Антропология театра в субкультурном измерении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Бараниченко Наталья Васильевна

  • Бараниченко Наталья Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 142
Бараниченко Наталья Васильевна. Антропология театра в субкультурном измерении: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2020. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бараниченко Наталья Васильевна

Содержание

Введение 3 Глава 1. Феномен артистической субкультуры в

европейской цивилизации

1.1. Артистическая субкультура: философско-антропологические смыслы

1.2. «Человек перформативный»: возникновение и развитие европейского театра

Глава 2. Антропологические смыслы отечественной

артистической субкультуры

2.1. Перформативные практики в истории русского театра

2.2. Антропология современного российского театра

Заключение

Библиография

123

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропология театра в субкультурном измерении»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современная философская антропология и философия культуры не часто обращают внимание на конкретные виды искусства. Исследуемая нами тематика находится в междисциплинарном пространстве между академическими проблемами институционализации сообществ, онтологии события, труда, свободы и не столь академичными, но достаточно популярными вопросами осмысления постмодернизма, субкультур, визуального, игры в различных её интерпретациях и вариантах бытования. Вместе с тем, в большинстве российских городов недалеко от центральной площади или непосредственно на ней находится театр, культурное пространство, вновь получившее в последние годы пристальное внимание самой широкой публики. Театр может быть более или менее привлекательным для проведения досуга горожан, занимать центральное или периферийное место в культурной жизни города, давать удачные или не вполне удачные представления, но неизменно оставаться местом, о жизни которого известно достаточно мало.

Еще более неизвестными остаются его основные обитатели - актеры, которые образуют достаточно закрытое сообщество, занимающееся специфической деятельностью, говорящее на особом языке, сохраняющее собственную, давнюю мифологию. Подобная закрытость и автономность актёрских сообществ тем более удивительна на фоне эксплозивного роста кинематографа и феномена масс-медиа. Размывание границ приватного мира зрителя и актерского сообщества, на первый взгляд, не оставляет неизученных и незримых территорий, подобных театру. Актеры охотно сами показывают свою профессиональную и частную жизнь. В этом контексте антропология театральной субкультуры является более чем актуальной и важной для осмысления современной культуры, самого актерского сообщества, понимания «режимов видимости» в тотально видимой современной культуре, в «обществе спектакля» (Ги Дебор).

Не менее значимыми являются проблемные поля, которые пересекаются в той условной точке, которая возникает в фокусе философско -антропологического подхода к фигуре театрального актера и связана с перформансом. Театр оказывается тем «пространством перевоплощения», из которого перформанс мигрирует в сферу религии, политики и культурной повседневности, становясь актуальной проблемой, способной собрать через анализ практик перформативности понятие события и смысла, игры и свободы.

Степень научной разработанности проблемы. В философской антропологии, философии культуры и эстетики вопросами искусства, театра, игры, перевоплощения, представления (репрезентации), перформанса занимались А. Бадью, Р. Барт, М.М. Бахтин, Д. Бенсаид, В. Беньямин, Г. Гадамер, Ги Дебор, Р. Кайуа, Б. Массуми, М.К. Отан-Матье, В.В. Савчук, Ж.-П. Сартр, В. Тёрнер, М. Хайдеггер, Й. Хейзинга и другие. Некоторые наблюдения относительно антропологии игры можно встретить в работах К. Леви-Стросса, Э. Тайлора. Вопросы истории театральной антропологии раскрываются в работах А.В. Шестаковой. Ряд известных театральных деятелей, режиссёров, таких как А. Арто, Э. Барба, Е. Гротовский, Н.Н. Евреинов, В.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский, М.А. Чехов, внесли свой вклад в понимание театра и места человека в нём.

В ходе исследования мы активно обращались к понятию «перформанс» и через него определили дефиницию «артистическая субкультура». В его трактовках мы отталкивались от идей В. Тёрнера, который изучал перформанс в широком смысле этого слова - как практики перевоплощения. В русскоязычной научной литературе это понятие довольно часто употребляется в самых разных контекстах, иногда очень далёких друг от друга. Под перформансом мы понимаем различного рода перевоплощения, которые существуют, конечно, не только в пространстве театра. Помимо театрального перформанса можно выделить социальный (в работах О.А. Шнырёвой, Е.Г. Тихомировой), политический (Дж. Батлер,

Л.О. Терновая), цифровой перформанс (С. Диксон, М.А. Игнатов), религиозный перформанс и т.д.

Наиболее часто под этим термином понимают представление (чаще всего драматического плана), носящее эпатажный, экстравагантный характер; имеющее своей целью потрясти зрителя оригинальностью, необычными ощущениями, идеями; вид и жанр современного театра. Однако, если взять точный перевод этого слова с английского языка (исполнение, представление, выступление), становится понятно и допустимо употребление понятия «перформанс» по отношению к любым перевоплощениям и лицедейству, в том числе - и по отношению к формам репрезентации, присутствующим в древней культуре, когда театра ещё, как такового, не было. Иными словами перформанс - это момент самовыражения в чистом виде, в самых разных ситуациях и ради другого субъекта - зрителя. Причём «зритель» здесь должен пониматься также широко - как субъект, имеющий отношение к коммуникации и сотворчеству в данный момент (пусть даже он и не вступает в непосредственную вербальную коммуникацию).

Об особенностях современного театра можно узнать из работ Б. Боймерс, М. Липовецкого, Г.А. Шматовой, О.И. Шустровой. Для определения исторических трансформаций сценического искусства мы обратились к источникам по истории театра. Процесс становления европейского театра исследовали А.В. Бартошевич, Г.Н. Бояджиев, А.А. Гвоздев, А.К. Дживелегов, С.С. Мокульский, В.Ю. Силюнас, Г. Эмихен и др. Сведения об этапах развития русского театра можно найти в работах Б.Н. Асеева, А.Н. Веселовского, Л.Я. Гуревич, А.А. Кизеветтер, А.А. Плещеева, М.И. Пыляева и других.

Важное место в исследовании театра занимают работы отечественных исследователей, посвящённые эстетике театра и философии искусства. Здесь можно назвать такие имена, как Л.А. Ахмыловская, А.Ю. Барыш, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, А. Павленко, Н.А. Хренов, К. Чухров, Н.И. Шевченко и другие.

Специфику деятельности артистов, определяемую игровыми практиками и перевоплощениями, можно рассматривать, обращаясь к теории субкультур, которая раскрыта в работах В.П. Бабинцева, М.М. Белоусовой, Ю.Н. Давыдова, А.Н. Ильина, И.С. Кона, Е.Л. Левашовой, В.А. Лукова, Ю.М. Мельник, Е.Л. Омельченко, Ю. Осокиной, В.П. Римского, О.Н. Римской, И.Б. Роднянской, К. Соколовой, Т.Б. Щепанской и других отечественных исследователей.

Артистическая субкультура рассматривается лишь как второстепенный феномен при изучении истории театра, что несправедливо, поскольку она является самодостаточным явлением, отражающим общие культурные установки эпохи, а также указывает на множество других характеристик развития культуры. Равно как в рамках дисциплинарного поля антропологии периферийной является и тематика перформативных практик локализованных театром. В данном диссертационном исследовании представлена попытка объединить указанные периферии в проблеме выявления антропологических смыслов артистической субкультуры.

Объектом исследования является профессиональная субкультура как культурно-антропологический феномен.

Предметом исследования являются философско-антропологические смыслы артистической субкультуры театра в пространстве развития западноевропейской цивилизации.

Цель работы: философско-антропологическая дескрипция артистической субкультуры театра, особенностей её перформативных практик и культурного кода.

Для достижения намеченной цели автором были поставлены следующие задачи:

- осуществить критический анализ артистической субкультуры в её философско-антропологической модальности;

- выявить философско-антропологические смыслы перформативных практик в европейской культуре;

- определить антропологические особенности артистической субкультуры, локализованной отечественным театром;

- выявить антропологическую специфику и мифологемы современной артистической субкультуры в России.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретический фундамент исследования составили следующие научные концепции и подходы: философско-антропологическая рецепция теории субкультур, семиотическая (М. Бахтин) и игровая концепции культуры (Р. Кайуа, Б. Массуми), структурный и социально-антропологический подход (В. Тёрнер), теории общества потребления и массовой культуры (Ги Дебор), а также ключевая для нашей работы концепция события (А. Бадью).

Применялся сравнительно-исторический метод (сравнительный анализ профессиональных представлений, суеверий и мифологем западной (англоязычной) и российской артистической субкультуры, сравнение условий развития и отличительных черт российской артистической субкультуры); культурно-антропологический анализ при выявлении специфики отечественных и зарубежных перформативных практик, в том числе, в различных исторических периодах.

Научная новизна диссертационного исследования раскрывается в следующих положениях:

- дано определение артистической субкультуры, которую характеризует производство коллективной перформативности и наличие зрителя;

- реконструированы философско-антропологические смыслы перформативных практик в общеевропейской культуре, фундированные имманентным противоречием перформанса между событием и игрой;

- выявлены антропологические особенности отечественной артистической субкультуры, обусловленные её заимствованным характером;

- определена антропологическая специфика и мифологемы современной артистической субкультуры в России, определяемые сочетанием собственной

логики развития театра в России и общемировыми культурно-антропологическими практиками.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под артистической субкультурой мы понимаем профессиональное сообщество людей, главной целью которого является производство перформанса (осуществление перформативных практик) как вида творческой художественно-игровой деятельности. Главный отличительный признак артистической субкультуры - наличие коллективного игрового перформанса и потребность в зрителе (воспринимающем субъекте).

2. Древнегреческий театр зародился из обрядовых игр и культа поклонения богам, создав первичное соединение, лежащее в основе перформанса - игры и события. Автономность перформанса возникает уже в культурном феномене древнеримского театра. Избыточная витальность игры и преображающий характер события обусловили ламинальное положение актеров среди средневековых сообществ и их пространственную подвижность. Фигура артиста манифестировала скрытый культурный конфликт между смеховым (явным) и разумным (скрытым) началами средневековой культуры, между народной и элитарной культурой, а также имманентно содержала его в себе. В эпоху модерна артистическая субкультура занимает позицию «субъекта без места» уже в социально-политической и социально-экономической системе координат.

3. Особенность отечественной артистической субкультуры связана с её заимствованным характером. Исходное противостояние игровых перформативных практик в лице скоморохов и христианства содержало в себе многоплановый конфликт между хаосом и порядком, свободой и контролем, избыточностью игры и ограничением ритуала, низовой культурой и высокой, язычеством и христианством. Начиная с XVII века, возникает достаточно долгое «иностранное влияние», длящееся вплоть до XIX века, которое позволяет говорить о привнесении самой театральной актерской субкультуры, в которой частично снимаются противоречия, маркированные

религиозно, и актуализируются другие, социально-экономические. «Человек перформативный» этого периода решает противоречие между свободой игры и необходимостью капитализации зрелища. Октябрьская Революция 1917 года претендовала на решение этого противоречия. Основной задачей актера становилось просвещение народных масс, его перформативная практика была присвоена событием революции, идеологией и политикой.

4. Российская артистическая субкультура за последние десятилетия претерпела качественные изменения. Некоторые из них были связаны с трансформацией перформанса в целом, что нашло отражение в ключевых трендах эпохи постмодерна: игровом характере культуры, стирании границ, в том числе между культурой и субкультурой, проникновением перформативных практик в различные профессиональные среды и повседневность. Несмотря на значимость изменений, отечественная артистическая субкультура сохранила свою целостность, достаточно традиционную в своих практиках и мифологемах, к которым мы относим мифологему «проклятой пьесы», «призрака» театра, «великого актера» и «великого режиссера», мифологему «простоты великих», мифологему «зрителя», «роли», «таланта актера», «спектакля-легенды», «покровителя театра», «живой сцены», мифологемы «верности» театру.

Научно-теоретическая значимость исследования определяется раскрытием специфики театрального перформанса, состоящей в соединении избыточной витальности игрового начала и преображающего событийного; экспликацией антропологических смыслов перформативных практик европейского театра с момента зарождения в античности до современности, что позволяет уточнить и критически осмыслить перформативные основания современной культуры, выходящие за рамки театра и театральной субкультуры.

Практическое значение состоит в том, что изучение антропологических смыслов артистической субкультуры тесно связано с разработкой культурной политики, в том числе и её регионального

компонента; возникают возможности включения результатов диссертационного исследования в курс различных учебных дисциплин («История театра», «История русского театра», «История и теория режиссуры», «Культурология») для обучающихся по специальности «Культурология», «Теория и история культуры», «Актёрское искусство», «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и т.д.

Личный вклад автора заключается в оригинальном определении артистической субкультуры как профессионального сообщества людей, главной целью которого является производство перформанса (осуществление перформативных практик) как вида художественной (творческой) деятельности; а также в выявлении философско-антропологической специфики театральных перформативных практик, раскрывающихся в понятиях трансформирующегося коллективного субъекта, «захваченного» игровым событием.

Апробация основных результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на методологических семинарах и заседаниях кафедры философии, культурологии, науковедения ГБОУ ВО «Белгородского государственного института искусств и культуры», на всероссийских и международных научных конференциях: Международной научной конференции «Что такое сообщество? Социальная герменевтика. Власть и медиа» (21-22 октября 2019 г.), Международной научной конференции «Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики» (21 марта 2018 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики» (25-26 февраля 2016 г.), IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (14-15 апреля 2016 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития хореографического образования: создание модели специалиста XXI века» (21

марта 2014 г.), областном научно-практическом семинаре «Искусство балетмейстера на современном этапе» (21 апреля 2014 г.), региональной межвузовской научно-практической конференции «Современное социокультурное пространство регионов России: актуальные проблемы и перспективы развития» (2008 г.).

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ (в том числе 3 статьи в журналах из списка ВАК РФ) общим объемом 3,1 п.л.

Диссертационное исследование соответствует пунктам 2.8. Феномены человеческой субъективности, 2.9. Понятие человека в различных философских системах, 2.10. Антропологические конфигурации философии, 2.18. Культурно-философская антропология, 3.11. Универсум культуры, паспорта специальности 09.00.13 Философская антропология, философия культуры.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН АРТИСТИЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Для европейской культуры и цивилизации феномен актера или музыканта, человека играющего, перевоплощающегося, достаточно давний. Оставаясь в поле философского дискурса, его присутствие обнаруживается уже в античной философии. Пожалуй, пример, который может считаться хрестоматийным, характеристика Платона, данная в диалоге с Адимантом о воспитании стражей (Платон Государство, книга III). Но уже здесь эта концептуальная фигура - актер, находится в жесткой связке, или скорее тени (смысловой и концептуальной), с более глобальными проблемами, государства, воспитания, религии. Часто возникая и в других дискурсивных полях, возможно литература здесь лучший пример, актер также весьма редко остается единичным объектом. Вполне возможно, что «тень» воспитания, власти и государства, религии определяли контексты, его окружающие, вплоть до недавнего времени. Хотя он мог возникнуть (как объект исследования) в пространстве философской антропологии, антропологии культурной (проблема мифа, ритуала, маски очень тесно соприкасается с фигурой театрального актера). Весьма значительное приближение произошло с подъемом интереса к феномену игры, конечно, наиболее выразительно представленной в работах Й. Хейзинги. Безусловно, это только основные «точки приближения» к тому концептуальному персонажу (в трактовке этого концепта Ж. Делёзом), который лежит в основе нашего интереса и который так и остался бы в тени «больших» понятий, без обращения к «живому» человеку (в трактовке этого выражения В.П. Римским) в теории субкультур. Как нам представляется, в соединении достаточно прикладной методологии исследования субкультур, наследия культурной антропологии, философской антропологии и философии культуры как раз и возможно «ухватить» сложный объект артиста в истории европейской цивилизации как объект связанный с приведенными концептами, но достаточно самостоятельный.

1.1. Артистическая субкультура: философско-антропологические

смыслы

Достаточно обширное понятийное и концептуальное поле, весьма условно обозначенное нами выше, конечно, нуждается в уточнении и выявлении приоритетов, необходимых для анализа избранного нами объекта. Таким временным ограничением мы можем считать Х1Х-ХХ века, которые стали временем больших социальных и культурно-антропологических трансформаций, а также появления новой исследовательской методологии, адекватной произошедшим изменениям, что нашло отражение в использовании понятий «класс», «слой», «группа», «страта» и «субкультура» в описании общества. В определенном смысле подобный методологический поворот в сторону локальных сообществ позволил выявить наш объект изучения в дискурсивном поле социальных наук, наряду с другими профессиональными сообществами. Но и внутри самого артистического сообщества в течении эпохи модерна активно происходили процессы специализации и дифференциации. Часто самоопределение и определение из вне, в том числе академическое и аналитическое определение, номинировало артистическое сообщество как «богему», через обращение к феномену духовного производства и понятию «творческая интеллигенция» и ряда других понятий. Не останавливаясь на них подробно, отметим, что подобный ракурс исследования не вполне удачен, поскольку включает в изучаемый объект наряду с артистами также критиков, популярных (публичных) личностей, журналистов, художников и многих других. Среди исследователей, обращавшихся к данной теме, можно выделить О. Аронсона, Ж. Бобера, Т. Бородину, А. Газо, Л.Я. Гуревича, И.В. Кольцова, Т.А. Пархоменко, Я.А. Новослугину, А.Н. Султанову, М.Л. Шуб.

Большой пласт мемуарной литературы и сочинений не относящихся к академическому дискурсу, представленный работами А.Я. Альтшуллера («Пять рассказов о знаменитых актёрах»), В.А. Гиляровского («Люди театра»), Ю. Беляева («Статьи о театре»), В. Рецептер («Жизнь и

приключения артистов БДТ»), Б. Львович «Актёрская курилка», А. Макарова («Московская богема. История культовых домов»), А. Смольякова («Тот самый ГИТИС»), В. Золотухина («На плахе «Таганки»), могут служить не только примерами, иллюстрирующими жизнь и быт актеров, но также материалом для культурно-антропологического анализа.

Не менее ценным источником информации являются периодические издания: «Артист», «Ежегодник Императорских театров», «Театр и искусство»,1 «Театральный город», «Петербургский театральный журнал», «Театр». Рассмотрение сообщества актеров как культурного феномена, достаточно устойчивого и самостоятельного, исторически длящегося, позволяет использовать эти периодические издания как источники, обращаясь к ним сквозь призму антропологической методологии. Отметим, что нам близок такой подход.

Хронологически первыми работами, посвященными театру, были исторические исследования. К ним можно отнести труд Т. Хейвуда «Защита актёров», изданный в 1612 году, работу Дж. Босуэлла «О профессии актёра» 1770 года. На рубеже Х1Х-ХХ веков достаточно массовыми становятся жизнеописания и мемуары, например «Жизнеописания знаменитейших актеров и актрис» Т. Сиббера от 1753 года. Преобладание англоязычных работ и авторов может объясняться большей развитостью английского театра. Но и среди континентальных авторов, в том числе достаточно известных, как, например И. Гёте2, издавшем в 1803 году «Правила для актёров», тема театра была актуальна. Более того, она возникает в контексте возникновения национальных государств, национальной культуры, языка, литературы и прочего, в нашем случае, конечно, национального театра. К работам классиков философии этого периода, посвятившим свои работы театру, можно отнести Д. Дидро3, Г.В.Ф. Гегеля и ряд других.

1 Жилина А.В. Театральный журнал «Артист» в литературном процессе 1880-1890 годов. / А.В. Жилина. Автореф. на соиск. ст. канд. филол. наук. Омск, 2011.

2 Гёте И. Правила для актёров // Собрание сочинений в 10 т. Т. 10. М., 1980.

3 Дидро Д. Парадокс об актере. М., 1957.

Театральная антропология, как отдельное направление, возникает в 80-е годы XX века. Его основоположником был Э. Барба и это направление можно рассматривать скорее как рефлексию театра о себе и для себя. Большая роль в осмыслении театра отводится категории эстетического, часто смыкаясь с экзистенциальным анализом. В поле философии в таком понимании близко работал А. Арто, с его трактовкой «жестокого театра»1, осмысляя театр в категориях утраты и подлинности.

Семиотическое направление представлено именами Э. Фишер-Лихте2, Ю.М. Лотмана, работы которого по теории праздника и проблеме карнавала достаточно близки к теме театра. Если же говорить о перформансе, то нельзя не упомянуть о работах Дж.Л. Остина и Дж. Батлер, работы последней достаточно интересны в связи перформанса и телесности.

При этом понятие «субкультура» достаточно удачно для нас, так как позволяет говорить не только об определенной локальной группе людей, но и об их культурной специфике. Можно сказать и о еще одной точке пересечения понятия субкультура и феномена театра, это город. Популярность понятия «субкультура» было связано с осмыслением такого нового социального явления, как городские субкультуры. Театр также «городской феномен» и тесно связан с проблемой признания и репрезентации. Установка на анализ повседневности, общности жизненных практик, представлений, идентичностей, позволяют через обращение к понятию субкультуры выйти за пределы самого дисциплинарного поля социологии, привлечь культурно-антропологические и философско-антропологические концепции. В этом случае, сошлемся на авторитетное мнение А.Я. Флиера, субкультура есть часть «большой» культуры, которая имеет свою специфику3. Отметим, что, в том числе, и профессиональную.

Вновь обратимся к пониманию субкультуры Т.Б. Щепанской, которая относит к необходимым факторам выделения субкультуры знаковые маркеры

1 Арто А. Театр и его Двойник / пер. с фр., состав. и вступ. ст. В.Максимова. СПб., 2000. С.132.

2 См. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М., 2015.

3 Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000. С.152-153.

(наличие культурного кода), поведенческие (обычаи и ритуалы, но также и устойчивые практики, для нас культурно-исторические практики), а также социальные (общность группы людей) 1.

Согласно этим критериям можно, на наш взгляд, говорить и о профессиональной субкультуре артистов как самостоятельном феномене, культурном и антропологическом. Артистическую субкультуру мы определяем как сообщество людей, главной целью которого является производство перформанса (см. полное определение во введении). В отличие от какой-либо другой субкультуры, также занимающейся перформансом (например, субкультуры политиков, производящих политический перформанс), перформанс артистической субкультуры - это не только процесс, но и главный результат, цель деятельности, средство выражения субкультуры, её предельно важная составляющая. Такое определение субкультуры позволяет включить в неё широкий круг лиц, занимающихся творчеством в сценических видах искусства, что является логичным и продуктивным шагом в осмыслении субкультуры. Перед нами возникает достаточно масштабная субкультурная среда, с давними традициями и особыми социальными отношениями. Немаловажное, дополнение, состоит в том, что профессиональная субкультура не только производит, в случае артистической субкультуры производит перформанс, но еще и воспроизводит саму себя, то есть, своих представителей, профессию, в нашем случае актеров театра.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бараниченко Наталья Васильевна, 2020 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агамирзян, Р.С. Что же такое «талант актера?». О школе Рубена Сергеевича Агамирзяна / Р.С. Агамирзян // Петербургский театральный журнал. - 2001. - №4[26]. Режим доступа: http://ptj.spb.ru/archive/26/teachers-26/chto-zhetakoe-talant-aktera/

2. Айкашева, О. «Егорова Л.: Артист должен работать всегда» / О. Айкашева // Chief Time. - Улан-Удэ, 2012. - Сентябрь. Режим доступа: http ://www.chief-time.ru/content/detail.php?ELEMENT_ID=1336

3. Акройд, П. Шекспир. Биография / П. Акройд. Режим доступа: https://nestoriana.wordpress.com/2017/02/03/piter_akroid_o_shekspire/

4. Анастасия Волочкова рассказала о своем богатстве // Режим доступа: http://stuki-druki.com/facts1/Anastasiya-Volochkova-rasskazala-o-svoem-bogatstve.php

5. Анна Дубровская: «Нужно только повышать планку...» // «Отзвуки театра» с Александром Калягиным. Ток-шоу. Эфир от 16 апреля 2017. Режим доступа: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57076/episode_id/1492111/

6. Античная философия. Энциклопедический словарь. - М: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.

7. Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина; Под ред. Д. М. Носова / Х. Арендт. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.

S. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Минск: Литература, 1998. - С. 1064-1112.

9. Аронсон, О. Богема: Опыт сообщества (Наброски к философии асоциальности) / О.Аронсон. - М.: Фонд «Прагматика культуры». 2002. - 96 с.

10. Арто, А. Театр и его Двойник / пер. с фр., состав. и вступ. ст. В. Максимова / А. Арто. - СПб.: Сипозиум, 2000. - 440с.

11. Асеев, Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. Учебник для студентов театроведческих факультетов театральных институтов. Изд. 2, перераб. и допол. / Б.Н. Асеев. - М.: Искусство, 1977. - 576 с.

12. Бадью, А. Рапсодия для театра. Краткий философский трактат. / А. Бадью. - М.: Модерн, 2011 - 96 с.

13. Бадью, А. Этика. / А. Бадью. - СПб., Machina, 2006. - 126 с.

14. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. -616 с.

15. Бахрушин, Ю.А. История русского балета. Учебное пособие для учащихся хореографических и культурно-просветительных училищ. / Ю.А. Бахрушин. - М.: Изд. «Советская Россия», 1965. - 285 с.

16. Белоусова, М.М., Мельник, Ю.М., Римская, О.Н., Римский, В.П. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках (на примере молодежной культуры). Статья 1. Культура и субкультура / М.М. Белоусова, Ю.М. Мельник, О.Н. Римская, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №8 (63). - Вып. 8. -Белгород, 2009. - С. 30-41.

17. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху / С. Бенхабиб. - М.: Логос, 2005. - 350 с.

18. Благотворительные фонды в области культуры // Наука. Московский государственный институт культуры. Режим доступа: http://nauka.mgik.org/index.php?option=com_content&view=article&id=180:2011 -11-03-09-14-25&catid=21:otdgrifand

19. Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийар. - Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2000. - 32 с.

20. Большой древнегреческий словарь. Режим доступа: http://www.slovarus.info/grk.php?id=%26%23952%3B&pg=12

21. Букина, Т.В. Проект императорского Воспитательного дома И.И. Бецкого: у истоков «артпедагогики» / Т.В. Букина // Universum: Вестник герценовского университета. - 2007. - №10. - С.69-75.

22. Бурдьё, П. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пьер Бурдьё, Жан-Клод Пассрон; [пер. Н. А. Шматко]; Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. М. : Просвещение, 2007. - 267 с.

23. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье. - М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.

24. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. - 576 с.

25. Бухтина, Т. П. Философская антропология и воспитательно -образовательные парадигмы: от античной Пайдейи к Просвещению: моногр. / Т. П. Бухтина, В. П. Римский ; Белгор. гос. ун-т, Волж. ин-т экономики и менеджмента - высш. шк. коммерции. - Волгоград : ВолГУ, 2004. - 156 с.

26. Быт и история в античности. - М.: Наука, 1988. - 272 с.

27. Васильев, А.В. Маски предков (imagines maiorum) в общественной жизни римлян в период республики и ранней империи / А.В. Васильев // Маска и театр в зрелищной культуре античного мира. Труды исторического факультета. Т. 23. - СПбГУ., 2015. - C. 73-99.

28. Васильева, Т.В. Поэтика античной философии / Т.В. Васильева. -М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 735 с.

29. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

30. Велигжанина, А. Скандал в Союзе Кинематографистов: Что делят Михалков и Хуциев? // Комсомольская правда. Режим доступа: https://www.kuban.kp.ru/daily/24243.3/441875/

31. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой жизни / Ж.-П. Вернан. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.

32. Веселовская, Н.: Олег Ефремов был законченный алкоголик! // Комсомольская правда. Режим доступа: https ://www.kp.by/daily/24428.4/597139/

33. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. -М., 1989. - 648 с.

34. Весник, Е. Записки артиста. Режим доступа: http://e-libra.ru/read/251953-zapiski-artista.html

35. Вечерний Ургант. Эфир от 16.03.2017. Режим доступа: http ://newstes.ru/2017/03/16/vecherniy-urgant-mariya-aronova-16-03 -2017.html

36. Видаль-Накэ, П. Чёрный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире / П. Видаль-Накэ; пер. с фр.; под ред. С. Карпюка.

- М.: Ладомир, 2001. - 419 с.

37. Винокуров, А.М. Исследование актёрской субкультуры провинциального театра. Режим доступа: http :// samlib.ru/w/winokurow_a_m/subcultura. shtml

38. Газо, А. Шуты и скоморохи всех времён и народов / А. Газо. -СПб.: тип. А.Л. Трунова, 1898. - 384 с.

39. Гвоздев, А.А. История европейского театра: Театр эпохи феодализма. Изд. 2-е. / А.А. Гвоздев. - М.: Книжный дом «Либроком», 2012.

- 336с.

40. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Академический Проект,2008. - 767 с.

41. Герасимова, М. Ольга Волкова. Энергичная и жизнерадостная / М. Герасимова. // Культурная столица. Журнал о культурной жизни Санкт-Петербурга. Режим доступа: http ://kstolica.ru/publ/kultura_iskusstvo/kultura/olga_volkova_ehnergichnaja_i_zhi zneradostnaja/43-1-0-538

42. Гёте, И. Правила для актёров / И. Гёте. // Собрание сочинений в 10 т. - Т.10. - М.: Художественная литература, 1980. - 514 с.

43. Гидденс, Э. Последствия современности / Э. Гидденс; пер. с англ. Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича; вступ. статья Т. А. Дмитриева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. - 352 с.

44. Гиззатуллин, В. Юрий Любимов и Театр на Таганке: 5 больших скандалов / В. Гиззатуллин. // Аргументы и Факты. Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/theater/yuriy_lyubimov_i_teatr_na_taganke_5_bolshih_s kandalov

45. Годелье, М. Загадка дара / М. Годелье. - М.: Восточная литература, 2007. - 295 с.

46. Грегоровиус, Ф. История города Рима в Средние века (от V до

XVI столетия) (Полное издание в одном томе) / Пер. с нем. / Ф. Грегоровиус. - М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2008. - 1280 с.

47. Гуревич, Л.Я. История русского театрального быта: От середины

XVII до начала XIX века. Изд.2-е. / Л.Я. Гуревич. - М.: Книжный дом «Либроком», 2012. - 304с.

48. Де Либера, А. Средневековое мышление / А. Де Либера; пер. с франц. О. В. Головой, А. М. Руткевича. - М.: Праксис, 2004. - 368 с.

49. Делез, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

50. Демирханян А.Р., Фролов Б.А. Ритм и символ в первобытном искусстве / А.Р. Демирханян, Б.А. Фролов // Историко-филологический журнал. - 1986. - №3. - С.150-168.

51. Дживелегов, А.К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. / А.К. Дживелегов. - М.-Л.: Государственное издательство «Искусство», 1941. - 526с.

52. Дидро, Д. Парадокс об актёре / Д. Дидро // Собр. соч. : в 10 т. - Т. V: Театр и драматургия. - М.,Л.: Academia, 1936. - 656 с.

53. Дмитрий Дюжев: «Я чувствую огромную ответственность перед историей Художественного театра...» // «Отзвуки театра» с Александром Калягиным. Ток-шоу. Эфир от 08 апреля 2017. Режим доступа: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57076/episode_id/1489571/

54. Доддс, Е.Р. Греки и иррациональное / Е.Р. Доддс. - М.-СПб.: Университетская книга, 2000. - 316 с.

55. Дом актёра. Режим доступа: http ://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20722

56. Доценко, Е.Г. Детские страхи в новом британском «театре жестокости»: пьесы для детей и их родителей. / Е.Г. Доценко. // Филологический класс. - 2012. №1. - С.55-59.

57. Желудкова, В.И. К вопросу об истории становления хорового исполнительства. // Приоритетные научные направления: от теории к практике: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. / В.И. Желудкова. -Нефтекамск: РИО ООО «Наука и образование», 2015. - 217 с.

58. Жилина, А.В. Театральный журнал «Артист» в литературном процессе 1880-1890 годов. / А.В. Жилина. - автореф. на соиск. ст. канд. филол. наук. - Омск: 2011.

59. Жихарев, С.П. Записки современника. / Хрестоматия по истории русского актёрского искусства конца XVIII-первой половины XIX веков / сост. Владимирова Н.Б., Кулиш А.П. - СПб.: СПГАТИ, 2005. - 599с.

60. Журавлев, А.Л. Нестик, Т.А. Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований. / А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик // Знание.Понимание. Умение. - 2011. №3. - С. 212-221.

61. Журавский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Журавский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. - 510 с.

62. Зоркая, Н.М. Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа. / Н.М. Зоркая. - М.: Аграф, 2010. - 400с.

63. Иванов, Д. Скоморох - душа славянская... Режим доступа: http://portal.nov.ru/avtorskie-kolonki/item/2983-skomoroh-%E2%80%93-dusha-slavyanskaya.html

64. Иванова, С. Женщины-творцы в советской музыкальной культуре Средневековья. /С. Иванова // Музыкальная академия. - 2010. № 1. С.158-161.

65. Иглтон, Т. Идея культуры / Т. Иглтон. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 192 с.

66. Йегер, В. Пайдейя: воспитание антич. грека: [в 3 т.] / В. Йегер ; пер. с нем. М. Н. Ботвинника. - Москва : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1997. - Т. 2 : Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем. - 335 с.

67. Йегер, В. Пайдейя: воспитание антич. грека: [в 3 т.] / В. Йегер; пер. с нем. А. И. Любжина. - Москва : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 2001. - Т. 1. - 593 с.

68. Йегер, В. Раннее христианство и греческая пайдейя / В. Йегер. -М.: Издательство «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 2014, - 216 с.

69. История // Союз театральных деятелей Российской Федерации. Всероссийское театральное общество. Год основания 1877. Режим доступа: http:// stdrf.ru/o-soyuze/istoriya/

70. История западноевропейского театра: Т.1. // под ред. Г.Н. Бояджиева. - М. 1981-1987. - 471 с.

71. История зарубежного театра. Театр Европы и США XIX-XX вв. Учебник для культурно-просветит. Учебных заведений. Ч.2. Под общ. ред. проф. Г.Н. Бояджиева. - М.: Просвещение, 1972. - 272 с.

72. История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Учебник для культ.-просвет. и театр. учебн. заведений, Ч.1. Под общ. ред. проф. Г.Н. Бояджиева. - М.: «Просвещение», 1971. - 360 с.

73. Кайуа, Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. / Р. Кайуа. - М: ОГИ, 2007. - 304 с.

74. Как они умерли. Борис Добронравов. Режим доступа: http ://akter.kulichki.com/se/dobronravov_b .htm

75. Какие должны быть идеальные актриса или актер, способные играть любовь? // Петербургский театральный журнал. Режим доступа: http://ptj.spb.ru/archive/24/144-stranitcy-pro-lyubov-24/kakie-dolzhny-byt-idealnye-aktrisa-ili-akter-sposobnye-igrat-lyubov/

76. Капшеева, П. Бабочка, летящая на сцену. Роман Виктюк. Режим доступа: https://readtiger.com/www.peoples.ru/art/theatre/producer/viktiuk/

77. Кара-Мурза, С. Советская цивилизация. Т.2. - Режим доступа: http ://www.kara-murza.ru/books/sc_b/sc_b_content.htm

78. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. Б. Э. Верпаховского [и др.] под науч. ред. О. И. Шкаратана ; Гос. ун-т «Высш. шк. экономики». - Москва : ГУВШЭ, 2000. - 606 с.

79. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. О зрелищах / Избранные сочинения. - М.: «Прогресс», 1994. - С. 277-293.

80. Келле, В.Ж. Духовность и интеллектуальное начало культуры // Человек в интеллектуальном и духовном пространствах / Отв. ред. М.С. Киселева [Сб. статей] / В.Ж. Келле. - М.: Прогресс, 2010. - С. 9-22.

81. Кривякина, Е. Путин поручил поддержать ТЮЗы. // Комсомольская правда. Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26189.5/3077799/

82. Курюмова, Н. В. Современный танец в культуре XX века: смена моделей телесности: диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Курюмова Наталия Валерьевна; [Место защиты: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина]. - Екатеринбург, 2011. - 176 с.

83. Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века / Ж. Ле Гофф. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 160 с.

84. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. / К. Леви-Стросс. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - 392 с.

85. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

86. Липовецкий, М., Боймерс, Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы» / М. Липовецкий, Б. Боймерс. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 376 с.

87. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992 - 272 с.

88. Львович, Б. Актерская курилка. Режим доступа: http://thelib.ru/books/lvovich_boris/akterskaya_kurilka-read-5.html

89. Маленькая хроника // Театр и искусство. - 1907. №1. - С.7.

90. Мамардашвили, М. Метафизика Арто // Арто А. Театр и его Двойник / пер. с фр., состав. и вступ. ст. В.Максимова. / М. Мамардашвили. -СПб.: Сипозиум, 2000. - 440с.

91. Марков, Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. - 304 с.

92. Марру, А.-И. История воспитания в античности. Греция / А.-И. Марру; [пер. с фр. А. И. Любжина и др.]. - Москва : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1998. - 425 с.

93. Масленникова, А.А., Масленникова, С.Ф. О субкультуре и ее сторонниках. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3140.pdf

94. Массуми Б. Чему животные учат нас в политике? / Б. Массуми. -Пермь, 2019. - 180 с.

95. Место и дом // Арт-кафе «Бродячая собака». Режим доступа: http ://www.vsobaka.ru/content/articles/3 60/

96. Микеладзе, Н.Э. О чем трубят театральные трубы? (Публичный театр как среда и средство коммуникации века Шекспира). // Шекспировские чтения 2004. / Н.Э. Микеладзе. - М.: Наука, 2006. - С. 32 - 49.

97. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс. - М.: КДУ, 2011. - 416 с.

98. Нарышкин, А.К. Заметки о театре времён Отечественной войны 1812 года. Режим доступа: http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Borodino_conf/2013/article43.pdf

99. Наумов, И. Путин заглянул в театральное закулисье // Независимая газета. Режим доступа: http://www.ng.ru/culture/2011 -12-01/1_putin_teatr.html

100. Нельзя делать вид, будто смерти нет //Lenta.ru. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2017/06/15/batalov_quotes/

101. Николаева, Н. Валентин Гибалтовский: «Задача искусства - не калечить человеческие души»// Кино-театр.ру. Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/person/155

102. Николаенко, Д.А. Герменевтические особенности основных типов коммуникации в традиционном танце / Д.А. Николаенко // Культура народов Причерноморья. - 2014. № 276. - С. 159-164.

103. Новая философская энциклопедия. В 4 Т., 2-е изд. - М.: Мысль, 2010. - 736 с.

104. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

105. Новости. Говорят, что каждый артист мечтает сыграть Гамлета...// Опера классическая. Режим доступа: http://operaclassic.net/19-govoryat-chto-kazhdyy-artist-mechtaet-sygrat-gamleta.html

106. Овчинникова, Б.Б. Маски и их роль в средневековой культуре Новгорода / Б.Б. Овчинникова, Е.В. Копнина // Новгородская Русь: историческое пространство и культурное наследие. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. - С. 118-134.

107. Овчинникова, И.Г., Кибанова, А.А. Вариативность этнического сознания: соотношение элитарной, профессиональной и массовой субкультур

(на материале ассоциативного эксперимента) / И.Г. Овчинникова, А.А. Кибанова // Вопросы психолингвистики. - 2007. № 5. - С. 90-94.

108. Ольшанский, Д. Сцены сексуальной жизни. Психоанализ и семиотика театра и кино. 2-е издание, исправленное и дополненное. Д. Ольшанский. - СПб.: Алетейя, 2017. - 392 с.

109. Павленко, А. Теория и театр. / А. Павленко. - СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2006. - 234 с.

110. Памяти Олега Янковского: «Дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя».- [Эл.ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/pamyati-olega-yankovskogo-dyavola-kak-i-gospoda-boga-igrat-nelzya/

111. Пахомова, А. Юрий Соломин: «В театр пришло письмо от королевы Елизаветы, и все переполошились.». Режим доступа: http://7days.ru/stars/privatelife/yuriy-solomin-v-teatr-prishlo-pismo-otkorolevy-elizavety-i-vse-perepoloshilis.htm#ixzz4krmFTT70

112. Песочинский, Н.В. Каких только антропологий не бывает... Режим доступа: http://antropogenez.ru/quote/459/

113. Петров, М. К. Античная культура / М. К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1997. - 352 с.

114. Петров, М. К. Искусство и наука; Пираты Эгейского моря и личность / М. К. Петров; [вступ. ст. С. С. Неретиной]. - М.: РОССПЭН, 1995. - 238 с.

115. Петров, М. К. Историко-философские исследования / М. К. Петров ; [сост., ввод. ст. В. Н. Дубровина, Ю. Р. Тищенко]. - М.: РОССПЭН, 1996. - 511 с.

116. Петров, М. К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М. К. Петров. - М.: РОССПЭН, 2004. - 775 с.

117. Петров, М. К. Язык, знак, культура / М. К. Петров; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1991. - 328 с.

118. Петроград, 13 Октября 1918 года // Театр и искусство. - 1918. № 32-35. - С.294-295.

119. Петроград, 7 января 1918 года // Театр и искусство. - 1918. № 1. -

С.4.

120. Плешакова, А. Борис Клюев: «Лет двадцать я не читал ни одного сценария» // Комсомольская правда. Режим доступа: http://www.kirov.kp.rU/daily/26187.2/3075328/

121. Плутарх Застольные беседы. - Л.: «Наука», 1990. Режим доступа: Ы1р://а^епйюте.га/апШй"Д.Ы;т?а=1438020000

122. Поворазнюк, С., Давыдова, М. Международная федерация актеров встала на защиту российских коллег / Известия. Режим доступа: http://iz.rU/news/553002#ixzz2Y9J7y9CZ

123. Положение о театральном отделе Народного Комиссариата по просвещению // Театр и искусство. - 1918. № 32-35. - С.298.

124. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

125. Почетное звание «Народный артист СССР» // История наградной фалеристики России. Режим доступа: http://www.allfaler.ru/nagrad-sistem/nagrad-syst-sssr/gos-nagrad-sssr/pochet-zvaniya-sssr/80-pochetnoe-zvanie-narodnyj -artist-sssr

126. Правила поместных соборов с толкованиями. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-pomestnyh-soborov-s-tolkovanijami/

127. Православные святые - покровители профессий и видов деятельности // Православие в Прииртышье. Официальный сайт Семипалатинского благочиния Усть-Каменогорской и Семипалатинской Епархии. Режим доступа: http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/Sv_professii.html

128. Пыляев, М.И. Наш театр в эпоху Отечественной войны / М.И. Пыляев. // Старое житье. Режим доступа: http://coollib.eom/b/318896/read

129. Раса // Новая философская энциклопедия в 4т. Т.3. - М.: Мысль, 2010. - С. 414.

130. Режим доступа: http://dictionary.tdf.org/george-spelvin/

131. Режим доступа: https://www.sagaftra.org/content/about-us; https ://www. sagaftra.org/home

132. Режим доступа: Introduction // http://fia-actors.com/fia-worldwide/introduction/

133. Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 528 с.

134. Римский, В. П. К проблеме генезиса религии / В. П. Римский // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. - Ростов-на-Дону, 1983. - № 1. - С. 55-60.

135. Римский, В. П. Миф и религия: проблема генезиса и культурно-исторической специфики архаических религий / В. П. Римский. - Белгород: Крестьян. дело, 2003. - 200 с.

136. Римский, В. П. Миф: первичные формы знания и логического мышления / В. П. Римский, О. В. Ковальчук // Философия науки: актуал. ист. -науч. и методол. проблемы : моногр. / БелГУ ; под ред. В. П. Римского. -Белгород, 2007. - С. 7-35.

137. Рисмен, Д. Некоторые типы характера и общество / Пер. с англ. Е.Д. Рудкевич / Д. Рисмен // Социологические исследования. - 1993. №3. -С.121-129.

138. Романенко, И.Б. Античная и средневековая образовательные парадигмы / И.Б. Романенко // Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. - СПб.: Центр антиковедения СПбГУ, 2001. - С. 42-50.

139. Ромм, В.В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры / В.В. Ромм // Дисс. на соиск. ст. д.культурологии, по спец. 24.00.01 - Теория и история культуры. - Барнаул. - 2006. - 403 с.

140. Российским актёрам хотят запретить сниматься чаще трёх раз в год // Кино-театр.ру. Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/news/y2017/4-1/11423

141. С.-Петербург, 7-го Января 1907 г. // Театр и искусство. - 1907. №1. - С. 1.

142. Саид, Э. Культура и империализм / Э. Саид. - СПб.: Владимир Даль, 2012. - 736 с.

143. Саид, Э. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э. Саид. -СПб.: Русский Mip, 2006. - 637 с.

144. Сеннет, Р. Падение публичного человека / Р. Сеннет. - М.: Логос, 2003. - 424 с.

145. Сергеева, Ю. Антон Хабаров: «Актёр не должен относиться к себе очень серьёзно» / Ю. Сергеева // Кино-театр.ру. Режим доступа:http://www.kino-teatr.ru/kino/person/363/

146. Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989. - 704 с.

147. Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССГТЭН), 2003. 632 с. (Серия «Summa cuiturologiae»).

148. Солопова, М.А., Шичалин, Ю.А. Пайдейа / М.А. Сопова, Ю.А. Шичалин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М., 2001. - С.189.

149. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: исслед. изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / П. А. Сорокин ; пер. с англ. В. В. Сапова ; Ин -т социологии РАН, Междунар. ин-т Н. Кондратьева - П. Сорокина. - Санкт-Петербург : РХГИ, 2000. - 1054 с. : ил., табл. - (Социология : Универ. б-ка).

150. Спектакль Марка Захарова «Юнона и Авось» сыграли уже 1500 раз // 7 дней.т Режим доступа: http://7days.ru/entertainment/cinema/spektakl-marka-zakharova-yunona-i-avos-sygrali-uzhe- 1500-raz.htm

151. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой. Режим доступа: http ://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/text_0020. shtml

152. Стоцкий, А. Мужчины-кошельки А.Волочковой / А. Стоцкий. // Экспресс-газета.2008. 7 ноября. Режим доступа: http://www.compromat.ru/page_23567.htm

153. Суриков, И.Е. Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры / И.Е. Суриков. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. - 304 с.

154. Сурта, Е.Н. Шпильманы в контексте маргинальной субкультуры западноевропейского Средневековья / Е.Н. Сурта // Весщ БДПУ, - 2013. №2 (Серыя 2). - С. 55-58.

155. Сутыка, Д. Александр Лазарев: «Выживать в театре - серьезное испытание». Режим доступа: http://rb2.surfingbird.ru/surf/aleksandr-lazarev-vyzhivat-v-teatre-sereznoe--1lSF8aa69#.WZ6-5ZqGjIU

156. Съезд сценических деятелей // Театр и искусство. Еженедельный иллюстрированный журнал. - 1897. №12. - С.233.

157. Театральный жаргон. Режим доступа: http ://kolyadanik.livejournal.com/216160.html

158. Театроведение // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Марков). - М.: Советская энциклопедия, 1967. Т. 5. - 1136 с.

159. Тельпиз, Е., Мазеина, А. Смех и слёзы Максима Аверина / Е. Тельпиз, А. Мазеина // CherAmi. 2017. - № 8. Режим доступа: http://www.cherami.club/publication/495/

160. Тенишева, М. К. Впечатления моей жизни. Воспоминания / М.К. Тенишева. - М.: Захаров, 2002. - 396 с.

161. Тинина, З.П. История европейского театра от Античности до Новейшего времени. Ч.1. Античность. Средневековье. Возрождение.: Учебно-методическое пособие / З.П. Тинина. - Волгоград: ВолГУ. 2005, - С. 11.

162. Толкования на правила Святого Поместного Собора Карфагенского. Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1322

163. Томсон, Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. - Т.II. Первые философы / Дж. Томсон. - М.: Изд-во ин. лит., 1959.

- 371 с.

164. Топоров, В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) / В.Н. Топоров // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. - М.: Наука, 1982. - С. 8-40.

165. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала: моногр. под ред. В.П. Римского. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017. - 456 с.

166. Философская энциклопедия. Т.2. - М.: Советская энциклопедия. Серия Энциклопедические словари и справочники, 1962. - 576 с.

167. Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности. / Э. Фишер-Лихте.

- М.: Канон+, 2015. - 376 с.

168. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. / А.Я. Флиер. -М.: Академический Проект, 2000 - 496 с.

169. Французский театр эпохи Просвещения. Т.1. - М.: Искусство.

1957.

170. Фрезер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрезер. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. - 528 с.

171. Фролов, Э.Д. Рождение греческого полиса. 2-е изд. / Э.Д. Фролов.

- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. - 266 с.

172. Фуко, М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году / М. Фуко ; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 676 с.

173. Фуко, М. Слова и вещи: археология гуманит. наук / М. Фуко. -Санкт-Петербург : A-cad : Талисман, 1994. - 405 с.

174. Фуко, М. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982—1983 уч. году. / М. Фуко. - Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 432 с.

175. Хабермас, Ю. Модерн - незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С. 40-52.

176. Хабермас, Ю. Постмодернизм и культура / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - №4. - 1992. - С.40-53.

177. Харченко, Е. В. Языковое сознание профессионала как предмет психолингвистики / Е.В. Харченко. // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н. В. Уфимцева. - М.: ИЯ РАН, 2000. - С. 178-190.

178. Хебдидж, Д. Субкультура: значение стиля (пер. Маликова М.Э., Неклюдова М.С.) / Д. Хебидж. // Теория моды: одежда, тело, культура. -2009. №10. - С. 131-175.

179. Хёйзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хёйзинга. -СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.

180. Хелл, Д., Гольдблатт, Д., Макгрю, Э., Перратон, Дж. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Д. Хелл , Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Дж. Перратон. - М.: Праксис, 2004. - 576 с.

181. Хрестоматия по истории западноевропейского театра / под ред. С.С. Мокульского. Т.1. - М.: Искусство. - 1952-816 с.

182. Хроника // Театр и искусство. - 1918. №28-31. - С.279.

183. Хроника // Театр и искусство. - 1918. № 24-25. - С.247.

184. Хроника // Театр и искусство. - 1918. № 32-35. - С.295.

185. Центральный Дом Актера им. А.А. Яблочкиной // Культура.РФ. Режим доступа: http://www.culture.ru/institutes/10194/tsentralniy-dom-aktera-im-a-a-yablochkinoy

186. Чистюхин, И.Н. Содержание античных зрелищ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2016/16221.htm.

187. Что же такое «талант актера?». О школе Рубена Сергеевича Агамирзяна // Петербургский театральный журнал. - 2001. №4[26]. Режим доступа: http://ptj.spb.ru/archive/26/teachers-26/chto-zhetakoe-talant-aktera/

188. Шабалина, Т. «Привал комедиантов». Режим доступа: http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/PRIVAL_KOMEDIANTOV.html

189. Шадрина, Н. Сцена нам отомстит // Официальный сайт «Областной газеты» (Екатеринбург). Режим доступа: https://www.oblgazeta.ru/culture/22542/

190. Шишков, А.В. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие / А.В. Шишков. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 592 с.

191. Шкурко, Т.А. Психологические функции танца. Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга». Ростов-н-Д.: 2003.

192. Щепанская, Т.Б. Традиции городских субкультур. / Современный городской фольклор. / Т.Б. Щепанская. - М.: РГГУ, 2003. - С.27-33.

193. Щепкина-Куперник, Т.Л. Малый театр / Т.Л. Щепкина-Куперник // Из воспоминаний о русском театре. - М.: Детская литература, 1956 - 157 с.

194. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

195. Эмихен, Г. Греческий и римский театр. Изд. 2-е. / Г. Эмихен. -М.: Книжный дом «Либроком», 2012. - 312с.

196. Эстетика: Словарь // Под общ. ред. А.А.Беляева и др. - М. : Политиздат. 1989. - С.255.

197. Яцковская, И.Ф. Этапы развития танца модерн и его стилевое разнообразие / И.Ф. Яцковская. // Культура и образование. - Февраль 2014. № 2 Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1395

198. 9 (Serious) Theatrical Superstitions // https://www.backstage.com/news/9-serious-theatrical-superstitions/

199. About the IATSE // http://www.iatse.net/about-iatse

200. Cawthon D. Fake it till you make it: St. Genesius, patron of actors // U.S. Catholic.-2010.-August.-Vol. 75,№8, P.47-48) // http://www.uscatholic.org/church/2011/10/fake-it-till-you-make-it

201. Freud R. George Spelvin Says the Tag: Folklore of the Theater // Western Folklore Vol. 13, No. 4 (Oct., 1954), pp. 245-250.

202. Gerhard J. 13 Theatrical Superstitions and Myths // http://www.stagedoormemphis.org/sdpfamily-blog/2015/3/12/13-theatrical-superstitions-and-myths

203. Gerhard J. 13 Theatrical Superstitions and Myths // http://www.stagedoormemphis.org/sdpfamily-blog/2015/3/12/13-theatrical-superstitions-and-myths

204. Korom Frank J. An Introduction // The Anthropology of Performance. A Reader. Edited by Frank J. Korom. - Wiley-Blackwell. 2013. P.1.

205. Maschere della Commedia dell'Arte. ^mmenti, contributi e opinion. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.jadawin.info/maschere.htm

206. Neugebauer-Maresch C., Zum Neufund einer 30.000 Jahre alten Statuette bei Krems, Niederösterreich, 1990; dieselbe, Altsteinzeit im Osten Österreichs, 1993; dieselbe, Zur altsteinzeitlichen Besiedlungsgeschichte des Galgenberges von Stratzing/Krems-Rehberg, 1993. Режим доступа: http://www.aeiou.at/aeiou.encyclop.v/v132616.htm

207. President's Message. Режим доступа: http://fia-actors.com/about-fia/introduction/presidents-message/#c291

208. SAG-AFTRA Members Elect Gabrielle Carteris President, Jane Austin Re-elected Secretary-Treasurerhttps. Режим доступа: www.sagaftra.org/sag-aftra-members-elect-gabrielle-carteris-president-sag-aftra-jane-austin-re-elected-secretary

209. Saints related to Patron-of-actors // Catholic saint medals.com. Режим доступа: http://saint.catholicsaintmedals.com/patronage/saints/347/patron-of-actors

210. Schiffman J. Actors' Superstitions. Режим доступа : https://www.backstage.com/news/actors-superstitions_2/

211. St.Vitus. Режим доступа: http:// Catholic Online.-www.catholic. org/saints/saint.php?saint_id= 140

212. Theatrical superstitions and saints. Режим доступа: https://translate.google.ru/translate?Hl=ru&sl=en&u=http://lecatr.people.wm.edu/t heatrical_superstitions_and_saints.html&prev=search

213. Top 10 Theater Superstitions. Режим доступа: http://listverse.com/2010/08/20/top-10-theater-superstitions/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.