Разработка современных дизайн-объектов с применением трикотажа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Савельева, Александра Сергеевна

  • Савельева, Александра Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 352
Савельева, Александра Сергеевна. Разработка современных дизайн-объектов с применением трикотажа: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 2017. 352 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Савельева, Александра Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТРИКОТАЖ, ДИЗАЙН ТРИКОТАЖА И ТРИКОТАЖ В ДИЗАЙНЕ: СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА

1.1. Краткий обзор литературных источников и состояния

изученности проблемы

1.2. Термины и определения

1.2.1. Трикотаж

1.2.2. Дизайн

1.2.3. Трикотаж в дизайне

1.3. Истоки и основные положения технологии трикотажа

1.3.1. Ручное вязание

1.3.2. Машинное вязание

1.3.3. Переход от ремесла к дизайну

1.4. История и современность трикотажной одежды

1.4.1. Свитер как один из самых распространенных видов классической трикотажной одежды

1.4.2. Трикотажное платье: от классики к современности

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ПРИ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ

ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН

2.1. Художественные приемы построения композиции

2.2. Разнообразные графические приемы и их применение

в разных областях дизайна

2.2.1. Применение линейно-графических композиций в дизайне

на примере творчества Оттавио Миссони

2.2.2. Геометрические фигуры в узоре Аргайл и его использование

в разных областях дизайна

2.2.3. Значение модульных композиций в дизайне на примере

узора Пье Де Пуль

2.2.4. Возможности использования фактуры и текстуры трикотажного

полотна в художественном проектировании на примере узора Аран

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ТРИКОЖ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ И ВВЕДЕНИЕ ЕГО

В СОВРЕМЕННОЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ

3.1. Функциональное назначение трикотажного полотна

3.2. Особенности строения трикотажа и свойства, позволяющие использовать его при создании объектов сложной пространственной формы

3.3. Области применения трикотажа и его внешнего вида в дизайне

3.3.1. Применение трикотажного полотна в современном дизайне пространственной среды

3.3.2. Использование трикотажного полотна в промышленном дизайне

3.3.3. Стирание границы между искусством и дизайном на примере трикотажных арт- и дизайн объектов

3.3.4. Современные световые технологии и трикотаж

3.3.5. Проникновение внешнего вида трикотажа в современные

тенденции графического дизайна и графического дизайна в трикотаж

3.3.6. Трикотаж и фотография

Выводы по главе 3

ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ ТРИКОТАЖА В ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАДАЧАХ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

4.1. Особенности проектирования рисунков на трикотажном полотне, используя эффективные приемы графического дизайна

4.1.1. Разнообразие цветовых решений при использовании модульных композиций на трикотаже с кругловязальных машин

4.1.2. Формирование цветных рисунков в полотнах жаккардовых переплетений на плосковязальных автоматах

4.1.3. Разработка трикотажных полотен, опираясь на базовые приемы графического дизайна

4.1.4. рЯ-код как информационно-графический рисунок на трикотаже

4.2. Практические разработки на стыке трикотажа и графического

дизайна

4.2.1. Анализ построения модульной композиции - узор Пье де Пуль

4.2.2. Особенности проектирования фирменного знака

4.2.3. Комплексное графическое решение при разработке

фирменного стиля

4.2.4. Применение графических приемов при проектировании трикотажного плаката

4.3. Применение фотографических приемов для создания

фотоизображений трикотажного полотна

4.3.1. Фотоформы, трикотажные фотоформы, их особенности

и применение на практике

4.3.2. Графические эффекты в фотографии, полученные при помощи трикотажных структур

4.4. Использование трикотажа в арт-объекте

Выводы по главе 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка современных дизайн-объектов с применением трикотажа»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. В последние десятилетия трикотаж все активнее внедряется в самые разнообразные области дизайна, выходя за пределы классического применения - создания одежды. На современном этапе проектной культуры трикотаж усложняется по своей структуре, используются новые свойства данного материала. Тяготение дизайнеров к применению трикотажа становится все более очевидным благодаря тому, что трикотажное полотно демонстрирует широкий спектр возможностей материала, который за счет своих технологических особенностей позволяет решать сложные дизайнерские задачи. Очевидно, что отечественное дизайн-проектирование не может оставаться в стороне упомянутого процесса. Необходимо проанализировать описанное явление, систематизировать разрозненные факты, предложить приемы проектирования дизайн-объектов с применением трикотажа, и дать тем самым инструмент для отечественного дизайн-проектирования, позволяющий создавать высокотехнологичные объекты, выдерживающие самую серьезную конкуренцию на мировом рынке.

При анализе существующих классификаций видов дизайна были выделены базовые области дизайна, в которых трикотаж или его внешний вид используется чаще всего: средовой, промышленный (предметный) дизайн, арт-дизайн и графический дизайн.

Существующее понятие «Дизайн трикотажа» относится к дизайну костюма и данный термин не в состоянии охватить явление проникновения трикотажа и его внешнего вида в базовые области дизайна. В работе предлагается ввести термин «Трикотаж в дизайне» по аналогии с английским термином «Knitting design» с целью описания изучаемого явления. Данное понятие не является характеристикой самостоятельного вида дизайна, а лишь определяет место трикотажа в базовых областях дизайна.

Степень теоретической изученности темы. Вопросы расширения дизайн-направлений, анализ влияния одного вида дизайна на другой, взаимопроникновение средств художественного воздействия вызывают все более

пристальный интерес у теоретиков и практиков. Однако такой объект междисциплинарного взаимодействия как трикотаж, формирование которого происходит под влиянием различных областей дизайна, остается малоизученным. В рамках настоящей работы было выявлено значительное количество исследований, которые ориентированы лишь на технологию трикотажа, его историю и художественное проектирование рисунка полотна. Современных отечественных работ на междисциплинарном уровне обнаружено мало и незначительное количество исследований обращено к анализу форм объекта. В зарубежных исследованиях более подробно описано использование трикотажа в дизайне, но работ, которые включают широкий спектр дизайн-направлений немного. Влияние трикотажа на графический дизайн и графического дизайна на трикотаж рассматривается в исследованиях очень редко.

Целью настоящей работы является анализ современной практики дизайн-проектирования, в которой применяется трикотаж или его внешний вид, и разработка на данной основе объектов дизайна. Задачи исследования

1. Проанализировать современную практику создания дизайн-проектов, в которых используется трикотаж или его внешний вид.

2. Систематизировать дизайн-объекты разных областей дизайна, в которых применяется трикотаж.

3. Установить характеристики трикотажа, которые необходимо учитывать при проектировании дизайн-объектов.

4. Разработать дизайн-объекты на основе проведенного анализа.

Объектом исследования является трикотаж как материал, открывающий новые возможности в практике дизайн-проектирования. Проекты для анализа включались в рассмотрение при обзательном соблюдении следующих условий: проект опубликован в научных изданиях зарубежной или отечественной литературы; информация о проекте опубликована не менее 3-х раз в разных источниках; проект отвечает критериям профессиональных дизайн-объектов; дизайнер, который создал дизайн-объект, имеет официальный сайт; проект был

представлен на выставке международного уровня; дизайн-объект продается в крупных дизайн-галереях и магазинах; дизайн-проект применяется для оформления магазинов, витрин, выставочного пространства.

При разработке объектов дизайна автором применялись: серийно выпускаемые вязальные машины и автоматы; машинно-ориентированное программное обеспечение; наиболее распространенные виды переплетений и сырья.

Предметом исследования являются дизайн-объекты базовых областей дизайна (средового, промышленного, графического и арт-дизайна), в проектировании которых используется трикотаж или его внешний вид.

Границы исследования. Географические рамки исследования: Англия, Япония, Евросоюз (в первую очередь, Италия, как основной центр развития направления «трикотажа в дизайне»; это обусловлено тем, что Италия является одним из мировых лидеров трикотажной индустрии и дизайна). Хронологические рамки исследования обусловлены широким проникновением трикотажа в базовые области дизайна: нижняя граница соответствует времени всплеска интереса к трикотажу в середине XX века, а верхняя определяется 2016 годом, текущим годом завершения исследования. Технологические рамки исследования - кулирный и основовязаный трикотаж главных, производных, комбинированных, рисунчатых переплетений, однофонтурные и двухфонтурные машины.

Методы исследования. Теоретическое исследование заключалось в анализе существующих дизайн-проектов и изучении возможностей трикотажного оборудования и свойств трикотажа. Экспериментальные исследования сводились к проектированию и вязанию образцов трикотажа на машинах с механическими и электронными системами узорообразования, применялись компьютерные программы управления режимом вязания «Сирикс» и «М1+». При создании фотографических композиций с использованием внешнего вида трикотажа профессиональное фотооборудование (фотокамера Canon 50D, объектив Canon 1224mm, Tamron 70-200mm), световое оборудование (светодиодная LED лампа BOLING BL-2250), сканер HP DESKJET 25 46.

Научные результаты исследования

1. Определено понятие «Трикотаж в дизайне» и предложено ввести его в теорию и практику дизайна.

2. Установлены характеристики трикотажного полотна, которые дают возможность применять данный материал при проектировании широкого спектра дизайн-объектов.

3. Выявлена роль коэффициента соотношения плотностей трикотажа в формировании геометрического рисунка на полотне и методика учета этого параметра в создании информационного рисунка (рЯ-кода).

Научная новизна исследования.

1. Впервые изучено явление широкого проникновения трикотажа и использование его внешнего вида в дизайне.

2. Проведено комплексное изучение дизайн-объектов базовых областей дизайна, выполненных на основе трикотажа или его внешнего вида.

3. Введены в научный оборот термины: «Трикотажное граффити», «Трикотажный плакат», «Информационный узор», «Фотоформы», «Трикотажные фотоформы».

4. Созданы классификации дизайн-объектов по следующим направлениям: способы применения трикотажного полотна в дизайне пространственной среды; мебель, изготовленная с применением трикотажного полотна; трикотажные арт-объекты; форм сочетания световых технологий и трикотажа; виды ОЯ-кода; классификация фотоформ и трикотажных фотоформ.

5. Выявлены основные характеристики трикотажа, объясняющие широкое использование данного материала в дизайн-проектировании.

6. Сформулированы подходы, позволяющие без искажения переносить графический рисунок на трикотажное полотно и считывать с полотна закодированную информацию.

7. Систематизирован и введен в научный оборот изобразительный материал, отражающий проникновение трикотажа и его внешнего вида в базовые области дизайна.

Практическая значимость исследования выражается в создании дизайн-проектов на стыке разных областей дизайна по направлениям: Особенности проектирования рисунков на трикотажном полотне, используя эффективные приемы графического дизайна; проникновение внешнего вида трикотажа в графический дизайн. Методика перенесения графических объектов на полотно без искажения рисунка при механических и электронных системах узорообразования; принципы использования модульных композиций при проектировании жаккардовых рисунков; правила формирования считываемого вязаного QR-кода; приемы использования трикотажа в фотографии, рекламном плакате и фирменном стиле рекомендованы дизайнерам-практикам в качестве справочного материала. Они включены в курсы лекций для студентов направлений 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» (дисциплины «Графическое проектирование», «Общая композиция» и «Технология тикотажа»), 54.03.01 «Дизайн» (дисциплины «Графический дизайн в рекламе», «Проектирование», «Искусство фотографии») СПбГУПТД и изложены в двух учебных пособиях.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку:

- на Международной научно-практической конференции «Дизайн и медиатехнологии: история, теория, образование и бизнес», СПб. (2016);

- на Первой международной научной конференции «Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика», СПб. (2016);

- на Международной научно-практической конференции «Графический дизайн: история и тенденции современного развития», СПб. (2016, 2017);

- на Петербургском текстильном коллоквиуме (2015);

- на Всероссийских научных конференциях молодых ученых «Инновации молодежной науки» СПб. (2012, 2013, 2015, 2016, 2017);

- на Международной выставке-конкурсе молодых дизайнеров «Поколение Next», СПб. (2015, 2016, 2017);

- на Международных летних практиках и семинарах в Свободном университете Боцен-Больцано, Италия (2010, 2013, 2014, 2015, 2016);

- на Международной выставке «Диалог», СПб. (2013, 2016, 2017), Иматра, Финляндия (2015, 2017);

- на выставке «Фотомодуль», СПб. (2010);

- на расширенном заседании кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа СПбГУПТД (2015, 2016, 2017).

Публикации. Материалы диссертации отражены в 22 публикациях, из них 4 статьи в рецензируемых журналах, входящих в «Перечень...» ВАК РФ, 2 учебных пособия и монография.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы из 250 наименований, 1 приложения. Диссертация имеет 197 стр. текста основного содержания, включает 245 рисунков на 78 страницах, 46 таблиц на 27 страницах, библиографический список на 19 страницах, приложение на 31 страницах. В приложении представлены акты внедрения, дипломы участника и лауреата выставок, конкурсов.

ГЛАВА 1. ТРИКОТАЖ, ДИЗАЙН ТРИКОТАЖА И ТРИКОТАЖ В ДИЗАЙНЕ: СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА

1.1. Краткий обзор литературных источников и состояния изученности

проблемы

Проведенный анализ показал, что научных работ, посвященных трикотажному дизайну, а именно применению трикотажа и использованию его внешнего вида в базовых областях дизайна сравнительно немного. В рамках изучения данного направления были проанализированы научные труды двух областей: трикотажа и дизайна. Научной литературы в междисциплинарном контексте представлено совсем незначительное количество, в особенности на русском языке.

В зарубежных исследованиях более подробно изучено направление «Трикотаж в дизайне», но работ, которые включают широкий спектр, дизайн-направлений немного. Крупным исследователем в данной области является Брэдли Куин (Bradley Quinn) [1]. В его работах представлены самые разнообразные направления по применению трикотажа в разных сферах. Другие исследования рассматривают более узкие области применения трикотажа. Важными работами в области использование трикотажа в дизайне костюма являются исследование Санди Блак (Sandy Black) и Карла Брауна (Carl Brown) [2], [3]. В трудах Сарах Браддок Кларке (Sarah Braddock Clarke) и Марии Омахони (Maria O 'Mahony) большое внимание сосредоточено на инновационной одежде и аксессуарах, объектах для активных видов спорта [4]. Применение инновационного трикотажа в пространственной среде, интерьере, промышленном и арт-дизайне данными авторами представлено кратко. Использование трикотажа и его внешнего вида в средовом дизайне описывается в научной работе «Архитектурный текстиль» (Textile architecture) Сильвии Крюгер (Sylvie Krüger) [5]. Иллюстративное представление проектов современных дизайнеров и

художников, работающих с трикотажем в области арт-дизайна, можно встретить в периодических профессиональных и популярных изданиях, каталогах выставок последних лет. Наиболее значимыми работами в области арт-дизайна в настоящей работе являются исследование «Мягкий дом между искусством и дизайном» (The soft house between art and design) Беппе Финесси (Beppe Finessi) и выставка «Прямой удар слева» (Dritto roverscio), которая была организована Триенале дизайн музеем, в Милане [6], [7]. Научные труды данного направления немногочисленны как в России, так и за рубежом. Влияние трикотажа на графический дизайна и графического дизайна на трикотаж рассматривается в исследованиях очень редко. В области взаимодействия фотографии и трикотажа следует отметить труды Ф. Теллие Луоманье (Francoise Tellier-Loumagne) [8].

Технология и история трикотажа. Довольно большое количество исследований направлено на изучение проблем технологии и истории трикотажного производства, которые представлены в исследованиях А. С. Далидовича, И. И. Шалова, Л. А. Кудрявина, О. И. Марисовой, А. В. Труевцева, В. А. Агапова, Е. А. Цейтлина, Ж. Спенсера (D. J. Spenser) [9]-[11], [63], [64].

Вопросы терминологии. Для поиска нового понятия, позволяющего описать широкое использование трикотажа в разных областях дизайна, были проанализированы разнообразные терминологические словари, русские, английские, немецкие, в которых встречаются термины описывающие трикотаж в дизайне. В работе использовался словарь в области дизайна Минервина, словарь текстильных терминов Т. И Исаевой, русско-английский словарь справочник по трикотажному производству авторов А. В. Труевцева, Н. А. Куц, П. А. Скибенко, словарь текстильных терминов А. А Ерусалимской, немецкий терминологический словарь, словари по текстильным узорам и другие [12]-[17].

Исследования по отдельным брендам и именам дизайнеров. Некоторые проблемы освещены в исследованиях, посвященых таким брендам и именам известных дизайнеров, как O. Миссони, Бенеттон, Прингл, К. Шанель, С. Делане, С. Рикель, Э. Скиапарелли, А. МакКуин, К. Диор, Calzedonia group, и многих других [18]-[27].

Вопросы композиции в трикотаже. Проблемы, посвящённые художественному проектированию трикотажных изделий, описаны в исследованиях А. А. Нешатаева, Г. М. Гусейнова, Ю. Е. Музалевской [28]—[30].

Теория дизайна. В настоящем исследовании важным представляется и обращение к исследованиям по теории дизайна и вопросам фотографии. Проблемы дизайна освещены в большом количестве исследований, но лишь некоторые из них были важны для настоящей работы. Исследования В. Л. Глазычева, В. Ф. Рунге, Е. В. Черневич, В. Папанека освещают основы и методологию в дизайне [31]—[34].

Вопросы основ композиции в дизайне. Несмотря на множество зарубежных и отечественных исследований в области основ композиции, в настоящей работе проблемы основ композиции в дизайне опираются на исследования О. И. Голубевой, В. Б. Устина, В. И. Лесняка [35]-[37]. Отмеченные исследования содержат богатый иллюстративный материал и логическую структуру изложения информации, которые позволили выявить наиболее эффективные графические приемы.

Проблемы шрифтов и типографики. Шрифт и типографика являются важной составляющей графического дизайна. В рамках настоящего исследования было обращено внимание на работы В. Кричевского, Э. Рудера, Р. Бринхерста, Дж. Феличи [38]—[41].

Вопросы проектирования товарных знаков. Существует большое разнообразие зарубежной и отечественной литературы по проектированию товарных знаков. Для настоящей работы интерес представляют исследование С. И. Серова, который проводит анализ отечественных товарных знаков и исследование М. Эвами, в котором автор представляет классификацию знаков мировых брендов [42], [43]. Данная классификация позволила разработать новую классификацию с выявлением эффективных графических приемов. Отдельных исследований по проектированию товарных знаков по направлению трикотаж автором не были выявлены. Стоит отметить, что товарные знаки данной области

можно встретить в каталогах товарных знаков в разделе «модные бренды и магазины».

Проектирование модульных сеток. Исследования А. Херлберта [40], Дж. Мюллера-Брокмана, В. В. Лаптева представляют интерес с точки зрения многогранного использования модульных структур и сеток в графическом дизайне при построении знаков, плакатов, журналов, книг [44]-[46].

Вопросы фотографии рассматривались в рамках применения фотографии в графическом дизайне и абстрактной фотография. Данные вопросы фотографии рассмотрены в исследовании А. Р. Дягтерева, А. Н. Фоменко [47], [48]. Исследований в области фотографии, которая описывает разнообразные проекты или взаимосвязь фотографии и трикотажа авторами не было выявлено. Следует лишь отметить работу Ф. Теллие Луоманье «Арт вязание» (The Art of Knitting), в которой представлено создание фотоизображений с использованием трикотажа. Работа содержит большое количество иллюстративного материала, демонстрирующее необычную взаимосвязь фотографии и трикотажа. Роль фотографии трикотажа в моде отражено в творчестве известных фотографов Хорст Пауль Хорст (Horst Paul Horst), Ирвин Пенн (Irving Penn), Георгий Гойнинген-Гюне (George Hoyningen-Huene), Оливьеро Тоскани (Oliviero Toscani) [49]-[52].

Новые направления по технологии и дизайну трикотажных полотен и изделий были рассмотрены в периодических изданиях: Knitting International и Курьер. Легкая промышленность [53], [54].

Подавляющее большинство упомянутых исследований, если и затрагивает вопросы трикотажа в дизайне, то лишь в некоторых аспектах или выборочно по определенным областям дизайна. Специальных исследований, посвященных всестороннему системному освещению проблемы - применению трикотажа и трикотажных структур в дизайне и рассмотрение дизайн-объектов по базовым областям дизайна (средовой дизайн, промышленный, световой, арт-дизайн и графический дизайн), практически нет. Классификаций по дизайн-объектам

базовых областей, спроектированных на основе трикотажного полотна, автором не было выявлено.

Перечисленные выше работы имеют узкую направленность. Рассмотренные и проанализированные исследования позволяют по частям собрать необходимую информацию. Каждый параграф в диссертации имеет отсылку на литературные источники самых разных областей дизайна или технологии. Проведенный анализ источников по теме диссертации позволил выявить особенности базовых областей дизайна и собрать материал для всестороннего освещения поставленной в диссертации проблемы.

1.2. Термины и определения 1.2.1. Трикотаж

В конце XX и XXI веков «появляются новые принципы формообразования объектов, которые требуют для своего воплощения других, более пластичных материалов, не нуждающихся в сложных приемах конструирования и моделирования» [55]. Не каждый традиционный материал способен подчеркнуть и приобрести плавную, изгибаемую форму. Пожалуй, лишь трикотаж обладает такими удивительными свойствами. Трикотаж используется там, где необходимо обеспечить облегание формы, изгибание и пластичность объекта. В этом случае свойства трикотажа уникальны и незаменимы. Благодаря новейшим технологиям появились изделия, получаемые на вязальных автоматах целиком, без применения швейных операций (так наз. «технология цельновязания»). Поэтому дизайн трикотажного изделия является неотъемлемым компонентом создания программы вязания: после завершения вязания в таком производстве фасон и размер изделия изменить уже невозможно. При этом стирается грань между серийным и индивидуальным изготовлением изделия, так как размер, цвет и пропорции деталей изменяются практически «нажатием одной кнопки».

Трикотаж до XX века, в основном, использовался для изготовления чулочно-носочных изделий и нижнего белья, но взаимодействие трикотажа и дизайна происходило уже с появлением самых первых трикотажных изделий. Для понимания данного вопроса и выявления взаимосвязи трикотажа и дизайна большую пищу для размышлений дает анализ определений термина трикотаж. Слово «трикотаж» является заимствованным из французского языка (tricotage или tricoter) и переводится как «вязаные изделия», «вязанье» или «вязать» [56]. В «Большой советской энциклопедии» дается следующее определение этому слову: «Трикотаж - это вязаное изделие или полотно, полученное из одной или многих нитей путем образования петель, взаимно переплетающихся между собой» [57]. Из вышесказанного следует, что трикотажем может являться как полотно, так и любое изделие, выполненное с применением трикотажного полотна.

Изучая литературу по проектированию трикотажа, мы чаще всего сталкиваемся с описанием технологических параметров, с процессом вязания трикотажного изделия и с декорированием полотна разнообразным узором. Например, при проектировании чулочно-носочных изделий недостаточно знать, что данный носок будет связан каким-то способом. Мы, в первую очередь, продумываем функциональное назначение носка. Интересно отметить, что с течением времени изменяются функции объекта, и эти особенности необходимо учитывать при проектировании новых дизайн-объектов. Исходя из функционального предназначения, создается форма, продумывается рисунок и его цветовое решение. Существуют огромные возможности по созданию рисунка и формы носка, что дает большое поле деятельности в дизайн-проектирование. Перечисляя особенности, такие как функциональное назначение, форма и рисунок, которые важны при проектировании трикотажа, необходимо отметить, что этот процесс имеет очень тесную связь с дизайном в целом.

17

1.2.2. Дизайн

Дизайн - это проектная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, пространственной и социально-культурной сфер [12]. На рубеже XX и XXI веков слово «дизайн» используется повсеместно и является модным дополнением к любому названию. Все больше и больше появляется разнообразных видов дизайна. Под термином виды дизайна понимается специфические формы специализации дизайнерской деятельности, отличающиеся предметом проектирования, целями и методами работы и ее конечным результатом. На сегодняшний день существуют различные классификации видов дизайна, но базовая классификация включает следующие направления: промышленный, средовой и графический дизайн (табл. 1.1) [12]. Разнообразные виды дизайна имеют своё четкое предназначение. В свою очередь каждый из видов содержит в себе подвиды и направления.

Таблица 1.1 - Базовые виды дизайна

Промышленный дизайн

Предметный Индустриальный

Средовой дизайн

Экстерьерный Интерьерный Выставочный Ландшафтный

Графический дизайн

Полиграфический Шрифтовой Дизайн упаковки Информационный

Промышленный дизайн. Проектная деятельность, основная цель которой состоит в разработке образцов дизайн-изделий функционального назначения, которые изготавливаются промышленными методами, а именно с использованием машинного производства [12]. Промышленный дизайн подразделяется на предметный и индустриальный дизайн. Предметный дизайн проектирует мебель, бытовую технику, одежду, обувь и посуду (рис. 1.1). К индустриальному дизайну относятся направления машиностроения и станкостроения. Промышленный дизайн создает самые разнообразные объекты от иглы до самолета.

Средовой дизайн. Основные функции данного направления - дизайн интерьера и открытых пространств различного назначения. Включает в себя различные направления организации пространства: экстеръерный дизайн, интерьерный дизайн, выставочный дизайн, ландшафтный дизайн (рис. 1.2). Промышленный дизайн наряду с изделиями средового дизайна являются ключевыми направлениями в формировании предметно-пространственной среды [12].

Графический дизайн. Под графическим дизайном понимается художественно-проектная деятельность, основным средством которой служит графика. Ее целью является наглядное представление информации, предназначенное для массового распространения по средствам полиграфии, кино, телевидения, создание графических элементов предметной среды и изделий [12]. На сегодняшний день существуют самостоятельные направления графического дизайна, такие как полиграфический, шрифтовой, информационный и дизайн упаковки (рис. 1.3). Эти направления уже специализированно работают в определенных областях графики.

Арт-дизайн. Одной из линий современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием и высоким искусством, является арт-дизайн. Объекты арт-дизайна - это демонстрационно-выставочные экспонаты, но представляющие собой не произведения изобразительного или декоративного искусства, а декоративные образы знакомых по визуальным признакам вещей: одежды, головных уборов, посуды, мебели, светильников и т. д., преобразованных фантазией художника. В своем большинстве они мало рассчитаны на практическое использование, поскольку их утилитарные функции завуалированы, отстранены или вообще сняты авторами [58].

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Савельева, Александра Сергеевна, 2017 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Quinn, B. Textile future: Fashion, Design and Technology / B. Quinn. - Oxford: Berg, 2010. - 307 p.: ill.

2. Black, S. Knitwear in fashion / S. Black. - London: Thames & Hudson, 2005. - 192 p.: ill.

3. Brown, C. Knitwear design / C. Brown. - London: Laurence King, 2013. - 208 p.: ill.

4. Braddock-Clarke, S. E. Techno textiles 2 / Sarah E. Braddock-Clarke, M. O'Mahony. - New York: Thames and Hudson, 2006. - 208 p.: ill.

5. Krüger, S. Textile architeсture / S. Krüger. - Berlin: Jovis Verlag GmbH, 2009. - 224 p.: ill.

6. Finessi, B. La casa morbida: tra Arte e design / B. Finessi. - Mantova: Corraini, 2014. - 155 p.: ill.

7. Dritto rovescio: intrecci di fili tra arte, design e creativita di massa: catalogo della Mostra. - Milano: Electa, 2009. - 127 p.: ill.

8. Tellier-Loumagne, Fr. The Art of Knitting: Inspirational Stitches, Textures and Surfaces / Fr. Tellier-Loumagne, S. Black. - London: Thames & Hudson, 2005. - 320 p.: ill.

9. Далидович, А. С. Теория переплетений и анализ трикотажа. Ч. 1. - М.: Гизлегпром, 1933. - 115 с.

10. Марисова, О. И. Трикотажные рисунчатые переплетения / О. И. Марисова. -М.: Легкая индустрия, 1970. - 256 с.: ил.

11. Труевцев, А. В. Краткий курс истории текстильной техники / А. В. Труевцев, В. А. Агапов. - СПб.: СПГУТД, 2005. - 126 с.: ил.

12. Дизайн: основные положения, виды дизайна, особенности дизайнерского проектирования, мастера и теоретики: иллюстрированный словарь-справочник / под общ. ред. Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 283 с.: ил.

13. Исаева, Т. И. Словарь текстильных терминов для студентов творческих направлений: учеб. пособие / Т. И. Исаева. - СПб.: СПГУТД, 2011. - 158 с.: ил. URL: http://publish.sutd.ru/tp ext inf publish.php?id=2975, по паролю (дата обращения: 07.12.16).

14. Труевцев, А. В. Русско-английский словарь-справочник по трикотажному производству: учеб. пособие / А. В. Труевцев, Н. А. Куц, П. А. Скибенко. - СПб.: СПГУТД, 2007. - 92 c.: ил.

15. Иерусалимская, А. А. Словарь текстильных терминов / А. А. Иерусалимская. -СПб.: Государственный Эрмитаж, 2005. - 95 с.: ил.

16. Denninger, F. Textil- und Modelexikon. Band 1: A-K. Band 2: L-Z / F. Denninger, E. Giese. - Frankfurt am Main: Deutscher Fachverlag, 2006. - 864 s.: ill.

17. Baugh, G. The fashion designers Textile directory: a guide to fabrics' properties, characteristics, and garment-design potential / G. Baugh. - New York: Barron's Educational Series, 2011. - 320 p.: ill.

18. Noe, P. Workshop Missoni: daring to be different / P. Noe. - Roma: Gangemi, 2009. - 93 p.: ill.

19. Benetton: l'mpresa della visione / P. Cesaretti, L. Pollini, P. Leodi, U. Volli. -Azzano San Paolo: Bolis; Milano: Salani, 2012. - 346 p.: ill.

20. Barty-king, H. Pringle of Scotland and Hawick knitwear story / H. Barty-king. -London: JJG, 2006. - 195 p.: ill.

21. Charles-Roux, E. The World of Coco Chanel: Friends, Fashion, Fame / E. Charles-Roux. - London: Thames & Hudson, 2005. - 384 p.: ill.

22. Sonia Delaunay: atelier simultané 1923-1934 / A. Malochet [et al.]. - Milano: Mazzotta, 2002. - 139 p.: ill.

23. Rykiel, S. Dictionnaire déglingué / S. Rykiel. - Paris: Flammarion, 2011. - 136 p.: ill.

24. Эльза Скиапарелли: официальный сайт. URL: http://www.schiaparelli.com/en/home (дата обращения: 05.10.2015).

25. Knox, K. Alexander McQueen: Genius of generation / K. Knox. - London: A&C Black Publishers, 2010. - 128 p.

26. Pochna, M. F. Christian Dior / Marie-France Pochna. - Paris: Assouline, 1996. - 79 p.: ill.

27. Calzedonia: официальный сайт. URL: http://ru.calzedonia.com/ (дата обращения: 05.10.2015).

28. Нешатаев, А. А. Художественное проектирование трикотажных полотен / А. А. Нешатаев, Г. М. Гусейнов, Г. Г. Савватеева. - М.: Легпромбытиздат, 1987. - 272 с.: ил.

29. Композиция костюма: учеб. пособие / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова [и др.]. - М.: Академия, 2003. - 432 с.: ил.

30. Музалевская, Ю. Е. Композиция текстильного рисунка: учеб. пособие / Ю. Е. Музалевская. - СПб.: СПГУТД, 2015. - 105 с.: ил.

31. Глазычев, В. Л. O дизайне: очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. - М.: Искусство, 1970. - 191 с.

32. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. - М.: M3 Пресс, 2005. - 368 с.

33. Черневич, Е. В. Язык графического дизайна / Е. В. Черневич. - М.: ВНИИТЭ, 1975. - 131 с.: ил.

34. Папанек, В. Дизайн для реального мира: пер. с англ. / В. Папанек. - М.: Д. Аронов, 2004. - 416 с.: ил.

35. Голубева, О. Л. Основы композиции / О. Л. Голубева. - М.: Искусство, 2004. -120 с.: ил.

36. Устин, В. Б. Композиция в дизайне: методические основы композиционно -художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие / В. Б. Устин. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 239 с.: ил.

37. Лесняк, В. И. Графический дизайн / В. И. Лесняк. - М.: IndexMarket, 2011. -416 с.: ил.

38. Крический, В. Г. Типографика в терминах и образах. Том 1 / В. Г. Крический. -М.: Слово, 2000. - 144 с.: ил.

39. Рудер, Э. Типографика: руководство по оформлению / Э. Рудер. - М.: Книга, 1982. - 286 с.: ил.

40. Брингхерст, Р. Основы стиля в типографике / Р. Брингхерст. - М.: Д. Аронов, 2006. - 430 с.: ил.

41. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Дж. Феличи. - БХВ-Петербург, 2014. - 474 с.: ил.

42. Серов, С. И. Графика современного знака / С. И. Серов. - М.: Линия График, 2005. - 408 с.: ил.

43. Evamy, M. Logotype / M. Evamy, S. Evamy. - London: Laurence King, 2012. - 336 p.: ill.

44. Херлберт, А. Сетка: модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг / А. Хёрлберт. - М.: Книга, 1984. - 98 с.: ил.

45. Müller-Brockmann, J. Grid Systems in Graphic Design / J. Müller-Brockmann. -Zurich: Niggli, 1981. - 176 p.: ill.

46. Лаптев, В. В. Модульные сетки: проектирование многополосных изданий / В. В. Лаптев. - М.: Аватар, 2009. - 208 с.: ил.

47. Дегтярёв, А. Р. Фотокомпозиция: средства, формы, приёмы / А. Р. Дегтярёв. -М.: ФАИР, 2009. - 272 с.: ил.

48. Фоменко, А. Н. Монтаж, фактография, эпос: производственное движение и фотография: монография / А. Н. Фоменко. - СПб.: СПбГУ, 2007. - 374 с.: ил.

49. Хорст Пауль Хорст: официальный сайт. URL:

http : //www. horstphorst. com/index.php (дата обращения: 14.10.2015).

50. Kitamura, M. Pleats Please: Issey Miyake / M. Kitamura. - Köln: Taschen, 2012. -576 p.: ill.

51. Ewing, W. A. The Photographic Art of Hoyningen-Huene / W. A. Ewing. - New York: Thames & Hudson, 1998. - 248 p.: il.

52. Salvemini, L. P. Benetton - Toscani: storia di una avventura, 1984-2000 / L. P. Salvemini. - Azzano San Paolo: Bolis, 2002. - 166 p.: ill.

53. International Textile: журнал. - М.: ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА, 2012 - 2016.

54. Легкая промышленность. Курьер: журнал. - М.: КурьерИнформ, 2012 - 2016.

55. Берман, Е. А. Технология декорирования и дизайн трикотажных изделий для мелкосерийного производства: дис. ... канд. техн. наук: 17.00.06 / Елена Александровна Берман; ИГТУ. - Иркутск, 2010. - 220 с.

56. Мюллер, В. К. Англо-русский словарь: современная редакция: 180 000 слов и словосочетаний / В. К. Мюллер. - М.: ЮНВЕС, 2005. - 2106 с.

57. Рачицкая, Е. И. Моделирование и художественное оформление изделий из трикотажа / Е. И. Рачицкая, В. И. Сидоренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 416 с.

58. Медведев, В. Ю. О системе категорий композиции в дизайне / В. Ю. Медведев // Вестник СПГУТД. Сер. 2. Искусствоведение. Филологические науки. - 2010. -№ 1. - С. 3 - 14.

59. Рымашевская, Э. Л. Немецко-русский и русско-немецкий словарь / Э. Л. Рымашевская. - М.: Рус. яз., 1991. - 936 с.

60. Минченков, А. Г. Когниция и эвристика в процессе переводческой деятельности. - СПб.: антология, 2007. - 256 с.

61. Tompkins, E. Science of knitting / E. Tompkins. - New York: John Wiley and sons, 1914. - 330 p.: ill.

62. Кашина, Н. Ю. Проектирование вязаных георешеток с заданными эксплуатационными свойствам: дис. ... канд. техн. наук: 05.19.02 / Наталья Игоревна Кашина; СПГУТД. - Санкт-Петербург, 2014. - 172 с.

63. Цейтлин, Е. А. Очерки истории текстильной техники / Е. А. Цейтлин. - Л.: Гизлегпром, 1941. - 464 с.: ил.

64. Spencer, D. J. Knitting technology: a comprehensive handbook and practical guide to modern day principles and practices / D. J. Spencer. - Oxford; New York: Pergamon Press, 1989. - 357 p.: ill.

65. Далидович, А. С. О направлении в развитии техники трикотажного производства / А. С. Далидович // Текст. пром-сть. - 1960. - № 8. - С. 17 - 18.

66. Vibram Fivefingers: официальный сайт. URL: http://www.vibramfivefingers.it/ (дата обращения: 07.10.2015).

67. Sissons, J. Knitwear / J. Sissons. - Lausanne: AVA, 2010. - 175 p.: ill.

68. Lambert, G. A. The Taxonomy of Sweater Structure and Their Origins: M. Sc. Thesis / G. A. Lambert. - Raleigh: North Carolina State University, 2002. - 168 p.: ill.

69. Dyer, L. The swimsuit / L. Dyer. - London: Carlton, 2007. - 304 p.: ill.

70. English, B. Japanese fashion designers: the work and Influence of Issey Miyake, Yohji Yamamoto and Rei Kawakubo / B. English. - New York: Berg, 2011. - 192 p.: ill.

71. Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 232 с.: ил.

72. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - СПб.: Оникс. Мир и образование, 2008. - 735 с.

73. Савельева, А. С. Применение линейно-графических композиций в разных областях дизайна на примере творчества Оттавио Миссони / А. С. Савельева // Дизайн. Материалы. Технология. - 2015. - № 2. - С. 25 - 28.

74. Клее, П. Педагогические эскизы / П. Клее. - М.: Д. Аронов, 2005. - 55 с.: ил.

75. Buxbaum, G. Icons of fashion: the 20th Century / G. Buxbaum, A. Affaticati. -Munich: Prestel, 2006. - 192 s.: ill.

76. Хольцхай, М. Виктор Вазарели: 1906-1997: чистое видение / М. Хольцхай. -М.: Арт-родник, 2006. - 96 с.: ил.

77. Angus, E. The Fashion Dictionary: a Visual Resource for Terms, Techniques and Styles / E. Angus, M. Baudis, P. Woodcock. - London: Carlton, 2015. - 352 p.: ill.

78. Pringle of Scotland: официальный сайт. URL:

http://brand. pringlescotland.com/heritage/ (дата обращения: 05.08.2015).

79. Кудрявин, Л. А. Основы технологии трикотажного производства: учеб. пособие для вузов / Л. А. Кудрявин, И. И. Шалов. - М.: Легпромбытиздат, 1991. -496 с.: ил.

80. Burlington: официальный сайт. URL: http://www.burlington.de/gb/ (дата обращения: 03.08.2015).

81. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. - М.: Д. Аронов, 2014. - 96 c.: ил.

82. Ричард Бекетт: официальный сайт. URL:

http://www.richard-beckett.com/pringle-3d-fabrics.html (дата обращения: 24.08.2015).

83. Dezeen: официальный сайт. URL: http: //www.dezeen.com/2014/05/04/atelier-oi-pringle-of-scotland-shop-china/ (дата обращения: 06.08.2015).

84. Большая советская энциклопедия / гл. ред. С. И. Вавилов. - 2-е изд. - М.: БСЭ, 1952. - Т. 13. - 669 с.: ил.

85. Marimekko: Fabrics, Fashion, Architecture / ed. M. Aav. - New Haven; London: Yale University Press, 2004. - 336 p.: ill.

86. Савельева, А. С. Применение модульных композиций в разных областях дизайна на примере узора Пье де Пуль / А. С. Савельева, В. В. Лаптев // Дизайн. Материалы. Технология. - 2016. - № 2. - С. 26 - 29.

87. Dunbar, J. The Costume of Scotland / J. Dunbar. - London: Batsford, 1981. - 212 p.: ill.

88. Matos, M. Miss Dior - Decoding a Bottle of Love / M. Matos. URL: http://www.fragrantica.com/news/Miss-Dior-Decoding-a-Bottle-of-Love-4704.html (дата обращения: 25.11.2014).

89. Ле Корбюзье. Модулор ... / Ле Корбюзье; пер. с франц. Ж. С. Розенбаума; науч. ред. В. Г. Калиш. - М.: Стройиздат, 1976. - 239 с.: ил.

90. FASAD NEWS: новости фасадного рынка: официальный сайт. URL: http: //www. fasadnews. ru (дата обращения: 27.11.2014).

91. Полли Апфельбаум: официальный сайт. URL: http://www.pollyapfelbaum.com (дата обращения: 26.11.2014).

92. Elliot, S. Knit: Innovation in Fashion, Art, Design / S. Elliot. - London: Laurence King, 2015. - 240 p.: ill.

93. Музей аранских свитеров: официальный сайт. URL: http://www.clanarans.com/clan-aran-sweaters (дата обращения: 07.05.2015).

94. Савельева, А. С. Узор аран и возможности его применения в дизайне / А. С. Савельева // Дизайн. Материалы. Технология. - 2015. - № 4. - С. 34 - 37.

95. Исаева, Т. И. Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля: монография / Т. И. Исаева. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 117 с.

96. Труевцев, А. В. Англо-русский словарь-справочник по трикотажному производству / А. В. Труевцев, Н. А. Куц. - СПб.: СПГУТД, 2005. - 119 с.

97. Йохана Ку: официальный сайт. URL: https://johanku.co.uk/ (дата обращения: 07.05.2015).

98. Ксио Ли: официальный сайт. URL: http://xiao-li.co.uk/ (дата обращения: 07.05.2015).

99. Porter, M. Hand-knit Your Home: 30 knitted projects for a modern home / M. Porter. . - London: Cico books, 2013. - 129 p.: ill.

100. Рейчел Денни: официальный сайт. URL: http://www.racheldenny.com/ (дата обращения: 09.05.2015).

101. Чапургина, Т. М. Застывшая динамика: альбом / Т. М. Чапургина. - СПб.: Любавич, 2012.- 319 c.: ил.

102. Далидович, А. С. Теория переплетений и анализ трикотажа. Ч. 2. - М.: Гизлегпром, 1934. - 298 с.

103. Далидович, А. С. Основы теории вязания: учебник / А. С. Далидович. - М.: Гизлегпром, 1948. - 423 с.: ил.

104. Торкунова, З. А. Испытания трикотажа / З. А. Торкунова. - 2-е изд., перераб. - М.: Легпромбытиздат, 1985. - 200 с.: ил.

105. Ровинская, Л. П. Место двухслойного трикотажа в свете современных подходов к классификации кулирных переплетений / Л. П. Ровинская, А. В. Труевцев, В. В. Косьмина // Изв. высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. - 2014. - № 4(26). - С. 70 - 72.

106. Труевцев, А. В. Трикотаж / А. В. Труевцев. - СПб: СПГУТД, 1995. - 100 с.

107. The dimensional properties of knitting wool fabrics. Part II / J. J. F. Knapton, F. J. Ahrens, W. W. Ingenthron, W. Fong // Textile Research Journal. - 1968. - Vol. 38, № 10. - P. 1013 - 1026.

108. Кобляков, А. И. Структура и механические свойства трикотажа / А. И. Кобляков. - М.: Легкая индустрия, 1973. - 24 с.

109. Gregor. Шарф-календарь [Видеозапись]. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=ilYY0NmHMiU (дата обращения: 09.05.2015).

110. Труевцев, А. В. Пиллингуемость и истирание кулирного трикотажа: монография / А. В. Труевцев, А. А. Коробкова. - СПб.: СПГУТД, 2010. - 123 с.: ил.

111. Uffelen C. Fine Fabric: Delicate Materials for Architecture and Interior Design / C. Uffelen. - Berlin: Braun Publishing AG, 2009. - 256 p.

112. Ниа Нордиска: официальный сайт. URL: http://www.nya.com/it/content/icsid-2003-hanover-germany (дата обращения: 26.08. 2015).

113. К-А-М: [компания по продаже фасадных сеток]: официальный сайт. URL: http://www.setkaplastic.ru/catalog/stroitelnie-setki/fasadnie (дата обращения: 01.09.2015).

114. Muurbloem: design studio: официальный сайт. URL: http://www.muurbloem.com/pagesuk.php?pid=4&subid=31 (дата обращения: 31.08.2015).

115. Zijlstra, E. Material Skills: Evolution of Material / E. Zijlstra. - Rotterdam: Materia, 2005. - 168 p.: ill.

116. Движение «Knitta»: официальный сайт. URL: http: //knitta.com/ (дата обращения: 27.08.2015).

117. Gschwandtner, S. KnitKnit: Profiles + Projects from Knitting's New Wave / S. Gschwandtner. - New York: Stewart, Tabori & Chang, 2007. - 176 p.: ill.

118. Магда Сайег: официальный сайт. URL: http://www.magdasayeg.com/ (дата обращения: 27.08.2015).

119. Проект «Вязаный мост» [Видеозапись]. URL: https://vimeo.com/77640332 (дата обращения: 27.08.2015).

120. Blanton Museum of Art: официальный сайт. URL: http://blantonmuseum.org/experience the blanton/a knitted wonderland/ (дата обращения: 01.09.2015).

121. Агата Олек: официальный сайт. URL: http://oleknyc.com/ (дата обращения:

10.10.2014).

122. Савельева, А. С. Влияние трикотажного полотна на современный дизайн пространственной среды / А. С. Савельева // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. Ч. 1. - СПб.: СПбГУПТД, 2016. - С. 307 - 313.

123. Кристин Мейндертсма: официальный сайт. URL: http://www.christienmeindertsma.com/ (дата обращения: 02.09.2015).

124. Петра Блейсс: [биография дизайнера]. URL:

http://designaward.velux.com/about/jury/petra-blaisse.aspx (дата обращения:

02.09.2015).

125. Энн Кииро Квинн: официальный сайт. URL: http://www.annekyyroquinn.com/ (дата обращения: 03.09.2015).

126. Murals wallpaper: официальный сайт. URL:

https://www.muralswallpaper.co.uk/ (дата обращения: 03.09.2015).

127. Гизела Стромеер: официальный сайт URL: http://www.stromeyerdesign.com/ (дата обращения: 03.09.2015).

128. Center fold // Interior design. - 2003. - October.

129. Изабела Берглунд: официальный сайт. URL:

http://www.isabelberglund.dk/node/27 (дата обращения: 27.08.2015).

130. Bueno, P. Just chairs: over 600 designers from around the World / P. Bueno. - New York: Harper Design International, 2003. - 320 p.: ill.

131. Hofmeister, S. My favourite chairs / S. Hofmeister. - Munchen: Gallwey, 2008. -224 p.

132. Byars, M. New chairs: Design, Technology and Materials / M. Byars. - London: Laurence King, 2006. - 160 p.: ill.

133. Дизайн-студия «Kumeko»: официальный сайт. URL: http: //www.kumeko .com/ (дата обращения: 04.09.2015).

134. Тилит: изоляция для труб, зданий и сооружений. URL: http://profpolymer.ru/tilit/ (дата обращения: 04.09.2015).

135. Дизайн-компания «Big-Game»: официальный сайт. URL: http://www.big-game.ch/ (дата обращения: 04.09.2015).

136. Mangas Space: [дизайнер Патриция Уркиола]. URL: http://www.patriciaurquiola.com/design/mangas-space-rhombus/ (дата обращения: 04.09.2015).

137. Аннэ О'Бриен: официальный сайт. URL:

http://www.claireanneobrien.com/products (дата обращения: 04.09.2015).

138. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - СПб.: О-во любителей рос. словесности, 1863-1866.

139. Мелани Портер: официальный сайт. URL: http://melanieporter.com/ (дата обращения: 08.05.2015).

140. Knitted Furniture by Melanie Porter [Видеозапись]. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=Hy8hvBEv e0 (дата обращения: 07.09.2015).

141. Missoni Home: официальный сайт. URL: http://www.missonihome.it/ (дата обращения: 07.09.2015).

142. Компании Artek: официальный сайт. URL:

http://www.artek .fi/news/pressrel eases/111 (дата обращения: 02.09.2015).

143. Studio van der Scheer: официальный сайт. URL: http://www.studiovanderscheer.nl/7page id=8 (дата обращения: 04.09.2015).

144. Autumn/Winter chair by Aga Brzostek. URL:

https://www. dezeen. com/2013/01/20/autumnwinter-seat-bv-bv-aga-brzostek/ (дата обращения: 04.09.2015).

145. Studio Taschide: официальный сайт. URL:

http: //www.taschide. com/#proj ekt-1 (дата обращения: 07.09.2015).

146. Isabel Berglund: Floating Island of Pearls. URL: http://ffkd.dk/isabel-berglund-floating-island-pearls-0 (дата обращения: 27.08.2015).

147. Фредди Робинс: официальный сайт. URL: http://www.freddierobins.com/?page=4 (дата обращения: 16.02.2015).

148. Валерия Анна Молнар: официальный сайт. URL: http://valeriemolnar.com/ (дата обращения: 08.09.2015).

149. Бауке Кноттнерус: официальный сайт. URL:

http: //baukeknottnerus .nl/index.php?/proj ect/phat-knits/ (дата обращения: 03.09.2015).

150. Освещение жилого дома. URL:

http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p9aa1.html (дата обращения: 03.10.2014).

151. The Complete Designers' Lights (1950-1990) / D. Krzentowski, A. Coles, P. Doze, C. Rubini. - Zurich: Ringier, 2012. - 398 p.: ill.

152. Fiell, C. 1000 Lights: 1960 to present / C. Fiell, P. Fiell. - Köln: Taschen, 2005. -575 p.: ill.

153. Pavitt, J. Brilliant: Lights and Lightning / J. Pavitt. - London: V and A Publication, 2004. - 127 p.: ill.

154. Риосуке Фукусада: официальный сайт. URL:

http://ryosukefukusada.com/projects/55/ (дата обращения: 03.10.2014).

155. Bobbin Lace Lamps: nieuw verlichtingsontwerp: [дизайнер Нильс Ван Эйк]. URL: http://www.vevdl.com/nl/info/projectlijst/bobbin-lace-lamps (дата обращения: 03.10.2014).

156. Дизайн-студия «Lucente»: официальный сайт. URL:

http://www.lucente.eu/prodottischeda eng.php/prodotto=up/idlinea=1/idprodotto=302/id funzione=2/ip (дата обращения: 03.10.2014).

157. Carousel Hanging Lamp by Kenneth Cobonpue. URL:

http://www.designbyhive.com/item/examples/bottom/Carousel carousel.html (дата обращения: 03.10.2014).

158. Майк Хард: официальный сайт. URL: http://meikeharde.com/knitted-lamp (дата обращения: 03.10.2014).

159. Дизайн-студия «Пудельскерн»: официальный сайт. URL:

http://www.pudelskern.at/portfolio/projects.html (дата обращения: 03.10.2014).

160. Илот Илов: официальный сайт. URL: http://www.llotllov.de/ (дата обращения: 03.10.2014).

161. Ариель Цукерман: официальный сайт. URL: http://ariel-design.com/LIHTING.html (дата обращения: 03.10.2014).

162. Geyer, C. Leuchten / lighting: Jahrbuch / year book 2010 /2011 / C. Geyer. -Hamburg: Edel, 2009. - 219 p.: ill.

163. Кристиан Хаас: официальный сайт. URL: http://www.christian-haas.com/ (дата обращения: 03.10.2014).

164. Хенди Петерс: официальный сайт. URL:

https://www.behance.net/xandy (дата обращения: 03.10.2014).

165. Влияние вида нитей на механические свойства композитов, армированных трикотажем // А. В. Труевцев, К. А. Молоснов, А. В. Беляева, Д. М. Дарвиш // Изв. вузов. сер. Технология легкой промышленности. - 2011. - № 1 (11). - С. 45 - 47.

166. Yoola Design: официальный сайт. URL: https://www.yooladesign.com/ (дата обращения: 05.10.2014).

167. Derringer, J. Acorn Rope Lights by Vasiliy Butenko / J. Derringer. URL: http://design-milk.com/acorn-rope-lights-by-vasiliy-butenko/ (дата обращения: 05.10.2014).

168. Дизайн-студия «Буубок»: официальный сайт. URL: http://buubok.com/ (дата обращения: 05.10.2014).

169. New product development in textiles: innovation and production / ed. By L. Horne. - Oxford [et al.]: Woodhead, 2012. - 203 p.: ill.

170. Shishoo, R. L. The global textile and clothing industry: technological advances and future challenges / R. L. Shishoo. - Oxford [et al.]: Woodhead, 2012. - 204 p.: ill.

171. Video Dresses = Видеоплатье [Видеозапись]. URL:

http://www.youtube.com/watch?v=U Tm w5aODE (дата обращения: 15.10.2015).

172. Quinn, B. Fashion future / B. Quinn. - London: Merrell, 2012. - 239 p.: ill.

173. Рузавин, Г. И. Виртуальность / Г. И. Рузавин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. / Ин-т философии РАН; председатель научно-ред. совета В. С. Стёпин. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - 444 с.

174. Видеомеппинг. URL: http://russianvisualartists.ru/video-mapping-2/ (дата обращения: 10.10.2014).

175. Савельева, А. С. Проекция трикотажного узора в интерьере / А. С. Савельева, А. В. Труевцев // Инновации молодежной науки: тезисы докл. всерос. науч. конф. молодых ученых. - СПб.: СПГУТД, 2015. - С. 11.

176. Hi-Tech Fashion: Dress Projection Mapping. URL:

http://www.mymodernmet.com/profiles/blogs/franck-sorbier-haute-couture-fall-winter-2012-2013 (дата обращения: 10.10.2014).

177. Nuit Blanche NYC 2011 - Olek and Dev's Suffolk Deluxe Electric Bicycle I [Видеозапись]. URL: http: //www. youtube. com/watch?v=DH6 GiOQ geh4 (дата обращения: 10.10.2014).

178. Missoni + Carnovsky: Zigzagging: [инсталляция Оттавио Миссони «Зигзагообразный»]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=KREk 95JKqk (дата обращения: 10.10.2014).

179. Стретч-форм - текстильная архитектура. URL:

http://www.rudesign.ru/techo/stretch/stretch 00.htm (дата обращения: 10.10.2014).

180. Гордон, Ю. Книга про буквы: от Аа до Яя / Ю. Гордон. - M.: Студия Артемия Лебедева, 2006. - 382 с.: ил.

181. Компания «Кензо»: официальный сайт. URL: https://www.kenzo.com (дата обращения: 06.10.2015).

182. Компания «Чинти и Паркер»: официальный сайт. URL: http: //www. chintiandparker. com/eu/ (дата обращения: 06.10.2015).

183. Компания «Burton»: официальный сайт. URL: www.burton.com (дата обращения: 05.10.2015).

184. Gwon, Y.-S. Hit: Logos and Symbols / Y.-S. Gwon. - Barselona: Index book, 2008. - 607 p.: ill.

185. Gale, C. Fashion and textiles: an overview / C. Gale, J. Kaur. - Oxford; New York: BERG, 2004. - 224 p.: ill.

186. Бренд Миссони: свобода, молодость, любовь // Кашемир и шелк. - 2013. -№2. - С. 30 - 37.

187. Meeting Margherita Missoni. URL: http: //www. marquisoffashion.com/margherita-missoni/ (дата обращения: 05.10.2015).

188. Mbonu, E. Fashion Design Research / E. Mbonu. - London: Laurence King, 2014. - 192 p.: ill.

189. Diamond, J. Fashion advertising and promotion / J. Diamond, E. Diamond. -New York: Fairchild Publications, 1999. - 437 p.: ill.

190. Волчек, А. Разработка плаката для кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа СПГУТД / А. Волчек, А. С. Савельева // Инновации молодежной науки: тезисы докл. Всерос. науч. конф. молодых ученых. - СПб.: СПГУТД, 2013. - С. 39 - 40.

191. Waibl, H. The roots of Italian visual communication / H. Waibl, M. Rigamonti, R. Barboro. - Como: Centro di Cultura Grafica, 1988. - 203 p.: ill.

192. Глинтерник, Э. М. Реклама в России XVIII - первой половины ХХ века. Опыт иллюстрированных очерков. СПб. : - Аврора. - 2007. - 360 с., 732 илл.

193. All-American Ads: 1900-1919 / ed. by J. Heimann. - Köln: Taschen, 2005. - 638 p.: ill.

194. Heimann, J. All-American Ads: 20s / J. Heimann, S. Heller. - Köln: Taschen, 2004. - 512 p.: ill.

195. Heimann, J. All-American Ads: 30s / J. Heimann. - Köln: Taschen, 2003. - 768 p.: ill.

196. Heimann, J. All-American Ads: 40s / J. Heimann. -Köln: Taschen, 2001. - 764 p.: ill.

197. Heimann, J. All-American Ads: 50s / J. Heimann. - Köln: Taschen, 2001. - 925 p.: ill.

198. Baudot, F. Gruau / testo di François Baudot. - Firenze: Octavo, 1998. - 79 p.: ill.

199. Heimann, J. All-American Ads: 60s / J. Heimann. - Köln: Taschen, 2002. - 959 p.: ill.

200. Heimann, J. All-American Ads: 70s / J. Heimann. - Köln: Taschen, 2004. - 699 p.: ill.

201. Heimann, J. All-American Ads: 80s / J. Heimann. - Köln: Taschen, 2005. - 607 p.: ill.

202. Heimann, J. 20th Century Fashion: 100 Years of Apparel Ads / J. Heimann, A. A. Nieder. - Köln: Taschen, 2009. - 464 p.: ill.

203. Kitamura, M. Pleats Please: Issey Miyake / M. Kitamura. - Köln: Taschen, 2012. -576 p.: ill.

204. Печать на трикотажных тканях. URL: http : //print.pro fl ag .ru/pechat/trikotazhnye (дата обращения: 30.10.2015).

205. Дизайн-группа «Виден и Кеннеди»: официальный сайт. URL: http ://www.wk.com/ (дата обращения: 30.10.2015).

206. Nike Free Flyknit Billboard Knitted Live. URL: http://indulgd.com/nike-free-flyknit-billboard-knitted-live/#sthash.qNoP3CCp.dpuf (дата обращения: 30.10.2015).

207. Лапин, А. И. Фотография как ... : учебное пособие / А. И. Лапин. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 296 с.: ил.

208. Дегтярёв, А. Р. Изобразительные средства рекламы: слово, композиция, стиль, цвет / А. Р. Дегтярёв. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 260 с.: ил.

209. Падалка, Т. А. Фотоплакат: проблемы развития в исторической ретроспективе / Т. А. Падалка // Вестник молодых ученых СПГУТД. - 2012. - № 3. - С. 8-11.

210. Огилви, Д. Огилви о рекламе / Д. Огилви. - М.: ЭКСМО, 2006. - 232 с.: ил.

211. Hall-Duncan, N. The history of fashion photography / N. Hall-Duncan. - New York: Alpine Book Co, 1979. - 240 p.: ill.

212. Франсис Джакобетти: официальный сайт. URL:

http://www.francisgiacobetti.com/main.html (дата обращения: 13.10.2015).

213. Miyake, I. Issey Miyake making things / I. Miyake, K. Sato, R. Meier. - United Kingdom: PreLoved, 1999. - 171 p.: ill.

214. Toscani, O. Facce, facce: di Oliviero Toscani per United Colors of Benetton = Faces, faces / O. Toscani. - Roma: Castelvecchi, 1997. - 216 p.: ill.

215. Иссей Мияке: официальный сайт. URL: http://www.isseymiyake.com/ (дата обращения: 13.10.2015).

216. English, B. Japanese fashion designers: the work and Influence of Issey Miyake, Yohji Yamamoto and Rei Kawakubo / B. English. - New York: Berg, 2011. - 192 p.: ill.

217. Фотостудия «Ishi Studios»: официальный сайт. URL: http://www.ishistudios.com/ (дата обращения: 13.10.2015).

218. Энг, Т. Фотография / Т. Энг. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 344 с.: ил.

219. Бажак, К. История фотографии: возникновение изображения / К. Бажак. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 159 с.: ил.

220. Catwalking: [онлайн-архив модных показов]: официальный сайт. URL: http://www.catwalking.com/ (дата обращения: 13.10.2015).

221. Макаренко, С. В. Применение методов графического дизайна

в художественном проектировании трикотажа / С. В. Макаренко, А. С. Савельева, Ю. И. Дмитриева // Дизайн. Материалы. Технология. - 2013. - № 1. - С. 35 - 38.

222. Гусева, А. А. Технология и оборудование плосковязального и кругловязального производства: учебник / А. А. Гусева. - М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1981. - 400 с.: ил.

223. Симин, С. Х. Кругловязальные машины для полурегулярных изделий / С. Х. Симин, М. С. Миркин. - Легкая индустрия, 1969. - 362 с.: ил.

224. Конструкция и рабочие процессы плосковязальных автоматов: монография / В. А. Агапов, Т. А. Крячкова, А. В. Труевцев, А. Ю. Баранов. - СПб.: СПГУТД, 2002. - 127 с.: ил.

225. Вязальное оборудование трикотажных фабрик / Е. Н. Колесникова [и др.]. -М.: Легпромбытиздат, 1985. - 344 с.: ил.

226. Реализация фирменного стиля в трикотажном полотне / З. З. Фатыхова, Е. В. Прохорцева, А. С. Савельева, С. В. Макаренко // Инновации молодежной науки: тезисы докл. всерос. науч. конф. молодых ученых. - СПб.: СПГУТД, 2012. - С. 372 - 373.

227. Савельева, А. С. Графический дизайн в рекламе: товарный знак: учеб. пособие / А. С. Савельева. - СПб.: СПбГУПТД, 2016. - 105 с.

228. Савельева, А. С. Применение QR-кода в графическом дизайне / А. С. Савельева // Инновации молодежной науки: тезисы докл. всерос. науч. конф. молодых ученых. - СПб.: СПГУТД, 2013. - С. 42 - 43.

229. QRdressCode: официальный сайт. URL:

http://www.scoop.it/t/qrdresscode7page=5 (дата обращения: 22.09.2015).

230. QR ^de.com: официальный сайт. URL: http://www.qrcode.com/en/ (дата обращения: 23.09.2015).

231. Елисеева, Н. Разработка QR кода на основе фотографии / Н. Елисеева, А. С. Савельева // Инновации молодежной науки: тезисы докл. всерос. науч. конф. молодых ученых. - СПб.: СПГУТД, 2013. - С. 40 - 41.

232. Черных, Л. Особенности проектирования QR-кода в сочетании с фирменным знаком / Л. Черных, А. С. Савельева // Инновации молодежной науки: тезисы докл. всерос. науч. конф. молодых ученых. - СПб.: СПГУТД, 2013. - С. 41 - 42.

233. Вивьен Там: официальный сайт. URL: www.viviennetam.com (дата обращения: 22.09.2015).

234. Сорунн Арнадоттир: официальный сайт. URL: http://www.thorunndesign.com/ (дата обращения: 22.09.2015).

235. Трувцева, О. Н. Английский язык особенности номинации: монография. - Л.: Наука, 1986. - 248 с.

236. Полли Апфельбаум: официальный сайт. URL: http://www.pollyapfelbaum.com (дата обращения: 26.11.2014).

237. Демченко, Д. А. Разработка знака для кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа СПГУТД / Д. А. Демченко, З. З. Фатыхова, А. С. Савельева // Инновации молодежной науки: тезисы докл. всерос. науч. конф. молодых ученых. - СПб.: СПГУТД, 2013. - С. 38 - 39.

238. см. 190

239. Савельева, А. С. Применение особенностей трикотажных структур в фотографии / А. С. Савельева, А. В. Труевцев // Тез. докл. всерос. науч.конф. молодых ученых «Инновации молодежной науки» 2016 г. - СПб.: СПГУПТД, 2016. - С. 231.

240. Савельева, А. С. Искусство фотографии. Роль фотография в графическом дизайне: учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Савельева, М. Р. Кузнецова. -СПб.: ФГБОУ ВО «СПбГУПТД». 2017. - 105 с.

241. Beninncasa, A. The role of international summer school in the frame of design education / A. Beninncasa, A. Savelyeva // Графический дизайн: история и тенденции современного развития: межд. науч.-практ. конф. - СПб.: СПбГУПТД, 2016. - С. 56 - 60.

242. Скворцова, Е. А. Создание абстрактной фотографии на основе трикотажного полотна / Е. А. Скворцова, А. С. Савельева // Графический дизайн: история и тенденции современного развития: междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: СПбГУПТД, 2016. - С. 233 - 234.

243. Палконен, Л. А. Применение трикотажного полотна для создания образа в фотографии полотна / Л. А. Палконен, А. С. Савельева // Графический дизайн: история и тенденции современного развития: междунар. науч.-практ. конф. -СПб.: СПбГУПТД, 2016. - С. 237 - 238.

244. Скворцова, Е. А. Использование приема «Рисование светом» для создания абстрактной фотографии / Е. А. Скворцова, А. С. Савельева // Графический дизайн: история и тенденции современного развития: междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: СПбГУПТД, 2016. - С. 252 - 255.

245. Орленко, Л. В. Терминологический словарь одежды / Л. В. Орленко. - М.: Легпромбытиздат, 1996. - 344 с.

246. Фризлайт: официальный сайт. URL: http://www.freezelight.ru/ (дата обращения: 25.04.2016).

247. Фрост, Ли. Современная фотография: полное объяснение более 70 технических методик / Ли Фрост. - М.: Арт-Родник, 2003. - 160 с.: ил.

248. Туркина, А. В. Использование сканера для создания фотоизображения трикотажного полотна. Метод «Рисование трикотажем» / А. В. Туркина, А. С. Савельева // Графический дизайн: история и тенденции современного развития: междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: СПбГУПТД, 2016. - С. 56 - 60.

249. Технология трикотажа: рабочие процессы вязальных машин: метод. указания / сост. А. Ю. Баранов. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 133 с.: ил. URL: http://publish.sutd.ru/tp ext inf publish.php?id=1196, по паролю (дата обращения: 25.04.2016).

250. Dlnx, E. Maglifico! Sublime Italian Knitswear. 50 anni di straordinaria maglieria Made in Italy / E. DInx, F. Poletti. - Milano: Skira, 2013. - 240 p.: ill.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.