Современный словарь справочник по искусству. М., 1999

105. Мельник Г.С. Журналист о себе и своей работе в условиях рынка. Системный анализ журналистской деятельности/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1994

106. Мельник Г.С. Масс-медиа. Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996

107. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005

108. Методологические основы изучения региональной печати. М., 1993

109. Методы журналистского творчекства. Под ред. В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, И.М. Дзялошнский и др. М., 1982

110. Миргородская Л.А. Особенности типологии стилей речевого общения на отечественном телевидении М., 2000

111. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. М., 2003.

112. Мониторинг информационных программ независимых региональных телекомпаний. Фонд общественное мнение. М., 1999.

113. Муратов С. А. ТВ эволюция нетерпимости. М., 2001

114. Муратов С.А. Встречная исповедь. М., 1988

115. Муратов С.А. Выносится на обсуждение. М., 1985

116. Муратов С.А. Диалог//Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983

117. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003

118. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М. 2004

119. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 199

120. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987.

121. Осинский В.Г. Телевизионная публика. СПб., 1992

122. Основы творческой деятельгности жуоналиста. Под ред. МС.Г. Корконосенко. СПб., 2000

123. Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, практика. М., 2000

124. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002

125. Перцик E.H. Среда человека: предвидимое будущее. М., 2009.

126. Плешаков JI. Интервью — начало всех начал. Профессия — журналист. 2000., №10

127. Поберезникова Е. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. М., 2004

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.