Развитие артистической субкультуры в мировом цивилизационном пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Бараниченко Наталья Васильевна

  • Бараниченко Наталья Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 157
Бараниченко Наталья Васильевна. Развитие артистической субкультуры в мировом цивилизационном пространстве: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2018. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бараниченко Наталья Васильевна

Содержание

Введение 3 Глава I. Становление и развитие театральной

культуры в западноевропейской цивилизации

1.1. Театр и проблема изучения феномена артистической субкультуры

1.2. Зарождение и развитие артистической субкультуры в Европе

Глава II. Театральная культура и артистическая

субкультура в российской цивилизации

2.1. Развитие артистической субкультуры в истории

русского театра

2.2. Артистическая субкультура в современной России

Заключение

Библиография

139

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие артистической субкультуры в мировом цивилизационном пространстве»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется необходимостью осмысления феномена профессиональной артистической субкультуры, осуществляющей устойчивое развитие на протяжении нескольких сотен лет, культурными трансформациями современного театра, кризисом профессионального актёрского образования, интенсивным развитием кинематографа. Сложные социальные и культурные процессы XX века, модернизация, появление массовой культуры спровоцировали резкое изменение вектора развития артистической субкультуры. Она переживает непростой этап, в котором всё отчётливее угадывается процесс смены поколений профессионалов, обновления традиций, методик профессионального мастерства, высокая профессиональная конкуренция, постоянно растущие требования зрительского сообщества. Исследование традиций и трансформаций западной и российской артистической субкультуры является достаточно актуальным шагом в научном познании.

На сегодняшний день происходит активная аккумуляция исследований относительно духовной культуры России прошлого и настоящего, феномена интеллигенции, истории и наследия русского театра, поскольку этот вид искусства является очень значимым для нашего общества. Культурно -историческое наследие, сохранённое, в том числе, в русском театре, широко востребовано во всём мире. Тем не менее, за последние десятилетия возникло множество изменений в театральной культуре России. Прежде всего, театр, как в малых, так и в крупных городах стал больше ориентирован на коммерцию, на потребности зрителя, а представители театрального искусства ощущают необходимость строго учёта финансовой прибыли, отслеживания отклика зрительской аудитории в СМИ. Спустя около 100 лет, были вновь созданы независимые коммерческие (частные) театры и разного рода театральные объединения, открыты некоторые «исторические» площадки творческого общения и созданы новые. С этими преобразованиями меняется и артистическая субкультура, сочетая в себе признаки творческой среды и

коммерческого объединения, а также реализуя попытку связать вековую историю со стремительным развитием в настоящем времени. Разные изменения субкультуры не стоит причислять только к негативным явлениям; скорее они свидетельствуют о резком, спонтанном этапе развития, формировании новой творческой интеллигенции.

Культурологическое осмысление исторического прошлого, путей развития, задач, трансформаций артистической субкультуры, может оказаться эффективным инструментом для решения внутренних проблем данного профессионального сообщества. Парадоксально и неправильно, что на фоне многочисленных и разнообразных исследований в области театрального искусства, недостаточное внимание уделяется самому артисту, его окружению, распространению ценностей данного творческого профессионального сообщества.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение артистической субкультуры требует подходов, осуществлённых с разных научных позиций. Прежде всего, артистическую субкультуру можно рассматривать, также как и любую другую профессиональную субкультуру, обращаясь к теории субкультур, которая раскрыта в работах М.М. Белоусовой, С.Н. Борисова, А.Н. Ильина, Е.Л. Левашовой, В.А. Лукова, Ю.М. Мельник, Е.Л. Омельченко, Ю. Осокиной, В.П. Римского, О.Н. Римской, К. Соколовой, Т.Б. Щепанской и других.

С другой стороны, специфика сферы деятельности артистов, которой является игра, перевоплощение, заставляют изучить подробнее и этот культурный феномен. В философской антропологии и философии культуры вопросами искусства, театра, игры, перевоплощения, представления, перформанса занимались Л.А. Ахмыловская, А. Бадью, А.Ю. Барыш, М. Бахтин, Д. Бенсаид, Г. Гадамер, Р. Кайуа, М.К. Отан-Матье, А. Павленко, Ж.-П. Сартр, В. Тёрнер, Й. Хейзинга, К. Чухров и другие. Некоторые наблюдения относительно антропологии игры можно встретить в работах К. Леви-Стросса, Э. Тайлора. Вопросы истории театральной антропологии

раскрываются в работах А.В. Шестаковой. Ряд известных театральных деятелей, режиссёров внесли свой вклад в понимание театра и места человека в нём; это А. Арто, Э. Барба, Е. Гротовский, В.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, М.А. Чехов и др.

Об особенностях современного театра можно узнать из работ Б. Боймерс, М. Липовецкого, Г.А. Шматовой, О.И. Шустровой. Для определения исторических трансформаций сценического искусства, мы обратились к источникам по истории театра. Процесс становления европейского театра, в своё время, исследовали А.В. Бартошевич, Г.Н. Бояджиев, А.А. Гвоздев, А.К. Дживелегов, С.С. Мокульский, В.Ю. Силюнас, Г. Эмихен и др. Сведения об этапах развития русского театра можно найти в работах Б.Н. Асеева, А.Н. Веселовского, Л.Я.Гуревич, А.А. Кизеветтер, А.А. Плещеева, М.И. Пыляева и других. Отечественная артистическая субкультура представляет собой уникальное явление и требует специфической методологической базы. В целом, мы отметили появление новой волны интереса к театральному искусству у отечественных исследователей.

В ходе исследования было использовано понятие «перформанс», поскольку через него мы определяем дефиницию «артистическая субкультура». Английский и американский антрополог В. Тёрнер изучал перформанс в широком смысле этого слова - как практики перевоплощения. В русскоязычной научной литературе это понятие довольно часто употребляется в самых разных контекстах, иногда очень далёких друг от друга. Под перформансом мы понимаем различного рода перевоплощения, которые существуют, конечно, не только в пространстве театра. Помимо театрального перформанса можно выделить социальный (например, О.А. Шнырёва изучает феномен «маски» в социальной коммуникации, а Е.Г. Тихомирова исследует маску как форму репрезентации смыслов культуры), политический (Л.О. Терновая пишет об истории перформативных

поворотов в политике Восточной Европы, С. Диксон о цифровом перформансе), религиозный перформанс и т.д.

Наиболее часто под этим термином понимают представление (чаще всего драматического плана), носящее эпатажный, экстравагантный характер; имеющее своей целью потрясти зрителя оригинальностью, необычными ощущениями, идеями, вид современного театра. Однако если взять точный перевод этого слова с английского языка (исполнение, представление, выступление), становится понятно и допустимо употребление понятия «перформанс» по отношению к любого рода перевоплощениям и лицедейству, в том числе - и по отношению к формам перевоплощения, присутствующим в древней культуре, когда театра ещё, как такового, не было. Иными словами перформанс - это момент самовыражения в чистом виде, в самых разных ситуациях и ради другого субъекта - зрителя. Причём «зритель» здесь должен пониматься также широко - как субъект, имеющий отношение к коммуникации в данный момент (пусть даже он и не вступает в непосредственную вербальную коммуникацию).

При изучении истории театра, артистическая субкультура рассматривается лишь как второстепенный феномен, что несправедливо, поскольку она является самодостаточным явлением, отражающим общие культурные установки эпохи, а также указывает на множество других характеристик развития культуры. В данном диссертационном исследовании осуществлён междисциплинарный подход, поскольку для раскрытия сущности артистической субкультуры потребовалось использовать различные концепции и подходы: теорию субкультур, компаративистский и семиотический подходы, исследовать субкультуру, используя научный базис различных дисциплин: антропологии культуры, философии культуры, культурологии, теории и истории искусства, искусствоведения (театроведения), истории.

Объектом исследования является профессиональная субкультура как особое сообщество и культурно-антропологический феномен, хранящий культурные традиции прошлого и настоящего.

Предметом исследования является артистическая субкультура, её исторический путь (трансформации, этапы развития), ценности, традиции, семиотика, профессиональные мифологемы и суеверия.

Цель работы: культурно-антропологический и философский анализ феномена артистической субкультуры в пространстве развития западноевропейской цивилизации.

Для достижения намеченной цели автором были поставлены следующие задачи:

- провести критический анализ отечественных и зарубежных исследований артистической субкультуры и представить её определение и отличительные признаки;

- проследить формирование западной артистической субкультуры, уточнить примерный период её возникновения как культурного феномена;

- определить особенности отечественной артистической субкультуры в сравнении с зарубежным субкультурным сообществом артистов;

- выявить особенности современной артистической субкультуры в России.

Теоретические и методологические основы исследования. Тема исследования потребовала обращения к различным источникам социально-гуманитарного знания. Артистическая субкультура, хорошо знакомая большинству людей, обозначает себя совокупностью образов и знаков, несущих актуальную, для самого сообщества, информацию. Теоретический фундамент исследования составили следующие научные концепции и подходы: теория субкультур, семиотическая и игровая концепции культуры, структурный и социально-антропологический подход, теории общества потребления и массовой культуры, концепции Модерна и Постмодерна.

Применялся компаративистский метод (сравнительный анализ профессиональных представлений (суеверий, мифологем) западной (англоязычной) и российской артистической субкультуры, сравнение условий развития и отличительных черт российской артистической субкультуры); культурно-исторический анализ при выявлении соответствия отечественных и зарубежных перформативных практик, анализе развития субкультуры в исторических периодах.

В качестве материала исследования используются периодические издания по вопросам театра прошлого: «Театр и искусство» (1897-1918) и современности, интервью и воспоминания известных артистов в СМИ, публикации об актёрах в прессе (русскоязычная и англоязычная пресса).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в освещении особенностей развития артистической субкультуры, выявлении основных отличительных характеристик данного субкультурного сообщества на современном этапе, изучении основных отличительных черт русской артистической субкультуры в сравнительном анализе с западной. Научная новизна раскрывается также в следующих моментах диссертационного исследования:

- дано определение артистической субкультуры и выявлены её отличительные признаки: коллективная перформативность и наличие зрителя;

- реконструирован процесс формирования западной артистической субкультуры и уточнен примерный период её возникновения как культурного феномена в поздней Античности;

- определены особенности отечественной артистической субкультуры в сравнении с зарубежной, которые определяются достаточно поздним её появлением и сложным развитием от «подневольного» состояния до элиты общества;

- выявлены особенности современной артистической субкультуры в России, которые определяются мифологией театра, особым семиотическим кодом и ценностными установками.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под артистической субкультурой мы понимаем профессиональное сообщество людей, основанное на личных и творческих интересах, главной целью которого является производство перформанса (осуществление перформативных практик) как вида творческой художественной деятельности, персональной и коллективной. Главный отличительный признак артистической субкультуры - наличие коллективного перформанса и потребность в зрителе (воспринимающем субъекте).

2. Артистическая субкультура зарождается в поздней Античности в контексте традиции организации театральных зрелищ; особенно на зарождение субкультуры повлиял древнеримский театр. Окончательное становление произошло на рубеже Античности и раннего Средневековья, поскольку сложившееся к этому времени отношение христианской церкви к артистам, позволяет судить об артистическом сообществе как об отдельной социальной группе. В дальнейшем развитию артистической субкультуры способствовала практика объединения городского населения Европы по принципу профессиональной принадлежности (цеха, гильдии, камеры; первые профессиональные субкультуры Европы).

3. Сходство и различие европейской и русской артистической субкультуры определяется культурно-историческим и социально-политическим прошлым и настоящим Европы и России, взаимной преемственностью театральных традиций. Обнаружено существенное сходство профессиональных представлений (мифологем, суеверий), циркулирующих в артистической субкультуре Запада и России. Капиталистический уклад жизни в Европе, ориентация на потребление создали предпосылки к появлению в артистической среде установок на профессиональную мобильность, конкурентность, устремлённость в

будущее, финансовый заработок, ориентацию на покровительство капитала, включение моментов частной жизни артистов в профессиональный образ, ради создания зрительского ажиотажа вокруг имени артистов, самореклама, использование услуг специально нанятого, для этого, персонала. Актёрское ремесло из профессии превращается в образ жизни, стирая границы личного и общественного, а перформанс выходит далеко за пространство сцены или экрана.

4. Современная отечественная артистическая субкультура характеризуется разнообразными, порой противоречивыми характеристиками, что объясняется менталитетом разных поколений артистов: верность профессиональной среде (и большая зависимость от неё), придание значимости театральной мифологии (актёрские байки, шутки, истории об известных артистах, приметы и ритуалы), знание которой становится своеобразным семиотическим кодом, по которому узнаётся принадлежность к артистическому сообществу, почитание традиций русского театра, стремление сохранить и продолжить его достижения (психологизм, глубина, размышление, естественность, органичность действия).

Научно-теоретическая значимость исследования определяется уточнением содержания профессиональных установок артистов XIX - начала XX века в России, изучением идейных позиций современного артистического сообщества, раскрытием основных особенностей профессиональной среды артистов на сегодняшний момент (профессиональная мифология, суеверия). Это позволит провести дальнейшие исследования, тематически касающиеся социологии современного театра, условий развития отечественного театра, антропологических исследований профессии актера.

Практическое значение состоит в том, что изучение артистической субкультуры тесно связано с возможностью изучения субкультуры поклонников театра (т.н. «театралов»); а также заключается в возможности включения результатов диссертационного исследования в курс различных

учебных дисциплин («История театра», «История русского театра», «История и теория режиссуры», «Культурология») для обучающихся по специальности «Актёрское искусство», «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и т.д.

Личный вклад автора заключается в оригинальном определении артистической субкультуры как профессионального сообщества людей, главной целью которого является производство перформанса (осуществление перформативных практик) как вида художественной (творческой) деятельности; а также в выявлении культурно-исторических особенностей отечественной артистической субкультуры через определение специфики мифологем ей присущих.

Апробация основных результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на методологических семинарах и заседаниях кафедры философии и истории науки ГБОУ ВО «Белгородского государственного института искусств и культуры», на всероссийских и международных научных конференциях: Международной научной конференции «Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики» (21 марта 2018 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики» (25-26 февраля 2016 г.), IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (14-15 апреля 2016 г.), Всероссийской научно-практической конференция «Проблемы и перспективы развития хореографического образования: создание модели специалиста XXI века» (21 марта 2014 г.), областном научно-практическом семинаре «Искусство балетмейстера на современном этапе» (21 апреля 2014 г.), региональной межвузовской научно-практической конференции «Современное социокультурное пространство регионов России: актуальные проблемы и перспективы развития» (2008 г.).

По теме диссертации опубликовано 9 научных работ (в том числе 3 статьи в журналах из списка ВАК РФ) общим объемом 3,6 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из двух глав (по два параграфа), заключения и библиографического списка.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1.1. Театр и проблема изучения феномена артистической субкультуры

В XIX-XX веках социально-гуманитарные науки пришли к необходимости рассмотреть структуру культуры и общества (в том числе и в исторической перспективе), в результате чего родилось множество теорий организации общества, а также большое количество дефиниций, близких по смыслу. Так, описывая отдельные общественные группы, можно использовать термины «общественный класс», «слой общества», «малая группа», «страта», «субкультура» и т.д. В процессе подготовки диссертации, мы были ориентированы на ту терминологию, которая позволяет провести исследование на стыке нескольких гуманитарных дисциплин (культурологии, социологии, истории, философии, антропологии культуры) и постарались уйти от исключительно социологических терминов, не минуя при этом крупные социологические теории. Наш исследовательский интерес был направлен на изучение среды артистов, и теория субкультур оказалась наиболее подходящей опорой для реализации исследовательских задач. Но вместе с тем, выстроить представление о существовании артистических кругов невозможно, без удержания в памяти многих философских и антропологических теорий прошлого и настоящего.

Понятие «субкультура» было введено в научный оборот в середине XX

1 2

века и спровоцировано публикациями работ Д. Рисмена , Д. Хэбдиджа и других авторов. Д. Рисмен использовал в своих трудах понятие «социальный характер», т.е. продукт жизненного опыта социальных групп, разделяемый

-5

значимыми социальными группами . Использование термина «субкультура»

1 Масленникова А.А., Масленникова С.Ф. О субкультуре и ее сторонниках [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3140.pdf.

2 См. Хебдидж Д. Субкультура: значение стиля (пер. Маликова М.Э., Неклюдова М.С.) // Теория моды: одежда, тело, культура. 2009. №10. С. 131-175.

3 См. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество / Пер. с англ. Е.Д. Рудкевич // Социологические исследования. 1993. № 3. С.121-129.

в научных кругах отражает фиксацию общественного внимания на относительно новом явлении XX века - городских субкультурах. Их «жизнедеятельность» особенно стала заметна спустя несколько десятилетий после Второй мировой войны. Произошла не только смена поколений (родилось поколение, не видевшее войну), но и увеличилось количество свободного времени у населения развитых стран, вследствие набирающей обороты индустриализации. Постепенно сложившаяся, в XX веке, теория субкультур, позволяет продуктивно рассмотреть отдельные социальные явления общества, как в прошлом, так и настоящем. Мы придерживаемся мнения, что субкультура - явление не только XX века, и изучение той или иной субкультуры (тем более профессиональной) возможно и в исторической перспективе. Если говорить о каких-либо социальных объединениях, образованных вне классового принципа, то использование понятия «субкультура» чрезвычайно удобно, ведь обозначение «жизненной границы» какой-либо группы происходит само собой - по принципу схожего образа жизни, взглядов, традиций, практик людей; то есть на основании тех самых феноменов, которые, в первую очередь и интересуют исследователя культуры, антрополога. Такой подход несколько уменьшает возможную чрезвычайную «социологичность» культурно-антропологического исследования и вместе с тем, не мешает созданию представления о структуре общества.

А.Я. Флиер указывает, что: «Под субкультурой часто понимают «наиболее крупные сегменты целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт (или комплексов черт). В принципе любая культурно-специфическая группа в своих культурных особенностях может быть названа субкультурой...»4. Таким образом, нет никаких препятствий к тому, чтобы считать какое-либо профессиональное сообщество с давней историей явлением культуры и изучать его с позиций теории субкультур.

4 Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000. С.152-153.

Как объясняет Т.Б. Щепанская, теория субкультур выступает средством описания дифференциаций современного (урбанизированного) общества, поскольку именно в таком обществе культурное пространство очевидно неоднородно. И здесь следует привести дополняющий комментарий относительно истории городов и урбанизации Европы: этот феномен стал развиваться ещё в период Средневековья, он сопровождался и такой же социальной дифференциацией населения, и расцветом городских субкультур ремесленников, купцов, духовенства. Следовательно, феномен субкультур -вовсе не производное Модерна и современности.

Как отмечает Т.Б. Щепанская, определение понятия «субкультура» затруднено из-за недостаточно сформированного понимания самой «культуры». В настоящее время, под субкультурой, скорее, понимается какая-либо «подсистема» культуры, а изучение субкультур, практически, может включать исследование «жизненных стилей» различных социальных групп5. Т.Б. Щепанская подчёркивает, что культурный код субкультуры формируется в рамках общей системы культуры, а сами субкультуры ориентированы на диалог с общей (доминирующей) культурой6. Это замечание даёт возможность сформировать несколько признаков субкультуры: наличие культурного кода, а также единое и выраженное отношение социальной группы (сообщества) к базовой культуре; и обратное отношение общества к какой-либо социальной группе (субкультуре). То есть, субкультура «рождается» тогда, когда её наличие своим вниманием фиксирует (дифференцирует) социум.

Далее, Т.Б. Щепанская перечисляет следующие признаки субкультуры: «знаковые (общность идеологии, ментальности, символики, культурного кода, картины мира); поведенческие (обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения); социальные (социальная группа, страта и т.д., определяемая как носитель субкультуры или ее «порождающая среда») и все

5 Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур. Современный городской фольклор. М., 2003.

С.27-33.

6 Там же. С.29.

п

они вместе (культура как «целостный образ жизни»)» . На основании различных признаков, отечественная исследовательница делает вывод, что субкультура - это коммуникативная система, самовоспроизводящаяся во

о

времени . Особенно показательны средства коммуникации субкультуры (по Т.Б. Щепанской), например специальные (арго, фольклор) и ситуативные знаковые объекты субкультуры, в их числе такие коды, как: пространственный, временной, предметный, телесный и т.д. В заключении автор указывает, что именно такая модель позволяет фиксировать максимальное число особенностей культуры, даёт возможность сопоставлять различные субкультуры.

Итак, многие профессиональные сообщества, если они проходят долгий путь развития, возможно изучать и рассматривать как отдельные субкультуры. Справедливо это и по отношению к артистической субкультуре, включающей в себя широкий круг людей, связанных со сценическим искусством. Артистическую субкультуру мы определяем как сообщество людей, главной целью которого является производство перформанса (см. полное определение во введении). В отличие от какой-либо другой субкультуры, также занимающейся перформансом (например, субкультуры политиков, производящих политический перформанс), перформанс артистической субкультуры - это не только процесс, но и главный результат, цель деятельности, средство выражения субкультуры, её предельно важная составляющая. Такое определение субкультуры позволяет включить в неё широкий круг лиц, занимающихся творчеством в сценических видах искусства, что является логичным и продуктивным шагом в осмыслении субкультуры. Перед нами возникает достаточно масштабная субкультурная среда, с давними традициями и особыми социальными отношениями. В настоящее время, в России артистическая субкультура представляет собой, порой, совершенно рафинированное сообщество;

Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур. Современный городской фольклор. М., 2003. С.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бараниченко Наталья Васильевна, 2018 год

Библиография

1. Аверинцев, С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы / С.С. Аверинцев. - М.: Наука, 1981.

- С. 3-14.

2. Аверинцев, С.С. Мифы // Краткая литературная энциклопедия. -Т.4. / С.С. Аверинцев. - М.: Сов. энцикл., 1967. С. 876-881.

3. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. - 320 с.

4. Аверинцев, С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы / С.С. Аверинцев.

- М.: Наука, 1981. - С. 15-46.

5. Агамирзян, Р.С. Что же такое «талант актера?». О школе Рубена Сергеевича Агамирзяна / Р.С. Агамирзян // Петербургский театральный журнал. - 2001. - №4[26]. Режим доступа: http://ptj.spb.ru/archive/26/teachers-26/chto-zhetakoe-talant-aktera/

6. Айкашева, О. «Егорова Л.: Артист должен работать всегда» / О. Айкашева // Chief Time. - Улан-Удэ, 2012. - Сентябрь. Режим доступа: http : //www.chief-time.ru/content/detail. php?ELEMENT_ID=1336

7. Акройд, П. Шекспир. Биография / П. Акройд. Режим доступа: https://nestoriana.wordpress.com/2017/02/03/piter_akroid_o_shekspire/

8. Анастасия Волочкова рассказала о своем богатстве // Режим доступа: http://stuki-druki.com/facts1/Anastasiya-Volochkova-rasskazala-o-svoem-bogatstve. php

9. Анна Дубровская: «Нужно только повышать планку...» // «Отзвуки театра» с Александром Калягиным. Ток-шоу. Эфир от 16 апреля 2017. Режим доступа: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57076/episode_id/1492111/.

10. Античная философия. Энциклопедический словарь. - М: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.

11. Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина; Под ред. Д. М. Носова / Х. Арендт. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.

12. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Минск: Литература, 1998. - С. 1064-1112.

13. Аронсон, О. Богема: Опыт сообщества (Наброски к философии асоциальности) / О.Аронсон. - М.: Фонд «Прагматика культуры». 2002. - 96 с.

14. Арто, А. Театр и его Двойник / пер. с фр., состав. и вступ. ст. В. Максимова / А. Арто. - СПб.: Сипозиум, 2000. - 440с.

15. Асеев, Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. Учебник для студентов театроведческих факультетов театральных институтов. Изд. 2, перераб. и допол. / Б.Н. Асеев. - М.: Искусство, 1977. - 576 с.

16. Бадью, А. Рапсодия для театра. Краткий философский трактат. / А. Бадью. - М.: Модерн, 2011 - 96 с.

17. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. -616 с.

18. Бахрушин, Ю.А. История русского балета. Учебное пособие для учащихся хореографических и культурно-просветительных училищ. / Ю.А. Бахрушин. - М.: Изд. «Советская Россия», 1965. - 285 с.

19. Белоусова, М.М., Мельник, Ю.М., Римская, О.Н., Римский, В.П. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках (на примере молодежной культуры). Статья 1. Культура и субкультура / М.М. Белоусова, Ю.М. Мельник, О.Н. Римская, В.П. Римский // Научные ведомости

БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №8 (63). - Вып. 8. -Белгород, 2009. - С. 30-41.

20. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху / С. Бенхабиб. - М.: Логос, 2005. - 350 с.

21. Благотворительные фонды в области культуры // Наука. Московский государственный институт культуры. Режим доступа: http://nauka.mgik.org/index.php?option=com_content&view=article&id=180:2011 -11-03-09- 14-25&catid=21 : otdgrifand.

22. Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийар. - Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2000. - 32 с.

23. Большой древнегреческий словарь. Режим доступа: http://www.slovarus.info/grk.php?id=%26%23952%3B&pg=12

24. Букина, Т.В. Проект императорского Воспитательного дома И.И. Бецкого: у истоков «артпедагогики» / Т.В. Букина // Universum: Вестник герценовского университета. - 2007. - №10. - С.69-75.

25. Бурдьё, П. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пьер Бурдьё, Жан-Клод Пассрон; [пер. Н. А. Шматко]; Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. М. : Просвещение, 2007. - 267 с.

26. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье. - М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.

27. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. - 576 с.

28. Бухтина, Т. П. Философская антропология и воспитательно-образовательные парадигмы: от античной Пайдейи к Просвещению: моногр. / Т. П. Бухтина, В. П. Римский ; Белгор. гос. ун-т, Волж. ин-т экономики и менеджмента - высш. шк. коммерции. - Волгоград : ВолГУ, 2004. - 156 с.

29. Быт и история в античности. - М.: Наука, 1988. - 272 с.

30. Васильев, А.В. Маски предков (imagines maiorum) в общественной жизни римлян в период республики и ранней империи / А.В. Васильев // Маска и театр в зрелищной культуре античного мира. Труды исторического факультета. Т. 23. - СПбГУ., 2015. - C. 73-99.

31. Васильева, Т.В. Поэтика античной философии / Т.В. Васильева. -М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 735 с.

32. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

33. Велигжанина, А. Скандал в Союзе Кинематографистов: Что делят Михалков и Хуциев? // Комсомольская правда. Режим доступа: https://www.kuban.kp.ru/daily/24243.3/441875/

34. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой жизни / Ж.-П. Вернан. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.

35. Веселовская, Н.: Олег Ефремов был законченный алкоголик! // Комсомольская правда. Режим доступа: https://www.kp.by/daily/24428.4Z597139/

36. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. -М., 1989. - 648 с.

37. Весник, Е. Записки артиста. Режим доступа: http://e-libra.ru/read/251953-zapiski-artista.html

38. Вечерний Ургант. Эфир от 16.03.2017. Режим доступа: http: //newstes.ru/2017/03/16/vecherniy-urgant-mariya-aronova- 16-03-2017.html.

39. Видаль-Накэ, П. Чёрный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире / П. Видаль-Накэ; пер. с фр.; под ред. С. Карпюка. - М.: Ладомир, 2001. - 419 с.

40. Винокуров, А.М. Исследование актёрской субкультуры провинциального театра. Режим доступа: http: //samlib .ru/w/winokurow_a_m/subcultura.shtml.

41. Газо, А. Шуты и скоморохи всех времён и народов / А. Газо. -СПб.: тип. А.Л. Трунова, 1898. - 384 с.

42. Гвоздев, А.А. История европейского театра: Театр эпохи феодализма. Изд. 2-е. / А.А. Гвоздев. - М.: Книжный дом «Либроком», 2012.

- 336с.

43. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Академический Проект,2008. - 767 с.

44. Герасимова, М. Ольга Волкова. Энергичная и жизнерадостная / М. Герасимова. // Культурная столица. Журнал о культурной жизни Санкт -Петербурга. Режим доступа: http://kstolica.ru/publ/kultura_iskusstvo/kultura/olga_volkova_ehnergichnaja_i_zhi znerado stnaj a/43-1-0-538.

45. Гёте, И. Правила для актёров / И. Гёте. // Собрание сочинений в 10 т. - Т.10. - М.: Художественная литература, 1980. - 514 с.

46. Гидденс, Э. Последствия современности / Э. Гидденс; пер. с англ. Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича; вступ. статья Т. А. Дмитриева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. - 352 с.

47. Гиззатуллин, В. Юрий Любимов и Театр на Таганке: 5 больших скандалов / В. Гиззатуллин. // Аргументы и Факты. Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/theater/yuriy_lyubimov_i_teatr_na_taganke_5_bolshih_s kandalov.

48. Годелье, М. Загадка дара / М. Годелье. - М.: Восточная литература, 2007. - 295 с.

49. Грегоровиус, Ф. История города Рима в Средние века (от V до

XVI столетия) (Полное издание в одном томе) / Пер. с нем. / Ф. Грегоровиус.

- М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2008. - 1280 с.

50. Гуревич, Л.Я. История русского театрального быта: От середины

XVII до начала XIX века. Изд.2-е. / Л.Я. Гуревич. - М.: Книжный дом «Либроком», 2012. - 304 с.

51. Де Либера, А. Средневековое мышление / А. Де Либера; пер. с франц. О. В. Головой, А. М. Руткевича. - М.: Праксис, 2004. - 368 с.

52. Делез, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

53. Демирханян А.Р., Фролов Б.А. Ритм и символ в первобытном искусстве / А.Р. Демирханян, Б.А. Фролов // Историко-филологический журнал. - 1986. - №3. - С.150-168.

54. Дживелегов, А.К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. / А.К. Дживелегов. - М.-Л.: Государственное издательство «Искусство», 1941. - 526с.

55. Дидро, Д. Парадокс об актёре / Д. Дидро // Собр. соч. : в 10 т. - Т. V: Театр и драматургия. - М.,Л.: Academia, 1936. - 656 с.

56. Дмитрий Дюжев: «Я чувствую огромную ответственность перед историей Художественного театра...» // «Отзвуки театра» с Александром Калягиным. Ток-шоу. Эфир от 08 апреля 2017. Режим доступа: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57076/episode_id/1489571/.

57. Доддс, Е.Р. Греки и иррациональное / Е.Р. Доддс. - М.-СПб.: Университетская книга, 2000. - 316 с.

58. Дом актёра. Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20722

59. Доценко, Е.Г. Детские страхи в новом британском «театре жестокости»: пьесы для детей и их родителей. / Е.Г. Доценко. // Филологический класс. - 2012. №1. - С.55-59.

60. Желудкова, В.И. К вопросу об истории становления хорового исполнительства. // Приоритетные научные направления: от теории к практике: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. / В.И. Желудкова. -Нефтекамск: РИО ООО «Наука и образование», 2015. - 217 с.

61. Жилина, А.В. Театральный журнал «Артист» в литературном процессе 1880-1890 годов. / А.В. Жилина. Автореф. на соиск. ст. канд. филол. наук. - Омск: 2011.

62. Жихарев, С.П. Записки современника. / Хрестоматия по истории русского актёрского искусства конца ХУШ-первой половины XIX веков / сост. Владимирова Н.Б., Кулиш А.П. - СПб.: СПГАТИ, 2005. - 599с.

63. Журавлев, А.Л. Нестик, Т.А. Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований. / А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик // Знание.Понимание. Умение. - 2011. №3. - С. 212-221.

64. Журавский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Журавский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. - 510 с.

65. Зоркая, Н.М. Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа. / Н.М. Зоркая. - М.: Аграф, 2010. - 400с.

66. Иванов, Д. Скоморох - душа славянская... Режим доступа: http://portal.nov.ru/avtorskie-kolonki/item/2983-skomoroh-%E2%80%93-dusha-slavyanskaya.html.

67. Иванова, С. Женщины-творцы в советской музыкальной культуре Средневековья. /С. Иванова // Музыкальная академия. - 2010. № 1. С.158-161.

68. Иглтон, Т. Идея культуры / Т. Иглтон. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 192 с.

69. Йегер, В. Пайдейя: воспитание антич. грека: [в 3 т.] / В. Йегер ; пер. с нем. М. Н. Ботвинника. - Москва : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1997. - Т. 2 : Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем. - 335 с.

70. Йегер, В. Пайдейя: воспитание антич. грека: [в 3 т.] / В. Йегер; пер. с нем. А. И. Любжина. - Москва : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 2001. - Т. 1. - 593 с.

71. Йегер, В. Раннее христианство и греческая пайдейя / В. Йегер. -М.: Издательство «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 2014, - 216 с.

72. История // Союз театральных деятелей Российской Федерации. Всероссийское театральное общество. Год основания 1877. Режим доступа: http://stdrf.ru/o-soyuze/istoriya/.

73. История западноевропейского театра: T.I. // под ред. Г.Н. Бояджиева. - М. 1981-1987. - 471 с.

74. История зарубежного театра. Театр Европы и США XIX-XX вв. Учебник для культурно-просветит. Учебных заведений. Ч.2. Под общ. ред. проф. Г.Н. Бояджиева. - М.: Просвещение, 1972. - 272 с.

75. История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Учебник для культ.-просвет. и театр. учебн. заведений, Ч.1. Под общ. ред. проф. Г.Н. Бояджиева. - М.: «Просвещение», 1971. - 360 с.

76. Кайуа, Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. / Р. Кайуа. - М: ОГИ, 2007. - 304 с.

77. Как они умерли. Борис Добронравов. Режим доступа: http://akter.kulichki.com/se/dobronravov_b.htm

78. Какие должны быть идеальные актриса или актер, способные играть любовь? // Петербургский театральный журнал. Режим доступа: http://ptj .spb.ru/archive/24/144-stranitcy-pro-lyubov-24/kakie-dolzhny-byt-idealnye-aktrisa-ili-akter-sposobnye-igrat-lyubov/.

79. Капшеева, П. Бабочка, летящая на сцену. Роман Виктюк. Режим доступа: https: //readtiger.com/www.peoples.ru/art/theatre/producer/viktiuk/

80. Кара-Мурза, С. Советская цивилизация. Т.2. - Режим доступа: http: //www. kara-murza. ru/books/sc_b/sc_b_content.htm.

81. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. Б. Э. Верпаховского [и др.] под науч. ред. О. И. Шкаратана ; Гос. ун-т «Высш. шк. экономики». - Москва : ГУВШЭ, 2000. - 606 с.

82. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. О зрелищах / Избранные сочинения. - М.: «Прогресс», 1994. - С. 277-293.

83. Келле, В.Ж. Духовность и интеллектуальное начало культуры // Человек в интеллектуальном и духовном пространствах / Отв. ред. М.С. Киселева [Сб. статей] / В.Ж. Келле. - М.: Прогресс, 2010. - С. 9-22.

84. Кривякина, Е. Путин поручил поддержать ТЮЗы. // Комсомольская правда. Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26189.5/3077799/.

85. Курюмова, Н. В. Современный танец в культуре XX века: смена моделей телесности: диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Курюмова Наталия Валерьевна; [Место защиты: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина]. - Екатеринбург, 2011. - 176 с.

86. Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века / Ж. Ле Гофф. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 160 с.

87. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. / К. Леви-Стросс. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - 392 с.

88. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

89. Липовецкий, М., Боймерс, Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы» / М. Липовецкий, Б. Боймерс. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 376 с.

90. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992 - 272 с.

91. Львович, Б. Актерская курилка. Режим доступа: http: //thelib .ru/books/lvovich_boris/akterskaya_kurilka-read-5. html.

92. Маленькая хроника // Театр и искусство. - 1907. №1. - С. 7.

93. Мамардашвили, М. Метафизика Арто // Арто А. Театр и его Двойник / пер. с фр., состав. и вступ. ст. В.Максимова. / М. Мамардашвили. -СПб.: Сипозиум, 2000. - 440с.

94. Марков, Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. - 304 с.

95. Марру, А.-И. История воспитания в античности. Греция / А.-И. Марру; [пер. с фр. А. И. Любжина и др.]. - Москва : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1998. - 425 с.

96. Масленникова, А.А., Масленникова, С.Ф. О субкультуре и ее сторонниках. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3140.pdf.

97. Место и дом // Арт-кафе «Бродячая собака». Режим доступа: http: //www.vsobaka.ru/content/articles/360/.

98. Микеладзе, Н.Э. О чем трубят театральные трубы? (Публичный театр как среда и средство коммуникации века Шекспира). // Шекспировские чтения 2004. / Н.Э. Микеладзе. - М.: Наука, 2006. - С. 32 - 49.

99. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс. - М.: КДУ, 2011. - 416 с.

100. Нарышкин, А.К. Заметки о театре времён Отечественной войны 1812 года. Режим доступа: http://www.museum. ru/museum/1812/Library/Borodino_conf/2013/article43.pdf.

101. Наумов, И. Путин заглянул в театральное закулисье // Независимая газета. Режим доступа: http://www.ng.ru/culture/2011-12-01/1 _putin_teatr.html.

102. Нельзя делать вид, будто смерти нет // Lenta.ru. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2017/06/15/batalov_quotes/.

103. Николаева, Н. Валентин Гибалтовский: «Задача искусства - не калечить человеческие души»// Кино-театр.ру. Режим доступа: http: //www.kino-teatr.ru/kino/person/155

104. Николаенко, Д.А. Герменевтические особенности основных типов коммуникации в традиционном танце / Д.А. Николаенко // Культура народов Причерноморья. - 2014. № 276. - С. 159-164.

105. Новая философская энциклопедия. В 4 Т., 2-е изд. - М.: Мысль, 2010. - 736 с.

106. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

107. Новости. Говорят, что каждый артист мечтает сыграть Гамлета...// Опера классическая. Режим доступа: http://operaclassic.net/19-govoryat-chto-kazhdyy-artist-mechtaet-sygrat-gamleta.html.

108. Овчинникова, Б.Б. Маски и их роль в средневековой культуре Новгорода / Б.Б. Овчинникова, Е.В. Копнина // Новгородская Русь: историческое пространство и культурное наследие. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. - С. 118-134.

109. Кибанова, А.А. Вариативность этнического сознания: соотношение элитарной, профессиональной и массовой субкультур (на материале ассоциативного эксперимента) / И.Г. Овчинникова, А.А. Кибанова // Вопросы психолингвистики. - 2007. № 5. - С. 90-94.

110. Ольшанский, Д. Сцены сексуальной жизни. Психоанализ и семиотика театра и кино. 2-е издание, исправленное и дополненное. Д. Ольшанский. - СПб.: Алетейя, 2017. - 392 с.

111. Павленко, А. Теория и театр. / А. Павленко. - СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2006. - 234 с.

112. Памяти Олега Янковского: «Дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя».- [Эл.ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/pamyati-olega-yankovskogo-dyavola-kak-i-gospoda-boga-igrat-nelzya/

113. Пахомова, А. Юрий Соломин: «В театр пришло письмо от королевы Елизаветы, и все переполошились.». Режим доступа: http://7days.ru/stars/privatelife/yuriy-solomin-v-teatr-prishlo-pismo-otkorolevy-elizavety-i-vse-perepoloshilis.htm#ixzz4krmFTT70.

114. Песочинский, Н.В. Каких только антропологий не бывает... Режим доступа: http://antropogenez.ru/quote/459/.

115. Петров, М. К. Античная культура / М. К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1997. - 352 с.

116. Петров, М. К. Искусство и наука; Пираты Эгейского моря и личность / М. К. Петров; [вступ. ст. С. С. Неретиной]. - М.: РОССПЭН, 1995. - 238 с.

117. Петров, М. К. Историко-философские исследования / М. К. Петров ; [сост., ввод. ст. В. Н. Дубровина, Ю. Р. Тищенко]. - М.: РОССПЭН, 1996. - 511 с.

118. Петров, М. К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М. К. Петров. - М.: РОССПЭН, 2004. - 775 с.

119. Петров, М. К. Язык, знак, культура / М. К. Петров; АН СССР, Инт философии. - М.: Наука, 1991. - 328 с.

120. Петроград, 13 Октября 1918 года // Театр и искусство. - 1918. № 32-35. - С.294-295.

121. Петроград, 7 января 1918 года // Театр и искусство. - 1918. № 1. -

С.4.

122. Плешакова, А. Борис Клюев: «Лет двадцать я не читал ни одного сценария» // Комсомольская правда. Режим доступа: http://www.kirov.kp.ru/daily/26187.2/3075328/.

123. Плутарх Застольные беседы. - Л.: «Наука», 1990. Режим доступа: http: //ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1438020000

124. Поворазнюк, С., Давыдова, М. Международная федерация актеров встала на защиту российских коллег / Известия. Режим доступа: http://iz.ru/news/553002#ixzz2Y9J7y9CZ.

125. Положение о театральном отделе Народного Комиссариата по просвещению // Театр и искусство. - 1918. № 32-35. - С.298.

126. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

127. Почетное звание «Народный артист СССР» // История наградной фалеристики России. Режим доступа: http://www.allfaler.ru/nagrad-sistem/nagrad-syst-sssr/gos-nagrad-sssr/pochet-zvaniya-sssr/80-pochetnoe-zvanie-narodnyj -artist-sssr.

128. Правила поместных соборов с толкованиями. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-pomestnyh-soborov-s-tolkovanijami/.

129. Православные святые - покровители профессий и видов деятельности // Православие в Прииртышье. Официальный сайт Семипалатинского благочиния Усть-Каменогорской и Семипалатинской Епархии. Режим доступа: http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/Sv_professii.html.

130. Пыляев, М.И. Наш театр в эпоху Отечественной войны / М.И. Пыляев. // Старое житье. Режим доступа: http://coollib.eom/b/318896/read

131. Раса // Новая философская энциклопедия в 4т. Т.3. - М.: Мысль, 2010. - С. 414.

132. Режим доступа: https://www.sagaftra.org/content/about-us; https://www. sagaftra.org/home.

133. Режим доступа: Introduction // http://fia-actors.com/fia-worldwide/introduction/.

134. Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 528 с.

135. Римский, В. П. К проблеме генезиса религии / В. П. Римский // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. - Ростов-на-Дону, 1983. - № 1. - С. 55-60.

136. Римский, В. П. Миф и религия: проблема генезиса и культурно-исторической специфики архаических религий / В. П. Римский. - Белгород: Крестьян. дело, 2003. - 200 с.

137. Рисмен, Д. Некоторые типы характера и общество / Пер. с англ. Е.Д. Рудкевич / Д. Рисмен // Социологические исследования. - 1993. №3. -С.121-129.

138. Романенко, И.Б. Античная и средневековая образовательные парадигмы / И.Б. Романенко // Универсум платоновской мысли:

Неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. - СПб.: Центр антиковедения СПбГУ, 2001. - С. 42-50.

139. Ромм, В.В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры / В.В. Ромм // Дисс. на соиск. ст. д.культурологии, по спец. 24.00.01 - Теория и история культуры. - Барнаул. - 2006. - 403 с.

140. Российским актёрам хотят запретить сниматься чаще трёх раз в год // Кино-театр.ру. Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/news/y2017/4-1/11423.

141. С.-Петербург, 7-го Января 1907 г. // Театр и искусство. - 1907. №1. - С. 1.

142. Саид, Э. Культура и империализм / Э. Саид. - СПб.: Владимир Даль, 2012. - 736 с.

143. Саид, Э. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э. Саид. -СПб.: Русский Mip, 2006. - 637 с.

144. Сеннет, Р. Падение публичного человека / Р. Сеннет. - М.: Логос, 2003. - 424 с.

145. Сергеева, Ю. Антон Хабаров: «Актёр не должен относиться к себе очень серьёзно» / Ю. Сергеева // Кино-театр.ру. Режим доступа: http: //www.kino-teatr.ru/kino/person/363/

146. Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989. - 704 с.

147. Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССГТЭН), 2003. 632 с. (Серия «Summa cuiturologiae»).

148. Солопова, М.А. Пайдейа / М.А. Солопова, Ю.А. Шичалин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М., 2001. - С. 189.

149. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: исслед. изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / П. А. Сорокин ; пер. с англ. В. В. Сапова ; Ин-т социологии

РАН, Междунар. ин-т Н. Кондратьева - П. Сорокина. - Санкт-Петербург : РХГИ, 2000. - 1054 с. : ил., табл. - (Социология : Универ. б-ка).

150. Спектакль Марка Захарова «Юнона и Авось» сыграли уже 1500 раз // 7 дней.т Режим доступа: http://7days.ru/entertainment/cinema/spektakl-marka-zakharova-yunona-i-avos-sygrali-uzhe-1500-raz.htm.

151. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой. Режим доступа: http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/text_0020.shtml.

152. Стоцкий, А. Мужчины-кошельки А.Волочковой / А. Стоцкий. // Экспресс-газета.2008. 7 ноября. Режим доступа: http: //www.compromat.ru/page_23 567.htm.

153. Суриков, И.Е. Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры / И.Е. Суриков. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. - 304 с.

154. Сурта, Е.Н. Шпильманы в контексте маргинальной субкультуры западноевропейского Средневековья / Е.Н. Сурта // Весщ БДПУ, - 2013. №2 (Серыя 2). - С. 55-58.

155. Сутыка, Д. Александр Лазарев: «Выживать в театре - серьезное испытание». Режим доступа: http://rb2.surfingbird.ru/surf/aleksandr-lazarev-vyzhivat-v-teatre-sereznoe--1lSF8aa69#.WZ6-5ZqGjIU.

156. Съезд сценических деятелей // Театр и искусство. Еженедельный иллюстрированный журнал. - 1897. №12. - С.233.

157. Театральный жаргон. Режим доступа: http: //kolyadanik.livej ournal .com/216160. html

158. Театроведение // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Марков). - М.: Советская энциклопедия, 1967. Т. 5. - 1136 с.

159. Тельпиз, Е., Мазеина, А. Смех и слёзы Максима Аверина / Е. Тельпиз, А. Мазеина // CherAmi. 2017. - № 8. Режим доступа: http://www.cherami.club/publication/495/

160. Тенишева, М. К. Впечатления моей жизни. Воспоминания / М.К. Тенишева. - М.: Захаров, 2002. - 396 с.

161. Тинина, З.П. История европейского театра от Античности до Новейшего времени. Ч.1. Античность. Средневековье. Возрождение.: Учебно-методическое пособие / З.П. Тинина. - Волгоград: ВолГУ. 2005, - С. 11.

162. Тихомирова, Е.Г. Маска как форма репрезентации смыслов культуры: Автореферат дисс. ... д. филос. н. / 24.00.01. / Е.Г. Тихомирова. -Ростов-на-Дону, 2016. - 48 с.

163. Толкования на правила Святого Поместного Собора Карфагенского. Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1322

164. Томсон, Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. - Т.II. Первые философы / Дж. Томсон. - М.: Изд-во ин. лит., 1959.

- 371 с.

165. Топоров, В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) / В.Н. Топоров // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. - М.: Наука, 1982. - С. 8-40.

166. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала: моногр. под ред. В.П. Римского. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017. - 456 с.

167. Философская энциклопедия. Т.2. - М.: Советская энциклопедия. Серия Энциклопедические словари и справочники, 1962. - 576 с.

168. Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности. / Э. Фишер-Лихте.

- М.: Канон+, 2015. - 376 с.

169. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. / А.Я. Флиер. -М.: Академический Проект, 2000 - 496 с.

170. Французский театр эпохи Просвещения. Т.1. - М.: Искусство.

1957.

171. Фрезер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрезер. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. - 528 с.

172. Фролов, Э.Д. Рождение греческого полиса. 2-е изд. / Э.Д. Фролов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. - 266 с.

173. Фуко, М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году / М. Фуко ; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 676 с.

174. Фуко, М. Слова и вещи: археология гуманит. наук / М. Фуко. -Санкт-Петербург : A-cad : Талисман, 1994. - 405 с.

175. Фуко, М. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982—1983 уч. году. / М. Фуко. - Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 432 с.

176. Хабермас, Ю. Модерн - незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С. 40-52.

177. Хабермас, Ю. Постмодернизм и культура / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - №4. - 1992. - С.40-53.

178. Харченко, Е. В. Языковое сознание профессионала как предмет психолингвистики / Е.В. Харченко. // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н. В. Уфимцева. - М.: ИЯ РАН, 2000. - С. 178-190.

179. Хебдидж, Д. Субкультура: значение стиля (пер. Маликова М.Э., Неклюдова М.С.) / Д. Хебидж. // Теория моды: одежда, тело, культура. -2009. №10. - С. 131-175.

180. Хёйзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хёйзинга. -СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.

181. Хелл, Д., Гольдблатт, Д., Макгрю, Э., Перратон, Дж. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Д. Хелл , Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Дж. Перратон. - М.: Праксис, 2004. - 576 с.

182. Хрестоматия по истории западноевропейского театра / под ред. С.С. Мокульского. Т.1. - М.: Искусство. - 1952-816 с.

183. Хроника // Театр и искусство. - 1918. №28-31. - С.279.

184. Хроника // Театр и искусство. - 1918. № 24-25. - С.247.

185. Хроника // Театр и искусство. - 1918. № 32-35. - С.295.

186. Центральный Дом Актера им. А.А. Яблочкиной // Культура.РФ. Режим доступа: http://www.culture.ru/institutes/10194/tsentralniy-dom-aktera-im-a-a-yablochkinoy

187. Чистюхин, И.Н. Содержание античных зрелищ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2016/16221.htm.

188. Что же такое «талант актера?». О школе Рубена Сергеевича Агамирзяна // Петербургский театральный журнал. - 2001. №4[26]. Режим доступа: http://ptj.spb.ru/archive/26/teachers-26/chto-zhetakoe-talant-aktera/

189. Шабалина, Т. «Привал комедиантов». Режим доступа: http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/PRIVAL_KOMEDIANTOV.html

190. Шадрина, Н. Сцена нам отомстит // Официальный сайт «Областной газеты» (Екатеринбург). Режим доступа: https://www.oblgazeta.ru/culture/22542/

191. Шишков, А.В. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие / А.В. Шишков. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 592 с.

192. Шкурко, Т.А. Психологические функции танца. Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга». Ростов-н-Д.: 2003.

193. Щепанская, Т.Б. Традиции городских субкультур. / Современный городской фольклор. / Т.Б. Щепанская. - М.: РГГУ, 2003. - С.27-33.

194. Щепкина-Куперник, Т.Л. Малый театр / Т.Л. Щепкина-Куперник // Из воспоминаний о русском театре. - М.: Детская литература, 1956 - 157 с.

195. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

196. Эмихен, Г. Греческий и римский театр. Изд. 2-е. / Г. Эмихен. -М.: Книжный дом «Либроком», 2012. - 312с.

197. Эстетика: Словарь // Под общ. ред. А.А.Беляева и др. - М. : Политиздат. 1989. - С.255.

198. Яцковская, И.Ф. Этапы развития танца модерн и его стилевое разнообразие / И.Ф. Яцковская. // Культура и образование. - Февраль 2014. № 2 Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1395

199. 9 (Serious) Theatrical Superstitions // https://www.backstage.com/news/9-serious-theatrical-superstitions/

200. About the IATSE // http://www.iatse.net/about-iatse

201. Cawthon D. Fake it till you make it: St. Genesius, patron of actors // U.S. Catholic.-2010.-August.-Vol. 75,№8, P.47-48) // http://www.uscatholic.org/church/2011/10/fake-it-till-you-make-it

202. Freud R. George Spelvin Says the Tag: Folklore of the Theater // Western Folklore Vol. 13, No. 4 (Oct., 1954), pp. 245-250.

203. Gerhard J. 13 Theatrical Superstitions and Myths // http://www.stagedoormemphis.org/sdpfamily-blog/2015/3/12/13-theatrical-superstitions-and-myths

204. Gerhard J. 13 Theatrical Superstitions and Myths // http://www.stagedoormemphis.org/sdpfamily-blog/2015/3/12/13-theatrical-superstitions-and-myths

205. Korom Frank J. An Introduction // The Anthropology of Performance. A Reader. Edited by Frank J. Korom. - Wiley-Blackwell. 2013. P.1.

206. Maschere della Commedia dell'Arte. Commenti, contributi e opinion. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.jadawin.info/maschere.htm

207. Neugebauer-Maresch C., Zum Neufund einer 30.000 Jahre alten Statuette bei Krems, Niederösterreich, 1990; dieselbe, Altsteinzeit im Osten Österreichs, 1993; dieselbe, Zur altsteinzeitlichen Besiedlungsgeschichte des Galgenberges von Stratzing/Krems-Rehberg, 1993. Режим доступа: http: //www.aeiou.at/aeiou.encyclop.v/v132616.htm

208. President's Message. Режим доступа: http://fia-actors.com/about-fia/introduction/presidents-message/#c291

209. SAG-AFTRA Members Elect Gabrielle Carteris President, Jane Austin Reelected Secretary-Treasurerhttps. Режим доступа: www.sagaftra.org/sag-aftra-members-elect-gabrielle-carteris-president-sag-aftra-jane-austin-re-elected-secretary

210. Saints related to Patron-of-actors // Catholic saint medals.com. Режим доступа: http://saint.catholicsaintmedals.com/patronage/saints/347/patron-of-actors

211. Schiffman J. Actors' Superstitions. Режим доступа: https://www.backstage.com/news/actors-superstitions_2/

212. St.Vitus. Режим доступа: http:// Catholic Online.-www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=140

213. Theatrical superstitions and saints. Режим доступа: https://translate.google.ru/translate?Hl=ru&sl=en&u=http://lecatr.people.wm.edu/t heatrical_superstitions_and_saints.html&prev=search

214. Top 10 Theater Superstitions. Режим доступа: http://listverse.com/2010/08/20/top- 10-theater-superstitions/.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.